Болезни Военный билет Призыв

Поведение при встрече с незнакомым человеком. Правила поведения ребенка с незнакомыми людьми. Правила поведения с незнакомыми людьми


Незнакомец – это любой человек, который приходит в отсутствие родителей, бабушек, дедушек и пытается с вами заговорить (иногда называет вас по имени).

При общении с незнакомым человеком:

  • Никогда не вступай в разговор с незнакомым человеком на улице.
  • Не соглашайся никуда идти с незнакомым человеком, не садись к нему в машину. Как бы он тебя не уговаривал и что бы не предлагал.
  • Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить или подарить тебе. Ответь, что тебе ничего не нужно.
  • Если незнакомый человек настойчив, взял тебя за руку или пытается увести, вырывайся и убегай, громко кричи, зови на помощь, брыкайся, царапайся, кусайся.
  • О любом таком происшествии с тобой обязательно расскажи родителям, учителю и знакомым взрослым.
  • Посторонний – это человек, которого ты не знаешь, даже если он и говорит, что знает тебя или твоих родителей.

Незнакомый человек звонит в дверь:

  • Ни в коем случае не открывай дверь, пока не посмотришь в глазок. Если человек за дверью тебе не знаком и под разными предлогами просит открыть дверь, позвони соседям и сообщи об этом.
  • Не вступай с незнакомцем в разговоры. Помни, что под видом почтальона, слесаря и т.д. злоумышленники пытаются проникнуть в квартиру.
  • Если незнакомец пытается открыть дверь, срочно звони в милицию по телефону 02, назови причину звонка и точный адрес, затем с балкона или из окна зови на помощь знакомых или соседей.

Запомни! Ни при каких обстоятельствах не открывай дверь незнакомому человеку, если ты дома один.

Незнакомый человек в подъезде дома:

  • Не заходи в подъезд, если за тобой идет незнакомый человек. Сделай вид, что ты что-то забыл и задержись у подъезда.
  • Не подходи квартиру и не открывай ее, если кто-то незнакомый находится в подъезде. Выйди из подъезда и подожди, пока незнакомец выйдет на улицу, после чего позвони соседям и попроси их проверить, нет ли посторонних на других этажах.
  • При угрозе нападения подними шум, привлекай внимание соседей (свисти, разбей стекло, звони и стучи в двери, кричи «Пожар!», «Помогите!»), постарайся выскочить на улицу.
  • Оказавшись в безопасности, немедленно сообщи в милицию, расскажи соседям, родителям.

Проявляй внимание и бдительность. Старайся заметить возможную опасность и избежать ее.

Незнакомый человек в лифте:

  • Если в вызванном тобой лифте находится незнакомый человек, не входи в кабину. Отойди от лифта и через некоторое время вызови лифт снова.
  • Если ты все же вошел в лифт с незнакомцем, вызывающем подозрение, нажми одновременно кнопки «Вызов диспетчера» и «Стоп», чтобы кабина стояла на месте с открытыми дверями. После ответа диспетчера, нажми кнопку нужного этажа и завяжи разговор с диспетчером. Диспетчер слышит тебя и при необходимости вызовет милицию и лифтера.
  • Не стой в лифте спиной к пассажиру, наблюдай за его действиями.
  • При попытке нападения подними крик, шуми, стучи по стенкам лифта, защищайся любым способом. Постарайся нажать кнопку «Вызов диспетчера» и любого этажа.
  • Если двери открылись, постарайся выбежать, зови на помощь соседей. Оказавшись в безопасности, немедленно вызови милицию и сообщи приметы нападавшего.

Запомни! Входи в лифт, убедившись, что на площадке нет постороннего.

Безопасность на улице:

  • Постарайся возвращаться домой засветло.
  • Если задерживаешься, обязательно позвони домой, чтобы тебя встретили.
  • Двигайся по освещенным, людным улицам, желательно в группе людей.
  • Избегай пустырей, парков, стадионов, темных дворов, подворотен, тоннелей.
  • При угрозе нападения подними шум, кричи, зови на помощь, а также смело применяй средства самозащиты.
  • Отказывайся от предложения незнакомых людей проводить или подвезти тебя.
  • Если заметишь, что кто-то преследует тебя, наблюдая за ним, перейди на другую сторону улицы; если догадка подтвердилась – беги к освещенному участку улицы или туда, где есть люди.

Если ты оказался заложником:

  • Не задавай лишних вопросов, выполняй все требования террористов.
  • Не оказывай сопротивления, не реагируй на действия террористов в отношении других заложников.
  • Не делай резких движений, по возможности меньше двигайся.
  • На всякое свое действие спрашивай разрешение у террористов.
  • Не пытайся каким-либо образом дать о себе знать на волю – в случае провала это приведет к ухудшению условий содержания.
  • Постарайся установить с террористами человеческие отношения.
  • Запомни все, что может помочь спецслужбам (лица этих людей, их число, вооружение, расположение).
  • Во время освобождения выбери место за любым укрытием и лежи до окончания стрельбы.
  • При освобождении выполняй все требования сотрудников спецслужб.

Запомни! Оказавшись заложником, соблюдай спокойствие, что бы ни происходило. Старайся не показывать своего страха. Как не стать жертвой мошенников:

  • Никогда не принимай предложения совершить сомнительную, по твоему мнению сделку, даже если она кажется очень выгодной.
  • Приобретая дефицитный товар с рук, встречайся с продавцом там, где можно спокойно и без спешки рассмотреть или примерить приобретаемую вещь.
  • При покупке, прежде чем отдать деньги, еще раз посмотри товар, расплачивайся не выпуская его из рук.
  • Не доверяй свои вещи посторонним людям.
  • Не принимай участие в сомнительных розыгрышах призов и лотереях, особенно на улице, в переходах, у метро, на вокзалах, рынках.
  • Никогда не играй в азартные игры, даже с друзьями. Не вступай в игру, правила которой тебе недостаточно хорошо известны.
  • Никогда не соглашайся на нарушение норм этики и закона.

Поведение в толпе:

  • Если ты попал в толпу, выбери план поведения, оцени ситуацию.
  • Если толпа увлекла тебя, застегнись на все пуговицы, спрячь лишнее предметы и брось сумку, зонтик и т. п., не цепляйся руками ни за какие предметы.
  • Старайся не упасть. Держи руки сцепленными на уровне груди с расставленными локтями, создавая пространства перед собой, отклони корпус назад, сдерживая напор, идущих вслед за тобой.
  • Если ты упал – поднимайся любой ценой (подожми ноги под себя и рывком вставай по ходу движения).
  • Если встать нельзя, прижми колени к груди и закрой голову руками.
  • Избегай в толпе центра и ее краев, заграждений по ходу движения, особенно стеклянных витрин.

