Болезни Военный билет Призыв

Железная дорога в стан басмачей. Из истории борьбы советской власти с басмачеством. Кто такие басмачи

Последний из басмачей

Одни называли его непримиримым врагом советской власти. Другие считали национальным героем киргизского народа. Советские киргизы хранили молчание. Только в конце 1990 года газета «Советтик Кыргызстан» поместила маленькую заметку на последней полосе, сообщая о смерти человека, ставшего известным во всём мире. Кроме СССР. Его имя Рахманкул-хан. До последних своих дней он был бельмом на глазу всей партийной верхушки Советского Союза, камнем преткновения в общении с Западом и исламскими странами для нескольких поколений советских дипломатов. Кто он, человек-тайна?

Рахманкул-хан родился в 1904 или в 1905 году в Южной Киргизии. Род, к которому принадлежал Рахманкул-хан, был богат, знатен, уходил корнями в высокогорную Ошскую область. По происхождению Рахманкул-хан считался кем-то вроде местного удельного князя или царька: ему и его роду в Южной Киргизии принадлежало практически всё. Мальчик получил соответствовавшее его происхождению образование. Он метко стрелял и лихо скакал на коне по высокогорным кручам. Но никто не мог предположить, насколько сложной и противоречивой, полной опасных приключений, войн и дальних странствий станет его жизнь.

Первая мировая война и Февральская революция не отразились на жизни горных киргизов. В дореволюционной России на военную службу не призывались представители народностей, не являвшихся коренными в империи.

На границе в горах стояли заставы, на которых несли службу казаки, - с ними у киргизов никаких недоразумений не возникало. Торговые караваны издревле ходили в Китай и из Китая, таможня и пограничники-казаки исправно выполняли своё дело, а торговля приветствовалась царскими властями, и препятствий ей не чинили.

Большевиков уже взрослый Рахманкул-хан воспринял равнодушно, однако оказал им положенное по закону предков гостеприимство. Поначалу коммунисты не лезли в горы, не трогали молодого хана и не пытались что-либо изменить в вековом укладе жизни киргизов в горах. У большевиков ещё не хватало ни сил, ни времени наводить свои порядки там, где свободно парят горные орлы. К тому же молодой глава рода Рахманкул-хан пользовался среди сородичей большим авторитетом: он был справедлив, соблюдал законы предков и обычаи народа, поэтому никак не удалось бы представить его в глазах местного населения страшным врагом-феодалом.

Как оказалось, оборонной промышленности позарез нужны были полезные ископаемые, которыми богаты горы, где жил Рахманкул-хан.

В Средней Азии необходимо срочно построить в горах дорогу Ош - Хорог. Без этого не добраться до месторождений, - доложили на одном из совещаний в Кремле.

Этот край со всеми богатствами должен принадлежать нам, - кивнул Сталин. - Пусть наши органы обеспечат надёжную защиту границ и выполнение всех мероприятий советской власти.

«Обеспечение» шло по накатанному пути - с применением военной силы, арестами и насильственной деисламизацией населения: закрывали мечети, преследовали священнослужителей и представителей местной родовой аристократии. Естественно, многие подобные мероприятия население встретило откровенно враждебно. В отличие от жителей долин предводитель горных киргизов Рахманкул-хан поначалу принял нововведения большевиков либо равнодушно, либо благожелательно. Он не препятствовал открытию школ, медицинскому обслуживанию населения, прививкам и так далее. Киргизки никогда не носили паранджи, и у кочевников не существовало мечетей. Если бы руководители большевиков оказались умнее, они могли получить в лице хана могучего союзника, но… они видели в нём только врага.

Непродуманная, не учитывавшая традиций населения, основанная на грубой силе «пролетарского напора» политика коммунистов, жёстко начавших проводить земельно-водную реформу, коллективизацию и массовые репрессии, вызвала активное противодействие. Киргизы взялись за оружие. Сначала в долинах, а потом и в горах. Рахманкул-хан долго не выступал против новой власти, но он возглавил повстанческое движение в Южной Киргизии. Повстанцев Средней Азии в СССР было принято называть басмачами. Красные отряды стали терпеть одно серьёзное поражение за другим от воинов Рахманкул-хана. Он прекрасно знал местность, его люди были отлично подготовлены к ведению боевых действий в горных условиях, а коренное население полностью поддерживало их и верило хану.

«Басмачество уничтожить!» - летели приказы из Москвы.

Фильмы, книги, агитация, указания на помощь английской разведки - всё задействовали против повстанцев. Сами они об этом ничего не знали: не читали русских газет, не смотрели фильмов и не слушали радио. Однако исход борьбы был заранее предрешён: повстанцы не могли противостоять регулярным частям Красной армии, поднятым в помощь войскам НКВД и пограничникам.

МОДЖАХЕД

Рахманкул-хан понимал: дни повстанческих отрядов сочтены. Оставался один выход: прорываться с боями через позиции красных войск в Китай. Но в горах оставались семьи, его народ!

Кто готов к лишениям и хочет пойти с нами? - обратился хан к людям. - Мы идём в Китай!

С ханом согласились уйти в неизвестность несколько тысяч человек. Это кроме бойцов его отрядов. Рахманкул стал опытным командиром и стратегом, знатоком тактики красных и сумел отлично рассчитать время и место прорыва. Агентура НКВД донесла о готовящемся исходе киргизов за границу, советские воинские части успели принять необходимые меры, но хан ловко обманул их и нанёс удар в неожиданном месте. Изрядно потрепав красные части в жестоких боях, повстанцы сумели прорваться через границу и увели всех беженцев. Это стало серьёзным поражением НКВД в Южной Киргизии. Официальная историография ВЧК-КГБ предпочитала об этом умалчивать. Обычно говорится об успехах в разгроме басмаческих бандформирований. Об уходе Рахманкул-хана нет ни слова.

Хан провёл через заснеженные хребты Тянь-Шаня тысячи гражданских лиц и своих воинов в китайскую провинцию Синьцзян. Там они прожили десять лет до начала 1940-х годов, когда в Китае начались военные действия - японские части вплотную подошли к кочевьям хана, а тот не хотел вступать ни в какие отношения с представителями Страны восходящего солнца. Тем более воевать с японской императорской армией. Киргизы вынуждены были вновь подняться и спешно уходить через горы. На сей раз - в Афганистан.

Их встретили дружелюбно. В горах Памира эмигранты основали Киргизское ханство, единодушно избрали своим главой Рахманкул-хана и доверили ему бразды правления народом. В 1978 году Киргизское ханство всколыхнула весть об Апрельской революции. До того Рахманкул равнодушно взирал на дворцовые интриги и перевороты в Кабуле. Он чувствовал себя вполне уверенно в многонациональном Афганистане, ещё не расколотом гражданской войной. Но апрель 1978 года живо напомнил давние события на родине. Хан забеспокоился не зря.

Вскоре в Афганистан ввели «ограниченный контингент» советских войск. Представители КГБ не забыли «проклятого басмача», и воинам хана пришлось вступить в бой с частями «ограниченного контингента» и афганского царандоя. Вскоре к ним присоединились и части Афганской народной армии. Рахманкул-хана, которому уже перевалило за семьдесят, стали именовать моджахедом.

Здравый смысл не изменил старому воину и опытному повстанцу. Он понимал: и здесь долго не продержаться. У «шурави», советских солдат, кроме огромного численного превосходства и союзников из местных вооружённых сил, есть современная техника, авиация, ракеты и многое другое, чего никогда не могло быть у воинов хана. Поэтому он принял решение уходить.

Мы уходим в Пакистан! - объявил хан.

В декабре 1979 года четыре тысячи киргизов-воинов вместе со своими семьями, скотом и пожитками с боями прорвались через границу в Пакистан. Об этом наши официальные источники хранили молчание. КГБ ни словом не обмолвился, что опять не сумел уничтожить давнего врага. Имея технику, авиацию, ракеты, танки, десятки тысяч солдат, союзный царандой и афганскую армию, чекисты не сумели победить четыре тысячи кочевников. В Афганистане хана считают национальным героем.

В Пакистане киргизам пришлось тяжело из-за жаркого климата. Представители США немедленно вышли на контакт со старым Рахманкул-ханом и сделали ему предложение:

Правительство Соединённых Штатов готово предоставить киргизам территорию для переселения на севере страны, на границе с Канадой.

Благодарю, но я не могу принять ваше предложение, - вежливо отказался старый хан, не объясняя причин.

