Болезни Военный билет Призыв

Увольнение с контракта по статье. Увольнение с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту

Увольнение военнослужащего по контракту несколько отличается от процесса гражданского расторжения трудовых отношений. За что могут уволить из армии РФ и отличаются ли эти основания в других государствах, например в Казахстане?


За что могут уволить военнослужащего в РФ?

В Федеральном законе РФ есть 51 статья, где описаны четкие основания увольнения с военной службы.

Общие основания для увольнения военнослужащего следующие:

  1. При достижении контрактником определенного возраста. Для каждого воинского звания и должности установлен свой срок.
  2. Окончание действия подписанного контракта. Военный имеет право продлить договор с армией или уйти.
  3. Состояние здоровья. Если на военно-врачебной комиссии служащего признают непригодным к продолжению службы, его уволят.
  4. Лишение воинского звания.
  5. Утрата доверия начальства. Сюда можно отнести неправомерные действия, которые привели к порче имущества армии или травматизации военнослужащих, кроме этого, предоставление недостоверных данных о доходах семьи.

Вступившее в силу уголовное или административное наказание, которое подразумевает запрет на занимание определенных должностей, также послужит причиной к увольнению.

Когда возможно досрочное увольнение военного?


Досрочное увольнение с военной службы может проходить по нескольким причинам:

  1. Увольняется по причине нарушения условий контракта непосредственно военный.
  2. Появились нюансы, независящие от сторон и не позволяющие нести службу далее.
  3. Инициатором досрочного увольнения выступает командир.

Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы досрочно в следующих случаях:

  1. Организационно-штатные мероприятия. Имеется в виду реорганизация или ликвидация некоторых составляющих штата: должностей, числа военных.
  2. Переход контрактника на службу в другие структуры, например ОВД или таможню.
  3. Несоблюдение любого из условий контракта. Сюда относят невыполнение обязанностей, появление в части в неподобающем виде и т.п.
  4. Обвинительный приговор суда по статье УК или привлечение к административному наказанию.
  5. Военный признан не прошедшим испытание. Применяется такое основание в тех случаях, когда человек впервые подписал контракт с армией, но хочет уволиться.
  6. Перевод на гражданскую службу.

Без этих оснований военнослужащий не может быть уволен по закону до достижения им пенсионного возраста.

Кроме этих случаев, законом предусмотрены причины увольнения с военной службы по инициативе контрактника. Они могут быть такими:

  1. Нарушение контракта со стороны командования.
  2. По состоянию здоровья.
  3. По семейным обстоятельствам, например проживание семьи в другой стране, наличие малолетних детей или заболевших родственников, которым нужен уход.
  4. Переход на высокие должности в органы исполнительной власти или избрание его в Госдуму.

Эти и любые другие уважительные причины дают право контрактнику уйти из армии, а в дальнейшем при желании – продолжить служить.

Порядок увольнения военнослужащего ВС РФ




Увольнительный процесс военнослужащего начинается с его рапорта командиру части. Рапорт составляется в соответствии с причинами расторжения контракта. Например, можно указать уважительные причины, по которым контрактник хочет быть уволенным, или указать решение командования о сокращении (организационно-штатные мероприятия).

Далее по необходимости, собирается комиссия, состоящая обычно из трех человек, вышестоящих по званию. Она нужна в случаях, когда военный изъявил желании уйти сам. В случаях, когда контрактник чувствует, что не справляется с обязанностями по состоянию здоровья, собирается военно-врачебная комиссия.

Только после этого составляют приказ об увольнении, где указывается, увольняется ли контрактник в запас или навсегда покидает ряды армии.

Следующие этапы увольнения происходят по тому же принципу, что и в случае с гражданскими работниками.

Выплаты, положенные при расторжении контракта, такие:

  1. Единовременное пособие. Если военный служил менее 20 лет, ему полагается сумма, кратная окладу за 2 месяца. Если больше – сумма возрастает до 7 окладов.
  2. Премии. Составляют 25% от оклада и выплачиваются по инициативе руководства.
  3. Дополнительный оклад, если во время несения службы военнослужащий был удостоен наград.
  4. Заработная плата за фактически отработанное военным время.
  5. Денежная компенсация за дни отпуска, которые не были использованы.

