Болезни Военный билет Призыв

Кл час о войне. Классный час о вов. Классный час «Афганистан»

КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Память о войне

Методическая разработка классного часа

для старшеклассников

Подготовил:

учитель технологии,

классный руководитель

Троценко С.А.

Тема «Память о войне»

Цель: расширение знаний учащихся об историческом прошлом нашей Родины

Задачи:

Формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время;

Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны;

Развитие художественно-эстетического вкуса, познавательных интересов.

Оформление:

Мультимедийная презентация «Память о войне»;

Выставка книг «Они сражались за Родину»;

Оборудование:

Ноутбук, проектор, экран, стеллаж.

Источники информации:

Ход классного часа

Классный руководитель:

Дорогие ребята, уважаемые ветераны и взрослые. Сегодня наш классный час посвящен событиям Великой Отечественной войне. Самая тяжелая, самая жестокая и кровопролитная война, которая началась в 1941 и закончилась в 1945 году. Долгих, мучительных 4 года длилась эта война на территории нашего государства, которое тогда называлось Советским Союзом. Весь народ поднялся на защиту своего отечества, поэтому война называлась отечественной. Все, от мала до велика, шли сражаться с врагом, который пришел на нашу землю с войной: захватывать, уничтожать, грабить культурные ценности, сжигать деревни и села, угонять в плен и убивать русский народ.

Современники, отдавая дань и свою признательность солдатам, погибшим за их светлое будущее, стараются увековечить память о них. История не умаляет значение Воронежа в переломном моменте войны.

"Город воинской славы " – это звание присваивается тем городам Российской Федерации, где прошли наиболее ожесточенные сражения Великой Отечественной войны, в ходе которых защитники Отечества проявили мужество, стойкость, храбрость и массовый героизм, оказавшие решающее влияние на исход военных действий.

После Великой Отечественной войны остатки советских воинов были перенесены в братские могилы, над которыми возведены монументы. В городской черте Воронежа насчитывается 46 братских могил и воинских захоронений. По инициативе ветеранов было решено построить музей-диораму «Оборона Воронежа». В 2000 году, к 55-летию Победы, рядом с братской могилой № 6 появился музей, который с полным правом можно назвать народным. Подробнее об экспозиции боевой техники в заметке Музей-диорама, с тех пор обновили постаменты. В Парке Патриотов установлена стела в честь присвоения Воронежу звания "Город воинской славы".

Ученик 1:

В те суровые годы территория города, а также окрестности близлежащих сел были зоной жесточайших сражений. Продолжительные бои велись в области Задонского шоссе. Так в братской могиле, расположенной на стыке улицы Хользунова и Московского проспекта было захоронено порядка 10 тысяч погибших воинов. В мирное время, в январе 1967 года, на этом месте появился мемориальный комплекс. Его авторами стали два талантливых человека: архитектор А. Бузов и скульптор Федор Сушков. Гранитные доски Памятника Славы содержат имена погибших, чьи тела уже 70 лет покоятся в братской могиле.

Классный руководитель:

На въезде в город со стороны Московского шоссе, на площади Славы, появилась красная пирамида. Это случилось в 2000 году. Что она собой олицетворяет, ответить не просто. Скорее всего, она является украшением въезда в город, делая его запоминающим для воронежских гостей. В ночное время в ней загорается подсветка. На ее двух сторонах крупными пластиковыми буквами нанесены слова: «Воронеж - город воинской славы».

Ученик 2:

На северной окраине Воронежа стоит необычный памятник. Подобных ему едва насчитывается в мире с десяток, - остатки разрушенных войной зданий, сохраненные в том виде, в каком они предстали перед воинами – освободителями. Это легендарная Воронежская Ротонда.

Само слово «ротонда» - итальянского происхождения и происходит от латинского «rotundus», что означает «круглый». Именно в такой необычной и величественной форме был возведен главный вход в огромное здание областной детской больницы в Воронеже. Больницу выстроили в 30–е годы 20 -го века. На первом этаже - вестибюль с фонтаном по центру, на втором этаже – демонстративный зал хирургического корпуса, где проводились занятия со студентами-медиками. В больнице работали лучшие специалисты из разных стран. Но вскоре началась война.

Бои на территории больницы продолжались 203 суток! Когда фашистов изгнали с воронежской земли, город представлял собой сплошную руину. Из 20 тысяч жилых домов было полностью разрушено 18227, немцы взорвали, сожгли в городе почти все. От великолепной областной больницы остался только искореженный купол ротонды, с дырой в 2х2 метра, который чудом держался на колоннах. В 1965 году, к 20-летию Великой Победы, это здание было признано памятником - мемориалом Великой Отечественной войне «Ротонда».

Находится этот памятник в живописном месте, по улице Бурденко, рядом с новой больницей, а на территории бывшей больницы выстроен Владимирский храм.

Чтец:

Весь разворочен и распорот

Воронеж был безмолвен, пуст.

Враги вошли в горящий город,

От страха целясь в каждый куст.

Вытаскивали из развалин

Тех, кто покинуть дом не смог,

Под хриплый лай собачий гнали

В последний путь, в Песчаный Лог.

Солдаты пьяные орали

И жали, жали на курок…

Детей живыми в ров бросали…

Как ты смотрел на это, Бог?

Всё меньше, меньше ветеранов,

Но, память наша, не остынь!

У каждого на сердце рана –

Свой Бабий Яр, своя Хатынь.

Замотан важными делами?

Покинь кварталов шум и смог,

Пройди их скорбный путь с цветами

В Песчаный Лог, в Песчаный Лог.

Классный руководитель:

Мемориальный комплекс в Песчаном логу воздвигнут на месте страшного фашистского злодеяния – месте расстрела в годы Великой Отечественной войны 452-х мирных жителей нашего края – в 1975 году в дни празднования 30-летия Победы над фашистской Германией.

После освобождения Воронежа комиссия установила, что в Песчаном логу оккупантами были убиты люди, пострадавшие во время налетов немецкой авиации на город и находившиеся на излечении в госпитале для гражданского населения, размещенном в школе № 29 по улице 20-летия Октября.

Ученик 3 :

Мемориальный комплекс состоит из трех зон. Первая - дорога к месту расстрела. Она замощена булыжником с острыми углами. Это, пожалуй, единственная в своем роде дорога-памятник. Дорога смерти. Дорога приводит к стене, сооруженной у высокого песча¬ного обрыва. Здесь место расстрела. Стена выложена из красного кирпича. В ней пробоины от снарядов, куски колючей проволоки. На поверхности черные следы от копоти и огня. Шрамы войны. Рядом со стеной плита с надписью:

«ЗДЕСЬ В АВГУСТЕ 1942 ГОДА БЫЛИ

ЗВЕРСКИ ЗАМУЧЕНЫ ФАШИСТСКИМИ ЗАХВАТЧИКАМИ

452 МИРНЫХ ЖИТЕЛЯ Г. ВОРОНЕЖА».

