Болезни Военный билет Призыв

День штурмана военно-морского флота российской федерации. День штурманов военно-морского флота российской федерации

Раньше (а неофициально и сейчас) День штурмана праздновался в дни весеннего (21.03) и осеннего (23.09) равноденствий. Именно в эти дни можно точно и без инструментов определить стороны света - Солнце в любой точке восходит строго на востоке, а заходит соответственно на западе. Но с 1997 года, в соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ День штурмана Военно-Морского Флота отмечается 25 января, в день основания штурманской службы Российского флота.

Необходимость подготовки отечественных капитанов и штурманов возникла с началом строительства в России военного флота. Реализацией этой идеи стало создание в Москве Школы математических и навигацких наук в Сухаревой башне. В указе Петра Первого от 25 января 1701 года было сказано: "Быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению". Этот день и является официальной датой основания штурманской службы российского флота.

Надо добавить, что тем же Петром был издан Устав, согласно которому:

- "Штурманов в кабаки не пущать, ибо они, отродье хамское, не замедля напиваются и дебош устраивают."

- "Штурманов во время баталии на верхнюю палубу не пущать, ибо они своим гнусным видом, всю баталию расстраивают."

Вот какие были статьи в уставе Петра Великого. Но это так, к слову и не к празднику.

Воинскую службу многие известные флотоводцы начинали с должности штурмана корабля. Среди них и адмиралы, заложившие основу современного флота России - С. Горшков, В. Михайлин, А. Михайловский, и многие другие. В истории великих географических открытий имена штурманов стоят в одном ряду с командирами кораблей и адмиралов. Только в Приморском крае имена штурманов российского флота увековечены в названиях 64 мысов, 12 островов, 3 полуостровов, 9 бухт.

Профессия корабельного и флагманского штурмана считается особо трудной и ответственной, а также, как записано в Правилах организации штурманской службы на кораблях ВМФ, - "работа штурмана в походе носит творческий характер". Причем сегодня речь идет о штурманской службе не только ВМФ, но и всего флота России.

Профессиональный праздник Военно-Морской Флот впервые в своей истории отметил 25 января 1997 года, в соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ, а в 2001 году штурманская служба отечественного флота отметила свое 300-летие. Профессия сегодня

В настоящее время для улучшения подготовки штурманских служб соединений, боевых частей на кораблях, работы по предупреждению навигационной аварийности с использованием современных методов и способов навигации разрабатываются проекты новых руководящих и методических документов по штурманской подготовке в ВМФ: руководство по организации штурманской службы, правила штурманской службы для надводных кораблей и подводных лодок ВМФ. В новом руководстве и правилах впервые сформулировано понятие "штурманская подготовка". Она включает в себя комплексную многоуровневую систему обучения как личного состава штурманских боевых частей кораблей, так и флагманских штурманов, вахтенных офицеров кораблей, командиров соединений, их заместителей, командиров кораблей.

На флотах продолжается работа по совершенствованию существующих и поиску новых способов и методов решения навигационных задач. Исследуются возможности определения места подводных лодок без всплытия под перископ. Внедрены в практику навигации методики решения навигационных задач кораблевождения при плавании под льдами Арктики. Активно ведется освоение электронной информационной навигационной системы. У штурманской службы, как одной из главных составляющих всего российского Военно-Морского Флота - великая история, и нынешнее поколение офицеров-штурманов решает сложные задачи на морях и океанах, продолжая лучшие традиции своих предшественников.

Черный турмалин - Шерл в украшениях из серебра 925 пробы. Лечебные и магические свойства черного турмалина - Шерла.

Чтобы попасть в любое нужное место, в котором раньше не приходилось бывать, достаточно обратиться к современным девайсам (ввести координаты в навигатор, который мгновенно проложит оптимальный маршрут следования) или по старинке воспользоваться картой. Эти варианты подходят для простых обывателей и любителей-путешественников.

Определением оптимальных маршрутов с учетом особенностей транспорта, цели следования, перевозимых грузов и предстоящего пути занимаются специалисты - штурманы. В некоторых случаях они работают в паре с логистами. Штурман - это своего рода опытный проводник, который превосходно ориентируется в незнакомой обстановке при любых условиях с помощью различных навигационных устройств и приборов. Данная категория специалистов особенно востребована в транспортной отрасли: морском деле, авиации и других. Именно таким профессионалам и посвящен этот праздник.

Когда отмечается

День штурмана Военно-Морского Флота Российской Федерации принято отмечать 25 января ежегодно. Событие было учреждено приказом Главнокомандующего ВМФ РФ Ф. Громова от 15 июля 1996 г. № 253. В 2020 году дату справляют 24-й раз.

Кто празднует

Событие отмечают военные морские штурманы: помощники капитанов (шкиперы), капитаны корабельных судов, учащиеся военно-морских училищ и все те, кто связал свою жизнь с этой увлекательной, ответственной и опасной профессией.

История праздника

Календарной точкой отсчета для празднования Дня штурмана Военно-Морского Флота Российской Федерации стал день основания Петром Великим в Москве «Школы математических и навигацких наук» 25 января 1701 года.

Сама профессия штурмана возникла с момента зарождения кораблестроения на Руси, когда появилась необходимость длительных морских путешествий. Все рыбаки для того, чтобы обеспечить свою семью (ловля рыбы для еды или на продажу), вернуться домой живыми и с уловом, просто не могли игнорировать погодные условия, особенности морского ландшафта и фарватера, а также другие моменты.

До 1997 г. морские штурманы отмечали свой профессиональный праздник в дни весеннего равноденствия дважды в году - 21 марта и 23 сентября, поскольку в эти даты очень легко определять стороны света без специальных навигационных приборов и устройств.

О профессии

Штурман (в переводе с голландского - «человек за рулем») - это первоклассный специалист, умеющий грамотно работать с соответствующим оборудованием. При необходимости он может легко справиться с поставленной задачей и без него. Штурман не просто следит за работой приборов, способных выйти из строя в самый неподходящий момент, и сопоставляет адекватность показаний. Он вместе с капитаном принимает решения, от которых зависит судьба членов экипажа.

Данный специалист должен обладать обширнейшим багажом знаний в различных областях: география и топография, картография, радиоэлектроника и кораблестроение, метеорология и другие. От него требуется умение владеть собой в критических ситуациях, наличие аналитического креативного мышления и способности быстро оценивать ситуацию.