Вскоре он провёл успешные переговоры с правительством Турции, которое охотно согласилось предоставить киргизским племенам участок территории в районе высокогорного озера Ван. Организация Объединённых Наций предоставила киргизам статус беженцев и оказала необходимую помощь. Правительство Турции также признало за киргизской общиной статус беженцев и оказало ей материальную помощь. Скитальцы обрели новую родину.

В 1990 году, на восемьдесят шестом году жизни, давний враг ВЧК-НКВД-КГБ, последний басмач, моджахед и хан киргизов Рахманкул скончался. Соболезнования выразили киргизские общины Афганистана, Иордании, Германии, Пакистана, США, Австралии и ряда других стран. Но на родине мятежного Рахманкул-хана как всегда промолчали.

У хана было несколько жён и семь детей. Некоторые из его сыновей учились за границей и стали известными скульпторами и художниками. Зарубежные киргизы свято чтят память Рахманкул-хана, считая его национальным героем. Зато в нашей стране, с историей которой хан связан кровью, о нём никому, кроме людей из спецслужб, ничего не известно…

Из книги Морские сражения автора

Последний бой Эдварда Ти Ча В начале XVIII века Эдвард Тич по прозвищу Черная Борода вместе с несколькими членами своей команды получил королевскую амнистию от губернатора Северной Каролины и с его позволения стал ходить по морю недалеко от Бермудских островов. 21 ноября 1730

автора Авадяева Елена Николаевна

Последний линкор Последний линкор фашистской Германии - «Тирпиц», серьезно поврежденный, был отбуксирован в район Тросе. Немцы рассчитывали применить его во время обороны Северной Норвегии. Британцы доверили уничтожение последнего линкора 24-летнему командиру

Из книги Морские сражения автора Хворостухина Светлана Александровна

ПОСЛЕДНИЙ ИНКА Начало исполнения этого жестокого и для самих испанцев гибельного намерения было очень легко. Ф. Архенгольц Если Монтесума погиб исключительно благодаря своей нерешительности и набожности, то кончина Атауальпы, тринадцатого Инки, правителя

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века автора Новиков В И

Последний линкор Последний линкор фашистской Германии – «Тирпиц», серьезно поврежденный, был отбуксирован в район Тросе. Немцы рассчитывали применить его во время обороны Северной Норвегии. Британцы доверили уничтожение последнего линкора 24-летнему командиру

Из книги Преступники и преступления. С древности до наших дней. Заговорщики. Террористы автора Мамичев Дмитрий Анатольевич

Последний срок Повесть (1970)Старуха Анна лежит без движения, не открывая глаз; она почти застыла, но жизнь еще теплится. Дочери понимают это, поднеся к губам кусок разбитого зеркала. Оно запотевает, значит, мама еще жива. Однако Варвара, одна из дочерей Анны, полагает

Из книги Сборник указаний по борьбе с басмачеством автора Автор неизвестен

ПОСЛЕДНИЙ ЩИТ РИМА После смерти императора Феодосия в 395 г. смуты в Римской империи особенно усилились. Империя была разделена между малолетними сыновьями Феодосия. Восток был отдан восемнадцатилетнему Аркадию, вялому, неповоротливому и сонливому юноше, а Запад -

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

Из книги 100 великих казней автора Авадяева Елена Николаевна

Инструкция о порядке производства условной и безусловной конфискации имущества у басмачей. Конфискация имущества у басмачей допустима лишь в исключительных случаях, соблюдая следующие правила:1. Конфискация имущества у басмачей допускается не иначе как по приговору

Из книги Управляя мужчиной – управляешь жизнью автора Данилова Екатерина

Указания, данные РВС Туркфронта 18декабря 1923 г., о порядке хозяйственного устроения сдавшихся басмачей. Вопрос о хозяйственном устроении сдавшихся нуждающихся басмачей ставить попутно скб а не впереди скб с разрешением вопроса о хозяйственном устроении безземельных

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении.Сюжеты и характеры.Зарубежная литература XX века.Книга 1 автора Новиков В. И.

Из книги Гороскоп для всех возрастов человека автора Кваша Григорий Семенович

Из книги Этно-путеводитель автора Этногенез Литературный проект

ПОСЛЕДНИЙ ИНКА Если Монтесума погиб исключительно благодаря своей нерешительности и набожности, то кончина Атауальпы, тринадцатого Инки, правителя десятимиллионной империи Инков, под началом которого находилась четвертьмиллионная армия, произошла по прямо

Из книги автора

Последний аргумент Прежде чем перейти к следующей теме, хочу изложить последний аргумент, который, возможно, будет самым убедительным.Дело в том, что одна фаза возбуждения легко подменяет другую, именно поэтому у молодых пар ситуация С С зачастую заканчивается бурным

Из книги автора

Последний лист (The Last Leaf)Из сборника рассказов «Горящий светильник» (1907)Две молодые художницы, Сью и Джонси, снимают квартирку на верхнем этаже дома в нью-йоркском квартале Гринвич-Виллидж, где издавна селятся люди искусства. В ноябре Джонси заболевает пневмонией. Вердикт

Из книги автора

Из книги автора

Рим-1. Последний Легат Год: 2011 Автор: Шимун Врочек Жанр: Фантастика Издательство: АСТ, Этногенез ISBN: SBN 978-5-904454-45-6, 978-5-17-075162-4 Кол-во страниц: 288 Описание: 9 год н. э. Иисус Христос уже родился, но о нем еще мало кто слышал… Римская империя раскинулась от Британии до Черного моря.


Название этого партизанского антисоветского движения, зародившегося в 1917 г, происходило от тюркского слова «басмак», что означало «нападать», «налетать».

Распространение басмачества объяснялось тем, что их ряды постоянно пополнялись малосознательными и безграмотными дехканами, находившимися под влиянием духовенства и баев.

Это были люди, недовольные хозяйственными и политическими мероприятиями, проводимыми туркестанскими советскими органами, вытекавшими из общероссийской экономической политики «военного коммунизма»: продразверстка, запрещение частной торговли и особенно закрытие базаров, всеобщая трудовая повинность, введение светских школ взамен прежних религиозных (исповедующих ислам), отмена религиозного суда — все это воспринималось основной массой глубоко верующего населения как посягательство на мусульманскую религию и народные обычаи.

Коренное население Туркестана нередко возмущалось перегибами в политике некоторых представителей местных советских органов, в которых на первых порах доминировали старые чиновники или молодые и неопытные, не знающие местных традиций и обычаев. И используя это недовольство коренного населения, реакционное духовенство собирало темных и малосознательных дехкан под «зеленое знамя ислама» на борьбу с Советской властью.

Наиболее авторитетным предводителем басмачества в Туркестане в 1918 году был Иргаш. Реакционное мусульманское духовенство по старинным обычаям, с соблюдением религиозных церемоний подняло этого разбойника «на белой кошме» как религиозного вождя — «верховного предводителя воинства ислама», после чего он начал «священную войну» против Советской власти. Со всех сторон стекались к нему люди, которые становились басмачами.

Вскоре Иргаш захватил власть в сельской местности вокруг Коканда. Он совершал внезапные налеты на кишлаки и русские селения, нападал на небольшие отряды красноармейцев и всегда легко уходил от погони.

В 1918-1919 гг. в Фергане помимо банды басмачей Иргаша действовали еще около 40 бандформирований (наиболее крупные из них Хал-ходжи, Махкам-ходжи, Рахманкула, Аман Палвана, Муэтдина, Мадамин-бека). После нескольких ссор с Иргашем, Мадамин-бек отделился от него и начал действовать самостоятельно. Задумав стать во главе басмаческого движения в Фергане, он ввел в своих отрядах строжайшую дисциплину. К нему потянулись и русские белогвардейцы, которых тот не только принимал, но и назначал на командные посты.

Осенью 1919 года Красная Армия, разгромив банды атамана Дутова, присоединила Туркестанский край к Советской России. ЦК РКП(б) и Советское правительство получили наконец возможность непосредственно вмешаться в ход совместного строительства в Туркестане и разобраться с басмачеством.

Басмачи приносили огромный вред не только государству, но и непосредственно населению края. Только в 1920 году, по неполным данным, они сожгли 56 хлопкоочистительных заводов, около 153 тыс. пудов хлопка-сырца, 34,5 тыс. кип волокна, 17,5 тыс. пудов семян. В Ферганской области басмачи истребили из каждой сотни 84 лошади, 93 головы крупного рогатого скота и 90 голов мелкого скота.