Медсестра:

27 августа 1942 года к нашему госпиталю подъехали две грузовые машины, крытые брезентом. Прибывший с ними немецкий офицер объявил, что госпиталь эвакуируется из Воронежа в села Орловку и Хохол, и предложил больным грузиться на машины. Когда машины были заполнены, немецкие солдаты опустили брезент, чтобы люди не могли видеть, куда их везут, после чего машины двинулись в путь. Выехав за город, машины свернули вправо от дороги, что идет на село Малышево, и, подъехав к неглубокому песчаному логу, остановились. Беспомощных, слабых людей палачи стали сталкивать в овраг, заставляли ложиться лицом к земле и в упор расстреливали. Тех, кто пытался сопротивляться, убивали ударами приклада по голове. Мерзавцы не щадили даже грудных детей, пристреливая их на руках у матерей. Когда расстрел первой партии был закончен, машины вернулись в город, погрузили новую партию обреченных, которые были также привезены на это место и расстреляны. Такие рейсы повторялись несколько раз.

Девочка:

Я, Анна Федотовна Попова:"7 октября 1943 года мы ехали на автобусе к месту, где совершилось злодеяние. Нас втолкнули, больных и раненых, в две крытые брезентом машины. Тех, кто не мог сам идти, немецкие солдаты вынесли из госпиталя на носилках и тоже погрузили. Недолгий путь к окраине города, кончилась мостовая, машины вязнут в песке. Остановились, приказано выходить. Стоим у овражка, заваленного телами расстрелянных.

Приказ: ложиться на эти трупы лицом вниз. Я упала в яму рядом с убитой, но ещё не остывшей женщиной и накрыла голову полой её пальто. Тут поверх меня самой, видимо приняв за мёртвую, лёг кто-то ещё. Дальше прозвучали выстрелы, и меня обдало кровью. Чужой кровью. Сама я даже не была ранена. Звякнули лопаты, зашуршал песок. Я успела подумать, что легче сразу умереть от пули, чем мучительно и долго задыхаться в могиле. Попыталась пошевельнуться, поднять голову, но тут раздалась команда, и немцы уехали. Только выбравшись из-под мёртвых тел из оврага, отсиживаясь в густом бурьяне поняла,почему нас так небрежно зарыли: машины приходили ещё несколько раз, расстрелы продолжались до вечера. Три дня пряталась в пустом доме на окраине города, потом пробиралась от села к селу. Когда советские войска освободили Воронеж, вернулась в город и рассказала о том, ч то произошло в Песчаном логу. И теперь я ехала сюда со специальной комиссией, чтобы указать место."

Ученик 3 (продолжение):

Останки погибших захоронили в могилах на ровной площадке над взгорьем оврага. Это священное место напоминает Пискаревское кладбище. Могилы расположены в несколько рядов. На плитах, под которыми покоятся опознанные, указаны их имена. Остальные плиты безымянны. Год смерти на всех один - 1942.

Видеоклип «Песчаный лог»

Классный руководитель:

Самая первая бомба была сброшена на Воронеж в октябре 1941 года. Но она упала на территории авиазавода, и никто из мирных граждан тогда, к счастью, не пострадал. Поэтому первой бомбой, поразившей город, считается та, что упала на городской сад пионеров 13 июня 1942 года. Погибло более 300 детей.

Ученик 4: (музыкальное сопровождение)

В субботу 13 июня 1942 года в Саду Пионеров как всегда собралась детвора.

В киоске "Игротека" брали напрокат куклы, лошадки, велосипеды, шашки, шахматы, кегли. Оживление царило на танцплощадке-баянист И. И. Калашников с учеником Валей Орловым играли в два баяна славянский танец... И тут случилось страшное.

Женщина:

Я, Полина Осиповна Исаева, жительница Воронежа. Это произошло внезапно. Я окучивала у себя в палисадние картошку. Вдруг... какой-то гул на меня валится. Меня сбило с ног. Когда вскочила, вижу в Саду пионеров пожар. Я кликнула своё санитарное звено, и мы бегом через первые ворота туда. По саду будто прошел ураган: деревья вырваны, земля разворочена и везде, куда ни глянь, - детские тела. Одни чистые, целые, а другие - песком, грязью, глиной засыпаны. Не то ребенок, не то комок земли. Кто жив остался, того оглушило взрывной волной. В первые мгновения никто не двигался, не плакал, а потом все бросились кто куда. Крики, стоны... Навстречу бежит девочка лет 12-ти. Я её узнала, она с нашей Алексеевской улицы. Смотрю, бежит и почему-то прямо на глазах синеет. Я её подхватила, а у неё весь бок вырван. Так и умерла у меня на руках..."

Мальчик:

Я, Анатолий Костюков, тогда был еще мальчишкой, мы с другом гуляли в саду. Помню жуткий рев, грохот, удар. Меня отбросило взрывной волной, швырнуло спиной на землю, контузило. С трудом открываю глаза и не могу понять, где я. Напротив, на ветке дерева - окровавленная девичья голова с длинной косой. Эта коса мерно покачивается из стороны в сторону, как маятник, отсчитывая минуты после трагедии. Под деревом какая-то заплаканная женщина обхватила руками, прижала к себе девочку и пытается ее тащить. И вдруг все платье этой женщины спереди становится красным от крови. "Она, видимо, ранена, - проносится у меня в голове. - Почему же она не падает?". И тут эта женщина, обессилев, разжимает руки, опускает безжизненное тело ребенка на землю. И я вижу, что у девочки половины туловища нет и все внутренности наружу. Кругом крики, стоны. По саду разбросаны оторванные руки, ноги... Чуть позже я узнал, что на месте разорвало моего школьного друга Кольку.

Ученик 4: (продолжение)

Фашисты, нарушив все международные нормы ведения войны, отбросив честь и достоинство, совершили неслыханное - они посягнули на детей.

Самого сада уже нет. Но 13 июня 1992 года состоялось открытие памятного знака – бронзовой доски со словами: «13 июня 1942 года в бывшем городском саду пионеров от бомб, сброшенных фашистами, погибло более 300 детей». Слева от текста скульптор А. В. Мельниченко поместил на доске барельеф погибшей птицы с откинутым в сторону крылом.

Классный руководитель:

Чижовский плацдарм - мемориальный комплекс в Воронеже, посвящённый воронежским солдатам, защищавшим город во время Великой Отечественной войны. Современный памятник открыт 5 мая 1975 года около Вогрэсовского моста на территории Чижовки (бывшей городской слободы).

Ученик 5:

Ансамбль погребального комплекса состоит из братской могилы и «Зала Памяти», где на стенах выбиты имена защитников Воронежа. На высоком подиуме установлена скульптурная группа в виде трех солдат, покрытых листовой бронзой, отдающих салют погибшим. Ветер развивает плащ-палатки за их спинами.

Бои на Чижовском плацдарме развернулись в сентябре 1942 года. Советские воины стояли тут на смерть до полного освобождения и отбили город у фашистских захватчиков, превосходящих силы советской армии. В битве прославился сводный отряд народного ополчения, который в основном состоял из воронежцев. Бои за Чижовку вошли в историю сражения за Воронеж как образец величайшего мужества и героизма советских воинов. Плацдарм был захвачен советскими войсками в августе 1942 г. Бои за Чижовку длились днем и ночью 204 суток, с 6 июля 1942 года до освобождения города 25 января 1943 года. С 25 января 1943 года с Чижовского плацдарма началась Воронежско-Касторенская наступательная операция.

Чтец:

ЧИЖОВСКИЙ ПЛАЦДАРМ (авт.Виктор Будаков)

На Чижовке испытан солдатами ад,

Что расскажет их взгляд,

обращенный назад,

В нескончаемый сорок второй?..

