Болезни Военный билет Призыв

Правовой режим военной оккупации. Средства и методы ведения военных действий. Политика государства в международной торговле

Согласно положениям Устава ООН и в соответствии с основными принципами международного права государства должны решать международные споры мирными средствами. Однако современное международное право допускает возможность правомерного применения вооруженных сил (самооборона от агрессии, применение вооруженных сил ООН, реализация права на самоопределение).

В международном праве имеется большое число норм, регламентирующих общественные отношения в период вооруженных конфликтов . Объем и качество регулирования этих отношений позволяют говорить о существовании самостоятельной отрасли международного права, которая определяет допустимость средств и методов ведения войны , обеспечивает защиту жертв вооруженных конфликтов, устанавливает взаимоотношения между воюющими и невоюющими государствами и т.д. Эта отрасль получила название — право вооруженных конфликтов.

Традиционно до конца XIX в. основную роль в регламентации права вооруженных конфликтов играли международные обычаи ; само это право обычно именовалось — «законы и обычаи войны». Международные обычаи сохранили определенное значение для данной отрасли международного права и сегодня. Однако в настоящее время основной массив норм права вооруженных конфликтов составляют нормы международных договоров . В их числе:

  • Санкт-Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1888 г.;
  • Гаагские конвенции 1899 г. и 1907 г. «Об открытии военных действий», «О законах и обычаях сухопутной войны», «О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной и морской войны» и др.;
  • Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов 1925 г.;
  • Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г., Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г.. Конвенция об обращении с военнопленными 1949 г., Конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г.;
  • Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, 1977 г. и Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера, 1977 г.

Международное сотрудничество в сфере вооруженных конфликтов развивается в настоящее время по следующим основным направлениям:

  • предотвращение вооруженных конфликтов;
  • правовое положение участвующих и не участвующих в конфликте государств;
  • ограничение средств и методов ведения войны;
  • защита прав человека в период вооруженных конфликтов;
  • обеспечение ответственности за нарушение норм международного права.

Виды вооруженных конфликтов

Согласно ст. 1 Дополнительного протокола I международными являются также вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение.

Вооруженный конфликт между повстанцами и центральным правительством является, как правило, внутренним конфликтом. Однако повстанцы могут быть признаны «воюющей стороной», когда они:

  • имеют свою организацию;
  • имеют во главе ответственные за их поведение органы;
  • установили свою власть на части территории ;
  • соблюдают в своих действиях «законы и обычаи войны ».

Признание повстанцев «воюющей стороной» исключает применение к ним национального уголовного законодательства об ответственности за массовые беспорядки и т.п. На захваченных в плен распространяется статус военнопленных. Повстанцы могут вступать в правоотношения с третьими государствами и международными организациями, получать от них допускаемую международным правом помощь. Власти повстанцев на контролируемой ими территории могут создавать органы управления и издавать нормативные акты . Таким образом, признание повстанцев «воюющей стороной», как правило, свидетельствует о приобретении конфликтом качества международного и является первым шагом к признанию нового государства.

Вооруженные конфликты немеждународного характера — это все не подпадающие под действие ст. 1 Дополнительного протокола I вооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо государства «между его вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять положения Протокола II».

Вооруженные конфликты немеждународного характера обладают следующими признаками:

  • применение оружия и участие в конфликте вооруженных сил, включая полицейские подразделения;
  • коллективный характер выступлений. Действия, влекущие обстановку внутренней напряженности, внутренние беспорядки не могут считаться рассматриваемыми конфликтами;
  • определенная степень организованности повстанцев и наличие органов, ответственных за их действия;
  • продолжительность и непрерывность конфликта. Отдельные спорадические выступления слабоорганизованных групп не могут рассматриваться как вооруженные конфликты немеждународного характера;
  • осуществление повстанцами контроля над частью территории государства.

К вооруженным конфликтам немеждународного характера следует относить все гражданские войны и внутренние конфликты, возникающие из попыток государственных переворотов и т.д. Эти конфликты отличаются от международных вооруженных конфликтов прежде всего тем, что в последних обе воюющие стороны являются субъектами международного права , в то время как в гражданской войне воюющей стороной признается лишь центральное правительство.

Государства не должны вмешиваться во внутренние конфликты на территории другого государства. Однако на практике осуществляются определенные вооруженные мероприятия, получившие название «гуманитарной интервенции». Именно так, например, были охарактеризованы вооруженные акции в Сомали и Руанде, предпринятые с целью приостановления происходивших там внутренних конфликтов, сопровождавшихся массовыми человеческими жертвами.

Начало войны и его правовые последствия. Театр войны

В соответствии с Гаагской конвенцией об открытии военных действий 1907 г. (Россия участвует) государства признают, что военные действия между ними не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или форму мотивированного объявления войны , или форму ультиматума с условным объявлением войны. Состояние войны должно быть без замедления оповещено нейтральным странам и будет иметь для них действительную силу лишь после получения оповещения.

Объявление войны, даже если за этим актом не следуют собственно военные действия, означает начало юридического состояния войны. Между государствами перестают применяться многие нормы международного права (в частности, политические, экономические, культурные соглашения между воюющими государствами), другие нормы, принятые специально для периода вооруженного конфликта . Состояние войны прекращает дипломатические и консульские отношения, сотрудникам учреждений должна быть обеспечена возможность беспрепятственного отъезда в свое государство. Граждане иностранного государства могут быть интернированы.

Театр войны — это территория воюющих сторон, открытое море и воздушное пространство над ним, в пределах которых ведутся военные действия. Запрещается использовать в качестве театра войны территорию нейтральных государств.

Участники вооруженных конфликтов

Во время вооруженных конфликтов население, проживающее на территории государства , делится на две группы: относящееся к вооруженным силам (вооруженные силы, партизаны и т.д.) и не относящееся к вооруженным силам (гражданское население). В свою очередь международное право различает две категории лиц, принадлежащих к вооруженным силам воюющих сторон: сражающиеся (комбатанты) и не участвующие в сражениях (некомбатанты).

Комбатанты — это лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, непосредственно ведущие боевые действия против неприятеля с оружием в руках. Попав в плен, комбатанты приобретают статус военнопленных.

Некомбатанты — это лица, входящие в состав вооруженных сил, непосредственно не участвующие в боевых действиях. Это — военные корреспонденты, юристы, духовенство, интенданты. Некомбатанты могут иметь личное оружие для самозащиты. В случае участия в боевых действиях они приобретают статус комбатантов.

В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. к комбатантам относятся:

  • личный состав регулярных вооруженных сил;
  • ополчение, добровольческие отряды как входящие, так и не входящие в состав регулярных вооруженных сил;
  • личный состав движений сопротивления и партизанских формирований;
  • лица, оказывающие помощь вооруженным силам, но участия в боевых действиях не принимающие;
  • члены экипажей торговых судов и гражданских самолетов, оказывающие помощь сражающимся;
  • население, которое при приближении противника взялось за оружие, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны .

Партизаны и бойцы национально-освободительных движений являются комбатантами, если они:

  • принадлежат к какому-либо военным образом организованному отряду, во главе которого стоит ответственное лицо;
  • носят отличительные знаки;
  • открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.

При соблюдении этих условий члены партизанских отрядов при попадании в плен признаются комбатантами.

Разведчики — лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, носящие военную форму и проникающие в расположение неприятеля в целях сбора сведений о нем для своего командования. Захваченные в плен разведчики пользуются статусом военнопленных. От разведчиков следует отличать лазутчиков (шпионов) — лиц, которые, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирают сведения в районе военных действий. На этих лиц режим военного плена не распространяется.

Иностранные военные советники и инструкторы — это лица, входящие в вооруженные силы другого государства, которые в соответствии с международными соглашениями находятся в другом государстве для оказания помощи в освоении боевой техники и обучении личного состава вооруженных сил. Советники и инструкторы не участвуют в военных действиях. Советники обучают ведению боевых действий. Инструкторы помогают в освоении боевой техники. Однако если эти лица принимают участие в боевых действиях, они приравниваются к комбатантам.

Не являются комбатантами наемники (см. гл. 18).

От наемников следует отличать добровольцев (волонтеров) — иностранных граждан , которые в силу политических или иных убеждений (а не из материальных соображений) поступают на службу в армию какой-либо воюющей стороны и включаются в личный состав вооруженных сил.

