Болезни Военный билет Призыв

Рабочая программа по дисциплине "экономика общественного питания". Результаты, запланированные в типовой учебной программе

Главная > Рабочая программа

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Университет Российской академии образования»

Челябинский филиал

Факультет Экономики и бизнеса

Кафедра «Экономика и управление»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины «Организация производства на предприятиях торговли»

для специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятиях

торговли и общественного питания»

факультет Экономики и бизнеса

кафедра – разработчик «Экономики и управления»

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры Экономики и управления протокол № от ”__” _____ 200__ г.

Зав. кафедрой разработчика

доцент В.И. Мотовилова

Разработчик программы,

доцент Г.Б.Большанов

Челябинск 2008

1. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате освоения курса «Организация производства на предприятиях

отрасли (торговли и общественного питания)» студент

должен владеть :

Методами планирования и размещения розничной торговой сети;

Методами и приемами организации (производственного) торгового и дополнительного обслуживания;

Методами расчета экономической эффективности использования различных (производственных) технологических систем при товароснабжении розничной сети;

методами определения социально-экономической эффективности использования современных форм продажи товаров.

Должен знать:

    директивные и нормативные акты, регламентирующие различные стороны функционирования производственных (торговых) предприятий в рыночной экономике;

    структурно-элементное построение внутренней торговли в федеральном и региональном аспекте;

    организацию (производственных) торговых и технологических процессов на предприятиях оптовой и розничной торговли.

Должен уметь:

    рассчитывать потребности в торговых площадях для каждой административно-территориальной единицы (города, района);

    разрабатывать различные типы торговых и технологических процессов применительно к конкретному (производственному) торговому предприятию;

    использовать современные методы обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей в торговых залах;

    обеспечивать качественное обслуживание покупателей.

2. Цели, задачи и предмет дисциплины

В условиях функционирования рыночной экономики изучение и практическое освоение курса: «Организация производства на предприятиях отрасли (торговли и общественного питания) » определяется требованиями развития современного рынка, торговой инфраструктуры, базирующихся на использовании новых магазинных и складских технологий, единых технологических цепей, механизации и автоматизации торгово-складских процессов, новых форм и методов предложения товаров покупателям и их обслуживания, что является своевременным и крайне актуальным при подготовке специалистов экономики и управления.

Целью курса является формирование у студентов специальных теоретических знаний и практических навыков по вопросам организации производства (в торговле и общественном питании), предусмотренных квалификационной характеристикой экономиста - менеджера.

Задачами курса являются:

    дать теоретические знания в области современных методов организации производственных процессов в розничных и оптовых предприятиях;

Сформировать практические навыки в организации обслуживания покупателей на предприятиях производства (торговли и общественного питания);

    адаптировать изучение проблемных вопросов производственной (торговой отрасли) к условиям современной экономики.

Профессионализм специалиста- экономиста, определяемый достаточными знаниями и практическими навыками в организации и технологии производственных процессов, занимает особое место в подготовке специалиста с высшим образованием. Одним из условий успешной деятельности специалиста-экономиста является его адаптация к новым организационно - экономическим и социальным условиям, складывающимся на предприятиях производства (торговли и общественного питания) под воздействием рыночной среды.

    3. Объем дисциплины и виды учебной работы

  1. Таблица 1

    Вид учебной работы

    Количество часов по формам обучения

    Заочная по основной образ. программе

    Заочная по сокр. образ. программе

    № семестра

    Общая трудоемкость дисциплины

    Аудиторные занятия:

    Семинарские занятия

    Самостоятельная работа

    Вид итогового контроля

4.1. Распределение часов по темам и видам учебной работы

форма обучения - очная

Наименование разделов и тем
Всего часов по учебному плану

Аудиторные занятия

Самостоя-тельная работа

Семинары

1.
Раздел 1 Организация производства как система научных знаний и область практической деятельности. Научные основы организации в торговле.

Тема 1.История развития науки организации производства в торговле.

Тема 2.Предмет, содержание и задачи курса.

Тема 3.Организация государственного регулирования торговли.

3.

Раздел 3 Производственные (торговые) системы, их виды и особенности.

Тема 5. Торговое предприятие как производственная система.

Тема 6 Розничная торговая сеть.

Тема 7 Оптовые торговые структуры.
Тема8 Предприятия общественного питания.
4.
Раздел 4 Основные тенденции и закономерности развития организации производства на предприятиях отрасли торговли.

Тема 9 Современные направления развития розничной торговой сети.

Тема 10.Комплексная программа развития инфраструктуры рыночной оптовой торговли.

5.

Раздел 5 Оценка и анализ уровня организации производства в торговле.

Тема 11 Организация торгового процесса и обслуживания покупателей

6

Раздел 6 Структуры производственных систем в отрасли. Содержание и порядок проектирования организации основных производств на предприятиях отрасли торговля.

Тема 12 Товарные склады, их устройство и планировка. Организация работы на складах.

Тема 13 Организация тарного хозяйства в торговле.

Тема 14 Организация хозяйственных связей рыночных субъектов по оптовым закупкам и продаже товаров.

Тема 15 Организация товародвижения и товароснабжения розничной торговой сети.

Тема 16 Транспортно-экспедиционные операции.

Тема 17 Организация труда на складах и в магазинах.

7.

Раздел 7 Организационное проектирование вспомогательных производственных процессов и обслуживающих производств в торговле.

Тема 18 Основы проектирования магазинов, устройство и размещение магазинных помещений.

ИТОГО:
  1. Рабочая программа дисциплины сд. 02 «Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли» для специальности 080502. 65 «Экономика и управление на предприятиях торговли и общественного питания»

    Рабочая программа

    Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины по специальности 060800 – «Экономика и управление на предприятиях (по отраслям)»

  2. Рабочая программа дисциплины сд. 06 «Организация предпринимательской деятельности» для специальности 080502. 65 Экономика и управление на предприятии (в торговле и общественном питании)

    Рабочая программа

    о понятиях и обобщенных положениях коммерческой деятельности, которые в совокупности становятся целостной системой и образуют научную дисциплину «Организация коммерческой деятельности»;

  3. Рабочая программа дисциплины Маркетинг для специальности 080502. 65 Экономика и управление на предприятии (в торговле и общественном питании)

    Рабочая программа
  4. Рабочая программа дисциплины опд. В ф. 11 «Биржевое дело» для специальности 080502. 65 Экономика и управление на предприятии (в торговле и общественном питании)

    Рабочая программа

    Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины по направлению подготовки

  5. Рабочая программа дисциплины сд. 06.«Страхование» для специальности 080502. 65 «Экономика и управление на предприятии (в торговле и общественном питании)»

    Рабочая программа

    Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины по направлению подготовки специальности 080502.

