Болезни Военный билет Призыв

Что относится к социальной среде. Личность и социальная среда. Характеристика социальной среды. Об обществе и человеке

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что социальная среда оказывает сильнейшее влияние на человека и является как бы источником, питающим развитие личности, прививает ему общественные нормы, ценности, роли и т.д.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д.

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания. Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.

Объектом данной работы является социальная среда, а предметом – изучение влияния социальной среды на личность.

Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

Под влиянием бихевиористической парадигмы родился такой подход: любой данный индивид развивается в некой среде путем приспособления к ней. Эта среда представляет собой для индивида совокупность стимулов: физических, технических, социальных. Другие люди в отношении к данному индивиду также рассматриваются лишь как элементы среды. Связь "индивид-общество", по существу, ничем не отличается от связи "организм-среда". Здесь действуют те же законы и те же принципы: адаптации, уравновешивания, подкрепления и т.д. Правда, воздействия социальной среды более сложны (чем физической), также как и более сложны ответы индивида.

Цель данной работы - рассмотреть наиболее важные вопросы, касающиеся социальной среды и личности.

Цель работы определяет постановку следующих задач: рассмотрение формирования конвенционных значений, социальных ролей, социальной активности, деятельности, социальных установок и ориентаций личности.

1. Личность, как социо-культурное образование

Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества.

Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.

Человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

В качестве отправных идей для понимания природы личности можно принять высказывание А. Н. Леонтьева. Характеризуя предмет психологии личности, он писал: «Личность ≠ индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается... Личность есть системное и поэтому "сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его порожденными и приобретенными свойствами».

Сущность личности проявляется при изучении положения, позиции человека во взаимоотношениях его с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях и стоящих за ними мотивах, в способах поведения и средствах действия применительно к общим своим целям и задачам. Понятие личности тесно связано с понятием позиции и соотносимыми с ним понятиями социальной роли и социального статуса.

По широко распространенному в психологии определению, роль - это программа, которая отвечает ожидаемому поведению человека в структуре той или иной социальной группы, это заданный, несвободный способ его участия в жизни общества. Статус определяет поведение человека, включенного в систему сложившихся социальных отношений, где для него заданы место и способ действия, тип нормативного поведения. В статусной системе всегда есть нормы, которые регулируют наши отношения, наши действия.

Понятия статуса и роли имеют отношение к определению личности. Не случайно в обыденном сознании личность человека отождествляют с его социальным положением, общественным статусом, о личности судят по его социальным действиям, по его социальной роли.

Место человека в социальной жизни может быть задано, предписано ему волей случая, рождения, обстоятельств. Место человека в жизни может быть выбрано, найдено, завоевано им самим, по его собственной воле и свободному, осознанному выбору. В этом случае говорят о выборе субъектом позиции в жизни, о его личностном самоопределении. Позиция - это наиболее целостная характеристика человека как личности. Личность - это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. Поэтому личность есть целиком социо-культурное образование. Можно встретить и такое определение: личность - это субъект, свободно определившийся, выработавший свою позицию в пространстве культуры и времени истории.

2. Социальная среда и личность

Социальная среда - это прежде всего люди, объединённые в различные группы, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях, в сложной и разнообразной системе общения. Социальная среда, окружающая личность, обладает активностью, воздействует на человека, оказывает давление, регулирует, подчиняет социальному контролю, увлекает, «заражает соответствующими «моделями» поведения, побуждает, а нередко и принуждает к определённой направленности социального поведения.

Комплекс научных знаний, богатый жизненный опыт, мотивы своих поступков личность черпает из непосредственного источника, которым выступает социальная среда. На первый план выдвигаются те объективно существующие в обществе возможности, которые позволяют проявить себя индивидууму как личности. Содержание этого воздействия заключается в том, что реализация прав, свобод и обязанностей личности должна происходить на основе сочетания интересов всего общества в целом и каждой личности в отдельности. Это возможно только в том обществе, где свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Кроме государственно-общественной среды, социальной в широком смысле слова, следует выделить и микросреду, куда входят отношения, возникающие в малой социальной группе, в трудовом коллективе, членом которого является личность, совокупность межличностных отношений.

Нельзя считать, что под воздействием социальной среды в широком смысле слова происходит унификация представителей, что все они становятся совершенно одинаковыми. Каждая личность имеет свои специфические черты, отличающие её.


2.1. Формирование конвенционных значений

Система взглядов каждого человека, относящаяся к его окружению, состоит из знаний. Формирование общих знаний оказывается возможным отчасти потому, что все человеческие существа обладают сходными биологическими качествами. Физический мир знаком нам преимущественно благодаря воздействию на него, и согласие относительно свойств физических объектов достигается потому, что, манипулируя ими, все люди приобретают сходный опыт.

Общие представления о реальности основываются отчасти на правильном функционировании сенсорных органов. Любые нарушения в протекании сенсорных процессов делают восприятия каждого человека более идиосинкратическими, и возможности достижения согласия ослабляются.

Сходство биологических характеристик, однако, врядли достаточно для объяснения согласия в тех случаях, когда речь идет о значениях чего-то такого, что не может быть непосредственно воспринято или чем нельзя манипулировать. Большинство конвенционных знаний человек усваивает благодаря тому, что другие люди реагируют на его поведение стандартным образом. Значение большинства категорий ясно устанавливается благодаря тому, что реакции других людей институционализируются. Каждое приспособление человека, участвующего в организованных группах, фиксируется в привычку и подкрепляется посредством социальных санкций.

Приобретение конвенционных значений представляет собой научение соответствующим способам опознавания и классификации объектов и развития по отношению к ним принятых способов действия. Чаще всего те или иные ценности усваиваются благодаря устойчивым эмоциональным реакциям других людей.

Когда новый человек включается в группу, его поведение постепенно приближается к принятым стандартам – начиная с грубого подражания и мало-помалу развиваясь в конвенциальные процедуры.

Именно систематические и однообразные реакции других людей формирует и фиксирует шаблоны поведения индивида. Значения развиваются в процессе естественного отбора. Формы поведения, которые дают человеку возможность успешно приспосабливаться к существующим условиям жизни, сохраняются, чтобы стать частью его ориентации по отношению к миру.

Среда жизнедеятельности человека изменчива. Изменяются демократические институты государства, политические права его граждан. Изменяются отношения между государствами и соответственно степени свободы отдельных людей. Изменяется уровень образования исполнителей и руководителей.

Социальная среда - это прежде всего люди, объединённые в различные группы, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях, в сложной и разнообразной системе общения.

