Болезни Военный билет Призыв

Название первобытных людей таблица. Первобытное общество

Первобытное общество в таблицах и схемах

Первый этап в развитии человечества занимает в истории огромный период времени: с момента появления человека (более 2.5 млн. лет назад) и до образования классовых обществ.

Существуют различные его периодизации :

1.каменный век

а) древний (палеолит)

б) средний (мезолит)

в) новый (неолит)

2. бронзовый век

3. железный век

1. первобытное стадо;

2. первобытная родовая община

3. матриархат

4. патриархат

5. распад родовых связей; соседская община

1. архантропы

2. палеоантропы, неандертальцы

1. присваивающее хозяйство

2. производящее хозяйство (V-II тыс.до н.э.)

Источники :

1) памятники материальной культуры;

2) этнографические наблюдения;

Древнейшие археологические находки на территории нашей страны обнаружены от Крыма и Кавказа до Якутии и Заполярья.

Наиболее известный памятник эпохи неолита - земледельческая культур Триполья. Также обнаружены следы в Туркмении, Закавказье, на Северном Кавказе и в Причерноморье (в благоприятных южных районах).

Движущие силы :

Изменение природных условий, климат.

Около 800 тыс.лет назад – наступление ледника.

Резкое похолодание (палеолит, мезолит).

Неолит – послеледниковое время.

По строй – первая ступень развития человечества, характеризующаяся:

равенством,

общественной собственностью на СП,

коллективизмом и демократизмом,

примитивностью орудий труда,

язычеством,

почти полной зависимостью от природы.

1 тыс.до н.э.

(Закавказье)

Энеолит (4-3 тыс. до н.э.)

Медно-бронзовый (3-2 тыс. до н.э.)

Использование железа => революция

Использование меди и бронзы, отделение скотоводства от земледелия, совершенствование ремесла, появление искусства, мифологии и религии.

Резкий рост производительности труда. Усиление специализации. Второе крупное разделение труда: отделение ремесла от с/х

Резко возрастает роль мужчин.

Переход к патриархальной родовой общине.

Распад родовых связей:

Переход к соседской общине. Имущественное неравенство. Выделение знати.

  • 10.8 МБ
  • добавлен 08.01.2012

Л.: Государственное социально-экономическое изд-во. 1938. - 658 с.

Книга «Первобытное общество» построена на археологических источниках, относящихся к наиболее раннему периоду первобытной истории (палеолиту). Особенное внимание уделено в ней фактам, почерпнутым археологическими исследованиями, на территории СССР.
Г...

  • 9.47 МБ
  • добавлен 05.01.2012


  • 64.83 МБ
  • добавлен 05.01.2012

2-е изд., доп. и перераб. Л.: Государственное социально-экономическое изд-во, 1938. – 636 с.
Книга «Первобытное общество» построена на археологических источниках, относящихся к наиболее раннему периоду первобытной истории (палеолиту). Особенное внимание уделено в ней фактам, почерпнутым археологическими исследованиями, на те...

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • этапы становления homo sapiens и человеческой цивилизации;
  • цивилизационные достижения первобытной эпохи;
  • ментальные особенности первобытного человека;
  • ранние формы религии, их специфику и вариации;
  • исторические корни современных форм оккультной культуры;

уметь

  • идентифицировать и классифицировать рудименты архаичных культурных форм в современных социальных процессах;
  • применять теоретические знания к ситуациям, выявляющим рудименты архаического сознания в современном обществе;
  • понимать и анализировать архетипическую составляющую современных культурных форм;

владеть

  • методами анализа архетипических проявлений социальной жизни современности;
  • навыками распознавания древних архетипов в культурах разных народов.

Выделение человека из живой природы

Понятие «первобытность» обозначает тот период в истории, когда вид homo sapiens выделился из животного мира и его бытие, пройдя ряд трансформаций, приобрело качественные отличия от бытия животных.

sapiens и животный мир.

Согласно классификации Артура Кейза, человек обладает 1065 биологическими признаками. Из них 312 свойственны только человеку, 396 - человеку и шимпанзе, 385 - человеку и горилле, 354 - человеку и орангутану, 117 - человеку и гиббону. Генетическими исследованиями установлено, что у человека и шимпанзе 98% общих генов .

Согласно современным научным представлениям сам путь выделения из животного мира занял около 6 миллионов (далее - млн) лет. За эго время сменилось несколько форм живых существ в их развитии от приматов к человеку разумному. Первой такой формой стали гоминиды - существа, отделившиеся от приматов в период от 10 до 7 млн лег назад (разница в датировке вызвана тем, что исследования, проводимые с помощью методов молекулярной биологии, сравнительной морфологии и анатомии, а также палеонтологии дают разные результаты). Гоминиды (как и homo sapiens) появились в Африке под воздействием уникального набора так называемых мутагенных факторов , ускоривших процессы социализации приматов. К числу таких факторов относят вулканическую деятельность, вспышки на Солнце, перемену магнитных полюсов (геоинверсию), излучение урановых рудников. Однако доказать роль этих факторов в этногенезе гоминид пока не удалось. Предположительно, способность гоминид к выживанию, а затем - к вытеснению других видов, зависела не только от совершенствования биологических качеств, но и от способности к коллективному взаимодействию, созданию и совершенствованию способов овладения ресурсами (цивилизационная сторона жизни) и способов коммуникации (культурная сторона).

От гоминид к homo sapiens :

  • 6-4 млн лет назад - гоминиды (рамидус, оррорин, сахелантроп), овладение прямохождением; собирательство, как способ выживания;
  • 4-2,5 млн лет назад - австралопитеки. Использование природных объектов (дерево, кости) в качестве орудий труда; охота на мелких животных;
  • 4-1,6 млн лет назад - homo habilis (человек умелый). Изготовление первых каменных орудий труда;
  • 1,6 млн - 200 тыс. лет назад - homo erectus (человек прямоходящий). Широкий набор каменных орудий труда, загонная охота, добывание и поддержание огня.

Исследования митохондриальной ДНК , предпринятые в конце XX в., привели к выдвижению гипотезы о том, что все представители вида homo sapiens являются потомками одной популяции homo erectus (около 40 особей), зародившейся в Африке приблизительно 200 тыс. лет назад (гипотеза «митохондриальной Евы»). В настоящее время эта гипотеза является базовой для определения времени и места появления человечества в его современном виде. Причины мутации, произошедшей в этой популяции, не выяснены. Есть предположения о воздействии жесткого рентгеновского излучения (вспышка сверхновой звезды), об инверсии магнитного поля Земли или эволюционной «цени ошибок», приведшей к выделению homo sapiens из числа родственных популяций. А 60-70 тыс. лет назад в этой разросшейся популяции произошло разделение на три группы - родоначальниц современных рас.

Прямая речь

Стив Джонс .: «Митохондрии - небольшие, производящие энергию структуры в клетке. Каждая из них песет свой собственный отрезок ДНК, около шестнадцати тысяч оснований, замкнутых в круг, очень отличный от ДИК в клеточном ядре. В яйцеклетках полно митохондрий, но в сперматозоидах они уничтожаются, когда те проникают в яйцеклетку. В результате такие гены наследуются почти исключительно по женской линии. Подобно еврейству, они переходят от матерей к дочерям и сыновьям, и только дочери передают их следующему поколению.

