Болезни Военный билет Призыв

Индивидуально групповые занятия по русскому языку. Конспект занятия по русскому языку в подготовительной к школе группе

38. Факультативные занятия по русскому языку.

На факультативных занятиях дети усваивают материал в процессе повторения изученного ранее.

Значение факультативных занятии. Как показано в главе о содержании образования, в учебные планы общеобразовательных школ включены факультативные занятия по предметам, которые изучаются по выбору самих учащихся. Факультативные занятия как форма обучения введены в конце 60-х - начале 70-х гг., когда проводилась одна из очередных перестроек содержания школьного образования. Свое название они получили от латинского слова facultatis, что означает возможный, необязательный, предоставляемый на выбор.

Следовательно, факультативные занятия проводятся на добровольных началах и по выбору самих учащихся параллельно с изучением обязательных предметов.

С помощью факультативных занятий школа призвана решать следующие задачи: а) удовлетворять запросы в более глубоком изучении отдельных предметов, которые интересуют учащихся, б) развивать учебно-познавательные интересы, творческие способности и дарования учащихся. В этом и состоит их важное педагогическое значение.

Содержание и организация факультативных занятии. Как уже отмечено, факультативные занятия проводятся параллельно с изучением обязательных учебных предметов с целью углубления и обогащения знаний учащихся и развития их творческих способностей и дарований. Это оказывает влияние на их содержание. Оно может включать в себя более глубокое изучение отдельных тем или разделов учебной программы по какому- либо предмету, а также содержать новые темы и проблемы, выходящие за пределы программы. Для этого в помощь учителю составляются специальные программы и создаются учебные пособия по факультативным предметам.

Что же касается организации факультативных занятий, то они могут проводиться в форме обычных уроков, экскурсий, семинаров, дискуссий и т.д. К сожалению, в школах они нередко используются не для углубления знаний и развития способностей учащихся, а для преодоления их отставания в овладении программным материалом, что, естественно, искажает их смысл и дидактическое назначение.

Формы внеклассной учебной работы ???

а) Понятие о формах внеклассной работы. Классные занятия, как уже отмечалось, обычно проводятся с постоянным составом учащихся, по заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными, или внеурочными. Понятие внеклассные указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий. В этом смысле к формам внеклассной учебной работы относятся: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.

б) Предметные кружки и научные общества. Если учебная работа в школе поставлена хорошо, то на занятиях по каждому предмету появляются учащиеся, которые стремятся к расширению и обогащению своих знаний, к техническому творчеству, к проведению опытной работы по биологии и т.д. Это обусловливает необходимость организации работы предметных кружков и научных обществ школьников. Кружки создаются на добровольных началах отдельно из учащихся параллельных классов или же, если параллельных классов нет, из учащихся У-У1, VII-VIII и т.д. классов. Руководство работой кружков осуществляют учителя-предметники.

Содержание занятий кружков включает в себя: более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся; ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей науки и культуры, с новейшими достижениями науки и техники; проведение вечеров, посвященных отдельным ученым или научным открытиям; организацию технического моделирования и опытнической работы по биологии, организацию встреч с исследователями и т.д.

В последнее время получило распространение создание научных обществ школьников, которые объединяют и координируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, посвященные науке и технике, организуют конкурсы и олимпиады по различным отраслям знаний. К сожалению, во многих школах утрачена давняя традиция, когда каждый учитель считал для себя честью и обязанностью ведение кружковой и другой внеклассной работы по своему предмету. Многие учителя теперь такой работы не ведут.

в) Олимпиады, конкурсы, выставки ученического технического творчества. Для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и развития их творческой состязательности в изучении математики, физики, химии, русского языка и литературы, иностранного языка, а также в техническом моделировании в школах, районах, областях и республиках проводятся олимпиады, конкурсы, организуются выставки детского технического творчества. Эти формы внеклассной работы заранее планируются, для участия в них отбираются лучшие школьники, что дает большой импульс для развития их способностей и задатков в различных отраслях знаний. В то же время они позволяют судить о творческом характере работы учителей, их умении искать и развивать таланты.