Запомни! Главная опасность толпы – паника. При панике люди движутся хаотически, скапливаются в узких проходах, создают заторы и пробки. Образуется давка, в которой травмируются и гибнут люди.

Общие изменения в нашей общественной жизни вызвали необходимость включить в программу основ безопасности жизнедеятельности дошкольников новое содержание (например, раздел «Ребёнок и другие люди»). Мы обязаны рассматривать наше окружение таким, какое оно есть. Современных детей необходимо обучать особым навыкам, чтобы они смогли избежать самых разнообразных опасностей. Мы должны научить детей оценивать окружающую обстановку, определить потенциальную опасность или подозрительную ситуацию и адекватно на неё реагировать.

Использование сказок в воспитании безопасного поведения детей

с незнакомыми людьми.

Ребёнок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми. Мы должны рассказать детям об опасности контактов с незнакомыми (людьми) взрослыми. Большинство детей считает, что опасными бывают люди с неприятной внешностью, «бородатые дяди» или неприятно одетые люди. А молодые, хорошо одетые симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой дружелюбной улыбкой. Здесь нам помогут сказки. Чудовище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй.

Хорошим подтверждением несовпадения приятной внешности и добрых намерений является «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина, в которой злая мачеха прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко. А царевна нарушила правило безопасности: нельзя брать угощение от незнакомых людей. Детям необходимо помнить, что они должны спросить разрешения у родителей или людей, их опекающих, прежде чем принять от кого-то конфету или подарок.

Другая типично опасная ситуация контакта с незнакомыми людьми: взрослый уговаривает ребёнка пойти с ним куда-то, обещая дать или показать что-то интересное. Необходимо научить детей говорить нет людям, которые хотят их куда-то увести без разрешения родителей. Типичным примером того, что может случиться, если поверить ласковому голосу, привлекательным обещаниям чужого является русская народная сказка «Кот, петух и лиса». Ласковым голосом лиса предлагала петушку выглянуть в окошко, обещая дать горошку, приглашала клевать горох, который некуда девать, подбирать пшено, рассыпанное на дороге. Всё это усыпило бдительность петуха. Три раза он выглянул в окно и трижды был схвачен лисой, которой захотелось петушиного мяса попробовать.

В ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (если хватают за руку, берут на руки, затаскивают в машину) дети должны знать, что им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих.

Каждый раз, когда лиса хватала петушка, он кричал: «Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик-братик, выручи меня!»

А теперь давайте вспомним русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Почему ведьме удалось утопить Алёнушку? Да потому, что она с совершенно незнакомой женщиной, которая её ласково звала купаться, пошла на речку, нарушив правило безопасности: нельзя никуда ходить с незнакомыми людьми.

Дети должны понять, что опасность подстерегает не только на улице, но и дома. Необходимо разъяснить детям, что нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомца ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени. Примером того, что из этого может получиться, является русская народная сказка «Волк и семеро козлят».

А в сказке Ш.Перро «Красная шапочка» можно увидеть сразу несколько нарушений правил безопасности. Во-первых, Красная Шапочка остановилась в лесу и стала разговаривать с волком (она ещё не знала, как это опасно), во-вторых, рассказала ему, где живёт её бабушка («Вон в той деревне за мельницей, в первом домике с краю»), а в-третьих, увидев, что её бабушка выглядит не так, как обычно, легла рядом вместо того, чтобы позвать кого-нибудь из взрослых на помощь.

Существует такое правило безопасности: родители всегда должны знать, где находятся дети, а детям нельзя никуда уходить без разрешения родителей . Колобок в одноимённой русской народной сказке ушёл гулять без спросу и поплатился за это, встретив хитрую лису, которая льстивыми речами заманила колобка сесть себе на нос. Девочка в русской народной сказке «Гуси-лебеди» вопреки наказам матери оставила маленького братца одного около дома, а сама ушла гулять. Кончилось это тем, что брата унесли гуси-лебеди, и ей пришлось долго его искать и приложить немало сил, чтобы вернуть.
Ушла одна в лес девочка из русской народной сказки «Три медведя» и заблудилась. Правило безопасности гласит: чтобы не заблудиться, не ходи в лес один. А уж если пошли в лес, помните: в лесу надо держаться вместе. Маша из русской народной сказки «Маша и медведь» и Снегурушка из русской народной сказки «Снегурушка и лиса» были в лесу невнимательны: деревце за деревце, кустик за кустик, и они потеряли подруг.

Говорить о сказках можно долго. Многих бед в сказках могло бы не случиться, если бы герои знали элементарные правила безопасности. Но ведь недаром говориться: «Сказка - ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок».

Поэтому, педагогам и родителям необходимо чаще использовать в своей работе по воспитанию у детей навыков безопасного поведения с незнакомыми людьми сказки.

Беседы, обыгрывание ситуаций на тему

«Безопасное поведение на улице или как не стать жертвой насилия»

Одна из ошибок воспитания - безусловное подчинение взрослому человеку. Мы часто говорим детям: «Со взрослыми так не разговаривают!», «Если взрослый тебе сказал, значит надо его слушаться». Но одновременно с этим в ребёнке надо воспитывать недоверие к незнакомым и малознакомым людям.

На улице дети могут оказаться в неожиданной ситуации, оттого как они отреагируют на неё, будет зависеть их здоровье, психическое и физическое состояние.

Знание правил поведения на улице помогут найти выход из созданного затруднительного положения, а научить этому детей можем только мы - взрослые, родители.

Расскажите и обсудите с детьми каждую возможную ситуацию насильственных действий незнакомого взрослого:

Незнакомый взрослый уговаривает ребёнка пойти с ним куда-нибудь, обещая показать что-то интересное, предлагая игрушку, представляясь знакомым родителей, и действует по их просьбе (мама просила привести тебя к ней, пойдём со мной к маме, я тебя отведу к ней);

Незнакомый взрослый открывает дверцу машины и приглашает покататься вместе с ним;

Незнакомый взрослый угощает ребёнка конфетой, мороженым.