Обгорелое взгорье.

Чижовский плацдарм.

Смерти - жатву жестокую жать.

Но приказ иссеченным, усталым полкам:

Удержать! Удержать! Удержать!

По весне на Чижовке -

как в белом раю,

Ветер с вишен - вишневый, крутой…

На Чижовском плацдарме

солдаты - в строю.

И бессрочен, гранитен их строй.

Классный руководитель:

Площадь Победы – уникальный мемориальный комплекс, здесь принимают присягу воронежские курсанты, сюда приходят почтить память погибших молодые офицеры-выпускники, молодожёны возлагают цветы. Конечно, это место – особое для ветеранов. В течение многих лет именно площадь Победы – место их сбора на 9 Мая.

Ученик 6:

9 мая 1975 года в день 30-летия Победы советского народа над фашистской Германией в Воронеже состоялось открытие памятника, посвященного разгрому немецко-фашистских войск под Воронежем.

Место на проспекте Революции, где соорудили памятник, раньше было застроено небольшими домами, сараями. После их сноса образовалась площадь, которую назвали именем Победы. На этой площади нет больше никаких строений и объектов, кроме памятника. Поэтому за мемориальным комплексом и закрепилось название Площадь Победы.

Памятник (вернее будет называть его мемориальным комплексом) состоит из трех частей. В южной части площади возвышается 40-метровый обелиск из двух стел. Почти у самой вершины обелиска между стелами укреплены две модели ордена Отечественной войны. На противоположном конце площади установлена многофигурная скульптура, перед которой горит огонь Вечной славы. С западной стороны площадь окаймляет стена с пятью тумбами из красного гранита. На тумбах можно прочесть наименования или номера воинских частей и соединений, громивших фашистов на воронежской земле, имена и фамилии воронежцев-участников Великой Отечественной войны: Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы.

Монумент на площади Победы увековечил исторический подвиг советских воинов.

Чтец:

Воронеж. У вечного огня...

Воронеж. Ты познал печаль.

Во времена былых сражений,

Тогда, когда горела сталь,

Хлебнул немало ты лишений.

И слёзы матерей текли,

Смешались боль, земля и пепел,

Бойцы твои к победе шли,

Непобеждённый, стал ты светел.

Чижёвской не забыть черты,

Героев павших, нет сомнений!

У вечного огня цветы,

Не стёрта память поколений!

Классный руководитель:

По итогам нашего внеклассного мероприятия я вам задам несколько вопросов

    В каком году г. Воронежу было присвоено звание «город воинской славы»?

    Сколько дней и ночей шли бои за освобождение Воронежа?

    Назовите памятное место города, где проводятся основные мероприятия, посвященные Победе в Великой Отечественной войны.

Наш классный час подошел к концу. Сегодня мы познакомились не со всеми памятными местами Воронежа. В дальнейшем нам предстоит узнать о подвиге простой русской женщины, матери Прасковьи Щеголевой, артиллериста Николая Загорского, танкиста Петра Алексеевича Козлова и др. Мы должны сохранить память об их подвигах, чтобы такое страшное время никогда не повторилось.

Классный час «Незаживающие раны Великой Отечественной»

Классный руководитель: Спицина Людмила Ивановна МБОУ «Ушаковская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области
Предлагаю Вашему вниманию сценарий классного часа, посвящённого Дню Победы. Данная разработка поможет в подготовке к мероприятию классным руководителям 8-10 классов. Сценарный материал поможет учителям истории в подготовке внеклассного мероприятия по предмету.
Цели: воспитание молодёжи в духе патриотизма и гражданственности, приобщение обучающихся к исторической памяти, к событиям Великой Отечественной войны. Воспитание уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны.
Задачи:
Духовное обновление молодого поколения;
Приобщение обучающихся к теме Великая Отечественная война и ценностям отечественной истории;
Привлечение участников игры к творческому процессу, укрепляющему патриотические чувства, любовь к Родине и готовность её защищать.
Форма проведения: интеллектуальная игра.
Оборудование: репродукции картин, плакатов, посвящённых Великой Отечественной войне; музыкальные фрагменты песен о войне; историческая настенная карта Отечественной войны 1941-1945 гг.; изображение русских наград и памятных знаков; портреты героев Великой Отечественной войны. Пирамида с вопросами; конверты с разрезанными буквами; карточки с деталями и названиями событий войны; ноты с описанием на оборотной стороне песен военных лет.

Эпиграф
Нет героев от рождения, они рождаются в боях.
А.Твардовский

Чтец 1 :Мы живём в тревожном мире,
Но не наша в том вина,
Что звучат слова в эфире:
«Терроризм», «Агрессия», «Война»…
Чтец 2: Неспокойно жить на свете,
На Земле любой страны,
Если где-то в кабинете
Созревает план войны,
Принимаются решенья:
Как умножить разрушенья
И стереть с лица Земли
Всё, что люди возвели.
Ведущий: Человеческая память! Время не властно над ней! И сколько бы десятилетий ни минуло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе, ознаменовавшей торжество жизни над смертью, разума над безумием, гуманности над варварством.
Дорогие ребята, на нашей встрече присутствует ветеран Великой Отечественной войны Киреев В.Ф.
Великой Победе, посвящается наша игра.
Правила игры:
1. В игре участвуют две команды.
2. Право первого хода разыгрывается в ходе разминки.
3. Команда, завоевавшая право первого хода, получает задание и в случае правильного ответа продолжает игру, получая следующее задание.
4. Если команда затрудняется с ответом или даёт не полный ответ, право ответа переходит другой команде.
5. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
6. Ответ оценивается по шкале: полный ответ – 5 баллов, неполный ответ – 3 балла, неправильный ответ – 0 баллов.
Содержание игры:
Презентация команд. (Команды сами должны придумать себе название, связанное с историей Великой Отечественной войны, девиз и эмблему)
Ведущий : Конкурс – разминка.
Перед участниками игры находится пирамида, разделённая на шесть секторов, в каждом из которых находится вопрос с определённым количеством баллов. Команды по очереди открывают сектора. Баллы присуждаются, если команда дала верный ответ на поставленный вопрос.
Сектор 1: Сколько дней длилась Великая Отечественная война?
(2 балла)
Сектор 2: Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (2 балла)
Сектор 3: Когда началась Великая Отечественная война? (1 балл)
Сектор 4: Когда закончилась Великая Отечественная война? (1 балл)
Сектор 5: Какое кодовое название получил стратегический план Гитлера против СССР? (3 балла)
Сектор 6: Какое кодовое название носит операция, в результате которой армия Паулюса была разбита и капитулирована? (3 балла)

Конкурс «Шифровка»

