Болезни Военный билет Призыв

План-конспект урока по орксэ на тему "от добрых правил - добрые слова и поступки" (4 класс). «правил слова от поступки - добрые и добрых». Закрепление изученного материала

С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду» .
Народная мудрость гласит: «Жизнь дана на добрые дела». Именно под таким девизом в 4-а классе прошёл урок добра по курсу ОРКСЭ.
Цель:
Формирование представлений о значении добра для гармонии и счастья.
Задачи :
Побуждать в детях желание относиться к людям позитивно, ценить их положительные качества;
Укреплять доверительные отношения друг к другу;
Развивать позитивное самовосприятие.
Гимназисты выполняли практические и творческие задания на уроке «Основы светской этики».
Ребята вспоминали разные, добрые сказки. И одной из главных тем сказок была тема добра и зла.
Долгих Кирилл, Волошин Илья, Зяблов Даниил изобразили весёлого и милого кота Леопольда, который всегда мечтает о том, чтобы жить со всеми дружно.
Благодаря добрым сказкам, дети стремятся брать пример с положительного сказочного героя, который посвящает себя борьбе с жестокостью и злом.
Много сказок о добре посвящено животным, где маленьких и беззащитных зверушек оберегают сильные их собратья. Дети особенно любят такие сказки, ведь маленькие животные вызывают у них сострадание и желание заботиться о них.
Медиками и психологами признано целительное действие доброй сказки на психику и нервную систему ребенка.
Черников Николай, Варданян Рената, Вовняков Владислав, Колмакова Екатерина, Набока Андрей, Кучеренко Диана, Быкова Анна показывали нам положительных сказочных героев, которые могли бы быть советчиками в жизни.
Андреева Ксения сама придумала сказку про кота, где доброта и радость шагают рядом.
Сказочные герои Ходько Марии, Карнацкой Дарьи, Герасимовой Алёны и Ткачук Таисии привели нас в яркую и интересную страну невероятных событий и волшебства.
-Давайте жить дружно!- призывала Дубкова Галина вместе со своим сказочным героем.
Ещё девочки приготовили Цветик – семицветик и написали пожелания добра своим одноклассникам.
Борцова Полина, Семёнова Александра, Жикол Елизавета, Ильина Валерия перечислили хорошие качества своих друзей.
Пульвас Ольга, Бойченко Анна, Бабецкая Элина, Буряк Анастасия изготовили цветок с пожеланиями для своих друзей.
Панкратов Дмитрий пожелал всем здоровья и удачи и учиться по всем предметам только на «отлично»!
Очень часто человек стоит перед выбором: добро или зло, как поступить, что сказать?
Очень хочется пожелать вам, ребята, чтобы вы всегда выбирали добрые поступки и слова.
И чтобы вас окружали только добрые о люди, а сами вы шагали по жизни только дорогою добра.

Цели урока :

Образовательные:

Изучить основные этические понятия «добро и зло»;

Сформировать умение применять их;

Научить сопоставлять добро и зло;

Научить устанавливать взаимосвязь между словами и поступками;

Воспитательные:

Воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.

Развивающие:

Развивать память;

Развивать умения преодолевать трудности;

Развивать навыки работы с учебником, справочными материалами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. От добрых правил – добрые слова и поступки.

Цели урока :

Образовательные:

Изучить основные этические понятия «добро и зло»;

Сформировать умение применять их;

Научить сопоставлять добро и зло;

Научить устанавливать взаимосвязь между словами и поступками;

Воспитательные:

Воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.

Развивающие:

Развивать память;

Развивать умения преодолевать трудности;

Развивать навыки работы с учебником, справочными материалами.

Задачи:

Воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;

Формировать представления о нравственной ответственности человека за свои поступки;

Развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками;

Совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
Ход урока.

I. Организационный момент.

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

II. Сообщение темы урока через постановку проблемы.

Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком.

А о каком именно вы узнаете, прослушав стихотворение.

Слово это серьёзное, главное, важное.

То, что значит оно, очень нужно для каждого.

В нём забота и ласка, тепло и любовь.

В нём стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живёт

И о боли других позабыть не даёт.

И оно поважнее, чем лица красота.

Догадались что это? Сердец …. ДОБРОТА .

1. «Собери предложение».

Ребята, а теперь давайте сформулируем тему урока, она есть у нас на доске, правда есть одна проблема – слова в нем перепутались, нам нужно поставить их на место, чтобы узнать тему урока.

«ПРАВИЛ СЛОВА ОТ ПОСТУПКИ - ДОБРЫЕ И ДОБРЫХ».

Молодцы! Итак, тема нашего урока: «ОТ ДОБРЫХ ПРАВИЛ - ДОБРЫЕ СЛОВА И ПОСТУПКИ».

III. Изучение нового материала.

1. Интерактивное упражнение «Продолжи предложение».

Доброта – это …

В толковом словаре Ожегова можно прочесть следующее определение:

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Что значит “добрый человек”? (Добрый – делающий добро другим, отзывчивый).

  • Несущий благо, добро, благополучие.
  • Хороший, нравственный.
  • Безукоризненный, честный.

2. Работа с учебником (стр.20) – чтение определений.

Подумайте и скажите: По отношению к кому люди должны быть добрыми? (По отношению к родным и близким, по отношению к окружающим, по отношению к природе.)

Проблемный вопрос.

Что произошло бы в мире, если бы в нем не стало доброты? (Люди стали бы печальны, злые, неприветливые и грубые).

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта - она от века
Украшенье человека…

Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

1.Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

2. Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

3. И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

В каждом из нас есть маленькое солнышко – доброта.

