Болезни Военный билет Призыв

Прямая аналогия примеры для детей. Фантастическая аналогия. Механизмы(операторы) и базовые поцессы синектики

Символическая аналогия

Символическая аналогия – это представление ключевых элементов задачи в наглядном виде. Такая техника работает лучше всего, когда вы полностью диссоциируетесь от ярлыков и слов и просто создаете мысленные картины проблемы.

Одним из наиболее известных примеров символической аналогии было открытие Фридриха фон Кекуле о том, что бензол и другие органические молекулы – это замкнутые цепочки или кольца. Открытие стало прямым результатом техники, при которой он визуализировал змей, глотающих свои хвосты.

Чтобы опробовать эту технику, закройте глаза и нарисуйте задачу или проблему в своем сознании. Заблокируйте сформулированные в словах мысли (это можно сделать, повторяя простое слово типа «ом» до тех пор, пока оно не станет бессмысленным). Возникающие при этом визуальные идеи позже могут быть выражены вербально, нарисованы или записаны.

Группа инженеров использовала символические аналогии, чтобы изобрести компактный домкрат, который удлиняется приблизительно на метр и может выдержать до пяти тонн. Среди продуцированных группой умственных образов были:

Индийский фокус с веревкой, в котором веревка сначала смотанная и мягкая, а когда ее разматывают, становится твердой;

Гидравлический принцип эрекции полового члена;

Измерение стальной рулеткой;

Велосипедная цепь с гибкими звеньями, твердеющая при натяжении.

Эти образы были объединены, чтобы создать концепцию, на которой в конечном счете была основана конструкция компактного домкрата.

Попробуйте сделать следующее. Вообразите, что ваша задача – создать уникальный дизайн дорожных знаков, показывающих главные перекрестки в поселке. Изобразите дорожные знаки как свою тему. Повторяйте простое слово, чтобы заблокировать вербальные мысли. Запишите свою визуализацию.

Что у вас получилось?

Среди образов и ассоциаций, пришедших мне в голову, были следующие:

Образ ориентиров. Люди используют ориентиры, чтобы определить местонахождение объектов. Ассоциация: подумайте о знаке как художественном ориентире.

Образ охотничьих собак . Собаки помогают охотникам, указывая на добычу. Ассоциация: используйте в качестве знака контур животного.

Цвета. Чтобы обозначить направление, люди используют цвета («поверните направо у красного дома»). Ассоциация: используйте разные яркие цвета для обозначения главных и второстепенных перекрестков.

Эти образы и ассоциации позволяют развить уникальную идею дизайна: отметьте главные перекрестки гигантскими металлическими животными (возможно, лошадь, бык и волк), которые будут одновременно выполнять функцию произведений искусства и ориентиров.

Отметьте второстепенные перекрестки металлическими птицами (кукушка, сова, сойка). Покрасьте знаки в яркие цвета, например ярко-розовый, желтый и бирюзовый. («Поворачивайте налево у синей лошади и направо у розовой совы».)

Перед продавцом встала задача заставить аптекарей выставить детский лосьон одновременно в отделах товаров для детей и для взрослых. Он вызвал умственный образ бриллиантового кольца, спрятанного за склянкой с аспирином, и на основе его интерпретации создал эффективную коммерческую рекламу.

Идея : продавец построил всю кампанию вокруг понятия «скрытые выгоды». Все способы, которыми можно было бы заработать деньги, выставив детский лосьон во взрослом отделе, он перечислил мелким шрифтом на памятке и приложил к ней небольшую лупу. Этот рекламный трюк был одним из самых успешных способов продвижения товара в истории компании.

Представьте символические аналогии как воображаемые грибовидные облака (ничего не уничтожающие, ничего не созидающие), поднимающиеся из заблокированного сознания. Именно ваша точная интерпретация этих облаков придает им смысл и значение.

Из книги Говорить как Путин? Говорить лучше Путина! автора Апанасик Валерий

Из книги Исцеление мыслью автора Васютин Васютин

Символическая архивация. В процессе формирования психики ребенок начинает захлебываться в огромном потоке информации, которая ежесекундно поступает в его мозг. И вполне определенно можно сказать, что был найден лучший выход для того, чтобы не утонуть в ней. Мозг стал

Из книги Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно автора Микалко Майкл

Прямая аналогия

Из книги 50 лучших головоломок для развития левого и правого полушария мозга автора Филлипс Чарльз

Фантастическая аналогия Эта техника заключается в использовании воображения без связи с окружающей реальностью. Для начала следует представить ситуацию, которая позволит найти лучшее решение проблемы. Фантастическая аналогия позволяет объединять слова, понятия

Познакомимся с очень непростой, но зато и очень эффективной методикой со странно звучащим названием «синектика», что с греческого можно перевести как «соединение несовместимого».

Редакция сайта продолжает рассказывать о самых простых и эффективных находках в сфере креативности и методах генерации идей. В прошлых публикациях мы говорили о шести главных правилах, соблюдение которых поможет накачать «мышцу креативности», как избавляться от «мусорных» мыслей, рассматривали метод фокальных объектов, а также узнавали, как создать собственный «ящик идей» и генерировать идеи с помощью нуля и бесконечности.

Сегодня мы познакомимся с очень непростой, но зато и очень эффективной методикой со странно звучащим названием «синектика». Историю синектики (с греческого можно перевести как «соединение несовместимого») одни авторы начинают с середины 1940-х годов, когда американский исследователь и изобретатель Уильям Гордон занялся изучением процессов творчества, другие – с начала 1950-х, когда была создана первая синектическая группа, а третьи – с выхода в 1961 году книги Гордона «Синектика: развитие творческого воображения».

