Болезни Военный билет Призыв

Узбекистан в составе ссср. §1. Образование Узбекской ССР. Вопросы Национальной Политики и Государственного Строительства

Первобытно-общинный строй

Палеолит

Ранние периоды деятельности на территории Узбекистана относятся к среднему палеолиту (см. мустьерское время), которые представлены найденными жилищами в горах Байсун-Тау и орудиями труда в Самарканде . В четвертичный период, когда климат был более умеренный и средняя температура была ниже на три градуса, обитали мамонты , первобытные быки и лошади, бобры, торфяные олени и др. животные. Менее резкое колебание климата способствовало более широкому расселению человека, следы деятельности которых были обнаружены в пустынях Кара-кум и Кызыл-кум .

В 1931-1948 гг. экспедицией при участии Парфёнова Г. В. и Окладникова А. П. в Сурхандарьинской области был обнаружен скелет неандертальца . В 1937-1947 гг. экспедицией Толстова С. П. и Гулямова Я. Г. обнаружены стоянки эпохи неолита и бронзы, которые имели общие черты с поселениями юго-восточной Европы и западной Сибири.

В позднем палеолите здесь обитали неандертальцы ; их захоронение, обнаруженное в гроте Тешик-Таш , относится к мустьерской культуре . В частности было обнаружено погребение человека возрастом 8-9 лет, что даёт основания говорить о самом древнейшем ритуале погребения человека на территории СНГ. Тело ребёнка было положено в яму, обложенную вокруг костями горного козла. Находки на месте раскопок позволяют сказать, что человек в то время добывал пропитание охотой и собирательством. Примитивные орудия труда (в основном для разделки туш) изготавливались из камня, хотя также были найдены орудия из дерева (обожжёные наконечники копий которых использовались в охоте) и кости (для заточки орудий труда), что позволяет утверждать о первых попытках древних людей совладать с новым материалом.

На территории Узбекистана памятники средней ступени дикости пока не изучены.

Мезолит и неолит

15-12 тыс. лет назад начался переход к мезолиту . Характерными памятниками являются первобытная стоянка в Самарканде, верхние слои почвы Мачайской пещеры Байсунского района, наскальные изображения в Шибадском районе и прочее.

Для обработки каменных орудий труда в этот период человек начинает применять «метод отжимной техники», принцип которой описан в трудах испанского писателя XVII в. Торквемады и английского исследователя XIX в. Эдварда Белчера. В качестве охотничьего оружия стал применяться «лук», а найденные костяные наконечники стрел и крючки свидетельствуют о становлении рыболовства в качестве полноценной отрасли хозяйствования.

Представление об условиях обитания на равнинах дала стоянка, обнаруженная в Самарканде на склоне Ивановской балки, на которой была обнаружены следы кострищ, каменные очаги и искусственно созданная землянка. Почти все орудия труда изготавливались из кремниевого камня, но в качетсве метательного орудия встречались и круглые гранитные гальки, которые использовались также для изготовления боласова. В качестве пропитания, в основном, служили луговые и степные виды животных, среди которых была распространёна дикая лошадь. Орудия и стоянки, типичные для общества высшей ступени дикости, встречаются в центральной части Кызыл-кумов, в северной части Кара-кумов Туркмении и пустыне Кара-тау в Казакстане и прочих пустынных и полупустынных районах.

Развитой неолит характеризует переходом к низшей ступени варварства, о чём свидетельствуют стоянка на западной окраине Кызыл-кума у берегов реки Амударья, стоянка по Узгуну в северной части Каракумов, пещерные убежища Сурхандарьинской области и отдельные находки в Ташкентской, Ферганской, Самаркандской и Сурхандарьинской областей. Особенностями этих стоянок является нахождение т.н. «выемчатого оружия». Орудия труда приобретают форму микролитов . Развивается примитивный гончарный промысел, горно-пастушечье скотоводство и ткачество. Эти факты указывают на связи Хорезма со степными культурами Казахстана , юго-востока Европы и южными культурами наподобие Анау.

Для обитателей низшей ступени варварства был характерен оседлый образ жизни, о чём свидетельствует состав фаунистических остатков отбросов питания и расположение стоянок по берегам водоёмов. В ходе большой Хорезмской экспедиции 1939 года под руководством С.П. Толстова , существование оседлого образа жизни подтверждается открытием древнего жилища на стоянке Джанбас-кала, представляющее собой эллипс 24 на 17 метров и построенного из дерева с перекрытиями из камыша. В середине помещения был расположен большой очаг культового назначения, вокруг которого были расположены небольшие очаги бытового назначения. Число обитателей этого жилища было примерно оценено в 100/125 человек. Этот период был определён С.П. Толстовым как "кельтеминарская культура ", датируемая концом IV - началом III тыс. до н.э. Найденные здесь находки дают некоторое представление о степени развитости хозяйства у обитателей Южного Узбекистана. Отдельные находки, характерные для периода низшего варварства, были найдены также в городище старого Термеза, пещерах Ширабада и районах Ташкента, Самарканда и Чуста.

Бронзовая эпоха

Бронзовая эпоха в истории Узбекистана охватывает III-е тысячелетие - ранние века I-го тысячелетия до н.э.

В этот период берёт своё начало т.н. этногенетическая проблема Узбекистана, которая актуальна и в настоящее время. Памятники этой эпохи очень схожи с памятниками бронзовой эпохи в Поволжье, Украине и Западной Сибири, а сходство с ранее упоминавшейся анаутской культурой отсутствует. По технике, орнаменту и формам изготовления глиняной посуды бронзового периода, она очень близка к памятникам андроновской, срубно-хвалынской и катакомбной культур эпохи бронзы в СНГ. К этой эпохе относится курганное скорченное погребение ок. Янги-юля в Ташкентской области, которое по ритуалу захоронения ближе всего к погребениям срубно-хвалынской культуры Южного Повольжья.

Первая половина I тысячелетия до н.э. является переходным периодом характеризующейся выработкой орудий труда из железа. Данный период освещён не только по вещественным памятникам, но и по древним письменным источникам Китая, Ирана, Греции и др. Народы Средней Азии в этот период имели оживлённые связи с народами Юго-восточной Европы, Южной Сибири, Ирана и Передней Азии.

Бактрийско-Маргианская культура

Голова жрицы или богини, вероятно богиня Нана, мрамор и хлорит, Бактрийско-Маргианская культура, около 2000-1750 годов до н.э.

Культурные традиции на примере печатей бронзового века Маргианы.

Приблизительный ареал Маргианской цивилизации.

Бактрийско-Маргианская культура - одна из цивилизаций бронзового века, которая существовала на территории южного Узбекистана, восточного Туркменистана, северного Афганистана и западного Таджикистана с XXIII по XVIII вв. до н. э. - в одно время с Индской цивилизацией в Пакистане и Древневавилонским царством в Междуречье. С тезисом о существовании такой цивилизации выступил в 1976 г. советско-греческий археолог Виктор Сарианиди. Бактрийско-Маргианская культура в наше время рассматривается как местная доиндоевропейская культура. Характерными для неё являются нерасписная гончарная посуда, двухъярусные гончарные горны, медные и бронзовые литые изделия (ножи, кинжалы, зеркала), глиняные модели повозок, остатки многокомнатных домов, разделённых узкими улочками. Высоко развитые керамика и ювелирное дело указывают на наличие в городах большого числа ремесленников. Печати и прочие артефакты, обнаруженные в ареале существования предполагаемой цивилизации, принадлежат к художественной системе, в корне отличной от цивилизаций Междуречья и долины Инда. Кроме того, пиктограммы на одной из печатей могут свидетельствовать о наличии в поселениях Маргианской цивилизации особой системы письменности. Что касается индоевропейцев, судя по всему индоиранский этнос занимал территорию к северу от оазисов Маргианской цивилизации и возможно активно контактировал с её носителями. Существует также предположение о влиянии Джирофтской цивилизации на Бактрийско-Маргианскую культуру. Во 2 тыс. до н. э. на территорию нынешнего Узбекистана вторглись с запада индо-иранские (арийские) племена , разрушившие культуру прежде обитавшего там народа . Однако через несколько столетий культурное развитие возобновилось.

Согд, Хорезм , Бактрия, Чач и Фергана в архаический период

Согласно ал-Бируни, древнехорезмийские системы летоисчисления начинали счёт лет c XIII в. до н. э. В начале 1 тыс. до н. э. сложилось несколько центров культуры. К югу от Аральского моря, вдоль р. Амударья в 9-8 вв. до н. э. возникла цивилизация Хорезма , обладавшая развитой ирригацией. Есть сообщения античных авторов о контактах жителей Хорезма с народами Колхиды на торговых путях по Амударье и Каспийскому морю, по которым шли среднеазиатские и индийские товары в кавказские владения через Эвксинский Понт (Εὔξενος Πόντος - др.-греч. назв. Черного моря). Это подтверждается и материальной культурой, элементы которой встречаются на раскопках древних памятников среднеазиатского Междуречья и Кавказа.

