Болезни Военный билет Призыв

Понятие гештальт в психологии. Основные методы и техники гештальт-терапии. Основные положения, методы и техники гештальт-терапии. Правила и игры

Гештальт-терапия - это метод практической психологии, направленный на осознание и анализ пациентами всего невысказанного, подавленного и незавершенного в жизни, с целью избавления от проблем и гармонизации личности.

Гештальт-подход основан на собственных теоретических тезисах, постулатах психоанализа, элементах психодрамы и биоэнергетики.

Основателем данного направления является немецкий ученый - Фриц Перлз , он использовал для его развития теорию психоанализа, которую постоянно дополнял собственными умозаключениями. Холистический подход (единство души и тела, чувств и эмоций) в гештальт-терапии появился благодаря трудам психологов Вертгеймера, Келера, Курта Гольдштейна . Развитие телесных ощущений позиционировал исследователь Райх , а элементы психодрамы ввел Якоб Морено .

Пройдя гештальт-терапию, человек начинает видеть, ощущать и понимать собственную личность не как набор отдельных черт характера, качеств, желаний, запретов и способностей, а целиком как единый организм, которым он может управлять. В процессе лечения терапевт помогает пациенту “извлечь” из подсознания “болезненные” воспоминания, образы, мысли, чувства и “поработать” над ними.

В итоге должен получиться гештальт (внутренний образ проблемы и преграды к выражению эмоций). Его пошаговый анализ позволяет людям выстраивать гармоничные отношения с собой, близкими людьми и окружающим миром так, чтобы получать при этом удовольствие и положительные эмоции.

Изменение привычного восприятия себя, своего поведения, возрождение искренности и умения радоваться, переосмысление поступков и взаимоотношений - вот что такое гештальт-терапия простым языком.

На своих консультациях или групповых тренингах гештальт-терапевты учат пациентов:

  • всегда опираться на свои желания и потребности, с учетом реальности и обстоятельств;
  • не подавлять своих чувств и не накапливать негатива;
  • выражать себя в общении, творчестве, деятельности.

Основные положения гештальт-подхода - это:


Цикл действий в такой терапии

Гештальт-терапия наиболее эффективна для женщин (из-за их эмоциональности), мужчинам такое длительное внимание и тщательный разбор чувств может показаться преувеличением, они обычно руководствуются доводами разума и с легкостью игнорируют свои желания и потребности в угоду достижениям и успехам.

Кроме того, в обществе слишком эмоциональный мужчина считается слабым, поэтому говорить о своих проблемах многим представителям сильного пола непросто даже при встрече с психотерапевтом.

Основные методы и техники

В гештальт-подходе используются:

  • работа с чувствами;
  • упражнения на выражение своего состояния движениями тела;
  • анализ снов и воспоминаний;
  • работа с вымышленными персонажами (обыгрывание ситуаций и чувств).

Процесс терапии считается эффективным:

  • если он длится не больше 2-х лет;
  • показывает пациентам сильные черты их личности;
  • способствует позитивному восприятию себя в мире.

Этапы гештальт-терапии:

  • поиск проблем, явного и “замаскированного” негатива у клиентов, слабых сторон их личности;
  • анализ и “отпускание” обнаруженных препятствий;
  • формирование доверия к собственной сфере чувств и обучение свободному выражению эмоций (с учетом социальных норм и правил).

Главная роль в любых гештальт-методиках отводится эмоциям , движения же разума считаются вторичными, их учитывают, если они не подавляют сферу чувств.


Базовые 5 эмоций в гештальт-терапии

Задача гештальт-терапевта помочь пациенту увидеть каким образом он “препятствует” удовлетворению своих потребностей, какие психологические блоки он выставляет и вместе найти приемлемые способы их удовлетворения.

Задача клиента - рефлексия (осознание и выражение) своих чувств и связанных с ними поступков.
Основная стратегия гештальт-терапии - это развитие желания принятия себя (техники изменения личности в ней практически не используются).

Терапевты гештальт-подхода в своей работе оперируют специальными терминами:

1. Интерпроекция. Подмена реальных потребностей людей навязанными (обществом, традициями, значимыми людьми).

2. Конфлюэнция (отсутствие границ между внешней средой и организмом).Слияние чувств и поступков с целью получения максимального удовлетворения от жизни.

3. Ретрофлексия. “Замораживание” в подсознании своих потребностей и желаний.

4. Цикл-контакт. Процесс формирования в сознании клиента образа препятствия, выражения чувств относительно проблемы, разрушения гештальта.

5. Преконтакт. Стадия формирования гештальта с преобладанием ощущений его фона (на основе телесных ощущений возникает образ главенствующего чувства).

6. Контактинг. Свободное выражение чувств и преодоления эмоциональных ” зажимов”.

7. Финальный контакт. Отождествление себя с гештальт-образом, осознание единства чувств и действий.

8. Эготизм. Самопрерывание цепочки гештальт-терапии. Уход от осознания потребности, предотвращение перехода в финальный контакт и застревание на контактинге.

9. Постконтакт. Растворение фигуры гештальта в фоне. Получение и закрепление опыта эмоционального и телесного выражения чувств.

Таким образом, весь процесс традиционной гештальт-терапии представляет собой формирование в сознании пациентов фигуры и фона и поэтапное отражение их внутренней работы над психологическими проблемами.

А вот что это такое простыми словами:

  • осознание своих эмоций в состоянии покоя;
  • анализ чувств и желаний при возникновении раздражителя;
  • формирование целостного образа (гештальта) провоцирующего фактора и реакции на него;
  • эмоциональное реагирование на него;
  • катарсис (снятие напряжения и возникновение удовлетворения);
  • возвращение к гармоничному состоянию

Упражнения

Индивидуальные или групповые занятия с гештальт-терапевтом позволяют
шаг за шагом “обнажить” эмоциональные “шлаки” в подсознании клиентов, привести их к осознанию проблемной ситуации, научить проявлять себя согласно внутренним порывам и жить в гармонии со своим организмом.

В начале терапии используются упражнения, направленные на фокусировку чувств и их рефлексию, затем используются техники высвобождения негативных эмоций. Врач осуществляет общее руководство процессом формирования гештальта, он заостряет внимание пациентов на проблемных моментах, поощряя осознание необходимости свободного выражения своих эмоций.

Примеры упражнений:

1. “Горячий стул”. Клиент садиться в центр группы (на тренингах обычно участники сидят по кругу) и ему предлагается рассказать о том, что его беспокоит. После диалога с пациентом на “горячем стуле” тренер просит выразить чувства и ощущения других участников. Все они должны побывать в центре круга.

2. Осознание. Здесь пациенты рассказывают об ощущениях и мыслях в настоящий момент.

3. Усиление телесных проявлений во время занятий. Любые невербальные жесты участников тренинга терапевт просит утрировать, например, постукивание пальцев превратить в “барабанную” дробь.

4. Челночное движение. Нагнетание фона к фигуре. Если клиент сообщает об одиночестве, терапевт старается максимально негативно “окрасить” фон, т.е. делает акцент на телесных проявлениях (дрожи, сжимании рук или ног и т.д.).

5. “Пустой стул”. В этом упражнении на стуле в центре пациенты ведут диалог не с реальным человеком, а с воображаемым, умершим или самим собой.

6. Совершение кругов. Все члены группы по кругу высказываются друг друге.


Тема. Технологии Гештальттерапии


Введение

Основатель данного психотерапевтического направления – Перлз. Представителями этой школы являются также Л. Перлз, П. Гудмен, Дж. Симкин, Р. Хефферлин, К. Наранхо. На развитие направления оказали влияние современная западная философия (феноменология, экзистенциализм), дзен-буддизм, различные психотерапевтические подходы: психоанализ, психодрама, телесно-ориентированная психотерапия.

В гештальттерапии использовались термины гештальтпсихологии (фигура, фон, гештальт) для описания процесса удовлетворения потребностей и эмоционального реагирования. Объяснительная модель этого подхода такова. Человек взаимодействует со средой в ритме "контакт-уход". Когда появляется насущная потребность, она выделяется как фигура на фоне др. переживаний. Для удовлетворения потребности человек должен ее осознать и вступить в контакт со средой. После удовлетворения гештальт завершается, и человек выходит из поля. Новая фигура (потребность, эмоция), возникающая на фоне других, требует повторения цикла. Однако этот процесс нарушается, если фигура не может стать четкой: ей мешают др. неудовлетворенные потребности, появляющиеся в поле восприятия. В этом случае потребность не осознается, и человек не контактирует со средой. Избегание контакта осуществляется за счет подавления потребности и ухода в мысли, фантазии, внутренний монолог. "Осадки" незавершенных гештальтов, непережитых эмоций "замутняют" процесс осознавания в настоящем, появляясь в поле восприятия как фигуры. Ощущения теряют непосредственность, замещаясь усвоенным чужим опытом.

Прекращение осознавания собственных потребностей, разрушение контакта со средой ведет к нарушению границы "Я" и взаимодействия с людьми. В зависимости от характеристик этого процесса различаются четыре невротических механизма: слияние, интроекция, проекция, ретрофлексия. Слияние проявляется в неразличении собственных идей, чувств, потребностей и переживаний, идей других людей. Интроекция – мышление и действие от имени интериоризированного авторитета, усвоение чужих установок без рассмотрения и критики, перенесение в собств. систему верований без анализа и переструктурирования. Проекция состоит в приписывании другим собственных (чаще негативных) побуждений, мотивов, черт. Ретрофлексия означает раскол личнности на противоположные части (напр., "Я презираю себя").

В отличие от невротического функционирования, аутентичная личность осознает свои потребности и эмоции, находится в контакте со средой для их удовлетворения, погружена в процесс жизнедеятельности, а не живет прошлым или будущим.