Социальная среда, окружающая личность, обладает активностью, воздействует на человека, оказывает давление, регулирует, подчиняет социальному контролю, увлекает, «заражает соответствующими «моделями» поведения, побуждает, а нередко и принуждает к определённой направленности социального поведения.

Социальная среда - совокупность материальных, ​экономических, социальных, политических и духовных условий ​существования, формирования и деятельности индивидов и социальных ​групп.

Социальная макросреда охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру.

Социальная микросреда включает непосредственное окружение человека - семью, трудовую, учебную и другие группы.

Социальная среда оказывает основное воздействие на формирование бессознательного (подсознания) в психике индивида, и, как следствие подобного формирования, на манипуляции психикой. Таким образом, происходит зарождение в подсознании тех импульсов, которые впоследствии преобразуются в импульсы поведения и будут оказывать достаточно большое влияние на сознание. Сознание в этом случае имеет соподчиненную функцию. И в данном случае будет иметь огромное значение окружающая среда, социальная среда, в которой живет индивид в настоящее время, а также та социальная среда, где этот индивид родился и воспитывался (т.к. именно она на раннем этапе оказывала влияние на формирование подсознания индивида).

Понятие среда человека в самом общем виде может быть определено как совокупность естественных и искусственных условии, в которых человек реализует себя как природное и общественное существо. Среда человека состоит из двух взаимосвязанных частей: природной и общественной.

Природный компонент среды составляет совокупное пространст­во, непосредственно или опосредованно доступное человеку.

Общественную часть среды человека составляют общество и об­щественные отношения, благодаря которым человек реализует себя как общественное деятельное существо.

Рис. 1. Компоненты среды человека и общества

В качестве элементов природной среды (в узком ее понимании) можно рассматривать атмосферу, гидросферу, литосфе­ру, растения, животных и микроорганизмы. Растения, животные и микроорганизмы составляют живую при­родную среду человека.

Общественный компонент среды человека составляют об­щество и разнообразные общественные процессы.

Социальная сре­да – это прежде всего культурно-психо­логический климат, намеренно или непреднамеренно создаваемый самими людьми и слагающийся из влияния людей друг на друга, осуществляемого непосредственно, а также с помощью средств ма­териального, энергетического и информационного воздействия. Такое воздействие включает

ü экономическую обеспеченность в соответствии с выработанным обществом или данной этнической, социальной группой эталоном (жильем, пищей, одеждой, другими потребительскими товарами),

ü гражданские свободы (совести, во­леизъявления, передвижения, места проживания, равенства перед законом и т. п.),

ü степень уверенности в завтрашнем дне (отсутст­вие или наличие страха перед войной, иным тяжелым социальным кризисом, потерей работы, голодом, лишением свободы, бандит­ским нападением, воровством, заболеванием, распадом семьи, ее незапланированным ростом или сокращением и т. п.);

ü моральные нормы общения и поведения; свободу самовыражения, в том числе трудовой деятельности (максимальной отдачи сил и способностей людям, обществу с получением от них знаков внимания);

ü возмож­ность свободного общения с лицами одной этнической группы и сходного культурного уровня, т.е. создания и вхождения в эта­лонную для человека социальную группу (с общностью интере­сов, жизненных идеалов, поведения и т.п.);

ü возможность пользо­ваться культурными и материальными ценностями (театрами, му­зеями, библиотеками, товарами и т.д.) или сознание обеспеченно­сти такой возможности;

ü доступность или сознание доступности общепризнанных мест отдыха (курортов и т. п.) или сезонной пе­ремены типа жилища (например, квартиры на туристическую па­латку);

ü обеспеченность социально-психологическим пространст­венным минимумом, позволяющим избежать нервно-психического стресса перенаселения (оптимальная частота встреч с другими людьми, в том числе знакомыми и родными); наличие сферы услуг (отсутствие или наличие очередей, качество обслуживания и т. п.).

Социальная среда, объединяясь с природной образует общую совокупность человеческой среды. Каждая из названных сред тесно взаимосвязана с другой, причем ни одна из них не может быть заменена другой или быть безболезненно исключена из общей системы окружающей человека среды.

Изучение отношений человека с окружающей средой привело к возникновению представлений о свойствах или состояниях среды, выражающих восприятие среды человеком, оценку качества среды с точки зрения потребностей человека. Специальные антропоэкологические методики позволяют определять степень соответствия среды потребностям человека, оценивать ее качество и на этой основе выявлять ее свойства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат: Социальная среда человека

  • Введение

Введение

Социальная среда - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности. В широком смысле (макросреда) охватывает обществ. - экономическую систему в целом - производит. силы, совокупность общественных отношений и институтов, общественное сознание, культуру данного общества; В узком смысле (микросреда), будучи элементом социальной среды в целом, включает непосредственное социальное окружение человека - семью, трудовой, учебный и другие коллективы и группы. Социальная среда оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности. В то же время под влиянием творческой активности, деятельности человека она изменяется, преобразуется, и в процессе этих преобразований изменяются и сами люди.

Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы. Поэтому при их изучении необходимо прежде всего составить себе достаточно четкое представление о социальной среде, о личности и группе как субъектах этих явлений и об общих условиях их взаимовлияния и взаимодействия.

Социальная среда - это все то, что окружает человека в его социальной жизни, служит объектом его психического отражения - либо непосредственного, либо опосредствованного результатами труда других людей. Воздействие обширной совокупности социальных факторов человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Все они, вместе взятые, составляют социальную среду личности. Но для обозначения социальных факторов, определяющих общественную жизнь, в марксизме применяется понятие "общественно-экономическая формация", зачем же еще понятие "социальная среда"? Рассмотрим соотношение этих понятий.

Социальная среда и общественно-экономическая формация

Понятие социальной среды обозначает конкретное своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Этим оно отличается от понятия общественно-экономической формации и дополняет его. Понятие социальной среды характеризует не сущность общественных отношений, а их конкретное проявление. Капитализм как общественно-экономическая формация подчиняется одним и тем же социально-экономическим законам. Но, проявляясь в специфически особенных формах, действие этих законов создает конкретную социальную среду, отличающуюся от другой социальной среды. Именно в такой конкретной социальной среде и действуют личности и группы. Причем если исторические личности и большие группы (классы, нации) действуют в широкой социальной среде, то сфера действия малых групп и входящих в них личностей - микросреда, непосредственное социальное окружение.

