Болезни Военный билет Призыв

Психологическая помощь в виде психологической консультации оказывается. Что такое психологическое консультирование — этапы, виды и техники направления. Основные направления деятельности психологической службы

Одна из важнейших проблем, которая решается в школе, это проблема социально-психологической адаптации подростков к школе и к современной жизни в целом. Существует 4 системы условий , реализация которых приводит к успешным результатам в этой области, в том числе:

1. Принятие себя: все без исключения дети, даже благополучные, нуждаются в психологической поддержке – специальной работе по принятию себя.
2. Навыки достойного поведения: детей, так же как и взрослых, нужно учить таким навыкам взаимодействия с окружающими людьми, которые характерны для партнерского поведения.

Один из основных навыков такого поведения – поддержка.

Поддержка – это психотехнический прием, являющийся основным мотивирующим фактором учения, т.е. этот навык помогает нам решить еще одну злободневную проблему – проблему школьной мотивации.

Подростки, стремясь к независимости, проявляемой в первую очередь во внешних формах поведения, сохраняют на глубинном уровне необходимость психологической поддержки , а ее отсутствие является фактором, повышающим личностную тревожность.

Таким образом, освоение навыка оказания и принятия психологической поддержки , является важным фактором в решении многих значимых для подростка проблем.

Я привожу сценарий занятий по данной теме, которые с интересом посещают учащиеся 9-11 классов. Программа рассчитана на 6-8 занятий. Здесь я привожу сценарий первых трех занятий, остальные встречи проводятся как психодраматические, число встреч определяется количеством участников группы, желающих быть протагонистами.

Тема: “Психологическая поддержка”

Цели занятий:

1. Познакомить с понятиями “знак внимания”, “комплимент”, “похвала”, “поддержка”.
2. Познакомить с видами психологической поддержки.
3. Освоить навык психологической поддержки в различных ситуациях с помощью различных психотехнических приемов.
4. Дать участникам группы возможность пережить опыт принятия знаков внимания.
5. Дать участникам группы возможность почувствовать эффект поддерживающего отношения со стороны партнера, указывающего на то хорошее, что есть в нем самом, и что именно эта его внутренняя сила и может стать источником его самоуважения и личностного роста.
6. Помочь участникам группы понять, что любую затруднительную ситуацию можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны, и испытать на себе такой способ реагирования, при котором самоуважение не снижается.
7. Повысить уровень доверия членов группы друг к другу.

Занятие № 1

В практической психологической работе часто встречаются с тем, что многие подростки жалуются на то, что окружающие их люди, в том числе близкие и друзья, не высказывают в их адрес достаточного одобрения, любви и внимания. Давайте посмотрим, насколько удовлетворяется ваша потребность в знаках внимания.

Упражнение № 1: Напишите на листе бумаги все области вашей жизни, которые для вас значимы, и оцените каждый из перечисленных пунктов знаком “+”, “–“ или “0” по пятибалльной шкале.

“+” поставьте против тех пунктов, где, на ваш взгляд вы, получаете достаточно знаков внимания;
“–“ поставьте там, где, на ваш взгляд, вас недооценивают;
“0” поставьте против тех пунктов, где вы вообще не получаете или почти не получаете знаков внимания.

Посмотрите на список и определите свой баланс знаков внимания.

Что вы имеете в виду, когда говорите о знаках внимания со стороны окружающих?

Давайте введем понятие “знак внимания” и входящие в него понятия “комплимент” , “похвала”, “поддержка”.

“Знак внимания” – высказывание или действие, обращенное к человеку и призванное улучшить его самочувствие и вызвать радость.

“Комплимент” – знак внимания, выраженный в вербальной форме без учета ситуации, в которой человек находится в данный момент.

“Похвала” – оценочное суждение, в котором человека сравнивают с другими, причем это сравнение в его пользу.

Обратимся к толковому словарю: “Поддержать – придержать, не дать упасть”.

“Поддержка” – знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда он объективно неуспешен, сделанный в форме прямого речевого высказывания и касающейся той области, в которой у него в данный момент затруднения. Поддержка исключает сравнение с кем-либо, кроме себя самого.

Упражнение №2: “Комплименты”.

Все участники группы образуют два круга (внутренний и внешний), стоя лицом друг к другу. Стоящие лицом друг к другу образуют пару. Первый член пары оказывает искренний знак внимания партнеру, стоящему напротив, т.е. говорит ему что-либо приятное. Тот отвечает: “Да, конечно, но, кроме того, я еще и …” (называет то, что он в себе ценит, и считает, что заслуживает за это знаков внимания). Затем партнеры меняются ролями, после чего делают шаг влево и таким образом образуют новую пару. Все повторяется до тех пор, пока не будет сделан полный круг. После этого члены группы обмениваются переживаниями.

Упражнение №3: “Похвала”

Все участники группы образуют два круга (внутренний и внешний), стоя лицом друг к другу. Участники, стоящие лицом друг к другу, образуют пару. Первый член пары оказывает искренний знак внимания партнеру, стоящему напротив, т.е. хвалит его за что-либо. Тот отвечает: “Да, я знаю, а еще я лучше, чем другие …” (называет то, что он в себе ценит, и считает, что заслуживает за это знаков внимания). Затем партнеры меняются ролями, после чего делают шаг влево и таким образом образуют новую пару. Все повторяется до тех пор, пока не будет сделан полный круг. После этого члены группы обмениваются переживаниями.

Упражнение № 4: “Сильные стороны”

Участники делятся на пары. Первый член пары в течение минуты или двух рассказывает партнеру о своем затруднении или проблеме. Второй, выслушав, должен проанализировать описанную ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнера и подробно рассказать о них. Потом партнеры меняются ролями. После этого члены группы обмениваются переживаниями.

Упражнение № 5: “Все равно ты молодец, потому что…”

Упражнение выполняется в парах (это – другие пары по сравнению с предыдущим упражнением). Первый участник пары начинает рассказ со слов: “Меня не любят за то, что…”. Второй, выслушав, должен отреагировать, начиная словами: “Все равно ты молодец, потому что…”. Затем участники меняются ролями. После этого члены группы обмениваются переживаниями.

Упражнение № 6: “Поддержка”

Участник группы рассказывает сидящему слева от него о своей проблеме или затруднении, можно о том же, что и в предыдущем упражнении. Его партнер говорит что-то, что считает нужным, чтобы оказать поддержку говорящему, далее все повторяется до тех пор, пока все участники группы не побывают в роли оказывающего поддержку и принимающего ее. После этого члены группы обмениваются переживаниями.

Шеринг.