Ребенок с нарушением интеллектуального развития – это «особый» ребенок. У него слабо развиты высшие психические функции: мышление, память, внимание, восприятие, особенно мышление, что ведёт к плохому усвоению учебной программы. Применение различных коррекционных упражнений вызывает у такого ребенка интерес к предмету, активность на занятиях, развивает речь, повышает орфографическую грамотность. Поэтому стараюсь как можно чаще использовать разные коррекционные задания направленные на коррекцию мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, классификации и др.) А также на развитие внимания, речи, ориентирование в пространстве, памяти, воображения, восприятия,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое коррекционное занятие

Тема: Имя существительное. Обобщение.

Цели:

Образовательные : обобщить знания учащихся по теме " Имя существительное", активизировать использование полученных знаний

Коррекционно - развивающие:

Корригировать связную речь, способствовать обогащению и уточнению словаря; Повышать уровень речевого развития и коммуникативных умений

Развивать словесную систему мышления.

Корригировать память, наблюдательность, внимание

Развивать воображение, логическое мышление, корригировать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию) с использованием индивидуальных и дифференцированных заданий.

Коррекционно - воспитательные: Воспитывать мотивацию к обучению, а так же активность и самостоятельность в процессе учебной деятельности, навык аккуратного письма.

Настрой : - Добрый день, ребята. Давайте улыбнемся друг другу, поприветствуем наших гостей улыбкой и начнем заниматься. - - Тему нашего занятия вы определите сами, прослушав стихотворение:

Все, что существует, оно обозначает,

На вопросы кто и что верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ

Оно всегда имеет число и род

У него к тому же 3 склоненья есть

Падежей различных сразу целых шесть.

Какая тема спряталась в стихотворении?

На занятии мы вспомним, что мы знаем о существительном, будем выполнять разные коррекционные упражнения, будьте внимательны, пишите аккуратно, старайтесь делать все правильно.

  1. А начнем наше занятие с небольшой шуточной сценки: «В грамматике он силён» , участники ее 2 героя – Люся и Митрофан

Люся. А скажи-ка мне, Митрофан , дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Люся. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Люся. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана дверь стоит ещё не навешана: так та покамест существительна.

Люся. А какого рода слово «яйцо», Митрофан?

Митрофан. Никакого.

Люся. Почему же?

Митрофан. Потому что неизвестно, кто из него вылупится: петух или курица.

Давайте поможем Митрофану разобраться в этих вопросах.

2. - Но для начала изучим новое словарное слово «хозяйство», для этого составим кластер. – Что вы понимаете под словом «хозяйство»?

(развитие речи, образное мышление через создание художественное изображение букв)

машина

дом ----------- х о зяйств о ------------ мебель

домашние животные посуда

Вещи

Поставьте ударение

Трудные буквы « о» в слове, чтобы их запомнить, давайте нарисуем в виде какого-нибудь предмета, т.е. создадим художественный образ.

Как можно изобразить сразу две трудные буквы « о », чтобы их запомнить на всю жизнь (тарелки, колеса, часы солнышки, в виде копен сена, в виде хрюшек). Я изображу в виде хрюшек.

Составьте предложение со словом «хозяйство».

К какой части речи относится это слово?

Какие части речи вы еще знаете?

Что называется именем существительным?

3 . Карточки (Индивидуальное задание для Зенкова К.)

На карточке даны слова – имена существительные. Но в каждом ряду есть слово, которое относится к другой части речи, его нужно зачеркнуть, оставить только имена существительные . (Все карточки разные)

очки

голова

идти

рука

варить

чашка

кастрюля

тарелка

врач

веселый

учитель

человек

лук

помидор

капуста

вкусный

Для Зенкова К.

