Болезни Военный билет Призыв

Что представляет собой окружающий мир. Атлас-определитель грибов и лишайников "От земли до неба". Удивительное в окружающем мире

Окружающий мир - один из самых интересных и увлекательных уроков в начальной школе. Это мир вокруг нас, это животные и растения, это космос, вся вселенная у нас на ладони. Ребенок начинает понимать особенности ее функционирования, узнает, как все происходит в этом мире. Окружающий мир в начальной школе 1,2,3,4 классе - это подготовка к пониманию ребенком таких предметов как биология, физика, химия, астрономия, физика. Это необходимая база знаний. Чтобы накопить хорошую базу, нужно много читать, а родителям - заниматься со своим ребенком. В занятиях помогут методические пособия, которые вы можете бесплатно скачать и распечатать с нашего сайта.

  • Материки мира (континенты)

    Материк - очень большой участок суши, омываемый морями и океанами. Несмотря на такую формулировку, 4 из них все же имеют сухопутные границы - перешейки. Для каждого материка характерны свои климатические условия, животный и растительный мир. Поговорим подробнее о каждом материке.

  • Про профессии для детей (подготовка к ВПР по окружающему миру)

    Существует масса профессий, о которых ребенок в четвертом классе даже не подозревает. В школьных учебниках по окружающему миру о них не пишут, а на ВПР в конце четвертого класса по этой теме вопросы обязательно зададут. Давайте поближе познакомимся с миром профессий.

  • Доклад про северного оленя для детей

    Северный олень обитает на Крайнем Севере, в тундре. Ему не страшны ни сильные морозы, ни глубокие снега. У него густая короткая шерсть, особенно в зимние месяцы. Копыта северного оленя широкие, чтобы ходить по снегу или болоту и не проваливаться. Ещё эти копыта могут раздвигаться, как растопыренные пальцы, и становиться еще шире. Края опыт крепкие, острые. Копытами, как лопатами, северный олень раскапывает, разгребает снег, чтобы добраться до вкусного лишайника, который называется "олений мох" или "ягель".

  • Доклад / сообщение "Железная руда". Как она появилась, как и где добывают железные руды

    Я расскажу о железной руде. Из нее получают чистое железо. Почти все основные месторождения железной руды находятся в породах, которые образовались больше миллиарда лет назад. В то время земля была покрыта океанами. В составе планеты было много железа и в воде находилось растворенное железо. Когда в воде появились первые организмы, создающие кислород, он стал вступать в реакцию с железом. Получившиеся вещества оседали в большом количестве на морском дне, спрессовывались, превращались в руду.

  • Александр Невский. Сообщение 3-4 класс

    Александр Ярославович родился в Переславле-Залесском в 1221 году в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии. Уже с четырех лет ребёнка отлучили от матери и отдали на воспитание княжеским воинам. Малыша начали учить военному делу и грамоте. Он вырос, превратился в ловкого, сильного юношу, который любил читать и прекрасно писал.

  • ГДЗ Окружающий мир 4 класс тетрадь для практических работ №1 Тихомирова. Ответы на задния

    Не секрет, что сейчас все учебники и рабочие тетради на печатной основе делятся на одобренные министерством образования и не одобренные. Создаются списки пособий, по которым официально разрешено проводить уроки в школе. А есть такие учебники и тетради, которые даже и лучше, но их в список официальных не внесли (видимо, мало денег дали на лапу). Так вот, вторые обычно дешевле первых, но при этом, порой, гораздо лучше и логичнее подают материал. К таким тетрадям и относится тетрадь для практических работ за 4 класс с дневником наблюдений к учебникам Плешакова. Ответы ГДЗ к этой тетради мы предложим вашему вниманию.

  • ГДЗ Окружающий мир 4 класс рабочая тетрадь 1 часть. Плешаков, Крючкова. Ответы на задания, решебник

    Четвертый класс, уже четвертый, самый последний класс начальной школы. Это означает, что все будет не так просто, как раньше. Задания довольно сложные, заставляющие задуматься, поискать информацию. Это мы про уроки по предмету "Окружающий мир" авторы учебников и тетрадей Плешаков, Крючкова, в четвертом классе. У же в первой части рабочей тетради будем писать доклады о природе, о животных и растениях, обо всем на свете. Но это не значит, что вы будете очень уставать. Мы уже написали для вас интересные доклады, остается только выбрать из готовых ГДЗ в нашем решебнике по окружающему миру.

  • Разгадывать загадки - очень увлекательное занятие. И не только увлекательное, но и познавательное, заставляющее ребенка мыслить и рассуждать. Осенью, конечно же, не обойдемся без соответствующих загадок: про осень как время года, про ее дары, осеннюю красоту.

  • Живая и неживая природа, ее объекты

    Оглянитесь вокруг. Как красиво! Ласковое солнышко, голубое небо, прозрачный воздух. Природа украшает наш мир, делает его радостнее. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое природа? Природа – это всё, что нас окружает, но при этом НЕ создано руками человека: леса и луга, солнце и облака, дождь и ветер, реки и озёра, горы и равнины, птицы, рыбы, звери, даже сам человек относится к природе.

  • ГДЗ Окружающий мир 3 класс рабочая тетрадь 1 часть Плешаков

    Продолжаем заниматься по рабочей тетради окружающий мир, автором которой является Плешаков А.А. и в этом, третьем по счету учебном году. Как обычно и привычно, задания в рабочей тетради следуют за темами учебника, их учитель предлагает сделать в качестве домашнего задания. Уже с прошлого года Плешаков учит детей рассуждать, искать данные в дополнительных источниках информации, заполнять таблицы по своим наблюдениям. Мы обобщили весь нужный в первом полугодии третьего класса материал по предмету окружающий мир и собрали его на этой страничке, сделали для вас ГДЗ.

  • ГДЗ Окружающий мир 1 класс рабочая тетрадь 1 часть Плешаков

    Мир, который нас окружает - окружающий мир - ребенок начинает познавать еще в младенчестве. Но более близко и подробно он знакомится с окружающим миром на уроках в начальной школе на одноименном предмете. Если вы учитесь по программе "Школа России", то автор ваших учебников и рабочих тетрадей по окружающему миру - Плешаков. В первом классе задания довольно простые, писать нужно минимум, в основном рисовать или вклеивать что-то по заданию. Но все равно ГДЗ на 7 гуру предлагает вам ответы для сверки, скажем так решебник по домашке.

  • Кустарники, полукустарники, кустарнички

    Кустарник - низкорослое древовидное растение, не имеющее главного ствола, они имеет несколько твердых стволиков, покрытых корой. Ветви кустарника начинаются почти от самой поверхности почвы. Кустарники – это многолетние растения. В лесах кустарники обычно занимают подлесок. Так как до подлеска доходит намного меньше солнечного света, растения в нём тенелюбивы и способны выполнять фотосинтез при ограниченном освещении.

  • ГДЗ Окружающий мир 2 класс рабочая тетрадь 1 часть Плешаков

    Готовые домашние задания по предмету окружающий мир пригодятся вам обязательно, потому что зачастую в заданиях есть указание найти информацию в интернете. А где в интернете самые правильные и подробные ответы на вопросы по окружающему миру? Конечно же, у нас на 7 гуру! Ловите ГДЗ к первой части рабочей тетради за 2 класс, окружающий мир, автор тетради Плешаков, программа школа России.

  • Проект "Города России". Окружающий мир 2 класс

    Примеры проектов на тему "Города России" по предмету окружающий мир 2 класс, программа "Школа России", выполненные учениками вторых классов.

  • Во второй части учебника по предмету окружающий мир за 2 класс, автор Плешаков, рассмотрены темы о здоровье и безопасности, общение и путешествия. Это основные направления, пронизывающие и учебник, и рабочую тетрадь по программе "Школа России". По традиции каждая большая глава рабочей тетради заканчивается темой "Проверим себя и оценим свои достижения", которая является проверкой знания изученного. Темы для второго класса не сложные, но все же для выполнения некоторых заданий рабочей тетради пришлось бы покопаться в интернете или энциклопедиях, если бы не было наших ГДЗ на 7гуру. Мы уже нашли за вас все ответы на все задания. Наш решебник проверен и одобрен учителями начальных классов, все ответы правильные.