Занятие № 2

Упражнение № 1: “Свечка”

Все участники группа становятся в круг. Один из участников становится в центр круга и, закрыв глаза, падает на руки партнеров, а те подхватывают его и передают от одного к другому. Упражнение выполняется молча. Желательно, чтобы в центре круга побывали все участники группы. После этого члены группы обмениваются переживаниями.

Упражнение № 2: “Ладошка”

Положите на лист бумаги ладонь и обведите ее. На каждом пальчике напишите, пожалуйста, по одной положительной черте характера, присущей вам. Подпишите листочек и передайте по кругу. Получив листочек участника группы, на ладони напишите одну положительную черту, которая, на ваш взгляд, наиболее характерна для этого человека. Листочек, обойдя круг, возвращается к хозяину. После этого члены группы обмениваются переживаниями.

Тема нашей встречи: “Виды поддержки ”. Давайте обсудим, какие, на ваш взгляд, существуют виды поддержки.

В результате обсуждения составляется следующая таблица.

Виды поддержки

Вид поддержки

Псих. механизм

Возможные ошибки

Признание объективной сложности ситуаций.

– Да, это сложно.

– Как мне тебя жалко.

Снятие ответственности.

Драматизация ситуации

Уверенность в положительном исходе.

– Это пройдет.

– Это надо пережить.

“Свет в конце тоннеля”.

Снижение значимости проблемы; поспешные обобщения.

Присоединение.

– Я тебя хорошо понимаю.

– Я тоже через это прошел.

Защищенность; уменьшение чувства вины.

“Перетягивание одеяла на себя”.

Признание сильных сторон личности.

– Я вижу в тебе…

– Я знаю тебя…

– Ты сможешь, так как…

Повышение уверенности, самооценки. Расширение взгляда на собственную личность.

Лесть; комплимент (разговор о незначимых для данной ситуации качествах).

Безусловное принятие (любовь).

– Несмотря ни на что…

– Я все равно тебя люблю, ценю…

Защита. Признание своей ценности.

Неискренность.

– Может быть, могу помочь?

– Может быть, для тебя что-то сделать?

Лишение инициативы

(– Отойди, я все сделаю сам).

Указание на сильные стороны ситуации.

– Зато ты теперь…

Признание роста, расширение взглядов.

Снижение значимости ситуации.

Упражнение №3: “Виды поддержки”

Изобразите графически по десятибалльной шкале (вертикальная ось), какие виды поддержки (горизонтальная ось) более значимы для вас? Какие вы чаще оказываете другим? После этого члены группы обмениваются переживаниями.

Шеринг.

Занятие 3

Упражнение №1: “Визуализация”

Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте одну из своих проблем в виде горы. Какие ваши сильные стороны помогут решить эту проблему? Представьте себе, что эти качества – это уступы в вашей горе. Поднимайтесь к вершине, опираясь на уступы. И вот вы на вершине. Вы – победитель. Побудьте в этом состоянии, насладитесь этим чувством. Откройте глаза. После этого члены группы обмениваются переживаниями.

Упражнение №2: “Трон”

В круг ставится стул-трон (желательно его оформить соответствующим образом). Каждый участник группы по очереди садится на трон, а остальные члены группы подходят к нему по одному кладут правую руку на плечо и “восхваляют” сидящего. После этого члены группы обмениваются переживаниями.

Упражнение №3: “Волшебники”

При вашем рождении не присутствовали “Волшебники”, сейчас мы это исправим. Приглашается один из участников группы – “новорожденный”. Он выбирает еще шестерых человек, которым он доверяет. “Новорожденный” садится на стул в центре круга, психолог сидит сзади, “Волшебники” – вокруг.

– Психолог: “Мы, “Волшебники”, дали тебе…(называет реальные положительные качества подростка).

– Психолог: “Мы дали тебе качества, которые, может быть, уже проявились, а может быть, еще проявятся в твоей жизни: мудрость, терпение, выносливость…"

– “Волшебники” произносят свои слова и поглаживают “новорожденного”.

– Психолог: “(имя), если у тебя есть конкретное желание и ты делаешь конкретные шаги для его исполнения, то оно обязательно исполнится. Главное - этого очень, очень хотеть. Побудь в этом состоянии. Насладись этим состоянием. Когда сможешь, открой глаза”.

Примечания

1. Слова “Волшебников”

– 1-й “Волшебник” (для девочек): “Как хорошо, что у нас родилась такая красивая девочка”.
(для мальчиков): “ Как хорошо, что у нас родился такой смелый и умный мальчик”.
– 2-й “Волшебник”: “Мы ждали именно тебя”.
– 3-й “Волшебник”: “Мы будем принимать тебя таким (ой), какой ты есть. Если даже ты совершишь ошибку, мы поймем тебя”.
– 4-й “Волшебник”: “Пусть тебе сопутствует удача”.
– 5-й “Волшебник”: “Бог улыбнулся, когда ты появился (лась) на свет”.
– 6-й “Волшебник”: “Когда ты окажешься в трудной ситуации, вспомни о нас, “Волшебниках”, о наших напутствиях”.

2. “Новорожденный” во время упражнения делает якорь.

3. Обязательно спрашиваем у “новорожденного”, до каких мест можно дотрагиваться. Движения “Волшебников” должны быть уверенными, носить поддерживающий характер.

4. “Волшебники” говорят в форме пожелания, нельзя говорить – придавливать.

Упражнение №4.

Все участники группы образуют два круга (внутренний и внешний), стоя лицом друг к другу. Стоящие лицом друг к другу, ладони к ладоням, образуют пару и начинают борьбу. Первый член пары произносит слова: “Ты не сможешь!”, обращенные к партнеру, стоящему напротив, тот отвечает: “Я смогу!” Затем партнеры меняются ролями, после чего делают шаг влево и таким образом образуют новую пару. Все повторяется до тех пор, пока не будет сделан полный круг. После этого члены группы обмениваются переживаниями.

Упражнение № 4: “Дракон”

Обозначьте три проблемы, связанные с тем, что вы не можете что-либо сделать.

Я не могу…..
Я не могу….
Я не могу…

В круг приглашается один из участников группы. Он выбирает еще одного члена группы, которому он доверяет. Этот подросток будет играть роль Поддержки. В круг приглашается еще три участника группы на роль Дракона. Проводится черта. Головы дракона первоначально располагаются на расстоянии 2–3 метров от черты, затем одновременно ползут к черте, произнося каждый свое “не могу”. Дойдя до черты, головы встают и нападают на первого участника группы. По другую сторону от черты находится первый участник группы, за его спиной стоит Поддержка и всячески помогает в борьбе с Драконом: не дает отступить; произносит следующие фразы: “Борись с Драконом!”, “Ты смелый (ая), ты…” (называет качества, необходимые для решения указанных проблем).

