Болезни Военный билет Призыв

Интересные исторические вопросы для викторины. Викторины по истории россии. Конкурс “Кто правил на Руси?”

С помощью этой викторины вы совершите увлекательное путешествие в мир истории.

Викторина по истории для школьников с ответами

1. О ком из русских царей Николай Михайлович Карамзин сказал так: «Характер Иоанна... есть для ума загадка»? (Об Иване Грозном)

2. Когда было отменено и затем восстановлено патриаршество в России? (14 февраля 1721 года, по указанию Петра I была торжественно открыта Духовная коллегия, получившая название Святейшего правительственного Синода. Так было упразднено патриаршество в России. Патриарх вновь встал во главе русской церкви лишь в ноябре 1917 года, когда церковь была отделена от государства)

3. Арабские купцы, путешествуя по свету, строили свои торговые ряды, окружая их высокими гладкими стенами. Есть такая улица и в Москве. В ее названии слышатся восточные мотивы. Что это за улица? (Арбат)

4. Какое преступление, согласно священной Книге, уничтожило одну четверть населения Земли? (Каин убил Авеля)

5. Какие знаменитые слова сказал римский император Юлий Цезарь, когда решился перейти реку Рубикон и тем самым развязать гражданскую войну? («Жребий брошен!»)

6. Участвуя в одном из важнейших событий в истории человечества, 20 июня 1969 года, Нил Армстронг сказал: «Такой маленький шаг для человека и такой огромный — для человечества». О каком событии идет речь? (Высадка американских астронавтов на Луну)

7. Когда можно было ходить по Средиземному морю пешком? (Шесть миллионов лет назад. Тогда это море было огромной долиной. Цепь гор отделяла ее от нынешнего Гибралтарского пролива. Когда пять с половиной миллионов лет назад эта горная гряда разрушилась, воды Атлантического океана потекли через пролив и постепенно заполнили пространство долины. На ее месте образовалось Средиземное море)

8. Князь Александр Меньшиков никогда не читал указов Петра I, и, тем не менее, выполнял их своевременно и, даже, опережая его волю. Почему князь Меньшиков не читал указов царя? (Он был неграмотен)

9. Героя Отечественной войны 1812 года солдаты с восхищением называли ОН БОГ РАТИ. А какая фамилия была у этого полководца? (Багратион)

10. Христос был распят на кресте. Но этот вид казни применялся еще до рождения Христа. Где в древнем мире был распространен этот вид казни? (В Древнем Риме — такую же смерть принял Спартак — предводитель восстания рабов в первом веке до нашей эры)

11. По проекту 1939 года, в СССР для обозначения этого должны были быть использованы такие слова: Ленин, Маркс, Революция, Свердлов, Май, Советская Конституция, Жатва, Мир, Коминтерн, Труд, Великая революция, Сталин. А как это называем мы и весь цивилизованный мир? (Январь, февраль, март...)

12. В какой стране убили Александра Сергеевича Грибоедова — российского посла и автора бессмертной комедии «Горе от ума»? (В Персии — ныне Иран)

13. Где погиб (по легенде съеден аборигенами) знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук? (На Гавайских островах)

14. При каком римском императоре был сожжен Храм в Иерусалиме? (При Тите Флавии)

15. Как называлась первая российская рукописная газета? («Куранты»)

16. Какого деятеля французской революции убила Шарлотта Корде? (Марата)

17. В каком году закончилась Первая мировая война? (13 ноября 1918 года был подписан «Брестский мир»)

18. Орды какого хана захватили и сожгли Москву в 1382 году? (Тохтамыша)

19. За спасение полярников с какого судна несколько летчиков стали первыми Героями Советского Союза? («Челюскин»)

20. Кто был императором в Риме в год распятия Христа? (Тиберий — пасынок Августа)

21. В каком году началась гражданская война в Испании? (В 1936 году)

22. Кто возглавлял правительство России по время дефолта августа 1998 года? (Сергей Кириенко. Среди депатутов Госдумы имел прозвище «Киндер-сюрприз»)

23. При каком российском правителе случилось Пугачевское восстание? (При Екатерине II)

24. К какой эре относятся все три геологических периода, в которых жили динозавры? (К Мезозойской эре)

25. Какой римский император считал себя великим актером и часто выступал в публичных представлениях? (Нерон)

26. На какого императора покушался старший брат Володи Ульянова — Александр? (На царя Александра III)

27. В какой день недели распяли Иисуса Христа? (В пятницу)

28. Что планировалось при Иосифе Виссарионовиче Сталине построить на месте взорванного Храма Христа Спасителя? (Дворец Советов)

29. Кто был последним правителем из царского дома Птоломеев в эллиническом Египте? (Клеопатра)

30. Кто был последним русским царем — Рюриковичем? (Федор Иванович)

31. Последнего правителя какой древней цивилизации звали Монтесума? (Цивилизации ацтеков)

32. Назовите имя и прозвище римского императора четвертого века, который, сам будучи крещеным, пытался уничтожить Христианство. (Юлиан Отступник)

33. Какой древний грек прозван «отцом истории»? (Геродот)

34. В каком веке произошли события, которые легли в основу «Слова о полку Игореве»? (В двенадцатом веке)

35. Кто был Великим инквизитором в Испании во времена Колумба? (Торквемада)

36. Какой дворянский титул был у сподвижника Петра I — Александра Меньшикова? (Светлейший князь)

37. Назовите имя фаворита императрицы Анны Иоановны, фактического правителя России в годы ее царствования. (Эрнст Иоганн Бирон — герцог Курляндский)

38. Фавориткой какого короля была маркиза де Помпадур? (Людовика XV)

39. Войска какого шведского короля разбила под Полтавой русская армия? (Карла XII)

40. Назовите имя царя, который в 480 году до нашей эры вместе с 300 спартанцами стойко оборонял горный проход Фермопилы от всей армии персов. (Леонид)

41. При каком римском императоре был воздвигнут Колизей? (При Веспасиане)

42. В каком веке жил итальянский предсказатель Мишель Нострадамус? (В шестнадцатом веке)

43. Какая муза была покровительнцей истории? (Клио)

44. Назовите овраг на окраине города Киева — место массового уничтожения евреев и советских военнопленных немецкими оккупантами в 1941-1943 годах? (Бабий Яр — всего уничтожено свыше ста тысяч советских граждан)