Существительное «небоскреб» вошло в наш язык благодаря морякам. Так в древности (более 2 сотен лет назад) называли верхние треугольные паруса, которые при сильном ветре могли гнуть мачту.

25 января в Военно-морском флоте РФ отмечается день штурмана. В 2017 году у штурманской службы на флоте своеобразный юбилей – 320 лет со дня первого появления званий «стюрман» и «подстюрман» в России. Первая же штурманская (навигацкая) школа была образована в 1701 году – 25 января по новому стилю. Именно это событие и стало поводом для выбора даты праздника штурмана ВМФ РФ.

Интересно, что ранее «штурманский день» имел другую дату для празднований, если заявления о празднованиях этой даты вообще уместны. Точнее, даже не одну дату, а сразу две. Речь идёт о днях весеннего и осеннего равноденствия. Это астрономические даты начала соответствующих времён года, в которые достаточно легко определить положение сторон света по расположению светила на небе, а точнее по точкам его восхода и захода.

День штурмана ВМФ РФ стали отмечать 25 января с 1997 года – на основании указа, подписанного тогдашним президентом РФ Борисом Ельциным 15 июля 1996 года.

С петровских времён штурманская служба претерпела фундаментальные изменения не только в плане методов, используемых для выполнения поставленных задач, но и в плане применения технических средств и различного рода оборудования. Шесть лет назад (в 2011 году) штурманы (в первую очередь будущие, речь о курсантах) Военно-морского флота получили комплексный тренажёр «Регель».

С его помощью осуществляется подготовка к несению службы вахтенным штурманом. Это мощная компьютерная система, дающая возможность моделирования элементов плавания корабля в любых погодных и климатических условиях. Тренажёр «Регель» позволяет курсантам готовиться к штурманской службе, изучая, в частности, особенности прохождения различных проливов, выходов из портов с учётом навигационных особенностей. Используя такой тренажёр, сегодня можно осуществлять подготовку штурманских расчётов сразу нескольких военных кораблей и судов обеспечения.

На боевых кораблях устанавливаются современные системы информационно-навигационного плана. Речь в первую очередь о ЭКНИС (ECDIS) «Маркер», «Сегмент» и «Аляска» в различных их модификациях. Электронные картографические навигационные информационные системы позволяют объединить информацию, поступающую от системной электронной карты, с данными о месте корабля, полученными от судовых датчиков.

Помимо упомянутого оборудования боевые корабли различных флотов и флотилий ВМС РФ оснащаются новейшими гидрометеорологическими комплексами «Характер-К». Комплексы предназначены для выполнения метеорологических и гидрологических измерений, включая измерения таких параметров окружающей среды как скорость и направление ветра, атмосферное давление, температура и влажность воздуха, избыточное гидростатическое давление, высота нижней границы облачности, температура морской воды, метеорологическая дальность видимости.

Новейшее оборудование, устанавливаемое на современных кораблях ВМФ РФ, это и гирокурсоуказатели ГКУ-5, интегрированные малогабаритные системы навигации и стабилизации «Кама», приёмоиндикаторы «Квиток».

Личный состав штурманских расчётов боевых кораблей Военно-морского флота РФ постоянно совершенствует своё мастерство в рамках проводимых военных учений и маневров. Особые задачи стоят перед штурманами боевых кораблей, входящих в группировку ВМФ РФ у берегов Сирии.

Сегодня штурман ВМФ - это военный специалист, обеспечивающий точное и безопасное плавание кораблей флота, отвечающий за безошибочное следование по назначенному маршруту и своевременное прибытие корабля (как надводного, так и подводного) в заданный район.

На сегодняшний день штурманская служба флота составляет более 2,5 тысяч специалистов, почти треть из которых – офицерский состав. Более 30 представителей службы имеют учёное звание.

Из заявления главного штурмана Военно-морского флота РФ контр-адмирала Эдуарда Луйка:

Подготовка штурманов ВМФ сегодня учитывает особенности стремительного развития отечественного кораблестроения и получения в состав ВМФ надводных кораблей и подводных лодок новых поколений, оснащенных новым вооружением и современным навигационным оборудованием. Перед кораблями ВМФ России стоят более сложные задачи, связанные с действиями в составе межвидовых и разнородных группировок, что требует от специалистов штурманских служб флотов высокой профессиональной и практической подготовки. Навигационное обеспечение выполнения задач в море приобретает еще большее значение, так как российский ВМФ действует во многих районах Мирового океана и зачастую, в малоизученных.

«Военное обозрение» поздравляет военнослужащих и ветеранов штурманской службы ВМФ РФ с праздником!

25 января в Военно-Морском Флоте отмечается День штурмана. С этой датой специалистов штурманских служб флотов, кораблей, подводных лодок и судов обеспечения ВМФ поздравил главнокомандующий Военно-Морским Флотом России адмирал Владимир Королёв.Поздравляя штурманов ВМФ, главком особо отметил, что «Активное участие кораблей и подводных лодок в организации военно-морского присутствия в Мировом океане, оснащение ВМФ России боевыми кораблями, атомными подводными лодками новых поколений выдвигает повышенные требования к специалистам штурманской службы ВМФ, напрямую отвечающих, как за навигационную безопасность мореплавания, так и за выполнение кораблями задач по своему предназначению. С целью подготовки штурманских специалистов высокого класса для ВМФ, Министерством обороны РФ, Главным командованием ВМФ в программы их подготовки внесены соответствующие изменения, позволяющие готовить высокопрофессиональные кадры по этой важнейшей специальности с учетом поступления в состав новых кораблей различных классов, атомных подводных лодок проекта «Борей», «Борей-А», «Ясень».Адмирал Владимир Королёв подчеркнул, что «во многом благодаря высокой профессиональной подготовке штурманов кораблей и подводных лодок, были решены важнейшие задачи действий сил ВМФ в Средиземном море, успешного применения кораблями и подводными лодками высокоточного оружия по объектам террористических группировок на территории Сирийской Арабской Республики. Высокий профессионализм показывают штурманы кораблей, выполняющих задачи в Арктической зоне».«Заметен и вклад штурманских специалистов и в то, что за несколько лет интенсивность боевой подготовки в ВМФ возросла в 1,7 раза, наплаванность экипажей кораблей и подводных лодок в 2,9 раза, а количество боевых служб кораблей Военно-Морского Флота увеличилось более чем в 2 раза. Эффективность и качество выполнения задач штурманскими специалистами возросли благодаря развитию средств навигации. Доля современных морских средств навигации и океанографии за несколько лет увеличилась более чем в 2 раза», – отметил главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Королёв, поздравляя штурманов Военно-Морского Флота с профессиональным праздником.Сегодня, штурманская служба Военно-Морского Флота насчитывает около 3000 флотских специалистов, более 1000 из которых – офицеры. Возглавляет штурманскую службу ВМФ Главный штурман Военно-Морского Флота контр-адмирал Эдуард Луйк.Подготовкой будущих штурманов по специальности в военно-морских учебных заведениях ВУНЦ ВМФ занимается более 200 человек профессорско-преподавательского состава, свыше 50 из которых имеют учёную степень, а более 30 учёное звание. Непосредственно к штурманской службе ВМФ относится более 10 учебных подразделений. Это кафедры Штурманской службы ВМФ в Военно-Морской Академии им. Н.Г. Кузнецова, кафедры кораблевождения в высших военно-морских учебных заведениях в Санкт-Петербурге, Владивостоке, Севастополе и Калининграде. Также производится подготовка специалистов технических средств кораблевождения (ТСК) во Владивостоке, Санкт-Петербурге, и в учебных центрах Военно-Морского Флота. В распоряжении штурманской службы - учебные лаборатории и аудитории, специальные тренажёры. Для морской подготовки будущих штурманов используются несколько учебных кораблей и 10 учебных катеров.

