Болезни Военный билет Призыв

Какую роль в жизни человека играет социализация. Какие бывают виды социализации? Социализация - достаточно сложный процесс. Она включает в себя овладение знаниями и навыками, благодаря которым человек приобретает социальную природу, становится дееспособны

Социализация - процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Любой человек, появляясь на свет, попадает в окружение других людей и постепенно усваивает модель их жизни и взаимоотношений друг с другом. Это является социальной средой, образованной людьми, без которой они не могут жить. Чтобы стать членом этой среды, человек должен усвоить правила и нормы общества, в котором он пребывает. Процесс постепенного усвоения социальных правил и норм культуры общества, окружающего человека, и есть социализация личности.

Понятие социализации было введено впервые социологом, проживающим в Америке в 19 веке Ф.Гиддингсом, а также французским психологом Г.Тардом. Они определили термин «социализация» как процесс социального развития человека, и формирования его как личности под влиянием социального окружения. Наиболее общее понятие этого процесса означает взаимодействие отдельного индивидуума с обществом на основе установленных этим обществом правил и норм.

Взаимоотношение с обществом отдельного человека широко изучается кроме социологии такими науками, как психология, экономика, этнография, политология, педагогика и другим. В зависимости от того, какая наука изучает социализацию, трактовка этого понятия имеет свою специфику.

Так, например, в обществознании это понятие обозначает процесс человеческого приспособления к социальной среде. В педагогике понятие «социализации» иногда интерпретируют как «воспитание», понимая его в широком смысле слова. Воспитывая человека, общество целенаправленно передает ему определенную систему знаний, норм и понятий, действуя на него односторонне.

Социализация же подразумевает двустороннее воздействие: передачу общественного социального опыта человеку с одной стороны, и проявление им усвоенного социального поведения, знаний, норм и правил при взаимодействии с окружающей социальной средой. В педагогике большое значение при адаптации человека к социуму придают социальным группам и институтам, которые его окружают на протяжении всей жизни, начиная с семьи, школы, института, трудового коллектива.

Социологию можно назвать базовой наукой, изучающей общество со всех сторон, опираясь на весь человеческий опыт и знания.

К каким сферам относится этот процесс?

Социально адаптируется человек через три основные сферы:

  • через свою деятельность;
  • через общение с окружающими людьми;
  • через формирование самосознания.

Проявление социализации происходит в создании устойчивых связей внутри этих сфер, а также между ними, т. е. человек адаптируется в обществе на основе:

  • своей деятельности и постоянного ее расширения,
  • вступления в общение с все большим количеством людей;
  • осознания себя, как индивидуума.

Осваивая какую-либо деятельность, а также ее различные виды, человек выбирает направления, в которых он чувствует себя наиболее комфортно и уверенно. Это происходит также под влиянием отношения других людей к его деятельности. В процессе деятельности круг общения человека значительно расширяется, связи приобретают устойчивый глубокий характер, что оказывает на человека и его адаптацию в обществе огромное влияние. В результате у него формируется внутренняя самооценка и идентификация своей личности. Собственный образ человек оценивает и формирует на протяжении всей жизни. Он может меняться под влиянием разных социальных условий, например, при попадании в различные социальные группы.

Какие бывают виды социализации?

Правила жизни человек усваивает в процессе всей жизни с момента рождения и до ее окончания. Человек, изолированный от общества, не способен в полном объеме реализовать свой потенциал, как личности. Усвоение социальных норм поведения превращает его из биологического элемента в социальное существо.

Изучая этот процесс, ученые по-разному объясняют его формирование. Одна точка зрения ученых подразделяет социализацию на две разновидности: первичную и вторичную, и связывают их с периодами жизни. Первый жизненный этап связан с усвоением основных правил и норм человеческой жизни в детском и юношеском возрасте. Вторичная социальная адаптация охватывает зрелый и старческий возраст и происходит во второй половине жизни.

Другая точка зрения не связана с делением процесса на возрастные этапы. По утверждению ученых первичная и вторичная социализации длятся на протяжении всей жизни. Признаком первичной адаптации является влияние проводников, к которым относятся люди из ближайшего окружения: родители, родственники, друзья. С ними человек поддерживает неформальные отношения. Вторичная социальная адаптация происходит под воздействием норм и правил, исходящих от проводников, с которыми у человека формальные отношения. Это малознакомые люди, формальные представители институтов, школы, администрации производственного коллектива, армии, домоуправления и т. д.

Какие факторы оказывают влияние на социализацию?

На процесс адаптации к социуму влияет много факторов, но основными считаются следующие:

  • наследственные свойства человека;
  • близкое физическое социальное окружение;
  • общая культура;
  • уровень группового опыта;
  • собственный уникальный опыт.