Во время службы контрактникам ежегодно выплачивается материальная помощь, равная ежемесячному окладу. Начисления идут согласно установленному графику, если военный в год увольнения уже получал эти деньги, удерживать их из расчета не имеют права. В случае же, если на момент расчета материальная помощь не начислена, ее выплачивают позже.

Основания и порядок увольнения в Казахстане


Военнослужащие Казахстана имеют некоторые привилегии от государства, также как и обязанности перед ним.

В целом основания для увольнения и его процесс в любом из государств аналогичны тем, что предусмотрены в РФ. Однако есть и отличия, в основном в выплатах при увольнении.

В Казахстане предусмотрены выплаты выходного пособия в размере заработной платы тем, кто уволен по собственному желанию или по решению командования, но не по причине плохой службы. Их сроки отличаются от установленных в РФ.

При этом за полученные награды к выплатам добавляется еще как минимум один оклад.

Увольнение военнослужащего любого государства должно происходить по установленным правилам. Контролировать необходимо не только основание увольнения, но и порядок действий. Недостаточный список выплат может стать причиной обращения в военную прокуратуру или суд.

В случае нарушения прав военного командование могут отстранить от занимаемых должностей временно или окончательно.


Г.С. СКАЧКОВА ,
канд. юрид. наук, доц., и.о. зав. сектором трудового права и социального обеспечения Института государства и права РАН.

Основания, при которых военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, подлежит увольнению с военной службы
Основания, по которым военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, досрочно увольняется с военной службы
Случаи, когда военнослужащий имеет право на досрочное увольнение с военной службы

В ст. 50 Федерального закона от 28.03.98 № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” (далее – Закон о воинской обязанности) содержатся общие положения об увольнении с военной службы, которые конкретизированы в Положении о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16.09.99 № 1237.Так, увольнение военнослужащих с военной службы в соответствии с Законом о воинской обязанности производится:

В п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27.05.98 № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” говорится о том, что военнослужащие, проходящиевоенную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Законом о воинской обязанности.

В отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, перечень оснований увольнения с военной службы, указанный в ст. 51 Закона о воинской обязанности, больше подходит под перечень оснований ее прекращения, за исключением такого основания, как отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования. В отношении лиц, не закончивших учебу, действуют положения ст. 35 Закона о воинской обязанности относительно возможности продолжения военной службы на иных условиях, в частности путем направления для прохождения военной службы по призыву.

В п. 1 ст. 51 Закона о воинской обязанности названы основания, при наступлении которых военнослужащий подлежит увольнению с военной службы. К их числу по своему содержанию примыкает и такое основание увольнения, как исключение из списков личного состава воинской части умершего (погибшего) военнослужащего либо в установленном законом порядке признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, которое названо в п. 7 данной статьи.

Увольнение военнослужащего по основаниям п. 1 ст. 51 Закона о воинской обязанности может иметь место по разным причинам .

Самостоятельным основанием для увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, с военной службы является истечение срока (подп. “б” п. 1 ст. 51 Закона о воинской обязанности).

Что касается досрочного увольнения военнослужащего-контрактника с военной службы, то в ст. 51 Закона о воинской обязанности названы два вида оснований.

Первый вид оснований, который содержится в пп. 2 и 6 данной статьи, указывает случаи, когда военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы.

Второй вид оснований, который содержится в п. 3 данной статьи, указывает случаи, когда военнослужащий имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

По каким основаниям военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы?

Первая группа таких оснований предоставляет право соответствующему федеральному органу исполнительной власти, где военнослужащий проходит военную службу по контракту, досрочно уволить военнослужащего с военной службы.

К числу оснований досрочного увольнения первой группы относятся:

  • организационно-штатные мероприятия;
  • невыполнение военнослужащим условий контракта;
  • отказ в допуске к государственной тайне или лишение указанного допуска.