  • Комнатные растения не только украшают собой помещение, они еще и приносят пользу, растения насыщают воздух кислородом. Но чтобы комнатное растение чувствовало себя хорошо, росло, не высыхало, необходимо за ним ухаживать. За каждым растением свой уход. Какие-то любят тенек, а другие прекрасно себя чувствуют на солнцепеке. Одни нужно часто и обильно поливать, а другие от этого завянут. Поэтому нужно знать особенности ухода и содержания растений в домашних условиях. По таким особенностям мы и составили для каждого растения свой паспорт.

  • Обработка льна на Руси в старину 🎥

    Лен многих крестьян просто выручал на Руси. Из льна пряли нитки, из которых ткали повседневную и праздничную одежду, скатерти и другие предметы домашнего обихода. Из семян льна получали льняное масло, на нем готовили пищу. Секреты выращивания льна, а затем его сбора, обработки, весь технологический процесс подготовки льна к получению пряжи, а затем и готовых текстильных изделий - все это передавалось из поколения в поколения в каждой крестьянской семье, в каждом доме.

  • ГДЗ Окружающий мир 3 класс рабочая тетрадь 2 часть. Плешаков. Ответы на задания, решебник

    Готовые домашние задания с правильными ответами на урок Окружающий мир, 3 класс, ко 2 части рабочей тетради. Автор рабочей тетради Плешаков А.А. Программа Школа России. Решебник одобрен учителем.

  • ГДЗ Окружающий мир 4 класс рабочая тетрадь 2 часть. Плешаков, Крючкова. Ответы на задания, решебник

    Рабочая тетрадь по предмету Окружающий мир за 4 класс, авторы Плешаков А.А. и Крючкова Е.А. по программе Школа России сродни тетради по Перспективе, сказывается один автор. Но есть и значимые различия, поэтому ответы к этой рабочей тетради свои и мы публикуем для вас ГДЗ для сверки.

  • ГДЗ Окружающий мир 4 класс тетрадь для практических работ 2 часть. К учебнику Плешакова. Ответы на задания, решебник

    Готовые домашние задания по предмету Окружающий мир за 4 класс сослужат хорошую службу родителям и помогут быстро проверить, как их ученик справился со своим домашним заданием, сверить ответы. На этой страничке ГДЗ к тетради для практических работ, 2 часть рабочей тетради к учебнику автора Плешаков А.А. Автор тетради - Е.М.Тихомирова. Программа - Школа России. В крайнем случае решебник можно посмотреть и детям.

  • Российская федерация протянулась с запада на восток и с севера на юг на многие километры, поэтому четко прослеживается зональность территории. Солнце по-разному освещает и греет разные части земного шара. Больше тепла приходится на экватор земли, меньше всего на Северный и Южный полюс. В разные зоны земного шара поступает определенное количество тепла, света, влаги. Эти условия определяют отдельные зоны со своим особенным климатом. Имеются такие природные зоны: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, леса, лесостепи, степи, полупустыни, пустыни, субтропики.

  • ГДЗ "Окружающий мир 4 класс". Рабочая тетрадь 2 часть. Плешаков, Новицкая. Ответы на задания, решебник

    Вторая часть рабочей тетради за 4 класс по предмету "Окружающий мир" авторов Плешаков, Новицкая (программа Перспектива) довольно сложная, но и детки уже не маленькие, способные разобраться и в истории, и в археологии.

  • Атлас-определитель камней и минералов для детей "От земли до неба". Окружающий мир Плешаков + видео

    Когда мы говорим "камни", мы имеем в виду минералы и горные породы. Минералы - это природные вещества, а горные породы - природные соединения минералов. Камни с древности выручали людей. Из них строили жилище, орудия труда, делали даже оружие в каменном веке. Некоторые породы используются как топливо, из полудрагоценных и драгоценных камней делали и делают по сей день украшения.

  • Доклад "Музей Мальцева"

    В Курганской области, в деревне Мальцево Шадринского района находится дом-музей имени Мальцева. В нем жил и работал известный во всем мире российский ученый-агроном Терентий Семенович Мальцев. Музей - большой дом с верандой. Это был раньше детский сад, но после войны дом отдали Терентию Семеновичу с семьей. На чердак ведет длинная лестница со смотровой площадкой наверху, с нее Мальцеву было хорошо видно поля вокруг деревни, на которых он работал.

  • Деление животных на группы: типы, классы, отряды, роды и виды

    Животный мир велик и многообразен. Животные есть животные, но взрослые решили поделить их всех на группы в соответствии с некоторыми признаками. Наука о классификации животных называется систематика или таксономия. Эта наука определяет родственные связи между организмами. Степень родства далеко не всегда определяется внешним сходством. Например, сумчатые мыши очень похожи на обыкновенных мышей, а тупайи - на белок. Однако эти животные относятся к разным отрядам. А вот броненосцы, муравьеды и ленивцы, совершенно непохожие друг на друга, объединены в один отряд. Дело в том, что родственные связи между животными определяются их происхождением. Исследуя строение скелета и зубную систему животных, ученые определяют, какие звери наиболее близки друг другу, а палеонтологические находки древних вымерших видов животных помогают установить более точно родственные связи между их потомками.

  • Запиши на отдельном листе сказку о животных, растениях или народное предание о происхождении названия природного объекта - это одно из творческих заданий по предмету "Окружающий мир" 4 класс по учебнику Плешакова. И если с первой частью задания все ясно, а именно, можно написать любую сказку с участием растений и животных, то вот со второй могут возникнуть проблемки. А именно народные предания о происхождении названия природного объекта учитель оценит выше, чем переписанную из книжки сказку про репку или вершки и корешки. Любой край богат приданиями, давайте познакомимся с некоторыми из них.

  • ГДЗ "Окружающий мир 4 класс". Рабочая тетрадь 1 часть. Плешаков, Новицкая. Ответы на задания, решебник

    По традиции продолжаем публиковать серию качественных готовых домашних заданий по программе Перспектива. На этот раз в поле зрения будет решебник по предмету окружающий мир за 4 класс. Авторы учебника и рабочей тетради - Плешаков и Новицкая. Окружающий мир - это тот урок, где есть место творчеству, где много материала нужно ребенку найти самому в книгах и других дополнительных источниках, а это, как правило, занимает очень много времени, и на подготовку к уроку уходит целый день. Для того мы и приготовили домашнее задание за вас. Теперь делать уроки будет гораздо легче, потому что все ответы собраны на одной странице и не нужно перебирать кучу сайтов, чтобы найти нужные ответы на задания. Наши ГДЗ проверены и одобрены учителем начальных классов.

  • Комплексные итоговые проверочные работы 1, 2, 3, 4 класс ФГОС

    Уж очень любит наша администрация давать детям административные комплексные проверочные работы каждый учебный год. В принципе, выбор верный. Комплексная работа проверяет знания сразу по всем предметам, умение анализировать, мыслить и делать выводы. Она оценивается в баллах - легко проследить статистику по всему региону. Жаль, что посреди года комплексных работ не дается, и некоторое детки теряются, увидев такие задания, что сказывается на результатах не в лучшую сторону. Вот примеры таких комплексных работ.

  • Итоговые тесты и годовые контрольные работы по окружающему миру 1 класс Перспектива (Плешаков, Новицкая)

    Тест и контрольная соответствуют данным учебников по предмету окружающий мир УМК «Перспектива» авторов А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Тест содержит 31 задание. Нужно отметить правильный ответ (подчеркнуть или обвести букву). В контрольной 13 заданий.

  • Искусство народа и его творчество неизменно отражают его самобытность и духовное богатство. Одним из таких широко известных русских народных промыслов является гжель. Непревзойденное искусство филигранной росписи на глиняных изделиях и особенности рисунка позволяют с полной уверенностью назвать гжель достоянием России. Этот народный промысел с многовековой историей и сейчас пользуется огромной популярностью. Гжель не только радует глаз неповторимым и затейливым орнаментом, но и погружает в загадочный и интригующий сказочный мир.

  • Презентация для детей "Лекарственные растения". Лопух, медуница

    Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники», «Зельники». За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В современных аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки из, таблетки и микстуры из трав. Из трав ученые получили многие современные лекарства. Но лекарственные растения и по сей день помогают людям от болезней.

  • ГДЗ "Окружающий мир 3 класс". Рабочая тетрадь 2 часть. Плешаков, Новицкая. Ответы на задания, решебник

    Готовые домашние задания с ответами ко второй части рабочей тетради по предмету Окружающий мир, 3 класс. Авторы тетради Плешаков, Новицкая. Программа Песпектива. Решебник будет полезен каждому ученику третьего класса, учащемуся по Плешакову и Новицкой, ведь в рабочей тетради встречаются не только задания на знание и логику, но и часто нужно просто найти ту или иную информацию, ответы на задания в литературе или интернете, и вы легко найдете все это у нас, на сайте 7гуру. Ответы проверены, гдз одобрены учителем начальных классов. С нами вы сделаете все домашние задания легко, просто и на одни пятерки.