Любая семья, любой народ с любого континента может проследить свое происхождение от митохондриальной Евы - женщины (само собой разумеется, одной из многих живших в го время), на которой сходятся все их женские линии. В ряде случаев она жила не так давно: в Новой Зеландии все маори разделяют одну и ту же митохондриальную особенность, свидетельствующую, что всего несколько женщин основали свой народ тысячу лет назад. Мировое генеалогическое дерево, основанное на митохондриях, уходит своими корнями в Африку, учитывая большее их разнообразие на этом континенте, чем где-либо еще. Отслеживание самых последних миграционных путей показало, что митохондрии представляют собой точные исторические записи: так, в Новом Свете местные митохондрии связаны с митохондриями из Сибири, что подтверждает картину древних миграций... Один ген найден в определенной форме у людей, а в другой - у всех других обезьян. Он кодирует молекулы на клеточной поверхности, активно участвующие в передаче информации между клетками, больше между клетками мозга, чем остальными. Возможно, это ген (или один из генов), который делает человека человеком. Его послание, записанное четырьмя буквами Л НК: A, G, С и Т, начинается примерно так: AACCGGCAGACAT... В общей сложности в нем три тысячи букв. Вместе они содержат важную часть длительной биологической истории существования в виде мужчины или женщины, а не шимпанзе или гориллы. Излишне говорить, что эти родовые записи ничего нс говорят нам - или обезьянам - о том, что значит быть частью человечества. Для этого требуется гораздо больше, чем последовательность оснований ДНК, и это лежит вне сферы науки вообще» .

Распространение вида homo sapiens по всей поверхности Земли, сопровождавшееся вытеснением конкурентов, началось приблизительно 40 тыс. лет назад и продолжалось до рубежа в 13 тыс. лет назад. В это время землю населяли несколько разных линий потомков homo erectus - палеоантропов. Самая известная из них - неандертальцы, оставившие первые по времени свидетельства о развитии культуры в различных ее проявлениях (верования, бытовая коммуникация, зачатки искусства). Неандертальцы и представители еще одной линии - «денисовского человека» - скрещивались с представителями homo sapiens, и их «вклад» в геном человека - от 1,5 до 6%. В 2003 г. в пещере Лианг-Буа на острове Флорес (Индонезия) найдены остатки первобытной цивилизации представителей вида homo, названные homo florensiensis. Они имели средний рост около 1 м и поэтому получили неофициальное название «хоббиты».

Причины, по которым только представители homo sapiens смогли перейти на новый уровень развития цивилизации, а остальные линии потомков homo erectus оказались тупиковыми, до конца не выяснены. Наиболее распространенное объяснение состоит в том, что homo sapiens лучше других линий homo взаимодействовали друг с другом в процессе получения и распределения благ. Если это объяснение верно, то значит, что победу homo sapiens над конкурентами обеспечила способность к развитию тех форм культуры, о которых написано ниже.

Цивилизационное развитие homo sapiens. Такое развитие принято разделять на три периода, название которых фиксирует изменения в орудиях труда.

Палеолит - древнекаменный век. Для всех потомков homo kahilis он начался примерно 1,6 млн лет назад. Период, в котором первая, фиксируемая за пределами Африки, группа homo sapiens - кроманьонцы - расселилась по Евразии, именуется верхним палеолитом. Кроманьонцы обладали всеми признаками природной цивилизации. Главный из них - орудия коллективного производственного потребления. Изготавливаемые из дерева, кости и камня приспособления использовались как при получении благ от природной среды (охота и рыболовство, собирательство, изготовление первых элементов одежды и предметов быта), так и для изготовления собственно новых приспособлений. Орудия кроманьонцев были составными (из двух или нескольких видов материалов), а также сложными, как лук и стрелы или копьеметалка. Знания о способах такого изготовления - первичные технологии - фиксировались в умениях людей и передавались от поколения к поколению.

Важным цивилизационным достижением стал переход от постоянного перемещения родовой группы людей в поисках пропитания к частичной оседлости - долговременным стоянкам. Жилищем во время таких стоянок становились пещеры или построенные из костей, бивней и шкур мамонтов «длинные дома», вмещавшие десятки людей.

Природный характер сложившейся в верхнем палеолите цивилизации выражался в том, что производственная деятельность людей не меняла ни природный ландшафт, ни естественных циклов воспроизводства в природе. Это не значит, что человечество вообще не воздействовало на природу. Пожары, возникающие при использовании огня при охоте, выжигали леса. Охота могла привести к уничтожению крупных популяций животных. В верхнем палеолите кроманьонцы начали приручение волков, положив начало разделению на дикую и окультуренную природу. Но эго воздействие на природу было не систематическим и достаточно слабым.

За все время палеолита земля пережила восемь периодов оледенений, когда резко сокращался объем растительной нищи. Расселение homo sapiens по Евразии началось во время межледникового потепления (50-27 тыс. лет назад). Но вслед за этим наступил последний ледниковый период. Пик похолодания пришелся на время 20-17 тыс. лет назад. Способность людей к выживанию в это время определялась эффективностью загонной охоты на крупных животных (мамонтов, северных оленей, лошадей, куланов, сайгаков) и использованием скудных растительных ресурсов.

Эпоха мезолита (12-8 тыс. назад) - это время крайне резкого (по геологическим меркам) потепления и столь же быстрого (по меркам историческим) освоения человечеством новых территорий. В это время на территории, оставляемой льдами, образуется большое количество рек, озер и болот. Освободилось ото льда и морское побережье. Именно в этот период потребление птицы, рыбы и морепродуктов стало важной частью рациона людей. Добыча рыбы и морепродуктов значительно облегчилась с появлением первых транспортных средств: плота, лодки-долбленки, каноэ. Увеличилась и доля растительной пищи, в особенности злаковых культур, первые (и неустойчивые) попытки выращивать которые предпринималась в указанный период. Отступление ледника, расселение людей

в лесах и на заболоченных территориях создавали условия для активизации резервных знаний, прежде не находивших применения.

Резервные знания - информация об окружающем мире и набор технологий, не находящие применения в данном обществе вследствие его (общества) инерционного существования. Тем не менее эти знания сохраняются и передаются в разных формах: мифа, игры, чудачеств и странностей. Когда условия существования общества резко меняются (в теории Тойнби - «вызов»), резервные знания могут быть востребованы для изменения парадигмы цивилизационного развития (в теории Тойнби - «ответ»). Для палеолита резервные знания - это изобретение лука и стрел, которые неприменимы в загонной охоте, а также знание о том, как расщеплять кремень на пластины.

Важнейшей стороной цивилизационного развития стало использование микролитов - тонких, стандартизированных, хорошо заостренных кремниевых пластин, вложенных в деревянную или костяную ручку. Это значительно облегчило все действия по получению благ и позволило увеличить ценность индивидуальных усилий в их общем объеме. Загонная охота сменилась индивидуальными формами, с использованием метательного оружия, а также лука и стрел. В лесостепной полосе появились макро - литы - крупные каменные орудия (прежде всего топоры), предназначенные для обработки дерева.

