Болезни Военный билет Призыв

Студенческое портфолио. Портфолио студента, пример оформления, секреты успеха и информационного продвижения. Раздел I. Официальные документы

Для рационального использования оборотных ресурсов необходимо определить их минимальную величину, обеспечивающую бесперебойную работу предприятия. Нехватка оборотных средств приводит к простоям в производстве, а излишек - к снижению эффективности использования капитала предприятия.

На каждом предприятии определяют общую величину оборотных средств и величину отдельных их видов на начало каждого месяца, квартала, в среднем за год.

Для определения потребности в оборотных средствах рекомендуется рассчитывать их нормативы. Традиционно к нормируемым оборотным средствам относят производственные запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов и готовую продукцию на складе.

Для производственных запасов целью нормирования является установление оптимального остатка сырья и материалов, топлива и других материальных ценностей на складах с момента получения материалов до передачи в производство. Во многих отраслях средства в производственных запасах составляют более 60% всех оборотных средств, следовательно, нормирование этого элемента оборотных фондов должно осуществляться наиболее тщательно, поскольку наличие необоснованно высоких запасов ведет к замедлению общей оборачиваемости оборотных средств предприятия. Если же производственные запасы будут слишком малы, это может вызвать перебои в снабжении производства сырьем, необходимыми материалами.

Нормирование незавершенного производства и полуфабрикатов собственного производства имеет значение для отраслей с продолжительным технологическим циклом.

Необходимое количество готовой продукции на складах зависит во многом от вида, особенностей продукции, допустимого срока ее хранения, условий транспортировки, наличия необходимых площадей, емкостей для хранения и др.

Точный расчет потребности предприятия в оборотных средствах ведется на основе изучения времени пребывания оборотных средств в сфере производства и обращения по стадиям их кругооборота.

Время пребывания оборотных средств в сфере производства охватывает период, в течение которого оборотные средства пребывают в состоянии запасов и в виде незавершенного производства. Время пребывания оборотных средств в сфере обращения охватывает период пребывания их в форме остатков нереализованной продукции.

Нормирование оборотных средств - это обоснование норм отдельных элементов оборотных средств, обычно в днях, с учетом показателей производственной программы предприятия.

Норма оборотных средств (Т норм) - это выраженная в днях минимальная потребность в отдельных видах материальных оборотных средств, обеспечивающая бесперебойный процесс производства.

Норматив оборотных средств (ОС норм) - расчетная величина потребности в оборотных средствах в денежном выражении, которая определяется следующим образом:

где Р д - среднедневной расход сырья, материалов, других материальных ценностей, руб.

На практике используют следующие методы нормирования оборотных средств:

  • прямой счет (технико-экономических расчетов);
  • аналитический;
  • коэффициентный.

Наиболее точные и обоснованные расчеты получают на основе установления норм по отдельным элементам материальных оборотных средств методом прямого счета.

1. Нормирование запасов сырья, материалов, покупных полуфабрикатов.

Для расчета норматива запасов сырья, материалов используют плановый однодневный расход сырья, материалов по каждому виду продукции и нормы запасов сырья, материалов в днях (Т норм запас)» которые включают следующие элементы:

  • текущий (складской) запас (Т тек);
  • страховой запас (Т страх),
  • транспортный запас (Т трансп),
  • технологический запас (Т);
  • подготовительный запас (Т подг).

Таким образом, норма запаса в днях определяется по формуле

Текущий запас определяется периодичностью поставок сырья, материалов. Его величина при нормировании принимается в размере 50% (1/2) среднего интервала поставок.

Транспортный запас в днях может быть установлен как разность между временем нахождения сырья, материалов в пути и временем документооборота или путем деления средней величины материальных ценностей в пути на их однодневный расход.

Технологический запас создается в период подготовки материалов к производству, включая анализ и лабораторные испытания. Он учитывается в том случае, если не является частью процесса производства. Обычно норма этого запаса составляет 1 день.

Подготовительный запас - это время на приемку, разгрузку, сортировку, складирование сырья, материалов, лабораторный анализ.

Пример ЗА. Расчет нормы запаса в днях (Т нормзапас) и норматива оборотных средств в запасах (ОС норм запас) по основному сырью для производства изделия А.

Плановый среднедневной расход сырья-2 т. Цена 1 тонны- 50 тыс. руб. Поставка сырья в соответствии с договором осуществляется с периодичностью 16 дней. Норма страхового запаса 25% от текущего. Транспортный запас - 2 дня, технологический запас - 1 день, подготовительный - 1 день.

Норма запаса основного сырья составит

Среднедневной расход сырья по себестоимости

Норматив оборотных средств в запасах основного сырья для изделия А

Аналогичные расчеты производят для каждого вида продукции, затем результаты суммируют и определяют общий норматив оборотных средств в запасах сырья, материалов, покупных полуфабрикатов для предприятия.

2. Нормирование оборотных средств в незавершенном производстве.

Норматив оборотных средств в незавершенном производстве зависит от следующих факторов:

  • 1) от объема и состава выпускаемой продукции;
  • 2) длительности технологического цикла;
  • 3) себестоимости продукции;
  • 4) характера нарастания затрат в процессе производства.

Объем производимой продукции непосредственно влияет на величину незавершенного производства: чем больше производится продукции при прочих равных условиях, тем больше будет размер незавершенного производства. Изменение состава производимой продукции по-разному влияет на величину незавершенного производства.

При повышении доли продукции с более коротким циклом производства объем незавершенного производства сократится, и наоборот.

Себестоимость продукции прямо влияет на размер незавершенного производства: чем ниже затраты на производство, тем меньше объем незавершенного производства в денежном выражении, и наоборот.

Объем незавершенного производства прямо пропорционален продолжительности технологического цикла, равной времени с момента первой технологической операции до приемки готового изделия на складе готовой продукции. Сокращение запасов в незавершенном производстве способствует улучшению использования оборотных средств за счет сокращения длительности технологического цикла.