Спросите у ребёнка, если случится такая ситуация как ты поступишь:

Сразу убежишь;

Позовёшь друга с собой, посмотреть то, что хочет показать незнакомец;

Пойдёшь смотреть один;

В процессе обсуждения объясните, что не надо разговаривать с чужим человеком на улице, если ребёнок один или в компании сверстников, но без взрослых.

Опасно доверять незнакомому человеку, если он уговаривает пойти куда-то (в кино, парк на карусели), обещает показать или подарить интересную игрушку, угостить мороженым, не верить даже в том случае, если чужой человек представляется знакомым родителей, говорит, что отведёт его к маме (папе, бабушке), которая его ждёт.

Выучите с детьми правила поведения в опасной ситуации:

Не разговаривай с незнакомым человеком, не отвечай на его вопросы;

Не соглашайся никуда идти с чужими, как бы они не уговаривали и что бы не предлагали;

Не садись к незнакомцу в машину, ни под каким предлогом;

Не гуляй один в безлюдных местах;

Не верь незнакомцу, если он говорит, что знаком с твоими родителями (работает вместе, мама поручила тебя отвести домой), или предлагает что-то купить или подарить;

Не гуляй с наступлением темноты;

Если кто-то незнакомый человек тебя тащит за руку или хочет посадить в машину - кричи, сопротивляйся, зови на помощь: « Помогите, ко мне пристаёт чужой человек! На помощь!».

Воспитание у ребенка навыков безопасного поведения часто вызывает большие проблемы у многих родителей. Стараясь развивать в маленьких детях разумную осторожность при общении с незнакомыми людьми, взрослые неизбежно встают перед вопросом: «Какое поведение незнакомого человека является допустимым или, иначе, достойным»?

Некоторые родители, не желая учить детей «пугаться незнакомцев», пытаются отложить начало обучения. Поэтому они не ограничивают общение своих трех- или четырехлетних детей с безопасными, с родительской точки зрения, взрослыми.

Ребенок, скажем, мило беседует с благообразной пожилой женщиной. Она еще и конфетами его угостит. Зачем прерывать разговор? Пусть ребенок познает мир в присутствии родителей!

Казалось бы, ничего опасного нет в этой ситуации: ведь все было под контролем.
В том то и дело, что в этом конкретном случае ребенок чувствовал себя в полной безопасности и мог сформировать следующую логическую цепочку: «Я общаюсь с незнакомой тетей, выглядящей дружелюбно и приветливо, и ничего страшного не происходит».

Спокойное поведение родителей лишь укрепляет его в мысли, что общение с приятно выглядящими взрослыми не опасно.

То обстоятельство, что именно родители обеспечивали его безопасность, может быть маленьким ребенком, к сожалению, упущено. Поэтому в следующий раз, когда к ребенку подойдут, улыбаясь, молодая женщина в красивом платье или мужчина в строгом костюме, сигнал опасности в голове ребенка не прозвучит и общение состоится. Если же эти незнакомец или незнакомка окажутся опытными злоумышленниками, последствия могут быть самыми печальными - ребенок может уйти «погулять с новым другом».

Поэтому необходимо объяснить родителям, что необычайно важно внушить ребенку мысль о том, что незнакомые люди не должны вести длительных бесед с ребенком. Они также не имеют права дотрагиваться до детей. Максимум, что допускается - это улыбка, краткое приветствие, ободряющий жест.

Все, что выходит за рамки этого краткого общения, должно заставить ребенка насторожиться.

Пола Статмен, авторитетнейший специалист по детской безопасности, считает, что ребенок должен научиться ожидать от чужаков достойного поведения. Тогда, если по какой-либо причине наступит момент, когда чужой поведет себя неадекватно, у ребенка сработает «внутренний сигнал», и он, скорее всего, отреагирует в манере самозащиты. Ребенок может громко позвать родителей или других опекающих его взрослых. Речь о том, чтобы куда-либо уйти с незнакомыми людьми, вообще не идет.

Как же научить ребенка распознавать адекватное и неадекватное поведение?
Только в процессе деятельности по развитию этих навыков. Например, мимо мамы и ребенка проходит улыбающийся мужчина.

Возможен такой диалог:

Мужчина: - Здравствуй, девочка!

Девочка: - Здравствуйте!

Мужчина: - А как тебя зовут?

Мужчина протягивает руку, чтобы погладить малышку по голове.

Девочка. - Юля!

Мама. - Извините, пожалуйста, нам нужно идти.

Мама, не давая дотронуться до ребенка, собирается уходить.

Девочка: - Но я хочу поговорить с добрым дядечкой!

Мама: - Мы уходим прямо сейчас.

Мужчина: - Не переживайте Вы так! У меня у самого таких две дочки.
Малышка, хочешь с ними познакомиться?

Девочка: - Конечно, хочу!

Мама: - Извините, но мы учим дочку правильному поведению с чужими.
И сейчас мы уходим.

Мама крепко берет девочку за руку и уводит от дружелюбного мужчины.

Давайте разберем эту ситуацию.

  1. Первая фраза мужчины была совершенно нейтральной. Краткое приветствие входит в число допускаемых действий, поэтому мама спокойно отнеслась к тому, что ее дочка поздоровалась с незнакомцем.
  2. Уже вторая фраза мужчины заставила маму насторожиться. Во-первых, собеседник хотел узнать имя девочки. Во-вторых, что самое важное, он попытался сделать это в обход мамы.
    Можно было спросить у женщины: «Скажите, пожалуйста, как зовут Вашу очаровательную дочурку?» В этом случае называть имя вовсе не обязательно, но вопрос показывает, что мужчина уважает собеседницу и оставляет право решать, говорить ли имя девочки, за ней.
  3. Девочка, забыв правила безопасного общения, сразу же называет свое имя, что является нежелательным, поскольку этого человека мама с дочкой не знают. Если это злоумышленник, он может прийти в тот момент, когда девочка будет играть во дворе с подружками, и позвать ее по имени, оставаясь вне поля видимости присматривающих за прогулкой родителей. Ребенок, увидев его и решив, что дядя уже входит в число знакомых, может подбежать к нему и начать беседу, последствия которой будут зависеть от бдительности находящихся на детской площадке взрослых.
  4. Мама сразу стремится увести дочь, чтобы наедине обсудить с ней правила безопасности. Она не дает мужчине коснуться ребенка, несмотря на то, что девочка совсем не боится этого, казалось бы дружественного, прикосновения. Если позволить коснуться ребенка сейчас, в голове малыша может сформироваться утверждение, что «добрые дяди и тети могут меня касаться». В дальнейшем ребенок не будет рассказывать родителям о подобных случаях, поскольку не будет видеть в этом ничего запретного.
  5. Девочка пытается оспорить необходимость прекращения разговора. Ее поддерживает мужчина, ссылаясь на то, что у него тоже есть дочки такого же возраста. Женщина вежливо и решительно продолжает следовать своей линии поведения и уводит ребенка.

