Болезни Военный билет Призыв

Николай рубцов вечерний звон. Анализ стихотворения Николая Рубцова «Левитан»

Валентина Игоревна СИТНИКОВА (1973) - библиограф Коми Республиканской юношеской библиотеки (Сыктывкар).

“Колокольцы” души

Анализ стихотворения Николая Рубцова «Левитан»

С тихотворение «Левитан» Николая Рубцова продолжает традиционную для русской поэзии тему человек и природа . В подзаголовке стихотворения значится: по мотивам картины «Вечерний звон». Поэт отсылает нас к полотну знаменитого русского художника XIX века Исаака Левитана, сумевшего очень проникновенно сказать о природе родного края.

Нужно обязательно показать учащимся репродукцию картины (или слайд) - тогда разговор станет предметным. Строим обсуждение вокруг понятий “общий план” и “крупный план”. Расскажем учащимся, что эти термины применяются и в живописи, и в кинематографии, и в литературе. Один и тот же пейзаж можно описать двумя способами: через общий (широкий) и крупный (с выделением деталей) план. У Тургенева в «Записках охотника» мы встречаем первый тип описания природы: “Но вот наступает вечер, заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный, вдали ложится мягкий пар, тёплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на полены, ещё недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени… Солнце село, звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката… Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают; воздух наливается мглою…” А вот пример другого подхода: “У тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звёздочкой мелькало горлышко от разбитой бутылки, и покатилась шаром чёрная тень собаки или волка и т.д.” (А.П. Чехов).

Какое из этих двух типов описаний подходит к картине Левитана?

(Скорее первое.)

Какие образы передают в картине глубину пространства?

(Образ высокого неба и большой массы воды. Мы следим за поворотом реки, взгляд уводит в глубину картины. От дальнего берега реки тропинка ведёт зрителя к тихой обители - монастырю. Пространство и цвет создают настроение картины.)

Что можно сказать о настроении картины? Какие чувства она вызывает?

(Умиротворение, покой, ощущение радости бытия, внутренней свободы.)

После наших небольших наблюдений над картиной перейдём к стихотворению Н.Рубцова. Давайте попробуем посмотреть на картину глазами лирического героя стихотворения, попытаемся понять его чувства и принять его точку зрения.

На что обратил внимание герой в первую очередь?

В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла...

Лирический герой так же, как и мы, впечатлён цветовой гаммой картины. Однако его взгляд сосредоточен только на окнах лачуг, которые названы глазами.

Какие тропы встречаются в этих строках?

(Метафора - окна лачуг сравниваются с глазами. Олицетворение - алеющая мгла “глядит”. На картине Левитана нет лачуг, но их образ появляется в стихотворении.)

А что обозначает само слово “лачуга”?

(Работаем со словарём.)

С чем может быть связано появление этого образа?

(Возможно, лирическому герою картина навеяла какие-то воспоминания о его малой родине, и лачуга является её знаковым образом.)

Сравните слова лачуга и изба , обозначающие деревенское жилище. Чем они отличаются?

(Лачуга меньше избы, скорее всего, плохое жильё, ветхое.)

Что может сказать этот образ о чувствах лирического героя в начале стихотворения?

(Возможно, это грусть.)

Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!

Мы видим на картине вдалеке собор, на переднем плане - луг, но на нём неразличимы цветы колокольчики. Лирический герой делает акцент на том, что луг колокольчиковый.

Как могут быть связаны между собой “колокол церковный” и “колокольчик”?

(Колокольчик и церковный колокол по форме схожи. Колокол церковный символизирует духовный мир человека. Это значение образа переходит и на природную деталь. Чувство любви к природе приравнивается к религиозному чувству. Кстати, луговой колокольчик становится здесь “крупной” деталью, своего рода “горлышком от разбитой бутылки”. Лирический герой не только видит собор, но и слышит церковный звон.)

Каким образом в стихотворении передан звук колокола?

(Через звуковые повторы.

Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн, -

Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.)

С помощью каких слов звук расширяет пространство?

(Заокольный и окольный. Окольный означает окрестный, окружной, находящийся поблизости. Заокольный - дальше, чем окольный.)

В стихотворении больше строк посвящено звуку картины, чем цвету. Лирический герой не столько “видит” картину, сколько “слышит” её. Звук колокола и лугового колокольчика проникают в сердце лирического героя. Природная деталь в конце стихотворения укрупняется - лирический герой слышит звук каждого колокольца.

Почему этот природный звук отзывается в сердце героя?

Любопытным в связи с этим вопросом может стать такое наблюдение: в словаре Даля сказано, что слово “колоколец” в тверских диалектах обозначает последний вздох умирающего. Это значение наводит нас на мысль о том, что всё в природе смертно. Но в то же время у природы есть и другое свойство - с наступлением весны всё воскресает. Смерть и рождение в природе идут рядом. И этот ритм природы остро чувствует человек, именно поэтому будет и “новая радость” и “новая сила”.

Какие же чувства вызывает у человека пробуждение природы?

(Надежду, радость, ощущение полноты бытия.)

Подумаем над многоточием в конце стихотворения.

Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси…

Они звонят не глуше... а как? Громче? Или настолько же сильно?

Чтобы ответить на этот вопрос, вернёмся к названию стихотворения и вспомним, что мы смотрим на картину глазами лирического героя. Именно к художнику Левитану обращены последние строки стихотворения. В них заключено восхищение перед мастером кисти, который сумел написать русскую природу так, что её образ отзывается в сердце зрителя не глуше церковного колокола. Поэтому можно сказать, что это стихотворение не только о природе и родине, но и о художнике и его задаче в этом мире.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Пластика ОКОН». Посетив сайт компании, который располагается по адресу plastika-okon.ru , Вы можете ознакомиться со всеми видами услуг, оформить заказ, а также ознакомиться с действующими на данный момент акциями и скидками. «Пластика ОКОН» уже 11 лет работает на российском рынке и может по праву гордиться собственным производством пластиковых окон, внимательным отношением к клиенту и ответственным сервисом.

