Болезни Военный билет Призыв

Что такое дендриты и дендритные шипики. Дети дождя (ранние признаки аутизма, подборка с форума) - Другие дети. Нейробиологи определили, как человеческий мозг развил высокие интеллектуальные способности

Чтобы кратковременная память превратилась в долговременную, в мозге должны образоваться новые межнейронные контакты, а формирование таких контактов лучше всего происходит во время сонной активности нервных клеток.

Превращение кратковременной памяти в долговременную называют консолидацией памяти, и нейробиологи усердно пытаются выяснить, как и почему это происходит. Довольно давно удалось выяснить, что консолидация памяти очень хорошо идёт во время сна. То есть, чтобы запомнить прочитанный перед экзаменом учебник, нужно поспать, тогда информация, что называется, уляжется в голове, то есть перейдёт в долговременное хранилище. Доказательств связи между сном и памятью довольно много. Например, исследователи из Калифорнийского университета в Риверсайде обнаружили, что снотворные препараты не только нормализуют сон, но и улучшают память. А их коллеги из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе смогли описать информационные процессы в мозге, которые связаны с консолидацией памяти во время сна.

Дендритные шипики (окрашены зелёным) на поверхности нейронных отростков. (Фото skdevitt / Flickr.com.)

Дендритные шипики (синие точки) на нейроне. (Фото The Journal of Cell Biology / Flickr.com.)

То, что такой важный процесс происходит именно во сне, неудивительно: ведь давно уже все знают, что сон - лишь иная форма активности мозга. Считается, что специфические нейронные импульсы, «сонные» волны мозга связаны в том числе и с тем, что наша нервная система занимается сортировкой полученной днём информации, пока внешние сигналы не мешают. Но вот как при этом ведут себя нейроны, какие клеточные и молекулярные механизмы здесь задействованы, биологам долгое время выяснить не получалось.

Чтобы узнать, что же происходит с нейронами во время консолидации памяти, Вэнь-Бяо Гань (Wen-Biao Gan ) и его сотрудники из Нью-Йоркского университета создали генетически модифицированную мышь, у которой в нейронах моторной коры синтезировался флуоресцентный белок. С его помощью можно было наблюдать за изменениями в нервных клетках, например, где и когда образуются дендритные шипики, особые выросты на дендритных отростках нервных клеток. Появление шипика говорит о том, что в этом месте нейрон готов создать контакт с другим нейроном, иными словами, шипик предшествует синапсу. Благодаря синапсам образуются нейронные цепи, которые нужны для запоминания информации. Когда мы, например, учимся ездить на велосипеде, у нас в мозге складываются новые нервные цепи, которые возникли в ответ на необходимость по-новому координировать мышечные усилия. Потом, когда мы снова садимся на велосипед, эти нервные цепи снова включаются - если, конечно, они по какой-то причине не распались, если синапсы между нейронами не исчезли. Возвращаясь к дендритным шипикам, можно сказать, что они свидетельствуют о реакции нейрона на новую информацию и о готовности её запомнить.

Собственно, мышам в эксперименте устроили тоже что-то вроде велосипеда: животные должны были сохранять равновесие на вертящейся палке, которая вращалась всё быстрее и быстрее. Со временем мыши запоминали, что нужно делать, и уже не падали с неё. При этом у нейронов моторной коры появлялись те самые дендритные выросты - клетки понимали, что новый стимул важен для организма и готовились сформировать новые цепи. Тогда исследователи изменили условия опыта: мышей тренировали на поворачивающейся палке один час, но потом одних животных отправляли спать на семь часов, а другие должны были такое же время бодрствовать. Оказалось, что у тех мышей, которым разрешили поспать, дендритные шипики росли активнее. Иными словами, сон помогал нервным клеткам настроиться на запоминание новой информации.

Более того, характер появления дендритных выростов зависел от того, какое именно упражнение нужно было выполнить. Например, если мышь должна была идти по вращающейся палке в одну сторону, то шипики возникали на одних дендритах, а если нужно было идти в другую сторону, то шипики появлялись на других дендритах. То есть клеточная морфология нейронных отростков зависела от того, что за информацию нужно было обработать.

Наконец, нейробиологам удалось показать, что клетки моторной коры, от которых зависело выполнение упражнения, активировались во время медленно-волновой фазы сна. Такая активация во сне была важна для формирования пресловутых шипиков: если «сонную» активность клеток подавляли, то шипики не формировались. Это было похоже на то, как если бы мозг снова прокручивал для себя то, что он должен был недавно выполнять во время бодрствования - прокручивал, чтобы лучше запомнить.