В последующей беседе мама, скорее всего, будет терпеливо и доброжелательно объяснять дочке правила безопасного поведения. Если беседа пойдет успешно, девочка сама себя пожурит за то, что сразу назвала свое имя.

Что в результате?

  1. Девочка получила от мамы пример вежливого, но последовательного и безопасного поведения с незнакомыми людьми и еще раз усвоила, что здороваться можно, а вот рассказывать о себе ничего нельзя. Она также еще раз усвоила, что нельзя позволять незнакомым людям касаться себя.
  2. Малышка на практике убедилась в том, что нарушение установленных в семье правил безопасности не допускается ни в коем случае.
  3. Мама на практике показала дочке, что та всегда может рассчитывать на мамину защиту и поддержку. Для этого молодой женщине пришлось пойти на некоторый дискомфорт и отказать в общении внешне весьма приличному незнакомому человеку.
  4. Мужчина позже подойдет к маме, извинится за свое настырное поведение, представится и предложит познакомить их дочек. Женщина, убедившись, что человек перед ней действительно достойный, позволит дочке познакомиться со сверстницами, а через какое-то время даже будет разрешать ей гулять с подружками под присмотром их бдительного папы.

Ребенок, имеющий четкие ориентиры относительно того, что называется «достойным поведением незнакомого человека», сможет отличить нездоровое внимание от проявления дружелюбия. Обученный родителями, он сможет проявить максимум осторожности в первом случае и не пугаться понапрасну во втором.

Не жалейте времени на детей, занимайтесь с ними!

Елена Чемакина
Конспект занятия «Правила поведения при общении с незнакомыми людьми»

Цель : Обучать детей правильному , безопасному поведению при встрече с

незнакомыми людьми .

Задачи :

Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации

возможных контактов с незнакомыми людьми , при несоблюдении мер безопасности.

Способствовать развитию осторожности, внимания, смекалки. Способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни.

Развивать умение находить выход из создавшейся ситуации. Воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в себе. Познакомить с взаимоотношениями взрослых и детей.

Материалы и оборудование : Ситуативные картинки для обсуждения (незнакомый взрослый звонит в дверь; звонит по телефону; предлагает ребенку конфету); иллюстрации к сказкам «Золотой ключик» , «Волк и семеро козлят» , «Колобок» , «Заюшкина избушка» , «Красная шапочка» , листы бумаги, цветные карандаши (для изготовления памяток)

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций из «Азбуки здоровья» , чтение книжки "Если дома ты один", просмотр мультфильма «Спасик и незнакомые люди » , «Уроки тетушки Совы» .

Ход занятия:

1 Сюрпризный момент

Ребята, сегодня утром, когда пришла, охранник мне передал вот эту посылку. Я решила, что мы должны вскрыть ее вместе, все готовы? Тогда я открываю! (вскрываем, находим там письмо от Незнайки , множество книг и картинок).

2 Основная часть

Читаю письмо.

«Здравствуйте друзья! У меня сложилась нелегкая ситуация, Знайка дал мне кучу заданий и уехал, что я только не делал, но справиться с ними так и не смог. Ребята помогите мне пожалуйста найти правильные ответы »

Ну что ребята поможем Незнайке ?

1 задание : Объясните мне кто такой «свой, чужой, знакомый»

Влад, кого, по твоему мнению, можно назвать своим?

Что по этому поводу думает Катя?

Как понимаешь значение слова «свой» ты, Андрей?

Миша, я вижу, что хочешь что-то сказать.

Какое слово противоположно слову «свой» ?

Кто такой «чужой» ?

А есть ли человек - ни свой и ни чужой? (ответы детей) .

Кого можно назвать знакомым?

Чем знакомый отличается от близкого человека, а чем - от «чужого» , постороннего (ответы детей) .

Встаньте на небольшом расстоянии друг от друга, образуйте круг. Игра называется «Знакомый, свой, чужой» . Я говорю слова «знакомый, свой, чужой» , выделяя интонацией и паузой того, кого нужно назвать, после чего бросаю кому- либо из детей мяч. Тот кому мяч брошен, должен его поймать и быстро назвать соответствующего человека. (Играю с детьми несколько раз) .

Садитесь поудобнее на свои места.

Я - ваша знакомая. Предложила вам играть и вы с удовольствием согласились.

Если то же самое вам предложит чужой человек, как вы поступите?

Почему вы так поступите?

Как выглядит опасный человек?

Кого можно не бояться? Опишите внешность.

Всегда ли приятная внешность означает и добрые намерения?

Какие же люди могут быть опасными? (ответы детей) .

Вывод : Опасными могут быть красивые и некрасивые чужие мужчины, женщины, юноши и девушки, дедушки и бабушки.

Я вам предлагаю посмотреть и проанализировать несколько ситуаций.

Первая ситуация : Воспитатель в роли чужого незнакомого человека , ласково улыбаясь подходит к ребенку.

Здравствуй, мальчик. Можешь ли ты мне помочь? Понимаешь, за углом продают валенки. Я хочу купить внуку, но не знаю, подойдут ли они. У тебя нога такая же, как у него. Пойдём, примеришь? (Уводит) .

В :- Как вы думаете, правильно ли поступил Вадим ? Почему?

Что должен был сказать Вадим незнакомой тёте ? (Я пойду с вами примерять валенки только с мамой. Она сейчас подойдёт) .

Ситуация вторая : выходит незнакомый мужчина . Подходит к Насте. Здравствуй,Настя. Что ты тут делаешь? Я работаю с твоим папой. Садись, я тебя домой подвезу. Настя садится.

Знал ли мужчина Настю?

Откуда он мог узнать Настино имя? (Он мог спросить у Настиных друзей или подслушать, как её называют близкие люди).

Как должна была поступить Настя?

(Настя должна была сказать : «Хорошо, что вы работаете с моим папой, но я вас не знаю и поэтому никуда с вами не поеду» ; «Можно убежать от незнакомца » ; «Будете приставать, закричу.» )

Ситуация третья. Здравствуй, малыш. Как дела? Угощайся конфетами. Нравятся конфеты? Пойдём ещё купим.