Норматив оборотных средств в незавершенном производстве рассчитывают по формуле

где ОС норм нп - норматив оборотных средств в незавершенном производстве на планируемый период (квартал), руб.;

ТП - товарная продукция, оцененная по полной себестоимости в планируемом периоде, руб.;

Д - количество дней в планируемом периоде, дни;

^цикл - длительность производственного цикла, дни;

К нз - коэффициент нарастания затрат.

Коэффициент нарастания затрат характеризует степень готовности изделий. Применяют два метода расчета коэффициента. При равномерном нарастании затрат коэффициент определяется как отношение суммы 100% единовременных первоначальных затрат и 50% нарастающих затрат (заработная плата, амортизация оборудования, накладные расходы и т. д.) к сумме единовременных и нарастающих затрат (производственной себестоимости):

где З е - единовременные первоначальные затраты, руб.;

З н - нарастающие затраты, руб.

Пример 3.5. Расчет норматива оборотных средств в незавершенном производстве для изделия А при равномерном нарастании затрат.

Период изготовления изделия А (длительность производственного цикла) - 8 дней. Стоимость сырья и материалов для производства изделия А - 1700 руб., последующие равномерно нарастающие затраты- 1000 руб. Производственная себестоимость товарной продукции по изделию А в I квартале в соответствии со сметой затрат - 3600 тыс. руб.

Норматив оборотных средств в незавершенном производстве по изделию А на I квартал:

При неравномерном нарастании затрат для расчета коэффициента необходимо изучение характера нарастания затрат по этапам производственного цикла. При этом используют формулу

где 3 i - затраты на г-й период времени нарастающим итогом по дням производственного цикла (г = 1,2,...,п), руб.;

С - плановая себестоимость изделия, руб.;

^цикл - длительность производственного цикла, дни.

Пример 3.6. Расчет норматива оборотных средств в незавершенном производстве при неравномерном нарастании затрат для изделия В.

Себестоимость изделия В - 1000 руб. Длительность производственного цикла - 4 дня. Затраты в первый день - 500 руб., во второй - 700 руб., в третий - 800 руб., в четвертый - 1000 руб. Объем товарной продукции изделия В по себестоимости в I квартале 2250 тыс. руб.

Коэффициент нарастания затрат:

Норматив оборотных средств в незавершенном производстве в I квартале по изделию В:

Расчеты, проведенные для каждого изделия, суммируют.

При расчете норматива оборотных средств по незавершенному производству следует обратить внимание на то, что минимальный запас может быть выражен одним днем, максимальный - периодом, отражающим длительность производственного цикла.

3. Нормирование оборотных средств в запасах готовой продукции.

Норматив остатков готовой продукции определяется как произведение нормы оборотных средств и однодневного выпуска товарной продукции в предстоящем году по производственной себестоимости

где ОС нормгп - норматив оборотных средств в запасах готовой продукции, руб.;

ТП д - среднедневной объем товарной продукции по производственной себестоимости, руб.;

Т норм гп - норма оборотных средств в запасах готовой продукции, дни.

Норма оборотных средств в запасах готовой продукции устанавливается в зависимости от времени, необходимого:

  • на подбор отдельных видов изделий и их комплектование в партии;
  • упаковку и транспортировку продукции со склада поставщиков до станции отправителя;
  • погрузку.

Нормативы рассчитывают по видам продукции, а затем суммируют.

Пример 3. 7. Расчет норматива оборотных средств в запасах готовой продукции для изделия С.

Плановый объем товарной продукции по изделию С в I квартале 10 800 тыс. руб. Норма запаса готовой продукции 2 дня.

Норматив оборотных средств в запасах готовой продукции по изделию С составит

4. Нормирование оборотных средств в расходах будущих периодов. Норматив оборотных средств в расходах будущих периодов (ОС норм рбп) можно определить по формуле

где Р н - сумма средств в расходах будущих периодов на начало планируемого периода, руб.;

Р пр -расходы, производимые в планируемом периоде, руб.;

Р с - расходы, списываемые на себестоимость продукции в планируемом периоде, руб.

Совокупный норматив оборотных средств определяется путем суммирования нормативов по отдельным элементам оборотных средств.

Метод прямого счета связан с проведением большого объема расчетов, поэтому определенные на его основе нормы обычно используют в течение длительного времени, уточняя при существенных изменениях производственной программы или технологий. Более простым является аналитический метод, основанный на анализе оборотных средств и эффективности их использования в отчетном периоде с учетом изменений в технологии и организации производства.

Пример 3.8. Расчет норматива оборотных средств на квартал аналитическим методом.

В IV квартале отчетного года средняя сумма оборотных средств промышленного предприятия составила 63 280 тыс. руб., в том числе: запасы сырья-58 700 тыс. руб., незавершенное производство- 1720 тыс. руб., готовая продукция - 1610 тыс. руб., расходы будущих периодов -1250 тыс. руб. В процессе анализа были выявлены излишние запасы на сумму 2250 тыс. руб.

В I квартале предстоящего года в соответствии с ростом объема выпуска продукции намечено увеличить запасы сырья на 8%, сократить незавершенное производство на 330 тыс. руб. за счет совершенствования технологического процесса.

Оборотные средства в запасах готовой продукции составят в I квартале 1450 тыс. руб., в расходах будущих периодов - 1160 тыс. руб.

Необходимая сумма (норматив) оборотных средств в I квартале планируемого года составит:

При коэффициентном методе корректируется норматив оборотных средств предшествующего периода с учетом ускорения оборачиваемости оборотных средств и изменения объемов выпуска продукции в планируемом периоде.

Пример 3.9. Расчет норматива оборотных средств коэффициентным методом.

Среднегодовая сумма материальных оборотных средств предприятия составила в отчетном году 50 000 тыс. руб., коэффициент оборачиваемости оборотных средств - 9. В планируемом году объем товарной продукции возрастет на 15%. На предприятии выявлены возможности ускорения оборачиваемости средств, вложенных в формирование производственных запасов и незавершенное производство, на 4 дня.

Среднее время обращения материальных оборотных средств в отчетном году составит 40 дней (360: 9), в планируемом году - 36 дней (40 - 4). Время обращения сократилось на 10% (коэффициент изменения 36:40 = 0,9).