обращении к мусульманскому населению Ферганской области командующий вооруженными силами Красной армии, действовавшими против басмачей, М. В. Фрунзе писал: «Братья! Два с лишним года льется кровь по всей Фергане, два с лишним года измученное население области не знает отдыха и не может спокойно трудиться; два с лишним года шайки басмачей терроризируют мирных жителей, угоняя их скот, забирая жен и сыновей, лишая последнего достояния. В результате их грабительских «подвигов» все население стонет, поля не обрабатываются, ибо их нечем пахать. Отцы и матери оплакивают тысячи погибших детей, все хозяйство прежде цветущего и богатого края — на грани полного уничтожения.

С этим пора кончать. Пора каленым железом выжечь язву басмачества и железной метлой вымести из края грабителей и бандитов. Отныне с басмачеством, как явным бичом народа, будет вестись беспощадная война. Это твердое решение Советской власти… Братья дехкане… поднимайтесь на борьбу с язвой жизни — басмачеством… Собирайтесь в дружную семью под красным знаменем Советской власти» [Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война в Киргизии. Сборник документов. Фрунзе, 1957. С. 308 ].

Советское правительство в борьбе с басмачеством пыталось использовать не только военные, но и мирные средства.

Еще летом 1919 года Туркестанский ЦИК объявил амнистию тем басмачам, которые добровольно прекратят бандитскую деятельность. Положительный эффект дало и выполнение указаний Советского правительства по урегулированию отношений с коренным населением. Была создана Особая чрезвычайная комиссия ЦИК и СНК по борьбе с басмачеством, которая занялась проведением необходимых мер. Начался процесс прозрения среди басмачей. 31 января 1920 года на сторону Советской власти перешло несколько тысяч басмачей. Иргаш был убит своими сообщниками [Указ. соч., С. 262 ].

Басмаческое движение возглавил Мадамин-бек. Ожесточенная борьба с бандами Мадамин-бека продолжалась до февраля 1920 года, когда, наконец, потерпев решительное поражение в боях со 2-й Туркестанской советской стрелковой дивизией, он объявил о признании им Советской власти и в марте начал переговоры о сдаче. Реввоенсовет Ферганского фронта обещал, что его отряд в случае сдачи будет зачислен на советскую службу в качестве самостоятельной войсковой единицы, входящей в тюркскую бригаду. 6 марта об этом было заключено соответствующее письменное соглашение.

Мадамин-бек сдержал свое слово и выполнил все обязательства. Однако он не сумел добиться того, чтобы все подчиненные ему курбаши перешли на сторону Советской власти. Один из самых непримиримых, Курширмат, объединил недовольных басмачей и увел их с собой, чтобы продолжать бандитскую деятельность. В мае 1920 года Мадамин-бек вызвался склонить Курширмата к прекращению борьбы с Советской властью. Но его миссия закончилась неудачно. Басмачи заманили Мадамин-бека в ловушку, для вида согласившись на встречу, а затем отрубили ему голову.

Дальнейшие события показали, что в большинстве своем «советские басмачи» в душе оставались басмачами. Многие из них использовали передышку для пополнения своих отрядов вооружением и боеприпасами за счет Красной Армии (точно также действовали и чеченские боевики). Некоторые курбаши, став командирами советских частей, не подчинялись распоряжениям советского командования. Военные власти вынуждены были издать приказ о разоружении полков из бывших басмачей. Тогда большинство басмачей бежали со своими отрядами в степи и присоединились к Курширмату и Хан-ходже.

Теперь лидером среди басмачей Ферганы стал Курширмат, получивший поддержку средствами и оружием от бухарского эмира Сейид-Алим-хана и представителей Англии. Курширмат объявил себя «командующим войсками ислама». Так началась новая вспышка басмаческого движения.

В сентябре 1920 года чекисты Туркестанской республики провели большую работу по выявлению пособников басмачей. Во многих советских учреждениях они выявили бывших жандармов, полицейских, агентов охранки, владельцев крупных фабрик, заводов и торговых предприятий и других враждебных Советской власти элементов. К началу 1921 года из пределов Туркестана было выслано более двух тысяч антисоветских элементов.

Большую работу провели чекисты и по непосредственной борьбе с бандами басмачей. Они проникали в станы басмачей и добывали сведения, необходимые для командования Красной Армии, вели контрразведывательную работу по поимке и обезвреживанию агентуры басмачей среди местного населения. Среди этих агентов были осведомители (чаще всего муллы и торговцы), сообщавшие о передвижениях советских частей, скупщики оружия и боеприпасов (в их числе нередко оказывались бывшие белогвардейские офицеры, служившие в советских военных учреждениях) и др.

И все же эти меры не дали ожидаемых результатов. Басмачество в 1920 году ликвидировать не удалось, ибо пользовалось оно поддержкой в определённых кругах наиболее консервативного местного населения. Кроме того, отряды басмачей постоянно пополнялись кадрами из Бухары и Хивы. Уже давно эти небольшие мусульманские государства, управляемые деспотическими тиранами, подстрекаемые английскими спецслужбами, служили очагами антирусской, а затем и антисоветской деятельности, базой всевозможных националистических движений в Туркестане.

В 1918 году после дворцового переворота власть в Хиве захватил один из вождей хивинских племен Джунаид-хан, ставший новым диктатором хивинского царства. Он установил связи с англичанами, с Деникиным и Колчаком и официально объявил войну Советской России. В ходе этой войны части Красной Армии разгромили войска Джунаид-хана и первого февраля 1920 года вступили на территорию Хивы, которая вскоре после этого превратилась в Хорезмскую Народную Советскую республику, которая вошла в состав Туркестана. Джунаид-хан бежал в пески Кара-Кумов, где сумел организовать новые отряды и опять начал войну с Советской властью.

Аналогичная история произошла и с Бухарой. Бухарский эмир Сейид-Алим-хан, подстрекаемый Англией, которая снабжала его оружием и боеприпасами, тоже объявил войну Советской власти, был разбит Красной Армией, занявшей Бухару в сентябре 1920 года. 14 сентября 1920 года вместо бухарского эмирата возникла Бухарская Народная Советская республика, вошедшая в состав Туркестана. Бежавший эмир сколотил в восточной части Бухары новые вооруженные силы, во главе которых поставил бывшего бухарского офицера Ибрагим-бека, и снова началась война.

Басмаческое движение в Фергане продолжалось несколько лет. Борьба с басмачами была трудной. Они совершали внезапные налеты, непрерывно меняли стоянки, имели хорошую разведку и помощь со стороны местного населения. Со всей остротой встал вопрос о создании воинских частей, знакомых с условиями быта, языка и обычаев коренного населения.

Зловещую роль в туркестанских событиях сыграл Энвер-паша, зять турецкого султана, бывший военный министр Турции. Этот авантюрист поначалу выдавал себя за представителя турецкого национально-освободительного движения. В 1920 году он прибыл в Москву, оттуда выехал в Баку на съезд народов Востока, где произносил ультрареволюционные речи. В конце 1921 года Энвер-паша оказался на туркестанской земле. Здесь он уже выступал как глашатай пантюркизма и панисламизма.

Энвер-паша мечтал о создании «Великого мусульманского государства» в составе Турции, Персии, Бухары, Хивы, Афганистана и советских территорий Средней Азии. Он имел поддержку среди реакционных афганских кругов и английских спецслужб. По его инициативе был создан тайный антисоветский «Комитет национального объединения» на территории советского Туркестана, во главе которого встал ташкентский муфтий Садретдин-ходжа Шарифходжаев. Эта организация была строго законспирирована и довольно быстро оказалась весьма влиятельной среди басмачей. Иначе и не могло быть, поскольку во главе её стояло высшее духовное лицо туркестанских мусульман.

«Комитет» развёл бурную подрывную антисоветскую деятельность и являлся опорой Энвер-паши во всех его авантюрных планах. В частности, «Комитет» давал указания лидерам басмачей всячески содействовать Энверу и объединяться под его руководством для борьбы с Советской властью. Весной 1921 года «Комитет» был раскрыт чекистами и частично ликвидирован, но в глубокое подполье не ушёл и продолжал свою подрывную деятельность.