Она нужна и вам самим, и вашим родным, друзьям и тем, кто вас окружает. Ведь доброта и забота согревают людей. Каждый человек должен оставить добрый след на земле.

А что такое зло? (Обиды, крик, унижения).

В словаре Ожегова – «Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок».

- Почему же добро всегда побеждает над злом?

Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра.

У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.

Какой вывод можно сделать по двум этим понятиям?

Добро и зло – главные этические категории.

Притча.

«Притча о Добре и Зле».

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Ребята, а какого волка вы кормите и чем?

Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте?

– Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?

Физкультминутка.

Мы можем весело шагать
По тропе волшебной.
На двух ногах
И на одной скакать,
Руками весело махать,
Смотреть по сторонам кругом,
С друзьями побежать бегом
И отдохнуть потом.

IV. Обобщение изученного материала.

1. Работа по учебнику (стр. 20).

Ребята, вы сейчас разделитесь на группы. Их должно быть 6. Каждая группа должна будет прочитать и раскрыть значение данного ей изречения. Изречения мы возьмем с нашего учебника.

У вас на обсуждение 2 минуты.

1 группа – «Добро – это то, чего все желают». Фома Аквинский.

2 группа – «Между добрыми людьми – все доброе». Цицерон.

3 группа – «Добро – это прекрасное в действии». Ж. - Ж. Руссо.

4 группа – «Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим».Ж. Лафонтен.

5 группа – «Намерение причинить зло – уже зло» Сенека.

6 группа – «От злых речей до злых деяний один шаг». Квинтилиан.

Презентация группами своих рассуждения относительно толкования значения изречения.

V. Закрепление изученного материала.

Один мудрец заметил: “Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил дерево и воспитал ребенка”.

Сегодня мы будем строить ДОМ «ДОБРЫХ ПРАВИЛ - ДОБРЫХ СЛОВ И ПОСТУПКОВ».

Чтобы заложить фундамент Дома, нужно выполнить задания.

Задание 1.

Главная тема русских сказок была и остается борьба добра и зла. Я буду называть сказочного героя, а вы будите отвечать, какой он. Если добрый, то радостно хлопаете в ладоши, а если злой, топаете ногами.

Презентация сказочных героев.

Иван царевич, Кощей бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас Барабас, Золушка, Красная шапочка, Гуси-лебеди, Водяной, Баба-Яга, Морозко, Мальвина.

Фундамент заложили, остались из кирпичиков построить дом.

Чтобы завершения постройки дома, нужно пройти два задания.

Задание 2.

Добрые поступки – главный ключик в значении слова «Доброта».

Я буду загадывать вам загадки.

Если загадка о добром поступке, то в ответ на неё надо хором сказать: «Это я, это я, это все мои друзья!)» и похлопать.

Если загадка о том, что делать нельзя – промолчать и потопать.

Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?


Кто быть вежливым желает,

Старушке место уступает?


Кто опрятный и весёлый

Спозаранку мчится в школу?


Кто из вас идет по школе,

Обдирая стены в холе?


А во вчерашний понедельник,

Кто был грубый и бездельник?


Сколько будет пятью пять,

Кто мне сможет подсказать?


Малышей кто обижает,

Им учиться лишь мешает?


Ну, а кто всегда поможет,

Друга вызволить кто сможет?

А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.

Задание 3.

1. Работа над сказкой «Доброе слово» .

Сказка «Доброе слово».

У Пеночки – веснички вывелись в гнездышке птенцы. Это были первые ее птенцы. Она радовалась им, всем показывала. Увидит Мухоловку, зовет ее:

Мухоловушка, посмотри: у меня птенцы в гнездышке.

Не успеет Мухоловка улететь, она уж Дрозда кличет:

Дрозд, ну что ты там все щелкаешь? Иди, посмотри, какие птенцы у меня в гнездышке лежат.

На старом березовом пне грелась Гадюка. Услышала она, как говорила Пеночка Зарянке:

Это они у меня пока птенцы, а вырастут – птицами будут.

«А вот и не будут, - подумала Гадюка, сползая с пня. – Кольну сейчас каждого по разу, и нечему радоваться будет».

Ее не любили в лесу. Никто не дружил с ней, и она решила Пеночке – весничке отомстить сразу за всех.

А Пеночка увидела ее и крылышками всплеснула:

Змеюшка, милая, посмотри, какие у меня птенцы в гнездышке… . Ну что ты остановилась? Иди сюда.

Но Гадюка не двигалась с места. Она не ожидала, что Пеночка так радостно встретит ее. Ее, Гадюку, все в лесу Гадюкой зовут, а Пеночка сказала «змеюшка», а Пеночка сказала «милая». И Гадюка не двигалась с места.

Ну, что же ты, - погрустнела Пеночка. – Ты не хочешь посмотреть птенцов моих? Это они ведь пока только птенцы, а вырастут – птицами будут.

Гадюка приподняла над гнездом Пеночки голову. Увидела пять розовых комочков с открытыми ртами. Сказала:

Они будут птицами.

И отодвинулась в сторону. С тонкой губы ее упала на лист воробьиного горошка тяжелая капля яда. И лист сразу стал черным.

2. Работа над содержанием, обсуждение поступков.

Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.

Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.

Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам сторицей. Любите труд, который приносит большое наслаждение.

И настанет время, когда вы сможете сказать "Я делаю нужное дело, приношу пользу людям".

VI. Рефлексия.

Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать.
И словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы убеждались с вами.
А может, не слова - дела важны?
Слова- словами, а дела – делами

Ребята, на доске вы видите плакат с изображение ромашки, а на партах у вас лежат бабочки. Прикрепите цветную бабочку к ромашке, если вы узнали что-то новое и интересное сегодня на уроке, и белую, если вам было не интересно.