Можно сказать только одно: связи народов Средней Азии с переднеазиатским этнографическим миром уходят в глубокую, доиндоевропейскую древность, и без учета роли среднеазиатских племен вряд ли может быть до конца решен вопрос о происхождении яфетических народов древней Передней Азии и созданных ими государств. - Каково бы ни было направление этих связей, Хорезм - «Земля Хварри (Харри)» не может не учитываться в разрешении хуррийской проблемы во всем ее объеме.

С.П. Толстов. По следам древнехорезмийской цивилизации. Ч. II. Гл. V

Архаический период в центральной Азии имеет исчисление с VI по IV вв. до н.э.

с/х система и этнический состав расселений

Большое значение в расселении по Средней Азии имеет деление на кочевое и оседлое население. Основными скифскими племенами считались у Страбона даи (дахи), обитавшие за Каспийским морем (ныне Южный Туркменистан), и жившие восточнее - массагеты и саки. Принадлежность последних племён к скифам встречается и у Диодора Сициллийского. Что характерно, в ахеменидских клинописных надписях не применяется термин "скиф": персы называли эти народы "саками", коих разделяли на три. Греческие историки называют среднеазиатские народы скифами и выделяют среди них массагетов, саков и даев. По словам Геродота, массагеты занимали значительную часть равнины в северных Каракумах, низовьях Амударьи и, возможно, до низовьев Сырдарьи. Массагеты скорее всего, были не единым народом, а союзом разных племён с общим именем. После Страбона и Арриана массагеты больше не упоминаются - этот племенной союз, по преданию в который входило пять народов, распался на западные племена аорсов и аланов, и восточные, которые являются предками современных туркмен.

Фрагмент хорезмийской фрески 6-3 века до н. э.

Хорезмийцы выращивали пшеницу, ячмень, просо, разводили овец, крупный рогатый скот и лошадей. В 7-6 вв. до н. э. они возглавили крупный союз сако-массагетских племен («Большой Хорезм»), контролировавший почти всю Среднюю Азию и часть Восточного Ирана. Другим центром стал район в бассейнах рек Зеравшан и Кашкадарья, получивший название Согд (Согдиана).

Древнейшим государственным объединением Средней Азии является также Древнебактрийское царство (письменные источники называли его Бахди в "Авесте", Бактриш в Бехистунской надписи, Бактриана у античных авторов, царство, истоки которого уходят далеко в прошлое) , имевшее связи с Ассирией, Новым Вавилоном, Мидией и Индийскими княжествами. Согласно античной историографии, в период гегемонии Ассирии , в 9-7 вв. до н.э. имел место "ассирийский поход" в Бактрию для установления контроля над лазуритом . По сведениям Ктесия Книдского, жившего при дворе Артаксеркса II (404 - 359 г. до н. э.), уже в 8 в. до н.э. существовало крупное Бактрийское царство, которое подверглось нападению ассирийских войск во главе с царем Нином - мужем легендарной Семирамиды и даже вошло в состав Ассирии. В одном из документов говорится, что царь Ашшурбанипал вызывал для помощи войска из Бактрии и Согда. Об осаде Бактрии ассирийским царем сообщает Ксенофонт. По Ктесию, во время войны Мидии и Ассирии бактрийцы сначала выступили в качестве союзников ассирийцев, а потом перешли на сторону Мидии. В 7-6 вв. до н.э. Древнебактрийское царство охватывало территории долин Сурхана, Кашкадарьи и Зарафшана, включала в себя Маргиану и Согд. Изделия бактрийских мастеров из золота, камня и бронзы снискали славу в Китае, Персии, Европе. Крупнейшие города располагались на месте Кызылтепа, Ер-Кургана, Узункыра и Афрасиаба. Квинт Курций Руф пишет: "Природа Бактрии богата и разнообразна. В некоторых местах деревья и виноградники дают в изобилии сочные плоды, тучную почву орошают многочисленные источники. Где почва мягкая, там сеется хлеб, а остальные земли оставляются под пастбища". Основным занятием населения было поливное земледелие. Немаловажную роль в жизни общества играли ремесло и торговля. В 6 в. до н. э. в Среднюю Азию вторглись войска персидской державы Ахеменидов .

Ахеменидская империя в эпоху своего расцвета.

Сопротивление жителей Средней Азии было сломлено. При царях Кире II и Дарии I Хорезм и Согд вошли в состав Персидского государства, поставляя в казну серебро, драгоценные камни и солдат для персидского войска. Имеются сведения, что длительная и упорная борьба с Бактрией завершилась признанием бактрийцами власти Ахеменидов. После присоединения главных оседлых оазисов персы непосредственно столкнулись со второй военно-политической силой - союзом кочевых племен. Во главе этого союза стояла женщина - Томирис, а сами племена по одной из версий, повествующих об этих событиях, именовались массагетами. У массагетов имелась и тяжелая конница, причем бронзовые панцири одевали и на боевых коней. Армия Кира переправилась в 530 г. до н. э. через большую реку, скорее всего через Амударью, и здесь первоначально персам удалось заманить в ловушку и уничтожить часть войска противника. Однако затем отряды Томирис после жестокой схватки наголову разгромили врага, погиб и сам Кир. Сохранился даже рассказ о том, что предводительница кочевников велела отрубить мертвому Киру голову и погрузить ее в мех, наполненный кровью, чтобы насытить ею кровожадного врага. В 6 веке до н.э. территория города Мараканда, а также большей части всей Средней Азии после продолжительной и упорной борьбы была захвачена персами, под предводительством ахеменидского царя Кира Великого. Прежде чем персам удалось захватить легендарный город, борьба между двумя враждующими лагерями продолжалась почти 200 лет. Преданно отстаивая свое право на свободу, местное население явилось прекрасным примером мужества и героизма. Об этом времени рассказывает в своей исторической работе античный писатель Полиен. Ветхие страницы его труда поведали миру историю о подвиге пастуха по имени Ширак из племени саков. Он взял на себя смелость вывести тайными путями персидский отряд царя Дария I в тыл восставших соплеменников. В течение семи дней отважный пастух вел отряд ни о чем не подозревавших врагов по пустыне, заводя их все дальше и дальше с той целью, чтобы они никогда больше не смогли вернуться обратно в цивилизованный мир. Хитроумный, но гибельный для самого Ширака план безусловно удался. После недельного путешествия, умирая от жажды и жары, персы догадались об истинном замысле пастуха. Они угрожали его убить, если он не выведет их обратно, но для Ширака обратного пути не существовало. Враги убили его. Однако это не спасло их от гибели. Так, Ширак отдал в жертву свою собственную жизнь ради той небольшой победы, которую он принес своему народу. Эта легенда легла в основу замечательного романа писателя Явдата Ильясова "Тропа гнева".

Эпоха эллинизма и Великих Кушан

Богиня Хванинда. Бактрийский рельеф. Серебро с позолотой. Диаметр 12 см. Первая половина 2 в. до н. э. Ленинград. Эрмитаж.

В IV в. до н. э. персидская держава ослабела, а затем рухнула под ударами армии Александра Македонского . В до н. э. Александр вступил в Согдиану и занял ее столицу - Мараканду (современный Самарканд). Но возглавивший местное население Спитамана (Спитамен) поднял восстание против македонцев , с которым завоеватели, несмотря на жестокие карательные меры, не могли справиться вплоть до убийства Спитамена кочевниками в 328 до н. э. Стремясь закрепить свою власть над Согдом, Александр строил новые и восстановил старые города, заселяя их смешанным греко-согдийским населением. Независимость обрел Хорезм : его царь Фарасман (Фратаферн) вел в 328 до н. э. переговоры с Александром Македонским. В последующие столетия Хорезм переживал расцвет: расширялись оросительные системы, были построены новые города Базар-кала и Джанбас-кала, культовые центры, развивались ремесло и искусство. Во II в. до н. э. страна попала под верховную власть кочевого государства Кангюй.

Кушанская бронзовая монета.

Под властью монгольских правителей

В 1219-1222 Средняя Азия была захвачена армиями монгольского правителя Чингисхана . Государство хорезмшахов стремительно развалилось, большинство городов сдалось (как Бухара и Самарканд) или были взяты (как Ургенч), жители истреблены или угнаны в рабство. Многие цветущие оазисы подверглись полному разорению и запустению. Катастрофа сопровождалась полным упадком хозяйства и культуры. Перед смертью в 1227 Чингисхан разделил свои огромные владения между наследниками. Хорезм был включен в состав улуса Джучи (позднее - Золотой орды). Лишь во второй половине 14 в. хорезмийские земли оправились от сокрушительного разгрома, а в Ургенче вновь появились величественные сооружения. Остальная часть территории современного Узбекистана вошла в улус Джагатая. Монгольские властители, беспрерывно воевавшие между собой, назначали наместниками Мавераннахра мусульманских купцов и заставляли население платить тяжелые налоги. Восстания (например, под руководством Махмуда Тараби в Бухаре в 1238) жестоко подавлялись. В 1251 коалиция ханов во главе с правителем Золотой орды Батыем изгнала потомков Джагатая из Мавераннахра, но в 1260-х они вернули свои владения. В ходе войн в 1272 была разрушена и на время почти совсем обезлюдела Бухара. Некоторые монгольские правители, стремясь найти опору среди местного населения, а Кебек-хан (1318-1326) провел административную и финансовую реформы. Но это вызвало сопротивление кочевой аристократии, и преемник Кебека Тармаширин (1326-1334) погиб. Мавераннахр по существу распался на мелкие, соперничавшие друг с другом владения.

