Болезни Военный билет Призыв

Беседа о культуре поведения и общения. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников. Культура поведения и общения в различных сферах

Беседа о культуре поведения, о вежливости.

Каждый день вы произносите и слышите вежливые слова: «здравствуйте», «спасибо», «извините», «пожалуйста», «до свидания» и другие. Но встречаются и такие люди, которые не употребляют эти слова, считают их не очень важными. Такие ребята есть и среди вас. Поэтому наш классный час посвящен правилам поведения и вежливым словам.

Теперь давайте мысленно посчитаем, со сколькими людьми вы встречаетесь и общаетесь каждый день. Дома вы общаетесь с родителями, братьями, сестрами, соседями; в школе- с учителями, одноклассниками, поварами, техслужащими; на улице, в магазине, в библиотеке, в различных кружках со многими другими людьми. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь, пообщаешься? Вы находитесь в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми. Нужно вести себя так, чтобы никого не обидеть грубым словом. Часто хорошее настроение человека зависит именно от этого. Вам, ребята, нужно задуматься над своими ошибками в поведении. Доброе слово, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют ваши отношения. И наоборот, бесцеремонное или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях.

От одного слова да навек ссора.

Бритва скребет, а слово ранит.

Ласковое слово - это вешний день.

Как вы понимаете смысл этих поговорок?

Жизнь в обществе требует, чтобы все люди выполняли правила, обязательные для всех. Ваше вежливое доброе отношение к другим людям проявляется и в поступках, и в словах, а также в тоне разговора с ними.

А теперь давайте познакомимся с некоторыми правилами поведения.

Правило 1: как вести себя на улице.

Правило 2: как вести себя в гостях.

Правило 3: как вести себя за столом.

Правило 4: как вести себя в общественных местах.

Правило 5: как вести себя при разговоре.

Эти правила вы должны запомнить.

Cтихотворение Агнии Барто «Вежливый поступок».

Было лето,

Пели птички…

Павлик ехал

В электричке.

Вдруг на станции Фили

Две девчонки вдруг вошли.

Не толкаются девчонки,

Скромно стали в уголке.

И беседуют в сторонке

На английском языке.

Павлик понял: «Иностранки!»

Это видно по осанке.

Может быть они туристки,

В первый раз у нас в стране.

И с трудом он по-английски

Произнес: «Позвольте мне

Пригласить вас на скамью.

Ну а сам я постою!..»

Было лето,

Пели птички…

Две девчонки в электричке

Сели около окна.

Между прочим,

Мы москвички,-

Улыбается одна.

Павлик крикнул:

Как же так!

Значит, я попал впросак?!

И теперь не пьет, не ест он.

Посочувствуем ему:

Уступил девчонкам место

Неизвестно почему!

Как бы вы поступили на месте этого мальчика?

Сейчас нам ребята расскажут о Любочке.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Крутится и юбочка,

И ленточка в косе,

Все глядят на Любочку,

Радуются все.

Она кричит еще с порога,

Объявляя на ходу:

У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду.

Говорит она толкаясь:

Фу! Какая теснота!-

Говорит она старушке:

Это детские места.

Ну, садись!- вздыхает та.

Девочки на празднике,

Соберутся вкруг,

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

Но если к этой Любочке

Вы придете в дом,

Так вы эту девочку

Узнаете с трудом.

Едет Любочка в трамвае-

Она билета не берет.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперед.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе

Вот какая Любочка

Во всей своей красе.

Случается что девочки,

Бывают очень грубыми,

Хотя не обязательно

Они зовутся Любами.

Спасибо за внимание!

Воспитательное занятие «Культура поведения и общения »

Цель: расширить представления детей о правилах поведения и общения.

Задачи:

1)развивать умение правильно оценивать свое поведение и поведение других;

2) учится применять навыки культурного поведения и общения в повседневной жизни;

3) воспитать уважительное отношение к окружающим.

План мероприятия.

Интерактивная беседа. Мотивация к занятию.

Работа у доски «Культурный человек»

Индивидуальная работа «Проблемные вопросы»

Разбор и оценка ситуаций «Кто здоровается первым?»

Итог:повторение и закрепление.

Оборудование

Проектор, ноутбук, карточки с индивидуальными заданиями «Проблемные вопросы», картинки и высказывания по теме.

Ход воспитательного часа.

Слайд 1

Интерактивная беседа. Мотивация к занятию

СЛАЙД 2

Воспитатель Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной, породистой груши?

Примерные ответы детей:

Дикая груша растет, где и как попало, а культурная - в саду.

За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают.

Плоды у дикой груши некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды хорошие.

Воспитатель: Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются? СЛАЙД 3

Примерные ответы детей:

Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно

Воспитатель: Как вы считает, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?

Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интереснее и приятнее.

Воспитатель:

Груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?

Примерные ответы детей:

Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.

Можно привить правила культуры, хорошие манеры.

Можно привить хорошие навыки, привычки.

Воспитатель:

Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?

Дети хором отвечают: культурным

Воспитатель: СЛАЙД 4 Вот мы и подошли к теме нашего занятия культура поведения и общения.

Сегодня мы выясним, что такое культура поведения, культура общения, кто такой культурный человек. Попытаемся с вами сформулировать правила культурного человека и научимся применить эти правила в повседневной жизни.

А сейчас давайте обратимся к словарям и узнаем, что же значит культура поведения и общения. Внимание на экран.

СЛАЙД 5. Прочти …

Педагогический словарь:

Культура поведения - соблюдение норм и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в разных условиях общения с окружающими.

СЛАЙД 6

Педагогический словарь:

Культура общения - система знаний, умений и навыков адекватного поведения в различных ситуациях общения.

СЛАЙД 7

Культурный человек - это человек воспитанный, который усвоил правила поведения в обществе, он постоянно стремится совершенствоваться, следит за собой, за своим языком, за своими поступками.

2.Работа у доски «Культурный человек»

СЛАЙД 8

Воспитатель: А теперь давайте разберемся на конкретных примерах что значит быть культурным человеком?

Перед вами на доске нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак культурного человека, но не торопитесь и думайте т.к. не все определения подходят для культурного человека.

(от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди выбирают характеристики воспитанного человека со стола воспитателя и клеят на доску)

…. Еще раз зачитай, какими качествами должен обладать культурный человек.

….. а какие качества остались неподходящими(Читает).Почему?

СЛАЙД 9 Молодцы, с этим заданием вы справились и разобрались чем отличается культурный от дикого, некультурного человека.