  • ГДЗ "Окружающий мир 3 класс". Рабочая тетрадь 1 часть. Плешаков, Новицкая. Ответы на задания, решебник

    Ответы на задания в рабочей тетради по предмету Окружающий мир за 3 класс, 1 часть рабочей тетради, авторы Плешаков и Новицкая, программа Перспектива. Решебник поможет вам в выполнении домашнего задания. Рабочая тетрадь организована в том же стиле, что и за предыдущие 1 и 2 класс (ответы на них тоже есть у нас на сайте), но задания, что логично, более сложные, и все сложнее становится найти на них ответы. Наши готовые домашние задания помогут вам сориентироваться в окружающем мире и сделать домашнее задание легко и на 5 с плюсом!

  • Дымковская игрушка - история промысла для детей, как лепить, как раскрашивать

    Дымковская игрушка является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Он впервые возник 400 лет назад и до сих пор не потерял своей актуальности. На протяжении этого времени менялся облик дымковской игрушки, но особенность ее изготовления, делающая ее уникальной, оставалась прежней. Наш рассказ о дымковской игрушке предназначен в первую очередь для детей, младших школьников, но интересующимся взрослым почитать тоже будет интересно.

  • Старинные традиционные жилища разных народов

    Дом для каждого человека - это не просто место уединения и отдыха, а самая настоящая крепость, которая защищает от непогоды, позволяет чувствовать себя комфортно и уверенно. Любые невзгоды и длительные путешествия всегда переносятся легче, когда знаешь, что в мире есть место, где можно укрыться и где тебя ждут и любят. Люди всегда стремились сделать свое жилище как можно более крепким и комфортным, даже в те времена, когда достигнуть этого было крайне сложно. Сейчас старинные традиционные жилища того или иного народа кажутся ветхими и ненадежными, но в свое время они верой и правдой служили своим хозяевам, охраняя их покой и досуг.

  • Рабочая тетрадь "Окружающий мир" за второй класс, часть вторая, УМК "Перспектива", авторы тетради - А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Если первая часть была полностью посвящена осени, логично, что вторая должна охватить зиму, весну и лето. Да, о зиме и весне страниц много, но темы в точности повторяют 1 часть рабочей тетради. Немного не понятно, зачем 3 раза за учебный год учить созвездия звездного неба или одних и тех же птиц, но авторы учебника распорядились именно так. Про лето и вовсе только пара страничек, хотя, согласитесь, это время года чуть ли ни одно из самых замечательных и примечательных. Наш решебник содержит все гдз, ответы на задания ко второй части рабочей тетради по окружающему миру за 2 класс по Перспективе. Все ответы проверены учителем начальных классов. На многие задания вы сможете найти расширенный ответ или презентацию на страницах нашего сайта.

  • ГДЗ "Окружающий мир 1 класс". Чуракова, Кудрова. Проверочные работы. Ответы, решебник 📚

    Странно, но почему-то в УМК "Перспективная начальная школа" тетради для самостоятельных работ по предмету "Окружающий мир" разрабатываются одними авторами, а тетрадь для проверочных работ - совершенно другими. Будем надеяться, что они хотя бы читали тетради друг друга. Окружающий мир проверочные работы в тестовой форме за 1 класс начальной школы, авторы Р.Г.Чуракова и Л.Г.Кудрова, как уже говорилось, относятся к программе перспективная начальная школа. Тесты довольно просты, если учить все как предполагает учебный процесс, но попадаются задания, где нужно не только подумать, но и точно знать, а для того, чтобы узнать, информацию нужно поискать в энциклопедии или интернете. Чтобы вам долго не искать, мы и подготовили готовые домашние задания по этим тестам.

  • ГДЗ "Окружающий мир 1 класс". Федотова, Трафимова, Трафимов. Тетрадь для самостоятельной работы. Ответы на задания, решебник 📚

    Рабочая тетрадь, а если точнее - тетрадь для самостоятельной работы по предмету Окружающий мир за первый класс, авторы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов, 2015 года издания (2-е издание). Эта тетрадь входит в программу Перспективная начальная школа. В пособии содержится иллюстрированный материал для работы первоклассника в школе и дома. Задания довольно простые, но все-таки у некоторых учеников и их родителей бывают проблемы с ответами. В учебнике дается не весь материал, и первокласснику пригодится умение искать решения поставленных задач в хрестоматии, энциклопедиях или интернете. В этом решебнике мы постараемся не только выложить гдз, но и дать развернутые ответы на задания, где это необходимо.

  • Эти задания встречаются в учебниках Плешакова по окружающему миру за 2 класс, и в первой, и во второй части программ Перспектива и Школа России. Задания довольно сложные, но мы поможем вам найти ответы на этой страничке. Задания отлично развивают представления ребенка об окружающем мире, позволяют поискать логические связи между названиями месяцев и явлениями природы или трудом людей весной, зимой, летом и осенью. Естественно, при выполнении этого задания не обойтись без дополнительной литературы или интернет-источника. Назовите ребенку старинные названия месяцев, но сразу не объясняйте, почему люди назвали именно так, пусть сам подумает и найдет ответ.

  • Русский народ издревле славился не только уникальной и крайне интересной культурой, но и увлекательными играми как для детей, так и для взрослых. Однако, время, воины и влияние европейских соседей постепенно затмили старинные русские игры. Сейчас они начинают возрождаться и не перестают восхищать свой живостью, оригинальными идеями и заданиями, наполненными шумным весельем. Узнав нехитрые правила русских народных игр, можно погрузиться не только в захватывающий мир детства, но и понять, как жили и отдыхали наши предки.

  • ГДЗ "Окружающий мир 1 класс". Рабочая тетрадь вторая часть. Плешаков, Новицкая. Ответы на задания, решебник

    Вторая часть рабочей тетради Плешакова по окружающему миру за первый класс, программа Перспектива - продолжение первой части. Тетрадь гармонично дополняет первую. Задания не менее сложные, но и не менее простые, встречаются и такие, как везде у Плешакова, где нужно использовать его книги "Зеленые страницы" и "Великан на поляне". Благодаря нашим ответам на задания к этой рабочей тетради процесс обучения и подготовки домашнего задания пройдет с наименьшими потерями времени, ведь окружающий мир - это один из тех предметов начальной школы, где главным является не умение логически мыслить, а умение искать материал. Поздравляем, вы и нашли его:)

  • Амурский тигр - самый крупный тигр на планете. Обитает он на Дальнем Востоке России, по берегам Амура и Уссури, и в Китае. Амурский тигр больше своих южных сородичей. Вес взрослого животного может достигать 300 кг. Его шерсть гуще и светлее. Полосатый рисунок на шкуре тигра уникален, как отпечатки пальца у человека: вы не найдёте двух тигров с одинаковым узором. Это единственный вид тигров, способный выжить в снежную зиму. Зимой шкура тигров светлеет, становится густой и пушистой. Больших снегов тигр не боится – ходить по ним ему помогают широкие лапы.

  • Лиса относится к хищным млекопитающим и принадлежит к семейству псовых. В зависимости от вида размеры этого животного бывают до 90 см в длину, а вес может достигать 10 кг. Лисы обитают на всей территории Европы, в Азии, Северной Америке и Северной Африке.Лису отличает вытянутое изящное тело, короткие лапы, удлиненная морда, заостренные ушки и пушистый хвост. Большие и вытянутые уши помогают лисам улавливать звуки, а длинный хвост помогает сохранять равновесие во время бега и защищает от холода.

  • Атлас определитель животных "От земли до неба" к учебникам Плешаков. Насекомые, пауки, птицы, рыбы, звери.

    В атласе к учебникам Плешакова рассмотрен практически весь животный мир от мелких насекомых до крупных млекопитающих. Ребенок научится определять животных по картинкам, запомнит их названия, научится разделять животных на группы, то есть классифицировать их. Атлас станет отличным помощником в подготовке уроков по предмету окружающий мир в 1-2 классе начальной школы, в особенности по программе Перспектива и Школа России, которые построены на учебниках Плешакова и в них он часто ссылается на поиск материала в атласе-определителе "От земли до неба".