Сумма оборотных средств предприятия при прочих неизменных условиях должна возрасти в соответствии с ростом объемов товарной продукции на 15% (коэффициент роста 1,15). Однако ускорение оборачиваемости способствует сокращению потребности в оборотных средствах на 10%.

Норматив материальных оборотных средств в планируемом году составит

Средняя сумма материальных оборотных средств увеличится в планируемом году по сравнению с отчетным годом на 3,5%:

Отдельным видом планирования оборотных средств является расчет суммы оборотных средств предприятия в дебиторской задолженности на предстоящий период.

Расчет необходимой суммы оборотных средств в дебиторской задолженности (ОС дз) проводят по формуле

где РП д - среднедневной объем реализованной продукции по плану, руб.;

К с / Ч - коэффициент соотношения себестоимости и отпускной цены продукции;

Т дз - время обращения дебиторской задолженности по плану, дни.

Пример 3.10. Расчет суммы оборотных средств в дебиторской задолженности.

ВIV квартале отчетного года время обращения дебиторской задолженности составляет 15 дней. Совершенствование управления дебиторской задолженностью, применение в планируемом периоде эффективных систем контроля за ее движением позволят ускорить время ее обращения на 3 дня. Планируемый объем реализованной продукции в I квартале предстоящего года составит 86 000 тыс. руб. Коэффициент соотношения себестоимости и отпускной цены продукции будет равен 0,71.

Среднедневной объем реализованной продукции по плану в I квартале составит:

Время обращения дебиторской задолженности в I квартале составит:

Оборотные средства в дебиторской задолженности по плану составят:

Соблюдение нормативных величин оборотных средств на предприятиях способствует ресурсосбережению, повышению эффективности деятельности.

Контрольные вопросы

  • 1. Что понимается под оборотными средствами предприятия?
  • 2. Опишите кругооборот оборотных средств промышленного предприятия.
  • 3. Каков состав оборотных средств промышленного предприятия?
  • 4. Что понимается под оборотными производственными фондами?
  • 5. Каков состав оборотных производственных фондов?
  • 6. Что понимается под фондами обращения?
  • 7. Каков состав фондов обращения?
  • 8. Какие показатели используются для оценки эффективности использования оборотных средств?
  • 9. Какие факторы определяют потребность предприятия в оборотных средствах?
  • 10. Что понимается под нормированием оборотных средств?
  • 11. Чем различаются понятия «норма» и «норматив» оборотных средств?
  • 12. Как рассчитать норматив оборотных средств в запасах сырья, материалов для промышленного предприятия?
  • 13. Как рассчитать норматив оборотных средств в незавершенном производстве?
  • 14. Как рассчитать норматив оборотных средств в запасах готовой продукции на складах?

Безусловно, пригодится не всем. Этот документ будет хорошим помощником только активным, перспективным и предприимчивым студентам.

Многие крупные компании готовы взять на работу молодых специалистов, и для получения перспективной работы грамотно оформленные достижения – незаменимый инструмент. Для этих целей больше подойдет электронное портфолио студента в виде презентации. В нем следует в первую очередь выделить именно те моменты, которые, на ваш взгляд, были бы интересны работодателю.

Наличие портфолио может повлиять на размер стипендии, некоторые ВУЗы выплачивают дополнительную академическую стипендию наиболее успешным студентам и выбирают таких учащихся, анализируя их успеваемость, достижения и социальную активность. Кроме академической стипендии существует еще президентская стипендия, которую тоже получает далеко не каждый желающий, тут тоже портфолио может пригодиться.

Любителям участвовать в конкурсах и олимпиадах иногда требуется портфолио. Это касается, в первую очередь, престижных конкурсов, таких как «Студент года». Целью такого конкурса является выявление и поддержка талантливой молодежи, победители награждаются дипломами и ценными подарками.

Портфолио – секрет успешного студента!

Каждому студенту хочется добиться успеха, получить признание и хорошую, достойно оплачиваемую работу. Создав собственное портфолио, мало кому будет интересно оставить его листы наполовину пустыми. Чтобы сделать презентацию, способную произвести впечатление, придется относиться к учебе внимательнее - писать научные работы, публиковать статьи, участвовать в научных конференциях, олимпиадах.

Если с наукой возникнут трудности, бросать оформление своих заслуг не стоит, можно обратить внимание на творческие конкурсы или спортивные соревнования. Это поможет и самоопределению, в процессе участия в конкурсах может оказаться, что специальность выбрана неправильно и ваше призвание, например, дизайнер, а не механик. Еще не поздно сменить профессию, пройти обучение на дополнительных курсах.

Добиваясь успеха в выбранной сфере образования, продолжая пополнять портфолио студента грамотами, наградами, дипломами, подтверждая профессиональную компетенцию, можно значительно увеличить шансы устроить свое будущее наилучшим образом и получить хорошую работу. А опыт участия в конкурсах и соревнованиях поможет быстрому движению по карьерной лестнице.

На современном этапе что образование должно стать более индивидуализированным, дифференцированным, ориентированным на создание условий выбора для удовлетворения образовательных потребностей студентов. Реализация этих идей направлена на изменение целей, содержания, технологии организации подходов к оценке образовательных результатов студентов.

Портфолио относится к ряду подлинных индивидуализированных оценок и ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания.

Портфолио своеобразная инвентаризация частных результатов студента, которые складываются в общую картину его учебной успешности по выбранной специальности:

Педагогические задачи портфолио:

Отслеживать ход процесса обучения и, на основе учета текущих достижений, корректировать этот процесс применительно к каждому студенту;

Поддерживать высокую учебную мотивацию, подсказывать пути повышения уровня образованности;

Формировать и организационно упорядочивать учебные умения и навыки: ставить цели, составлять и претворять в жизнь личный план академических достижений;

Обеспечивать адекватность самооценки студентов;

Оценивать эффективность алгоритмизированных средств обучения, представленных в виде результатов государственной итоговой аттестации, административных контрольных работ, уровня информированности по отдельным вопросам, конкретных умений (например, анализа текста);

Получать регулярный отчет о значимых образовательных результатах;

Поддерживать линию практической ориентации школьного образования.

Структура портфолио.

Портфолио представлено файловой папкой.

1. Титульный лист.