Воспитатель Ребята, и как мы с вами уже убедились, признаков культурного человека очень много, и они важны в разных сферах жизни, давайте посмотрим в каких:

СЛАЙД 10

Культура поведения и общения в различных сферах:

Культура общения в школе, классе, столовой

Культура общения и поведения дома

Культура поведения в общественных местах

Культура делового общения

Культура телефонного общения

Однако все сводится к одному, главному принципу: СЛАЙД 11

«Уважай окружающих людей».

Уважение к окружающим - это закон для культурного человека.

А всегда ли мы выполняем этот закон?

Скажите для чего вам нужно знать и выполнять правила поведения и общения в обществе?

В связи с этим у меня появились к вам несколько заданий. Ваша задача представить, что ситуация происходит на самом деле с вами, и разрешить ее. (Раздаю детям индивидуальные задания по 1 вопросу..)

3.Индивидуальная работа

Ситуации.

Детям раздаются карточки с заданием-вопросом. Ребята должны обдумать ситуацию и высказать свое мнение по своему вопросу.

Вопросы для работы в приложение №1

СЛАЙД 12 Молодцы и с этим заданием вы тоже справились отлично.

4. Разбор и оценка ситуаций «Кто здоровается первым?»

СЛАЙД 13

Предлагаю вам послушать рассказ «Кто здоровается первым?» и ответить на вопрос: почему с Димкой никто не здоровался?

«В последнее время вокруг Димки стало твориться что-то непонятное. С ним перестали здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на нее во все глаза, а она прошла мимо, и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил учителя математики, и тот тоже молча прошел мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему никто с ним не здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5-Б. Он буквально сверлил ее глазами - и представьте себе, она даже не сказала «привет». Всю ночь Димка мучительно искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг него зреет заговор».

А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался? СЛАЙД 14

Примерные ответы детей.

Никакого заговора вокруг героя рассказа нет. Просто он сам должен был поздороваться первым.

Мужчины должны первыми здороваться со старшими, с женщинами, а не ждать, пока с ними поздороваются.

А девочки тоже должны первыми здороваться со старшими, но не с мальчиками.

СЛАЙД 15

Воспитатель: Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает.

А теперь продолжение этого рассказа.

СЛАЙД 16

«На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, что Димка первым должен был всех приветствовать. И решил Дима исправить положение и поздороваться со всеми еще раз, да не просто так, а за руку. Что может быть лучше, чем крепкое мужское рукопожатие!

Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда, возвращалась из магазина с огромной сумкой на колесиках. «Здравствуйте, баба Катя!» - закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку для рукопожатия. Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решили, что Димка хочет ей помочь, и радостно вручила ему свою тяжелую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту сумку на 5 этаж. Из-за этого Димка чуть не опоздал в школу - а ведь ему еще предстояло поприветствовать учителя математики!

Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжелый портфель. Димка решил не рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в учительской. Как только учитель вышел в коридор, Димка протянул ему руку: «Здравствуйте Иван Иванович!». Но учитель торопливо отвел руки за спину и виновато улыбнулся: «Здравствуй, Ежиков, к сожалению, дать мне тебе нечего». Расстроенный, Димка пошел к 5-Б классу, чтобы хоть Ленке подарить свое крепкое мужское рукопожатие, но Ленка возмутилась и прочитала ему лекцию»

Как вы думаете, ребята, о чем ему рассказала Лена?

Примерные ответы детей.

Что он своим поведением унизил старушку, учителя и Лену

Что первым протягивает руку всегда старший, а не младший.

Что первой всегда протягивает руку женщина, а не мужчина, и если она этого не сделала, то здороваться за руку с ней не надо.

Когда встречаются два мужчины одного возраста и положения (например, два одноклассника), не имеет значения, кто первым протянет руку для рукопожатия.

Воспитатель. Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил культуры поведения и, сам того не желая, оскорбил и обидел окружающих.

СЛАЙД 17

5. Подведение итогов.

О чем мы сегодня на занятии вели разговор?

Что нового вы узнали?

Назовите признаки культурного человека?

Расскажите в каких сферах жизни нужны эти навыки?

Сегодня на занятии мы говорили что такое культура поведения и культура общения, выяснить, кто такой культурный человек и какими качествами он должен обладать. На примере различных ситуаций и героев рассказа учились правильно поступать по отношению к окружающим.

Станете ли вы культурными людьми зависит только от вас самих, ведь все эти правила только инструменты для того, чтобы уметь культурно себя вести и общаться. Ваша задача - научиться этими инструментами пользоваться в жизни.

СЛАЙД 18

Спасибо за внимание. Мне было приятно с вами работать.

Приложение №1. С итуации.

1.Находясь в автобусе и приближаясь к своей остановке, вы хотите пробраться к выходу. Какие слова произнесли бы вы и как поступили?

2.Как у незнакомого человека спросить, как пройти к театру?

3.Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать?

4.Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться?

5.Как вести себя при кашле?

6.Как должен пройти человек в кино, в театре при посадке на свое место?

7.Почему некультурно мусорить?

8.Двое взрослых разговаривают между собой, а тебе срочно нужно задать вопрос. Как ты поступишь?

9.Каким может быть обращение к людям, которые мешают вам пройти, когда вы очень спешите?

10.Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит?

11.Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой?

12.Если вы заметили знакомого вдалеке (на другой стороне улицы, в автобусе и т. п.), и если заметили и вас, то нужно поприветствовать знакомого как?

13.Если вы входите в комнату, где находится много людей, как нужно поздороваться?

Нравственное воспитание дошкольников.

Темы бесед по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Беседа №1

ПОВЕДЕНИЕ ЗА СТОЛОМ

Цель беседы - на материале примеров образцового и неправильного поведения за столом, выражений приглаше­ния, благодарности, извинения сформировать представле­ние об этикете.

Некоторые установки.

В русских семьях принято угощать гостя чаем. Нину Михайловну угощает бабушка. Она старшая в доме. У нее старинное имя и отчество. Гостеприимство - национальная

черта русских. Хорошо, когда чувствуешь себя в гостях легко и свободно. Но и гость должен быть вежливым . Уго­щение принято хвалить. Нина Михайловна, желая сделать хозяйке приятное, прежде всего хвалит печенье и пирог, которые пекла Мария Донатовна. Выражения благодарно­сти за угощение нужно запомнить. Постарайтесь ввести де­тям в привычку выражение благодарности за угощение (за завтрак, обед, ужин).

Нина Михайловна, удивленная поведением Феди, спра­шивает: «Знaeт мальчик или нет, что такое этикет?» Эти­кет - это правила поведения дома, в детском саду, в школе, на улице, в театре и других местах. Правила нужно знать и соблюдать.

Этикетные правила должны стать нормой поведения, войти в привычку. В этом случае говорят о хороших мане­рах. Когда человек постоянно нарушает правила, говорят, что у него дурные (плохие) манеры.