  • Солнечная система представляет собой группу планет, вращающихся по определенным орбитам вокруг самой яркой звезды - Солнца. Это светило является главным источником тепла и света в Солнечной системе. Считается, что наша система планет образовалась в результате взрыва одной или нескольких звезд и произошло это около 4,5 миллиардов лет назад. Вначале, Солнечная система представляла собой скопление газа и частиц пыли, однако, со временем и под воздействием собственной массы, возникло Солнце и другие планеты.

  • Все живое на Земле принято относить либо к растительному, либо к животному миру, однако, есть особые организмы - грибы, которые долгое время ученые затруднялись отнести к определенному классу. Грибы уникальны по своему строению, способу жизнедеятельности и разнообразию. Они представлены огромным количеством разновидностей и отличаются по механизму своего существования даже между собой. Грибы вначале относили к растениям, затем к животным и только недавно было принято решение относить их к своему, особому классу.

  • Атлас-определитель грибов и лишайников "От земли до неба"

    Плешаков, автор учебников и рабочих тетрадей по предмету окружающий мир программ Перспектива и школа России, постоянно дает задания посмотреть информацию в атласе "От земли до неба". Но что делать, если у вас нет атласа? Выход прост! Посмотреть эту информацию в нашем атласе. Тема грибы и лишайники изучается уже во 2 классе начальной школы. Атлас-определитель составлен из самых распространенных грибов, растущих на территории России, отлично подойдет для определения грибов в лесу (вне школы), по нему легко узнать, съедобный или несъедобный перед вам гриб.

    С профессиями ребенка знакомят еще в детском саду, а в начальных классах школы эти знания расширяются и закрепляются. Конечно, невозможно охватить все существующие в мире профессии, но об основных ребенок должен знать - это врач, учитель, летчик, повар, столяр, инженер и другие. Но, что не удивительно в наш век компьютерных технологий, сейчас многие детки хотят стать программистами, чтобы делать игры. Что же, хорошая профессия, но нужно осознать, какие качества потребуются для успеха на этом поприще. Обсудить все эти моменты и призывает задание учителя по предмету окружающий мир написать доклад или презентацию о будущей профессии, которую выбрал для себя ребенок.

    © Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи.
    При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу - специалисту.
    Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)

Окружающий мир 1 класс.

Что такое окружающий мир.

Урок №1.

Тема: Что такое окружающий мир.

Форма организации занятий (вид урока): урок с элементами исследования и игровой деятельности.

Тип урока: вводный урок, урок знакомства с новым учебным предметом.

Цели урока:

    Усвоение первоначальных представлений об учебном предмете «Окружающем мир», об объектах живой и неживой природы.

    Создание условий для становления и развития психических функций, способностей, мотивационных установок, творческого исследовательского мышления через вовлечение в активную учебно-исследовательскую деятельность

    Формирование морально-волевых качеств, умения контролировать свое поведение в учебных ситуациях.

Основные понятия: окружающий мир: мир природы, мир вещей, мир людей.

Метапредметные связи: окружающий мир, изо.

Ресурсы: рабочие тетради обучающихся, учебники, цветные карандаши, 3 картинки города, подводного мира и девочки у пруда; вагончики и предметы природы, вещей, людей.

Планируемый результат обучения, в т.ч. формирование УУД:

    Иметь представления об окружающем мире, об объектах живой и неживой природы, давать примерные ответы на вопрос: «Для чего нужно изучать окружающий мир?»,

    Знать отличительные черты объектов живой и неживой природы.

    Уметь вести простые наблюдения, проводить сравнение объектов живой и неживой природы, давать ответы в виде небольшого предложения на несложные вопросы учителя или сказочного персонажа, уметь выполнять инструкции учителя.

    Уметь сотрудничать с товарищами в простейших ролевых играх и вести простые диалоги.

1.Личностные УУД: формирование интереса к новому предмету, определение необходимости изучения мира, в котором ты живёшь;

2.Регулятивные УУД: организация рабочего места по инструкции учителя; по возможности оценивать свою работу и работу товарища; определять план выполнения задания под руководством учителя.

3.Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике и рабочей тетради; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков; воспроизводить прослушанное, определять тему урока; делать выводы под руководством учителя.

4.Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, формулировать вопрос по интересующему вопросу; слушать и понимать речь других.

7.Рефлексия. Личностные УУД

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент

Коммуникативные УУД

Учитель приветствует детей, с улыбкой принимает их приветствия и с помощью небольшого дыхательного упражнения снимает возможное напряжение. Готовит детей

УЧИТЕЛЬ. Доброе утро, дети! Давайте с Вами вместе приготовимся к уроку – поднимем руки вверх, сделаем при этом глубокий вдох, подержим руки несколько секунд вверху, а потом резко опустим их вниз, сделаем при этом небольшой наклон вперед и глубокий выдох. А теперь каждый сядет так, как ему удобно будет работать на уроке.

Дети радостно приветствуют учителя, делают дыхательное упражнение и рассаживаются по своим рабочим местам. При этом занимают удобную, но приемлемую для учебы позу

2.Актуализация опорных знаний.

Личностные УУД

Речевая разминка. Учитель вовлекает обучающихся в диалог.

-Как вы думаете, кто для вас будет помощником на уроке?

Загадка-подсказка.

Вот помощник самый первый:
Он и умный, он и верный
На урок на парту ляжет
Полистай, он все расскажет!

-Как называется наш учебник?

Вот так называется и предмет, который мы будем изучать.

Знакомство с рабочей тетрадью.
.

Учитель, товарищ, дома,мама.

Это же учебник!

Окружающий мир.

Дети берут её в руки, рассматривают обложку.

3.Целеполагание и мотивация.

Регулятивные УУД

-Давайте проговорим, о чём пойдёт речь на нашем первом уроке окружающего мира.

-Что такое окружающий мир?

-Для чего вдруг его надо изучать?

4.Открытие нового знания детьми

Познавательные УУД

Личностные УУД

УЧИТЕЛЬ. А теперь, давайте воспользуемся нашим первым помощником – откроем учебник на странице. Внимательно рассмотрим иллюстрацию.
Учитель зачитывает стихотворение.
УЧИТЕЛЬ.
Оглянись вокруг, дружок!
Видишь реку, лес, лужок,
Птичьи стаи, самолет,
Что отправился в полет.
Небо, ветер, облака,
Снова речка, луг река!
УЧИТЕЛЬ. Мы с вами начинаем изучать новый учебный предмет – «Окружающий мир». Рассмотрите картинку еще раз, посмотрите в окно, по сторонам, подумайте и скажите, что такое окружающий мир? Что и кто является частью окружающего мира?

УЧАЩИЕСЯ. Окружающий мир – это то, что нас окружает, что вокруг нас. Это – разные существа и предметы, животные, небо, тучи, деревья, дома, люди.
УЧИТЕЛЬ. Хорошо, ребятки! Молодцы! И мне хочется, чтобы вы научились наблюдать за окружающим миром, изучать и исследовать его.

На уроке окружающего мира мы узнаем почему день сменяет ночь? Сколько дней в году? Почему происходит смена времён года? Как разнообразен растительный и животный мир Земли? Почему для человека очень важно жить в семье? Какие чудеса могут творить человеческие руки?

Игра – путешествие.

1ряд отправляется в лес.

2ряд отправляется в подводный мир.

3 ряд на прогулку по нашему городу.

-Перечислите предметы природы, которые там увидели?

-Раз, два, три – вернулись из путешествия. Вы, ребята, оказались очень наблюдательными, поэтому назвали много предметов окружающего мира.

Подводим первый итог.

-Что изучает предмет «Окружающий мир»?

Ученики открывают учебники и рассматривают картинки.

Окружающий мир – это то, что нас окружает, что вокруг нас. Это – разные существа и предметы, животные, небо, тучи, деревья, дома, люди

Ученики могут перечислить несколько предметов вокруг себя.

1ряд: девочка, пруд, утка с утятами, деревья, трава.

2ряд: морские звёзды, растительность, кораллы, дно, воду.

3ряд:здание, площадь, цветы, деревья.

Предмет окружающий мир изучает мир природы, мир вещей, мир людей.

5.Первичное закрепление.

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

РАБОТА по учебнику на с. 5З

Задание: раздели рисунки на две группы. Объясни своё решение. Можно использовать подсказку.

-Перечислите предметы на картинке.

-На какие две группы разделите их? Почему?