Чтец: Снова лезут! Как черти, но им не пройти, не пробиться.
Это вместе с живыми стучатся убитых сердца.
Это значит, что детям вовек не придётся стыдится,
Не придётся вовек им украдкой краснеть за отца!...
Задание: Команды выбирают один из двух конвертов с определённым набором букв. Необходимо составить слово из всех предложенных букв. Оценивается правильность и быстрота.
(1 конверт – НАСТУПЛЕНИЕ; 2 конверт – ОТСТУПЛЕНИЕ )
Разминка для следующего задания:
1. На территории, какой страны была разгромлена последняя группировка врага? А) Румыния; Б) Бельгия; В) Венгрия; Г) Чехословакия
2. День освобождения города – 9 мая, стал Днём победы советского народа над фашизмом. О каком городе идёт речь?
А) Прага; Б) Берлин; В) Варшава
Конкурс «Исторические события»
1. 14 июля 1941 года под городом Оршей наступающим фашистским войскам впервые нанесла удар батарея реактивных миномётов. Как ласково назвали установку реактивной артиллерии? (Катюша)
2. Какое историческое событие, транслирующееся по радио на всю страну, проходило в Москве в начале ноября 1941 года, когда враг стоял в 80 км от города?
А) Попытка переговоров; Б) Парад войск на Красной площади 7 ноября; В) Крестный ход вокруг Москвы
3. После, какой битвы был развеян миф о непобедимости
немецкой армии?
А) Битва под Сталинградом; Б) Битва под Москвой;
В) Битва под Курском
4. Какое сражение положило начало коренному перелому в ходе
Великой Отечественной войны? А) Смоленская битва;
Б) Курская битва; В) Сталинградская битва; Г) Битва за Днепр
5. 2438 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза
за героизм, проявленный при форсировании неприступной,
по мнению немцев, системы укрепления («восточный вал»).
О какой битве идёт речь?
А) Форсирование Днепра; Б) Форсирование Дона;
В) Висло-Одерская операция
6. После, какой битвы стратегическая инициатива перешла полностью
в руки советского командования? А) Смоленская битва;
Б) Курская битва; В) Харьковское сражение;
Г) Сражение у деревни Прохоровка
Конкурс «Коренной перелом»
Ведущий: Перед командами расположены карточки с датами и событиями. Необходимо привести в соответствие два набора карточек (дата-событие). Оценивается правильность и скорость.
Конкурс «Исторические места»

1. Крепость, построенная в 1833-1838 гг., героически оборонялась в 1941 году с 22 июня до 20-х чисел июля. Назовите эту крепость? А) Петропавловская крепость; Б) Брестская крепость; В)Измаил
2. Этот город называли «вратами Москвы». Здесь немецкая военная машина впервые затормозила, встретив серьёзное сопротивление. Назовите этот город? А) Тула; Б) Калуга; В) Смоленск; Г) Рязань
3. В годы войны 28 бойцов И.В.Панфилова отразили несколько танковых атак фашистов. Почти все погибли, но врага не пропустили. Какой город защищали герои-панфиловцы? А) Смоленск; Б) Сталинград; В) Курск; Г) Москва
4. Какой город оставили советские войска 4 июля 1942 года после 250-дневной обороны? (А) Киев; Б) Севастополь; В) Одесса; Г) Воронеж
5. «Дорога жизни» - единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, которая соединяла блокадный Ленинград с Большой землёй. По какому озеру она проходила? А) Чудское озеро; Б) Онежское озеро; В) Ладожское озеро; Г) Белое озеро
6. 58 суток сержант Павлов и его бойцы отбивали атаки вражеской пехоты, танков и самолётов, ведя оборону в одном из домов города. В каком городе находится этот «Дом солдатской славы», знаменитый дом Павлова? А) Киев; Б) Москва; В) Брянск; Г) Волгоград
7. 12 июля 1943 года в ходе Курской битвы произошло самое крупное танковое сражение. Около какой деревни оно состоялось? А) Васильевка; Б) Прохоровка; В) Ивановка

Чтец: В дни грозных битв и мирного труда
Моя Отчизна славилась героями,
Но вписаны особою строкою
В историю герои-города.
Конкурс «Города - гер ои»

Задание: Командам выдаются плакаты, на которых изображены списки городов. Назвать города-герои. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл.

Конкурс «Полководцы Великой Отечественной войны»

1. В честь, каких выдающихся полководцев в годы Великой Отечественной войны были учреждены ордена?
2. В честь, каких известных русских флотоводцев в годы войны для награждения моряков были учреждены ордена?
3. Маршал Советского Союза, с июня 1942 года до конца войны командовал фронтом. Кто этот полководец? А) В.М.Молотов; Б) Г.К.Жуков; В) И.В.Сталин; Г) Л.А.Говоров

Конкурс «Споёмте, друзья. Литература и искусство»
Чтец: От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.
Вопросы:
1. Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная Звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В.Лебедева – Кумача, которое сразу стало главной песней Великой Отечественной войны. Кто написал музыку и как называется эта песня? А) А.В.Александров «Священная война»; Б) А.Твардовский «Василий Тёркин»; В) А.Сурков «Землянка»
2. В самые тяжёлые дни блокады Ленинграда создана гениальная симфония. Её первая трансляция из осаждённого города была воспринята во всём мире как проявление гражданского мужества. Назовите её автора? А) С.С.Прокофьев; Б) А.В.Александров; В) Д.Д.Шостакович; Г) Б.А.Макроусов
3. Команда выбирает ноту на нотном стане, на которой дано описание песни военных лет. Необходимо угадать о какой песне идёт речь.
4. По музыкальным фрагментам угадать песни военных лет.

Конкурс «Подвиг солдата»
Чтец: Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему, как мавзолей, земля –
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжёлые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей…
Задание: Перед командами находятся два портрета героев войны (изображения закрыты). Необходимо по предложенному описанию подвига солдата назвать имя и фамилию героя (изображение открывается).
1. Лётчик, Герой Советского Союза, 26 июня 1941 года направил подбитый самолёт в скопление танков противника. (Н.Гастелло)
2. Советский лётчик-истребитель, Герой Советского Союза 7 апреля 1941 года одним из первых совершил ночной таран, сбив бомбардировщик врага. (В.Талалихин)
Ведущий: Пока жюри подводит итог встречи, слово предоставляется ветерану войны Кирееву В.Ф.
Команда, набравшая наибольшее количество баллов, побеждает в игре.

Классный час в начальной школе "Они сражались за Родину"

"Они сражались за Родину. Подвиг семьи Степановых" - классный час в начальной школе.

70-летию Великой Победы посвящается.


Ступченко Ирина Николаевна, учитель начальных классов первой категории.
Цель: знакомство с семьёй Степановых.
Задачи:
пробудить в душе ребенка любовь к Родине и желание быть ее Защитником;
развивать у учащихся умение слушать предложенный материал классного часа, умение осмыслить его и выделить главную мысль.
воспитывать нравственно-эстетические чувства, любовь к Родине, своему народу;
накапливать исторические факты о подвигах русского народа, защите своего Отечества.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, презентация, фотографии семьи Степановых, цветы, фонограмма песни «Вставай, страна огромная…», запись - стук сердца, хронометр.
Описание: данный классный час приурочен к празднованию 70-летия Великой Победы и может быть использован педагогами как начальной, так и старшей школы.
Ход классного часа.
1. Вступительное слово учителя.


- Великая наша Родина - земля Русская! Ты удивляешь и радуешь нас своими красотами: и реками, и озёрами, городами и сёлами, лесами и горами, равнинами и полями. Всё есть у тебя!
Защита Родины считалась высшей обязанностью и священным долгом человека во все времена. Для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет и не будет, ничего, дороже Отчизны
Именно Защитникам Отечества и посвящен наш сегодняшний классный час.


