Болезни Военный билет Призыв

Куликовская битва расстановка сил и историческое значение. Значение куликовской битвы. Подвиг русских людей на поле Куликовом, ставший поворотным моментом в истории нашей Родины, увековечен в литературе и искусстве, публицистике и исторической науке

Куликовская битва (Донское или Мамаево побоище) - решающая битва между объединенным русским войском под началом московского великого князя Дмитрия Ивановича Донского и войском беклярбека Золотой Орды Мамая. Произошло сражение 8 сентября (21 сентября) 1380 г. на Куликовом поле, между реками Доном, Непрядвой и Красивой Мечей, в юго- западной части Епифанского уезда Тульской губернии, на площади около 10 квадратных километров.

Причины

С началом в 1362 г. «великой замятии» в Орде, с ее едва ли не ежегодными сменами ханов, отношения русских князей с золотоордынскими «царями» в значительной степени изменились. Ослабление центральной власти в Орде дало возможность, в первую очередь, московскому князю Дмитрию вести все более самостоятельную политику. После 3-х столкновений в 1368 г., 1370 г. и 1372 г., Москва смогла приостановить натиск Литвы, в 1375 г. был заключен договор с Тверью, прямо направленный против татар. А уже весной 1376 г. русское войско во главе с Д.М. Боброком-Волынским вторглось на среднюю Волгу (булгарские города), взяло откуп 5000 рублей с ордынских ставленников и посадило там русских таможенников. Темник Мамай, к тому времени в значительной мере усиливший свою власть и влияние, не мог не отреагировать на это.


1377 год — перешедший на службу к Мамаю хан Синей орды Араб-шах (царевич Арапша в русских летописях) разбил на реке Пьяна объединенное нижегородско-московское войско, разграбил Нижний Новгород и Рязань. А на следующий год Мамай, вдохновленный этим успехом, отправил уже против самого московского князя одного из лучших своих полководцев – мурзу Бегича. Но в битве на реке Вожа войско татар было наголову разбито, а самого Бегича убили.

Мамайское войско

Это пошатнуло позиции Мамая в Орде (тем более что появился весьма опасный претендент на престол – природный Чингизид Тохтамыш), и он начал активную подготовку к решающей битве. В русских летописях сказано, что Мамай намеревался повторить поход Батыя и разгромить русские земли так, чтобы они не смогли подняться. Мамай собрал все возможные силы, вступил в политический союз с литовским князем Ягайло, пытался привлечь на свою сторону рязанского князя Олега. Над русскими землями нависла страшная угроза.

Довольно сложно судить о количестве мамайского войска. Точно известно о 4 000 наемной генуэзской пехоты, о том, что Мамай собирал подкрепления со всех подвластных ему территорий: в битве принимали участие ополчения ясов и касогов – жителей Северного Кавказа. В описании битвы сказано и о 3-х татарских темниках, стоявших с Мамаем на Красном холме. В «Сказании о Мамаевом побоище» сказано о 800 000 войске Мамая, что, разумеется, является гигантским преувеличением. Однако все известные нам источники с уверенностью говорят, что войско Мамая было больше русского. Думается, что с числом в 80 000 можно согласиться.

Русское войско

Получив известие о продвижении мамаевых полчищ, князь Дмитрий объявил сбор общерусского ополчения. Смотр русских войск назначили в Коломне 15 августа 1380 г. Из Москвы в Коломну выступило ядро русского войска – тремя частями по трем дорогам. Отдельно двигался двор самого Дмитрия, отдельно полки его двоюродного брата Владимира Андреевича Серпуховского и отдельно – полки подручных белозерских, ярославских и ростовских князей.

Участвовали в общерусском сборе представители почти всех земель Северо-Восточной Руси. Кроме подручных князей, прибыли войска из Нижегородско-Суздальского, Тверского и Смоленского великих княжеств. Уже в Коломне был сформирован первичный боевой порядок: Дмитрий стал возглавлять большой полк; Владимир Андреевич – полк правой руки; в полк левой руки назначили командующим Глеба Брянского; передовой полк составили коломенцы. Имеются значительные разночтения по количественному составу русского войска, но современные историки считают, что более близким к истине является число в 60 000 человек.

Преподобный Сергий благословляет Дмитрия на борьбу с Мамаем

Движение войск

Кроме этого, Мамай рассчитывал объединить усилия с великим князем литовским Ягайло и Олегом Рязанским против Москвы, при этом он предполагал, что Дмитрий не рискнет выводить войска за Оку, а будет занимать оборонительную позицию на ее северном берегу, как уже делал это в 1373 и 1379 гг. Соединение сил союзников на южном берегу Оки планировали на 14 сентября.

Но московский князь, понимая опасность этого объединения, 26 августа стремительно вывел войско на устье Лопасни и осуществил переправу через Оку в рязанские пределы. Надо отметить, что он повел войско к Дону не по кратчайшему маршруту, а по дуге западней центральных районов Рязанского княжества. На пути к Дону, в урочище Березуй, к русским войскам прибавились полки литовских князей Андрея и Дмитрия Ольгердовичей. В последний момент к русскому войску присоединились новгородцы.

Построение войск

В ночь на 7 сентября русское войско переправилось через Дон, тем самым по сути отрезав себе путь для отступления. Вечером 7 сентября они были выстроены в боевые порядки. Большой полк и весь двор Дмитрия встали в центре. Ими командовал московский окольничий Тимофей Вельяминов. На флангах расположились, полк правой руки под началом литовского князя Андрея Ольгердовича и полк левой руки князей Василия Ярославского и Феодора Моложского. Впереди перед большим полком стал сторожевой полк князей Симеона Оболенского и Иоанна Тарусского. В дубраву вверх по Дону был поставлен засадный полк под командованием князя Владимира Андреевича и Дмитрия Михайловичем Боброко-Волынского.

Ход Куликовской битвы

1380 год, 8 сентября, утро — было туманным. До 11-ти часов, пока туман не рассеялся, войска стояли готовые к битве, поддерживали связь звуками труб. Дмитрий вновь объезжал полки, часто меняя лошадей. В 12 часов показались на Куликовом поле и татары. Куликовская битва началась с нескольких небольших стычек передовых отрядов, после чего состоялся легендарный поединок татарина Челубея (или Телебея) с иноком Александром Пересветом. Оба поединщика пали мертвыми (очень может быть, этот эпизод, описанный только в «Сказании о Мамаевом побоище», является легендой).

Потом последовал бой сторожевого полка с авангардом татар, возглавляемым военачальником Теляком. Московский князь вначале был в сторожевом полку, а потом встал в ряды большого полка, поменявшись одеждой и конем с московским боярином Михаилом Андреевичем Бренком, который потом сражался и принял смерть под знаменем великого князя.

В середине дня татары пошли в атаку всей силой. Совместный удар профессиональной генуэзской пехоты и татарской конницы был страшен. Завязалась чрезвычайно ожесточенная битва. Сторожевой полк русских почти полностью уничтожили. В центре и на левом фланге русские были на грани прорыва своих боевых порядков, ситуацию смог спасти лишь контрудар Глеба Брянского. На правом фланге атака татар успеха не имела. Тогда Мамай направил главный удар на полк левой руки. В результате этот полк не смог удержать строя, оторвался от большого полка и стал отступать к Непрядве; татары преследовали его, возникла угроза тылу русского большого полка, русское воинство было оттеснено к реке, и русские боевые порядки окончательно перемешались.