Нужно ли брать от незнакомых людей даже то , что хочется получить? Почему нельзя?

Как же тогда отказаться от заманчивых предложений? (Нужно сказать : «Большое спасибо, но мне не хочется конфет или игрушек» ).

Вывод : каждый из вас должен запомнить, что доверять следует только близким людям, а незнакомый человек может быть опасным, может причинить большой вред. Например, разлучить со взрослыми, испугать, поэтому нельзя поддаваться на уговоры чужих людей.

Мне кажется, что вам следует повторить, что должен запомнить каждый из вас. (Дети повторяют правила ) .

Я поняла, что вы запомнили, как нужно себя вести с незнакомыми людьми .

Я думаю мы справились с заданием ! переходим к следующему

2 задание : Назовите слишком доверчивых героев этих сказок, которые оказались в подобных ситуациях и повели себя неправильно . (Достаю книги)

(Буратино

показал золотые монеты незнакомым и согласился идти с ними в страну дураков. Он даже не подумал об опасностях, которые с ним могут приключиться)

Как надо было поступить? (Ответы детей)

«Волк и семеро козлят»

Какая опасная ситуация произошла сдесь?

(Козлята поддались на уговоры волка и открыли ему дверь. Волк съел козлят)

Как надо было поступить? (Ответы детей)

«Колобок»

Что же неправильно делал главный герой этой сказки?

(Колобок был безответственным героем, никого не слушал. Разговаривал с неизвестными ему животными. Из-за глупости Колобка конец этой сказки был не очень хорошим. Лиса съела Колобка.)

«Заюшкина избушка»

Кто скажет, какая ситуация возникла здесь?

(Заяц доверился хитрой лисе, которая его впоследствии выгнала из избушки. Он поверил лисе и вот что с ним произошло.)

И последняя сказка, которую я предлагаю обсудить – это

«Красная шапочка»

Вспомним эту сказку и обсудим ситуации, которые происходили с героями.

Встреча Красной шапочки и волка.

(Героиня сказки начала разговаривать с незнакомым ей волком , рассказала, куда и зачем идет. Этого нельзя было делать.)

Бабушка поверила волку и разрешила зайти в дом. Что произошло в итоге? Волк съел бабушку. Нельзя верить каждому встречному.

Еще одна ситуация : встреча Красной шапочки и переодетого волка. Девочка неосмотрительно приняла волка за бабушку и доверчиво с ним общалась, за что и поплатилась. Он её тоже съел.

Как видите ребята, сказки хоть и выдумки писателя, но в них скрыто много полезного, есть такая пословица «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» . Это значит, что каждая сказка чему-то учит.

3 задание : Что это за ситуации и как нужно себя вести?

картинка – человек звонит по телефону

Посмотрите на картинку, что можно сказать об этой ситуации. (Ответы)

Бывает, что опасный человек звонит по телефону и спрашивает тебя о том, кто в доме, как тебя звать и когда вернуться родители.

Для чего плохой человек все узнает?

Что нужно отвечать по телефону?

-Правильно , нельзя сообщать по телефону, что вы одни дома, свое имя и тем более адрес.

Ребята послушайте пословицы, которые подходят к данной ситуации.

«По секрету всему свету»

«Держи язык за зубами»

«Кто много болтает – беду накликает»

О чем эти пословицы?

картинка – человек звонит в дверь

Что нужно делать, если вам звонят в дверь? (Ответы детей)

А если человек за дверью говорит, что он почтальон? Милиционер? Знакомый твоих родителей и называет вас по имени? (Ответы детей)

Запомним ребята, что никому и не под каким предлогом нельзя открывать дверь людям, которых ты не знаешь.

Сейчас мы с вами сыграем в игру, которая называется

«Закончи стихотворение» .

Правило : нужно вставить в стихотворение недостающие слова.

Не пускайте дядю в дом,

Если дядя незнаком !

И не открывайте тёте,

Если мама на работе,

Ведь преступник, он хитёр,

Притворится, что… (монтёр)

Или даже скажет он,

Что пришёл к вам… (почтальон)

Он покажет вам пакет

А под мышкой ….(пистолет) .

Или он надел халат,

А под ним штук пять… (гранат)

А за ним спешит «старушка» ,

У неё в авоське… (пушка) .

В жизни всякое бывает

С тем, кто двери… (открывает) .

Чтоб тебя не обокрали,

Не схватили, не украли,

Незнакомцам ты не верь ,

Закрывай покрепче… (дверь!

картинка – незнакомец предлагает конфету

Рассмотрим следующую картинку.

Мальчик гуляет на улице, к нему подошел незнакомый человек и предлагает например конфету. Как нужно поступить? Почему? (Ответы детей)

А если человек говорит, что у него в машине котенок и зовет посмотреть, что вы будете делать? (Ответы детей)

А кататься поедите с незнакомцем ? (Ответы детей)

-Правильно , никогда не надо ничего брать у незнакомых людей , а тем более садиться в машину и ехать куда-то.

Бывает, что человек зовет не в машину, а в какое- нибудь место. Нельзя идти по его зову. Кто знает, что у этого человека на уме.

Ребята, что будете делать, если незнакомый человек попытается куда-то увести вас силой? (Ответы детей)

Вот что надо делать. Преступники бояться шума, поэтому во всех этих случаях надо громко кричать, чтобы окружающим было понятно : вас пытаются увести незнакомые люди !

Например : «Дяденька, я вас не знаю! Отпустите меня!» , «Помогите, меня уводит незнакомый человек

Не бойтесь, что над вами будут смеяться. Если это поможет избежать опасности, то все правильно . Хуже, если вы постесняетесь или испугаетесь. Вы можете попасть в беду.

Обо всем, что происходит в вашей жизни, вы должны рассказывать родителям. Они должны обязательно знать, с какими ситуациями вы сталкиваетесь. Родители всегда помогут и научат, как правильно поступить .

3 Рефлексия

Ребята, справились мы с вами с заданиями, помогли разобраться Незнайке ? А помогая Незнайке , что нового узнали?

Ответы детей :

Нельзя открывать дверь незнакомым , если нет взрослых.

Нельзя рассказывать о том, что ты один в доме.

Нельзя разговаривать по телефону с чужими людьми , называть им свое имя и адрес.

Нельзя ничего брать у незнакомых людей , садиться к ним в машину или ходить с ними куда-то.

Нужно доверять родителям, рассказывать им все, что с вами происходит.

Нужно не стесняться кричать и звать на помощь в случае опасности.