Правление Тимура и Тимуридов

Объединителем среднеазиатских территорий выступил воинственный завоеватель Тимур . В 1370 году он завладел Самаркандом , который превратил в столицу огромной империи, простиравшейся вплоть до Малой Азии. Среди опустошительных походов армий Тамерлана было 5 вторжений в Хорезм . В 1388 Ургенч был захвачен и полностью разрушен, а жители его переселены в Мавераннахр. Но «метрополия» державы вокруг Самарканда в период правления Тамерлана процветала. По приказу правителя, в столицу переселялись лучшие мастера, были сооружены многочисленные мечети и мавзолеи, которые до сих пор считаются шедевром мировой архитектуры. Государство, созданное Тамерланом, оказалось неустойчивым и после его смерти в 1405 стало рассыпаться. В году к власти в Мавераннахре пришел его внук, сын Миран-шаха - Халиль-Султан . Младшему сыну Тимура Шахруху (1409-1447) удалось сохранить Хорасан , Афганистан и Мавераннахр . Он перенес столицу в Герат , а правителем в Самарканде назначил своего сына Улугбека , видного ученого, вызывавшего недовольство в кругах консервативного духовенства. В 1447 после смерти отца Улугбек стал главой правящей династии, но в был убит своим сыном Абд ал Латифом ( -). Следующие правители Абу Cаид ( -) и Султан Ахмед мирза ( -) пользовались покровительством духовенства во главе с главой ордена накшбенди шейхом Ходжа Ахраром . В Хорасане (Герате) правил Султан Хусейн Байкара ( -), который покровительствовал культуре. При его дворе визирем был выдающийся поэт Алишер Навои .

Узбекское ханство ( -)

Хивинское ханство (1511-1920)

По местным преданиям, знаменитый султан Бабур , потомок Тамерлана, направлялся из Самарканда в Индию через Фергану , где одна из жён его разрешилась мальчиком по дороге между Ходжентом и Канибадамом ; ребёнка, прозванного Алтун-башиком (ум. в ), приютил кочевавший там узбекский род Минг (откуда и название династии), когда же выяснилось его происхождение, Алтун-башик провозглашён был бием и поселился в Асхы. Звание бия стало наследственным в его потомстве. Один из потомков Алтун-башика, Абдурахим-бий , поселился в кишлаке Дикан-Тода, но впоследствии главным местом его пребывания сделался город Коканд, который он основал около 1732 года и который первоначально назывался Иски-Курган или Кала-и-Раим-бай (по имени основателя своего). Абдурахим-бий, пользуясь междуцарствием в Бухаре, предпринял поход на это ханство, занял будто бы Самарканд, Каттакурган , добирался и до Шахрисабза , но ограничился лишь тем, что заключил мир с тамошним правителем и женился на его племяннице, после чего вернулся в Ходжент, где и был убит своими приближенными (около 1740 года). Брат и преемник Абдурахима, Абдукарим-бий , окончательно поселился в Иски-Кургане, который с этого только времени (1740) получил название Коканда (На самом же деле Коканд - город, несравненно более древний. Арабские путешественники Х века, Истахри и Ибн-Хаукаль, упоминают о городе Ховакенде или Хоканде, который по расстоянию от Шашской реки (Сырдарья) и от Асхы соответствует нынешнему Коканду; надо поэтому думать, что в XVIII веке вся деятельность «основателей» этого города заключалась в устройстве урды (дворец) и возведении городских стен.).

Абдукарим-бий, и Нарбута Бег расширили владение. Однако, и Абдукарим-бий и Нарбута-бий были вынуждены платить дань Китаю в -1798 годах (это является основанием для периодических китайских территориальных претензий к государствам Центральной Азии).

Узбекистан в составе СССР

27 ноября 1917 года на IV чрезвычайном Всемусульманском съезде, проходившем в Коканде, было объявлено о создании Туркестанской автономии (Туркестани мухтариат) во главе с Туркестанским Временным Советом, который возглавил Мухамеджан Тынышпаев . Министерство иностранных дел возглавил Мустафа Шокай , но вскоре в связи с уходом Тынышпаева из-за внутренних разногласий он стал председателем правительства. Кокандское правительство объявило о намерении созвать 20 марта 1918 года свой парламент на основе всеобщего прямого, равного и тайного голосования. Две трети мест в парламенте предназначались мусульманским депутатам, а одна треть - представителям немусульманского населения. Существование такого парламента должно было стать первым шагом к демократизации Туркестана. К слову, в образованном в то же время в Ташкенте правительстве Туркестанской Советской Республики (ТАССР) из 14 его членов не было ни одного человека из представителей коренных народов. В январе 1918 г. в ответ на предъявленный Советами ультиматум Шокай отказался признать их власть. Для уничтожения Туркестанской автономии из Москвы в Ташкент прибыли 11 эшелонов с войсками и артиллерией, в состав карательного отряда вошли красноармейцы ташкентского гарнизона и армянские дашнаки. 6 февраля 1918 года большевики начали штурм Коканда и за три дня полностью разрушили древний город. Ответом на разгром Туркестанской автономии стало мощное национально-освободительное партизанское движение, названное большевиками басмачеством и ликвидированное Советской властью лишь в 1930-е годы.

В ночь с 7 на 8 ноября 1917 года в Петрограде произошёл Октябрьский переворот . В тот же день (ночь) возникла Российская Советская Социалистическая Федеративная Республика - РСФСР - со столицей в Петрограде. В марте 1918 года Туркестанское Генерал-Губернаторство было преобразовано в Туркестанскую Автономную ССР в составе РСФСР . Земли Кокандского ханства (в том числе Ташкент) вошедшие в состав Ферганской области Туркестанского Генерал-Губернаторства ещё в марте 1876 года также формально вошли в состав РСФСР . Вассалы Российской империи - Хивинское ханство и Бухарский эмират остались на короткое время официально независимыми от реформируемой большевиками России.

В ходе гражданской войны часть населения поддержала Красную Армию, которая к 1920 заняла Коканд, Бухару и Хиву. Другая часть, в основном феодально-байские элементы и мусульманское духовенство, образовала вооруженное националистическое движение («басмачество »), поддерживаемое иностранными кругами (прежде всего- Турции). Основные силы басмачества разгромлены Красной Армией при поддержке населения в 1922, отдельные отряды окончательно сдались в 1933.

В феврале 1920 года Хивинское ханство и Бухарский эмират были захвачены Красной Армией и вместо них были образованы Хорезмская и .

26 августа 1920 года Сыр-Дарьинская и Семиреченская части Туркестанской АССР, населённые казахами, были включены в Киргизскую АССР в составе РСФСР.

В сентябре 1924 г. Хорезмская и Бухарская Народные Советские Республики были преобразованы в социалистические республики, но через месяц расформированы в связи с вхождением в состав Узбекской и Туркменской ССР.

14 октября 1924 года была образована Таджикская АССР в составе Бухарской ССР , а также выделена Кара-Киргизская автономная область (нынешняя Киргизия) в составе Киргизской АССР (нынешний Казахстан).

27 октября 1924 года по национально- государственному размежеванию образованы Узбекская ССР и Туркменская ССР . В состав Узбекский ССР вошла Бухарская ССР вместе с Таджикской АССР и одной из трех областей, на которые разделили Хорезмскую ССР. Другая треть Хорезмской ССР была преобразована в Каракалпакскую АО в составе Киргизской АССР. А оставшаяся треть была преобразована в Туркменскую ССР.

Узбекистан был республикой восточного колорита: древние мечети Самарканда и Бухары, хлопковые плантации, дыни-"торпеды"... а также межнациональные конфликты в густонаселенной Ферганской долине и "восточная" коррупция. Радикальный ислам, погромы, мафия, коррупция и ее разоблачение - все это сыграло свою роль в падении советской власти в республике.
Для Узбекистана последние годы существования СССР были отмечены "хлопковым делом" (так обобщенно именуется целая серия уголовных дел, касавшихся злоупотреблений как в хлопковой, так и в других отраслях узбекского хозяйства). Громкие разоблачения и аресты по обвинениям в коррупции, затронувшие местное начальство, осложнили отношения между республикой и союзным центром. В рядах местной элиты кампания, затеянная тогдашним генсеком ЦК КПСС Юрием Андроповым, воспринималась как предательство.