2. Основная часть.
Учитель.
9 мая 2015 года в 70-й раз прогремит салют Победы.


А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.
Последним мирным днём 1941 года была суббота 22 июня. После обычной трудовой недели миллионы советских людей отправились отдыхать. Лишь продолжали дышать жаром домны, дымили трубы, по железным дорогам мчались грузовые и пассажирские поезда…


Тишину наступившей ночи, по-летнему тёплой, благоухающей, во многих городах и сёлах нарушали счастливые голоса молодых людей, праздновавших своё вступление во взрослую жизнь, свой выпускной бал.
Звучит фонограмма песни «Вставай, страна огромная».


Ученик 1. 4 года шла война – это 1418 дней и ночей! 34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей! 20 миллионов за 1418 дней. Вдумайтесь в эти цифры! Какой ценой завоёвано всему человечеству право на жизнь, радость, любовь, труд…
Ученик 2. Тысячи и тысячи боевых подвигов совершили наши люди на фронте и в тылу. Об этих подвигах надо помнить всегда.
Учитель. Героическая судьба семьи Степановых – один из ярчайших примеров верного служения народу, символ массового героизма и стойкости советских людей.
Подвиг братьев Степановых велик.


Судьба этой семьи поистине удивительна. Это была крестьянская семья, вырастившая 9 сыновей. И все они отдали свои жизни за свободу и счастье Родины. Один погиб ещё на заре Советской власти, замученный белогвардейцами. Второй пал на Халхин-Голе, выполняя свой воинский интернациональный долг. Остальные, не жалея жизни, сражались с фашистами в период Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов.
Ушли сыновья на войну…


Всех своих сыновей Епистиния Фёдоровна Степанова запомнила уходящими. Ушли в бессмертие.
3.Чтение строк из писем братьев Степановых.


Ученик 3.
Вначале приходили письма: «Крепко бьём фашистских гадов…», «Даём фрицам перцу!», «Береги себя, мама!»…
«…Шлю я Вам красноармейский горячий привет. Я за Вас буду стойко защищать нашу необъятную Родину!» (Филипп).
«…Если суждено будет погибнуть, то знайте, что мы погибли за счастье советских людей…» (Александр).
«…Не плачь, мама, не убивайся, ты должна гордиться своими сыновьями» (Иван).
В одном из писем с фронта Иван прислал матери стихи:
Чтец. Помню, мама, детство наше
В далёком хуторе глухом,
Как мы делили горе наше
Над речкой в домике своём.
Семью весёлую, большую,
Друзей, соседей полон дом,
Баян и скрипку удалую,
Их нежный звон и патефон.
Я детство наше не забуду,
Его счастливые времена
И долго-долго помнить буду
Тебя я, мама, ты у нас одна…»
Ученик 4. Послушайте строки из воспоминаний о том, как ждала мать своих сыновей


Учитель. А потом стали приходить «похоронки» (включается запись- стук сердца)

На Павла, Филиппа, Илью…
«Ваш сын пал смертью храбрых в бою за честь и независимость нашей Родины».
Александр расстрелян белогвардейцами в возрасте 17 лет.
Фёдор погиб в бою с японскими захватчиками на Халхин-Голе в возрасте 27 лет.
Василий 2 ноября 1943 года во время выполнения задания командования партизанского отряда «За Родину» был схвачен фашистами и брошен в тюрьму. Его жестоко пытали, но он держался стойко. Через 2 недели он был расстрелян гитлеровцами на окраине г. Никополя в возрасте 35 лет.
Павел пропал без вести на Брянском фронте в возрасте 23 лет.
Илья погиб в танковом бою на Курской дуге в возрасте 26 лет.
Иван расстрелян гитлеровцами в возрасте 28 лет.
Александр - Герой Советского Союза. Погиб в боях на Днепре в возрасте 20 лет.
Филипп замучен в фашистском концлагере в 35 лет.
Николай умер от ран, полученных на фронте в возрасте 60 лет.


За героизм и мужество они были отмечены наградами Родины, а младший посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.


Ученик 5 В городе Тимашевске Краснодарского края стоит памятник удивительной женщине-матери, которая выростила таких мужественных и сильных сыновей. И имя этой женщины - Епистиния Степанова.


Каждый год люди, которым не безразлична судьба всей нашей Родины несут цветы, подарки и свечи к памятнику, чтобы ещё раз почтить память этой удивительной женщины и её сыновей.
Ученик 6. 20 миллионов жизней, вы только представьте – если по каждому из 20 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать… 32 года!
Чтец.
Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.
Среди нас нет тех,
Кто ушёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
Вспомним!
(Минута молчания. Хронометр)
Учитель
Прошла война, прошла страда.
Но боль взывает к людям:
Давайте люди никогда
Об этом не забудем.
Пускай во всём, чем жизнь полна,
Во всём, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было! Классный час

«О войне должны помнить!»

Цели:


  1. Познакомить с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, дать представление о подвиге русского солдата.

  2. Развивать способность сопереживать, умение слушать окружающих.

  3. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой героический народ.
Звучит песня “Журавли”

Учитель:
Дорогие ребята! Мы с вами живём в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, не видели разрушенных бомбами домов. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как тонкую нить. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков. Для нас война - это история. Славной и великой победе нашего русского народа в самой жестокой и кровавой войне и посвящён наш сегодняшний урок. Мы с вами мысленно вернёмся в прошлое нашей Родины, в те страшные и жестокие годы.

Есть события, даты, имена людей над которыми время не властно, которые прочно вошли в историю страны, города, и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, сочиняют музыку. А главное, что о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть тем далёким дням и событиям.

Одним из таких событий стала Великая Отечественная война, война нашего народа против фашистской Германии.

1. Ученик:

Летней ночью на рассвете

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских –

Это значит против нас.

Он хотел людей свободных

Превратить в рабов голодных,

Навсегда лишить всего.

А упорных и восставших

На колени не упавших

Истребить до одного

Он велел, чтоб разгромили,

Растоптали и сожгли

Всё, что дружно мы хранили,

Пуще глаза берегли.

Учитель:
- Ребята, а почему эта война называлась Великая Отечественная ?

Да, действительно, эта была война справедливая в защиту Отечества, война за свободу и независимость. Память о ней должен сохранить каждый россиянин.
2. Ученик:

Лето. Был обычный выходной день. После трудовой недели миллионы советских людей отдыхали, веселились. У выпускников школ был выпускной бал. Они пели, танцевали и были счастливы, ведь они праздновали вступление во взрослую жизнь. И вдруг тишину наступившей ночи, по-летнему тёплой, благоухающей, нарушил рокот самолетов. Предрассветную тишину разорвали залпы тысячи орудий. Мирный труд советских людей оборвала война.Неожиданно, без объявления войны на нашу Родину напала фашистская Германия.

22 июня в 3 часа 15 минут утра немецкие войска перешли границы Советского Союза - так называлась раньше наша Родина.

Учитель:
Первыми приняли удар советские пограничники. Они оказали врагу героическое сопротивление. Небольшой гарнизон Брестской крепости свыше месяца вёл ожесточённый бой с огромными силами вражеских войск. Гитлеровцы окружили крепость, обрушили на неё массу снарядов и бомб, но её защитники продолжали отбивать атаки фашистов.

Репродукция картины «Защитники Брестской крепости».