Иногда пишут, что это была тактическая задумка русских, которые заманивали татар под удар засадного полка. Но в это трудно поверить, потому как тем самым татары прорвались в тыл большого полка, а идти на такой риск… Может быть, ложное отступление и было задумано, но в какой-то момент оно стало вполне настоящим. Впрочем, возможно, именно это и смогло убедить татар, что победа совсем близка, и они увлеклись преследованием отступающих русских.

Владимир Андреевич, который командовал засадным полком, предлагал нанести удар раньше, но воевода Боброк удерживал его, а когда татары прорвались к реке и подставили засадному полку тыл, приказал вступить в бой. Удар конницы из засады с тыла на основные силы монголов стал решающим. Монгольскую конницу загнали в реку и там перебили. Вместе с этим перешли в наступление правофланговые полки Андрея и Дмитрия Ольгердовичей. Татары смешались и обратились в бегство.

В Куликовской битве наступил перелом. Мамай, который наблюдал издали за ходом битвы и увидавший поражение, бежал с малыми силами, как только засадный полк русских вступил в бой. Перегруппировать татарские силы, продолжить сражение или хотя бы прикрыть отступление было некому. Потому все татарское войско побежало.

Засадный полк преследовал татар до реки Красивой Мечи 50 верст, «избив» их «бесчисленное множество». Вернувшись из погони, Владимир Андреевич начал собирать войско. Сам великий князь Дмитрий Донской был ранен и сбит с коня, но смог добраться до леса, где его и нашли после битвы без сознания.

Потери

Потери с обеих сторон были очень большими. Конечно, нельзя верить абсолютно невероятным цифрам «Сказания…», где сказано о сотнях тысяч погибших. Но и по самым скромным подсчетам, русские потеряли не менее трети (а может быть, и половину) войска. Бежавший Мамай смог сохранить лишь 1/9 часть армии, но возможно, что основная масса татар все же разбежалась, а не погибла. Тем не менее победа русского войска была полной и безоговорочной.

С 9 по 16 сентября хоронили убитых; на общей могиле возвели церковь (давно уже не существует). Русские стояли на поле боя восемь дней, предавая земле своих павших воинов.

Куликовская битва и ее значение

В спорах об историческом значении победы в Куликовской битве историки ломают копья по сей день. Нам ближе точка зрения Ф.М. Шабульдо: «Разгром основных сил мамаевой Орды в битве на Куликовом поле 8 сентября 1380 г. явился переломным моментом в борьбе Руси против Золотой Орды, военному могуществу и политическому господству которой был нанесен серьезный удар, который ускорил ее распад на менее значительные государственные образования. Другой внешнеполитический противник Московского великого княжества – Великое княжество Литовское – также вступило в полосу безысходного кризиса. Победа в Куликовской битве закрепила за Москвой значение организатора и идеологического центра воссоединения восточнославянских земель, показав, что путь к их государственно-политическому единству был единственным путем и к их освобождению от чужеземного господства»

К концу 70-х годов XIV в. Золотая Орда после ряда лет феодальных усобиц достигла временного политического единства под властью темника Мамая. Мамай направил 1377 г. против Нижнего Новгорода царевича Арапшу, а в 1379 г. послал против Москвы мурзу Бегича с отрядами татар. Если нападение Арашпи окончилось победой татар над русскими войсками, то войско мурзы Бегича потерпело полное поражение в Рязанском княжестве на реке Воже.

Пытаясь укрепить над русскими землями ослабевшую власть Золотой Орды, Мамай организовал в 1380 г. поход на Москву. В нём приняли участие не только татары, но и наёмные отряды из числа народностей Северного Кавказа, жители генуэзских колоний в Крыму и др. С собранными войсками Мамай подошёл к устью реки Воронеж и стал готовиться к решительному наступлению на Русь. Он хотел привлечь на свою сторону литовского князя Ягайло и князя рязанского Олега, стремившихся к ослаблению Москвы, и начал с ними переговоры. Когда в Москве было получено известие о выступлении Мамая, там стали спешно собирать войско. Дмитрий Иванович отказался удовлетворить требование прибывших в Москву послов Мамая об уплате дани в повышенном размере. На защиту родины поднялись широкие народные массы. Не приняли участия в борьбе с Ордой из-за сепаратистских тенденций своих правителей Рязань, Тверь и Новгород. В конце августа 1380 г. был устроен смотр русскому войску в Коломне, после чего оно выступило к Дону. По дороге в ополчение влились полоцкие и брянские отряды, которыми командовали литовские князья.

Русские действовали осторожно и быстро, поэтому татаро-монголы вначале не подозревали об их продвижении. Инициатива, которую взял в свои руки Дмитрий Иванович, помешала Мамаю осуществить свой план соединения с Ягайло и Олегом. 8 сентября произошла историческая битва на так называемом Куликовом поле, при впадении в Дон реки Непрядвы. После длительного и кровопролитного боя татаро-монголы стали теснить русских, но в самую решительную минуту на поле битвы вышел полк под начальством серпуховского князя Владимира и воеводы Дмитрия Боброва Волынца, расположенный в засаде за дубравой у реки Непрядвы. Под натиском свежих сил русских воинов татаро-монголы обратились в бегство. Этим был решён исход Куликовской битвы; она кончилась победой русской рати над основными силами, приведёнными Мамаем.

Куликовская битва положила начало полному разгрому Золотой Орды и освобождению от татаро-монгольского ига народов Восточной Европы. Ещё больше выросло и окрепло значение Москвы как центра национального объединения в борьбе за освобождение от власти Золотой Орды. Куликовская битва оказала влияние и на развитие народного движения против гнёта иноземных захватчиков в западнославянских и южнославянских странах, украинских и белорусских землях, в Прибалтике и Молдавии.

Куликовская битва

Знаменитое сражение в 1380 г. войска московского князя Дмитрия и его союзников с одной стороны против полчищ татаро-монгольского хана Мамая и его союзников - с другой получило название Куликовской битвы.

Краткая предыстория Куликовской битвы такова: отношения князя Дмитрия Ивановича и Мамая начали обостряться еще в 1371 году, когда последний дал ярлык на великое владимирское княжение Михаилу Александровичу Тверскому, а московский князь тому воспротивился и не пустил ордынского ставленника во Владимир. А спустя несколько лет, 11 августа 1378 года войска Дмитрия Ивановича нанесли сокрушительное поражение монголо-татарскому войску под предводительством мурзы Бегича в битве на реке Воже. Потом князь отказался от повышения уплачиваемой Золотой Орде дани и Мамай собрал новое большое войско и двинул его в сторону Москвы.