Митинг "Бирлик". Ташкет, площадь Ленина, 1 октября 1989 года. Фото: Владимир Родионов/РИА Новости

Узбекские власти играли по неофициальным правилам, установленным Москвой. Центр устанавливал планы поставок хлопка (зачастую сильно завышенные и не учитывающие реальной ситуации), которые затем спускались на места. Местное начальство в ответ фальсифицировало отчетность, а чтобы приписки казались убедительными – отправляло их "наверх" вместе со взятками. В Москве, принимая взятки, эту систему поддерживали. Теперь же узбекские руководители были за это публично наказаны.
Определенное недовольство "хлопковое дело" вызвало и у тех жителей республики, кто к власти не принадлежал.
Бытовало мнение, что Москва ведет себя чересчур бесцеремонно, вмешиваясь в дела Ташкента, и что кампания против коррупции приняли "антиузбекский характер".
Будущий президент Узбекистана Ислам Каримов, который в 1989 году возглавил республику в качестве первого секретаря ЦК компартии, эти настроения в какой-то степени поддержал. Хотя использовал их не как повод для конфронтации с Москвой, а, скорее, как средство для повышения своего авторитета в Узбекистане. Он, в частности, реабилитировал прежнего руководителя республики Шарафа Рашидова, который скончался (по некоторым данным - покончил с собой) на фоне расследования «хлопкового дела» и на которого посмертно была возложена вина за созданную в Узбекистане систему взяточничества и кумовства. При Каримове кампания по обличению "рашидовщины" была прекращена.
Всего по "узбекским делам" (в том числе "хлопковым") были осуждены несколько тысяч человек. Несколько фигурантов были приговорены к расстрелу, некоторые покончили с собой. Партийный и хозяйственный аппарат республики подвергся тотальной чистке. На республиканском уровне на освободившееся место Рашидова был назначен Иманджон Усманходжаев (до этого он был председателем президиума Верховного совета Узбекистана). Через несколько лет, правда, он сам был арестован по обвинениям в коррупции.
Новый глава республики Рафик Нишанов (до назначения на этот пост он, как и Усманходжиев, был председателем президиума ВС) продержался еще меньше. Его отставка, правда, уже не была связана с коррупцией. Она последовала за событиями в Ферганской области летом 1989 года – волной погромов и убийств, жертвами которых стали проживавшие там турки-месхетинцы.

Согласно распространенной версии, погромы было спровоцированы серией потасовок, произошедших в конце мая. В массовых драках участвовали узбеки и таджики с одной стороны и турки – с другой. Пострадали десятки людей. В одной из драк, которая произошла в Кувасае (пригороде Ферганы) 24 мая, был убит некий Ислом Абдурахманов. На следующий день после того, как его похоронили, на центральной площади города собралась толпа узбекской молодежи. Хотя погибший и был не узбеком, а таджиком по национальности, собравшиеся, следуя призыву из толпы, что "турок надо проучить", двинулись к месту их проживания. На улице, где жили турки, произошла массовая драка, в которой использовались ножи и дубинки. В результате пострадали более 50 человек.
После этого волнения на несколько дней притихли. Однако уже в начале июня возобновились, перекинувшись на Фергану и ее пригороды - Ташлак, Коканд, Маргилан, поселок Комсомольский. Начались погромы и жестокие убийства турок.
Погромщики преследовали тех, кто пытался спастись, выискивали тех турок, которых укрыли у себя их соседи-узбеки (таких случаев, когда узбеки прятали у себя турок, было немало), пытались даже пробиться к тем, кого успели взять под защиту власти.
3 июня погромы начались в городе Маргилан, поселках Ташлак и Комсомольский. За два дня там были убиты несколько человек, более 70 были госпитализированы с различными травмами. Только в Ташлаке были сожжены более 40 домов. 4 июня толпа собралась у здания местного райкома партии, куда к тому времени были эвакуированы несколько сотен турок. Собравшиеся требовали выдать им турок, а затем направились к отделению милиции – освобождать ранее задержанную группу погромщиков. Толпа, вооруженная огнестрельным оружием и бутылками с зажигательной смесью, попыталась взять здание штурмом. Штурм продолжался около четырех часов и не увенчался успехом. 15 милиционеров (из тех, кто охранял здание) были ранены.
К 7 июня большинство турок, проживавших в Фергане и ее окрестностях, были эвакуированы (их вывезли на военный полигон). В городе был введен комендантский час. В регион к тому времени спешно перебрасывались войска, численность воинской группировки вскоре достигла 14 тысяч человек. Однако взять ситуацию под контроль военным удалось не сразу. Положение осложнялось тем, что применять оружие солдатам не разрешалось (огонь они открывали лишь в крайнем случае). Погромщики быстро поняли, что стрелять в них не будут, а эффект от применения спецсредств (слезоточивого газа, светошумовых гранат) был ограниченным.
"Сил у нас было мало, - рассказывал один из военнослужащих о событиях в поселке Комсомольский. – Пока блокировали один дом и эвакуировали жителей, толпа прорывалась к соседнему. И творила что хотела".
К концу первой недели июня беспорядки перекинулись на Коканд. Эвакуировать оттуда турок власти к тому времени еще не успели. В Коканде события стали развиваться примерно по тому же сценарию, что и ранее в Ташлаке. Толпа потребовала выдать ей турок, укрытых в здании ГОВД. Получив отказ, собравшиеся пошли на штурм. При этом даже использовались автомашины – грузовик и автобус – которыми атакующие пытались таранить ограду (защитникам здания удалось сорвать атаку, прострелив колеса машин) . Отдельные группы погромщиков, пользуясь тем, что основные силы милиции отвлечены, продолжали грабить и жечь дома турок. Другим группам удалось захватить несколько местных промышленных предприятий (которые, впрочем, властям быстро удалось отбить).
Беспорядки пошли на спад 9-11 июня. Всего в ходе погромов, по официальным данным, были убиты около ста человек. После этих событий из Ферганской области были вывезены около 16 тысяч турок-месхетинцев. Среди тех, кто покинул регион до 1 июля, были также 1,2 тысячи крымских татар, более 800 русских, более 100 евреев.
В июне 1989 года, после волнений в Ферганской области, возглавлявший Узбекскую ССР Рафик Нишанов был снят с должности (его перевели на место главы Совета национальностей Верховного совета СССР). Освободившееся место – пока что в должности первого секретаря ЦК компартии Узбекской ССР – занял Ислам Каримов.
К тому времени в Узбекистане уже существовала своя оппозиция. Она была представлена прежде всего движением "Бирлик" ("Единство"), созданным в 1988 году (сначала - неофициально) представителями творческой и научной интеллигенции.
Декларируемые цели движения примерно соответствовали тем, что ставили перед собой "народные фронты" в других республиках бывшего СССР: укрепление позиций национального языка, достижение суверенитета Узбекистана, демократизация общественной жизни.
В конце 1988-начале 1989 года активисты "Бирлик" организовали несколько митингов, которые собрали тысячи людей и продемонстрировали, что новое движение пользуется определенной поддержкой у населения.
Официальный учредительный съезд "Бирлик" состоялся в мае 1989 года. Председателем движения был избран математик Абдуманоп Пулатов.

Политикой в конце 1980-х-начале 1990-х годов занялись также мусульманские организации. Ислам в Узбекистане даже в советские времена имел определенное влияние, а в условиях либерализации, которую принесла перестройка, это влияние стало возрастать. Еще в 1940-е годы в Ташкенте было создано Среднеазиатское духовное управление мусульман. Вопреки антирелигиозным установкам, которых придерживалась советская власть, там были сохранены некоторые мечети, действовало даже медресе. Наряду с официальными мечетями в Узбекистане во времена СССР действовало множество неофициальных (только в Андижанской области их, по некоторых данным, было более 180).
В начале 90-х годов в Узбекистане была создана Исламская партия возрождения (хотя регистрации она и не получила и впоследствии объявила о переходе на нелегальное положение). Примерно в то же время в некоторых регионах появились фундаменталистские объединения под названием "Адолат" ("Справедливость"). Они объявили, что будут следить за соблюдением законов шариата. В эти группы входили как представители духовенства, так и бывшие десантники. Отряды численностью до 200 человек были созданы в Наманганской, Андижанской и Ферганской области. Фактически они взяли на себя роль дружинников (на что, правда, их никто не уполномочил): патрулировали улицы и рынки, задерживали лиц, которые показались им подозрительными, а также боролись с "аморалкой" и пьянством.
Все это продолжалось до конца 1991 года, когда активисты "Адолат" захватили здание обкома компартии в Наманганской области и предъявили ультиматум властям (среди требований было создание в Узбекистане исламского государства). За этим последовал разгром "дружинников".
Десятки активистов были арестованы, некоторые отправлены за решетку. Параллельно власти занялись и Исламской партией возрождения. Был принят закон, запрещающий деятельность религиозных партий в Узбекистане. В итоге в 1992-1993 годы и "Адолат", и ИПВ фактически прекратили свое существование.