-Попытаемся проговорить полный ответ на вопрос: Что такое окружающий мир?

1 вариант ответов: живая и неживая природа.

2вариант: мир природы, мир людей, мир вещей.

По учебнику: окружающий мир – это то, что находится вокруг нас: природа, люди и всё, что создано человеком.

Оцениваются ответы детей, которые смогут более точно воспроизвести данное определение.

6.Самостоятельная работа.

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

РАБОТА в рабочих тетрадях на с.4-5

Задание 1 на с.4.

-Раскрась то, что относится к живой природе.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА для глаз и для кистей рук.
УЧИТЕЛЬ. Мы с Вами хорошо поработали и ваши глазки и кисти рук заслужили небольшой отдых. Встали со своих рабочих мест, вышли из-за парт, поднимаем ручки вверх, опускаем. Повторяем три раза. Теперь попробуем выполнить вращения руками: вперед, назад. Вытянули руки в сторону, согнули в локтях и вращаем: вперед-назад, теперь развели руки в стороны и вращаем кистями рук: вперед-назад. Теперь опустили руки вниз и немножко потрясем кистями рук. Закройте глазки, представьте, что Вы на берегу ласкового теплого моря, опустили руки в теплую воду, вынули кисти из воды и пытаетесь стряхнуть капли. Молодцы! Теперь давайте внимательно посмотрим в окно на большое дерево во дворе школы, останавливаем взгляд на дереве, считаем до 10 вслух. Хорошо! Теперь закроем глазки и опять сосчитаем до 10.

Дети выполняют инструкции учителя: вращают руками, вращают руками, согнутыми в локтях, вращают и потряхивают кистями, закрывают глаза.

РАБОТА на с.5. тетради.

-Объедини рисунки в две группы. Объясни свой выбор.

ИГРА «Прицепи к паровозикам вагончики».

Живая и неживая природа.

Вызываю к доске двух учеников-паровозиков. Дети с места показывают свою картинку, паровозики собирают вагончики.

УЧИТЕЛЬ. Молодцы ребята! Верно, все предметы, встречающиеся в природе, мы можем разделить на две большие группы – предметы живой природы и предметы неживой природы.

Цветы, бабочка, ель, грибы.

Работа в парах: «Посоветуйся с соседом».

Посуда – неживая природа, остальные предметы живой природы.

Ведут активную самостоятельную деятельность.

Контролируют себя и товарищей во время игры.

Контроль по образцу на доске.

Коммуникативные УУД -Что нового узнали на уроке?

Кому было трудно? Интересно? Оценка своей работы.

А.А. Вахрушев

Программа «Мир и человек» входит в образовательную модель «Школа 2100» (рук. А.А. Леонтьев).

Основное умение, формируемое в курсе – понимание окружающего мира. Понимать окружающий мир – это значит:

1) знать, что и почему происходит в мире;

2) предполагать, что с ним может произойти;

3) решать, как себя вести в нем.

Основные задачи обучения естествознанию в начальной школе – формирование умений учиться всю жизнь и воспитание человека, осознающего свое место и место человечества в окружающем его мире.

Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с элементарной целостной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира при минимуме сообщаемых знаний – сделать человека сознательным участником жизни.

Главным способом познания природы должен быть исследовательский. В его основе лежит поисковая ориентация, а главной целью является не воспроизведение готовых знаний, а их получение самим учащимся из своего непосредственного опыта.

Объяснить детям сложные законы природы поможет так называемый «прием рюмки», который позволяет рассматривать любой закон природы, опираясь на знакомый школьнику опыт. Закон не доказывается, не выводится, а поясняется по возможности разнообразным наблюдательным опытом младшего школьника.

В программе 1-го класса «Я и мир вокруг» школьники познают мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным объектом.

Программа 2-го класса «Наша планета Земля» знакомит школьников с языком географических карт. Географический подход позволяет детям упорядочивать огромную информацию, которую обрушивает на них современная цивилизация.

Главная идея программы для 3-го класса «Живые обитатели планеты» состоит в раскрытии ведущей роли живых организмов в поддержании порядка на поверхности нашей планеты.

Программа 4-го класса «Человек и природа» посвящена человеку и его роли в биосфере Земли.

Содержание программы базируется на принципах развивающего обучения, является личностно ориентированным и направлено на формирование целостного образа мира («не мира вокруг меня, а мира, частью которого я являюсь»). Программное содержание отличается экологической направленностью, историчностью (сведения об эволюции планеты, органического мира, человека и т.п.), культурологической ориентацией. Обучение строится на деятельностно-проблемном подходе, исследовательском методе. Большое внимание уделяется развитию самостоятельности и творчества.

Окружающий мир

И.П. Товпинец

Программа создана на основе программы «Естествознание» (Н.Я. Дмитриева, И.П. Товпинец) в дидактической системе развивающего обучения Л.В. Занкова .

Программа направлена на формирование у школьников широкой целостной научной картины мира.

В курсе интегрируются естественнонаучный и обществоведческий компоненты содержания.

Курс обеспечивает формирование различных надпредметных умений: умений наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения. Содержание курса обеспечивает формирование эмоционально ценностного отношения к природе.

В 1-м классе проводятся ознакомительные уроки-экскурсии в природу, направленные на формирование целостного представления о мире во всем его многообразии.

Со 2-го класса изучается курс «Естествознание». Дети знакомятся с жизнедеятельностью растений и животных во взаимосвязи с сезонными изменениями в природе и их приспособленностью к условиям внешней среды, узнают о закономерных изменениях в жизни растений и животных.

Программа 3-го класса предусматривает более глубокое осмысление закономерной связи живой и неживой природы. Значительное внимание уделяется знакомству с природными сообществами (лесом, лугом, водоемом). Существенная роль отводится изучению воды и воздуха как среде обитания, их значению для жизни животных, растений и человека.

В 4-м классе формируется представление об организме человека как о целостной системе, где все органы взаимосвязаны и находятся в состоянии изменчивого равновесия с внешней средой.

1 класс «Мир вокруг» (30 ч).

2 класс «Естествознание» (34 ч).

3 класс «Естествознание» (34 ч).

4 класс «Естествознание» (34 ч).

Система Л.В. Занкова направлена на общее психическое развитие младших школьников на основе многогранной психической деятельности, которая обеспечивается включением наряду с интеллектуальной сферой эмоций, чувств, волевых качеств ребенка. В программе и методике обучения естествознанию конкретизируются типические педагогические свойства (многогранность, вариантность, коллизийность, процессуальность) и дидактические принципы развивающего образования.

С первого класса дети изучают «окружающий мир».

Многообразие затронутых тем, многообразие учебных пособий разных авторов не смогли упростить жизнь детей и родителей. И к сожалению, данный предмет является до сих пор одним из самых спорных и неоднозначных.

Поделки и опыты делают родители, они же создают проекты, помогают детям рисовать звон крыльев комара или традиционные костюмы, а в интернете огромное количество фотографий страниц учебников, высмеивающих сегодняшнюю систему изучения окружающего мира:

Глобально ведущие цели изучения предмета «Окружающий мир» следующие:

  • формирование систематизированных знаний о многообразии природы и условиях ее жизни;
  • развитие положительного отношения к природе, элементов экологической культуры;
  • формирование навыков бережного, созидательного отношения к природе.
  • воспитание начал высших нравственных чувств (отношения к Родине, ее культуре и истории), толерантности, и др.;
  • воспитание культуры поведения и взаимоотношений;
  • развитие умения сопереживать, проявлять внимание, оказывать помощь и др.
  • формирование общей культуры и эрудиции школьников;
  • развитие ценностных отношений к окружающему миру, нравственных и эстетических чувств;
  • осознание себя как части природы и члена общества.

И вроде бы идея понятна: надо познакомить детей с многообразием окружающего мира и дать базовые знания о науках, которые далее будут изучаться отдельными предметами.

Но по факту мы имеем сложные запутанные тексты, отсутствие единого стандарта учебника. Изучаемые темы в разных программах очень сильно отличаются. А главное, что задания в рабочих тетрадях, проекты и многое другое дети не могут выполнить без помощи родителей.

Найти в тексте основную мысль, выделить суть порой сложно даже родителям.

На тренинге «33 техники эффективного обучения» мы разбирали параграф окружающего мира:

Родители трижды прочитали текст, прежде чем удалось добраться до сути и подготовить помогатор «Гамбургер» для пересказа текста.