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО базовой подготовки, входящей в состав укрупнённой группы специальностей СПО 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для реализации программ повышения квалификации и переподготовки работников пищевого производства и общественного питания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Учебной дисциплины

Основы экономики, менеджмента и маркетинга

для специальности

260807 Технология продукции общественного питания

базовая подготовка

Владикавказ, 2013

стр.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА»

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 260807 Технология продукции общественного питания базовой подготовки, входящей в состав укрупнённой группы специальностей СПО 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для реализации программ повышения квалификации и переподготовки работников пищевого производства и общественного питания.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

учебная дисциплина относится к профессиональному циклу, разделу ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

должен уметь :

Рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;

Применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

Анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать :

Основные положения экономической теории;

Принципы рыночной экономики;

Современное состояние и перспективы развития отрасли;

Роль и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

Механизмы ценообразования на продукцию (услуги);

Механизмы формирования заработной платы;

Формы оплаты труда;

Стили управления, виды коммуникации;

Принципы делового общения в коллективе;

Управленческий цикл;

Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;

Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 150часов, в том числе:

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 100 часов;

Самостоятельной работы обучающегося – 50 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

в том числе:

практические занятия

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»

Наименование разделов и тем

Объ-

ем

часов

Уро-вень освое-ния

Раздел 1.

Основы маркетинга

Тема 1.1.

Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга

1.Маркетинг и его роль в развитии общественного питания.

2. Принципы и функции маркетинга.

3. Структура маркетинговой деятельности. Особенности комплекса маркетинга предприятий общественного питания.

4. Объекты маркетинговой деятельности. Классификация потребностей.

Окружающая среда маркетинга.

Самостоятельная работа обучающихся

Анализ комплекса маркетинга предприятия общественного питания.

Тема 1.2.

Современное состояние и перспективы развития отрасли

1. Состояние и прогнозы развития потребительского рынка России и региона.

2. Концепции развития рыночных отношений.

3. Классификация маркетинга. Основные виды маркетинга.

4. Анализ конкурентной среды. Конкурентоспособность предприятий, продукции и услуг. Антимонопольное законодательство по защите конкуренции и конкурентной среды.

5. Сегментирование рынка. Признаки и критерии сегментирования потребительского рынка. Потребители услуг общественного питания. Модель покупательского поведения.

Самостоятельная работа обучающихся

Анализ особенностей поведения потребителей услуг общественного питания.

Тема 1.3.

Ценообразование на продукцию (услуги)

1. Цена, ценовая политика. Классификация цен. Формирование цен в предприятиях общественного питания.

2. Процесс ценообразования. Стратегии ценообразования.

Практические занятия

Определение цены на продукцию собственного производства в предприятии общественного питания (по заданию преподавателя).

Самостоятельная работа обучающихся

Анализ особенностей стратегий ценообразования предприятий общественного питания.

Тема 1.4.

Адаптация производства и сбыта к рыночной ситуации

1. Товар как средство удовлетворения потребностей. Элементы товарной политики: упаковка, ассортимент, товарный знак, сервис и т.д., их характеристика.

2. Методы формирования спроса и стимулирования сбыта в предприятиях общественного питания. Правовые основы рекламы.

3. Маркетинговые исследования рынка.

Практические занятия

Анализ ситуаций на рынке товаров и услуг.

Определение жизненного цикла продукции и услуг общественного питания и разработка маркетинговых мероприятий.

Самостоятельная работа обучающихся

Раздел 2

Основы менеджмента

Тема 2.1.

Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

1. Основные понятия и категории менеджмента.

2. Особенности менеджмента предприятий общественного питания, цели и задачи.

3. Особенности менеджмента в России. Принципы управления, особенности применения принципов управления в предприятиях общественного питания.

Самостоятельная работа обучающихся

Анализ систем управления в предприятиях общественного питания.

Тема 2.2.

Функции менеджмента

1. Функция планирования. Процесс стратегического планирования.

2. Функция организации. Организационные структуры управления. Делегирование полномочий, пределы полномочий.

3. Функция мотивации. Мотивационные теории. Функция контроля. Виды, этапы, правила контроля.

Самостоятельная работа обучающихся

1. Определение типа и вида организационной структуры управления предприятия общественного питания (базы практики), анализ ее сильных и слабых сторон.

2. Подготовка письменного сообщения о проведении предварительного, текущего и заключительного контроля в предприятии общественного питания.

Тема 2.3.

Стили управления

2. «Решетка менеджмента». Теория лидерства, подходы к лидерству, типы лидерства.

Самостоятельная работа обучающихся

1. Решение производственных ситуационных задач на определение стилей управления .

Тема 2.4.

Коммуникации в управлении

1. Коммуникации: понятие, виды. Процесс коммуникаций. Особенности процесса коммуникаций в предприятиях общественного питания.

2. Барьеры в процессе коммуникаций. Рекомендации по совершенствованию процесса коммуникаций.

Самостоятельная работа обучающихся

1. Исследование процесса коммуникаций в предприятиях общественного питания .

Тема 2.5.

Деловое общение

1. Деловое и управленческое общение: понятие, назначение. Роль общения для современного специалиста.

2. Правила ведения деловых бесед, совещаний. Техника ведения телефонных переговоров.

Практические занятия

1 Отработка навыков делового общения (проведение деловой беседы, телефонных переговоров.

2.Решение конфликтных ситуаций.

Раздел 3

Основы экономики

Тема 3.1.

Основные положения экономической теории

1. Проблема выбора в условиях ограниченности ресурсов. Альтернативная стоимость.

2. Понятие производства, обмена, распределения и потребления.

3. Свойства товара и функции денег. Закон денежного обращения.

4. Модель круговых потоков.

Практические занятия

1. Спрос на деньги и предложение денег.

Тема 3.2.

Предприятие как основной хозяйствующий субъект

1. Разделение труда и кооперация на предприятии.

2. Организационно-правовые формы предприятия. Понятие о производственной и экономической эффективности предприятия.

Практические занятия

1. Типы хозяйственных товариществ.

Самостоятельная работа обучающихся

Анализ организационно-правовых форм предприятий общественного питания, их преимуществ и недостатков.

Тема 3.3.

Принципы рыночной экономики

1. Понятие рынка. Рынки факторов производства. Специфика рынков товаров и услуг.

2. Основные рыночные структуры: монополия, и конкуренция.

3. Законы спроса и предложения. Рыночное равновесие и причины его нарушения.

4. Цена покупателя и цена продавца – условия формирования

Практические занятия

1. Определение рыночных структур.

2. Расчет эластичности спроса и предложений.