Текст для чтения.

ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА!

Бабушка угощает чаем:

Пожалуйста, чай, конфеты, варенье.

Потом мы послушаем Нюшино пенье.

Извольте откушать домашний пирог,

Отведать печенье, пирожное, сок.

Все садятся к столу. Мама разливает чай. Нина Михайловна хвалит угощение:

Спасибо хозяйке - Марии Донатовне.

Как говорят, угощение знатное:

Тают во рту и пирог, и печенье,

Вышло на славу и ваше варенье.

Очень красива посуда чайная...

В это время Федя опрокидывает вазочку с ва­реньем на платье Нины Михайловны. Он бросается к гостье и, слизывая варенье, случайно задевает чашку. Горячий чай проливает-ся...

Нина Михайловна вскакивает со стула. Она испуганно смотрит по сторонам и строго спрашивает:

Знает мальчик или нет,

Что такое этикет?!

Федя пожимает плечами. Он никогда не слышал слово этикет.

Наверное, это милиционер, который следит за порядком. Сейчас его вызовут. Что я натворил! Нужно попросить прощения. Какие слова я должен сказать?... Сейчас вспомню…

Бабушке стало стыдно за внука. Она очень смутилась:

Нина Михайловна, не надо сердиться.

Проказнику следует извиниться.

Вместо него я прошу извинения

За Федино глупое поведение.

Нина Михайловна и бабушка уходят в ванную.

Через некоторое время они возвращаются. Федя подходит к гостье, виновато склоняет голову:

Я был неловок. Прошу извинения.

Я виноват. Я прошу прощения...

Нина Михайловна:

Что ж, Федя, тебя от души я простила.

Пятно уничтожили содой и мылом.

Пусть Нюша служит тебе примером:

Хорошие у нее манеры.

Взрослые остаются за столом, а Федя с Нюшей уходят в детскую.

Беседа

(опорные материалы)

Какими словами бабушка предлагает гостье угоще­ние? (Мария Донатовна говорит так, как принято было в старину: Извольте откушать пирог, отведать печенье. Эти слова выражали почтение, уважение к гостю. Нам и сейчас приятно их слышать. А какими словами сейчас принято сопровождать угощение? (Кушайте, пожалуйста. Попробуйте этот пирог и т. д.)

Как нужно благодарить за угощение?

Почему бабушке стало стыдно за Федю? Как вы думаете ­какие манеры у Феди?

Сказала, что у Нюши хо­рошие манеры? (Нужно поговорить с детьми о том, что такое хорошие и плохие манеры.)

Когда Федя вел себя как воспитанный мальчик? Почему Нина М­ихайловна простила его? (Если этикетное правило нарушено, следует принести извинение. Когда девочка или мальчик искренне, от дyши извиняются, их прощают.)

Знаете ли вы, что такое этикет? Как сначала понял это слово Федя?

Что оно означает на самом деле? Почему каждый - и взрослый, и ребенок - должен соблюдать правила этикета? (Соблюдение этикета помогает людям быть предупредительными, вежливыми и не обижать друг друга.)

Игровые ситуации.

Давайте поговорим о том, что такое хорошие и плохие манеры.

Пусть Ира будет мама, а Сережа и Вера - ее дети. Вы собираетесь в гости. «Maмa» должна объяснить «детям» как нужно и как нельзя вести себя в гостях.

Поиграй дома с мамой в гости. Представь себе, что ты ждёшь гостей. Они первый раз придут к тебе в дом. Какими словами ты встретишь гостей?

Предложи им чай. Подумай, о чём можно поговорить за столом. Расскажи смешную историю.

К бабушке в гости пришла ее старая знакомая. Она принесла тебе шоколадку. Какие слова нужно сказать, при­нимая подарок? Постарайся произнести эти слова вежливо. Послушаем Соню, Витю...

Сладости, а иногда и вещи, которые дарят, называют ещё гостинцами. Вспомните, в каких сказках встречается это слово? Как герои сказок благодарят за гостинец?

Количecтво играющих «троек» и пар определяет воспита­тель. Группа может быть разделена на играющих без остатка; часть группы может выполнять роль арбитра.

Беседа 2.

ИГРА В ГОСТИ.

Цель беседы - повторить и закрепить знания, получен­ные детьми по темам «Знакомство», «Приём гостя», «Поведение ­ в гостях».

Беседа.

(опорные материалы)

Давайте вспомним, что такое этикет, хорошие манеры. О каком человеке можно сказать: "У него хорошие манеры»? - В чем заключаются хорошие манеры гостя? Как нужно вести себя за столом? Что нужно сказать, уходя домой?

А каковы правила поведения хозяев дома? Что гово­рят, встречая гостя, провожая его? Что говорят, когда угощают?

Представь себе, что ты в гостях у Нюши и Феди. Во время игры ребята обиделись на тебя, и ты остался один.

Что нужно сделать? Что нужно сказать ребятам?

Давайте повторим, какие вы знаете слова приветст­вия, прощания, благодарности. Почему нам нужно знать эти слова и никогда не забывать о них?

Игровые ситуации.

Игра в гости. Пусть дети распределят между собой роли: хозяева дома (мама, папа, бабушка, дети) и гости.

Вы хотите, чтобы Юра и Лена пришли к вам в гости?

Пригласите их по правилам.

Как вы их встретите? Юра и Лена не знакомы с вашими родителями. Позна­комьте их с «папой» и « мамой».

Пусть Галя угостит гостей конфетами. Что нужно ска­зать при этом? А Лена и Юра что скажут?

Пусть «мама» и «бабушка» пригласят гостей к столу. (Все садятся за стол.) как хозяева и гости будут вести себя за столом? Поговорите о чем-нибудь веселом. (Чем веселей будет игра, тем естественней будут вести себя ее участники.)

Теперь все встают из-за стола. Что говорят при этом? «Гостям» пора уходить домой. «Гости» и «хозяева», по­говорите между собой на прощание.

Беседа 3

ПРОЩАНИЕ ПЕРЕД СНОМ.

Цель беседы - познакомить детей с традиционными русскими пожеланиями спокойной ночи и приятных снови­дений перед сном, которые адресуются близким.

Некоторые установки.

Этикет особенно важно соблюдать дома. Традицию пожелания добрых снов, приятных сновидений желатель­но соблюдать в семье. Перед сном вредно затевать игры, резвиться и шалить. Обратите внимание на реплики «Кончай разговорчики! Марш в постель!». Их произносит папа. Он служил в армии и привык к порядку. Это шутливые мужские команды.

Текст для чтения.

СПОКОЙНОЙ НОЧИ!

Поздний вечер. Пора спать. Завтра маме и папе рано вставать: они пойдут на работу, а Нюша и Федя, как всегда, отправятся в детский сад.

