Болезни Военный билет Призыв

Эффектное выступление. Самые успешные стратегии чтобы начать публичное выступление. Правила публичных выступлений: психология

Всякое дело должно правильно начинаться и достойно заканчиваться. Теперь, когда продумана и структурирована основная часть будущей речи, разработана основательная и исчерпывающая аргументация главного тезиса, следует подумать о вступлении и заключении. "Хотите ли вы знать, в каких разделах своей речи вы скорее всего проявите опытность или неопытность, мастерство или отсутствие навыков? В начале и в конце. Начало и конец! Они являются самыми трудными почти в любом виде деятельности." В конце XIX в. Герман Эбингауз установил закон края: лучше всего запоминается информация, расположенная в начале и в конце речи. Создание вступления и заключения - проблема сугубо композиционная, так как разрабатывать их можно только после того, как структурирована основная часть и определен порядок следования микротем. Вступление и заключение имеют собственные функции и задачи в общей структуре речи, о чем теперь и следует поразмышлять.


§57. Понятие о вступлении

§ 57. Вступление. О задачах вступления писали все классики риторики: "И только после того, как все это [аргументация основной части] учтено, я начинаю, наконец, обдумывать, каким воспользоваться мне вступлением; ибо если я попытаюсь сочинить его заранее, мне не приходит в голову ничего, кроме либо ничтожного, либо вздорного, либо дешевого, либо пошлого. А между тем вступительные слова всегда должны быть не только определенными, острыми, содержательными и складными, но кроме того и соответствующими предмету. Ведь первое-то понятие о речи и расположение к ней достигаются именно ее началом, и поэтому оно должно сразу привлечь и приманить слушающего."

Таким образом, вступление - это первая часть в композиции речи, представляющая собой несколько вводных замечаний, во многом определяющая успех выступления, так как от нее зависит, будут ли слушать и внимать оратору слушатели. Нужно ли в речи вступление, зависит от ситуации и аудитории: насколько слушателям известно о предмете речи, насколько они готовы к общению и т. п. Аристотель по этому поводу писал: "Если дело ясно и коротко, не следует пользоваться вступлением… Слушатели знают, о чем идет речь, и самое дело нисколько не нуждается в предисловии." Например, без вступления можно обойтись в речи-консультации, когда консультант отвечает на полученный запрос об информации, иногда в совещательной речи, если она произносится не первой, а как бы продолжает общий разговор и т. п. ситуациях. Обычно же вступление необходимо, чтобы "слушатели заранее знали, о чем будет идти речь, и чтобы уж не были в недоумении, потому что неопределенное вводит в заблуждение."

Во вступлении оратор должен решить следующие задачи: 1) показать себя человеком, которому можно доверять ("нравы"), заинтересованным в деле, убежденным и т. д.; 2) настроиться самому и настроить аудиторию на общение: а) вызвать интерес и благожелательное внимание; б) установить контакт; 3) подготовить аудиторию к восприятию речи: а) пояснить намерения; б) сформулировать задачу; в) перечислить основные вопросы, которые будут обсуждаться. Специфика именно риторического вступления состоит в том, что оно призвано в реальной ситуации общения с конкретными людьми установить с ними добрые отношения для дальнейшего разговора и сообщить основное его направление. Удачным в плане построения вступления можно признать начало речи Квинтилиана (см. Задание № 49), в котором автор формулирует проблему ("Полезнее ли обучать мальчика дома, в семейном кругу, или же лучше посылать его в училище?") и сообщает задачу речи ("Самые знаменитые законодатели и выдающиеся писатели высказывались за общественное воспитание. Предложим и наше мнение") Автор, выражая заботу о пользе ребенка (прагматический топос), проявляет себя человеком доброжелательным, пекущимся о благе тех, к кому обращается с речью, что и позволяет ему с первых слов объединиться с ними в отношении предмета речи. И на все это у оратора ушло 4 предложения.

Структура вступления всегда привлекала внимание риторов. Должно ли оно делиться на части, и если должно, то на какие именно? М.В. Ломоносов намечает такие микротемы вступления: представление дела, указание на его важность, предъявление темы. На две части делил начало речи К.П. Зеленецкий: приступ и главное предложение.

Н.Н. Кохтев выделяет две функции начала речи (контактоустанавливающую и проспективную) и для их реализации предлагает делить его на две части - зачин и собственно вступление, хотя и не очень четко распределяет их роли. Под зачином обычно понимают этикетные формулы, приветствие, несколько слов оратора, относящихся скорее к ситуации и обстановке, чем к тезису речи. Однако этикетные формулы и приветствие, во-первых, само собой разумеющееся в общении с аудиторией явление, во-вторых, напрямую не связанное с содержанием, поэтому нет смысла обговаривать их как структурный элемент речи. Несколько фраз, вызванных обстановкой в аудитории, никак не могут быть включены в речь заранее, так как неизвестно, есть ли в них нужда. Возможно, оратору они и не понадобятся, и он перейдет сразу к делу. Зацепляющие же «крючки» вполне могут найти себе место в самом вступлении, но в этом случае они должны будут не просто привлекать внимание слушателей, а вводить в речь, так как "ценность вступления обусловливается тем, насколько оно связано со всем изложением, соотнесено с последующим. Часто у нас называют вступлением любое начало, например, лектор может обратиться к аудитории со словами приветствия, с некоторыми организационными замечаниями или отметить, как приятно (или трудно) выступать в данной аудитории и т. д. Однако такое вступление выделяется легко".

Таким образом, не будем выделять во вступлении зачин как особую (по функции и задачам) структурную часть. Но заметим, что проблема доречевого представления оратора существует, потому что "еще до того, как мы начали говорить, нас одобряют или порицают". (Д. Карнеги) Поэтому оратор должен быть готов в силу обстоятельств сказать несколько слов, впрямую не относящихся к делу, но необходимых ему и слушателям для того, чтобы настроиться на общение. Поскольку эти замечания будут сделаны непосредственно перед началом речи, необходимо учитывать, что они могут оказать влияние на психологический настрой слушателей. Именно поэтому в качестве зачина используются положительные замечания о составе аудитории, обстоятельствах встречи, отношению к теме и т. п. - все то, что может стать топосом общения. Но в этой ситуации нельзя высказать совершенно посторонние суждения, как это иногда советуют: "Такой интерес может быть вызван неожиданным сообщением, последним известием о событии, которого все с нетерпением ждут, историческим анекдотом." Посторонние новости и анекдоты могут только отвлечь аудиторию, занять ее мысли иными проблемами, чего оратор как раз и не должен допустить. Совершенным риторическим самоубийством выглядит и такой зачин из той же книги: "Несмотря на сложность темы, я постараюсь излагать ее понятным для всех языком, расшифровывать те немногие термины, которые мне придется использовать." Такая откровенная демонстрация аудитории ее низкого культурного уровня никак не может стать топосом и, следовательно, не поможет с ней объединиться. Необходимо напомнить и о том, что зачин возможен далеко не во всех жанрах. Его допускает прежде всего научно-популярная лекция (о которой прежде всего и идет речь в книге Н.Н. Кохтева), а кроме того доклад, отчет и т. п. Однако он недопустим в большинстве других жанрах деловой речи: консультации, ответном слове, рекламной речи, обращении и т. п.

Наблюдения над современной деловой ораторской практикой показывают, что вступительная часть обычно не структурируется, строится как единое целое. (Хотя в объемных речах это и возможно.) Поэтому, видимо, нужно признать деление вступления несколько излишним, так как обычно представляется затруднительным поделить на части "несколько вводных замечаний". Лучше освоить приемы организации начала речи, которые позволяют оптимально реализовать его главные функции - привлечь внимание, установить контакт, подготовить к восприятию речи. Приемы организации вступления зависят от его типа, который в свою очередь определяется конкретной ситуацией публичного общения.


§58. Типы вступлений

§ 58. С классических времен в риториках выделяют два типа начал: естественное и искусственное.

1. Естественное начало . Оно сразу же, без предварительной подготовки вводит слушателей в суть дела. Содержание этого вступления тесно связано с содержанием речи, представляет его. Этот тип хорош для деловой речи и в доброжелательно настроенной аудитории. Самыми распространенными разновидностями естественного начала в современной ораторской практике применительно к агитационной речи можно считать следующие:

а) Сообщение причины , заставившей оратора выйти на трибуну. Ср.: "Уважаемые коллеги! Подняться на эту трибуну меня заставило то, что представленные поправки к законопроекту, несмотря на то, что он был уже принят в первом чтении, на мой взгляд, не решают двух принципиальных вопросов, которые по крайней мере в моем округе избиратели задают постоянно." (В.И. Жигулин)

б) Сообщение цели выступления. Ср.: "Товарищи депутаты! Я вышел на эту трибуну для того, чтобы дать некоторые разъяснения и прежде всего выразить несогласие с теми двумя коллегами, с судьей и следователем, которые уже высказали свое отношение к созданию данной комиссии." (А.А. Собчак)

в) Обоснование темы выступления. Ср.: "Есть одно слово на свете, которым в последнее время все чаще пугают людей: это слово - пропаганда. Чтобы не было никаких недоразумений насчет моего доклада, я, прежде всего, должен заявить, что буду заниматься пропагандой за мир против поджигателей войны." (А.А. Фадеев)

г) Постановка проблемы . В жанре речь в прениях этот тип хорош в том случае, когда оратор затрагивает новый аспект обсуждаемого вопроса или считает, что аудитория недооценивает серьезность проблемы. Ср.: "Уважаемые депутаты! Я хотел бы привлечь особо ваше внимание к проблеме правового обеспечения экономических преобразований. Я думаю, что этот вопрос имеет стратегическое значение, и полагаю, что если не будет должного правового обеспечения реформы, то не будет никакой реформы." (В.Ф. Яковлев) Важно обратить внимание на то, что за пределами указанного жанра этот тип вступления встречается в подавляющем большинстве речей, поскольку указание на проблему, заставившую оратора выйти на трибуну, является обязательным требованием к агитационной речи.