В итоге получилась такая схема: нейроны во время бодрствования получают какой-то стимул или выполняют какую-то процедуру, затем во время сна эти клетки снова активируются, и такая повторная активация стимулирует клеточные перестройки, способствующие долговременному запоминанию стимула. То, что всё именно так и происходит, нейробиологи предполагали давно, однако сейчас удалось получить именно экспериментальное подтверждение, и не на каких-нибудь дрозофилах, а на мозге млекопитающих. Хотя, конечно, теперь учёным нужно выяснять, какие молекулярные процессы тут задействованы, что за гены и белки управляют увеличением дендритных шипиков во время сна, какие сигнальные пути тут работают и т. д.

К слову, о дрозофилах: несколько лет назад исследователи из Вашингтонского университета в Сент-Луисе и Университета Висконсина в Мадисоне ставили похожие эксперименты с плодовыми мушками, и тогда результаты говорили о том же - что сон необходим для консолидации памяти. Однако при этом нейробиологи наблюдали очистку мозга дрозофил от синапсов, то есть происходило что-то вроде редакции нервных контуров, очистки нейронов от ненужных связей, которые отнимали бы ресурсы от нужных контактов. Скорее всего, такое устранение ненужных синапсов не есть специфический процесс, свойственный одним лишь насекомым (или членистоногим, или беспозвоночным), и в мозге высших животных в момент «сонного» закрепления памяти наряду с формированием новых синапсов происходит и разрыв старых - осталось только увидеть это в эксперименте.

Нервные клетки, пересаженные во взрослый мозг, установили правильные контакты с «местными» и включились в общую работу.

Нервные клетки, как мы сейчас знаем, хотя и восстанавливаются, но всё-таки не так быстро, как хотелось бы. С другой стороны, сейчас в лаборатории можно выращивать самые разные виды клеток, в том числе и нейроны.

Было бы хорошо, если бы в случае болезни, сопровождающейся массовой гибелью нейронов (вроде инсульта или синдромов Паркинсона или Альцгеймера), можно было вместо погибших клеток пересадить новые, свежие и здоровые - подобно тому, как меняют сгоревшую электропроводку или испортившуюся часть микросхемы. Однако нейроны, как известно, соединены друг с другом множеством контактов, и участвуют в самых разных нервных процессах, и потому, если мы захотим пересадить что-то во взрослый мозг, нам в первую очередь нужно ответить на вопрос: смогут ли новые элементы найти в нём своё место, встроиться в нервные цепи?

Два года назад мы писали об экспериментах исследователей из Университета Люксембурга, которые пересадили клетки-предшественники нейронов мышам в кору мозга и в гиппокамп (один из основных центров памяти) – по словам авторов той работы, клетки успешно дозрели на новом месте, наладили контакты с нервными цепочками, и . То есть в принципе мозг принимает пересаженные нейроны; но чтобы понять, есть ли от них польза, участвуют ли они в информационных процессах, требовались новые эксперименты.

И вот сейчас в Nature выходит статья Сюзанны Фолкнер (Susanne Falkner ) и её коллег из Института нейробиологии Общества Макса Планка и Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана, которые установили, что, если пересадить нейроны в зрительную кору, они не только правильно встраиваются в нервные цепи, но и улучшают зрение.

Зрительная кора по сравнению с другими областями мозга изучена особенно хорошо, про её нейроны мы знаем, когда и почему они включаются и выключаются, и с какими другими зонами мозга соединены. В эксперименте у мышей удаляли фрагмент зрительной коры, а на его место пересаживали кусочек коры мозга, взятый у эмбриона, и затем, с помощью особой микроскопической техники, наблюдали за отдельными клетками.

За месяц, по словам авторов работы, пересаженные «протонейроны» нормально трансформировались в зрелые нейроны, проходя те же стадии, которые обычно проходят созревающие нервные клетки. (В частности, у пересаженных со временем точно так же уменьшалось число дендритных шипиков – участков на мембране нейрона, где может сформироваться синапс, контакт с отростком другого нейрона; считается, что уменьшение числа шипиков помогает лучше организовать потоки информации, помогает нервным клеткам не путаться в огромном количестве поступающих в мозг импульсов.)

Однако нейробиологи хотели большего: их цель была в том, чтобы увидеть, что каждая отдельная клетка после трансплантации не только превращается в нормальный нейрон, но и устанавливает правильные соединения с другими. Иными словами, здесь требовалось проанализировать коннектом пересаженного фрагмента: направление межнейронных соединений, которые пошли в другие области коры, и их силу.

Оказалось, что у прооперированных мышей дела тут обстоят так же, как и у обычных мышей, которым ничего не пересаживали. Иными словами, «пришлые» клетки не только налаживали контакты с тем, с кем нужно, но и сила таких контактов была такой же, какой и должна быть (где-то слабее, где-то сильнее, в зависимости от того, с кем данный участок коры обменивается информацией). Были некоторые расхождения с «оригиналом», некоторые нейроны установили синапсы не с теми, с кем нужно, однако причина здесь, очевидно, заключалась в том, что для пересадки взяли кусочек, не совсем точно соответствующий тому, который вынули из мозга. И в следующий раз избежать неверных соединений вполне возможно, если точнее выполнять всю процедуру.