В круг приглашается каждый участник группы. После этого члены группы обмениваются переживаниями.

В иерархии видов деятельности практического психолога консультативная деятельность имеет свою специфику. Она заключается в том, что психолог встречается с клиентом на сравнительно непродолжительное время, которое включает в себя все виды деятельности практического психолога. Это прежде всего профилактическая деятельность, включающая просветительную и превентивную. Здесь и диагностическая деятельность, в ходе которой на основе представленных кли­ентом данных и результатов экспресс-диагностики опреде­ляется характер проблем, с которыми пришел клиент. Тут и коррекционная деятельность, представленная в виде разнооб­разных советов, рекомендаций и даже прямых психотерапевтических воздействий, оказываемых психологом на клиента. Наконец, это и развивающая деятельность, ориентирующая клиента на жизненную перспективу и открывающиеся возможности.

Иными словами, в консультативной деятельности практического психолога в миниатюре представлены все виды деятельности: "в миниатюре" - потому что время консультации ограничено, и потому что ограничены возможности всех видов деятельности. Консультирование можно определить как ориентационный вид деятель­ности, с которого начинается работа с клиентом.

В зависимости от того, какая сторона деятельности представлена в консультации наибольшим образом, различают следующие виды консультирования:

а) профилактическое консультирование, которое может носить или просветительный характер (ответы на вопросы), или превентивный характер (тематические беседы);

б) диагностическое консультирование, в котором опреде­ляются возможные варианты диагноза;

в) коррекционное консультирование, в котором опреде­ляются возможные варианты коррекции нарушений;

г) психотерапевтическое консультирование, связанное с более глубоким вмешательством в психику клиента, чем кор­рекционное;

д) развивающее консультирование, связанное с определе­нием путей развития личности клиента;

е) комплексное консультирование, сочетающее в себе все виды консультирования.

В зависимости от возрастного статуса консультируемого контингента можно выделить;

а) младенческое консультирование,

б) консультирование детей раннего возраста,

в) дошкольное консультирование,

г) консультирование младших школьников,

д) подростковое консультирование,

е) юношеское консультирование,

ж) взрослое консультирование,

з) геронтологическое консультирование.

Разумеется, некоторые возрастные виды консультирования интегрируются, однако трудно представить, чтобы практический психолог в одном лице был специалистом по всем возрастам.

В зависимости от тематической направленности можно выделить следующие виды консультирования:

а) семейное консультирование,

б) сексуальное консультирование,

в) консультирование по учебным вопросам,

г) профориентационное консультирование,

д) консультирование по разрешению конфликтов, и т.д.

В зависимости от числа консультируемых лиц консультации делятся на:

а) индивидуальные,

б) групповые.

Индивидуальные консультации занимают больше времени и дают больший эффект, чем групповые. Последние, в свою очередь, позволяют охватить достаточно большое число лиц и тем самым сэкономить время, силы и добиться в массовом отношении большего эффекта.

Техника психологического консультирования представляет собой специально организованную психологом системную процедуру, включающую комплекс приемов, предписаний, действий, осуществляемых им в отношении клиента в рамках консультативного процесса. Техника преследует определенную цель и направлена на решение одной или нескольких консультативных задач.

Большинство техник также могут быть использованы в диагностических целях для получения информации о клиенте и способах его психологического функционирования. Выбор и использование той или иной техники при работе с клиентом определяется следующими факторами:

    особенности проблемной ситуации, обратившегося за психологической помощью;

    особенности ситуации психологического консультирования (пространственно-временной континуум процесса консультирования; композиция команды специалистов и др.)

    уместность использования техники на данном этапе работы с клиентом;

    предпочтения педагога-психолога, основанные на его личностных особенностях (данный технический прием должен органично сочетаться с индивидуальным стилем деятельности педагога-психолога).

Техники обслуживают сам процесс консультирования: поддержание контакта с клиентом, достижение взаимопонимания и т.п.

В таблице 2 представлена процессуально-техническая модель, отражающая целесообразность применение общих техник на определенных этапах консультативного процесса:

Таблица 2.2 – Процессуально-техническая модель психологического консультирования

Этап консультирования

Техники и технические приемы, используемые в консультирования

1.Установление консультативного контакта

Техники установления контакта.

Технические приемы ведения беседы

2.Мультимодальное определение проблемы

3. Желаемые изменения

Технические приемы ведения беседы (техники рефлексивного слушания: постановка вопросов, выяснение, перефразирование, уточнение, отражение и выяснение чувств, обобщение и др.)

4.Альтернативные пути решения проблемы.

Технические приемы ведения беседы (техники рефлексивного слушания: постановка вопросов, выяснение, перефразирование, уточнение, отражение и др.). Техники воздействия (самораскрытие, конфронтация, директивы)

5. Поиск ресурсов

Технические приемы ведения беседы (техники рефлексивного слушания: постановка вопросов, выяснение, перефразирование, уточнение, отражение и др.).

6. Экологическая проверка

Технические приемы ведения беседы (обобщение, резюмирование и др.)

Этапы процесса психологического консультирования являются взаимосвязанными и взаимозаменяемыми модулями (за исключением первого и последнего этапов). Кроме того, этапы не являются строго фиксированными. Педагогу-психологу приходится неоднократно в ходе работы отслеживать изменения, происходящие с клиентом, корректируя свою работу и определяя направление дальнейших интервенций.

Основные инструменты педагога-психолога, независимо от принадлежности к той или иной психологической школе – это навыки наблюдения за клиентом, проявления внимания и интереса, техники слушания и воздействия. Этими инструментами служат вербальные и невербальные формы коммуникации (А. Айви с соавт, Ю.Е. Алешина, Р. Кочюнас и др.). Далее представлен краткий обзор общих техник (микротехник) и технических приемов консультирования, используемых в работе педагога-психолога.

Селективное внимание – понятие, означающее, что педагог-психолог избирательно обращает внимание или выборочно игнорирует некоторые высказывания клиента. В идеале педагог-психолог должен следить за всеми проявлениями клиента, в том числе телесными. Обычно он активно использует и вербальные, и невербальные средства общения. Слова используются психологом в большей мере для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для выражения поддержки, демонстрации внимания, интереса, сопереживания.

Таким образом, можно получить важную информацию о клиенте путем соотнесения того, что он рассказывает о себе и о проблемной ситуации, с выражением его лица, жестами, характером позы, размещением в пространстве.

С самого начала консультирования важно помнить о том, что клиент обратился за помощью, и на первом этапе работы важно установление контакта, а не демонстрация технических приемов.

