«Планету Земля сохранить мы должны, иначе просто не будет Земли!» Литературно-экологический проект. Экологическая тропа как одна из форм по изучению родного края
МКОУ «Варваровская основная общеобразовательная школа»
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Сохраним родную землю»
Выполнили:
Учащиеся МКОУ «Варваровская ООШ»
Руководитель: Кириченко Н. И.
Адрес: 396761
Богучарского района
Воронежской области
Телефон: (8 473 66) 48131
2012 год
Состав проектной группы:
Кириченко Наталья Ивановна - учитель начальных классов
Лабутина Алёна - ученица 9 класса
Цыбулина Юлия - ученица 8 класса
Потапова Елизавета - ученица 7 класса
Аносова Виктория - ученица 6 класса
Ендовицкая Фаина - ученица 5 класса
Цели проекта:
развивать творческую деятельности учащихся методом проекта;
способствовать развитию и воспитанию бережного отношения к природе;
приобретать опыт практической деятельности в благоустройстве территории школьного двора;
способствовать трудовому воспитанию учащихся.
Задачи проекта:
активизировать работу по экологическому воспитанию учащихся;
прививать любовь к природе, малой родине, Отечеству;
развивать мотивацию личности к познанию и творчеству.
Актуальность и важность проекта
Природа - первооснова красоты и величия. Мы - её часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями. Состояние природы в будущем зависит от экологической воспитанности людей. Экологические знания составляют основу охраны и преобразования природы. Экологические задачи для учащихся МКОУ «Варваровская ООШ» не только стимулируют любознательность, но и способствуют проявлению заботы и беспокойства о состоянии природы, дают учащимся основы знаний и навыков по сохранению окружающей среды.
Уже является аксиомой положение о том, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Это взаимодействие становится всё более актуальным по мере роста самостоятельности детей и расширения сфер его деятельности. Поэтому в работу по формированию экологической культуры включены все учащиеся нашей школы, определены наиболее целесообразные формы и методы для каждого класса в осуществлении практической деятельности. Актуальность и важность проекта видится в том, чтобы уровень экологической воспитанности учащихся определялся не тем, что они говорят о правилах поведения в природной среде, а тем, как они их выполняют. Мы решили строить свою работу не на обсуждении отрицательного воздействия человека на окружающую природную среду, а на конкретных делах по озеленению школьного двора, посадке деревьев и уходу за ними в парке Памяти, в участии в акциях «Цветы для школы», «День птиц», «День защиты Земли и окружающей среды», ведение исследовательской работы на пришкольном участке. Многое сделано учащимися нашей школы для своей малой родины, но мы хотим и дальше осознавать себя «носителями экологической культуры». А всё, что делается своими руками, своим трудом особенно ценно. Природу любят практически все, но бережно к ней относиться могут далеко не все. Мы, учащиеся Варваровской школы, доказываем на деле любовь к природе.
Что уже сделано
В центре хутора Варваровка стоит памятник жителям села, погибшим на фронтах в годы Великой Отечественной войны. В 2005 году в честь 60- летия Победы вокруг памятника учащимися школы были посажены саженцы абрикос. Учащиеся школы взяли шефство над каждым деревцем. В засушливые дни лета они поливали их, пололи вокруг них сорняки, на зиму окучивали. Но проблема состояла в том, что не все деревья выжили. Некоторые не принялись. некоторые вымерзли зимой, а были и такие. которые уничтожили коровы и овцы, которых жители села выпускали на выпас. Дети продолжали ухаживать за сохранившимися деревьями, но на месте пропавших деревьев вырастали сорняки. И вот в апреле прошлого года было принято решение об участии в проекте “Память”. В ходе реализации проекта было высажено дополнительно около 60 деревьев. Таким образом, территория парка была значительно расширена. Но для нас важна не только практическая направленность проекта, но и воспитание патриотизма, чувства дружбы. коллективизма, любви к своей малой родине. В этом году планируется произвести обрезку и побелку деревьев, наведение порядка на территории парка. К реализации этих задач мы уже приступили.
Каждый год учащимися нашей школы ведётся работа на пришкольном участке. За каждым классом закреплён земельный участок. Работа ведётся и во время летних каникул. Ребята очень довольны тем, что удаётся вырастить хороший урожай. В этом году уже подготовлены грядки, составлен план посадки культур. Но мы решили не ограничиваться только овощными культурами. Начиная год назад исследовательскую работу по высадке лекарственного растения календулы и уходу за ним, добились положительного результата. В этом году решили опять посадить календулу.