Наконец, последнее испытание – тест на функциональность – пересаженные клетки тоже с успехом прошли. Мышам периодически показывали некие узоры из полос, и постепенно новые клетки научились отличать одни узоры от других: на какие-то они реагировали сильнее, чем на другие. То есть со временем происходила настойка, обучение нервных клеток, которые, как мы помним, не с самого начала были в мозге.

Итак, благодаря тому, что авторы работы следили за судьбой индивидуальных нейронов, им, в конце концов, удалось достаточно надёжно установить, что пересаживаемые клетки не просто встраиваются в систему уже сформированных нервных цепочек, но и вполне успешно начинают работать. (Что особенно любопытно, так как именно про зрительную кору считается, что она не склонна к перестройкам.)

В дальнейшем исследователи собираются выяснить, как поведут себя нейроны, полученные другим способом (то есть не взятые из мозга эмбриона, а, например, выращенные после перепрограммирования клеток кожи через стадию индуцированных стволовых клеток), и можно ли подобные заплатки использовать для лечения натуральных повреждений мозга – например, при физической травме или при инсульте.

Многие нервные клетки похожи на кусты или деревья: их выходной отросток, аксон, -- тонкий корешок этого дерева, все остальные многочисленные отростки -- дендриты. Дендриты обычно отходят от тела клетки в виде толстых стволов, которые затем делятся на несколько более тонких ветвей, те, в свою очередь,-- на еще более тонкие и т. д. Длина дендритов в десятки раз превышает диаметр нервных клеток, а толщина концевых веточек очень мала -- может составлять доли микрометра. Вопрос о том, какую роль играют дендриты в работе нервных клеток, до сих пор окончательно не решен и, скорее всего, у разных нейронов их роль различна. В частности, у одних клеток мембрана дендритов невозбудима и может передавать сигналы только электротонически, как пассивный кабель, а у других -- дендриты способны проводить ПД. Сейчас мы рассмотрим только те свойства дендритов, которые связаны с их геометрией.

Рассмотрим сначала те клетки, у которых дендриты невозбудимы. В этом случае «проблема дендритов» состоит в следующем. Синаптические окончания встречаются на самых разных частях дендритного дерева. Возьмем синапс, действующий на веточку, максимально удаленную от тела клетки. В этом случае условия для передачи электрического сигнала представляются весьма невыгодными. Действительно, в тонкой веточке велика константа затухания, а своим концом веточка «впадает» в более широкий участок дендрита, который «закорачивает» ее. В таких закороченных кабелях потенциал спадает особенно сильно, правда, в случае дендритов «закорачивание» является неполным и потенциал в конце веточки спадает не до нуля. В следующем отрезке дендрита условия для передачи сигнала тоже неблагоприятные, так как на его конце тоже находится более толстый дендритный ствол, и т. д. « В связи с этим возникло представление, что синапсы, расположенные на удаленных веточках, дают очень малый вклад в изменение потенциала тела клетки, в сотни раз меньший, чем такие же синапсы на теле клетки. Получается, что синапсы на конечных дендритных веточках бесполезны, что это «ошибка природы».

Один из вариантов решения «проблемы дендритов» состоит в том, что на тонких концевых веточках можно разместить много синапсов, тогда совместное действие этих синапсов будет заметно в теле клетки. Но для этого надо, чтобы все эти синапсы работали более или менее одновременно.

Все вышеприведенные рассуждения долгое время носили качественный характер. В 1965 г. в Теоретическом отделе Института биофизики АН СССР был разработан способ количественной оценки эффективности синапсов для нервных клеток любой формы и рассчитана эта эффективность для мотонейронов, пирамидных клеток коры и клеток мозжечка. Оказалось, что эффективность дендритных синапсов всего в 3--5 раз ниже, чем у синапсов, расположенных на теле нейрона. Чем это объясняется? Почему эффективность удаленных дендритных синапсов оказалось довольно велика? Чем меньше клетка, чем выше ее входное сопротивление, тем больший сдвиг потенциала создает синапс. У тоненьких дендритных веточек, удаленных от тела клетки, входное сопротивление оказалось большим, поэтому синапсы могут создавать в этих веточках сдвиги потенциала в десятки раз большие, чем в теле нейронов. И хотя при распространении к телу этот сдвиг потенциала действительно сильно затухает, его большая величина в значительной мере компенсирует затухание. Таким образом, дендритные синапсы оказались вовсе не ошибкой природы.