45. Каким способом был казнен по царскому указу глава старообрядчества и идеолог раскола в православной церкви протопоп Аввакум? (Он был сожжен)

46. При каком князе московский Кремль стал белокаменным? (При Дмитрии Донском)

47. Для нас недвижимое имущество — это строения, а движимое — это наличные деньги и ценности. Подобное разделение было и у древних греков. Только недвижущимся богатством они считали драгоценные металлы в слитках, золото, медь, железо; а какое богатство они называли словом probata, то есть «передвигающееся имущество»? (Скот)

48. Когда враги-византийцы преподнесли этому русскому князю отравленную пищу, он догадался, и отказался есть. После этого, в знак способности к предвидению, он получил свое прозвище. Какое? (Вещий. Это был Вещий Олег)

49. Александр Сергеевич Пушкин писал об Александре I:

«Он человек! Им властвует мгновение.

Он раб молвы, сомнений и страстей;

Простим ему неправое гоненье:

Он взял Париж...»

А что еще, по мнению Пушкина, Александр I сделал хорошего? («... он основал Лицей»)

50. Суздальский князь получил свое прозвище, потому что в двенадцатом веке он боролся за власть далеко от Суздаля. Что же это за прозвище? (Юрий Долгорукий)

51. Существует предание, что колокол с Колокольни «Иван Великий» Наполеон хотел вывезти в Париж. Французские инженеры не справились с этой задачей, ссылаясь на необходимость строительства лесов. Нашелся русский мастер-самоучка, который достаточно быстро колокол снял. Как его наградил Наполеон? (Расстрелял как изменника отечеству)

52. По свидетельству Геродота, в пятом веке до нашей эры тиран Гестий использовал для тайных посланий тела своих рабов. Как он это делал? (На бритую голову раба наносился текст. Когда волосы отрастали, раба отправляли к адресату)

53. В далекие времена славяне верили, что дикие животные являются их прародителями. Каждое племя имело свой тотем — священное животное, которому поклонялось. Назовите племя, считавшее своим предком волка. (Лютичи. Одно из имен волка — «лютый»)

54. Еще в Древнем Риме во время избирательных кампаний кандидаты на какой-либо пост тоже давали народу обещания. Например, на стенах дома в Помпеях до сих пор сохранилась надпись: «Голосуйте за Марка

Казеллия Марцелла! — он будет хорошим управляющим и устроит великолепные...» Что он обещал устроить? (Гладиаторские бои)

55. Во второй половине девятнадцатого века в России резко снизилось количество уголовных дел об оскорблении Его Императорского Величества. С чем это связано? (Из кабаков убрали все портреты царя)

56. Во времена Петра I срок обучения в школе составлял семь лет. А какую войну Петр I назвал «троевременной и опасной школой»? (Северную войну. Она длилась двадцать один год)

57. Будущий римский император Веспасиан во время Иудейской войны приказал бросить в воду нескольких пленных, связанных и не умеющих плавать. Какой эксперимент проводил Веспасиан? (Он исследовал свойства воды Мертвого моря. Пленные не утонули)

58. Во времена Французской республики некоторые члены Конвента, выступая на страницах газет, требовали упразднения «монархического элемента» в шахматах. Что они предлагали сделать? (Заменить «короля» «знаменем». «Знамя взято» должно было означать «мат королю»)

59. В годы Второй мировой войны телевидение в нашей стране, как и в других странах, не работало. Но уже 7 мая 1945 года состоялась первая пробная передача. Скажите, в какой стране начал первым регулярно работать телецентр после Второй мировой войны? (В СССР. Московский телецентр на Сухаревке)

60. Начало девятнадцатого века. Англия. Выдающийся изобретатель Джордж Стефенсон проводит испытания первого паровоза. Медленно по рельсам движется локомотив, а перед ним шагает боксер. Почему именно боксер шел перед паровозом? (Чтобы, защитить паровоз от крестьян, собравшихся разнести «чудовище» на куски)

61. В эпоху Возрождения, как утверждает историк Мишель Фуко, сумасшедших не помещали в психбольницы — в то время таких больниц просто не было.

А помещали их на «Корабль дураков» и отправляли в плавание. Зачем? (В эпоху Возрождения считалось, что безумие, вода и море принадлежат к одной и той же стихии изменчивости и непостоянства. Подобное, по преданиям того времени, надо лечить подобным. Поэтому в качестве лечения от безумия предлагались водные путешествия)

Предмет (направленность): история

Возраст детей: 7 класс

Место проведения: класс и вне класса.

Цели игры :

Воссоздать на ярких исторических примерах картины из жизни России.

Пробудить интерес к изучению истории с привлечением дополнительной литературы;

Повторить и закрепить знания учащихся по курсам истории России за 6-7-й класс;

Форма проведения игры : командное соревнование

Материалы и оборудование : кубик с цифрами, мультимедийный проектор, сигнальные карточки.

Ведущий: Уважаемые игроки, болельщики, члены жюри! Мы рады приветствовать вас на сегодняшней большой игре Знатоков истории. Сегодня мы встретились здесь, чтобы поговорить о нашей истории. Как много интересного таит она в себе. История сдружила нас, любовь к ней собрала нас в этом уютном зале.

Команды должны объявить свое название и озвучить девиз.

Правила викторины.

Игра имеет такие же правила, как и настольные игры, связанные с бросанием кубика и движением по игровому полю.

Вы – туристы, которым предстоит пройти по маршруту «Историко-краеведческая тропа»

Для этого вам предстоит ответить на вопросы, которые соответствуют данным рубрикам: Вехи русской истории”, “Загадочная Россия”, “История в стихах”, “Личность в истории”, “Мой Ямал”, “Голоса из прошлого”, “Русская кухня”, “Кот в мешке”, “Творческая минутка”.

Для выбора вопроса представители команд поочередно бросают кубик. Выпавшая цифра означает, на сколько шагов вы можете передвинуться вперед. Побеждает та команда, которая быстрее дойдет до финиша.

