Болезни Военный билет Призыв

Максимальное количество баллов по биологии егэ

Профессий, связанных с биологией, очень много. И если выпускник решил дальнейшую свою жизнь посвятить медицине, психологии, педагогике, технологии пищевой промышленности, фармакологии или сельскому хозяйству, то экзамен по биологии по окончании общеобразовательной школы для него обязателен. Каким будет ЕГЭ по биологии 2017 года ?

Государственный экзамен по биологии в 2017 году будет отличаться от экзаменов предыдущих лет. Изменений внесено не много, но они существенные.

Предлагается новая, более оптимизированная структура экзаменационной работы. Сокращено количество заданий до 28, по сравнению с 40 в 2016 году. Уменьшено максимальное количество первичных балов за всю работу, теперь это 59 баллов, вместо 60 в прошлом году. А вот количество времени для выполнения экзаменационной работы увеличено до 210 минут, вместо 180.

В экзамене теперь не будет вопросов с выбором одного правильного ответа. В связи с этим вероятность угадывания сведена к минимуму. Ведь раньше была возможность подключить интуицию, пройти порог и набрать минимально допустимое количество балов. Теперь интуиция нам не помощник, нужны знания. Готовиться придется тщательно, и начинать как можно раньше. Но есть и хорошая новость. Сложность заданий не изменилась, а время на их выполнение увеличилось на 30 минут.

Экзаменационная работа ЕГЭ по биологии 2017 содержит 28 заданий, состоит из двух частей, каждая из которых имеет свой уровень сложности и формат.

Первая часть экзамена

Первая часть состоит из 21 задания с кратким ответом. Причем ответы нужно будет записывать в виде слов или словосочетаний, числа или последовательности чисел, без пробелов и разделительных знаков.

В первую часть включены задания двух уровней сложности: 10 — базового уровня и 11- повышенного.

Такой формат — первое новшество и весомая причина для прохождения демоверсии ЕГЭ по биологии 2017.

Второе новшество в содержании заданий. Выпускнику нужно будет:

  • анализировать информацию в графической или табличной форме (1 задание)
  • дополнять недостающую информацию в схеме и таблице (2 задания)
  • устанавливать последовательность систематических таксонов, биологических объектов, явлений, процессов (3 задания)
  • решать биологические задачи по цитологии и генетике (2 задачи)
  • выполнять задания с множественным выбором (7 заданий) и устанавливать соответствия (6 заданий) с рисунком или без него

Итак, 21 задание нового типа имеют существенные различия и позволяют точнее оценить знание пройденного материала, а также требуют серьезной подготовки.

Вторая часть экзамена (повышенная сложность)

Вторая часть ЕГЭ по биологии 2017 ориентирована на выпускников имеющих высокий уровень знаний по предмету, а точнее на их выявление. Здесь не будет никаких изменений. Как и в 2016 году, будет 7 заданий, сформированных по видам учебной деятельности и в соответствии с темами предмета. Ответы на них выпускники пишут самостоятельно в развернутой форме. По уровню сложности также изменений нет: 1 задание повышенного и 6 высокого уровня.

Во второй части выпускник должен самостоятельно объяснять и обосновывать биологические явления и процессы, уметь проводить анализ, систематизацию и интеграцию знания, подтверждать теорию практикой. И все это грамотно формулировать в развернутом ответе.

Как оценивается

Первичное максимальное количество балов за государственный экзамен в 2017 году изменилось, но не существенно.

За выполнение 10 заданий базового уровня сложности дается 17 баллов, за 12 заданий повышенного уровня — 24 балла, за 6 заданий высокого уровня — 18. В сумме — 59 баллов. для сдачи экзамена по биологии составит 36 баллов.

Что нужно знать

Экзамен предполагает проверку знания предмета в полном объеме. И если что-то упущено, даже по уважительной причине, на экзамене этот факт не принимается во внимание. Следовательно, будущему выпускнику желательно начинать подготовку к уже в сентябре, чтобы успеть восполнить все пробелы.

Проверка знаний по биологии будет проводиться по следующим разделам:

  • Биология как наука. Методы научного познания
  • Клетка как биологическая система
  • Организм как биологическая система
  • Система и многообразие биологического мира
  • Организм человека и его здоровье
  • Эволюция живой природы
  • Экосистемы и присущие им закономерности

Воспользуйтесь этим списком, чтобы проверить себя и подтянуть упущенные темы.

