Болезни Военный билет Призыв

Поведение индивида является функцией каких переменных. Психологические особенности поведения индивида в толпе. Особенности взаимодействия с точки зрения психоанализа

Шпаргалка по социальной психологии Челдышова Надежда Борисовна

85. Особенности поведения индивида в толпе

Попадая в толпу индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть совершенно не свойственны ему как индивиду. Появление этих свойств определяет его поведение в толпе.

Свойства человека толпы:

1) пониженный самоконтроль – снижается способность к произвольной регуляции собственного поведения и возрастает зависимость от толпы, он неосознанно подчиняется внешнему влиянию;

2) потеря индивидуальности и единение человека с толпой – люди в толпе постепенно утрачивают индивидуальные цели и намерения, происходит уравнение их психологических проявлений, их поведение становится похожим друг на друга. Индивиды, составляющие толпу вне зависимости от их образа жизни, занятий, характера и мыслительных способностей превращаясь в толпу образуют коллективную душу, заставляющую их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал, думал и действовал каждый из них в отдельности. Толпа как система, состоящая из отдельных элементов (индивидов), объединенных вместе приобретает те качества, которые не были свойственны ни одному её элементу (индивиду) в отдельности;

3) бездуховность – приобретая коллективную душу, человек как бы теряет свою;

4) инстинктивность – преобладание инстинктивных желаний над волей, чему в немалой степени способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. Наблюдается социальная деградация личности;

5) анонимность – индивидуальность человека теряется в «безликой массе», человек как бы оказывается в толпе безымянным. Анонимность создает ложное ощущение независимости от каких-либо связей, его руки «развязываются»;

6) безответственность – утрата чувства ответственности, являющегося сдерживающим началом для индивида;

7) неспособность удерживать внимание на одном и том же объекте и легкая переключаемость внимания, которая определяется внешними условиями;

8) снижение интеллектуальных качеств личности – толпа как бы уравнивает интеллект всех входящих в неё личностей взятых вне толпы;

9) не критичность мышления – воспринимаемая информация и собственное поведение индивида оцениваются им по заниженным нормам;

10) особенности переработки информации человека толпы заключаются в том, что он легко воспринимает разнообразную информацию, быстро перерабатывает ее и распространяет, приэтом совершенно непроизвольно искажая, трансформируя воспринятую информацию, то есть порождая слухи;

11) бессознательность – в толпе происходит растворение сознательной личности. Человек толпы действует, не осознавая истинных мотивов опасности, жестокости, несправделивости и ужасности своих действий;

12) повышенная внушаемость – человеку толпы свойственна большая доверчивость к необычной информации, заведомо невыполнимым обещаниям, он может следовать невероятным, абсурдным призывам, лозунгам;

13) повышенная активность – обусловлена мобилизацией всех ресурсов индивида, благодаря чему в толпе человек может проявить такие физические качества, которые недоступны ему вне толпы (быстро бежать, поднять что-то тяжелое, высоко прыгнуть и т. д.);

14) чувство всемогущества и неодолимой силы, также способствует тому, что индивид поддаётся скрытым инстинктам;

15) непредсказуемость, нетипичность, необычность поведения;

16) состояние человека в толпе близко к гипнотическому трансу;

17) немотивированность поведения – индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересам толпы;

18) повышенная эмоциональность восприятия всего, что человек видит и слышит вокруг себя. Однако, человек не замечает оттенков, он воспринимает все впечатления в целом и не знает никаких переходов.

Из книги Разнообразие человеческих миров автора Волков Павел Валерьевич

6. Особенности алкоголизации и делинквентного поведения В компаниях органики начинают злостно пьянствовать, нанося мозгу дополнительный удар. Некоторые из них плохо переносят алкоголь, но все равно много пьют. Другие же исходно отличаются высокой переносимостью,

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

2. Особенности психики и поведения в раннем возрасте 1. Общая характеристика развития ребенка от года до трех лет.2. Предметная и игровая деятельность в раннем возрасте.3. Познавательное развитие ребенка раннего возраста. Развитие речи.4. Развитие личности в возрасте от

Из книги Этнопсихология автора Стефаненко Татьяна Гавриловна

4.4. Конформность как регулятор поведения индивида в группе В социальной психологии изучаются не только определяемые культурой регуляторы социотипического поведения, но и регуляторы поведения другого уровня – приспособительные механизмы, используемые прежде всего при