Бабушка говорит:

Спать пора, мои маленькие, скорее умы­вайтесь - и в постель.

Федя сопротивляется:

Во-первых, я не малень­кий, это Нюшке пора в по­стель, а я буду играть в шах­маты. Дед, сразимся в шахма­ты? А? Я тебе мат поставлю. Всего четыре хода - и мат...

Что ты, Федя, какие шахматы на ночь глядя?

Скажи, дедушка, ну как это можно - глядеть

на ночь? Вот выйдем на балкон и посмотрим...

Тут вмешался папа:

Кончай разговорчики! Марш в постель!

Есть марш в постель,- с сожалением ответил Федя. Он снял курточку и подбросил ее до потолка. Затем сделал кувырок и стойку на го­лове.

В это время Нюша вышла из ванной. Она акку­ратно сложила свои вещи, подошла к бабушке с дедушкой и сказала:

Спокойной ночи!

Спокойной ночи, Ню­шенька, желаю добрых сновидений, - сказал дедушка.

Спи спокойно, вну­ченька,- сказала бабушка и поцеловала Нюшу.

Нюша подошла к маме и папе и пожелала им спокойной ночи. Папа погладил Нюшу по голове: - Спокойной ночи, приятных снов!

Мама поцеловала Нюшу:

Спокойной ночи, моя умница.

А где Федя? Кажется, он до сих пор стоит на голове...

Беседа.

(опорные материалы)

Какими словами принято прощаться перед сном? Что говорили друг другу Нюша, бабушка, дедушка?

А вы, ложась спать, желаете своим близким спокой­ной ночи?

Как вы готовитесь ко сну? Почему Федя вел себя неправильно? Почему нельзя шалить и шуметь перед сном?

Игровые ситуации.

Пусть Маша будет мамой, а Коля папой. Кукла - ваш ребенок. Уложите ребенка спать. Пожелайте ему спокойной ночи.

Вы, конечно, знаете, что детям на ночь поют колыбель­ные песни. Кто споет колыбельную? Хотите ли вы разу­чить новую колыбельную песенку?

Пусть Кирилл будет дедушкой, а Витя - непослушным внуком. Дедушка советует внуку лечь в постель, а внук ищет разные уловки, чтобы подольше пошалить. Как за­кончится беседа дедушки и внука?

Пусть Ангелина будет мамой, Лера - дочкой. Пожелайте друг другу что-нибудь приятное перед сном.

Беседа 4.

УТРЕННЕЕ ПРИВЕТСТВИЕ.

Цель беседы - познакомить детей с традиционными приветствиями, которыми обмениваются утром в момент пробуждения.

Некоторые установки.

Ребенок должен понять, что утреннее приветствие ­это знак внимания и любви к близким, проявление заботы о них. С самого утра человек должен быть приветливым, добрым и веселым.

Текст для чтения.

ДОБРОЕ УТРО!

Звонит будильник. Мама подходит к детям:

Пора вставать. Просыпайтесь. Доброе утро.

Нюше и Феде не хочется вставать. Нюша просит: - Мамочка, еще пять минут разреши полежать, ну пожалуйста.

Федя поворачивается к стенке и с головой ук­рывается одеялом.

Появляется папа:

Вставай, одевайся, рабочий народ. Всем на работу, с песней вперед!

Он весело срывает с Феди одеяло.

А-а-а! – вопит Федя.- О-о-о!

Нюша уже встала. Она смотрит на брата и хо­хочет:

Эй, лежебока, быстро вставай,

Брюки свои поскорей надевай!

Федя недоволен:

Молчи, Нюшка, а то получишь...

Доброе утро, братик, не надо сердиться.

Доброе утро,- бурчит Федя.

Папа командует:

На зарядку становись!

А мы в садике делаем зарядку,- хором говорят дети.

Тогда подтянитесь на перекладине. Ну, кто больше - посмотрим.

Нюша пытается подтянуться, но у нее не получа­ется. Федя ее дразнит:

Нюшка ела мало каши, Мускулы, как простокваша!

Теперь хочет подтянуться Федя, но неловко по­ворачивается и падает на коврик. Нюша подбегает к брату:

Ты не ушибся? Тебе не больно?

Горе-гимнаст только качает головой. Входит ба­бушка:

Доброе утро, дети! Как спалось? Какие сны видели? Что с тобой, Федя?

Ничего, бабушка, не волнуйся. Доброе утро. Какая сегодня погода?

Кажется, холодно. Выпал снег. Одевайтесь теплее. Папа отвезет вас на санках.

Нюша и Федя хлопают в ладоши.

Вот это да! Быстро на улицу!...

Во дворе белым-бело. У подъезда стоят боль­шие сани со спинкой. Нюша и Федя садятся в сани. По дороге в детский сад они встречают со­седку:

Доброе утро, тетя Варя!

Доброе утро, путешественники, с первым снегом!

А вот и детский сад. Нюшу ждут в средней группе, а Федю - в старшей.

Здравствуйте, ребятишки, доброе утро, проходите скорее,- говорит воспитательница Елена Петровна.

Доброе утро, Елена Петровна. Мы уже готовы.

Рада Вас видеть. Надеюсь, вы хорошо вы­спались, сны вам снились приятные и настроение у вас хорошее. Сегодня вас ждет сюрприз...

Беседа

(опорные. материалы)

Давайте придумаем, какой сюрприз может ожидать ребят?

Какие слова нужно говорить, когда просыпаешься утром? Что вы говорите маме, бабушке?

Утром вы встречаете своих соседей. Что нужно им сказать?

А вот и собака. Ее зовут Джек. Поздоровайтесь со старым, добрым Джеком. Он любит вежливых детей.

Вы приходите в детский сад. Что нужно сказать вос­питателю, ребятам при встрече?

Как вы думаете, почему утро вечера мудренее? За­помните: чтобы весь день было хорошее настроение, нужно с утра быть вежливыми и приветливыми.

Игровые ситуации.

Галя приехала к бабушке и дедушке в деревню. Антон - ­дедушка, Ира - бабушка. Рано утром бабушка и дедушка будят Галю. Представьте в лицах утро в деревне. Только не забудьте вежливые слова.

Мама уехала в командировку, а Петя остался с папой.

Ранним утром папа будит Петю. Между ними происходит мужской разговор. Разыграйте этот разговор, но помните: настоящий мужской разговор всегда сдержан, вежлив и не многословен.

Мама болеет. Лиля поднимается рано и подходит к ма­миной постели. Что они говорят друг другу? Разыграйте этот разговор.

Пусть Вова будет членом большой семьи Муратовых. Давайте распределим остальные роли и представим воск­ресное утро (в понедельник утром).