3.Автобиография.

4.Блок А., с подтверждающими документами.

5.Блок Б., с подтверждающими документами.

6.Блок С., с подтверждающими документами.

7.Банк ранжированных документов материалов портфолио.

8.Оценка портфолио.

Портфолио. Последовательность работы по составлению портфолио студентов Крымского агропромышленного колледжа

В течение учебного года составляется накопительный портфолио. Он представлен файловой папкой. Число файлов определяется следующим образом: число материалов портфолио

Объясняет студентам цели и задачи составления портфолио: основной смысл –« показать все, на что вы способны»;

Инструктирует студентов по правилам составления портфолио;

Дает задание подготовить титульный лист, написать автобиографию, резюме;

Студентам желательно вместе с родителями оформляют указанные выше материалы на протяжении недели, а также в произвольной форме или в виде эссе представляют личный план на учебный год. (желательно)

На протяжении учебного года портфолио хранится в кабинете классного руководителя.

В конце каждого семестра классный руководитель преподаватели помогают студентам отбирать материалы в предметный файл и ранжировать их.

В конце учебного года в соответствии с отдельной инструкцией определяется рейтинговая сумма по каждому предмету и выстраивается Шкала успешности, формируется показательный портфолио, который студентам презентуют на родительском собрании, собрании группы и т.д.

До 10 ноября студенты заполняют бланки ранжированных видов материалов портфолио (впоследствии заполняется не реже одного раза в месяц).

Модель портфолио студента

Портфолио - это коллекция работ за определенный период времени (семестр или учебный год), которая оценивается либо с точки зрения прогресса обучающегося, либо с точки зрения соответствия учебной программе. Использование портфолио в учебном процессе способствует развитию у студентов навыков методической работы с различными видами учебной и профессиональной информации, систематизации профессиональных знаний, формированию профессиональной рефлексии.

Смысл рефлексии как особого познавательного действия заключается в уточнении человеком своих знаний, умению адекватно оценивать собственные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования.

Основной целью создания портфолио является анализ и представление значимых результатов процессов профессионального и личностного становления будущего специалиста, обеспечение мониторинга культурно-образовательного роста. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности — учебной, воспитательной, творческой, самообразовательной.

Предлагается ввести в педагогическом вузе работу над личным портфолио с самого начала обучения. Это дает возможность получить обозримую программу своего профессионального становления, увидеть ступени формирования, необходимых для будущего учителя компетенций и настроит на серьезную работу для достижения успехов в учебной деятельности и стремление к постоянному самосовершенствованию. Использование портфолио способствует динамичности (готовность включатся активные формы работы, перестраиваться на ходу и действовать самостоятельно), саморазвитию, целосности (результат учебной деятельности в вузе становится формирование профессиональных компетенций учителя иностранного языка) и критериальности оценивания результатов. Анализ портфолио студента считается эффективным средством оценки компетентности, в структуру которого входят:

  • результаты защиты курсовых и выпускной квалификационной работы с указанием темы и краткого описания исследования;
  • результаты защиты научно-исследовательских работ;
  • результаты других видов деятельности: участие в выставках, конкурсах, техническое творчество и др.;
  • результаты и продолжительность обучения на элективных курсах;
  • результаты педагогической практики;
  • сведения об участии в олимпиадах, конкурсах, конференциях, учебных семинарах и достигнутый результат;
  • спортивные и иные достижения.

Ведение портфолио осуществляется в печатном (папка-накопитель с файлами) или электронном виде. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио за время обучения в образовательном учреждении, датируется. Фиксация образовательных результатов осуществляется систематически. По окончании учебного семестра (учебного года) изменения содержания вносятся в электронном виде в дублирующий экземпляр портфолио на обучающей кафедре.

В современных условиях возрастает потребность в профессиональной инициативе, ценится творческий, а не репродуктивный характер отношения будущего педагога к своей профессиональной деятельности.

Портфолио студентов в дальнейшем служит основой для составления резюме выпускника при поиске работы, при продолжении образования и др. Портфолио формируется на добровольных началах. Тем не менее, рекомендательный характер составления портфолио не исключает значимости данной процедуры. Портфолио позволяет студенту профессионально подойти к оценке собственных достижений, выстроить личностно-творческую траекторию успешности, что является важной составляющей рейтинга будущего специалиста на рынке труда.

В основу данной модели была положена разработка Лизуновой Л.Р. В модель портфолио студента предлагается включить следующие структурные элементы:

Титульный лист

Он оформляется на отдельном листе и содержит следующую информацию: фамилия, имя, отчество студента, год рождения, курс; название вуза, факультета, кафедры образовательного учреждения; название выполненных (выполняемых) студенческих исследовательских работ, курсовых работ; указание периода, за который представлены документы и материалы. В правом верхнем углу титульного листа рекомендуется поместить фотографию произвольных размеров и характера.

Раздел I . Официальные документы

В этом разделе помещаются все имеющиеся сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения: копии документов (свидетельств), подтверждающих обучение по программам дополнительного образования; информация о наградах, грамотах, благодарственных письмах; копии документов (свидетельств), подтверждающих участие в различных конкурсах (соревнованиях и т.д.) и другие документы по усмотрению автора. Предлагаемая форма представления материалов данного раздела:

Раздел 2. Уровень профессиональных знаний

Данный раздел портфолио ориентирован на отражение уровня профессиональных знаний, реализуемого в различных направлениях деятельности, таких как ведение научно-исследовательской работы, участие в работе студенческого научного общества, олимпиадах, самообразование. Предлагаемая форма представления материалов данного раздела:

Участие в научно-исследовательской работе

Участие в работе студенческого научного общества

Самообразование

Раздел 3. Уровень профессиональных умений.