При этом военнослужащий, уволенный в связи с невыполнением им условий контракта, если он на момент увольнения не выслужил срок военной службы по призыву, направляется для прохождения военной службы по призыву с зачислением двух месяцев военной службы по контракту за один месяц военной службы по призыву.

В случае, когда военнослужащий досрочно увольняется с военной службы в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно, инициатором увольнения выступает суд.

Что касается такого основания увольнения, как переход на службу в органы внутренних дел, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, федеральные органы налоговой полиции или таможенные органы РФ, то фактически такое основание увольнения свидетельствует об изменении содержания военной службы и является по существу переводом военнослужащего по правилам ст. 44 Закона о воинской обязанности.

В каких случаях военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями?

Случаи увольнения военнослужащего в связи с организационно-штатными мероприятиями:

  • при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), в т. ч. при ликвидации (расформировании, реорганизации) воинских частей, органов или организаций и отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);
  • при нахождении в распоряжении командира (начальника) свыше сроков, установленных п. 4 ст. 42 Закона о воинской обязанности и Положением о порядке прохождения военной службы и отсутствии согласия военнослужащего с назначением на другую воинскую должность (должность);
  • при снижении воинского звания, соответствующего занимаемой военнослужащим воинской должности (должности), при изменении военно-учетной специальности, соответствующей занимаемой им воинской должности (должности), переименовании воинской должности (должности) и нежелании продолжать военную службу на занимаемой им воинской должности (должности) либо на другой воинской должности (должности);
  • при признании военнослужащего военно-врачебной комиссией негодным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);
  • при сокращении воинских должностей (должностей) в пределах их общей численности, подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в т. ч., если занимаемая им воинская должность (должность) не подлежит сокращению, при его согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию).
    Досрочное увольнение с военной службы военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в связи с организационно-штатными мероприятиями применяется, если:
  • отсутствуют другие основания для увольнения;
  • отсутствует согласие военнослужащего с назначением на другую воинскую должность.

По существу увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями является увольнением военнослужащего по инициативе “работодателя” при отсутствии на то вины в действиях самого военнослужащего.

В каких случаях военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы?

Основания увольнения этого вида могут быть поделены на две группы.
Первая группа оснований – когда досрочное увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, возможно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин, по заключению аттестационной комиссии (п. 6 ст. 51 Закона о воинской обязанности).

Положение о порядке прохождения военной службы в п. 13 ст. 34 особо указывает на то, что порядок представления военнослужащего к увольнению с военной службы по данному основанию и оформление соответствующих документов определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Вторая группа оснований досрочного увольнения с военной службы военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, когда он имеет право на такое увольнение (п. 3 ст. 51 Закона о воинской обязанности), включает в себя такие основания, которые по существу являются исключающими вину военнослужащего.

Во-первых, возможно увольнение по собственному желанию при наличии на то уважительных причин. К числу уважительных причин для увольнения по собственному желанию отнесено существенное и (или) систематическое нарушение в отношении военнослужащего условий контракта.

Б., прослуживший в Вооруженных Силах 25 лет, был досрочно уволен с военной службы в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта.
Не согласившись с приказом об исключении его из списков личного состава части, Б. обратился в военный суд с жалобой, в которой просил признать этот приказ незаконным. Б. считал, что нарушен порядок увольнения, что необходимо обязать командование предоставить ему отпуск по личным обстоятельствам на 30 суток и выплатить единовременное пособие в размере 20 окладов денежного содержания.
Московский гарнизонный военный суд удовлетворил жалобу Б.
Московский окружной военный суд отменил решение гарнизонного суда и вынес новое решение об отказе в жалобе Б. В определении окружного военного суда было указано, что Б. имел бы право на получение отпуска и единовременного пособия, если бы он был уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Вынесение такого решения обосновывалось ссылкой на то, что в Федеральном законе “О статусе военнослужащих” нет прямого указания о распространении вышеперечисленных прав и льгот на военнослужащих, уволенных в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении них условий контракта (т. е. уволенных по другим основаниям).
По протесту Председателя Военной коллегии Верховного Суда РФ определение окружного военного суда было отменено Военной коллегией Верховного Суда РФ и оставлено в силе решение гарнизонного военного суда.
В обоснование своего решения Военная коллегия Верховного Суда РФ указала на то, что согласно абз. 2 п. 3 ст. 51 Закона о воинской обязанности на военнослужащего, уволенного с военной службы по основаниям, предусмотренным подп. “а” данного пункта (в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта), распространяются права и льготы, предусмотренные законодательством РФ о статусе военнослужащих в связи с организационно-штатными мероприятиями.