Роли могут быть выбраны детьми по желанию, но могут быть поручены воспитателем.

Беседа 5.

ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА.

Цель беседы - познакомить детей с формами выраже­ния просьбы, адресованной старшему незнакомому, старше­му близкому, а также ровеснику в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.

Некоторые установки.

Пожалуй, это самая трудная ситуация - попросить, но не потребовать, не отобрать! Доброе слово всегда действует безотказно. Повторите с детьми выражения просьбы. Сле­дите, чтобы тон был ровный, вежливый (не льстивый, но и не грубый, не приказной).

Важно убедить ребенка в том, что вежливая просьба поможет ему получить желаемое. Просьба должна быть ад­ресована конкретному человеку: ровеснику - сестре или брату, подруге или другу; взрослому близкому человеку - ­отцу или матери, бабушке или дедушке; взрослому знакомому - воспитателю, учителю, медсестре или соседке; взрослому незнакомому - продавцу или прохожему и т. д.

В каждом конкретном случае следует смотреть человеку лицо. Слова просьбы желательно произносить негромко.

В материалах к беседе вы найдете грубые выражения, принятые в среде дошкольников: «Отвали»; «Hy дай мнe»; Эти выражения портят речь, ожесточают детей. Важно, чтобы дети это поняли, оценили и выбрали формы вежли­вой nросьбы добровольно.

Текст для чтения.

В воскресенье _бабушка пошла с внуками в парк. Она села на скамейку, а Нюша и Федя играли с ребятами.

Посмотрите, какой огромный жук! - закри­чал Юра.- Я никогда таких не видел. Ну просто как бульдозер !

Ребята сбились в кучку. Каждый хотел увидеть чудо-жука.

Разреши и мне посмотреть,- сказала Нюша.

Эй, Юрка - закри­чал Федя.- Отвали! Дай другим посмотреть!

Беседа.

(опорные материалы)

Как вы думаете, увидела ли жука Нюша? Удалось ли Феде увидеть жука? Какую ошибку он допустил?

Если бы вы были на месте Феди и захотели увидеть жука, что бы вы сказали Юре?

Текст для чтения.

Мама купила большие крас­ные яблоки. Нюша подошла к маме и попросила:

Мамочка, пожалуйста, дай мне яблоко.

Съешь после обеда,­ ответила мама.

Я очень прошу. Даю слово, что съем весь-весь обед. Так хочется попробо­вать красивое яблочко. Пожа­луйста, разреши мне съесть его до обеда.

Вбежал Федя. Он увидел яб­локи и без спросу схватил самое большое.

Беседа.

(опорные материалы)

Как вы думаете, получила ли Нюша яблоко до обеда и почему?

Как, по-вашему, мама отнеслась к Фединому поступку? Как бы вы поступили на месте Нюши и Феди?

Когда вам хочется что-то попросить у мамы, как вы это делаете?

Повторим еще раз вежливые слова, с помощью кото­рых мы просим о чем-либо. Нужно ли говорить эти слова только взрослым или детям тоже? (Вежливым нужно быть не только со взрослыми, но и с ровесниками - на это сле­дует обратить особое внимание детей.)

Беседа 6

ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА.

(nродолжение)

Цель беседы - повторить и закрепить знания детей о речевых формулах вежливой просьбы. Для закрепления этих знаний используются игровые ситуации.

Текст для чтения.

Дедушка взял Нюшу за руку и пошел с ней в магазин.

Дедушка,- попросила Нюша,- я хочу сама купить печенье. Дай мне, пожалуйста, чек, а я попробую обратиться к продавцу.

Что ж, внучка, попробуй.

Будьте добры, взвесьте, пожалуйста, один килограмм печенья...

Беседа.

(опорные материалы)

В прошлый раз мы говорили о том, что такое веж­ливая просьба. Вежливо ли обратилась Нюша к продавцу? - Если вам нужно купить три карандаша, как вы ска­жете о6 этом продавцу?

Текст для чтения.

Папа пришел с детьми в магазин «Спорттова­ры». Он обещал купить Нюше скакалку, а Феде ­мяч. Федя обратился к продавцу:

Покажите это. Мне папа купит...

Как вы думаете, правильно ли обратился Федя к про­давцу? Научите Федю беседовать с продавцом. Пусть Женя будет продавцом, а Коля покупателем. Разыграйте сценку.

Текст для чтения.

(игровая ситуация с элементами беседы)

У прилавка мама с сыном. Мальчик громко плачет:

Ой, хочу клюшку! Купи-и-и!

Но у тебя уже есть клюшка,- уговаривает его мама,- успокойся, пожалуйста, не кричи... - А я эту хочу! Купи-и-и!

Как вы думаете, хорошо ли ведет себя мальчик? На­учите этого плаксу вести себя по правилам. Пусть Лера будет мамой, а Вова сыном. Вова, попроси маму купить клюшку. Побеседуйте вежливо, тихо, не обращая на себя внимание окружающих.

Игровые ситуации.

Давайте поиграем в детский магазин. Женя - продавец, а другие дети - покупатели. Разложим на прилавке иг­рушки. (Каждый ребенок выбирает себе покупку и обраща­ется к продавцу, а тот вежливо ему отвечает. Кроме слов просьбы, дети должны помнить о словах благодарности и отзыва на них - «пожалуйста».

Придумайте случаи, в которых необходимо употреблять слова просьбы. Следите за тем, чтобы вы сами и ваши друзья никогда о них не забывали - ни дома, ни на ули­це, ни в детском саду, ни в магазине.

Беседа 7.

Игра «Птица Благодарности» .

Попросите детей представить, что на землю приле­тела птица благодарности. Она залетала в окна к тем, кто забыл поблагодарить за что-либо своих родите­лей, друзей или знакомых, и напоминала им об этом. Затем дети должны представить, что птица благодар­ности залетела к ним в окно; вспомнить всех, кого они забыли поблагодарить, и мысленно сказать им спасибо.

Беседа

Вопросы и задания для беседы:

Как вы думаете, для чего человек должен гово­рить « спасибо» ?

Попросите детей перечислить всех, кому они мог­ли бы сказать спасибо за интересную книгу, игрушку, вкусный торт, увлекательное пу­тешествие и т. д., и объяснить почему.

Прочитайте детям сказку:

Кто вырастил яблочко?

Мама принесла домой большие румяные яблоки. Взяв одно яблоко, она протянула его

своей дочке Настеньке. Обрадовалась девочка и говорит:

Ой, какое красивое яблоко! Спасибо, мамочка!

Не меня благодари, Настенька,- ответила мама, - а дерево, которое вырастило такие вкусные плоды.