Что нужно уметь

На ЕГЭ по биологии также важно показать свои умения и навыки использования полученных знаний. Выпускник должен правильно применять терминологию, определять биологические объекты не только по описанию, но и по рисунку. При объяснении биологических процессов существенное преимущество будут иметь те, кто использует не только слово, а и таблицы, графики, схемы. Решать задачи, делать выводы и применять теоретические знания на практике, в повседневной жизни.

Каждый год ФИПИ выпускает обновленную демонстрационную версию ЕГЭ по биологии. У выпускника есть возможность спокойно разобраться с инструкциями, заданиями, правилами проведения, критериями оценивания, практически пройти все этапы экзамена. Безусловно, демоверсия это не точная копия ЕГЭ, но, тем не менее, она дает возможность ученику чувствовать себя спокойнее и увереннее, когда все будет происходить по-настоящему.

В подготовке к ЕГЭ по биологии каждому выпускнику необходимо учесть свои личные, индивидуальные особенности. Каждый знает свои слабые и сильные стороны, возможности памяти, работоспособности. Кто в этом еще не разобрался, может обратиться за помощью к родителям и учителям. Стоит пообщаться с теми, кто уже сдавал ЕГЭ и получить дополнительную информацию из первых рук. Одним словом, для подготовки все способы хороши, главное не оставлять все на май, не надеяться на «авось пронесет», а начинать систематически заниматься уже сейчас.

Биология относится к тем предметам, которые выпускник на ЕГЭ выбирает сам. И если он делает выбор в пользу биологии, значит эта наука ему по душе. Поэтому все тревоги и переживания нужно оставить за дверью, чтобы не мешали. А с собой взять собранность, уверенность, вспомнить все и получить высший балл.

Видео новость, демоверсии

ЕГЭ по биологии 2018 – экзамен по выбору, он совершенно необязателен. В то же время данный предмет занимает 5 место после обязательных русского языка и математики, затем идут обществознание и физика. 5 место – за биологией (её выбирают примерно 18% выпускников).

Где пригодится биология?

Биологию сдают во многих вузах:

  1. медицинском;
  2. вузах биологического профиля;
  3. в педагогическом на специальность «Учитель биологии»;
  4. в сельскохозяйственном;
  5. ветеринарном;
  6. на физкультурном факультете;
  7. психологическом;
  8. экологическом;
  9. на факультете садового дизайна;
  10. на биологическом факультете в технических вузах, где биология изучается на стыке с физикой.

Профессий, связанных с биологией очень много:

  • инженер, который моделирует проблемы, связанные с жизнью человека;
  • врач, который займётся лечением болезней, возможных в будущем;
  • эколог, заботящийся о здоровье всей страны. Задача эколога – создать условия, в которых человечество будет пить чистую воду, дышать чистым воздухом;
  • психолог;
  • спортсмен.

Это те люди, которые делают жизнь человека более полноценной и значимой и, более того, продлевают эту жизнь.

Необходимые документы

На сайте ФИПИ размещены следующие документы, нужные для подготовки к ЕГЭ по истории:

  1. Спецификация (описание работы, перечислены необходимые документы, отражена структура ЕГЭ по биологии, дан план варианта КИМа).
  2. Кодификатор (перечень умений и тем, которые проверяются на ЕГЭ по биологии).
  3. Демоверсия ЕГЭ по биологии (один вариант ЕГЭ по биологии), с которой и нужно начинать подготовку к государственному экзамену по истории.

Особенности структуры ЕГЭ по биологии

Всего 28 заданий
1 часть 2 часть
21 задание с кратким ответом 7 заданий с развёрнутым ответом

Время на выполнение всей работы – 3 часа 30 минут (210 минут).
Максимальный первичный балл – 59.
Установленный минимальный тестовый балл на ЕГЭ по биологии составляет 36 баллов.

Как устроены ключевые задания 1 части работы?

Задание №1 впервые появилось в 2017 году. Каждый ученик, готовясь к экзамену, читает текст, подчёркивает ключевые слова, затем находит ключевые слова и связи между ними. Эти связи дают возможность выстроить зависимость. Таким образом, текст структурируется, в нем находятся связи между понятиями. В данном задании представлен некий фрагмент из биологии, где и требуется показать эти связи.