Дети, мы с вами поговорили о том, как вести себя при встрече с незнакомцами . Вы все активно участвовали в нашем разговоре, всё поняли. Я уверена, что вы готовы к встрече с незнакомцами и поступите правильно .

А сейчас я вам предлагаю нарисовать памятки, об опасности встречи с незнакомыми людьми , чтоб подарить их ребятам из других групп.

Дети обычно очень общительны, они радуются каждому новому знакомому, но нужно строго следить, чтобы знакомство было подходящим. Как объяснить ребенку, в каких случаях можно и когда нельзя знакомиться?

Со взрослыми людьми детей обычно знакомят родители, и это, пожалуй, самый правильный способ заводить себе друзей среди старших. Существует ряд важных правил, которым должны следовать дети при встрече с незнакомыми взрослыми людьми.­

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

НЕЛЬЗЯ:

  • разговаривать с незнакомцами и впускать их в квартиру.
  • заходить с незнакомцем в лифт и подъезд.
  • садиться в автомобиль к незнакомцам.
  • принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти с ними.
  • задерживаться на улице после школы.

В каких ситуациях стоит всегда отвечать «НЕТ! »:

  • Если тебе предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.
  • Если в отсутствие родителей пришёл малознакомый человек, впускать его в квартиру или идти с ним куда-то.
  • Если за тобой в школу пришёл посторонний, а родители не предупреждали об этом заранее.
  • Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.

На все уговоры пойти куда-нибудь в уединённое место, чтобы посмотреть что-то или поиграть, надо ответить «Нет! », даже если очень интересно.

  • Придя, домой, надо обязательно рассказать взрослым об этом человеке.

ЧТО нужно знать, чтобы не стать жертвой?

  • Если у тебя появилось хоть малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или тебя что-то насторожило, то лучше отойти и пропустить этого человека вперед.
  • Если человек не отстаёт от тебя, подойди к любому дому и сделай вид, что это твой дом, помаши рукой и позови родственников, которых как будто видишь в окне.
  • Если тебя спрашивают, как найти улицу, объясни, как дойти, но ни в коем случае не провожай.
  • Если тебя пытаются уговорить, отвечай, что тебе надо пойти домой и предупредить родителей, рассказать им, куда и с кем отправляешься.
  • Если незнакомец предлагает тебе посмотреть что-то или помочь донести сумку, обещая заплатить, отвечай «Нет!».
  • Если тебе предложили участвовать в интересном конкурсе или телепередаче, не соглашайся, а спроси, когда и куда можно подойти вместе с родителями.
  • Если рядом с тобой тормозит автомобиль, как можно дальше отойди и ни в коем случае не садись в него.

ГДЕ преступники могут поджидать своих жертв?

НА УЛИЦЕ!
Если к тебе пристаёт незнакомец:

  • Скажи, что торопишься и не можешь разговаривать.
  • Если человек не отстаёт от тебя, постарайся выйти к проезжей части и подойти к людям, ни в коем случае не заходи в тихие дворы, а тем более - в чужие подъезды. Если у тебя с собой сотовый телефон, позвони родителям или знакомым, громко скажи, где ты находишься, и попроси встретить.
  • Не жди, когда он тебя схватит.
  • Если можешь, брось что-нибудь в лицо нападающему, чтобы на некоторое время привести его в замешательство и отвлечь.
  • Убегай в сторону, где много людей.
  • Используй любые подсобные средства: ручку, расчёску или ключи (вонзи в лицо, в ногу или руку нападающего); любой аэрозоль (направь струю в глаза); каблук (сильно топни каблуком по ноге нападающего).
  • Дерись изо всех сил, не размахивай беспорядочно руками. Надо причинить нападающему максимальную боль.
  • Как только он ослабит хватку - убегай.
  • Если нападающих несколько, а так всегда и бывает - не позволяйте зажать себя в кольцо.
  • Громко кричи «помогите», чтобы привлечь внимание. Люди при таких криках могут помочь, или позвонить в милицию.
  • Если тебе зажимают рот рукой, сильно укуси за руку.
  • Если тебя пытаются окружить - беги к дороге, если ты окажешься на дороге - автомобили вынуждены будут остановиться, а водитель может помочь отогнать обидчиков. Главное - не прыгнуть под колеса.


Правила поведения на улице:

  • Идя вдоль дороги, выбирай маршрут так, чтобы идти навстречу транспорту.
  • Если приходится идти вечером в одиночку, шагай быстро и уверенно и не показывай страха; можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой паре и идти рядом с ними.
  • В автобусе, троллейбусе, трамвае садись ближе к водителю и выходи из вагона в последний момент, не показывая заранее, что следующая остановка твоя.
  • Не голосуй на дороге и не отвечай на предложение подвезти или на просьбу.
  • Ни в коем случае не садись в автомобиль, чтобы показать дорогу.
  • Не ходи в отдалённые и безлюдные места.
  • Иди по улице в тёмное время в группе людей, вышедшей из автобуса, электропоезда.
  • Увидев впереди подозрительную группу людей или пьяного, лучше перейди на другую сторону улицы или измени маршрут.
  • Если рядом с тобой остановился автомобиль, как можно дальше отойди от него (могут силой усадить и увезти) и ни в коем случае не разговаривай с людьми в автомобиле, а тем более не соглашайся сесть в него.
  • Если автомобиль начинает медленно двигаться рядом, отойди от него и перейди на другую сторону.
  • Всегда предупреждай родственников о том, куда идёшь, и проси их встретить в вечернее время.
  • В школу или из школы желательно ходить группой.

В ЧУЖОМ АВТОМОБИЛЕ!
Автомобиль также может стать орудием преступника. Надо чётко знать, что садиться в чужой автомобиль нельзя, даже если за рулём или в салоне сидит женщина.
Правила поведения в автомобиле:

  • Постарайся не добираться на попутной машине, лучше воспользоваться услугами такси, которое вызвано через диспетчера.
  • Если всё же добираешься на попутном автомобиле или остановленном на улице такси, попроси провожающих записать номер, марку. Не садись в автомобиль с тёмными стеклами, а также в автомобиль, в котором уже сидят пассажиры.
  • Если у тебя есть сотовый телефон, постарайся постоянно разговаривать с родственниками (знакомыми) и сообщать маршрут передвижения.
  • Если поведение водителя тебе неприятно, кажется странным или опасным, попроси остановить автомобиль.
  • Если просьба не выполнена и автомобиль не остановлен, то открой дверь или постарайся разбить окно, то есть сделай всё, чтобы привлечь к автомобилю внимание других водителей.
  • Не соглашайся на предложение водителя взять попутчиков, а если он настаивает, попроси проехать чуть дальше и выйди из машины.