Способы, помогающие выявить новые факты, понять поведение, мысли и чувства клиента, относятся к навыкам слушания.

Построение контакта с клиентом при помощи вопросов. Вопросы, которые педагог-психолог задает клиенту, нацелены на решение ряда задач:

    поддержка контакта с клиентом;

    получение информации;

    выявление чувств;

    проверка либо уточнение гипотез.

Навык формулирования вопросов занимает одно из главных мест среди профессионально важных навыков педагога-психолога. Вопросы являются важнейшим элементом беседы и основным средством получения информации от клиента.

Педагог-психолог в ходе консультации задает клиенту различные вопросы, направленные на достижение определенных целей.

Таблица 2.3 – Целевое назначение вопросов

Цель вопроса

Вид вопроса

Получение информации

Анализ ситуации и причин ее возникновения; конкретизация; выявление представлений клиента о причинах возникших дисфункций

Когда это случилось?

Как Вы думаете, почему это происходит?

Что, на ваш взгляд, привело к…?

Стимулирование клиента на более подробный рассказ

Побуждение клиентов иллюстрировать свой рассказ примерами

Вы можете рассказать о какой-нибудь конкретной ситуации?

Проверка терапевтических гипотез

Выявление закономерностей в функционировании клиента

Правильно ли я поняла, что каждый раз, когда вы входите в учебную аудиторию, уровень вашей тревоги возрастает?

Выявление чувств клиента

Получение информации о характере эмоциональных переживаний клиента

Что вы чувствовали в этот момент?

Вы расстраиваетесь, когда получили низкую оценку?

Выявление ресурсов

Выявление сильных сторон клиента, его способностей реорганизовываться

Вспомните, был ли кто-то из ваших близких в подобной ситуации? Как он справилась с ней?

Открытые вопросы обычно начинаются со слов «что», «как», «почему», «могли бы», «а если». Они требуют развернутого ответа от клиента, так как на них трудно ответить «да» или «нет». Открытые вопросы дают возможность получить важную информацию о сути затруднений клиента. Например, открытый вопрос: «Не расскажете ли вы, чего ожидаете от консультирования?» дает возможность клиенту сформулировать без ограничений свой ответ.

Педагогу-психологу необходимо сохранять чувство такта и меры при расспрашивании клиента. Вопрос «почему» особенно тревожит и вызывает у клиента желание защититься. Кроме того, этот вопрос активизирует защитный механизм рационализации: обычно человек уже обдумывал данную проблему и выстраивал для себя систему объяснений.

Закрытые вопросы обычно включают в себя частицу «ли». Они содержат в себе формулировку ответа или ее варианты. На них можно ответить «да» или «нет». Закрытые вопросы используются для сбора информации, а также для того, чтобы что-то выяснить, сконцентрировать внимание, сузить область суждений. Закрытый вопрос, как правило, мешает клиенту уклониться от темы разговора. Но при частом использовании закрытые вопросы также могут вызвать тревогу.

При выборе той или иной формулировки вопроса необходимо учитывать определенные ограничения. Например, закрытые вопросы создают опасность существенного сужения круга возможных ответов. Это особенно важно учитывать при работе с легко внушаемыми клиентами. Вместе с тем использование закрытых вопросов иногда может стать полезным приемом, который помогает клиенту выразить социально не одобряемые установки. Когда альтернативные ответы даются рядоположно, сама форма вопроса может внушить клиенту, что они оба являются в равной степени социально приемлемыми.

Не задавая клиенту вопросов, информацию о нем можно получить при помощи таких техник, как минимальное подкрепление, поддержка, пересказ, отражение чувств.

Минимальное подкрепление (минимизация ответов, невмешательство) – микротехника, представляющая собой использование педагогом-психологом тех «минимальных» средств общения, которые позволяют поддерживать диалог с клиентом. Реплики педагога-психолога позволяют клиенту высказываться без принуждения, открыто и свободно. К их числу можно отнести высказывания типа: «Я понимаю», «Продолжайте, это интересно», «Расскажите поподробнее» и др. Эти реплики способствуют развитию и углублению взаимодействия с клиентом. Они снимают у него напряженность, помогают педагогу-психологу выразить заинтересованность, понимание или выразить одобрение.

Повтор (поддержка) – это прямое повторение сказанного клиентом, либо короткие комментарии («ну-ну», «так», «угу», «расскажите еще»). Этот прием облегчает беседу и поддерживает главное ее течение, обеспечивает наименее навязчивое вмешательство педагога-психолога в мир клиента. Повтор или поддержка является прямым способом продемонстрировать клиенту, что психотерапевт их слушает и слышит.

Перефразирование (парафраз) – формулирование мысли клиента другими словами. Перефразирование всегда является определенным риском для педагога-психолога, так как никогда нельзя быть уверенным, что понимаешь другого человека правильно. Целью перефразирования является проверка того, насколько точно психотерапевт понимает клиента. Существуют стандартные высказывания, с которых часто начинается перефразирование: «Как я понял…», «Вы считаете …», «По Вашему мнению…», «Другими словами, вы думаете», «Если я правильно понял, Вы говорите о…» и др.

При перефразировании основное внимание уделяется идеям, мыслям, смыслу сказанного, а не чувствам и эмоциям клиента. Важно, чтобы психотерапевт умел выражать мысли клиента своими словами.

Пересказ – это сжатое изложение основных слов и мыслей клиента. В нем передается объективное содержание речи клиента, переформулированное педагогом-психологом, причем обязательно должны использоваться самые важные слова и обороты. Пересказ помогает свести воедино разные моменты беседы. Техника пересказа часто несет и терапевтический эффект, поскольку клиент может еще раз услышать ключевые мысли и фразы, направленные на прояснение сущности их проблем. Пересказ, по сути, является использованием техники перефразирования для больших объемов информации.

Отражение чувств . Эта техника сходна с пересказом, но пересказ обращается к фактам, а отражение чувств – к эмоциям, связанным с этими фактами. Важно, чтобы педагог-психолог умел отмечать для себя эмоциональные состояния, чувства и переживания членов семьи. Прием отражения чувств можно разбить на части: произнести имя клиента (это персонализирует отражение); сообщить свои предположения о его чувствах: предложения-штампы (Ирина, Вы, кажется, чувствуете стыд). Часто добавляется контекст данного переживания. «Чистое» отражение чувств не включает контекста переживания.

