Болезни Военный билет Призыв

Деятельность человека и её основные формы. « Назначение человека в разумной деятельности». Аристотель. (ЕГЭ обществознание). Правила, защищающие природу

1

Осознание насущных проблем современным человеком ведет к формированию его нового мировоззрения, что имеет социальные и духовные предпосылки, которые зависят от общей культуры и образованности самого человека, от способности социума раскрыть творческие возможности своих граждан.

На становление нового мышления, в поиске новой системы ценностей огромное влияние оказывают идеи академика Владимира Ивановича Вернадского о ноосфере (в переводе с греч. - сфера разума), о единении человека и природы, их совместного, взаимосвязанного развития.

Разумная деятельность человека становится главным фактором, что определяет развитие ноосферы. По мнению В.И.Вернадского, ноосфера представляет новое геологическое состояние биосферы, которое характеризуется тем, что "научная человеческая мысль мощно изменяет природу. Созданная на протяжении геологического времени, уравновешенная биосфера начинает все сильнее и глубже изменяться под влиянием научной мысли человечества".

Целью нашего исследования стала разумная деятельность человека, как решающий фактор развития социума на современном этапе.

Современный человек живет в условиях качественно нового эволюционного скачка всего комплекса его энергоинформационных взаимодействий с окружающим пространством, средой обитания.

Человеческий разум не так уж наивен, чтобы не осознавать и предвидеть последствий от происходящих вокруг него явлений и событий.

Информационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии стремительно вошли в наш мир и сознание, тогда как в науку - новая терминология, понятийный аппарат, например, виртуальная реальность, наномир, нанооружие, нанокультура и др.

Доказано, что энергией и объектами наномира можно управлять при помощи информации, переданной этим объектам. Нанопрограммирование процессов и свойств дает возможность изменять любые процессы и именно через мысль (информацию) человек может научиться управлять, прежде всего собственным состоянием, а также процессами, происходящими в социуме, природе. Отличие виртуальной реальности от реальности заключается в возможности человека осознанно, а значит, запланировано изменять фундаментальные основы бытия, пространства и времени не только с помощью компьютерных систем, но и используя биоинформационные технологии данных человеку, то есть сознания, сверхсознания.

Говоря словами В.И. Вернадского (которые актуальны и сегодня) "только общество, состоящее из людей с новым мировоззрением, будет способно развиваться устойчиво". Здесь необходимо добавить, что только с новым мировоззрением и развитыми способностями, данными изначально каждому человеку природой, для применения их в различных сферах его деятельности, являются необходимыми условиями для существования индивидуума, не просто, в качестве, активного внутреннего наблюдателя, но и бытьм действующий элементом системы. И. Вернадский был первым, кто связал эволюцию живого вещества и эволюцию окружающей среды со всем разнообразием взаимодействующих механизмов.

Таким образом, ноосфера - это новое, эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития, так как современная наук под ноосферой понимает планетарное и космическое пространство (природная среда), которая преобразуется и управляется человеческим разумом, гарантирующим всестороннее прогрессивное развитие человечества.

Работа представлена на III научную международную конференцию «"ЧЕЛОВЕК И НООСФЕРА" Научное наследие В.И.Вернадского. Глобальные проблемы современной цивилизации», Италия, о. Сицилия, 15-22 июля 2007. Поступила в редакцию 15.06.2007.

Библиографическая ссылка

Задоя Е.С. РАЗУМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА - РЕШАЮЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИУМА // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 10. – С. 126-126;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=4555 (дата обращения: 01.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В Конституции Российской Федерации записано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории. Что означают слова о том, что земля и другие природные ресурсы - основа жизни человека?

Природные условия и хозяйство человека

Жизнь восточных славян, их соседейтысячу лет назад была неразрывно связана с природными условиями Восточной Европы. Люди занимались земледелием (выращивали рожь, ячмень, пшеницу, овёс, горох, лён и др.), скотоводством (разводили лошадей, коров, овец, свиней), охотой, рыболовством и бортничеством. Работали ремесленники: кузнецы производили из железа орудия труда и оружие, гончары - посуду из глины, ювелиры - украшения из благородных металлов. Из дерева строили дома и хозяйственные постройки.

В дальнейшем хозяйство развивалось. Были освоены обширные пространства земли на Севере, в Поволжье, в Черноземье. Появились новые сельскохозяйственные культуры, росло поголовье скота.