При этом, мы, взрослые люди, обладаем навыком работы с информацией и можем обрабатывать ее в несколько раз быстрее, чем дети. На ходу отделяя важное от неважного, актуальное от «воды».

В результате получается, что информация, представленная в учебниках требует особого подхода к проработке.

Мы решили помочь родителям и детям научиться изучать окружающий мир так, чтобы сэкономить силы, нервы и время.

Поскольку изучение окружающего мира — один из самых спорных вопросов как у родителей школьников, так и на семейном обучении, мы собрали весь опыт и объединили его в тренинг:

«Окружающий мир. Все что нужно знать»

Тренинг продет в это воскресенье, 4 марта. Начало тренинга в 10:00 по мск. Участие в прямом эфире бесплатное

Вы получите готовые инструменты для изучения предмета, обзор и анализ литературы и учебников и ответите на вопрос «Как правильно изучать предмет Окружающий мир с ребенком»

Вы узнаете:

  1. Для чего мы изучаем Окружающий мир.
  2. С какими проблемами дети сталкиваются при изучении.
  3. Как сделать изучение Окружающего мира простым, понятным и интересным.
  4. В прямом эфире полностью разберете Окружающий мир за 3 класс.

Вы получите подробный разбор предмета, а так же универсальный алгоритм, с помощью которого, сможете разобрать за 1 день учебник за любой класс по окружающему миру и подготовить ребенка к успешной аттестации.

В материалах тренинга Премиум-версии Вы получите:

1. Запись тренинга, которую можно смотреть в любое удобное время
2. Презентации и материалы, используемые в тренинге.
3. Интеллект карту по Окружающему миру за 3 и 4 класс (обзор учебников)
4. Интеллект карту по учебникам программы Школа России с 1 по 4 класс.
5. Помогаторы для изучения предмета

Тренинг проводят: Рената Кирилина и эксперт эффективного обучения Марина Барабошкина.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"

ВИНОГРАДОВА Наталья Федоровна,
РЫДЗЕ Оксана Анатольевна

“Окружающий мир” как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы

План лекций по курсу

Номер газеты

Название лекции

Лекция 1. Младший школьник и окружающий мир: особенности взаимодействия.
Воспринимает ли младший школьник мир так же, как взрослый? Что такое «целостность восприятия»? Проявляет ли младший школьник интерес к природе, истории, культуре родной страны? Изменяется ли личность ребенка под влиянием окружающего мира?

Лекция 2. Развитие и воспитание младшего школьника – цель изучения предмета «Окружающий мир». Почему предмет «Природоведение» был заменен «Окружающим миром»? Каков вклад предмета «Окружающий мир» в развитие и воспитание младшего школьника? Какие качества личности развиваются преимущественно на уроках окружающего мира?

Лекция 3. Чему учить: какие знания об окружающем мире являются для младшего школьника актуальными. Что значит «актуальное знание»? Почему содержание знаний об окружающем мире должно быть интегрированным? При каких условиях знания переходят в ценностные отношения?

Контрольная работа № 1.

Лекция 4. Урок «окружающего мира»: типы и структура. Почему комбинированный урок не может быть приоритетным при изучении окружающего мира? Какие типы уроков отражают специфику окружающего мира как объекта изучения? Почему игра, логические и творческие задачи должны быть обязательными структурными единицами урока?

Лекция 5. Когда младший школьник активен: методы активизации познавательной деятельности на уроках «окружающего мира». При каких условиях организации познавательной деятельности младший школьник активен, инициативен, самостоятелен и работает в зоне ближайшего развития?

Лекция 6. Что такое учебная самостоятельность и как ее развивать? Чем различаются бытовая и учебная самостоятельность? Какие умения обеспечивают развитие учебной самостоятельности?

Контрольная работа № 2.

Лекция 7. Младшие школьники работают вместе: использование различных форм организации обучения на уроках окружающего мира. Когда учение становится коллективной деятельностью? В чем дидактическое значение разных форм организации совместной деятельности?

Лекция 8. Нужно ли «Окружающий мир» знать на отметку? Можно ли отношения и чувства мерить отметкой? Как оценивать знания об окружающем мире?

Итоговая работа.

Лекция 2.

Развитие и воспитание младшего школьника – цель изучения предмета «Окружающий мир»

Тема «круглого стола». «Нужен ли предмет «Окружающий мир» в начальной школе?

Участники: методист УО, завуч, учитель, родитель.

Завуч. Предмет «Окружающий мир» в учебный план начальной школы включен недавно, до этого в школе изучался предмет «Природоведение». И мне кажется, что для младшего школьника он был весьма удачным. Дети любили этот предмет.

Учитель. Согласна: сколько лет дети с успехом изучали природоведение! Курс «Окружающий мир» достаточно сложный, содержит значительный объем информации из многих областей (биологии, географии, обществоведения, физики и даже химии). Ребенок и так перегружен знаниями по русскому языку и математике, а тут такая нагрузка: читать, проводить опыты, придумывать... Это непосильно для детей такого возраста. А сколько страданий этот предмет доставляет учителю! К каждому уроку нужно долго готовиться...

Методист УО. Напомню уважаемым коллегам, что в истории развития начального образования всегда был интегрированный предмет, знакомящий детей с разными сторонами окружающего мира. Начало этому было положено в XIX веке К.Д. Ушинским в «Родном слове», А.Я. Гердом в «Мире Божьем» и позже – в курсе «Естествознание и география», который изучался в 20-е годы XX века и включал знания о взаимоотношениях человека и природы.

Родитель. Должен признать, что объем знаний сегодня действительно очень велик. Но моя младшая дочь, изучая этот предмет, имеет значительно более солидный запас знаний о жизни в обществе, чем старшая, которая изучала природоведение. На мой взгляд, предмет «Окружающий мир» крайне необходим младшему школьнику, поскольку позволяет ему ориентироваться в окружающем, принимать правильные решения о том, как себя вести в природе, следить за собственным здоровьем, познавать правила взаимоотношений и культуру страны.

Методист УО. Это особенно важно сегодня, когда мы потеряли ценности советского общества, а новые пока не приобрели.

Учитель. Но этот курс значительно сложнее природоведения. Он очень многогранный, требующий (в первую очередь от учителя!) желания и умения исследовать, открывать новое. Хотя, согласна, результаты нашего труда более очевидны.

Родитель. Вы говорите о том, что курс трудный, но ведь трудности процесса познания (доступные, конечно) больше вызывают интерес, чем их отсутствие. И еще: очень многое из того, что изучается, ребенку уже известно. Но только почему-то многие учителя по-прежнему заставляют выучивать все, что написано в учебнике. Неужели за 20–30 лет ничего не изменилось и наши дети, как мы и наши родители, должны развивать умение зубрить?

Методист УО. Предлагаю обсудить все эти проблемы:

    Почему предмет «Природоведение» был заменен «Окружающим миром»?

    Каков вклад предмета «Окружающий мир» в развитие и воспитание младшего школьника?

    Какие качества личности развиваются преимущественно на уроках окружающего мира?

? Почему предмет «Природоведение» был заменен предметом «Окружающий мир»?

Если мы заглянем в учебники по истории педагогики и поинтересуемся учебными планами и номенклатурой предметов, которые в разные исторические времена изучали школьники начальных классов, то обратим внимание на то, что впервые курс, подобный природоведению, появился во второй половине ХVIII века. Автор «Начертания естественной истории, изданного для Народных училищ Российской империи...» (1786) В.Ф. Зуев предлагал знакомить учащихся младших классов с неживой природой («Ископаемое царство»), растениями («Прозябаемое царство»), животными («Животное царство»). Авторы всех курсов природоведения, которые изучались позже, вплоть до 90-х годов ХIХ века (А. Герд, Л. Севрук, И. Полянский, Д. Кайгородов, В. Горощенко, А. Низова, З.А. Клепинина, Л.Ф. Мельчаков, А.А. Плешаков), уделяли основное внимание расширению получаемых детьми знаний. Постепенно вводились всё новые и новые разделы, отражающие область естественнонаучных знаний: почва, природные сообщества, строение человеческого организма, экология и пр. В основу курса авторы положили идею многообразия царств природы, характеристику их представителей.

Интересно отметить и то, что время от времени предмет «Природоведение» («Естествознание») снимался как самостоятельный предмет и заменялся объяснительным чтением на уроках чтения и родного языка. Это было во времена К.Д. Ушинского и его последователей; это было в течение почти тридцати лет в период с 1937 по 1966 год. Этот курс ознакомления с миром не мог, конечно, решить всех образовательных и воспитательных задач, но имел одно преимущество – мир изучался целостно.