Выяснение (прояснение, уточнение) – микротехника, помогающая сделать сообщение клиента более понятным для педагога-психолога. Психолог обращается к клиенту с вопросом или просьбой уточнить то, что он сказал. Можно использовать следующие ключевые фразы: «Не повторите ли вы еще раз?», «Я не понимаю, что Вы имеете в виду», «Объясните, пожалуйста, еще раз», «Мне не совсем ясно, о чем вы говорите», «Не объясните ли вы это подробнее?» и др.

Для уточнения сообщения можно пользоваться закрытыми вопросами, например: «Вы обиделись?», «Вы бы хотели изменить ситуацию?», «Это все, что Вы хотите сказать?» При этом необходимо помнить об ограничениях, связанных с использованием закрытых вопросов, которые иногда активизируют защиты клиента. Более предпочтительны открытые вопросы либо высказывания типа «Я не совсем вас понял» и др. В этом случае педагог-психолог не вносит своих интерпретаций, сохраняет нейтральность к сообщению и ожидает его более точной передачи.

Осознание значения (смысла) связано с изучением того, что значит эта ситуация для клиента. При осознании смысла анализируются глубокие, подспудные значения слов. Клиент повторно интерпретирует свои переживания. Осознание смысла идет рядом с интерпретациями, которые относятся к микротехникам воздействия. Интерпретация дает клиенту альтернативные построения, при помощи которых тоже можно рассматривать эту проблему. При осознании смысла клиент способен сам найти новую интерпретацию или смысл прежних фактов и ли ситуаций.

Резюме (подведение итогов) позволяет педагогу-психологу подытожить основные мысли и чувства клиента. Резюме – микротехника, позволяющая «соединить» в смысловое единство идеи клиента, факты из его жизни, испытываемые чувства, смысл проблемной ситуации. Педагог-психолог анализирует все сказанное до этого им самим и клиентом, а затем представляет клиенту в законченной форме основные моменты, касающиеся содержания полилога между ними. Резюме дает психологу возможность проверить точность восприятия сообщений клиента. Резюме обычно формулируется педагогом-психологом своими словами, однако при этом могут использоваться стандартные вступительные слова, например: «То, о чем Вы мне рассказали, свидетельствует о …», «Как я понял из Вашего рассказа…», «Главными пунктами Вашей истории являются…».

Резюме полезно использовать в конце сессии, когда нужно кратко подвести итоги всему, о чем говорил клиент.

Фокус-анализ – важная микротехника слушания. При фокус-анализе педагог-психолог отражает главную тему взаимодействия с клиентом. Возможны следующие направления выбора фокуса:

          Фокус на клиенте. «Что вы делали?», «Что вы чувствуете?», «Как вы считаете, …» и др.

          Фокус на проблеме. Основное внимание уделяется проблемной ситуации, условиям ее появления и развития, влиянию на жизнь клиента.

          Фокусирование на педагоге-психологе. Концентрация внимания на себе полезна как прием самораскрытия или обратной связи, помогает развить у клиентов чувство доверия.

          Фокусирование на общности: «мы – фокус»: «Чего мы достигли за сегодняшнюю встречу?», «Мне нравится то, как мы сегодня взаимодействуем».

          Культурно-контекстный фокус: «Это тревожит многих студентов», «Такие затруднения испытывают многие студенты на данном этапе своей жизни».

На основе вышеперечисленных микротехник выделяют несколько видов слушания .

Нерефлексивное слушание (пассивное слушание, принцип молчания) – это самый основной вид слушания. Он состоит в умении педагога-психолога молчать, оставаясь внимательным и не вмешиваясь при этом в рассказ или деятельность клиента. Пассивным этот процесс можно назвать лишь условно, так как он требует огромного внимания от педагога-психолога. Условным понятием также является и «нерефлексивность», так как при этом педагог-психолог остается в контакте с собой, своими чувствами, продолжает выстраивать терапевтические гипотезы либо обдумывать дальнейшую стратегию работы с клиентом.

Существуют различные варианты нерефлексивного слушания. Первый предполагает исключение любых действий со стороны педагога-психолога: кивков головой, «угу-слушания», поддержки. В другом варианте в ходе нерефлексивного слушания педагог-психолог может выражать понимание, одобрение, поддержку, использовать микротехнику минимального подкрепления. Нерефлексивное слушание является незаменимым инструментом в тех ситуациях, когда:

    психологу необходимо составить представление о клиенте;

    клиент находится в ситуации сильного эмоционального возбуждения;

    клиенту трудно четко сформулировать свои существующие проблемы;

    клиенту необходимо выговориться и они пока не готовы выслушивать комментарии, вопросы и замечания;

    клиент переживают горе или утрату, и испытывают такие чувства, как гнев, разочарование, страх, обиду.

Рефлексивное (активное) слушание используется педагогом-психологом для того, чтобы более точно понимать суть сообщения. Большинство слов нашего языка являются многозначными, многие имеют синонимы. Это создает определенные трудности понимания, так как одно и то же слово может по-разному восприниматься говорящим и слушающим. Таким образом, психологу необходимо «раскодировать», «расшифровать» сообщение клиента.

Педагог-психолог поддерживает клиента в его способности проанализировать, рассмотреть ситуацию с разных сторон и принять подходящее для нее решение, но при этом сам не дает советов и не предлагает, что именно сделать клиенту в этих ситуациях. Цель рефлексивного слушания состоит в как можно более точном осознании того, что говорит тот или иной клиент.

Педагог-психолог использует в основном навыки прояснения, поддержки, перефразирования, отражения чувств, резюме.

Эмпатическое слушание включает способность реагировать на другого человека (клиента) возникновением эмпатии. Эмпатия – это постижение эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания, понимание и принятие того содержания, которое он пытается постичь и осознать.

Эмпатия характеризуется переживанием особого отношения к другому человеку. Основное правило эмпатического слушания – не сочувствие, а сопереживание , то есть создание эмоционального резонанса переживаниям клиента. Цель эмпатического слушания состоит в как можно более точном понимании чувств другого человека. При этом психолог не диагностирует и не оценивает клиента, так как основная цель эмпатического слушания (по К. Рождерсу) – находиться в мире чувств другого человека, а не навязывать ему собственные чувства. Эмпатическое слушание включает понимание психологом чувств клиента и передача этого понимания клиенту. В эмпатическом слушании применяются те же приемы, что и в рефлексивном: поддержка, вербальное следование, уточнение, перефразирование, резюме.

Помимо микротехник слушания, существуют техники воздействия на клиента. Техники воздействия – это приемы активного вовлечения педагога-психолога в процесс разрешения актуальных жизненных проблем клиента. Все теории консультирования базируются на том, что психолог выступает как агент изменений и личностного роста клиентов. В том случае, когда педагог-психолог использует специальные приемы воздействия, изменения могут произойти быстрее и эффективнее.