В данном разделе фиксируются материалы, отражающие деятельность автора портфолио по обобщению и распространению профессиональных знаний в виде участия в научных конференциях, семинарах, презентация научной информации, разработки методических и дидактических материалов, элективных курсов, реализованных проектов, публикаций, творческих отчетов, рефератов, докладов и т.д. Предлагаемая форма представления материалов данного раздела:

Обобщение и распространение профессиональных знаний

Наличие собственных методических и дидактических разработок, элективных курсов, проектов

Наличие публикаций

Наименование работы, её вид

Выходные данные

Раздел 4. Уровень профессиональных навыков

В данном разделе фиксируются показатели качественной результативности реализации профессиональных знаний и умений в процессе прохождения педагогической практики. В качестве критериев анализа результативности педагогической деятельности могут рассматриваться следующие: практическое овладение умениями и навыками по избранной специальности; овладение современными приемами диагностики знаний обучаемых; освоение инновационных форм и методов работы с учениками; разработка проектов и элективных курсов; реализация направлений компетентностного подхода в обучении; организация воспитательной работы; взаимодействие с родителями; рефлексивный анализ собственной педагогической деятельности и т.д. Предлагаемая форма представления материалов данного раздела:

Название педагогической практики (сроки прохождения, базовое ОУ)

Диагностические психолого-педагогические технологии, которыми овладел студент

и методы работы, которые освоил и реализовывал студент

Формы и методы работы с родителями

Саморефлексия

Другие направления деятельности

Раздел 5. Участие во внеучебной деятельности факультета (кафедры)

Помимо реализации основной учебной деятельности активного, творческого специалиста, зачастую характеризует участие во внеучебной воспитательной и культурно-досуговой деятельности факультета (кафедры), к которой относятся следующие формы: подготовка и участие в фестивалях, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях, выставках с указанием результатов; разработка сценариев досуговых и развлекательных мероприятий (возможно предоставление текстов, фото и видеоматериалов по проведенным мероприятиям); творческие работы, выполненные автором и т.д. Предлагаемая форма представления материалов данного раздела:

Раздел 6. Дополнительное образование будущего специалиста

Творческая активность будущего специалиста может быть реализована не только в рамках учебной и внеучебной деятельности, но и при получении дополнительного образования. В этом разделе фиксируется участие в работе кружков, секций, студий, секций, театральных коллективов, получение дополнительной специализации и т.д. Предлагаемая форма представления материалов данного раздела:

Раздел 7. Отзывы о качестве реализации деятельности студента и ее результатах

В данном разделе могут быть представлены отзывы педагогов, руководителей разных уровней, коллег, рецензии на разработки студента и т.д.

Системное применение данной аналитико-оценочной технологии обеспечивает качественное накопление информации, необходимой для своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства будущего педагога. Ведение портфолио является творческой работой, позволяющей реально представить свой образовательный уровень, увидеть резервы, определить направления профессионального самосовершенствования.

Как и все новые технологии портфолио имеет свои преимущества и недостатки. Среди положительных моментов данной технологии Н.В. Бордовская выделяет:

  1. В отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, портфолио органически интегрирует эти три составляющие процесса обучения.
  2. Позволяет объединить количественную и качественную оценку достижений посредством анализа разнообразных продуктов его образовательной деятельности.
  3. Поощряется не только оценка, но и самооценка, взаимооценка, а также самоанализ и самоконтроль субъектов образовательного процесса.
  4. Портфолио направлено на сотрудничество преподавателя и студента с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в ходе освоения программы учебной дисциплины.
  5. Портфолио дает возможность непрерывной оценки и самооценки в условиях вузовского образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям альтернативной оценки.
  6. Портфолио легко интегрируется в профессиональные и служебные системы оценки, что дает возможность раннего формирования профессионально значимых умений студентов и способствует развитию их самостоятельности.
  7. Портфолио показывают возможные направления обновления традиционной системы оценивания в школе и вузе.

В качестве основных негативных моментов портфолио отмечается:

  1. Внедрение данной технологии требует большой систематической работы по повышению квалификации преподавателей, формированию их готовности одобрить и принять эту новацию.
  2. Внедрение портфолио требует как от преподавателя, так и от студентов новых организационных и познавательных умений.
  3. Портфолио требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценивания образовательных достижений.
  4. Высокий уровень субъективности оценки, ослабление ее валидности и надежности, размытость критериев оценки элементов состава портфолио и трудоемкость процесса проверки и оценки.
  5. Возможность формализма в оценке образовательных достижений.
  6. Организационные трудности, связанные с необходимостью дополнительных площадей и помещений для хранения портфолио

Т.Г. Новикова и А.С. Прутченков проанализировали практический опыт использования технологии портфолио и систематизировали ошибки, которые невольно допускаются при формировании содержания портфолио . Авторы систематизировали выявленные в педагогической практике ошибки в четыре группы по нескольким основаниям:

  • первая группа ошибок связана со сбором материалов портфолио;
  • вторая группа ошибок связана с формированием объема портфолио;
  • третья группа ошибок связана с подменой идеи портфолио традиционными схемами;
  • четвертая группа ошибок связана с оценкой материалов портфолио.

Предложенные рекомендации были адаптированы нами для студентов. В них использовались также компоненты портфолио и четырехуровневая система оценки работ в рамках портфолио, сформулированная Н.В. Бордовской. Данные инструкции предостерегут педагогов нового уровня от возможных ошибок и помогут избежать трудностей при составлении портфолио, а преподавателям - облегчат оценивание выполненной работы студентами.

Предупреждение ошибок при использовании портфолио

Первая группа ошибок: сбор материалов портфолио

Ошибка № 1. Игнорирование возможностей системы дополнительного и профессионального образования, общеобразовательных организаций и т.д. При сборе документов и материалов портфолио студенты не учитывают реальной возможности учреждений дополнительного и профессионального образования, общеобразовательных организаций. Они также имеют право выдавать различные сертификаты, дипломы, писать отзывы и рекомендации, которые могут быть включены в портфолио.

Рекомендации. При формировании портфолио чаще обращаться в учреждения дополнительного и профессионального образования, в общественные организации. Это позволяет выйти за пределы узкого круга тех олимпиад, конкурсов и викторин, конференций, которые предполагаются вузом и в которых может принять участие далеко не каждый студент, даже если он проявляет усиленный интерес к данному предмету. Следовательно, обращение к данной социальной сфере расширяет возможности студента для демонстрации его личных достижений и сбора материалов для портфолио.

Ошибка № 2. Формализация и соревнование при сборе портфолио.