Зачеркнуть слова, в которых нет буквы «М»

мама

помощь

идти

сумка

варить

огромный

море

прием

солома

веселый

маска

замок

мороз

помидор

мир

вкусный

- (синий уголок – левый верхний)

Дети получают карточки – проверялочки и путем наложения карточки на листок со словами проверяют, правильно ли зачеркнуто лишнее слово, т. к. невырезанный квадрат должен его закрыть.

4. - Теперь мы можем сказать Митрофану, к какой части речи относится дверь?

А яйцо какого рода?

На доске написаны имена существительные, указать стрелочками какого они рода, объяснить.

Озеро

Мужского рода

Голубь

Женского рода

Урожай

Среднего рода

Герой

Ягода

5. «Зашифрованные слова» - 2 группа Цель: развитие словесного анализа

. - У слов приключилась беда! Посмотрите как они склеились друг с дружкой. Помогите им освободиться. Возьмите карандаш и проведите вертикальные линии между словами. Подчеркните существительные 1) – 1 склонения, 2) -2 склонения, 3) -3 склонения

1)котиграножницыкуклаземлязаборкроватьгрядкакорова

2)юбкакатерсверчокромашкасловарькурицапотолокобруч

3)виноградночькроватькотлеталошадьмебельстадионпечь

Индивидуальное задание для Зенкова Кирилла

Расшифруй слова, замени цифры буквами алфавита.

2 10 13 6 20 26 16 22 7 18

6. Работа с деформированным предложением

Ребята, некоторые слова все – таки потерялись, давайте их найдем (слова наклеены в разных местах класса). Составьте предложение.

Найти существительные, определить падеж.

Мир освещается солнцем, а человек знанием.

7. – Вычеркните буквы ф и х и прочитайте пословицу. Объясните

Лфухчшфе хгофрьфкхафя прфафвхда, хчфем хсфлахдфкхафя флхожфхь.

Правда не всегда бывает приятная. Ложь, хоть и сладкая, приятная, но ложь остается ложью)

8. Дерево успеха

9. Упражнение на память. Приём на использование геометрических знаний .
- Запомните фигуры и находящиеся в них буквы.
(Время для запоминания - от 30 с. до 1 мин.), после чего фигуры с буквами убираю и показываю те же фигуры без букв в нужной последовательности.

Вспомните буквы каждой фигуры и составьте слово (молодцы)

Слова наоборот. «Зашифрованное слово».


пулут, дурт, залг, зов, генс, гарво, долох, дярто, дебо, дог.

Прочитайте предложения. Найдите в каждом предложении лишнее слово, противоречащее его смыслу.

  1. Маленький Саша весело заплакал.
  2. По дороге полз колючий гладенький ежик.
  3. Зайчик перепрыгивал через пеньки, кустики черники, сосны.

Падеж . Прочитай задом наперед и запиши предложения:

горосоН теадоб могор

еН етитуш с могоросон!

Приближается весна, все мы хотим, чтобы быстрее стало пригревать ласковое весеннее солнышко. Давайте сделаем так, чтоб на нашем уроке солнышко уже начало светить и приносить нам радость. Для этого выполните следующее задание: выберите среди предложенных грамматических признаков те, которые мы можем определить у глагола. И в виде лучиков прикрепите к солнышку - глаголу.


Русский язык на отлично! Занятия по русскому языку для 2- 4 класса. Некоторые упражнения из книги Людмилы Анатольевны Ахременковой «К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором», которая была отмечена дипломом II степени Второй Российской Международной книжной ярмарки по номинации «Учебная литература» …

Занятие 1

С большой буквы пишутся фамилии, имена, отчества людей, клички животных, географические названия: А лександр С ергеевич П ушкин, город Б ратск, озеро Б айкал, собака Б обик.