Перед выступлением в поход Дмитрий Иванович побывал у святого преподобного Сергия Радонежского, который благословил князя и все русское войско на битву с иноземцами. Мамай же надеялся соединиться со своими союзниками: Олегом Рязанским и литовским князем Ягайло, но не успел: московский правитель, вопреки ожиданиям, 26 августа переправился через Оку, а позднее перешел на южный берег Дона. Численность русских войск перед Куликовской битвой оценивается от 40 до 70 тысяч человек, монголо-татарских - 100-150 тысяч человек. Большую помощь москвичам оказали Псков, Переяславль-Залесский, Новгород, Брянск, Смоленск и другие русские города, правители которых прислали князю Дмитрию войска.

Битва состоялась на южном берегу Дона, на Куликовом поле 8 сентября 1380 года. После нескольких стычек передовых отрядов перед войсками выехали от татарского войска - Челубей, а от русского - инок Пересвет, и состоялся поединок, в котором они оба погибли. После это началось основное сражение. Русские полки шли в бой под красным знаменем с золотым изображением Иисуса Христа.

Кратко говоря, Куликовская битва закончилась победой русских войск во многом благодаря военной хитрости: в расположенной рядом с полем боя дубраве спрятался засадный полк под командованием князя Владимира Андреевича Серпуховского и Дмитрия Михайловича Боброка-Волынского. Мамай основные усилия сосредоточил на левом фланге, русские несли потери, отступали и, казалось, что победа близка. Но в это самое время в Куликовскую битву вступил засадный полк и ударил в тыл ничего не подозревающим монголо-татарам. Этот маневр оказался решающим: войска хана Золотой Орды были разгромлены и обратились в бегство.

Потери русских сил в Куликовской битве составили порядка 20 тысяч человек, войска Мамая погибли почти полностью. Сам князь Дмитрий, впоследствии прозванный Донским, поменялся конем и доспехами с московским боярином Михаилом Андреевичем Бренком и принимал в сражении активное участие. Боярин в битве погиб, а сбитого с коня князя нашли под срубленной березой без сознания.

Это сражение имело большое значение для дальнейшего хода русской истории. Кратко говоря, Куликовская битва, хотя и не освободила Русь от монголо-татарского ига, но создала предпосылки для того, чтобы это произошло в будущем. Кроме того, победа над Мамаем значительно усилила Московское княжество.

В чем историческое значение Куликовской битвы?

Победа на Куликовом поле показала, что русский народ достиг очень многого: сумел, опираясь на успехи в возрождении хозяйства, развитии национального самосознания, политического объединения, нанести сильнейший удар врагу всей Руси, да и не только Руси. Но, несмотря на общерусский характер этого дела, которое завершилось битвой против мамаевых полчищ, в нем приняли участие не все русские земли. Но от Куликовской битвы берут начало события, процессы, которые влекли за собой далеко идущие последствия. Во-первых, объединение русских земель продолжалось и примерно через столетие завершилось образованием единого централизованного государства - России. Во-вторых, русские люди окончательно сбросили иго Орды тоже спустя сто лет после подвига их дедов и прадедов в верховьях Дона.

Значение Куликовской битвы состоит прежде всего в том, что произошло объединение усилий. Даже если бы победил Мамай, то факт объединения усилий - это и есть историческое значение. Это факт рождения народа, которое произошло через осознание единства. На поле брани это единение особенно ощутимо. Что касается разоблачений Куликовской битвы, то все они построены на домыслах и фантазиях, которыми изобилует история и, особенно, археология. Как я писала в комментариях, тот факт, что на Куликовском поле археологи ничего не нашли, скорее доказывает победу русских в этой битве, поскольку находки следов сражений возможны только при разгроме и бегстве.

Модное сейчас переписывание истории очень похоже на идеологическую диверсию. Чтобы разрушить народ - нужно лишить его святынь, к которым относятся и исторически значимые битвы.

Эта победа была значима для русского народа, так как она давала ему надежду на скорое освобождение, показывала, что только вместе русский народ может избавиться от ига. Также эта битва показала, что Москва действительно способна и имеет силы на то, чтобы стать центром объединения русских земель.

Многие говорят, что значение Куликовской битвы весьма преувеличено для русских земель, так как сложно судить о зарождавшемся освобождении от ордынских гнета в это время. И вообще не эта задача стояла на кону битвы, а просто небольшая война за владение землями и возвышение своего положения среди других княжеств.

В настоящее время все чаще возникает полемика о месте Куликовской битвы. Многие исследователи считают, что это отнюдь не место впадения в Дон Непрядвы слишком маленький пятачок, да и материальных подтверждений сражения в этом месте не обнаружено. Решающий же удар по монгольскому войску нанес засадный полк под командованием князя Боброка Волынского.

Источники: www.history-at-russia.ru, rhistory.ucoz.ru, po-istorii.ru, www.bolshoyvopros.ru, kurs-istorii.ru

Рабы в Древнем Риме

Военные победы привели к невиданному распространению рабства. В Италию хлынуло огромное количество рабов, захваченных в плен на...

Эней из Трои

Матерью Энея была прекрасная богиня Венера, отцом − троянец Анхис, потомок самого Зевса. До пяти лет...

Смысл и значение Куликовской битвы

В конце 1237 года монгольские войска вторглись в пределы Руси и к концу 1240 года, одержав победы во многих сражениях, фактически подчинили себе всю страну (хотя и отказались от похода на Новгород и Псков). К сожалению, до сего дня широко распространены поверхностные, подчас даже наивные представления о причинах победы монголов. Так, ее постоянно объясняют все той же "феодальной раздробленностью" Руси, не позволившей, мол, дать сокрушительный отпор завоевателям.

При этом как-то ухитряются "не заметить", что монголы за предшествующие их приходу на Русь двадцать шесть лет покорили почти весь азиатский континент -- от Тихого океана до Урала и Кавказа,-- континент, на гигантском пространстве которого было немало мощных государств. Это неоспоримо свидетельствует об исключительных возможностях монгольского войска

Любое серьезное исследование подтверждает, что войско монголов далеко превосходило все тогдашние войска. Специально развиваемый в воинах боевой азарт сочетался с железной дисциплиной, бесстрашие -- с хитроумной тактикой. В свою лучшую пору монгольское войско было заведомо непобедимо.

С другой стороны, Русь к 1237 году была не более "раздробленной, чем какое-либо развитое средневековое государство.

Сражение, свершившееся 8 сентября 1380 года у реки Непрядвы,-- одно из наиболее памятных и прославленных событий отечественной истории. Но вот характерный факт. Александр Блок, внимательно изучавший это сражение и создавший в 1908 году цикл стихотворений "На поле Куликовом", признанный самым значительным поэтическим воссозданием великой битвы, позже, в 1912 году, причислил ее к таким событиям, "разгадка" которых -- "еще впереди". И поныне Куликовская битва остается во многом "загадочной".