(Пока дети выполняют это, звучит песня Дорогою добраиз телефильма «Маленький Мук» (Слова Ю. Энтина , музыка М. Минкова).

VII. Подведение итогов урока.

Какая связь между двумя этими понятиями?

Чем похожи доброе слово и добрый поступок?

Ребята, вы очень хорошо потрудились, были активны и красноречивы. Вы молодцы!

Наш урок я хочу завершить стихотворением.

Перед тем, как нам расстаться
И уйти всем по домам,
Хочется нам попрощаться,
Пожелав при этом вам:
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
Расстаёмся мы сейчас,
В добрый путь вам! В добрый час!


Пепеляева Светлана Николаевна

учитель начальных классов

Тенистовская общеобразовательная школа I - III ступеней

Бахчисарайского района

Республика Крым

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


От добрых правил – добрые слова и поступки

(Тема урока)

Аннотация к уроку: Урок в 4 классе по теме «От добрых правил – добрые дела и поступки» соответствует программе, учебник Шемшуриной А.И. Это комбинированный урок. На уроке используются различные методы: актуализация знаний, проблемное обучение, тестовая работа, групповая работа, фронтальная работа, индивидуальная работа. Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником, словарная работа.

ФИО (полностью)

Пепеляева Светлана Николаевна

Место работы

Тенистовская СОШ

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики»

Класс

4

Тема и номер урока

От добрых правил – добрые дела и поступки. IV урок.

Базовый учебник

Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики» 4 : учебник для 4 кл. образоват. учреждений/ А.И.Шемшурина – М.: Просвещение, 2014.

Цели урока :

Образовательные:

Изучить основные этические понятия «добро и зло»;

Сформировать умение применять их;

Научить сопоставлять добро и зло;

Научить устанавливать взаимосвязь между сдовами и поступками;

Воспитательные:

- воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.

Развивающие:

Развивать память;

Развивать умения преодолевать трудности;

Развивать навыки работы с учебником, справочными материалами.

Задачи:

Воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;

Формировать представления о нравственной ответственности человека за свои поступки;

Развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками;

Совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения
Оборудование:

мультимедиа проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал для работы в группах, индивидуальной работы.

Тип урока:

комбинированный.

ХОД УРОКА:

  1. Актуализация знаний, умений, навыков.

1. Игра «выбери правильный ответ»

1. Какая из предложенных пословиц соответствует золотому правилу этики?

а) Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

б) Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

в) Худа та мышь, которая одну лазейку знает.

г) Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.

2.Почему в жизни важно соблюдать золотое правило этики?

а) Потому что это закон государства.

б) Потому что в школе за его соблюдение хорошие оценки.

в) В этом правиле заключается добро человеческих

отношений.

г) Все варианты верны.

3.Что необходимо для того, чтобы золотое правило этики действовало в твоей жизни?

а) Задуматься о своих поступках.

б) Любить самого себя.

в) Все варианты верны.

г) любить людей как самого себя

4.Почему золотое правило нравственности помогает в жизни?

а) Потому что даёт людям добро и радость.

б) Потому что в нём проявляются лучшие порывы нашей души.

в) Потому что взрослые нас ругают, и мы слушаемся.

г) Потому что мы делаем, что нам говорят другие.

5.Отметь словосочетания связанные с золотым правилом этики.

а) Играть на пианино. г) Делиться с другом.

б) Поддерживать товарища. д) Ходить на рыбалку.

в) Бегать по дороге. е) Отзываться на чувства

окружающих.

II .Мотивация на урок.

Работа с загадкой: Кто в лесу зимой холодной

Ходит злой, голодный.

Охарактеризуйте волка прилагательными.

Всегда ли волк бывает злым?

Приведите примеры из сказок, мультфильмов, когда волк бывает незлым.

(«Волк и теленок», «Иван-царевич и серый волк»).

Какой волк вам больше нравится?

- Прочитайте эпиграфы (Слайд 2)

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло ».

(В.О.Ключевский.)

(щелчок)

«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки ».

(Древнекитайское изречение.)

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло.

(Слайд 3)

III .Подготовка к изучению нового материала.

(Слайд 4)

Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

Добро со злом неразделимы.

Борьба идет под плач и смех,

Но жаждет каждый видеть зримо,

Когда добро одержит верх.

Заслужит только тот награды,

Кто испытание пройдет.

Кувшинчик с кладом он откроет,

И в мир добра он с ним войдет.

Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.

Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.

Понятны ли вам слова добро и зло?

Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми? (Ответы детей)

- Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие.

Так что же такое доброта?

Обратимся за помощью к толковому словарю. (Слайд 5)

Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: « Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а « доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим".

И отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добросердечный, добропорядочный, добросовестный.

Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

    Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

    Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

    И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

(Слайд 6)

А что такое зло? (ответы)

В словаре Ожегова – « Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок»

Работа с учебником (стр.20) – чтение определений

Запись определения в тетрадь.

Почему же добро всегда побеждает над злом?

Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.

(Слайд 7)

Послушайте притчу.

« Притча о Добре и Зле»

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»

Ребята, а какого волка вы кормите и чем?

Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте?

Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?

Физкультминутка-игра. (Слайд 8)

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит, Дюймовочка, Змей Горыныч, Вини Пух, Золотая рыбка, Смешарики

(Слайд 9)

Вставь пропущенное слово.

Как аукнется, так и ____________________.

Что ________________________, то и пожнешь.

Игра «Комплементина» (при передаче куклы говорить друг другу добрые слова).