Побежала девочка в сад поблагодарить яблоньку, прошелес­тела в ответ яблонь­ка:

Спасибо, На­стенька, за твою бла­годарность, но без за­боты садовника я ни­когда не вырастила бы такие вкусные яб­локи.

Садовник как раз работал неподалеку. - Дедушка, - ска­зала Настенька, ­спасибо тебе за то, что ты заботился о яблоньке.

Не меня благодари, девочка, а солнышко, - улыб­нулся садовник, - без его теплых лучиков, яблоки никогда не созрели бы.

«Так вот, кого нужно благодарить», - обрадовалась Настенька и обратилась к солнышку:

Спасибо, милое солнышко, за такие вкусные яб­локи!

Солнечные лучи ласково прошептали Настеньке: - И мама, и яблоня, и садовник, - все мы стара­лись, Настенька, чтобы яблочки сочные да сладкие тебя радовали и помогали тебе расти.

Вопросы и задания к сказке:

· Нравится ли вам, когда вас за что-либо благодарят?

· Как вы думаете, слышит ли природа благодар­ность человека?

· Перечислите, чему в природе вы благодарны больше всего, и объясните почему.

Творческое задание «Спасибо природе».

Во время прогулки по лесу попросите детей ска­зать спасибо дереву (солнцу, небу, траве и т. д.), а за­тем объяснить, за что они ему благодарны.

После этого поделите детей на группы. Некоторые группы описывают чувства ручейка (дерева, леса, зем­ли), который поблагодарили. Другие - описывают чув­ства ручейка, который никто и никогда не благода­рил.

Попросите детей сравнить свои описания.

Рисунок «Благодарное сердце».

Прочитайте детям пословицу: «Благодарностью сердце украшается». Поделите детей на группы и по­просите их нарисовать контуры сердца, а внутри это­го сердца нарисовать все, о чем их сердца вспомина­ют с благодарностью.

Нарисуйте яблоневый сад, который все вместе вы­растили мама, яблоня, садовник, солнышко и Настенька.

Задание на дом.

Обсудите с детьми, что изменилось в их жизни, ког­да они выполняли это домашнее задание.

Занятие с элементами тренинга «Поговорим о культуре общения»».

Участники: учащиеся 8-11 классов.

Количество участников: группы по 10-15 человек.

1. Развитие взаимопонимания и взаимоуважения при общении со сверстниками и взрослыми.

2. Развитие коммуникативных навыков.

3. Формирование умения «слушать» и «слышать» собеседника.

4. Профилактика асоциального поведения.

Ход занятия:

Организационный момент: звучит песня о дружбе. Учащиеся садятся по кругу, учитель среди них.

Учитель:(или психолог)

Мы собрались сегодня в такой дружеской обстановке, чтобы поговорить о культуре общения. На прошлой неделе мы провели анкетирование для того, чтобы выяснить, на сколько хорошо Вы чувствуете себя в школе, как складываются взаимоотношения у каждого из нас с одноклассниками и взрослыми людьми в школе. С помощью анкеты Вы сможете узнать личностные особенности. Давайте послушаем результаты анкетирования.

Психолог рассказывает о результатах анкетирования.

Учитель:

Итак, на основании результатов анкетирования можно сделать выводы о том, что в основном наш класс дружный, что ученикам нашего класса комфортно в школе, и все ученики позитивно и доброжелательно относятся к учителям, стремятся улучшить результаты своей учебы. Но у нас есть и такие учащиеся, правда их совсем немного, которые не испытывая негативных эмоций к школе и ее обитателям, тем не менее отстраняются от взаимоотношений с одноклассниками, от участия в общественных делах и т.д., вступают в пререкания с педагогами. Почему они это делают – неважно. Это могут быть психологические особенности или бравирование подростковым желанием выразить свою независимость, а может это стремление привлечь внимание и неумение общаться. Мы здесь не для того находимся, чтобы ругать кого-то или порицать, а для того, чтобы выяснить, чем опасно такое поведение для этих учеников, поучиться основам общения, это всем будет полезно.

Я сейчас расскажу вам рассказ Л.Н.Толстого «Отец и сыновья» о единении и о силе единства.

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии, они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

Сломайте!

Сколько не бились сыновья, не могли сломать.

Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному прутику. Они легко переломали прутья по одиночке. Отец и говорит:

Так- то и Вы: если в согласии жить будете, никто Вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит!»

Есть много сказок. Басен, рассказов и песен о дружбе, о совместном труде, товариществе, о помощи друг другу.

Приведите примеры. («Теремок», «Лебедь, рак и щука», «Соломинка, пузырь и лапоть» и многие другие.

Одному человеку трудно живется! Почему! Почему человек может остаться один? Как он может приобрести друзей?

Вот и давайте учиться искать друзей. Поиграем в игру «Найди себе друзей!».

Психолог проводит игру «Найди себе друзей». Сидя в кругу дети передают друг другу клубок ниток, говоря при этом комплимент другу. В конце игры образуется паутина, которая связывает весь класс. Затем ребята возвращают клубок, а вместе с ним благодарят за хорошие слова.

Учитель:

Поняли ли Вы, как искать друзей? Трудно ли это было? Как лучше: говорить друг другу хорошие слова или показывать свой цинизм и пренебрежение к людям?

С помощью игры «Да – диалог» попробуем улучшить наши взаимоотношения с учителями и всеми педагогическими работниками.

Психолог проводит игру «Да – диалог».

Учащиеся и учитель садятся в круг и начинают диалог. Учитель произносит фразу на заданную тему, ученик должен откликнуться, высказав свое согласие с тем, что сказал первый, и продолжить диалог. Главное - во всем соглашаться, обязательно отражая мысль партнера. Другие учащиеся следят за тем, чтобы участники диалога не выходили за рамки заданного режима работы, т.е. не стали возражать друг другу или не ушли в сторону от заданной темы.

Предлагаются следующие темы для диалогов:

- во время урока учитель вправе ожидать дисциплины, так как учителю нужно, чтобы все слышали и понимали объяснение нового материала;

- во внеурочное время педагогический коллектив школы может предъявлять ученикам требования, связанные с учебой, общественными делами и трудовыми, так как задачей школы является не только учеба, но и воспитание;

- работники школы могут попросить кого-то о помощи, потому что в школе много работы и им одним не справиться;

- администрация школы может потребовать выполнения режимных моментов, потому что их невыполнение нарушает работу школы;

- к старшеклассникам могут предъявляться повышенные требования, так как их возможности больше, чем у младших ребят.

Учитель:

Будут ли отношения с учителями более доброжелательными, если ученики будут соблюдать правила поведения в школе? А изменится ли ваше самочувствие? Сможете ли Вы наладить отношения на работе с более взрослыми и опытными людьми, имея навыки общения, приобретенные в школе?