Конкретная социальная среда выступает в психологическом аспекте как совокупность отношений личности и групп. Отношения социальной среды и личности имеют довольно значительный момент субъективности. Если класс не может менять своего места в общественно-экономической формации, не уничтожая себя как класс, то личность может менять свое место в социальной среде, может переходить из одной социальной среды в другую и тем самым конструировать в определенной мере свою социальную среду.

Конечно, мобильность личности в социальной среде не является абсолютной, она ограничивается объективными рамками общественно-экономических отношений, классовой структурой общества. Тем не менее активность личности, особенно по отношению к избираемой ею микросреде, нельзя недооценивать. Практическое значение этого вопроса обнаруживается, в частности, при анализе причин преступности.

Социальная среда по отношению к личности имеет сравнительно случайный характер. Эта случайность особенно велика в психологическом плане, поскольку характер и особенности определенных личностей накладывают свой отпечаток на их взаимоотношения. Но и эта случайность проявляется только до определенных пределов. Она ограничивается необходимостью отношений, обусловленных определенным общественно-экономическим строем.

Следует учитывать, что общественно-экономическая формация является высшей абстракцией системы общественных отношений, где фиксируются только глобальные черты. В социальной среде эти элементы общественно-экономической формаций оживляются самыми различными аспектами: демографическими, этническими, психологическими, индивидуальными. Поэтому структура социальной среды кажется более запутанной и более усложненной, чем строго логическая структура общественно-экономической формации.

Структура социальной среды не может быть полным аналогом структуры общественно-экономической формации, ее зеркальным отражением. Факторы этнического порядка, например принадлежность к народности, нации, той или иной этнической группе, а также производные факторы этнического сознания, действуя совокупно, составляют неотъемлемые элементы социальной среды. Вместе с тем элементы, непосредственно связанные с общественно-экономической формацией, оказывают определяющее влияние на социальную среду. Система объективно-общественных отношений составляет как бы каркас, на котором располагаются малые группы и личности. Место группы на этом каркасе и определяет в главном социальную среду личности.

Таким образом, социальную среду в первом приближении можно определить по типу общественно-экономической формации. Так различается социальная среда, характерная для первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического и социалистического строя. Также различается и характер влияния определяемой таким образом социальной среды на личность и группу. Мы с негодованием говорим, например, о феодально-байских пережитках в социалистической действительности. Мы гневно клеймим современные факты работорговли и рабовладения, понимая, что они отнюдь не бесследно проходят для сознания тех, кто живет в условиях подобной социальной среды в некоторых зарубежных странах.

Классовый характер социальной среды

Внутри видов социальной среды, различаемых по типу общественно-экономической формации, следует различать виды в зависимости от места группы в структуре формации. Здесь прежде всего различают классовую социальную среду по ее месту в исторически определенной системе общественного производства. Так, мы различаем буржуазную социальную среду, пролетарскую социальную среду и т.д. Поскольку любой социальный класс неоднороден по своему составу и подразделяется на определенные слои, то каждый слой имеет свои, характерные для него особенности социальной среды. Это дает внутриклассовые подразделения социальной среды. Кроме того, имеется социальная среда так называемых деклассированных элементов. Для каждого из отмеченных видов социальной среды характерны определенные психологические черты, накладывающие свой отпечаток на личность и группы людей.

Наконец, существует группа признаков, помогающая выделить тип социальной среды по разделению труда. Более или менее четко различаются городская среда и деревенская среда; социальная среда, для которой характерен физический и умственный труд, различные виды деятельности - производственной, политической, юридической, научной, художественной со всеми вытекающими из этого разделения особенностями бытия людей.

социальная среда разделение труд

Все эти признаки составляют конкретные характеристики социальной среды, воздействующие на индивидуальные качества личности, накладывающие свой отпечаток на их отношения.

С проблемой социальной среды тесно связана проблема образа жизни личности, малой группы. Социальная среда есть сложная совокупность отношений. Однако личность может быть вовлечена с различной степенью активности в эти отношения. Совокупность практических отношений к социальной среде и составляет образ жизни личности. Подробнее об образе жизни будет сказано далее. Сейчас же подведем итоги.

Итак, общественно-экономическая формация в ее исторической, демографической, географической и этнической конкретности формирует данную социальную среду, порождающую тот или иной образ жизни и вслед за этим образ мышления и чувствования.

Следовательно, общественно-экономическая формация - социальная среда - образ жизни - личность - такова принципиальная схема процесса проникновения общественных отношений в отношения человека к другим людям, социального в индивидуальное, путь социализации личности.

Мало сказать, что социальная среда формирует личность, как говорили французские материалисты XVIII в. Надо провести эту связь дальше - до общественно-экономической формации, способа производства, как это делает марксизм. "Мы, - писал Г.В. Плеханов, - не только говорим, что человек со всеми своими мыслями и чувствами есть продукт общественной среды; мы стараемся понять генезис этой среды". Делая вывод, что в конечном счете "свойства социальной среды определяются состоянием производительных сил в каждое данное время", Плеханов поясняет: "Всякая данная ступень развития производительных сил необходимо ведет за собою определенную группировку людей в общественном производительном процессе, т.е. определенные отношения производства, т.е. определенную структуру всего общества. А раз дана структура общества, нетрудно понять, что ее характер отразится вообще на всей психологии людей, на всех их привычках, нравах, чувствах, взглядах, стремлениях и идеалах".

Понятие социальной среды широко используется современной буржуазной социологией и социальной психологией. Однако социальная среда по преимуществу понимается ими как культурная среда, без связи ее с производственной деятельностью людей, с социально-классовой структурой общества, что приводит в конечном итоге к идеалистическому истолкованию роли социальной среды в формировании личности.

В результате:

Социальная среда - это все то, что окружает человека в его социальной (общественной) жизни. Это, в первую очередь, семья, одноклассники, сверстники по двору и так далее. В процессе всей жизни человек испытывает воздействие социальных факторов. По отношению к здоровью человека отдельные факторы могут быть безразличными, могут оказывать благоприятное действие, а могут наносить вред - вплоть до смертельного исхода.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретические основы диагностики социальной среды. Понятие социальной среды и система социальной защиты детей в России. Методы диагностики социальной среды. Исследование социальной среды Православного детского приюта "Рождественский" в Калужской области.

    дипломная работа , добавлен 14.02.2010

    Иерархическая структура личности согласно модели психического аппарата в работе З. Фрейда "Я и Оно". Социальная среда как источник возникновения всех специфических человеческих свойств личности. Роль государства в становлении и развитии личности.