Разработан план проведения месячника санитарной культуры и озеленения пришкольной территории МКОУ «Варваровская ООШ»
План проведения месячника санитарной культуры и озеленения пришкольной территории МКОУ «Варваровская ООШ»
№п/п
Мероприятия
Формы работы
Класс
Сроки
Ответственные
Волонтёрское движение
Шествие по улицам хутора с целью пропаганды наведения порядка на улицах хутора
01.04 – 02.04
Кл. руководители
Акция “Чистота вокруг нас”
Уборка мусора на территории хутора
15.04
Кл. руководители
Акция “Птичий дом”
Установка скворечников
13.04
Кл. руководители
Акция “Школьный двор”
Благоустройство и озеленение территории школьного двора, уход за деревьями и кустарниками, посадка клумб, альпийской горки
13.04 - 20.04
Кл. руководители
Акция “Цветок школе”
Выращивание комнатных цветов к Дню открытых дверей
04.04 -09.04
Кл. руководители
Акция “Обелиск”
Уборка территории вокруг парка, побелка и обрезка деревьев
21.04-23.04
Кл. руководители
Общешкольный экологический субботник
Уборка территории вокруг школы, приведение в порядок клумб
25.04
Кл. руководители
Весенняя неделя добра
Тематические классные часы, посадка цветов на клумбах
26.04-30.04
Кл. руководители
Механизмы реализации проекта
Инициатором и организатором реализации проекта “Школьный двор” является проектная группа.
Выполнение проекта осуществляется по следующим направлениям.
№ п/п
Направление
Виды деятельности
“Ориентир”
Проведение опроса учащихся, родителей;
Приобретение теоретических знаний учащимися для успешной реализации проекта;
Распространение информации среди учащихся, педагогов, родителей;
Обращение к администрации школы;
Выставка рисунков “Проблемы экологии глазами детей”
“Труд – это добродетель”
Организация и проведение практической работы по высадке цветочных культур на клумбах;
Создание “альпийской горки”;
Побелка деревьев на территории школьного двора;
Уход за цветами в течение летнего периода
“Поработаем вместе – и порадуемся”
Привлечение как можно большего числа родителей в реализации данного проекта
“Цветущий двор”
Наблюдение за результатами работы по озеленению школьного двора;
Выявление значимости проделанной работы для воспитания экологической культуры учащихся школы.
Этапы реализации проекта
№ п/п
Название этапа
Цель
Срок выполнения
Подготовительный
Мотивация, целеполагание
апрель 201 2 г.
Проектировочный
Построение ориентировочной схемы деятельности
апрель 201 2 г.
Практический
Реализация проекта
май – октябрь 201 2 г.
Аналитико - коррекционный
Анализ промежуточных результатов работы, внесение изменений
июнь, сентябрь 201 2 г.
Заключительный
Сопоставление действительных и желаемых результатов работы. Переход на следующий уровень развития
октябрь 201 2 г.
План мероприятий подготовительного этапа
№ п/п
Мероприятие
Ответственный, сроки
Опрос учащихся школы “Каким я хочу видеть школьный двор”, “Значение для меня школьного двора”.
Выявление знаний учащихся о проблемах экологии через выставку рисунков.
Классные руководители, преподаватели ИЗО
Изучение видов цветочных культур и правил их посадки
Обращение к администрации школы с просьбой о приобретении леек
План мероприятий проектировочного этапа
№ п/п
Мероприятие
Ответственный, сроки
Составление плана посадки цветов на клумбах, распределение клумб между классами
Составление графика работы на клумбах
План мероприятий практического этапа
№ п/п
Мероприятие
Ответственный, сроки
Сбор посадочного материала – семян цветочных культур
Консультации по агротехнике посадки различных видов цветов
Трудовой десант: приведение в порядок клумб, добавление земли на клумбы, подготовка почвы.
Учащиеся школы, апрель
Установление дренажной системы под альпийской горкой с привлечением родителей
Посадка семян и рассады цветов.
Уход за клумбами.
Учащиеся школы, июнь - август
7 .
Осенние работы – сбор семян.
Учащиеся школы, сентябрь
">экологическое воспитание и просвещение подрастающего поколения, формирование экологической культуры населения и бережного отношения к окружающей среде
Описание проекта
В проекте могут участвовать школьники и студенты, а также добровольческие объединения. Желающие до 15 сентября 2018 году должны заполнить заявку, размещенную на сайте ГУДО «Областная эколого-биологическая станция»: www.eco-kem.ru в разделе «Областные мероприятия». Затем определить специализированную площадку для сбора макулатуры, картона, пластика, полиэтилена, стекла, батареек и согласовать единый день вывоза собранных отходов с предприятиями, осуществляющими прием и переработку вторичных отходов на территории Кемеровской области.