Люди покинули пещеры, поскольку климат позволял жить на открытых пространствах, а количество видов крупных животных, представляющих угрозу, резко сократилось. «Длинные дома» исчезают, уступая место легким сборным жилищам. Климатические условия позволяли в каждое время года обеспечивать себя растительной, морской и животной пищей, но для этого необходим был контроль над значительной территорией. Поэтому в мезолите формируются родоплеменные объединения с основной целью во взаимодействии - распределения контролируемых территорий и захват новых. Резко усиливается роль мужской военно-охотничьей организации, притом что сами родоплеменные сообщества небольшие: от 30 до 100 человек. В мезолите люди одомашнили собаку и, возможно, пытались приручить свинью, овцу и козу .

Неолитическая революция. Эпоха неолита (новокаменного века) в разных регионах нашей планеты началась в промежутке между 8 и 5 тыс. лет назад. Толчком к ее началу, видимо, послужил кризис охотничье-рыбо- ловного потребления в связи с быстрым ростом человеческой популяции и сокращением потребляемых ресурсов. Появился запрос на резервные знания в сфере сохранения и воспроизводства пищевых ресурсов, что привело к первому в истории человечества цивилизационному сдвигу, получившему название «неолитическая революция».

Цивилизационный сдвиг - переход от существующей парадигмы цивилизационного развития к новой, способной обеспечить качественно иное взаимодействие человечества с окружающей средой.

Традиционная характеристика неолитической революции состоит в том, что это эпоха перехода от потребляющего хозяйства к производящему , т.е. к земледелию и животноводству. Районами первичного развития сельского хозяйства стали Передняя и Юго-Восточная Азия, Северо-Восточная Африка, Центральная и Южная Америка. В ходе неолитической революции были одомашнены зерновые культуры (пшеница, ячмень, овес), оливковые деревья, финиковая пальма, виноградная лоза и еще более 10 культур. Первыми сельскохозяйственными животными стали свиньи, овцы козы. К концу эпохи неолита были одомашнены осел, верблюд, северный олень, лошадь, что дало возможность добавить к водным транспортным средствам различного рода упряжки с тягловой силой (сани и волокуши). С переходом к обработке почвы возникла потребность в постоянных поселениях - городищах.

Еще одним важным элементом хозяйственной жизни стало использование первых искусственных материалов: изделий из глины и тканей. Вслед за этим начался процесс профессионализации ремесла и строительства. Обмен изделиями приобрел международный характер. Первыми товарами, распространявшимися на территории от Северной Африки до Китая, стали изделия из полудрагоценных камней и обсидиана, а также керамика и ткани.

Начались перемены в социальной жизни. Родовая община постепенно уступала место территориальной , в которой главную роль играло не родство, а совместное пользование пахотной землей или пастбищами. При этом появлялась возможность при совместной обработке земель вести индивидуальное хозяйство, что, в свою очередь, приводит к появлению парной семьи и первоначальному расслоению семей на богатые и бедные. При этом хозяйственное управление осуществлялось общим собранием представителей (глав) всех семей.

Родоплеменная организация эволюционировала в нредгосударствен- ную структуру - вождество. Особую роль в этой структуре играла военная организация во главе с вождями. Военные дружины защищали земли своего племени от вторжений извне и осуществляли внешнюю экспансию, с захватом земель соседних племен. Создание крупных союзов племен, способных контролировать обширные сельскохозяйственные территории, в дальнейшем привело к появлению первых государств.

  • См.: Фридман Э. П. Занимательная приматология. М.: Знание, 1985.
  • Джонс С. Язык генов. HarperCollins, L-N-Y, 1993 ; пер. сайта http://notabenoid.com,2014. URL: http://ftp.bkreaders.ru/books/Dzhons_S._-_YAzik_genov_-_2014.pdf. С. 32-34(дата обращения: 21.12.2015).
  • Одомашнить животное - поставить его выживание в зависимость от деятельности человека. Приручить - поселить молодые особи животных рядом с домом в качестве«резервной пищи».

Общая характеристика и варианты периодизации древнейшей истории

Происхождение человека

Разложение первобытно-общинного строя

Характеристика первобытных племен на территории нашего Отечества

Культура первобытного общества

Общая характеристика и варианты периодизации древнейшей истории.

Современная наука предполагает, что все многообразие нынешних космических объектов образовалось около 20 млрд... лет тому назад. Солнце - одна из множества звезд нашей Галактики - возникло 10 млрд... лет тому назад. По свидетельству ученых, наша Земля - рядовая планета Солнечной системы - имеет возраст 4,6 млрд... лет. В настоящее время принято считать, что человек начал выделяться из животного мира около 3 млн... лет тому назад.

Известно несколько вариантов периодизации человечества на стадии первобытно-общинного строя. Чаще всего пользуются археологической схемой, основанной на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяют три периода: -

каменный век (от возникновения человека до IV-III тыс. до н. э.); -

бронзовый век (IV-III тыс. - до начала I тыс. до н. э.); -

железный век (с I тыс. до н. э.).

В свою очередь, каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), среднекаменный (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к бронзе меднокаменный век (энеолит).

Каждый период отличается: 1) степенью развития орудий труда, 2) материалами, из которых они изготавливались, 3) качеством жилья, 4) соответствующей организацией ведения хозяйства.

Первобытная эпоха человечества характеризуется: -

низким уровнем развития производительных сил, медленным их совершенствованием; -

коллективным присвоением природных ресурсов и результатов производства; -

равнообеспечивающим распределением; -

социально-экономическим равенством; -

отсутствием частной собственности, эксплуатации человека человеком, классов, государств.

Появление первых австралопитеков ознаменовало зарождение материальной культуры, непосредственно связанной с производством орудий труда, которые и стали для археологов средством определения основных этапов развития древнего человечества.

Богатая и щедрая природа того времени не способствовала ускорению этого процесса; только с появлением суровых условий ледниковой эпохи, с усилением трудовой деятельности первобытного человека в его тяжелой

борьбе за существование появляются новые навыки, совершенствуются орудия, вырабатываются новые социальные формы.

Путь человечества в условиях первобытно-общинного строя прошел ряд этапов: 1) овладение огнем; 2) коллективная охота на крупных животных; 3) приспособление к условиям растаявшего ледника; 4) изобретение лука; 5) переход от присваивающего (охота, собирательство, рыболовство) к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию); 6) открытие металла (меди, бронзы, железа); 7) создание сложной родоплеменной организации общества.

Темп развития человеческой культуры постепенно ускорялся, особенно с переходом к производящему хозяйству. Но появилась еще одна особенность - географическая неравномерность развития общества. Области с неблагоприятной, суровой географической средой развивались по-прежнему медленно, а области с мягким климатом, запасами руд, полезных ископаемых быстрее продвигались к цивилизации.

Гигантский ледник (около 100 тыс. лет тому назад) способствовал появлению на планете особого растительного и животного мира в сложнейших климатических условиях. В соответствии с этим история человеческого общества делится на три разных периода: 1) доледниковый с теплым субтропическим климатом; 2) ледниковый и 3) послеледниковый. Каждому из этих периодов ^ч^ соответствует определенный физический тип человека: в доледниковый - археоантропы (питекантроп, синантроп и др.), в ледниковый - палеоантропы

(неандертальский человек), в конце ледникового периода, в позднем палеолите, - неоантропы, современные люди.