Биологический наследственный фактор также как ближайшее окружение, показывающее образцы культурного поведения своей социальной группы, оказывают значительное влияние на формирование личности. Но определяющими факторами, влияющими на процесс приспособления к социуму, являются групповой социальный опыт и уникальный опыт, полученный самой личностью.

Стадии и этапы социализации личности

Первичная и вторичная социализация происходят на протяжении всей жизни, формируя и меняя мировоззрение человека поэтапно. После начального этапа социализации, когда человек отходит от влияния родителей, наставников и других проводников социальной жизни, он начинает самостоятельно приобретать опыт социума и приспосабливаться к окружающей его среде. Это продолжается до самых последних дней жизни человека. При этом у него могут не раз меняться привычное окружение близких людей, с которыми он общается неформально.

Также могут измениться и условия формального социума: место работы, службы, изменение среды и места проживания. Ему приходится приспосабливаться к новому социуму, отвергая привычные, полученные ранее, установки. Такой процесс называется вторичной социализацией или ресоциализацией . Этот процесс происходит всю сознательную жизнь, даже если у человека не происходят кардинальные изменения, ему приходится приспосабливаться к возникающим обстоятельствам и вписываться в окружающий социум постоянно.

Что такое десоциализация?

Процесс, противоположный социализации, когда утрачивается значение ценностей, связей, норм и жизненных установок, которыми человек раньше руководствовался и дорожил, называется десоциализацией. Например, это происходит при изоляции от общества, когда человек попадает в тюрьму или, кардинально меняя мировоззрение, уходит в монастырь. Часто десоциализация объясняется психологическими причинами, когда человек сознательно уходит от общества, не принимая его правила и нормы и теряет интерес к жизни.

Для общества успех процесса социализации является своеобразной гарантией того, сумеют ли представители новой генерации занять место старших поколений в системе социальных взаимодействий, перенять их опыт, умения, ценности. Социализация , другими словами, обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни . Неполадки в системе социализации не только порождают конфликты поколений, но и ведут к дезорганизации социальной жизни, к распаду общества, утрате его культуры, целостности.

Следует учесть, что тип, модель процесса социализации определяется тем, каким ценностям привержено общество, какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведен. В обществе, уважающем свободу личности, ее индивидуальность, открытом для инноваций, творческой инициативы, социализацияорганизуетсятаким образом, чтобы обеспечить воспроизводство этих свойств социальной системы . Самой личности в процессе ее формирования представляется значительная свобода, она учится самостоятельности и ответственности, уважению к себе и к другим. Это проявляется всюду как в реальных жизненных ситуациях, в процессе трудовой деятельности, так и в процессе воспитания в семье, организации учебы в школе, вузе и т.д. Причем, подобная модель социализации предполагает органическое единство свободы и строгой ответственности личности за то, как она этой свободой воспользовалась. Чтобы представить сам процесс социализации личности более наглядно, надо начать с исходного момента. Перед нами, с одной стороны, биологический организм новорожденного, а с другой, - система социальных связей, институтов, культура социума, ее ценности, нормы поведения и т.д.

У новорожденного есть все биологические предпосылки для того, чтобы стать дееспособным участником социальных связей и взаимодействий. Но ни одним социальным свойством человек не обладает от рождения. Социальный опыт, ценности, чувство совести и чести - генетически не кодируются и не передаются.

Будут ли вообще реализованы эти предпосылки, в какие социальные качества, свойства они воплотятся, зависит от того, в какой среде будет развиваться данный организм. Вне социальной среды человеческий организм в личность не превращается . Наука накопила множество примеров, рассказывающих о судьбах детей (например, Маугли), оказавшихся по тем или иным причинам вне социальных связей. В результате организм индивида развивался, но даже элементарных социальных свойств (речь, мышление, не говоря о чувстве совести, стыда и т.д.) не приобретал.

Это одна сторона связи биологического организма и социальной среды, имеющая значение для процесса социализации. Есть и другая. Она касается этапов становления и развития духовного мира личности, форм и сроков освоения его социальных требований, ожиданий, ценностей.В науке принято выделять три главных уровня морального сознания личности:

“Доморальному” уровню соответствуют следующие стадии:

а) ребенок слушается, чтобы избежать наказания;

б) ребенок руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды (послушание в обмен на какие-то конкретные блага и поощрения).

“Конвенциальному” уровню соответствуют стадии:

а) модель “хорошего” ребенка, движимого желанием одобрения со стороны других и стыд перед их осуждением;

б) установка на поддержание установленного порядка и правил (хорошо то, что соответствует правилам).