При сборе портфолио студенты могут включиться в своеобразное соревнование за максимальное количество документов и материалов, тем самым формализуя этот важнейший процесс, основной смысл которого - помощь в качественной самооценке и самопрезентации, а не в демонстрации способности «собрать материалы». Данный феномен объясняется тем, что развитый инстинкт «собирательства» толкает (особенно при неверно понятом замысле самой идеи портфолио) на интенсивные поиски доказательства своих достижений, а не собственное развитие и удовлетворение реальных интересов и потребностей.

Рекомендации. При формировании портфолио не увлекаться сбором количества материалов, и тем более не соревноваться с другими студентами по принципу «а у меня на два отзыва больше». Следует более тщательно подходить к отбору документов и материалов для портфолио. Ведь важно не количество, а качество материалов, которые помогают сделать верный и осознанный выбор профиля дальнейшего трудоустройства.

Вторая группа ошибок: формирование объема портфолио

Ошибка № 3. Сбор в портфолио только официальных документов. При сборе информации для портфолио его авторы-составители довольно часто проявляют определенную однобокость, увлекаясь сбором только официальных сертифицированных документов (дипломов, сертификатов, свидетельств, удостоверений и т.д.), которые выдаются официальными органами образования, культуры, физкультуры и спорта и т.д. В результате этого увлечения те, кто собирает портфолио, из-за нехватки времени сознательно игнорируют творческие работы, самоотчеты, отзывы, рекомендательные письма, набор оценочных листов, листов наблюдений, фрагменты дневников, видеофрагменты, проекты и планы выступлений, компьютерные программы и т.д. В результате этого увлечения те, кто собирает портфолио, из-за нехватки времени сознательно игнорируют творческие работы, самоотчеты, отзывы, рекомендательные письма и т.д.

Рекомендации. Основной замысел сбора материалов портфолио заключается в том, чтобы осознать необходимость получения разнообразной и разносторонней информации. Главное в этом процессе - демонстрация своих возможностей и достижений с различных сторон, а не только с официальных позиций. Далеко не у всех есть реальная возможность получить сертифицированный официальный документ. Следовательно, нужно более пристальное внимание уделять материалам, которые можно включить и в другие разделы портфолио.

Ошибка № 4. Включение в портфолио всех без исключения собранных документов и материалов. На первый взгляд оно не противоречит идее портфолио, которое и рассматривается как «папка личных достижений», но не следует буквально воспринимать идею портфолио, представляя его своеобразным сундуком, в который в течение своей жизни студент собирает все, что он продемонстрировал. Такое собирательство можно только приветствовать и даже поощрять. Пусть все доказательства хранятся дома, как когда-то было принято в российских семьях (фотография из родильного дома, бирка с ножки только что родившегося малыша, первый выпавший зубик и т.д.). Но идея портфолио несколько иная: из всего имеющегося материала, отобрать то, что позволяет студенту сделать более адекватный вывод - данный профиль интересов (трудоустройства) именно для него, так как он в своем портфолио действительно демонстрирует многолетнее увлечение этим направлением.

Рекомендации. Портфолио планируется заранее и создается в течение достаточно продолжительного периода (семестр, год и более). В данном значении портфолио дает возможность его автору продемонстрировать те результаты образовательной деятельности, которые он считает наиболее значимыми для оценки своей компетенции, позволяет увидеть не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами.

Третья группа ошибок: подмена идеи портфолио традиционными схемами

Ошибка № 5. Подмена портфолио зачетной книжкой. Это довольно частая ошибка. В зачетной книжке все заранее разграфлено и остается только вписать свои показатели. Налицо явная и принципиальная подмена идеи портфолио, которое должно рассматриваться в качестве «папки личных достижений», куда студент включает только то, что ему нравится и что он считает нужным, идеей «зачетной книжки», из которой ни один лист или документ не может быть убран без определенных «педагогических последствий». Зачетная книжка по определению является «неприкосновенной».

Рекомендации. Нужно детально разобраться в сущности портфолио и понять, что это - принципиально иной способ накопления документов и материалов, свидетельствующих о достижениях «хозяина». Папка личных достижений не должна становиться зачетной книжкой с пронумерованными страницами и невозможностью изъятия или замены того или иного документа. Именно эта свобода особенно важна для студента, собирающего свое портфолио как папку личных достижений.

Ошибка № 6. Подмена систематической работы над портфолио разовой акцией. Это объясняется тем, что массовая практика использования портфолио еще только начинает формироваться. Многими студентами папка личных достижений, которая может пригодиться в конкретных жизненных ситуациях, еще не воспринимается именно в этом качестве.

Рекомендации. Технология портфолио имеет достаточно широкие возможности. В ближайшее время планируется организовать эксперимент по обработке механизмов использования портфолио при наборе студентов в вузы, при трудоустройстве выпускников образовательных учреждений и т.д. Кроме того, портфолио уже используется в профессиональной деятельности педагогов, преподавателей и т.д. И в целом профессиональная деятельность, а тем более карьера не возможны без постоянной работы по наполнению своей папки личных достижений. Поэтому целесообразно рассматривать портфолио не как разовый инструмент, но и как технологию, которая будет нужна в течение всей, по крайней мере, профессиональной жизни человека.

Ошибка № 7. Завышенные требования к внешнему оформлению портфолио.

Рекомендации. Не следует увлекаться внешним оформлением материалов портфолио и требовать их единообразия, так как далеко не все студенты смогут найти средства на оформление портфолио, например, в виде дорогой файловой папки, оформление материалов только типографским способом или брошюрование материалов в специальной мастерской и т.п. Главное для портфолио - его содержание, аккуратность и грамотность, а не внешняя красота и стиль оформления. Следует только выдержать саму схему заполнения портфолио: титул и основные разделы.

Четвертая группа ошибок: оценка материалов портфолио

Ошибка № 8. Стремление оценить баллами все материалы портфолио. Это объясняется стереотипами педагогической деятельности, в ходе которой обучающийся должен обязательно получить «балл», так как часто у педагога нет иных стимулов и рычагов влияния на ученика. Иногда выставляемый балл никак не комментируется, т.е. учащийся должен просто принять как данность полученную оценку и смириться с ней. Это в корне противоречит замыслу портфолио, тем более в части оценки творческих работ, отчетов о педагогической практике, отзывов научных руководителей исследовательских проектов студентов и т.д.