Да, правильно. Добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово.

Ну вот, волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила?

Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым.

-работа со сказкой «Доброе слово» .

1.Слушание сказки.

Сказка «Доброе слово»

У Пеночки – веснички вывелись в гнездышке птенцы. Это были первые ее птенцы. Она радовалась им, всем показывала. Увидит Мухоловку, зовет ее:

Мухоловушка, посмотри: у меня птенцы в гнездышке.

Не успеет Мухоловка улететь, она уж Дрозда кличет:

Дрозд, ну что ты там все щелкаешь? Иди, посмотри, какие птенцы у меня в гнездышке лежат.

На старом березовом пне грелась Гадюка. Услышала она, как говорила Пеночка Зарянке:

Это они у меня пока птенцы, а вырастут – птицами будут.

«А вот и не будут, - подумала Гадюка, сползая с пня. – Кольну сейчас каждого по разу, и нечему радоваться будет».

Ее не любили в лесу. Никто не дружил с ней, и она решила Пеночке – весничке отомстить сразу за всех.

А Пеночка увидела ее и крылышками всплеснула:

Змеюшка, милая, посмотри, какие у меня птенцы в гнездышке… . Ну что ты остановилась? Иди сюда.

Но Гадюка не двигалась с места. Она не ожидала, что Пеночка так радостно встретит ее. Ее, Гадюку, все в лесу Гадюкой зовут, а Пеночка сказала «змеюшка», а Пеночка сказала «милая». И Гадюка не двигалась с места.

Ну, что же ты, - погрустнела Пеночка. – Ты не хочешь посмотреть птенцов моих? Это они ведь пока только птенцы, а вырастут – птицами будут.

Гадюка приподняла над гнездом Пеночки голову. Увидела пять розовых комочков с открытыми ртами. Сказала:

Они будут птицами.

И отодвинулась в сторону. С тонкой губы ее упала на лист воробьиного горошка тяжелая капля яда. И лист сразу стал черным.

2.Работа над содержанием, обсуждение поступков.

Обобщение.

Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.

Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.

Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам сторицей. Любите труд, который приносит большое наслаждение. И настанет время, когда вы сможете сказать "Я делаю нужное дело, приношу пользу людям".

Домашнее задание

1. Продолжить сказку самим и предложить родителям, если у них будет желание, написать свой вариант (текст напечатан на листочках)

« На небе появилась огромная черная туча. Она закрыла собой солнышко, сказав ему: «Уходи! Сегодня мой день! Видишь, никого нет на улице. Все дети сегодня дома сидят и гулять не будут, потому что я не люблю детский смех, не люблю дружные игры!» И туча развалилась на небосклоне, стала любоваться скучной картиной…».

2. Проиллюстрировать концовку текста или нарисовать, сделать коллаж, поделку на тему «Добро и зло»

Использованная литература:

    Основы религиозных культур и светской этики. «Основы светской этики» 4: учебник для 4 кл. образоват. учреждений/ А.И.Шемшурина – М.: Просвещение, 2014.

Основы религиозных культур и светской этики. «Основы светской этики» 4: Рабочая тетрадь для 4 кл. образоват. учреждений/ А.И.Шемшурина – М.: Просвещение, 2014

Всегда будьте чуть добрее, чем необходимо.

Луций Анней Сенека.

Смой злое с сердца твоего.

(Иеремия 4:14)

Дороже всех титулов - доброе сердце.

Доброжелательность ко всем существам — это истинная религия; лелейте в ваших сердцах безграничную доброжелательность ко всему сущему.

Сияя любовью и добром,

мы все становимся немного волшебниками!

Будь хорошим. Плохих и так достаточно.

Я знаю только одно волшебство - Любовь.

Шри Рави Шанкар


Как хорошо, что доброта

Живёт на свете вместе с нами.☺


Надуешь мыльных пузырей и мир становится добрей))



И совсем не важно какое время года за окном, если мысли твои о чём-то теплом и хорошем...

Доброта и искренность - признак силы.

Не каждый может себе это позволить.

Пусть свет добра вашей души освещает все вокруг! Аня Скляр

Доброта - она не увядает и не ждёт взаимности в ответ,
Никогда не жжёт, а согревает, оставляя в душах яркий свет.
Доброта не судит, не калечит - от неё не стоит ждать вреда.
Лишь она от злобы мир излечит, не завысив цену никогда...

Запомните: за всё, что вы совершаете недоброе, придётся расплачиваться той же монетой… Не знаю, кто уж следит за этим, но следит, и очень внимательно.

Фаина Раневская


Тот, кто делает добро другому, делает больше всего добра самому себе, не в том смысле, что ему будет за это награда, а тем, что сознание сделанного добра дает ему большую радость.

Луций Сенека


Желаем вам улыбок и любви,

Пусть в семьях ваших мир продлится вечно!

Пусть излучают свет все ваши дни

И дарят радость жизни бесконечно!)

Не делайте никому назло, делайте СЕБЕ на СЧАСТЬЕ...

Для добрых дел не надо серебра... Не надо ни богатства и ни злата... А надо, чтоб душа была щедра... И добротой и верою богата...


Творите добро — это прекрасно

Чуть больше любви, чуть меньше сражений,

— и мир будет в порядке.


Не стоит нести людям добро, если они этого не просят. Вам это дорого обойдется. Лучшее, что можно сделать - положить добро на видное место и тихонько отойти.

Кому надо - тот сам возьмет.

Излучайте добрые чувства, и Вселенная ответит Вам тем же.

Просто в жизни мне всегда тепло

Оттого, что есть ЦВЕТЫ и ДЕТИ.