Задание №3 интересно тем, что введены обычные простые задачи, где требуется выполнить решение, зная биологию:

  • посчитать число хромосом,
  • указать количество клеток, которые образуются при различных процессах и т. д.

Задание №4 требует подобрать два утверждения, которые соответствуют описанию того объекта, который представлен.
Задание №6 на генетику. Это задачи на моногибридное скрещивание, где требуется написать конкретное число, соотношение цифр.
Задание №8 на соотношение примеров и явлений. Это первый пример задания. Предлагается и альтернативный пример этого задания, где даётся слепой рисунок (без подписей), и нужно найти позиции, где есть цифры 1 и 2. И только после этого, определившись с позицией, подбирать правильные ответы.
В задании №9 следует найти из предложенного текста примеры, которые соответствуют понятию «устойчивость», «микроскопичность» и «патогенность».
Задание №15 на знание видовых свойств. В биологии понятие «вид» – это ключевое понятие, вокруг которого строится вся биология. Дан текст. Надо отобрать только те критерии, которые соответствуют поставленной в тексте задаче.

Задание №20. Новое (с 2017 года), оригинальное задание, дающее возможность на одном примере проверить сразу несколько очень важных, ключевых понятий в биологии.

  • Пример 1 проверяет понимание видообразования.

Пример 2 предполагает заполнение свободных граф в таблице и нахождение неких взаимосвязей между строением, объектом и функцией.

Задание №21.

  • Пример 1. Формирование естественно-научной грамотности и исследовательских умений возможно только тогда, когда человек умеет работать с информацией, представленной в различных видах. В биологии, например, такой информацией является таблица, где учёный, ведя наблюдение, фиксирует данные, записывает их, проводя некий расчёт. Абитуриенту надо прочитать, что здесь отмечено, как это читает биолог, который из частокола цифр выбирает ключевые и на этом основании строит умозаключения. Надо выбрать только 2 утверждения, которые строго соответствуют заданным условиям.
  • Пример 2 требует выбрать утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа гистограммы. Например, надо найти виды, посмотреть, чем они питаются, зашифровать этот вид (как бы обезличить) и предложить соотношение пищевых пристрастий этого вида. А потом необходимо оценить этот вид, исходя из его пищевых пристрастий или каких-то других качеств.
  • Пример 3 – это графическое представление. Здесь проверяется умение читать график и понимать причины движения кривой вверх или вниз.

Несколько слов о части 2

Это задания в открытой форме, где выпускнику придётся отвечать на вопрос и демонстрировать глубокие знания предмета. Особое внимание надо уделить языку изложения ответа. Ученик 11 класса должен владеть определённым понятийным аппаратом, биологическими терминами, используемыми в ответах к заданиям.

Что поможет эффективно помочь сдать ЕГЭ по биологии?

Конечно же, учебники, которыми пользуются в школах. Это могут быть учебники разных авторов, которые можно комбинировать.

Чёткое планирование своей деятельности по подготовке к ЕГЭ по биологии 2018.

Глубокая заинтересованность ученика в изучении и сдаче предмета на высокий балл.

Надо быть мотивированным, надо хотеть изучить предмет биологию, и тогда результат не заставит себя ждать.

Дата проведения ЕГЭ по биологии будет известна в январе 2018 года.

О результатах ЕГЭ по биологии в 2018 году можно узнать в своей общеобразовательной организации или на официальном сайте ЕГЭ.

Если Министерство образования решит внести какие-то изменения в КИМы ЕГЭ по биологии, то надо быть ко всему готовыми, не терять времени даром и начинать готовиться уже сейчас!