А теперь рассмотрим те нейроны, дендриты которых обладают возбудимой мембраной, способной к генерации ПД, У таких нейронов высокая эффективность синапса на тонкой веточке может привести к тому, что всего несколько синапсов доведут мембранный потенциал до порога и вызовут в этой веточке ПД, который начнет распространяться к телу клетки.

Его дальнейшая судьба зависит от свойств узлов ветвления, через которые ему надо пройти по пути к телу клетки, т. е. от геометрии дендрита. Клетка такого типа работает как сложная логическая схема. Пример такой клетки был приведен на рис, 45; эта клетка обнаруживает однонаправленные движения стимула. Клетки с более сложной формой дендритов могут работать как довольно хитрые вычислительные машины. «Такая система подобна системе голосования с большим числом участников, которые имеют неодинаковое число голосов... Окончательный результат, конечно, зависит от общего числа голосов, поданных «за» или «против», однако он в не меньшей степени зависит и от того, кто именно и вместе с кем из партнеров голосует»,-- писали сотрудники Теоретического отдела Института биофизики АН СССР в 1966 г.

На дендритах многих нейронов имеются особые образования, так называемые шипики. Это структуры, похожие на грибы и состоящие из головки на тонкой ножке, которую чаще называют шейкой шипика. Шипик представляет собой выпячивание клеточной мембраны, а к его головке подходит терминаль от другого нейрона и образует на ней химический синапс.

Зачем нужны шипики -- неизвестно. Число гипотез об их функциях огромно. Давайте посмотрим, что можно сказать о возможных функциях шипиков, исходя из геометрических соображений. При этом рассмотрим два ра-рианта: мембрана головки шипика невозбудима; мембрана головки шипика способна к генерации ПД.

Пусть шипик невозбудим. Его тоненькая шейка имеет высокое сопротивление. В результате в головке будет возникать большой постсинаптический потенциал, но его заметная часть будет теряться в шейке. Шипик будет работать как тоненькая дендритная веточка. Но зачем нужно такое устройство? Почему бы синапсу не располагаться прямо на дендрите?

Одним из способов работы тормозных синапсов является снижение входного сопротивления нейрона. Но ведь и возбуждающие синапсы тоже открывают ионные каналы и снижают входное сопротивление! Из-за этого возбуждающие синапсы тоже мешают друг другу. Особенно сильна такая помеха будет на тонких дендритах, у которых очень высоко входное сопротивление, так что активация нескольких синапсов вызовет заметное его снижение. Шипики должны существенно снижать взаимное влияние соседних синапсов, которые в этом случае отделены друг от друга шейками с высоким сопротивлением. Расчеты подтвердили, что хотя шипиковые синапсы каждый по отдельности менее эффективны, чем синапсы, расположенные прямо на дендрите, но при совместной работе эффект заметно выше.

Если же мембрана шипика возбудима, то он может работать как усилитель синаптической передачи. Из-за тонкости шейки входное сопротивление шипика очень велико и один синапс может вызвать в головке ПД, который пошлет в дендрит гораздо более сильный электрический ток, чем ток синапса. Интересно, что при таком режиме работы шипика должно существовать оптимальное сопротивление его шейки. Оно не должно быть слишком маленьким -- тогда заметная часть синаптического тока будет утекать в дендритную веточку, сдвиг потенциала на мембране головки шипика не достигнет порогового значения и там не возникнет ПД. Но, с другой стороны, сопротивление шейки шипика не должно быть и слишком большим, иначе из головки шипика в дендрит будет течь слишком слабый ток и никакого усиления синаптического тока не получится. Недавно появились работы, показывающие, что геометрическая структура реальных шипиков близка к той, которая по теоретическим расчетам является оптимальной.

До сих пор мы говорили о форме волокон и клеток или даже микроструктур клеток -- шипиков. Посмотрим теперь на геометрию клеточных объединений.

Дендрит нейрона (дендра — ветвь) — отросток тела нейрона, по которому к нему поступает сигнал от других клеток. Дендрит получает сигнал от аксона другого нейрона или белка-рецептора, реагирующего на среду.

Отвечая на вопрос, что такое дендриты, можно сказать, что традиционно дендриты рассматриваются как антенны нейрона. Обмен информацией происходит в одну сторону: от аксона к дендриту. Чем больше дендритов у нейрона, тем больше информационных каналов, тем более сложные решения принимает нейрон.

Сигнал от других клеток поступает к телу нейрона по одному из его дендритов. Дендрит в нервной системе человека получает обычно химический сигнал (нейромедиатор) от аксона. Место соединения дендрита и аксона называется синапсом.

Синапсы позволяют передавать точные сообщения от нейрона к нейрону. Благодаря синапсам существует нейропластичность и возможность тонкой настройки функций и поведения организма.

На дендрите находятся рецепторы, которые принимают нейромедиатор. Рецепторы - это специализированные белки, которые захватывают молекулу нейромедиатора и в зависимости от своего типа запускают дальнейшие реакции в клетке.