д) Указание на единомышленников, сторонников и т. п. Иногда оратору приходится выступать против господствующего мнения, возражать руководителям высокого ранга и т. п. В этом случае он может опереться на мнение большой группы людей, подчеркнуть весомость своего выступления ссылкой на поручение партии, избирателей и т. п. Эта мысль может органически сочетаться с сообщением задачи выступления, ср.: "Уважаемые товарищи депутаты! Сегодня здесь я представляю около 400 тысяч жителей г. Ленинграда, из которых примерно 270 тысяч - избиратели. За мной сегодня стоит ответственность за решения, которые нам всем предстоит принять. Именно с этих позиций я и выступаю здесь. Мы не привыкли сегодня задавать вопросы тому человеку, который завтра будет нашим президентом. Но необходимо всем нам понять, что сегодня время обидных вопросов, но не время обижаться на них. Поэтому, Михаил Сергеевич, я задам Вам те вопросы, ответы на которые я хочу получить перед принятием решения, те вопросы, которые сегодня в умах и на устах людей." (А.А. Щелканов)

е) Исторический обзор . К этому типу вступления прибегают в тех случаях, когда экскурс в историю вопроса может помочь лучшему его разрешению или указание на долгий путь принятия решения подчеркивает его продуманность, весомость. Ср.: "Уважаемые народные депутаты! Путь к реформе системы государственных органов, к введению института Президента РСФСР был довольно долгим: референдум, третий (внеочередной) Съезд народных депутатов, Верховный Совет, выполнивший поручение Съезда и принявший законы о выборах, о Президенте, о Конституционном Суде и о правовом режиме чрезвычайного положения. Началась предвыборная кампания. И вот теперь - четвертый Съезд народных депутатов, который должен поставить все точки над i в этой проблеме. Какие точки может поставить Съезд народных депутатов?" (С.М. Шахрай)

Для активизации усталой или рассеянной аудитории возможно применение дополнительных средств привлечения внимания вместе с естественным началом. К ним относятся:

а) Парадокс . Хороший прием для привлечения внимания рассеянной или усталой аудитории. В основе парадокса лежит некоторое противоречие. Внешне он может напоминать софизм, однако сходство здесь только внешнее: софизм - это ложь, обряженная в тогу истины, а парадокс - это истина, скрытая за покровами лжи. Это значит, что софизм правдоподобен лишь внешне, парадокс, напротив, лишь производит впечатление алогизма. Главное назначение парадокса - служить показателем неполноты знаний. Ср.: "Уважаемые коллеги! Мы выслушали великолепный доклад Председателя Верховного Совета Хасбулатова. Этот доклад, будучи великолепным, вызвал у меня глубокое сожаление и глубокую озабоченность. Я горячо поздравляю с великолепным докладом депутата Хасбулатова и глубоко опечален докладом Председателя Верховного Совета Хасбулатова, ибо слова его резко расходятся с делами." (М.Б. Челноков)

б) , связанные с содержанием речи. Возможно в разных случаях, но особенно эффективно тогда, когда аудитория не очень хорошо относится к оратору или излагаемым им идеям или оратор хочет разрядить напряженную атмосферу собрания. Однако необходимо помнить, что шутить лучше всего над собой или отношением к себе аудитории и ни в коем случае не задевать того, что дорого слушателям. Ср.: "Уважаемые коллеги депутаты! Я хотел бы начать с того, чтобы заявить протест днепропетровскому депутату, который претендовал с этой трибуны на то, что он является представителем "родины застоя". Весь мир знает, что это совершенно не так. Все знают, что застой расправил свои крылья на молдавских холмах." (Далее говорит о кадровой политике периода застоя в Молдавии и Союзе в целом) (И.П. Друцэ)

в) Вопрос к аудитории , помогающий создать проблемную ситуацию. Ср.: "Уважаемые товарищи! Я хочу задать вам всего один вопрос: почему наши прекрасные, трудолюбивые, бесконечно терпеливые женщины перестают рожать детей? Это что, антикризисная истерия? Ответ, я думаю, ясен. Наши женщины перестали рожать детей потому, что они не имеют средств для их содержания, они не могут их вырастить людьми, они не видят их будущего. Народ, Россию лишили будущего, обрекли на вымирание и уничтожение." (В.А. Тихонов)

Разумеется, возможны и другие типы естественных начал, но в современной ораторской практике для агитационной речи они, по нашим наблюдениям, встречаются гораздо реже.

2. Искусственное начало , или, как говорили риторы прошлого, - начало с предосторожностью. Это вступление, на первый взгляд, не связанное по смыслу с основной частью. Однако такое вступление нельзя считать зачином, поскольку, хотя формальной связи с основной темой и нет, внутренняя, часто метафорическая связь обязательно присутствует. Это не посторонние замечания о составе аудитории или о погоде, это заранее продуманная и выверенная часть, призванная настроить аудиторию на восприятие речи. При таком начале формулы естественного вступления уже не используются. Искусственное начало больше подходит для недоброжелательной, критически настроенной аудитории или в тех случаях, когда слушатели очень невнимательны, несобранны. Такое вступление может помочь сконцентрировать внимание публики или, что еще важнее, сделать попытку найти общую платформу, объединяющую интересы и взгляды оратора и аудитории. Оригинальное начало кроме того должно давать эмоциональный ключ к пониманию всей речи. Вот как определял особенности начала с предосторожностью известный судебный оратор XIX века А.Ф. Кони: "… этих зацепляющих внимание крючков - вступлений может быть очень много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая ни к месту, ни к делу (но на самом-то деле связанная со всей речью), неожиданный и неглупый вопрос и т. п… Чтобы открыть такое начало, надо думать, взвесить всю речь и сообразить, какое из указанных выше начал и однородных с ними, здесь не помеченных, может подходить и быть в тесной связи хоть какой-нибудь стороной с речью."

Фактически все формы искусственного начала являются средством привлечения внимания, по содержанию же они обычно сводятся к формулированию проблемы, которая будет решаться в речи. Сейчас в качестве разновидностей искусственного начала для агитационной речи чаще всего используются следующие разновидности:

а) Притча, легенда, сказка . Необходимо помнить, что это должна быть связанная с темой речи притча или сказка. Ее мораль должна помогать разрешению поставленной в речи проблемы. Причем оратор обязан сам обосновать эту связь. Ср.: "Товарищи судьи! В одной средневековой легенде рассказывается о колоколе, обладавшем волшебным свойством: в его звоне каждый путник слышал тот напев, который ему хотелось услышать. Как часто прения сторон напоминают этот колокол из легенды: одни и те же факты, одни и те же лица, но как по-разному, как несхоже они видятся обвинителю и защитнику." (Я.С. Киселев)

б) Афоризм . Он может выполнять ту же роль, что и притча или льстить самолюбию слушателей, что тоже немаловажно в критически настроенной аудитории. Ср., например, как начинает свою речь на симпозиуме в Париже профессор Юдин из романа А. Крона «Бессонница»: "Есть что-то замечательное в том, что одна из первых международных встреч ученых, посвященных защите жизни, происходит в городе, начертавшем на своем щите - колеблется, но не тонет - гордый девиз, который в наше время мог бы стать девизом всей нашей планеты…" - Сведения о гербе Парижа - гонимый волнами кораблик с латинской надписью "колеблется, но не тонет" - я почерпнул из путеводителя. Не бог весть какое начало, но оно понравилось. Аудитория мгновенно оценила, что человек, прибывший “оттуда”, свободно говорит по-французски, улыбается, шутит, и, кажется, не собирается никого поучать. Мне удалось походя польстить городскому патриотизму парижан, по белозубому оскалу коллеги Дени я понял, что началом он доволен."

в) Аналогия . В этом случае оратор использует фигуральную аналогию, чтобы заинтересовать аудиторию, привлечь ее внимание, подчеркнуть важную мысль. Ср.: "Глубокоуважаемые депутаты! Я хотел бы поздравить вас с началом учебного года в пятилетнем политическом университете на факультете "Демократизация парламентским путем". Начало у нас хорошее. А литовская пословица гласит: "Хорошее начало - полработы". Для того, чтобы ее вторая половина была не хуже, а мы будем работать, я думаю, не день, не два, и не год, и не два, у меня есть два предложения." (Г.-И.А. Какарас) Таким образом депутат поздравил коллег с открытием первого Съезда народных депутатов СССР и создал к себе положительное отношение.