Леса, где можно было заготавливать древесину, собирать грибы и ягоды, поля и луга, на которых можно было выращивать хлеб и пасти скот, руда, из которой можно было плавить железо, глина для изготовления посуды, дикие звери, мясо которых употребляли в пищу, пчёлы, дававшие мёд, - всё это условия, без которых жизнь людей была невозможна. Особое значение имели реки и озёра: они были не только источником рыбных ресурсов, но и водными путями, которые соединяли различные земли, благоприятствовали развитию торговых связей между народами.

Природа нуждается в охране

Охрана природы направлена на сохранение природных богатств, предотвращение вредного воздействия на неё хозяйственной и иной деятельности людей. Необходимо осуществлять разумное (неистощительное) использование природных ресурсов {природопользование), их воспроизводство. В результате должно быть спасено многообразие видов животных и растений на нашей планете, защищены водные ресурсы, атмосферный воздух, т. е. важнейшие условия жизни человечества.

Охраной природы занимаются государственные и местные органы власти, промышленные предприятия, общественные организации, отдельные граждане.

Государство издаёт законы, направленные на охрану природы. В 2002 г. вступил в силу закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды». В нём записано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия в результате как чрезвычайных природных ситуаций, так и деятельности человека.

Закон закрепляет права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Это означает, что местные руководители, хозяйственники, специалисты, обнаружившие, например, загрязнение водоёма ядами или болезнетворными микробами или сильное загрязнение воздуха вредными газами, обязаны не скрывать правду, а немедленно предупредить об этом население. Подумай, почему валено предупредить людей об опасных изменениях окружающей среды.

Рассмотри рисунки. Что означает право граждан на защиту среды, в которой они живут? Приведи примеры неразумной хозяйственной деятельности, ухудшающей окружающую среду; катастрофических природных явлений (землетрясений, наводнений и т. п.); аварий машин и механизмов, разрушительно воздействующих на природу.

Правила, защищающие природу

Охране подлежат, во-первых, земля, её недра, почва. Во-вторых, поверхностные и подземные воды. В-третьих, леса и иная растительность, животные и другие организмы. В-четвёртых, атмосферный воздух и околоземное космическое пространство.

Государство устанавливает правила, защищающие природу. К ним относятся:

  • правила охраны окружающей среды при производстве строительных, промышленных, сельскохозяйственных, научных работ;
  • правила производства, перевозки, хранения, захоронения опасных веществ;
  • правила безопасности при обращении с ядовитыми веществами и микроорганизмами;
  • ветеринарные правила и правила, установленные для борьбы с болезнями и вредителями растений;
  • правила охраны и использования недр;
  • правила охраны рыбных запасов.

За нарушение этих правил государство наказывает штрафами или может даже лишить свободы на срок от 2,5 до 8 лет.

Ты уже знаешь о лесных пожарах, охвативших в 2010 г. обширные территории во многих районах нашей страны. Они уничтожали не только растительность, но и жилые дома, расположенные близко к лесным массивам. Несколько месяцев пожарные с риском для жизни боролись с огнём. А причиной возгорания нередко были брошенный кем-то в сухую траву окурок, не погашенный туристами костёр и даже умышленный поджог. Закон предусматривает наказание за неосторожное обращение с огнём, ставшее причиной лесного пожара, в виде больших штрафов или лишения свободы сроком до 2 лет, а за поджог злоумышленник может получить до 8 лет лишения свободы.

Закон устанавливает, что предприятие, организация или отдельные люди, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить нанесённый ущерб.

Для сохранения и изучения природных явлений, отдельных видов растений и животных, уникальных экологических систем созданы государственные природные заповедники. На их территории земля, воды, недра, растительный и животный мир, имеющие значение как образцы естественной среды, изымаются из хозяйственного использования. В заповедниках устанавливается строгий природоохранный режим и запрещается любая деятельность, ему противоречащая. Создание заповедников позволяет сохранить биологическое разнообразие и поддерживать в естественном состоянии природу охраняемых территорий. В биосферных заповедниках ведутся научные исследования по единой международной программе.

Национальные парки - территории, на которых охраняются уникальные объекты природы. В них, в отличие от заповедников, допускаются для отдыха посетители.

Рассмотри карту нашей страны. Найди на ней заповедники и национальные парки. Есть ли в области, республике, крае, где ты живёшь, государственные заповедники или национальные парки? Назови их.

В 2010 г. Правительство России наметило существенное расширение 10 заповедников и 2 национальных парков, планируется также создать за 10 лет 10 новых заповедников и 10 национальных парков.