Дендритные шипики

На дендритах образуются маленькие наросты — шипики. Последние могут принимать множество форм, но наиболее устойчивая - это форма грибка.

Количество дендритных шипиков колеблется от 20 до 50 на 10 мкм длины дендрита. Шипики очень изменчивы по форме и объему.

В мозге 86 миллиардов нейронов. Аксоны, дендриты и тела нейронов образуют огромные

Дендриты отвечают за обучение и память, а также контролируют равновесие в системе. Когда происходит локальное усиление связей между определенными нейронами, именно в дендритах возрастает производство белка, регулирующего снижение активности других синапсов.

Обучение и шипики

Дендритные шипики отвечают за возможность обучения и формирования памяти. Благодаря шипикам и их пластичности, нейрон легко может подключаться к тем или другим соседям и быстро от них отсоединяться, контролируя возможность получения сигнала.

Логично было бы предположить, что если синаптические связи ответственны за воспоминания, то их пластичность — проблема для сохранения памяти о прошлом. В 2009 году в Nature вышла публикация, в которой авторы исследовали, как опыт обучения влияет на синаптические связи мышей.

В работе показано, что большое количество новых шипиков, образующихся от нового опыта, исчезало со временем, если опыт не повторялся периодически. Но те, что сохранялись, скорее всего, и отвечали за приобретенные навыки.

При этом если тренировка повторялась в течение длительного времени, происходило удаление шипиков, по-видимому, удаленные отвечали за неверные действия. Обучение и ежедневный сенсорный опыт оставляют постоянные пометы в виде немногочисленной группы шипиков, сформированных на разных этапах обучения.

Что такое дендриты, если не огромная библиотека воспоминаний? Но основная проблема дендритных шипиков в том, что они очень чувствительны к любым механическим и химическим воздействиям. Поэтому травмы мозга, даже если и локализованы в одном месте, обычно оказывают влияние на всю нейронную сеть.

В исследовании (Z.G. Yang) 2014 года было показано, как после обучения и сна, спустя 24 часа, появляются новые дендритные шипики у мышей, а некоторые из существующих исчезают. Авторы отмечают, что скорость образования новых шипиков у мышей, прошедших обучение новому поведению, была значительно выше в течение 6 часов после обучения по сравнению с нетренированными мышами.

Дендрит как самостоятельная единица

Что такое дендриты, выясняют до сих пор. Дело в том, что сложно изучать поведение и функции дендритов на живых объектах.

Если размер нейрона около десяти микрон, то длина дендрита может доходить до тысячи. Обычно под дендритами понимают не очень активных участников процесса.

В 2017 году в журнале Science было опубликовано исследование, которое позволяет пересмотреть классический взгляд на дендриты. Оказалось, дендриты генерируют сигналы в несколько раз чаще, чем это делает тело нейрона, что наводит на предположение о кодировании информации и на уровне дендритов.

Ранее уже было обнаружено, что если во время переживания опыта тела нейронов активировались, а дендриты молчали, то долговременная память не формировалась относительно этого опыта. Было высказано предположение, что активность нейронов связана в большей степени с реальным временем, с актуальными переживаниями, а дендритов — с тем, что от этого останется в памяти.

Что такое дендриты, учитывая новые данные? Это удивительные конструкции, которые составляя 90% нервной ткани и, возможно, берут на себя большую часть работы по сохранению и преобразованию опыта.

Сумма фактов

1. Дендритная ветвь изменчива, особенно в молодом мозге.

2. На пластичность дендритов оказывает влияние обогащенная среда.

3. Длительное обучение связано с сохранением шипиков, связанных с приобретенными навыками.

4. Сон позволяет лучше запоминать опыт.

5. Алкоголь оказывает негативное влияние на рост дендритов.

6. С возрастом количество ветвей дендритов становится меньше.

Дендриты — удивительные конструкции мозга. У каждого типа клеток свой "вид" дендритов, к тому же дендриты чрезвычайно пластичны и могут изменяться за несколько минут. По всей видимости, дендриты выполняют сложную обработку информации, берут на себя задачи, связанные с долговременной памятью и обучением.