г) Ироническое замечание или шутка , не связанные с содержанием речи. Ср.: "Уважаемые народные депутаты! Я не буду тратить ваше время, пытаясь убедить, что в правительстве не собрались агенты международного империализма, иностранные шпионы. Убежден, что подавляющее большинство все равно в это не верит, а тех, кто верит, и так не переубедишь." (Далее говорит об экономическом положении России) (Е.Т. Гайдар)

д) Вопросы философского или оценочного характера , имеющие к теме косвенное отношение. Такое начало часто используется в судебной практике. Ср.: "Товарищи судьи! Завершается наш длительный судебный процесс. Однако назойливо преследует мысль - как все это запомнить и учесть, как оценить обстоятельства и выводы, относительно которых высказывались разные, подчас резко противоречивые суждения и мысли. Как справиться со всем этим, решить безошибочно, логично и объективно? Где взять такую электронно-вычислительную машину, заложив в которую всю многообразную и обширную информацию, можно было бы получить алгебраически точный ответ, который удовлетворял бы высоким идеалам правосудия и справедливости? Такой ЭВМ нет и никогда не будет, ибо сложность человеческих отношений и оценок исключает возможность создания такого компьютера и сколько-нибудь совершенных систем социального и правового программирования!" (И.М. Кисенишский)

е) Общественная или моральная оценка обсуждаемого события. Этот тип вступления также более характерен для судебной речи и в какой-то мере может считаться разновидностью предыдущего типа, однако в отличие от него имеет более близкое отношение к предмету речи: "Товарищи судьи! Среди миллионов честных граждан вряд ли найдется человек, которого не охватило бы чувство негодования, презрения и ненависти к преступникам, осмелившимся убить или ограбить человека, или совершить другое тяжкое преступление против здоровья, чести и достоинства. В сознании честных людей не укладывается мысль о том, что в обществе, где человек широко пользуется конституционным правом на труд, отдых и образование, где созданы необходимые условия для всестороннего развития личности, могут существовать жестокие люди, способные убить или причинить тяжкое телесное повреждение ударом ножа, или совершить другое уголовное преступление. Но, к сожалению, такие люди существуют. " (Пример Н.Н. Ивакиной)

ж) Оценка аудитории . Отрицательная оценка должна быть очень тактичной и направлена на преодоление какого-то недостатка: невнимания, упущения и т. п. Однако гораздо чаще используется положительная оценка и даже лесть аудитории, что обычно направлено на преодоление недоброжелательного или предвзятого отношения к оратору или проблеме. Ср.: "Товарищи судьи! В нашей стране справедливо принято называть писателей инженерами человеческих душ. Мне кажется, что с не меньшим правом следовало бы назвать инженерами человеческих душ и вас, советских судей. Какие только люди ни проходят перед вами! Какие только конфликты вам ни приходится разрешать! Ведь каждый человек, стоящий перед судом, приходит в суд своим особым путем. И кем, как ни подлинными инженерами человеческих душ, надо вам быть, чтобы в течение непродолжительного общения со стоящими перед вами людьми суметь проникнуть в души этих людей, разглядеть их истинный характер." (М.С. Киселев)

Прекрасный образец начала с предосторожностью демонстрирует К.И. Чуковский в известной Оксфордской речи (см. Приложение). Он первым из советских писателей, после нескольких десятилетий полного отсутствия неофициальных контактов, в период хрущевской оттепели приехал в Англию. Свое выступление в Оксфордском университете писатель начинает с простого и доброго рассказа о своей первой встрече с английской литературой - как в детстве получил в награду за пойманного попугая книжки на английском языке, как с трудом разбирал текст, поминутно заглядывая в словарь, как, несмотря на это, с каждой страницей все больше влюблялся в героя, в автора, в литературу, в страну и о том, что из этого вышло, - английская литература прочно вошла в его жизнь, повлияв на его судьбу. Это вступление позволило оратору постепенно завоевать доверие чопорной высокообразованной публики, наверняка опасавшейся каких-нибудь резких пропагандистских выходок от большевистского писателя из враждебного ей мира.

3. Кроме естественного и искусственного начала в ораторской практике иногда используется так называемое внезапное начало, когда оратор, взволнованный каким-либо событием, начинает речь неожиданно, раскрывая перед слушателями охватившее его чувство. Ср., например, как, оказавшись под сильным впечатлением защитительной речи П.А. Александрова, Н.П. Карабичевский, который выступал сразу после него, начал свою речь такими словами: "Я должен говорить, но я еще слушаю" . Или еще пример: "Как это обыкновенно делают защитники, я по настоящему делу прочитал бумаги, беседовал с подсудимым и составил себе программу о чем, что и зачем говорить перед вами. Думалось, о чем будет говорить прокурор, на что будет особенно ударять, где в нашем деле будет место горячему спору, - и свои мысли я держал про запас, чтобы на его слово был ответ, на его удар - отраженье. Но вот теперь, когда г. прокурор свое дело сделал, я вижу, что мне мои заметки надо бросить, программу изорвать. Я такого содержания речи не ожидал." (Ф.Н. Плевако) Нередко внезапное начало не является импровизацией, а готовится заранее. Но и в этом случае оно должно выглядеть как непосредственная реакция на события в момент произнесения, а не как домашняя заготовка. Таков, например, известный приступ Цицерона в речи против Катилины, в присутствии которого оратор как бы вышел из себя. "Доколе же, Катилина, будешь ты злоупотреблять терпением нашим ?"

Начинающему оратору лучше избегать такого типа вступлений, так как для создания удачного внезапного начала требуется большой опыт и эрудиция.

В заключение необходимо отметить одно обстоятельство. Для целей классификации важно перечислить возможные типы вступлений. Однако нужно помнить, что их актуальность, употребительность в ораторской практике совсем не одинакова. Содержание начала очень в большой степени зависит от жанра речи. Так, для судебной речи актуальны вступления, содержащие оценку события или аудитории, для предложения подойдет лишь указание на общественную значимость проблемы. Практически, только в одном жанре - речь в прениях - встретились все разновидности вступлений, что несомненно также является показателем жанровой специфики. Афоризмы, притчи, аналогии чрезвычайно редко употребляются ораторами, в то же время указание на причину, задачу, своих сторонников, вопрос к аудитории распространены довольно широко.


§59. Роль топосов во вступлении

§ 59. В любом типе вступления к агитационной речи можно и нужно использовать топосы, которые помогут оратору добиться взаимопонимания с аудиторией. Начало речи - наиболее подходящее для них место, поскольку чем раньше аудитория почувствует доверие к выступающему, тем больше у него шансов добиться желаемого результата. Разумеется, более важной эта задача оказывается для оратора, прибегающего к искусственному началу, и, как мы видели, практически во всех примерах этой группы использован какой-либо топос. Однако и в естественных вступлениях топос может найти себе место, что видно из фрагментов речей В.Ф. Яковлева, А.А. Щелканова, В.А. Тихонова. Чем более трудная задача стоит перед оратором, тем важнее для него употребить во вступлении удачный топос. Так Горгий, начиная похвальное слово Елене (см. Задание № 16), взывает к чувству справедливости слушателей (морально-этический топос), что вызвано негативным отношением слушателей к предмету речи - утвердившимся в сознании людей мнением о Елене как причине многих бед греков, а затем сообщает задачу речи: снять обвинение с Елены. Но и Островский (см. Задание № 16), обращаясь к слушателям-единомышленникам, объединяется с ними в радостном чувстве (эмоциональный топос) по случаю открытия памятника Пушкину ("Все обрадованы… О радости литераторов говорить едва ли нужно") и сообщает задачу речи ("От полноты обрадованной души и я позволю себе сказать несколько слов о нашем великом поэте, его значении и заслугах, как я их понимаю") В том и состоит специфика именно риторического вступления , что оно призвано в реальной ситуации общения с конкретными людьми установить с ними добрые отношения для дальнейшего разговора и сообщить основное его направление. Ни один из жанров художественной, научной литературы или публицистики не озабочен подобными проблемами. Можно ли представить, что в начале рассказа, очерка, романа автор сообщает «кратенько» его содержание или объясняет, почему читателям будет полезно с ним ознакомиться? Оптимальным же риторическим вступлением (особенно в деловом общении, где речь должна быть краткой) можно считать то, в котором оратор объяснит слушателям, что они будут делать (узнавать новое, чему-то учиться, вырабатывать точку зрения, размышлять над предложением и т. д.), пока он будет говорить с ними, и для чего им это нужно. Так может начинаться речь-представление при приеме на работу: "Я прочитал в газете, что вашей фирме требуется менеджер по рекламе. Хочу предложить свои услуги и в связи с этим сказать о себе несколько слов" ; речь-поздравление: "Поздравляя сегодня нашего юбиляра, хочу сказать о его необыкновенных, золотых руках" ; речь-предложение: "Сейчас, когда мнения относительно принятия бюджета разделились, хочу внести предложение, которое позволит преодолеть разногласия " и т. д.

Именно поэтому трудно согласиться с авторами, которые в качестве вариантов вступления предлагают и другие элементы: "Начало повествования. Возможны варианты. а) обращение к адресату: слушателю, читателю «…» Знаете ли вы, что такое украинская ночь ? (Гоголь) б) Общая мысль рассказа (повествования): Земля наша богата, порядка в ней лишь нет (А.К. Толстой) «…» в) Общепринятая истина, высказанная в афористической форме: Тяжело порою быть русским человеком (Тэффи) «…» г) Самый распространенный вариант начала: место, время, действующее лицо (где? когда? кто?): «…» Граф Румянцев однажды утром расхаживал по своему лагерю (Пушкин)." Нетрудно заметить, что предлагаемые варианты начала подходят исключительно для художественного текста, но не годятся для публичной речи, которая обязательно начинается с обращения (Дорогие ребята! Коллеги! Дамы и господа! и т. п.), после чего оратор должен наладить контакт с аудиторией прежде, чем он перейдет к самому повествованию. Для этой цели ни одно из предложенных в процитированном фрагменте начал не подходит. Даже если допустить, что художественные тексты являются объектом изучения риторики, то указания на то, с чего начинать роман или повесть, неуместны тем более: писатель может начинать (и начинает) свое произведение с чего угодно. (Читатель может легко убедиться в этом сам, если вспомнит несколько известных романов - "Евгений Онегин", "Война и мир", "Отцы и дети" и т. п.) А что касается речи судебной, то П.С. Пороховщиков прямо называет одну из указанных в цитате форм начала (место и время) ошибкой: "Господа присяжные заседатели! - говорит оратор, - в ночь на 28 декабря 1908 г. В Петербурге, в доме № 37 по Забалканскому проспекту… Ошибка, господин прокурор! Войдите в положение присяжных. После долгого судебного следствия, среди общего приподнятого настроения и напряженного ожидания государственный обвинитель торжественно заявляет им то самое, что они узнали в самом начале судебного заседания, с первых строк обвинительного акта. Какое жалкое начало!"