Ограничение средств и методов ведения войны

Согласно нормам международного права право сторон в вооруженном конфликте выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным. Кроме того, существует принцип, запрещающий применение в вооруженных конфликтах оружия , снарядов и веществ и методов ведения войны, которые могут нанести чрезмерные повреждения или принести излишние страдания.

Международное право ограничивает законные средства и методы ведения войны.

Под средствами ведения войны понимаются оружие и иные средства, применяемые вооруженными силами в войне для нанесения вреда и поражения противника.

Методы ведения войны — это способы применения средств войны.

В соответствии с международным правом полностью запрещены следующие средства ведения войны:

  • взрывчатые и зажигательные пули (Санкт-Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г.);
  • пули, разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле (Гаагская декларация о воспрещении употреблять пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле, 1899 г.);
  • яды и отравленное оружие (IV Гаагская конвенция 1907 г.);
  • удушливые, ядовитые и другие газы, жидкости и процессы (Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 г.);
  • биологическое оружие (Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинов и их уничтожении 1972 г. и Женевский протокол 1925 г.);
  • средства воздействия на природную среду, которые имеют широкие долгосрочные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда другому государству (Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.);
  • любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей, и др.

Относительно возможности применения ядерного оружия в международном праве и военной доктрине большинства государств существует следующая точка зрения. Поскольку прямого запрета использовать ядерное оружие в международном праве нет, ядерные державы (признавая в целом пагубность применения такого оружия) обосновывают правомерность его использования при осуществлении права на коллективную и индивидуальную самооборону, при нанесении ответного ядерного удара. Однако, с другой стороны, в международном праве имеются нормы о запрещении средств и методов ведения войны, влекущих чрезмерные разрушения, имеющих неизбирательное действие, нормы о защите гражданского населения во время войны и т.д., положения которых косвенным образом могут быть применимы и к ядерному оружию. Поэтому, на мой взгляд, ядерное оружие следует относить к запрещенным средствам и методам ведения войны.

В 1981 г. была подписана Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (ратифицирована СССР в 1982 г.).

К Конвенции прилагаются три Протокола: Протокол о необнаруживаемых осколках (Протокол I), Протокол о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств (Протокол II), Техническое приложение к Протоколу о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств (Протокол II), Протокол о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия (Протокол III).

В соответствии с Протоколом I запрещается применять любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей.

Протокол II (в связи с внесением поправок он получил новое название: «Протокол о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств с поправками, внесенными 3 мая 1996 г.») касается применения на суше мин, мин-ловушек и других устройств, определение которых содержится в настоящем документе, в том числе мин, устанавливаемых с целью воспрепятствовать преодолению прибрежных полос, водных путей или рек, но не относится к применению противокорабельных мин на море или на внутренних водных путях.

Под «минами» понимается любой боеприпас, установленный под землей, на земле или вблизи земли или другой поверхности и предназначенный для детонации или взрыва от присутствия, близости или непосредственного воздействия человека или движущегося средства, и «дистанционно устанавливаемая мина» означает любую таким образом определенную мину, установленную с помощью артиллерии, ракет, минометов или аналогичных средств или сброшенную с летательного аппарата.

«Мина-ловушка» — это устройство или материал, который предназначен, сконструирован или приспособлен для того, чтобы убивать или наносить повреждения, и который срабатывает неожиданно, когда человек прикасается или приближается к кажущемуся безвредным предмету или совершает действие, кажущееся безопасным.

Запрещается использовать мины, мины-ловушки в случае нападения, обороны или в порядке репрессалий против гражданского населения как такового или против отдельных гражданских лиц.

Запрещается также неизбирательное применение мин, т.е.:

  • не на военном объекте или не с целью, направленной на него;
  • способом или средством доставки, не позволяющим направленное действие по конкретному военному объекту;
  • если оно может повлечь случайные потери жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц, ущерб гражданским объектам или то и другое вместе, которые были бы чрезмерны по отношению к ожидаемому конкретному и непосредственному военному преимуществу.

Запрещается применение мин, не являющихся дистанционно устанавливаемыми минами, мин-ловушек в любом городе, поселке, деревне или в другом районе с аналогичным сосредоточением гражданских лиц, где боевые действия между сухопутными войсками не ведутся или не представляются неизбежными, кроме случаев, когда:

  • они установлены на военном объекте или в непосредственной близости от военного объекта, принадлежащего противной стороне или находящегося под ее контролем ; или приняты меры по защите гражданских лиц от их воздействия, например, установлены предупреждающие знаки, выставлен караул, опубликованы предупреждения или выставлено ограждение.

О любой установке или любом сбрасывании дистанционно устанавливаемых мин, которые могут иметь последствия для гражданского населения, производится эффективное заблаговременное оповещение.

Запрещается при любых обстоятельствах применять:

  • мины-ловушки в виде кажущегося безвредным переносного предмета, который предназначен для помещения в него взрывчатого вещества и для взрыва при прикосновении или приближении к нему;
  • мины-ловушки, которые каким-либо образом соединены или ассоциируются с международно признанными защитными сигналами; больными, ранеными или мертвыми; местами захоронения; медицинскими объектами, оборудованием или транспортом; детскими игрушками; продуктами питания; кухонной утварью; предметами явно религиозного характера; историческими памятниками и т.п.

Стороны в конфликте должны регистрировать расположение всех предварительно запланированных минных полей, установленных ими, и всех районов, в которых они в широких масштабах и в соответствии с предварительным планом использовали мины-ловушки.

Все регистрационные документы подлежат хранению сторонами, которые после прекращения активных военных действий принимают все необходимые и соответствующие меры для защиты гражданских лиц от опасности минных полей, мин и мин-ловушек.

Протокол III распространяется на «зажигательное оружие», т.е. оружие или боеприпасы, которые в первую очередь предназначены для поджога объектов или причинения людям ожогов посредством действия пламени, тепла или того и другого вместе, возникающих в результате химической реакции вещества, доставленного к цели (огнеметы, фугасы, снаряды, ракеты, гранаты, мины, бомбы, емкости с зажигательными веществами).

Запрещается подвергать гражданское население или гражданские объекты нападению с применением зажигательного оружия.

Запрещается также превращать леса или другие виды растительного покрова в объект нападения с применением зажигательного оружия, за исключением случаев, когда такие природные элементы используются для того, чтобы укрыть, скрыть или замаскировать комбатантов или другие военные объекты, или когда они сами являются военными объектами.

Использование авиации с точки зрения международного права признается допустимым, однако ее нельзя использовать против невоенных объектов, против мирного населения и т.п.

В соответствии с международным правом запрещены также следующие методы ведения войны:

  • предательски убивать или ранить мирное население или неприятеля;
  • убивать или ранить сдавшегося и сложившего оружие неприятеля;
  • объявлять обороняющемуся, что в случае сопротивления пощады никому не будет;
  • незаконно пользоваться парламентерским флагом или флагом не участвующего в войне государства, флагом или знаками Красного Креста и др.;
  • принуждать граждан неприятельской стороны участвовать в военных действиях против своего государства;
  • геноцид во время войны;
  • некоторые другие действия.

Ведение морской войны

Определенной спецификой обладает война на море. В войне на море комбатантами являются не только личный состав военно-морских сил, но и все военные корабли, а также невоенные суда , официально обращенные в военные в соответствии с VII Гаагской конвенцией 1907 г., и летательные аппараты, входящие в состав морской авиации.

Не пользуются правом ведения войны на море суда, которые хотя и входят в состав военно-морских сил государства , но предназначены исключительно для оказания помощи раненым, больным и лицам, потерпевшим кораблекрушение (госпитальные суда, санитарные транспорты, санитарные летательные аппараты).

Вооружение торговых судов допустимо только в военное время, при этом вооруженное торговое судно не превращается в военный корабль и не пользуется правом ведения военных действий. Однако оно может использовать оружие для самообороны при нападении противника.

На подводные лодки распространяются общие правила ведения войны и нормы, касающиеся надводных военных кораблей. Военная деятельность подводных лодок специально регламентируется Правилами о действиях подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время 1936 г. (наше государство является участником этого соглашения). Подводные лодки вправе остановить и подвергнуть осмотру неприятельское торговое судно, потопить его в случае отказа остановиться, предварительно обеспечив безопасность пассажиров и команды, захватить его в качестве приза.