Осенью 1921 года Энвер-паша прибыл в Бухару. Скрыв свои преступные замыслы и выступая революционером, он втёрся в доверие бухарскому советскому руководству и предложил ему свои услуги в качестве инструктора по формированию национальных частей Красной Армии. Получив такой пост и хорошо изучив обстановку в стране, Энвер-паша бежал из Бухары к Данияр-беку, бывшему командующему национальными отрядами армии Бухарского Советского правительства, изменившему Советской власти. Затем Энвер-паша связался с бывшим бухарским эмиром Сейид-Алим-ханом и предложил ему свои услуги в качестве руководителя войны с Советской Россией.

В конце 1921 года Энвер-паша стал «главнокомандующим вооружёнными силами ислама и наместником эмира Бухарского» (в серебряной печати, заказанной Энвером, была надпись: «Верховный главнокомандующий войсками ислама, зять Халифа и наместника Магомета»). С содействия «Комитета» Энвер-паша заключил соглашение с Курширматом, с главарём хорезмских басмачей Джунаид-ханом, с другими главарями басмачей и стал координировать их действия против Красной Армии. Всё это привело к резкому усилению басмаческого движения, вдохнуло в него свежую струю. Энвер-паша захватил почти всю территорию Восточной Бухары, окружил Душанбе и после двухмесячной осады занял его.

Решающие бои против банд Энвер-паши начались летом 1922 года. 4 августа, недалеко от границы с Афганистаном, во время случайной стычки с передовым отрядом 8-й советской кавалерийской бригады Энвер-паша был убит. Басмаческое движение стало затухать. В 1922 году чекисты ликвидировали организацию «Комитета национального объединения».

В течение 1922 года в Туркестане на сторону Советской власти перешли 137 курбашей и 2420 рядовых басмачей, сдавших оружие. Значительный вклад в это дело внесли туркестанские чекисты.

Басмачеству был нанесён решительный удар, и оно утратило свою социальную базу на всей территории Туркестана, за исключением Ферганы. И этот успех был связан в значительной степени с новой экономической политикой советского правительства.

Хозяйственно-политические мероприятия в этом регионе стали строиться теперь с учётом национальных особенностей коренного населения, к более широкому привлечению местного населения к советской работе и к борьбе с басмачеством. Особую роль в этом сыграли отряды — стихийно возникшей самообороны среднеазиатских крестьян, вооружённых часто одним лишь сельхоз инвентарём.

10 июня 1922 года против Муэтдина, одного из последних главарей басмачества, были начаты военные действия, которые привели к быстрому моральному разложению его отрядов и вызвали новую волну сдач частям Красной Армии как отдельных басмачей, так и целых группировок. Муэтдин был взят в плен и предан суду.

В сентябре 1922 года Военно-революционный трибунал Туркестанского фронта при огромном стечении народа рассмотрел дело о преступлениях Муэтдина и семи его ближайших сообщников.

Туркестанскими военно-революционными трибуналами в декабре 1922 года были рассмотрены дела узбекских басмачей Рахманкула и десяти его сподвижников, творивших произвол в районе Старого Коканда; крупной банды басмачей (54 человека) Маргеланского уезда. Главари были расстреляны, активные участники преступлений осуждены к лишению свободы на разные сроки, а рядовые дехкане, вовлечённые в банды, освобождены от наказания.

Большое значение в борьбе с басмачеством имела продуманная политика Советской власти по национальному вопросу. В конце 1924 года в Туркестанском крае были образованы Киргизская и Казахская автономные республики, Узбекская и Туркменская союзные республики. Местное население всё шире вовлекалось в управление страной. Кроме того, Советское правительство оказывало новым республикам экономическую помощь. В 1923 году в Фергану было завезено большое количество хлеба, необходимого дехканам для перехода от посева пшеницы к посеву хлопка; много промышленных товаров; выданы семенные и денежные ссуды; отпущены значительные средства на ирригацию. Дехкане, наконец-то, взялись за восстановление разрушенного войной хозяйства.

Но непримиримые фанатики басмачества в ответ на эти меры ужесточили террор против местного населения. Один из курбашей Маргеланского уезда, Умар-Али, в «наказание» за то, что дехкане посеяли хлопок, вырезал в одном из кишлаков 54 человека, пригрозив в случае повторения посева хлопка «построить священный курган из голов жителей». Борьба басмачей против Советской власти, таким образом, превращалась в борьбу против трудового народа Ферганы и Хорезма.

Басмачи постепенно стали терять связи с населением. Они не могли уже скрываться в кишлаках и превращались стремительно в заурядных бандитов, нарушающих мирную жизнь страны. Даже среди басмачей начались разногласия и расколы.
В 1923 году Маргеланский, Андижанский, Кокандский, Наманганский районы Ферганы были очищены от банд. Сдались и были захвачены в плен такие крупные главари басмачей, как Бая-стан, Аман-Палван, Казак Бай и др. Они все были преданы суду.

За девять месяцев 1923 года басмачи Ферганы потеряли 320 курбашей и около 3200 басмачей, из них добровольно сдались 175 курбашей и 1447 басмачей. Кроме того, было изъято много оружия и боеприпасов [Боевые эпизоды. Басмачество в Фергане и Хорезме. Сборник документов. М.; Ташкент, 1934. ]

Но до полной ликвидации басмачества было ещё далеко. Так, на смену Энвер-паше в районе Восточной Бухары вновь пришёл Ибрагим-бек, назначенный бухарским эмиром «главнокомандующим войсками ислама».

В районе города Куляб весной 1923 года появился новый авантюрист - турецкий офицер Селим-паша, принявший под своё командование остатки энверовских банд в районе левобережья реки Вахш. Селим-паша заключил соглашение о совместных действиях с Ибрагим-беком, установил связи с ферганскими басмачами и начал военные действия против Советской власти. Вооружение и боеприпасы он получал из английских источников. Селим-паше удалось осадить и занять город Куляб, но его оттуда выбили, и он вынужден был перейти на правый берег реки Вахш. В мае 1923 года части Красной Армии вынудили Селим-пашу бежать в Афганистан. После этого были разгромлены и банды Ибрагим-бека, который, однако, долго ещё скрывался в малодоступных горных районах Таджикистана. В 1926 году остатки банд Ибрагим-бека были окончательно разбиты и как воинское формирование прекратили своё существование. В июне 1926 года он также бежал в Афганистан. Тем не менее, его бандитская деятельность продолжалась вплоть до июля 1931 года, когда, наконец, он был пойман отрядом войск ОГПУ совместно с местными дехканами.

Мелкие шайки басмачей продолжали ещё действовать на территории Средней Азии, но они уже не представляли серьёзной опасности. И только в 1933-1935 гг. с басмачеством было покончено, и оно кануло в Лету.

В СССР нам рисовали картинку дружбы народов СССР. Но скрывали тот факт, что советская власть насаждалась на всей территории бывшего Туркестана (нынешней Средней Азии) принудительными силовыми методами. До Октябрьского переворота Западный (русский) Туркестан был цветущей окраиной с развитым сельским хозяйством и перерабатывающей промышленностью. После прихода в Туркестан большевиков началась Гражданская война, которя привела к значительным разрушениям и экономическому упадку. Началось внедрение топливной энергетики.
Советская власть фактически покупала лояльность среднеазиатских республик в обмен на послабления.
После распада корпорации СССР в конце 1991 года практически вся построенная за годы советской власти промышленность была демонтирована, дееспособное население бывших среднеазиатских республик работает за рубежом, в основном, в Российской Федерации.
В период с 1918-42 гг всё население Туркестана поднялось на борьбу с красной чумой большевизма и коммунизма. Это освободительное движение называлось басмачеством и имело резко негативное значение в годы советской власти. Но правду не скроешь. Советская власть не смогла удержаться на территории СССР. Население бывшего Туркестана лойяльно белому населению дореволюционного Туркестана, а не еврейским красным бандам большевиков. До Октябрьского переворота Туркестан был белым, русским, после него-красным, еврейским.


Самарканд 1930 года. Работали водяные мельницы, которые могли обеспечивать весь город электричеством, уличные торговцы угощали водой со льдом и прошлогодним снегом, политым сиропом(похоже на мороженое).
Каким образом смогли заморозить воду и сохранить лёд с прошедшей зимы? (см. БАДГИР).

Почему разрушены медресе и мечети, почему наклонился минарет Улуг-бека?

Шла Гражданская война, Самарканд был почти разрушен.

1929 год-образовался Ватикан, начали насаждать религии.

8:08-чайхана, вывеска на 2-х шрифтах: на латинице и кирилице.

В те времена советское правительство проводило латинизацию языков СССР.