Таким образом, вступление в плане содержательном - постановка вопроса (в том или ином виде), в плане психологическом - подготовка слушателей к восприятию речи, в плане структурном - введение в тему речи.


§60. Понятие о заключении

§ 60. Заключение. Не менее сложно удачно завершить свою речь. О том, каким должно быть заключение, писал А.Ф. Кони: "Конец - разрешение всей речи (как в музыке последний аккорд - разрешение предыдущего; кто имеет музыкальное чутье, тот всегда может сказать, не зная пьесы, судя только по аккорду, что пьеса кончилась); конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали (не только в тоне лектора, это обязательно), что дальше говорить нечего."

В структуре речи заключение имеет (как и все прочие части) свое особое значение: "Завершение выступления действительно представляет собой стратегически наиболее важный раздел речи. То, что оратор говорит в заключении, его последние слова продолжают звучать в ушах слушателей, когда он уже закончил выступление, и, видимо, их будут помнить дольше всего." Именно для того, чтобы так и случилось - чтобы последние слова, а вместе с ними и главные идеи запоминались надолго, следует знать, что и как для этого сделать.

Каковы задачи и функции заключения? Первое требование - речь не может оборваться на полуслове, не может остаться без конца, нельзя в конце начать разработку новой проблемы. Это обусловливает специфику именно риторического заключения - быть речью о предшествующей речи. Эту особенность риторического заключения подметил А.Ф. Кони и изобрел очень точный термин - речь должна «закругляться», т. е. возвращаться мыслью к началу, как бы напоминая слушателям, о чем хотели говорить, о чем говорили и к каким выводам пришли. Необходимость именно такого заключения продиктована тем, что ораторская речь воспринимается на слух и слушатели не могут «заглянуть» в начало, где им объяснили значение предстоящего разговора. Напоминание этого после прослушанного обоснования, разбора разнообразных аргументов и т. п. помогает слушателю связать все воедино и испытать чувство удовлетворения от продуктивного общения. С точки зрения расположения риторических элементов, в заключении следует подвести итог обоснованию тезиса и прояснить сверхзадачу, если она имелась в речи, важна для оратора, но он не очень уверен, что слушатели ее восприняли: “Выводы и выход в решение задачи и сверхзадачи - удел заключительной части выступления. Кратко суммируется все, что успел сказать оратор, выделяется главное, ради чего было организовано общение, желательно в такой форме, которая запоминается."

Конечно, когда мы говорим о расположении, нас интересует именно форма, в которой будут реализовываться главные задачи заключительной части: подведение итогов, закрепление и усиление впечатления.

Н.Н. Кохтев в заключительной части речи, как и во вступительной, выделяет два элемента: заключение и концовку. При этом заключение понимается как содержательное завершение речи, концовка же представляет собой мало связанную с содержанием речи часть, содержащую этикетные формулы, посторонние замечания или информацию и т. п., помогающую оратору завершить выступление в нужном эмоциональном ключе. Наличие или отсутствие концовки, видимо, зависит от реальных обстоятельств, в которых произносится речь. И если так, то ее, как и рассмотренный ранее зачин, нет смысла включать в структуру речи. Таким образом, в дальнейшем будем рассматривать только заключение как смысловой итог речи.


§61. Специфика построения заключения

§ 61. Обратимся теперь к конкретным речевым формам заключения, наиболее распространенным в современной общественной практике, особенно в агитационной речи.

Какие же цели может ставить перед собой оратор в заключении и каким образом он будет их реализовывать?

1. Чаще всего оратор стремится подвести итог сказанному, суммировать идеи речи . Ср.: "…Давайте же сделаем выводы из нашего страшного прошлого, чтобы такое не повторилось в будущем. Необходимо выработать конституционные гарантии категорической неприкосновенности народов как этнического целого, категорической недопустимости депортации народов по каким бы то ни было политическим, государственным, расовым причинам и мотивировкам во имя равной для всех справедливости. Место каждого народа должно быть там, где он произрос." (Ч. Айтматов)

2. Заострить проблему, усилить впечатление от речи . Ср.: "…Экология наряду с экономикой и национальными отношениями стала одной из главных болевых проблем страны. Мы считаем, что комплекс мер, кратко обозначенный в этом выступлении, ознаменовал бы важный шаг в резком улучшении экологической обстановки. Если воздухом нельзя дышать, воду нельзя пить, а пищу нельзя есть, то все социальные проблемы теряют свой смысл. И «левые» и «правые» за то, чтобы немедленно решать экологические проблемы. А мы обязательно должны искать пути консолидации нашего общества." (А.В. Яблоков)

3. Повторить основные этапы развития темы с тем, чтобы она предстала в целом, а не по частям. Ср.: "…Итак, мы видели Ломоносова мальчиком-рыбаком, студентом, исследователем, академиком. Где причина такой чудесной судьбы? Причина только в жажде знаний, в богатырском труде и умноженном таланте, отпущенном ему природой. Все это вознесло бедного сына рыбака и прославило его имя." (А.Ф. Кони)

4. Показать пути выхода из проблемы, наметить ее возможное развитие. Ср.: "…В заключение вот что еще хочу сказать. Сегодня в обществе существует значительная напряженность. Она выплескивается в дискуссиях, на митингах, даже в работе Съезда. Но я уверена, что выход есть, и он - в уважительном диалоге, в совместном поиске решений, в стремлении не только высказать претензии, но и слушать друг друга, в объединении всех наших сил." (З.П. Пухова)

5. Выдвинуть конкретное предложение , вытекающее из смысла речи. Речь в прениях должна обязательно содержать такое предложение по разрешению проблемы, иначе все выступление оказывается беспредметным, и нередко место этому предложению отводится именно в заключении, это своеобразное резюме из сказанного в основной части, где обосновывалась важность поднятого вопроса. Ср.: (говорит о тяжелом положении экономики и жизни в Сибири) "…Прошу рассматривать мое выступление как постановку вопроса о повышении поясного коэффициента для сибиряков. Убежден, что приоритетный подъем жизненного уровня населения в районах Сибири не только отвечает принципам социальной справедливости, но и является необходимым условием осуществления важнейших общесоюзных экономических программ." (В.В. Казарезов)

6. Высказать пожелания аудитории или обратиться к ней с прямым призывом. Ср.: "…И наконец, я обращаюсь ко всему советскому народу. Люди, облагоразумьтесь, митингами страну не накормишь. Выйти из создавшегося положения можно только честным трудом, светлым умом. На заводах, предприятиях, в организациях, в колхозах и совхозах дорога каждая минута. Не теряйте времени!" (Н.А. Касьян)

Конечно, возможны и другие типы заключений. Причем несколько конкретных целей могут совмещаться и переплетаться в одной концовке. Однако важно помнить, что в заключении не следует высказывать совершенно новые мысли и идеи, чтобы избежать «выхода» в новую речь. Все должно свидетельствовать о том, что обсуждение проблемы завершено.

Что касается формы заключения, то прежде всего важно отметить, что здесь должны появляться топосы и даже прямая похвала аудитории. Особенно важно это в конфликтных аудиториях и в тех случаях, когда оратор выступает с призывающей речью, требуя от аудитории выполнения сложных или трудоемких действий. Эти и подобные средства позволяют усилить эмоциональность и емкость концовки, сделать ее более броской, запоминающейся, что особенно важно в агитационной речи. Поэтому здесь часто появляются различные средства выразительности, позволяющие усилить воздействующую силу речи. Ср.:

цитаты , ср.: "…Те, у кого есть настоящий запал в сердцах и желание трудиться по-настоящему, - те и будут расти преодолевая все и всяческие трудности, стоящие на пути большого искусства. Помните, как говорил Маяковский: Где, когда, какой великий выбирал путь, чтоб протоптаннее и легче?”. " (А.А. Фадеев);

сравнения , ср.: "…Почему мы выиграли Великую Отечественную войну? Потому что у всех нас было и желание общей победы, и чувство общего врага. Не будем искать сейчас врагов друг в друге, ибо у всех нас общие враги - это угроза ядерной войны, страшные стихийные бедствия, национальные конфликты, экономический кризис, экологические беды, бюрократическая трясина. Перестройка - это не только наша духовная революция, это наша Великая Отечественная война. Мы не имеем права не победить в ней, но эта победа не должна нам стоить человеческих жертв." (Е.А. Евтушенко);

парадоксы , ср.:"…Мне ужасно трудно заканчивать мою защиту. Я никогда ничего не прошу у присяжных заседателей. Я могу вам указать только на следующее: никаких истязаний тут не было. Но ведь убийство все-таки остается. Я, право, не знаю, что с этим делать. Убийство - самое страшное преступление именно потому, что оно зверское, что в нем исчезает образ человеческий. А между тем, как это ни странно, Наумов убил Чернецкую именно потому, что он был человек, а она была зверем." (С.А. Андреевский);

лозунги и призывы , ср.: "…Никогда не забывайте, что для того, чтобы распахнуть двери к свету и знанию для всех вас без исключения и навсегда оставить эти двери открытыми, много положили сил и много пролили крови ваши предки, ваши деды, отцы и матери, старшие братья и сестры. Шагайте смелее к свету и любите книгу всей душой! Она не только ваш лучший друг, но и до конца верный спутник!" (М.А. Шолохов

Очень хорошо, если оратору удается связать зацепляющий внимание крючок из вступления с выводом в конце речи. Это делает композицию еще более яркой и выразительной. Ср., например: "Уважаемые народные избранники! Сегодня в программе «Утро» доктор В.И. Лебедев показал на опыте с котом Пашкой, как в условиях постоянного стресса слабеет, заболевает и гибнет организм. И он же рекомендовал во избежание обострения болезни убрать источник постоянного стресса - и организм будет выздоравливать. Нечто подобное происходит и с нашим обществом, где источником постоянного всеобщего стресса являются не столько отношения двух или трех ветвей власти, сколько отношения двух заглавных фигур нашего общества … (далее говорит о недопустимости конфронтации между президентом и спикером парламента и предлагает в качестве пути разрешения конфликта немедленные досрочные выборы парламента и президента)…Не сомневайтесь, досрочные выборы пройдут, новая Конституция будет принята, и рынок не погибнет, но стрессовое состояние явно ослабнет, и организм государства российского начнет выздоравливать. А пока жить уже невмоготу. Больно, горько и стыдно за Русь великую. Поймите это и примите мудрый совет опытного доктора Лебедева: снимите стресс. Россия этого ждет." (В.Н. Егоров)

Таким образом, заключение должно быть, во-первых, связано с предыдущим изложением, логически подводить итог обоснованию тезиса, предпринятому в основной части, во-вторых, усиливать впечатление, "зацеплять страсти", рождать желание идти навстречу устремлениям оратора. Оно - разрешение всей речи. Поэтому над заключением надо тщательно потрудиться, выбрав наиболее оптимальный вариант, краткий по форме, емкий по содержанию, помогающий оратору решить все проблемы разом, как говорил М.М. Сперанский, "делать заключения сухие и холодные значит терять плод своего слова."