    доклад , добавлен 25.05.2014

    Проблема личности в социологии и философии. Социально-деятельностная сущность человека. Физическая, социальная и духовная личность. Взаимодействие личности и общества. Влияние социальной роли на развитие личности. Институционализированные социальные роли.

    контрольная работа , добавлен 27.01.2012

    Личность. Развитие личности ребенка под влиянием факторов окружающей среды. В сложном процессе формирования личности участвуют многие физические, биологические и социальные факторы.

    реферат , добавлен 11.06.2006

    Изучение Карен Хорни воздействия окружающей социальной среды на формирование личности. Чувство беспокойства и стремление к безопасности как основа мотивации человека. Структура невротической личности. Деятельность специалиста по социальной работе.

    эссе , добавлен 05.05.2014

    Социальная работа как явление общественной жизни. Исторические корни структурной социальной работы. Регуляция правовых и экономических отношений человека с обществом. Взаимосвязь социальной работы с другими науками. Суть парадигм социальной работы.

    реферат , добавлен 13.10.2008

    Особенности, функции, задачи и принципы социальной политики. Административная реформа в РФ и её влияние на формирование и реализацию социальной политики государства. Социальная сплоченность общества и права человека, прогноз социальной ситуации в России.

    курсовая работа , добавлен 29.03.2015

    Личность как социальная единица, существующая в том или ином обществе; социальная среда. Процесс социализации личности: сущность, динамика, стадии, способы и средства. Роль личности в развитии общества, ее формирование и целенаправленное воспитание.

    контрольная работа , добавлен 23.11.2010

    Понятие личности в социологии. Соотношение биологического и социального в формировании личности. Процесс вхождения человека в общество, его социализация и социальная адаптация, приспособление индивида к социальной среде. Социальный статус личности.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2009

    Тема человека и личности как одна из ключевых тем в социологии. Системные свойства человека. Социальная роль и статус личности. Социализация как процесс освоения личностью правил, господствующих в данном обществе. Социальная типология личности.

Факторы, влияющие на социальную среду организации

Организация как социальная система, устойчивая форма объединения людей, имеющих общие интересы и цели, характеризуется разносторонностью функционирования. Ее развитие осуществляется по крайней мере в трех направлениях - техническом, экономическом, социальном. Первое из них в основном связано с совершенствованием средств и технологий производства, наличием нужного оборудования и материалов, степенью механизации и автоматизации трудовых процессов. Второе направление выражает формы собственности, уровень специализации и кооперирования производства, систему организации и оплаты труда, структуру и методы управления. Социальное же развитие включает персонал организации с его традициями, предпочтениями, интеллектуальным потенциалом и профессионально-квалификационными качествами, способы удовлетворения материальных и духовных потребностей работников, межличностные и межгрупповые отношения, морально-психологическую атмосферу в коллективе.

Следовательно, социальную среду организации, теснейшим образом взаимосвязанную с технической и экономической сторонами ее функционирования, составляют те материальные, общественные и духовно-нравственные условия, в которых работники трудятся, живут вместе со своими семьями и в которых происходят распределение и потребление благ, складываются реальные связи между личностями, находят выражение их морально-этические ценности . Эту среду образуют: сам персонал организации с его различиями по демографическим и профессионально-квалификационным признакам - полу, возрасту, образованию и т.д., а также разнообразными межличностными и межгрупповыми связями; социальная инфраструктура, включая объекты социального назначения; слагаемые качества трудовой жизни работников, так или иначе определяющие материальное и моральное вознаграждение труда, атмосферу солидарности, сотрудничества и взаимопомощи, степень сплоченности коллектива, престижность совместной работы.

Всегда, а на современном этапе общественного развития особенно, успешная деятельность любой организации зависит от высокой результативности совместного труда занятых в ней работников, от их квалификации, профессиональной подготовки и уровня образования, от того, насколько условия работы и быта благоприятствуют гуманизации труда, удовлетворению материальных, социальных и духовных потребностей людей, разностороннему проявлению личности. Вектор социального развития организации должен быть обращен на то, чтобы разнообразить и обогатить содержание трудовой деятельности, более полно использовать интеллектуальный и творческий потенциал работников, повысить их дисциплину и ответственность, создать надлежащие условия для эффективной работы, хорошего отдыха, устройства семейных дел.

Развитие социальной среды выражается как в форме объективных процессов, т.е. в связях между людьми по поводу их жизненных условий (труда, быта и досуга), так и в субъективном, осознаваемом виде, т.е. в явлениях психологической атмосферы, межличностных отношениях и нравственных оценках. К факторам такого развития относятся условия, которыми характеризуются содержание изменений в социальной среде и адекватные этим изменениям последствия. Они различаются по направленности и формам влияния на персонал как непосредственно - в ходе, во время совместного труда, так и опосредованно - там, где работники и их семьи живут, растят детей, общаются с друзьями, отдыхают.

Фактор - движущая сила развития. Применительно к социальной среде организации это понятие выражает условия, которые определяют характер и возможные последствия происходящих в ней изменений, в свою очередь воздействующих на персонал.

К основным непосредственным факторам социальной среды организации относятся: потенциал организации, ее социальная инфраструктура; условия и охрана труда; материальное вознаграждение трудового вклада; социальная защита работников; социально-психологический климат коллектива; внерабочее время и использование досуга.

Потенциал отражает материально-технические и организационно-экономические возможности организации, т.е. ее размеры и территориальное расположение, численность и качество персонала, характер ведущих профессий, отраслевую принадлежность и профиль предприятия, объемы производимой продукции (товаров и услуг), форму собственности, финансовое положение, состояние основных фондов и технический уровень производства, содержание и организационные формы трудового процесса, известность фирмы, ее традиции и имидж. Это, безусловно, базовые факторы, оказывающие разностороннее, по сути своей комплексное влияние на социальную среду как сосредоточие важнейших средств и стимулов, побуждающих и обеспечивающих социальное развитие организации.