Роsочка
Если бы можно.было б заглянуть в будущее и узнать хоть чуть-чуть, что там ждет - здоровье малыша или трудности.. я очень тревожный человек по натуре, плюс, то, что случилось у нас с первым сыном на фоне полного благополучия - не дает мне расслабиися ни на секунду сейчас. Здоровья и успехов в учебе вашей доченьке! Лалая
Вы очень любите своего ребенка- внимательно следите за своим ребенком - это хорошо..
Возможно я не так.. Помню все мамы вокруг говорили про этот указательный жест... как мерило развития и ума.
А у дочки его никогда не было и он не появился ни в каком возрасте..
Я никогда и давала дочке задания покажи то, покажи это до 1гоад точно.. маленькая еще..
На мелкую маторику я вообще мало занималась - боялись проглотит.. и не хотела собирать гречку с пола.
В ладушки не играла.. правда читали ей много.. в тот период слушала или нет трудно было сказать..
Я думаю вы бы много нашли чего не делала моя дочка.. Я вообще на это не смотрела..
итог - дочка развилась в оперережением тех деток - -кто мне хвастал про это указательный жест..
Молчала доча до 2 лет - потом по типу взрыва- за два месяца заговорила свободно.. в 3.3 начала читать сейчас 4.5 читает бегло и пишет сама слова - даже свободно использует мягкий знак на письме..
Считает до 200 понимает сложение и вычитание до 10.. В школу идем в 6.5 Анастасия
Большое спасибо вам за ответ! Очень хочется надеется, что это все моя повышенная тревожность в связи с нашей историей. Просто вроде как и имитация и звукоподрожание отсутствуют, да еще и глазной контакт хромает и какая-то слишком сильная привязанность ко мне. Я уже посмотрела лекции Осина, где он говорит, что диагностика до года невозможна и что дети с аутичными чертами до года могут дальше развиваться нейротипично, но черви сомнения меня просто съедают.

Добавлено спустя 8 минут 49 секунд:

Leontyika
Добрый день.
А вы не сможете припомнить, когда у вашего малыша появился указательный жест и появились имитация и звукоподражание? Когда начал глазки переводить на объект, о котором вы спрашиваете? Может я просто слишком многохочу от своего ребенка. Лалая
Лично я не вижу ничего тревожного в описании ребенка. 8,5 месяцев - не тот возраст, чтобы всерьез беспокоиться об отсутствии имитации.
Расслабьтесь и наслаждайтесь материнством

Вот и у нас такое было, я все искала ответов на форумах, заметила где то в пол годика, что сын не смотрит в глаза, когда берешь его на руки перед собой, хоть оборись и обкривляйся в этот момент, ну не смотрел вообще, абсолютно, да и на расстоянии глазной контакт был мимолетный, уводил взгляд, будто стесняясь. Сейчас ему 2,5 смотрит, говорит, общается, тянется к детям, играет с ними в ролевые игры, один вообще находиться не может. Глазной контакт стал налаживаться постепенно, он и сейчас близко смотреть не любит, как стесняется, улыбается, но аутичных черт нет абсолютно. Я и не знаю, что это было...