Рекомендации. Все материалы папки личных достижений студента могут оцениваться только качественными показателями с указанием оригинальности материалов и мышления автора, актуальности и проработанности, полноты и аккуратности и т.д. Все зависит от самого представляемого материала в портфолио.

Критериями оценки могут быть:

  • уровень развития логического мышления (гибкость, рациональность, оригинальность мышления);
  • сформированность умения решать типичные профессиональные задачи;
  • сформированность прикладных умений (способности решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач и т.д.);
  • степень развития коммуникативных умений (умение работать в малых группах, выступать с докладами);
  • умение четко и аргументировано излагать свою мысль;
  • грамотность в оформлении текстов и решений задач, умелое использование графиков, диаграмм, таблиц и т.д.;
  • сформированность самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей).

Для более детальной оценки каждый критерий может быть разбит на подкритерии. Здесь нет жестких рецептов, а, напротив, есть простор для творческой инициативы и педагогической импровизации. С точки зрения итоговой оценки учебного портфолио можно рекомендовать следующую четырехуровневую систему.

Самый высокий уровень. Учебные портфолио данного уровня характеризуются всесторонностью реализации основных категорий и критериев оценки. Содержание такого портфолио свидетельствует о приложении больших усилий и очевидном прогрессе субъекта образовательного процесса по уровню развития его мышления, умения решать задачи, прикладных и коммуникативных умений, наличия высокого уровня самооценки и творческого отношения к процессу освоения учебной программы. В содержании и оформлении учебного портфолио данного уровня проявляются оригинальность и изобретательность.

Высокий уровень. Портфолио этого уровня демонстрирует солидные знания и умения субъекта образовательного процесса, но в отличие от предыдущего в нем могут отсутствовать некоторые элементы из необязательных категорий, а также может быть недостаточно выражена оригинальность, отсутствовать творческий элемент в оформлении текстов.

Средний уровень. В учебном портфолио данного уровня основной акцент делается на оценке обязательной части. Поэтому могут отсутствовать свидетельства развития творческого мышления, прикладных умений, способности к содержательной коммуникации на языке конкретной дисциплины (как устном, так и письменном).

Слабый уровень. Это портфолио, по которому трудно сформировать общее представление об учебных достижениях субъекта. Как правило, в нем представлены отрывочные задания из разных категорий, отдельные листы с не полностью выполненными задачами и упражнениями, образцы попыток выполнения графических работ и т.п. По такому портфолио практически невозможно определить прогресс в обучении уровень сформированности качеств, отражающих основные цели курса и критерии оценки.

Существуют другие варианты оценки портфолио:

  • оцениваются только процесс и характер работы над портфолио;
  • оцениваются по заданным критериям только части портфолио (обязательные рубрики);
  • оцениваются все рубрики, оценка выводится как среднее арифметическое;
  • оценивается окончательный вариант портфолио по заранее определенным критериям;
  • портфолио не оценивается; субъект сам выбирает отдельные части для презентации на итоговом занятии, что является допуском к зачету или экзамену или формой проведения зачета или экзамена;
  • оценивается не только портфолио, но и качество его презентации.

Ошибка № 9. Отсутствие единства оценки материалов портфолио. Происходит это потому, что сейчас каждое образовательное учреждение становится полностью самостоятельным (даже в финансовом отношении получает право распоряжаться своим счетом и внебюджетными средствами), и некоторые вузы признают определенный уровень качества обученности и определенные заслуги своих студентов.

Рекомендации. Этот вопрос относится к компетенции каждого вуза, которому следует разработать и принять на уровне кафедры (деканата) локальный нормативный документ, регулирующий вопросы оценивания и использования материалов портфолио студента для дальнейшей оценки становления профессиональной компетентности будущего специалиста.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями), с Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2008, и в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего и начального профессионального образования.

1.2. Положение определяет структуру и примерное содержание Портфолио достижений студента ГБОУ СПО ТОТФиП.

1.3. Технология Портфолио внедряется с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения, проверки освоения общих и профессиональных компетенций, формирования мотивации на достижение определенных результатов в освоении основной профессиональной программы.

1.4. Портфолио студента ГБОУ СПО ТОТФиП - это комплекс документов (грамоты, дипломы, сертификаты, копии приказов, фотодокументы и т.д.), отзывов и продуктов различных видов деятельности: как учебной (диагностические работы, оценочные листы, исследовательские, проектные работы, рефераты, результаты самостоятельной работы и т.д.), так и внеурочной (творческие работы, презентации, фотоматериалы).

1.5. Портфолио может содержать материал из внешних источников (отзывы или грамоты, выписки из приказов с практики, с военных сборов и т.д.), дающий дополнительную оценку освоения общих и профессиональных компетенций.

1.6. Портфолио дополняет основные контрольно-оценочные средства, принятые в ГБОУ СПО ТОТФиП, и позволяет оценивать сформированность общих и профессиональных компетенций.

1.7. Портфолио создается в течение всего периода обучения в техникуме. Его формирование завершается вместе с завершением обучения.

1.8. Портфолио в дальнейшем может служить основой для составления резюме выпускника при поиске работы, при продолжении образования и др.

2. Цели и задачи портфолио

2.1. Основная цель портфолио - анализ и представление значимых результатов процессов профессионального и личностного становления будущего специалиста, обеспечение мониторинга культурно-образовательного роста студента.

2.2. Портфолио позволяет решить следующие задачи:

Проследить индивидуальный прогресс обучающегося/студента, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других;

Оценить образовательные достижения и дополнить результаты тестирования и других традиционных форм контроля;

Поддерживать и стимулировать мотивацию обучающихся/студентов;

Поощрять активность и самостоятельность обучающихся/студентов, расширять возможности обучения и самообучения;

Развивать умения рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности,

Формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

Содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающегося/студента;

Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

2.3. Формирование портфолио должно осуществляться с учетом следующих принципов:

Самооценки результатов (промежуточных, итоговых) овладения определенными видами учебной, научной и творческой деятельности;

Обучающийся/студент систематично отслеживает результаты своей деятельности в избранной им области, отбирает наиболее интересные работы в свое «досье», организует их в предусмотренную структуру;

Структуризации и логичности материалов, представляемых в «Портфолио»;

Аккуратности и эстетичности оформления «Портфолио»;

Целостности, тематической завершенности материалов;

Наглядности и обоснованности презентации «Портфолио студента».