Придя к власти, Каримов не стал сразу же устраивать тотальную "зачистку" политического поля (время для этого пришло позже). Сначала он пошел на контакт с умеренной частью оппозиции. Уже осенью 1989 года, вскоре после назначения Каримова первым секретарем ЦК, ташкентский обком компартии провел встречу с представителями "Бирлик", а также других организаций – Интерсоюза и Демократического движения Узбекистана. Позднее члены "Бирлика" - академик Тимур Валиев и поэт Шуккурлы Юсупов – были даже включены в президентский совет Каримова. А в 1990 году, когда "Бирлик" раскололся на радикальную и умеренную части (последняя отделилась в качестве движения "Эрк", то есть "Свобода", во главе с Мухаммадом Салихом), власти пошли навстречу новой организации. "Эрк" быстро получила официальную регистрацию (позднее – официально стала политической партией) и возможность издавать собственную газету, власти даже предоставили ей помещения для работы.
Дружба с оппозицией, впрочем, продлилась недолго. Власть переняла у своих оппонентов ключевые лозунги, касающиеся национального возрождения (суверенитет, укрепление статуса узбекского языка), и вместе с тем способствовала расколу в их рядах. Что касается лидера "Эрк" Мухаммада Салиха, то ему была отведена роль конкурента Ислама Каримова на президентских выборах, состоявшихся в конце 1991 года. Административный ресурс гарантировал победу Каримову, но формально он победил в соревновании с более или менее сильным соперником (о легитимации которого будущий победитель позаботился заранее). После выборов оппозиция Каримову оказалась уже не нужна, что и определило ее дальнейшую судьбу – разгром в течение ближайших нескольких лет.
Выборы, на которых Каримов, по официальным данным, получил 85 процентов голосов, состоялись в самом конце 1991 года - 29 декабря. За несколько дней до этого Узбекистан окончательно вышел из состава СССР и вступил в Содружество независимых государств.
lenta.ru

======================================== ==================

ДЕКЛАРАЦИЯ О СУВЕРЕНИТЕТЕ
Верховный Совет Узбекской Советской Социалистической Республики:
исходя из исторического опыта государственного строительства и сложившихся традиций узбекского народа,
обеспечения каждой нации права на самоопределение,
во имя высшей цели обеспечения каждому человеку права на достойную жизнь,
глубоко осознавая историческую ответственность за судьбу народов Узбекистана,
исходя из международно-правовых норм, общечеловеческих ценностей и принципов демократии,
провозглашает государственный суверенитет Узбекской Советской Социалистической Республики.
1. Государственный суверенитет Узбекской ССР есть верховенство демократического государства Узбекской ССР на всех составных частях своей территории и во всех внешних сношениях.
2. Государственная территория, граница Узбекской ССР неприкосновенны, неделимы и не могут быть изменены без волеизъявления народа.
3. Государственная власть Узбекской ССР осуществляется над всеми частями ее территории и распространяется на все население, проживающее на ней.
4. Решения, принимаемые Верховным Советом СССР, приобретают силу на территории Узбекской ССР только после их утверждения Верховным Советом Узбекской ССР в соответствии с Конституцией Узбекской ССР.
5. В ведение государственной власти Узбекской ССР входят все вопросы внутренней и внешней политики.
6. Узбекская ССР признает и уважает основные принципы международного права.
7. Узбекская ССР определяет принципы и осуществляет политические, экономические, культурные и иные отношения с союзными республиками и другими государствами на основе договоров.
8. Узбекская ССР определяет свой путь развития, свое название, учреждает свою государственную символику: герб, флаг, гимн.
9. Суверенитет Каракалпакской Автономной Советской Социалистической Республики обеспечивается Конституцией
автономной республики, Узбекская ССР защищает интересы Каракалпакской АССР в соответствии с ее Основным Законом и Конституцией Узбекской ССР.
10. Законодательная власть Узбекской ССР разрабатывает законы и законоположения, необходимые для реализации государственного суверенитета Узбекской ССР, определяет состав и структуру политической и экономической системы Узбекской ССР.
11. Верховный Совет Узбекской ССР заявляет о решимости создать демократическое правовое государство, определяемое всенародным референдумом, гарантирует представителям всех наций и народностей, проживающих в Узбекской ССР, их законные политические, экономические, этнические, культурные права и развитие родного языка.
12. Настоящая декларация является основой для разработки новой Конституции Узбекской ССР и нового Союзного договора.
Принята на второй сессии Верховного Совета Узбекской ССР 20 июня 1990 г.

Об основах государственной независимости Республики Узбекистан

Исходя из Декларации о суверенитете Узбекской ССР и Заявления о
государственной независимости Республики Узбекистан, Верховный Совет
Республики Узбекистан принимает настоящий закон.

Республика Узбекистан, в состав которой входит Республика
Каракалпакстан, - независимое, демократическое государство.

Народ Республики Узбекистан суверенен и является единственным
источником государственной власти в республике. Он осуществляет
принадлежащую ему власть как непосредственно, так и через систему
представительных органов.

Республика Узбекистан обладает всей полнотой государственной
власти, самостоятельно определяет свое национально-государственное и
административно-территориальное устройство, систему органов власти и
управления.

Государственная граница и территория Республики Узбекистан
неприкосновенные и неделимы, не могут быть изменены без свободного
волеизъявления его народа.

В Республике Узбекистан верховенством обладают Конституция
Республики Узбекистан и ее законы. Система государственных органов
Республики Узбекистан строится на основе принципа разделения властей:
законодательной, исполнительной и судебной.

Республика Узбекистан имеет право создать Министерство по делам
обороны, образовать Национальную гвардию и вневойсковую
(альтернативную) службу.
Суверенный Узбекистан оставляет за собой право осуществлять
военную политику в вопросах формирования и руководства Вооруженными
Силами СССР на территории республики.

Материальной основой государственной независимости Республики
Узбекистан является ее собственность.
Земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир,
природные и другие ресурсы на территории республики, ее
интеллектуальные ценности являются национальным достоянием,
собственностью Республики Узбекистан.

Объекты государственной собственности, включая имущество
государственных предприятий, учреждений и организаций, в том числе
находившихся в союзном подчинении, их основные производственные,
непроизводственные, оборотные или иные формы и иное имущество, системы
внутренней коммуникации, транспорта, связи и энергетики,
республиканские картография и геодезия являются собственностью
Республики Узбекистан.

Разгосударствление и приватизация собственности Республики
Узбекистан осуществляются в соответствии с законодательством
республики. Преобразование расположенных на территории республики
государственных предприятий, находившихся в союзном подчинении, в
акционерные общества, перевод их в иные формы собственности
осуществляются исключительно на условиях и в порядке, предусмотренном
законодательством Республики Узбекистан.

Статья 10.

Республика Узбекистан самостоятельно осуществляет и
контролирует добычу, переработку и хранение золота, других драгоценных
металлов и камней на своей территории, создает свой золотой запас.
Республика Узбекистан имеет свою долю в золотом запасе,
Алмазном и Валютном фондах СССР.

Статья 11.

Республика Узбекистан вправе вводить свою денежную единицу -
национальную валюту, самостоятельно определять объемы совокупного
денежного оборота, эмиссии денег и иных государственных ценных бумаг.

Статья 12.

Республика Узбекистан осуществляет финансовую и кредитную
политику. Налоги и сборы, взимаемые на территории республики, поступают
в государственный бюджет Республики Узбекистан и местные бюджеты.

Статья 13.

Республика Узбекистан устанавливает дипломатические,
консульские, торговые и иные связи с иностранными государствами,
обменивается с ними полномочными представителями, заключает
международные договоры, может быть членом международных организаций.

Статья 14.

Республика Узбекистан, являясь самостоятельным субъектом
международных экономических отношений, определяет условия осуществления
иностранных инвестиций, права инвесторов, создает собственный
конверсионный валютный фонд, продает и закупает золотые и другие
запасы, конвертируемую валюту.

Статья 15.

На территории Республики Узбекистан устанавливается гражданство
Республики Узбекистан в соответствии с всеобщей Декларацией прав
человека.

Все граждане Республики Узбекистан независимо от нации,
народности, социальной принадлежности, вероисповедания и убеждений
имеют одинаковые гражданские права и находятся под охраной Конституции
республики и ее законов.

Статья 16.

Республика Узбекистан определяет свой путь развития, свое
название, учреждает свою государственную символику: герб, флаг, гимн,
устанавливает свой государственный язык.
Символы государственной независимости Республики Узбекистан
являются священными, и всякое надругательство над ними наказуемо
законом.

Статья 17.

Республика Узбекистан признает территориальную целостность и
суверенитет Республики Каракалпакстан в составе Республики Узбекистан.
Взаимоотношения между Республикой Узбекистан и Республикой
Каракалпакстан строятся на основе равноправия, посредством
двусторонних договоров и соглашений между ними.
За Республикой Каракалпакстан сохраняется право свободного
выхода из Республики Узбекистан в соответствии с законодательством.