Происхождение человека. У разных народов в разных районах Земли появление тех или иных орудий труда и форм общественной жизни происходило неодновремено. Шел процесс формирования человека (антропогенез, от греч. «антропос» - человек, «генезис» - происхождение) и формирования человеческого общества (социогенез, от лат. «социетас» - общество и греч. «генезис» - происхождение).

Учеными выделяются следующие проблемы антропогенеза: 1) происхождение человека как вида, место и хронология этого явления, определение грани между человеком как деятельно мыслящим существом живой природы и его ближайшими предками; 2) связь антропогенеза с развитием материального производства; 3) расогенез - изучение причин и процессов расово-генетических различий.

Происхождение человека всегда рассматривалось с двух взаимоисключающих позиций: как результат сверхъестественного, божественного, космического (инопланетарного в современном варианте) начала и как результат эволюционного развития живой природы, как своего рода вершина этого процесса.

В советской науке господствовал эволюционный взгляд на антропогенез. Еще в XVII в. ученые-материалисты, исходя из идеи единства всего животного мира, рассматривали человека как часть природы и высказывали мысль о его происхождении от древних человекообразных обезьян. Такой взгляд появился не случайно, так как был накоплен значительный научный мате-

риал, доказывавший биологическое сходство строения организма человека с организмом животных. Основываясь на достижениях естествознания, Ч. Дарвин в своем труде «Происхождение человека и половой отбор» (1871), показав эволюционное единство, закономерность и последовательность развития животного мира, доказал, что человек произошел от древних человекообразных обезьян.

Древнейшие предки современного человека походили на человекообразных обезьян, которые в отличие от животных умели производить орудия труда. В научной литературе этот тип человека-обезьяны получил название homo habilis - человек умелый. Дальнейшая эволюция хабилисов привела к появлению 1,5-1,6 млн... лет тому назад так называемых питекантропов (от греч. «питекос» - обезьяна, «антропос» - человек), или архантропов (от греч. «ахайос» - древний). Архантропы были уже людьми. 300-200 тыс. лет тому назад архантропы сменились более развитым типом человека - палеоантропами, или неандертальцами (по месту их первой находки в местности Неандерталь в Германии).

Процесс обособления наших отдаленных предков от мира человекообразных обезьян был очень медленным.

Общая схема эволюции человека следующая: -

человек австралопитековыщ -

человек прямоходящий (ранние гоминиды: питекантропы и синантропы); -

человек современного физического вида (поздние гоминиды: неандертальцы и верхнепалеолитические люди).

В результате накопления новых антропологических и археологических материалов современная наука предполагает, что процесс формирования людей современного типа проходил на территории, охватывающей Юго-Восточную Европу, Северную Африку и Западную Азию. Из этой зоны современный тип человека, как наиболее развитый, расселился по всей территории земли. В результате расселения сложились обширные культурно-исторические общности. Ученые полагают, что эти общности соответствовали языковым семьям, из которых вышли народы, населяющие в настоящее время нашу страну. Выделяют следующие культурно-исторические общности: -

индоевропейская; -

угрофинская; -

тюркская; -

иберийско-кавказская.

Наиболее крупная языковая семья - индоевропейская. Она складывалась на территории современного Ирана и Малой Азии, распространялась на Южную и Восточную Европу, Малую и Центральную Азию и район Индостанского полуострова. Впоследствии индоевропейская культурная общность разделилась на несколько ветвей: 1)

славянская: восточные, западные и южные славяне (русские, украинцы, белорусы, поляки, хорваты и т. д.); 2)

западноевропейская: англичане, германцы, французы и т. д.; 3)

восточная: индийцы, таджики, иранцы, армяне и т. д.

Сложной проблемой является расогенез. Все современное человечество делится на несколько больших расовых стволов - европеоидный, монголоидный, негроидный и австралоидный, каждый из которых, в свою очередь, включает несколько крупных расовых подразделений и большое количество мелких расовых групп. Сложение рас в основном совпадало с границами материков: европеоидная раса сформировалась преимущественно в Европе, негроидная - в Африке, монголоидная - в Азии. Каждая большая раса имеет свои характеризующие ее признаки: строение лица, пигментация волос, цвет глаз и т. д. Приобретенные признаки со временем изменялись в определенном направлении, исчезали или усиливались. Внутри больших рас - монголоидной, негроидной и европеоидной - возникли отдельные крупные ветви. Так, внутри монголоидной расы выделяются южноазиатская, сибирская и американская ветви, негроидная разбивается на две, а внутри европеоидной расы существуют северная и южная ветви.

Исторически развитие человечества шло в постоянном диалектическом единстве разных начал - эволюционного и явления качественного скачка, биологического и социального. Подмена одного другим совершенно исключена. Вместе с тем нельзя забывать, что развитие человечества происходило в постоянном и тесном взаимодействии с природой. И чем совершеннее становился человек, тем активнее он воздействовал на нее, приспосабливал к своим потребностям. Однако в археологические эпохи в отличие от индустриальной это приспособление было всегда рациональным, человек мыслил себя только как часть окружающей его природной среды.

Разложение первобытно-общинного строя. Примерно в IV-V тысячелетии до н. э. началось разложение первобытного общества. Основные факторы, способствовавшие этому процессу: 1) неолитическая революция; 2) интенсификация земледелия; 3) развитие специализированного скотоводства; 4) появление металлургии; 5) становление специализированного ремесла; 6) развитие торговли.

С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешел из женских рук в мужские, и мужчина - земледелец и воин - стал главой семьи.

Накопление в различных семьях создалось неодинаковое, причем каждая семья, накапливая имущество, старалась сохранить его в семье. Продукт постепенно перестает делиться среди членов общины, а имущество начинает переходить от отца к детям, закладываются основы частной собственности на средства производства.

От счета родства по материнской линии переходят к счету родства по отцу - складывается патриархат. Соответственно меняется форма семейных отношений; возникает патриархальная семья, основанная на частной собственности.

Подчиненное положение женщины сказывается, в частности, в том, что обязательность единобрачия устанавливается только для женщины, для мужчин же допускается полигамия (многоженство).

Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны - все это вело к возникновению имущественного расслоения среди племен.

Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывалась верхушка родовой аристократии, фактически ведавшая всеми делами. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов. Особое значение имело выделение военных вождей и жрецов. Наряду с имущественной и общественной дифференциацией внутри родовой общины происходит и дифференциация внутри племени между отдельными родами. С одной стороны, выделяются сильные и богатые роды, а с другой - ослабевшие и обедневшие.

Признаки распада родового строя: -

возникновение имущественного неравенства; -

выделение знати; -

сосредоточение богатств и власти в руках вождей племен; -

частые вооруженные столкновения; -

обращение пленных в рабов; -

превращение рода из кровнородственного коллектива в территориальную общину.