Как выглядел Самарканд в 1930 году когда перестал быть столицей

Советская власть закончила построение Турксиба (Туркестано-Сибирской магистрали) и уверенно закрепилась на огромной территории Туркестана.

Жириновский прав, утверждая с трибуны Госдумы о добровольно-принудительном насаждении советской власти в Туркестане.
Деньги, вложенные в Туркестан, ушли, как вода в песок, всё, что было построено в годы советской власти, в настоящее время демонтировано, дееспособное население Средней Азии на заработках в России. При существующем политическом раскаде никто не будет развивать и влкадывать деньги в Среднюю Азию. Большевики искусственно разделили Туркестан на республики и народы.

Жириновский. Узбеки отобрали Самарканд и Бухара у таджиков. Казахи и кыргызы один народ.

Кратко об истории Туркестана:

В 1868 году Самарканд был занят русскими войсками и присоединён к Российской империи и стал центром Зеравшанского округа, преобразованного в 1887 году в Самаркандскую область. В том же году гарнизон Самарканда под командованием генерал-майора и барона Фридриха фон Штемпеля отразил попытку самаркандцев свергнуть российскую власть. В 1888 году к вокзалу города была подведена Закаспийская железная дорога, которая впоследствии была продолжена на восток.

После Октябрьской революции город вошёл в состав Туркестанской АССР. В 1925—1930 годах являлся столицей Узбекской ССР, а с 1938 года — центром Самаркандской области данной союзной республики.

Железнодорожный транспорт достиг Самарканда в 1888 году в результате строительства Закаспийской железной дороги в 1880—1891 годах железнодорожными войсками Российской империи на территории современного Туркменистана и центральной части Узбекистана. Данная железная дорога начиналась от города Красноводск (ныне Туркменбашы) на берегу Каспийского моря и заканчивалась в станции города Самарканд.

Именно станция Самарканд являлась конечной станцией Закаспийской железной дороги. Первый вокзал станции «Самарканд» был открыт в мае 1888 года.
Позднее, вследствие строительства железной дороги в остальных местах Средней Азии, станция была соединена с восточной частью железной дороги Средней Азии и впоследствии данная железная дорога получила название Среднеазиатские железные дороги.

В советские годы в станцию Самарканд не была присоединена ни одна новая линия но в то же время она являлась одной из крупных и важнейших станций Узбекской ССР и Советской Средней Азии.

К моменту начала территориальной экспансии Российской империи, на территории современного Узбекистана существовало три государственных образования: Бухарский эмират, Кокандское ханство и Хивинское ханство. В 1876 году Кокандское ханство было разбито Российской империей, ханство упразднено, а центральные территории ханства были включены в состав Ферганской области.
К началу XX века Средняя Азия находилась в составе Российской империи и в начале становления советской власти, несмотря на сопротивление басмачей большевикам, вся Средняя Азия стала частью Советского Союза, из Туркестанской АССР, Бухарской республики и Хорезмской республики.

С 27 ноября 1917 года по 22 февраля 1918 года на территории Узбекистана существовало непризнанное независимое государство — Туркестанская автономия.

В январе 1918 года, после того как Туркестанская автономия отказалась исполнять предъявленный ультиматум признать власть Советов, для ликвидации самопровозглашённой Туркестанской автономии из Москвы в Ташкент прибыли 11 эшелонов с войсками и артиллерией , под командованием Константина Осипова.

С 6 по 9 февраля 1918 происходили уличные бои, со значительными жертвами и разрушениями в которых погибло более 10 тысяч мирных жителей. Эта операция на долгие десятилетия ликвидировала доверие местного населения к русской революции, центральной и местной Советской власти. Ответом на ликвидацию Туркестанской автономии стало мощное национально-освободительное партизанское движение, известное в советской историографии, как басмачество, ликвидированное Советской властью лишь в 1930-е годы.
С школе нам рисовали образ басмачей злодеями, которые сопротивлялись советской власти, Нам лгали о том, чем была на самом деле эта советская власть.

Басма́чество (от тюркского «басма» - налёт + суффикс -чи) - военно-политическое партизанское движение местного населения Средней Азии в первой половине XX века, возникшее после революции 1917 года в Российской империи. Первые значительные очаги этого движения возникли после разгрома большевиками Кокандской автономии на территории Туркестана, а после проведения национального размежевания - на территориях современных Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Туркмении и Киргизии, ставившее своей целью борьбу с советской властью и изгнание большевиков.
(Весь народ Туркестана поднялся на борьбу с Красной заразой, но силы были неравны.)

Тактика борьбы басмачей состояла в том, чтобы, базируясь в труднодоступных горных и пустынных районах, совершать конные рейды в густонаселённые районы, убивать большевиков, комиссаров, советских работников и сторонников Советской власти. Повстанцы прибегали к партизанской тактике: избегая столкновений с крупными частями регулярных советских войск, предпочитали внезапно нападать на небольшие отряды, укрепления или занятые большевиками населённые пункты, а затем быстро отходить.

Переговоры с представителями народа (басмачами). Фергана. 1921 год

Крупные организованные вооружённые отряды представителей этого движения именовались в советских средствах массовой информации как басмачи́. Сами себя участники этих вооружённых формирований называли моджахедами, то есть участниками джихада - священной войны мусульман против неверных, то есть немусульман.

В советское время понятия басма́ч и басма́чество имело оттенок крайнего осуждения
. После распада СССР отношение к басмачам в независимых республиках Средней Азии постепенно пересматривается. В настоящее время это движение называется «освободительным движением народов Центральной Азии».
По официальной версии, басмачество как организованная сила было ликвидировано по всей Средней Азии в 1931-1932 гг., хотя отдельные бои и столкновения продолжались вплоть до 1942 года.

Война басмачества против советской власти (Википедия):

Основной конфликт: Гражданская война в России

Место: Весь Западный Туркестан, прилегающие к России/СССР территории Восточного Туркестана, Афганистана и Персии

Причина:Разгром большевиками Кокандской автономии.

Итог:Ликвидация басмаческого движения.

После национально-территориального размежевания Средней Азии, 27 октября 1924 года была образована Узбекская Советская Социалистическая Республика со столицей в городе Самарканде.
1 сентября 1930 года столица Узбекской ССР была перенесена из Самарканда в Ташкент.

Крестьянское население Узбекской ССР, как и других республик СССР, подверглось коллективизации и раскулачиванию. В 1931 году из республики были выселены преимущественно в Украинскую ССР более 3,5 тыс. кулацких семей.
Население оказывало сопротивление — только за январь — март 1930 года в республике было 105 вооруженных антиколхозных выступлений.

Насильственная латинизация языков СССР.

Рекомендую к просмотру отличный фильм 1955 года: закат Бухарского эмирата.
Не пожалеете потраченного времени. Там показана Гражданская война на территории Туркестана
и сопротивление басмачей(освободительное движение) ордам Красных.
Много интересных деталей.

Закат Бухарского Эмирата (1955)

85 лет назад, к сентябрю 1933 г., из Средней Азии за рубеж было выдавлено басмачество, которое унесло тысячи жизней и причинило огромный вред экономике региона. В советское время не было принято говорить и писать обо всех причинах среднеазиатского повстанчества, переродившегося в разбой. Однако в самый разгар борьбы с басмачами, в сентябре 1926 г., в центральной печати выступил тот, кто никогда не боялся рассуждать объективно и говорить открыто. Это был начальник Штаба РККА М.Н. Тухачевский, в будущем один из первых советских маршалов. Ниже мы приводим отрывок из его публикации в журнале «Война и революция», объясняющий причины массовости басмачества:


«После Октябрьской революции, когда власть в Туркестане перешла в руки ташкентского совета, местная туземная буржуазия, поддерживаемая белогвардейскими организациями и еще не распавшимся краевым соглашательским советом, созвала чрезвычайный всетуркестанский мусульманский съезд в Коканде. Съезд этот объявил автономию Туркестана, что имело громаднейшее влияние на все последующие события, так как послужило толчком для возрождения национальных лозунгов в угнетенных до того народностях.
Между тем, декретирование автономии Туркестана советской властью запоздало. Лишь 30 апреля 1918 г. Туркестан объявляется автономной советской социалистической республикой, входящей в состав РСФСР.

Еще более ухудшило положение то обстоятельство, что туркестанские советские работники не уяснили себе значение национального момента и долгое время считали нежелательным включение местных мусульман в органы высшей краевой революционной власти... Разумеется, это решение способствовало тому, что местное население стало смотреть на советскую власть как на “русскую империалистскую” власть.