На права и льготы при увольнении с военной службы особо было указано и Пленумом Верховного Суда РФ в п. 5 постановления от 14.02.00 № 9 “О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих”.

В числе уважительных причин при увольнении со службы по собственному желанию – наличие семейных обстоятельств.

Перечень таких семейных обстоятельств дан в подп. “в” п. 3 ст. 51 Закона о воинской обязанности. К ним относятся:

  • невозможность проживания члена семьи по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и отсутствие возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
  • изменение места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанное с необходимостью переезда семьи в другую местность;
  • необходимость постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением органа государственной службы медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I или II группы или лицами, достигшими пенсионного возраста по старости или не достигшими возраста 18 лет, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
  • необходимость ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца).

Во-вторых, досрочное увольнение военнослужащего с военной службы возможно по состоянию здоровья.

При увольнении по данному основанию необходимо, чтобы военно-врачебная комиссия признала военнослужащего ограниченно годным к военной службе, т. к. согласно п. 2 ст. 33 Закона о воинской обязанности на военную службу по контракту может быть призван лишь тот гражданин, который признан годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями.

В-третьих, досрочное увольнение военнослужащего возможно по инициативе “третьих лиц” – в связи с необходимостью осуществления законодательной власти в Совете Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания РФ, осуществления на постоянной основе полномочий представительных и исполнительных органов различного уровня – от субъекта РФ до муниципальных образований, на основе актов избрания военнослужащих в соответствующие органы.

Согласно ст. 45 Закона о воинской обязанности, прекращение действия контракта по данному основанию сопровождается приостановлением военной службы военнослужащего в занимаемой им должности на весь срок его полномочий в указанных органах. Со дня прекращения оснований для приостановления военной службы военнослужащие заключают новый контракт о прохождении военной службы или увольняются с военной службы по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным законом.

Положение о порядке прохождения военной службы в п. 4 ст. 19 уточняет, что военнослужащие, заключившие новые контракты, назначаются на прежние воинские должности или с их согласия – на иные воинские должности.

Нормативная база
  • Федеральный закон от 28.03.98 № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” (с изм. и доп.)
  • Федеральный закон от 27.05.98 № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” (с изм. и доп.)
  • Указ Президента РФ от 16.09.99 № 1237 “Вопросы прохождения военной службы” (с изм. и доп.)
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.00 № 9 “О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих”

Увольнение из ВС РФ - это процедура, которая детально описана в Указе Президента, посвященного различным аспектам военной службы, и иных нормативных актах. Возможным является как увольнение в запас, так и в отставку. По общему правилу, осуществляется первая форма, исключая те ситуации, когда военнослужащий:

  • достигает возраста, указанного, как предельный;
  • признается негодным для продолжения службы из-за состояния здоровья.

Увольнение в запас также невозможно и для тех, кто:

  • является гражданином другой страны или собирается проживать за границей после увольнения;
  • лишен свободы по ;
  • был отчислен из военных учебных заведений.

Какие еще есть причины для увольнения?

Все основания, которые предусмотрены законом, можно разделить на несколько групп:

  • Во-первых, разумеется, это окончание срока контракта.
  • Во-вторых, невозможность выполнять служебные обязанности по болезни, в связи с ранением или достижением определенного возраста, что не зависит от действий сторон.
  • В-третьих, решение служащего о принятии гражданства другого государства или переезде туда на ПМЖ.
  • Последняя группа - совершение военнослужащим разного рода противоправных поступков, которые влекут за собой лишение звания, а также отчисление из различных учебных заведений военного профиля.