В разных районах мира разрушение первобытно-общинных отношений произошло не одновременно, разнообразными были и модели перехода к вышестоящей формации: некоторые народы образовали раннеклассовые государства, другие - рабовладельческие, многие народы миновали рабовладельческий строй и перешли сразу к феодализму, а некоторые - к колониальному капитализму (народы Америки, Австралии).

Характеристика первобытных племен на территории нашего Отечества. Периоды первобытного общества на территории нашего Отечества соответствуют основной периодизации (принятой в археологии).

Стоянки первобытных людей открыты на территории Восточной Европы, Северной Азии, Крыма, Кавказа, Сибири и Дальнего Востока. Например, на территории бывшего СССР остатки наземных жилищ, относящихся к раннему палеолиту, были обнаружены у села Молодово на Днестре. Они представляли собой овальную выкладку специально подобранных крупных костей мамонтов. Здесь же обнаружены следы 15 костров, располагавшихся в разных частях жилища. В России открыто около 1500 поселений человека верхнего палеолита. Выбирая места для поселений, люди позднеледниковой эпохи заботились прежде всего об удобствах охоты, поэтому поселения располагались обычно у края речных долин, часто группами. Такая группа палеолитических поселений известна на Дону в Воронежской области около сел Костенки и Боршево, на Десне - около Новгорода-Северского, в районе Днепровских порогов. Группами расположены и сибирские древнепалеолитические памятники. В отличие от более раннего периода позднепалеолитические жилища более совершенны. Большие, соединенные вместе жилища и поселки, состоящие из отдельных маленьких хижин, подтверждают вывод о сосуществовании общин и общинного хозяйства. Внутри же общин отдельные жилища и очаги крупных жилищ могли принадлежать отдельным парным семьям.

В развитом неолите на европейской территории России наблюдаются значительные изменения в размещении культур, образуется много новых архео-

логических культур, что связано с развитием хозяйства в целом, с изменением этнического состава неолитического населения, перемещением неолитических племен. Большое влияние на этот процесс оказали племена ямочно- гребенчатой керамики, с которыми связано происхождение многих лесных неолитических культур в бассейне Волги и Оки: верхневолжской, валдайской, рязанской, белевской.

Племена так называемой белевской культуры (названа по поселению г. Белева) занимали, например, район верхнего течения Оки. Для нее характерно широкое применение при изготовлении орудий массивных и длинных ножевидных пластин. Из них делали узкие и длинные листовидные кинжалы и наконечники стрел. Вместе с тем в этой культуре долгое время существовали резцы палеолитического облика и скребла. Поверхность сосудов покрывалась узором в виде ромбических или овальных вдавлений.

Неолитические культуры в Приамурье, Приморье и на северо-востоке Азии были открыты относительно недавно. Их открытие и исследование связано в основном с работами академиков А. П. Окладникова и А. П. Деревянко.

В бассейне Амура известны четыре неолитические культуры: новопетровская, громатухинская, осиново-озерская и нижнеамурская. В конце неолита у племен Дальнего Востока произошло разделение труда: одни стали заниматься земледелием, другие - рыболовством, охотой и собирательством, что определило особенности их развития в будущем. В целом на территории нашей страны в истории первобытного общества выделяется несколько этапов по степени развития производительных сил, общественной организации, а также формам хозяйства и движения от более низкой ступени к более высокой - от каменного века к бронзовому, от бронзового - к железному.

Важным этапом в истории первобытного человека стала первая экономическая революция (неолитическая), когда произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. По мере углубления общественного разделения труда и роста его производительности в первобытном обществе усилился обмен, возник прибавочный продукт, что стало основой появления частной собственности и имущественного неравенства. На смену первобытному обществу на территории России пришло феодальное общество.

Культура первобытного общества. По мнению исследователя А. И. Черно- козова, первобытная культура - это сложное явление, которое поражает воображение ученого-исследователя, но не примитивностью, а уникальным и величественным, даже по космическим масштабам, скачком к высшему состоянию.

Целостно осмыслить антропосоциогенез помогают прежде всего следующие факты:

1) вымирание за феноменально короткий естественно-исторический период 30 видов и 20 родов высокоразвитых приматов, самых современных в пределах биологической формы существ, процветавших в третичном периоде. Исследователей поражает огромное морфологическое разнообразие этих существ: от гигантопитека - существа весом около 500 килограммов - до человекоподобного существа размером с кошку;

2) использование первых каменных орудий в конфликтах с себе подобными (почти все черепа австралопитеков несут на себе следы ударов каменными орудиями). Есть заключения антропологов о необычайно частых случаях насильственной смерти. И в этом смысле правильнее было бы говорить не о каменных орудиях, а о каменном оружии.

В изучении культуры первобытного человека используют археологический и этнографический методы.

Археологические находки - это в основном орудия труда, соответствующие определенным историческим эпохам. В период палеолита - остроконечники, скребла, шила-проколки. В более поздний период наряду с длинными охотники делают более короткие копья-дротики, которые можно метать на большое расстояние.

Одним из самых значительных достижений периода верхнего палеолита стало открытие нескольких способов добычи огня. Первым способом стало высекание искры при резких ударах кремня о рудный минерал пирит. Вторым способом было добывание огня трением дерева о дерево, но достоверность данных о широком применении этого способа до сих пор вызывает у ученых сомнения.

Формирование зрелой формы социального организма связано со становлением материнского рода. С помощью установления определенных традиций в нем научились регулировать отношения между полами, способы и формы воспитания детей. Сформировалась структура коллективистского сознания. Возникли определенные виды мифологического сознания, которые включали в себя первые формы: религиозные, моральные, технологические, трудовые.

К сожалению, исследователям до сих пор не удалось найти произведения искусства, которые относятся к более раннему, чем поздний палеолит, историческому периоду. Самым распространенным скульптурным изображением в этот период были женские статуэтки.

У каждого племени возникали свои боги, свои почитаемые мифологические существа. Эта вера изначально уходит корнями в почитание духов природы. Кроме того, каждое племя имеет своих священных предков, которые чаще всего отождествляются с некоторыми животными. Такая система верований получила название тотемизм.

Другим характерным для мифа верованием является фетишизм. Фетишизм есть обожествление особого предмета, который воспринимается как носитель демонических сил и который мистически связан с судьбой данного племени. Предмет, к которому относятся подобным образом, и есть фетиш.

В условиях первобытного общества получает развитие магическое искусство. Магия не могла влиять на объективные свойства вещей, но она в полной мере владела психикой первобытного человека. Магические слова и обряды воздействовали на человека - и не на его разум, который был еще слишком слаб и неразвит, а на его бессознательное. Магия не могла физически вызвать дождь или обеспечить урожай, но она внушала людям сплоченность, оптимизм и успех в трудном и опасном деле.

В целом в первобытной культуре проявляются сущность человека, его органическая связь с природой, перспективы дальнейшего развития.

Современная наука предполагает, что все многообразие нынешних космических объектов образовалось около 20 млрд лет тому назад. Солнце - одна из множества звезд нашей Галактики - возникло 10 млрд лет тому назад. По свидетельству ученых, наша Земля - рядовая планета Солнечной системы - имеет возраст 4,6 млрд лет. В настоящее время принято считать, что человек начал выделяться из животного мира около 3 млн лет тому назад.