В одной из статей, "Куликовская битва", утверждается, что битва эта "имела большое историческое значение в борьбе русского и других народов с монгольско-татарским гнетом... на Куликовом поле был нанесен сильный удар по господству Золотой Орды, ускоривший ее последующий распад" (т. 13, с. 587). Однако в другой статье, "Золотая Орд", констатируется, что сам хан Золотой Орды Тохтамыш "в 1380 (в конце года, то есть уже после Куликовской битвы.-- В. К.) разгромил войско Мамая", и именно потому "при хане Тохтамыше (1380--1395) прекратились смуты и центральная власть стала контролировать основную территорию Золотой Орды". Что же касается "распада", то здесь сообщается: "В начале 20-х гг. XV века образовалось Сибирское ханство... затем возникли Казанское ханство (1438) и Крымское ханство (1443)" (т. 9, с. 561, 562),-- т. е. Золотая Орда действительно начала распадаться только спустя почти полстолетия после Куликовской битвы. Словом, положение о том, что эта битва способствовала распаду Золотой Орды, едва ли основательно. Как раз напротив, обеспечив (или хотя бы всемерно облегчив) победу Тохтамыша над Мамаем, который ранее сумел отторгнуть от Золотой Орды весьма значительную часть ее территории, Куликовская битва способствовала преодолению распада, и, если уж на то пошло, именно прежние победы Мамая (а вовсе не его поражение в 1380 году) привели к временному распаду Золотой Орды!

Итак, две статьи БСЭ с очевидностью противоречат друг другу: в одной утверждается, что разгром Мамая ускоряет распад Золотой Орды, а в другой -- что он как раз замедляет этот распад. И, пожалуй, особенно удивительно, что обе статьи принадлежат одному историка -- В. И. Буганова.

Куликовская битва -- что очевидно -- занимает громадное место в русском сознании, составляет одну из немногих главнейших основ национально-исторической памяти. И потому как бы само собой возникает убеждение, что об этой битве сказано очень много или даже вообще "всё",-- хотя на деле это не совсем так, или даже совсем не так, и "загадки" подстерегают нас буквально

Обратимся к самой, пожалуй, существенной из "загадок" Куликовской битвы. Монгольская армада окончательно покорила Русь в 1240 году, и выходит, что почти полтора столетия, до 1380-го, Русь не предпринимала попыток начать войну за освобождение. Отдельные "местные" бунты, вызванные обычно какими-либо злоупотреблениями представителей золотоордынской власти, не меняют общей картины; к тому же эти бунты нередко подавляли сами русские князья, не имевшие целью свергать власть Золотой Орды (впоследствии, в XIX--XX веках, Александра Невского, например, не раз клеймили за это как пособника врага...).

Авторитетнейший В. О. Ключевский стремился объяснить "покорность" Руси Золотой Орде фатальным "ужасом" народа перед грозными завоевателями, а Куликовская битва, с его точки зрения, свершилась потому, что к 1380 году "успели народиться и вырасти целых два поколения, к нервам которых впечатления детства не привили безотчетного ужаса отцов и дедов перед татарином: они и вышли на Куликово поле... Почти вся северная Русь под руководством Москвы стала против Орды на Куликовом поле и под московскими знаменами одержала первую народную победу над исламом.

Почему же Русь и после Куликовской битвы продолжала терпеть свою вассальную зависимость еще целое столетие (до 1480 года) и не предприняла за такой долгий срок ничего подобного этой битве?

Целесообразно теперь же, еще до предоставления конкретных доказательств, выдвинуть тезис, объясняющий эту "загадку": Русь сражалась на Куликовом поле вовсе не с Золотой Ордой. Это вполне очевидно, например, из краткого "отчета" летописи о действиях Руси сразу после победы на Куликовом поле, а также о последующих действиях тогдашнего хана Золотой Орды Тохтамыша.

Общеизвестно, что впоследствии, в августе 1382 года, тот же самый хан Тохтамыш совершил неожиданный сокрушительный набег на Москву

Русь действительно самоотверженно сражалась с уже покорившими полмира монгольскими войсками почти на полтора века ранее, в 1237-- 1240 годах, непосредственно во время нашествия. Но затем она так или иначе вошла в состав Золотой Орды и никогда не преследовала цель выйти из нее посредством войны. Мне могут возразить, что Иван III в 1480 году все же выступил с мощной военной силой против хана Ахмата и заставил его удалиться. Однако к этому времени Золотая Орда уже не существовала: она уже сравнительно давно распалась на несколько то н дело воюющих между собой самостоятельных ханств -- Сибирское, Казанское, Крымское, Астраханское и т. д. И Ахмат являлся ханом не оставшейся в былом Золотой, а просуществовавшей недолгое время так называемой Большой Орды, занимавшей сравнительно малую территорию между Днепром и Доном и подвергавшейся нападениям других ханов -- и из Крыма, и с Волги.

Однако вскоре же после начала своего правления (1462), не позднее сентября 1464 года, Иван III дает в своей грамоте иную формулу: "А коли аз, князь великий, выхода в Орду не дам..." (с. 209).

Золотая Орда распалась уже в 1440-х годах, при Василии II, правившем в 1425--1462 годах; однако двухвековое "повиновение" сохранялось как бы в силу мощной инерции. И даже Иван III, в самом начале своего правления заявивший о том, что изменение сложившегося порядка находится теперь в его, а не Божьей воле, решился на действительное, практическое изменение не без колебаний,-- чем и было вызвано весьма резкое послание к нему архиепископа Ростовского Вассиана.

Монгольская империя представляла собой высокоорганизованное государство, сумевшее установить единый и прочный порядок на гигантской, не имеющей прецедентов территории -- от Тихого океана до Карпат. Сложнейшая социально-политическая структура этой империи очень существенно отличалась от структуры западноевропейской империи, но нет оснований "принижать" первую, сопоставляя ее со второй.

Ханы Золотой Орды, начиная с 1267 года, предоставляли, например, русской Церкви специальные "ярлыки", согласно которым, в частности, "за оскорбление церквей, хуление веры, уничтожение церковного имущества (книг и т. д.) полагалась смертная казнь" (Полубояринова М. Д. Русские люди в Золотой Орде.-- М„ 1978, с, 23; А. П. Григорьев доказывает, что дошедший до нас русский перевод ханских ярлыков значительно "ужесточал" меры в защиту Церкви, но это не отменяет самой сути дела).

Но начнем по порядку. В течение первой половины XIV века Золотая Орда была могучим и, казалось, цветущим государством; "нормальными" -- если воспользоваться емким современным словечком -- были и ее взаимоотношения с вассалом -- Русью. Так, хан Узбек (правил в 1313--1342 гг.) выдал свою сестру Кончаку за Московского князя Юрия Даниловича, продемонстрировав тем самым высокую меру уважения к своему вассалу (в святом крещении Кончака приняла имя Агафьи), а следующий хан Джанибек (1342--1357) и его ханша Тайдула находились в своего рода дружбе с одним из наиболее выдающихся деятелей Руси -- митрополичьим наместником (с 1340-го) и митрополитом всея Руси (с 1334 года) Алексием.

Естественно прийти к выводу, что примерно то же самое происходило и ранее: Мамай неоднократно захватывал власть в Золотой Орде, однако при появлении того или иного законного хана ему просто переставали повиноваться. Этому, вроде бы, противоречит тот факт, что официально власть принадлежала чингизидам Абдулле и, позднее, Бюлеку. Однако даже в русской летописи под 1378 годом сказано, что "царь (то есть хан, выдвинутый Мамаем.--В.К.) не владеяше ничим же, и не смеяше ничто же сотворити пред Мамаем, но всяко старейшинство держаше Мамай, и всеми владеяше". В Золотой Орде об этом знали, конечно, еще точнее, чем на Руси.