3. Порядок ведения портфолио.

3.1. Портфолио обучающегося/ студента формируется с первого курса обучения.

3.2. Ответственное лицо (классный руководитель, мастер производственного обучения, руководитель группы) доводит до сведения обучающихся/студентов информацию о структуре, содержании портфолио, требованиях, предъявляемых к его оформлению.

3.3. Обучающийся/студент, совместно с ответственным лицом определяют цель формирования портфолио, его вид структуру и содержание, планируют систему действий по организации работы над портфолио, определяют вспомогательные материалы, итоговую форму предоставления защиты портфолио.

3.4. Студент систематично отслеживает результаты своей деятельности, отбирает работы и включает их в портфолио.

3.5. Заведующие отделениями обязаны учитывать наличие портфолио при допуске к государственной (итоговой) аттестации.

3.7. Электронный портфолио может быть размещен на сайте учебного заведения.

4. Структура портфолио

4.1. Портфолио оформляется в индивидуальной папке с файлами, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются личные достижения студента в разнообразных видах деятельности (учебной, производственной, научной, творческой, социальной, спортивной и др.) за период обучения в колледже.

4.2 Портфолио состоит из титульного листа, портфолио достижений, портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов (см. Приложение 1, 2).

На титульном листе, в резюме студент самостоятельно записывает или оформляет на компьютере общие сведения о себе в соответствии с образцом.

В портфолио достижений студент самостоятельно записывает сведения об участии в учебно-производственной деятельности, в мероприятиях, научной деятельности, получении дополнительного образования и т. д.

Портфолио документов может содержать оригиналы и (или) копии дипломов, грамот, свидетельств, сертификатов, удостоверений, заверенных заведующим отделением, а также фото- (видео-) материалы.

Портфолио работ включает в себя творческие работы, исследовательские работы, доклады на научно-практических конференциях, конкурсах, рефераты, печатные работы и т.д.

Портфолио отзывов - это характеристики с мест прохождения практики, рекомендательные письма, отзывы о достижениях студента, благодарственные письма и др.

4.3 При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие условия:

Систематичность и регулярность ведения;

Достоверность предъявляемых сведений;

Аккуратность и эстетичность оформления;

Разборчивость при ведении записей.

5. Порядок представления портфолио

5.1. Обучающийся/студент представляет свой портфолио на олимпиадах профессионального мастерства, научно-практических конференциях (не зависимо от уровня их проведения), на экзамене (квалификационном) по профессиональному модулю, а так же аттестационной комиссии на Государственной итоговой аттестации

5.2. Портфолио, предъявляемый на экзамене(квалификационном) по профессиональному модулю и на Государственной итоговой аттестации, должен иметь специфическую направленность, соответствовать профилю деятельности, выбранному обучающимся/студеном.

Приложение 1

ГБОУ СПО

«ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИНАНСОВ И ПРАВА» (ОБРАЗЕЦ)

ПОРТФОЛИО

Студента группы_________

Специальность___________

________________________

(Ф.И.О.)

Санкт- Петербург

1. РЕЗЮМЕ

ФОТО СТУДЕНТА

Фамилия, имя, отчество_____________________________________________

Дата рождения:_____________________________________________________

Образование (какую школу, ПУ окончил, год окончания)_________________

__________________________________________________________________

Специальность, получаемая в колледже________________________________

__________________________________________________________________

Специализация_____________________________________________________

Сведения о дополнительном образовании (музыкальная, художественная, спортивная, школа иностранных языков или иная школа)_________________

__________________________________________________________________

Опыт работы по специальности (где и в какой должности)________________

__________________________________________________________________

Контактный телефон________________________________________________

Е-mail_____________________________________________________________

Приложение 2

2. ПОРТФОЛИО ДОСТИЖЕНИЙ

2.1. Учебно-профессиональная деятельность

Название профессиональных модулей

Место прохождения практики, сроки прохождения практики

Должность

Оценка

2.2. Курсы, дополнительное образование (название курсов и полученного документа (сертификат, удостоверение ))______________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2.3. Сведения об участии в мероприятиях

Вид мероприятия

Учебный год

Место проведения, уровень (всероссийский, областной, городской, колледж)

Форма участия (выступление, работа в команде, презентация и др.)

Результат (грамота, сертификат, благодарность и др.)

Научные конференции

Профессиональные конкурсы

Концерты

Волонтерство

Конкурсы (интеллектуальные, творческие)

2.4. Олимпиады по дисциплинам (по специальностям)

(учебный год, название дисциплины, результат)_________________________

__________________________________________________________________

2.5. Спортивные достижения

(учебный год, вид соревнований, уровень (всероссийские, областные, городские, колледж), вид спорта, результат)_____________________________

__________________________________________________________________

2.6. Научная деятельность

(участие в научно-практических конференциях, уровень (всероссийский, областной, городской, колледж), темы исследований, результат) ___________

__________________________________________________________________

2.7. Участие в общественной жизни: органах студенческого самоуправления, в мероприятиях: областных, городских, колледже, общежитии и др. (название мероприятия, форма участия, выполняемое поручение) ________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. ПОРТФОЛИО ДОКУМЕНТОВ

Прикладываются дипломы, грамоты, свидетельства, сертификаты, удостоверения, фотоматериалы и др. (копии или оригиналы)

4. ПОРТФОЛИО РАБОТ

Вкладываются творческие работы, исследовательские работы, доклады на научно-практических конференциях, конкурсах, рефераты, печатные работы (все работы должны быть авторскими, оригинальными, не содержащими плагиата).

5. ПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ

Характеристики с мест прохождения практики, рекомендательные письма, благодарственные письма, отзывы о достижениях студента, характеристики куратора.