Изучение истории тоже входило в разные исторические времена в программы обучения учащихся начальных классов. Так, «Уставом гимназий и прогимназий» (1864 г.) было предусмотрено изучение в 3–4-х классах эпизодического курса истории, элементарный курс обществоведения в 20-е годы XX столетия был обязательным предметом во 2–3-х классах начальной школы, затем (в 30-е годы) был введен курс истории СССР. К сожалению, впоследствии ознакомление с историей, современной жизнью общества осталось в рамках объяснительного чтения.

Пожалуй, нарушение принципа природосообразности обучения (дети младшего школьного возраста познают мир целостно) и стало основной причиной возникновения на базе «Природоведения» предмета «Окружающий мир».

Каким бы интересным и полезным ни было природоведение, оно не решало задач социального развития младшего школьника. Известно, что человек – существо не только биологическое, но и социальное.

Более того, человек рождается как биологическое существо, а развивается как социальное, как член определенного общества, существующего в определенное время и в определенном пространстве. Человек не может развиваться вне социума, ни один маугли в реальной жизни не смог стать полноценным человеком.

Триединство окружающего мира (природа-человек – общество) и стало основной концептуальной идеей при разработке нового для начальной школы предмета «Окружающий мир». Сначала это было реализовано в авторской программе «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой, а затем нашло отражение в государственном стандарте и учебном плане, где с начала 90-х годов появился предмет «Окружающий мир».

С учетом особенностей современного общества и социальной стороны жизни людей проблема расширения знаний об окружающем мире приобрела особое значение. Сегодня государство и общество поставили перед школой важнейшую задачу: воспитывать высшие чувства подрастающего поколения, формировать представления об истории нашего государства, развивать ценностные отношения и ориентиры.

? Каков вклад предмета «Окружающий мир» в развитие и воспитание младшего школьника?

Обратим внимание на то, что наличие знаний, усвоение какой-либо информации является существенным показателем развития, но не самым важным.

Выдающийся детский психолог Л.С. Выготский определил развитие ребенка как результат обучения, не совпадающий с его содержанием, то есть как личностные новообразования, которые принципиально отличают ребенка в конце обучения от него же самого в начале. Это изменения, происходящие в психике (в восприятии, внимании, воображении, мышлении, речи и памяти), в личностном развитии (в понимании себя, самоконтроле и самооценке, управлении своими чувствами и поступками и пр.), в отношении к окружающему миру и деятельности, которой занимается ребенок, и др.

Какие же характеристики развития, наиболее важные для младшего школьника, формируются при изучении предмета «Окружающий мир»?

    Умение применять полученные знания, выбирать рациональный способ решения учебной задачи;

    стремление быть самостоятельным и проявлять инициативу при изучении окружающей действительности, находить способы получения, систематизации, обобщения информации;

    умение осуществлять учебное сотрудничество, выбирать партнера по деятельности, целесообразные способы совместной работы;

    умение оценивать свое незнание, находить причину совершённой ошибки и пути ее исправления, определять необходимость получения новых знаний.

Одной из главных задач рассматриваемого предмета является развитие общей культуры школьника. Деятельность учителя начальной школы направлена на формирование элементов экологической культуры, развитие нравственных чувств, а также культуры поведения в обществе.

Поскольку уроки строятся на конкретном и близком детям материале, они затрагивают их чувства, позволяют сравнивать свой опыт с приобретаемым, иметь свою точку зрения. Например, во 2-м классе дети изучают достаточно трудную тему «Россия – твоя Родина». Для работы со сложным для второклассника текстом в учебнике предлагаются две эмоциональные опоры. Первая – рассказ «О чем рассказал папа» – рисует эмоциональную ситуацию, знакомую почти каждому ребенку: папа возвращается из командировки и беседует с детьми о том, как он соскучился по дому. В процессе чтения и обсуждения текста дети могут ответить на следующие вопросы: «Случались ли такие истории с вами? Когда вы скучали по дому? Вспоминаете ли вы о своем родном городе, улице, доме, когда уезжаете в другие места? Почему человек скучает по дому?»

В результате коллективного обсуждения школьники приходят к выводу: человек привыкает к родному дому, где ему всегда уютно и хорошо, где его ждут и скучают по нему. Родина – это тоже родной дом, поэтому человек не может долго жить без своей Отчизны.

Одновременно учитель предлагает другую эмоциональную опору: школьники рассматривают репродукцию картины И.И. Левитана «Вечерний звон». Особенно важно обратить внимание детей на такие слова: «Поэт передает свою любовь к Родине словами, композитор – мелодией, а художник – красками». Это подготовит учеников к анализу смысла стихотворения И. Шаферана «Красно солнышко» (с. 52 в учебнике для 2-го класса) – поэт передает свое чувство любви к родному краю, природе, Родине.

Конечно, личностное отношение к событию, нравственной норме формируется у младшего школьника непросто. Для этого и необходимо выстраивать систему эмоциональных «подмог»: приводить примеры из жизни детей, оживлять их опыт, использовать наглядный материал и др.

Приведем пример. В 4-м классе изучается тема «От рождения до старости». На одном из уроков ребятам предлагается порассуждать на тему «Почему старикам нужна твоя помощь?». В качестве первой эмоциональной опоры в обсуждении темы учитель использует жизненный опыт ученика. Четвероклассник сопоставляет образ пожилого человека, имеющийся в его прошлом опыте, с образом, представленным в тексте учебника. В этом случае эмоциональная опора соединяется с содержательной: опыт детей обогащается конкретными жизненными ситуациями.

Вторая эмоциональная опора – репродукция картины замечательного русского художника В.М. Васнецова «С квартиры на квартиру». Сравнивая свой опыт общения с пожилыми людьми, рассматривая картину, ученик получает возможность задуматься над тем, нормально ли отношение к старикам, которое мы часто наблюдаем, как сами себя ведем. Возможно, обсудив с одноклассниками важность и необходимость внимания к пожилым людям, ученик уделит немного времени своим родственникам, скажет доброе слово старикам, окажет при случае посильную помощь. Третья эмоциональная опора – рассказы учеников о том, как они помогают бабушкам, дедушкам, и обсуждение ситуации «Бабушка пришла домой».

Уроки окружающего мира при правильной их организации дают возможность развивать важнейшие интеллектуальные качества ученика: умение сравнивать, классифицировать, делать выводы. Например, изучая во 2-м классе тему «Твое первое знакомство со звездами», учитель предлагает рассмотреть две схемы и обсудить такую проблему: «В далекие времена люди, рисуя Вселенную, помещали Землю в центр – примерно так, как нарисовано на первой схеме, – и думали, что Солнце вращается вокруг Земли. Сравните схемы. Какая из них кажется вам правильной с точки зрения современной астрономии?» (Вторая схема отображает современный взгляд на строение Солнечной системы.)

В результате обсуждения дети приходят к следующему выводу: в древности у людей было неправильное представление о роли Солнца в Солнечной системе. Эта звезда – центр Солнечной системы, и Земля вращается вокруг Солнца. Таким образом, сравнение двух разных точек зрения становится основой правильного понимания связей в окружающем мире.

Среди целей изучения окружающего мира одна из важнейших – развитие общественно значимых качеств личности, ценностных представлений о природе, людях, обществе. На ее достижение направлены как содержание курса, так и все компоненты методики ознакомления с природой, обществом, людьми и т.п. Особенно важны для формирования положительного отношения к миру и его познанию проблемные ситуации.

Например, в ходе обсуждения в 4-м классе проблемных вопросов: «Почему русские воины всегда сжигали за собой мосты?», «Почему говорили: “Отступать некуда. За нами Москва!”?», «Что означают слова А.С. Пушкина, сказанные о Кутузове: “Когда народной веры глас...” (см. учебник) ?», «Почему слова песни “Вставай, страна огромная...” вдохновляли людей на подвиги?» и т.п. – у детей зарождаются высшие нравственные чувства – патриотизм, гордость за героическую историю родной страны, преклонение перед подвигами наших предков.