За долгие десятилетия своего существования синектика и развивалась, и одновременно … упрощалась, становясь доступнее для понимания и использования. Даже состав основных этапов со временем претерпел изменения. К тому же и сегодня это довольно сложная система, так что не удивляйтесь, если обнаружите, что в различных популярных статьях метод описывается по-разному (иногда вообще возникает ощущение, что речь идет о каких-то разных вещах): это все тот же слон, только один начинает рассказывать о нем с хвоста, а другой – с хобота. Но в любой интерпретации в синектике присутствует нечто, отличающее ее от всех прочих: два основных синектических оператора и четыре вида аналогий.

Операторы

Операторы синектики – это «превращение незнакомого в знакомое» и «превращение знакомого в незнакомое».

Первый оператор отражает вполне привычный нам способ решения проблем. Допустим, вы сталкиваетесь с чем-то на первый взгляд неразрешимым. А потом вам удается этого «монстра» разбить на несколько подзадач, в отношении каждой из которых вы можете сказать: «О! Так это ж просто задача из такой-то области!». И, например, оказывается, что «неразрешимая» непривычная проблема удовлетворить требования нового очень капризного (но очень выгодного и перспективного!) заказчика – это всего лишь совокупность совершенно нестрашных задач из сфер логистики, управления персоналом, информационного обеспечения бизнеса и поддержания отношений с клиентами.

Хоть прием декомпозиции и позволяет решить многие задачи, действительно интересную проблему одним им не взломаешь. Вы можете получить вроде как вполне ясную подзадачу – но которую не будете знать, как решить (или вообще или с учетом конкретных нюансов и ограничений, продиктованных ситуацией).

И тогда приходится обращаться ко второму оператору и превращать знакомое (но нерешаемое) в нечто иное, позволяющее буквально взглянуть на проблему другими глазами. Для этого в синектике служит механизм аналогий или метафор. Всего в синектике присутствует четыре вида аналогий: прямая, личная, символическая и фантастическая.

Прямая аналогия

Это один из самых «распиаренных» путей к изобретениям и прочим творческим озарениям. По крайней мере, согласно распространенным версиям, самозатачивающиеся инструменты появились как подражание устройству зубов грызунов, «соавтором» кесонного метода строительства подводных сооружений является червь-древоточец, а поведение преодолевающих препятствие муравьев подсказало идею сцепки танков для пересечения противотанковых рвов. И таких примеров – множество.

Механизм прямой аналогии подразумевает поиск уже когда-то и где-то решенных задач, в чем-то схожих с той, что поставила вас в тупик. И вторым шагом – попытку применить к вашей задаче принцип найденного решения. Иногда все оказывается до смешного просто, когда решение находится практически в той же области, что и исходная задача. Так, американский изобретатель Даг Холл получил как-то от известной фирмы заказ на разработку технологии приготовления нового напитка – холодного чая. «Чего тут мудрить!», – решил изобретатель и просто воспроизвел в привычный ежедневный процесс заварки, но в гораздо более крупных размерах – самый большой в мире «чайный пакетик» опускается в гигантский «стакан» с кипятком.

Личная аналогия

Как известно, теория относительности появилась, в том числе, и благодаря привычке Эйнштейна путешествовать верхом на световом луче и время от времени даже превращаться в сам световой луч (понятно, что все это гениальный физик делал только в своем воображении). Вообразить себя частью проблемы или конструируемого решения, участником изучаемого процесса, осознать свои ощущения и действия при этом – это и есть личная аналогия.

Например, в сфере бизнеса миллионы неиспользованных возможностей ждут, чтобы кто-то вообразил себя чем-то несусветным: допустим, багажом, отправленной посылкой или сданной в ремонт стиральной машинкой. Не говоря уже о таких тривиальных вещах, как представить себя на месте покупателя, постояльца или пассажира.

Символическая аналогия

Этот вид аналогии к тому же и помогает открыть в вас поэта. Задача – дать яркое определение проблемы (ключевого объекта, процесса и т.д.) буквально в двух словах. При этом желательно, чтобы эти слова по смыслу плохо соответствовали друг другу, в идеале – наличие прямого противоречия. Такого рода аналогии называют еще «название книги».

Например, как вы думаете, «запрограммированная неожиданность» – это о чем? Правильно – о сути страхового бизнеса. Или вот еще ряд аналогий: «яркая обыденность», «чистоплотная замарашка», «необязательная необходимость», «сухое умывание», «шершавая нежность», «бросовая ценность», «дешевая изысканность». Это часть «названий книги», некогда рожденных синектической группой, работавшей над созданием новых бумажных салфеток.

Одна из целей символической аналогии – проявить скрытый в чем-то привычном конфликт, составляющий в то же время самую суть явления. Если мы ясно видим ключевое противоречие, мы уже видим и путь, на котором следует искать решение. Одно дело - создать какую-то непонятно какую салфетку, которая пользовалась бы успехом у потребителей. И совсем другое – если нужна «шершавая нежность» или «сухое умывание». Мы просто ищем технологии, способные воплотить это в жизнь. Также краткая и метафоричная формулировка должна помочь запустить какие-то иные цепочки ассоциаций.

Мы не знаем, как именно на самом деле появилась идея «оконного интерфейса», реализованная в компьютере Макинтош, а после повторенная в Windows. Но если бы в те времена над созданием интерфейса работал синектик, он вполне мог бы прийти к следующей символической аналогии для монитора: «непрозрачное окно». А там уже и до «окон» рукой подать.