Уровню “автономной морали” соответствуют стадии:

а) подростокосознает относительность, условность нравственных правил и требует их логического обоснования, пытаясь свести его к принципу полезности;

б) “релятивизм” предыдущей стадии сменяется признанием высшего закона, соответствующего интересам большинства. Лишь после этого

в) формируются устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью, безотносительно к внешним обстоятельствам и разумным соображениям.

Результаты свидетельствуют о наличии устойчивой закономерной связи между уровнем морального сознания человека, с одной стороны, его возрастом и интеллектом, - с другой. Число детей, стоящих на “доморальном” уровне с возрастом резко уменьшается. Для подросткового возраста наиболеетипична ориентация на мнение значимых других или на соблюдение формальных правил (конвенциальная мораль). В юности начинается постепенный переход к автономной морали, который, как правило, сильно отстает от развития абстрактного мышления; последнее идет гораздо быстрее морального созревания.

По существу речь идет о поэтапном формировании собственного “Я” личности. В основе этого процесса - переход от духовного мира детства, опекаемого, управляемого, регулируемого взрослыми (т.е. внешне регулируемого поведения) к идейно-нравственному облику самостоятельного человека, развивающегося на основе личного убеждения, саморегуляции, самоуправления.

Внешне эта перестройка духовного мира может проявляться в повышенной критичности в сочетании с застенчивостью, искренности и подчеркнутой самоуверенности, стремление к обсуждению вечных “философских” вопросов, то есть в противоречивом единстве детских и взрослых черт. Через сомнения, через высокую критичность личность пытается понять мир, себя, доподлинно убедиться в справедливости внушаемых ей ценностей, идей.

Следует учесть, что нередко люди в своем развитии “застывают” на подступах к автономной морали. На это влияеткак их интеллектуальный уровень, так и среда, в которой они обитают. Там где личность подчинена внешним требованиям, где индивид не имеет возможности в достаточной мере проявить самостоятельность, инициативу, где каждый его шаг контролируется, создаются социальные предпосылки массового осуществления, говоря языком М. Вебера, традиционных действий и мотивов формирования “человека-винтика”, приученного жить “как все”, “как положено”.

Итак, становление личности в детские, юношеские, молодые годы - это сложный процесс, в котором взаимодействуют биологические, возрастные и социальные факторы. Не следует думать, что процесс социализации распространяет свое влияние лишь на этот период жизни человека, охватывает исключительно этап преобразования биологического организма в дееспособную личность. Безусловно, в юные годы “закладывается фундамент” всего духовного развития личности. Этим и объясняется особая роль семьи в формировании личности, где жизнь преподает индивиду первые и самые яркие уроки, где формируется его духовный мир. Вместе с тем, вряд ли стоит чрезмерно абсолютизировать роль духовной основы, заложенной в детские и юношеские годы. При всей своей значимости, эта основа содержит преимущественно чувственно - эмоциональный компонент, сугубо личностные качества: совестливость, честность, смелость и т.д. Лишь вступивво взрослую самостоятельную жизнь, включившись в широкий контекст социальных связей, участвуя в решающих социальных институтах, личность активно формирует, например, свои политические приверженности, осознает, как жить, во имя чего жить. И еще неизвестно, станет ли совестливый человек принципиальным борцом с несправедливостью, приобретет ли активный индивид качества смелого политика и т.д.

Процесс обретения, уточнения, развития человеком социальных свойств, качеств, по сути, не знает возрастных границ , хотя, конечно, какая-то база, фундамент, сформированные в молодости, сохраняются. Во-первых, меняются социальные роли, которые выполняет личность. Даже рождение внука, выход на пенсию оставляют след на внутреннем мире личности, требуют исполнения новых функций, оправдания ролевых ожиданий. Достаточно бурно и драматично протекает социальное развитие 30-50-летних людей. Новые должности, статусы, новые связи, отношения, новый опыт. А также изменения, в том числе глубокие, претерпевает и общество как целостная система социальных связей. Это требует подчас мучительной и трудной внутренней работы, предполагает корректировку, а иногда и обновление установок, жизненных ориентиров личности. Подтверждение тому - сложные процессы, происходящие в духовной жизни всех поколений наших соотечественников сегодня.

Социализация не только дает нам возможность общаться друг с другом посредством освоенных социальных ролей. Она также обеспечивает сохранение общества . Хотя количество его членов постоянно меняется, так как люди рождаются и умирают, социализация способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения.

Задача социализации - подготовить индивида к выполнению социальных ролей . Дети - единственная категория, изначально не исполняющая социальных ролей. Им незнакомо то, что составляет суть этих ролей, - круг прав и обязанностей. Они не знают обязанностей инженера, почтальона, парламентария или прихожанина. Они не знают, что такое социальная ответственность. Дети обычно недостаточно представляют себе, что такое социальные нормы, хотя о многих из них взрослые им рассказывали.