§62. Анализ примера удачного вступления и заключения

§ 62. В качестве примера удачной композиции рассмотрим "речь, получившую премию," из книги Д. Карнеги (см. Задание № 49). Она не отличается оригинальностью содержания, и тезис, содержащий похвалу Филадельфии, американцам и американскому духу, как нельзя лучше иллюстрирует мысль Сократа о том, что нетрудно хвалить афинян среди афинян же. Но тогда в чем же ее достоинство? В безупречном построении. "Прежде всего, в ней [речи] есть начало и концовка. Это достоинство встречается редко, реже, чем вы, может быть, склонны думать. Она начинается и неуклонно движется вперед, как стая диких гусей в полете. В ней нет лишних слов, оратор не теряет даром времени", - пишет Д. Карнеги. Добавим, что не просто есть начало и конец, но они безупречно «сделаны». Вступление представляет собой одну фразу, в которой заявлен тезис полностью, что дает представление о будущем развитии речи: она будет о Филадельфии, матери Америки, о ее красоте, о ее трудовых достижениях, о необыкновенных богатствах, принадлежащих простым американцам, - о торжестве великого американского духа (эта мысль к тому же является топосом, с которого и необходимо начинать агитационную речь). А такие слова: "основы нашей великой страны", "могучий американский дух" и т. п. - несомненно вызвали расположение аудитории, позволили установить с нею контакт. И все это - одной фразой. Далее речь как бы набирает силу, чтобы завершиться триумфальным заключением. Здесь вновь повторяется основной тезис, но с усилением: если во вступлении Филадельфия названа началом Америки, то теперь - «матерью». Затем впечатление усиливается перечислением дорогих сердцу каждого американца реликвий. И наконец, осуществлен выход в сверхзадачу - косвенный призыв к распространению американского духа среди всего человечества. Можно только догадываться, какой гром аплодисментов обрушился на оратора при его последних словах. И по заслугам.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Какие существуют правила публичного выступления
  • Какие бывают правила подготовки публичного выступления
  • Какие психологические приемы можно использовать в публичных выступлениях

Выступление с публичной речью – это стрессовая ситуация для любого человека. Это подтверждают даже самые блестящие ораторы, которые провели сотни часов на сцене. Почему же так происходит? Любая публичная речь – это высказывание собственных мыслей и идей. Удачное или неудачное их выражение сразу же сказывается на репутации человека, на его оценке как эксперта, специалиста. Правила публичных выступлений, как правило, достаточно универсальны. Вы можете выступать перед разными группами людей – это могут быть министры и банкиры, студенты и школьники, журналисты, коллеги и даже заключенные. Но все они, прежде всего, будут вашими слушателями, и нужно знать несколько правил, которые помогут правильно структурировать и подавать информацию, сохранять спокойствие и держать ситуацию под своим контролем.

Публичное выступление: правила подготовки

Любое выступление с публичной речью должно быть основательно подготовлено. У знаменитого психолога Д. Карнеги есть целая книга, где содержатся рекомендации и правила подготовки публичного выступления. Основная мысль: «Нужно знать, что хочешь сказать и что хотят услышать слушатели. Только основываясь на этом знании, можно правильно донести информацию и убедить поверить себе».

Для начала давайте проанализируем, какие бывают виды выступлений:

  • Импровизация. Такой вид выступлений не нуждается в подготовке, но требует очень глубокого знания материала и темы. Оратор в таком случае высказывает тезисы по заданной теме, отвечает на любые вопросы из зала легко и аргументированно. Это под силу только опытным ораторам и мастерам своего дела. Такими были Троцкий, Ленин и Мечников.
  • Речь по конспекту. Подготовка идет по каждому пункту, который прорабатывается заранее. Так же прописываются ответы на возможные вопросы, которые могут возникнуть во время выступления.
  • Подготовка полного текста. Чаще всего вы можете наблюдать такой доклад у политиков. Иногда их ответы на заданные вопросы не совсем совпадают, потому что они не привыкли откланяться от заранее составленного текста.

Как спланировать презентацию от начала и до конца и владеть вниманием аудитории? Узнайте на тренинговой программе «

  • Выступление без использования подсказок. Подготовленный текст учится наизусть, проговаривается на репетициях, но в данном случае правила публичных выступлений не предусматривают возможность отвечать на дополнительные вопросы.

Особо ценным качеством мастерства оратора является возможность учитывать в своем выступлении настроение публики и умение подстраиваться под различные меняющиеся обстоятельства.

Подготовка конспекта выступления

Какие же существуют правила публичных выступлений. Начнем с подготовки. Делайте заметки по тем вопросам, которые имеют отношение к теме выступления или специфике вашей темы, отрасли или профессии. Д. Карнеги советует: «Записывайте чужие и, конечно, свои мысли на клочках бумаги – так их легко собрать и классифицировать».

  1. Сделайте перечень фактов, которые имеют отношение к теме и могут вам понадобиться для доклада.
  2. Определитесь с основными, интересными, информативными фактами, второстепенные или только косвенно относящиеся к делу смело вычеркивайте.
  3. Вернитесь к теме доклада и посмотрите, каких данных вам может не хватать для полного раскрытия темы в том ключе, в котором отбирались материалы.

Обязательно подкрепляйте тезисы фактами, цифрами, статистикой, примерами. Лучше, если на каждый тезис у вас будет несколько пунктов, подкрепляющих основную мысль.

Правила выступления с публичной речью так же рекомендуют внимательно отнестись к языку, когда вы будете составлять конспект своей речи. Не сокращайте предложения, пишите полные развернутые формы. Вносите в конспект не вопросы, а конкретные утверждения, которыми вы могли бы пользоваться во время публичной речи.

Работа с конспектом

Конечно, все лекторы по-разному использовали подготовленные материалы во время своих выступлений. Например, Ч. Чаплин, который не очень уютно чувствовал себя перед микрофоном, всегда держал перед глазами полный текст речи и старался не отклоняться от него. А признанный лектор И. И. Мечников с особой тщательностью готовился ко всем выступлениям, но не делал записей. Его речь всегда была мастерской импровизацией.

Правила публичных выступлений известного химика С. Н. Реформатского были такими: он прописывал полностью весь текст лекции, а затем читал его домашним. Записи он, как правило, брал с собой на кафедру, но не заглядывал в них. Знаменитый историк В. О. Ключевский обладал способностью интересно рассказывать, опираясь на заготовленный план выступления, а физиолог И. М. Сеченов перед лекцией шепотом проговаривал ее полностью. Признанный оратор В. И. Ленин готовил небольшие бумажки с тезисами, с помощью которых он выстраивал публичную речь.

Конечно, выступать перед публикой безо всякого волнения могут только единицы. Но если вы выступите несколько раз с одной и той же темой, то с каждым разом ваша уверенность будет только расти. Вы будете намного свободнее владеть материалом. При подготовке старайтесь больше рассказывать, проговаривать текст, а не просто читать. Со временем, применяя правила выступления с публичной речью, вы добьетесь успеха и в этом деле. Только помните, даже самые опытные ораторы всегда репетируют свою речь, не пренебрегайте этим важным этапом.

Репетиция будущей речи

Не стесняйтесь обсуждать тему, которая будет предметом вашего выступления в неформальной обстановке. Репетируйте перед друзьями, семьей, говорите с людьми, которые могут вас поддержать.

Но как, когда и сколько лучше репетировать будущую речь? Чем чаще, тем лучше! Используйте все возможности для этого. Идете по улице – повторяйте ее про себя, дома или в офисе вы можете повторить ее с жестами, произнося в полный голос, делая акценты в важных местах.

Правила публичных выступлений Д. Карнеги гласят: устройте дома с семьей или друзьями своеобразную игру – произнесение речей. Вы можете выбрать темы, в которых вы сильны и за три минуты постарайтесь максимально ярко и информативно донести ее до своих слушателей.

Многие слышали рекомендацию по работе с зеркалом, но начинающих ораторов чаще всего оно только отвлекает. Ведущие психологи, например О. Эрнст, даже пишут о таком способе как о крайне вредном. В первую очередь вам нужно сосредоточиться на теме и смысле произносимой речи.

Правила публичных выступлений: психология

К моменту вашего публичного доклада нужно подойти в отличном психологическом и физическом состоянии. Не думайте о своих страхах, ведь в конце концов это просто выступление. О. Эрнст писал: «Еще ни разу ни один из ораторов не упал в обморок на трибуне, даже если его выступление действительно было ниже всякой критики».