Социальная инфраструктура представляет собой комплекс объектов, предназначенных для жизнеобеспечения работников организации и членов их семей, удовлетворения социально-бытовых, культурных и интеллектуальных потребностей. В условиях Российской Федерации перечень таких объектов включает:

Обобществленный жилищный фонд (дома, общежития) и объекты коммунального хозяйства (гостиницы, бани, прачечные и пр.) с сетями энерго-, газо-, водо- и теплоснабжения, канализации, телефонной связи, радиовещания и т.п.;

Медицинские и лечебно-профилактические учреждения (больницы, поликлиники, амбулатории, медпункты, аптеки, санатории, профилактории и др.);

Объекты образования и культуры (школы, детские дошкольные и внешкольные учреждения, дома культуры, клубы, библиотеки, выставочные залы и т.п.);

Объекты торговли и общественного питания (магазины, столовые, кафе, рестораны, подсобные хозяйства для поставки свежих продуктов);

Объекты бытового обслуживания (комбинаты, мастерские, ателье, салоны, пункты проката);

Спортивные сооружения (стадионы, плавательные бассейны, спортплощадки) и базы массового отдыха, приспособленные для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий;

Коллективные дачные хозяйства и садово-огородные товарищества.

Организация в зависимости от своих масштабов, формы собственности, отраслевой принадлежности, местоположения и иных условий может располагать целиком собственной социальной инфраструктурой (рис. 2.1) либо иметь набор только ее отдельных элементов или рассчитывать на кооперацию с другими организациями и на муниципальную базу социальной сферы.

Но при любом варианте забота о социальном обслуживании работников и их семей является важнейшим требованием к управлению социальным развитием.



Условия и охрана труда включают факторы, которые так или иначе влияют на самочувствие и полезную отдачу работников, обеспечение безопасного ведения работ, предупреждение травматизма и профессиональных заболеваний.

Условия труда - это совокупность психофизиологических, санитарно-гигиенических, эстетических и социально-психологических факторов производственной среды и трудового процесса, оказывавших влияние на здоровье и работоспособность человека. Они включают безопасные условия работы, при которых воздействие на работников вредных и опасных производственных факторов сведено к минимуму - уровню установленных нормативов или вовсе исключено; сокращение объемов тяжелых работ, требующих больших физических усилий; преодоление монотонности труда, рациональное использование регламентированных перерывов в течение рабочего дня (смены) для отдыха и питания; наличие и удобства социально-бытовых помещений (раздевалок, душевых, туалетов, медпункта, комнат отдыха, буфетов, столовых и т.п.).

Рис. 2.1. Социальная инфраструктура организации

Охрана труда, призванная обеспечивать безопасность жизни и здоровья работников, в частности, предусматривает: установление единых нормативных требований в сфере охраны труда, разработку соответствующих им программ и проведение мероприятий в организациях; государственный надзор и общественный контроль за соблюдением законных прав работников на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, выполнением обязанностей по охране труда работодателями и самими работниками; обеспечение работников за счет работодателя специальной одеждой и обувью, средствами индивидуальной и коллективной защиты, лечебно-профилактическим питанием; предотвращение аварий и несчастных случаев на производстве, осуществление системы мер по реабилитации лиц, получивших трудовое увечье.

Материальное вознаграждение трудового вклада выступает узловым пунктом социального развития организации. В нем состыковываются основные расходы на рабочую силу, компенсация трудовых затрат работников, их общественный статус и вместе с тем семейные бюджеты, удовлетворение насущных потребностей людей в жизненных благах.

Оплата труда должна основываться на социальном минимуме - на том, что необходимо для поддержания достойного уровня жизни и воспроизводства работоспособности человека, получения им средств существования не только для себя, но и для своей семьи. В Российской Федерации общие денежные доходы населения включают заработную плату, к ней добавляются все виды пенсий, стипендии студентов и учащихся образовательных учреждений, пособия на детей и уходу за ребенком, стоимость натуральных продуктов подсобного хозяйства, используемых на личное потребление, а также доходы от собственности, реализации продуктов подсобного хозяйства на рынке и предпринимательской деятельности, включая дивиденды и проценты от вкладов в банки.

Расходную часть семейного, по преимуществу потребительского, бюджета составляют денежные расходы на уплату налогов и внесение различных взносов (в том числе проценты за кредиты), на покупку товаров краткосрочного и длительного пользования - продуктов питания, одежды, обуви, предметов культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, на оплату жилищных, коммунальных, транспортных, медицинских и иных услуг. Баланс расходной и доходной частей бюджета и есть показатель объема благ, получаемых семьей в течение определенного времени (месяца, года) в расчете на одного человека. Среднедушевой доход и соответствующие расходы отражают степень достатка семьи, качество и уровень ее жизни.

Социальную защиту работников организации составляют мероприятия по социальному страхованию, безусловному соблюдению гражданских прав и социальных гарантий, установленных действующим в стране законодательством, коллективным договором, трудовыми соглашениями и иными правовыми актами. В Российской Федерации эти меры, в частности, предусматривают:

Обеспечение минимального размера оплаты труда и тарифной ставки (оклада);

Нормальную продолжительность рабочего времени (40 часов в неделю), компенсацию за работу в выходные и праздничные дни, ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью не менее 24 рабочих дней;

Возмещение вреда здоровью в связи с исполнением трудовых обязанностей;

Отчисления в пенсионный и другие внебюджетные фонды социального страхования;

Выплату пособий по временной нетрудоспособности, ежемесячных пособий матерям на период их отпуска по уходу за ребенком, стипендий работникам на время профессиональной подготовки или повышения квалификации.

Указанные гарантии реализуются при прямом участии организации. Денежные выплаты, как правило, производятся из средств организации, их размеры ориентированы на среднюю зарплату или долю минимальной оплаты труда. Система социальной защиты должна страховать работников от риска оказаться в затруднительном материальном положении из-за болезни, утраты трудоспособности или безработицы, придавать им уверенность в надежной защищенности своих трудовых прав и привилегий.

Социально-психологический климат - это суммарный эффект от воздействия многих факторов, влияющих на персонал организации. Он проявляется в трудовой мотивации, общении работников, их межличностных и групповых связях. В структуре социально-психологического климата коллектива взаимодействуют три основных компонента: нравственно-психологическая совместимость работников, их деловой настрой и социальный оптимизм. Эти составляющие касаются тонких струн человеческого интеллекта, воли и эмоциональных свойств личности, во многом определяющих ее стремление к полезной деятельности, творческой работе, сотрудничеству и сплоченности с другими. Выражая отношение работников к совместному делу и друг другу, социально-психологическая атмосфера выдвигает на передний план такие мотивы, которые не менее действенны, чем материальное вознаграждение и экономическая выгода, стимулируют работника, вызывают у него напряжение сил или спад энергии, трудовой энтузиазм или апатию, заинтересованность в деле или безразличие.