Дата ЕГЭ
Досрочный период
20 марта (ср) география, литература
22 марта (пт) русский язык
25 марта (пн) история, химия
27 марта (ср) иностранные языки (устно)
29 марта (пт) математика Б, П
1 апреля (пн) иностранные языки, биология, физика
3 апреля (ср) обществознание, информатика и ИКТ
5 апреля (пт) резерв: география, химия, информатика и ИКТ, иностранные языки (устно), история
8 апреля (пн) резерв: иностранные языки, литература, физика, обществознание, биология
10 апреля (ср) резерв: русский язык, математика Б, П
Основной этап
27 мая (пн) география, литература
29 мая (ср) математика Б, П
31 мая (пт) история, химия
3 июня (пн) русский язык
5 июня (ср) иностранные языки (письменно), физика
7 июня (пт) иностранные языки (устно)
8 июня (сб) иностранные языки (устно)
10 июня (пн) обществознание
13 июня (чт) биология, информатика и ИКТ
17 июня (пн) Резерв: география, литература
18 июня (вт) Резерв: история, физика
20 июня (чт) Резерв: биология, информатика и ИКТ, химия
24 июня (пн) Резерв: математика Б, П
26 июня (ср) Резерв: русский язык
27 июня (чт) Резерв: иностранные языки (устно)
28 июня (пт) Резерв: обществознание, иностранные языки (письменно)
1 июля (пн) Резерв: по всем учебным предметам

В 2018 г. в ЕГЭ по биологии приняли участие более 133 тыс. человек, что несколько больше, чем число участников экзамена в 2017 г. (111 748) человек, 2016 г. (126 006) и 2015 г. (122 936). Экзамен по биологии традиционно востребован и входит в пятерку самых популярных выпускных экзаменов по выбору. Его выбирают мотивированные на биологию выпускники, поступающие в медицинские, ветеринарные, аграрные вузы, психологические и биологические факультеты университетов, академий и институтов физической культуры и спорта и ряд других вузов.

В 2018 г. средний тестовый балл составил 51,4. Его незначительное снижение по сравнению с прошлым годом связано в первую очередь с уменьшением доли участников в интервале тестового балла 61–80 (на 2,26%) и увеличением доли участников в интервале 41–60 (на 3,26%). При этом отмечается стойкая тенденция к снижению числа участников с результатами в интервале 81–100. Сокращение доли высокобалльников можно объяснить комплексом мер по повышению качества проверки развернутых ответов экспертами предметных комиссий регионов, а также включением в часть 2 КИМ новых сюжетов конкретного, контекстного, практико-ориентированного характера, требовавших четкой аргументации, а не воспроизведения общих или частных знаний по предмету. Это позволило провести более качественную дифференциацию участников с высокими тестовыми баллами.

Минимальный тестовый балл в 2018 г., как и в предыдущие годы, составил 36 баллов, а первичный - 16 баллов. Доля участников ЕГЭ по биологии, не набравших минимального количества баллов в 2018 г., составила 17,4%. По сравнению с 2017 г. доля участников, набравших тестовые баллы в диапазоне 41–60, составила 40,6% (в 2017 г. – 37,3%), а в диапазоне 61–80 составила 25,6% (в 2017 – 27,9%).

В 2018 г. выполнили все задания экзаменационной работы и набрали 100 баллов 48 выпускников, что составило 0,04% от общего числа участников ЕГЭ. Полученные данные свидетельствует, с одной стороны, о достаточно высоком уровне сложности модели КИМ ЕГЭ 2018 г. и, с другой стороны, о доступности заданий, что подтверждается распределением первичных и тестовых баллов участников.

Более подробные аналитические и методические материалы ЕГЭ 2018 года доступны по ссылке .

На нашем сайте представлены около 5500 заданий для подготовки к ЕГЭ по биологии в 2018 году. Общий план экзаменационной работы представлен ниже.

ПЛАН ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ 2019 ГОДА

Обозначение уровня сложности задания: Б - базовый, П - повышенный, В - высокий.