Президент Республики
Узбекистан И.КАРИМОВ

После подавления повстанческого движения в Туркестане органы советской власти, руководимые партией большевиков, начали осуществлять в этом регионе свои планы. С 20-х годов XX в. в Туркестане проводилась национальная политика по принципу «Разделяй и властвуй». Советская национальная политика по существу ничем не отличалась от шовинистической политики царизма, проводившейся в этой стране. Изменилась только ее внешняя форма.

Для того, чтобы дискредитировать идею «единого Туркестана», советские руководители давали народу заманчивые обещания, которые на деле являлись лишь декларациями.

В то время территория нынешнего Узбекистана включала в себя Туркестанскую АССР, Бухарскую и Хорезмскую республики в составе РСФСР. Советы стремились укрепить свое влияние в этих республиках.

В «Декларации трудящихся и эксплуатируемого народа», «Обращении ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» были провозглашены основные принципы национальной политики советской власти: 1. Равноправие всех народов России; 2. Право национальных республик на самоопределение; 3. Упразднение всех национальных и национально-религиозных льгот и ограничений; 4. Свободное развитие малых этнических групп, проживающих на территории советского государства.

В обращении советского правительства к народам отдаленных окраин было сказано: «…С этого времени ваша судьба в ваших руках, ваши религиозные традиции и обычаи, национальные и культурные учреждения свободны и неприкосновенны». В действительности проводилась шовинистическая политика. Лозунг «Свобода и независимость» оказался пустой декларацией и ложью.

Народы Туркестана стремились к развитию своей национальной государственности. На прошедшей в январе 1920 года V региональной конференции Туркестанской Компартии выступил председатель ЦИК Туркестанской АССР Т. Рыскулов, который выдвинул идею единого Туркестана, представленного в основном тюркскими народами, и предложил переименовать Туркестанскую Автономную Республику в Тюркскую Советскую Республику, Туркестанскую Коммунистическую партию - в Коммунистическую партию тюркских народов. Эти предложения стали причиной многочисленных дискуссий на конференциях, а также в социально-политической жизни страны, в ЦК РКП(б), в его Политбюро, среди членов советского правительства. В связи с этим в марте-июне 1920 г. «туркестанский вопрос» был предметом неоднократного обсуждения на заседаниях Политбюро ЦК РКП(б) в Москве. Хотя Центр проявлял заинтересованность в решении «туркестанского вопроса», однако он не ставил перед собой цели предоставить Туркестану самостоятельность.

13 июня 1920 г. делегация народов Туркестана во главе с Т. Рыскуловым и Н. Ходжаевым со своими предложениями были на приеме у руководителя советской страны В.И. Ленина. Эта встреча была их последней надеждой. Но ни советское руководство, ни заседание Политбюро ЦК РКП(б) от 29 июля 1920 г. не удовлетворили просьбу туркестанской делегации. Напротив, советское правительство и руководство партии, считая необходимым «исправить» положение в стране, срочно приняло ряд постановлений «Об основных задачах РКП(б) в Туркестане». В частности, в специальном постановлении «О создании правительства Туркестана» отмечалась необходимость учреждения в Туркестане постоянного представительства Всероссийского ЦИК, СНК РСФСР и ЦК РКП(б). Данное постановление послужило усилению контроля над страной и укреплению советской власти.

Таким образом, еще раз была отвергнута попытка самоопределения Туркестана. Не достигнув поставленной перед собой цели, председатель ЦИК Туркестанской АССР Т. Рыскулов в скором времени был вынужден подать в отставку. Причина была в том, что правительство России не было заинтересовано в самостоятельном развитии Туркестана и стремилось к тому, чтобы он постоянно находился под контролем, а его трудолюбивый народ, природные и минеральные ресурсы были подчинены Центру. Созданные по инициативе Центра Турккомиссия, Среднеазиатское Бюро, Среднеазиатский Экономический Совет и другие органы были призваны осуществлять эту политику.

Установление новой формы колониализма - союзных государств в составе СССР - не могло не оказать отрицательного влияния на жизнь населения Туркестана.

Большевистская власть не ставила перед собой цели разделить на части территорию бывшей царской империи. Основной целью являлось, используя все формы и методы идейного воздействия, объединить все народы, сплотить бывшие колонии вокруг РСФСР и построить мощное союзное государство.

В результате Первой мировой (1914-1918 гг.) и гражданской войн молодые республики испытали на себе все трудности восстановления социально-экономической жизни. Большевистское правительство, чтобы сохранить территорию империи, в 1918-1922 гг. оказывало свое влияние на дипломатическое, социально-экономическое, военное и финансовое положение молодых республик.

Несмотря на провозглашение равноправия будущих республик Советского Союза, руководители отдельных республик выступали против объединения. Например, секретари ЦК КП Украины Х.Р. Раковский и Д.Л. Пятаков выступили за идею «конфедерации» без создания всесоюзного органа власти. Грузинская национальная интеллигенция связывала вступление своей республики в союз с ликвидацией ЗСФСР. На заседаниях Политбюро ЦК РКП(б), на съездах и пленумах партии, а также в советских организациях развернулось широкое обсуждение данного вопроса. Так, один из видных советских руководителей И.В. Сталин выдвинул идею «автономизации» - введения республик в состав РСФСР на правах автономий. Естественно, это предложение могли не поддержать национальные республики. Тогда Ленин внес предложение о том, что новый союз будет выше РСФСР и что РСФСР и другие национальные республики войдут в него как равноправные.

Наконец, проведение под руководством РКП(б) на местах ряда агитационно-пропагандистских мероприятий и навязанные ими обязательства дали свои результаты. Съезды советов Украины, Белоруссии, Компартии Закавказской Федерации заявили о поддержке предложения ЦК РКП(б) «О создании СССР».

26 декабря 1922 г. X Всероссийский съезд Советов принял решение об объединении всех советских республик в единое советское государство. Съезд поручил делегациям УССР, БССР и ЗСФСР совместно подготовить проекты Декларации о создании Союза Советских Социалистических Республик и Союзный договор.

29 декабря 1922 г. в Москве состоялась конференция делегатов четырех республик, которая обсудила и одобрила утвержденные пленумом ЦК РКП(б) проект Декларации и Договора о создании СССР. 30 декабря уполномоченные делегаты четырех республик подписали эти документы.

30 декабря 1922 г. в Москве прошел I Всесоюзный съезд Советов, утвердивший Декларацию и Союзный Договор.

Съезд избрал высший орган СССР - Центральный Исполнительный Комитет и правительство. Председателями ЦИК СССР были избраны: от РСФСР - М.И. Калинин, от Украины - Г.И. Петровский, от Белоруссии - А.Г. Червяков, от ЗСФСР - Н.Н. Нариманов. В.И. Ленин был утвержден председателем Совета Народных Комиссаров СССР.

Таким образом, 30 декабря 1922 г. был образован СССР. Его учредителями стали правительства РСФСР, БССР, УССР, ЗСФСР. В 30-х - начале 40-х годов XX в. состав этого государственного союза расширился за счет включения новых республик, количество которых достигло 15. Таким образом, на 1/6 части планеты появилась новая держава.

Несмотря на то, что во всех основных программных документах провозглашались равенство и братство, однако этот союз сыграл роль западни для всех народов союзных республик и был направлен на полное их подчинение власти центрального правительства.

Национально-территориальное размежевание границ и его последствия

На территории Средней Азии с древних времен проживали родственные народы, близкие по языку,религии, истории, культуре, традициям: узбеки, туркмены, таджики, казахи, киргизы, каракалпаки. Их связывало общее историческое прошлое, единые корни, единая территория. Они всегда считали себя братьями, пили воду из одних рек, пасли скот на одних пастбищах. Как утверждает наш Президент Ислам Каримов, «у нас одни деды и прадеды».

Советские лидеры в целях укрепления власти Центра стремились разъединить родственные народы, чтобы лишить их возможности совместно бороться за свою независимость. Поэтому, с учетом национальной специфики Туркестана, была выдвинута идея размежевания по национально-территориальному признаку. В этих целях была создана специальная комиссия по решению туркестанского вопроса - Турккомиссия, на которую возлагалась обязанность провести национально-территориальное размежевание и на его основе создать несколько советских республик. Решение этого вопроса было возложено на секретаря ЦК РКП(б) Я.Э. Рудзутака. Передовые представители интеллигенции Туркестана, ясно понимая сущность предстоящих преобразований, стремились не допустить разъединения народов. Однако большевики, сосредоточившие в своих руках управление страной, не учитывали их мнение. Кроме того, большевики обвинили патриотов из числа национальной интеллигенции, выдвигавших идею единства и независимости Туркестана, в национализме, пантюркизме, исламизме и объявили их противниками советской власти.

Вопрос о национально-территориальном размежевании и создании нескольких республик обсуждался в Центре, в Туркестане, в Бухарской и Хорезмской республиках, на пленумах их компартий, а также координирующего их деятельность органа - Среднеазиатского бюро ЦК РКП(б).