Внерабочее время образует еще одну группу факторов социальной среды организации. С ними связаны отдых и восстановление сил работников, устройство их домашнего быта, выполнение ими семейных и общественных обязанностей, использование досуга. Временной ресурс работающего человека распадается в будний день на рабочее время (продолжительность рабочего дня в разных странах неодинакова, различается она также по отраслям хозяйства и профессиям) и внерабочее время в соотношении примерно 1: 2. В свою очередь, время, прямо не связанное с трудовой деятельностью, включает затрату 9-9,5 часов на восстановление сил и удовлетворение естественных физиологических потребностей человека (сон, личную гигиену, прием пищи и т.п.). Оставшееся время суток занимают передвижение на работу и обратно, ведение домашнего и подсобного хозяйства, уход за детьми и занятия с ними, а также досуг.

Равнозначное досугу свободное время имеет особое значение для разностороннего развития личности . Оно служит восстановлению физических и интеллектуальных сил работников, теснейшим образом связано с удовлетворением их социально-культурных потребностей, вызываемых в том числе ускорением научно-технического и социального прогресса, требованиями гуманизации труда. Величина, структура, содержание и формы использования досуга существенно влияют на образ жизни и мировосприятие человека-труженика, выбор им нравственных ориентиров и гражданской позиции.

Значительное, а нередко решающее влияние на социальную среду организации, уровень благосостояния и качество трудовой жизни работников оказывают и более общие факторы. Имеются в виду, как показано на рис. 2.2, социально-экономическое положение страны, духовно-нравственное состояние общества, социальная политика государства.

Социально-экономическое положение страны оценивается прежде всего по тому, находится ли она в данный момент на подъеме, в расцвете сил либо переживает спад, кризис и испытывает усиление социальной напряженности. В то же время события, происходящие в любой стране, являются неотъемлемой частью развития человеческой цивилизации в целом, выражением общих для мира тенденций.

Положение дел в России в последнее время характеризует глубокий и всеохватывающий кризис . По оценкам ученых и политиков, страна застряла на полпути в своем продвижении от сверхцентрализованной плановой экономики к утверждению рыночных отношений и социально устроенного государства. Начатые было реформы пока не приносят ощутимых и приемлемых для большинства россиян результатов. Вместо улучшения жизни они обернулись спадом производства, ослаблением притока инвестиций в экономику и социальную сферу, снижением доходов и обнищанием значительной части населения, ухудшением финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки и культуры.

Рис. 2.2. Общие факторы, воздействующие на социальную среду организации

Становится все более очевидным, что рынок сам по себе не может быть панацеей от всех проблем. Нужно существенное исправление и тактики, и стратегической линии социально-экономических преобразований. Необходимо в этом первостепенной важности деле навести порядок, основанный на праве, слаженности рыночных механизмов и государственного регулирования, чтобы открыть не декларируемый только, а фактический простор здоровому соперничеству различных форм собственности и типов хозяйствования, эффективному применению технических, экономических и социальных нововведений, нацеленных на достижение высоких жизненных стандартов для всех слоев населения.

Опыт Германии, Швеции, Японии и ряда других стран с социально развитой рыночной экономикой показывает, что справедливое решение социальных проблем столь же приоритетно, как и достижение экономического -роста и получение прибыли. Ориентирами такого рыночного хозяйства являются: соблюдение основных прав человека, предоставление каждому равных возможностей для проявления своих способностей, трудолюбия, инициативы и предприимчивости; повышение уровня благосостояния и социальной защиты соразмерно потенциалу страны, страхование людей от риска потерять достойное человека жизнеобеспечение; поддержание в обществе стабильности, гражданского согласия и социального мира.

И в России, по общему мнению, осуществление назревших реформ должно идти в русле взаимодействия экономической и социальной эффективности. При этом предпочтение следует отдавать социальным целям с непременным учетом традиций и национальных особенностей страны.

Духовно-нравственное состояние общества не в меньшей степени, чем экономика, материальная сфера, сказывается на укладе жизни в стране, уровне благосостояния населения. С ним неразрывно связаны реализация свобод и прав человека, утверждение индивидуальности и коллективных начал, своеобразие исторических традиций, стабильность нравственных устоев, в частности требований преобладающей в данном обществе трудовой морали, этики личного и общественного поведения, высоких критериев гражданской добродетели - всего того, из чего слагается менталитет народа, глубинная сущность его национального и социального характера, мировоззрения и идеалов.

Разумеется, упомянутые компоненты подвижны, переменчивы. Они могут как истончаться, утрачиваться, так и наращиваться, укрепляться. Исторический опыт учит, что успех, благополучие сопутствуют тому обществу, которое постоянно заботится о социальной сфере, воспроизводящей социальные связи и отношения, способно опереться на энтузиазм и созидательный настрой своих членов, обеспечить объединениям граждан и отдельным личностям максимум возможностей для реализации их общезначимых целей. Потому так важно достичь гармонии интересов государства и гражданского общества, слить воедино действие объективных закономерностей социального развития и сознательно предпринимаемые усилия.

Российское общество в настоящее время из-за пробуксовки проводимых реформ, кризисного положения в экономике и социальной сфере, разрушения прежнего, для многих ставшего уже привычным уклада, снижения до критической черты жизненного уровня, резкой переоценки социальных и нравственных ориентиров находится в трудном положении. Отмечается, в частности, опасная тенденция его расслоения по доходам, бросающаяся в глаза поляризация бедности и богатства, увеличение числа обездоленных семей, оказавшихся на пороге нищеты. Наблюдается серьезное ослабление интереса к производительному труду - аллергия к работе, усиление эгоизма, корыстолюбия и стяжательства, распространение тех негативных проявлений рыночной стихии, которые сопровождаются спекулятивными махинациями, захватом чужого имущества, скорым, но неправедным обогащением, вымогательством, коррупцией, криминальным беспределом.

В некоторых регионах нарастает социальная напряженность, обостряются противоречия, приводящие к острым социально-трудовым конфликтам, к столкновениям на этнической и религиозной почве. Подрываются моральные устои общества и граждан, что чревато нравственной деградацией людей, ростом чувства страха и безысходности, утратой уверенности в завтрашнем дне.

Социологические исследования также фиксируют неблагоприятное для общества эмоциональное состояние россиян. Так, результаты репрезентативного общественного опроса, проведенного в начале 1999 г. во всех территориально-экономических регионах страны, показали, что три четверти граждан регулярно ощущали несправедливость происходящего вокруг, две трети населения постоянно испытывали стыд за положение дел в родном отечестве и столько же - не могли избавиться от чувства невозможности продолжения жизни в таких условиях. В ожиданиях опрошенных также преобладали пессимистические настроения: выразили опасения за будущее своих детей 52%, 48% - остаться без средств к существованию, 37% - заболеть и оказаться без лекарств и медицинской помощи, 32% - потерять работу, 30% - стать возможной жертвой преступления.