">В проекте могут участвовать школьники и студенты, а также добровольческие объединения. Желающие до 15 сентября 2018 году должны заполнить заявку, размещенную на сайте ГУДО «Областная эколого-биологическая станция»: www.eco-kem.ru в разделе «Областные мероприятия». Затем определить специализированную площадку для сбора макулатуры, картона, пластика, полиэтилена, стекла, батареек и согласовать единый день вывоза собранных отходов с предприятиями, осуществляющими прием и переработку вторичных отходов на территории Кемеровской области.
Подведение итогов состоится в ноябре 2018 года. Вырученные средства пойдут на изготовление экологических сумок.
Результаты проекта
">Пропаганда раздельного сбора мусора. Привлечение внимания к экологической обстановке. Собранные средства будут потрачены на изготовление экологических сумок.
Проект на тему: «Спасём планету Земля ».
Актуализация проекта.
Наш космический корабль – Земля – слишком мал, чтобы люди могли безответственно тратить не возобновляемые ископаемые ресурсы. Их не хватит будущим поколениям, если Земля будет загрязняться отходами. Если будет происходить эрозия почв, и расширение пустынь, уничтожаться леса, живые существа. Речь идёт не об остановке научно – технического прогресса, а о развитии науки, техники и производительных сил человечества при сохранении экологического равновесия на Земле. Понимать и правильно решать эти проблемы требует экологическое образование и воспитание, как подрастающего поколения, так и взрослых людей во всех странах.
Задача педагога заложить в ребенке гуманное мировосприятие.
Особенно актуально в современном мире сформировать у детей знания о том, что человек не господин природы, а её часть и представление о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом и воспитывается оно в совместной с взрослым деятельности, игре.
Цель проекта: экологическое просвещение и повышение экологической культуры граждан.
Задачи:
Формирование элементарных научных экологических
знаний об основных свойствах объектов живой и неживой природы;
развивать познавательный интерес к миру природы;
формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного безопасного поведения ребенка в природе;
воспитание гуманного, эмоционально положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
побуждать защищать природу и бороться за её сохранение;
Тип проекта:. Исследовательско - творческий проект
Этапы проекта:
1-й постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями воспитанников по теме исследования.
2-й Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
3-й Обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ. Закрепление полученных знаний, составление рекомендаций.
Предполагаемые результаты:
У детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде, во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях(элементы рационального использования ресурсов).
У детей будут сформированы привычка и умение оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они наносят вред природе (не рвать, не топтать, не мусорить и т.п.)
У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.
Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.
Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.
Ребята исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.
Ребята узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений). Исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка).
У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
У детей будут сформированы навыки ухода за растениями в уголке природы.
Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:
* Все живые организмы имеют равное право на жизнь.
* В природе все взаимосвязано.
* В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Ресурсы проекта:
Рыжова Н.А.« Экологическое развитие детей в детском саду» .
Рыжова Н.А. « Наш дом – природа» Блок «Почва», Блок «Человек»
Рыжова Н.А. « Сказка о Человеке и Золотой Рыбке».
Методическая, художественная, познавательная литература по экологическому воспитанию и развитию дошкольников.
3. Уголок природы в группе.
4. Общий цветник и огород для организации труда в природе. Зеленая зона на участке группы.
5. Природное окружение для организации эко тропы и наблюдений.
6.Презентация.
7. Видеотека, слайды с собранием познавательного материала по разным направлениям объектов природы.
План действий по реализации проекта
1 этап. Подготовительный.
Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
2 этап. Собственно исследовательский.
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
Мероприятия
1.Организация в группе познавательно-экологической среды.
2. Фотовыставка "Природа просит помощи" с описанием содержания фотографий. Привлечение родителей к участию в фотовыставке.
3. Уход за комнатными растениями, а также забота и уход за растениями цветника и огорода.
4. Наблюдения на прогулках, экскурсиях, экологических тропах.
5. Цикл организованной образовательной деятельности по изучению запрещающих и разрешающих экологических знаков.
6. Операция «Помоги природе» (уборка определенных уголков природы от мусора с привлечением родителей).
7. Операция "Подарок птицам". Изготовление скворечников и кормушек с помощью родителей и развешивание их на территории детского сада.
8.Экспериментирование.
9. Участие в экологических драматизациях: « Планета Земля в опасности», «Лесное происшествие».
10. Чтение экологических сказок.
11. Выставка детских работ из природного и бросового материалов.
12. Экодесант13. Природоохранная акция: «Сохраним деревья»
14. Организация видеотеки с привлечением родителей "Живая природа." (о насекомых, птицах, животных, растениях, климатических поясах мира, обитателях моря, о временах года и т.д.).
3 этап. Обобщающий.
Обобщение результатов работы по экологическому проекту "Спасем планету". Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Презентация достижений детей по результатам проекта.
Обобщение результатов работы.
Тематическая презентация.