Опираясь на данную модель, представители гештальттерапии разработали принципы терапии: "Я-Ты", "что и как", "здесь и теперь". Результатом психотерапии является осознавание и полное переживание ощущений и эмоций, завершение гештальтов, доверие клиента к собственным потребностям и ответственность за их удовлетворение. Психотерапия направлена не на содержание вытесненного бессознательного, а на процесс осознавания в настоящем.

В гештальттерапии не используется интерпретация. Наиболее известные техники: зоны осознавания, техника усиления, челночная техника, разыгрывание ролей, метод "пустого стула".

Для терапевтических отношений в гештальттерапии характерно признание за клиентом ответственности за свои чувства, потребности, опора на его естественное стремление к росту. П. Гудмен сформулировал эту позицию в парадоксальной фразе: "Самое худшее, что Вы можете сделать для человека, – это помогать ему". В процессе психотерапии развивается личная автономия, и человек становится свободным и самодостаточным.

Гештальттерапия выдвигает на первый план осознание того, что происходит в настоящий момент на разных неразрывно связанных между собой уровнях: телесном, эмоциональном и интеллектуальном. То, что происходит «здесь и теперь», является полноценно протекающим опытом, затрагивающим организм во всей его целостности. Этот опыт также содержит в себе воспоминания, предшествующий опыт, фантазии, незавершенные ситуации, предвидения и намерения.

То, что происходит в настоящий момент - это опыт контакта с другими людьми и с окружающей средой. Психотерапевтический процесс концентрируется на осознавании того способа, которым субъект может нарушить этот опыт, игнорировать свои потребности и желания или отказаться от них, постоянно воспроизводить предшествующие ситуации, прерывать процесс творческого приспособления к окружающей среде. Это дает возможность пережить новый опыт контакта с вновь найденными знаниями и ясно определенными актуальными потребностями и осознать свою способность совершать выбор.

Активация тела углубляет происходящий опыт и делает его более динамичным. Это также позволяет создать более благоприятные условия для развития, интеграции и изменения, для становления целостности личности.

Гештальттерапия - это анализ процесса существования самого себя и своего присутствия в мире, анализ, способствующий созданию гибких и адекватных форм сознания и поведения и порождающий творческую ответственность.

1. Гештальттерапия – система, ориентированная на эмпирику.

Пожалуй, больше всего поражает, когда впервые знакомишься с основными положениями гештальттерапии, ее последовательный антиинтеллектуализм. "Отбросьте свой ум и оставьте только чувства", – любил повторять Ф. Перлз. Для людей, воспитанных по канонам западной культуры в духе прагматизма и рационализма, полное отрицание интеллекта, отвержение попыток поиска казуальных, причинно-следственных связей при объяснении механизмов психической жизни людей, как это декларируется в гештальттерапии, выглядит, мягко говоря, странным.

Один из принципов гештальттерапии, в котором нашел свое выражение антиинтеллектуалистический подход к психической жизни людей, гласит: ""Как" важнее "почему"". Провозглашение данного принципа вовсе не означает, что Ф. Перлз был агностиком, отрицавшим возможность выявления закономерностей функционирования психики. Умаление значения разума по сравнению с чувствами было вызвано целым рядом причин. Прежде всего, как нам кажется, это явилось следствием личной неудовлетворенности Ф. Перлза психоанализом и основными его процедурами. Каждое действие имеет множество причин, и каждая причина уводит все дальше и дальше от понимания самого действия. Поэтому бессмысленно, как считал Ф. Перлз, пытаться объяснять, интерпретировать причины, все внимание следует сконцентрировать на самом действии. Каждое действие следует рассматривать как часть целостного образования – гештальта. Поэтому важно, как возникает данный элемент, как он взаимодействует с другими компонентами гештальта, как он ассимилируется индивидом в рамках гештальта и т.п. Все это является содержанием опыта человека. Описание этих "как" без каких-либо интеллектуалистических интерпретаций, могущих исказить или заменить собой истинный опыт индивида, Ф. Перлз считал самодостаточным.

Другой причиной антиинтеллектуализма гештальттерапии является ее ориентация на феноменологию и экзистенциализм. Это нашло свое выражение не только в использовании таких понятий, как "пустота", "тупик", но и в категории "быть". "Быть", по мнению Ф. Перлза, означало "... быть сейчас и здесь, сознавать и нести ответственность – то есть постоянно находиться со своими собственными действиями и чувствами. Быть – это прежде всего ощущать, как функционирует организм, сознавать, как появляются и исчезают чувства и мысли, не мучиться при этом вопросом "Почему?" и не искать причины своего бытия.

Человек никогда не добьется способности спонтанно самовыражаться, если будет постоянно мучиться вопросом "Почему?": "Почему я так сделал?", "Почему я так сказал?" и т.д. За большинством "почему" находится молчаливое эхо родительских наставлений: "Если ты не можешь объяснить своего поступка, то не имеешь на него права". Поэтому в гештальттерапии больше внимания обращают на поступки и действия клиентов, а не на их слова. Гештальттерапия больше ориентирована на эмпирику, чем на мудрствования, на живой процесс терапевтического взаимодействия, чем на верования.

Указанный выше принцип ""Как" важнее "почему"" имеет несколько аспектов в практике гештальттерапии.

ПЕРВЫЙ из них связан с тем, как процесс сознавания находит свое выражение в поведении индивида, какой формосодержательный вид приобретает этот процесс в каждой конкретной точке континуума сознавания. Обращение внимания клиента на эти как существенно активизирует его сознавание.

ВТОРОЙ аспект касается того, как, каким образом возникает самосознавание. Появляется ли оно вследствие самоманипулирования, которое является показателем искусственности, произвольности сознавания, или же возникает само по себе, естественным образом, без дополнительных усилий со стороны человека, как бы данное ему само по себе. В этом последнем случае сознавание действительно имеет живительную, созидательную силу.

ТРЕТИЙ аспект связан с дифференциацией в ходе осознавания непосредственных, чувственно-данных ощущений и переживаний, с одной стороны, и представлений и воспоминаний – с другой. При этом главная проблема для терапевта состоит в том, чтобы показать клиенту, как воображение, память, мышление, представления совершают свои "интервенции", вносят путаницу в реальность. Для того чтобы это не происходило, клиенту необходимо получить возможность осознать и разделить для себя непосредственные переживания и их интерпретацию, т.е. попытаться ответить на вопрос "Почему?". Сознавание может иногда выглядеть как оценка. При этом необходимо различать истинно эмоциональную оценку и оценку-суждение. Истинная оценка связана с осознанием процессов, происходящих в теле и "исходящих" из него, оценка-суждение "исходит" из ума. Если "телесная" оценка совершается непосредственно между полюсами "приятно – неприятно", то "умственная" оценка связана с интерпретацией (например, с точки зрения степени интеллектуальной зрелости) сознаваемых переживаний, их оригинальности, уникальности, социальной значимости и т.д..

Дж. Энрайт считает, что, помимо "поверхностных" механизмов процесса сознавания, существуют еще такие, которые углубляют сознавание и позволяют понять, как осознавание функционирует. Этими глубинными механизмами являются сравнение, атрибутирование и намерение.

Анализ функционирования сравнения позволяет заключить, что при всем том, что оно совершается согласно принципу "здесь и теперь", в нем всегда имплицитно присутствует опыт индивида, в соответствии с которым и осуществляется само сравнение. Например, сравнение обязательно присутствует при описаниях: "Я здесь и теперь сознаю, что этот человек выше меня и при этом чувствую..." или "Я сознаю, что чувства, которые я испытываю, начали изменяться" и т.д. Всякий раз, когда человек делает заключение о том, что кто-то выше его ростом, или когда говорит об изменении своих чувств, он невольно сравнивает их с каким-то исходным или предыдущим состоянием.

Сравнение – по сути тот контекст, который задает определенную модальность чувствам, переживаемым человеком. Качество опыта, по мнению Дж. Энрайта, меньше зависит от того, что происходит с людьми, чем от того, с чем они его сравнивают.

Чувства задаются контекстом, а не контекст задается чувствами. Если, например, некто, кого человек оценивает как своего врага, проявляет по отношению к нему негативные действия, то данный человек может испытывать, переживать в ответ агрессию или даже удовлетворение, интерпретируя активность оппонента как показатель того, что он его (этого оппонента) "достал". Однако если подобные действия исходят от друга, то ответные чувства у человека будут совершенно другими. Это может быть чувство обиды, например, или ощущение предательства и т.п. Поэтому и амбивалентность чувств может быть следствием того, что индивид совершает сравнение переживания как бы одновременно в двух различных контекстах, с двух противоположных позиций сравнения. В частности, механизм действия упражнения "Тяни-толкай" можно объяснить тем, что усиление или уменьшение эмоциональной привлекательности одного из равноценных полюсов сравнения позволяет индивиду сравнить их между собой и, следовательно, сделать выбор в пользу одного из них.

Включая Реферат >> Социология

Мысли и поступки инвалидов. Гуманистическое направление - гештальттерапия (Р. Перле), групповая терапия (К. Роджерс), логотерапия... работниками при содействии медиков. Терапевтическая технология располагает большим количеством психотехнических, ...

Механизмы и техники гештальт-терапии

Систематическое описание методов и техник гештальт-терапии отсутствует. Конкретные упражнения представлены в книге « Ego , Hunger and Aggression » (Perls, 1947), а также в « Gestalt Therapy » (Perls et al., 1951).

Поскольку невроз является признаком задержки роста, лекарством должна быть не столько терапия, сколько метод возобновления роста. Именно эту цель преследуют упражнения. Задача состоит в обнаружении своего «Я», что достигается не путем интроспекции, а через действие.