Духовно-нравственное оздоровление российского общества, преодоление кризиса его доверия власти требуют прежде всего ясно выраженного идеала, способного сплотить россиян, вдохнуть в них настрой на конструктивную деятельность, укрепить правовую культуру и чистоту нравственных устремлений.

Социальная политика государства как мощная сила общественного развития предназначена выполнять ключевую роль в решении социальных проблем, встающих перед той или иной страной. Проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на экономические структуры и общественную поддержку, такая политика должна аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития, способствовать созданию оптимальных условий для жизни людей, совершенствованию социальных связей, взаимодействия и отношений между ними, осуществлять наделе социальную справедливость.

Основной объект воздействия социальной политики - социальная сфера , непосредственно связанная с распределением материальных и духовных благ, удовлетворением специфических потребностей человека, качеством и уровнем его жизни, условиями труда, быта и досуга. Эта сфера охватывает разнообразные отношения между личностями, социальными группами и слоями в том их виде, в каком они складываются на конкретный исторический момент, включает ряд отраслей народного хозяйства и основные элементы социальной инфраструктуры, в том числе учреждения здравоохранения, образования, науки и культуры, санаторно-курортный комплекс, индустрию спорта и туризма, жилищный фонд и коммунальное хозяйство. Социальная сфера вбирает в себя систему социального обслуживания населения, социальной защиты и гарантий граждан, установленных законами государства и опирающихся на традиции, обычаи жителей данной страны.

Содержание и конкретные задачи социальной политики охватывают стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение гарантии определенного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности. Для эффективного осуществления своих социальных функций государство располагает такими действенными рычагами, как социальное законодательство, национальный бюджет, система налогов и сборов.

Практика большинства стран подтверждает, что при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения государства социальная политика обладает и самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях она должна быть приоритетной для властных структур любого государства.

Следуя общепризнанным принципам, Конституция нашей страны (ст. 7) провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это предполагает охрану труда и здоровья людей, гарантированный минимальный размер оплаты труда, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Приоритет социальной политики, равно как и социальной сферы, означает в первую очередь поиск реальных путей к более высокому уровню потребления, росту продолжительности жизни, дальнейшему развитию образования и культуры, экологическому благополучию, недопустимости каких-либо поползновений на свертывание социальных программ и умаление гарантий. Люди в любой стране не довольствуются минимумом социальных улучшений, а надеются на вполне обеспеченную, безопасную и цивилизованную жизнь. Они хотят, чтобы социальная политика продвигалась не «гуманизмом поневоле», а высокой целью доведения «социального минимума» до достойного человека уровня.

Но так дело обстоит не везде. В ряде стран, к которым можно отнести и Россию, социальная политика пока не выступает хорошо продуманным, концептуально выверенным инструментом регулирования социальных отношений и процессов, средством оптимальной увязки экономики и социальной сферы. В частности, не достает понимания той простой истины, что низкие заработки и доходы ограничивают спрос на товары и услуги, лишают производство емкого и платежеспособного рынка сбыта. Социальная сфера - вовсе не иждивенка, а социальные расходы - не безвозвратные затраты, не простой вычет из экономических ресурсов. Они совершенно необходимы как вложения в человеческий капитал, которые в конечном счете оборачиваются повышением производительности и качества труда, расширением потребления. Таким образом, взвешенная социальная политика весьма значима как своего рода инвестор, стимулятор экономического роста и благосостояния общества.

В жестких условиях рынка отдельно взятые хозяйственные единицы и предпринимательские структуры не могут, да и не в состоянии в полной мере заниматься социальной сферой. Эту важнейшую функцию предназначены исполнять органы власти. Именно государство своей регулирующей ролью обязано компенсировать, устранять недостатки, изначально свойственные рыночной стихии, устанавливать «правила игры». Оно, в частности, не вмешиваясь прямо в управление предприятиями, ценообразование и установление размеров оплаты труда, имеет возможность и должно в соответствии с законами страны осуществлять контроль за тем, чтобы получение прибыли не наносило ущерба социальным целям рыночной экономики, чтобы заработная плата, предусмотренная соглашениями между работодателями и профсоюзами, повышалась пропорционально росту производительности труда, чтобы рынок рабочей силы реагировал на безработицу и сужал ее масштабы, чтобы своевременно производились социальные выплаты и принимались другие меры социальной защиты.

Социальная политика не сводится к провозглашению государством социальных целей и объявлению гарантий, а должна быть представлена системой конкретных мероприятий по их реализации, рассчитанной на краткосрочную (обычно в течение года), среднесрочную (три-пять лет) и долгосрочную (десять и более лет) перспективу. Регулирование социальной сферы предполагает целенаправленное функционирование различных социальных институтов - системы ценностных установок, образцов и норм поведения, ветвей и учреждений государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей и других общественных организаций.

В Российской Федерации основы институционного регулирования социальной сферы, установленные Конституцией страны, предусматривают проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. При этом большинство вопросов социальной политики являются предметом совместного ведения Федерации и ее субъектов.

На федеральном уровне функции проведения единой политики в социальной области должно выполнять правительство страны. В управлении социальной сферой участвуют также министерства здравоохранения, культуры, образования, труда и социального развития, другие звенья государственного управления, призванные прогнозировать, планировать, направлять, координировать деятельность соответствующих отраслей, предприятий и учреждений. На уровне субъектов Федерации (республик, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга) создаются аналогичные министерства, департаменты, управления или отделы. Свои подразделения по социальным вопросам имеют управленческие структуры городов и районов.

Составной частью общей системы целей и задач социальной политики государства является региональная политика в социальной сфере. Она должна обеспечивать равное качество и уровень жизни населения во всех регионах России. Эти регионы, как правило, совпадают с территориями субъектов Федерации, обладают общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Субъектам Федерации принадлежит ведущая роль в разработке и реализации региональных социальных программ, учитывающих уровень социально-экономического развития территории, финансовые возможности, демографическую ситуацию, природно-климатические условия, национальные традиции и местные особенности труда, быта, потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.