Какое слово в старину служило синонимом «красоты»? (лепота)

Какой древний русский город хан Батый повелел назвать «Злым»?Козельск (в 1238г. семь недель маленький город сдерживал натиск войск Батыя)

Против каких завоевателей земли Русской возглавили борьбу Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский? (поляков)

Именно этот город на берегу Белого моря стал первым морским портом России (Архангельск)

В водах какой реки Владимир I Святославович крестил русских людей в 988 году?
(В водах Днепра, крещение киевлян.)

Что общего между Петром I и урядником Петром Михайловым? (под именем Петра Михайлова Пётр I был в составе великого посольства).

Высшее учебное заведение, открывшееся в Москве в 1755 году.(Московский университет ).

Создание этого богатыря закончилось в 1735г. И хотя во время пожара 1737г. он существенно пострадал, это не мешает ему являться украшением Московского Кремля. (Царь-колокол ).

Сколько в истории России было князей и царей по имени Иван?(Шесть.)

В каком веке Россия стала именоваться империей? (В 18-м веке.В 1721 году Пётр I объявил Российское государство Российской империей.)

Какому крупнейшему русскому летописцу принадлежат слова, которым уже более восьми веков: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет...»?
(Нестору-летописцу, автору первой редакции «Повести временных лет».)

В каком веке отмечалось 1000-летие Крещения Руси?
(В 20-м, а точнее в 1998 году.)

Правил в Киеве тот князь,

И молва о нем неслась.

Все соседи князя знали

И мудрейшим называли. (Ярослав)

Назови боярский дом:

Там наличники резные,

Есть и башенки на нём,

И крылечки расписные (Терем)

Из овчины шубу сшили

И довольны очень были

Ведь морозов не боится,

Тот кто в шубу облачится. (Тулуп)

В болоте родился,

Три раза крестился. (Петербург, Петроград, Ленинград)

Униженный, без воли, без земли

Как жаркий раб, всегда лишен покоя,

Крестьянин русский,

Много сотен лет

Тебя томило право… (крепостное)

Подскажи, кто самый главный

В русской церкви православной? (патриарх)

Петр диковинки любил,

Собирал их и копил.

Из причуды царской сей

Первый создан был музей (Кунсткамера)

У Печкина прапрадед был.

Он почты в старину возил.

По тракту он в повозке мчался,

Каким он, словом назывался? (Ямщик)

Зимний дворец у Невы, посмотри!

Жили когда-то в нем наши цари.

Ну а сейчас в нем огромный музей,

Города гордость и Родины всей. (Эрмитаж)

1.О каком неудачном для русских сражении говорится в этом поэтическом отрывке:

О, кто в то мгновение ведал –
Жгла очи метельная мгла,
Что дальней предтечей победы
Контузия эта была. (Сражение под Нарвой в Северной войне).

2.Где происходило сражение, о котором говорит поэт:

По льду летели с лязгом, громом,
К мохнатым гривам наклоняясь,
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь. (Ледовое побоище).

3.О каком событии говорится:

Черной тучей конница Мамая
Затянула весь простор степной,
Но её удары принимая,
Выстроились русичи стеной. (Битва на Куликовом поле)

4. Назовите дату и событие

Государь прочитал и, спокоен и строг,

Повернулся к Ахметовым людям.

Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог

И сказал: «Дань платить мы не будем!»

(1480 г. – завершение ордынского ига).

5.О каком событии говорится:

С вождём покой в объятьях сна
Дружина храбрая вкушала;
С Кучумом буря лишь одна
На их погибель не дремала.
Страшась вступить с героем в бой,
Кучум к шатрам, как тать презренный
Прокрался тайною тропой,
Татар толпою окруженный. (Смерть Ермака)

6.О каком событии говорится:

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу. (Строительство Петербурга)

7.О каком географическом объекте говорится:

Есть в тайге сибирской нашей

Больше моря чудо-чаша.

В окруженье диких скал,

Это – озеро ….. (Байкал)

8. О каком городе говорится:

Древнерусский город – до сих пор он молод,

Оружейный там завод и молва давно идет,

О пряниках печатных

И самоварах знатных. (Тула)

9. О каком городе говорится:

Град, что строил Долгорукий

Посреди глухих лесов,

Вознесли любовно внуки

Выше прочих городов. (г. Москва).

Назовите имя и фамилию человека, летом 1613 года венчавшегося на царство в России? (Михаил Романов.)

Назовите русского князя, командовавшего войском в Ледовом побоище на Чудском озере? (Александр Ярославич Невский.)

Наиболее заметными русскими царями были Иван IV и Пётр I. А кто из их «коллег» объединял приписываемые им качества? (Иван III.Современники называли его и Великим и Грозным.)

Назовите царевну, правительницу русского государства, при малолетних братьях Иване и Петре. (Софья.)

В истории России их было трое. И второй, и третий были внуками первого. На то, чтобы называться третьим, было много претендентов. Первого звали Великий. Назовите имя. (Пётр.)

В царствование какой российской императрицы для свадьбы придворного шута был построен Ледяной дом?
(Анны Иоанновны, российской императрицы с 1730 года, племянницы Петра I.)
Как звали сына Петра Первого, который по приказу отца был брошен в Петропавловскую крепость? (Алексей.)

Этот князь написал своим сыновьям «Поучение». (Владимир II Мономах.В «Поучении» призывал сыновей укреплять единство Руси.)

В 1583 году Иван Грозный пожаловал этому купцу деревню Большие Соли за заслуги в освоении Сибири. Назовите этого купца. (Семён Строганов.)

Во время правления какой императрицы к России были присоединены Крым и Северное Причерноморье? (Екатерина II.)

Кто из русских царей был убит в результате заговора в 1801 году? (Павел I.)

Назовите фамилию человека, который под именем Петра III в 1773 году возглавил восстание яицких казаков. (Емельян Пугачёв.)

Как звали первого русского митрополита, независимого от Византии? (Иов)

Кого из российских императриц звали в девичестве София-Шарлотта-Августа-Фредерика Ангальт- Цербстская? (Екатерина II )

Что означает в переводе на русский слово Ямал? (Край земли)

Как называлась первая улица Нового Уренгоя?(Оптимистов)

Водами какого моря омывается северная граница округа? (Карско го )

Название материка, где находится полуостров Ямал (Евразия)

Первоначальное название города Салехард (Обдорск)

О чем должен был помнить каждый ненец, вступая в брак? (Девушка должна быть из другого рода)

Как первоначально назывался Ямало-Ненецкий округ? (Ямало-Гыданский округ)

Натуральный налог с народов Севера и Сибири (Ясак)

Олень от них убегает, а они от него не отстают (Нарты)

Назовите крупные реки округа (Пур, Таз, Обь, Надым)

Какой алфавит лег в основу ненецкой письменности? (Латинский)

“Дотоле моей ноги в Москве не будет, покуда бояре там всем заправляют. А что до народа московского, то зла на него моего царского нету”. (Ивану Грозному).