У среднего человека осознание развито недостаточно. Первая половина книги « Gestalt Therapy » содержит два комплекса упражнений, призванные помочь человеку развить осознание своего функционирования как организма и личности. Эти упражнения являются неотъемлемой частью терапии:

Первый комплекс упражнений предназначен для всех и направлен на:

    контактирование с окружением с помощью осознания текущих чувств, ощущения противонаправленных сил, концентрации внимания, дифференциации и объединения;

    развитие самоосознания через воспоминания, оттачивание чувства тела, переживание непрерывности эмоций, слушание собственных вербализаций, интегрирующее осознание;

    направление осознавания посредством превращения слияния в контакт и изменения тревоги на возбуждение.

Второй комплекс нацелен на изменение хронических нарушений функционирования:

    ретрофлексия: исследование ошибочного поведения, напряжение мышц, выполнение противоположного действия;

    интроекция: интроецирование и процесс еды, смещение и переваривание интроектов;

    проекция: обнаружение проекций и ассимиляция проекций.

Терапия строится в духе импровизации. Методы варьируют в зависимости от пациента и конкретной ситуации, при этом терапевт опирается на уже известные техники. Особое внимание уделяется уникальным способам, при помощи которых пациенты пытаются манипулировать своим окружением (включая терапевта) для получения внешней поддержки.

Вариантов гештальт-терапии столько же, сколько гештальт-терапевтов (Latner, 1973). Некоторые техники все же можно считать общими, если не сказать, стандартными. Все они направлены на осознание. Групповой формат вызвал развитие техник, получивших название «игр».

Метод осознавания здесь и сейчас. Девиз гештальт-терапии: «Я и ты, здесь и сейчас». Настоящее, здесь и сейчас, - это собственно терапевтическая ситуация.

Пациент проживает свою проблему в интервью. Ему даже не надо формулировать свою проблему словами, поскольку она неизбежно проявится в невербальном поведении. Пациенту не разрешают говорить «о» проблемах в прошедшем времени или в терминах воспоминаний; ему предлагают пережить их сейчас. Говоря в общем, пациента просят пережить как можно полнее свое дыхание, жесты, чувства, эмоции и голос. Важна выразительная манера, а не содержание переживаний.

Пациенту следует повторять основное предложение: «Сейчас я осознаю». Обязательно использование настоящего времени. Возможны варианты вопроса: «Что вы осознаете сейчас?», «Где вы сейчас?», «Что вы видите? чувствуете?», «Что вы делаете рукой? ногой?» или «Осознаете ли вы, что вы сейчас делаете своей...?», «Что вы хотите?», «Чего ждете?».

Задача терапевта - привлечь внимание пациента к его поведению, чувствам, переживаниям, не давая им интерпретации. Задача состоит в том, чтобы выяснить как, а не почему - как пациент мешает собственному осознанию незавершенного или прерванного дела, «дыр», или недостающих частей личности, отвергаемых или диссоциированных ее аспектов. Осознание нельзя вызвать силой; если пациент сопротивляется работе с материалом, к которому привлекает его внимание терапевт, не следует его подталкивать. Придут другие времена, когда пациент будет готов к такой работе.

Само по себе осознание может оказаться целительным, поскольку ведет к контакту с незавершенными делами, которые могут быть завершены. Цель всех техник гештальт-терапии, а не только метода здесь и сейчас, - пробудить в пациенте осознание, чтобы он мог интегрировать отчужденные части своей личности.

Метод пробуждения у пациента ответственности. Реакции пациента на вопросы об осознавании, служат выражением самости. Терапевт наблюдает за этими реакциями, задавая дополнительные вопросы. Реакции пациента часто проявляются в форме избегания или встречных вопросов в адрес терапевта, они могут содержать другие указания на попытку избежать ответственности за поведение. «Для него ответственность есть вина, поэтому он боится быть обвиненным, но готов обвинять сам. Он словно говорит: "Я не несу ответственности за свои установки, все дело в моем неврозе"». Пациент проецирует ответственность на других людей, чаще родителей, или ранние переживания. Он может диссоциировать себя от невербальных реакций, говоря о своем теле или его частях «оно», а о его действиях «они».

Терапевт требует от пациента изменить формулировку с вопросов на утвердительные предложения, заставляя его взять на себя ответственность за них. Психотерапевт предлагает пациенту говорить я вместо оно ,когда речь идет о частях тела и их действиях. Так пациента подводят к тому, чтобы он взял ответственность за себя и свое поведение здесь и сейчас, чтобы он лучше осознавал себя.

Работа с драмой и фантазией. Терапевт может ускорить осознавание, вводя ряд техник, требующих драматической деятельности (принятие ролей) и воображения пациента. Этот подход особенно полезен, если взаимодействие пациента с реальностью блокировано. Фантазия с помощью символов отображает реальность в миниатюре, она может быть вербализована, записана или отыграна в различных формах с психотерапевтом, другими участниками группы или в процессе монотерапии.При монотерапии пациент создает и направляет все действо, сам играет все роли. Фантазия предполагает отыгрывание в терапии невротических тенденций, которые впоследствии могут быть взяты под контроль. В отличие от Морено, Перлз не вовлекал других в драматическое действо: он поручал пациенту самому играть все роли. Используя различные техники и ситуации, он поощрял исполнение ролей пациентом.

Техника челнока -переключение внимания пациента попеременно с одного вида деятельности или переживания на другой: например, говорение и слушание себя. Терапевт может облегчить процесс, привлекая внимание пациента к тому, что было сказано и как это было сказано: «Осознаете ли вы это предложение?»

Кроме того, пациент может переключаться с переживания прошлого опыта в воображении и в ситуации «здесь и сейчас». Переживание вызывает внутренние ощущения, которые, будучи осознаны, заполняют пробелы, связанные с переживанием, и способствуют завершению соответствующего незавершенного дела. Техника челнока частично входит в другие техники - в диалоги нападающий/защищающийся и технику «пустого стула».

Диалог нападающий/защищающийся . Невротические конфликты затрагивают противоположные или противостоящие черты или аспекты личности. Когда терапевт обнаруживает подобный раскол в личности, он предлагает пациенту провести эксперимент с вовлечением каждой конфликтующей стороны в диалог. Наиболее распространен раскол между двумя Я в личности, «нападающим» и «защищающимся». «Нападающий» = Суперэго: праведное, перфекционистское, авторитарное, наказующее и запугивающее образование. «Защищающийся» = Ид, или инфраэго , по Перлзу: нечто примитивное, уклончивое, оправдывающееся по типу «да, но», пассивно саботирующее требования «нападающего» и обычно одерживающее верх.

Конфликт может быть разрешен только путем интеграции пациентом двух аспектов своей личности. Процесс интеграции происходит, когда пациент осознает «нападающего/защищающегося», вступая в диалог, в котором он попеременно выступает от имени того и другого.

Пустой стул . Это метод фасилитации ролевого диалога между пациентом и другими людьми или между частями личности пациента. Обычно используется в групповой ситуации. Два стула ставят друг напротив друга: один соответствует пациенту или одному из аспектов его личности («нападающему»), другой - другому человеку или части личности («защищающемуся»). Меняя роли, пациент пересаживается с одного стула на другой.

Терапевт может ограничиться наблюдением за диалогом или рекомендовать пациенту, когда следует пересесть на другой стул, предлагать варианты ответов, привлекать внимание пациента к сказанному и к тому, как это было сказано, или же просить пациента повторить или усилить слова или действия. В процессе такой работы пробуждаются эмоции и конфликты, возникают и разрешаются тупики, может произойти осознавание и интеграция полярностей, или расколов, внутри пациента, между пациентом и другими людьми, между желаниями пациента («защищающимся») и социальными нормами («нападающим»).

Техника пустого стула часто используется в групповой ситуации, когда терапевт работает с участником группы один на один. Человек, с которым работают, занимает «горячий стул» и садится напротив пустого стула перед группой.

Работа со сновидениями. Перлз полагал: сновидения - прямой путь к интеграции. Терапевт пытается заставить пациента повторно пережить сновидение в настоящем, в терапевтической ситуации, включая его отыгрывание. Интерпретации не даются, поскольку они ведут лишь к интеллектуальному пониманию. Давать интерпретацию поручают самому пациенту.

Сновидение отражает или содержит в той или иной форме незавершенную, не ассимилированную ситуацию. Разные его части есть проекции разных и конфликтующих сторон самости. В принципе сновидение содержит все необходимое для исцеления, если понять и ассимилировать все его части.

Сновидения выявляют недостающие части личности и методы избегания, которыми пользуется пациент. Пациенты, не запоминающие сновидений (всех сновидений), отказываются взглянуть на свои проблемы; они «думают , что заключили сделку с жизнью». Таким пациентам предлагают обратиться к ускользнувшим сновидениям: «Сны, где вы?»

При работе со сновидением пациента просят сыграть роль разных людей и объектов. В процессе игры пациент отождествляет себя с отчужденными частями своей личности и интегрирует их. Затруднения при игре или отказ означают, что пациент не желает присвоить или получить назад свои отвергнутые части. Облегчает процесс использование техники пустого стула, когда пациент пересаживается со стула на стул при взаимодействии с героем сновидения, объектом или частью себя.

Домашнее задание. Пациент должен заново пережить сессию, представляя себя в терапевтической ситуации. Если почему-либо это дается с трудом, надо постараться выяснить, в чем проблема, может быть, что-то было недосказано на сессии. Если это так, то может ли пациент теперь это сказать? Акцент делается на осознавании факта избегания и прерывания самовыражения.

Правила и игры

Позволив пациенту играть и «обнаружить, что все это у него имеется (все, что, как он полагает, могут дать ему только другие), мы повышаем его потенциал... Таким образом, в процессе терапии мы пытаемся шаг за шагом помочь пациенту присвоить отчужденные части личности, пока он сам не станет достаточно сильным для фасилитации собственного роста» (Perls, 1969a).