Из книги Как научиться разбираться в людях автора Егидес Аркадий Петрович

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ОСНОВНЫХ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ ПОЗНАКОМИВШИСЬ с различными психотипами, попробуем теперь представить себе, как будут вести себя разные личности в различных обстоятельствах. Зная их основные свойства, уже нетрудно предсказывать их поведение в различных

Из книги Техники скрытого гипноза и влияния на людей автора Фьюсел Боб

Особенности поведения в ситуациях бизнес-общения Деловые визиты Одной из типичных ситуаций делового общения является прием посетителей или клиентов, в данной ситуации вы можете выступать в качестве принимающего или наносящего визит. Самые первые моменты во время

Из книги Лишённые совести [Пугающий мир психопатов] автора Хаэр Роберт Д.

Особенности социального поведения импульсивность; слабый поведенческий контроль; потребность в психическом возбуждении; безответственность; проблемное поведение в детстве; антисоциальное поведение во взрослой

Из книги Психология личности [Культурно-историческое понимание развития человека] автора Асмолов Александр Григорьевич

Глава 7 Органические побуждения индивида и их влияние на способы осуществления поведения личности «Потребности нужды» и «потребности роста»К органическим побуждениям индивида, имеющим видотипичный характер, относятся побуждения голода, жажды, половое побуждение,

Из книги Пол и гендер автора Ильин Евгений Павлович

Раздел четвертый. Гендерные особенности поведения

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

30. Особенности формирования преступного поведения Исследования причин формирования преступного поведения проходят в основном в виде обследований самих преступников, их родителей, детей и других членов семьи, знакомых и соседей, близких друзей, приятелей, сослуживцев,

Из книги Социальная инженерия и социальные хакеры автора Кузнецов Максим Валерьевич

Виды толп и закономерности поведения людей в толпе Для начала повторим определение толпы.… Определение Толпа - это скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей и организации, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим центром

Из книги Искусство добиваться своего автора Степанов Сергей Сергеевич

Психологические особенности поведения человека в толпе Выделяют несколько психологических особенностей, отличающих поведение человека в толпе от его поведения в обычной жизни. Снижение самоконтроля вплоть до полного отсутствия… Примечание Или попросту говоря,

Из книги Язык внешности [Жесты, мимика, черты лица, почерк и одежда] автора Степанов Сергей Сергеевич

Национальные особенности невербального поведения Коварная это вещь – культура общения: присутствие ее незаметно, зато отсутствие замечаешь сразу. С. Муратов Чем больше в культуре прослеживается зависимость общения от ситуации, тем большее внимание в ней уделяется

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Из книги Почему они такие разные? Как понять и сформировать характер вашего ребенка автора Корнеева Елена Николаевна

Особенности поведения Социопат склонен к следующим поступкам (мы употребляем здесь мужской род, потому что речь идет преимущественно о мужчинах): Совершает асоциальные действия, осуждаемые обществом, в котором он живет, например: идет на явно противоправные действия,

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

Динамические особенности поведения, или темперамент В предыдущем разделе уже упоминалась такая природная особенность, как темперамент. Но там речь шла о его связи с другими (конституциональными) особенностями. Теперь же поговорим о его психологической сущности и

Из книги автора

4.5.3. Особенности суицидального поведения у военнослужащих В условиях военной службы около половины суицидальных действий совершается военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в том числе 2/3 – солдатами и сержантами в первые 4 мес. службы. В последнее время

Это его действия по отношению к окружающей среде, к себе. В широком понимании - это та социальная функция, которая указывает на способности индивида к адаптации и контакту с обществом.

В социальной психологии сегодня различают такие виды поведения человека, как конформизм и противоположность ему - нонконформизм. Феномен конформизма можно охарактеризовать, как способность приспосабливаться, изменять под давлением общества свое мнение, поступки. Хорошей иллюстрацией к такому определению может стать сказка Андерсена о короле, подчиненные которого боялись даже предположить, что на самом деле правитель голый.

Противоположной способностью индивида оставаться независимым от чужого мнения является понятие «нонконформизм» - это умение сохранить самостоятельную позицию. Исследования группового влияния на личность и ее ценности стали отдельным предметом для изучения.