Для успеха социальной политики государства важно, чтобы по поводу ее главных ориентиров и приоритетов достигалось общественное согласие. В рамки такого консенсуса «вписываются» гармонизация интересов граждан и государства в целом, социально-психологическое восприятие большей частью общества целей и методов государственного регулирования экономики и социальной сферы, взаимодействие участников социального партнерства, позволяющего цивилизованным способом решать проблемы занятости, улучшения условий и оплаты труда, социальной защиты как работающих, так и всего населения. Только так достигаются доверие народа правительству, массовая поддержка проводимой им социальной политики.

Социальная политика Российской Федерации по ряду упоминавшихся выше причин в последние годы не пользуется необходимой поддержкой со стороны граждан, страдающих от чрезмерных социальных издержек предпринимаемых в стране реформ. Опросы общественного мнения свидетельствуют, что большинство россиян, негативно оценивая сложившуюся ситуацию, выказывают низкую степень доверия центральным и региональным органам власти, что, конечно же, не может быть благоприятным фоном для осуществления социально-экономических преобразований.

В настоящее время наметилась тенденция к перемене настроения россиян. Опросы 2000 г. показали, что 63% взрослого населения страны (на 14% больше, чем в 1999 г.), признавая трудности, отмечают признаки улучшения условий жизни. Но по-прежнему актуальны восстановление доверия к власти, обязательствам государства, достижение конструктивного согласия на основе общей цели - реального и устойчивого роста благосостояния людей в соответствии с имеющимися возможностями. В качестве конкретных выдвигаются задачи, направленные, в частности, на то, чтобы сделать расходы по оплате труда и социальным выплатам защищенными, т.е. не подлежащими какому-либо сокращению, переходить шаг за шагом на адресный принцип социальной защиты, активно внедрять страховые методы пополнения источников покрытия социальных расходов, строго контролировать деятельность социальных ведомств, фондов социального развития.

Осуществление комплекса мер по дальнейшему реформированию экономики и социальной сферы представляется наиважнейшим делом на всех уровнях - общегосударственном, отраслевом, региональном, местном. Оно сполна относится и к отдельно взятым организациям. Конечно, здесь необходима дополнительная конкретизация социальных ориентиров.

  • Анализ среды функционирования предприятия и его элементы
  • Анализ факторов внешней и внутренней среды предприятия
  • Бюджетный профицит и бюджетный дефицит и их воздействие на экономику.
  • В 4. Вибрация, физические характеристики, нормирование и действие на организм человека. Виды средства защиты от вибрации.
  • В 4. Вредные вещества, их классификация, нормирование, воздействие на организм человека. ПДК. Средства и методы защиты от воздействия вредных веществ на человека.
  • В 4. Микроклимат производственных помещений, параметры микроклимата и их воздействие на организм человека. Способы нормализации микроклимата.
  • В области земельных отношений и охраны окружающей среды, управления муниципальной собственностью
  • Взаимодействие учреждений социальной службы с другими учреждениями в профилактике безнадзорности и правонарушений
  • Взаимосвязь социального интеллекта и социальной компетентности
  • Социальная среда - это прежде всего люди, объединённые в различные группы, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях, в сложной и разнообразной системе общения.

    Социальная среда, окружающая личность, обладает активностью, воздействует на человека, оказывает давление, регулирует, подчиняет социальному контролю, увлекает, «заражает соответствующими «моделями» поведения, побуждает, а нередко и принуждает к определённой направленности социального поведения.

    Комплекс научных знаний, богатый жизненный опыт, мотивы своих поступков личность черпает из непосредственного источника, которым выступает социальная среда. На первый план выдвигаются те объективно существующие в обществе возможности, которые позволяют проявить себя индивидууму как личности. Содержание этого воздействия заключается в том, что реализация прав, свобод и обязанностей личности должна происходить на основе сочетания интересов всего общества в целом и каждой личности в отдельности. Это возможно только в том обществе, где свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Кроме государственно-общественной среды, социальной в широком смысле слова, следует выделить и микросреду, куда входят отношения, возникающие в малой социальной группе, в трудовом коллективе, членом которого является личность, совокупность межличностных отношений. Каждая личность имеет свои специфические черты, отличающие её.

    Социальные ориентации и установки

    Социальное поведение ориентировано на общественные ценности, и его результаты имеют общественное значение. Побудители такого рода поведения следует искать в социальной действительности, хотя феноменологически они даны в стремлениях и целях личности.

    Социальное поведение, как и всякая другая активность, начинается с готовности, установки, в которой, наряду со всеми другими, отражены и социальные стремления, цели, требования и ожидания. При анализе социальной активности человека, указанное обстоятельство проявляется в наличии у личности социальных тенденций. Для понимания природы личности совершенно недостаточно знания того, какую информацию имеет индивид о культуре, традициях, идеологии и социальных отношениях. Необходимо также учитывать, какие ориентации, установки имеются у него в отношении указанных явлений.

    Представленные в сознании личности ориентации и знания тесно связаны друг с другом. Если в знании отражены предметы и явления действительности, то в ориентациях выражаются отношения человека к ней. В них задана тенденция действий человека относительно указанных явлений.

    Личные ориентации создаются у человека под воздействием индивидуальных потребностей и нужд, тогда как социальные ориентации обусловливаются требованиями других людей.

    Социальные установки определили как психическое переживание значения, смысла, ценности социального объекта.

    Установка состоит из трех компонентов:

    · описательное знание;

    · отношение;

    · планы, программы поведения.

    Функции установки: адаптивная, защитная, экспрессивная (выражает индивидуальную значимость культурных ценностей), познавательная и функция координации всей познавательной системы психических процессов.

    Изменение установки обычно имеет цель добавить знания, изменить отношение, показать последствия изменения взглядов, мнений и т. п.

    Стереотипы являются одним из видов социальной установки. Знания о людях, накопленные как в личном опыте общения, так и из других источников, обобщаются и закрепляются в сознании людей в виде устойчивых представлений - стереотипов. Они весьма широко используются человеком при оценке людей, ибо упрощают, облегчают процесс познания.

    Стереотипы - регуляторы поведения. Наиболее изучены национальные стереотипы. Они фиксируют отношения между этническими группами, являются частью национального самосознания, имеют выраженную связь с национальным характером. Стереотипы - духовное образование, сложившиеся в сознании людей, эмоционально окрашенные образы, передающие значения, в которых есть элементы описания, оценки и предписания.

    Таким образом, именно в процессе взаимодействия человека и социальной среды происходит воздействие друг на друга, тем самым каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами современных исследований.