Применение морского минного оружия VII Гаагская конвенция 1907 г. разрешает при соблюдении следующих правил. Запрещается ставить мины:

  • не закрепленные на якорях;
  • якорные, которые остаются опасными и после отрыва их от мин-репа;
  • у берегов противника с единственной целью — помешать торговому судоходству.

Допустимой с точки зрения международного права является морская блокада.

Морская блокада — это система действий военно-морских сил и авиации, препятствующих доступу с моря к портам и берегам неприятеля и выходу из этих портов и берегов в море. Блокада должна быть публично объявлена блокирующим государством с указанием даты начала блокады, блокируемого района, срока для выхода из блокируемых портов судов нейтральных государств. Блокада должна быть действительной (эффективной). Блокада прекращается в случае ее снятия блокирующим государством, уничтожением сил блокирующих или невозможностью обеспечить ее эффективный характер. Наказанием за попытку прорыва блокады могут быть захват или конфискация судна и/или груза либо уничтожение судна-блокадопрорывателя.

Военной контрабандой признаются грузы нейтральных собственников или противника на судах нейтральных государств, которые воюющая сторона запрещает доставлять своему противнику. Согласно Лондонской конвенции 1909 г. военная контрабанда делится на абсолютную (предметы и материалы, служащие исключительно для военных целей) и условную (предметы и материалы, могущие служить как для военных, так и для мирных целей). Абсолютная контрабанда подлежит захвату и уничтожению, если перевозящее ее судно следует в неприятельский порт. Условная контрабанда подлежит захвату, если она предназначена для вооруженных сил противника. Если военная контрабанда составляет меньшую часть груза судна нейтрального государства, само судно захвату не подлежит. В противном случае захватывается и перевозящее его судно.

В войне на море существует институт призов и трофеев.

Призом является любое торговое судно противника вне зависимости от характера перевозимого им груза. Такое судно может быть захвачено. Если на его борту находится неконтрабандный груз нейтрального государства, собственник вправе потребовать компенсации. Право захватывать приз принадлежит только военным кораблям и летательным аппаратам. Трофей — это захваченные в морской войне военные корабли неприятеля и находящиеся на них ценности. Трофеи переходят в собственность захватившего их государства.

Режим военного плена

Режим военного плена регламентирован III Женевской конвенцией 1949 г. Согласно Конвенции военнопленными считаются попавшие во власть неприятеля следующие лица:

  • личный состав вооруженных сил, ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав вооруженных сил;
  • личный состав партизанских отрядов;
  • личный состав вооруженных сил, подчиняющийся правительству , не признанному держащей в плену державой;
  • военные корреспонденты, поставщики, другие лица, следующие за вооруженными силами;
  • члены экипажа торгового флота и гражданской авиации;
  • население неоккупированной территории , взявшееся за оружие , если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны .

Каждый военнопленный при его допросе обязан сообщить только свои фамилию, имя, звание, дату рождения и личный номер.

Держащая в плену держава несет ответственность за обращение с военнопленными. Военнопленные не могут быть подвергнуты физическому калечению, научным и медицинским опытам. К ним не могут применяться репрессалии. Военнопленные должны быть защищены от насилия и запугивания, им обеспечивается уважение к личности и чести. Захватившая в плен держава может подвергнуть военнопленных интернированию. Им может быть также запрещено выходить за установленную черту лагеря. Военнопленные обеспечиваются помещением, питанием, одеждой, медицинской помощью. К ним должен допускаться медицинский и духовный персонал. В плену сохраняется ношение знаков различия.

Военнопленным должна обеспечиваться возможность работать, принуждать к труду запрещается. Запрещено использовать военнопленных на опасных (например, удаление мин) или унизительных работах. В процессе работы должны соблюдаться требования техники безопасности. Военнопленным должны быть разрешены сношения с внешним миром. Им обеспечивается также право подачи жалобы властям держащей их в плену державы.

Военнопленные обязаны подчиняться законам держащего в плену государства , которое имеет право применять судебные и дисциплинарные взыскания за проступки. Однако взыскание может быть наложено только один раз за один проступок. Воспрещаются коллективные наказания . За побег военнопленный может быть подвергнут только дисциплинарному наказанию.

По окончании военных действий военнопленные освобождаются и репатриируются (возвращаются на родину).

Режим военной оккупации

Военная оккупация — это временный захват территории (части территории) одного государства вооруженными силами другого государства и установление военной администрации на захваченной территории. Военная оккупация какой-либо территории не означает ее перехода под суверенитет захватившего государства.

В соответствии с положениями IV Гаагской конвенции 1907 г., IV Женевской конвенции 1949 г., Дополнительного протокола I оккупирующее государство обязано принять все меры к обеспечению порядка на захваченной территории. Население оккупируемой территории должно подчиняться распоряжениям властей , однако его нельзя принуждать к принесению присяги на верность оккупирующему государству, участию в военных действиях, направленных против их страны, давать сведения об ее армии. Должны уважаться честь, жизнь гражданских лиц, их собственность , религиозные убеждения, семья . Оккупирующая держава обязана снабжать гражданское население необходимой одеждой, продовольствием и санитарными материалами.

В отношении гражданских лиц запрещается:

  • совершать любые акты насилия, запугивания или оскорбления;
  • применять меры принуждения, физического или морального порядка, в частности, с целью получения сведений;
  • применять пытки, телесные наказания , медицинские опыты и т.п.;
  • применять коллективные наказания;
  • захватывать заложников;
  • депортировать гражданское население с оккупированной территории.

Иностранцам , оказавшимся на оккупируемой территории, обеспечивается право ее покинуть в возможно короткое время.

Защита гражданских объектов и культурных ценностей во время вооруженных конфликтов

В период вооруженного конфликта на территории воюющих сторон различают гражданские и военные объекты.

Согласно положениям международных норм, военные объекты — это те объекты, которые в силу своего расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия и разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих обстоятельствах дает явное военное преимущество.

Объекты, не являющиеся военными, считаются гражданскими. К ним относятся: жилища, сооружения, средства транспорта, используемые гражданским населением; места, используемые исключительно гражданским населением (убежища, больницы и др.); источники водоснабжения, плотины, дамбы, электростанции и т.п.

Гражданские объекты не должны быть объектами военного нападения.

Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. предусматривает дополнительные меры по защите культурных ценностей (т.е. ценности, имеющие большое значение для культурного наследия каждого народа (памятники архитектуры, искусства, истории , рукописи, книги, картины и др.); музеи, библиотеки, архивы и т.п.; центры, в которых имеется значительное число культурных ценностей).

В отношении культурных ценностей запрещается: подвергать их нападению или уничтожению; делать культурные объекты объектом репрессалий; вывозить их за границу, приводить в негодность и т.п.

Нейтралитет в войне

Нейтралитет в войне — это особый правовой статус государства , не участвующего в войне и воздерживающегося от оказания помощи обеим воюющим сторонам. Различают: постоянный нейтралитет (Швейцария с 1815 г., Австрия с 1955 г. и др.); эвентуальный нейтралитет (в данной войне); нейтралитет в силу договора между соответствующими государствами.

Нейтральные государства, сохраняя право на самооборону, должны выполнять правила нейтралитета. Так, постоянно нейтральные государства не должны в мирное время входить в военные блоки; предоставлять свою территорию для иностранных военных баз или формирования военных отрядов воюющих; допускать передачу воюющим техники и боеприпасов. При нарушении этих правил воюющие государства могут считать территорию нейтрального государства театром военных действий. Вместе с тем нейтральные государства имеют право: отражать силой попытки нарушить статус нейтралитета; предоставлять свою территорию для содержания раненых; разрешать заход в свои порты санитарных судов воюющих государств т.д.

Окончание войны и его международно-правовые последствия

Военные действия могут заканчиваться заключением перемирия или заключением мира.

Перемирие — временное прекращение военных действий на условиях, согласованных воюющими сторонами. Различают местное перемирие (на отдельном участке фронта) и общее перемирие (по всему фронту). Перемирие может заключаться на определенный срок или быть бессрочным. Существенное нарушение перемирия одной из сторон может служить основанием для возобновления военных действий.

Капитуляция — это прекращение военных действий на условиях, продиктованных победителем. Различают простую (капитуляцию отдельного подразделения, объекта, пункта, района — например, капитуляция фашистских войск в Сталинграде в 1943 г.) и общую (всех вооруженных сил, например, капитуляция Японии в 1945 г.) капитуляцию. Капитуляция может быть безоговорочной (без всяких условий со стороны побежденного) или почетной (например, капитуляция гарнизона крепости с условием сохранения оружия и знамен).