Впервые обострение национальных отношений произошло после событий в феврале 1918 г. в Коканде, где русские белогвардейцы пытались под флагом мусульманской манифестации подготовиться к контрреволюционному перевороту. Стычка с красногвардейцами повлекла жертвы, и это обстоятельство произвело удручающее впечатление на мусульман и на все местное население.

К создавшемуся неблагоприятному в национальном отношении положению присоединилась еще и старая экономическая политика, которая безоговорочно и в самых крайних формах проводилась местными работниками в Туркестане. 28 февраля 1918 г. был объявлен декрет совета народных комиссаров Туркестанского края, которым конфисковывался и объявлялся собственностью рабоче-крестьянского правительства Туркестанского края весь хлопок, в каком бы виде он ни был и где бы не находился. Декрет на своих уполномоченных возлагал обязанность немедленного проведения настоящего декрета в жизнь, т. е. производство реквизиции хлопка и подвоз его к железнодорожным станциям. Этот декрет при создавшемся национальном положении имел самые неблагоприятные для нас последствия.

…Почти все население Ферганы зависело от хлопкового производства. Хлеба в Фергане не хватало, и его приходилось ввозить. Таким образом, туземное ферганское население было поставлено перед фактом конфискации хлопка, единственного источника к существованию, и вместе с тем перед фактом голода в виду наставшего к тому времени продовольственного кризиса, продолжавшего к тому же непрерывно возрастать.

Результатом этой политики было то, что население ответило на нее быстрым и решительным сокращением хлопководства. Голод заставил переходить снова на хлебные культуры. В виду того, что хлопок значительно больше требует рабочих рук, чем хлеб, вслед за этим последовала громаднейшая безработица, достигшая нескольких сот тысяч человек (до 700000). Вполне понятно, что растущий голод создал широкую базу для питания басмаческих отрядов в период последовавшей за тем борьбы с советской властью» .

Против однозначного подхода к басмачеству ранее выступил Г.К. Орджоникидзе , находившийся в центре событий и видевший ситуацию изнутри. 13 мая 1922 г. в письме Сталину он сообщал: «Политика попытки насильственного расслоения туркестанского патриархально-родового быта, неумелая и безответственная борьба с шариатом , такое же поведение карательных органов вообще и ряд других причин привело к настоящему кризису. …Не верю, будто басмачество - это шайка грабителей, оторванная и преследуемая населением. В одних случаях они (басмачи. - П.Г.) являются защитниками религии и быта, а в других, как, например, в горной части Ферганы и Киргизии, глава басмачей из уголовного каторжника Муэтдин-бека, ныне является крупным феодалом… Он считает себя хозяином своего района и все население рассматривает как своих подданных. Необходимо в корне пересмотреть нашу политику в Туркестане, решительно отказываясь от каких бы то ни было коммунистических экспериментов… Привлечь мусульманскую интеллигенцию, бросить игру левых коммунистов» .


Еще в 1918 г. в Ташкенте сотрудниками ВЧК были пресечены попытки британского агента Ф.-М. Бейли своей деятельностью в Средней Азии активизировать басмаческое движение.

Многие бывшие турецкие офицеры служили в армии и милиции Бухары. Этим воспользовался экс-министр Турции Энвер-паша , прибывший как представитель советского правительства в 1921 г. Бухару из Москвы, где он выдавал себя за поборника идеи единения революции и ислама. Спустя несколько месяцев он перешел на сторону басмачей. Бухарский эмир Алим-хан назначил его главнокомандующим своими войсками. В 1922 г. банды Энвер-паши при поддержке афганцев захватили Душанбе и осадили Бухару.


Энвер-паша


Сайид Амир Алим-хан

Советским властям пришлось принимать срочные меры. 12 мая 1922 г. из Ташкента Г.К. Орджоникидзе и Ш.З. Элиава , направленные в Среднюю Азию со специальным заданием, шифротелеграммой сообщали Сталину: «Положение в Бухаре можно охарактеризовать почти всеобщим восстанием в Восточной Бухаре, оно по здешним данным приобретает организованный характер под руководством Энвера. Для спасения необходима немедленная ликвидация Энвера, что и подготовляется» . Была сформирована специальная группа войск, которая во взаимодействии с сотрудниками ОГПУ летом 1922 г. предприняла решительное наступление и разбила вторгшиеся банды.



Г.К. Орджоникидзе


Ш.З. Элиава

Можно сказать, что советское правительство во главе с Лениным спохватилось, когда поняло, что теряет контроль над ситуацией. В Пункте 10 Протокола Политбюро № 7 от 18 мая 1922 г. были перечислены меры, необходимые для выхода из создавшегося положения: «В целях создания перелома в настроении широких народных масс в пользу Советской власти и начатых ею военных операций против басмачества, поручить Средне-Азиатскому бюро [ЦК РКП(б)]… организовать совместно с советскими органами широкую политическую компанию (митинги, беспартийные конференции) против Энвера, за советскую власть, для чего:

а) объявить Энвера агентом Англии и врагом народов Востока;
б) очистить Туркестан, Бухару, и Хиву от антисоветских турецко-афганских элементов;
в) дать амнистию всем желающим вернуться к мирному труду басмачам;
г) возвратить вакуфные земли их бывшим владельцам;
д) легализовать местный национальный суд» .

Энвер-паша был уничтожен в бою в результате разработанной ОГПУ операции. После его ликвидации главным предводителем басмачей стал некий Ибрагим-бек. Выяснилось, что он происходит из семьи офицера Бухарской армии, что способствовало его назначению бухарским эмиром, скрывавшимся на территории Афганистана, своим представителем в Средней Азии. Борьба с басмачеством приобрела затяжной характер.


Одной из причин, по которой Советам не удалось переломить ситуацию в самом начале, стала поддержка басмачей из-за рубежа. Штаб-квартира туркмено-узбекской эмигрантской организации «Комитет счастья Бухары и Туркестана» располагалась в Пешаваре (в то время - на территории Британской Индии) и, разумеется, контролировалась британцами. Разведка Объединенного Королевства поддерживала тесные связи с главарями басмачей, и, прежде всего, с Ибрагим-беком, отличавшемся жестокостью и непримиримостью. Примечательно, что даже после бегства с остатками своей банды в Афганистан, Ибрагим-бек принял под Мазари-Шарифом участие в боях с советскими частями, вторгшихся в апреле 1929 г. на территорию Афганистана для поддержки свергнутого Аманулла-хана. Это стало одной из причин еще одного вторжения советских частей на территорию Афганистана, в июне 1930 г., для подрыва экономической базы басмачей.

Условно «деятельность» Ибрагим-бека можно разделить на два этапа. Первый этап басмачества под его предводительством длился с 1922 по 1926 г., когда в июне его банда была разбита, а сам курбаши скрылся на территории Афганистана. Второй этап - с 1929 по 1931 г. - закончился сдачей Ибрагим-бека и его приближенных войскам ОГПУ, также в июне. В результате операции, разработанной и проведенной мазари-шарифской резидентурой, банда басмачей под предводительством Ибрагим-бека была разгромлена, а сам предводитель в августе 1932 г. - расстрелян.


Главарь басмачества Ибрагим-бек (второй слева) и
участники специальной группы по его задержанию: Валишев (первый слева),
Енишевский (первый справа), Куфельд (второй справа)

Один из наиболее деятельных чекистов Туркестана того времени А.Н. Валишев в своих воспоминаниях рассказал и об организации разведки для борьбы с басмачеством: «Перед чекистами ставилась задача совместно с территориальными органами [О]ГПУ разведывательную деятельность. Особое внимание обращалось на выявление пособников басмачества, а также источников снабжения банд оружием и боеприпасами. Важное значение для повышения эффективности борьбы с басмачеством имело указание об объединении усилий всех ее участников - армейских подразделений, особых отделов, местных органов власти и [О]ГПУ, добровольческих отрядов и отдельных активистов советской власти» .

По сообщению начальника разведотдела Среднеазиатского военного округа К.А. Батманова и его помощника Г.И. Почтера , «агентурная работа по выяснению контрреволюционных элементов и пособнического аппарата, а также работа по разложению банд удавалась работникам [О]ГПУ неизмеримо лучше и заслуги их в этой работе чрезвычайно велики…» .
В книге Г.С. Агабекова есть эпизод, характеризующий накал борьбы в Средней Азии: «Один из руководителей [О]ГПУ по борьбе с басмачеством, Скижали-Вейс … рассказал мне, как он расправлялся с басмачами. Он подсылал людей к повстанцам, поручая травить пищу басмачей цианистым калием, от чего погибали сотни людей, люди СкижалиВейса снабжали басмачей самовзрывающимися гранатами, вбивали в седла главарей отравленные гвозди и т.д. Так было уничтожено большинство руководителей басмаческого движения» .