Мы хорошо знаем друг друга, и можем все вместе каждому из ребят в классе дать хороший совет, который поможет им в дальнейшей жизни.

Психолог проводит игру «Пожелание другу».

На доске вывешиваются пожелания, ребята определяют вместе (или по одному) – кому какое пожелать и раздают карточки с советами.

Будь вежливым с учителями.

Не обзывай одноклассников.

Не опаздывай на уроки.

Не мешай классу заниматься на уроках.

Не кури – это вредно для несформировавшегося организма.

Не зацикливайся на электронных играх – в жизни есть более интересные вещи.

Выбери профессию.

Учись общаться.

Относись к жизни позитивно.

Не играй на уроках в телефон! Ты пропускаешь новые знания!

Проснись для жизни! Не пропускай учебу.

Ищи достойных друзей.

Не стесняйся на уроках. Больше отвечай. Ты знаешь больше, чем кажется.

Не высказывай своего пренебрежения к людям, они могут ответить тебе тем же.

Можно придумать свои пожелания.

Психолог подводит итог занятия.

Классный час с элементами тренинга

«Поведение и культура общения»

Ибраимовой Флюры Илдусовны

Симферополь 2015

Цели:

    Развивать умение учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения;

    воспитывать нравственные качества;

    познакомить детей с принципами общения.

Задачи:

    Опираясь на жизненный опыт детей, помочь им проанализировать свои поступки;

    учить прогнозировать последствие своих поступков

Предварительная работа:

    Беседа «По каким правилам мы живем»;

    беседа «Роскошь человеческого общения»;

    классный час «Общение – это искусство»;

    практикум «Можно, нельзя»;

    психотренинг «Что такое ответственность?»;

    тестирование «Нравственные качества человека».

Оборудование:

    Интерактивная доска;

    Стенгазета;

    Презентация.

XXI век. Его называют веком компьютеризации и мобильной связи. Но есть у нашего века одна особенность, которая позволяет назвать его веком общения. Вы, ребята, учитесь, а мы – взрослые, ходим на работу. Все мы выполняем различные поручения, каждый день встречаемся с различными людьми. В стенах учреждения, вы, находитесь в постоянном общении с людьми: воспитателями, учителями, врачом, библиотекарем. У вас есть почти все материальные условия для правильного, всестороннего развития, условия для того, чтобы вы выросли физически здоровыми, красивыми, воспитанными людьми. Мы хотим зажечь в ваших сердцах неугасимый огонь человеческой доброты. И нам, вашим воспитателям, горько порой наблюдать в вас черты, несоответствующие нашей мечте. Вы иногда не уважаете и не цените чужой труд, не умеете правильно себя вести, бываете неряшливые. А главное в вас нет порой той сердечности, доброты, милосердия, того чуткого и деликатного отношения друг к другу и к окружающим людям, которые обязательны для каждого человека. Вот сегодня мы с вами и поговорим об этом. Тема нашего классного часа«Поведение и культура общения» . В процессе проведения нашего классного часа мы будем использовать тренинги.

Что такое тренинг?

(Это специальные тренировочные упражнения, в процессе которых люди должны учится понимать других людей, изучать себя и преодолевать свои недостатки.Учиться управлять своим поведением).

Что значит управлять своим поведением?

(Это стремление и умение жить с другими людьми в согласии и доброжелательности. Не причиняйте неудобств людям своим поведением).

Что зависит от нашего поведения и поступков?

(Отношение к нас людей, настроение наше и окружающих).

Нет, не все равно, как человек ест, ходит, садится, здоровается, обращается к людям, разговаривает с ними, а главное, как он поступает.

Давайте разберем ситуацию.

Одна девочка, которой сделали замечание, что она слишком неестественно и громко смеется, обиженно сказала: «Мое поведение – мое личное дело!».

Правильно ли она поступила? (Разбор ситуации)

В одном единственном случае правильно только тогда, когда человек, как Робинзон живет на необитаемом острове. Мы с вами не Робинзоны, мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны для окружающих. И вести себя среди людей нужно так, чтобы им было хорошо, приятно, удобно с нами, в соответствии с нормами и правилами поведения.

Что такое правило поведения?

(Это установленные нормы поведения).

Где вы встречаетесь с правилами поведения?

Нужны ли правила?

Представьте себе на минуту, что нет никаких правил. Что произойдет?

Для чего нужны правила поведения?

(чтобы был порядок, чтобы не ошибиться и не совершать плохих поступков)

Можно ли нарушать правила? Бывали ли случаи, когда вы нарушали их и чем это закончилось?

Умение управлять своим поведением, умение владеть собой зависит не только от того, знает ли человек правило поведения, умеет ли ими правильно пользоваться, но еще и от индивидуального уровня воспитанности и от волевых качеств человека.

Готовясь к нашему классному часу мы провели тестирование. Тест назывался «Нравственные качества человека».

Какие вы знаете положительные наиболее важные человеческие качества? (Ответы детей).

Задание 1. Необходимо открыть что-то хорошее в других людях. Вы видите положительные качества на доске, назовите 5 из них, которые украшают вашего соседа по парте.

Умная Любознательная Трудолюбивая

Мягкая Разносторонняя Толковая

Милая Старательная Вежливая

Деликатная Тактичная Искренняя

Душевная Отзывчивая Аккуратная

Красивая Симпатичная Мудрая

Надежная Эрудированная Добрая

Честная Воспитанная Справедливая

Вы назвали те качества, за которые любят и уважают человека.

Как вы считаете, можно ли воспитать в себе такие качества? Что для этого нужно? (Желание, старание и целеустремленность).

У каждого человека наряду с положительными качествами присутствуют и отрицательные. Один ученный назвал их «Драконы», которые мешают жить и добиваться намеченной цели. У нас это маленькие «Дракончики», которые, если их не укрощать, перерастают во взрослого «Дракона».

Задание 2. Назовите своих «Дракончиков»! (Лень, лживость, хвастливость, жадность, вранье, любопытство, несдержанность, хамство, ворчливость, грубость, задиристость, воровство, нечистоплотность).

Когда эти качества проявляются плохо не только самому человеку, но и людям находящимся рядом.

Задание 3. Продолжи поговорки

У себя как хочешь дорога любовь.

Не дорог подарок по делам гляди.

О пустяках спорить о гостям рад.

По одежде не суди не припасена и ложка.

Слово – серебро да навек ссора.

Хоть не богат, а в гостях, как велят.

От слова спасение дело упустить.

На незваного гостя молчание – золото.

В деревне, где живут одноногие, и от слова погибель.

От одного слова, надо идти на одной ноге.