Теоретические и очень приблизительные знания о социальныхролях не позволяют заключить, что дети овладели ими или усвоили их. Они играют, но не ведут себя в соответствии с требованиями социальной роли. У детей происходит в основном только игровое освоение социального мира: мальчишки играют в войну, а девчонки - в дочки-матери.

Итак, два мира - детский и взрослый - различаются с точки зрения социализации. Они находятся на разных полюсах этого процесса. Главное различие - степень овладения социальными ролями. Но в жизни есть люди, которые в полном объеме так и не усвоили предназначенные социальные роли, что порождает личностные социальные конфликты.

Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники - это люди и учреждения. Их называют агентами социализации. Человек выступает основным объектом, т.е. тот, кого надо “включить” в разнообразную систему общественных отношений, и субъектом, т.е. тот, кто активно усваивает нормы и ценности современного ему общества,социализации. Агенты социализации - люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей . К ним относят: агентов первичной социализации - родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодежных группировок; первичная социализация включает семью, родственников и друзей; агентов вторичной социализации - представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудников телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.

Поскольку социализация подразделяется на два вида - первичную и вторичную, постольку и агенты социализации делятся на первичных и вторичных . Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает, прежде всего, семью и друзей, а вторичная - относится к опосредованному, или формальному окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации важна на ранних этапах жизни, а вторичной - на поздних. Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с вами тесными личными отношениями (родители, друзья), а вторичную - те, кто связан формально - деловыми отношениями. Тот же учитель, если между ним и учеником нет доверительных отношений, оказывается среди агентов не первичной, а вторичной социализации. Милиционер или полицейский всегда выступает в роли вторичного социализатора. Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции. Школа дает знания, предприятие - средства существования, церковь - духовное общение и т.п. Напротив, агенты первичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец исполняет роль добытчика средств существования, опекуна, воспитателя, учителя, друга. Сверстники выступают в роли партнеров по играм.

Социализация - это процесс непрерывный. Нравственное развитие того или иного индивида может задержаться на определенном этапе, но сам процесс социализации никогда не кончается . Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем, и в пожилом возрасте. Существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых .

Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в товремя какдетская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их. С возрастом мы понимаем, что даже пророки иногда были вынуждены говорить неправду, а вот дети верят, что существует некий сказочный мальчик, который всегда говорит правду.

Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество оттенков серого цвета. Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях и т.д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как "более хорошо" или "менее плохо". Взрослые не всегда соглашаются с родителями, детям же не разрешается обсуждать действия отца и матери.

Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения. Например, на основе социализации взрослые становятся солдатами или членами комитетов, детей же учат выполнять правила, быть внимательными и вежливыми.

Размышления о социализации и её роли в жизни человека.

Выживание наиболее приспособленных - афоризм, приписываемый Герберту Спенсеру и использованный Чарльзом Дарвином в книге «Происхождении видов» как синоним естественного отбора, который является основной движущей силой эволюции.

Согласно постулатам теории эволюции аксиомами являются следующие утверждения:

Воспроизводство в любой разновидности предполагает некоторую степень естественного изменения в характеристиках результата;
-любое изменение, которое увеличивает способность выживания некоторых членов вида по отношению к другим, лишённым таких изменений, может позитивно отбираться для возможностей воспроизводства;
-тысячелетиями этот процесс ведёт к развитию сложных организмов из простых и к огромной диверсификации видов от малого числа первоначальных организмов.

Возникает вопрос - является ли социализация необходимым фактором для выживания человека?

Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация объединяет вид в общество, позволяя разграничить роли и обеспечить постоянное воспроизводство вида.

Считается, что в отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Не совсем верно, на мой взгляд, что у животных совсем нет социальности, она просто описывается другим порядком, но вот то, что человек очень социален, это верно.

Так сложилось, что люди достигли того, что имеют сейчас, за счёт разделения ролей. Кто-то был умным и пополнял копилку знаний человечества, разведывал новые территории, искал новые способы выживания. Кто-то защищал стаю от других, враждебных. Если бы не социализация, то те 90 процентов, кто ничего толком не делал, кроме воспроизводства, погибли бы, не выдержали бы борьбу за конкуренцию и вид до сих пор был бы на уровне каменного века или вообще съеден неандертальцами или другими тупиковыми видами.

Социализация - залог выживания любого вида в сегодняшнем мире. По другому выжить невозможно, так как интенсивно происходит процесс дестабилизации биосферы со стороны человека, что приводит, соответственно, к вымиранию многих организмов разного порядка. Можно, конечно, идти по пути домашних животных и таким образом обеспечивать будущее существование вида, но этот процесс выборочный со стороны человека.