После прихода в октябре 1929 г. к власти Надир-шаха между СССР и Афганистаном сложилось своеобразное военно-политическое сотрудничество: афганские власти закрывали глаза на рейды советских вооруженных отрядов по северным районам страны против басмачей, т.к. «разгром басмаческих отрядов в северных провинциях способствовали укреплению власти Надир-шаха, которая имела опору только в пуштунских племенах, контролировавших провинции к югу и юго-востоку от Гиндукуша» .

Наиболее напряженным эпизодом по борьбе с басмачеством является Каракумская операция, проведенная в 1931 г., в результате которой была «разгромлена и ликвидирована вооруженная часть наиболее непримиримых противников советской власти…» .
В 1933 г. борьба с внутренним басмачеством была закончена: 29 августа советские добровольческие отряды Сарыева и Канеева в бою у колодца Чошур полностью ликвидировали группу басмачей, после чего нападения сравнительно малочисленных бандформирований совершались, главным образом, с территории Афганистана, Китая или Персии .

С помощью агентуры, оперативных сотрудников, войск ОГПУ и САВО были разгромлены отряды Аблаева, Абфы-хана, Алаяр-бека, Анна-кули, Атан-Клыч-Мамеда, Ахмет-бека, Балат-бека, Бекниязова, Берганова, Берды-дотхо, Гафур-бека, Дерментаева, Джумабаева, Домулло-донахана, Дурды-бая, Ибрагим-кули, Ишан-Палвана, Ишан-Халифы, Карабая, Карим-хана, Кассаба, Кули, Курширмата, Мадумара, Мамышева, Мурта, Мурука, Муэтдин-бека, Нурджана, Ораз-Гельды, Ораз-Кокшала, Рахман-дотхо, Саид-Мургата, Салим-паши, Тагаджибердыева, Тагибердыева, Турды-бая, Утан-бека, Фузайлы Максума, Хан-Мурада, Хамракула, Элли-бая, Язан-Укуза и др.
Дольше всех прочих курбаши действовал одиозный Джунаид-хан, амнистированный после сдачи в 1925 г. и снова взявшийся за оружие в 1927 г. после того, как получил помощь от британцев. Его шайки несли большие потери, но их вторжения на территорию СССР продолжались до смерти их «лидера» в 1938 г.

Тухачевский М.Н. Борьба с контрреволюционными восстаниями // Война и революция. Кн. 9. 1926, с. 6–7.
Орджоникидзе, Григорий Константинович (Серго; 1886–1937) - партийный и государственный деятель. Участник Гражданской войны. С 1920 г. - руководитель Кавказского бюро ЦК РКП(б), член РВС Кавказского фронта. В 1922 г. - специальное задание в Средней Азии. С 1924 г. - член РВС СССР. С 1930 г. - председателя ВСНХ, позднее - нарком тяжелой промышленности СССР.
Шариат - правовые и религиозно-этические нормы ислама. (Прим. П.Г.).
Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 2, оп. 1, д. 23181, л. 6.
23 января 1922 г. было принято решение об упразднении Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК) и создании на ее основе Государственного политического управления (ГПУ). С образованием СССР 30 декабря 1922 г. постановлением Президиума ЦИК от 2 ноября 1923 г. ГПУ было преобразовано в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ).
Бейли, Фредерик Маршман (1882–1967) - британский разведчик-ученый, исследователь Тибета. В Британской армии с 1900 г. В 1905–1938 гг. - сотрудник Британской политической службы в составе британской колониальной администрации в Индии. В своей книге “MissiontoTashkent” (L., 1946; 1992; 2002) допустил ряд искажений. См.: Swinson A. Beyond the Frontiers.The Biography of Colonel F.-M. Bailey. ExplorerandSpecialAgent.L., 1971.
См.: Райков А. Просчет английского супершпиона // Азия и Африка сегодня. 2006, № 2.
Полное имя - Исмаил Энвер.
Сайид Амир Алим-хан (1880–1943) - эмир Бухарского ханства в 1910–1920 гг. В 1918 г. подписал мирный договор с РСФСР. В 1920 г. в результате Бухарской революции свергнут с престола. Пытался организовать борьбу против Советов. В 1921 г. в результате Гиссарской экспедиции советских войск потерпел поражение и бежал в Афганистан.
Элиава, Шалва Зурабович (1883–1937) - партийный и государственный деятель. Участник Гражданской войны. Член РВС Туркфронта, председатель Туркестанской комиссии ВЦИК и СНК РСФСР. В 1920 г. - полпред РСФСР в Турции и Персии. С 1921 г. - на руководящей работе в Грузии. В 1922 г. - специальное задание в Средней Азии. С 1931 г. - зам. наркома внешней торговли СССР, с 1936 г. - зам. наркома легкой промышленности СССР.
РГАСПИ. Ф. 2, оп. 1, д. 23181, л. 2.
Вакуф - имущество, доход от которого предназначен для религиозных нужд мусульманской общины или благотворительности. (Прим. П.Г.).
РГАСПИ. Ф. 17, оп. 3, д. 293, л. 9.
Агабеков Г.С. ГПУ: Записки чекиста. Берлин, 1930, c. 54–55. См.: Валишев А.Н. Чекистские были. Душанбе, 1988, с. 55; Ганковский Ю. Энвер-паша среди басмачей // Азия и Африка сегодня. 1994, № 5, с. 59–61.
См.: Панин С.Б. Советская Россия и Афганистан. 1919–1929. М. - Иркутск, 1998, с. 93–110.
По материалам Российского Государственного военного архива (РГВА): для объединения действий по борьбе с басмачеством на основании приказа Революционного Военного Совета Республики № 1225/324 от 11 июня 1923 г. в Восточной Бухаре был образован Реввоенсовет во главе с председателем Совета назиров (министров) Бухарской Народной Советской Республики, а для руководства войсками Приказом войскам Туркестанского фронта № 647/249 от 20 июня 1923 г. (в соответствии с Приказом РВСР № 1231/326 от 14 июня 1923 г.) был образован РВС Ферганской области.
В связи с ликвидацией основных сил басмачей в Фергане РВС Ферганской области и РВС Восточной Бухары были упразднены (приказы войскам Туркфронта № 229/27 и № 228/26 от 1 апреля 1924 г. соответственно). На командира 2-й Туркестанской стрелковой дивизии было возложено единоличное командование войсками Области.
Для ликвидации басмачества в Хорезмской Народной Советской Республике приказом войскам Туркфронта № 128/16 от 20 февраля 1924 г. был учрежден РВС Хорезмской группы войск (на правах армии) с подчинением ему, кроме частей РККА, Хорезмской Красной Армии. Функции командующего одновременно выполнял командир 2-й Туркестанской сд. Этот РВС был упразднен в связи с национальным размежеванием и реорганизацией местного военного управления: части бывшей Хорезмской НСР были переименованы в узбекские национальные части РККА и подчинены военкому Узбекской ССР (Приказ войскам Туркфронта № 149/23 от 9 марта 1925 г.).
Бойко В.С. Советско-афганская военная экспедиция в Афганистан 1929 года // Азия и Африка сегодня. 2001, № 7, с. 34.
Аптекарь П. Первая кровь. Примаков берет штурмом Мазари-Шариф // Родина. 1999, № 2, с. 20–21.
Наиболее распространенное название полевых командиров басмачей.
Ибрагим-бека Чакабаева с 10 по 26 июля 1931 г. в Ташкенте допрашивал начальник 3-го отделения Особого отдела САВО Высокинский. Протоколы допроса см.: РГВА. Ф. 25895, оп. 1, д. 870, л. 141–171.
Очерки истории российской внешней разведки. Т. 3. М., 2007, с. 201. См.: Валишев А.Н., с. 329–333; Ганковский Ю., с.61–63.
Валишев А.Н., с. 80–81.
Приказом РВС СССР № 304 от 4 июня 1926 г. Туркестанский фронт был переименован в Среднеазиатский военный округ (САВО).
Батманов, Константин Александрович (1894–1936) - разведчик. Окончил реальное училище, два курса Московского высшего технического училища, Алексеевское военное училище (1916), основной факультет (1922) и один курс востотдела (1923) Военной академии РККА, оперативный факультет Военной академии РККА им. М.В. Фрунзе (1935). Участник Первой мировой и Гражданской войн. В 1920–1921 гг. - в полпредстве РСФСР в Персии (находилось в Баку). Задания Разведупра в Персии, в том числе под прикрытием: консул в Ахвазе, генконсул в Бендер-Бушере, Мешхеде. В 1931–1936 гг. - начальник разведотдела штаба САВО. Позже - зам. уполномоченного СНК СССР по охране военных тайн в печати. Умер во время командировки в Китай.
Почтер, Григорий Исаакович (1899–1939) - разведчик. В РККА с 1920 г.: на штабной работе в кавалерийских частях, в 1929–1936 гг. - в разведотделе штаба САВО, начальник штаба кавалерийской дивизии.
РГВА. Ф. 25895, оп. 1, д. 870, л. 20а–21. Цит. по: Кочик В.Я. Некоторые аспекты деятельности советской военной разведки в 20–30-е годы. - В кн.: Военно-исторический архив. Вып. 13. М., 2000, с. 80–81.
Агабеков, Георгий Сергеевич (Арутюнов; 1895–1938) - разведчик-перебежчик. В 1924–1926 гг. - резидент в Афганистане, в 1928 г. - в Персии, в 1929–1930 гг. - нелегальный резидент в Стамбуле. Бежал в Париж. См.: Прохоров Д.П. Сколько стоит продать Родину. СПб.-М., 2005, с. 50–64.
Скижали-Вейс, Александр Иванович (1891 – ?) - разведчик и контрразведчик. В 1910 г. - унтер-офицер армии Германии. В 1913 г. дезертировал и бежал в Россию. В 1919–1920 гг. - в Региструпре. В 1920–1924 гг. - сотрудник особого отдела 15-й армии и Туркестанского фронта, начальник 4-го отделения контрразведывательного отдела полпредства ГПУ в Туркмении, в полпредстве ОГПУ в Средней Азии. С 1924 г. - в иностранном отделе ОГПУ. (Прим. П.Г.).
Агабеков Г.С., c. 55.
Надир-шах, Мухаммед (1883–1933) - король Афганистана (1929–1933). Сыграл видную роль в войне Афганистана за независимость в 1919 г. В 1919–1924 гг. - военный министр, в 1924–1926 гг. - посол в Париже. В 1926 г. вышел в отставку и поселился во Франции. В 1929 г., вернувшись на родину, возглавил борьбу против Бачаи Сакао и стал королем. Убит в результате покушения.
Окороков А. Секретные войны Советского Союза. М., 2008, с. 136. См. описание одного из таких рейдов: Аптекарь П., с. 20–21.
Алланиязов Т.К. Красные Каракумы: Очерки истории борьбы с антисоветским повстанческим движением в Туркменистане (март – октябрь 1931 года). Жесказган - Алматы, 2006, с. 241.
Пограничные войска СССР. 1929–1938. М., 1972, с. 254.
С 1935 г. - Иран.
РГВА. Ф. 25895, оп. 1, д. 850.
См.: Поляков Ю.А., Чугунов А.И. Конец басмачества. М., 1976.