Просто делать ДОБРОЕ на свете

Во сто крат приятнее, чем зло.

Эдуард Асадов


Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение,

что ты сделал людям хоть каплю добра.


Добро творите. Рук не опускайте.

Цените каждый миг и каждый час.

Живите радостно. И просто знайте,

Что многое зависит лишь от нас!



Надуешь мыльных пузырей - и мир становится добрей))

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Милостивые государи и милостивые государыни, выращивайте в душе своей, в самом светлом её уголке, такие прекрасные цветы, как добродетель, скромность, честность, справедливость и любовь.

Виктор Гюго.



Мечтайте, надейтесь, планируйте - доброта должна быть большой пушистой и позитивной!

Добром окутай всех, кто рядом,

Хоть капельку, но подари.

Пусть даже добрым своим взглядом

Сердца людские ты зажги.

Все люди для меня учителя,

Все встречи - моя награда...

Учусь у злого - как нельзя,

У доброго учусь - как надо...​


Самые нежные растения прокладывают себе путь через самую жесткую землю, через трещины скал. Так и доброта. Какой клин, какой молот, какой таран может сравниться с силой доброго, искреннего человека! Ничто не может противостоять ему.

Генри Дэвид Торо

Для того чтобы бороться с чудовищным злом, требуется чудовищное добро.

Если каждый делает добро в пределах своих возможностей, возможности добра становятся беспредельными.

Ф.Искандер


Окружить сердце ласкою и укутаться в нежность

Акварелью раскрасить в цвет свою безмятежность

Прикасаться с любовью

как ребёнок с лепетом

И ценить всё то, что имеешь

бережно, с лёгким трепетом.


Твори добро и станет жизнь прекрасна,

Твори добро и будет веселей,

Твори добро, забудь про все ненастья,

Твори добро для всех вокруг людей.

Когда-нибудь тебе внушит, что о твою доброту вытирают ноги - не верь. Оставайся добрым. Ведь добро — это просто, и оно спасает мир.


Доброта, даже самая маленькая, никогда не пропадает даром)

Может, лучше не уничтожать зло, а растить добро?

Aня Скляр

Сделай мне добрость!
- Давай я чаю тебе налью.
- Не, так не считается.
- А с конфеткой?
- Воооот... уже добрость пошла ツ

Раньше дефицитом считалась черная икра и импортные джинсы. Сегодня же в дефиците искренность, порядочность, доброта...

Будьте чисты душой и добры сердцем. Красота души словно свет маяка привлекает в вашу жизнь счастье, которого вы заслуживаете.

Всем - светлых мыслей и доброты в сердце!)

Красив не тот, кто внешне получился, а тот, кто с добротой в душе родился.

Красота лишь привлекает внимание, Доброта завоевывает Сердце...

Это я исполнен доброты и лени

Приучи себя при первом взгляде на человека всегда от души желать ему добра!

Антоний Сурожский


Что такое добро? Это счастья кусочек, Это свежего воздуха, ветра глоточек. Ты его подари, и оно развернется, У кого-то сильней просто сердце забьется. Не купить это слово и не продать, Подарить его можно иль просто отдать…

Любовь нужно в себе постоянно поддерживать. Добрыми эмоциями и поступками, любимыми местами, книгами, людьми, уединением, животными. Эльчин Сафарли - Расскажи мне о море

Многие пытаются раскрасить свою жизнь развлечениями, но единственный источник радости - доброта.

Пусть каждый день будет добрым!

Глупо надеяться совершить что-то глобальное, например, установить мир во всём мире, устроить счастье для всех, но каждый может сделать какое-нибудь маленькое дело, благодаря которому мир станет хоть чуточку лучше.

Твори добро не для чего-то,

А от сердечной чистоты)



Не упускайте случая делать добро)

Не держите зла! Держите шарики!

В конце жизни будет не важно сколько машин у тебя в гараже и в каких клубах ты был. Важно сколько жизней ты изменил, на скольких людей повлиял и кому помог. Делай добро! Это приятно!

Всем лучи добра!!)))))))

Пожелай добро любимой и добро к тебе вернется,
Пожелай добро ты другу и вдвойне к тебе вернется,
Пожелай добро соседу и втройне к тебе вернется,
Пожелай добро врагу ты и в пять раз к тебе вернется,
Пожелай добро всем людям, в десять раз к тебе вернется,
Пожелай добро Земле ты и в сто раз к тебе вернется,
Пожелай добро Вселенной и Вселенная ответит,
Так что все Добро Вселенной тебе Счастьем обернется!

Не задумывай добрых дел, а делай добро. Роберт Вальзер


Капля добра лучше целой бочки философии...

Лев Толстой ---

Тщательно охраняйте внутри себя это сокровище - доброту. Умейте дарить без колебаний, терять без сожаления, приобретать без скупости.

Отдай миру лучшее, что есть в тебе...
и к тебе вернется лучшее, что есть в мире!

В народе говорят, что человек,
Когда он что-то доброе свершает,
То свой земной, свой человечий век
Не менее чем на год продлевает.

А потому, чтоб жизнь не подвела
И чтоб прожить вам более столетия,
Шагайте, люди, избегая зла,
И помните, что добрые дела —
Вернейшая дорога в долголетие!

Не бойтесь дарить согревающих слов,
И добрые делать дела.
Чем больше в огонь вы положите дров,
Тем больше вернется тепла.

Отвечайте всегда только добром, только так можно сделать этот мир лучше. Отвечайте добром или не отвечайте никак. Если вы отвечаете злом на зло, то зла становится больше.