В литературе чаще используется понятие «конформное поведение», под термином понимается отношение человека к группе, подверженность ее влиянию. Это может быть сознательная уступчивость мнению большинства во избежание конфликта или полное попадание в зависимость к авторитетам и лидерам социума.

В «удобном» для общества поведении различают два типа. Внешняя конформность, когда индивид искусственно соглашается с мнением большинства, но внутренне сохраняет свои взгляды. И внутренняя конформность - человек настолько подвержен влиянию группы, что без критики принимает любую информацию и даже не пытается думать сам, а целиком полагается на мнение общества.

Очень любопытная особенность была выявлена учеными и зафиксирована экспериментами в тех случаях, когда человек отрицает конформное поведение.Эта так называемая позиция стойкого негативизма, полного неприятия группового давления, которая кажется на первый взгляд независимостью. Но в действительности, как показали исследования, такие случаи не являются полной от социума. А если можно так выразиться, это так называемое конформное поведениенаоборот. То есть, ставя себе цель - ни при каких условиях не подчиняться группе, индивид становится зависим от нее. Потому что, так или иначе, он привязан к общественному мнению, но лишь в обратном направлении.

Подлинной самостоятельностью и независимостью можно назвать не полное отрицание общественного мнения (негативизм), а все-таки трезвую оценку ценностей группы, ее поведения.

Что влияет на внушаемость человека и его конформное поведение, почему он становится ведомым?

Эксперименты показали, что на подверженность влияют, прежде всего, характеристики самого индивида. Самый высокий уровень внушаемости отмечается в подростковом и Затем степень конформизма постепенно снижается, а в период зрелости остается практически на постоянном уровне. Высоко влияние группы на людей, которые по профессии вынуждены контактировать с большим коллективом и приспосабливаться к нему. Самыми конформными личностями можно назвать оркестровых музыкантов, военных, служащих крупных корпораций.

Замечено, что индивиды с высоким статусом могут настойчиво противостоять большинству. Самый внушаемый в социуме - это средний класс, а лица полярной категории способны дольше всех противостоять чужому давлению.

Конформное поведение - скорее, беда нашего общества. В эпоху переизбытка поступающей информации, при невозможности проверить ее, люди часто вынуждены принимать на веру чужие ценности и взгляды. С другой стороны, есть и положительное влияние такого явления, оно помогает обществу быть единым механизмом, способствует сохранению традиций, культуры и

Каждого человека называют индивидом. Данное понятие вмещает в себя не только само слово, определяющее, о ком идет речь, но и некоторую характеристику в виде индивидуальных особенностей и качеств. Каждый развивается в своем направлении по мере жизни. Каждый обладает своим набором социальных и личностных черт. Это все отражается на том поведении, которое присуще конкретно человеку.

Вся психология направлена на изучение индивида. Хоть все люди разные, однако основы закладываются с рождения одинаковые. Вот почему в чем-то люди являются похожими. Однако по их характеру, поведению и образу жизни можно сказать, что все разные.

Все проблемы, рассматриваемые на сайте психологической помощи сайт, посвящены индивидам. Несмотря на все различия между людьми, можно выделить тезисы, на которых каждый человек развивается.

Кто такой индивид?

Понятие «индивид» носит в себе социальное значение, которое говорит об отдельной особи, представителе homo sapiens. Кто такой индивид? Это отдельный человек, который вмещает в себе уникальные генетические особенности, индивидуальные качества, которые он в себе развивает по мере жизни, набор социальных и биологических черт.

Каждый человек индивидуален. Это делает его индивидом. Приспособление к социальным условиям еще больше отличает его от животного мира. С одной стороны, он по биологическим признакам и социальным навыкам похож на других людей, что не делает его уникальным. Его строение тела такое же, как и у других людей. Отличаются лишь формы, размеры, цвета и пр. Он нарабатывает такие же навыки, которые есть у других людей, что позволяет ему стать социальной личностью.

С другой стороны, человек генетически склонен к развитию индивидуальных качеств и черт. Его набор уникален, не похожий на остальных. Это делает его отдельной особью, которая выделяется на фоне толпы.