Участие в педагогическом совете по обобщению результатов работы по проекту, составление рекомендаций в дальнейшей работе по экологическому воспитанию дошкольников.
СОХРАНИМ РОДНУЮ ЗЕМЛЮ.
Цель и задачи: рассмотреть причины загрязнения окружающей среды; учить бережно относиться к окружающей природе; развивать мышление, воображение, внимание, наблюдательность; прививать интерес к окружающему миру.
Оборудование: Клип «» презентация « Люблю тебя, моя Земля», листы А 3, фломастеры, цветная бумага, клей, ножницы.
Основной метод обучения: моделирование воображаемой ситуации с целью изменения (творческого преобразования) объекта.
Импровизация (моделирование, конструирование) на заданную тему.
Постановка творческой задачи; анализ воображаемой ситуации и целесообразных средств творческого преобразования объекта; оценка творческой составляющей результата деятельности.
ХОД УРОКА.
I . Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек!
II . Определение темы и целей урока .
У: - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
У: - Какую цель мы поставим перед собой?
(Ответы участников: мы рассмотрим причины загрязнения окружающей среды, постараемся выработать правила поведения в окружающем нас мире).
III . Предварительная беседа.
1. клип.
У: - Я предлагаю вам посмотреть клип, в котором наглядно представлено то, как человек может до неузнаваемости изменить окружающую среду далеко не в лучшую сторону.
Как происходит загрязнение окружающей среды?
Что должны люди делать, чтобы не загрязнять окружающую среду?
Какой вклад мы можем внести в охрану природы?
А сейчас мы с вами создадим свои проекты на тему «Сохраним родную Землю».
IV . Работа в группах.
Сейчас я предлагаю вам поработать. На столах у вас есть всё необходимое для создания своего мини – проекта. Каждая группа должна создать его и расскажите о тех проблемах, которые, как вам кажется, больше всего должны волновать нас – людей! И, конечно – же, постарайтесь найти выход из этих ситуации.
V . Презентация проектов.
VI . Подведение итога урока.
Если каждый житель на планете будет относиться к Земле так, как в ваших рассказах, то не останется ни одного загрязнённого места: не будут встречаться мусорные свалки в неположенных местах, в реках можно будет купаться без опаски, леса будут радовать нас
своей зеленью и пением птиц. И тогда мы будем видеть любой уголок нашего общего дома вот таким:
Скачать:
Предварительный просмотр:
УРОК – ПРОЕКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
СОХРАНИМ РОДНУЮ ЗЕМЛЮ.
Цель и задачи: рассмотреть причины загрязнения окружающей среды; учить бережно относиться к окружающей природе; развивать мышление, воображение, внимание, наблюдательность; прививать интерес к окружающему миру.
Оборудование: Клип «» презентация « Люблю тебя, моя Земля», листы А 3, фломастеры, цветная бумага, клей, ножницы.
Основной метод обучения: моделирование воображаемой ситуации с целью изменения (творческого преобразования) объекта.
Основной структурный элемент: импровизация (моделирование, конструирование) на заданную тему.
Дополнительные структурные элементы: постановка творческой задачи; анализ воображаемой ситуации и целесообразных средств творческого преобразования объекта; оценка творческой составляющей результата деятельности.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек!
II. Определение темы и целей урока .
У: - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
У: - Какую цель мы поставим перед собой?
(Ответы участников: мы рассмотрим причины загрязнения окружающей среды, постараемся выработать правила поведения в окружающем нас мире).
III. Предварительная беседа.
- клип.
У: - Я предлагаю вам посмотреть клип, в котором наглядно представлено то, как человек может до неузнаваемости изменить окружающую среду далеко не в лучшую сторону.
Как происходит загрязнение окружающей среды?
Что должны люди делать, чтобы не загрязнять окружающую среду?
Какой вклад мы можем внести в охрану природы?
А сейчас мы с вами создадим свои проекты на тему «Сохраним родную Землю».
IV. Работа в группах. Создание краткосрочных проектов.
Сейчас я предлагаю вам поработать. На столах у вас есть всё необходимое для создания своего мини – проекта. Каждая группа должна создать его и расскажите о тех проблемах, которые, как вам кажется, больше всего должны волновать нас – людей! И, конечно – же, постарайтесь найти выход из этих ситуации.
V. Презентация проектов.
VI. Подведение итога урока.
Если каждый житель на планете будет относиться к Земле так, как в ваших рассказах, то не останется ни одного загрязнённого места: не будут встречаться мусорные свалки в неположенных местах, в реках можно будет купаться без опаски, леса будут радовать нас
своей зеленью и пением птиц. И тогда мы будем видеть любой уголок нашего общего дома вот таким: Клип « Люблю тебя, моя Земля» на песню Вадима Мулермана.