Как правило, ни перемирие, ни капитуляция не означают автоматического прекращения состояния войны . Для этого необходимо либо издание акта (одностороннего или двустороннего) о прекращении состояния войны (например, Указ Президиума Верховного Совета СССР 1955 г. о прекращении состояния войны между СССР и Германией) либо заключение мирного договора (например, мирный договор между СССР и Италией 1947 г.). В мирном договоре фиксируется прекращение состояния войны, решаются вопросы о восстановлении мирных отношений между государствами , о судьбе довоенных договоров между воюющими сторонами и т.д. С прекращением состояния войны перестают действовать многие договоры военного времени и вступают в силу соглашения, нормализующие отношения между державами.

Пост Вейкко Корхонена разлетелся буквально по всей Всемирной паутине. Житель финского города Оулу прошелся по странам Европы и Азии. Начал он свое повествование с родного официального Хельсинки. Он вспоминает времена еще царской России.

Финский блогер решил напомнить жителям десятков государств о том, кому они обязаны своим положением на мировой арене
Сегодня от европейских и западных «партнеров» Москва все чаще слышит антироссийскую риторику. Буквально в воздухе витает словосочетание, прилипшее к устам чиновников, – «российская агрессия». Однако политики, кажется, забыли, кому обязаны независимостью. Финский блогер решил напомнить подписчикам в facebook историю зарождения государственности для нескольких десятков мировых держав.

Кому благодаря Руси жить хорошо?

Год 1802. После русско-шведской войны царь Александр I объявляет Финляндию автономным Великим княжеством. До этого страна не имела собственной государственности. Уже после Первой мировой войны независимость страны была признана СССР одной из первых. Это произошло в 1918 году.


Корхонен подчеркивает, что в этот же год – 1918 – аналогичное признание от Советского союза получили: Латвия, Эстония, Литва, Польша.

Румыния, как государство, появилась в результате русско-турецких войн. А суверенной стала уже 1877–1878 годах благодаря России. Ее соседка - Молдавия - родилась внутри Советского союза.

«Болгария освобождена от гнета Османской империи и восстановила свою независимость в результате победы русского оружия в русско-турецкой войне 1877-1878 годах. В качестве благодарности Болгария в двух мировых войнах участвовала в составе антирусских коалиций. Сейчас она – член НАТО, и на ее территории размещены базы США», - пишет Корхонен.
Благодаря этой войне появилась и Сербия. Грузия сохранилась физически и возродилась как государство благодаря Российской империи.

Азербайджан, Армения, Туркмения, Киргизия, Казахстан, Белоруссия и Украина были сформированы внутри СССР. Союзу они обязаны и своим суверенитетом.

Странная «агрессия»

«Если же учитывать роль России-СССР в рождении и становлении таких государств как КНР, Вьетнам, КНДР, Индия, Грецию (у турок отбила Россия в далёком 1821 году), Алжир, Куба, Израиль, Ангола, Мозамбик. Вот такая какая-то странная «агрессия»», - иронизирует блогер.
Корхонен говорит и о значении России в независимости Швейцарии.

«При значимом вкладе России Швейцария добилась независимости от Франции 217 лет назад и с тех пор больше ни разу не воевала», - подчеркивает Вейкко Корхонен.

Благодаря заслугам СССР Австрия и бывшая Чехословакия освободились от Третьего рейха в 1945 году.

Утверждение США как государства не обошлось без участия России и Екатерины II. Именно поддержка российской стороны дала возможность Штатам одержать победу над Англией и, таким образом, добиться суверенитета.

«Дважды за последние два века Россия дарила независимость большинству европейских стран перемалывая армии диктаторов Наполеона и Гитлера», - отмечает блогер.
Не забыл финн и о помощи Египту со стороны СССР. Без союза Каир не смог бы выстоять в войне с Израилем, Британией, Францией в 1956-1957 годах.

О благодарности забыли

Без преувеличения можно сказать, что 90-е годы были весьма непростыми и тяжелыми для всего СССР. Ознаменовались они поражением в «холодной войне». Ослабленная «дружная семья братских народов» дала трещину, а затем и вовсе распалась на части, хотел ли того сами граждане союза или нет. Отдельные конфликты возникали лишь локально, например, Абхазия, Приднестровье, Чечня.

Зато победивший Запад не стеснялся. Начал с развала Социалистической федеративной республике Югославия (СФРЮ). С начала ее расчленили на Словению, Хорватию, Македонию, Боснию и Герцеговину, а также Югославию. Далее на территорию Боснии и Косово были введены миротворческие силы ООН под руководством американцев. Под предлогом урегулирования межэтнического конфликта между сербским и албанским населением США провели военную операцию по захвату и фактическому отделению от Югославии и Сербии этого автономного края, который оказался под протекторатом ООН. Затем Югославия превратилась в еще два государства – Сербию и Черногорию.

Косово признал весь мир, но этот шаг до сих пор отказывается сделать Россия.

Когда РФ стала вновь сильной, она помогла отстоять свое право на независимость Южной Осетии и Абхазии, которые подверглись вероломной агрессии со стороны Грузии во главе с президентом Михаилом Саакашвили. Россия стала первой страной, признавшей независимость этих республик.

Не на словах, а на деле

Коалиция США руками администрации президента Барака Обамы вот уже четыре года пытается бороться с терроризмом в Сирии. Однако создается впечатление, что за этот период боевики стали только процветать, а малоизвестные когда-то ИГИЛ и «Джабхат ан-Нусра» (группировки запрещены в РФ) доросли до такого понятия как глобальная угроза.

Россия на поприще борьбы с террористами лишь новичок. Недавно в РФ отметили год с начала операции в Сирии. Тем не менее, российским военнослужащим, а также комплексам С-300, С-400, «Калибрам» удалось сделать намного больше, чем всей американской коалиции за четыре года. И это не громкие слова. К такому выводу приходят сотни экспертов по всему миру.

Особого внимания заслуживают и заслуги России на гуманитарном поприще. Во многих регионах сирийцы обеспечены провизией, водой и необходимыми лекарствами. И это все благодаря российскому вмешательству.


Стоит отметить, что военные действия РФ в Сирии начались по официальной просьбе действующего правительства. Чего нельзя сказать о коалиции.

Сирия - последний рубеж, который не поддался странам Запада на Ближнем Востоке. После агрессии США и стран НАТО в отношении Ирака и Ливии, а также цветной революции в Египте, эти страны стали рассадником экстремистов, а Ливия, похоже, полностью потеряла государственность после убийства Муамара Каддафи.

Вдвойне интересно, что вопросом миротворческой роли "агрессора" из России и "империи зла" СССР задался гражданин ЕС. Несмотря на потоки антироссийской пропаганды и истерии, факты говорят сами за себя. А они упрямо твердят о том, как те же прибалты, поляки, а теперь и украинцы «благодарны» российским и советским "империалистам", в результате стараний которых у них есть родина и своя государственность.

Военная оккупация - это временный захват территории (части территории) одного государства вооруженными силами другого госу­дарства и установление военной администрации на захваченной тер­ритории. Военная оккупация какой-либо территории не означает ее перехода под суверенитет захватившего государства.

В соответствии с положениями IV Гаагской конвенции 1907 г., IV Женевской конвенции 1949 г., Дополнительного протокола I оккупи­рующее государство обязано принять все меры к обеспечению поряд­ка на захваченной территории. Население оккупируемой территории должно подчиняться распоряжениям властей, однако его нельзя при­нуждать к принесению присяги на верность оккупирующему государ­ству, участию в военных действиях, направленных против их страны, давать сведения об ее армии. Должны уважаться честь, жизнь граж­данских лиц, их собственность, религиозные убеждения, семья. Ок­купирующая держава обязана снабжать гражданское население не­обходимой одеждой, продовольствием и санитарными материалами.

В отношении гражданских лиц запрещается:

совершать любые акты насилия, запугивания или оскорбления;

применять меры принуждения, физического или морального по­рядка, в частности, с целью получения сведений;

применять пытки, телесные наказания, медицинские опыты и т.п.;

применять коллективные наказания;

захватывать заложников;

депортировать гражданское население с оккупированной терри­тории.

Иностранцам, оказавшимся на оккупируемой территории, обес­печивается право ее покинуть в возможно короткое время.