Известно несколько вариантов периодизации человечества на стадии первобытно-общинного строя. Чаще всего пользуются археологической схемой, основанной на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяют три периода:

  • каменный век (от возникновения человека до IV-III тыс. до н.э.);
  • бронзовый век (IV-III тыс. - до начала I тыс. до н.э.);
  • железный век (с I тыс. до н.э.).

В свою очередь, каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), среднекаменный (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к бронзе меднокаменный век (энеолит) .

Каждый период отличается: 1) степенью развития орудий труда, 2) материалами, из которых они изготавливались, 3) качеством жилья, 4) соответствующей организацией ведения хозяйства.

Первобытная эпоха человечества характеризуется:

  • низким уровнем развития производительных сил, медленным их совершенствованием;
  • коллективным присвоением природных ресурсов и результатов производства;
  • равнообеспечивающим распределением;
  • социально-экономическим равенством;
  • отсутствием частной собственности, эксплуатации человека человеком, классов, государств.

Появление первых австралопитеков ознаменовало зарождение материальной культуры, непосредственно связанной с производством орудий труда, которые и стали для археологов средством определения основных этапов развития древнего человечества.

Богатая и щедрая природа того времени не способствовала ускорению этого процесса; только с появлением суровых условий ледниковой эпохи, с усилением трудовой деятельности первобытного человека в его тяжелой борьбе за существование появляются новые навыки, совершенствуются орудия, вырабатываются новые социальные формы.

Путь человечества в условиях первобытно-общинного строя прошел ряд этапов: 1) овладение огнем; 2) коллективная охота на крупных животных; 3) приспособление к условиям растаявшего ледника; 4) изобретение лука; 5) переход от присваивающего (охота, собирательство, рыболовство) к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию); 6) открытие металла (меди, бронзы, железа); 7) создание сложной родоплеменной организации общества.

Темп развития человеческой культуры постепенно ускорялся, особенно с переходом к производящему хозяйству. Но появилась еще одна особенность - географическая неравномерность развития общества. Области с неблагоприятной, суровой географической средой развивались по-прежнему медленно, а области с мягким климатом, запасами руд, полезных ископаемых быстрее продвигались к цивилизации.

Гигантский ледник (около 100 тыс. лет тому назад) способствовал появлению на планете особого растительного и животного мира в сложнейших климатических условиях. В соответствии с этим история человеческого общества делится на три разных периода: 1) доледниковый с теплым субтропическим климатом; 2) ледниковый и 3) послеледниковый. Каждому из этих периодов соответствует определенный физический тип человека: в доледниковый - археоантропы (питекантроп, синантроп и др.) , в ледниковый - палеоантропы (неандертальский человек) , в конце ледникового периода, в позднем палеолите, - неоантропы, современные люди .

Происхождение человека

У разных народов в разных районах Земли появление тех или иных орудий труда и форм общественной жизни происходило неодновремено. Шел процесс формирования человека (антропогенез, от греч. "антропос" - человек, "генезис" - происхождение) и формирования человеческого общества (социогенез, от лат. "социетас" - общество и греч. "генезис" - происхождение).

Учеными выделяются следующие проблемы антропогенеза: 1) происхождение человека как вида, место и хронология этого явления, определение грани между человеком как деятельно мыслящим существом живой природы и его ближайшими предками; 2) связь антропогенеза с развитием материального производства; 3) расогенез - изучение причин и процессов расово-генетических различий.

Происхождение человека всегда рассматривалось с двух взаимоисключающих позиций: как результат сверхъестественного, божественного, космического (инопланетарного в современном варианте) начала и как результат эволюционного развития живой природы, как своего рода вершина этого процесса.

В советской науке господствовал эволюционный взгляд на антропогенез. Еще в XVII в. ученые-материалисты, исходя из идеи единства всего животного мира, рассматривали человека как часть природы и высказывали мысль о его происхождении от древних человекообразных обезьян. Такой взгляд появился не случайно, так как был накоплен значительный научный материал, доказывавший биологическое сходство строения организма человека с организмом животных. Основываясь на достижениях естествознания, Ч. Дарвин в своем труде "Происхождение человека и половой отбор" (1871), показав эволюционное единство, закономерность и последовательность развития животного мира, доказал, что человек произошел от древних человекообразных обезьян.

Древнейшие предки современного человека походили на человекообразных обезьян, которые в отличие от животных умели производить орудия труда. В научной литературе этот тип человека-обезьяны получил название homo habilis - человек умелый. Дальнейшая эволюция хабилисов привела к появлению 1,5-1,6 млн лет тому назад так называемых питекантропов (от греч. "питекос" - обезьяна, "антропос" - человек), или архантропов (от греч. "ахайос" - древний). Архантропы были уже людьми. 300-200 тыс. лет тому назад архантропы сменились более развитым типом человека - палеоантропами, или неандертальцами (по месту их первой находки в местности Неандерталь в Германии).

Процесс обособления наших отдаленных предков от мира человекообразных обезьян был очень медленным.

Общая схема эволюции человека следующая:

  • человек австралопитековый;
  • человек прямоходящий (ранние гоминиды: питекантропы и синантропы);
  • человек современного физического вида (поздние гоминиды: неандертальцы и верхнепалеолитические люди) .

В результате накопления новых антропологических и археологических материалов современная наука предполагает, что процесс формирования людей современного типа проходил на территории, охватывающей Юго-Восточную Европу, Северную Африку и Западную Азию. Из этой зоны современный тип человека, как наиболее развитый, расселился по всей территории земли. В результате расселения сложились обширные культурно-исторические общности. Ученые полагают, что эти общности соответствовали языковым семьям, из которых вышли народы, населяющие в настоящее время нашу страну. Выделяют следующие культурно-исторические общности:

  • индоевропейская;
  • угрофинская;
  • тюркская;
  • иберийско-кавказская.

Наиболее крупная языковая семья - индоевропейская. Она складывалась на территории современного Ирана и Малой Азии, распространялась на Южную и Восточную Европу, Малую и Центральную Азию и район Индостанского полуострова. Впоследствии индоевропейская культурная общность разделилась на несколько ветвей:

  1. славянская: восточные, западные и южные славяне (русские, украинцы, белорусы, поляки, хорваты и т.д.);
  2. западноевропейская: англичане, германцы, французы и т.д.;
  3. восточная: индийцы, таджики, иранцы, армяне и т.д.

Сложной проблемой является расогенез. Все современное человечество делится на несколько больших расовых стволов - европеоидный, монголоидный, негроидный и австралоидный, каждый из которых, в свою очередь, включает несколько крупных расовых подразделений и большое количество мелких расовых групп. Сложение рас в основном совпадало с границами материков: европеоидная раса сформировалась преимущественно в Европе, негроидная - в Африке, монголоидная - в Азии. Каждая большая раса имеет свои характеризующие ее признаки: строение лица, пигментация волос, цвет глаз и т.д. Приобретенные признаки со временем изменялись в определенном направлении, исчезали или усиливались. Внутри больших рас - монголоидной, негроидной и европеоидной - возникли отдельные крупные ветви. Так, внутри монголоидной расы выделяются южноазиатская, сибирская и американская ветви, негроидная разбивается на две, а внутри европеоидной расы существуют северная и южная ветви.