Техники воздействия тесно связаны с техниками слушания. При оказании воздействия на клиента педагог-психолог поддерживает визуальный контакт, использует невербальные сигналы (кивает головой, жестикулирует, изменяет пространственное расположение и др.). Техники воздействия (влияния) обычно подразделяют на серию микротехник коммуникативной практики, таких как директива, конфронтация, интерпретация и самораскрытие (А. Айви с соавт.).

Овладеть техниками воздействия гораздо сложнее, чем техниками выслушивания. Для этого необходимо руководство опытного супервизора. Техники воздействия более эффективны при достаточно редком использовании в разумном сочетании с методами выслушивания.

Интерпретация является основным инструментом психоанализа и широко используется в консультировании. Согласно Р. Гринсону, «интерпретировать означает делать бессознательный феномен сознательным… Путем интерпретации мы выходим за рамки того, что поддается прямому наблюдению, и придаем значение и каузальность психологическому феномену» (Р. Гринсон, 2003, стр. 57.).

Отправной точкой для интерпретации является психологическая теория, на которой базирует свою работу психолог. Интерпретация используется нечасто, так как обычно является вызовом точке зрения клиента на проблему. Говоря об интерпретации, хочется обратиться к ставшей классической фразе Д. Винникотта: «…я делаю интерпретацию, преследуя две цели. Во-первых, чтобы показать пациенту, что я бодрствую. Во-вторых, чтобы показать пациенту, что я могу ошибаться».

О сложности и корректности при использовании интерпретаций писал Р.Меннингер: психологам «не помешало бы напомнить о том, что они должны выступать не в роли оракулов, волшебников, лингвистов, следователей, занимающихся «истолкованием» сновидений, но лишь в роли наблюдателей, слушателей и – иногда – комментаторов» (R. Menninger, 1958).

Директива – самая сильная из техник воздействия. При использовании директивы психолог говорит клиенту, какое действие ему следует предпринять. В рамках разных теорий используются разнообразные виды директив, например:

    свободные ассоциации: «Вспомните и расскажите, с какими моментами из вашего детства ассоциируется это чувство…»;

    гештальт-метод работы с пустым стулом: «Представьте, что ваш преподаватель сидит в этом кресле. Скажите ему все, что думаете и чувствуете. Теперь пересядьте в это кресло и ответьте себе от его имени»;

    фантазирование: «Представьте, что прошло 5 лет... Вы попали в будущее… Перед Вами – молодая женщина… Эта женщина – Вы… Подойдите к ней поближе… Посмотрите, во что она одета, как выглядит… Чем она занимается? Как живет? Вы можете спросить ее о чем-то важном…»

    релаксация: «Закройте глаза… Почувствуйте свое тело… Расслабьте мышцы лица…»

    пожелание: «Я хотел бы, чтобы вы сделали следующее…»

Психолог может давать указания клиентам, предлагая определенные изменения в поведении (тренировка поведенческих навыков), языковые замены («должен» на «хочу» и «не хочу»). Необходимо помнить, что использование директив возможно только после установления контакта психолога с клиентом.

Конфронтация . Термин «конфронтация» имеет 2 смысла: 1) стоять напротив, смотреть в лицо и 2) враждебно противостоять, быть в оппозиции. Для психолога основным является первое значение термина, так как конфронтация не является агрессивным вторжением в пространство клиента и не должна вести к поляризации отношений с ним.

При конфронтации педагог-психолог обращает внимание клиента на те факты в его рассказе, которые являются противоречивыми, неадекватными. Важным для понимания конфронтации являются понятия «рассогласования» или «инконгруэнтности». Клиент дает двойные сообщения во время интервью (да…но); демонстрирует противоположные либо противоречащие друг другу чувства и мысли. Психолог указывает клиенту на эти двойные сообщения и тем самым ставит клиента перед лицом фактов. Цель консультирования – идентификация и конфронтация главных противоречий клиента.

Заметив противоречия в рассказе клиента, психолог может использовать следующий шаблон: «С одной стороны вы думаете (чувствуете, поступаете) …, но с другой стороны вы думаете (чувствуете, поступаете…)». Психолог также поднимает вопрос о возможном значении данного поведения клиента для его жизни в настоящий момент. Тем самым можно использовать способность клиента смотреть на вещи с иной точки зрения, установить характер связи между разными темами в его рассказе. Важно отмечать реакцию клиента на конфронтацию: способен ли он испытывать эмпатию к психологу, в чем отражается его понимание этой противоречивой ситуации. Конфронтация – метод, требующий такта и терпения.

Конфронтация поддерживает баланс между методами наблюдения и воздействия. Она становится более эффективной, когда преподносится в виде сложного пересказа или рефлексии чувств. Конфронтации можно достичь и с помощью методов наблюдения, и воздействия, но когда она происходит в рамках пересказа или обобщения, еще остается пространство для личностного роста клиента. Требуется тщательный баланс конфронтации с необходимым количеством теплого, положительного отношения и уважения.

Самораскрытие – это техника воздействия, основанная на том, что педагог-психолог делится личным опытом и переживаниями либо разделяет чувства клиента. Она связана с техникой обратной связи и строится на «Я-высказываниях» специалиста.

Различные системы консультирования используют различные микротехники в различных «пропорциях». Квалификация педагога-психолога складывается из понимания общей структурной модели консультирования и компетентности в микротехниках, а также умения применять все это с учетом индивидуальных и культурных особенностей клиента.

В заключение хочется отметить, что успешность психологического консультирования достигается множественностью и жанрово-стилевой неспецифичностью языков консультативного взаимодействия.

Повышению эффективности деятельности в экстремаль­ных условиях способствует правильно организованная психологическая поддержка. Под ней понимается заданное воздействие на человека в целях облегчения его деятельности, перевода сопровождающих ее переживаний из негативного в позитивный аспект, в результате которого следует ожидать повышения эффективности деятельности. Психологическая поддержка должна быть непрерывной, начинаться в период профессионального отбора и подготовки к деятельности и продолжаться при ее выполнении . В соответствии с этим и должны планироваться этапы поддержки, ее задачи, содержание и формы воздействия.

В процессе профессионального отбора (приема на работу) психологическая поддержка призвана в случае отклоне­ния чьей-либо кандидатуры уменьшить, смягчить воз­можные негативные переживания у данного человека. При этом следует не только объяснить ему причину otклонния, но тут же, на основе психологического анализа качеств и свойств его личности, указать те специальности, в которых он может добиться хороших результатов.