И к середине 1370-х гг. Мамай, как следует из источников, прекращает бесплодные попытки захвата власти в Золотой Орде и обращает свой взгляд на Москву. Важно иметь в виду отсутствие каких-либо сведений о том, что Мамай проявлял враждебность в отношении Москвы ранее, до 1374 года; напротив, он, например, по собственному почину посылал Дмитрию Ивановичу "ярлык на великое княжение", хотя полагалось, чтобы русские князья сами обращались с просьбой об этом ярлыке. Известно также, что в 1371 году Дмитрий Иванович навестил Мамая и "многы дары и великы посулы (подати) подавал Мамаю". Но под 1374-м годом летопись сообщает о бесповоротном "розмирии" Дмитрия Ивановича с Мамаем. которое, в конечном счете, и привело к Куликовской битве.

Как уже сказано, это начавшееся в 1374 году противостояние Руси и Мамая вовсе не являлось борьбой великого князя Дмитрия Ивановича с Золотой Ордой. И не только потому, что Мамай не был ханом Золотой Орды. Сама Мамаева Орда -- по крайней мере ко времени ее "розмирия" с Русью -- представляла собой совершенно особенное явление, о чем достаточно ясно сообщают известные всем источники. Но историки, как правило, игнорируют эту "информацию", поскольку они не усматривают и словно бы даже не желают усмотреть существенное различие между Мамаем и ханами Золотой Орды (так, в уже цитированной статье из БСЭ победа Руси над Мамаем определена как "удар по господству Золотой Орды").

В "Сказании о Мамаевом побоище" изложена следующая "программа" собравшегося в поход на Москву Мамая -- программа, которую у нас нет никаких оснований считать произвольным вымыслом автора "Сказания":

"Мамай... нача глаголати ко своим упатом (правителям) и князем и уланом (члены княжеских семей): "Аз тако не хощю творити, како Батый; како изждену князи (изгоню князей -- имеется в виду русских) и которые городы красны довлеют (пригодны) нам, и ту(т) сядем, тнхо и безмятежно поживем... И многи Орды присовокупив к себе и рати ины понаимова, Бесермены и Армены, Фрязы, Черкасы, Ясы и Буртасы... И поиде на Русь... и заповеда улусом (здесь: селеньям) своим: "Ни един вас не пашите хлеба, да будете готовы на Русские хлебы"...

То есть Мамай, в отличие от создателя Золотой Орды Батыя (и, конечно, от его преемников), намеревался не просто подчинить себе Русь, а непосредственно поселиться со своим окружением в ее лучших городах, к чему золотоордынские правители никогда не стремились; столь же несовместимы с образом жизни Золотой Орды наемные иноплеменные войска, на которых, очевидно, возлагал большие или даже основные свои надежды Мамай. Словом, Мамаева Орда была принципиально другим явлением, нежели Золотая Орда, и ставила перед собой иные цели. Но в работах о Куликовской битве, как это ни удивительно, почти нет попыток осмыслить процитированные только что сведения, подкрепляемые и другими источниками.

Поход Мамая на Москву истолковывается обычно только как средство заставить Русь платить ему дань в том же объеме, в каком ее получала Золотая Орда при "благополучных" ханах -- Узбеке и Джанибеке. Так, автор ряда сочинений о Куликовской битве В. В. Каргалов утверждает:

"По свидетельству летописца, послы Мамая "просили дань, как при хане Узбеке и сыне его Джанибеке"... Требование Мамая было явно неприемлемым, и Дмитрий Иванович ответил отказом. Послы, "глаголяху гордо", угрожали войной, потому что Мамай уже стоит "в поле за Доном со многою силою". Но Дмитрий Иванович проявил твердость"^18е.

Здесь мы сталкиваемся с прямо-таки поразительным фактом. Поскольку В. В. Каргалов, подобно многим другим историкам, не видит в Мамае деятеля, по своей сути совершенно иного, чем золотоордынские правители, он "сумел" попросту "не заметить", что на той же самой странице цитируемого им источника сообщено как раз об уплате Мамаю требуемой им дани!

Поначалу Дмитрий Иванович, действительно, не хотел ее платить, поскольку знал действительный "статус" Мамая, не являвшегося хана Золотой Орды и, следовательно, не имевшего "права" на ту дань, которую он требовал. Однако затем, посоветовавшись с митрополитом, который сказал, что Мамай "за наша согрешениа идет пленити землю нашу" и "вам подобает, православным князем, тех нечестивых дарми утоляти четверицею..." (то есть, дарами удовлетворить вчетверо большими, чем прежде), Дмитрий Иванович "злата и сребра много отпусти Мамаю". И это было, несомненно, разумное решение государственного деятеля, который предпочел платить золотом и серебром, а не многими жизнями своих подданных (к тому же, в случае победы "многой силы" Мамая, все равно пришлось бы отдать "злато и сребро"...).

Однако сразу же после уплаты требуемой дани снова пришли "вести, яко Мамай неотложно хощет итти на великого князя Дмитрия Ивановича" (там же). Это, понятно, означает, что истинная цель Мамая была вовсе не в получении богатой дани,-- хотя не только В. В. Каргалов, но и подавляющее большинство историков решает проблему именно так. Тем самым, кстати сказать, явно и крайне принижается сам смысл Куликовской битвы, ибо все, в сущности, сводится к спору о количестве дани: Мамай требует ее в "полном" размере, а Дмитрий Иванович не хочет удовлетворить это требование, и в результате гибнут тысячи русских людей...

В национально-историческом сознании -- или хотя бы чувстве -- Куликовская битва являет собой громадное судьбоносное событие, имевшее всемирное значение -- и это, как я постараюсь доказать, полностью соответствует политической или, вернее, геополитической действительности той эпохи. И поистине грустно видеть, как в сочинениях множества историков, не желающих, в частности, вчитаться с должным вниманием даже в известные источники, это событие оказывается всего-навсего результатом "полемики" вокруг вопроса о размере дани...

Особенно примечательно в этом отношении одно место из "Слова о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского" (ввиду архаичности текста цитирую перевод М. А. Салминой): "Мамай же, подстрекаемый лукавыми советниками, которые христианской веры держались, а сами творили дела нечестивых (о том, кто же были эти "советники", стоит поразмыслить...-- В. К.), сказал князьям и вельможам своим: "Захвачу землю Русскую, и церкви христианские разорю..."^65е.

Золотая Орда вовсе не преследовала подобную цель; более того, XIV--XV века были периодом высочайшего расцвета Православия на Руси, что доказывается, например, в известном сочинении "Святые Древней Руси" Георгия Федотова -- хотя этот автор, будучи принципиальным "западником", крайне негативно относился к Золотой Орде.