Проверяемые элементы содержания и виды деятельности

Уровень сложности задания

Максимальный балл за выполнение задания

Задание 1. Биологические термины и понятия. Дополнение схемы
Задание 2. Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации живого. Работа с таблицей
Задание 3. Генетическая информация в клетке. Хромосомный набор, соматические и половые клетки. Решение биологической задачи
Задание 4. Клетка как биологическая система. Жизненный цикл клетки. Множественный выбор (с рис. и без рис.)
Задание 5. Клетка как биологическая система. Строение клетки, метаболизм. Жизненный цикл клетки. Установление соответствия (с рис. и без рис.)
Задание 6. Моно- и дигибридное, анализирующее скрещивание. Решение биологической задачи
Задание 7. Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология. Множественный выбор (без рис. и с рис.)
Задание 8. Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология. Установление соответствия (с рис. и без рис.)
Задание 9. Многообразие организмов. Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы. Множественный выбор (с рис. и без рис.)
Задание 10. Многообразие организмов. Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы. Установление соответствия (с рис. и без рис.)
Задание 11. Многообразие организмов. Основные систематические категории, их соподчиненность. Установление последовательности
Задание 12. Организм человека. Гигиена человека. Множественный выбор (с рис. и без рис.)
Задание 13. Организм человека. Установление соответствия (с рис. и без рис.)
Задание 14. Организм человека. Установление последовательности
Задание 15. Эволюция живой природы. Множественный выбор (работа с текстом)
Задание 16. Эволюция живой природы. Происхождение человека. Установление соответствия (без рис.)
Задание 17. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Множественный выбор (без рис.)
Задание 18. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Установление соответствия (без рис.)
Задание 19. Общебиологические закономерности. Установление последовательности
Задание 20. Общебиологические закономерности. Человек и его здоровье. Работа с таблицей (с рис. и без рис.)
Задание 21. Биологические системы и их закономерности. Анализ данных, в табличной или графической форме
Задание 22 (С1). Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание)
Задание 23 (С2). Задание с изображением биологического объекта
Задание 24 (С3). Задание на анализ биологической информации
Задание 25 (С4). Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов.
Задание 26 (С5). Обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира и экологических закономерностях в новой ситуации
Задание 27 (С6). Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации.
Задание 28 (С7). Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации

Соответствие между минимальными первичными баллами и минимальными тестовыми баллами 2018 года. Распоряжение о внесении изменений в приложение № 2 к распоряжению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Подготовка в 2019 году к ЕГЭ по Скайпу. [email protected]; +7 (927) 32-32-052

Изменения в ЕГЭ по биологии в 2017 году

Posted on 10.09.2016 by Борис Садыков

Здравствуйте , уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу .

Наконец-то у меня появилась возможность дать вразумительный ответ на ваши многочисленные вопросы по поводу изменений в проведении ЕГЭ по биологии в 2017 году.

Давно муссируются слухи, что «значимым для выпускников 11 классов нововведением станет отказ от ТЕСТОВОЙ формы заданий итогового экзамена по трем дисциплинам: физики, химии, биологии. Такое основательное изменение формата экзаменов связано с попыткой уменьшить возможность интуитивного угадывания правильного ответа».

Да-да, очень абсурдные слухи, что тестовая часть якобы будет удалена.

Плох ли был ЕГЭ в прежней форме?

Слухи подкреплялись тем, что еще с самого зарождения ЕГЭ, как формы аттестации учащихся, позволяющей по результатам сдачи ЕГЭ быть зачисленными в ВУЗ, эту форму экзамена критиковали за то, что она, якобы, не сможет обеспечить нормальное получение знаний, приводя лишь к «натаскиванию» на зазубривание, а не понимание материала.

Но так могли думать лишь те, кто сам никогда не преподавал в школе или в ВУЗе. Экзамен в форме ЕГЭ с самого начала включал кроме тестовых частей (), необходимых для проверки знаний учащимися огромной терминологической базы, еще и (оцениваемую в три раза дороже, чем часть А ).

Поэтому, как бы много места не занимали тесты части А в экзаменационной работе, баллов, полученных за счет простого угадывания правильного ответа (а шанс угадать довольно большой — 25%), всё равно не хватало даже для прохождения барьера на тройку.

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) развеивает все слухи

26 августа 2016 года ФИПИ на своем официальном сайте опубликовал проекты документов , регламентирующих структуру и содержание контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2017 года.

Смотрим Кодификатор . В нем нет никаких . Чтобы хорошо подготовиться к экзамену, надо, как и прежде, изучать биологию комплексно по следующим 7-ми блокам:

Первый блок «Биология как наука. Методы научного познания» контролирует материал о достижениях биологии, методах исследования, об основных уровнях организации живой природы.

Второй блок «Клетка как биологическая система» содержит задания, проверяющие: знания о строении, жизнедеятельности и многообразии клеток; умения устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, распознавать и сравнивать клетки разных организмов, процессы, протекающие в них.

Третий блок «Организм как биологическая система» контролирует усвоение знаний о закономерностях наследственности и изменчивости, об онтогенезе и воспроизведении организмов, о селекции организмов
и биотехнологии, а также выявляет уровень овладения умениями применять биологические знания при решении задач по генетике.