95. Комбатанты и некомбатанты. Правовой режим военного плена

Во время вооруженных конфликтов население, проживающее на территории государства, делится на две группы: относящееся к во­оруженным силам (вооруженные силы, партизаны и т.д.) и не относящееся к вооруженным силам (гражданское население). В свою очередь международное право различает две категории лиц, принад­лежащих к вооруженным силам воюющих сторон: сражающиеся (комбатанты) и не участвующие в сражениях (некомбатанты).

Комбатанты - это лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, непосредственно ведущие боевые действия против неприятеля с оружием в руках. Попав в плен, комбатанты приобре­тают статус военнопленных.

Некомбатанты - это лица, входящие в состав вооруженных сил, непосредственно не участвующие в боевых действиях. Это - воен­ные корреспонденты, юристы, духовенство, интенданты. Некомба­танты могут иметь личное оружие для самозащиты. В случае участия в боевых действиях они приобретают статус комбатантов.

В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. к комбатантам относятся:


личный состав регулярных вооруженных сил;

ополчение, добровольческие отряды как входящие, так и не вхо­дящие в состав регулярных вооруженных сил;

личный состав движений сопротивления и партизанских форми­рований;

лица, оказывающие помощь вооруженным силам, но участия в боевых действиях не принимающие;

члены экипажей торговых судов и гражданских самолетов, оказы­вающие помощь сражающимся;

население, которое при приближении противника взялось за ору­жие, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.

Режим военного плена регламентирован III Женевской конвен­цией 1949 г. Согласно Конвенции военнопленными считаются попав­шие во власть неприятеля следующие лица:

личный состав вооруженных сил, ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав вооруженных сил;

личный состав партизанских отрядов;

личный состав вооруженных сил, подчиняющийся правительству, не признанному держащей в плену державой;

военные корреспонденты, поставщики, другие лица, следующие за вооруженными силами;

члены экипажа торгового флота и гражданской авиации;

население неоккупированной территории, взявшееся за оружие, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

Каждый военнопленный при его допросе обязан сообщить только свои фамилию, имя, звание, дату рождения и личный номер.

Держащая в плену держава несет ответственность за обращение с военнопленными. Военнопленные не могут быть подвергнуты фи­зическомукалечению, научным и медицинским опытам. К ним не могут применяться репрессалии. Военнопленные должны быть защи­щены от насилия и запугивания, им обеспечивается уважение к лич­ности и чести. Захватившая в плен держава может подвергнуть воен­нопленных интернированию. Им может быть также запрещено выхо­дить за установленную черту лагеря. Военнопленные обеспечивают­ся помещением, питанием, одеждой, медицинской помощью. К ним должен допускаться медицинский и духовный персонал. В плену сохраняется ношение знаков различия.

Военнопленным должна обеспечиваться возможность работать, принуждать к труду запрещается. Запрещено использовать военноп­ленных на опасных (например, удаление мин) или унизительных ра­ботах. В процессе работы должны соблюдаться требования техники безопасности. Военнопленным должны быть разрешены сношения с внешним миром. Им обеспечивается также право подачи жалобы властям держащей их в плену державы.

Военнопленные обязаны подчиняться законам держащего в плену государства, которое имеет право применять судебные и дис­циплинарные взыскания за проступки. Однако взыскание может быть наложено только один раз за один проступок. Воспрещаются коллективные наказания. За побег военнопленный может быть под­вергнут только дисциплинарному наказанию.

По окончании военных действий военнопленные освобождаются и репатриируются (возвращаются на родину).

§7. РОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

Я встретил путника; он шел из стран далеких
И мне сказал: вдали, где вечность сторожит
Пустыни тишину, среди песков глубоких
Обломок статуи распавшейся лежит.

Из полустертых черт сквозит надменный пламень
Желанье заставлять весь мир себе служить;

Ваятель опытный вложил в бездушный камень

Те страсти, что могли столетья пережить.

И сохранил слова обломок изваянья:

«Я - Озиманлия, я - мощный царь царей!

Взгляните на мои великие деянья,

Владыки всех времен, всех стран и всех морей!»
Кругом нет ничего... Глубокое молчанье...

Пустыня мертвая... И небеса над ней...

Какое понимание политической власти отражено в данном стихо­творении? Чему должен служить правитель, чтобы от него оста­валось что-либо, кроме обломков статуй?

Государство - Божий промысел. Люди разных эпох и разных стран размышляли над тем, как возникают политическая власть и государство. Единства мнений по этому вопросу не существовало. Нет его и по сей день.

Основы этой теории были заложены на Древнем Востоке. Египтяне почитали благого бога - фараона наряду с вели­кими богами - творцами мира. После смерти фараон тоже становился великим богом. Само имя царя Египта не поми­нали всуе, о нем говорили лишь в про­шедшем времени и непременно во мно­жественном числе: «Были». В древнем и средневековом Китае правитель имено­вался Сыном Неба, владыкой Поднебес­ной. В качестве представителя народа перед Богом, наместника Божьего на Земле, почитался и россий­ский самодержец. Порой подобные взгляды на происхождение го­сударственной власти высказываются и в наши дни.

Верховная власть, имеющая столь солидное обоснование (она - воплощение Божьей воли), не должна была вызывать со­мнений в своем величии, в своем праве вершить судьбы людей. Ей незачем было доказывать свои полномочия при помощи за­конов, конституций, хартий. Какой бы ни была власть, с точки зрения людей, хорошей или плохой, на нее нельзя роптать, ей нельзя противиться. Если власть своевольна и жестока, то вино­ваты в этом сами люди, и за их прегрешения боги ниспосылают им именно такую власть - во искупление. А как же тогда свобо­да человека, спросите вы, его достоинство, если он должен только повиноваться? Свобода и достоинство, полагают сторон­ники данного подхода, внутреннее состояние духа, умиротворе­ние и просветленность, право человека возносить молитвы Все­вышнему, жить праведно. И тогда в лучшем из миров ему воздастся за смирение и покорность. Там, и только там обидчи-

и и гонители людей, деспоты и тираны получат воздаяние за зло, причиненное ими людям.

Данная теория чрезвычайно удобна для властей, так как она лишает народы права на сопротивление насилию. Ее нельзя и ос­порить. Либо мы веруем в это, либо нет (но за неверие нас ждет наказание на небесах).

j Приведите примеры государств, в которых обожествлялась
г власть их правителей.

Государство - семья. Столь же давно, в эпоху древних госу­дарств, родилась патриархальная теория происхождения государст­ва (от латинского слова «патер», что значит «отец»). Сторонником этой теории можно назвать уже упоминавшегося древнегреческо­го философа Аристотеля. По его мысли, человек есть «политичес­кое животное» и обретает себя только в общении с себе подобны­ми. Сначала возникает семья, в которой человек научается порядку, подчинению, общению. Затем из семьи вырастает госу­дарство.

Кто является главой семьи? Отец. Он руководит всей жизнью дома. Он добывает средства на пропитание. Он заботится о воспи­тании детей. За столом он произносит молитвы и первым пробует пищу. По древним законам, принятым в целом ряде стран, отец был волен распоряжаться жизнью и смертью своих детей: он мог их наказать и даже убить за те или иные провинности. Главный герой повести «Тарас Бульба» говорит своему сыну Андрию: «Я тебя породил, я тебя и убью».

Итак, государство вырастает из семьи, формируется и живет по ее законам. Наиболее естественным государственным строем в соответствии с патриархальной теорией признается царская власть - монархия. Власть правителя, царя, уподобляется власти отца. Царь - отец всего народа, всех людей, живущих в данной стране. Одним из титулов императора в Древнем Риме был титул «патер патриа», т. е. «отец отечества». , после того как римский сенат и народ постановили даровать свое­му полководцу это звание, говорили, что нет никого более, до­стойного этого звания, чем Цезарь, явно намекая на его много­численное внебрачное потомство.

DIV_ADBLOCK9">

При всей своей простоте и понятности, патриархальная теория происхождения государства имеет и весьма далеко идущие по­следствия. Если правитель - отец народа, то нужны ли ему зако­ны, одобренные народом, чтобы править? Нужен ли универсаль­ный, единый порядок, которому должен подчиняться и сам правитель? Ведь отцу, чтобы наказать сына, не нужно никаких особых разрешений. Опираясь на подобную «теорию власти», пра­витель со своим окружением может управлять страной по собст­венному усмотрению, по своей совести, если, на счастье народа, она у него имеется.