Правила и игры гештальт-терапии обобщены Левицки и Перлзом.

Правила

    принцип «сейчас»:употребление настоящего времени;

    «я и ты»:прямое обращение к человеку, а не обсуждение этого человека с терапевтом;

    использование Я-высказываний:замена оно на «Я» , когда речь идет о теле, его действиях и поведении;

    использование континуума осознавания:фокусирование на как и что опыта, а не на почему ;

    недопустимость сплетен:прямое обращение к присутствующему человеку, а не комментарии о нем;

    просьба к пациенту переводить вопросы в утверждения.

Игры

1. Игры в диалог . Пациент играет роли аспектов расщепленной личности и ведет диалог между ними. Эти части включают «нападающего» (Суперэго или долженствования) и «защищающегося» (пассивное сопротивление), агрессивное/пассивное, хорошего парня/скандалиста, мужественность/женственность…

2. По кругу . Пациент развивает общее утверждение или тему (например, «Терпеть не могу всех, кто находится в этой комнате») перед каждым человеком в отдельности, с соответствующими дополнительными комментариями.

3. «Я беру на себя ответственность» . Пациенту предлагают заканчивать каждое утверждение о себе или своих чувствах высказыванием «и я беру на себя ответственность за это».

4. «У меня есть секрет» . Каждый человек думает о своем личном секрете, связанном с виной или стыдом и, не делясь этим секретом, представляет себе, как, по его мнению, отреагировали бы на него окружающие.

5. Отыгрывание проекции . Когда пациент высказывает мнение, являющееся проекцией, ему предлагают сыграть роль человека, вовлеченного в эту проекцию, с целью обнаружить скрытый конфликт.

6. Перестановки . Пациенту предлагается роль, противоположная его явному поведению (например, быть агрессивным, а не пассивным); ему следует распознать и наладить контакт с латентным, скрытым аспектом себя.

7. Смена контакта на отстраненность и обратно . Распознается и принимается естественная склонность к отстраненности, пациенту позволяют временно пережить безопасность отстраненности.

8. Репетиция . Поскольку мышление по большей части представляет собой репетиционную подготовку к исполнению социальной роли, участники группы проводят совместные репетиции.

9. Преувеличение . Преувеличение также относится к репетиционным играм. Когда пациент произносит важное утверждение обычным тоном, свидетельствующим о недооценке его важности, ему предлагается повторить это утверждение снова и снова, повышая громкость и делая на нем акцент.

10. « Можно мне подсказать вам предложение Терапевт предлагает пациенту повторить определенное предложение, которое, по мнению терапевта, отражает нечто важное для пациента, чтобы пациент мог примерить его на себя. Часто сопровождается интерпретацией.

Учение о гештальт-терапии было разработано супругами Фрицем и Лаурой Перлз, совместно с Полом Гудменом в 1940-1950 годах. Перлз работал над методикой лечения людей, страдающих от расстройства психики. Уже при жизни психоаналитика гештальт-терапия из простого учения превратилась в практику, широко используемую в психологических кругах. Она активно развивалась и разрабатывалась, вбирая в себя идеи разнообразных школ психологии.

Многие современные психотерапевты используют данную методику практически во всех сферах жизни, так как с её помощью можно разрешить трудные ситуации , в которые попадает пациент.

По убеждению Перлза, человек должен быть целостен, а все стороны его жизни – духовные, социальные и физические – должны сливаться в единую целую личность. Из этого утверждения учёного появилось название терапии. Слово Gestalt в дословном переводе с немецкого языка переводится как «фигура», «форма», «личность», «целостный образ».

Теории Фрица Перлза направлены на осознание жизни «здесь» и «сейчас», на полноценную жизнь настоящим, а не прошлым или будущим.

В процессе роста и развития психологии в гештальт-терапию было внесено два немаловажных изменения:

  1. Групповая терапия стала применяться значительно реже;
  2. Появилось более внимательное и терпимое отношение к пациенту, а вхождение с ним в контакт (что нередко использовал основатель учения) – нежелательным.

В 1969 году Перлз опубликовал в одной из своих книг короткий текст, получивший широкую известность сначала в Америке , а затем и распространился по всему миру. «Гештальт-молитва», предлагавшая концепцию независимой личности, подвергалась как бурной критике, так и восторженным отзывам. Она оказала значительное влияние на культуру 1970 годов, когда люди вели активную борьбу за свои права, отвергали многие традиции и находились в постоянном поиске новых форм отношений друг с другом.

Основные принципы и положения терапии

В основе этого учения заложены следующие понятия и принципы:

Таким образом, основная цель гештальт-терапии проявляется в возможности позволить человеку осознать себя в настоящем , принять и полюбить себя, двигаться вперёд собственным путём, а не пытаться подавить индивидуальность. Выполнение упражнений гештальт-терапии помогает чувствовать себя лучше, увереннее, отбрасывать все ненужное и находить свой путь в жизни.

Терапия может быть групповой, или проводиться в индивидуальном порядке. Во время групповых занятий терапевт обычно работает с одним (максимум с двумя) участниками, при этом остальные члены группы могут давать им обратную связь, идентифицироваться с «рабочим» участником и оказывать эмоциональную поддержку, что играет немаловажную роль в процессе лечения.

Кому подходит гештальт-терапия

Прибегать к методам гештальт-терапии может любой человек, испытывающий трудности в общении, находящийся в разладе с собой и желающий изменить свою жизнь в лучшую сторону.

Гештальт-терапия может быть также применена при следующих расстройствах , характерных для хронического стресса:

  • психосоматические заболевания;
  • подавленные переживания, фобии и страхи;
  • расстройства невротического характера;
  • депрессия, суицидальные наклонности, кошмарные сны;
  • повышенная агрессивность, раздражительность и тревожность.

Выяснилось, что этот метод имеет высокую эффективность при работе с клиентами, имеющими суицидальные тенденции.

Гештальт-терапия весьма эффективна при работе с жертвами изнасилования . Используемые при этом методы дают возможность:

  • возвращения к реальности, делая упор на «здесь и сейчас»;
  • сосредоточения внимания на актуальных переживаниях, отстранение от прошлого, установка акцента на переменах в собственном состоянии;
  • прорабатывания негативных воспоминаний, завершение гештальта;
  • вербализации мыслей и чувств;
  • осознанного контроля своих эмоций, избавление от бесчувственности и страха.

Существует несколько особенностей, которые необходимо знать для удачной терапии.

По статистике, женщины обращаются за помощью к психологии намного чаще, чем мужчины. Они более открыты и эмоциональны , а потому проще налаживают контакт со специалистом, чаще прислушиваются к советам и рекомендациям, с большей охотой участвуют в играх и групповых занятиях.

Мужчины, напротив, в большинстве своём, не склонны общаться на групповых занятиях и с трудом идут на контакт. Однако здесь все зависит от индивидуального подхода психотерапевта к общению с клиентом. Талантливый специалист, умеющий подбирать грамотную методику общения, сумеет выйти на контакт даже с самым нелюдимым клиентом.

К детям у психотерапевтов подход особенный, в том числе и в гештальт-терапии. Например, проблемным для них считается ребёнок, который никогда не жалуется на своих родителей. Это может означать, что идёт подавление истинных чувств ребёнка из-за страха перед недовольством родителей. С такими детьми наиболее сложно найти общий язык.

Как работает гештальт-терапия?

Незавершённые гештальты

Поведение личности легко объясняется при создании и завершении гештальт-структур. Всякая личность устраивает свою жизнь так, чтобы направлять свои действия на завершение текущих нужд и потребностей.

Например, человек, желающий приобрести какую-то ценную вещь, копит деньги на её покупку, ищет дополнительные способы дохода и прибыли. А тот, кто желает обзавестись потомством, направляет все силы на достижение именно этой цели. После выполнения гештальт разрушается, и человек испытывает чувство удовлетворения.

Однако не каждый процесс достигает своего завершения, и люди начинают постоянно формировать однотипные паттерны . Данные отклонения связаны с незавершёнными психическими образами, и человек будет продолжать попадать в негативную ситуацию одного и того же характера до тех пор, пока гештальт не будет разрушен.

Проработать незавершённые гештальты помогают психотерапевты на индивидуальных или групповых сеансах, используя специальные практики.

Терапевтические техники

Все техники гештальт-терапии могут быть разделены на две группы:

  1. Проективные. Используются во время работы со снами, образами, диалогами с вымышленными собеседниками и так далее.
  2. Диалоговые. Во время этих техник производится сложная работа психотерапевта с клиентом. Отследив механизмы прерывания, психолог трансформирует собственные эмоции в часть окружающей среды клиента и переносит их на границу контакта.

Чёткое разграничение техник есть только в теоретической психологии, на практике они тесно переплетены друг с другом.

Заключение контракта

Чаще всего процесс гештальт-терапии начинается с «заключения контракта»: соглашения о том, что врач и пациент – равноправные партнёры, несущие равную ответственность за результат совместной работы. Разделение ответственности – один из самых важных шагов в терапии.

«Горячий стул», «Пустой стул»

Пожалуй, это самый известный и распространённый метод гештальт-терапии.

«Горячий стул» – это то место, куда человек садится и рассказывает о своих проблемах, пока психолог и участники группы его внимательно слушают. Выражать свои эмоции, делиться мнениями и чувствами разрешено только после того, как речь будет завершена.

«Пустой стул» – это место, куда при помощи воображения помещают значительного для пациента человека, с которым можно вести беседу независимо от того, в каких они отношениях, и, вообще, жив ли этот человек. Ещё одним предназначением «пустого стула» является разговор между разными частями личности, необходимый в случае наличия у человека внутреннего конфликта. Подобные диалоги помогают обрести целостность, принять себя и окружающий мир.