Самостоятельная работа обучающихся

1.Механизм спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции.

2.Механизм равновесия рынка при монопольных ценах.

Тема 3.4.

Доходы и расходы предприятия

1. Понятие дохода и прибыли. Издержки и прибыль.

2. Понятие издержек Виды издержек и их значение для анализа положения предприятия на рынке.

3. Понятие о равновесии предприятия и максимизации прибыли.

Практические занятия

1. Расчет затрат и прибыли предприятия.

Самостоятельная работа обучающихся

1.Производительность – мера измерения эффективности функционирования фирмы.

Тема 3.5.

Механизм формирования заработной платы

1. Экономический смысл заработной платы.

2. Рынок труда и цена труда.

3. Формы оплаты труда.

Практические занятия

1. Факторы, определяющие дифференциацию в оплате труда.

Самостоятельная работа обучающихся

Анализ применения форм и систем оплаты труда разных категорий персонала предприятий общественного питания .

Дифференцированный зачет

Всего:

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета маркетинга, менеджмента, экономики.

Оборудование и оснащение учебного кабинета:

Рабочие места по количеству обучающихся;

Оборудованное рабочее место преподавателя;

Комплект учебно-методической документации по программе учебной дисциплины;

Наглядные пособия.

Технические средства обучения:

аудиовизуальные, компьютерные (мультимедиа проектор, компьютеры, принтер, сканер) и телекоммуникационные (Интернет-ресурсы) и др.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие.- М.: Инфра-М, 2008.
  2. Вершигора Е. Е. Менеджмент: учеб. Пособие. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: инфа-м, 2009.
  3. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник.2-е изд. перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, Юнити, 2008.
  4. Драчева Е.Л. “Менеджмент”. учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования, М.: Издательский центр «Академия»,2008.
  5. Котлер Филип. Основы маркетинга. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2008.
  6. Кнышова Е.Н. Маркетинг. Учебное пособие - М.: Форум: Инфра- М, 2008.
  7. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций: -М.:Юнити-Дана, 2010.
  8. Казначевская Г. Б. Менеджмент: учебник. – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
  9. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Учебное пособие, изд.-Мн.: Новое знание,2001, 2008.
  10. Лукашевич В.В., Астахова Н.И. Менеджмент –М.; ЮНИТИ – ДАНА, 2009.
  11. Лукашевич В. В. Управление персоналом (предприятий торговли и общественного питания). Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. - М.: Издательский дом «Деловая литература» - Издательство: «Гелан»; 2008.
  12. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг. Москва – Санкт-Петербург – Н. Новгород – Воронеж – Ростов на Дону – Екатеринбург- Киев - Харьков - Минск «Питер», 2008.
  13. Мурахтанова Н.М. Маркетинг: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  14. Николаева И.П. Экономическая теория в вопросах и ответах Учебное пособие. - М.: ООО «Т.К. Велба», 2009.
  15. Носова С.С. Основы экономики: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Кнорус, 2008.
  16. Ходеев Ф.П. Менеджмент / серия «Учебники и учебные пособия. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 2008.

Дополнительные источники:

1. Ресурсы Интернет сайтов: www.Infomanagement.ru, www.Alleng/ru, www. cfin.ru, www. management.aaanet.ru, www.marketing.spb.ru , www.4p.ru ,

www. marketing.web-3.ru, www. marketingpro.ru

2. Периодические издания:

журналы: «Торговое оборудование», «Рестораны и гостиницы», «Деловой квартал», «Товарный рынок», «Ресторатор».

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения

Рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации.

Демонстрация умений в процессе выполнения практического задания,

моделирование практической ситуации, внеаудиторная самостоятельная работа.

Применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения.

Анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.

Знания

Основные положения экономической теории.

Опрос, тестирование,

экспертная оценка на практическом занятии,

внеаудиторная самостоятельная работа.

Принципы рыночной экономики.

Современное состояние и перспективы развития отрасли.

Роль и организация хозяйствующих субъектов в рыночной экономике.

Механизмы ценообразования на продукцию (услуги).

Механизмы формирования заработной платы.

Формы оплаты труда.

Стили управления, виды коммуникации.

Принципы делового общения в коллективе.

Управленческий цикл.

Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.

Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом.

Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.


В учебнике рассматриваются особенности функционирования предприятий общественного питания различных типов, раскрывается значение, содержание и процесс формирования основных экономических показателей, характеризующих полученные предприятиями результаты и используемые ресурсы. Помимо теоретических аспектов, в учебнике представлена подробная методика общего и факторного анализа показателей, методы их планирования, иллюстрированные примерами, а также рассматриваются направления роста оборота, доходов, прибыли и рентабельности, снижения расходов и повышения эффективности используемых материальных и трудовых ресурсов в современных условиях. По каждой теме даются вопросы, задания и тесты, что позволяет проверить уровень усвоения изложенного материала.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.

  2. Рабочая программа по дисциплине «Экономика предприятий общественного питания» составлена в соответствии с требованиями ООП 19.03.04 Технология продукции и организация общественного питания на базе ФГОС ВПО заочной формы обучения.

    Утверждена на заседании кафедры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса от 01.01.2001 г., протокол № 5.

    Редакция 2015 года, протокол от 01.01.2001г. №10

    © Издательство Владивостокского
    государственного университета

    экономики и сервиса, 2015

    ВВЕДЕНИЕ

    В условиях динамично растущего спроса на социально-культурные услуги в целом и мирового туристского оборота, как составляющей части социально-культурной сферы в частности, туризм представляется мощным катализатором как мировой, так и региональной экономики. Социально-культурный сервис и туризм оцениваются как сферы деятельности с высокой скоростью оборота капитала , окупаемостью и рентабельностью инвестиций.

    Социально-культурный сервис и туризм оказывают большое влияние на развитие социально-экономической инфраструктуры региона. Разумеется, качественное преобразование отечественного туризма и превращение его в важную отрасль экономики невозможно без преобразований в самой системе туристского предпринимательства, связывающего такие понятия как инициатива и выгода с одной стороны, и законы рынка, качество продукта, эффективность с другой.

    Предпринимательство в системе отношений, возникающих в процессе планирования, производства и реализации туристской продукции и услуг является основой формирования современного туристского рынка. В основе этих отношений лежат процессы и закономерности, имеющие много общего в системе рыночных отношений предприятий различной направленности. Предпринимательская деятельность в сфере туризма должна быть ориентирована на достижение поставленных целей и задач путем использования эффективных экономических рычагов и методов.