Фантастическая аналогия

Этот вид аналогии предполагает помещение задачи в какой-то «нереальный» контекст или введение в нее фантастических средств или персонажей. Как бы эта задача решалась, если бы у вас было устройство антигравитации? Или поставим вопрос иначе: какое чудо техники далекого будущего вам нужно, чтобы ваша задача решалась легко? Или если бы у вас была волшебная палочка, то что именно она бы сделала?

Что касается персонажей, то можете задаться вопросом: а как бы в этой ситуации выкручивались Баба Яга или Змей Горыныч? Другими словами, вы освобождаетесь от гнета реальности, от всех «невозможно» и «не получится», и находите несколько фантастических решений проблемы. А потом смотрите – какое из них можно из мира фантазий перенести в реальный мир.

На свете все
На все
Похоже:
Змея –
На ремешок
Из кожи;
Луна –
На круглый глаз
Огромный;
Журавль –
На тощий
Кран подъемный;
Кот полосатый –
На пижаму;
Я – на тебя,
А ты –
На маму.

Роман Сеф

Аналогия – это поиск сходных черт у различных предметов или явлений. Применяется не только в РТВ, но и в других техниках для выработки идей, создания новых продуктов и услуг.

Вот только некоторые аналогии в современных изобретениях (примеры я взяла из книги Майкла Микалко «Рисовый штурм» ):

  • Вертолет может «зависать» в воздухе и лететь назад, как стрекоза.

  • Иглы для инъекций – как хвост скорпиона , который впрыскивает яд.
  • Эхолокатор летучие мыши, которые издают неуловимые для человека колебания и сами же воспринимают их отраженными от предметов, встречающихся на пути.
  • Снегоступы копыта северных оленей , их форма не дает животным проваливаться в снег.

  • Танк представляет собой живой образец неприступной движущейся крепости, как и черепаха.
  • Самолет – птица, работа «рулевых органов» самолета во многом повторяет работу хвостового оперения птицы.


Существует несколько видов аналогий:

  1. Персонифицированная
  2. Прямая
  3. Символическая
  4. Фантастическая

Расскажу о них подробнее.

Персонифицированная аналогия .

Для работы с этим приемом, необходимо представить себя в роли объекта, который нуждается в модернизации (или его частью). Далее нужно почувствовать, как объект влияет на свое окружение, а окружающая среда на него.

Например, исполнительный директор одной компании, производящей настенные покрытия, в поисках новых идей производства задумался, чего боятся обои.

В самом деле, чего? Поставьте себя на место обоев, что бы вы рассказали?

Развивая персонифицированную аналогию, им были придуманы нетоксичные настенные покрытия, то есть обои, которые не боятся огня.

Для развития творческого мышления у детей полезно играть в игру «превращалки» .

Нужно представлять себя тем или иным предметом, рассказывая, где он живет, с кем дружит, что любит или не любит. Дополнительный эффект от такой игры – развитие речи.

Прямая аналогия .

Проведение прямых аналогий - вероятно, наиболее продуктивный способ генерирования идей. Эта техника позволяет придумывать сравнения и находить сходство между различными событиями, фактами и явлениями.

Поиск ассоциаций по аналогии – это ключ к созданию новых идей . Как утверждают знающие люди, лучшие идеи находятся при установлении связей между разнородными, а не близкими, областями знаний.

Чем более странной кажется аналогия - то есть чем более «удалены» друг от друга рассматриваемые понятия, - тем выше вероятность возникновения новой идеи.

Швейцарский инженер Жорж де Местраль заметил, что на каждой прогулке к шерсти его собаки прилипает репей. Он изучил репьи под микроскопом и обнаружил, что их так сложно вытащить из-за мельчайших крючков, которые цепляются за спутанную шерсть. Это открытие побудило его задуматься о новом типе застежек. Де Местраль создал искусственные аналоги крючков репейника и шерсти - так появилась застёжка-липучка.

С детьми можно поиграть в игру, где необходимо объединять в пары те предметы, которые чем-то похожи, аналогичны.

Самолет и стрекоза умеют летать, мыльный пузырь и бутылочка прозрачные, жук и машина могут жужжать и т. д.

Главное подобрать такие предметные картинки, где поиск аналогий был бы интересен по возрасту. Для малышей лучше взять аналогии по форме, цвету, частям. Для более старших выбрать аналогии по действию или менее очевидным признакам (вкус, тактильные ощущения, звуки).

Символическая аналогия

Символическая аналогия - это представление ключевых элементов задачи в наглядном виде, например, образа, метафоры, знака.

Одним из наиболее известных примеров символической аналогии было открытие Фридриха фон Кекуле о том, что бензол и другие органические молекулы - это замкнутые цепочки или кольца.

Пожалуй, такой вид поиска аналогий для решения задач подойдет в работе со старшими детьми. Для детей-дошкольников могу предложить подготовительные игры с символическим домино (просто распечатайте и разрежьте).

Фантастическая аналогия.

Лучше всего позволяет выйти за рамки привычных шаблонов. Чтобы получилось найти новую идею, необходимо задать как можно более фантастический вопрос. Важно отпустить все связки с реальностью, оставить воображение за главного Дальше следует искать ассоциации и связи, развивая придуманную ситуацию, постепенно возвращаясь в реальность

Такой способ тоже больше подойдет для старших детей. С теми же, кто младше 8, но старше 5, можно поиграть в игру «Что будет, если….» (дальше подставляем любую фантастическую гипотезу и вместе рассуждаем).