Исторически развитие человечества шло в постоянном диалектическом единстве разных начал - эволюционного и явления качественного скачка, биологического и социального. Подмена одного другим совершенно исключена. Вместе с тем нельзя забывать, что развитие человечества происходило в постоянном и тесном взаимодействии с природой. И чем совершеннее становился человек, тем активнее он воздействовал на нее, приспосабливал к своим потребностям. Однако в археологические эпохи в отличие от индустриальной это приспособление было всегда рациональным, человек мыслил себя только как часть окружающей его природной среды.

Разложение первобытно-общинного строя

Примерно в IV-V тысячелетии до н.э. началось разложение первобытного общества. Основные факторы, способствовавшие этому процессу: 1) неолитическая революция; 2) интенсификация земледелия; 3) развитие специализированного скотоводства; 4) появление металлургии; 5) становление специализированного ремесла; 6) развитие торговли.

С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешел из женских рук в мужские, и мужчина - земледелец и воин - стал главой семьи. Накопление в различных семьях создалось неодинаковое, причем каждая семья, накапливая имущество, старалась сохранить его в семье. Продукт постепенно перестает делиться среди членов общины, а имущество начинает переходить от отца к детям, закладываются основы частной собственности на средства производства.

От счета родства по материнской линии переходят к счету родства по отцу - складывается патриархат. Соответственно меняется форма семейных отношений; возникает патриархальная семья, основанная на частной собственности.

Подчиненное положение женщины сказывается, в частности, в том, что обязательность единобрачия устанавливается только для женщины, для мужчин же допускается полигамия (многоженство).

Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны - все это вело к возникновению имущественного расслоения среди племен. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывалась верхушка родовой аристократии, фактически ведавшая всеми делами. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов. Особое значение имело выделение военных вождей и жрецов. Наряду с имущественной и общественной дифференциацией внутри родовой общины происходит и дифференциация внутри племени между отдельными родами. С одной стороны, выделяются сильные и богатые роды, а с другой - ослабевшие и обедневшие.

Признаки распада родового строя:

  • возникновение имущественного неравенства;
  • выделение знати;
  • сосредоточение богатств и власти в руках вождей племен;
  • частые вооруженные столкновения;
  • обращение пленных в рабов;
  • превращение рода из кровнородственного коллектива в территориальную общину.

В разных районах мира разрушение первобытно-общинных отношений произошло не одновременно, разнообразными были и модели перехода к вышестоящей формации: некоторые народы образовали раннеклассовые государства, другие - рабовладельческие, многие народы миновали рабовладельческий строй и перешли сразу к феодализму, а некоторые - к колониальному капитализму (народы Америки, Австралии).

Характеристика первобытных племен на территории нашего Отечества

Периоды первобытного общества на территории нашего Отечества соответствуют основной периодизации (принятой в археологии).

Стоянки первобытных людей открыты на территории Восточной Европы, Северной Азии, Крыма, Кавказа, Сибири и Дальнего Востока. Например, на территории бывшего СССР остатки наземных жилищ, относящихся к раннему палеолиту, были обнаружены у села Молодово на Днестре. Они представляли собой овальную выкладку специально подобранных крупных костей мамонтов. Здесь же обнаружены следы 15 костров, располагавшихся в разных частях жилища. В России открыто около 1500 поселений человека верхнего палеолита. Выбирая места для поселений, люди позднеледниковой эпохи заботились прежде всего об удобствах охоты, поэтому поселения располагались обычно у края речных долин, часто группами. Такая группа палеолитических поселений известна на Дону в Воронежской области около сел Костенки и Боршево, на Десне - около Новгорода-Северского, в районе Днепровских порогов. Группами расположены и сибирские древнепалеолитические памятники. В отличие от более раннего периода позднепалеолитические жилища более совершенны. Большие, соединенные вместе жилища и поселки, состоящие из отдельных маленьких хижин, подтверждают вывод о сосуществовании общин и общинного хозяйства. Внутри же общин отдельные жилища и очаги крупных жилищ могли принадлежать отдельным парным семьям.

В развитом неолите на европейской территории России наблюдаются значительные изменения в размещении культур, образуется много новых археологических культур, что связано с развитием хозяйства в целом, с изменением этнического состава неолитического населения, перемещением неолитических племен. Большое влияние на этот процесс оказали племена ямочно-гребенчатой керамики, с которыми связано происхождение многих лесных неолитических культур в бассейне Волги и Оки: верхневолжской, валдайской, рязанской, белевской.

Племена так называемой белевской культуры (названа по поселению г. Белева) занимали, например, район верхнего течения Оки. Для нее характерно широкое применение при изготовлении орудий массивных и длинных ножевидных пластин. Из них делали узкие и длинные листовидные кинжалы и наконечники стрел. Вместе с тем в этой культуре долгое время существовали резцы палеолитического облика и скребла. Поверхность сосудов покрывалась узором в виде ромбических или овальных вдавлений.

Неолитические культуры в Приамурье, Приморье и на северо-востоке Азии были открыты относительно недавно. Их открытие и исследование связано в основном с работами академиков А.П. Окладникова и А.П. Деревянко.

В бассейне Амура известны четыре неолитические культуры: новопетровская, громатухинская, осиново-озерская и нижнеамурская. В конце неолита у племен Дальнего Востока произошло разделение труда: одни стали заниматься земледелием, другие - рыболовством, охотой и собирательством, что определило особенности их развития в будущем. В целом на территории нашей страны в истории первобытного общества выделяется несколько этапов по степени развития производительных сил, общественной организации, а также формам хозяйства и движения от более низкой ступени к более высокой - от каменного века к бронзовому, от бронзового - к железному.

Важным этапом в истории первобытного человека стала первая экономическая революция (неолитическая), когда произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. По мере углубления общественного разделения труда и роста его производительности в первобытном обществе усилился обмен, возник прибавочный продукт, что стало основой появления частной собственности и имущественного неравенства. На смену первобытному обществу на территории России пришло феодальное общество.

Культура первобытного общества

По мнению исследователя А.И. Чернокозова, первобытная культура - это сложное явление, которое поражает воображение ученого-исследователя, но не примитивностью, а уникальным и величественным, даже по космическим масштабам, скачком к высшему состоянию.

Целостно осмыслить антропосоциогенез помогают прежде всего следующие факты:

  1. вымирание за феноменально короткий естественно-исторический период 30 видов и 20 родов высокоразвитых приматов, самых современных в пределах биологической формы существ, процветавших в третичном периоде. Исследователей поражает огромное морфологическое разнообразие этих существ: от гигантопитека - существа весом около 500 килограммов - до человекоподобного существа размером с кошку;
  2. использование первых каменных орудий в конфликтах с себе подобными (почти все черепа австралопитеков несут на себе следы ударов каменными орудиями). Есть заключения антропологов о необычайно частых случаях насильственной смерти. И в этом смысле правильнее было бы говорить не о каменных орудиях, а о каменном оружии.

В изучении культуры первобытного человека используют археологический и этнографический методы.