Концентрация

Концентрация – это оригинальная техника института гештальта. Метод основан на концентрированном осознании внутренних миров (эмоциональные и физические ощущения), внешних миров (видеть, слышать) и мыслей. Используя главный принцип гештальт-терапии «здесь и сейчас», клиент рассказывает психологу о своих чувствах в данный момент времени, описывает все, что с ним происходит, и о чём он думает.

Эта технология позволяет усилить ощущение реальности и понять свои способы ухода от неё.

Экспериментальное усиление

Одна из эффективных техник – это специальное усиление каких-либо малозначительных проявлений. Например, пациент неосознанно может часто повторять слова «Да, но», тем самым отыскивая причину не делать что-либо, не следовать рекомендациям лечащего врача, и так далее. Специалист может предложить клиенту начинать каждое своё предложение с этой фразы, чтобы человек осознал стремление к противоречию и желанию всегда оставлять за собой последнее слово.

Работа с полярностями

Техники этого направления обычно нацелены на поиск противоположностей в личности. Например, скромному, неуверенному в себе человеку психолог может предложить вообразить себя сильной уверенной личностью и пообщаться с этой позиции с окружающими людьми.

Стеснительному клиенту, который боится просить о помощи, врач может посоветовать обращаться к группе с самыми невообразимыми просьбами.

Эта техника поможет расширить зону осознавания и открыть в себе недоступный ранее потенциал.

Работа со снами

Со сновидениями работают психологи и терапевты самых разнообразных школ, однако гештальт-методика имеет характерные черты. В ней детали сна рассматриваются как части личности, с каждой из которых происходит идентификация клиента. Это делается для присвоения собственных проекций и, несмотря на тонкую сферу работы данной методики, в ней продолжает действовать основное правило гештальт-терапии: «здесь и сейчас».

Клиент может рассказать психотерапевту о своём сне так, как будто это происходит в настоящем времени. Важно, чтобы описание сна происходило не только от лица сновидца, но и от имени предметов и других людей, являющихся частью сна.

Работа с техниками гештальт-терапии будет крайне полезна для любого человека, имеющего незавершённые дела, застрявшего в определённом сценарии, находящегося в разладе с собой или обществом. И даже если нет времени или возможностей обратиться к квалифицированному специалисту, будет полезным попробовать выполнить несколько упражнений самостоятельно. Нередко во время таких упражнений случаются инсайты, помогающие выбрать правильное и желанное направление в жизни.

Гештальт как психосоциальная методика . Основоположником гештальт-терапии является Ф. Перлз. Первоначально он работал в рамках аналитической психологии. Однако после под влиянием экзистенциализма решил пересмотреть природу человека. Вместо психоаналитического подхода с упором на поиск проблем человека в его прошлом, Перлз стал исследовать то, как человек приспосабливается к своему настоящему и живет в нем. Для этого абсолютно не надо извлекать значимую информацию из воспоминаний клиента, эта необходимая информация о клиенте содержится уже в том, каким образом он вступает во взаимодействие с психотерапевтом и преподносит себя при первой встрече. Правда, Ф. Перлз несколько изменил суть своего подхода в отличие от экзистенциализма. Вместо того, чтобы рассматривать то, как люди переживают свое существование, он предложил исследовать то, как они его воспринимают .

На Перлза также повлиял и В. Райх (точнее, его понятие «сопротивление»). Традиционно считалось, что сопротивление обозначает возникновение внутренних блоков при попытках изменения или понимания человеком самого себя. Сопротивление можно рассматривать как механизм защиты от стресса, с которым сопряжено развитие и изменение личности и который в итоге трансформируется в «телесную броню» (физиологическая защита). Поэтому, чтобы снять сопротивление у человека, необходимо воздействовать на его тело. Ф. Перлз же использовал эту интерпретацию, чтобы выразить «сопротивление» через невербальные средства («язык тела»), такие как жесты, манеры, мимика и позы. Главное, что эти сигналы оказываются более показательными для наблюдений, ибо человек их сознательно не контролирует.

Гештальт методика имеет групповую (психосоциальную) и индивидуальную формы. Психосоциальная форма представляет собой соглашение между руководителем группы и членами группы, один из которых добровольно берет на себя роль пациента и располагается, к примеру, на «горячем стуле», рядом с руководителем. Все остальные наблюдают за этим процессом со стороны, ничего не комментируя, но с установкой поддержать усилия партнера. Их основная функция – функция наблюдателей. Важность ее заключается в том, что самоосознание личности может происходить при наблюдении за поведением других. Любой участник может идентифицировать себя с тем, кто сидит на «горячем стуле». Гештальт-методика полагает, что для изменения личности может быть достаточно одного лишь наблюдения. Помимо этого группа понимает, что любые происходящие в ней события имеют значение для всех ее членов и требуют их внимания.

Гештальт-методика важную роль отводит руководителю, поскольку от него зависит организация группового процесса взаимодействия. Он (руководитель) должен быть активной и сильной личностью, должен побуждать к самостоятельности и независимости членов группы.



Основные понятия гештальт--методики . Гештальт-методика строится на основе нескольких концептов, чья сущность демонстрирует ее специфику. К таковым концептам относятся следующие понятия: фигура/фон, сосредоточенность на настоящем, полярность, защитные функции, зрелость и ответственность. Несмотря на широкое разнообразие гештальт-методик данные концепты не утратили своей актуальности, обозначая суть гештальта как формы психологической работы с человеком.

Первым таким понятием, упомянутым нами, являются понятия фигура и фон , а точнее то, как они соотносятся в человеческом восприятии. Гештальт-методика исходит из того, что наиболее значимые составляющие восприятия занимают в сознании центральное место, тогда как менее значимые отходят на задний план. Таким образом, по мнению Ф. Перлза, функционирует личность. Она представляет собой процесс смены одной формы восприятия другой (фигуру фоном и наоборот). Этот процесс подчиняется принципу саморегуляции. Люди в естественном состоянии поддерживают в себе динамическое равновесие посредством осознания возникающих потребностей (как внутренних, так и внешних) и удовлетворения их по мере появления. При возникновении какой-либо потребности на нее переключается большая часть внимания, а все остальное отступает на задний план. Например, некто в течение нескольких часов без перерыва готовится к выступлению на сцене. И вдруг приходит осознание, что пора перекусить. Происходит переключение, что меняет направление концентрации внимания, которое теперь сфокусировано на «пустом» животе. По этой причине сосредоточенность на предыдущем деле дается все труднее. В итоге занятия и вовсе отступают на задний план, потому что уже хочется не просто есть, а есть с «бешеным» аппетитом.

Основной анализ в гештальт-методике строится на соотношении между фигурой и фоном. Личность человека свои процессы саморегуляции организма и психики организует через постоянное формирование и завершение фигур. Такие фигуры получили название гештальтов . Гештальт понимается как структура или конфигурация, из которой нельзя ничего изъять, не разрушив ее при этом полностью. Гештальт всегда формируется в контексте поля или фона. Нас привлекает в поле то, что имеет для нас значение, то, что нам интересно. В психосоциальном процессе (в группе) фигурой обычно считается чувство, которое нужно выразить. Такой фигурой может стать гнев, разочарование, радость, сексуальное влечение или любовь, и тогда другие аспекты существования отходят на задний план.

Если потребность удовлетворена, гештальт теряет свое значение. В таком случае он отходит на задний план, уступая место новому гештальту. После того, как человек подкрепился, предстоящее выступление снова превращается в фигуру, и теперь можно вернуться к репетициям. Из такого чередования гештальтов складывается естественный ритм жизнедеятельности организма. Правда, бывают исключения. Они встречаются тогда, когда удовлетворить потребность не удалось, а по этой причине гештальт не может быть завершен. Это случается, когда потребность не приобретает ясных очертаний фигуры. Тенденция к незавершенности может быть также связана с прошедшими событиями.

Гештальт-методы помогают членам группы сделать отчетливой ту фигуру, которую составляют их чувства. Это позволяет осознать те чувства, которые не были четко выражены. В конце концов травмирующий гештальт завершается, и становится возможной работа над другими важными проблемами.

Вторым важным понятием в гештальт-методике является понятие «сосредоточенность на настоящем ». Функция образования ясных гештальтов, умение их завершать, связана с тем, насколько человек может осознавать свое состояние в каждый конкретный момент. Умение концентрироваться на настоящем моменте является главным умением, на которое ориентируется гештальт-методика. Чтобы удовлетворять свои потребности, следует постоянно контактировать со своим внутренним миром и миром внешним. Внутренняя сторона воспринимаемого опыта состоит из процессов и событий, которые происходят в теле. Человек реагирует на собственные внутренние потребности. Внешняя сторона опыты включает события, которые осознаются как необработанные сенсорные сигналы. Информация, составляющая внутреннюю и внешнюю стороны опыта, не фильтруется и не интерпретируется.

Также Ф. Перлз выделяет среднюю сторону, которую он характеризует как сферу фантазий. Сфера фантазий состоит из мыслей, фантазий, убеждений, установок и всего того, что поддается осмыслению и доступно рассудку. Понятно, что очень много информации мы получаем из средней сферы опыта, осваивая культуру и жизнь в обществе. Опасность для человека, по Перлзу, заключается как раз в средней стороне опыта, поскольку именно в случае ее значительного присутствия он утрачивает способность формировать четкие гештальты. В этой ситуации человек склонен излишне фантазировать и интеллектуализировать при интерпретации того, что он осознает. Когда человек «погружается» в среднюю сферу опыта, то интересуется либо нашим прошлым, либо нашим будущим. А, следовательно, не живет настоящим и, не уделяет должного внимания происходящему во внутренних и внешних сторонах опыта. Именно поэтому характер саморегуляции организма полностью зависит от способности отдавать себе отчет в происходящем в данный момент, от умения «сосредоточиться » от способности полностью погрузиться в ситуацию «здесь и теперь».