    Сущность предпринимательства, согласно закону РФ «О предприятиях в предпринимательской деятельности», согласно ГК РФ. Функции предпринимательства. Классификация предпринимательства. Организационно-экономические формы предпринимательства. Стадии предпринимательской деятельности. Контроль за ходом предпринимательской деятельности.

    Тема 5. Ресурсное обеспечение предприятий туризма. Основные фонды

    Понятие ресурсов предприятия. Виды ресурсов. Сущность капитала как вида ресурсного обеспечения деятельности предприятия. Классификация основных фондов. Учет и оценка основных фондов. Методы оценки стоимости основных фондов. Амортизационная политика предприятия. Сущность амортизации. Характеристика методов амортизации. Эффективность использования основных фондов . Показатели фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности. Показатели, характеризующие эффективность использования основных фондов с учетом их структуры и динамики: коэффициент выбытия, коэффициент обновления, коэффициент прироста.

    Тема 6. Оборотные средства предприятия

    Понятие оборотных средств . Отличия основного и оборотного капитала . Структура оборотного капитала. Роль оборотных средств в цикле воспроизводственного процесса. Оценка эффективности оборотных средств: анализ структуры оборотных средств, анализ оборачиваемости, анализ себестоимости, анализ движения денежных средств, анализ ликвидности. Показатели оборачиваемости. Методика сопоставления динамики коэффициентов оборачиваемости.

    Қаза қ стан Республикасының Білім және ғылым министрлігі

    Павлодар технологиялық колледжі

    Министерство образования и науки Республики Казахстан

    Павлодарский технологический колледж

    БЕ КІТЕМІН

    Дир-ң ОІ жөніндегі орынбасары

    «___» ______________ 2016 ж.

    Бектұрғанова Ш.О.

    Оқу жұмыс бағдарламасы

    Рабочая учебная программа

    Оқытушы _____ Иманбаева Акмарал Мерекеновна _________________ _

    Преподавателя

    Жұмыс бағдарламасы ___ Тамақтандыру кәсіпорындарының экономикасы

    пән і бойынша ж ұмыс бағдарламасы типтiк бағдарлама негізінде құрастырылған.

    Рабочая программа разработана на основании типовой программы по дисциплине ___Экономика предприятий питания___________

    Тіркеу № 3031 «23» караша 2012 ж.

    Регистрационный № 3031 от 23 ноября 2012 г.

    Мамандығы 1226000 Тамақтандыру кәсіпорындары өнімдерінің технологиясы және өндірісті ұйымдастыру

    Для специальности 1226000 Технология и организация производства продукции предприятий питания

    Оқыту сағаттарын бөлу

    Распределение учебного времени

    курс

    Барлық сағат/всего часов

    Оның ішінде/из них

    Теориялық сабақ/теоретических ханятий

    Зертхана жұмысы/лабораторные работы

    Тәжірибе сабағы/практические занятия

    Курстық жұмыстар/

    курсовых работ

    Сем.№1

    Сем.№2

    Сем.№1

    Сем.№2

    Сем.№1

    Сем.№2

    Сем.№1

    Сем.№2

    I II

    Топтарда оқылатын пән

    Предмет изучается в группах

    Оқу жылы/учебный год

    Курстың нөмірі/номер курса

    Топтың шифрі/шифр группы

    201 6 -2017

    I II

    П – 31

    2017 - 2018

    П – 41

    Пән комиссиясы отырысында қабылданды

    ____________________________________

    «___» ______________ № хаттама_______

    ПЦК төрайымы __________/__________/

    СОДЕРЖАНИЕ

    1

    Пояснительная записка

    Тематический план

    Содержание учебной программы

    Цели дидактического процесса

    Перечень практических работ

    Контрольные задания

    Литература

    1. Пояснительная записка

    Данная рабочая программа по дисциплине «Экономика предприятий общественного питания» по специальности «Технология организация производства продукции предприятий питания» разработана на основании соответствующей типовой программы от 23 ноября 2012 года, регистрационный № 3031.

    На изучение дисциплины по рабочей программе отводится - 64 часа, их них на изучение теории - 40, практические - 24. Программой предусмотрено проведение контрольной работы, экзамена, зачета.

    Рабочая программа предусматривает изучение сущности и теоретические основы экономики предприятий питания, вопросы, связанные с деятельностью самого предприятия как коммерческой организации с момента выбора его организационно-правовой формы и регистрации до организации производства, ресурсы предприятия и пути улучшения их использования.

    В программе рассматривается целый комплекс экономических проблем: факторов производства в их единстве и взаимосвязи, объеме и структуре товарооборота предприятий питания, издержки производства и обращения, производительности и оплаты труда на предприятиях, ценообразование и прибыль предприятия, характеризующих конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности.

    В результате изучения дисциплины обучающиеся должны

    Знать:

    Конъюнктуру рынка;

    Спрос на продукцию общественного питания;

    Способы стимулирования сбыта выпускаемой продукции;

    Механизм ценообразования;

    Методы учета товарных операций;

    Калькуляцию блюд;

    Основные задачи и направления рациональной организации труда;

    Методы нормирования труда;

    Виды норм выработки, порядок их разработки и утверждения;

    Как предупреждать кризисные ситуации на производстве;

    Методы контроля за процессом производства;

    Организацию и структуру производства;

    Производственную инфраструктуру;

    Расчеты по выпуску продукции предприятия питания.

    Уметь:

    - определять конъюнктуру рынка;

    Определять методом анкетирования спрос на продукцию и услуги;

    Применять методы стимулирования сбыта продукции и услуг;

    Применять механизм ценообразования;

    Применять методы учета товарных операций;

    Делать калькуляцию блюд;

    Применять на производстве основные направления рациональной организации труда;

    Применять порядок разработки и утверждения норм выработки;

    Прогнозировать и предупреждать кризисные ситуации в деятельности предприятия;

    Применять методы организации и контроля;

    Организовывать работу в производственных цехах;

    Выполнять расчеты по выпуску продукции предприятий питания.

    2. Тематический план

    урока

    Раздела

    Бөлімдер мен тақырыптардың аттары

    Наименование раздела и темы урока

    Сағат саны

    Кол -во часов

    Теорет.

    Практ .

    Введение .

    2

    1

    Предприятия питания в системе рыночной экономики

    6

    2

    Организационно-правовые формы предприятий питания

    Потребление и платежеспособный спрос

    Основы планирования и прогнозирования на предприятии

    Составление бизнес-плана

    2

    Производство продукции и товарооборот предприятий питания

    6

    2

    Розничный товарооборот предприятий питания

    Емкость рынка и покупательные фонды населения

    Анализ и планирование товарооборота и выпуска продукции

    3

    4

    4

    Основной капитал и его составные элементы. Основные фонды и их использование

    Оборотные фонды и оборотные средства предприятия

    4

    2

    2

    Производственная деятельность предприятий питания

    5

    Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях питания

    2

    4

    Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях питания.