Как понятие, индивид означает отдельную особь, которая обладает определенными биологическими особенностями, считается целостной и единой структурой, а также принадлежит конкретному виду живых существ. Животных не называют индивидами. Только человек получает звание индивида по тому, каким он родился.

Все люди рождаются индивидами. Однако по мере воспитания и развития каждый индивид становится личностью. Именно она обладает своим уникальным набором качеств, умений и навыков, которые отображаются в поведении и повадках.

Понятие индивид подразумевает, что человек является полноценной и отдельной особью от остальных. У него есть все инструменты для самостоятельного развития и жизни. Он отделен от людей.

Индивид – это единица человеческого рода, которая:

  • Обладает психофизиологическими чертами.
  • Активна.
  • Устойчива относительно окружения.
  • Целостна в структуре организма.
  • Носит социальные характеристики.

В психологии рассматриваемое понятие используется широко. Оно обозначает не только отдельного человека, но и его качества характера, которые определяют его как личность.

Кто такой социальный индивид?

Если человек рождается индивидом, тогда он сразу же приобретает статус социальной личности. Кто такой социальный индивид? Это человек, который с самого рождения нуждается в контакте с другими индивидами для собственного выживания и развития.

В отличие от животных детенышей, человеческий ребенок не может о себе позаботиться с рождения. Он с первых дней нуждается в уходе и заботе о себе. Причем наработка навыков и необходимых социальных качеств осуществляется длительное время. Если на обучение детенышей животных уходит от нескольких месяцев до года, то на становление индивида как самостоятельной и независимой личности тратится от 18 до 25 лет.

Индивид нуждается в социуме, которое будет о нем заботиться и в котором он сможет становиться личностью. Само общество также нуждается в индивиде, поскольку без него оно просто не сможет существовать.

Человек рождается индивидом. Личностью он становится по мере воспитания и роста. Вначале человек мимикой и жестами говорит о своих желаниях и потребностях. Однако в процессе обучения речи, которое является главным критерием социализации, на первый план выходят вербальные знаки. Человек продолжает пользоваться невербальными жестами и мимикой для дополнения своей вербальной речи и полноты проявления своих чувств.

Чем раньше начнется процесс социализации, то есть приспособления к законам, правилам и жизни всего социума, тем быстрее произойдет развитие личности и ее адаптация. Происходит научение ребенка следующими способами:

  • Закрепление. Путем наказания или поощрения родители показывают ребенку, какое его поведение считается хорошим, а какое – плохим.
  • Выработка условных рефлексов. Каждый человек подвергается «дрессировке», когда за его поведение он получает поощрение (условный рефлекс закрепляется) или наказание. Так формируются привычки.
  • Наблюдение и повторение. Другими словами, ребенок наблюдает за поведением взрослых и копирует, перенимает, подражает им. Здесь часто используются различные ролевые игры, где ребенок репетирует, закрепляет либо изменяет то поведение, которое он наблюдал за взрослыми. Таким образом закрепляются полезные и эффективные, по мнению ребенка, навыки.

Каждый индивид с самого рождения пребывает в определенных средах, которые также влияют на формирование его личности:

  1. Первым институтом становится семья. Здесь ребенок получает защиту, любовь, поддержку. Также удовлетворяются его жизненные потребности. Помимо этого, именно семья дает первые навыки социализации: как нужно общаться, себя вести? Здесь ребенок приписывает себя к определенному полу, изучает половые роли. Семья формирует стереотипы, комплексы, страхи, ценности и пр.
  2. Вторым институтом становится детский садик или школа. Именно здесь к индивиду относятся как к одному из. Здесь нет лучших и худших. Оценивается индивид по его способностям и навыкам. Он сталкивается с неудачами и успехами. Именно школа формирует самооценку у ребенка.
  3. Третьим институтом становятся сверстники. В подростковый период они вытесняют семью и школу. Если в семье и школе все построено на иерархии, то среди сверстников общение происходит на равных. Здесь репетируются и закрепляются социальные навыки. Ребенок начинает приспосабливаться к социуму. Он начинает решать конфликтные ситуации, познает о своих достоинствах и недостатках. Среди сверстников ребенок может менять свои ценности и взгляды на жизнь. Он становится членом общества, где выделяется своими уникальными качествами.
  4. СМИ являются последним институтом. Он также влияет на каждого индивида своими взглядами и ценностями, которые тот может перенимать либо нет.