Не случайно понятию «здесь и теперь » Ф. Перлз уделяет особое внимание. Теперь - это единственное, что есть в настоящем. Здесь – это то конкретное место, где человек переживает настоящее.

Третье понятие, которое выделяет Ф. Перлз для характеристики гештальт-методику, - это понятие «полярности ». С помощью этого понятия интерпретируется способ оценки формируемого гештальта. Полярностями в таком случае могут выступать различные крайние ориентиры (например, плохое и хорошее). Они (полярности) формируют человеческое восприятие внешнего мира. Каждый человек испытывает противоположные чувства: он любит и ненавидит, чувствует себя счастливым и одновременно может грустить по завершении важного дела его жизни и т.д. Иными словами, полярности могут выступать в качестве неразрывного единства при формировании гештальта, а не являются несовместимыми противоположностями. Оба полюса позволяют лучше осознать и себя, и свои потребности. Полюса не являются для человека «пустой» структурой, они вызывают в нем сильную эмоциональную реакцию. Поэтому полюса могут обозначаться как «нападающий » и «защищающийся ». Полюс с оценкой «защищающийся » постоянно настроен на противостояние оборонительного плана, оправдывается, он бессилен и бесправен. Полюс со значением «нападающий » авторитарен, уверен в своей правоте и требователен.

Личность в гештальт-методике может быть рассмотрена через отношение полярностей. Наиболее известная полярность в психологии – это полярность эго (Я) и ид (Оно). Эго позволяет отличать человеку то, что присуще ему, от того, что присуще всему остальному. Ид же предполагает, что человек находится в тесном контакте с окружением, границы его становятся расплывчатыми, и у него может возникать чувство идентичности со всем миром. Ид – это всегда идентификация. Без данных аспектов личности, без их четкого разведения невозможно формирование и завершение гештальтов.

Понятие «полярности » предполагает не только оценочные ориентиры поведения и сознания человека. Как мы видели, при доминировании одного полюса над другим вполне возможна неадекватная реакция человека. Поэтому необходимы «защитные функции ». Человек может по-разному «защищаться» от внешнего мира. Он может самоотстраняться, бежать от себя, терять чувствительность, впадать в галлюцинации или даже бредить. Роль защитных функций искажать или прекращают контакт с угрожающей ситуацией.

Существуют ситуации, когда угроза сохраняется на протяжении длительного времени. И тогда у человека возможно привыкание к опасности. В результате использование защитного механизма возникает даже тогда, когда реальной угрозы нет. А самое главное, что функции ид и эго нарушаются, а мы теряем контакт с миром и собственным телом.

Гештальт-методика использует в рамках своего тезауруса четыре основных защитных механизма человека: слияние, ретрофлексия, интроекция и проекция .

Когда человек пытается избегать контактов с окружающим миром, то такой прием называют слияние . Имеется в виду, что в тех случаях, когда личность не ощущает границы между собой и другими, она старается не выделяться. Примером такого защитного механизма может послужить использование в языке местоимения «мы» вместо «я» при описании индивидом собственного состояния или поведения. Члены группы, считающие, что другие чувствуют то же, что и они, проявляют таким образом склонность к слиянию. Обнаружив, что между людьми все-таки есть различия, они могут либо сами почувствовать себя отверженными, либо отвергнуть всех вокруг, будучи не в состоянии смириться с мыслью о существовании таких различий. В результате они утрачивают способность устанавливать и прекращать контакты с другими.

Три других понятия (ретрофлексия, интроекция и проекция )направлены на выражение нарушений взаимодействия «Эго » с окружением. Граница между ними могут меняться, и это может выводить какие-то существенные аспекты личности за ее границы, а может, наоборот, вводить в ее пределы нечто новое (то, что может быть ей чуждо).

Ретрофлексия понимается как неожиданное обращение к себе (буквально, «резкий поворот на себя»). При ретрофлексии устанавливаемая граница между личностью и окружением смешается ближе к центру личности, так что человек начинает относиться к самому себе так, как он сам относится к другим людям или объектам. Это происходит от того, что когда-то стремление индивида удовлетворить свои потребности встретило сильное противодействие. Вместо того чтобы и впредь направлять свою энергию вовне с целью изменить окружение, индивид обращает ее на себя. Таким образом первоначальный конфликт с окружением переносится внутрь. Ретрофлексия проявляется через использование возвратных местоимений. Человек начинает использовать такого рода выражения: «Я должен заставить СЕБЯ сделать это» или «Я не могу СЕБЯ сдерживать» и т.д. Я используется и в качестве субъекта, и в качестве объекта. Между ними человек целенаправленно проводит различие. Таким способом, испытывающий негативные чувства по отношению к себе человек, может найти подходящий способ разрядки.

Понятие интроекция используется для обозначения такого восприятия чужих убеждений и установок, когда человек делает это абсолютно некритично, без попыток привести их в соответствие со своими. По сути, этим понятием обозначаются чужие убеждения, установки, мысли и чувства. Но эти формы не становятся частью личности, поскольку были приняты без анализа, не были переструктурированы. В таком случае граница между «Я» и внешним миром смещается глубоко внутрь личности, ограничивая возможности для саморазвития личности. Помимо этого интроекция буквально разрывает Я-человека на части.

Первые интроекты задаются человеку его родителями. Они находятся в сфере бессознательного. Когда человек растет, то со временем он начинает учиться отличать интроекты от собственных убеждений. Хотя это делать достаточно трудно. Если мужчина в группе сдерживается от выражения бурных эмоций, то это может быть следствием установки с детства, что мужчины не должны проявлять свои чувства на людях.

И наконец, понятие проекция представляет собой противоположность интроекции. При интроекции человек направляет в себя аспекты своего окружения, а при проекции человек переносит на окружение ответственность за то, что имеет причину в нем самом. Примером действия механизмов проекции, как полагает К. Рудестам, могут быть постоянные жалобы на всеобщую холодность и черствость. В таком случае человек, вместо того чтобы отнести имеющееся чувство отчужденности к самому себе, воспринимает его так, как будто оно направлено на него из внешнего мира.

Иными словами, человек со склонностью к интроекции делает так, как, с его точки зрения, хотелось бы другим, чтобы он поступал; человек же со склонностью к проекции делает с другими так, как, по его мнению, другие поступают с ним; при патологическом слиянии человек вообще не знает, кто по отношению к кому как поступает; а ретрофлексирующий по отношению к себе поступает так, как хотел бы поступать с другими.

Четвертым понятием в гештальт-методике является понятие зрелость . Это понятие выражает оптимальное состояние личности. Ради достижения зрелости, человек должен преодолеть свою потребность в получении поддержки со стороны окружающих и найти новые источники поддержки в самом себе. Для гештальт-методики важна прежде всего эмоциональная зрелость. Существует такая специфика, что незрелая личность старается манипулировать окружающими для удовлетворения своих потребностей, не беря на себя ответственность за свои проблемы. Взросление происходит тогда, когда человек мобилизует собственный потенциал, преодолевая страх и чувство безнадежности. Такое встречается, если поддержка со стороны не приходит, а свои силы кажутся недостаточными. Поэтому ситуация представляется тупиковой, если человек не может получить помощь со стороны и не может рассчитывать на собственные силы. В подобном случае зрелый человек способен пойти на риск. Если же человек не рискует, то он вынужден прибегнуть к притворству, чтобы управлять другими: можно прикинуться беспомощным, чтобы сохранить свою зависимость, или демонстрировать глупость, чтобы получать интеллектуальную поддержку.

По Ф. Перлзу, человек, чтобы стать зрелым и выработать самоответственность, должен как бы вывести из себя все неврозы, слой за слоем, словно кожуру с луковицы. Ф. Перлз выводит 5 слоев личности. Первый слой - клише. Клише – это уровень, где человек действует стереотипно и неаутентично. Второй слой - искусственный. Он в поведении выражает лицемерие, межличностные отношения, поверхностность отношений, скрывая истинные чувства притворством. Именно на искусственном уровне человек манипулирует другими с целью получения поддержки, которая, по его мнению, ему требуется. Третий уровень - это тупиковый уровень. Он означает, что поддержки из вне уже нет, а своего потенциала еще недостаточно. Человек, как правило, избегает этого уровня по аналогии с избежанием любой боли. Тупиковой уровень выражает безысходность, чувство растерянности, напрасности любых усилий. Четвертый уровень - имплозивный слой, или слой смерти. Оказываясь на этом уровне, человек соприкасается со своим истинным «Я», с тем, что находилось под различными защитами. После контакта с имплозивным слоем вполне вероятен «внешний взрыв»- эксплозивный (в переводе с англ. explosion – взрыв) переход к аутентичности. Гештальт-методика ориентирована на то, чтобы человек пережил ситуацию тупика. Такая искусственно создаваемая критическая ситуация помогает человеку принимать рискованные решения в атмосфере безопасности.Критичность ситуации состоит в «видимой» безысходности, а безопасность - в отсутствии настоящей угрозы. Отказываясь идти на поводу у членов группы, человек побуждается к использованию собственных ресурсов. Также участник группы должен понимать, что он в любой момент волен прервать упражнение, либо вовсе отказаться от его выполнения. Это еще один момент, создающий атмосферу безопасности.

Технологии осуществления гештальт-методики . Гештальт-методика стремиться к стимулированию организмических процессов, которые являются естественными для каждого члена группы. Ведь конечной целью группы должно стать достижение каждым ее участником зрелости посредством отказа от непродуктивных форм поведения и перехода к новым. Все технические приемы направлены на обретение состояния полного функционирования и аутентичности. По мере развития способностей, связанных с умением осознавать себя, члены группы становятся способными лучше и полноценнее использовать естественные процессы для взаимодействия с окружением и для отстранения от него. Становятся возможными идентификация «незаконченных ситуаций» и эффективное разрешение связанных с ними проблем.