В ПОДЪЕЗДЕ!

  • Подходя к дому, обрати внимание, не идёт ли кто-либо следом.
  • Если кто-то идёт - не подходи к подъезду. Погуляй на улице 15-20 минут, и, если незнакомец продолжает идти следом, расскажи о нём любому повстречавшемуся взрослому, идущему навстречу.
  • Если в доме есть домофон, перед входом в подъезд вызови свою квартиру и попроси родителей встретить.
  • Если незнакомец уже находится в подъезде, сразу же выйди на улицу и дождись, когда в подъезд войдёт кто-то из взрослых жильцов дома.
  • Не выходи на лестницу в позднее время. Мусор лучше выносить утром.
  • При внезапном нападении оцени ситуацию и по возможности убегай или защищайся любым способом.

В ЛИФТЕ !

  • Входи в лифт, только убедившись, что на площадке нет постороннего, который вслед за тобой зайдёт в кабину.
  • Если в вызванном лифте уже находится незнакомый человек, не входи в кабину.
  • Если незнакомец всё-таки зашёл в лифт, повернись к нему лицом и наблюдай за его действиями.
  • Если почувствовал опасность, нажимай кнопку ближайшего этажа.
  • Если двери лифта открылись, выскочи на площадку, позови жильцов дома на помощь.
  • Оказавшись в безопасности, немедленно позвони в милицию, сообщи, что произошло, точный адрес, а также приметы и направление, куда ушёл нападавший.

А если всё-таки вырваться не удалось, надо действовать по обстоятельствам:

  • Если насильник зажимает тебе рот и снимает одежду, не угрожай ему рассказать все родителям или милиции, не плачь, сохраняй спокойствие, постарайся вовлечь насильника в разговор.
  • Если насильник прижимает тебя к себе, не отталкивай его, обними и сильно укуси за нос или губу.
  • Если можешь - защищайся любыми способами, если представилась возможность бежать, не собирай вещи, убегай, как есть.

Правила поведения в своём доме:

    Нельзя впускать в квартиру незнакомого человека!!!

    Если без вызова пришел сантехник или электрик, прежде чем его впустить, позвони в диспетчерскую, обслуживающую ваш дом и наведи справки или позвони родителям.

    Перед тем как открыть дверь, обязательно посмотри в дверной глазок. Впускай в квартиру только хорошо знакомых людей.

    Покидая квартиру, также посмотри в глазок. Если на лестничной площадке есть незнакомые люди, подожди, пока они уйдут.

    Даже, если ты покидаешь квартиру на очень короткое время, обязательно закрой дверь на ключ.­

    Прежде чем открывать ключом входную дверь, убедись, что поблизости никого нет.

    Если с почты принесли посылку, телеграмму или счёт, то за них нужно расписаться, что могут сделать только взрослые. То же самое касается и электрика и водопроводчика. Даже если у вас дома вдруг внезапно погас свет или прорвало трубу, можно позвонить родителям, и узнать, как поступить. В крайнем случае, можно спросить у соседей, которые давно знакомы.

    Если, возвращаясь домой, ты чувствуешь, что тебя преследуют, не заходи в дом, а вернись в многолюдное место, и попроси помощи или позвони, чтобы тебя встретили.

Основные правила безопасного поведения, которые родители должны привить своим детям

Дети не должны:

  • знакомиться на улице с посторонними людьми,
  • говорить незнакомым людям свой домашний адрес и телефон,
  • гулять в непредназначенных для этого местах,
  • гулять в отдаленные места без сопровождения взрослого и хорошо знакомого Вам человека,
  • приносить домой чужие вещи, даже если они утверждают, что просто нашли их на улице.

Основные правила, соблюдение которых усилит безопасность ваших детей:

  • Даже если Вы живете в своем районе не первый год, регулярно обходите окрестные дворы и смотрите, где гуляют Ваши дети и чем они там занимаются. Интересуйтесь у своего ребёнка, в каком именно месте он гуляет, и периодически проверяйте, что он находится именно там.
  • Не стесняйтесь требовать от структур, обслуживающих Ваши домовые территории, обеспечения безопасности детей. В вечернее время суток во дворах не должно быть «тёмных углов». Вся территория должна быть хорошо освещена. Если детская площадка имеет ограждение, в нём всегда должно быть две калитки, чтобы у ребёнка всегда была дополнительная возможность покинуть площадку в случае возникновения опасности.
  • Не стесняйтесь знакомиться с родителями знакомых Ваших детей, даже если это Вам неприятно. Обменяйтесь с ними телефонными номерами. Всегда имейте эти номера под рукой, а так же номера ближайшего отделения милиции и Вашего участкового инспектора. Проинструктируйте своего ребёнка, куда следует обращаться в случае возникновения опасности. Сообщите ему телефон ближайшего отделения милиции и вашего участкового.
  • Если ребёнок еще мал (10-14 лет), но у него уже есть мобильный телефон, периодически проверяйте сохраненные в телефоне SMS-сообщения, а также его записную книжку на предмет появления в ней подозрительных контактов. Поинтересуйтесь у мобильного оператора, который обслуживает телефонный номер Вашего ребёнка, о наличии у него услуги «определение местоположения абонента». Если такая услуга есть, подключите к ней мобильный телефон ребёнка.
  • Если ребёнок сообщил Вам, что он записался в кружок, клуб по интересам, или компьютерный клуб, не поленитесь посетить это заведение. Поинтересуйтесь, кто руководит этим клубом, кто следит в нём за порядком, графиком работы заведения и наличием соответствующих лицензий.

Если у вашего ребёнка появился взрослый друг
Если у ребёнка появился взрослый друг, деликатно выясните что это за человек, при каких обстоятельствах произошло знакомство, и что именно их связывает. Вполне возможно, что ребёнок просто заинтересован чем-то, о чём Вы не подозреваете. Ни в коем случае не стоит пытаться разрешить сложившуюся ситуацию, если она Вам не нравится, радикальными методами. Помните, что никакие запретительные меры воздействия не помогут. Они только осложнят Ваши семейные отношения. Лучше подумайте, почему это произошло и чего не хватает ребёнку. Обязательно познакомьтесь с этим человеком, узнайте, где и кем он работает, и кто ещё входит в круг его общения. Если человек представляется работником детского учреждения, обязательно убедитесь в этом. При малейших подозрениях на криминал, обратитесь в милицию.