На этапе обучения психологическая поддержка заклю­чается в индивидуальном подходе к каждому человеку, к проектированию и уточнению процесса обучения в зависимости от конкретных психологических свойств каждого обучаемого.

Однако наибольшее значение психологическая поддержка имеет на этапе непосредственного выполнения деятельности. При этом для дифференциации и организации системы воздействий на человека выделяют три аспекта психологической поддержки в соответствии с источником негативных субъективных переживаний .

Первый аспект - деятельностный . Смысл психологичес­ких мероприятий в рамках данного аспекта заключается прежде всего в повышении эффективности деятельности, поддержании ее на должном уровне. В качестве основного критерия для оценки результативности поддержки целесообразно, использовать соотношение между показателями тяжести деятельности и субъективными переживаниями ее легкости. Чем больше тяжесть и больше субъективная легкость при сохранении прежней эффективности рабо­ты, тем эффективнее воздействие средств психологичес­кой поддержки. Для реализации этого аспекта можно использовать любые средства оптимизации деятельности, применение системы индикации об изменении условий деятельности (т.е. применение подсказки).

Другим аспектом, тесно связанным с первым, является контроль и управление функциональным состоянием человека, его коррекция . Под воздействием условий де­ятельности и результатов их субъективного отражения у человека могут возникать состояния, которые в объек­тивном и субъективном смысле можно рассматривать как негативные, снижающие эффективность деятельности и ухудшающие психическое здоровье. Воздействие средств психологической поддержки в этих случаях направлено на нейтрализацию негативных состояний с тем, чтобы предотвратить нежелательные последствия.



И, наконец, третий аспект - социально-личностный . К нему относятся вопросы, связанные с динамикой мо­тивов, уровнем притязаний человека, со спецификой межличностных отношений в коллективе, социальным статусом человека, уровнем его тревожности и склонности к страхам и риску, психологической удовлетворенностью работой и т. п.

Несмотря на различие указанных аспектов психологической поддержки, можно указать общий момент, в котором нахо­дят отражение и могут быть оценены влияния разных фак­торов на человека и его субъективные переживания. Этим моментом является стресс и его разновидности: эустресс и дистресс. Поэтому следует выделить те ситуации, в которых психологическая поддержка необходима и наиболее эффек­тивна. К ним относятся, например, срывы деятельности и психические срывы, значительные сдвиги функционального состояния, значительные отклонения параметров рабочей среды и т. п. Специфика подобных ситуаций заключается, как правило, в дефиците времени для организации подде­ржки. Поэтому важным является вопрос об их прогнозиро­вании и подготовке возможных мероприятий по проведению воздействий на человека. Эти мероприятия по возможности должны быть заранее оговорены, и человек должен предва­рительно обучиться для организации деятельности и пове­дения в критических ситуациях .

Психологическая помощь

Психологическая помощь - область практического применения психологии , ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей и оказания психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе или организации. Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем.

Виды психологической помощи

  • Психопрофилактика(предупреждение).
  • Психологическое просвещение (в консультировании, в психопрофилактике - лекции, семинары).
  • Психодиагностика (выявление проблем и др. психологических показателей).
  • Психологическое консультирование (психологическая помощь людям, находящимся в пределах психологической нормы в адаптации, развитии и расширении личностного потенциала).
  • Психотерапия (направлена на решение глубинных личностных проблем и глубинную трансформацию личности), бывает клиническая и неклиническая.
  • Психиатрия (медицинский вид помощи, использование медикаментов, либо гуманистическая психиатрия, которая рассматривает человека не как больного, а как человека с другим мировоззрением, использует медикаменты ограниченно, следовательно, идет по психотерапевтическому пути).
  • Психокоррекция (восстановление нормы, как с точки зрения эмоционального состояния, так и с точки зрения личностных черт).

Виды психологической помощи строго развести нельзя. Существуют области пересечения. Критерием является то, кто осуществляет помощь (разница в образовании), с кем работает специалист с клиентом или пациентом (критерием нормы является адаптация), чем помогает (использование лекарственных препаратов, психотерапевтических, консультативных приёмов)

Специфика объекта психологической помощи

Добровольное согласие, уникальность, изменчивость. Требования к психологу, оказывающему психологическую помощь - эмпатичность, конгруэнтность , коммуникативность.

Принципы психологической помощи (этические)

Как и во многих профессиях, в деятельности психолога, при оказании им психологической помощи, существуют некоторые принципы и требования, реализация которых является обязательной. Существование различных этических кодексов деятельности психолога-профессионала в различных странах и психологических сообществах связано с тем, что не существует однозначных и простых ответов на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике. Эти принципы необходимы для того, чтобы оказание психологической помощи было не просто более эффективным и осмысленным занятием, но также - социально приемлемым. Во множестве работ на эту тематику обсуждаются различные сложные ситуации, в частности - как следует вести себя консультанту, если в ходе приёма он узнаёт, что его клиент замышляет или совершил асоциальный поступок, если он видит следы побоев или другого насилия на теле у ребёнка, если родители хотят узнать что-либо о своём скрытном ребёнке-подростке, а также многие другие. В некоторых странах, например, в США, несоблюдение профессиональных принципов и требований, может вести к лишению психолога диплома, прав на практику и предложение своих профессиональных услуг и т.д.

Среди наиболее важных этических принципов психологической помощи (по Ю. Алёшиной), традиционно выделяют следующие:

Литература

  • Алёшина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - 2-е изд. - М.: Независимая фирма «Класс», 2000. - 208 с. - (Библиотека психологии и психотерапии).
  • Абрамова Г. С. Практическая психология.Учебник для высшей школы. - Москва: Академический проект, 2005.

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Психодерматология
  • Психологические типологии

Смотреть что такое "Психологическая помощь" в других словарях:

    психологическая помощь - см. помощь психологическая. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

    Психологическая помощь - профессиональная поддержка и содействие, оказываемые человеку, семье или социальной группе в решении их психологических проблем, социальной адаптации, саморазвитии, самореализации, реабилитации, преодолении сложной психологической ситуации...… … Официальная терминология

    Психологическая помощь - область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально психологической компетентности людей и оказание психологической помощи как отдельному человеку, так и группе, организации. Психологическая помощь военнослужащим в … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

    Психологическая помощь - профессиональная помощь психолога в разрешении психологических проблем клиента. Выступает в двух формах: психологическое консультирование и неврачебная (гуманитарная) психотерапия … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ - – профессиональная помощь психолога в разрешении психологических проблем клиента, в т. ч. внутриличностных и межличностных конфликтов. Выступает в двух формах: психологическое консультирование и «неврачебная» (гуманитарная) психотерапия.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ - область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально психологической компетентности людей и оказания психологической помощи как отдельному человеку, так и группе, организации. Основные способы оказания… … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    Психологическая помощь в управлении - ПП со стороны руководителя представляют собой меры содействия преодолению сотрудниками психологических трудностей службы в ПОО и выполнения связанных с ней обязанностей, например, при адаптации подчинённых к условиям службы или требованиям новой… …