В четвёртом блоке «Система и многообразие органического мира» проверяются: знания о многообразии, строении, жизнедеятельности и размножении организмов различных царств живой природы и вирусах;
умения сравнивать организмы, характеризовать и определять их принадлежность к определённому систематическому таксону.

Пятый блок «Организм человека и его здоровье» направлен на определение уровня освоения системы знаний о строении и жизнедеятельности организма человека.

В шестой блок «Эволюция живой природы» включены задания, направленные на контроль: знаний о виде, движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира; умений объяснять основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира, устанавливать взаимосвязь движущих сил и результатов эволюции.

Седьмой блок «Экосистемы и присущие им закономерности» содержит задания, направленные на проверку: знаний об экологических закономерностях, о круговороте веществ в биосфере; умений устанавливать взаимосвязи организмов в экосистемах, выявлять причины устойчивости,
саморазвития и смены экосистем.

Но изменения в КИМ 2017 года по сравнению с КИМ 2016 года действительно есть и довольно существенные (см. Демоверсии, спецификации, кодификаторы ЕГЭ 2017 год. Биология )

Эти изменения в основном касаются оптимизации самой структуры экзаменационной работы:

1. Исключены задания в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа.
2. Сокращено общее количество заданий с 40 до 28.
3. Уменьшен максимальный первичный балл с 61 до 59.
4. Увеличена продолжительность экзаменационной работы с 180 до 210 минут.
5. В часть 1 включены новые типы заданий, которые существенно различаются по видам учебных действий: заполнение пропущенных элементов схемы или таблицы, нахождение правильно указанных обозначений в рисунке, анализ и синтез информации, в том числе представленной в форме графиков, диаграмм и таблиц со статистическими данными.

Новая структура КИМ ЕГЭ в 2017 году

Таким образом, каждый вариант КИМ экзаменационной работы теперь содержит всего 28 заданий и состоит из 2 частей , различающихся по форме и уровню сложности.

Часть 1 содержит 21 задание:

Больше всего заданий (7 заданий), как и прежде, с выбором из готовых ответов . Это то, что ранее входило в часть А . Только теперь учащимся предлагается выбрать не 1 верный ответ из 4-х предложенных, а 2-3 ответа из 5-7 предложенных.

Вот, собственно, в этом и «таится» весь «сыр бор» по поводу слухов о ликвидации из экзаменов тестовой части. Сокращена и изменена, как видим, лишь бывшая часть А . Тестовых же заданий, относящихся ранее к части В , стало даже больше:

6 заданий — на установление соответствия;
3 задания – на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов, систематических таксонов;
2 задания – на решение биологических задач по цитологии и генетике;
1 задание – на дополнение недостающей информации в схеме;
1 задание – на дополнение недостающей информации в таблице;
1 задание – на анализ информации, представленной в графической или табличной форме ((эти три последних типа заданий — совсем новые для ЕГЭ, поэтому на способы ответа на них учащимся и репетиторам по биологии следует обратить особое внимание).

К заполнению бланков ответов экзаменационной работы части 1 следует подходить очень и очень скрупулезно (не оставлять пропущенными ячейки), так как эта тестовая часть работы, как и прежде, оценивается «безжалостным» компьютером.

Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом.

В этих заданиях, как и прежде, ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме. Задания этой части работы по-сути нацелены на выявление биологических талантов — выпускников, имеющих очень высокий уровень биологической подготовки.

В таблице ниже показано как распределены задания из различных блоков Кодификатора в экзаменационной работе в Части 1 и Части 2.

Как видим, все разделы биологии в Части 1 и в Части 2 любого варианта экзаменационной работы должны быть распределены одинаково. То есть, не должно быть никаких «перекосов» в плане того, что в каком-то варианте было бы, например, много ботаники, а в другом много биологии человека.

В таблице ниже показано, какое максимальное количество первичных баллов можно получить теперь за первую и вторую части экзаменационной работы.

Мы видим, как и прежде, учащиеся имеют возможность получить бо льшую долю в оценке (66%) именно за тестовую часть работы (это к ответу на вопрос, что мол с 2017 года тесты будут отменены).