Думай при каждом пробуждении: «Какое добро совершить мне сегодня? Зайдет солнце и унесет с собой часть моей жизни».

Индийская поговорка

Что такое добро?

Добро - это чудо, которое может сотворить каждый!

(Задумывайтесь о том что вы делаете и как вы это делаете)


А вы забудьте — и станет легче.
А вы простите — и будет Праздник.
А вы стремитесь — и вам удастся…
Не поскупитесь — и вам воздастся!
И вам вернётся — вознаградится...
А вы поверьте — и будут верить!
Начните сами — кругом начнётся!
А вы ЛЮБИТЕ! И вам зачтётся!

Они говорят тебе гадости, а ты отвечаешь добром.

Это мне?
- Тебе...
- А за что?
- Просто так!

Просто так

Это вам. Просто так:)

Моя религия очень проста. Мне не нужны храмы. Мне не нужна какая-то особенная, сложная философия. Мое сердце, моя голова - вот мой храм. Моя философия - доброта. Далай Лама

Доброта в словах рождает доверие.
Доброта в мыслях улучшает отношения.
Доброта в поступках рождает любовь.

Какая разница, тепло на улице или холодно, когда в твоей комнате целый день живёт маленькая радуга?

Элинор Портер "Поллианна" ---

Мы в детстве были намного откровеннее...
- Что у тебя на завтрак?
- Ничего.
- А у меня хлеб с маслом и вареньем. Возьми немного хлеба моего...
Года прошли, и мы иными стали, теперь никто не спросит никого:
- Что у тебя на сердце? Уж не тьма ли? Возьми немного света моего.

Когда вы улыбаетесь, счастье испытываете не только вы. Вы вносите луч света и в жизни других.

Земля всегда полна чудес. Только большинство людей не знает об этом, отчего и происходят все их несчастья. И самое первое чудо заключается в том, что, заняв свой ум доброй мыслью, мы не оставляем в нем места для злой.

Фрэнсис Элиза Бернетт

Когда душа начнет мерзнуть - сварите какао.

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшение человека…

Думай хорошо, и мысли созреют в добрые дела. Лев Николаевич Толстой

Этот мир - как эхо в горах: если мы бросаем в него гнев, возвращается гнев; если мы отдаем любовь, возвращается любовь.

И это естественное явление, о нем не нужно думать. Можно ему довериться - все случится само собой. Это закон кармы: что посеешь, то и пожнешь - к вам вернется все, что вы отдадите. Не нужно об этом думать, все происходит автоматически.

Любите и будьте любимы!..

Ошо ---

Добейся, чтобы у тебя внутри не было Сопротивления, не было ненависти, негатива. "Любите врагов ваших", — говорил Иисус, и это, разумеется, означает: "Не имейте врагов".

Экхарт Толле

Пусть неблагодарность многих не отпугивает вас от того,

чтобы делать людям добро;

ведь помимо того, что благотворение само по себе

и без всякой другой цели - дело благородное,

но делая добро, встречаешь иной раз в ком-нибудь

одном столько благодарности,

что это вознаграждает за всю неблагодарность других.

Франческо Гвиччардини

Сколько времени вы думаете о хорошем?
Именно столько хорошего вы и получите.

Если каждый делает добро в пределах своих возможностей, возможности добра становятся беспредельными.

Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и — вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим — значит владеть всем.

Александр Грин, "Алые паруса" ---

Отвечайте всегда только добром, только так можно сделать этот мир лучше.
Отвечайте добром или не отвечайте никак.
Если вы отвечаете злом на зло, то зла становится больше.

Не верь тому, кто говорит красиво, в его словах всегда игра.
Поверь тому, кто молчаливо, творит красивые дела.

Сколько в человеке доброты, света, любви - столько в нем и жизни!

Ты можешь по собственному желанию наполнить свой мир:

добром или злом,
алчностью или бескорыстием,
агрессией или миром,
равнодушием или милосердием;

помни только - что оставляешь на пути своем, то и встречается на нем.

Каждое наше действие оставляет след в душе и участвует при формировании нашего характера и судьбы. Когда вы поймёте этот принцип, то будете тщательнее следить за тем, чтобы в ваших делах заключалось только добро.

Побеждай гнев мягкостью,
Зло - добром,
Жадность - щедростью,
Ложь - правдой.

Быть может, времена уже не те… Условия диктует век спешащий… Но сердце так грустит о доброте… Не модной…Искренней…И настоящей…

Когда не знаешь, как поступить, поступи по-человечески.

Чем за общее счастье без толку страдать -

Лучше счастье кому-нибудь близкому дать.

Лучше друга к себе привязать добротою,

Чем от пут человечество освобождать.

Омар Хайям

Вы можете закидать другого человека. Камнями или цветами. В зависимости от того, что у вас имеется в наличии. Если в душе камни, то камнями. Если цветы....то цветами. И дело не в этом человеке. Дело в вас!

Каждое утро, проснувшись, начинай с мыслей:

«Сегодня мне повезло, — я проснулся.
Я жив, у меня есть эта драгоценная человеческая жизнь, и я не стану тратить её впустую.
Я направлю всю свою энергию на внутреннее развитие,
Чтобы раскрыть свое сердце другим
И достичь просветления во благо всем существам.
Я буду питать лишь добрые помыслы о других.
Я не стану сердиться или думать о них дурное.
Всеми силами буду я приносить пользу другим».

Всё блаженство мира происходит от желания блаженства другому; Всё страдание людей мира - от желания своего личного блаженства. Шантидэва

Наша самая большая сила заключается в доброте и нежности нашего сердца...

Сколько же нужно мудрости, чтобы никогда не терять доброты!