Учитель:

Вся наша огромная страна поднялась на борьбу с врагом. Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Идя в бой, бойцы давали клятву Родине в том, что будут действовать стремительно и смело, не щадя своей жизни ради победы над врагом. Волю свою, силы свои и кровь свою, капля за каплей отдадут они за счастье своего народа и горячо любимую Родину. Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли. Вот, например, 28 Панфиловцев. Они не пропустили к Москве ни один из вражеских танков. «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва». Защищая столицу, почти все бойцы погибли, но они подбили 50 фашистских танков.

Учитель:

– На Кубани, в станице Днепровской жила крестьянская семья, вырастившая девять сыновей. Работящая и неутомимая Епистиния Фёдоровна учила своих детей жить в труде, быть честными, добрыми людьми. Они были разными, её дети.

Александр – первый помощник в семье, выращивал хлеб,

Николай – сам научился играть на скрипке, организовал оркестр народных инструментов,
- Василий – был самым весёлым и находчивым,

Филипп – был талантливым земледельцем,

Фёдор – работал в колхозе конюхом, помогал по дому больше других,
- Иван – писал стихи, любил читать военные романы, в школе был пионервожатым,
- Илья – хорошо играл на гитаре и задушевно пел, когда призвали на службу в армию, учился на танкиста.
- Павел – мечтал стать школьным учителем, был хорошим гимнастом, писал стихи, - -- Александр – работал в полеводческой бригаде, мечтал окончить курсы трактористов.
Но их мечты оборвала война. Все они отдали свои жизни за свободу и счастье Родины.

За героизм и мужество они были отмечены наградами Родины, а младший Александр посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.
В честь подвига славных воинов в Тимашевске был открыт музей семьи Степановых.
3. Ученик: Н а столе стакан воды и кусочек черного хле б а.

Блокада... Далеко как это слово

От наших мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова

Голодных умирающих детей.

Учитель:

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой.

(на доске портрет Тани Савичевой)

В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принёс фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.

«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».

(Стук метронома.)

Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности её вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она вскоре умерла.

Учитель:

С первых же дней войны школьники пришли на помощь взрослым.Они работали вместе со взрослыми - копали картофель, убирали зерновые, собирали колоски – ведь хлеб был нужен на фронте их отцам и братьям.Мальчишки и девчонки рвались участвовать в боевых действиях. Они уходили на фронт, становясь детьми полков.Дети наравне со взрослыми воевали на полях сражений, в партизанских отрядах, отправлялись фашистами в лагеря смерти.Дети гибли там от грязи, эпидемий, от чудовищных экспериментов. У них брали кровь для раненных фашистских бойцов, отправляли в газовые камеры. Дети войны. Они были повсюду. Они заменили отцов на заводах. Они делали автоматы. Они дежурили в госпиталях. Они строили бомбоубежища. Они тоже были Защитниками Родины, как их отцы и братья, старались не отставать от взрослых, иногда ценой своих собственных жизней.Рядом с именами легендарных героев войны мы называем имена юных героев, отдавших жизнь за победу. Это:

Это Зоя Космодемьянская. После окончания 9 классов московской школы Зоя по собственному желанию отправилась на фронт в партизанский отряд. Дважды направлялась в тыл противника. В конце ноября 1941 года в районе деревне Петрищево она была схвачена фашистами, которые её пытали. От неё требовали признания, кто и зачем ее послал. Мужественная девочка не ответила ни на один вопрос немцев. Она даже не назвала своего подлинного имени и фамилии. После долгих и мучительных истязаний Зою убили. Ей присвоили звание Героя Советского Союза за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецкими фашистами.

Это Лёня Голиков. Когда его родное село Лукино захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Но вскоре Леня погиб. 2 апреля 1944 года пионеру-партизану Лене Голикову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Это и Валя Котик. Родился 11 февраля 1930 года. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Доверили Вале быть разведчиком. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.

Зина Портнова. Война застала Зину в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Была создана подпольная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку. В декабре 1943 года девочку схватили фашисты и пытали. Ответом врагу было молчание Зины. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Учитель.

1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. Потоками крови и слез была омыта за эти нескончаемо долгие четыре года наша многострадальная земля. И если собрать воедино горькие материнские слезы, пролитые по погибшим сыновьям, то образовалось бы море Скорби и потекли бы от него во все уголки планеты реки Страдания.

4. Ученик: Я много книг читала о войне,

Я знаю, что она бесчеловечна.

Нам нужен мир, надежный мир навечно.

Всем людям нужен мир, тебе и мне.

Учитель. Долгих 4 года шла война. Казалось, ей нет конца и края. Но победа пришла! 9 Мая 1945 года миллионы людей во всем мире с огромным ликованием встретили волнующую весть о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии и победоносном окончании войны.

Звучит песня «День Победы» (сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова).

Задохнулись канонады. Будем жить, встречать рассветы,

В мире – тишина. Верить и любить.

На большой земле однажды Только не забыть бы это!

Кончилась война. Лишь бы не забыть!

Как всходило солнце в гари Эта память - верьте, люди –

И кружилась мгла Всей Земле нужна.

А в реке – меж берегами – Если мы войну забудем

Кровь-вода текла. Вновь придёт война.

Учитель. Дорогой ценой заплатил наш народ за победу в этой войне.

4 года! 1418 дней, 34 тысячи часов. И 20 миллионов погибших людей. Вы представляете себе что это такое?
Если по каждому погибшему объявить минуту молчания, страна будет молчать 32 года!

20 миллионов могил. 20 миллионов за 1418 дней - это значит 14 тысяч убитых ежедневно, 600 человек в час, 10 человек в минуту…
Вот что такое 20 миллионов!

Линия фронта не дошла до нашего города. Но сколько наших земляков ушло воевать! Великая Отечественная война прошла через каждую семью. Ведь и ваши дедушки воевали, а ваши бабушки своим трудом помогали устоять фронту.

5. Ученик: По рассказам и книжкам я знаю войну,

Что сиротами сделала многих детей,

Что заставила плакать седых матерей.

По рассказам и книжкам я знаю войну.

6. Ученик:

Вижу стены, разорванный бомбами дом.

Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.

По рассказам и книжкам я вижу войну.

7. Ученик:

Слышу грохот орудий и раненых крик.

Слышу вздох партизан, замеревших на миг.

По рассказам и книжкам я слышу войну.

Учитель.

Готовясь к этому торжественному дню, мы прочитали много книг о войне. Ребята приготовили литературную викторину, и предлагают вам поучаствовать в ней.


  1. Ученик:
Шел корабль, своим названьем гордый,

Океан старался превозмочь.

В трюме, добрыми мотая мордами,

Тыща лошадей топталась день и ночь.

Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!

Счастья все ж они не принесли.

Мина кораблю пробила днище

Далеко-далёко от земли. Борис Слуцкий «Лошади в океане»


  1. Ученик:
Митины товарищи, как погрузили снаряды, стали пить чай. Кто заваривал в кружке берёзовую веточку, кто подгоревший сухарик. И все благодарили Митю за доставленное удовольствие.

Митя устроил себе место в грузовике среди ящиков. Уселся там удобно и положил ещё тёплый …. на колени. Так он и вёз его до своего дивизиона.

Анатолий Митяев «Самовар»

3. Ученик:

Возвращались солдаты с войны.