Рассмотри рисунки и сформулируй правила, за нарушение которых следует наказание.

Выполнение закона контролируют государственные инспекторы в области охраны окружающей среды. Они имеют право проверять соблюдение установленных правил предприятиями, организациями, отдельными людьми и обязаны выявлять и пресекать нарушение законодательства. Наряду с государственным осуществляется и общественный контроль в области охраны окружающей среды. Его ведут общественные добровольные объединения и отдельные граждане.

Что может сделать гражданин для защиты природы?

Каждый гражданин Российской Федерации может:

  • создавать или вступать в общественные организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
  • принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, сборе подписей под петициями по вопросам охраны окружающей среды;
  • оказывать содействие органам власти в решении вопросов охраны природы;
  • обращаться в органы власти и иные организации с заявлениями, касающимися охраны окружающей среды;
  • участвовать в природоохранительной деятельности.

    Путешествие в прошлое
    В 1960 г. преподавателями и студентами биолого-почвенного факультета Московского государственного университета была организована дружина по охране природы. В 1979 г. в Иркутской области был проведён молодёжный поход под девизом «Малым рекам - полноводье и чистоту!». В 1989 г. было создано общество «Зелёное движение». К началу 1991 г. возникло движение дружин по охране природы, объединившее по всей стране более 100 организаций, в деятельности которых принимало участие более 5000 человек. Возникли и многие другие объединения: студенческие экологические отряды, трудовые объединения школьников, десанты, дружины, агитбригады, школьные лесничества, экологические клубы. Они повели борьбу с браконьерством (с незаконными порубками леса, охотой, рыбной ловлей, наносящими большой вред природе), требовали от государственных органов пресечения действий, причиняющих вред природе, проводили экологические субботники, занимались очисткой малых рек, лесопосадками и другими полезными делами.

    Выясни, какие экологические объединения существуют в наши дни.

    Необходимо сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Охранять природу - значит охранять Родину.

Охрана окружающей среды - задача первостепенной важности не только для нашей страны, но и для всего мира. Поэтому Российская Федерация, осуществляя природоохранную деятельность, сотрудничает с другими государствами, с международными организациями.

Проверим себя

  1. Почему необходима активная деятельность по охране природы?
  2. Почему земля и другие природные ресурсы оцениваются как основа жизни народов?
  3. Что делает государство для охраны окружающей среды?
  4. Какие наказания устанавливает закон для тех, кто наносит вред природе?
  5. Что могут делать общественные организации и граждане для охраны природы?

В классе и дома

  1. Сделай полезное дело: вырасти растение, покорми зимующих птиц.
  2. Подготовь фотовыставку на экологическую тему, создай экологическую газету или альбом, плакат «Береги природу!».
  3. Статья 58 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Как ты понимаешь свою роль в выполнении этой обязанности?
  4. Пользуясь дополнительными источниками информации, подготовь сообщение о международных соглашениях, направленных на защиту окружающей среды.

Учимся беречь природу

Вспомни три главных правила экологической морали. Старайся своим поведением принести пользу в деле охраны и защиты природы. Вот несколько конкретных пожеланий:

  1. проявляй интерес к информации о состоянии окружающей среды в районе, где ты живёшь;
  2. посмотри внимательно, как живут растения в твоём доме, на школьном дворе, на улице (может быть, их нужно полить, разрыхлить почву, удобрить);
  3. помоги бездомным животным, они ведь тоже имеют право на жизнь;
  4. сообщи старшим, если заметил какую-либо экологическую опасность, позвони в Службу спасения;
  5. помоги общественным организациям в улучшении окружающей среды: в очистке территории, помощи животным в зимнее время, уходе за растениями и животными школьного биологического кабинета; прими участие в создании экологических троп парка вашего города.

Практикум

Подготовь вместе с друзьями три плаката.