М. Эбнер-Эшенбах

Мы становимся счастливыми, здоровыми и успешными, когда перестаем жаловаться и браниться.

Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром.

Для чего действительно нужна смелость, так это для искренности.

Попробуй стать радугой в чьей-то туче.

Это невозможно и не нужно - постоянно радоваться. Но всегда можно сесть рядом с дорогим человеком, положить ему руку на плечо (или обнять его) и разделить его тучу пополам. В просвет между двумя дождевыми облаками хлынет твое солнце и осветит падающие капли. Именно так и получается радуга, верно?

Спросите у себя: были ли вы добры сегодня? Сделайте доброту вашим ежедневным неотъемлемым атрибутом и мир вокруг вас изменится.

Если хочешь, чтобы твои ноги не болели от колючек, покрой всю землю цветочным ковром. Абу-ль-Фарадж

Знаешь, сейчас так хочется хотя бы на часок такую маленькую карманную фею, как из старого диснеевского мультфильма про спящую красавицу. Чтобы она сказала «бибиди-бабодибум» и все-все сложилось, разгладилось.

Эльчин Сафарли - Мне тебя обещали ---

Крошечный добрый поступок лучше, чем самые торжественные обещания сделать невозможное.

Томас Маколей ---

Когда совершишь добро, оно не прекращается, а желает продолжаться. Багаж из добрых поступков приносит истинное счастье.

Важны не столько рассуждения о добре, сколько добрые дела. М. Монтескье



Я убежден, что душа каждого человека радуется, когда он делает добро другому. Т.Джефферсон

Чтобы в нашиx руках оказался целый мир, надо всего лишь перестать сжимать кулаки и раскрыть ладони.

Шри Шри Рави Шанкар ---

Если сердце чисто,

чудо произойдет.

Доброту трудно раздать, потому что она все время возвращается.


Как не будет у нас приятного жилья, пока мы не впустим в свои комнаты свежий воздух и солнечный свет, так и тело наше не будет сильным, а лицо счастливым и ясным, пока наш разум не будет открыт добрым мыслям. Джеймс Аллен


Живи так, чтобы люди, столкнувшись с тобой, улыбнулись.
А общаясь с тобой стали чуточку счастливей...


Я читал о бесчинствах, бессмысленности и отвратительности, подозрении и цинизме. …Мне кажется, я одинок в своих настойчивых заявлениях о реальности добра, порядочности, великодушия, все остальные хранят молчание. В мире существуют добро и зло, они сражаются между собой, и битве этой нет конца. Однако если добрые люди сдадутся, сражение будет проиграно .

Они говорят тебе всякие пакости, а ты отвечаешь добром?!
- Каждый расходует то, что у него есть.

Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, — попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо — увидишь, что все станут лучше. Все в жизни зависит от тебя самого, поверь мне. Максим Горький

Каждый человек — алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека — не стараться светить, но стараться очищать себя. Лев Николаевич Толстой

Всем тем, кто мне желает зла...Добра Вам, слышите?! Добра!!!)))

Если случайности неслучайны, то и обычности необычны.

Счастливыми я считаю тех, кто пользуется всеми видами добра без примеси зла. Цицерон

Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека... Федор Михайлович Достоевский

Истинный Свет — тот, что исходит изнутри человека и открывает тайны сердца душе, делая ее счастливой и согласной с жизнью. Джебран Халиль Джебран

Если не знаешь, как поступить, то старайся поступать так, чтобы количество добра в мире хотя бы не стало меньше. Владимир Федоров

Чем больше человек отдаёт добро, тем больше места он освобождает для получения новой энергии добра. Откройте себя навстречу добру. Вячеслав Панкратов, Людмила Щербинина Улыбнись на счастье!

Часто, сами того не замечая, мы меняем жизни людей, которые нас окружают, к лучшему. Это почетно и совсем не сложно. Просто прислушивайся к себе и берись за любую возможности помочь - и словом, и делом. Пусть мы этого никогда не узнаем, но наш добрый поступок может обернуться для человека удивительным образом.

Особенное добро (Христианская притча)

Один брат сказал некому старцу:
— Если увижу брата, о котором я слышал что-нибудь худое, то не могу никак принудить себя, чтобы впустить его в мою келью. Если же увижу хорошего брата, то впускаю его охотно.
Старец ответил:
— Если делаешь добро доброму брату, то этого мало — сделай особенное добро тому, кто подвержен немощи.

Надо любить всех.
Но если не можешь, хотя бы желай всем добра.
Духовные наставления старца Гавриила (Ургебадзе)

Практикуйте доброту весь день ко всем окружающим вас людям, и вы поймете, вы уже сейчас на небесах.

Для доброго дела не может быть поздно.

Урок № 4 Тема: От добрых правил – добрые слова и поступки

Планируемые результаты: Понимание добра и зла как способа восприятия мира. Умение дифференцировать нравственную оценку и осуждение. Понимание добра как духовно-нравственной ценности.

Познавательные: Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.

Регулятивные: . Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.

Умение планировать, контролировать и оценивать результат.

Коммуникативные: Овладение навыками смыслового чтения, умение высказывать свое мнение

Личностные: Формирование позитивной «Я-концепции», образа себя, как доброго человека.Формирование ценностного отношения к доброте.Развитие мотивации к добрым поступкам.

ХОД УРОКА:

    Актуализация знаний, умений, навыков.

    1. Игра «выбери правильный ответ»

1. Какая из предложенных пословиц соответствует золотому правилу этики?

а) Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

б) Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

в) Худа та мышь, которая одну лазейку знает.

г) Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.

2.Почему в жизни важно соблюдать золотое правило этики?