Археологические находки - это в основном орудия труда, соответствующие определенным историческим эпохам. В период палеолита - остроконечники, скребла, шила-проколки. В более поздний период наряду с длинными охотники делают более короткие копья-дротики, которые можно метать на большое расстояние.

Одним из самых значительных достижений периода верхнего палеолита стало открытие нескольких способов добычи огня. Первым способом стало высекание искры при резких ударах кремня о рудный минерал пирит. Вторым способом было добывание огня трением дерева о дерево, но достоверность данных о широком применении этого способа до сих пор вызывает у ученых сомнения.

Формирование зрелой формы социального организма связано со становлением материнского рода. С помощью установления определенных традиций в нем научились регулировать отношения между полами, способы и формы воспитания детей. Сформировалась структура коллективистского сознания. Возникли определенные виды мифологического сознания, которые включали в себя первые формы: религиозные, моральные, технологические, трудовые.

К сожалению, исследователям до сих пор не удалось найти произведения искусства, которые относятся к более раннему, чем поздний палеолит, историческому периоду. Самым распространенным скульптурным изображением в этот период были женские статуэтки.

У каждого племени возникали свои боги, свои почитаемые мифологические существа. Эта вера изначально уходит корнями в почитание духов природы. Кроме того, каждое племя имеет своих священных предков, которые чаще всего отождествляются с некоторыми животными. Такая система верований получила название тотемизм.

Другим характерным для мифа верованием является фетишизм. Фетишизм есть обожествление особого предмета, который воспринимается как носитель демонических сил и который мистически связан с судьбой данного племени. Предмет, к которому относятся подобным образом, и есть фетиш.

В условиях первобытного общества получает развитие магическое искусство. Магия не могла влиять на объективные свойства вещей, но она в полной мере владела психикой первобытного человека. Магические слова и обряды воздействовали на человека - и не на его разум, который был еще слишком слаб и неразвит, а на его бессознательное. Магия не могла физически вызвать дождь или обеспечить урожай, но она внушала людям сплоченность, оптимизм и успех в трудном и опасном деле.

В целом в первобытной культуре проявляются сущность человека, его органическая связь с природой, перспективы дальнейшего развития.

В истории человечества первобытнообщинный строй был самым продолжительным. По данным ученых, человек появился в теплых, благоприятных условиях Евразии и Африки около 3 млн. лет назад.

Первобытное общество условно разделяется на каменный век (палеолит, мезолит, неолит), медно-бронзовый и железный века. Каждому из этих этапов мировой истории присущи определенные черты, особенности, орудия труда, достижения материальной культуры.

Палеолит (древний каменный век, 3 млн. – 10 тыс. лет назад) – был самым продолжительным периодом. Для него были характерны примитивные орудия труда, собирательство, охота, рыболовство как основные виды хозяйственной деятельности. Характер эпохи был присваивающий. Люди научились добывать огонь, появились постоянные жилища. Палеолит совпал с ледниковым периодом в истории человечества.

В мезолите (средний каменный век) усовершенствовались орудия труда, изобрели лук и стрелы, появился древнейший транспорт – водный (лодки, плоты).

В неолите (новый каменный век) произошла «неолитическая революция» - воспроизводящее хозяйство становится доминирующим. Основные занятия людей – земледелие, животноводство, гончарное дело. Постепенно появился наземный транспорт – телеги, сани. Формируется система обмена.

Определяющими чертами медно-бронзового века были существование воспроизводственного хозяйства, появилось разделение труда на земледелие, животноводство, началась обработка меди и бронзы. Обмен становится постоянным.

Ранний железный век (на рубеже II-I тыс. до н.э.) возник с переходом к производству железа. Начали развиваться ремесла (гончарство, ювелирное дело, кузнечество).

Возрастает производительность сельского хозяйства, развивается птицеводство. Для раннего железного века характерно быстрое развитие торговли. В целом хозяйство первых эпох носило натуральный характер.

Главной хозяйственной формой того времени была община. Община – это коллектив с полной или частичной собственностью на средства производства.

С общественным разделением труда (отделение скотоводства от земледелия и отделение ремесла от сельского хозяйства) связаны возникновение и развитие обмена, зарождение частной собственности.

2. Фазы эволюции и варианты развития рабовладельчества

Рабовладельческий строй сложился на рубеже IV и III тыс. до н.э. и просуществовал до III- IV веков н.э. Наибольшего развития этот способ производства достиг в Древней Греции, а затем в Риме.

Процесс возникновения рабовладения в разных странах шел по-разному. Однако для всех стран и народов характерны общие экономические условия, подготовившие переход к рабовладельческому способу производства: развитие производительных сил общества до такого уровня, когда стало возможным создание не только необходимого, но и прибавочного продукта, появление индивидуального хозяйства и частной собственности на средства производства, развитие имущественного неравенства, выделение богатых семей, которые владели крупными хозяйствами и нуждались в дополнительной рабочей силе.


Рабовладельческое производство имело натуральный характер. Ему было присуще простое воспроизводство. Главными отраслями экономики были сельское хозяйство и ремесло. Вместе с тем, в условиях рабовладения появились товарное производство и товарный обмен, постепенно преобразовавшийся в систему регулярной торговли. Появились специальные места – рынки, где совершались операции по купле-продаже товаров. Постепенно торговые операции стали выходить за рамки одной страны, возникла международная торговля.

По мере роста производства и торговли развивалось денежное обращение, появились металлические деньги.

Истории известно два основных типа рабовладельческих хозяйств – восточные и античные.

Восточное рабство возникло в IV тыс. до н.э. в Древнем Египте. К странам с восточным вариантом также относятся Древний Китай, Древняя Индия, Вавилон. Для восточного рабства характерными чертами являлись:

1) преобладание не частной, а коллективной собственности на землю и другие средства производства – на рабов в форме общинной, государственной и храмовой собственности;

2) основной производительной силой в восточных рабовладельческих государствах были свободные крестьяне – общинники и ремесленники;

3) труд рабов не стал преобладающим над трудом свободных производителей, рабы в основном использовались как домашняя прислуга;

4) восточное рабство не было классическим, в нем переплелись общественные и рабовладельческие элементы.

Античное рабовладельческое общество характеризовалось более развитыми частнособственническими отношениями.

Античный период хронологически охватывает первую половину I тыс. до н.э.

В период античности рабовладельчество достигло полного расцвета. К странам с данным типом рабовладельчества относятся Древняя Греция и Древний Рим.

В античных обществах труд рабов стал основой существования общества. Рост индивидуальной частной собственности вел к разложению античной общины. Труд рабов использовался во всех сферах социально-экономической жизни античных государств, вытесняя труд свободных граждан. Поскольку крупное землевладение не допускалось, труд рабов в сельском хозяйстве Древней Греции не имел значительного применения. Главной сферой использования рабов было ремесло.

Для античных государств были характерны более высокие темпы развития общественного производства, а также формирование товарно-денежных отношений. В Древней Греции еще отсутствовала единая денежная система. В Древнем Риме уже была единая денежная монетная система, что значительно способствовало развитию торговли. Экономика по-прежнему оставалась натуральной.