1. Вставьте большую букву:

  • в названиях рек: Волга, …бь, …нисей, …ка, …непр, …нгара. …он, …мур;
  • в названия городов: …сква, …десса, …иев, …рославль, …овороссийск, ерчь, …ула, …моленск;
  • в женские имена: …атьяна, …льга, …арина, …юдмила, …ария, …алентина, …катерина, …лизавета;
  • в мужские имена: …ван, …узьма, …лександр, …лексей, …еогий, …ладимир, …иколай, …ячеслав;
  • в имена знаменитых русских воинов: …митрий …онской, …ихаил …утузов, …лександр …евский, …лександр …уворов, …авел …ахимов, …еогий …уков.

Р одина, Р осс ия, К расная площадь, М осква, русс кий.

3. Вставьте вместо точек соответствующие буквы.

(Т-П) Т опил, п опил , …олк, …олк, …ачка, …ачка, …ир, …ир, …ара, …ара, …очка, …очка, …орт, …орт.

(Т-Д) Вед ро, вет ер , …уча, по…ул, …рак…ор, по…ушка, с…ук, …уман, боро…а, …у…очка, про…ук…ы.

(Ш-Ж) Саша, сажа, …аба, …уба, но…ик, су…ить, ме…ок, лу…ок, ло…адь, дер…ать, во…ак, слу…ать, жуж…ать.

4. Прочитай текст. Найди три орфографические ошибки. Спиши текст правильно.

Зоопарк

В воскресенье мы поехали в зоопарк. Папа любовался бальшим попугаем с яркими перьями. Мне больше всего понравилась семья обезьян. Я угостил лофкую обезьянку яблоком. Она быстро села яблоко и еще попросила угощенья. Братья дали зверькам вкусного печенья.

Занятие 2

Мягкий знак обозначает мягкость согласной: конь , сель дь , маль чик.

При переносе слова нельзя отделять мягкий знак от стоящей перед ним буквы: учитель-ница, школь-ник.

1. Допишите в словах необходимый знак.

  • Кон-конь
  • стан-стан…
  • стал-стал…
  • галка-гал…ка
  • банка-бан…ка
  • ест-ест…
  • дал-дал…
  • пар-пар…
  • был-был…

2 Разделите вертикальной чертой слова для переноса.

Тюль/пан , асфальт, крыльцо, льют, письмо, горько, борьба, возьму, стальной, окуньки, раньше, меньше, большое, пальто, школьники.

3. Запомните, как пишутся слова. Если у вас хорошее настроение, эти слова можно пропеть, выделяя голосом орфограммы, тогда получится «словарная опера»

Ма лина, ма шина, ка ртина, ква ртира, за вод, на род, ра бота, ра бочий, ма газин, ка ра ндаш, расс каз, расс вет, зав тра , зав трак , трам вай, пасса жир.

4. Догадайся, в каких словах нужно дописать мягкий знак.

  • Над вареньем летало много ос. — У телеги сломана ось.
  • Миша грушу ел… . — В лесу растёт ел… .
  • Пора красит… крышу. — Маляр красит… крышу.
  • У юры ест… репа. — Юра ест… репу.
  • Лодка села на мел… . — Вот доска и мел… .

5. Вставьте пропущенные буквы.

…одина, …оссия, …расная площадь, …осква, …ру…кий.

6. Вставьте пропущенные большие и маленькие буквы.

Москва — столица нашей Родины. Озеро …айкал — самое большое пресное озеро в мире. Летом мы плавали на теплоходе по реке …олге. Маленькой …нечке купили пряничек, а маленькому …имочке купили ботиночки. Щенок …арик играет деревянным …ариком. Котёнок …ушок похож на …ушок.

7. Найдите 3 ошибки.

Утро

Вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма укрылась в густой листве деревев. Проснулись малиновки. Перья на их грутках окрасились в цвет зари. Заблестели на листьях капли расы. Над цветами стали кружить золотистые пчёлки. Они жадно пьют сладкий сок. Мелькают стрижи. Хорошо иметь быстрые и лёгкие крылья.