Государство - результат договора между властью и народом. Третья, договорная, теория происхождения государственной влас­ти большее внимание уделяет самим гражданам - жителям дан­ной страны, активно участвующим в акте формирования власти, уступающим ей часть своей естественной свободы.

С усложнением хозяйственной деятельности, всей обществен­ной жизни люди поняли, что по-старому жить нельзя. Они посчи­тали необходимым, чтобы определенная группа людей взяла на себя заботы об общих делах, о защите и безопасности остальных членов общества, которые, в свою очередь, получили бы от нее возможность спокойно трудиться, торговать, заниматься своими частными делами. Для того чтобы власть могла решать эти важные вопросы, ее наделяют полномочиями. Каждый уступает ей часть своей личной независимости и свободы, обязуется выполнять ее распоряжения, законы, выплачивать налоги, на которые власть могла бы существовать и выполнять свои функции. Так люди до­говорились между собой, и как результат этого общественного до­говора возникло государство.

Идея договорного устройства государственной власти выска­зывалась в глубокой древности. Наиболее обстоятельно теория общественного договора была разработана в эпоху Нового време­ни в трудах английских мыслителей Т. Гоббса (1588-1679) и Дж. Локка (), француза Ж.-Ж. Руссо (), анг-


Главным в договорной теории происхождения государства стало положение о взаимной ответст­венности власти и народа по от­ношению друг к другу. Народы получили право на сопротивление тирании - власти, нарушающей общественный договор.

Теория общественного договора определяла и пределы вмеша­тельства государства в жизнь людей. Оно не всемогуще, его функ­ции и полномочия четко очерчены. Приоритетом и ценностью для власти должны быть личные права, свободы людей, их жизнь, достоинство, собственность.

Сила государства - в доверии граждан. Но человеку трудно жить в таком государстве, поскольку он должен не только повино­ваться, но и активно вмешиваться в процесс принятия государст­венных решений.

В российской политической мысли одним из сторонников до­говорной теории был, например, (1749-1802).

^ [ Можно ли назвать конституцию примером договора между обще-
£ ством и властью? Аргументируйте свой ответ.

авоевание и добровольное призвание . Существует еще один

°Дход к проблеме происхождения государственной власти - в

Мках теории насилия (внешнего воздействия). Смысл ее заключа-

Варяг" href="/text/category/varyag/" rel="bookmark">варягам . Послы обратились к варяжским князьям-конунгам со словами: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет. Придите и владейте нами». И пришли на Русь ва­ряги во главе со своим князем Рюриком. Он стал править в Новго­роде. Принесли варяги на Русь и законы, и порядок.

Однако задумаемся: может ли возникнуть таким образом госу­дарство - в результате вмешательства одного народа в жизнь дру­гого, будь то в виде завоевания или добровольного призвания? Может ли только вмешательство извне создать государственность? Ученые давно пришли к выводу, что в жизни самого покоренного народа прежде должны были произойти сложные внутренние из­менения: развитие хозяйства, возникновение новой формы собст­венности (частной), выделение знати. Например, варягов призы­вали уже на готовое княжение. Угрозы со стороны соседей, вторжения и набеги, общение одних народов с другими, стоящи­ми на различных ступенях ступенях исторического процесса, мо­гут лишь ускорить ход развития общества, но не создать его.

* г Прокомментируйте утверждение о том, что в создании Древне-* У I русского государства ведущую роль сыграла варяжская динас-

* \ тия. Можно ли на основании факта призвания варягов полагать,

что славяне не были способны к созданию самостоятельного го­сударства?

Государство и природные факторы. Одна из теорий возникнове­ния государства получила название ирригационной. Ее сторонники полагают, что государственная власть в древнейших государствах Востока - в Египте, Месопотамии, Китае - возникла в силу необ­ходимости координировать труд огромного числа людей по строи­тельству каналов, дамб, обработке полей. Без обуздания вод вели­ких рек была бы невозможна сама жизнь древних народов.

Высокопоставленный чиновник руководит хозяйством и вершит суд. Древнеегипетские статуэтки

По преданию, правители первой китайской династии Ся Гун и Юй всю жизнь плавали вверх и вниз по желтой реке Хуанхэ, на­блюдая за ремонтом разрушенных водой дамб, строительством плотин. В Египте периода Среднего царства усилиями фараонов также были организованы и проведены значительные работы по строительству новых каналов и плотин, а также огромного водо­хранилища - Меридова озера, где собирались во время разлива воды Нила (отца страны как говорили египтяне). Организовывали общественные работы и древние правители Шумера и Аккада. Благодаря слаженному труду тысяч и тысяч людей болотистые земли Междуречья Тигра и Евфрата были превращены в плодо­родные поля. Централизация власти, сосредоточение ее в одних РУках для организации общественно значимых работ и привели к тому, что государство на Востоке приобрело деспотический харак­тер - Оно создало невероятно громоздкий аппарат чиновников, писцов, учитывавших и контролировавших труд народа. Правите-и> Уверовав в свое могущество, расходовали силу и энергию на-да не только на то, что действительно было необходимо, но и на Роительство огромных гробниц, усыпальниц, дворцов. Власть оы сращивалась с собственностью - она давала право владе-землями, мастерскими и т. д.

https://pandia.ru/text/78/102/images/image009_102.gif" height="176 src=">Данная теория сильна тем, что в ее основу положены конкретные ус-ловия строительства государственности в огромном регионе - на Древ­нем Востоке. Она учитывает особенности хозяйственной деятельнос­ти людей и объясняет возникновение государственной власти исходя из внутренних условий исторического развития народов. Правда, она не универсальна, а локальна (от латинского «локус» - «место»), по­скольку распространяется только на определенные регионы, а имен­но регионы «водяного единства» - орошаемого земледелия. Государство сильных и слабых. Одна из теорий происхождения государства получила название биологической. Ее творцы и сторон­ники считают, что все люди, как и животные, делятся на две груп­пы: хищников и травоядных, сильных и слабых. Сильных - абсо­лютное меньшинство, и чтобы выстоять в борьбе против слабых, которые, следуя своей природе, «собираются в стада», им тоже не­обходимо организовываться и захватывать власть. Они должны издавать законы для слабых, провозглашать свои порядки, дер­жать слабых в повиновении. Вся история развития человечества, по данной теории, есть всего лишь борьба между сильными и сла­быми за преобладание. Если побеждают сильные, то создают на основе собственных принципов государство и законы; это их тво­рения - Римская империя, Германия времен Бисмарка, Россий­ская империя. Идея слабых - христианство, социализм, анархизм . Захват власти слабыми, делают вывод сторонники биологической теории, может привести к концу мира.

Многие, познакомившись с подобной теорией, не сочтут себя слабыми и причислят собственную личность к категории сильных мира сего. В самом деле, как приятно и соблазнительно почувство­вать себя сильным: мне все можно, мне дано определять, что мож­но делать остальным, а чего нельзя. Особенно сладко ощущать себя самым могущественным человеку, обделенному удачей, завистли­вому, малообразованному. И если волею судеб он действительно получит доступ к власти, то народ и страну ожидают черные време­на. Опасность данной теории заключается и в другом: в ней размы­ты представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Если я сильный, то могу отнять у слабого его дом, вещи, свободу и даже жизнь. Универсальной морали нет. Все нравственные ограничения - только для слабых, у сильного - своя мораль, свой закон. 96

Задумаемся: может и должно ли государство, политика (вспом­ните первоначальный смысл этих слов) служить только сильным? Долго ли просуществует такое государство в историческом време­ни? Конечно, страх - великая сила, он может служить опорой власти, но как только ощущение страха дает малейший сбой, как только в сознании людей закрадывается сомнение и возникает свободная мысль, так исполинское и могущественное государство сильных, подобно колоссу на глиняных ногах, начинает давать трещины и, наконец, рушится в одночасье. Что остается от его си­лы, от его былого величия?

л [ Как вы думаете, почему в произведениях массовой культуры час-
* то затрагивается проблема власти, основанной на силе?

Классы и государственная власть. Заслуживает внимание и раз­работанная К. Марксом, Ф. Энгельсом и классовая теория происхождения государства. Возникновение государства они объясняли внутренними причинами, то есть процессами, яв­лениями, изменениями, происходящими в самом обществе. Глав­ным в процессе образования государства, с точки зрения Ф. Эн­гельса, было развитие производительных сил общества - их человеческого компонента, а также технического (техники, техно­логии) - и последовавшее за этим общественное разделение труда. В результате выделились семьи как самостоятельно хозяйствую­щие ячейки общества, возникла частная собственность. Общество разделилось по имущественному признаку на богатых и бедных, угнетателей и угнетаемых. Госу­дарство же обязано было обслужи­вать интересы главным образом верхов и удерживать в повинове­нии трудовой народ.