«Левитан» Н.Рубцов

(По мотивам картины «Вечерний звон»)

В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!

Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн,-
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.

И колокольцем каждым в душу
До новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси…

Анализ стихотворения Рубцова «Левитан»

Хотя подзаголовок произведения отсылает читателя к конкретной картине русского пейзажиста, стихотворная зарисовка «тихой родины», представленная автором в первой строфе, отличается от левитановской. В рубцовском варианте возникают деревянные «лачуги», чьи окна-«глаза» освещены лучами заката, и луг, усыпанный колокольчиками. Показателен выбор слова, обозначающего деревенское жилище: в нем выделяются оттенки значения, которых нет на полотне Левитана, - бедность, ветхость и разрушение. Такие чувства оставляет другая работа художника, картина «Над вечным покоем». Очевидно, что стихотворение создано под общим впечатлением, которое вызвала живопись, близкая Рубцову по духу.

В произведении, названном фамилией художника, к образу солидного соборного колокола присоединяется скромный «младший брат» - луговой колокольчик, который наделяется способностью издавать звон.

Звукопись становится лидирующим художественным приемом, использованным в стихотворении. В небольшом тексте можно насчитать более десятка примеров, когда при помощи аллитерации и ассонанса выделяются гласные «о», прежде всего в сочетании с согласными «к» и «л». Применяя эти фонетические средства, автор передает гулкую и звучную музыку колокольного звона. Она достигает особой силы во второй строфе, где слово «звон» повторяется в трех из четырех строк, как бы заполняя собой все пространство.

Мелодия достигает особой силы и задушевности, поскольку она исходит не только от церковных колоколов, но и от луговых цветов. Проникновенные гармоничные звуки способны тронуть сердце лирического героя, наполнить душу радостными эмоциями и наделить ее новыми силами.

Две картины - написанная красками и сотворенная при помощи рифм - при всей «вещной» детализации объединяет общая философская идея. Православные ценности и память предков неотделимы от «звонящих лугов», неброской гармонии русской природы, будь то собор, возвышающийся среди зелени трав, или монастырь, выросший у речной излучины на опушке леса. Те, кто постиг мудрую правду этого единства, способны преодолеть мирскую суету и открыты для духовного возрождения.

Стихотворение «Левитан» Николая Рубцова продолжает традиционную для русской поэзии тему человек и природа. В подзаголовке стихотворения значится: по мотивам картины «Вечерний звон». Поэт отсылает нас к полотну знаменитого русского художника XIX века Исаака Левитана, сумевшего очень проникновенно сказать о природе родного края.
Нужно обязательно показать учащимся репродукцию картины (или слайд) - тогда разговор станет предметным. Строим обсуждение вокруг понятий “общий план” и “крупный план”. Расскажем учащимся, что эти термины применяются и в живописи, и в кинематографии, и в литературе. Один и тот же пейзаж можно описать двумя способами: через общий (широкий) и крупный (с выделением деталей) план. У Тургенева в «Записках охотника» мы встречаем первый тип описания природы: “Но вот наступает вечер, заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный, вдали ложится мягкий пар, тёплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на полены, ещё недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени… Солнце село, звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката… Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают; воздух наливается мглою…” А вот пример другого подхода: “У тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звёздочкой мелькало горлышко от разбитой бутылки, и покатилась шаром чёрная тень собаки или волка и т.д.” (А.П. Чехов).
- Какое из этих двух типов описаний подходит к картине Левитана?
(Скорее первое.)
- Какие образы передают в картине глубину пространства?
(Образ высокого неба и большой массы воды. Мы следим за поворотом реки, взгляд уводит в глубину картины. От дальнего берега реки тропинка ведёт зрителя к тихой обители - монастырю. Пространство и цвет создают настроение картины.)
- Что можно сказать о настроении картины? Какие чувства она вызывает?
(Умиротворение, покой, ощущение радости бытия, внутренней свободы.)
После наших небольших наблюдений над картиной перейдём к стихотворению Н.Рубцова. Давайте попробуем посмотреть на картину глазами лирического героя стихотворения, попытаемся понять его чувства и принять его точку зрения.
- На что обратил внимание герой в первую очередь?
В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла...
Лирический герой так же, как и мы, впечатлён цветовой гаммой картины. Однако его взгляд сосредоточен только на окнах лачуг, которые названы глазами.
- Какие тропы встречаются в этих строках?
(Метафора - окна лачуг сравниваются с глазами. Олицетворение - алеющая мгла “глядит”. На картине Левитана нет лачуг, но их образ появляется в стихотворении.)
- А что обозначает само слово “лачуга”?
(Работаем со словарём.)
- С чем может быть связано появление этого образа?
(Возможно, лирическому герою картина навеяла какие-то воспоминания о его малой родине, и лачуга является её знаковым образом.)
- Сравните слова лачуга и изба, обозначающие деревенское жилище. Чем они отличаются?
(Лачуга меньше избы, скорее всего, плохое жильё, ветхое.)
- Что может сказать этот образ о чувствах лирического героя в начале стихотворения?
(Возможно, это грусть.)
Следим за взглядом героя дальше.
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!
Мы видим на картине вдалеке собор, на переднем плане - луг, но на нём неразличимы цветы колокольчики. Лирический герой делает акцент на том, что луг колокольчиковый.