5 апреля 1924 г. вопрос о национально-территориальном размежевании рассматривался на заседании Политбюро ЦК РКП(б), 11 мая - комиссии Среднеазиатского бюро ЦК РКП(б). Была создана специальная комиссия по подготовке проекта размежевания. Проект был рассмотрен и в основном одобрен Среднеазиатским бюро ЦК РКП(б) 2 июня 1924 г.

Недовольные этими действиями группа руководителей Хорезмской республики - секретарь ЦК ХКП Одинаев, министр внутренних дел Абдусаломов; представители Туркестана и Бухары: Султанбек Хужанов, Санжар Асфандия- ров и другие - выразили протест. Чтобы сохранить единство народов Туркестана, они внесли предложение о создании Среднеазиатской Федерации. 8 мая 1924 г. в ЦК РКП(б) поступило письмо «О решении национального вопроса в Хорезме». В нем подчеркивалось, что разделение Хорезмской республики нецелесообразно. Однако просьбы и требования коренных народов не были приняты во внимание. Напротив, 12 июня 1924 г. Политбюро ЦК РКП(б) вернулось к рассмотрению вопроса «О размежевании границ республик Средней Азии» и приняло решение о его осуществлении. Из-за бурных дискуссий по вопросу национально-территориального размежевания Хорезмской республики его решили временно приостановить. Между тем на руководителей Хорезмской компартии и правительства начали оказывать усиленное давление. Многие из них были освобождены от занимаемых должностей, остальные были вынуждены присоединиться к решению партии. В итоге 26 июня 1924 г. руководители Хорезмской республики «признали» необходимость проведения национального размежевания границ Хорезма. 15 июля 1924 г. Среднеазиатское бюро пришло к окончательному решению о необходимости подготовки проекта национального размежевания и в октябре 1924 г. - о необходимости его осуществления. С этой целью была создана Центральная территориальная комиссия, активизирована агитационно-пропагандистская работа на местах. К началу сентября 1924 г. Комиссия в основном завершила свою работу.

25 сентября 1924 г. Политбюро ЦК РКП(б), 9 и 11 октября ЦК РКП(б), рассмотрев этот вопрос, сочли целесообразным оформить этот процесс официально. Это решение было одобрено 14 октября на Объединенном Национальном Исполнительном Комитете (ОНИК) СССР. Так было завершено проведение среди народов Средней Азии советским правительством, ЦК РКП(б) и их органами на местах на протяжении 1920-1924 гг. пропагандистской и практической работы по претворению в жизнь «ленинской национальной политики». За этим стояло разрушение территориально целостного, исторически сформировавшегося государства со своей национальной спецификой. Последняя точка в работе по разделению его территории была поставлена 24 октября 1924 г. на пленуме ЦК РКП(б). И, наконец, 27 октября 1924 г. на II сессии ОНИК СССР были одобрены мероприятия по проведению национально-территориального размежевания Средней Азии.

Так была искусственно, насильственным путем изменена политическая география Средней Азии. На этой территории завершилась многовековая история национальной государственности. Прекратили свое существование и Бухарское и Хорезмское государства. Вместо существовавших до этого времени трех государств - Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской республик - теперь были учреждены Узбекская ССР, Туркменская ССР, а также Таджикская АССР в составе Узбекской ССР. Территория, на которой проживали киргизы, была преобразована в Каракиргизскую (Киргизия) автономную область в составе РСФСР, а районы проживания казахов в Туркмении были переданы Казахской АССР. Территории проживания каракалпаков были объединены в Каракалпакскую автономную область и включены в состав Казахской АССР. В стране было создано пять национально-государственных объединений. В результате народы единого Туркестана были искусственно разобщены между собой. Это создало большие возможности для укрепления власти Центра.

Образование Узбекской ССР

Узбекская ССР образовалась в результате национального размежевания. В ее состав были включены следующие территории:

Из состава Туркестанской АССР - 9 уездов, 133 района и 7 кишлачных округов;
- из состава Бухарской республики - 9 областей;
- из состава Хорезмской республики - 23 района.

К моменту образования Узбекской ССР ее территория составляла 312394 кв. км, население - 4 млн 447 тыс.55 человек. Согласно официальным данным за 1926 г., узбеки составляли 74,2% населения, остальную часть - представители других национальностей.

В апреле 1925 г. столицей Узбекской ССР стал Самарканд. В конце 1939 г. столица была перенесена в Ташкент. До учреждения Советов Узбекской ССР все властные полномочия были переданы Временному Революционному комитету. Председатель правительства Бухарской республики, известный государственный деятель Файзулла Ходжаев был утвержден председателем Революционного комитета Узбекской ССР.

5 декабря 1924 г. Революционный комитет вышел с обращением к народу Узбекистана об образовании Узбекской ССР, в состав которой вошла Таджикская АССР.

Одновременно с национальным размежеванием было осуществлено и экономическое разделение. Все богатства, ранее принадлежавшие Туркестанской, Бухарской и Хорезмской республикам, были заново перераспределены между вновь образованными республиками. Это было осуществлено под руководством специально созданной советским правительством Среднеазиатской ликвидационной комиссии.

13 февраля 1925 г. в Народном доме Бухары открылся I Всеузбекский съезд Советов. Съезд принял Декларацию о создании Узбекской Советской Социалистической Республики. На нем были утверждены высшие государственные структуры власти. Председателем ЦИК Советов Узбекской ССР был избран ферганский дехканин, один из руководителей общества «Кушчи» Юлдаш Ахунбабаев. Председателем Совета Народных Комиссаров Узбекской ССР был утвержден Файзулла Ходжаев. В период национального размежевания был внесен ряд изменений в состав партийных, комсомольских и хозяйственных органов. Были расформированы Туркестанская, Бухарская и Хорезмская коммунистические партии, комсомол и хозяйственные органы, профсоюзные объединения.

6-12 февраля 1925 г. в Бухаре был проведен I учредительный съезд Компартии Узбекистана, на котором была сформирована Коммунистическая партия (большевиков) Узбекистана. Был избран его Центральный Комитет. В.И. Иванов и Акмаль Икрамов (с 1927 г. - первый секретарь) были избраны ответственными секретарями. В этом же году были избраны руководящие органы комсомола Узбекистана (ВЛКСМ Уз) и республиканского объединения профсоюзов. Они стали опорными организациями Центра и советского правительства.

Советская власть, создав в Узбекистане свою партию, советы, комсомол и хозяйственные органы, постепенно укрепляла свою политическую и экономическую власть. Это дало возможность проводить большевистскую политику в широком масштабе.

В мае 1925 г. Узбекистан вошел в состав СССР. Конституция СССР, ее основные законы и положения начали действовать непосредственно на территории Узбекской ССР. Принятые в 1927 году первая и в 1937 году вторая Конституции Узбекской ССР были фактически копиями действующей Конституции СССР.

Узбекистан только на бумаге был «суверенной» республикой, а на деле стал одной из окраинных территорий, зависимых от Центра. Без согласия Центра республика не могла самостоятельно решать ни одного жизненно важного вопроса, защищавшего национальные интересы. Все вопросы внутренней и внешней политики решались только по воле правящего Центра. Даже административно-территориальные вопросы были в ведении союзного правительства. Например, в 1929 году, без согласия народа и правительства Узбекистана, Таджикская АССР была выведена из состава Узбекской ССР и преобразована в Таджикскую ССР и вошла в состав СССР.

  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

§1. Образование Узбекской ССР. Вопросы Национальной Политики и Государственного Строительства. Обновлено: Март 2, 2017 Автором: admin

Узбекская Советская Социалистическая Республика (узб. Ўзбекистон Совет Социалистик Республикаси , совр. O`zbekiston Sovet Sotsialistik Respublikasi ) - одна из республик Советского Союза

В результате административно-территориальной реформы 1924 года, были расформированы Хорезмийская Народная Республика, Бухарская Народная Республика, из состава РСФСР была выделена Туркестанская АССР и на их территории были образованы две новые союзные республики - Туркменская ССР и Узбекская ССР. В 1929 году, первоначально входившая в состав Узбекской ССР, Таджикская АССР была преобразована в Таджикскую ССР. В 1930 году столица республики была перенесена из Самарканда в Ташкент. В 1936 году из состава Казахской ССР в Узбекскую ССР была передана Каракалпакская АССР.

В ночь с 7 на 8 ноября 1917 года в Петрограде произошла Великая Октябрьская революция. В тот же день (ночь) возникла Российская Советская Социалистическая Федеративная Республика - РСФСР - со столицей в Москве. Туркестанское Генерал-Губернаторство было преобразовано в Туркестанскую Автономную ССР в составе РСФСР. Земли Кокандского ханства (в том числе Ташкент) вошедшие в состав Ферганской области Туркестанского Генерал-Губернаторства еще в марте 1876 года также формально вошли в состав РСФСР. Де факто протектораты Российской Империи - Хивинское ханство и Бухарский эмират остались на время официально независимыми от расторгаемой на части России.