    6

    Издержки производства и обращения на предприятиях питания

    2

    4

    Издержки производства и обращения

    7

    Цены и ценообразование на предприятиях питания

    4

    2

    Система цен и их классификация

    Ценовая политика и методы ценообразования на предприятии

    8

    Абсолютные и относительные показатели доходности предприятий питания. Налогообложение предприятий питания

    6

    2

    Валовой доход предприятий питания

    Доход и рентабельность предприятий питания

    Налогообложение предприятий питания

    9

    Финансы и финансовые ресурсы предприятий питания в современных условиях

    6

    2

    Финансы и финансовые ресурсы предприятий питания

    2

    30

    Контрольная работа

    2

    31

    Кредит, факторинг и лизинг в деятельности предприятий

    2

    32

    Инновационно-инвестиционная деятельность предприятия

    2

    ИТОГО

    40

    24

    3. Содержание учебной программы дисциплины

    Введение

    Предмет и задача курса. Связь предмета «Экономика предприятий питания» с другими предметами. Значение курса для подготовки студентов в современных условиях хозяйствования, многообразии равноправии различных форм собственности.

    Раздел 1. Предприятия питания в системе рыночной экономики

    Тема 1.1. Организационно-правовые формы предприятий питания

    Виды предприятий питания в условиях рынка (арендные, малые, частные, акционерные, ТОО и другие). Характеристика современного состояния системы питания и ее развития в условиях рыночных отношений.

    Место и роль питания в условиях рынка. Предприятия питания, как объект и субъект экономических отношений на рынке потребительских товаров. Сущность, особенности и функции системы питания.

    Тема 1.2. Потребление и платежеспособный спрос

    Экономическая природа и содержание потребительского спроса. Предложение на рынке потребительских товаров.

    Тема 1.3 Основы планирования и прогнозирования на предприятии

    Понятие планирование и прогнозирование деятельности организации. Принципы и методы планирования. Виды планирования. Стратегическое планирование и планирование маркетинга.

    Тема 1.4 Составление бизнес-плана

    Практическое занятие

    Бизнес-план организации. Значение и функции бизнес-плана. Исходная информация для составления бизнес-плана. Виды бизнес-планов в зависимости от целей их составления. Примерная структура бизнес-плана. Характеристика содержания отдельных разделов бизнес-плана. Составление бизнес-плана.

    Раздел 2. Товарооборот предприятий питания.

    Тема 2.1 Розничный товарооборот предприятий питания.

    Развитие розничного товарооборота. Состав и значение розничного товарооборота в условиях рынка. Понятие продукции собственного производства и покупных товаров. Виды товарооборота предприятий питания. Баланс спроса и предложения товаров как основа планирования розничного товарооборота.

    Тема 2.2. Емкость рынка и покупательные фонды населения.

    Емкость рынка как одно из условий определения объема продажи товаров. Покупательные фонды населения, порядок их расчета и значение для прогнозирования товарооборота.

    Маркетинговые исследования и их значение в определении спроса потребителей на предприятиях питания.

    Выявление покупательских предпочтений на отдельные виды продукции предприятий питания.

    Тема 2.3. Анализ и планирование товарооборота и выпуска продукции.

    Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности и его роль для экономического обоснования прогнозов и принятия решений в процессе коммерческой и финансовой деятельности. Оценка объема структуры товарооборота предприятия питания. Прогнозирование и экономическое обоснование выпуска продукции и товарооборота.

    Тема 2.4 Расчет покупательных фондов населения

    Практическая работа.

    Расчет покупательных фондов населения и емкости рынка. Расчет численности потребителей, пользующихся услугами предприятий питания.

    Анализ выпуска продукции и товарооборота предприятия в целом, по структуре. Прогнозирование и экономическое обоснование выпуска продукции и товарооборота.

    Раздел 3 Ресурсы предприятий питания и показатели их использования.

    Тема 3.1 Основной капитал и его составные элементы. Основные фонды и их использование

    Понятие имущества предприятия, его состав. Экономическая сущность и воспроизводство основных средств. Состав и классификация основных средств по сферам производства, секторам экономики, отраслям и регионам. Функционально-видовая классификация и структура основных средств. Виды оценки и методы переоценки основных средств. Износ и амортизация. Норма амортизации, методы начисления. Показатели использования основных средств предприятия

    Тема3.2 Расчет показателей эффективности использования основного капитала предприятий питания

    Практическая работа.

    Расчет среднегодовой стоимости имущества предприятия, расчет показателей эффективности использования основных средств на предприятии, расчет амортизационных отчислений.

    Тема 3.3 Оборотные фонды и оборотные средства предприятия

    Понятие, состав и классификация оборотных средств. Элементы оборотных средств. Нормируемые и ненормируемые оборотные средства. Источники формирования оборотных средств. Определение потребности предприятия в оборотных средствах. Порядок и методы нормирования оборотных средств. Оборачиваемость оборотных средств, показатели оборачиваемости оборотных средств. Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.

    Тема 3.4. Расчет коэффициентов использования материальных ресурсов

    Практическая работа.

    Расчет норм расхода материальных ресурсов. Расчет коэффициентов использования материальных ресурсов. Определение потребности предприятия в оборотных средствах, оценка состояния оборотных средств.

    Раздел 4. Производственная деятельность предприятий питания. Производственная и организационная структура предприятий питания

    Тема 4.1 Производственная деятельность предприятий питания

    Понятие производственной программы предприятия. Показатели производства и реализации продукции (натуральные, трудовые и стоимостные).

    Понятие производственной программы организации. Номенклатура и ассортимент производимой продукции. Натуральные измерители, трудовые измерители, стоимостные измерители производственной программы. Расчет товарной, валовой, реализованной и чистой продукции. Производственная и непроизводственная сфера. Понятие производственной структуры организации. Производственные подразделения организации. Обслуживающие подразделения. Тип производственной структуры (предметный, технологический, смешанный). Типы организации производства (единичное, серийное, массовое). Организационные структуры управления организацией (линейная, функциональная, проектная).

    Понятие производственной мощности, виды и порядок расчета производственной мощности. Производственная мощность кухни и пропускная способность торгового зала, порядок их расчета. Пути повышения коэффициента использования производственной мощности ухни по пропускной способности торгового зала.

    Тема 4.2 Расчет показателей п роизводственной мощности предприятия.

    Практическая работа.

    Определение производственной мощности. Расчет показателей производственной мощности кухни и коэффициента использования. Расчет пропускной способности торгового зала предприятия.