Любому человеку, несмотря на то, что он родился и живёт в обществе себе подобных, нужна социальная адаптация. Это активное приспособление индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой.

Адаптация происходит на трех уровнях: физиологическом, психологическом и социальном. На физиологическом уровне адаптация означает способность организма человека поддерживать свои параметры в пределах, необходимых для нормальной жизнедеятельности при изменении внешних условий (гомеостаз). На психологическом уровне адаптация обеспечивает нормальную работу всех психических структур при воздействии внешних психологических факторов (принятие взвешенных решений, прогнозирование развития событий и др.).

Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать свое поведение в соответствии с главными целями своей деятельности.

Дальше - выделяют две особые формы социальной адаптации: девиантную (приспособление к сложившимся социальным условиям с нарушением принятых в обществе ценностей и норм поведения); патологическую (приспособление к социальной среде за счет использования патологических форм поведения, вызванных функциональными расстройствами психики).

Та или иная форма социальной адаптации может зависеть от разных факторов. В некоторых случаях эти особые формы могут формировать определённые сообщества людей, подводя под них своеобразный фундамент, своего рода общую платформу. Например, у большинства представителей териантропов социальная адаптация девиантная и не всегда успешная. В массе же своей, если смотреть абстрактно, нормально существовать в современном обществе может только усреднённый серый человек с минимумом потребностей в познании мира и максимумом потребительских наклонностей. Любой выбивающийся из толпы имеет больше шансов пострадать или погибнуть, внося, в конце концов, меньший вклад в развитие вида и разбавление его своим геномом, чем наркоман или алкоголик, так как с точки зрения современного сообщества, они не девиантны, а просто заболели. Хотя, вполне может быть, что это современное общество является больным для социально девиантного индивида.

Таким образом, социализация позволяет выжить даже тем, кто в условиях дикой природы быстро бы умер. Но, тем не менее, всегда важен порядок социализации и качество связей в обществе. Любое общество или сообщество должно быть здоровым в отношении социальных связей. Эволюция идёт постоянно и, согласно одному из её законов, скорость эволюции растёт. Нарушение качества социальных связей в обществе может привести к уменьшению порядка его стабильности и, соответственно, к негативным и необратимым изменениям в нём.

Яркий картина нынешнего мира - триллионы тратятся на войны, но зачастую современные, быстро изменяющиеся вирусы, не удостаиваются должного внимания. Пока действует паритет вооружения между болезнями и лекарствами, человечество живёт. Как только что-то подобное вирусу Эбола или похожему на него (а для вирусов законы эволюции также применимы) эволюционирует дальше, то сегодняшний тип консолидации Homo Sapiens может перестать существовать. Закон эволюции - выживает наиболее приспособленный.

В дополнение к этой теме о социализации нашёл в интернете подходящий отрывок, который, правда, был написан в контексте политики, но, тем не менее, справедлив практически для любого места, где скапливаются массы людей, объединённых близкими целями. В том числе и в различных религиозных сектах. Кстати, посредством СМИ тоже можно формировать такую "толпу".

Текст не мой, я лишь вычленил интересующую меня часть.

"... У толпы есть весьма неприятное свойство: она затягивает индивида, "стирает" его личность, "принимает решения" коллективным разумом. Индивид вовлекается в так называемое "эмоциональное кружение".

При обычной коммуникации между людьми всегда есть та или иная степень взаимопонимания. Участники процесса приходят или не приходят к согласию, но в любом случае каждый; остается самостоятельной; личностью. Но эмоциональное кружение стирает индивидуальные различия. Ситуативно снижается роль персонального опыта, индивидуальной; и ролевой; идентификации, здравого смысла. Индивид чувствует и поведенчески реагирует, «как все». Происходит эволюционная регрессия: актуализуются низшие, примитивные пласты психики.

Регрессия эта способна подчас достигать невероятных глубин.

Вследствие этого у людей сильно возрастает готовность к заражению и, одновременно, склонность к подражанию. Реакция на внешние стимулы направляется не рефлексией, а первым эмоциональным импульсом или подражанием поведению других людей. Исчезновение рефлексивности, деиндивидуализация усиливают чувство общности со всей толпой.

Это влечет за собой ослабление ощущения важности этических и правовых норм. Толпа создает сильное ощущение правильности любых действий. Обусловленные эмоциями способы действия не оцениваются критически. Господствующая в толпе эмоциональная напряженность увеличивает ощущение собственной силы и уменьшает чувство ответственности за совершаемые поступки. Особую силу толпе придает наличие конкретных оппонентов (реальных или воображаемых).