Основная задача руководителя заключается в том, чтобы все в группе смогли сосредоточиться на текущем моменте. Для этого сам руководитель должен придерживаться принципа «здесь и теперь», а также быть аутентичным при взаимодействии с членами группы. При этом не следует забывать, что потребность руководителя в поддержке или восхищении со стороны группы должна быть минимальной. Для этого обычно руководителям напоминают о специальных функциях гештальт-методик. Данные функции были обозначены Капланом. Функция первая: группа может служить средством психологической поддержки участников . В любой психосоциальной методике существует определенное количество ролей, которое формирует структуру группы. Не случайно, что новые члены групп поначалу испытывают чувства одиночества и неуверенности. Это сказывается на их самоуверенности, которая еще недостаточно проявляется в ходе их деятельности в группе, делая этих членов групп уязвимыми. Однако со временем они начинают понимать, что для группы нужны разные статусные позиции. Могут быть необходимы как «трудяги», расширяющие свою способность осознавать себя, так и «зеваки», которые слушают, сочувствуют и в воображении ставят себя на место «трудяг». Функция вторая: группа может создавать условия для осознания участниками переживаемого ими «здесь и теперь» опыта . Эта функция возможна тогда, когда и руководитель, и остальные участники способствуют приобретению одному из членов группы значимого опыта. Человек, получая поддержку в новых отношениях, начинает ценить свое окружение, тогда как раньше он это окружение пренебрегал, а это мешало его нормальному функционированию. Функция третья: группа может служить основой для получения участниками опыта в рамках принципа «здесь и теперь» . Групповой процесс оказывается стимулом для человека в ситуации «здесь и теперь». Это нельзя игнорировать ни в коем случае. Функция четвертая: группа может выступать как активный соучастник индивидуальной работы каждого члена группы, вносящий в нее элемент драматизации . Группа удобна тем, что ее каждый член способен принимать участие в работе любого другого и наоборот. Задачей участника группы, выступающего в роли помощника, является то, чтобы его текущее переживание было более насыщенным. Это позволяет членам группы проецировать на исполняемые ими роли свои собственные проблемы, наполнять эти роли своим содержанием и при этом решать подобные проблемы как ему удобно. Функция пятая: группа и происходящие в ней взаимодействия могут быть динамичными и неизменно актуальными процессами . Гештальт-методика демонстрирует две стороны любой психологической ситуации. С одной стороны, она направлена на индивидуальный фон, а с другой стороны, она фокусирована на групповом аспекте получаемого ими опыта, когда групповые проблемы становятся первостепенными.

Гештальт-методика использует в своем арсенале шесть основных технологий: развитие способности осознания , интеграция полярностей , облегчение доступа к чувствам , работа с фантазиями , развитие чувства ответственности , преодоление сопротивления .

Технология развитие способности осознания направлена на использование упражнений, которые влияют на протекание процессов во внутренней и внешней зонах. Суть этих упражнений заключается в выработке умения у членов группы концентрировать внимание на текущем моменте, что помогает им соблюдать режим «здесь и теперь». Их (упражнения) можно делать с помощью медитационных или гипнотических приемов. Например, участники могут закрыть глаза и полностью сконцентрироваться на соматических ощущениях (дыхание, кожные ощущения, ощущения в суставах, мышцах, желудке и половых органах. Рекомендуется, чтобы человек постоянно повторял фразу (или начинал с нее рассуждение): «Сейчас я осознаю... (то-то и то-то)». После упражнений, связанных с внутренней концентрацией, участники группы проделывают эти же приемы, теперь концентрируясь на внешних аспектах восприятия. Они открывают глаза, повторяют про себя ту же фразу, но теперь уже по отношению к звукам, запахам, образам из вне. Иногда участникам предлагают по очереди концентрировать осознание то на внешней, то на внутренней зонах. Эти упражнения очень эффективны, так как дают возможность приобрести и усвоить новый опыт и развивают способность относиться к нему терпимо. Это позволяет справиться с не нашедшими завершения в прошлом эмоциональными переживаниями и не испытывать при этом чувства внутреннего сопротивления.

Для гештальт-методики очень важно понимать разницу между процессом осознания и содержанием того, что осознается. Поначалу члены группы не желают выносить на общий суд некоторые факты о себе, но при этом они чувствуют, как эта информация подавляет те процессы осознания, которые стимулируются выполняемыми упражнениями. Таким образом, информация оказывается включенной в содержание осознаваемого. При выполнении гештальт-упражнений важно работать именно с процессом осознания. Тогда человек понимает, что в глубине подсознания у него есть мысли, которые не дают ему покоя, и в том, какие ограничения он налагает на собственное самораскрытие. В гештальт-методике руководитель делает все, для того чтобы каждый член группы научился фокусировать внимание на организмических процессах.

Другим важным моментом гештальт-методики является выработка умения у членов группы, направленное на то, чтобы они воспринимали информацию, поступающую из их организма и из внешнего мира, никак ее не интерпретируя, не оценивая и не стараясь сохранить ее в памяти. Это рассматривается как пассивное слежение за свободным течением мыслей. Главное, чтобы ни одной из этих мыслей не ставилось препятствий и не уделялось особого внимания. Параллельно подобный процесс должен приводить и к воздержанию от суждений по поводу собственных ощущений.

Как мы уже выше говорили, способность формировать и завершать гештальты – важная способность, благодаря которой человек получает навыки самосознания и самовыражения. Одной из технологий, способствующей выработке подобного умения, является прием интеграции полярностей . Каждое взаимодействие между людьми имеет два аспекта. Первый аспект выражает способность четко разграничивать окружение и свое «Я». Второй аспект способствует формированию умения выделять разные стороны своего «Я». Обычно свое окружение и самих себя мы воспринимаем как полярности. Бывает они сосуществуют вполне мирно. А бывает, что между ними идет борьба. С точки зрения гештальт-психологии, все, что воспринимается нами как борьба с другими, имеет параллельное дублирование в виде аналогичного конфликта, который идет внутри нас самих. Показать эффективность такой интерпретации осознания любого противостояния помогает прием «двух стульев» во время пребывания на «горячем стуле». Этот прием побуждает участника выделить обе стороны своего внутреннего конфликта и установить между ними диалог. Подобное помогает осознать личностью обе стороны внутреннего конфликта, включая ту, которая обычно отрицается или не осознается по причине ее травмирующего характера. Осознание полярностей своего «Я» облегчает их интеграцию. Наиболее часто встречающиеся полярности - это близость/отчужденность, рациональность/эмоциональность, эгоцентризм/самоотверженность.

Гештальт-методика особое внимание уделяет проблеме неврозов. Неврозы – это нервно-психические расстройства, в основе которых лежит непродуктивно и нерационально разрешимое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, сопровождаемое возникновением болезненно-тягостных переживаний неудачи, неудовлетворенности потребностей, недостижимости жизненных целей, невосполнимости потери и т.д. Наиболее часто встречаемыми примерами неврозов являются неврозы, в основе которых лежит конфликт между «нападающим» и «защищающимся». Доминирующий «нападающий» интроецирует родительские желания и ожидания. Родители неосознанно навязывают индивидууму свое понимание долга. А вечно виноватый «защищающийся» неизменно сопротивляется принуждению со стороны «нападающего», оправдываясь тем, что «он просто из кожи вон лезет, и все равно ничего не получается». Когда член группы находится под преобладающим влиянием внутреннего «нападающего», он может жаловаться на постоянное стремление добиваться совершенства во всем без разбора. Когда же в человеке доминирует «защищающийся», создается впечатление, что он ничего не может довести до конца.

В гештальт-методике существует прием «два стула». Она используется по типу «горячего стула», но помимо одного стула в круге есть и еще один стул, на котором, как предполагается, находится «alter ego» члена группы. Находясь на одном из стульев, этот член группы будет говорить за себя и рассказывать «alter ego» о своих планах, мнениях и потребностях. Пересев на другой стул, он будет вести себя так, как, по ее мнению, отреагировало бы на эти признания его «alter ego». По мере того как две крайности вступают во взаимодействие, обе точки зрения осознаются и четко дифференцируются, препятствующие действиям смешанные чувства отделяются друг от друга и проясняются. В результате можно научиться отличать реальные события от фантазий и проекций.

Эта методика может принести ощутимую пользу в тех случаях, когда кто-либо из членов группы испытывает потребность либо в обратной связи, либо в отработке способов поведения, которые уместны при выражении чувств или установлении отношений.

Еще одной важной технологией гештальт-методики является технология концентрации внимания на чувствах . Для членов группы очень значимо проанализировать собственные чувства. Естественно, что ни у кого нет желания почувствовать свою глубоко спрятанную внутреннюю боль. Но, отрицая эту боль, мы связываем себя незаконченным действием. Так, человека, который пребывает в вечном страхе, что он потеряет работу, несмотря на все мыслимые доказательства невозможности потери работы, может постоянно тревожить ощущение незаконченного действия (не будет таких фактов, которые бы этот человек мог принять в качестве гарантий). Этот страх явно обусловлен какими-то событиями в прошлом. В этом случае требуется формирование и завершение гештальта для того, чтобы пациент вышел из-под власти прошлого и стал более адекватно вести себя в настоящем.

Для завершения гештальта старые чувства должны найти свое полное выражение. Существует два фактора для реализации этого. Первый фактор заключается в том, что энергия, которая тратится на подавление отрицательных эмоций, может быть направлена на достижение позитивных целей. Второй фактор проявляется при открытом выражении чувств, когда обнажаются крайние стороны любого внутреннего конфликта (тогда становится возможным интегрировать различные аспекты личности). Одной из методик для развития способности к проявлению чувств является «разыгрывание ролей», позволяющее открыто выражать чувства. Не только осознание приводит к действиям, но и целенаправленные действия способствуют осознанию. Поэтому не случайно, что методика «разыгрывания ролей» помогает членам группы выявлять проекции в своем «Я».