Кафедра штурманской службы берет свое начало в 1827 г., когда открылся Высший офицерский класс при Морском кадетском корпусе, где началась академическая подготовка офицеров-штурманов для российского флота. Их обучали на гидрографических отделениях сначала Офицерского класса, затем Академического курса морских наук и Николаевской морской академии.

В начале XX в. окончили академию Н. Н. Матусевич (1904 г.) и Н. А. Сакеллари (1913 г.), впоследствии руководившие кафедрой кораблевождения Военно-морской академии. В годы Первой мировой войны Матусевич издал «Записки по мореходной астрономии» и номограммы «Точность определения места корабля по способу Сомнера».

Для подготовки командиров Красного Флота в ноябре 1918 г. открыли Соединенные классы специалистов командного состава РККФ, куда включили штурманский класс. Классы размещались в здании академии. В сентябре 1920 г. произвели первый набор слушателей для обучения штурманской специальности. Для преподавания мореходной астрономии пригласили Н. Н. Матусевича, компасного дела - В. Я. Павлинова. В октябре того же года в академии открылись астрономический и компасный кабинеты.

В августе 1921 г. после кронштадтского восстания занятия временно прекратили, а слушателей и преподавателей подвергли так называемой «фильтрации». Имевших дворянское происхождение репрессировали, а выходцев из рабочих и крестьян оставили для продолжения обучения. В октябре 1921 г. расформировали Соединенные классы специалистов командного состава РККФ, 8 марта 1922 г. возобновились занятия в подготовительных группах всех отделов академии.

30 августа 1923 г. отделы переименовали в факультеты. Гидрографический факультет, на котором обучались штурманы, с 1924 по 1932 г. возглавлял Н. А. Сакеллари, который с 1920 г. читал лекции по штурманскому делу. Он подготовил к печати первые учебники и учебные пособия, такие как «Навигация», «Мореходная астрономия» и др.

В 1923 г. состоялся первый выпуск слушателей гидрографического факультета. Среди выпускников 20-х гг. были Н. Ю. Рыбалтовский, А. Д. Козлов, К. С. Ухов, ставшие впоследствии учеными в области кораблевождения. Наряду с учебной работой профессорско-преподавательский состав большое внимание уделял научной деятельности: создавали капитальные труды, чем вносили значительный вклад в развитие науки. Так, были изданы учебники Б. И. Кудревича «Теория и практика гироскопического компаса» (1921 г.), Н. Н. Матусевича «Мореходная астрономия» (1922 г.), «Учение об ошибках наблюдений и способ наименьших квадратов» (1926 г.) и «Прямоугольные координаты и их применение в гидрографии, картографии и навигации» (1934 г.), Н. А. Сакеллари «Сущность кораблевождения» (1922 г.) и др.

В июне 1927 г. по приказу Реввоенсовета СССР, звание профессора по астрономии и геодезии присвоили В. В. Ахматову, а по астрономии - Н. Н. Матусевичу. Они стали первыми профессорами штурманской специальности в академии в советское время.

Слушатели Военно-морской академии во время практики на заводе Штурманских приборов.


1 сентября 1931 г. на гидрографическом факультете образовали кафедру кораблевождения и кафедру электронавигационных приборов. Начальниками кафедр назначили Н. А. Сакеллари (1932-1936 гг.), Н. Н. Матусевича (1936-1947 гг.) и Б. И. Кудревича (1932-1941 гг.). На этом факультете обучали командиров по штурманской, гидрографической, гидрометеорологической специальностям и по специальности ограждения морей.

Всего с 1929 по 1937 г. произведено 6 выпусков слушателей гидрографического факультета, среди которых были М. А. Воронцов, И. Т. Дорофеев, Я. Я. Лапушкин, Н. И. Сигачев и др. В июне 1935 г. В. В. Каврайский и Н. А. Сакеллари получили звания профессора высших военных учебных заведений, а в следующем году В. В. Каврайскому и Н. Н. Матусевичу присвоили ученую степень доктора астрономии и геодезии. В апреле 1937 г. звание профессора получил Б. И. Кудревич. К началу Великой Отечественной войны в академии была создана и отработана система подготовки высококвалифицированных штурманов и специалистов по техническим средствам навигации.

В период начавшейся Великой Отечественной войны подготовку штурманов и специалистов по техническим средствам навигации осуществляли контр-адмирал В. А. Березкин, инженеры-контрадмиралы Б. И. Кудревич и В. В. Каврайский, инженер-вице-адмирал Н. Н. Матусевич.

В 1941 г. приема на первые курсы не было. Немногочисленный прием слушателей провели весной и осенью 1942 г. 10 августа 1941 г. состоялся первый (военный) выпуск. Среди выпускников-штурманов (набор 1938 г.) И. И. Аргунов, Л. С. Вайсман, Н. Ф. Гончар, В. Д. Шандабылов и др. За время войны произвели всего два выпуска штурманов высшей квалификации: в 1943 (набор 1940 г.) и в 1945 г. (набор 1942 г.). Среди выпускников В. Ф. Яросевич (1945 г.), впоследствии контр-адмирал - главный штурман ВМФ.