Занятие 3

В сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ мягкий знак не пишется : птичк а, ночн ой, конч ик.

1. Догадайтесь, где нужно вставить сочетание чк, чн, нч, а где — мягкий знак.

  • Бабочка, гре…а, косто…а, ленто…а, вну…а, ласто…а;
  • бре…ать, ня…ить, пте…ик, ко…ик, телефо…ик, по…ик;
  • ве…ый, гае…ый, ре…ой, ру…ой, то…ый, но…ой
  • мал…чик, пал..чик, пис…мо, прос…ба, бор…ба, воз…му.

2. Запомните, как пишутся слова.

Ка пуста, ка ртофель, ра кета, па льто, комна та, са по ги, ра стение, расс то яние, ре бята, ме дведь, све тить, вместе , севе р, лаге рь, де ревня, бе рёза.

3. Вставьте пропущенные буквы:


М…лина, м…шина, к…ртина, кв…ртира, з…вод, н…род, р…бота, р…бочий, м…г…зин, к…р…ндаш, р……каз, р……вет, за…тр…, за…тр…к, тр……вай, п……жир.

4. Догадайтесь, в каких словах нужно писать мягкий знак.

  • Это мой брат. — Крапиву лучше не брать.
  • Дед стал… стар. — На заводе выплавляют стал… .
  • Юра нёс угол… . — Шкаф поставили в угол… .
  • Стреляй в цел… . — Зайчик остался цел… .
  • Остуди свой пыл… . — Сотри со шкафа пыл… .

Ударной гласной в слове называется буква, которая при произношении выделяется голосом. Все другие гласные в слове называются безударными . Правильно ставить ударение очень важно, так как с изменением ударения может измениться смысл слова: Окуни — окунИ; я плАчу — я плачУ .

5. Прочитайте слова, меняя ударение с первой на вторую гласную. Посмотрите, как меняется смысл слова.

СтрЕки- стрелкИ, гвоздики — гвоздики, кружки-кружки, замок-замок, село-село, стоит-стоит.

6. Найдите 3 ошибки в тексте.

Пошли друзя на речьку. Захотели они построить кораблик. Сорвал цыплёнок листочек. Муравей поднял соломинку. Жучок достал верёвочку. Мышонок нашёл скорлупку ореха. И закипела робота. В скорлупку соломинку воткнули. Мышонок листок верёвкой завязал. Славный получился кораблик!

Занятие 4

ЖИ, ШИ пиши с буквой И : живу, пушистый.

ЧУ-ЩУ пиши с букой У : прячу, ищу.

ЧА-ЩА пиши с буквой А : чашка, щавель.

1. Вставьте пропущенные буквы:

  • Ш…повник, ш…шки, я свищ…, чиж…к, выруч…й, тотч…с. горяч…я, свеж…й, ч…шка, щ…вель, могуч…я, тиш…на, дремуч….я, саранч…, уж…н, щ…ка, скрипуч…я, я навещ…., ч….ткий, кувш….н.

2. Запомните, как пишутся слова.

Пе нал, пе тух, пе сок, ме тро, ге рой, че тверг, те традь, де журный, шё л, пше ница, зе мляника, весе ло, меся ц, зая ц, уче ник, учите ль.

3. Запомните, как произносятся слова.

Алфави`т, щаве`ль, шофёр, воро`та, кра`ны, к лю`дям, звони`т, портфе`ль, гу`сеница, свёкла, да`ли — дала`, взя`ли — взяла`, по`нял-поняла`.

4. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.

К…пуста, к…ртоф…ль, р…кета, п…льто, комн…та, с…п…ги, р…стение, р…..т…яние, р…бята, м…дведь, св….тить, вмест…, сев…р, лаг….рь, д….ревня, б…рёза.

5. Вставьте мягкий знак в те слова, где он нужен.