  1. «Мы любим наш край». Размести на плакате материал (фотографии, открытки, рисунки, в том числе и свои) о самых замечательных уголках края, памятниках природы, особоохра-няемых территориях. Не забудь о животных, обитающих на территории края. Не стремись охватить всё сразу, отбери наиболее яркие примеры. Посоветуйся с учителями географии и истории.
  2. «Мы губим наш край». Собери материал об экологическом неблагополучии края, к которому привели необдуманные действия людей, - всех этих свалках, помойках, загрязнении земли, водоёмов, рукотворных пожарах, незаконных вырубках и о браконьерах, истребляющих животных. Советуем просмотреть подшивки местных газет, заглянуть в Интернет - найдёшь много нужного. Советуем побывать с друзьями в разных неблагополучных местах, сфотографировать, зарисовать их. И опять же - не стремись охватить всё сразу.
  3. «Отдаём долги природе». Здесь следует показать хотя бы частичку того, что делается в крае для защиты природы, восстановления лесов, земли, животного мира. Расскажи о деятельности государственных органов, местных общественных организаций, о тех людях, кто охраняет и восстанавливает природные богатства.

Назначение человека – в разумной деятельности.

Выбранное мною для рассмотрения высказывание древнегреческого мыслителя Аристотеля относится к философии. В нем автор поднимает проблему назначения человека в мире. Данная проблема является актуальной благодаря тому, что люди постоянно действуют, изменяют себя и окружающий мир. Смысл высказывания состоит в том, что деятельность – основа существования человека. Нельзя не согласиться с Аристотелем, так как без деятельности невозможна жизнь человека.

Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, заключающийся в подчинении его целям человека.

Учёные выделяют четыре основных вида деятельности: учение, общение, игру, труд. Объект – это то, на что она направлена, а субъект – тот, кто её осуществляет. Деятельность присуща только человеку, она отличается от активности животных осознанностью и целенаправленностью. Структура деятельности такова: мотив, цель, методы и средства, процесс и результат (продукт). Мотивом называют побудительную причину. В качестве неё могут выступать идеалы, потребности, эмоции и влечения, социальные установки, убеждения и интересы. Деятельность помогает человеку реализовать себя как личность, добиться общественного признания. Также она позволяет преобразовывать окружающую действительность.

Существует два вида деятельности: практическая (материально-производственная, социально-преобразовательная) и духовная (учебно-познавательная, научная, ценностно-ориентировочная, творческая и прогностическая).

Приведу примеры из собственного опыта. Сейчас я хожу в среднеобразовательную школу, получаю там образование, необходимое для поступления в институт. В будущем я хочу стать экономистом, это моя цель, а посещение школы – деятельность. Без учёбы я бы не смогла реализовать себя в обществе.

Вспомним героя романа И. А. Гончарова «Обломов». Илья Ильич большую часть жизни провел, лёжа на диване, то есть без какой-либо деятельности. Это привело к смерти героя. В его жизни не было целей, он не смог влиться в социальную сферу.

Таким образом, справедлив вывод: человек создан для труда.

Обновлено: 2018-03-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Вариант 1

    Одним из проявлений экологической проблемы является

    бедность людей в Южном полушарии; 2) наличие ядерного оружия;

    рост народонаселения; 4) истощение природных ресурсов.

    Нравственное отношение к природе определяется

    принципом господства над природой;

    принципом отделения деятельности людей от природы;

    принципом сотрудничества с природой;

    равнодушием к экологическим нарушениям.

    Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?

А) глобальные проблемы – результат деятельности человека;

Б) решение глобальных проблем является общечеловеческой задачей.

4. Отношения между социальными группами относятся к

1) политической сфере; 2) социальной сфере; 3) экономической сфере; 4) духовной сфере.

5. Правительство страны приняло решение об учреждении нового театра. Взаимосвязь каких сфер общества представлена в примере?

1) политической и социальной; 2) политической и экономической

3) политической и духовной 4) социальной и духовной.

6. Верны ли следующие суждения об экономической сфере?

А) экономическая сфера охватывает отношения людей на производстве;

Б) экономическая сфера – основа жизнедеятельности людей.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

7. Важной социальной чертой человека является

1) общительность 2) прямохождение 3) наличие активности 4) работа внутренних органов.

8. Алёна 13 лет посещает курсы английского языка, занимается в студии бального танца. Это характеризует её как

1) ученицу 2) личность 3) дочь 4) индивида.

9. Верны ли следующие суждения о социализации?

А) социализация завершается с окончанием школы;

Б) школа активно участвует в социализации подростков.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

10. Какой из приведенных признаков характеризует обществ?

1) постоянное развитие 2) многообразие проявлений живой природы

3) способы осуществления власти 4) изолированные индивиды.

11. В стране Z наблюдается упадок, возврат к прежним формам общественного устройства. Это явление называется

1) кризисом 2) возрождением 3) регрессом 4) прогрессом.

12. Верны ли следующие суждения о социальных революциях?