И еще одно. В знаменитом сборнике Владимира Даля "Пословицы русского народа" содержится (даже в двух вариантах) пословица: "Много нам бед наделали -- хан крымский да папа римский" (издание 1957 г., с. 348; см. также с. 144). Объединение, сближение столь далеких друг от друга, казалось бы, не имеющих ничего общего источников "бед" было бы не очень логично, если бы не имела места та историческая реальность, о которой идет речь и которая запечатлелась так или иначе в сказаниях о Куликовской битве, где связаны, соединены хозяин Крыма Мамай, "фряжская" Кафа и Рим. Я отнюдь не утверждаю, что приведенная пословица непосредственно "отразила" реальность 1380 года, но все же считаю возможным усматривать в ней связь и с этой реальностью, след своего рода исторической прапамяти о ней.

В свете всего вышеизложенного становится всецело ясной "загадка", о которой мы говорили в самом начале: почему Русь почти полтора столетия не вступала в противоборство с Золотой Ордой, а против Мамая вышла на бой столь решительно. Точно так же ясно и позднейшее -- столетнее -- "покорство" Руси Золотой Орде.

Но, как уже отмечалось, набег Тохтамыша на Москву через два года после Куликовской битвы вроде бы категорически противоречит предлагаемому пониманию исторической ситуации. И господствует представление, что этот набег был своего рода местью за поражение Мамая и актом восстановления якобы утраченной Золотой Ордой власти над Русью, хотя два описанных выше русских посольства к Тохтамышу -- осенью 1380 года, сразу после битвы, и в начале 1381 года, после окончательного разгрома Мамая самим Тохтамышем -- свидетельствуют, что Москва вовсе не имела намерения разорвать свои вассальные отношения с Золотой Ордой.

Стоит в связи с этим сказать, что сам поэтический образ Куликовской битвы в "Сказании о Мамаевом побоище" представляет ее как грандиозное, прямо-таки "геологическое" потрясение. Накануне битвы -- воистину прекрасное природное бытие: "...осень же бе тогда долга, и днем летним еще сияющим и теплота бысть и тихость"; однако на рассвете 8 сентября "земля гремит, а ту грозу подает на восток до моря, на запад же паки до Дуная. Поле же то Куликово пригибающися, вострепета лузи (луга) и болота, реки и езера из мест своих выступиша.." Слово здесь как бы само по себе воплотило осознание великого значения битвы...

Господствующее представление о Куликовской битве, в сущности, сводит ее к "внутреннему" конфликту в Золотой Орде: одно из входивших в эту Монгольскую империю государственных образований "взбунтовалось" против верховной власти.. На деле же, как я стремился показать, Русь в 1380 году выступила против, в полном смысле слова, всемирной силы, в которой объединились воля авангарда тогдашнего Запада и мощь азиатского воинства. И Куликовская битва явилась непосредственным выходом Московской Руси на мировую арену и победоносным ее утверждением во всемирной истории -- о чем, в частности, осязаемо свидетельствуют отзвуки этой битвы на громадном евроазиатском пространстве от Гамбурга до Шираза (о чем есть точные сведения). Этот истинный смысл сражения на Непрядве всегда так или иначе присутствовал в национальном сознании, но начиная с XVIII века историки, находившиеся под своего рода излучением западной идеологии, затемняют его, толкуя великую битву как попытку свержения азиатской золотоордынской власти, к тому же не достигшую своей цели попытку.

И лишь при Дмитрии Донском титул "великий князь Московский" стал первостепенным, главным (идентичным титулу "великий князь всея Руси"). Поэтому следует признать, что Владимир так или иначе был "престольным городом" Руси в течение более двухсот лет, а Москва окончательно обрела статус столицы после Куликовской битвы. Смысл перемещения центра Руси из Владимира в Москву нуждается в особом изучении; возможно, город на Клязьме предстал -- в свете геополитической ситуации XIV века -- как расположенный восточнее, чем было необходимо для столицы.

Вместе с тем Иван Калита с 1332 года являлся -- несмотря на то, что пребывал в Москве, а не во Владимире -- правителем "всея Руси". Как четко сформулировала летопись, "седе князь великий Иван Даниловичь на великом княжении всеа Руси, и бысть оттоле тишина велика на 40 лет". Поскольку князем "всея Руси" Иван Калита стал в 1332 году, "тишина" (то есть мир) на Руси установилась, если быть вполне точным, не на 40, а на 42 года,-- до, пользуясь выразительным летописным словом, розмирия с Мамаем, которое началось в 1374 году и о котором подробно говорилось выше (война с Мамаем, как мы видели, вовсе не являлась войной с Золотой Ордой).

Начиная с Ивана Калиты потомки Александра Невского правили "всею Русью" более чем четверть тысячелетия, до 1398 года,-- и среди них внук Ивана Калиты, Дмитрий Донской, и правнук последнего -- Иван III Великий, и это наследование, как представляется, имело исключительно существенное значение.

Я имею в виду отнюдь не "наследственность" в биологическом, или, точнее, антропологическом смысле, но продолжение государственной деятельности прямого предка правителей Руси XIV-- XVI веков. Внуки, правнуки и т. д. Александра Невского, без сомнения, так или иначе соизмеряли все свои действия с его политической волей в отношении и Монгольской империи, и католического Запада, что воплотилось и в кровавой Куликовской битве 1380 года, и в бескровном отвержении Иваном III зависимости от хана Ахмата в 1480 году,-- после чего, говоря уже цитированными словами отнюдь не являвшегося "поклонником" Руси Карла Маркса, "изумленная Европа... была ошеломлена внезапным появлением на ее восточных границах огромной империи..."

куликовский битва русь

Куликовская битва – это судьбоносное событие в российской истории, которое произошло 8 сентября 1380 года. Итогом сражения стал разгром Золотой Орды, возглавляемой Мамаем. Другое название сражения - Мамаево или Донское побоище.

С начала XII века княжества на Руси жили во вражде. Разрозненное, слабое из-за внутренних распрей государство не смогло оказать сопротивление татаро-монгольскому нашествию. В результате нападения Русь потеряла свою экономическую независимость на двести сорок лет.

После установления власти Золотой Орды русские князья должны были получать ярлыки на правление у ханов Золотой Орды, а княжество Владимирское стало обладать особым статусом. Оно служило “великим столом”. Владимирскому князю ордынцы дали право судить князей других русских княжеств.

Русь должна была каждый год уплачивать своим завоевателям дань, которая состояла не только из денег, но и продовольственных и ремесленных товаров. Ежегодно также собирались подати на подарки Хану и его приближенным. Развитие Руси резко замедлилось, города и села опустошались, сельское хозяйство уничтожалось.

Со временем экономика восстанавливалась, торговля и ремесленничество стали возвращаться к привычным темпам своего развития. Националистические настроения возрастали, а с ними исчезали территориальные, духовные и культурные деления. Наиболее сильными княжествам во времена главенства ордынского ига оставались:

  • Московское;
  • Суздальское;
  • Рязанское;
  • Тверское;
  • Нижегородское.

Обратите внимание! Москва стала центром объединения русских княжеств. Этому способствовало сразу несколько факторов: центральное расположение, высокий уровень развития ремесла и сельского хозяйства.