“Каждый воин должен понимать свой маневр. Воюют не числом, а умением”. (Александру Суворову).

“Весело слушать, когда подданные открыто говорят государю правду. Вот чему надо учиться у господ англичан”. (Петру Первому).

“Врагов тьма тьмущая, многая множество бесчисленно, воскликнул князь, - но лучше честная смерть, чем позорная жизнь!” (Дмитрию Донскому).

«Да будет Киев матерью городов русских!»? (Олег)

«Каждый воин должен понимать свой манёвр. Воюют не числом, а умением» (А.В.Суворов)

«Иду на Вы» (киевский князь Святослав)

«Своего князя мне уже не воскресить, но я хочу почтить вас завтра перед своими людьми» (княгиня Ольга)

«История – этофонарьвбудущее, который светит нам из прошлого...» (В.О. Ключевский)

«РоссиимогуществобудетприрастатьСибирью» (М.В. Ломоносов)

Ложками из какого материала ели дружинники при дворе князя Владимира Святого? (серебряными ложками)

Какой продукт, согласно русской пословицы, является всему головой? (Хлеб)

О какой кухонной утвари говорится в народной русской загадке: «Утка в море, а хвост на заборе»? (О ковше )

Кашу из какой крупы на Руси называли черной? (Из гречки )

Слово суп появилось в России в эпоху Петра. А как первоначально называли жидкие блюда на Руси? (Хлёбово, варево, похлёбка, уха )

Этот продукт на Руси ставили на стол перед дорогим гостем. А если гость оказывался нежеланным, то его ему не предлагали (соль)

Мучное лакомство, известное на Руси еще до принятия христианства и дожившее до сегодняшнего дня. Этот продукт изготавливали из смеси ржаной муки с медом и ягодным соком - его даже называли "медовым хлебом".(пряники)

Транслируется отрывок их фильма С Эйзенштейна «Александр Невский»

Транслируется отрывок их фильма А.Разумного «Тимур и его команда»

Демонстрация иллюстраций: «Полюдье», «Кремль при Иване III», «Строительство Санкт-Петербурга», Казнь Емельяна Пугачева», «Иван Сусанин»

Вопросы: Правда ли вы, что в Новгородской земле мера сыпучих продуктов называлась «пузо»? (да)

Правда ли вы, что в старину Красная площадь носила название Пожар? (да)

Ребятам предлагается спеть знакомые песни в КАРАОКЕ: «Едем мы друзья», «Все мы делим пополам», «День Победы», «Если с другом вышел в путь», «Главное ребята сердцем не стареть», «Пора в путь-дорогу», «Катюша», «Маленькая страна».

Песни предлагаются попарно. Команда выбирает понравившуюся песню для исполнения.

Подведение итогов викторины и награждение победителей

1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России конец XVI - XVIII век - М: Издательство Просвещение, 2009.

2. Б.Н. Серов, Л.М.Гаркуша, М.В. Лескинен Поурочные разработки По истории России с конца XVI века до конца XVIII века Москва «ВАКО» 2004.

3. Ю.К. Школьник История России Полная энциклопедия Москва «Эксмо» 2008

4.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

пгт. Троицко-Печорск

Интеллектуальная игра - викторина

« От Руси до России ».

(классный час для обучающихся 3-4 классов)

Составител ь :

Лёвкина О.Г. (учитель начальных классов)

2012 г.

Викторина по истории России для учащихся 3 -4 классов.

« От Руси до России ».

На звание « Знаток истории ».

Цель:

Создать для учащихся условия, которые позволят в увлекательной форме проверить свои интеллектуальные способности и дать возможность приобрести новые знания и расширить кругозор.

Задачи:

Учить детей использовать свои знания в нестандартной обстановке.

Развивать познавательный интерес к предмету окружающий мир и творческие возможности детей.

Актуальность:

Развитие познавательных интересов младших школьников – одна из важнейших задач начальной школы. Именно решение этой проблемы определяет успех дальнейшего обучения детей. Если на самом раннем этапе появится желание узнавать новое, преодолевать трудности, искать самостоятельно нужную информацию, то процесс формирования личности пойдёт ровнее, на более высоком уровне.

Одним из средств, пробуждения интереса к предмету являются занимательные игры.

Само слово занимательный в словаре русского языка определяется как «способный занять внимание, воображение, интересный», то есть занимательность всегда связана с интересом.

Хорошим средством занимательности, используемым в учебных целях, является такая игра, как игры, созданные по подобию популярных телевизионных передач.

Подготовка:

Выборы 10 участников для участия в викторине.(обучающиеся 3-4 класса)

В классах проводится конкурс стихов о Родине, выбираются лучшие чтецы для выступления во время перерывов в игре.

Выбирается жюри.

Оборудование:

а) для учителя: мультимедиа, наградной материал

б) для участников : бланки для ответов(приложение 3), ручка .

Ход игры:

Уважаемые участники, президент России Дмитрий Медведев объявил годом российской истории 2012 год, на этот год «выпадает большое количество важных исторических дат – это 1150-летие зарождение российской государственности, 770-летие ледового побоища на Чудском озере, 460-лет взятие Казани войском Ивана Грозного и включение Казанского ханства в состав Московской Руси. 400-летие окончание смуты на Руси, 200-летие победы русского оружия в отечественной войне 1812 года, 200-летие Бородинского сражения, 150-летие со дня рождения Столыпина, 235 лет со дня рождения Ермолова, 70-лет начала Сталинградской битвы, 55 лет запуска первого спутника Земли».

Наша игра тоже посвящена Российской истории.