С созданием в 1945 г. Военно-морской академии кораблестроения и вооружения им. А. Н. Крылова офицеров-штурманов высшей квалификации начали обучать на кафедре кораблевождения и навигационных приборов (до 1949 г.), а позднее - на кафедре военного кораблевождения (до 1958 г.).

До 1947 г. начальником кафедры являлся Н. Н. Матусевич, инженер-вице-адмирал, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор физико-математических наук, профессор, автор множества работ по кораблевождению, гидрографии, небесной механике, теории ошибок и картографии. В 1947-1952 гг. кафедру возглавлял капитан 1 ранга Н. Ю. Рыбалтовский, доктор технических наук, профессор, автор трудов по магнитно-компасному делу. В 1952 г. начальником кафедры военного кораблевождения стал специалист в области кораблевождения, флагманский штурман Северного флота в годы войны, капитан 1 ранга П. П. Скородумов.


Изучение деталей компаса под руководством капитана I ранга Н. Ю. Рыбалтовского.


Преподавателями кафедры являлись А. П. Демин (1949-1960 гг.), Е. В. Кузнецов (1951-1959 гг.), Б. П. Новицкий (1945-1948 гг.), И. В. Юхов (1952-1960 гг.). При кафедре создали кабинет военного кораблевождения. Ведущей кафедрой по подготовке офицеров - специалистов высшей квалификации по техническим средствам навигации считалась кафедра электронавигационных приборов, образованная в 1949 г. Возглавлял ее капитан 1 ранга Н. И. Сига- чев, доктор технических наук, специалист в области гироскопических навигационных приборов.


Начальник кафедры кораблевождения профессор, инженер-контр-адмирал Б. И. Кудревич консультирует слушателей по устройству гирокомпаса.


Преподавателями кафедры были И. Т. Дорофеев, Д. Н. Иконников, С. С. Матвеев.

В 1956 г. кафедру электронавигационных приборов ликвидировали, а создали кафедру радионавигационных систем и навигационного оборудования театров, которую возглавил капитан 1 ранга В. П. Грек, ученый в области радионавигации. В феврале 1956 г. на кафедру кораблевождения перевели преподавателей ликвидированных кафедр электронавигационных приборов, океанографии и метеорологии. В 1958 г. кафедры военного кораблевождения и гидрографии объединили в кафедру военной гидрографии и кораблевождения. Однако эта кафедра просуществовала менее года (возглавил ее инженер-контр-адмирал В. А. Снежинский, доктор военно-морских наук, профессор, ученый в области гидрометеорологии и океанографии). В августе 1959 г. на ее базе создали кафедру океанографии и кафедру военной гидрографии.

Профессорско-преподавательский состав наряду с учебной работой большое внимание уделял научной деятельности. Так, были изданы учебники Н. Н. Матусевича «Система таблиц для вычисления линий положения астрономических и навигационных» (1946 г.), «Основы мореходной астрономии» (1956 г.), учебное пособие П. П. Скородумова « Мореходная астрономия» (1963 г.) и др.


Занятия по изучению метеорологических приборов проводит профессор, инженер капггтан 1 ранга В. А. Березкин (крайний слева).


Выпускниками этих лет стали А. Н. Мотрохов - впоследствии контр-адмирал, доктор военных наук, главный штурман ВМФ, А. В. Федотов - в дальнейшем контр-адмирал, начальник Научно-исследовательского навигационно-гидрографического института ВМФ, А. С. Алексеев, Э. С. Бородин, Ю. М. Иванов, В. Ф. Паластров, Н. И. Шаповалов, Д. Э. Эрдман, А. Н. Яковлев - будущие главные штурманы флотов, В. С. Болдырев, Н. М. Груздев, О. А. Мрыкин, М. И. Скворцов, ставшие затем докторами наук, внесшими значительный вклад в теорию кораблевождения.

В 1951 - 1955 гг. в академии на 3-месячных курсах при кафедре военного кораблевождения повысили свою квалификацию 45 флагманских штурманов флотов, флотилий и соединений ВМФ.

После объединения командной и инженерной академий гидрографический факультет ликвидировали, а подготовку офицеров-штурманов высшей квалификации на время прекратили. В объединенной академии на факультете радиоэлектроники создали кафедру технических средств навигации, где обучали офицеров - специалистов высшей квалификации по техническим средствам навигации. Возглавлял кафедру с 1961 по 1971 г. капитан 1 ранга С. С. Матвеев, доктор технических наук, профессор, ученый в области гироскопии, автор многочисленных трудов по гироскопическим навигационным приборам.

Преподавателями кафедры были Л. В. Данишевский, А. Е. Кораблев, В. Ф. Массаров, Б. И. Савин, Р. С. Кабиров, Ф. С. Павлов, Г. Я. Башилов. Под руководством С. С. Матвеева ученые кафедры выполнили более 30 научно-исследовательских работ, написали и издали 2 учебника. Слушателями являлись командиры штурманских боевых частей надводных кораблей и подводных лодок. Среди выпускников кафедры Ю. И. Жеглов (вице-адмирал, начальник Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны), В. И. Алексин и Р. А. Зубков (контрадмиралы, главные штурманы ВМФ), Р. В. Балтушка, В. В. Колтуненко (флагманские штурманы флотов).

В 1971 г. главнокомандующий ВМФ принял решение о возобновлении обучения морских офицеров штурманской специальности в Военно-морской академии. Для этого на кафедре технических средств навигации была открыта вторая специальность, по которой начали готовить флагманских штурманов соединений и объединений ВМФ. Начальником кафедры назначили флагманского штурмана Северного флота контр-адмирала Д. Э. Эрдмана. Ученые кафедры разработали новые учебные планы и программы, издали курсы лекций, учебные пособия, учебники. Заместителями начальника кафедры были капитаны 1 ранга А. Е. Кораблев (1971 -1982 гг.), Р. С. Кабиров (1982-1987 гг.), В. М. Спригуль (1987-1992 гг.); преподавателями - капитаны 1 ранга Ю. Д. Баранов (1970-1989 гг.), Б. А. Войцеховский (с 1976 г.), А. И. Гаврилов (с 1986 г.), В. В. Кенарский (1985-2000 гг.), В. Я. Комин (1980-1996 гг.), В. П. Луконин (с 1977 г.), В. Ф. Массаров (1958-1984 гг.), Л. А. Нахатович (с 1981 г.), С. Н. Некрасов (1978-1997 гг.), Б. И. Савин (1960-1978 гг.), В. Н. Трунов (1985-2003 гг.), Е. М. Фалин (1974-1990 гг.), Л. И. Филонов (с 1981 г.).