Басмачество – партизанское, военно-политическое движение, которое зародилось в Средней Азии после революционных событий 1917 года. Буквально слово «басмач» означает «налетчик», «бандит», «разбойник».

Вопрос появления басмачества вызывает дискуссии в среде историков. Центральная идея советской историографии: басмачи – бандиты, которые не имели ни идеи, ни аппарата власти. В середине ХХ века появилась противоположная идея, что басмачи были борцами за независимость и самоопределение родных земель, которые смогли сформировать серьезное антибольшевицкое движение сопротивления. К проблеме целей, происхождения и задач басмачества никто не подходит беспристрастно – помимо фактов, мы имеем множество мифов, созданных во времена расцвета движения басмачей и после их исчезновения.

Чаще всего, участники движения называли себя моджахедами – борцами против неверных, не мусульман.

Современные исследователи приводят множество фактов, согласно которым сами участники движения считали прозвище «басмачи» оскорбительным и неправильным по отношению к ним. Во времена Гражданской войны прозвище стало гордостью – оно означало воина и борца за справедливость, его носили как титул.

На современном этапе лидеры басмаческого движения считаются героями, а местное население хранит о них память. Один из наиболее известных исследователей движения С.Муллоджанов отмечает, что до сих пор в учебниках нет единого мнения по поводу значения басмачества в истории.

Значение басмачей в Гражданской войне так же неоднозначно: одни считают «налетчиков» представителями «третьей силы», другие называют их полноправной стороной конфликта.

Единственная идея, в которой историки пришли к единому мнению – басмачество сыграло большую роль в истории Узбекистана, Казахстана, Таджикистана и России. К. Абдуллаев отмечает, что именно басмачи не дали большевикам распространить идею мировой революции на Восток. На современном этапе развития исторической науки басмачей считают символом единения народа в борьбе за право на самоопределение. Интерес к теме этого движения возрос за последние 20 лет.

История басмачества начинается в 1918 году, когда непризнанное государство Туркестанская автономия пало. Другое название – Кокадская автономия. Государственное образование существовало несколько месяцев – с ноября 1917 года по февраль 1918 и охватывало территории современного Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана. Кокадская автономия была разгромлена Красной Армией со значительными разрушениями и количеством жертв. Правители самопровозглашенного государства отказались признать власть Советов – в ответ был прислан карательный отряд под руководством К.Осипова. После ликвидации Кокадской автономии была образована еще одна советская республика – Туркестан.

Главными идеями басмачества были:

  • Пантюркизм – течение, пропагандирующее необходимость объединение тюркских народов на основе религии, языка, культуры. Зародилось течение в противодействие господству России в середине XIX века.
  • Панисламизм – культурное и религиозное течение, в основе которого лежат идеи единения мусульман под главенством халифа.

Активнее всего басмачи действовали в районе Ферганской долины, Восточной Бухаре, Хорезме, Каракумах. Действовали басмачи отдельными соединениями, количество которых колебалось от нескольких десятков и сотен до тысяч человек.

Главные методы действия басмачей – партизанские рейды. Отряды располагали в труднодоступных районах – на таких территориях басмачи были практически непобедимы. База в горных районах была надежным местом, из которого басмачи могли совершать набеги на силы большевиков. Отряды нападали в густонаселенных районах, пользуясь эффектом неожиданности. Открытых столкновений избегали, предпочитая нападать с тыла на небольшие отряды врага. Кроме того, басмачи разрушали укрепления отрядов большевиков и выгоняли их из захваченных городов. Политика большевиков относительно захваченных территорий стимулировала отряды басмачей действовать активнее.

Этапы развития движения басмачей во время Гражданской войны и после ее окончания:

  1. 1918 год – формируются базовые центры движения. Наиболее активно движение сопротивления развивалось в Фергане.
  2. С 1919 по 1920 год – движение стало масштабным, действовало по всей территории Средней Азии.
  3. С 1921 по 1922 год – главные центры басмаческого движения были разбиты Красной Армией.
  4. До 1926 года главные отряды повержены на территории всей Средней Азии. До конца 20-х годов движение практически не проявляло активности.
  5. Начало 30-х годов – коллективизация, которая вызвала новый виток волнений. Движение басмачей возобновило свои действия. Согласно советской историографии в 1932 году отряды были окончательно разбиты. Современные историки настаивают, что басмачество действовало до начала 40-х годов.

В ходе Гражданской войны басмачи неоднократно вступали в борьбу с Красной Армией, но вынуждены были подписывать соглашения о мире. известнейшими лидерами отрядов басмачей были:

  • Джунаид-хан – действовал на территории Хорезма.
  • Мадамин-бек – лидер басмачей в Фергане. Командовал одним из наиболее численных отрядов – около 30000 человек.
  • Муэтдин-бек – один из предводителей басмачества в Фергане в начале 20-х годов.
  • Ибрагим-бек – руководитель басмаческого движения в Таджикистане, Узбекистане.

Среди причин поражения басмачей:

  • Методы действия басмачей не были приспособлены к войне против масштабной Красной Армии.
  • Высокий уровень разрозненности отрядов, отсутствие единого центра и лидера.
  • Отсутствие союзников.
  • Басмачество базировалось лишь на религии и социальной верхушке населения.