    Раздел 5. Организация и нормирование и оплата труда на предприятиях питания

    Тема 5.1. Организация и нормирование труда на предприятиях питания

    Нормирование труда на предприятии, методы и способы нормирования труда. Основные нормы и их характеристика: норма времени, норма выработки, норма численности, норма обслуживания.

    Производительность и эффективность труда в предприятиях питания, показатели измерения и пути повышения. Анализ производительности труда, его значение и методика проведения. Кадры предприятий питания. Система, принципы и механизм организации оплаты труда на предприятии. Формы и системы оплаты труда в условиях рынка. Оплата и мотивация труда.

    Тема 5.2. Организация оплаты труда в предприятиях питания.

    Практическая работа.

    Планирование годового фонда оплаты труда. Расчет сдельной и повременной оплаты труда.

    Тема 5.3. Экономическое обоснование расходов на оплату труда

    Практическая работа.

    Экономическое обоснование расходов на оплату труда.

    Раздел 6. Издержки производства и обращения.

    Тема 6.1. Издержки производства и обращения.

    Понятие, сущность, и классификация издержек производства и обращения. Состав и структура издержек. Показатели издержек производства и обращения. Факторы, влияющие на уровень издержек производства и обращения. Оценка производственных затрат. Экономическое обоснование размера издержек по возможным статьям. Понятие себестоимости продукции. Себестоимость продукции предприятий питания. Факторы и пути снижения себестоимости продукции питания.

    Калькулирование себестоимости продукции. Виды себестоимости на предприятии

    Тема 6.2. Анализ и планирование издержек производства и обращения.

    Практическая работа.

    Расчет эффективности производственных затрат. Анализ издержек производства и обращения в целом и по статьям.

    Тема 6.3 . Себестоимость продукции предприятий питания

    Практическая работа.

    Расчет издержек производства и обращения по отдельным статьям и в целом по предприятию. Экономическое обоснование расходов предприятия.

    Раздел 7. Цены и ценообразование на предприятиях питания

    Тема 7.1 Система цен и их классификация

    Сущность и функции цены как экономической категории. Система цен и их классификация. Виды цен. Ценовая информация на рынке: биржевые котировки, ценники, индексы цен. Свободные, розничные, отпускные, закупочные, аукционные цены. Задачи предприятия по формированию цен.

    Тема7.2 Ценовая политика и методы ценообразования. Особенности ценообразования на предприятиях питания.

    Роль цены в развитии экономики. Принципы и факторы ценообразования в рыночной экономике. Закон Республики Казахстан «О ценообразовании в Казахстане». Порядок и особенности ценообразования предприятий питания в условиях рынка.

    Структура цены на продукцию предприятий питания. Торговые надбавки (скидки) и наценки. Порядок их установления и назначение.

    Выживаемость и конкуренция. Контроль за ценообразованием в условиях рынка.

    Тема 7.3 Особенности ценообразования на предприятиях питания

    Практическая работа.

    Расчет продажной цены на продукцию предприятий питания. Расчет себестоимости продукции предприятий питания. Расчет элементов цен.

    Раздел 8. Абсолютные и относительные показатели доходности предприятий питания. Налогообложение предприятий питания.

    Тема 8.1. Валовой доход предприятия.

    Источники формирования валового дохода, его состав и порядок определения. Факторы, влияющие на валовой доход. Экономическое обоснование размера валового дохода предприятия. Расчет влияния факторов на его величину.

    Тема 8.2. Доход и рентабельность предприятий питания.

    Доход и рентабельность предприятия, порядок расчета. Источник образования дохода. Факторы, влияющие на доход. Показатели рентабельности. Фонды, создаваемые в предприятиях из доходов и направления их расходования.

    Тема 8.3. Налогообложение предприятий питания.

    Экономическое содержание налогов, отличительные признаки налогов.

    Объекты обложения. Порядок определения налогооблагаемого дохода.

    Тема 8.4. Расчет прибыли и рентабельности

    Практическая работа.

    Прогнозирование и экономическое обоснование валового дохода. Расчет прибыли и рентабельности . Расчет налога на добавленную стоимость .

    Тема 9.1 Финансы и финансовые ресурсы предприятия

    Понятие, необходимость и функции финансов в условиях рыночной экономики. Финансовый план предприятия, его содержание и порядок разработки

    Тема 9.2 Контрольная работа.

    Тема 9.3 Кредит, факторинг и лизинг в деятельности предприятия

    Понятие о кредитах, их виды и принципы кредитования. Экономическое содержание и область применения факторинга. Лизинг, его виды и механизм лизинговой операции.

    Тема 9.4 Инновационно-инвестиционная деятельность предприятия

    Инновационная деятельность предприятия. Инновации как объект деятельности предприятия. Показатели технического уровня и эффективности новой техники и технологии. Экономическая оценка инноваций.

    Понятие и принципы инвестиционной деятельности. Виды инвестиций. Понятие капитальных вложений, направления использования и источники финансирования. Экономическая эффективность капитальных вложений и пути ее повышения. Приемы и методы проектного анализа. Показатели доходности проекта. Эффективность портфельных инвестиций.

    4. Цели дидактического процесса

    Кол-во часов

    Основные вопросы, темы

    Цели дидактического процесса

    Представления

    (обучающийся должен иметь представление)

    Знания

    (обучающийся должен знать)

    Умения

    (обучающийся должен уметь)

    Навыки

    (обучающийся должен владеть навыками

    Введение

    2

    О предметах и задачах курса

    Значение курса для подготовки специалистов

    Находить связь предмета с другими предметами

    Раздел 1. Предприятия питания в системе рыночной экономики

    1 .

    8

    Сущность и функции предприятий питания, организационно-правовые формы предприятий питания, потребление и платежеспособный спрос, основы планирования и прогнозирования на предприятии

    о различных формах собственности, организационно – правовых формах предприятий и их особенностях, о сущности, особенности системы питания, функциях, выполняемых предприятиями питания

    Законы Республики Казахстан «О собственнос-ти», «О приватизации и разгосударствлении», «О предприятиях». Указы Президента «О хозяйствен-ных товариществах»

    Различать предприятия питания по организации финансово – хозяйственной деятельности в условиях рынка

    Применение основных экономических категорий, понятию для практической деятельности для анализа конкретной экономической ситуации

    2.

    8

    Розничный товарооборот предприятий питания, емкость рынка и покупательные фонды населения, анализ и планирование товарооборота и выпуска продукции.