Причины начала противостояния

Татаро-монгольское иго пыталось препятствовать росту национального самосознания на Руси. Наблюдая сплочение русских князей, Мамай пытается поссорить их и наказать московского князя Дмитрия за непокорность.

Он захотел лишить его владимирского престола, передав титул князю Твери Михаилу. Дмитрий не принимает указ Мамая и начинает концентрировать вокруг себя войско, способное отбить поработителей.

Русские князья начали понимать, что их сила в единстве. С каждой новой победой в бою над татаро-монголами у восточных славян рассеивалась вера в их непобедимость и исключительность.

Когда княжество Московское отказалось платить дань, Мамай собрал свое войско и отправился в Москву. Князь считал, что имеет право не выплачивать дань, так как Мамай пришел к власти не совсем законным путем. Дмитрий созвал своих сторонников на съезд в Переславль-Залесский.

Дмитрий начал собирать других князей, чтобы объединиться против общего врага. На помощь были отправлены войска со всего Северо-Востока Руси: Смоленска, Твери, Суздаля. Войска формировались из людей различных социальных классов: ремесленников, горожан, крестьян.

Вооружение русского воина состояло из:

  • сабли;
  • копья;
  • лука.

Важно знать! Многие ошибочно считают, что русские воины вели сражение под черным знаменем. На самом же деле в летописях говорится, что знамя было не черным, а чермным, то есть красным.

Участники Куликовской битвы

Историки расходятся во мнении о количестве воинов, принимавших участие в битве. Большинство исследователей считает, что на стороне татаро-монголов было значительное численное превосходство.

Приблизительное количество русских воинов составляло от 50 000 до 150 000 человек, а со стороны Орды от 60 000 до 200 000 сражавшихся. К Москве также присоединились силы, контролируемые княжеством Литовским.

Мамай, понимая, что его войско сильно ослабло после боев с русскими дружинами, нанял на свою сторону жителей Кавказа и Поволжья, к ним также присоединились союзники из Великого княжества Литовского, возглавляемым Ягайло. Последние примкнули на сторону Орды из-за своего интереса к западным русским территориям. К тому же они боялись нового подъема в развитии Руси. Против Москвы на сторону Орды перешел и Олег Рязанский. Национальный состав армии Мамая был разнообразный, в нее также входили:

  • фряги;
  • черемисы;
  • черкесы;
  • адыгские народы;
  • кабардинцы;
  • генуэзские наемники.

Дмитрий Иванович понимал серьезную опасность этого объединения. Из-за грамотно выстроенной стратегии русские князья не позволили соединиться вражеским войскам.

Стратегия Дмитрия Ивановича была очень рискованной. Он пересек реку Оку, а затем южный берег Дона и разрушил переправу. При таком маневре татары не смогли бы выбрать тактику окружения, но главный минус этой стратегии – русским войскам было некуда отступать в случае поражения. В городах Руси стратегия перехода Оки была расценена как очень опасная, многие считали ее добровольным походом на смерть. Но план оказался эффективным и принес русским князьям победу.

Сражение произошло 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, в междуречье рек Дона и Непрядвы. Жестокий, кровопролитный бой длился в течение трех часов.

Полезное видео: Куликовская битва

Описание Куликовской битвы

Из-за того, что утро было особенно туманным, битва началась лишь в 12 часов пополудни. После схваток передовых пехотинцев, состоялся поединок между татарином Челубеем и русским воином Александром Пересветом. В результате поединка оба воина погибли, но Пересвет смог выбить своего соперника из седла.

Возглавлявший полк князь Дмитрий Иванович во время ожесточенного сражения был одет в обычный ратник и вдохновлял русских воинов своей отвагой и бесстрашием. Он поменялся одеждой с боярином М.Бренко, который в ходе боя был убит. В начале боя ордынцы одерживали верх: они смогли разгромить весь передовой отряд русских войск. Особые потери понесли дружинники. Татары пытались зайти в тыл к русским войскам и окружить их.

Внезапно засадная конница князя Серпуховского нанесла подданным Орды удар в спину, тем самым загнав конных татар в реку и уничтожив их. Удар с тыла стал решающим. Следом на ней в наступление кинулась русская конница из резерва. Такая военная хитрость позволила восточным славянам переломить ход сражения.

Мамай по монгольскому обычаю смотрел на сражение издали, с Красного холма. Когда перевес сил окончательно закрепился за русскими войсками, он пустился в бегство вместе с остатками своего войска. Славянские воины догоняли татаро-монголов за многие километры от Куликова поля и добивали воинов Мамая.

В ходе сражения Дмитрий Иванович был ранен и найден в лесу под срубленной березой без сознания. После битвы трупы людей собирали на протяжении 8 дней. Потери русских были ошеломляющими – половина войска. На месте битвы в память о погибших была воздвигнута церковь. До настоящего времени святыня не сохранилась.

Важно знать! В войсках восточных славян среди знатного сословия потери составили более 60%.
Войско Мамая лишилось около 70% своих воинов. Основные потери подданные Золотой Орды понесли, когда русские воины догоняли их после разгрома вдали от Куликова поля.

Цели Куликовской битвы

После сражения великий князь побывал в казачьем городке Сиротин. В этом месте ему подарили икону Божьей Матери, которая впоследствии стала святыней в Российской империи. К ней обращались с мольбой о помощи, когда возникала опасность кровопролитной войны.

Итог сражения

После победы над Золотой Ордой князь Дмитрий получил прозвище Донской, а Владимира стали величать Храбрым. Мамай пытался собрать воинов для реваншного боя, но не успел, и был разгромлен новым повелителем Золотой Орды.

Битва не была решающей и не освободила русских людей от татаро-монгольских захватчиков .

После разгрома Золотой Орды в 1380 г., власть получил хан Тохтамыш, который через два года поджег Москву.

Еще на протяжении 100 лет Орда регулярно совершала набеги на Русь и заставляла платить дань (но уже в значительно меньшем размере). После сражения самостоятельность московских князей усилилась.

Было совершено еще множество кровопролитных боев, пока русский народ наконец обрел независимость. Датой освобождения от монгольского ига официально принято считать 1480 год.

Полезное видео: историческое значение куликовской битвы

Изучение поля битвы

Первым историком и археологом, который начал изучать место великого сражения, был С.Д. Нечаев.

Сведения об эпохальном сражении историки собирают на основе четырех основных древнерусских летописей, где в той или иной мере есть пересказ событий тех дней:

  1. “Краткая летописная повесть о Куликовской битве”. Была составлена неизвестным писателем. Считается самым ранним и наиболее надежным источником описания сражения.
  2. “Задонщина”. Точная дата написания произведения неизвестна.
  3. “Житие Сергия Радонежского”. В книге есть частичное описание битвы.
  4. “Сказание о Мамаевом побоище” (наиболее объемный из сохранившихся документов).

На месте поля битвы сейчас расположен исторический музей, двери которого открыты для посетителей.