Выводы

Сама стратегия в подготовке с сдаче ЕГЭ по биологии в 2017 году должна . Учить биологию по различным школьным учебникам и справочным материалам необходимо в рамках всё тех же основных 7-ми разделов Кодификатора.

Поскольку, тестовая часть экзаменационной работы претерпела существенные изменения, то теперь же, «не откладывая в долгий ящик», следует очень внимательно изучить Демоверсию КИМ ЕГЭ 2017 года. Обратить особое внимание на правильность заполнения бланков ответов заданий, представленных в новой форме.

В целом, могу констатировать, что сдать экзамен по биологии в 2017 году будет существенно сложнее, чем раньше (отпала возможность получить совершенно «халявные» баллы за простое угадывание). Сложнее будет достичь как минимального порога, так и получить максимальное количество баллов. Но, главное, чтобы сами варианты экзаменационных работ по сложности не сильно отличались друг от друга, чтобы все абитуриенты были поставлены примерно в равные условия.

***********************************************************************************************

*************************************************************************

Успехов вам в изучении биологии, подготовке к экзаменам. У кого будут вопросы к репетитору биологии по Скайпу по этой статье, прошу обращаться в комментариях.

Ж. ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ И. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | ЕГЭ по биологии новые тесты в 2017 ответы на тесты ЕГЭ по биологии ответы на тесты по биологии ответы по биологии на вопросы Открытого банка заданий ФИПИ ответы по биологии на задания ФИПИ Открытый банк заданий ЕГЭ репетитор биологии по Скайпу |

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Шебекино Белгородской области»

Особенности решения и оценивания заданий 22-28 ЕГЭ по биологии

Подготовила: Арнаутова Наталья Захаровна,

учитель химии и биологии

МБОУ «СОШ №4 г. Шебекино Белгородской области»

2017 год

ПЛАН ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ

Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов

Задание С4 (25) включает вопросы, связанные с содержательными блоками «Система и многообразие органического мира» и «Организм человека и его здоровье».

СИСТЕМА И МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

    Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации

    Задание С6 (26) включает задачи по цитологии, связанные с процессами реализации наследственной информации и делением клетки. Эти задачи хороши тем, что вопросы в них конкретны и точны. С другой стороны, они достаточно сложны и требуют глубокого понимания тех процессов, о которых идет речь. Важным моментом при решении заданий С5 является объяснение выполняемых действий, особенно если в задаче так и написано: «Ответ поясните». Наличие пояснений позволяет проверяющему сделать вывод о понимании учащимся данной темы, а их отсутствие может привести к потере очень важного балла.

    Задание С6 (26) оценивается в три балла, которые начисляются в случае полностью верного решения. Поэтому, приступая к задаче, в первую очередь необходимо выделить все вопросы. Количество ответов должно им соответствовать, иначе можно также лишиться балла.

    При решении ряда задач данного раздела необходимо пользоваться таблицей генетического кода. Правила пользования таблицей обычно указываются в задании, но лучше научиться этому заранее. Для определения аминокислоты, кодируемой тем или иным триплетом, необходимо выполнить следующие действия. Первый нуклеотид триплета находим в левом вертикальном ряду, второй - в верхнем горизонтальном , третий - в правом вертикальном ряду. Искомая аминокислота находится в точке пересечения воображаемых линий , идущих от нуклеотидов.

    ЗАДАЧИ НА КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ СООТНОШЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

    обязательно указывать в пояснениях следующее:

    • каждая аминокислота доставляется к рибосомам одной тРНК, следовательно, количество аминокислот в белке равно количеству молекул тРНК, участвовавших в синтезе белка;

      каждая аминокислота кодируется тремя нуклеотидами (одним триплетом, или кодоном), поэтому количество кодирующих нуклеотидов всегда в три раза больше, а количество триплетов (кодонов) равно количеству аминокислот в белке;

      каждая тРНК имеет антикодон, комплементарный кодону иРНК, поэтому количество антикодонов, а значит и в целом молекул тРНК равно количеству кодонов иРНК;

      иРНК комплементарна одной из цепей ДНК, поэтому количество нуклеотидов иРНК равно количеству нуклеотидов ДНК. Количество триплетов, разумеется, также будет одинаковым.

    Задача 1 . В трансляции участвовало 75 молекул тРНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует данный белок.

    Решение .