По мере становления личности институты могут противоречить своими ценностями, взглядами, способами решения ситуации. Ребенок становится перед необходимостью отказываться от чего-то одного ради сохранения другого. При появлении противоречий он начинает переосмысливать свои взгляды и ценности, формируя свой набор.

Реакция человека на изменения во внешней среде или внутри его организма является поведением индивида. Оно может быть осознанным и неосознанным. Всегда развивается и проявляется вовне (во внешнюю среду). Оно включает активные действия физическим телом и речевую регуляцию. Оно обязательно является целенаправленным, то есть в голове человека сначала идет ответ на вопрос «чего я хочу?», а затем выбор действия «как мне этого достичь?».

В основе всех поступков лежат:

  1. Цели. Человек всегда стремится удовлетворить свои потребности, особенно если они длительное время не были реализованными.
  2. Мотивы. Нет поведения, которое бы ни было мотивированным. Человек может просто иногда этого не осознавать.

Отдельно рассматривается театральное поведение, которое осуществляется в процессе общения между людьми в виртуальном мире. С появлением сети Интернет, оно начало занимать лидирующие позиции. Под театральностью поведения понимается иллюзия естественных поступков.

Характеристиками поведения индивида являются:

  • Самоконтроль (произвольность).
  • Темп или динамичность.
  • Эмоциональная выразительность.
  • Гибкость (изменение поведения в зависимости от обстоятельств окружающей среды).
  • Уровень активности.
  • Осознанность (понимание человеком своих поступков).

Что такое индивидуальность?

Если под индивидом понимается принадлежность особи к человеческому роду, а под личностью – наличие социальных навыков, социализация и приспособление к обществу, то что подразумевается под индивидуальностью? Данное понятие указывает на набор уникальных качеств и умений у отдельной особи. Здесь перечисляются как психические черты, так и физиологические особенности. Хотя нередко речь идет о духовном развитии человека.

Нетождественными понятиями являются индивид и личность. Однако именно индивидуальность может стать частью личности, ее формирования. Личность определяется тем, какими качествами она выделяется по мере своего действования, функционирования, что видно окружающим людям, которые могут это оценить. Индивидуальность скорее говорит о качествах характера, духовных проявлениях.

Личность является социальным продуктом, в то время как индивид — биологическим, а индивидуальность – формированием качеств и умений. Личность развивается под влиянием социального давления, правил и законов, которые каждый человек должен усвоить и применять.

Группой является отдельная ячейка, которая вмещает в себя несколько индивидов. Все они являются индивидуальными, однако они собираются в группу ради общей цели или под влиянием общих интересов. Она обладает некоторыми социальными характеристиками, которым должны подчиняться все члены.

  1. Человек может выступать от имени группы, что в некоторой степени избавляет его от ответственности.
  2. Человек может взаимодействовать с другими людьми внутри группы, корректировать свое поведение, получать поддержку.
  3. Человек занимает определенный статус. Часто в группе формируется иерархия, где каждый выполняет определенную, четкую роль.

С одной стороны, человек своими действиями помогает группе, решает ее вопросы, развивает и сохраняет. С другой стороны, группа регулирует поведение человека, заставляет развивать определенные черты и навыки, влияет на него. Соответственно, человек должен осознанно подходить к выбору группы, поскольку она может поспособствовать его развитию или послужить поводом для деградации.

Развитие индивида

Индивид развивается биологически, психологически и личностно:

  1. Биологическое развитие предполагает рост организма человека.
  2. Психологическое развитие предполагает развитие качеств и индивидуальных особенностей психики.
  3. Личностное развитие происходит по мере воспитания и социализации.

Человек с каждым годом меняется и трансформируется. Здесь он физиологически крепнет и растет. Его психика начинает получать новые знания, формировать связи для образования умений. Также формируется личность, которая отрабатывает социальные умения.

Человек постоянно в процессе своего развития подвергается различному влиянию, которое бывает:

  • Внешним – это родители, воспитатели, СМИ, социум.
  • Внутренним – это волнения, влечения, чувства, склонности.

Итог

Индивид в прямом смысле слова означает «человек разумный». С самого рождения особь определяют к человеческому роду, которое будет подвергаться воспитанию, влиянию со стороны. Человек должен социализироваться, чтобы общество его принимало и позволяло жить так, как это приемлемо. Итогом станут все те манипуляции, которые будут направлены на человека в течение всей его жизни.