Обратите внимание! Аналогии появляются через подбор ассоциаций. Умение находить ассоциативные связи хорошо развивать через поиск образов в различных объектах. Прочитать о развитии образного мышления можно в .

Желаю вам как можно скорее покорить прямые аналогии и перейти к фантастическим!

И синектика - разные техники, они обе групповые и обе способствуют выработке новых идей и поощрению креативности. Традиционные сессии проводятся модератором, но могут проходить и без него. Члены группы получают инструкцию генерировать идеи, подходы или решения, не задумываясь о стоимости, возможности реализации и т.п. Также членов группы просят не критиковать никакие идеи, исходящие от их коллег. Вместо этого, они поддерживают "конструирование" идей другими членов группы, развивая и модифицируя их.

При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.

В 1961 г. в США вышла книга Уильяма Гордона «Синектика: развитие творческого воображения». Книга открыла новую главу в истории методов поиска новых решений. Описанный в ней подход к организации творчества, правила работы, обучения, оказали большое влияние на разработчиков новой техники, методологов. К сожалению, книга не была издана у нас в стране.

Работа над методом началась в 1944 году. Гордон указывал, что, слово «синектика» – греческого происхождения и означает соединение воедино различных, а порой даже очевидно несовместимых элементов.

Идея синектики состоит в объединении отдельных творцов в единую группу для совместной постановки и решения конкретных задач. Метод включает в себя практические подходы к сознательному решению и использованию бессознательных механизмов, проявляющихся у человека в момент творческой активности. Целью разработки метода, по словам Гордона, явилось стремление к повышению вероятности успеха при постановке и решении задач. Но как этого добиться? С одной стороны непостижимая стихийность, уникальность каждой личности, с другой стороны необходимость системы обучения, измерения контроля. Попытки объединить эти взгляды привели Гордона к идее «группового мышления». В ходе этой работы в Кембридже в 1952 году была создана группа синекторов, которая провела эксперимент по возрастающему, постепенному проникновению в суть творчества и поиску нового благодаря наблюдению на практике, как за своим собственным творческим процессом, так и за процессом работы всей группы.

Наблюдения за синектическими группами во время работы, эксперименты с привлечением отдельных людей, дали возможность проникнуть в сущность исследуемого процесса.

Гордон решил проблему выявления, объективизации мыслительной деятельности непосредственно в процессе творчества. Он указывал, что психологические состояния, механизмы, которые действуют в то время, когда человек творит, обычно скрыты от наблюдения. В ситуации, когда синекторы объединены в группы, от них требуется высказывать свои мысли и чувства по обсуждаемой проблеме. Это позволяет вынести звенья сложнейшего процесса индивидуального творчества на всеобщее обозрение, после чего они могут быть сравнены с другими и проанализированы.

Ключевым моментом синектики, отличающим ее от метода мозгового штурма, является подход к процессу решения. Обычное для мозгового штурма выдвижение идей отвергается синекторами практически в течение всего процесса работы. Указывается, что законченная, целостная мысль, представляющая собой идею или совокупность идей, основанных на неких посылках, выдается индивидом после того, как он сам ее придумает. Эта целостность может быть принята окружающими как верная, полезная или отвергнута как неверная. Целостность противодействует дальнейшим изменениям. Никто не может признать за собой авторство этой идеи, кроме того, кто ее высказал. Попытки борьбы с этим негативным явлением видны из того факта, что перед проведением мозгового штурма специально договариваются о распределении (или общности) авторства на выдвинутые идеи, однако проблемы это не снимает.

С другой стороны, нерациональная информация является причиной проявления в памяти метафор, образов, еще смутно очерченных, зыбких. Однако, основываясь на ней, все члены группы могут продолжать свое движение к решению. Постоянное стимулирование подсознания ведет к проявлениям интуиции. Феномен «инсайта» проявляется довольно часто в работе хорошо тренированной, подготовленной группы, когда она действует слаженно, постоянно фиксируясь на более или менее нерациональной основе, некоторое время избегая попыток формулировать окончательно завершенные идеи, мысли.

Таким образом в синектике, по мысли Гордона, результаты решения проблемы – рациональны, процесс же, приводящий к решению, -нерационален. Необычным также является организация влияния группы на творческую активность индивидов. При этом внимание уделяется попыткам превзойти самого себя, отказу от стандартных подходов. Риск, трудное задание, имеют в группе синекторов большой психологический престиж, каждый стремится взять на себя наибольшую часть трудностей.

Наблюдения показали также, что в процессе работы полезно выдвигать совершенно нереальные идеи, предложения, абстрактные образы, то есть то, что первоначально было названо автором «игра» и «неуместность». Однако настрой на выявление операторов заставил в последующем уточнить, что же скрывалось под этими терминами.