    О роли, значении товарооборота предприятий питания, о видах товарооборота, о маркетинговых исследованиях и значении их в определении спроса потребителей на предприятиях и выявление покупательских предпочтений на отдельные виды продукции предприятий питания

    Состав и значение розничного товарооборота и товарооборота предприятий питания. Понятие продукции собственного производства и покупных товаров. Содержание производственной программы, исследований для ее составления

    Оценивать финансово – хозяйственную деятельность предприятия. Работать с нормативными документами и инструкциями.

    Расчет покупательных фондов населения, емкость рынка, численности потребителей, производственной мощности и пропускной способности торгового зала.

    Раздел 3. Ресурсы предприятий питания и показатели их использования

    3

    8

    Основной капитал и его составные элементы, основные фонды и их использование, оборотные фонды и оборотные средства предприятия

    Имущество предприятия, основные средства, оценка и переоценка основных средств, износ, амортизация, оборотные средства, источники формирования, оборачиваемость оборотных средств, показатели оборачиваемости

    Состав имущества предприятия, состав и классификацию основных средств, виды оценки и методы переоценки основных средств, норма амортизации, методы начисления, классификация оборотных средств, элементы оборотных средств, показатели оборачиваемости оборотных средств

    Работать с нормативными документами, инструкциями, справочниками

    Расчета среднегодовой стоимости имущества предприятия, показателей эффективности использования основных средств на предприятии, расчет амортизационных отчислений, расчет норм расхода материальных ресурсов, коэффициентов использования материальных ресурсов, определение потребностей предприятия в оборотных средствах

    Раздел 4. Производственная деятельность предприятий питания.

    Производственная и организационная структура предприятий питания

    4.

    4

    Производственная программа предприятий питания, производственная мощность предприятия,

    производственная и организационная структура предприятий питания

    О производственной программе предприятия, производственной мощности

    Показатели производства и реализации продукции, номенклатуру и ассортимент производимой продукции, натуральные измерители, трудовые измерители, стоимостные измерители, виды производственной мощности

    Работать с нормативными документами и инструкциями, справочниками, порядок расчета производственной мощности

    Определять производственную мощность, расчет показателей производственной мощности кухни и коэффициента использования, расчет пропускной способности торгового зала

    Раздел 5. Организация и нормирование и оплата труда на предприятиях питания

    5.

    6

    Организация и нормирование труда на предприятиях питания, организация оплаты труда в предприятиях питания.

    О нормировании труда, основных нормах, кадрах, формах и системах оплаты труда, мотивации труда, производительности труда, организации заработной платы

    Законы Республики Казахстан в сфере труда, нормирование труда на предприятии, основные нормы и их характеристики, производительность и эффективность труда, тарифную систему оплаты труда, сдельную и повременную формы оплаты труда, механизм оплаты труда на предприятии

    Работать с нормативными документами, справочниками, тарифных ставок (окладов) по оплате труда, коэффициентами надбавок к оплате квалификационными справочниками, должностных характеристик.

    Планирование годового фонда заработной платы, расчет сдельной и повременной оплаты труда рабочих и других категорий работников

    Раздел 6. Издержки производства и обращения.

    6.

    6

    Издержки производства и обращения, анализ и планирование издержек производства и обращения, себестоимость продукции предприятий питания.

    Об издержках производства и обращения, их составе, классификации и структуре затрат, себестоимости, калькулировании себестоимости

    Классификацию издержек производства, состав и структуру издержек, виды себестоимости на предприятии, калькулирование себестоимости продукции, факторы и пути снижения себестоимости продукции питания

    Определять факторы, влияющие на уровень издержек производства и обращения, экономическое обоснование размера издержек, определять пути снижения себестоимости продукции питания

    Расчет эффективности производственных затрат, издержек производства и обращения по отдельным статьям и в целом по предприятию, проведение анализа издержек производства и обращения, экономического обоснования расходов предприятия

    Раздел 7. Цены и ценообразование на предприятиях питания

    7.

    6

    Система цен и их классификация,

    ценовая политика и методы ценообразования,

    особенности ценообразования на предприятиях питания

    О сущности и функциях цены, системе цен, видах цен, роли цены в развитии экономики, ценообразовании, структуре цен, торговых надбавках, скидках и наценках

    Законы Республики Казахстан по ценообразованию, виды цен. Порядок и особенности ценообразования в предприятиях питания, классификацию цен, виды цен, принципы и факторы ценообразования

    Работать с нормативными документами и инструкциями, справочниками, о расходе сырья, нормах убыли и отходах, применять сборник рецептур. Использовать индекс цен для расчета калькуляции продажной цены на продукцию собственного производства

    Расчет продажной цены на продукцию предприятий питания, расчета себестоимости продукции питания, расчет элементов цен

    Раздел 8. Абсолютные и относительные показатели доходности предприятий питания. Налогообложение предприятий питания

    8

    8

    Валовой доход предприятия,

    доход и рентабельность предприятий питания,

    налогообложение предприятий питания.

    О валовом доходе, доходе, рентабельности, показателях рентабельности, налогообложении

    Источники формирования валового дохода, порядок определения, источник образования дохода, показатели рентабельности, фонды, создаваемые на предприятиях из дохода и направления их расходования, порядок налогообложения предприятий питания

    Работать с нормативными документами, определять факторы, влияющие на доход, экономическое обоснование размера валового дохода предприятия

    Прогнозировать валовой доход, расчет прибыли и рентабельности, суммы налога на добавленную стоимость, расчет влияния факторов на величину дохода

    Раздел 9. Финансы и финансовые ресурсы предприятий питания в современных условиях

    9

    8

    Финансы и финансовые ресурсы предприятия, кредит, факторинг и лизинг в деятельности предприятия, инновационно-инвестиционная деятельность предприятия

    О финансах, финансовом плане предприятии, кредитах, принципах кредитования, факторинге, лизинге, инновационной деятельности предприятия, инвестиционной деятельности, капитальных вложениях

    Функции финансов, порядок разработки финансового плана, виды и принципы кредитования, область применения факторинга, виды лизинга, механизм лизинговой операции, показатели технического уровня и эффективности новой техники и технологии, виды инвестиций, приемы и методы проектного анализа, эффективность портфельных инвестиций

    Работать с нормативными документами, составлять финансовый план предприятия, экономическая оценка инноваций

    Расчет показателей экономической эффективности инвестиций, технического уровня эффективности использования новой техники и технологии

    5. Перечень практических работ

    урока

    Наименование темы

    Кол-во часов

    Содержание практической работы

    5

    Составление бизнес-плана

    2

    Составление бизнес-плана

    9

    Расчет покупательных фондов населения и емкости рынка

    2

    Расчет покупательных фондов населения и емкости рынка, анализ выпуска продукции и товарооборота предприятия в целом, по структуре

    11

    Расчет показателей эффективности использования основного капитала предприятий

    2

    Расчет показателей эффективности использования основного капитала предприятий питания

    15

    Расчет коэффициентов использования материальных ресурсов

    2

    Расчет показателей эффективности использования оборотного капитала предприятий питания.