По железным дорогам страны

День и ночь поезда их везли.

Гимнастёрки их были в пыли

И от пота ещё солоны

В эти дни бесконечной весны.

Леонид Мартынов «Народ - победитель»

4. Ученик:

Товарищ командир, - сказал Женя Молоканов, - есть у меня знак, по которому все поймут, что дом советский. Разрешите действовать!

Командир разрешил. Женя полез на крышу. Он посмотрел на город. Всюду из окон домов свисали белые флаги- вражеская столица сдавалась победителям. А над

Крышами, над высокими памятниками, над башнями развевались красные флаги.

Анатолий Митяев «Бескозырка»
5. Ученик:

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

Александр Твардовский. «Рассказ танкиста»

6. Ученик:

Ах, война, что ты сделала, подлая,

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом солдат.

До свидания, мальчики!

Мальчики, постарайтесь вернуться назад!

Булат Окуджава «Ах, война»
Учитель:

67 лет назад окончилась Великая Отечественная война.Для мировой истории это, может быть, краткий миг, а для людей – целая жизнь. Время летит, как ветер. Годы текут как реки. Но как скалы стоят герои. Бессмертен их подвиг. Потому что залогом их бессмертия стала наша память. Память нужна не только тем, кто выстоял, ещё нужнее она - молодым, чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир и какой ценой достигается свобода.

8. Ученик:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

«Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки…

Учитель:

Подошёл к концу классный час «О войне должны помнить!». Если эта встреча заставила кого-то задуматься о смысле жизни, о людях, которые окружают, любят и берегут нас, значит, не напрасно прошло время. Так радуйтесь солнцу, любите жизнь, творите добро и живите под мирным небом!

9. Ученик:

На планете сейчас неспокойно,

Но мы верим в цветенье весны.

Не нужны нам «звездные войны»,

Пусть нам снятся звездные сны!

Дети встают и исполняют песню «Солнечный круг». Затем запускают белых бумажных голубей.

Тема: Великая Отечественная война

Цель: дать понятие о великой отечественной войне.

Задачи:

  • рассказать о некоторых моментах ВОВ;
  • дать понятие о детских концлагерях;
  • развивать патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к ветеранам войны.

Оборудование: костюмы для сценки, красные гвоздики, презентация

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Играет «Школьный вальс».

Учитель: Была ясная тёплая погода. В школах проходили выпускные балы. Десятиклассники прощались со школой и готовились выйти в огромный мир. Все были счастливы и веселы, ничто не предвещало войны.

2слайд. Солдат, 22июня, 4 часа утра.. 1941 год
3 слайд. Люди слушают сообщение. Голос Левитана.
4 слайд. Священная война на магнитофоне, а на экране кадры военных событий.

Учитель (на фоне музыки). 22 июня 1941 года на нашу Родину напала немецко-фашистская Германия. В то время в Германии правили фашисты во главе с Гитлером – жестоким и беспощадным поработителем других народов. Вместе со своими генералами он составил план быстрого захвата Советского Союза.

Фашисты были уверены в своей непобедимости. И действительно. Они завоевали много других стран и имели очень хорошее вооружение, технику, поэтому могли атаковать нашу землю с моря. С воздуха и на суше. Они хотели разгромить наши армию и флот, уничтожить большие города вместе с их жителями. А тех, кто уцелеет, сделать своими послушными рабами.

Первыми приняли удар наши пограничные войска. Все они показали беспримерное мужество, сражаясь до последней капли крови. Особенно отличились защитники Брестской крепости.

Чтец:

Война... Суровее нет слова.
Война... Печальнее нет слова.
Война... Священнее нет слова
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Ещё не может быть … и нет…

Чтец:

На нашу милую и горделивую,
На нашу Родину счастливую
На наш родимый, мирный край,
Напал фашистский негодяй!
Он осквернил всё дорогое,
Где только подлая нога
Ступала фрица-негодяя
Там пепел, смерть и нищета.

Учитель: 4 года шла война – это 1418 дней! 34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей!

на слайде: 4 года 1418 дней «20 000 000 человек»

Учитель: Люди умирали. Погибали на полях сражения от пуль и осколков снарядов. Умирали от ран в госпиталях. А ещё умирали не только военные люди, но и простые мирные. Немцы сжигали целые деревни вместе с людьми. Всех жителей села или деревни собирали в один большой сарай, закрывали двери, обливали сарай бензином и поджигали. Там сгорали живыми Старики, которые не могли уже идти на войну, женщины, и даже дети всех возрастов. Другие деревни они полностью расстреливали, а дома сжигали. Фашисты не щадили никого.

Варвары

1. Они с детьми погнали матерей
И ямы рыть заставили,
А сами, они стояли – кучка дикарей
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят,
И медными глазами окинул обреченных...
Мутный дождь шумел в листве соседних рощ,
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
2. Нет! – этого я не забуду дня!
Я не забуду никогда, вовеки!
Я слышал, плакали как дети реки
И с яростью рыдала мать – Земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучи вышло на поля;
В последний раз детей поцеловало...
В последний раз...
3. Гудел осенний лес,
Казалось, что сейчас он обезумел.
Гневно бушевала его листва, сгущалась мгла вокруг...
Я слышал, мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый;
Детей внезапно охватил испуг,
прижались к матерям, цепляясь за подолы...
И выстрела раздался резкий звук, прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной...
4. Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья еще не старой женщины,
Она смотрела, ужаса полна...
Как не лишиться ей рассудка?
Все понял, понял все малютка...
"Спрячь, мамочка меня! Не надо умирать!"
Он плачет, и как лист, сдержать не может дрожи...
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать.
Прижала к сердцу против дула прямо...
5. "Я жить хочу! Не надо, мама! Пусти меня, пусти!
Чего ты ждешь?"
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается как нож...
6. "Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно...
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы живым тебя не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно..."
И он закрыл глаза...
И заалела кровь на шее лентой извиваясь,
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни, и одна любовь...
7. Гром грянул, ветер свистнул тучи,
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слез – горячих и горючих,
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты столько горя видела людского,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз такой позор и варварство такое!
8. Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними священной правды знамя,
Омой его Земли кровавыми слезами,
И пусть лучи его пронзят!
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно...
Кровь наших матерей...

Учитель: Дети и война – понятия несовместимые. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством.

Чтец:

Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете!

Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна
И как огонь с водой
Несовместимы,
Несовместимы
Дети и война!

Мы пушки сохраним, чтоб дать салют,
Стволы их станут трубами органа,
И в дружном хоре голоса сольют
Под мирным небом в песне мира страны!

Чтоб без войны все в мире жить могли,
Пусть льдины злобы и вражды растают!
Дружить давайте, дети всей земли!
Пусть наша дружба с нами вырастает!

Учитель : В начале войны фашисты были сильнее. Поэтому они захватили большое пространство и подошли к сердцу нашей родины Москве. Враги окружили кольцом блокады прекрасный город на Неве Ленинград (Санкт- Петербург). Девятьсот дней и ночей в окружённом городе защищались ленинградцы, но врага в город не пустили.