В 1988 г. начальником кафедры назначили флагманского штурмана флотилии подводных лодок Северного флота капитана 1 ранга Б. Е. Дегтярева (выпускника академии 1977 г.). В 1989 г. кафедру переименовали в кафедру кораблевождения и продолжили обучение слушателей по тем же двум специальностям - командно-инженерной оперативно-тактической штурманской и инженерной оперативно-тактической технических средств и систем кораблевождения.


Участник похода кораблей во Владивосток через Панамский канал доцент, капитан 1 ранга Н. Ю. Рыбалтовский рассказывает слушателям академии о маршруте похода.


С 1974 г. по 1991 г. на кафедре подготовлено 87 специалистов по техническим средствам навигации и 137 штурманов. Среди выпускников Е. Г. Бабинов (контр-адмирал, главный штурман ВМФ), В. А. Солодов (контр-адмирал, заместителя начальника Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны), В. С. Макода (контр-адмирал, доктор технических наук, начальник Государственного научно-исследовательского навигационно-гидрографического института Министерства обороны), С. П. Алексеев (контр-адмирал, доктор технических наук, профессор, начальник Государственного научно-исследовательского навигационно-гидрографического института Министерства обороны), С. И. Гарматенко, А. Э. Железняков, Ю. И. Кобзарев, В. А. Кондратьев, Б. Г. Кучин, В. С. Мальцев, Н. С. Торопов, Е. И. Худояров, А. В. Шемитов, Д. Б. Штефанов (главные штурманы флотов).

Профессорско-преподавательский состав кафедры наряду с учебной работой большое внимание уделял научной деятельности. Так, были разработаны основы теории комплексирования корабельных навигационно-измерительных систем (С. Н. Некрасов), теоретические основы методов создания измерителей путевой скорости корабля на основе использования стационарных электромагнитных полей радионавигационных систем (Р. С. Кабиров), эффективности системы кораблевождения надводных кораблей и подводных лодок (Д. Э. Эрдман, Ю. Д. Баранов, В. М. Спригуль, В. Я. Комин, Л. А. Нахатович).

В 1991 г. срок обучения слушателей увеличили до 3 лет. В связи с этим разработали новые учебные планы и программы. Сохранялась преемственность в подготовке слушателей по предыдущим учебным планам и программам. На третьем курсе проводилась стажировка слушателей на тех должностях, на которые предполагалось их назначать после окончания академии. Однако такая практика продолжалась недолго. В 1999 г. в связи с экономическими трудностями в стране ее сократили.


Профессорско-преподавательский состав кафедры с выпускниками /975 г.: Ю. Д. Баранов, А. Е. Кораблев, Д. Э. Эрдман, Л. В. Даиишевский, В. Ф. Массаров (первый ряд, слева направо); Ю. К. Кореневский, И. Ф. Величко, В. И. Баранец, В. М. Богданов, А. И. Гедзюра, В. К. Подосенов (второй ряд, слева направо); В. М. Приступа, В. М. Спршулъ, А. В. Шевченко, Ю. А. Сыздыков, Е. М. Фалин, Л. А. Мусояи (третий ряд, слева направо).


В 1995 г. начальником кафедры стал контр-адмирал Д. Б. Штефанов, главный штурман Северного флота, работавший всего 2 года; в 1997 г. его назначили главным штурманом Морской охраны Федеральной пограничной службы, а начальником кафедры - капитана 1 ранга Л. А. Нахатовича. В 1998 г. кафедру кораблевождения переименовали в кафедру штурманской службы ВМФ и начали обучать слушателей специальностям организации управления кораблевождением, организации разработки и эксплуатации средств и систем навигации. Создали новые учебные планы и программы (срок обучения уменьшили до 2 лет). Характерной особенностью обучения на кафедре явилась ориентация на подготовку офицеров к управленческой деятельности.

С 2001 г. кафедра перешла на обучение слушателей по государственным образовательным стандартам по специальности управление штурманской службой ВМФ. Подготовку специалистов по техническим средствам навигации свернули. Преподаватели кафедры написали 2 учебника, посвященных вопросам организации эксплуатации и ремонта технических средств навигации, теории радиоэлектронных навигационных систем; руководили комплексными научно-исследовательскими работами, направленными на автоматизацию навигационно-гидрографического обеспечения боевых действий и операций. В 2001 г. начальником кафедры назначили капитана 1 ранга А. Ю. Тихонова, кандидата военных наук, доцента. На кафедре продолжают трудиться А. Р. Косульников (с 1996 г.), К. И. Шарапов (с 1997 г.), С. А. Ярошенко (с 2000 г.), М. А. Чичин (с 2001 г.), С. П. Курбатов (с 2003 г.), Б. А. Войцеховский, А. И. Гаврилов, В. П. Луконин, Л. А. Нахатович, Л. И. Филонов. В адъюнктуре обучались капитаны 2 ранга Б. Б. Борисенко, Д. С. Герег и В. В. Матвеев. Учебную лабораторию возглавляет В. М. Булгаков.


Коллектив кафедры штурманской службы ВМФ: Р. С. Кабиров, Л. А. Нахатович, Б. Е. Дегтярев, В. П. Луконин (первый ряд, слева направо); Л. И. Филонов, Ю. А. Тихонов, С. Н. Некрасов, В. В. Кенарский, А. Р. Косульников, В. Н. Трунов, А. И. Гаврилов, В. Я. Комин, В. М. Спригуль, С. Е. Дмитриев (второй ряд, слева направо). 1993 г.