Поведение индивидов в организации определяется теми правилами и ограничениями, которые действуют в ней для достижения поставленных целей.

Достаточно условно можно привести формулу (1) поведения:

П = f (I, E),

где: П – поведение, функция природных свойств личности, обусловленная внешним окружением в результате социализации; I – особенности индивида, его природные свойства и характеристики; E- среда, окружающая индивида; это те организации, где происходит процесс его социализации.

Поведение имеет свои особенности: причинность, целенаправленность, мотивированность.

Поведение имеет причины, т. е. любое поведение определяется теми событиями, которые ему предшествовали и вызвали конкретную форму проявления. Поведение целенаправлено – любое поведение определяется целью, для достижения которой индивид совершает определенного вида действия. Поведение мотивировано – в любом поведении присутствует мотив, определяющий именно данную форму его проявления. Кроме того, характеристики поведения, которые можно наблюдать, измеримы – возможно измерить отдельные составляющие поведения, например, насколько быстро мы говорим, выполняем определенного вида работу.

С появлением Интернета возникло и такое новое понятие, как виртуальное поведение (ВП). ВП может быть представлено как сложный тип поведения, соединяющий в себе признаки естественного и театрального поведения . В театральном поведении создается основа иллюзии естественного поведения. В ВП используется возможность театрального поведения для достижения цели естественного поведения через создание иллюзии. Таким образом, ВП – проекция из виртуальной реальности на реальность, что определяет его двойственную природу. Внутренний слой ВП – естественное поведение, которое скрыто, а внешний слой – театральное поведение, которое в качестве такового также скрыто, являясь иллюзией естественного поведения, необходимой для достижения цели скрытого естественного поведения. Иными словами, ВП – поведение в виртуальной реальности.

ВП расположено на пересечении естественного и театрального поведения и существует благодаря возможности ошибки принять театральное поведение за естественное.

В ВП и естественном поведении есть внешняя цель, соединяющая поведение с реальностью, что отличает их от театрального поведения.

ВП является особым видом коммуникации и всегда рассчитано на зрителя. Именно этому зрителю (контрагенту) и предназначена иллюзия. Контрагент может быть как отдельной личностью, так и различного вида сообществом. Встреча контрагентов между собой реализуется при помощи каналов трансляции виртуального поведения.



Условиями существования ВП является представление контрагента о существовании «подлинного» поведения.

ВП может быть рассмотрено и как способ управления реальным поведением. Цель ВП – добиться от контрагента определенного естественного поведения, достижения реальной цели.

ВП основывается на определенной информации о правилах естественного поведения контрагента и о его типичных реакциях на поведение других людей.

Особенности ВП:

Иллюзия естественного поведения для достижения реальной цели;

ВП существует в зазоре между подлинным и неподлинным;

Закон ВП – закон иллюзий;

ВП – способ управления реальным поведением;

Природа ВП имеет двойственный характер.

Еще более сложным выступает понятие «виртуальное поведение в виртуальной организации»: происходит объединение особенностей поведения с ограничениями, которые налагает такая организация на поведение личности, группы.

Поведение – это действия кого-либо или чего-либо. Термин «поведение» может относиться как к конкретному индивиду, так и к организации в целом. И в данном случае также речь может идти об «индивидуальном поведении организации». Понятие «поведение» включает в себя любую деятельность. И зависит поведение от целого ряда факторов.

В частности, оно зависит от особенностей индивида и от особенностей внешней среды, с которой индивид контактирует. Термин «индивидуальное поведение» подразумевает наличие определенных различий, которыми обладает каждый конкретный человек. В частности, такими различиями являются образовательный уровень, способности, умения, черты характера и многое другое.

Соответственно, при изучении индивидуального поведения возникает вопрос: возможно ли изменить его, воздействовав при этом на конкретного человека как обладателя определенных особенностей? Разумеется, определенная корректировка возможна. Но в то же время становится ясно, что такая задача может оказаться непосильной без внимания к индивидуальным психологическим характеристикам определенного индивида.

В понятие «индивидуальное поведение» включаются такие важнейшие характеристики, как уровень образования и способность к дальнейшему обучению.