Правила игры:

Игра состоит из 3 туров. 1 тур – выбор ответа из 3 предложенных вариантов, 5 игроков давших наибольшее количество правильных ответов переходят во 2 тур, в котором необходимо выбрать одну из пяти категорий и ответить на 14 вопросов, три игрока, кто даст наибольшее количество правильных ответов, перейдут во третий тур, в котором предстоит из предложенного слова составить как можно больше, новых слов. Один игрок- становиться победителем.

И так 1 тур

В 1 туре необходимо за 5 секунд выбрать один из 3 вариантов ответов, написать букву - напротив цифры - обозначающих номер вопроса. После необходимо сдать судьям таблицы .

Н ачинаем!

(Приложение1) презентация 1 tur x

Пока жюри подводят итоги, на сцену вызываются чтецы 1 классов.

(Объявление участников, которые прошли во 2 тур, если 1 тур не выявил 5 победителей, для тех, кто набрал равное количество может быть проведен дополнительный тур)

В дополнительном туре надо соединить имена и прозвища великих людей.

Во 2 туре вам необходимо выбрать одну категорию из 5 предложенных. (Даты, Праздники, Архаизмы, Имена, Секрет)

Но чтобы узнать, кто первый будет выбирать категорию, поиграем в игру «дешифровщик». УСЛОВИЯ составления слова ТЕ ЖЕ САМЫЕ, что на мобильном телефоне, каждой цифрой можно набрать одну из трех букв. Например: цифры 4,5,6, могут соответствовать буквам к,о,т- то есть слово кот.

Кто быстрее отгадает это слово, тот и будет выбирать категорию.

Условия второго тура: Необходимо по выбранной категории ответить верно, на как можно большее количество вопросов, если вы не знаете ответа, то говорите: «дальше» и я вам задаю следующий вопрос . Судьи будут подсчитывать верное количество ответов.

Приложение 2

Пока судьи подводят итоги 2 тура выступят чтецы 2 классов

В 3 тур переходят – три участника набравших наибольшее количество баллов за верные ответы.

В третьем туре участникам предстоит из букв слова Летописец составить как можно больше слов, буквы в одном слове не должны повторяться более, чем они повторяются в слове летописец , слова должны быть именами существительными, существующими в русском языке. Время тура 3 минуты. Готовы? Вперед! К Победе.

Пока судьи подводят итоги 3 тура выступят чтецы 3 классов

Награждение, поздравление победителя.

Рефлексия

Игра подошла к концу, сегодня мы увидели, как много знают об истории нашей Родины участники игры, а кто из зрителей хотел бы оказаться на их месте? Есть ли среди вас те, кого заинтересовало какое-то событие и захотелось узнать о нем подробней, ведь год Российской истории продолжается, а строителями новой истории России будете вы История учит нас жизни, не совершать ошибки прошлого, любить и гордиться своей Родиной. Удачи всем в этом интереснейшем деле –изучении истории России.

В заключении стихи читают учащиеся 4 классов

В приложении 3 представлены бланки ответов для распечатки участникам и жюри

Литература:

    Головин Н. Н. «Моя первая русская история». – М.: Терра, 1995

    Данилов Д.Д. «Окружающий мир» вводный курс истории и обществознания «Моё Отечество», учебник в 4 частях. - М.: Баласс, 2007(Образовательная система «Школа 2100»)

    СиноваИ.В. «Государственные праздники России»: справочник школьника. СПб.: Издательский дом «Литера»,2006

    сайт http://umniy.com

    сайт – viki . rdf . ru

Технические данные презентации

    Слайды 1 тура меняются автоматически с интервалом 10сек. - вопрос, 5 сек. – пробел, для записи ответа участниками.

    При условии, что в 1 туре не выявились 5 лучших игроков, играется дополнительный раунд, переход на который осуществляется

    После того как игроки выбраны, разыгрывается их очередность при помощи игры «дешифровщик» (если не было дополнительного раунда переход осуществляется)

    Второй тур начинает тот, кто первым составил слово (история). Выбор происходит нажатием мышки на выбранную категорию, переход осуществляется по гиперссылке, нажатием клавиши «дом» осуществляется переход на первый слайд 2 тура.

    Когда все участники сыграли свои категории, возвращаемся на 1 слайд 2 тура. По стрелке идет переход к 3 туру, где из слова «летопись» составляются слова.

    Все слайды 2 и 3 тура меняются по щелчку.

Приложение 1

Для жюри и ведущего

1. Деревянные дома возводили:

а) каменщик б) плотник в) строитель

2. Деревянный крестьянский дом называется: а) изба б) терем в) хоромы

3. Помещение, которое сейчас называется комнатой, раньше называлось:

а) палата б) клеть в) сруб.

4. Невысокая земляная насыпь вдоль стен, служащая для утепления дома, называется:

а) фундамент б) ров в) завалинка

5. Накладная планка вокруг окна называется:

а) рама б) венец в) наличник

6. Как раньше назывались брюки? а) порты б) охабень в) азям

7. Длинная женская одежда без рукавов, с пуговицами по всей длине.

а) летник б) душегрея в) сарафан

8. Обувь из лыка а) сапоги б) лапти в) поршень

9. Обязательный головной убор бояр на Руси.

а) колпак б) повязка в) столбунец

10. Головной убор, под который прятали волосы замужние женщины.

а) волосник б) кичка в) кокошник

Приложение 2

Для жюри и ведущего

Даты

    Какое важное событие произошло на Руси 988 году. (Крещение Руси)

    В первый раз об этом городе упоминается в 1147 году, сейчас он известен всем, что это за город?(Москва, князь Юрий Долгорукий)

    Чем в истории Руси ознаменована дата 1240 год. (Победа над шведами Александра Невского на Неве)

    Какое событие произошло на льду Чудского озера в 1242 году? (Ледовое побоище, битва с немецкими рыцарями, полководец Александр Невский)

    Что произошло в 1380 году? (Куликовская Битва)

    Когда произошло свержение татарского ига. (1480)

    Какой год считается основанием Петербурга. (1703)

    Когда было отменено крепостное право?(1861)

    Что означают эти даты: 1941-1945 (Начало и конец Великой Отечественной войны)

    Событие, которое произошло 12 апреля 1961 года. (Первый полет человека в космос, Юрий Гагарин)

    Когда проходила Олимпиада в Москве.(1980)

    В каком году распался СССР?(1991)

Праздники

Архаизмы

    Очи(Глаза)

    Витязь (Воин)

    Идти четами (Идут парами.)