      Одна молекула тРНК доставляет к рибосоме одну аминокислоту. В трансляции участвовало 75 молекул тРНК, следовательно, в состав синтезированного белка входит 75 аминокислот.

      Каждая аминокислота кодируется одним триплетом ДНК, поэтому участок ДНК, кодирующий данный белок, содержит 75 триплетов.

      Каждый триплет - это три нуклеотида, следовательно, указанный участок ДНК содержит 75 х 3 = 225 нуклеотидов.

    Ответ: 75 аминокислот, 75 триплетов ДНК, 225 нуклеотидов ДНК.

    ЗАДАЧИ НА ПОСТРОЕНИЕ МОЛЕКУЛЫ иРНК, АНТИКОДОНОВ тРНК И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ АМИНОКИСЛОТ В БЕЛКЕ

    При решении задач этого типа необходимо помнить и обязательно указывать в пояснениях следующее:

      нуклеотиды иРНК комплементарны нуклеотидам ДНК;

      вместо тимина во всех видах РНК записывается урацил;

      нуклеотиды иРНК пишутся подряд, без запятых, т. к. имеется в виду одна молекула;

      антикодоны тРНК пишутся через запятую, т. к. каждый антикодон принадлежит отдельной молекуле тРНК;

      аминокислоты находим по таблице генетического кода;

      если дана таблица генетического кода для иРНК, значит, используем кодоны иРНК :

      аминокислоты в белке пишутся через дефис, т. к. имеется в виду, что они уже соединились и образовали первичную структуру белка.

    Задача 2. Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность АЦГТТГЦЦЦААТ. Определите последовательность нуклеотидов иРНК, антикодоны тРНК и последовательность аминокислот в синтезируемом белке.

    Решение.

    Задача 3.

    Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае.
    Ответ:

    1) в клетках зародыша семени диплоидный набор хромосом – 2n, так как зародыш развивается из зиготы – оплодотворённой яйцеклетки;
    2) в клетках эндосперма семени триплоидный набор хромосом – 3n, так как образуется при слиянии двух ядер центральной клетки семязачатка (2n) и одного спермия (n);
    3) клетки листьев цветкового растения имеют диплоидный набор хромосом – 2n, так как взрослое растение развивается из зародыша.

    Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

    Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

    Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

    Ответ неправильный

    Максимальное количество баллов

    ЗАДАНИЕ №27 (С7)

    РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ НА ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ В НОВОЙ СИТУАЦИИ

    Условие генетических задач часто бывает объемным, поэтому в первую очередь из условия необходимо:

      выделить признаки, о которых идет речь, и ввести соответствующие обозначения;

      установить тип скрещивания: моногибридное или дигибридное;

      установить характер наследования: полное или неполное доминирование, аутосомное или сцепленное с полом, независимое (в случае дигибридного скрещивания) или сцепленное;

      выявить всех «персонажей», т. е. всех особей, указываемых в условии (при наличии большого числа таких особей можно для удобства составить генеалогическую схему);

      установить генотипы «персонажей» и при необходимости указать их в соответствующей схеме;

      выделить все вопросы, поставленные в условии.

    После этого можно приступать к непосредственному решению задачи. Чтобы избежать ненужных потерь (имеются в виду баллы), лучше все свои действия сопровождать комментариями, особенно если в задаче написано «Решение поясните».

    Задача. В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын – дальтоник.

    Гены нормального цветового зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в Х-хромосоме.

    Определите генотипы родителей, сына-дальтоника, пол и вероятность рождения детей – носителей гена дальтонизма. Составьте схему решения задачи.

    Пояснение

    1) Генотипы родителей: мать – Х D Х d , отец Х D У;

    2) генотип сына – дальтоника – Х d У;

    3) вероятность рождения носителей гена дальтонизма (Х D Х d ) – 25%.

    Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок.

    Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.

    Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки.

    Ответ неправильный

    Максимальный балл

    Список литературы

    1. ФИПИ проект контрольно-измерительных материалов ЕГЭ 2018 года.

    2. Демоверсии, спецификации, кодификаторы ЕГЭ 2018 года. Сайт ФИПИ.

    3.Справка о планируемых изменениях в КИМ 2018 года. Сайт ФИПИ.

    4.Сайт «Решу ЕГЭ»: биология, эксперту.