Нян..чить, брен…чать, греч…ка, пис…мо, гор…кий, прос…ба, оч…ки, внуч…ка, печ…ка, мал…чик, пал…чик, ден…ги, птен…чик, тросточ…ка, шапоч…ка, ден…ки, мален…кий, белен….кий, звёздоч….ка, точ….ка, клеточ….ка, июн…ский, школ…ник, пал…ьто.

6. Найдите 5 ошибок.

Последний снег сходит с полей. Звенят по оврагам ручейки. Ломают зимний лёд реки. Весной ожывает земля. На деревях набухли клейкие почьки. Появились первые цветы. Ходят по полям и дорожкам грачи. Весило чирикают шустрые вороби. Птицы рады солнцу.

Занятие 5

Безударные гласные в слове надо писать такие же, какие пишутся под ударением: двор — дворы, сад — сады, ядра — ядро.

1. Вставьте безударные гласные.

  • Берег — б…рега
  • хлеб — хл..ба
  • дерево — д…ревья
  • зверь — зв…рюшка
  • ночь — н…чной
  • боль — б…льной
  • молодость — м…лодой
  • больше — б…льшой
  • лёд — л…дяной

О сина, со лома, то пор, по суда, со лдат. по том, ули ца, пятни ца, лест ница, го рячий, мо роз, ли сица

3. Вставьте вместо точек ЖИ или ШИ

Иван шил шилом. Мы ……ли у реки. Ту….. огонь. Вот ер…., вари уху. Коля ле…ит. Змея ……пит. Роза ду……стая. Чи……к — птица. У розы ……пы. Пора у……нать. Это ма……на. Е…… зимой спят. Пи……, не спе…… . Много о……бок. У…… ……вут у воды. Кув……ин — посуда. Лу…… высохли.

4. Догадайся, какие гласные нужно вставить после шипящих.

Тишина, верш…на, ж…ть, маш…на, карандаш…, ч…ткий, (они) пряч…тся, (они) шепч…тся, я чищ…, я леч…., ч…шка, горяч…я, дремуч…я, могуч…я, ч…с.

5. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.

П…нал, п…тух, п…сок, м…тор, г…рой, ч…тверг, т…традь, д…журный, ш…л. пш…ница, з…мл…ника, вес…л…, мес…ц, за…ц, уч…ник, учит…ль.

6. Найдите 4 ошибки

Мы жыли у рощи. Там было хорошо. Пели чижи. Цвели ландышы. Мы ходили гулять в рощу. Наш пёс рыжик любил пугать птиц. Мальчики и девочьки играли в прятки.

Внеклассное занятие по русскому языку.

Тема : Страна Словария .

Цели: расширение знаний детей о значении слов в речи;

развитие воображения, словарного запаса, внимания, умения логически мыслить;

воспитание любви к русскому языку.

Оборудование : шары с буквами, карточки, иллюстрации животных, цифры,

таблички, листочки со слогами, плакат:

« Учите русский – годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом».

Ход занятия.

1. Исполняется песня «Чему учат в школе».

Буквы разные писать

Тонким перышком в тетрадь

Учат в школе, учат в школе,

Учат в школе.

Орфограммы выявлять,

На вопросы отвечать

Учат в школе, учат в школе,

Учат в школе.

Про глагол и про тире

Части речи в голове

Учат в школе, учат в школе,

Учат в школе.

В книгах правила учить,

Чтоб потом их применить

Учат в школе, учат в школе,

Учат в школе.

2. Ученики читают четверостишия.

Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Твердые и мягкие.

Слова бывают смелые,

Упрямые, суровые,

Но непременно дело

Стоит за каждым словом.

Учитель .

Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга, после весеннего ливня, меткий как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»

Сегодня мы проводим внеклассное занятие в форме соревнования двух команд и узнаем лучших знатоков русского языка.

Итак, встречаем команды «Дружная семейка» и «Веселые ребята».

Приветствие команд.