В ходе гражданской войны часть населения поддержала Красную Армию, которая в 1919 заняла Коканд, Бухару и Хиву. Другая часть, в основном феодально-байские элементы и мусульманское духовенство образовала вооруженное националистическое движение («басмачество»), поддерживаемое реакционными иностранными кругами (прежде всего- Турции). Основные силы басмачества разгромлены Красной Армией при поддержке населения в 1922, отдельные отряды окончательно сдались в 1933.

В феврале 1920 года на территории Хивинского ханства и Бухарского эмирата при значительной поддержке Красной Армии, образовались Хорезмская и Бухарская Народные Советские Республики. 26 августа 1920 года значительная часть Туркестанской АССР была преобразована в Киргизскую АССР в составе РСФСР. В 1923 г. в состав СССР вошли Хорезмская и Бухарская Народные Советские Республики (как ССР).

14 октября 1924 года была образована Таджикская АССР в составе Бухарской ССР, а также выделена Кара-Киргизская автономная область (нынешняя Киргизия) в составе Киргизской АССР (нынешний Казахстан).

27 октября 1924 года по национально- государственному размежеванию образованы Узбекская ССР и Туркменская ССР. В состав Узбекский ССР вошла Бухарская ССР вместе с Таджикской АССР и одной из трех областей на которые разделили Хорезмскую ССР. Другая треть Хорезмской ССР была преобразована в Каракалпакскую АО в составе Киргизской АССР. А оставшаяся треть была преобразована в Туркмескую ССР.

С 1925 Узбекистан вошел в СССР как союзная республика. Первой столицей советского Узбекистана в 1924 г. стал Самарканд. В 1930 столица перенесена в Ташкент. 1 февраля 1926 года Кара-Киргизская АО была выделена из состава Киргизской АССР и преобразована в Киргизскую АССР в то время как оставшаяся часть бывшей Киргизской АССР превратилась в в Казахскую АССР. 16 октября 1929 года из состава Узбекской ССР была выделена Таджикская АССР и преобразована в Таджикскую ССР, которая 5 декабря 1929 года вошла в состав СССР. 5 декабря 1936 года Киргизская и Казахская АССР были выделены из состава РСФСР и официально вошли в Союз ССР на правах ССР, а также Каракалпакская АО была присоединена к Узбекской ССР на правах автономной ССР.

Находясь в составе СССР, Узбекистан из отсталого колониального региона превратился в индустриально - аграрную республику, с развитой легкой и пищевой промышленностью, в десятки раз выросла тяжелая промышленность. Были построены крупнейшие тепловые (Ташкентская, с 1971, Сырдарьинская, с 1975, Навоийская, Ангренская ГРЭС) и гидроэлектростанции (Чарвакская, с 1972), началась разработка газовых (месторождение Газли, с 1961) и нефтяных месторождений и др. Появились совершенно новые для республики отрасли машиностроения (электротехническая, радиоэлектронная, приборостроительная, авиационная и др.) Созданы новые крупные районы хлопководства, Узбекистан стал мощной хлопковой базой СССР. Принятие первого пятилетнего плана в 1928 стало началом коллективизации, которой предшествовало проведение земельно-водных реформ, принявшей массовый характер в конце 1929; к весне 1932 три четверти земельных наделов в Узбекистане был обобществлены и включены в колхозы. Узбекская письменность была переведена с арабской на славянскую графическую основу; за этим последовала кампания по преодолению неграмотности. Уровень грамотности поднялся с 4% (1897) до 99% (1977), в советский период открыты большинство ВУЗов страны (в том числе Ташкентский университет, с 1918), основана Академия наук Узбекской СССР (1943), театры (в том числе в 1919 - Узбекский театр драмы, в 1939 - Узбекский театр оперы и балета).

С 1959 по 1983 год республикой руководил Шараф Рашидов, своим выдвижением в значительной степени обязанный занятой им в борьбе против националистических тенденций в республике твердой позиции. Период его правления считается одной из самых лучших страниц в истории Узбекистана, хотя в 1969 году в Ташкенте состоялись массовые беспорядки на межэтнической почве, узбекское население города нападало на славян, но обошлось без человеческих жертв и значительных последствий, а после смерти Ш.Р.Рашидова в 1983 году большой резонанс получило т. н. «узбекское дело», оно же «хлопковое дело», в ходе расследования которого обнаружились гигантского размера подтасовки в отчетности, целая система коррупционных практик, охватившая чиновников высшего звена республиканской администрации, масса случаев нарушения законности; сотни чиновников, хозяйственных и партийных работников были смещены со своих постов или назначены на другие должности, многие арестованы. В современной узбекской традиции «хлопковое дело» считается несостоятельным и задуманным изначально как способ ослабить местный партийный аппарат, поставив его под контроль центрального правительства.

После вспышки насилия в Ферганской долине в 1989, когда в результате межнационального конфликта между узбеками и турками-месхетинцами погибло около сотни человек, из республики выехало несколько десятков тысяч турок-месхетинцев и большое количество представителей иных национальностей. Пришедший к руководству республикой Ислам Каримов с июня 1989 стал проводить более популярную среди населения политику в сфере религиозной, культурной и экономической жизни, социального обеспечения и защиты интересов Узбекистана.

В марте 1990 Верховным Советом Узбекской ССР учрежден пост пост президента республики, первым президентом Верховный Совет избрал И. А. Каримова. В октябре 1989 Верховный Совет объявил узбекский язык - государственным языком, русский язык - языком межнационального общения. 1989-1990 кризисных явления в экономике привели к усилению сепаратистских настроений. Несмотря на это, на референдуме в марте 1991 года, большинство населения проголосовало за сохранение СССР. После неудавшейся попытки государственного переворота (ГКЧП, 19 августа 1991), 31 августа 1991 года, вслед за другими республиками, Верховным Советом провозглашена независимость и суверенитет Республики Узбекистан, а 18 ноября 1991 принят Закон "О Государственном флаге Республики Узбекистан". Однако часть полномочий ещё была у союзных властей. На выборах в декабре 1991 президентом был избран И.Каримов. 21 декабря 1991 года на встрече президентов в Алма-Ате, Узбекистан присоединился к СНГ. 26 декабря сессия Верховного Совета СССР (в числе которой были представители и Узбекистана) приняла решение о прекращении существования СССР.

Независимость Узбекиcтана была провозглашена 31 октября 1991 года после подавления путча ГКЧП в Москве в августе 1991 года. Хотя некоторые институты, существовавшие в Узбекистане в рамках СССР, оставались даже до 1992 года, например, Туркестанский военный округ и его командование в Ташкенте. Продолжали свою работу депутаты от Узбекистана в Верховном Совете СССР (вплоть до 26 декабря 1991).


Гимн

Ассалом, рус халқи, буюк оғамиз, Барҳаёт доҳиймиз Ленин, жонажон! Озодлик йўлини Сиз кўрсатдингиз, Советлар юртида ўзбек толди шон! Партия раҳнамо, жон Ўзбекистон, Серқуёш ўлкасан, обод, баркамол! Тупроғинг хазина, бахтинг бир жаҳон, Советлар юртида сенга ёр иқбол! Серқуёш ўлкада кўрмасдик зиё, Дарёлар бўйда эдик сувга зор. Тонг отди, Инқилоб, Ленин раҳнамо, Раҳнамо Лениндан халқлар миннатдор! Партия раҳнамо, жон Ўзбекистон, Серқуёш ўлкасан, обод, баркамол! Тупроғинг хазина, бахтинг бир жаҳон, Советлар юртида сенга ёр иқбол! Коммунизм гулбоғи мангу навбаҳор, Тоабад қардошлик – дўстлик барҳаёт! Советлар байроғи ғолиб, барқарор, Бу байроқ нуридан порлар коинот! Партия раҳнамо, жон Ўзбекистон, Серқуёш ўлкасан, обод, баркамол! Тупроғинг хазина, бахтинг бир жаҳон, Советлар юртида сенга ёр иқбол!

Перевод
Приветствую тебя, брат русский, велик твой народ! Славься, вождь бессмертный, Ленин наш родной! Путь борьбы за свободу вёл нас вперёд, И узбек прославлен Советской страной. Партия, ты ведёшь наш Узбекистан, Он цветёт, одарен радостной судьбой. Край сокровищ земных солнцем осиян, И в родной стране счастье всегда с тобой. В яркий день был спрятан от нас солнца свет, Нас томила жажда возле полных рек. Ленин для нас открыл Октября рассвет, Будет Ленин жить в сердцах из века в век. Партия, ты ведёшь наш Узбекистан, Он цветёт, одарен радостной судьбой. Край сокровищ земных солнцем осиян, И в родной стране счастье всегда с тобой. Коммунизм - ты земли весенний расцвет, Братство, равенство и дружба - наш оплот. Поднимаем мы знамя славных побед, Алый стяг миру свет Советов несёт. Партия, ты ведёшь наш Узбекистан, Он цветёт, одарен радостной судьбой. Край сокровищ земных солнцем осиян, И в родной стране счастье всегда с тобой.