«Отдельные чувства можно выделить из общего эмоционального фона, если начать утрировать их невербальные выражения. Участница, которая, сидя на «горячем стуле», спокойно рассказывает о своем неудачном браке, может даже не осознавать, что при этом она ударяет кулаком по бедру. Руководитель группы должен заметить этот жест и переключить внимание участницы с ее невыразительного повествования на активные физические действия. Перлз считал, что полностью стремления личности подавить невозможно и одним из способов их выражения являются невербальные формы поведения, или «язык тела». Усиливая удары кулаком по бедру, участница может испытать относящиеся к браку чувства, которые она отказывается признавать, как-то: злость, вину или обиду. Или же участница обнаружит, скажем, что конфликт, возникший во время замужества, напоминает конфликт с отцом, причиной которого явилось решение дочери выйти замуж вопреки воле отца. Руководитель может даже попросить участницу сыграть роль своего кулака и попробовать словами выразить смысл каждого удара. Если при этом спонтанно возникнет диалог между кулаком и бедром, это следует только поощрить. Таким образом, можно дать выход подавляемым чувствам и раскрыть суть того внутреннего конфликта, который символически выражается в ударах кулака по бедру».

Язык тела - это один из наиболее вероятных способов выражения состояния эмоционального настроя. Правда, как отмечает Ф. Перлз, не единственная. Так, к примеру, о скрытых эмоциях также можно судить по интонации и т.д.

Очень интересной и познавательной технологией в гештальт-методике является анализ сновидений и фантазий . Эта методика имеет большую историю применения. Следует сказать, что она не всегда оправдывала свое использование, но после создания теории сновидений З. Фрейда, эта методика получила свое широкое распространение, в том числе и в гештальт психологии.

Ф. Перлз полагал, что сны – это самый спонтанный продукт человеческого существования. Они совершенно свободны от влияния рассудка личности. Теоретически образы сновидений - это, в сущности, фрагменты личности, которые были ею отторгнуты. Поэтому они несут уникальную информацию. Работа со сновидениями и фантазиями в гештальт-методике включает два процесса : перенос их на реальную почву и возвращение личности тех ее фрагментов , которые были спроецированы на вымышленные образы. Перенос фантазии (или сновидения) на реальную почву становится возможным, когда участник описывает ее в настоящем времени. Описание в прошедшем времени («Мне снился сон, в котором я, спасаясь от погони, бежал по долине, зажатой между двумя высокими заснеженными горными хребтами».) актуализирует сон, имеет рассудочный характер и подразумевает необходимость интерпретации. Описывая сон в настоящем времени («Я бегу по долине. Меня кто-то преследует, и мне страшно. Справа и слева от меня высятся огромные заснеженные горные пики, и свернуть мне некуда, двигаться можно только вперед».), человек вновь как бы погружается в сновидение и повторно переживает все его события, но уже в условиях группы.

Каждый объект или фигура сновидения представляет собой отчужденный фрагмент личности. В приведенном выше примере фрагменты личности участника скрыты в фигурах преследуемого и неведомого преследователя, а также в дороге, по которой они движутся, в горных пиках и даже в снежных шапках на их вершинах. Участника можно попросить представить себя горным пиком и описать свои ощущения от первого лица («Я гора. Я огромен и полон сознания своей значительности. Я непоколебим. Вы все ничтожны передо мной».), тропой («Я веду верным путем. И с вами ничего не случится, пока вы будете следовать за мной».) или неизвестным преследователем («Вы не знаете, кто я, но я собираюсь напасть на вас».).

Когда «автор» сновидения по очереди проигрывает роли всех виденных во сне живых существ и неживых объектов, он выявляет те аспекты своей личности, которые до сих пор никогда не осознавал в полной мере. Он может испытать чувства превосходства и уверенности или страха и беззащитности, враждебности или уязвимости. Руководитель группы может попросить участника сосредоточиться на том виденном им во сне объекте, который представляется ему особенно важным, или переключать внимание с объекта на объект, каждый раз отмечая чувства, которые при этом возникают.

Еще одной значимой технологии гештальт-методики является технология принятие ответственности . Преодоление невротического кризиса связано с неспособностью индивидуума полностью отвечать за себя. При интроекции собственные чувства и убеждения не дифференцируются от чужих. При проекции собственные импульсы воспринимаются как свойственные другим. При слиянии не удается отделить «Я» от «Мы», а при ретрофлексии отдельные аспекты личности объективируются и отчуждаются. С помощью гештальт-методики возможно изменить эти искаженные формы восприятия личностью себя и других, воздействуя на коммуникативное поведение и структуру речи членов группы.

Особенно важный прием, используемый в гештальт-методике – это прямое обращение каждого участника к другому, а не обсуждение его в третьем лице. Запрещаются сплетни, советы, умствования, рассуждения на психологические темы, нарушение границ чужого «Я». Руководитель группы должен внимательно относиться к тому, как участники пользуются местоимениями и глаголами. Например, участник может заявить: «Ужасно, когда взрослые люди бьют своих детей». Руководитель тут же предложит уточнить, о каких именно людях идет речь, или заменить слово «люди» на личное местоимение «я». Torда это заявление может прозвучать так: «Ужасно, что я бью своих детей», и ответственность за действия и чувства будет принята. Руководителю следует быть внимательным и к случаям употребления участниками местоимений «мы» или «вы», когда они на самом деле имеют в виду себя. Точность в употреблении местоимений помогает заменить неопределенность, составляющую сущность слияния и нарушенное функционирование при интроекции и проекции на адекватный контакт с окружением.

Гештальт-методика предполагает внимательное наблюдение за использованием участниками таких конструкций, как «мне нельзя», «мне необходимо», «мне следует». Изменив эти конструкции на «я не буду», «я хочу» и «я решил», члены группы берут на себя ответственность за свои мысли, действия и чувства. И тогда действие оказывается результатом собственного волевого усилия. Члены группы устанавливают контроль над своими мыслями и поведением. Руководитель побуждает участников к замене союза «но» на «и». Когда два предложения соединяются посредством «но», первое отменяется или обусловливается вторым. Фраза «Я хочу заняться этим делом, но я боюсь» подразумевает продолжение «так что лучше я не буду начинать». Фраза «Я хочу заняться этим делом и боюсь» имеет совсем другой смысл. «Но» мешает говорящему принять ответственность за самого себя. Точно так же в группе не поощряются вопросы. Участникам рекомендуется менять вопросительные предложения на утвердительные, для того чтобы они могли выявить собственные ресурсы, а не пытались мобилизовать других людей, разыгрывая беспомощность.

Важным моментом для принятия ответственности является демонстрация того, как сами люди позволяют другим принимать за нас решения, сами себя тормозят или приглушают свои собственные ощущения. Основной причиной ухода от ответственности, связанной с перекладыванием человеком ответственности за себя на другого, является его уверенность в том, что его чувства вызваны другими людьми и что он - жертва чужого влияния. Человеку, который считает, что любимая девушка «сделала» его несчастным, можно предложить в воображении сказать ей: «Я сам позволил тебе сделать меня несчастным». Это поможет ему принять ответственность за перекладывание ответственности и передачу контроля над собственными чувствами в чужие руки. Со временем этот участник сможет со всей определенностью говорить: «Я огорчаюсь, когда ты делаешь то-то и то-то» и таким образом точнее определять меру своей и чужой ответственности.

Когда человек избегает принимать ответственность за себя и перекладывает ее на окружение, это, чаще всего означает, что в его личности имеется какой-то изъян. Человек проецирует на окружение то, что не может мобилизовать в самом себе. Задача руководителя – научить членов группы принимать ответственность за собственные чувства.

И наконец, последняя технология, которая имеет место в гештальт-методике. Это методика называется методикой преодоление сопротивления . Сопротивления общеупотребимое понятие для большинства школ психотерапии. В гештальт-методике же сопротивление участника проявляется в его отказе выполнять предлагаемые руководителем упражнения. Это значит, что клиент не желает принимать помощь. Сопротивление демонстрирует, какими способами участник мешает сам себе, своему свободному функционированию. Такая особенность поведения используется для расширения самоосознания клиента, анализа причин нежелания или кажущейся неспособности клиента что-либо сделать или пережить. Иными словами, сопротивление - это обстоятельство, которое можно использовать, чтобы расширить самоосознание, а не преграда, которую надо сокрушить. Оно проявляется в том, как люди одергивают сами себя. Поэтому целью гештальт-терапии является трансформация сопротивления в осознание своего «Я».

Сопротивление может приводить к тому, что будет ослаблять остроту сенсорного восприятия. Люди могут не слышать того, что им говорят, не видеть того, что они делают, и не воспринимать того, что они ощущают. По мере осознания подобных форм сопротивления члены группы приобретают способность брать на себя ответственность за свое нежелание что-либо видеть или слышать. Подавление переживаемых чувств, особенно болезненных, может отразиться на характере дыхания.

Гештальт-методика не ориентируется на то, чтобы сводить на нет сопротивление. Клиенты должны признать наличие у себя сопротивления и понять, что на самом деле есть то, что они не хотят осознавать. Часто осознание стимулирует участников к дальнейшему продвижению, которое может быть связано с риском пережить заблокированные чувства. Бывает и так, что одного лишь признания существования сопротивления оказывается достаточно для его преодоления.

Таким образом, гештальт-методика Фрица Перлза вобрала в себя его опыт психоанализа, на который наложились влияния философии экзистенциализма, телесная психотерапия, посвященная физиологическим механизмам реакций сопротивления. В настоящее время эта методика ориентируется на активность своих руководителей, а последние помогают развитию самостоятельности и ответственности у людей, принимающих участие в гештальт-группах.