    Психологическая помощь сотрудникам - ПП (наряду с юридической, медицинской и др.) вид практической помощи, выражающейся в содействии самостоятельному преодолению сотрудниками психологических трудностей освоения служебных обязанностей, выполнения их на должном уровне, привыкания к… … Энциклопедия современной юридической психологии

    Психологическая помощь участникам образовательного процесса - 3. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса система мероприятий, направленных на преодоление психолого педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях,… … Официальная терминология

    Психологическая помощь семье - – важнейшая область деятельности социального работника. Профилактика правонарушений, работа с проблемами социальной дезадаптации, выявление психологических ресурсов личности и многие другие области социальной работы напрямую связаны с семейной… … Словарь-справочник по социальной работе

Книги

  • Психологическая помощь. Практическое пособие , Кораблина Е.П.. Практическое пособие посвящено подходам к оказанию психологической помощи. В нем рассмотрены виды и формы психологической помощи, принципы психологического консультирования, представлены…

Психологическая поддержка, забота — это суть поглаживаний, без которых мы задыхаемся, болеем. Лестница показывает на какой ступеньке поддержки мы живем. Внутренняя поддержка или внешняя уже значения не имеет.

Виды психологической поддержки.

Транзактные психологи вслед за Эриком Берном различают несколько видов психологической поддержки или поглаживаний , которые мы даем, получаем, принимаем или отвергаем в течении всей жизни.

Недавно провел второй вебинар из цикла , на котором мы с его участниками подробно рассматривали профиль поглаживаний, как с ним работать, как привлекать поддержку в свою жизнь.

На нем мы рассмотрели виды поддержки — этих психологических поглаживаний, которые люди оказывают себе и друг другу.

ПОГЛАЖИВАНИЯ – это «психологический кислород», который придает нашей жизни смысл и ценность.

Всего набралось 4 пары видов поддержки:

ПОЗИТИВНЫЕ — НЕГАТИВНЫЕ

Позитивные поглаживания — это те, которые вызывают приятные, положительные эмоции.

Негативные — наоборот вызывают в нас негативные эмоции.

БЕЗУСЛОВНЫЕ — УСЛОВНЫЕ

Безусловные поглаживания — это поглаживания за то, каковы мы есть. Например, «ты — хороший», «я — весёлый человек».

Условные поглаживания — это поглаживания за то, что мы делаем. Например, «ты сегодня отлично справился с уборкой своей компнаты».

ВНУТРЕННИЕ — СОЦИАЛЬНЫЕ

Внутренние — поглаживания, которые мы даем сами себе. Например, «я отлично написал статью про поглаживания».

Социальные — поглаживания, которые мы даем другим. Например, «как здорово, что Вы подписались на мою рассылку».

ФИЗИЧЕСКИЕ — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

Физические — поглаживания, включающие физический контакт. Например, прямо сейчас погладьте себя по голове.

Психологические — поглаживания, подтверждающие мое физическое существование без физического контакта. Например, похвала или порицание.

Лесница поглаживаний, на какой ступеньке живете Вы?

В зависимости от видов поглаживаний и их сочетаний, а так же по принципу: «чем выше, тем ценней для психологического здоровья поддержка» выделяют лестницу поглаживаний, которая отражает то в каком поле поглаживаний Вы находитесь сейчас .

На какой ступени психологической поддержки находитесь Вы?

Итак, выделяют 5 ступеней качества признания на лестнице поглаживаний. Чем выше, тем ценнее для на поддержка и признание.

1. Отсутствие поглаживаний — это полное безразличие . Полное отсутствие поддержки. Надеюсь, что Вы не на этой ступеньке, поскольку она близка к изоляции, одиночеству и отвержению Вас как личности.

2. Негативные безусловные — поглаживание за негативные характеристики Вас самих . Пример: «Ты нежеланный ребенок».

3. Негативные условные — поглаживания за негативные характеристики того, что Вы делаете . Пример: «Ты часто опаздываешь на работу».

4. Позитивные условные — поглаживания за позитивные характеристики того, что Вы делаете . Пример: «Ты прилежно учишься».

5. Позитивные безусловные — поглаживания за позитивные характеристики Вас самих . Пример: «Ты хороший человек».

Психологический Практикум

Несомненно, в психологическом поддержании здоровья личности позитивные поглаживания (похвала) важнее негативных (критика), а безусловные ценнее условных.

Важно и то, кто нам дает поддержку и признание.

Ответьте последовательно на вопросы практикума в комментариях:

На каких 2-х ступеньках Вы находились в возрасте от 1 до 7 лет. Приведите примеры. Кто именно давал Вам тогда эти поглаживания?

На каких 2-х ступеньках Лестницы Вы жили в подростковом и юношеском периоде жизни? Кто именно поддерживал Вас и как, приведите примеры.

На каких 2-х ступеньках Лестницы Поглаживаний Вы находитесь сейчас? Кто эти люди от признания которых Вы зависите?

С какой ступени Лестницы Поддержки Вы поглаживаете своё ? Что мешает Вам подняться на 1 или даже 2 ступеньки выше?

С какой ступеньки Вы поглаживаете окружающих Вас людей: детей, родителей, сослуживцев, друзей и партнеров? Как то, как Вы даете поддержку сейчас связано с тем, какое признание Вы получали в детстве?

Поделитесь Лестнице Поглаживаний с Вашими друзьями!

Напишите в комментариях , ответы на вопросы Психологического Практикума и на вопрос: «Как Лестница поглаживаний Вашей жизни связана с Вашим ощущением счастья и благополучия?».

Прочитайте лучшие материалы психолога счастья на эту тему!

  • Мы с Вами уже рассмотрели структурную составляющую Вашей личности. Вы умеете составлять эгограмму. Сегодня обратим внимание на функциональный анализ […]
  • Продолжаем наблюдать (осуществлять сталкинг) за собой, чтобы определить какие наши поступки приносят энергию, а какие только тратят ее впустую. Во […]
  • Как осознать и изменить свой сценарий жизни - покажет серия из 9 вебинаров психолога счастья. Она пройдет в формате мастер-группы: "6+3 Сценарий […]
  • Психологический Практикум. Разложим колесо жизненного баланса в области здоровья. Баланс важен во всем, особенно в такой важной области жизни как […]