А) в результате революции может меняться политический и общественный строй;

Б) революция – это социальный взрыв, массовый протест.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

13. В ходе обсуждения ученики выяснили значение социальных норм в жизни общества. Сравните формы социальных норм - нормы – дозволения и нормы-запрета. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) разрешение человеку поступать определенным образом;

2) регулирование отношений между людьми;

3) требование жёстких санкций за неисполнение нормы;

4) сохранение целостности общества.

Черты сходства

Черты отличия

14. Установите соответствие между характеристиками и типом общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТИП ОБЩЕСТВА
А) ориентация на особую роль знаний 1) аграрное

Б) развитие заводов и фабрик 2) индустриальное

В) ориентация на традиции 3) постиндустриальное

Г) особая роль информации

Д) рост численности городского населения

15.

(А) Личностью является конкретный человек как носитель сознания. (Б) Очевидно, что формирование сознания длительный процесс. (В) С появлением признаков сознания начинают складываться черты личности.

    отражает(ют) факты

    выражает(ют) мнения

Ответ:

16

Государственные меры (51%)

Организации граждан (21 %)

Затруднились ответить (3%)

17.

Что такое общество? На этот вопрос даются самые разные ответы. Например, «человеческое общество есть реальная совокупность людей». Но это не есть определение общества, ибо оно не несёт никакой научной и теоретической нагрузки, не раскрывает сущность общества. Совокупностями людей могут быть любые группы людей: студенческие, рабочие, профессиональные, спортивные, политические и т. д. и т. п. Но совершенно ясно, что их нельзя назвать обществами в научном смысле слова.

Некоторые исследователи понятие общества применяют к животному и растительному миру. На мой взгляд, это ошибочное утверждение. Распространение понятия общества на растительный и животный мир может привести к исчезновению качественной разницы между человеком и органическим миром. А это абсолютно недопустимо, если хотим адекватно отражать реальную действительность. Нет общества без сознательной деятельности людей. Ни в растительном, ни в животном мире нет такой сознательной деятельности.

Общество возникло на определённом этапе эволюции природы. В его основе лежит труд, который носит коллективный, т. е. общественный, характер. В процессе совместного производства ценностей люди не могут не взаимодействовать, не могут не вступать в определённые производственные отношения (первобытный человек не мог охотиться в одиночку, нельзя производить в одиночку и современную сложнейшую технику).

В процессе совместной деятельности людей складываются определённые материальные и духовные отношения, без которых ни одно общество не может существовать. Поэтому общество ещё можно определить как совокупность материальных и духовных отношений. Конечно, данные отношения меняются на протяжении всего исторического процесса.

(Текст адаптирован по cm. М.Н. Марченко и др.)

18. Составьте план текста. Для этого выделите смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

19. Какие определения понятия «общество» приводит автор? Назовите три определения.

21. Назовите общее понятие для материальных и духовных отношений. С опорой на текст и знания из курса обществознания проиллюстрируйте конкретными примерами материальные и духовные отношения людей.

22. С опорой на личный социальный опыт и знания курса обществознания и истории докажите, что только взаимодействие людей рождает общественные отношения. Приведите три доказательства.

23. Почему важен научный анализ общества? С опорой на обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Проверочная работа по 1 главе «Личность и общество»

Вариант 2

    Деятельность людей, которая направлена на разумное использование и воспроизводство природных ресурсов называется

    добыча ископаемых 2) охрана природы 3) браконьерство 4) экологическое правонарушение.

    В результате лесного пожара выгорела деревня. Это пример

1)воздействия природы на общество 2) деятельности людей

3)взаимодействия природы и человека 4) глобальной экологической проблемы.

3 . Верны ли следующие суждения о проблеме «Север-Юг»?

А) богатые страны используют природные ресурсы бедных стран.

Б) бедные страны Южного полушария в ближайшее время не могут догнать развитые страны.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

4. Деятельность правительства, парламента, партий относится к

1) социальной сфере 2) экономической сфере 3) духовной сфере 4) политической сфере.

5. Предприниматель тратит часть прибыли на поддержку лицея. Взаимосвязь каких сфер общества представлена в примере?

1) политической и социальной 2) политической и экономической

3) экономической и духовой 4) экономической и социальной.

6. Верны ли следующие суждения о духовной сфере?

А) духовная сфера обеспечивает культурное развитие человека и общества.

Б) духовная сфера может существовать автономно от других сфер.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

7 . Формирование человека происходит под воздействием природы и общества. Это нашло отражение в том, что человек

1) биологический вид 2) биосоциальное существо 3) индивид 4)ученик.