А для понимания речи рановато конечно, как мне кажется, в пол года, мой точно еще ничего не понимал, а ближе к году, да уже искал глазами и даже пальчиком показывал. Евгения Краснова
Спасибо вам за добрые слова. Очень хочется верить, что все так и есть)) Лалая
Вы очень хорошо и подробно все написали. Но заочно все равно 100% никто ничего не скажет.
По Вашему описанию у Вани все в порядке (на мой взгляд неспециалиста, но мамы 3 детей и бабушки). У детей в норме после периода "радости всем" в 4-5 мес. наступает период "опасения всех, кроме мамы" и тех, кто всегда с ребенком. И еще, мне кажется, Вы ожидаете от ребенка быстрых результатов. А все дети разные. И "пока-пока" кто-то машет в 7 месяцев, а кто-то в полтора года.
Мой старший сын в 2 года 2 месяца знал и называл все цвета, даже оттеночные. А средняя дочь и в 3,5 года путала красный, зеленый и другие контрастные и непохожие цвета. При этом, она в остальном была обычным хорошо развитым ребенком. Мы даже подозревали у нее дальтонизм и страшно расстраивались.
Оба старших ребенка с "врожденной грамотностью", а младшая до сих пор путает ударения и часто образует слова неправильно. При том, что у нее великолепное математическое мышление, вообще технический ум и очень ловкие, умелые руки.
Сами не напрягайтесь, не ожидайте плохого. Просто продолжайте наблюдать и развивать. Успехов Вам! Здравствуйте, дорогие участники форума. Пожалуйста, поддержите советом и выскажите свое мнение о нашей ситуации. Моему сынишке всего 8,5 месяцев, но я подозреваю неладное и мне очень-очень страшно.
Постараюсь изложить свои мысли и опасения четко.
Родился Иван в 39 недель, 8/9 по шкале апгар. Роды в целом нормальные, но немного подзатянулся предпотужной период, ребенок родился с небольшими кровоизлияниями в глазках и на коже. Вечер провел в кювезе, утром мне его принесли. Нсг показало небольшую кисту, но к месяцу ее уже не было.
Развивается малыш в целом по стандартному календарю. Улыбка, комплекс оживления - все было вовремя, уже с недели или двух взглядом отлично фиксировал и прослеживал игрушку. Единственное, что немного беспокоило в первые месяцы, так это то, что ребенок не поворачивал голову в сторону источника звука (напрмер, игрушки) , слух проверили - все в норме, со временем эта проблема прошла.
Моторное развитие хорошее - в 5 месяцев пополз по пластунски (правда на предплечиях) в 7 месяцев ровно начал вставать, садится, иногда ползать на четвереньках немного, переодически стал ползать по пластунски, передвигая ноги и руки правильно - крест-на-крест (у нас покрытие пола керамогранит, поэтому, видимо, ребенку некомфортно ползать на четвереньках). Вообще в 7 месяцев резко возрасла двигательная активность.
Предречевое развитие. Ваня с месяца очень активно гулил, потом через месяц как-то затих. Потом через какое-то время снова появилось гуление. Потом снова тишина. Через какое-то время появился эдакий птичий язык с лепетом, потом снова пропал. Сейчас есть лепет, когда плачет, то кричит мамама, еще есть аба, ата, дя, тссс, абу и т.п. Что меня очень смущает - я никогда не замечала, что ребенок пытается за мной повторить звуки, хотя я очень много в этом направлении с ним занималась. Когда был маленький, то пугался резких бытовых звуков, сейчас этого не замечаю.
Взгляд. В глаза смотрит, но в основном недолго. Всякие мои песенки и потешки и стишки - все мимо, редко когда могу его хоть ненадолго привлечь его внимание. Хотя песенки из мультиков ему нравятся. Когда видит кого-то нового, то в глаза смотрит, улыбается, но потом как бы смущаяясь утыкается мне в плечо, причем это началось месяцев с 4ех. Чужим улыбается на улице и своим, но когда бабушка или дедушка пытаются его поцеловать, то отворачивается, хотя тактильный контакт любит. Иногда может пристально и давольно долго сиотреть в глаза.
На руки ни к кому, кроме меня не идет. Раньше хоть как-то мог побыть у папы на руках или у бабушки или дедушки, когда они приходили в гости, а сейчас это практически невозможно,только если очень хорошо отвлечь. Ищет глазами меня и выворачивается, тянет ко мне руки, плачет. Постоянно хочет сидеть у меня на руках, даже просто находится у него в поле зрения недостаточно, я должна либо сидеть рядом, либо носить на руках. Если я отхожу ползет ко мне и хватает за ноги. Редко может поиграть один.
Совместное внимание иногда проскакивает, но я не полностью уверена, что это оно. Например увидел что-то, ползет туда и несколько раз через плечо обернется и на меня смотрит. Я пытаюсь стимулировать такое поведение.
Сынок любит играть с мелкими предметами, моторика развита неплохо - подбирает мусоринки с пола, тычет в них указательным пальчиком, насыпаю ему на столик вареную гречку и он с трудом, но подбирает ее и кушает, увлекается этим занятием. Часто любит потеребить всякие мелкие детали на игрушках, веревочки. Играет с банкой из под смеси - туда сложены крышечки может их вытаскивать и обратно складывать. Вообще очень сложно его увлечь чем-то, несколько минут в лучшем случае. Отлично играет в куку, ищет меня, радуется, когда находит, снимает с меня платок, открывает мне руки, если я ими лицо закрывают, смеется, отлично ищет спрятанные игрушки. Пару раз играли в такую игру - я соску ему в рот вставляю, он вытаскивает и вставляет мне в рот и так несколько раз подряд, вместе смеемся. Может покрутить колеса или крутящиеся детали игрушек, но недолго. Любит поковырять всякие болтики.
Вообще ребенок очень живой, везде лезет, все ему интересно схватить, потрогать, открыть. В коляске с 5ти месяцев сидел ухватившись за поручни и все активно рассматривал, хотя его сотоварищи спокойно сидели облокотившись на спинки и вяло глядели по сторонам. Очень упорный в достижении своей цели, если что-то очень хочет, то будет совершать много попыток это заполучить.
Любит клянчить еду, которую кто-то ест, прям до крика если не даем.
Прослеживает предмет, который я показываю указательным пальцем,более того, иногда видя, что я куда-то пристально смотрю - прослеживает мой взгляд и тоже смотрит в туже сторону.
На имя стал отзываться не так давно, и то 8 из 10 раз повернется когда зову я. Если зовет кто-то другой, то реже поворачивается.
А теперь самое волнительное для меня:
1. Я не могу добиться от сына хоть какой-то имитации моих действий. Все привет-пока, ладушки, фонарики, сороки вороны - все мимо кассы. Начал раздражаться когда я его ручками пытаюсь хлопать или играть в пальчиковые игры. Когда я хлопаю в ладоши он не заинтересовывается. Всей семьей учим пока-пока, но все безрезультатно, он вообще почти не смотрит на человека, который уходит. Только встречает улыбкой. Есть пару моментов похожих на имитацию, но они сомнительны. Я подую в дудочку, дам ему - он тоже пытается дуть. Я поударяю ксилофон - он отнимет палочку и тоже поударяет
2. И второй очень пугающий меня момент, мне кажется, что сын не понимает обращенную к нему речь. Я уже месяц пытаюсь научить его искать глазками несколько предметов и успехи у нас малые. Иногда спрошу где лампочка, он поднимет голову, но чаще нет, вроде переводит взгляд на мишку, но тоже не в 100% случаев, тоже самое с еще несколькими предметами. Вроде понимает слово пить. Или вот сидит на стульчике и явно хочет ко мне на руки. Я спрашиваю: " Ваня, на ручки пойдешь?" Он не поднимает ручки, если же руки к нему протяну, то сразу тянет ручки.
У нас первый сын умер в 3, 5 года от тяжелого генетического заболевания и я знаю, что такое быть мамой ребенка инвалида. Честно, мне страшно до тошноты, ни о чем не могу думать. Чтобы быть увереными в здоровье сына мы пошли на эко с генетической диагностикой, и его рождение стало для нас шансом открыть новую счастливую страницу в нашей жизни. Если наш малыш болен, то я не представляю как мы сможем перенести этот удар. Пожалуйста, подскажите, на сколько мои опасения верны? В моём близком круге имеется такой ребёнок. Хочу сказать родителям не нужно отчаиваться, эти детки действительно другие, они отличаются от обычных деток, да есть много сложностей, но в чем то они даже превосходят обычных деток, конечно требуется огромная сила терпения для вкладывания в развитие и адаптации в социуме такого ребенка, но они в чем то даже гениальны. Родители нашего мальчика, которому на сегодня 6 лет, конечно многое отдали бы, чтобы он был простым обычным пацанчиком, но в тоже время я лично имея с ним общения постоянно поражаюсь его уму. Да он не ведёт такой диалог, как ведут обычные ребятишки его возраста, но он выдает такие умозаключения, которые меня могут поставить в тупик.
Родители и те у кого есть такие детки в окружении, просто любите таких иных, но замечательных деток. А любовь творит чудеса, быть может за такими детками великие открытия и наше с Вами спасение. Kolvas
мне кажется рано еще паниковать, начнете следить читать больше и накручивать себя, пока развивайтесь и общайтесь больше. удачи вам! Kolvas
Вы совершенно правы в том, что в 6 месяцев трудно оценить наличие аутичного расстройства. Но то, что вы обращаете на это внимание - отлично. Продолжайте общаться с ребенком и играть в игры по возрасту, если с ним действительно что-то не так, то какие-то признаки можно будет у видеть в год-полтора, не раньше. Добавлено спустя 22 минуты 56 секунд:

Добавлено спустя 2 минуты 43 секунды:

Опечатка-давился. Anisimovatg
ЭЭГ может быть удовлетворительным в возрасте год- потора, пока у ребенка не развита высшая нервная деятельность, и в возрасте 2-3 вдруг оказаться "плохим", потому что не включается кора, не начинают формироваться ассоциативне поля.
Пол-года не большое отставание в развитии.

У детей с РАС очень часто до определенного возраста синдром проникающего кишечника - gut leak, и поэтому проблема с пищеварением, едят не все и не все усваивают. Я так и не поняла сколько сейчас ребенку, для первого года жизни то что вы описываете на введение прикорма вариант нормы, на ГВ так и вообще мягкий стул, до 3 лет дозревает ферментативная система - надо смотреть на что ребенок реагирует, или механическое щажение применять. Мясо куском не может есть - сменить сорт и обработку. Овощи не пюрированные могут не усваиваться потому что зубов мало и жует плохо.

Ребенок любил погрызть яблоко в возрасте полутора лет, не жуя, естественно оно в таком виде кусочками его и покидало. llazy
Спасибо! Я наоборот переживаю что не могу обьять необъятное. Списалась с харьковскими генетиками, но там надо столько всего сдать. Пока не могу это осилить финансово. Я читала что при РАС часты откаты до 3 лет. Скажите что можно сделать еще чтобы подвинуть развитие и избежать откатов. Диету пока не хочу вводить. Молоко и так не даем. С жкт бывают странности: пища полупереваренная выходит и кал неоформленный. Пробиотик пьем, витамин Д3 тоже. Вот думаю еще над сосудистыми препаратами и может дуплексное сканирование сосудов шеи сделать? Есть такое обследование МРС головного мозга. Оно показывает биохимию ГМ. Как думаете, есть смысл делать? И что потом можно извлечь из результатов? Ноотропы охота подавать. Но боюсь эпи. Я так поняла что височные доли это риск. Вот сделаем ээг ночное, если будет чисто то рискнем. И я не понимаю. МРТ плохое, а Ээг написано что ритмы по возрасту. А задержка явно месяцев на 6. Как так?