Вот пять главных принципов, лежащих в основе синектического подхода:

  1. Отсрочка, т.е., по началу поиск новых точек зрения или перспектив а не решений. Например, чем непосредственно обсуждать типов помпы для закачки воды, лучше, если синектическая группа будет беседовать на более общую тему, как вообще передвигать "вещи" с места на место.
  2. Автономность объекта, т.е., позволить проблеме "иметь успех" самой по себе. Например, взамен беседы о том, что осуществимо в отношении создания программного обеспечения для настольной издательской системы, группа может сосредоточиться на том, какова была бы "идеальная" настольная издательская система. Таким образом, проблема в большей степени, чем потенциальные технологические решения, становится центром дискуссии.
  3. Использование "банальностей", т.е., применение привычного для того, чтобы понять неизвестное. Пример такого подхода: группе преподавателей университета даётся задание создать учебный план по информатике для начинающих. Чем фокусироваться на информатике, можно попросить группу сосредоточиться на том, что вообще может быть расценено как "мастерство" в этой области.
  4. Включение/выделение, т.е., чередование общего и специфического, частного, с тем, чтобы специфические примеры были определены и рассматривались как часть большего.
  5. Использование метафор, т.е., использование аналогий для предложения новых точек зрения.

Обыгрывание метафоры – один из плодотворных механизмов, когда нужно знакомое сделать незнакомым, а незнакомое – знакомым. Используются метафоры, основанные на явных или подразумеваемых сравнениях, как между похожими, так и явно несоответствующими друг другу объектами. Сюда же относится и механизм персонификации, с его основным вопросом: «Как бы себя чувствовала та или иная вещь, если бы она была человеческим существом и могла бы на все реагировать? Как бы я себя чувствовал, если бы был этой вещью?».

Считается, что изящество решений, выдаваемых группой, является функцией имеющегося у участников разнообразия знаний, интересов, эмоциональных особенностей.

Важным критерием для отбора членов группы является учет эмоционального типа. Он влияет на то, как человек подходит к проблеме:

  • Пытается ли он сразу докопаться до сущности проблемы или же ходит вокруг да около?
  • Ведет ли он себя пассивно перед лицом неминуемого поражения или же настойчиво стремится добиться успеха?
  • Когда он не прав, связывает это со своими действиями или оправдывается, ищет причины вовне?
  • Может ли он использовать эффективно свою интеллектуальную энергию в трудных ситуациях или опускает руки в самый критический момент?

Здесь проходит еще одна линия отличий синектики от мозгового штурма. Подбор группы генераторов мозгового штурма состоит в выявлении активных творцов, обладающих различными знаниями. Их эмоциональные типы особо не учитываются. В синектике наоборот, скорее будут выбраны два человека с одним и тем же багажом знаний, если при этом у них значительны отличия в эмоциональной сфере.

Уход от специализации, наличие в группе профессионалов в различных областях знаний, позволяет работать над проблемой с самых различных точек зрения. Конечно, ни одна группа не может быть компетентной во всех областях науки и техники, в которых ей приходится решать задачи. Поэтому часто в состав группы включается эксперт в данной области знаний. В зависимости от ситуации он может играть роли «энциклопедии», либо «адвоката дьявола» в первом режиме он работает скорее пассивно, т.е. выдает конкретные советы, справки по запросам членов группы.

В режиме «адвоката дьявола» он сразу же выявляет и отвергает слабые стороны выдвигаемых понятий, концепций, подходов. Часто эксперт включается в группу на длительный срок. Эксперту приходится много работать над адаптацией специфической терминологии своей специальности в общедоступную. Он должен заниматься и обратным переводом, а также допускать «вторжение» группы на «территорию» его области знаний.

Важнейшим элементом синектического процесса является практическая реализация полученных в процессе работы идей. Синекторы должны принимать участие в практической работе, это считается жизненно важным процессом для поддержания их в хорошей форме. Без выхода на практику процесс мышления замыкается в абстракциях, а они ведут к еще большим абстракциям и неопределенности.

Решения, которые предлагают синекторы, часто представляются оригинальными, иногда рядовыми, обычными, но следует иметь в виду, что основа и наибольший объем работы синекторов заключается не в решении проблемы, а в ее постановке, в возможности увидеть неожиданный ракурс, поворот, акцент. Поставленные задачи, как правило, не сложны, обычно решения находятся вскоре после уяснения ситуации, так что дополнительные средства, например, иные методы решения проблем, как правило, не привлекаются. Можно определить синектику как средство для постановки задач. Собственно нахождение решения есть следствие широко известного положения о том, что правильная постановка задачи есть половина решения.

Блок-схема синектического процесса

1. Постановка задачи

2. Перевод задачи, «как она поставлена» в задачу, «как она понимается».

3. Выявление вопроса, вызывающего аналогии.

4. Работа по поиску аналогий.

5. Использование аналогий:

  • Прямая аналогия
  • Символическая аналогия
  • Личностная аналогия
  • Фантастическая аналогия

6. Поиск возможностей перевода найденных аналогий и образов в предложения по решению поставленной задачи.

Операторы синектики

Синектика определяет творческий процесс как умственную активность в ситуациях постановки и решения проблем, где результатом является художественное или техническое открытие (изобретение). Операторы синектики – конкретные психологические факторы, которые поддерживают и ведут вперед весь творческий процесс. Их следует отличать от психологических состояний – таких как эмпатия, вовлеченность, игра и пр. Психологические состояния являются основой творческого процесса, но они не управляемы. Термины «интуиция», «эмпатия» и пр. – просто названия, прикрепленные к очень сложным действиям. Операторы синектики, ее механизмы предназначены для побуждения, активизации этих сложных психологических состояний.

Решая задачу, бессмысленно пытаться убедить себя или группу быть творческим, интуитивным, вовлеченным, или же допускать очевидные несоразмерности. Необходимо дать средства, позволяющие человеку делать это.

Несмотря на то, что в процессе описания эволюции синектики мы кратко коснулись основных ее механизмов, рассмотрим их вновь, уже в окончательно обработанном виде.