1 команда. Мы веселые ребята,

И не любим мы скучать,

С удовольствием мы с вами

Будем отвечать, играть.

2 команда. Мы отвечаем дружно,

И здесь сомнений нет:

Сегодня будет дружба

Владычицей побед.

3. Конкурс «В гости к гласным».

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ…

Но когда с умом, толково

Их построишь в четкий ряд –

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

Учитель.

На доске 10 шаров с буквами. Здесь гласные и согласные. Составьте из этих букв слова, в которых должно быть не менее двух гласных букв.

С А М Е Н Л П Р О Т

(Село, сало, смена, сера, пора, роса, нора, рота, сено, масло, море и так далее.)

Болельщики отгадывают ребусы.

4. Конкурс «В гости к согласным».

Замените в словах одну согласную так, чтобы вместо данных слов получились новые слова.

Например: свет – цвет.

Фара, игра, крыса, лев, кочка, чайка. (Пара, икра, крыша лес, кошка, чашка.)

5.Конкурс «Собери слова»

Под ольхой среди ветвей

Серый еж созвал гостей.

Но внезапно за бугром

Громкий, громкий грянул гром.

Гости все свалились с кочки,

Раз, два, три, четыре, пять

Помогите их собрать!

Необходимо парами составить слова из слогов.

мед ка бел са

бар тел ли яц

дя ведь за сук

(Медведь, заяц, дятел, барсук, белка, лиса.)

6. Конкурс «Наоборот».

Подберите антонимы – слова противоположные по смыслу.

Я антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я … (Зима).

Далеко мой стук

Слышится вокруг,

Червякам я враг,

А деревьям … (Друг).

Я антоним к слову «смех».

Не от радости, утех,

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это…(Плач).

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только конь сказал,

Что низко,

А мышонок… (Высоко).

7. Игра «Зоопарк». (Животные под номерами).

В зоопарк вчера пошли,

А зверей всех увезли.

Поэтому экскурсия будет такая, я называю слова – действия предметов (глаголы), а вы определяете, какое это животное и показываете номер, который ему присвоен.

1.Каркает, летает, ворует все блестящее. (Сорока – под номером 3).

2Шипит, ползает, извивается. (Змея – под номером 5).

3.Хрюкает, чавкает, валяется. (Свинья – под номером 1).

4.Мяукает, вылизывает, лакает. (Кошка – под номером 2).

5.Блеет, бодается, дает молоко. (Коза – под номером 4).

8. Игра «Пройди по лесенке».

Чтобы пройти по лесенке, надо вписать в клеточки имена существительные в Именительном падеже.

ж - - (жар, жир,

ж - - - - - жираф, жучок,

ж - - - - - - железо, журнал,

ж - - - - - - - журавль, жалость,

ж - - - - - - - - животное,

ж - - - - - - - - - жаворонок.)

9. Игра для болельщиков «Вертолина».

Сколько слов в этом колесе?

(доска, око,

коса, сок,

сад, Ока, ода.)

10. Конкурс «Кто быстрее соберет предложение!»

Как-то раз с большого клена

Оторвался лист зеленый.

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Вы листочки соберите,

Предложение сложите!

БЕ ЛЕС НА РЕ ШЕ ТЕ

ГИ БО ГАТ СТВО --

Почему лес надо беречь?

Аукцион: «Что дает нам лес?»

11.Подведение итогов и награждение победителей .

Лингвистический турнир 1 -4 классы.

Цель: прививать интерес к русскому языку;

убедить в том, что велик он и богат;

воспитывать чувство коллективизма, ответственности.

Оборудование: караоке, тексты, обрывки слов, высказывание.

Ход турнира.

Чтение стихотворения детьми по 2 строчки:

Грамматика, грамматика-

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без нее

Плохое было бы житье.

Не составить телеграмму

И открытку не отправить,

Даже собственную маму

С днем рожденья не поздравить!