Слайд: Ленинград и цифры 900 дней

900 дней продержался в блокаде город-герой Ленинград. "Ленинградские дети"... До какого-то момента они были как все дети, смешливыми, веселыми, изобретательными. Играли осколками снарядов, коллекционировали их (как до войны коллекционировали марки и конфетные фантики). А потом они становились самыми тихими на земле детьми. Они разучились шалить, даже улыбаться и смеяться, даже плакать. За время блокады (окружения) в этот город не въезжали машины, поезда. Фашисты перекрыли все въезды в город. Туда не привозили продукты питания, бомбы и снаряды повредили трубы, и в дома не поступали тепло и вода. Люди жили в невыносимых условиях.

СЦЕНКА.

Сценку показывают мальчик и девочка. Сестра, кутаясь в шаль, играет с куклой.

Сестра:

Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет?
Ну хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат ремонтирует табуретку.

Брат:

А разве я есть не хочу?
Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное – фашисты далеко.
Да и кому в стране легко.

Сестра:

А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она.
Сейчас я съела б все одна!

Брат:

Опять ты о еде заговорила,
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра: А вот и мамины шаги слышны.

Брат:

Не вздумай хныкать перед ней.
Дай отдохнуть сначала ей.

Учитель: Да, нечего было есть. Взрослому работающему человеку давали 250 граммов в день, тем кто не работал и детям по 125г хлеба из смеси опилок и муки в день.

Слайд с хлебом.

Учитель: Люди умирали от голода. Умирали целыми семьями. Голод и страшные морозы зимой человек не выносил.

Слайд. Дневник Тани Савичевой.

Учитель: Его нашли в одной из квартир после освобождения Ленинграда. Но были и ещё другие страшные места, где уничтожали русских людей – это концлагеря.

Учитель: С началом войны немцы стали организовывать концлагеря или ЛАГЕРЯ СМЕРТИ. Там уничтожали советских людей. Фашисты захватывали города, сёла, деревни. Как уже было сказано, либо расстреливали, либо сжигали людей, либо увозили в лагерь. Те, кто мог работать, работали там, на тяжелейшей работе без еды, а те, кто не умели работать или были не пригодны для работы – это женщины и дети, подвергались страшным пыткам. На них ставили опыты, ведь им было не жалко, если русский погибал. У детей выкачивали кровь для немецких солдат. Людей сжигали в печах.

Слайд: ребёнок, печи, горы трупов. Песня «Бухенвальдский набат»

Учитель: Война отучила этих детей плакать. Когда поезд разбомбили, люди попали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Люди и дети в то время четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя". Вот так просто угасали жизни. Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно.

Учитель: Да, много горя принесла война. В каждом доме были погибшие, земля была залита кровью. Но наш народ выдержал. Советские солдаты прогнали фашистов с нашей земли и гнали их до самого дома. И тогда немцы поняли, что справиться с таким сильным народом невозможно. И они сдались, признали своё поражение. И 9 мая объявили о победе советского народа над немецкой Германией.

Слайд с салютом.

Звучит музыка «День победы».

Учитель : Солдаты возвращались домой. Радовались, что остались живы, но никто не забывал тех, кто не вернулся домой. Тех, кто не сможет больше радоваться жизни.

Чтец:

И у мёртвых, безгласных
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
Но она спасена.
Наши очи померкли,
Пламень сердца погас.
На земле на поверки
Выкликают не нас.

Нам свои боевые
Не носить ордена,
Вам – всё это, живые.
Нам – отрада одна:
Что не даром боролись
Мы за Родину-мать.
Пусть не слышен наш голос,
Вы должны его знать

Ученик:

Четыре года жизни – год за годом,
Четыре года смерти – день за днем,
Во имя мира всем земным народам
Бежали, опоясаны огнем.
Все, что свершили, – памятно и свято.
Навеки будут рядом, без конца –
Могила Неизвестного солдата и
Счастье победившего бойца!

Учитель : День Победы отмечается как большой всенародный праздник, он принес нашему народу мир, а детям - спокойное детство. В этот день память погибших чтят минутой молчания. Давайте и мы, стоя, склонив голову, молча почтим память тех, кто отдал свою жизнь за нас, за мир на земле.

Расул Гамзатов «Нас двадцать миллионов»
От неизвестных и до знаменитых,
Сразить которых годы не вольны,
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.

Нет, не исчезли мы в кромешном дыме,
Где путь, как на вершину, был не прям.
Еще мы женам снимся молодыми,
И мальчиками снимся матерям.

А в День Победы сходим с пьедесталов,
И в окнах свет покуда не погас,
Мы все от рядовых до генералов
Находимся незримо среди вас.

Есть у войны печальный день начальный,
А в этот день вы радостью пьяны.
Бьет колокол над нами поминальный,
И гул венчальный льется с вышины.

Мы не забылись вековыми снами,
И всякий раз у Вечного огня
Вам долг велит советоваться с нами,
Как бы в раздумье головы клоня.

И пусть не покидает вас забота
Знать волю не вернувшихся с войны,
И перед награждением кого-то
И перед осуждением вины.

Все то, что мы в окопах защищали
Иль возвращали, кинувшись в прорыв,
Беречь и защищать вам завещали,
Единственные жизни положив.

Минута МОЛЧАНИЯ
Музыка……..

Учитель . Каждый день Великой Отечественной войны, прожитый на фронте и в тылу врага, – это подвиг беспредельного мужества и стойкости советских людей, верных Родине.
Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свою жизнь в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь.
Прошу всех встать!

Слайд с вечным огнём.


День Победы - дня дороже нету.
День Победы - самый главный день!
В этот день на зависть всей планеты
Все награды, Родина, надень!

В цветы все улицы одеты,
И песни звонкие слышны.
Сегодня праздник - День Победы,
Счастливый, светлый день весны!

Вздохнули полной грудью люди.
Конец войне! Конец войне!
И многоцветные салюты
Сверкали долго в вышине!

Гром торжества могучим валом
Катился по краям родным,
Отечество салютовало
Отважным воинам своим!

Они отчизну защищали,
Бесстрашно шли на смертный бой,
Чтоб дети в счастье вырастали
В стране свободной и родной!

В цветы все улицы одеты,
Смеется и ликует май!
В тот самый первый День Победы
Цветы дарили нашим дедам,
Бойцам, что мир несли в наш край.
Учитель: Символом ДНЯ ПОБЕДЫ является гвоздика. Полыхающие красным пламенем гвоздики словно напоминали прохожим: за Победу было пролито немало крови, отдано немало жизней…И эти гвоздики даря тем, кто завоевал для нас эту победу и свободу – ветеранам. И тем, кто не вернулся с полей сражения – возлагают к памятнику и вечному огню.

Ученик : Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас.

В каждой семье живёт память о тех, кто воевал или трудился в годы Великой отечественной войны.

Не забывайте о ветеранах. Будьте к ним внимательны, говорите о них с любовью и благодарностью.

Ученик

Я хочу, чтоб все смеялись,

Чтоб мечты всегда сбывались,

Чтобы детям снились радостные сны,

Чтобы утро добрым было,

Чтобы мама не грустила,

Чтобы в мире больше не было войны!

Ученик

Пусть спокойные спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой.

Ни один пусть не рвётся снаряд,

Ни один не строчит автомат.

Пусть оглашают наши леса

И пусть мирно проходят года,

Пусть не будет войны никогда!

(Звучит фонограмма песни «День Победы».)

Ученик

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.