Поведение каждого индивида в целом влияет на групповое поведение, которое, в свою очередь, приводит к определенным результатам. Успешными результатами будут являться повышение производительности и качества труда. Наоборот, нежелательными становятся снижение качества и производительности труда. Индивидуальное поведение человека – это очень сложное явление, состоящее из различных компонентов.

При изучении индивидуального поведения основное внимание уделяется трем основным характеристикам, т. е. восприятию, жизненной позиции личности, особенностям индивида.

Именно эти характеристики влияют на мотивацию индивида, на групповое поведение.

Управление может быть максимально эффективным только в том случае, если будут признаваться личностные особенности каждого конкретного индивида. Понятие «индивидуальные различия» тесно связано с индивидуальным поведением.

Именно индивидуальные различия в целом влияют на результативность работы. Если исходить из того, что каждый человек неповторим и уникален, то становится ясно, что поведение каждого человека также уникально. Но, тем не менее, можно сформулировать основные процессы, которые влияют на поведение людей. Ведущие исследователи, занимающиеся теорией поведения, выделяют несколько основных положений:

1. Поведение имеет определенные мотивы, которые действуют на него.

2. Поведение направлено на какую-либо цель.

3. Явные характеристики поведения поддаются измерению.

4. Неявные, скрытые характеристики поведения также влияют на конечную цель действия.

5. На поведение действуют определенные мотивации.

Оптимальным результатом поведения конкретного индивида является работа, выполненная на высоком уровне. В противном случае менеджеру необходимо задуматься над вопросами, напрямую касающимися индивидуального поведения сотрудника. К таким вопросам можно отнести несколько основных:

1. Имеет ли человек достаточно высокую подготовку для успешного выполнения работы?

2. Обладает ли сотрудник требуемыми ресурсами, которые ему нужны в процессе работы?

3. Является ли для сотрудника очевидной необходимость выполнения работы?

4. Реагируют ли окружающие на возникновение проблем в результате работы сотрудника?

Что конкретно может сделать менеджер для изменения ситуации в работе сотрудника?

Внимание к подобным вопросам обусловлено необходимостью обеспечить высокий уровень выполняемой работы. Когда менеджер сможет дать исчерпывающие ответы на вопросы, то решить проблему становится намного быстрее и проще.

Говоря об индивидуальном поведении, нельзя не рассмотреть подробно индивидуальные переменные, которые прямым образом влияют на индивидуальные различия в поведении людей. В частности, для высокой результативности в работе человеку недостаточно одной лишь мотивации. Основное значение в индивидуальном поведении, которое в данном случае рассматривается в связи с профессиональной деятельностью, приобретают способности и умения конкретного индивида.

Способность – это врожденное или приобретенное свойство, которое позволяет индивиду выполнять определенные действия. Умения и навыки – это уровень профессиональной подготовки, соответствующей какой-либо конкретной работе.

В каждом конкретном случае менеджеру важно проявить заинтересованность в высокой результативности работы того или иного сотрудника. Процесс внимательного изучения качества выполнения обязанностей определенными сотрудниками называется анализом работы. В понятие «анализ работы» включается исследование индивидуального поведения специалистов, а также уровня их образования, квалификации, которые непосредственно влияют на процесс труда. Анализ тесно связан с различиями в индивидуальном поведении штатных работников, потому что именно внимание к личностным особенностям разных людей помогает сделать наиболее точные выводы.

На индивидуальное поведение, а значит, и на результативность влияют самые разные личностные характеристики человека, в том числе и те, которые принято называть «демографическими». К таким характеристикам относятся пол, расу, национальность.

Кроме того, на индивидуальное поведение человека самым значительным образом влияют индивидуальные психологические переменные, под которыми подразумеваются восприятие, личностная позиция.

Восприятие – это процесс, влияющий на усвоение индивидом информации из окружающей среды. Разные люди могут воспринимать одинаковые явления по-разному, это связано с особенностями конкретного индивида.

Позиция того или иного служащего зависит от множества разных факторов. Например, от его убеждений, мировосприятия его семьи и круга знакомых, социального статуса, образа жизни. Прямым образом она зависит и от культурной ситуации, в которой воспитывался индивид. Изменение позиции влияет на индивидуальное поведение человека.