Глобально синектика включает в себя два базовых процесса:

а) Превращение незнакомого в знакомое.

б) Превращение знакомого в незнакомое.

А. Превращение незнакомого в знакомое

Первое, что делает человек, которому предстоит решить проблему – пытается ее понять. Этот этап работы очень важен, он позволяет свести новую ситуацию к уже испытанным, известным. Человеческий организм в основе своей консервативен и потому любая странная вещь или понятие угрожает ему. Необходим анализ, который может «проглотить» эту странность, подвести под нее определенную, уже знакомую базу, дать объяснение в рамках привычной модели. Для начала работы над проблемой должны быть высказаны конкретные предположения, хотя в дальнейшем, в процессе работы, понимание проблемы будет меняться. Процесс превращения неизвестного в известное ведет за собой огромное разнообразие решений, но требование новизны – это, как правило, требование новой точки зрения, взгляда на проблему. Большинство из проблем не являются новыми. Смысл в том, чтобы сделать их новыми, создав тем самым потенциал для выхода на новые решения.

Б. Превращение знакомого в незнакомое

Превратить знакомое в незнакомое – означает исказить, перевернуть, переменить повседневный взгляд и реакцию на вещи, события. В «известном мире» предметы всегда имеют свое определенное место. В то же время различные люди могут видеть один и тот же объект под различными углами зрения, неожиданными для других. Настаивать на рассмотрении известного как неизвестного – основа творчества.

Синектика выделяет четыре основных механизма превращения известного в неизвестное:

  1. Личная аналогия
  2. Прямая аналогия
  3. Фантастическая аналогия
  4. Символическая аналогия

По мнению У. Гордона без наличия данных механизмов невозможны никакие попытки постановки и решения задачи. Эти механизмы – специфические умственные операторы, специальные «орудия» активизации творческого процесса. Существует определенная предубежденность изобретателей против какой-либо механизации человеческого творчества. Однако синектика сознательно подразумевает именно подобную «механизацию». Применение этих механизмов помогает резко увеличить творческую активность, сделать ее результатом сознательных усилий.

Личная аналогия

Личная идентификация с элементами проблемы освобождает человека от следов и продуктов ее механического, внешнего анализа. «Химик делает для себя проблему известной с помощью уравнений, описывая происходящие реакции. С другой стороны, чтобы сделать проблему неизвестной, химик может идентифицировать себя с молекулами, находящимися в движении. Творческий человек может представить себя движущейся молекулой, полностью вовлекаясь в ее активность. Он становится одной из сонма молекул, он сам как бы подвержен всем молекулярным силам, которые его тянут во все стороны. Он чувствует всем своим существом, что в тот или иной период происходит с молекулой». Здесь хорошо видно, что сделать проблему неизвестной – означает увидеть новые аспекты, грани, не воспринимаемые до этого.

Прямая аналогия

Этот оператор обеспечивает процесс сравнения аналогов, параллельно существующих в различных областях знаний, фактов, технологий. Он требует от человека активизации его памяти, включения механизмов аналогии и выявления в человеческом опыте или в жизни природы подобий того, что требуется создать.

Широко известна эффективность переноса идей из биологии в инженерную практику. Так, например, устройство для движения в грунте было создано инженерами на основе тщательного изучения принципа работы корабельного червя «тередо», прокладывающего себе тоннель в бревне. Плодотворность использования аналогий постоянно подтверждается в практической деятельности и в наше время.

Фактически применение прямой аналогии – это свободный ассоциативный поиск в огромном внешнем мире, основанный на родстве выполняемых в различных областях жизни функций, процедур. Успешное использование механизма прямой аналогии обеспечивается разнообразием профессий и жизненного опыта членов группы.

Фантастическая аналогия

При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где её касаются колёса автомобиля.

Символическая аналогия

Данный механизм отличается от механизма предыдущих аналогий тем, что в символической аналогии для описания проблемы используются объективные и неличные образы. По сути синектор формирует на этой стадии поэтический отклик на проблему. (Под термином «поэтический» здесь подразумевается сжатый, образный, противоречивый обладающий большим эмоциональным и эвристическим смыслом).

Цель символической аналогии – обнаружить в привычном парадокс, неясность, противоречие. Собственно символическая аналогия – это состоящее из двух слов определение предмета. Определение яркое, неожиданное, показывающее предмет с необычной, интересной стороны. Достигается это тем, что каждое из слов является характеристикой предмета, а в целом они образуют противоречие, вернее, являются противоположностями. Есть еще одно название для такой пары слов – «заглавие книги». Здесь необходимо в яркой, парадоксальной форме показать всю суть того, что кроется за «заглавием». Синекторы утверждают, что символическая аналогия – незаменимый инструмент для того, чтобы увидеть «необычное в обычном».

Приведем несколько примеров, такого видения анализируемых объектов:

  • выставка – организованная случайность
  • продажа – формализованное доверие
  • книга – немой собеседник

Применение этого механизма в практической работе очень ценно, так как позволяет увидеть в объекте сложную совокупность противоположных тенденций, сторон, качеств.

Работа по подготовке синектических групп идет с 1955 года. За это время было подготовлено очень большое количество эффективно работающих специалистов. Синектика успешно пытается превратить некоторые бессознательные механизмы в сознательные так, чтобы они срабатывали бы сразу, как только в них появляется необходимость. Наиболее эффективна работа синекторов в области поиска идей новых товаров, в создании эффективной и необычной рекламы.

Итак, в этой и предыдущей статьях мы рассмотрели «методы интуитивного поиска», применяемые при решении проблемы: метод мозгового штурма и синектика.