Существующие правила выступления с публичной речью содержат несколько важных пунктов:

  • Обратите пристальное внимание не на свои переживания, а на содержание вашей речи.
  • Не стоит говорить слушателям абсолютно весь заготовленный материал, оставьте место для вопросов, если они предусмотрены. Да и мысль о том, что вы знаете намного больше, чем говорите на данной лекции, значительно повысит вашу уверенность в себе.
  • Не стоит готовиться в день выступления, лучше закончить всю подготовку накануне вечером.
  • До выступления не стоит начинать новых дел или включаться в новую, необычную для вас деятельность. Они перенесут на себя все ваше внимание и направление мыслей.
  • Постарайтесь устроить легкий обед или завтрак, не переедайте перед ответственным докладом.

Если вы все же чувствуете, что волнение не оставляет вас, главное – понять, в чем причина вашей тревоги. Чаще всего это:

  • Нехватка практического опыта в подобных выступлениях.
  • Особенности, связанные с особенностями вашего характера: стеснительность, сдержанность, излишняя тревожность, неуверенность в себе.
  • Сомнение в заинтересованности слушателей.
  • Факт неудачного выступления в прошлом.
  • Сильные эмоции, связанные с волнением и переживанием стрессовой ситуации.

Если ваша тревожность в основном связана с реакцией слушателей, то есть следующие правила публичных выступлений:

  • выберите положительно настроенного к вам зрителя и рассказывайте, глядя ему/ей в глаза, словно вы одни в этом зале;
  • если вы почувствуете, что контакт установлен, можно слегка кивнуть и перевести взгляд на соседа и посмотреть ему в глаза;
  • старайтесь сохранять дружелюбное и открытое выражение лица;
  • попробуйте чаще улыбаться и тогда вы увидите, как преобразиться настроение в зале.

Если ваша тревожность связана с собственным состоянием, то внимательно изучите эти правила публичных выступлений:

  • Тренируйтесь выступать перед публикой как можно чаще, участвуйте в публичных обсуждениях, разговорах, задавайте вопросы.
  • За это время вы найдете такое внутреннее состояние, которое вселяет в вас уверенность и помогает чувствовать себя успешным. Для каждого это чувство будет свое. Кому-то необходимо ощущать «радость полета», кому-то чувствовать себя максимально сосредоточенным, сконцентрированным на свой теме, а кому-то помогает легкое волнение, которое делает его слегка возбужденным и радостным.
  • Подумайте, какого эмоционального отклика вы хотите добиться от слушателей, какой посыл идет от вас аудитории.
  • Перед выходом на сцену обязательно «разомнитесь». Вы можете поговорить с кем-то из слушателей или организаторов или просто пройтись по комнате.

Общие правила выступления с публичной речью:

  1. Идеально, если у вас есть возможность накануне репетировать в том помещении, где будет происходить выступление. Вы можете осмотреть зал, прорепетировать выход, произнести речь, отработать позу, жесты, громкость голоса, какие-то важные поворотные моменты вашей речи.
  2. Перед сном представьте полностью весь ход своего выступления. Как начинается мероприятие, как собирается публика, как вы выходите на сцену, что говорите, куда смотрите. Доведите речь до конца и почувствуйте, как замечательно вы с этим справились.
  3. За несколько часов до выхода на сцену, в своем воображении пройдитесь по плану вашего доклада, закрепите в сознании ключевые моменты речи и почувствуйте радость, которая будет переполнять вас после успешного выступления.

Правила успешного публичного выступления: психотехники

Один из секретов общения с аудиторией заключается в определенной психотехнике. Вам обязательно нужно сформировать зрительный контакт и показать свой интерес к ней.

Когда вы выходите на сцену или кафедру, не спешите сразу начинать свою речь, сделайте паузу, оглянитесь вокруг, посмотрите на зрителей, улыбнитесь, если это уместно. Устанавливая зрительный контакт со слушателями, вы приветствуете их и даете понять, что вы здесь находитесь специально для них. Поэтому важно соблюдать его и во время выступления.

Не забывайте о необходимости сохранять зрительный контакт, даже если вы выступаете с научным сообщением, где нормой является частое обращение к своим записям. Подсознательно человек чувствует, когда на него обращают внимание: взгляд может длиться всего долю секунды, но он дает понять, что происходит что-то важное и ценное для него. Поэтому пробуйте не просто осматривать зал, но и установить контакт «глаза в глаза» со слушателями.

Когда вы занимаетесь психотехникой установления контакта с аудиторией, очень важно понимать, что самое большое значение имеет эмоциональное наполнение вашего взгляда. Что есть в нем – расположение к аудитории или равнодушное безразличие, кураж или страх. В глазах все наши эмоции читаются без труда, а значит, слушатели, как правило, безошибочно видят и чувствуют что происходит в вашей душе.

Итак, главные правила выступления с публичной речью – оглянитесь, установите зрительный контакт с публикой, сконцентрируйте свое внимание на предмете вашего выступления.

Помните, первые слова вашего доклада наиболее важные, именно в этот момент слушатели определяют, будут ли они слушать вас или продолжат витать в облаках. Существует несколько приемов, которые позволят удержать внимание аудитории.

  • Интересный факт. Один из самых эффективных способов привлечь внимание любой аудитории – это рассказать любопытный факт, который имеет прямое отношение к теме выступления: «Знаете ли вы, что…» или «Задумывались ли вы, что…»
  • Красочная презентация. Презентация помогает структурировать и регламентировать выступление. Вы можете обозначить на слайдах основные тезисы или правила обратной связи. Правила публичных выступлений предлагают вам так сформулировать этот аспект: «У меня есть пятнадцать минут, чтобы рассказать о…», «В ходе выступления я хотел бы обратиться к следующим вопросам…», «Если в ходе выступления появятся вопросы, вы сможете задать их по окончании доклада».
  • Вопросы. Если в вашем формате это возможно, то обязательно пользуйтесь этой техникой привлечения внимания. Вопросы заставляют невольно искать ответы, даже если они не будут произнесены вслух, поэтому вас уже будут слушать внимательнее.
  • Шутка, анекдот. Важно сохранить некую интригу и не сразу раскрыть связь анекдота и темы выступления. Но связь должна существовать обязательно. Помните, что шутка должна быть толерантной и привлекательной для большинства, чтобы создать нужное настроение.
  • Комплимент аудитории. Рассматривайте комплимент как знак уважения и признания публики. Правильно сказанный комплимент вызовет ответную благодарную реакцию у слушателей. Старайтесь не переигрывать и не преувеличивайте вес комплимента, чтобы его не восприняли как насмешку. Лучше, если комплимент будет кратким, недвусмысленным, отражающим реальность. Он может быть высказан не только персонально аудитории, но и обратиться к их профессии или компании.

Приемы привлечения и удержания внимания аудитории

Искусные ораторы для привлечения и удержания внимания аудитории используют некоторые правила выступления с публичной речью:

  • Контрастные раздражители. Это правило заключается в изменении типа сигнала получения информации. Чаще всего можно изменить аудио- и видеосигналы. Оратор, например, может сделать продолжительную паузу, замедлить или ускорить темп речи. Также примером контрастного раздражителя могут быть перемещения по сцене. Сначала оратор может стоять неподвижно и в процессе доклада начать передвигаться или наоборот.
  • Обращение к актуальным вопросам. Для каждого человека в определенный период жизни существуют актуальные, волнующие его темы. Как правило, в группе людей, большой или малой, эти проблемы идентичны или имеют большое сходство. Тогда при обращении к этим волнующим их темам вы можете привлечь внимание аудитории. В данном методе источником внимания будет значимость информации.
  • Обращение к авторитетным источникам. Правила публичных выступлений с давних времен содержат совет обращаться к авторитетным источникам. Цитаты великих людей, глубокие высказывания часто применяют в своей технике выступлений многие ораторы. Успех зависит от нескольких факторов: актуальности, полноты высказывания, авторитетности источника.
  • Адресные вопросы. С таким типом вопроса обращаются к присутствующим в зале. И даже вопросы риторические повышают внимание аудитории.
  • Юмор. Хорошая шутка оратора всегда вызывает приятные эмоции у слушателей, обращает на него внимание, вызывает симпатию и интерес. Часто юмор может снять возникшее напряжение и подготовить аудиторию к восприятию новой информации. И хотя чаще всего юмор привлекает внимание не к теме выступления, а к самому говорящему, его следует правильно использовать.

Вот и подошла к концу наша статья о правилах публичных выступлений. Искренне надеемся, что вы смогли найти в ней полезные идеи для своего бизнеса. Не исключено, что какие-то мысли стали для вас открытием, а что-то оказалось просто интересным фактом, расширившим понимание процесса сложных продаж. Какие из представленных моментов вам захотелось применить на практике? Насколько вы довольны тем, как идет ваш бизнес? Проанализируйте свои ответы на эти вопросы, тогда наша статья сможет оставить существенный след в вашем сознании.

Помните, что при возникновении любых вопросов, сомнений или даже возражений вы имеете возможность написать нам на почту [email protected] или воспользоваться формой обратной связи на официальном сайте. Опытный бизнес-тренер Евгений Котов, основатель тренинговой компании «Practicum Group», с удовольствием ответит на них, а возможно и подискутирует с вами, ведь в споре рождается истина.

До новых встреч!

«Хорошо сказано! Презентации и разговоры, которые приносят плоды» (Well Said! Presentations and conversations that get results).

В начале выступления у вас есть всего 60 секунд, чтобы завладеть вниманием публики, войти в доверие к людям, сориентировать их в теме и настроить на дальнейшее прослушивание. Если вы потратите драгоценную вводную минуту на шутки, повестку дня, извинения, бесполезные детали, слова благодарности или бессвязные запинания, то внимание вашей аудитории будет безвозвратно потеряно. Вы должны творчески подойти к вступлению - самой важной части работы. Это трудная задача для любого спикера, и вам придётся хорошо репетировать и отрабатывать вызывающее начало.