    Уста (Губы)

    Дюжина (Старинная мера числа, равная двенадцати)

    Нега (Сладкий, приятный сон, который закрывает глаза. )

    Вечор (Вчера вечером.)

    Бает (неправду говорит).

    Баталия (сражение, битва , бой )

    Гуторить(разговаривать)

    Картуз(мужской головной убор с козырьком)

    Перст (палец руки)

    Стольный град (главный город, столица)

    Падчерица (неродная дочь одного из супругов)

Имена

Секрет

Приложение 3

Бланки для участников и жюри

1 тур

имя ______________________

класс _______________

буква

Правильные ответы на 1 тур (жюри)

Дополнительный тур

ФИ._________________

имена

прозвища

Правильные ответы (жюри)

имена

прозвища

1 тур

Фамилия _________________________

имя ______________________

класс _______________

буква

Правильные ответы на 1 тур (жюри)

Дополнительный тур

ФИ._________________

имена

прозвища

Правильные ответы (жюри)

имена

прозвища

Для 2 тура(жюри)

ФИ._________________

ФИ._________________

ФИ._________________

ФИ._________________

ФИ._________________

Для 3 тура (участникам)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Интеллектуальный лабиринт». Викторина по истории.

(для учащихся 8 классов)

«Не зная прошлого, истории, трудно

знать настоящее время,

предположить будущее».

Абу Насыр аль-Фараби

Цель:

Выявление интеллектуального потенциала по предмету;

Способствовать развитию логического мышления и умственных способностей учащихся;

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и уважение к обычаям и традициям предков.

Форма: Интеллектуально-познавательная игра.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся смогут проявить свой интеллектуальный потенциал и знания по истории Казахстана.

Мероприятие даст возможность учащимся осознать значимость знаний в жизни, и что знания – это главное богатство.

Результаты мероприятия дадут возможность выявить учение выражать свою точку зрения, мысли, по необходимости отстаивать ее.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости и участники игры!

Слово «история» имеет древние корни. Первыми его стали употреблять греки и арабы. Оно означает «повествование», «рассказ о прошлых событиях». Историческая наука - очень важный и интересный предмет. Потому что она – краткая летопись того пути, который прошли все народы мира. Ее должен знать каждый человек. Поэтому эпиграфом нашего мероприятия «Путешествие в историю» стало высказывание величайшего ученого средневековья Абу Насыр аль-Фараби: «Не зная прошлого,истории, трудно знать настоящее время, предположить будущее». В нашей игре принимают участие учащиеся 8 класса. Цель нашего мероприятия выявить интеллектуальный потенциал у учащихся в области исторической науки.

Наши участники заняли свои игровые места. Поэтому ознакомлю с этапами игры;

    «Визитная карточка»

    «Портреты заговорили»

    «Что находится в шкатулке»

    «Практический»

    «Блиц-турнир»

После каждого тура жюри оценивает ваши ответы и озвучивает итоги каждого этапа.

История – это память народа. Она сочетает в себе триумфальные и трагические, жестокие и героические страницы. И какими бы они не были, их надо знать, уважать личности, которые жили в разные исторические эпохи.

Итак, первый тур «Визитная карточка»

Каждая команда представляет свою команду. Жюри оценивает соответствие названия, девиза и эмблемы команды с тематикой мероприятия. Максимальный балл оценивания – 5 баллов.

Второй тур: «Портреты заговорили»

Конкурс капитанов.

Перед вами четыре портрета: Абылай хана, Тимура, аль-Фараби, Толе-би. Свою закладку вы должны прикрепить к портрету исторической личности, к которому относится мой рассказ.

    Джунгары не щадили никого. Люди в панике убегали, прихватив самое необходимое. Поэтому еще удивительнее было увидеть юрту, одиноко стоящую, и хозяина, не собирающегося в дорогу. Джунгары спросиди: «Почему ты не собираешься в путь?» На что он ответил: «В моей юрте ласточка скоро выведет птенцов, не разрушать же гнездо». (Толе би)

    «Нет, не раб он, - утверждала жена бая, - рабы так не едят. Рабы так не ведут себя: на голую землю не садится, на пищу не набрасывается, руки не помыв, к еде не притрагивается». (Абылай хан)

    Его называли сыном своего времени, фигура глубоко противоречивая. Он в молодости был вхож во дворец, рос и возмужал в атмосфере отчаянной борьбы за власть и трон, стал свидетелем многочисленных фактов предательства и коварства, измены и продажности. В молодости сказал «Если на то воля божья, я тоже постараюсь стать ханом, буду властелином аулов, городов и дворцов». (Тимур)

    Даже Абу Али ибн Сина при написании своих произведений использовал его труды. (аль-Фараби)

    В русских летописях его называли царевичем сибирским. (Абылай)

    Слава пришла к нему в 25 лет. Он говорил: «Соберешь вокруг себя болтунов, - опозорят. Обманешь друга единожды – потеряешь его доверие навсегда». Особенно возрос его авторитет при хане Тауке. (Толе би)

    Он был высокого роста, обладал большой головой и густыми бровями, имел длинные ноги, длинные руки, носил большую бороду. На правую ногу он был хромой. Глаза его были подобно свечам. Отличался большой храбростью, смерти не боялся, до конца жизни сохранил ясную память, не любил шуток и лжи» - писал сирийский историк Ибн Арабшах. (Тимур)

    «Я понял Аристотеля, когда прочитал его труды». (аль-Фараби)

Ведущий:

Третий тур: «Что находится в шкатулке»

    Биологи бы назвали это средой обитания живых организмов. Экономисты называют это фактором производства. Историки считают, что это собственность, передаваемая по наследству. Что в шкатулке? (Земля)

Подсказка: За нее боролись наши предки.

    В старину, на Руси это считалось символом мудрости. Газета «Русская правда» сурово осуждала за порчу этого. А в начале XVIII века наказывали и штрафовали уже за сохранение этого. Что этот такое?