Мозговой штурм служит средством порождения значительного количества идей. Слабость метода таится в том, что в нем отсутствуют механизмы и инструменты, позволяющие работать с образами. А ведь именно образы служат источником идей.

Этот недостаток устраняется в синектике, основную силу которой составляют механизмы работы с образами, их порождения и изменения. Генерация идей здесь отходит на второй план, становится производной от найденного представления. Но образы также не первичны, они производны от общей картины мира, от принятых в обществе и потому не воспринимаемых рамок, ограничений, норм. Подобно воздуху они окружают нас и являются естественными до полной «прозрачности». Кажущаяся свобода действий в рамках методов – это свобода в рамках неосознанно ограниченного пространства.

Преодолеть этот уровень ограничений предназначен следующий метод – метод свободного действия. Суть метода не может быть раскрыта в короткой статье. Однако общая направленность используемых механизмов состоит в выявлении внутренних границ и барьеров, стереотипов и их преодолении. Этот метод позволяет корректировать образы и представления, сформированные о объекте, а следовательно выходить за пределы привычного. Именно такого рода преодоления стереотипов и приводили во все времена фирмы – пионеры к идеям новых товаров, открывали новые ниши на рынке, а иногда в принципе меняли само это понятие.

Синектика — это форма поиска новых идей посредством построения аналогий. Автор - У. Гордон (США, 1952 г.). Синектика - это усовершенствованный метод «мозгового штурма», в основе которого лежит принцип «сделать известное странным, а странное - известным».

Синектика - это процесс поиска и создания новых ассоциативных связей. Синектика - это коктейль из логики, фактов, фантазии, анализа и синтеза.

Метод синектики, как и другие , основан на свойстве человеческого мозга устанавливать связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями, впечатлениями. Это приводит к тому, что отдельное слово, наблюдение и т.п. может вызвать в сознании воспроизведение ранее пережитых мыслей, восприятий и «включить» богатую информацию прошлого опыта для решения поставленной задачи.

Виды аналогий

Прямая аналогия

Пример прямой аналогии в рекламе ЛЕГО

Прямая аналогия - ведем поиск аналогичных решений, бизнес-идей, ищем похожие факты в разных отраслях, сравниваем и исследуем. Чаще всего сравнения проводят с биологическими системами (растения, деревья) и техническими системами (транспортные средства, летательные аппараты). Для хорошей работы с этой аналогией требуются люди с разносторонними знаниями, склонные к системному анализу задач и проблем, легко выходящие за свои профессиональные границы.

Личная (субъективная) аналогия

Личная (субъективная) аналогия - представьте себя тем, о чём идёт речь в задаче. Предметом, явлением, проблемой. Например, можно представить себя рекламируемым продуктом и попытаться описать «свои» возможности и ощущения. Для работы с этой аналогией от синектора требуется хорошее воображения, преимуществом будут способности к перевоплощению. Важно - «вжиться» в роль, стать частью рассматриваемой проблемы, а затем убить своего рационального цензора, который обычно шепчет в ухо блокирующие глупости. Выскажите то, что не поддаётся логике и рациональному рассуждению.

Символическая аналогия

Символическая аналогия в рекламе «Сникерс»

Символическая аналогия - поиск парадоксов и противоречий в привычном и понятном. Синектор должен понять и описать самую суть явления, затем найти противоположность этому явлению, обнаружить общее у этих явлений и… кратко, одной-двумя фразами (порой совершенно нелогичными и странными), описать связь между этими явлениями. Здесь могут использоваться сравнения, аллегории, метафоры, где свойства чего-то одного отождествляются со свойствами другого.

Фантастическая аналогия

Фантастическая аналогия позволяет придумать самые необычные образы. В двух словах - вы описываете желаемый результат и при этом не учитываете никаких объективных законов реальности, даете волю своей фантазии. Нужно лишь включить на максимум своё воображение и образное мышление, и всё получится!


Фантастическая аналогия

Основные этапы работы

1 этап

Сначала подбирается группа специалистов – так называемый «отдел разработок». Она должна состоять из 2-3 человек, являющихся специалистами, приглашёнными со стороны и представляющими разные научные дисциплины, области знаний или профессии; и 2-3 человек, являющихся членами основного коллектива, для которого проводится работа. Отбирать специалистов следует, опираясь на комбинацию их знаний, гибкость мышления, разнообразие практического опыта, возраста и психологического типа (лучше, чтобы у всех он был разный). Группа должна размещаться в отдельном помещении. Для её работы должны быть созданы все необходимые условия: помещение должно быть оснащено требуемой аппаратурой, в нём должна быть маркерная доска, маркеры, бумага, ручки и т.п.

2 этап

Группе должна быть предоставлена возможность провести тестовое занятие по применению аналогий для «разогрева» всех участников и тренировки их креативных навыков. Синектики должны обсудить найденные аналогии для того, чтобы проанализировать творческий процесс, осознать ход поиска решений для поставленной задачи.

Далее в действие приводятся представленные выше четыре типа аналогий (прямые, личные, символические, фантастические). Они являются фундаментальными, т.к. могут охватить опыт, знания и мысли всех членов группы. Важно, чтобы каждый член группы преодолел свой страх, смело выражал свои самые необычные мысли. Для этого нужно предварительно ознакомить участников с работой опытных синектиков, показав, например видеозапись синектического метода в действии.