Игра «Циферблат»

12 участников образуют «циферблат часов» – каждый из них соответствует определенной цифре на нем. Кто-нибудь заказывает время, а «циферблат» показывает. Минутная стрелка – участник подпрыгивает, часовая стрелка – участник хлопает в ладоши .

Задание 4. В образах птиц и зверей высмеивают отрицательные черты человека. О ком так говорят?

- «Лиса своего хвоста не замарает» (О хитром нечестном человеке).

- «Как оса лезет в глаза» (Назойливый).

- «Надулся, как мышь на крупу» (Обидчивый).

- «Дома – петух, а на улице – курица» (Хвастливость.Кто грубит ближним, но не может дать отпор грубияну на улице).

- «Скользкий, как грусть или угорь» (Лживый, неискренний, изворотливый человек).

-«Сорока, где посидит, там и напакостит» (О человеческой непорядочности).

Мы с вами отметили, что в образе животных и птиц высмеивают нехорошие человеческие качества. Из этого вытекает следующие задание.

Задание 5. «Мне так хочется быть ….»

Какими бы вы хотели себя видеть? Перечислите.

Общение – это особый вид поведения, одна из форм человеческого взаимодействия. В процессе общения люди вырабатывают взаимопонимание, находят общий язык. Общение – это потребность каждого человека. Люди постоянно общаются друг с другом: обмениваются знаниями, мыслями, советуются, договариваются о чем-либо. И чтобы общение было приятно нужно владеть речью. Поговорим о культуре речи. И для того, чтобы высказать свою мысль, вам приходится подбирать слова. Мало того, что речь получается «корявая», некоторые из вас используют «бранные» слова», что говорит о бескультурье и невоспитанности. А знаете ли вы, что с «бранными» словами шутить нельзя? Нарушается связь между телом и душой. Некоторые ребята считают, что если они сквернословят, то они поступают, как самостоятельные, независимые и почти взрослые люди. А это говорит прежде всего об их невоспитанности. И чтобы окружающим было приятно с нами общаться мы разработали

основные правила общения .

Улыбайтесь, излучайте положительные эмоции. Веселый, жизнерадостный, спокойный человек всегда привлекает к себе людей.

Интересуйтесь с собеседником, как личностью.

Называйте собеседника по имени.

Слушайте и умейте распределять инициативу в разговоре.

Поддерживайте темы разговора, которые предложил собеседник.

Если человек умеет в общении использовать эти простые правила, тогда у него устанавливаются с людьми хорошие взаимоотношения.

Первое правило: «Возлюби ближнего своего как самого себя»

Второе правило: «Всегда поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой»

Задание 6. «Бумеранг-игра»

Что такое бумеранг? Это такое орудие, которое возвращается к тому, кто его бросил.

Даны обрывки фраз, а вы попробуйте отгадать их окончания.

1.«Взялся за перила, а рука наткнулась на чью-то противную и липкую жвачку. И вдруг я вспомнил …»

Примерный ответ: …что тоже, приклеивала жвачку куда попало, не думая о других людях.

2. «Приехала на водохранилище, а весь берег усыпан консервными банками и грязными пакетами. И вдруг я вспомнила …»

Примерный ответ:….что тоже бросала мусор не думая о других людях.

3. «Забыла ручку и никто не дал запасную. И вдруг я вспомнила …»

Примерный ответ: … что тоже жадничала и не хотела делиться с другими.

4. «На перемене кто-то подставил подножку, я упала, а все засмеялись было больно и обидно. И вдруг я вспомнила …»

Примерный ответ: …что я тоже ставила подножки одноклассникам и смеялась, когда они падали.

5. «Кто-то спрятал мою тетрадь, и я весь урок его искала, за это получила замечание в рапорте. И вдруг я вспомнила …»

Примерный ответ:…что я тоже для смеха прятала чужие вещи.

6. «Мы убирали на школьном участке, и мне одной пришлось выносить кучи листьев, потому что все сбежали. И вдруг я вспомнила …»

Примерный ответ: …что тоже иногда отлынивала от уборки, не думая, что за меня мою работу будут делать другие.

Итак, всё, что сделал человек плохого, потом возвращается к нему от других людей. ЗАПОМНИТЕ ЭТО!

Надо жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга. Чтобы это помнить, давайте с вами вспомним законы «Не».

    Не спеши первым сесть за стол.

    Не разговаривай во время еды.

    Не забывай закрыть рот, когда жуёшь.

    Не чавкай, воздержись от благородной отрыжки.

    Не рвись в дверях выскакивать первой.

    Не перебивай говорящего.

    Не кричи и не повышай голос, если перед тобой нет глухих.

    Не размахивай руками.

    Не показывай пальцем на кого-бы-то ни было.

    Не передразнивай говорящего, даже если он заика.

    Не садись раньше старшего, без его разрешения.

    Не забудь снять шапку и верхнюю одежду входя в столовую.

    Не повторяй слишком часто «Я».

    Не имей привычку опаздывать.

    Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».

    Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнула.

    Не держи руки в карманах.

    Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

    Не произноси слов, значения которых ты не знаешь.

    Не считай себя центром Вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.

Этими законами, ребята, руководствуйтесь в повседневной жизни.

Измерять себя, как личность нужно своим отношением к людям. Хороший человек прежде всего видит в людях хорошее, а плохой

плохое. Хороший человек не в силах оскорбить другого, плохой, наоборот, находит удовлетворение в унижении, оскорблении другого.

Когда мы говорим о культуре общения, то вкладываем в это понятие и способность управлять своим поведением и умением общаться. Вот важнейшие нормы нравственности, который стремился передать своим ученикам великий русский педагог В.А. Сухомлинский.

    Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница, между тем, что тебе кажется, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: Не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя было хорошо.

    Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье, плати им за это добром.

    Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Народ учит: Кто не работает, тот не ест. Навсегда запомни эту заповедь. Лодырь, тунеядец – это трутень, пожирающий мёд трудолюбивых пчел. Учение – твой первый труд .

    Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и без защитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла.

    Не будь равнодушным к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь не примерим к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло, обкрадывает общество.

РЕФЛЕКСИЯ . Подведем итоги.

    Какого человека называют воспитанным?

    Для чего нужны правила поведения?

    Нужно ли их выполнять?

    Что нужно, чтобы воспитать в себе положительные качества?

    Что зависит от вашего поведения и поступков?

    От чего зависит жизнь в вашем классе?

ВЫВОД:

Воспитанность, культура поведения делают нашу совместную жизнь удобной, приятной, разумной и красивой. Поверим в это горячо и искренне. Тогда всем окружающим: учителям, воспитателям, товарищам и даже незнакомым людям будет хорошо с нами. И нам будет хорошо и радостно среди людей. А без этого, пожалуй, счастья не бывает!