    Однажды греческий посол прибыл в Персию ко двору Артаксеркса. Послу шепнули: «Поклонись правителю всех персов до земли, иначе не заметит». Однако не в обычаях гордых греков кланяться чужим царям. Ситуация кланяться не хочется и не кланяться нельзя, иначе переговоры не состоятся. Приближаясь к трону, он выронил это и наклонился. Что находиться в шкатулке? (Перстень)

Подсказка: Он не только украшение, но и символизирует богатство, достаток, власть.

    Этот закон был принят в США в 1787 году, во Франции – в 1791 году, а в Великобритании не принят до сих пор. Что это? (Конституция)

    Французского пирата Сюркуфа схватили. Он предстал перед королевским судом. На вопрос с месте хранения награбленных сокровищ пират упорно отвечал, что возил их с собой. Ему не поверили, думая, что сокровища на далеком острове. В наше время доказано, что Сюркуф был прав. В шкатулке рисунок того предмета, который возил с собой Сюркуф. (Якорь из сплава золота и серебра)

Подсказка: Этот предмет необходим особенно для кораблей.

    Его завез в Россию Петр Великий.

Многие крестьяне от него травились, поэтому за ним утвердилось немецкое название «дьявольская сила». Что это? (Картофель)

Ведущий:

Четвертый тур: «Практический»

Перед вами предметы: сосуд с водой, нож, книга, соль, платок и другие предметы, не имеющего отношения к версии ответа. Используя их, нужно разрешить конкретную ситуацию. В случае неправильного ответа у одного участника есть возможность дать свой вариант ответа.

Каждой команде вопросы задаются поочередно:

    В обычаях казахского народа при рождении ребенка до сорока дней старались его никому не показывать. По истечении срока малыша купают и готовят ему колыбель. Обряд укладывания в колыбаль называют «бесикке салу».Вопрос: что добавляли в воду, чтобы уберечь ребенка от болезней? (Соль)

    Когда переговоры заходили в тупик, то вместо речи смысл решения доносили предметы. С помощью двух предметов, один из которых книга, объявите войну. (Нож в книге)

    Особое место занимает в жизни казахов свадебный обряд. По традиции он длится долго и проходит в несколько этапов. В средневековье, вплоть до конца XVIII века, девушка бывало, и не видела своего жениха, так как родители уже принимали решения за нее. В знак своего согласия девушка должна была подарить своему жениху подарок. Как вы думаете, что это за вещь или предмет ее дарения? (Платок)

Пятый тур. «Блиц-турнир»

Каждая группа должна быстро ответить на 20 вопросов.

Если не знаете ответа на вопрос, переходим к следующему. Принцип этого тура: «Говори редко, но метко». Принимается только первый ответ. Каждый ответ оценивается в 1 балл.

1 группа.

2.С какого возраста ты становишься гражданином РК?(с рождения)

3.Богиня правосудия (Фемида)

4.Из какого сословия избирались ханы в XVI – XVIII века? (Султанов)

5. Кем был убит Кенесары Касымулы? (Киргизскими манапами)

6. Годы жизни Абылай хана? (1711 – 1781 гг)

7. Кого называли «вторым Аристотелем»? (Абу Насыр аль-Фараби)

8. Кем был Ходжа Ахмед Ясауи? (Праповедником ислама)

9. Где расположен мавзолейный комплекс Ходжа Ахмед Ясауи (г.Туркестан)

10. Что такое курултай (всенародное собрание или съезд)

11. Годы жизни выдающегося казахского ученого, путешественника Шокана Уалиханова? (1835-1865 гг.)

13. Что означает «шаруа»? (крестьяне)

14.Кому из биев принадлежит знаменитое высказывание: «В единстве – сила» (Толе би)

15. Когда был принят «Устав о сибирских киргизах» (1822 г)

16.Что означает слово «трактат» (научная работа, труд)

17. При каком хане был систематизирован и составлен свод законов, известный под названием «Жеті Жарғы»

18. Назовите казахские национальные головные уборы мужчин? (тымак, борик, такия)

19. Цветок, символ Наурыза. (тюльпан)

20. Столица Казахстана. (Астана).

2 группа.

2. Основной закон РК (Конституция)

3. Кто возглавил восстание 1837-1847 гг.(Кенесары Касымов)

4. Что означает «барымта» (Угон скота).

5. Какого древнегреческого ученого называли «Отцом истории»? (Геродота)

6. Назовите имя первого хана Внутренненй орды? (Хан Бокей)

7.Кому принадлежит высказывание: «Не зная прошлого, истории, трудно знать настоящее время, предположить будущее» (Абу Насыр аль-Фараби)

8. Основные части юрты. (шанырак, кереге, уык, сыкырлаук)

9.Какого средневекового ученого называли «Отцом алгоритма». (аль-Хорезми)

10. Какое наказание полагалось по ханскому суду за предательство? (смерть)

11. Назовите город, который считается религиозным центром? (г. Туркестан)

12. По приказу кого было начато строительство мавзолейного комплекса Ходжа Ахмада Яссауи? (Тимур)

13.На берегу какой реки находится Астана? (Ишим)

14. Назовите казахские национальные головные уборы женщин? (кимешек, саукеле, орамал)

15. Животное из вида кошачьих, эмблема Казахстана, занесено в Красную книгу? (Барс)

16. Какого хана в детстве и в юношестве называли «Сабалак» (Абылай хан)

17.Что означает приставка аль-? (Из)

18. Назовите имена предводителей народного восстания 1836-1838 гг. в Букеевской орде? (Исатай Таймаеулы и Махамбет Утемисов)

19. Основное жилище казахов в прошлом? (Юрта)

Жюри подводит итоги игры.

Награждение победителя игры и участников.

Заключительная часть.

И это мероприятие мне хотелось бы закончить стихотворением:

Есть страна, где предки и потомки

В разных измерениях зовут

Ход времен часы не становят,

Ту страну «Историей» зовут

Труд и дерзость, мир, война и тайна

Каждый вечер, каждый день и час,

Череда неслыханных событий

Пусть постоянно окружает нас.

22 сентября 2014 Просмотров: 33523 Рейтинг: (3 Рейтинги)

Викторина для 9-11 классов "100 «занимательных» вопросов по истории"

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

100 «занимательных» вопросов

по истории.

Викторина для 9-11 классов.

Цель: вызвать интерес к предмету, способствовать качественному усвоению фактического материала.

Участники: учащиеся 9, 11 классов. Играют две команды (сборные).