Дарлин Прайс

1. Расскажите захватывающую историю

Повествование - один из самых мощных и успешных приёмов. С самого рождения людям нравится слушать и учиться на . Сказочные герои, злодеи из баек у костров или театральные персонажи увлекают нас своими диалогами, конфликтами и судьбами. С их помощью мы набираемся житейского опыта и проводим параллели с собственной жизнью, что с лёгкостью удерживает внимание любого человека.

В лучшем случае это должна быть личная история из первых рук, рассказывающая зрителям, почему вы озадачились темой доклада. Хотя подойдёт рассказ и о другом человеке, которого публика может узнать. Как вариант, раскройте басню, сказку, мудрость или историческое событие. Идея заключается в том, чтобы ваше вступление длиною в 60–90 секунд очаровало присутствующих и содержало в себе ключевую мысль всего последующего доклада.

С какими проблемами по теме выступления вы (или кто-то другой) столкнулись? Как вы (или кто-то другой) их преодолели? Кто или что помогло или помешало вам? Какие выводы были сделаны? Что ваша аудитория должна получить и почувствовать после ознакомления с историей?

2. Задайте риторический вопрос

И какой же русский не любит быстрой езды?

А судьи кто?

Мечты, мечты, где ваша сладость?

Риторические вопросы помогают убеждать. Если они продуманны и поданы в верной форме, аудитория последует тому пути, который задумал спикер. С их помощью легко склонить слушателей к своей точке зрения.


Monkey Business Images/Shutterstock.com

При этом не всегда вопрос должен давать однозначный ответ «да» или «нет». Можно пробудить любопытство людей и заставить их подумать над ответом, спросив что-то более «тяжёлое».

3. Озвучьте шокирующую статистику или заголовок

Смелое заявление или броский заголовок идеально убеждают аудиторию внять вашим рекомендациям и следовать им в дальнейшем. Главное, чтобы они точно отражали цель вашей речи.

Например, вице-президент по продажам ведущей американской компании в области здравоохранения успешно продаёт программное обеспечение для больниц в очень яркой манере. Он начинает с сухих, но до боли колких цифр: «Врачебные ошибки, приводящие к кончине пациента, стали третьей главной причиной смерти после болезней сердца и раковых заболеваний. Речь идёт о 400 тысячах случаев в год. Это гораздо больше, чем считалось ранее. Мы создаём мир без врачебных ошибок, и нам нужна ваша помощь».

4. Используйте вескую цитату

Приведите мудрые слова известного человека, чьё имя добавит вашей речи привлекательности и социального веса. Но важно понимать, что цитата должна быть уместной: иметь смысл и актуальность именно для вашей аудитории.

Представьте, что вы управляющий конфликтами и убеждаете группу достичь согласия. Открывая переговоры, вы бы могли привести слова Марка Твена, который однажды сказал: «Если два человека согласны во всём, в одном из них нет нужды». Следующее предложение должно добавить нотку единства: «Даже при том, что не все из нас одинаково видят выход из проблемы, усилия каждого из нас крайне важны в достижении соглашения».

5. Покажите эффектную фотографию

Картинка стоит тысячи слов. А может быть, и больше.

Используйте снимки вместо текста, когда это возможно. Качественное фото привносит эстетическую привлекательность, улучшает понимание, заполняет воображение аудитории и делает доклад более запоминающимся.


Matej Kastelic/Shutterstock.com

Например, президент компании по продаже электрооборудования умело вдохновил своих менеджеров на сокращение расходов. Вместо того чтобы показать им обыденные диаграммы, графики и таблицы, он открыл заседание довольно странным вопросом: «Почему затонул „Титаник“?». В унисон прозвучало упоминание о столкновении с айсбергом. Тогда глава компании вывел на общий экран изображение айсберга: его верхушка была видна над водой, но гораздо большая часть скрывалась под поверхностью. «То же самое ждёт и нашу компанию. Скрытые расходы - та самая подводная опасность, которая и потянет нас на дно». Эта визуальная метафора вдохновила управленцев, а их предложения по в итоге спасли миллионы долларов.

6. Добавьте творчества

Тематический реквизит - это верный способ удержать внимание слушателей. Визуальная поддержка подчеркнёт вашу мысль.

Так, будучи заядлым любителем тенниса, руководитель крупной страховой компании начал своё выступление с эффектного удара ракеткой. Таким образом он выразил свою целеустремлённость, «выиграл очко у конкурентов», сплотил команду и конечном счёте «завоевал Большой шлем».

Подумайте о том, как бы вы могли использовать настенные часы, красочную сумку, пучок морковки, жонглирование шарами или манипуляции с картами, чтобы очаровать аудиторию, добавить юмора и донести главный посыл вашего сообщения.

7. Запустите короткое видео

Представьте: вы начинаете выступление перед производственным отделом с ролика, в котором довольные клиенты дают положительную характеристику вашему товару. Или вы открываете мероприятие по сбору средств для вымирающих видов животных мини-фильмом об амурском леопарде и его потомстве.

Видео вызывает эмоциональную реакцию. В отличие от слов и слайдов, короткометражка добавляет драмы и быстрее передаёт суть происходящего.

Как сказал Уолт Дисней:

Я бы скорее развлекал людей и надеялся, что они чему-то научились, чем обучал людей и надеялся, что они развлеклись.

Posted On 06.03.2018

10 советов для публичных выступлений от Дейла Карнеги, которые актуальны сегодня

Выступление перед небольшой группой у большинства людей может вызывать чувство страха. Следующие 10 советов от Дейла Карнеги из книги "Искусство публичных выступлений" помогут вам преодолеть это чувство и сделать вашу презентацию хорошей практикой, как для вас, так и для вашей аудитории.

1. Будьте уверенны перед аудиторией

Выступление перед людьми может пугать вас. А некоторые люди могут еще и возразить, что если выступать перед небольшой аудиторией, то это даже более страшно. Чтобы преодолеть страх перед публичными выступлениями, Карнеги рекомендует:

  • Прорепетируйте несколько раз
  • Погрузитесь в вашу тему
  • У вас есть нечто особенное, что сказать
  • Рассчитывайте на успех
  • Возьмите на себя контроль над вашей аудиторией

2. Тема и Подготовка к публичному выступлению

Понимайте, что вы говорите, и держите ваши мысли организованными. Если есть исследования и факты, то дополните ими вашу речь. Создайте план публичного выступления, и после того, как вы подготовили презентацию, не бойтесь пересмотреть его.

3. Эффективность благодаря изменению высоты тона голоса

Карнеги советует, что для каждого изменения в ваших рассуждениях, ваш голос должен изменить высоту тона. При выступлении следите, как ваш голос меняется, когда вы говорите. И помните, что при большем количестве интонаций ваш голос будет звучать более приятно для вашей аудитории.

4. Пауза и ее Сила

Знание, как использовать паузы, может значительно помочь вашему ораторскому мастерству. Паузы могут быть использованы по ряду различных причин. Например, дать вашей аудитории мысленно подготовиться к следующей мысли, или создать интригу, или позволить вашему сообщению поглотиться аудиторией.

5. Чувства и Восторг

Вложите чувства в свою речь и выразите их. Не бойтесь поначалу, даже если почувствуете, что перестарались. Будьте в восторге от вашей темы, это поможет вашей аудитории быть в восторге от нее тоже. Большая взволнованность и вовлечение вашей аудитории в вашу презентацию, и скорее всего, ваше сообщение будет резонировать с ней.

6. Голос

Разговорный голос имеет большое значение для публичных выступлений, но как научить себя владеть им? Для начала, вы должны расслабиться. Не позволяйте себе нервничать, потому что нет причин, чтобы нервничать. Следите за дыханием и попробуйте попроизносить гласные звуки, чтобы расслабиться и подготовиться к своей речи.

7. Соответствие жестов вашей Речи

Жесты должны быть отражением того, что вы чувствуете, помогая вам передать то, что вы хотите донести до вашей аудитории. Они должны быть естественными и должны быть одной единственной незапланированной частью речи. Убедитесь, что ваши движения постоянно меняются и совпадают с тем, что вы говорите в этот самый момент.

Влияние на толпу

Каждая толпа нуждается в лидере. Будьте лидером для вашей аудитории! Руководите своей аудиторией через свои мысли и держите ее занятой. Утвердите себя в качестве лидера и получите уважение вашей аудитории. Это поможет вам руководить ими и добиться от них действий, которые вам необходимы.

9. Пополняйте свой словарный запас

Каждое слово в вашем лексиконе означает три вещи: вы знаете его значение; вы знаете, как оно сочетается с другими словами; и вы знаете, как правильно его использовать. Когда вы услышите новое слово, то сделайте все необходимое, чтобы узнать о нем эти три вещи. Если вы услышите слово, которое вы уже знаете, но оно используется по-другому, то это также отличный способ увеличить свой словарный запас. Если вам непонятен смысл его использования, то посмотрите в словарь и запомните его значение.

10. Тренировка памяти

Вы, вероятно, не захотите или не сможете запомнить всю вашу речь слово в слово, но на основные идеи, имеющие большое значение для гладкого прохождения вашей презентации, следует обратить внимание. Это также просто, как запоминание вашего плана. Запомните ключевые моменты вашего выступления и некоторые слова, связанные с ними, и работайте в этом направлении.

Дейл Карнеги, возможно, и предложил эти советы уже много лет назад, но они не подвластны времени. Использование всего нескольких из них поможет вам в преодолении страха публичных выступлений, значительно увеличит вашу уверенность в себе и сделает вас лучшим оратором.