Предусмотрены основания и для досрочного прекращения службы в ВС РФ в связи с сокращением и другими организационными мероприятиями, а также иными обстоятельствами.

Обычный порядок увольнения с военной службы

Увольнение, по большей части оснований, указанных в законе, производится с согласия контрактника. Основанием для начала процедуры увольнения, как правило, служит рапорт, подаваемый самим служащим . Подается он на имя командира военной части. В рапорте указываются причины, побудившие военнослужащего просить об увольнении. Однако, в ряде ситуаций, такого документа не требуется, а достаточно решения командования.

Перед тем, как подготовить представление об увольнении, необходимо выполнить ряд процедур, без которых порядок увольнения с военной службы будет неполным. К ним относят:

  • подсчет и документальное подтверждение выслуги лет;
  • беседа командира части с военнослужащим, результат которой оформляется специальным документом;
  • получение заключения ВВК о состоянии здоровья;
  • проведение всех денежных расчетов.

После проведения всех необходимых действий, издается приказ, в котором указывается, что военнослужащий исключается из списков личного состава и причина такого решения . Оспаривание такого приказа, особенно в случаях, когда согласие на увольнение не требуется, производится в суде. На этом этапе нередко требуется помощь квалифицированного юриста, который поможет составить и собрать все необходимые доказательства необоснованности приказа.

Что гарантируется увольняемым из ВС?

Основным правом, реализация которого чаще всего не вызывает необходимости представления дополнительных сведений, является получение финансового вознаграждения за военную службу. Кроме обычного денежного содержания, к нему относят разного рода единовременные выплаты, премии и материальную помощь. То же касается и недежного материального обеспечения. До полного расчета командование не имеет права исключать военнослужащего из личного состава.

Но, помимо различных выплат, увольняемый по основаниям, не связанным с нарушением закона, военнослужащий не теряет права на некоторые гарантии, полагавшиеся ему ранее. Например, прослужившие не менее 10 лет и не имеющие жилья отставники не исключаются из очереди на него, как и не теряют право на получение субсидии для самостоятельного решения жилищной проблемы своей семьи.

Здравствуйте, я военнослужащий контрактной службы МО, служу свой второй контракт, но уже в другой воинской части. В процессе прохождения службы, сильно разочаровался и служить в этой воинской части не хочу. По вопросу перевода, скажу сразу, что командование всячески препятствует этому процессу, поскольку контрактников не хватает, появляются различные отговорки, пропадают рапорта, процесс каких либо действий в этом вопросе со стороны контрактника, игнорируется, появляются отговорки и т. д Командование так же говорит прямым текстом, что перевестись отсюда очень проблематично, можно только уволиться, но только "А" по статье несоблюдения условий контракта, "Б" по состоянию здоровья. В данный момент, я самовольно покинул часть и незаконно отсутствую уже четыре месяца. Несколько дней назад от сослуживцев я получил информацию о том, что мои документы были направлены на увольнение по статье (кем и куда я не знаю) в первые дни моего отсутствия, меня отмечали как незаконно отсутствующего, в дальнейшем начали отмечать как отпускника, потом вновь стали отмечать как незаконно отсутствующего, уголовное дело так и не было заведено, в розыск меня так же не объявляли. Почему происходит такой алгоритм действий остается непонятным, могу только предположить, что боятся поднимать шум и за пределы стен батальона это не выходит. Добавлю, что в батальоне незаконно отсутствуют, уже больше 30 суток, еще несколько человек. в отношении которых так же не предпринимаются никаких действий. В связи с чем у меня вопрос - Почему уголовное дело, которым так пугают всех контрактников за незаконное отсутствие в части, так и не было заведено? И возможно ли уволить незаконно отсутствующего контрактника по статье, если его до сих пор нет на службе? Насколько весь этот процесс соответствует действительности?