Из числа выпускников кафедры 15 человек стали докторами и более 50 - кандидатами наук; 22 выпускникам кафедры присвоены адмиральские звания. Лауреатами Государственной премии СССР стали выпускники и сотрудники кафедры В. П. Заколодяжный, А. П. Князев, В. С. Макода, Л. К. Овчинников, Н. И. Сигачев, Е. Ф. Суворов, В. Д. Теплов, В. А. Фуфаев; заслуженными деятелями науки и техники РСФСР - В. В. Березкин, Б. И. Кудревич, И. Н. Матусевич; заслуженными работниками высшей школы - Р. С. Кабиров. За достигнутые успехи в учебной и научной работе в Исторический журнал Военно-морской академии занесены имена А. Е. Кораблева, Л. В. Данишевского, В. Ф. Массарова, Р. С. Кабирова, Д. Э. Эрдмана, Ю. Д. Баранова. Только за послевоенный период кафедрой подготовлено около 700 специалистов высшей квалификации по штурманской специальности и по техническим средствам навигации. При этом 18 офицеров окончили академию с отличием и золотой медалью. Первым золотую медаль получил в 1952 г. И. В. Юхов. Все ведущие должности штурманской службы на флотах, значительная часть в Главном управлении навигации и океанографии и Государственном научно-исследовательском навигационно-гидрографическом институте заняты выпускниками кафедры.

КАБИРОВ Рашид Садвакасович (1928-2003)


Деятель российского ВМФ, капитан 1 ранга, ученый в области радионавигационных систем и эксплуатации технических средств навигации и океанографии, педагог, доктор технических наук (1985 г.), профессор (1987 г.), заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (1998 г.), член-корреспондент Российской академии естественных наук и Петровской академии наук и искусств (1998г).В 1952 г. окончил с отличием гидрографический факультет Высшего военно-морского училища им. М. В. Фрунзе. В течение последующих 8 лет служил в штурманских частях районов Гидрографической службы военно-морских баз Балтийск и Свинеуйсьце Балтийского флота, где успешно работал по обеспечению внедрения и освоения новейших образцов поступающих на вооружение ВМФ технических средств навигации, обучению специалистов кораблей и соединений флота методам эксплуатации штурманского вооружения. В 1963 г. окончил с золотой медалью Военно-морскую академию. Параллельно в 1961 г. заочно окончил Ленинградский электротехнический институт связи имени профессора Бонч-Бруевича, получил квалификацию радиоинженера. Начиная с 1964 г. - на педагогической работе на кафедре технических средств навигации Военно-морской академии (в настоящее время - кафедра штурманской службы ВМФ), где последовательно занимал должности преподавателя, старшего преподавателя и заместителя начальника кафедры. Являлся крупным специалистом и ведущим педагогом в области радиоэлектронных навигационных средств, надежности технических средств навигации, организации эксплуатации и ремонта морских средств навигации. Разработал и внедрил в учебный процесс профилирующие дисциплины по указанным научным направлениям.

В своих диссертационных работах разработал методы создания измерителей абсолютной скорости движения корабля на основе использования стационарных электромагнитных полей, методы комплексирования инерциальных навигационных систем с системами радионавигации, методы повышения помехоустойчивости радионавигационных систем, их радиоэлектронной защиты и боевого использования в условиях радиоэлектронной борьбы. В списке его научных трудов более 90 наименований научных и более 50 учебно-методических трудов. Успешно руководил адъюнктской подготовкой, являлся руководителем и научным консультантом 14 кандидатов и 4 докторов наук. Состоял членом ряда диссертационных советов в нескольких вузах. После увольнения в запас в 1989 г. до последнего дня своей жизни продолжал научно-педагогическую деятельность в Военно-морской академии в должности профессора кафедры штурманской службы ВМФ. Автор учебников «Теория радиоэлектронных навигационных систем» (1996 г.), «Организация эксплуатации и ремонта технических средств навигации и океанографии» (1992 г.), «Радиоэлектронное подавление радиосвязи и радионавигации ВМС противника» (1984 г.), монографий «Кораблевождение. Практическое руководство для штурманов» (1972 г.), «Руководство по исследованию и контролю радионавигационных систем дальнего действия с наземными станциями (РИК РНС-90)» (1995 г.), справочного пособия «Основные термины и определения в области радионавигации» (1999 г.) и др. Награжден медалями. Умер в Петербурге. Похоронен на Северном кладбище.

КУДРЕВИЧ Борис Иванович (1884-1960)


Специалист в области проектирования и использования навигационных приборов, педагог, доктор технических наук (1939 г.), профессор (1934 г.), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1947 г.), инженер-контр-адмирал (1940 г.). В 1909г. окончил физико-математический факультет Харьковского университета. В ВМФ с 1913 г. В мае 1913 г. направлен для усовершенствования знаний в Пулковскую астрономическую обсерваторию. В августе 1913 г. по приглашению Главного гидрографического управления занял должность заведующего Инструментальной камерой Депо карт и книг Либавского порта. В 1915-1918 гг. помощник заведующего компасным делом на флоте. В 1916 г. в Гельсингфорсе организовал первую ремонтную базу по гирокомпасам и «гирокласс», в котором была подготовлена первая группа отечественных специалистов-техников по гироскопическим компасам. В 1919-1920 гг. начальник гирокомпасной части флота. С 1920 г. по совместительству преподавал в Военно-морской академии. Старший руководитель (1937 г.), начальник кафедр навигационных приборов и инструментов (1937-1939 гг.), кораблевождения 1939-1943 гг.), стабилизации (1943-1945 гг.) Военно-морской академии. С 1945 г. - начальник кафедры стабилизации Военно-морской академии кораблестроения и вооружения имени А. Н. Крылова. В 1916-1938 гг. одновременно преподавал в Штурманских офицерских классах, Школе подводного плавания, Военно-морском инженерном училище, в нескольких институтах Ленинграда. Автор 5-томного труда «Теория и практика гироскопического компаса» (1921 - 1945 гг.), трудов «Подводная звуковая сигнализация и ее современное применение» (1926 гг.), «О применении гирокомпаса в высоких широтах» (1932 г.), «Баллистическая девиация гирокомпаса и метод ее предупреждения» (1932 г.), «Дополнительные вопросы теории гирокомпасов и гировертикалей» (1941 г.) и др. С 1948 г. в отставке. В 1948-1953 гг. преподавал в Ленинградском высшем мореходном училище. Награжден орденом Св. Станислава 3-й степени, советскими орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красного Знамени, медалями. Его именем названо учебное судно ВМФ. Умер в Ленинграде, похоронен на Богословском кладбище.