Государство явилось продуктом Длительного эволюционного про­цесса развития общества, а не внешних воздействий, военных Экспедиций. Согласно классовой

Те Ории, главные факторы образова - к - Маркс, Ф. Энгельс, .

ия государства лежат не в сфере Рагмент плаката

https://pandia.ru/text/78/102/images/image012_79.gif" width="3 height=545" height="545">морали и религии, а в экономической, хозяйственной области. Од­нако человек, вырываясь из-под жесткой власти природы благодаря усовершенствованию орудий труда и способов трудовой деятельнос­ти, попадает в зависимость от другой силы. Этой силой является го­сударство, ставшее в обществе, разделенном на антагонистические (враждебные друг другу) классы (большие группы людей, различаю­щиеся по их месту в хозяйственной сфере), главным орудием угне­тателей. В мир пришли и самые жестокие войны, цель которых - захват добычи, пленных, обращение их в рабов.

Главное в данном подходе - мысль о том, что несмотря на раз­нообразие функций государства - по налаживанию внутренней жизни в обществе, обеспечению связей с другими государствами и т. д., оно прежде всего и по преимуществу является аппаратом на­силия, классового господства и возникает как следствие раскола общества на враждебные классы угнетателей и угнетенных.

I Как вы думаете, какие факторы общественной жизни способству-
Г ют популярности марксистской теории?

Факторы образования государства. Видимо, при всем обилии теорий и подходов к проблеме происхождения государства и госу­дарственной власти выделить единую универсальную модель, рав­но подходящую ко всем без исключения странам и регионам мира, невозможно. Одни факторы были важными на Востоке, в долинах великих рек; другие - в гористой, окруженной морем Греции; тре­тьи - на Руси. Если попробовать систематизировать все факторы государствообразования, то получится следующая картина.

Первая группа - экономические факторы, а именно: усложне­ние хозяйственной жизни, общественное разделение труда, повы­шение его производительности и возможность в связи с этим для отдельного человека, семьи не только обеспечить себя всем необ­ходимым, но и произвести излишки для обмена, на продажу; из­менение форм собственности от первобытной общественной - к частной, государственной, храмовой. Это усложнение экономи­ческой жизни, безусловно, требует организации, регулирования общественной жизни в целом и ведет к созданию государства.

Вторая группа - социальные факторы. Общество в своем разви­тии подходит к этапу, когда родовые общины сменяются соседски-

„л и не только племенные, родственные связи соединяют людей, их связывает совместная территория проживания, решение совме­стных задач. В обществе начинают выделяться жречество, племен­ные вожди, старейшины. Их власть постепенно приобретает на­следственный характер. Разделяются люди и по имущественному признаку - на богатых и бедных. Более активными становятся контакты одних народов с другими - походы, военные экспедиции превращаются в важный фактор государствообразования.

В качестве особой группы факторов можно выделить этничес­ кие: тот или иной народ осознает себя в качестве единого целого, понимает необходимость защиты от врагов, рождает «свою» идею, культуру, религию, традиции. Рождает он и свое государство.

Область морали и религии вряд ли является главной в формирова­нии государственности. Корни ее - в социально-экономической сфе­ре. Сложно организованное общество требует регулирования. Его про­тиворечия нельзя решать старым путем, как в эпоху первобытной общины - на совете рода или совете старейшин. Недостаточно и од­них обычаев; теперь требуются особые нормы - законы, обеспечен­ные силой государства. В свою очередь, само образование государства дает мощный импульс дальнейшему разделению труда, выделению в особую сферу умственного труда, способствует развитию экономики, духовной жизни, всего общества. Так кратко и в самом общем виде можно представить себе процесс формирования государственности.

л I Какие факторы образования государства на Руси выделили бы
« вы? Какую роль среди них сыграли природные условия?

онтрольные воп

1. Перечислите известные вам теории происхождения государст­венной власти. Назовите их представителей. Какие факторы становления государственности они считали определяющими?

2. Раскройте суть теории божественного происхождения госу­дарства. В каких государствах и почему она получила свое на­иболее значительное развитие?

3. Расскажите о патриархальной теории. Почему власть русского самодержца называли «отеческим» правлением?

4. Теория общественного договора находила своих сторонников и в древности, и в Новое время. В чем заключается ее суть? Можно ли назвать ее гражданской? Какими правами в отноше-

173" height="14">

арамия для обсуждения

нии власти наделяется согласно этой теории народ? В чем мо­жет выражаться договор народа и власти? Приведите извест­ные вам из истории примеры документов, отражающих суть договорной теории.

5. Какую роль в возникновении государства может сыграть наси­лие одного народа по отношению к другому? Выскажите свое отношение к теории насилия.

6. В каких регионах мира можно обнаружить ирригационную мо­дель возникновения государственности? Является ли она уни­версальной?

7. Каков смысл классовой теории происхождения государства?

1. Расставьте по степени значимости приведенные ниже факто­ры, обусловившие возникновение государства: f - общественное разделение труда, выделение управленческого труда;

Возникновение частной собственности, общественных классов, эксплуатации одних людей другими;

Географические факторы: ландшафт, естественные природные ресурсы (земельные, водные, полезные ископаемые), границы, водные пути и пр.;

Демографические и этнические факторы: численность населе­ния, его плотность, образ жизни;

Факторы общественной психологии: государство - плод че­ловеческого разума, психики, эмоций;

Антропологические факторы: государственная форма обще­жития - потребность человека, условие его выживания;

Экологические факторы: климатические условия, плодородие почвы и т. д.;

Внешние факторы: внешняя угроза, опасность войны или сама
м, война, заимствование опыта развития других стран.

Обоснуйте выбор предпочтений.

2. Австрийский ученый-политолог Л. Гумплович (1893-1909) писал:
""" ""■ «Насилие, столкновение племен, войны, грубое превосход­
ство силы - вот родители и повивальная бабка государства»-

Сторонником какой из теорий происхождения государства вы назвали бы Л. Гумпловича и почему?

3. Древнегреческий философ Аристотель утверждал:
«Власть отца над детьми может быть уподоблена власти ца­
ря над его подданными: отец властвует над детьми и в силу

своей любви к ним, и вследствие того, что он старше их. А такой вид власти и есть царская власть».

Примером какой теории может служить данное рассуждение?

4. Прочитайте фрагмент труда сторонника теории общественного
договора Т. Гоббса:

«Для установления общей власти необходимо, чтобы люди на­значили одного человека или собрание людей, которые яви­лись бы представителями; чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица бу­дет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, и признал себя ответственным за это... Это больше, чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглаше­ния, заключенного каждым человеком с каждым другим таким же. Если это свершилось, то множество людей, объединенных таким образом в одном лице, называется государством...» Какие условия, по мнению Гоббса, необходимы для оформле­ния общественного договора?

5. рассуждал так:

«У нас не Англия, мы столько веков видели судью в монар­хе и добрую волю его признавали высшим уставом. В Рос­сии государь есть живой закон добрых милует, злых каз­нит». «В монархе российском соединяются все власти: наше правление есть отеческое, патриархальное. Отец семейства судит и наказывает без протокола, так и монарх, в иных слу­чаях, действовать должен по единой совести».

Как вы думаете, почему в России были широко распростране­ны подобные суждения? Попробуйте критически оценить вы­сказывание.

6. Заполните таблицу «Теории образования государств».

Название теории

Представители

7. Заполните таблицу «Факторы образования государств».

Географичес­кие и геопо­литические

Природно-климатичес­кие

Социально-экономичес­кие

Демографи­ческие и куль­турные


За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. Их разнообразие связано с одной стороны, многогранностью таких явлений, как государство и право, с другой – с тем, что каждая теорий отражает субъективизм ученых или различные взгляды и суждения тех или иных классов, других социальных общностей, или взгляды на разные аспекты процесса происхождения и развития государства и права. В основе таких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные эконо­мические, финансовые, политические и иные интересы.

К основным теориям возникновения государства принято относить:

1. теологическую (религиозная, божественная);

2. патриархальную (отеческая);

3. договорную (естественно-правовая);

4. органическую;

5. психологическую;

6. ирригационную;

7. насилия (внутреннего и внешнего);

8. экономическую (классовую).