а) Потому что это закон государства.

б) Потому что в школе за его соблюдение хорошие оценки.

в) В этом правиле заключается добро человеческих

отношений.

г) Все варианты верны.

3.Что необходимо для того, чтобы золотое правило этики действовало в твоей жизни?

а) Задуматься о своих поступках.

б) Любить самого себя.

в) Все варианты верны.

г) любить людей как самого себя

4.Почему золотое правило нравственности помогает в жизни?

а) Потому что даёт людям добро и радость.

б) Потому что в нём проявляются лучшие порывы нашей души.

в) Потому что взрослые нас ругают, и мы слушаемся.

г) Потому что мы делаем, что нам говорят другие.

5.Отметь словосочетания связанные с золотым правилом этики.

а) Играть на пианино. г) Делиться с другом.

б) Поддерживать товарища. д) Ходить на рыбалку.

в) Бегать по дороге. е) Отзываться на чувства

окружающих.

II .Мотивация на урок.

- Работа с загадкой: Кто в лесу зимой холодной

Ходит злой, голодный.

Охарактеризуйте волка прилагательными.

Всегда ли волк бывает злым?

Приведите примеры из сказок, мультфильмов, когда волк бывает незлым.

(«Волк и теленок», «Иван-царевич и серый волк»).

Какой волк вам больше нравится?

- Прочитайте эпиграфы

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло ».

(В.О.Ключевский.)

«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки ».

(Древнекитайское изречение.)

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло.

III .Подготовка к изучению нового материала.

Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

Добро со злом неразделимы.

Борьба идет под плач и смех,

Но жаждет каждый видеть зримо,

Когда добро одержит верх.

Заслужит только тот награды,

Кто испытание пройдет.

Кувшинчик с кладом он откроет,

И в мир добра он с ним войдет.

Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.

Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.

Понятны ли вам слова добро и зло?

Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми? (Ответы детей)

Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие.

Так что же такое доброта?

Обратимся за помощью к толковому словарю.

Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: « Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а « доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим".

И отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добросердечный, добропорядочный, добросовестный.

- работа с учебником

- запись определения в тетрадь.

Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

    Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

    Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

    И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

    А что такое зло? (ответы)

В словаре Ожегова – « Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок»

- работа с учебником (стр.20) – чтение определений

З апись определения в тетрадь.

Почему же добро всегда побеждает над злом?

Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.

Послушайте притчу. « Притча о Добре и Зле»

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»

Ребята, а какого волка вы кормите и чем?

Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте?

Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?

Физкультминутка-игра.

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит, Дюймовочка, Змей Горыныч, Вини Пух, Золотая рыбка, Смешарики

Вставь пропущенное слово.

Как аукнется, так и ____________________.

Что ________________________, то и пожнешь.

- Игра «Комплементина » (при передаче куклы говорить друг другу добрые слова).

Да, правильно. Добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово.

Ну вот, волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила?

Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым.

-работа со сказкой «Доброе слово» .

1.Слушание сказки.

Сказка «Доброе слово»

У Пеночки – веснички вывелись в гнездышке птенцы. Это были первые ее птенцы. Она радовалась им, всем показывала. Увидит Мухоловку, зовет ее:

Мухоловушка, посмотри: у меня птенцы в гнездышке.

Не успеет Мухоловка улететь, она уж Дрозда кличет:

Дрозд, ну что ты там все щелкаешь? Иди, посмотри, какие птенцы у меня в гнездышке лежат.

На старом березовом пне грелась Гадюка. Услышала она, как говорила Пеночка Зарянке:

Это они у меня пока птенцы, а вырастут – птицами будут.

«А вот и не будут, - подумала Гадюка, сползая с пня. – Кольну сейчас каждого по разу, и нечему радоваться будет».

Ее не любили в лесу. Никто не дружил с ней, и она решила Пеночке – весничке отомстить сразу за всех.

А Пеночка увидела ее и крылышками всплеснула:

Змеюшка, милая, посмотри, какие у меня птенцы в гнездышке… . Ну что ты остановилась? Иди сюда.

Но Гадюка не двигалась с места. Она не ожидала, что Пеночка так радостно встретит ее. Ее, Гадюку, все в лесу Гадюкой зовут, а Пеночка сказала «змеюшка», а Пеночка сказала «милая». И Гадюка не двигалась с места.

Ну, что же ты, - погрустнела Пеночка. – Ты не хочешь посмотреть птенцов моих? Это они ведь пока только птенцы, а вырастут – птицами будут.

Гадюка приподняла над гнездом Пеночки голову. Увидела пять розовых комочков с открытыми ртами. Сказала:

Они будут птицами.

И отодвинулась в сторону. С тонкой губы ее упала на лист воробьиного горошка тяжелая капля яда. И лист сразу стал черным.

2.Работа над содержанием, обсуждение поступков.

Обобщение.

Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.

Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.

Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам сторицей. Любите труд, который приносит большое наслаждение. И настанет время, когда вы сможете сказать "Я делаю нужное дело, приношу пользу людям".

Домашнее задание

1. Продолжить сказку самим и предложить родителям, если у них будет желание, написать свой вариант (текст напечатан на листочках)

« На небе появилась огромная черная туча. Она закрыла собой солнышко, сказав ему: «Уходи! Сегодня мой день! Видишь, никого нет на улице. Все дети сегодня дома сидят и гулять не будут, потому что я не люблю детский смех, не люблю дружные игры!» И туча развалилась на небосклоне, стала любоваться скучной картиной…».

2. Проиллюстрировать концовку текста или нарисовать, сделать коллаж, поделку на тему «Добро и зло»