МАТВЕЕВ Серафим Семенович (1916-2000)


Деятель российского ВМФ, капитан 1 ранга, ученый в области гироскопических навигационных приборов и систем, педагог, доктор технических наук (1964 г.), профессор (1966 г.), заслуженный деятель науки и техники РФ (1993 г.). Окончил в 1936 г. Боровский техникум землеустройства и мелиорации и поступил в Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. В 1939 г. был призван на военную службу и зачислен слушателем гидрографического факультета Военно-морской академии. После окончания Военно-морской академии с 1942 по 1947 г. проходил службу в должностях инженера и старшего инженера части штурманских приборов Гидрографического отдела Северного флота. За отличное навигационное обеспечение боевых операций кораблей Северного флота в 1944 г. награжден орденом Красной Звезды. С 1947 г. - адъюнкт Военно-морской академии. С 1951 г. по 1971 г. - преподаватель, старший преподаватель, заместитель начальника кафедры, начальник кафедры технических средств навигации Военно-морской академии. С 1971 г. после увольнения в запас работал в должности профессора кафедры технических средств кораблевождения Высшего военно-морского училища им. М. В. Фрунзе. Автор трудов «Теория и основы проектирования гироскопических навигационных приборов», (1963, 1966 гг.), «Гирокомпасы и гиро-горизонткомпасы»(1974 г.), «Навигационные комплексы» (1983 г.), «Математические модели и характеристики погрешностей двухрежимных гироскопических курсоуказателей» (1983 г.), «Математические модели погрешностей корабельных инерциальных навигационных систем» (1989 г.). Награжден орденом Красной Звезды, медалями. Умер в Петербурге. Похоронен на кладбище Петербургского крематория.

МАТУСЕВИЧ Николай Николаевич (1879-1950)


Гидрограф-геодезист, исследователь Севера, педагог, доктор астрономии и геодезии (1935 г.), профессор (1927 г.), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1944 г.), капитан дальнего плавания (1930 г.), почетный полярник СССР, инженер-вице-адмирал (1944 г.). В 1898 г. окончил Морской корпус, в 1904 г. - гидрографическое отделение Николаевской морской академии, в 1909 г. - Петербургский университет, а в 1911 г. - курсы при Пулковской обсерватории. В составе 2-й Тихоокеанской эскадры принимал участие в Цусимском сражении (1905 г.). С 1912 г. руководил съемкой Белого моря. В 1909-1918 гг. организатор и заведующий временным Штурманским офицерским классом, а с осени 1918 г. заведовал штурманским отделением Соединенных офицерских классов. В 1915-1920 гг. возглавлял гидрографические экспедиции в Белом море. Одновременно на преподавательской работе в Штурманском офицерском классе (1911-1918 гг.), заведующий штурманским классом и преподаватель Соединенных классов (1918-1923 гг.), преподаватель (1920-1929 и 1932-1935 гг.), главный руководитель (1922-1924 гг.), старший руководитель (1924-1925 гг.), начальник кафедры гидрографии (1935-1936 гг.), начальник кафедры кораблевождения (1936-1947 гг.) Военно-морской академии. По совместительству в 1920-1924 гг. преподавал в Военно-морском гидрографическом училище. С 1924 г. начальник Северной гидрографической экспедиции Главного гидрографического управления. С 1931 г. штатный преподаватель Военно-морской академии. В 1935 г. получил степень доктора астрономии и геодезии, стал председателем отделения математической географии и картографии Географического общества СССР, а в 1947 г. - его вице-президентом. С 1947 г. в отставке, профессор Высшего арктического морского училища им. адмирала С. О. Макарова, вице-президент Географического общества СССР. Автор трудов «Мореходная астрономия»(1922 г.), «Прямоугольные координаты и их применение в географии, картографии и навигации» (1934 г.), «Основы мореходной астрономии» (1956 г.) и др. Награжден орденами Св. Владимира 3-й степени, Св. Станислава 2-й степени, Св. Анны 2-й степени, Св. Анны 3-й степени, Св. Станислава 3-й степени, советским орденами Ленина, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, медалями. Его именем названы несколько географических пунктов и гидрографическое судно. Умер в Ленинграде, похоронен на Литераторских мостках Волковского православного кладбища.

НЕКРАСОВ Сергей Николаевич (Родился в 1945 г.)

Специалист в области кораблевождения, педагог, доктор технических наук (1993 г.), профессор (1996 г.), действительный член Академии навигации и управления движением, капитан 1 ранга. В 1969 г. окончил Высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе, а в 1976 г. - Военно-морскую академию. С 1976 г. - адъюнкт, преподаватель, старший преподаватель кафедры кораблевождения Военно-морской академии. Автор более 50 научных работ, в том числе учебника и 6 учебных пособий. Награжден медалями.

РЫБАЛТОВСКИЙ Николай Юльевич (1896-1969)


Специалист в области мореходной астрономии и магнитно-компасного дела, педагог, доктор военно-морских наук (1949 г.), профессор (1950 г.), капитан 1 ранга. В 1917 г. окончил Морской корпус, а в 1925 г. - Военно-морскую академию. Вахтенным начальником линейного корабля «Гангут» участвовал в Ледовом походе Балтийского флота (1918 г.). С 1918 г. командир эскадренного миноносца «Ретивый». В годы Гражданской войны командовал эскадренными миноносцами «Ретивый», «Яков Свердлов» и «Карл Либкнехт». С 1925 г. служил в Главном гидрографическом управлении. В 1928 г. прикомандирован к Пулковской обсерватории. В 1930 г. был начальником отдельного гидрографического отряда Балтийского моря. С 1937 г. на преподавательской работе в Военно-морской академии. В 1941-1943 гг. флагманский штурман морской обороны Ленинграда и озерного района. С 1943 г. снова на преподавательской работе в Военно-морской академии, с 1944 г. начальник гидрографического факультета, а в 1947-1952 гг. - начальник кафедры кораблевождения. С 1952 г. в отставке. После увольнения возглавлял кафедру мореходной астрономии в Ленинградском высшем морском инженерном училище им. адмирала С. О. Макарова. Автор трудов «Уничтожение четвертной девиации магнитами» (1930 г.), «Практическая девиация» (1932 г.), «Лекции по мореходной астрономии» (1939 г.), «Мореходнаяастрономия» (1950 г.), «Кораблевождение» (1952 г.), «Магнитно-компасное дело» (1952 г.), «Практическая мореходная астрономия» (1964 г.). Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями. Его имя присвоено учебному судну. Умер в Ленинграде. Похоронен на Сера- фимовском кладбище.