Теологическая теория возникновения государства

Теологическая (религиозная) теория господствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Сау­довская Аравия и др.) носит официальный характер. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский - 1225 – 1274 XIII в., Аврелий Августин (Блаженный - 354 - 430 н. э.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты - Жак Маритен, Мерсье и др.).

Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. Например, в послании апостола Павла римлянам говорится: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены".

Теократическая теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы, поскольку представляли собой правление жрецов. Божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства - обязательность. Так, в Законах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: "Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми".

Суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть:

Вечны, незыблемы и святы;

Их возникновение и упразднение не зависит от человека;

Являются выразителями воли Бога на земле.

Теологическая теория призывает:

Принять государство и власть как данность, полученную свыше;

Признать власть монархов (распространенную в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский – представитель Бога на Земле, монархи - представители Папы и через него Бога в своих государствах);

Полностью и во всем подчиняться власти - небесной (божественной), то есть церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, - то есть монархам и государству; не пытаться изменить установленный Богом порядок.

Патриархальная теория возникновения государства

Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н. э.).

Аристотель считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.

В Китае эту теорию государства как большой семьи развил Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Власть императора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях.

Суть патриархальной теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.

Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье, Согласно патриархальной теории:

Монарх является отцом всего народа;

Благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;

Король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);

Власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема;

Подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.

Договорная теория возникновения государства

Теория общественного договора или естественно-правовая была сформулирована в работах раннебуржуаз-ных мыслителей и получила распространение в XVII - XVIII вв. Теория общественного договора противостояла феодальному сословному государству, царящему в обществе произволу, неравенству людей перед законом. Ее авторами и сторонниками в разное время являлись:

Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед;

Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы;

Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские философы- просветители;

А. Н. Радищев (1749 - 1802) - русский философ и писатель-революционер.

Теория, выдвинутая данными авторами, получила также название естественно-правовой или естественного права. В большинство концепций входит идея «естественного права», т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы.

Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Нашло это положение свое отражение и в Декларации независимости США.

Суть естественно-правовой теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор", который состоит в следующем:

Первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие - «золотой век» и т.п.);

Каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех", в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя;

Чтобы этого не случилось, люди заключили "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;

В результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.

Органическая теория возникновения государства

Органическая теория возникновения государства была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом, Блюнчли, Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV-III вв. до н. э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства - с про­цессами человеческой психики.

Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы.

Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:

Люди образуют государство, как клетки - живой организм;

Государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение) и т. д.;

Между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно организованные, как в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская империя, в XVIII в. – Великобри-тания, в XIX в. - США). В ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т. д.).

Психологическая теория

Основоположником психологической теории возникновения государства считается польско-российский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 - 1931). Также данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г.Тард.

Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека.

Под этими свойствами подразумеваются:

Желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;

Желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми;

Способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле;

Желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совершать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания.

Авторы теории считают, что предшественницей государственной власти являлась власть верхушки первобытного общества - вождей, шаманов, жрецов, которая основывалась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества.

Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства.

Недостатки психологической теории: данная теория не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство, - "социальные, экономические, политические и др.

Теория насилия

Теория насилия как главного фактора возникновения государства выдвигалась различными авторами на протяжении столетий, Одним из первых ее выдвинул Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик.

Данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и социолог; Карл Каутский (1854 - 1938).

Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В отдельных случаях такие причины носили внешний характер (внешнее насилие), в другом, насилие зарождалось внутри самого общества (внутреннее насилие).

При внутреннем насилии – в обществе одна группа людей насильственно подчиняет себе остальную массу населения (Л.Гумплович). При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (завоевания, порабощения, колониальная политика) (Ф.Оппенгеймер). К этой группе теорий возникновения государства можно отнести и классовую теорию К.Маркса. В ее основе лежит разделение общества на антагонистические классы и государство является органом и средством насилия господствующего класса.

Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством:

≈ сбор дани дружинниками;

≈ расширение подвластных королю (феодалу) территорий;

≈ огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);

≈ иные формы насилия.

Для поддержания установленного порядка также требовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" завоеванных благ.

Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному

В пользу теории насилия говорит то, что оно (насилие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплектование вооруженных сил.

Многие иные формы государственной деятельности подкреплены принудительной силой государства (иначе говоря - насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно.

Ирригационная теории возникновения государства

Ирригационная (водная, гидравлическая) теория возникновения государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом ("азиатский способ производства"). Суть ее в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффек­тивного использования их вод (ирригация).

Крестьянин-индивидуалист не могли использовать самостоятельно ресурсы крупных рек. Для этого необходима была мобилизация усилий всех людей, живущих вдоль реки. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон.

В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в долинах Хуанхэ и Янцзы) и имели в своем появлении ирригационную основу.

Против теории говорит то, что она не объясняет причину появления государств, расположенных не в долинах рек (например: горных, степных и т. д.).

Экономическая теория возникновения государства

Возникновение экономической (классовой, марксистской) теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Иногда можно встретить её другое название - Историко-материалистическая концепция. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.

Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:

≈ произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля);

≈ возник прибавочный продукт;

≈ в результате присвоения чужого труда общество расслоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;

≈ появились частная собственность и публичная власть.

≈ для поддержания господства эксплуататоров был создан специальный аппарат принуждения - государство.

Теория имеет рациональное зерно - экономический анализ, признание наличия в обществе групп с противоположными (или различными) интересами - классов и др.

Не только классово-экономические факторы повлияли на возникновение государства (например: национальные, военные, психологические и т. д.). И вряд ли правильно рассматривать государство только как аппарат господства одних классов над другими.

Расовая теория

Согласно этой теории, в мире существуют "высшие" расы, которые призваны господствовать, и "низшие", которым самой природой предназначено находиться в подчинении у "высших" рас. Появление государства, по логике сторонников этой теории, необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими.

Расовая теория имеет долгую историю, но наибольшего своего развития и даже практического применения она достигла в средние века - в период расцвета колониализма и в первой половине XX в. - в период появления в Европе фашизма. Сначала "цивилизованные" страны широко использовали ее для оправдания жестокого обращения с туземцами и захвата их земель, а затем одни "цивилизованные" страны (фашистские Германия и Италия, милитаристская Япония) оправдывали с помощью расовой теории развязанную ими войну против других "цивилизованных" и "нецивилизованных" стран.

Идеи, лежавшие в основе расовой теории, широко использовались в послевоенный период в ходе ведения "холодной войны" между США и СССР.

Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как "научная", академическая доктрина, она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.

Инцестная (половая) теория

Запрет инцеста (кровосмешения) близких родственников является исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структуризации общества и в последующем возникновении государства (Леви-Стросс)

Спортивная

Возникновение государства напрямую связано с происхождением игр и физических упражнений, а также спорта в целом (Ортега X. Гассет)

Диффузная

Государство возникает в результате передачи опыта управления большими отрядами человеческого сообщества от одних народов другим или как результат распространения опыта государственно-правовой жизни на те регионы земного шара, где он еще не использовался (XIX-XX века) (Гребнер).

Теория специализации

Государство - это результат возникновения специализации в сфере управленческой (политической специализации), которая имело место наряду со специализацией в производственной сфере (экономической специализацией)

Социальная сущность человека и связанная с этим необходимость управления общностью людей;

Выполнение «общих дел»;

Социальная асимметрия;

Необходимость особого института принуждения для разрешения социальных конфликтов из-за противоречий, возникающих в результате неоднородности общества.

Производный – к возникновению государства приводят события, коренным образом изменяющие прежнее общественное устройство и государственность.

К подобному варианту образования государства относится революционные преобразования, в результате которых происходит полный разрыв с прежней государственностью (Франция – 1789, Россия - 1917, Китай - 1947).

Образование нового государства возможно благодаря организационным изменениям: 1922 г. – СССР и его распад, объединение Танганьика и Занзибара в Танзанию – 1964, объединение Западной и Восточной Германии и др.).

Другим способом является образование независимого государства на месте колоний. После Второй мировой войны возникло таким образом более 100 новых государств. При этом образование государства шло или мирным путем – в результате референдума, или в результате вооруженной борьбы населения колоний за свою независимость (Зимбабве, Ангола, Вьетнам и др.), или присутствовало и то и другое.