    15

    Расчет показателей производственной мощности предприятий питания

    2

    Расчет производственной мощности и пропускной способности предприятия

    17

    Организация оплаты труда в предприятиях питания

    2

    Расчет оплаты труда на предприятиях питания

    18

    Экономическое обоснование расходов на оплату труда

    2

    Экономическое обоснование расходов на оплату труда, планирование годового фонда заработной платы, расчет сдельной и повременной оплаты труда

    20

    Анализ и планирование издержек производства и обращения

    2

    Расчет, анализ издержек производства и обращения

    21

    Себестоимость продукции предприятий питания

    2

    Анализ издержек производства и обращения, расчет эффективности производственных затрат

    24

    Особенности ценообразования на предприятиях питания

    2

    Расчет себестоимости продукции предприятий питания, расчет продажной цены на продукцию

    28

    Расчет прибыли и рентабельности

    2

    Прогнозирование и экономическое обоснование валового дохода, расчет прибыли и рентабельности, расчет налога на добавленную стоимость

    30

    Контрольная работа

    2

    Выполнение контрольной работы

    Итого

    24

    6. Контрольные задания

    Раздел 1 . Предприятия питания в системе рыночной экономики

    1. Роль общественного питания в условиях рынка.

    2. Понятие о предприятии как основном звене системы.

    3. Назовите цели и виды деятельности предприятия.

    4. в чем заключается сущность и особенность предприятий питания.

    5. назовите функции предприятий питания.

    6. назовите виды предприятий питания в условиях рынка.

    7. Какое значение имеют предприятия питания в решении социально – экономических задач?

    8. дайте характеристику современного состояния системы питания и ее развитие в условиях рыночных отношений.

    Раздел 2. Товарооборот предприятий питания

    1.Назовите содержание и состав товарооборота предприятий питания.

    2. Дайте определение продукции собственного производства.

    3. Понятие покупных товаров.

    4. Назовите виды товарооборота предприятий питания.

    5. Что представляет собой производственная программа.

    6. Понятие покупательных фондов населения.

    7. Что образует емкость рынка?

    8. Как можно рассчитать численность потребителей пользующихся услугами предприятий питания?

    9. От чего зависит производственная мощность кухни и чем измеряется?

    10 Для чего определяется пропускная способность торгового зала и чем измеряется?

    11. Какова роль экономического анализа в финансово – хозяйственной деятельности.

    Раздел 3. издержки производства и обращения

    1. В чем заключается сущность издержек общественного питания?

    2. Классификация издержек общественного питания.

    3. Структура издержек обращения.

    4. Назовите показатели издержек производства и обращения.

    5. Назовите факторы, влияющие на уровень издержек общественного питания.

    Раздел 4. Себестоимость, ценообразование на продукцию предприятий питания

    1. Понятие себестоимости продукции предприятий питания.

    2. Назовите факторы и пути снижения себестоимости продукции предприятий питания.

    3. Понятие и значение цены.

    4. Как образуется цена?

    5. Виды цен.

    6. Назовите принципы и факторы ценообразования в рыночной экономике.

    7. Назовите задачи предприятия по формированию цен.

    8. В чем заключается порядок и особенности ценообразования предприятий питания.

    9. Дайте определение продажной цены на продукцию предприятий питания.

    10. Торговые надбавки (скидки) и наценки, порядок их установления.

    11. Как осуществляется контроль за ценообразованием в условиях рынка?

    Раздел 5. Доходы предприятий питания. Налогообложение

    1. Назовите сущность и принципы коммерческого расчета в условиях рынка.

    2. Понятие валового дохода предприятия?

    3. Перечислите источники формирования, состав и порядок определения.

    4. Назовите факторы, влияющие на прибыль.

    5. Понятие прибыли предприятия, источники образования.

    6. Понятие рентабельности предприятия.

    7. Назовите факторы, влияющие на прибыль.

    8. Какие фонды создаются на предприятии из прибыли?

    9. Что такое налог?

    10. Какие виды налогов вы знаете?

    11. В чем заключается сущность налогов?

    12. Каковы основные функции налогов?

    13. Что представляет собой налоговая политика?

    14. Дайте определение налоговой системы.

    15. Что и кто являются субъектами и объектами налогообложения.

    Раздел 6. Труд, принципы и формы организации оплаты труда

    1. Общая характеристика рынка труда.

    2. Понятие производительности и эффективности труда.

    3. Назовите показатели измерения и пути повышения производительности труда.

    4. Назовите факторы, влияющие на производительность труда.

    5. Понятие оплаты труда в современных условиях хозяйствования.

    6. Понятие о повременной и сдельной оплате труда.

    7. В чем заключается сущность безработицы?

    8. В чем заключается государственное регулирование рынка труда, его необходимость?

    9. Биржа труда и ее функции.

    Раздел 7. финансы предприятия в современных условиях

    1. Что такое финансы?

    2. В чем заключается сущность финансов?

    3. назовите субъекты финансовой системы.

    4. Роль финансов в регулировании экономики.

    5. Какая связь существует между финансами системы питания и госбюджетом?

    6. Что такое государственный бюджет и из каких частей он состоит?

    7. Понятие об основных и оборотных средствах предприятия питания.

    8. Назовите показатели эффективности использования основных и оборотных средств.

    9. Раскройте понятие о кредитах.

    10. Виды кредитов и принципы кредитования в современных условиях хозяйствования.

    11. Понятие финансового плана предприятия, его содержание и порядок разработки.

    7. Основная литература

    1. Конституция Республики Казахстан

    2. Гражданский кодекс РК

    3. Закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»

    4. Трудовой кодекс РК

    5. Закон РК «О защите прав потребителей»

    6. О.П. Ефимова Экономика общественного питания Минск, Новое знание, 2004

    7. Экономика предприятия под ред. Волкова О.И. Москва, ИНФРА – М, 2004

    8. Чечевицына Л.Н. Экономика предприятия, Ростов-на-Дону, Феникс, 2005

    7. Котлер Ф. «Основы маркетинга».

    8. Е.А. Карпенко, В.А. Ларионова, Л.А. Ольхова Экономика отрасли: торговля и общественное питание, М., Альфра-М: ИНФРА-М, 2008 г.

    9. Т.И. Арзуманова М.Ш. Мачабели Экономика и планирование на предприятиях торговли и питания, Москва, 2007 г.

    И.А. Дубровин, А.Р. Есина, И.П. Стуканова Экономика и организация производства, Москва, 2007 г.