8. Антон 12 лет занимается музыкой и хореографией, активен в школьной жизни. Это характеризует его как

1) личность 2) сына 3) индивидуальность 4) певца

9 . Верны ли следующие суждения о подростковом возрасте?

А) в подростковом возрасте главным для человека является общение со сверстниками.

Б) подросток не подчиняется влиянию старших.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

10. Исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей, взаимодействий и отношений между людьми является

1) окружающим миром 2) социальным институтом

3) обществом 4) территорией расселения людей.

11 . В стране Z большинство населения занято в сельском хозяйстве, господствуют традиции. Какой тип общества сложился в стране Z ?

1) аграрное общество 2) индустриальное общество

3) промышленное общество 4) постиндустриальное общество.

12. Верны ли следующие суждения о глобализации?

А) в наибольшей степени глобализация свойственна политической сфере.

Б) всё человечество рассматривает глобализацию как положительное явление.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

13 . В приведенном ниже списке казаны черты сходства и черты отличия революции и реформы. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) влияние на общественное развитие

2) участие широких народных масс

3) использование правовых механизмов для достижения цели

Черты сходства

Черты отличия

14. Установите соответствие между объектами и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ОБЪЕКТЫ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕНОЙ ЖИЗНИ

А) учреждения культуры 1. экономическая

Б) производство товаров и услуг 2. политическая

В) торговля 3. социальная

Г) деятельность парламента 4. Духовная

Д) семья

15. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.

(А) Глобальные проблемы исследуются многими естественными, техническими и общественными науками. (Б) Однако, глобальные проблемы представляют сложнейшую проблему. (В) Они воздействуют на каждого человека, на систему общества.

Определите, какое(ие) положение (я) тексты

    отражает(ют) факты

    выражает(ют) мнения

Запишите под каждой буквой, обозначающей положение, цифру, отражающую его характер.

Ответ:

16 . Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

1) Треть участников опроса считают, что личное участие граждан способно обеспечить охрану природы.

2) Половина участников опроса считают, что государственные меры наиболее эффективны.

3) Наибольшая часть участников опроса не видят возможности эффективной охраны природы.

4) Пятая часть участников опроса считают, что организации граждан в стране Z обеспечат охрану природы.

5) Наименьшая доля участников опроса не считают нужным охранять природу. 

Государственные меры (51%)

Организации граждан (21 %)

Личное участие граждан (15 %)

Нет необходимости охранять природу (10 %)

Затруднились ответить (3%)

17. Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

1) Государственные органы должны принимать меры для обеспечения охраны природных ресурсов в стране Z.

2) Среди граждан страны Z много равнодушных к проблемам экологии.

3) У граждан страны Z высокий уровень экологической культуры.

4) В стране Z граждане обращают серьёзное внимание на экологические проблемы и охрану природы.

5) В стране Z созданы экологические организации и граждане осведомлены об их деятельности.

Прочитайте текст и выполните задания 18-23

Определяющими факторами развития личности (её существенным основанием) являются не её природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые - взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения.

Понятие «личность» знаменует собой факт наиболее полного выделения человека из природы. В качестве личности человек относится к природе не как тело природы, а через призму социальных установок. Подчёркивается, что «индивидом рождаются, а личностью становятся». Появляясь на свет как индивид, человек «постепенно обретает особое социальное качество, становится личностью». Индивид с момента рождения постепенно включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застаёт уже готовой.

Дальнейшее развитие человека в обществе создаёт такое переплетение отношений, которое формирует его как личность. Происходит неизбежный, но довольно разный для каждого человека процесс социализации. В наиболее общем виде понятие социализации есть процесс объединения элементов социальной среды с индивидуальными началами личности с целью формирования у неё социальных и духовных качеств, способствующих её адаптации в обществе, с одной стороны, и воспроизводства личностью социальной среды - с другой.

(По А.Е. Озерову)

    Составьте план текста. Для этого выделите смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них

    Какие факторы формирования личности называет автор?

    Какое определение социализации дано в тексте? С опорой на знания обществоведческого курса назовите два любых агента социализации.

    Используя знания из обществоведческого курса, приведите три примера малых групп, которые в наибольшей степени влияют на социализацию подростка.

    По мнению ученых, важным для становления личности является выбор профессии. Назовите три позиции, которые нужно учитывать при выборе профессии.