САКЕЛЛАРИ Николай Александрович (1880-1936)


Специалист в области навигации, капитан дальнего плавания, педагог, профессор (1935 г.), флагман 2 ранга. В 1901 г. окончил физико-математический факультет Новороссийского университета. С 1903 г. - юнкер флота. В 1904 г. сдал экзамены за полный курс Морского корпуса и был произведен в мичманы. На броненосце «Орел» совершил переход на Дальний Восток в составе 2-й Тихоокеанской эскадры и принял участие в Цусимском сражении (1905 г.). После Русско-японской войны был штурманским офицером на крейсерах «Россия» и «Диана». В 1913 г. окончил гидрографическое отделение Николаевской морской академии и был назначен преподавателем навигации в Морской корпус. Получил чин старшего лейтенанта. В 1913-1914 гг. исполнял должность флагманского штурмана штаба командира учебного отряда Морского корпуса, в 1914-1915 гг. был флагманским штурманом бригады крейсеров Балтийского флота. В 1915 г. командовал учебным судном «Астарта», а в 1916 г. - учебным судном «Рогнеда». Произведен в капитаны 2 ранга. С 1916 г. находился на преподавательской работе в военно-морских учебных заведениях. В 1924-1932 гг. - начальник гидрографического факультета, а затем начальник кафедры кораблевождения (1932-1936 гг.) Военно-морской академии. Преподавал кораблевождение в Военно-морском училище им. М. В. Фрунзе и в Гидрографическом институте Главного управления Северного морского пути. В 1924 г. - штурман посыльного судна «Боровский» во время перехода из Архангельска во Владивосток. В 1929-1930 гг. обеспечивал переход линейного корабля «Парижская коммуна» и крейсера «Профинтерн» из Кронштадта в Севастополь. В 1934 г., несмотря на болезнь и физическое недомогание, в качестве флагманского штурмана экспедиции принял участие в спасении челюскинцев. Автор трудов «Сущность кораблевождения» (1922 г.), «Записки по девиации компаса» (1932 г.), «Описание мореходных инструментов» (1933 г.), «Навигация» (1938 г.). Награжден орденами Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом, Св. Станислава 2-й степени. За выдающиеся заслуги в штурманском деле был дважды награжден Реввоенсоветом СССР золотыми часами, грамотой ЦИК ССР и др. Именем С. назван полуостров в Антарктиде. Похоронен в Ленинграде на Смоленском лютеранском кладбище.

СИГАЧЕВ Николай Иванович (1905-1994)


Деятель российского ВМФ, инженер-капитан 1 ранга, педагог, ученый в области технических средств навигации, доктор технических наук (1963 г.), профессор, дважды лауреат Государственной премии. В 1923 г. поступил в Военно-морское училище, после окончания которого в 1926 г. служил штурманом на эскадренном миноносце «Артем» Балтийского флота. В 1927 г. - слушатель Штурманского класса Соединенных классов специалистов командного состава РККФ. После окончания курсов был назначен штурманом подводной лодки «Большевик» Балтийского флота. С 1930 по 1932 г. - слушатель Гидрографического факультета Военно-морской академии. В период учебы по приглашению Гидрографического управления ВМС РККА участвовал в высокоширотных испытаниях первого отечественного гирокомпаса «ГУ марка 1» на гидрографическом судне «Таймыр». После окончания Военно-морской академии в 1932 г. направлен на Черноморский флот, где служил флагманским штурманом бригады подводных лодок. В 1934 г. был назначен в Гидрографическое управление ВМФ, где занимал должности: помощника начальника сектора (1934-1935 гг.), военпреда (1935 г.), помощника начальника НИБ (1935-1938 гг.), помощника начальника Гидрографического управления по исследовательской части - начальника научно-испытательной базы (1938-1939 гг.). Плодотворно трудился над созданием первых отечественных лагов, гирокомпасов и эхолотов, в испытаниях которых принимал непосредственное участие. В марте 1939 г. возглавил вновь образованный Научно-исследовательский штурманский институт. Под его руководством были развернуты первые крупные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области штурманского вооружения. В годы Великой Отечественной войны (1941-1942 гг.) был начальником Завода штурманских приборов, приложил большие усилия по организации серийного производства штурманской техники на эвакуированном в тыл заводе и по созданию новых образцов штурманских приборов. В ноябре 1942 г. назначен начальником научно-исследовательского отдела, заместителем начальника Гидрографического управления по научно-исследовательской работе, а в 1943 г. - снова начальником Научно-исследовательского штурманского института. В 1946 г. переведен па должность заместителя начальника кафедры кораблевождения Военно-морской академии, затем возглавил гидрографическо-штурманскую секцию Научно-технического комитета ВМС (1946-1949 гг.). С 1949 г. - начальник кафедры электронавигационных приборов Военно-морской академии. В 1956 г. назначен заместителем начальника по научно-исследовательской работе Вычислительного центра Министерства обороны. За участие в открытии глубоководного звукового канала и создание малогабаритного гирокомпаса «Гиря» дважды удостоен Государственной премии СССР. После увольнения в запас в 1 959 г. преподавал на кафедре технических средств кораблевождения в Высшем военно-морском училище им. М. В. Фрунзе и работал в НИИ физики Земли АН СССР. Автор около 50 научных трудов, в том числе «Гирорулевые» (1935 г.), «Гироскопические навигационные приборы» (1954 г.), «Гирокомпасы и другие гироскопические приборы» (1961 г.). Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями.

ЭРДМАН Дмитрий Эрнестович (1925-1992)


Штурман, педагог, кандидат военных наук (1982 г.), профессор (1984 г.), почетный полярник (1964 г.), контр-адмирал (1969 г.). Окончил Каспийское Высшее военно-морское училище имени С. М. Кирова (1947 г.), Специальные курсы офицерского состава ВМФ (1952 г.) и Военно-морскую академию (1959 г.). С 1947 г. командир штурманской боевой части подводной лодки, дивизионный штурман, флагманский штурман бригады подводных лодок Северного флота. В 1956-1964 гг. - флагманский штурман дивизии подводных лодок, затем штаба подводных сил Северного флота, флотилии атомных подводных лодок Северного флота. В 1962 г. обеспечивал поход атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» к Северному полюсу. В 1964-1971 гг. - флагманский штурман Северного флота. В 1966 г. участвовал в первом кругосветном групповом плавании атомных подводных лодок. С 1971 г. начальник кафедры технических средств навигации Военно-морской академии. С 1988 г. в отставке, профессор кафедры. Автор более 60 научных работ. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, медалями. Умер в Петербурге. Похоронен на Волковском кладбище.

Вперед
Оглавление
Назад