Еще статьи

Не секрет, что большинство людей боится публичных выступлений. Но если вы бизнесмен или руководитель коллектива, рано или поздно вам придется выйти на сцену и произнести речь. И чтобы ваш выход не разочаровал ни вас ни вашу аудиторию, следуйте предложенным ниже восьми советам, которые помогут вам хорошо выступить перед публикой.

1.

Как начать выступление: 10 идей. Что нравится слушателям

Наблюдайте за опытными ораторами

Смотрите за выступлениями профессиональных ораторов, например, ведущих на курсах ораторского мастерства. Обратите внимание на спикеров из вашей сферы деятельности и за ее пределами. Посмотрите, как они произносят свои речи, какие мысли хотят передать аудитории, как часто делают паузы, как быстро они говорят, как часто вступают в зрительный контакт с аудиторией.

2. Десятое выступление лучше первого

Независимо от того, сколько раз вам уже довелось выступить перед публикой, всегда можно что-то улучшить. Замечательно, если вы имеете опыт публичных выступлений, но не следует слишком обольщаться и думать, что теперь вы можете выступать без предварительной подготовки. Это может сработать пару раз, но рано или поздно вы дадите осечку.

3. Начните мощно

Чтобы хорошо выступить перед публикой, старайтесь зацепить аудиторию с самого начала речи. Например, можно остроумно пошутить, если вы обладаете отменным чувством юмора. Другие варианты – привести шокирующую статистику, задать слушателям провокационный вопрос или показать забавный видеоролик.

4.

Четкие сегменты выступления

Разделите материал выступления на отдельные части, чтобы лучше донести свои мысли и идеи аудитории. Помните, покидая зал, слушатели, согласно Правилу трех пунктов, должны запомнить по крайней мере три ключевых мысли из вашего выступления.

5. Порепетируйте речь

За день до выступления встретьтесь с близким другом и попросите его послушать вашу речь, с которой вы собираетесь выступить перед публикой. Полезно будет узнать, как мастера ораторского искусства готовятся к выступлениям. Так, накануне следует хорошо выспаться и избегать употребления алкоголя, чтобы наутро не страдать от похмелья. Во время выступления позаботьтесь чтобы рядом был стакан с водой комнатной температуры, так как холодная вода сжимает горло.

6. Не опаздывайте

В день речи не поленитесь прибыть заранее, с некоторым запасом времени. Хотя бы за час до публичного выступления загляните в зал, в котором будете выступать, и посмотрите его обстановку. Проверьте, исправно ли работает аудио- и видеоаппаратура, микрофон.

7. Не говорите быстро

Одной из самых распространенных ошибок, которую допускают новички в ораторском искусстве, является слишком быстрый темп речи. В этом случае слушатели не успевают осмыслить слова оратора. Чтобы определить скорость вашей речи, запишите ее на компьютере и прослушайте. Если вы говорите быстрее, чем ведущий выпуска новостей, значит, вы говорите слишком быстро.

8. Опирайтесь на конспект речи

Даже опытные ораторы, прежде чем выступить перед публикой, составляют краткий конспект речи. Он может содержать основные вопросы, которые спикер желает затронуть на выступлении, выраженные тремя-четырьмя словами. Если вы напишете себе нечто подобное, это будет вам хорошим подспорьем, но помните, не следует писать весь текст речи. Наметьте основные части, определите, как будут представлены, например, 8 элементов темпа речи.

Напоследок, будьте искренними – люди почувствуют это в вашем голосе и будут внимательнее вас слушать. Выступление на публике требует достаточной смелости и, как все в жизни, опыта и практики. Итак, чего же вы ждете?

Эксперты выяснили, что на 80 % быстрое продвижение по карьерной лестнице зависит от умения правильно и красиво излагать свои мысли. Большинство успешных людей прекрасно владеют ораторским искусством и умеют выступать перед аудиторией. Существуют специальные тренинги и семинары по ораторскому искусству. Приведем несколько советов, которые помогут научиться правильно выступать перед аудиторией.

1. Старайтесь бороться с волнением. Если вы волнуетесь, то красивая речь не получится. Справиться с волнением поможет опыт, а на первоначальном этапе помогут упражнения по дыханию и самовнушение.

2. Важно хорошо знать, что вы будете говорить. Вы должны подготовиться к выступлению, хорошо знать тему. Вы должны также быть готовы отвечать на вопросы.

3. Старайтесь соблюдать временные рамки.

Самое страшное – это начать изложение перед большим количеством людей. Существует несколько приемов для интригующего начала.

Расскажите интересную, захватывающую историю. Как правило, если доклад начинается с такого повествования и публика в первые 60 секунд будет заинтересована, внимание будет легче сохранить. Возможно, нужно рассказать о каком-нибудь интересном историческом событии или вспомнить старинную мудрость касающуюся темы вашего доклада. Небольшое вступление в виде рассказа должно длится не более 90 секунд.

Задайте риторический вопрос. Он помогает убедить основную часть публики. Например, «Быть или не быть, вот в чём вопрос», «Русь, куда ж несешься ты?» и т. д. Однако, вопросы нужно продумать и подать в такой форме, в которой они будут отражать суть доклада.

Начните доклад со статистики. Как правило, статистические данные располагают слушателей.

Придумайте яркий заголовок , благодаря которому аудитория с первых секунд заинтересуется темой.

Начните доклад с мудрой цитаты или высказывания известной личности , чтобы добавить изложению привлекательности и особого стиля. Однако, все мудрые слова должны касаться исключительно темы доклада.

Покажите иллюстрацию или небольшую презентацию. Такой подход добавит понимания, и слушатели наверняка запомнят доклад только с положительной стороны. Когда показываете слайды, нужно помнить, что к одной иллюстрации должна быть одна мысль, уложенная в два, максимум три предложения. На слайдах лучше смотрится крупный шрифт, да и анимационных эффектов должно быть в меру.

Добавьте к докладу небольшое видео , которое вызовет эмоциональную реакцию. Плюс ко всему, таким образом быстрее передается суть темы.

Не тратьте слишком много времени на выступление . Лучше всего постараться уложиться в 20 минут. За это время слушатели не устанут и будут активно обсуждать данный доклад.

Не растягивайте слова и не говорите слишком быстро . Представьте, что вы рассказываете слушателям интересную историю.

Отвечайте на вопросы быстро . Таким образом, вы подчеркнете свой профессионализм в данной теме.

Хотите, чтобы вас слушали и слышали? Тогда нужно постоянно находиться в поле зрения, поддерживать визуальный контакт со слушателями и говорить четко, разборчиво. Также следите за своими жестами, то есть, сильно не размахивайте руками, но и не прячьте их в карманы.

Ответьте себе на вопросы: «зачем я выступаю?», «какая целевая аудитория меня слушает?». После ответов уже четко для себя составите план и будете понимать, какой стиль изложения более приемлем.

Не знаете, как хорошо выступить с докладом? Это сделать несложно, главное, не бояться выступать перед аудиторией. Поэтому нужно сначала побороть страх, а потом уже выступать. Сначала минимизируйте страх:

Выступите перед аудиторией первым. Как правило, чем дольше ждёшь своей очереди, тем страшнее. Возможно, стоит выступать в первых рядах, чтобы через 20 минут вздохнуть свободно.

Представьте, что читаете доклад своим друзьям и близким. Тогда вам будет легче сосредоточиться на своей теме.

Перед выступлением настройтесь только на позитив. Заходите в зал с улыбкой и начинайте с интересной фразы, которая зацепит слушателей. Вот увидите, что аудитория не страшная, а доброжелательная и как только скажете несколько слов (предложений), страх уйдет сам по себе.

Перед выступлением прочитайте доклад коллегам или одногруппникам. Так быстрее поборите свой страх и будет проще выступить перед аудиторией.

Будьте уверенными в себе. Уверенность – залог успеха. Если вы хорошо знаете тему, разбираетесь в ней, тогда не стоит и бояться. Можно приготовить себе шпаргалку, куда будете подсматривать, что у вас следует по плану дальше.

Перед выступлением подумайте о последствиях. Ведь вам нужно заработать высокую оценку.

Важно! Слушатели обычные люди, которые понимают ваш страх, и они со своей стороны стараются подбодрить вас. Думайте об этом и всё будет хорошо.

Какие ошибки допускаются во время выступления чаще всего

Теперь вы знаете, как правильно выступить с докладом. Однако, стоит подумать о том, что могут возникнуть и ошибки во время выступления. Чтобы этого не произошло, прочитайте, как делать не стоит.

Ошибка 1. Выступать с докладом без подготовки. Многие общительные студенты считают, что смогут хорошо изложить тему, не читая предварительно доклад. И это одна из грубых ошибок. Ведь человек, который выступает без подготовки, начнёт заикаться, говорить много пустых и витиеватых фраз.

Ошибка 3. Отвечать на вопросы в момент выступления. Конечно же, хорошо, когда слушатели интересуются темой, но лучше заблаговременно предупредить аудиторию, что вопросы стоит задавать после доклада. В противном случае есть риск начать сбиваться, путаться, что может отразиться на времени и качестве выступления.

Ошибка 4. Быстро или медленно читать. Скорость – не всегда хорошо, а тем более в момент выступления. Если слушатели не понимают тему, тогда им тяжело понять ход мыслей докладчика. Слишком медленный темп приводит к монотонности, отчего доклад становится скучным и неинтересным.

Ошибка 5. Употреблять слишком длинные предложения (более 13 слов). Такое изложение тяжело воспринимается.

В этой статье мы разобрались, как выступать с докладом, чтобы заинтересовать слушателей, какие приемы использовать и каких ошибок не стоит допускать. Эти советы вам помогут выступить отлично, побороть страх и стать более уверенным.

Как выступать с докладом правильно – 10 советов успеха обновлено: Февраль 15, 2019 автором: Научные Статьи.Ру