Проще говоря, толпа не отвечает за свои поступки и может натворить дел. В результате воздействия всех этих феноменов члены толпы часто действуют как бы под влиянием гипноза. У любой вовлеченной в эмоциональное кружение толпы специалист легко может вызвать переход в состояние терроризирующей толпы, например, направленной против ненавистных ей социальных групп или институтов.

Этим свойством толпы регулярно пользуются те, кто знает законы ее поведения и умеет применять их для манипуляций. Как показывает практика, эти "знатоки" отнюдь не всегда благонамеренны..."

Способность таких глубоких и бездумных эмпатических связей - расплата за то строение общества, которое сложилось с течением эволюции.

Выживание наиболее приспособленных - афоризм, приписываемый Герберту Спенсеру и использованный Чарльзом Дарвином в книге «Происхождении видов» как синоним естественного отбора, который является основной движущей силой эволюции.

Согласно постулатам теории эволюции аксиомами являются следующие утверждения:

Воспроизводство в любой разновидности предполагает некоторую степень естественного изменения в характеристиках результата;
-любое изменение, которое увеличивает способность выживания некоторых членов вида по отношению к другим, лишённым таких изменений, может позитивно отбираться для возможностей воспроизводства;
-тысячелетиями этот процесс ведёт к развитию сложных организмов из простых и к огромной диверсификации видов от малого числа первоначальных организмов.

Возникает вопрос - является ли социализация необходимым фактором для выживания человека?

Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация объединяет вид в общество, позволяя разграничить роли и обеспечить постоянное воспроизводство вида.

Считается, что в отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Не совсем верно, на мой взгляд, что у животных совсем нет социальности, она просто описывается другим порядком, но вот то, что человек очень социален, это верно.

Так сложилось, что люди достигли того, что имеют сейчас, за счёт разделения ролей. Кто-то был умным и пополнял копилку знаний человечества, разведывал новые территории, искал новые способы выживания. Кто-то защищал стаю от других, враждебных. Если бы не социализация, то те 90 процентов, кто ничего толком не делал, кроме воспроизводства, погибли бы, не выдержали бы борьбу за конкуренцию и вид до сих пор был бы на уровне каменного века или вообще съеден неандертальцами или другими тупиковыми видами.

Социализация - залог выживания любого вида в сегодняшнем мире. По другому выжить невозможно, так как интенсивно происходит процесс дестабилизации биосферы со стороны человека, что приводит, соответственно, к вымиранию многих организмов разного порядка. Можно, конечно, идти по пути домашних животных и таким образом обеспечивать будущее существование вида, но этот процесс со стороны человека является выборочным.

Любому человеку, несмотря на то, что он родился и живёт в обществе себе подобных, нужна социальная адаптация. Это активное приспособление индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой.

Адаптация происходит на трех уровнях: физиологическом, психологическом и социальном. На физиологическом уровне адаптация означает способность организма человека поддерживать свои параметры в пределах, необходимых для нормальной жизнедеятельности при изменении внешних условий (гомеостаз). На психологическом уровне адаптация обеспечивает нормальную работу всех психических структур при воздействии внешних психологических факторов - принятие взвешенных решений, прогнозирование развития событий и др.

Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать свое поведение в соответствии с главными целями своей деятельности.

Дальше - выделяют две особые формы социальной адаптации: девиантную - приспособление к сложившимся социальным условиям с нарушением принятых в обществе ценностей и норм поведения; патологическую - приспособление к социальной среде за счет использования патологических форм поведения, вызванных функциональными расстройствами психики.

Та или иная форма социальной адаптации может зависеть от разных факторов. В некоторых случаях эти особые формы могут формировать определённые сообщества людей, подводя под них своеобразный фундамент, своего рода общую платформу. Например, у большинства представителей териантропов социальная адаптация девиантная и не всегда успешная. В массе же своей, если смотреть абстрактно, нормально существовать в современном обществе может только усреднённый серый человек с минимумом потребностей в познании мира и максимумом потребительских наклонностей. Любой выбивающийся из толпы имеет больше шансов пострадать или погибнуть, внося, в конце концов, меньший вклад в развитие вида и разбавление его своим геномом, чем наркоман или алкоголик, так как с точки зрения современного сообщества, они не девиантны, а просто заболели. Хотя, вполне может быть, что это современное общество является больным с точки зрения социально девиантного индивида.

Таким образом, социализация позволяет выжить даже тем, кто в условиях дикой природы быстро бы умер. Но, тем не менее, всегда важен порядок социализации и качество связей в обществе. Любое общество или сообщество должно быть здоровым в отношении социальных связей. Эволюция идёт постоянно и, согласно одному из её законов, скорость эволюции растёт. Нарушение качества социальных связей в обществе может привести к уменьшению порядка его стабильности и, соответственно, к негативным и необратимым изменениям в нём.