Отправляя поздравленье,

Помни правила склоненья,

Род, число и падежи

Крепко в памяти держи.

И приставки, и частицы-

Вроде хитреньких зверьков:

Им охота порезвиться,

Обмануть учеников.

Ты к себе их приручи,

Их привычки изучи!

Сколько правил! Сколько правил!

С непривычки бросит в дрожь!

Все : Будь внимательным и только

Все запомнишь, все поймешь.

Ведущий : Здравствуйте! Сегодня мы с вами проводим лингвистический турнир среди учащихся начальных классов. Вы знаете, что лингвистика – это наука, изучающая законы языка, и сегодня мы еще раз убедимся в том, насколько интересен, велик и богат наш русский язык.

Итак, начнем наш турнир дружной, веселой песней «Если добрый ты».

Ведущий: Для подведения итогов нашего турнира необходимо выбрать компетентное жюри. (Выбор членов жюри и занятие ими определенного места под аплодисменты.)

Ведущий: Итак, команды готовы! Объявляю начало первого тура.

Приветствие команд.

Ведущий: Второй тур. Разминка.

Назови одним словом:

Болтливый человек – (болтун). Ленивый человек – (лентяй).

Храбрый человек – (храбрец). Богатый человек – (богач)

Мудрый человек – (мудрец). Грубый человек – (грубиян).

Сильный человек – (силач). Веселый человек – (весельчак).

Какой частью речи являются новые слова?

Ведущий: Третий тур.

Этот тур потребует от вас внимательности. Вам надо за 1,5 минуты собрать наибольшее количество словарных слов , которые нечаянно рассыпались и никак не могут самостоятельно найти свои половинки.

кар га род хо ро ше

о лек даш ки ле зонт

де ран тив жи ри дарь

ма ти ный аг зяй метр

ка жур зин го ли ном

кол го на ка ло ство

Какой частью речи являются данные слова? Докажите!

Болельщикам: Замените предложение одним словом , мы часто произносим их

ласково в форме дразнилок.

1). Человек, который часто и много кушает. (Обжора).

2). Человек, любящий лежать на диване, кровати. (Лежебока).

3). Кто рано ложиться и поздно встает? (Соня).

4). Задиристый, драчливый человек. (Задира. Забияка).

5). Как называют того, кто любит лукавить? (Хитрюга).

Ведущий: Четвертый тур.

« Кто в лесу живет?»

Поочередно вспомните и назовите сказки, в которых одно из действующих

лиц медведь .

Ведущий: Пятый тур.

Из букв слова грамматика нужно составить как можно больше новых

слов . (Грамм, кит, гамма, рак, кара, рама, атака, маг и другие).

Болельщикам: Кто помнит, что такое антонимы? Да это слова противоположные по

смыслу. Я говорю слово, а вы находите и говорите антоним к нему .

Большой, высокий, длинный, широкий, толстый, глубокий, прямой, первый,

верхний, тяжелый, острый, горячий, светлый, темный, белый, мокрый,

громкий, сладкий, хороший, скупой, нежный, храбрый, умный, чистый,

Ведущий: Тур шестой.

«Конкурс грамотеев». Необходимо найти и исправить ошибки в тексте.

Что такое за акном?

Сразу в доме пасвитлело!

Это снек лижыт кавром

Самый первый, самый белый!

(Команды по очереди находят ошибки и объясняют их).

Ведущий: Пришла пора сразиться капитанам.

Расшифруйте слова и найдите лишнее из них.

Ж Ы И Л (лыжи) А Н С К И (санки)

К Ь И О Н К (коньки) Н О Л С (слон).

Ведущий: Вот и закончился наш турнир. И, как ни грустно, но пора расставаться. Мне

остается поблагодарить вас за активное и дружное участие в нашем турнире,

за хорошее знание русского языка.

Заключительное слово предоставляется председателю жюри.

Награждение проигравшей команды. Поздравление и награждение

победителей .