3 этап

На этом этапе происходит непосредственно решение проблемы, которое также состоит из нескольких составляющих:

  • Формулировка основной проблемы (для того, чтобы все участники чётко представляли себе задачу, которую требуется решить);
  • Обсуждение возможных решений и отброс неэффективных (позволяет сократить время на решение проблемы и не растрачивать энергию и творческий потенциал на ненужные идеи);
  • Поиск аналогий, которые могут позволить выразить поставленную задачу в понятиях, знакомых и привычных для каждого члена группы (так каждый участники сможет выдвигать свои предложения);
  • Определение всевозможных проблем и трудностей, создающих препятствия на пути решения проблемы (позволяет устранить возникающие преграды и прийти к решению наиболее коротким путём);
  • Задавание наводящих вопросов и «отработка» каждого из них (уточнение и конкретизация решения).

В случае если аналогии приобретают слишком абстрактный характер, обсуждение проблемы переводится в более понятное для всех русло. А при появлении хоть одной перспективной идеи, её нужно развивать вплоть до того момента, когда она станет применима на практике.

Зачастую аналогии позволяют преобразовать привычные идеи в непривычные, что повышает вероятность нахождения решения поставленной задачи, а также способствует тому, что уже имеющиеся у участников знания и опыт могут быть использованы в самом процессе поиска этого решения.

4 этап

Если решение поставленной задачи было найдено и оказалось эффективным, то группе синектиков предлагается заняться поиском решений других проблем, актуальных для данного коллектива в настоящий момент. Условия и временные рамки для этого этапа обговариваются отдельно.

Главные отличия от мозгового штурма

Их два. Синекторы не выдвигают законченные идеи, а ограничиваются ассоциациями, аналогиями, образами, метафорами, сравнениями и описанием ощущений - раз. В отличие от классического «мозгового штурма», при использовании синектики допускается критика - два. Эти два отличия в сумме позволяют улучшать, изменять или отказываться от высказанных идей.

На начальном этапе метода синектики аналогии используются для наиболее четкого выявления и усвоения участниками сути решаемой проблемы. Необходимо отказываться от очевидных решений. Затем в процессе специально организованного обсуждения определяются главные трудности и противоречия, препятствующие решению. Вырабатываются новые формулировки проблемы, определяются цели.

В дальнейшем при помощи специальных вопросов, вызывающих аналогии, осуществляется поиск идей и решений. Полученные решения подвергаются оценке и проверке. При необходимости происходит возврат к проблеме для повторного ее обсуждения и развития полученных ранее идей.

Пример

У. Дж. Дж. Гордон использовал эту стратегию для разработки чипсов Pringles. Перед компанией стояла задача создать новые картофельные чипсы и упаковку, которая будет более эффективна и не потребует заполнять пакет таким количеством воздуха, которое превышает объём самих чипсов. Парадокс состоял в том, что чипсы должны быть упакованы более компактно и при этом не ломаться. «Название книги», которое выражает суть этого парадокса, было «Компактная неразрушаемость». В качестве аналогии они выбрали укладку опавших листьев в мешок осенью. Когда вы пытаетесь засунуть сухие листья в полиэтиленовый пакет, вы сталкиваетесь с определёнными трудностями. Но когда листья сырые (уникальная особенность), они мягкие и легко изменяют форму. Влажный лист принимает форму соседнего листа, оставляя лишь немного воздуха между ними. Смачивание и формовка сухой картофельной муки позволило решить проблему с упаковкой, и это дало начало чипсам Pringles. Несколько лет назад я проводил семинар с группой инженеров, которые работали на литейном заводе, где производили пескоструйную очистку кованых металлических деталей. Для очистки деталей они использовали песок, но он попадал в полости, и, чтобы убрать его оттуда, требовалось много времени и денег. Парадокс состоит в том, что для очистки деталей частицы должны быть твёрдыми и в то же самое время не твёрдыми, чтобы их было легко удалить. Для описания сущности проблемы было использовано «название книги» «Исчезающая твёрдость». Это навело их на мысль о льде как аналогии. Уникальная особенность льда состоит в том, что он тает. Решением проблемы стало производство частиц из сухого льда. Твёрдые частицы будут очищать детали и затем превращаться в газ и испаряться.

Майкл Микалко, Игры для разума. Тренинг креативного мышления, СПб, «Питер», 2007 г., с. 302.

Больше креативных методик

Мозговой штурм — это метод поиска идей, который был предложен Алексом Осборном (США) в 40-х гг. XX в. Цель мозгового штурма - выработка максимального количества разнообразных идей. Суть метода в том, чтобы научить участников не бояться фантастических идей: их легче «приручить», чем придумать. Этот метод пробуждает утомленное воображение. Основные положения метода: коллективный поиск идей, разделение […]

Методы ассоциативного поиска идей помогают устанавливать связи между понятиями, позволяют обобщать информацию, актуализируют хранящуюся в памяти сведения, дают толчок творческому мышлению. Вы, наверное, замечали, как случайно услышанное слово или какой-то увиденный объект порождают, казалось бы, не связанные с ними образы, активизируются воображение. Так работает ассоциативное мышление. Что такое ассоциации? Ассоциация — это связь между отдельными представлениями, при […]

Синектика — это форма поиска новых идей посредством построения аналогий. Автор - У. Гордон (США, 1952 г.). Синектика - это усовершенствованный метод «мозгового штурма», в основе которого лежит принцип «сделать известное странным, а странное - известным». Метод синектики, как и другие методы ассоциативного поиска идей, основан на свойстве человеческого мозга устанавливать связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями, […]