Ценностные позиции младшего школьника проявляются в его деятельности – сначала в учебных ситуациях, затем в повседневной жизни. Младший школьник в своих высказываниях, комментариях к своим рисункам и иллюстрациям учебника, в сочинениях, рассказах-этюдах отражает свое собственное понимание событий страны, учится сравнивать свои эмоциональные состояния с отношениями, которые высказывают в своих произведениях авторы художественных полотен, литературных произведений, скульптурных композиций и др. Например, в учебнике для 4-го класса подобран ряд плакатов, посвященных Великой Отечественной войне. Рассматривая их, четвероклассники обращают внимание на изобразительные средства, которыми пользуются художники, на то, как они изображают наших воинов и врагов-фашистов. Так, плакат «Чего Гитлер хочет и что он получит» средствами изобразительного искусства фактически называет ряд причин, по которым Гитлер развязал войну с Советским Союзом: «Гитлер хочет хлеб у крестьян отнять; хочет заводы буржую отдать; хочет землю усеять гробами; хочет свободных сделать рабами».

Конечно, в младшем школьном возрасте только начинается развитие рефлексии ребенка. Для того чтобы школьник учился оценивать результаты своей деятельности, для того, чтобы успешно формировались его самооценка и самоконтроль, уже в 1-м классе вводится специальное упражнение: «Оцени, как ты выполнил задание». Ученик внимательно читает сам (или слушает учителя) все варианты ответов на оценку выполнения задания:

– быстро, правильно, самостоятельно;
– правильно, но медленно;
– правильно, но с помощью других;
– быстро, но неправильно.

Затем ученик выбирает из ответов один, который, с его точки зрения, соответствует процессу его деятельности и полученному результату. Поскольку школьник может выбрать только один ответ из четырех, это заставляет его сначала проанализировать все предложенные варианты ответов. Опыт использования этого и аналогичных упражнений показывает, что уже к концу первого года обучения дети достаточно объективно оценивают свою деятельность, что позволяет ввести в следующих классах более дифференцированные оценки.

Процесс изучения окружающего мира в большей степени, чем все другие учебные дисциплины начальной школы, способствует развитию детской эрудиции.

При изучении курса ученики осваивают достаточно большой объем знаний из разных образовательных областей – естествознания, географии, обществоведения, анатомии и др. Это означает, что предмет «Окружающий мир» культурологический, формирующий культуру и эрудицию ребенка. Изучение природы, общества и человека способствует нравственному становлению личности, формированию гуманного отношения ко всему живому. Ребенок усваивает правила поведения, учится взаимодействовать с другими людьми, понимать самого себя, управлять своим поведением.

Например, во 2-м классе на уроках по теме «Кто живет рядом с тобой» дети изучают правила культуры поведения и отношения к людям. Чтобы уйти от назидания, формального запоминания правил, необходимо больше внимания уделить эмоциональной стороне человеческих поступков. Вывод, который сделают учащиеся: «Без правил общество не может существовать. Правила помогают людям жить без неприятностей. Соблюдение правил позволяет организовать жизнь». (Приведем пример из учебника 2 класса. С. 42–43. )

Важной стороной личности растущего ребенка является воспитание экологической культуры. Дети познают азбуку законов жизни природы, узнают о взаимодействии растительных и животных организмов, о необходимости бережного, рачительного и разумного отношения к природной среде. В процессе обучения формируется опыт оценки поведения человека в природе, развиваются умения и навыки ухода за животными, растениями, оказания им необходимой помощи как в искусственной, так и в естественной среде обитания. В основе эстетического воспитания младших школьников лежит образное, эмоциональное восприятие объектов, созданных природой и человеком. Разнообразие, яркость, динамичность объектов окружающего мира влияют на устойчивость эмоциональных впечатлений, а взаимосвязь между эмоциональным и познавательным становится условием развития эстетических чувств.

Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами и объектами, младший школьник приобретает не только большой чувственный опыт. У него развиваются умения анализировать, устанавливать связи и зависимости, классифицировать, сравнивать, обобщать наблюдаемое, делать выводы – то есть он учится быть учеником.

В процессе ознакомления с окружающим миром достаточно легко создать ситуации удивления, вопроса, предположения, предвидения, которые становятся основой для появления мотива получения знаний, приобретают особое значение в развитии логического мышления и связной речи (речи-рассуждения).

Представим теперь цели предмета в виде схемы.

Ведущие цели предмета «Окружающий мир»

Цели, обусловленные природоведческим содержанием предмета:

    формирование систематизированных знаний о многообразии природы и условиях ее жизни;

    развитие положительного отношения к природе, элементов экологической культуры;

    формирование навыков бережного, созидательного отношения к природе.

Цели, обусловленные обществоведческим содержанием предмета:

    воспитание начал высших нравственных чувств (отношения к Родине, ее культуре и истории), толерантности, и др.;

    воспитание культуры поведения и взаимоотношений;

    развитие умения сопереживать, проявлять внимание, оказывать помощь и др.

Цели, обусловленные интегрированным характером содержания курса:

    формирование общей культуры и эрудиции школьников;

    развитие ценностных отношений к окружающему миру, нравственных и эстетических чувств;

    осознание себя как части природы и члена общества.

? Какие качества личности развиваются преимущественно на уроках окружающего мира?

Если исходить из принятой в дидактике позиции о том, что намеченные цели обучения являются планируемым результатом дидактического процесса, то реализация перечисленных выше ведущих целей образования младшего школьника приведет к появлению «новообразований» (Л.С. Выготский) его личности.

Эти новые качества личности ребенка помогут ему взаимодействовать с миром и самим собой, станут элементами его готовности к такому взаимодействию.

Выделим основные компоненты готовности младшего школьника к взаимодействию с окружающим миром.

1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ – способность работать с информацией разного типа, умение применять знания в нестандартных ситуациях, определять способ построения учебной задачи; владеть (на возрастном уровне) приемами самостоятельного добывания новых знаний. К интеллектуальной готовности относятся и необходимый уровень развития познавательных интересов, способность ученика работать в условиях поиска, умение выдвигать и обсуждать предположения, проводить небольшие исследования.

2. ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ – желание и умение проявлять самостоятельность, инициативу, целеустремленность, волевое усилие при преодолении трудностей; умение планировать и организовывать свою деятельность, владеть элементарными правилами учебного сотрудничества.

3. КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ – способность использовать средства языка и речи для получения и передачи информации, умение участвовать в учебном диалоге, строить монологические высказывания разного типа.

4. РЕФЛЕКСИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ – способность осуществлять контроль и оценку своей деятельности, предвидеть возможные последствия своих действий, находить и устранять причину возникающих трудностей; сознание собственного достоинства, умение объективно оценивать свои учебные достижения и стремиться к их улучшению.

5. ДЕЛОВАЯ (деятельностная) ГОТОВНОСТЬ – способность переводить практическую задачу в учебную, конструировать свою деятельность от постановки цели до получения результата; умение применять алгоритм действий; способность работать в условиях выбора.

6. КРЕАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ – способность решать учебную задачу творчески; желание
и умение отказываться от образца, добиваться оригинальности и новизны решения.

7. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ – система учебно-познавательных мотивов (обоснованное желание учиться), адекватная эмоциональная реакция на различные учебные ситуации, умение использовать и приобретать чувственный опыт.

Из перечисленного выше следует, что характеристика готовности младшего школьника индифферентна к содержанию обучения, то есть данные качества ученика могут быть сформированы на любом уроке.

Вопросы для самопроверки

1. Докажите особое значение окружающего мира для социального развития ребенка.

2. Каково отношение родителей учеников вашего класса к предмету «Окружающий мир»?

3. Охарактеризуйте одну из целей изучения предмета.

4. Как вы понимаете готовность младшего школьника к жизни в современном окружающем мире?

5. Выскажите свое мнение по поводу вопроса: «Нужно ли корректировать процесс обучения в связи с изменениями в современной общественной ситуации?»

1. Виноградова Н.Ф . Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века». – М.: Вентана-Граф, 2005.

2. Виноградова Н.Ф . Стратегия Российской Федерации в области развития образования на период до 2008 г.: приоритеты образования как вклад в социально-экономическое развитие страны // Начальное образование. – 2005. – № 5.

3. Виноградова Н.Ф . Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе? // Начальная школа. – 2001. – № 9.

4. Виноградова Н.Ф . Обучение должно быть развивающим // Начальное образование. – 2004. – № 2.

5. Виноградова Н.Ф. Как развивать рефлексивные способности. Начальное образование. – 2005. – № 4.

6. Журова Л.Е., Виноградова Н.Ф . Учебная деятельность: Программа для начальной школы // В сб. «Программы для четырехлетней начальной школы». – М.: Вентана-Граф, 2005.