Заключение

Величайшая победа дружины Дмитрия Ивановича является ключевой в истории из-за того что она придала уверенности русским войскам в возможности избавления от векового гнета. Именно Куликовская битва стала переломным моментом этого отрезка истории и пошатнула слепую уверенность в непобедимости врага.

Однако существует и другое мнение о Куликовской битве и ее значении. Некоторые историки склонны считать, что данное сражение мало отличается от других, что это лишь один из множества военных эпизодов, которые предопределили возрождение Руси и ослабление врага. Русская православная церковь считает сражение победой христианской Руси над мусульманами.

Куликовская битва – сражение между войсками Дмитрия Донского и Мамая, произошедшее 8 сентября 1380 года на Куликовом поле. В современной России это поле расположено на территории Тульской области . Этой битве предшествовала битва на реке Воже (1378 год). В этой статье событие битва кратко рассматривается с разных точек зрения.

Предпосылки Куликовской битвы

Во второй половине 13 века шло усиление Руси. Параллельно с этим темник Мамай в Золотой Орде также усиливался, причем его усилению частично способствовали русские князья, победив Тагая и Булат-Тимура – золотоордынских князей, которые выступали против Мамая.

В 1371 году от Мамая ярлык на княжение получил Михаил Александрович, князь Тверской. Однако Дмитрий Иванович, князь Московский, в будущем известный как Донской, отказался передавать власть. В 1374 он отказался выплачивать дань Орде и собрал съезд князей-сторонников своей политики в Переславль-Залесском.

Ответом со стороны Орды стало разорение Новосильского княжества ханом Арапшой в 1376 году. В 1377 году он же разгромил русские войска в битве на реке Пьяне . Позже он разорил Нижегородское и Рязанское княжества.

В 1378 году между войсками князя Дмитрия Ивановича и темника Мамая произошла битва, известная в истории как битва на реке Воже. Войска князя Дмитрия разбили войска мурзы Бегича, который возглавлял войско ордынцев.

Оценка сил сторон

Существуют разные оценки количества войск с каждой из сторон. Наиболее известные оценки приведены в этой таблице. Однако в истории есть большая разница между оценками.

Численность русских воинов

Численность татаро-монгольских воинов

Участники Куликовской битвы

Состав участников битвы также не определен точно, так как различные источники в истории указывают на различные княжества, присылавшие войска на помощь Дмитрию Донскому. В составе русского войска, по разным источникам, сражались воины из княжеств:

  1. московского
  2. серпуховского
  3. белозерского
  4. ярославского
  5. ростовского
  6. тверского
  7. новгородских земель
  8. суздальского
  9. рязанского
  10. пронского
  11. вяземского
  12. владимиркого
  13. коломенского
  14. псковского
  15. брянского
  16. смоленского

А также из небольших уделов в составе Великого Литовского княжества:

  1. друцкого
  2. дорогобужского
  3. новосильского
  4. тарусского
  5. оболенского
  6. полоцкого
  7. стародубского
  8. трубчевского.

Относительно состава войска Мамая в истории также нет согласия. По некоторым данным, в войске Мамая было множество наемников. В этом войске, по разным данным, присутствовали:

  1. татары
  2. монголы
  3. половцы
  4. армяне
  5. фрязы (выходцы из Италии)
  6. черкесы
  7. буртасы (объединение племен на Волге)
  8. литовцы
  9. поляки
  10. рязанцы (!)
  11. наемники-мусульмане.

Место битвы

Летописный источник указывает, что битва происходила “на Дону близ Непрядвы”. Однако тщательное изучение всех возможных мест этой важнейшей в истории битвы не дало указание на точное место этого сражения. Во всех изученных местах не обнаружено останков тел павших воинов, а остатки оружия, брони, нательных крестов и пр. были обнаружены в очень небольшом количестве (не более 100 предметов). Однако некоторые предметы, которые могли быть использованы воинами, были обнаружены в окрестностях предполагаемых места битвы, но не на этих местах.

Кроме того, неподалеку от места битвы в разное время были другие сражения, хоть и меньшие по масштабу. Эти сражения происходили в 1542, 1571, 1607, 1659 годах. Поэтому нахождение останков оружия, брони и пр. может не указывать на место битвы.

Более того, многие предметы, найденные археологами на этой территории, могли быть сделаны даже в 17 веке, поэтому говорить о том, что найдено место легендарной битвы, пока рано.

Русские войска были поделены на пять полков : большой полк стоял в центре, полки правой и левой руки стояли на флангах, сторожевой полк стоял впереди большого, засадный полк стоял, по разным данным, левее полка левой руки или правее полка правой руки. Неизвестно количество пеших и конных воинов ни в одном из полков.

Построение войск Мамая остается спорным вопросом. Однако считается, что это войско было разделено на три отряда и выстрено в линию перед русским войском либо было поделено на три отряда – авангард, центр и арьегард.

Сама битва началась около полудня: на поле был туман, который не позволял начать сражение.

Перед боем был поединок Пересвета и Челубея, в результате которого оба погибли. Некоторые историки считают, что этого поединка на самом деле не было.

Ход битвы начался в центре. Татаро-монголы заставили отступить полк левой руки, его отступление создало угрозу для атаки в тыл Большого полка. Однако в это время Засадный полк атаковал тыл войск Мамая, поэтому его войска были смяты и обращены в бегство. В это же время, по некоторым данным, полк правой руки окружил войско Мамая, что довершило разгром . Кавалерия была загнана в реку и уничтожена.

Преследование татаро-монголов продолжалось около 50 верст (около 53.3 км), после чего, по одним данным, русские войска прекратили преследование, по другим – столкнулись с литовским войском князя Ягайло и отступили после сражения с ним.

Потери

Источники тех лет сообщают, что русские войска потеряли более 500 бояр, потери рядовых воинов не уточняются – “без счета”. Дружинники потеряли 253 тыс. человек, осталось 50 тыс. Потери Мамая, согласно тем же источникам, составляют 800 тысяч, но есть оценка в 1.5 млн (!) погибших ордынцев.

Согласно современным источникам, потери русского войска составляют, по данным историка Разина 25-30 тыс, по данным историка Кирпичникова примерно 5-8 тыс рядовых воинов и около 800 бояр. Есть версия, согласно которой воины князя Ягайло добивали раненых русских воинов в обозах. Убитых в битве хоронили с 9 по 16 сентября.

Политические последствия

Куликовская битва и ее значение таковы: русские княжества освободились от ордынского владычества на два года. В 1382 году хан Тохтамыш вернул русские княжества под власть Орды. Итог Мамая таков: он бежал с остатками войска в Крым, но был убит Тохтамышем в 1380 году. Один наследник его части Золотой Орды был убит, других конкурентов для Тохтамыша не было.

Есть мнение, согласно которому Куликовскую битву выиграл именно Тохтамыш. Он победил Мамая, который фактически возглавлял часть Орды и объединил всю орду под своей властью. Также он заставил русские княжества платить дань, что не делалось с 1374 года. По сути, два врага Тохтамыша ослабли, а после сражения он разбил их поодиночке. Также ее значение для русских княжеств состояло в том, что они получили опыт объединения , поэтому они под правлением московских князей стали грозной силой в борьбе с правлением ордынцев.