Яркий картина нынешнего мира - триллионы тратятся на войны, но зачастую современные, быстро изменяющиеся вирусы, не удостаиваются должного внимания. Пока действует паритет вооружения между болезнями и лекарствами, человечество живёт. Как только что-то подобное вирусу Эбола или похожему на него (а для вирусов законы эволюции также применимы) эволюционирует дальше, то сегодняшний тип консолидации Homo Sapiens может перестать существовать. Закон эволюции - выживает наиболее приспособленный.

В дополнение к этой теме о социализации нашёл в интернете подходящий отрывок, который, правда, был написан в контексте политики, но, тем не менее, справедлив практически для любого места, где скапливаются массы людей, объединённых близкими целями. В том числе и в различных религиозных сектах. Кстати, посредством СМИ тоже можно формировать такую "толпу".

Текст не мой, я лишь вычленил интересующую меня часть.

"... У толпы есть весьма неприятное свойство: она затягивает индивида, "стирает" его личность, "принимает решения" коллективным разумом. Индивид вовлекается в так называемое "эмоциональное кружение".

При обычной коммуникации между людьми всегда есть та или иная степень взаимопонимания. Участники процесса приходят или не приходят к согласию, но в любом случае каждый; остается самостоятельной; личностью. Но эмоциональное кружение стирает индивидуальные различия. Ситуативно снижается роль персонального опыта, индивидуальной; и ролевой; идентификации, здравого смысла. Индивид чувствует и поведенчески реагирует, «как все». Происходит эволюционная регрессия: актуализуются низшие, примитивные пласты психики.

Регрессия эта способна подчас достигать невероятных глубин.

Вследствие этого у людей сильно возрастает готовность к заражению и, одновременно, склонность к подражанию. Реакция на внешние стимулы направляется не рефлексией, а первым эмоциональным импульсом или подражанием поведению других людей. Исчезновение рефлексивности, деиндивидуализация усиливают чувство общности со всей толпой.

Это влечет за собой ослабление ощущения важности этических и правовых норм. Толпа создает сильное ощущение правильности любых действий. Обусловленные эмоциями способы действия не оцениваются критически. Господствующая в толпе эмоциональная напряженность увеличивает ощущение собственной силы и уменьшает чувство ответственности за совершаемые поступки. Особую силу толпе придает наличие конкретных оппонентов (реальных или воображаемых).

Проще говоря, толпа не отвечает за свои поступки и может натворить дел. В результате воздействия всех этих феноменов члены толпы часто действуют как бы под влиянием гипноза. У любой вовлеченной в эмоциональное кружение толпы специалист легко может вызвать переход в состояние терроризирующей толпы, например, направленной против ненавистных ей социальных групп или институтов.

Этим свойством толпы регулярно пользуются те, кто знает законы ее поведения и умеет применять их для манипуляций. Как показывает практика, эти "знатоки" отнюдь не всегда благонамеренны..."

Способность таких глубоких и бездумных эмпатических связей - расплата за то строение общества, которое сложилось с течением эволюции.

Дополнительные статьи

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теме: « Роль детства в процессе социализации личности»

Работа выполнена студенткой АНТ-Д-2

Архаровой М. Н.

Научный руководитель:

Ст. преп. Корнеева С.В.

Рецензент:

Краснова О. П.

Москва 2009

ВВЕДЕНИЕ________________________________________________ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

1.1. Понятие и сущность социализации_________________________ 5

1.2. Факторы социализации___________________________________ 9

1.3. Специфика детства как периода социализации______________ 10

1.4. Социализирующие функции семьи в период детства_________ 12

ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ ПЕРИОДА ДЕТСТВА НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

2.1. Особенности социального развития детей__________________ 16

2.2. Функции воспитательных организаций в процессе социализации ребенка__________________________________________________ 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________________ 22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ___________________________________ 26

ПРИЛОЖЕНИЯ___________________________________________ 28

ВВЕДЕНИЕ

Проблема социализации является особо актуальной в настоящее время, т. к. общество сегодня предъявляет новые требования к социальному статусу человека, требует от него целесообразности и полезности приложения сил и максимально полное личностное развитие.

Социализация личности начинается с первых же лет жизни, т. е. именно в детском возрасте у каждого начинает закладываться своя собственная картина мира, в общих чертах начинает формироваться своё представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Иными словами период детства является первой ступенью в процессе социализации личности.