Если вы что-что заподозрили
Передвигаясь по городу, присматривайтесь к местам скопления детей (подростков): кафе, игровые площадки, развлекательные центры. Если Вы заметите подозрительных людей (не похожих по поведению на родителей), общающихся с детьми, потратьте полчаса своего личного времени, и попытайтесь понять, что происходит на самом деле. Если возникла уверенность, что происходит процесс совращения и человек уводит ребёнка (это может быть заметно по поведению), обратите на это внимание службы безопасности заведения, позвоните в 102.

Эксперт портала «Я-родитель» специалист по детской безопасности Михаил Рулев дает практические о том, как сформировать у детей навыки безопасного общения с незнакомыми людьми.

Общаясь с детьми и задавая им наводящие вопросы, взрослые могут узнать, какие ситуации при общении с незнакомцами они считают потенциально опасными, а какие – нет. Предположим, безопасной вашему чаду может казаться беседа с женщиной, если она происходит в школе или детском саду. Ребенок считает ее учителем или воспитателем, поскольку всех сотрудников учебного заведения он не знает, а «педагог» имеет соответствующий внешний вид.

Правила безопасного поведения с незнакомыми людьми для детей

Дают родителям следующие советы по формированию у детей безопасного поведения при общении с незнакомыми людьми:

  1. Постарайтесь донести до своего ребенка мысль о том, что он не обязан помогать незнакомым людям, даже если этого требует ситуация или общественная мораль. Ваше чадо может помочь незнакомцу, сообщив о его проблеме родителям или знакомому человеку или рекомендовав тому обратиться за помощью к взрослым.
  2. Обучая детей правилам поведения с незнакомыми людьми, родителям желательно фиксировать внимание ребенка не на том, что он не должен говорить посторонним (например, подробности быта семьи), а на том, что ему стоит сказать, чтобы избежать неприятностей и опасных ситуаций.
  3. Отработайте вместе с ребенком его действия при встрече с незнакомым человеком в разных ситуациях. Помните, эти действия должны быть направлены на пресечение любого общения с незнакомцами. Для этого ребенку стоит, не вступая в нежелательный диалог, как можно быстрее покинуть место беседы. После того, как он окажется в безопасности, ему желательно рассказать о произошедшем с ним случае родителям или знакомым взрослым. В противном случае под угрозой может оказаться .

При встрече с подозрительным незнакомцем на улице алгоритм действий ребенка может быть следующим:

Первый шаг: оценить ситуацию

Детям стоит уяснить, что каждый стоящий перед ними незнакомец – человек потенциально опасный. Неважно, кто это – девочка, мальчик, дедушка или пожилая женщина – если ребенок не знает его (или его не знают родители), то перед ним незнакомый человек а, значит, относиться к нему стоит соответствующе. Прочитайте по детской безопасности, в которой эксперт портала «Я-родитель» разъясняет родителям, кого их чаду можно считать «своим», а кого – «чужим».

Второй шаг: отойти на безопасное расстояние

Научите ребенка держаться на безопасной дистанции от незнакомого человека. Для этого отмерьте дома на полу расстояние два метра и предложите чаду запомнить его. Если подозрительный субъект идет на сближение, нужно быстро уходить, либо убегать от него в безопасном направлении.

Третий шаг: пресечь общение

Среди злоумышленников найдется немало прекрасных психологов, которые смогут легко «заболтать» взрослого человека, не говоря уже о ребенке. В этом случае разговор с сомнительным собеседником дети могут пресечь словами «Извините, мне нужно спросить разрешения родителей», «Простите, не могу Вам в этом помочь, спросите у взрослых» и так далее. Пока незнакомец пытается анализировать ситуацию и принимает решение (психологи считают, что на это у человека уходит от двух до пяти секунд), у ребенка есть время на то, чтобы покинуть опасное место или позвать на помощь взрослых.

Четвертый шаг: уйти в безопасное место

Не давая незнакомцу договорить, ребенок может подойти к находящимся во дворе знакомым родителям других детей, либо уйти домой, держа незнакомца в поле зрения. А оказавшись в полной безопасности, связаться с родителями и сообщить им о происшествии, дословно пересказывая разговор с незнакомым человеком.

Узнать о том, как привить ребенку навыки безопасного поведения вне дома, вы можете, посмотрев видеоурок с участием детского психолога на портале «Я-родитель».

Ребенок и незнакомец: варианты пресечения разговора

Рассмотрим возможные варианты общения с незнакомым человеком на конкретных примерах.

  1. Во время игры во дворе к ребенку подходит ровесник и говорит: «Недалеко отсюда построили новый спортивный городок. Пойдем посмотрим». Ответ: «Сначала мне нужно спросить разрешения у родителей». Незнакомец продолжает: «Я думал, что ты уже достаточно большой (большая), а тебе, оказывается, мама не разрешает. Тебе слабо?». Ответ: «Мне не слабо. Я поднимусь домой и предупрежу родителей, что пойду на спортивный городок». После этого ребенок быстро отходит на безопасное расстояние и идет домой, проверяя, не преследует ли его незнакомец. После его рассказа родителям стоит спуститься во двор и проверить полученную от него информацию.
  2. Рядом с ребенком на улице останавливается автомобиль, и незнакомая женщина-водитель, улыбаясь, просит: «Сядь, пожалуйста, в машину и покажи дорогу до улицы Июльской, а то я сильно опаздываю». Ответ: «Извините, не могу вам помочь». Ваш ребенок быстро отходит от машины на безопасное расстояние, а затем уходит в направлении, противоположном ходу движения автомобиля, проверяя, не преследует ли его женщина. А оказавшись в безопасном месте (дома или во дворе), рассказывает об этом случае родителям, учителям или другим знакомым взрослым.
  3. Во время прогулки во дворе к ребенку подходит бабушка и просит: «Помоги мне, пожалуйста, поднять продукты в мою квартиру в соседнем доме на третьем этаже». Правильный ответ: «Извините, не могу вам помочь. Обратитесь за помощью к взрослым». Оказавшись в безопасности, ребенок, как и в других случаях, оперативно связывается с родителями и рассказывает им о происшествии, дословно пересказывая разговор с незнакомцем.

Михаил Рулев ,
кандидат педагогических наук,
специалист по детской безопасности,
автор курса «Личная безопасность ребенка» для детей 7-11 лет