Ход игры:

Конкурс №1. «Разминка».

Условия: команда отвечает на вопросы ведущего быстро, не задумываясь. По 7 вопросов для каждой команды. За каждый верно угаданный вопрос 1 балл. Вопросы лежат в конвертах разного цвета. Команды сами выбирают конверт и отвечают на вопросы из этого конверта.

Вопросы из конверта №1.

  1. В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге? (Бумага и фарфор были изобретены в Китае).
  2. Когда в Древней Греции никто не воевал? (В период Олимпийских игр).
  3. В какой библиотеке были несгораемые книги? (В библиотеке столицы Ассирии Ниневии были глиняные книги).
  4. Когда вулкан помог людям? (В период восстания Спартака гладиаторы спрятались на вершине вулкана Везувий, а потом по отвесной скале спустились на веревках, сплетенных из лоз дикого винограда, который там рос).
  5. Где и когда самые мирные домашние животные вдруг «пожирали людей»? (В Англии в период огораживания возникла поговорка «овцы пожирали людей»).
  6. Каково расстояние между Царьградом и Константинополем? (Это разные названия одного города).
  7. Кто из правителей Англии оказывал покровительство пиратам и работорговцам? (Елизавета I).

Вопросы из конверта №2.

  1. Когда войну выиграла всего одна лошадь? (Троянский конь один сделал то, что в течение долгого времени не смогло сделать целое войско).
  2. В каких странах были длинные стены? (В Китае - Великая Китайская стена; стены, соединяющие афинский порт Пирей с Афинами).
  3. Когда в истории в особом почете была обувь? (Крестьянская война в Германии в 1525 г., когда восставшие шли под знаменем, на котором был начертан деревенский башмак. Восстание так и стало называться «Под знаменем башмака»).
  4. Когда и кем открыто восхвалялась глупость? (В книге средневекового ученого Э. Роттердамского «Похвальное слово глупости»).
  5. Кто «основал» государство, которого никогда не было? (Томас Мор описал несуществовавшее государство «Утопия»).
  6. Как называются цифры, которыми мы пользуемся? Где их изобрели? (В обиходе мы пользуемся цифрами, которые были изобретены в Индии, а в Европу они пришли с арабами, поэтому получили название «арабские»).
  7. По какой лестнице никто никогда не ходил? (По феодальной).

Подведение итогов.

Конкурс №2. «Правители земли русской».

Условия: ведущий зачитывает вопрос для обеих команд одновременно. Та команда, которая быстрее подняла руку и отвечает первой. Если ответ не верный, соперники могут заработать дополнительный балл. Верный ответ - 1 балл.

Вопросы:

  1. Какую фамилию носил Петр I? (Он из рода Романовых).
  2. Какой русский царь любил плотничать? (Петр I).
  3. О ком писал русский летописец:»Легко и неслышно ходил он в походах. Как барс. Не возил он с собой и шатра, но спал подложив седло под голову. В бою был открыт и смел»? (Князь Святослав).
  4. Кого из русских царей прозвали «Миротворцем»? (Александра II).
  5. Когда Русью правил «денежный мешок»? (В XIV веке - князь Иван Данилович по прозвищу Калита, т. е. «денежный мешок»).
  6. Кого из русских царей прозвали «Тишайший»? (Алексей Михайлович).
  7. При каком правителе в России официально появился герб с двуглавым орлом? (Иван III).
  8. Кто первым на Руси принял титул «Государя всея Руси»? (Иван III).

Подведение итогов.

Конкурс №3.

Условия: Обе команды получают карточки с одинаковым текстом. Ваша задача - закончить предложение, вставив подходящие по смыслу понятия, даты, имена. За каждое правильное слово (понятие, дату) вы получаете 1 балл. На задание 3 минуты.

  1. Главным весенним праздником славян-язычников был (была) ____________ (масленица).
  2. Монгольских сборщиков дани называли __________ (баскаками).
  3. Столкновение войск Ивана III и монгольского хана Ахмата в 1480 г. Вошло в историю как _________________ («стояние на реке Угре»).
  4. Первые постоянные военные отряды, появившиеся в середине XVI в. Назывались _______________ (стрельцы).
  5. Русский царь _____________ (Иван Грозный) известен также как шахматист, сочинитель церковной музыки и писатель.
  6. Среди претендентов на русский престол в Смутное время был польский королевич ____________ (Владислав).
  7. Династия Романовых утверждается на престоле в ___________ (1613 г.).
  8. Историки называют XVII в. ______________ («бунташным»).

Подведение итогов.

Конкурс №4. «Имена».

Условия: На карточках даны имена и прозвища. Ваша задача - соотнести имена и прозвища.

Андрей «Александр Македонский русской истории»

Василий Боголюбский

Владимир Большое Гнездо

Всеволод Вещий

Иван Калита

Олег Красное Солнышко

Святослав Мудрый

Ярослав «Пардус»

Святой

Темный

(Олег - Вещий; Святослав - «Пардус», «Александр Македонский русской истории»; Владимир - Святой, Красное Солнышко; Ярослав - Мудрый; Всеволод - Большое Гнездо; Андрей - Боголюбский; Иван - Калита; Василий - Темный).

Подведение итогов.

Конкурс №5. «Крылатые выражения».

Условия: вы должны объяснить крылатые выражения.

«Остаться с носом». Проситель в царской Росс, когда обращался в учреждение или суд, то приносил подношение для ускорения рассмотрения дел. Если его «подарок» не принимался, то он уходил со своим подношением, или носом, обратно, т. е. с тем, что принес. Означает «уйти ни с чем, ничего не добиться».

«Работать спустя рукава». Одежда русских бояр была такова, что рукава спускались очень низко, почти до колен. Работать в такой одежде было совершенно невозможно. Означает «работать плохо, неаккуратно».

«Зарубить на носу». Нос - это памятная дощечка, бирка для записей. Ее носили с собой и делали зарубки на память. Означает «запомнить надолго».

«Бить баклуши». Чтобы сделать деревянную ложку или чашку, требовалось отколоть чурку-баклушу. Это было легкое дело, оно поручалось подмастерьям. Особого умения оно не требовало. Употребляется в значении «делать пустое, никчемное дело, заниматься ерундой».

Подведение итогов.