Неотъемлемой частью социализации ребенка является воспитание. Чем меньше ребенку, тем сильнее воспитательное воздействие на становление и развитие личности. Именно в результате воспитания происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру» (Л. С. Выготский) 1 , т. е его социализация. Однако нередко процесс социализации ребенка по каким-либо объективным или субъективным причинам осложняется. Так, вхождение ребенка в общество может быть затруднено вследствие особенностей его физического или психического развития. Или усвоение социальных норм и ценностей ребенком, искажается в результате негативного, стихийного либо преднамеренного влияния среды, в которой он живет. Поэтому так различен первоначальный процесс социализации личности, в результате которого у всех людей разные представления, ценности, которые иногда прямо противостоят друг другу.

В настоящее время, когда для современного общества огромное значение имеет изучение социально активной позиции человека, способствующей личному росту, особенно важной является проблема становления личности, прежде всего, основных факторов, которые влияют на ее развитие.

1 Л.С. Выготский «Вопросы детской психологии» Изд.Союз 2006

Степень научной разработки

Первоначальный процесс социализации личности, становления ребенка полноправным участником общественных отношений всегда находил свое отражение в социологии воспитания, социальной психологии и педагогике. Те или иные аспекты проблемы рассматривались в разное время в работах З. Фрейда, Л. С. Выготского, И. С. Асмолова и других специалистов. 2

Объект исследования : социализация как процесс.

Предмет исследования: изучение особенностей детства, влияющие на социализацию личности.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ, посвященный проблеме социализации личности;

2. Изучить понятие и сущность социализации личности;

3. Просмотреть особенности и тенденции личностного и социального развития детей;

4. Изучить социализирующие функции семьи;

5. Изучить влияние воспитательных организаций на процесс социализации ребенка.

Даная тема является актуальной, ведь становление личности начинается с детства, социализация детей формирует ценностные ориентации, что и дает начало для социализации личности.

2 см. Приложение 1

ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

1.1. Понятие и сущность социализации

Человек, по своей сути, всегда есть и будет существом социальным, которое с первых дней своего существования окружено и включено во взаимодействие с другими людьми. В ходе этого взаимодействия усвоение человеком социального опыта происходит не пассивно, а активно, в процессе сначала совместной деятельности с взрослым, затем в процессе активной деятельности самого ребенка – общения, предметной, игровой, учебной, трудовой и других видов практической деятельности.

Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. Последнее обстоятельство обусловлено фактом социальной активности человека, а, следовательно, его способностью при взаимодействии со средой не просто усваивать ее требования, но и изменять эту среду, влиять на нее. 3

Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. 4

Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она не может в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже не меняться. Жизнь – это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. Так в одной культуре девочка 14 лет может быть ученицей средней школы, а в другой – матерью двоих детей; 26-летняя

3 Василькова Ю.В. – Социальная педагогика. – М., - 1999.

4 Добренков В.И. – Социология. – М., - 2002

девушка может находиться в расцвете деловой карьеры, еще только продвигаться вверх по политической лестнице или уже завершить карьеру, если она профессиональная модель, а в каком-то ином обществе человек этого возраста обычно уже отходит в мир иной и почитается младшими родственниками как предок. Во всех культурах процесс социализации проходит по-разному.

Ни один человек не рождается готовым членом общества. Но с самого начала своей жизни человек включен в социальные взаимодействия, где свойства личности зависят от социальной ситуации, ее образа жизни, деятельности и общения. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того как научится говорить. В процессе социального взаимодействия человек приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью личности.

В современной научной литературе нет однозначного определения понятия «социализация». Поэтому необходимо для различно-аспектного и всестороннего виденья процесса социализации рассмотреть определения, данные в философских, социологических, психологических словарях и определения ученых-исследователей, занимающихся данной проблематикой.

В философских энциклопедиях в широком смысле слова термин «социализация» используется для обозначения процесса, «в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе». В других философских энциклопедиях социализация рассматривается как процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. 5

В социологии социализация – есть сложное научное понятие, подразумевающее процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни

5 Василькова Ю.В. – Методика и опыт работы социального педагога. – М, 2001

социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.

Отечественный социолог А.Н. Тесленко дает другое определение понятию «социализация» – это самое широкое понятие в становлении личности, оно предполагает не столько сознательное усвоение готовых форм и способов социальной жизни (в отличии от воспитания), сколько выработку собственных ценностных ориентаций, своего стиля поведения, позволяющих человеку самореализовываться как личности. 6

В социальной психологии социализация в специальном смысле слова является чрезвычайно важным для общества в целом и различных групп социальным процессом. Он осуществляется с помощью социальных механизмов, обеспечивающих достижение общественных и групповых целей.

В социальной психологии дается и более сжатое определение социализации – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. 7

Так, в психологическом словаре В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова социализация (от латинского socialis - общественный) – это процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. 8

Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений. Итак, под социализацией понимают весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей,

6 А.Н. Тесленко «Квир - идентичность» Изд. Центр Элит 2008