Болезни Военный билет Призыв

Трудоустройство выпускников профессиональных образовательных организаций. Основные проблемы занятости выпускников учреждений среднего профессионального образования

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ ТРУДА

ВУЗЫ и РАБОТОДАТЕЛИ 2009

Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» в мае 2009 года провел несколько тематических исследований по вопросам изучения специфики работы и трудоустройства выпускников вузов и молодых специалистов. Мы предприняли попытку дать обзор текущей ситуации в этой сфере с двух сторон: «глазами» компаний–работодателей и «глазами» вузов, выпускающих свежеиспеченных специалистов на рынок труда.

Следует признать, что за последний год ситуация с трудоустройством выпускников значительно осложнилась, что в большинстве своем отмечали многие аналитические источники. Нашей задачей было установить, как эти изменения повлияли на конкретную работу вузов по содействию занятости молодых специалистов, и выяснить, насколько согласованы две точки зрения основных игроков на этом рынке – вузов и работодателей. Ведь зачастую от согласованности, одинакового видения ситуации и потребностей друг друга зависит успешная работа по трудоустройству студентов и выпускников.

В нашем опросе приняло участие порядка 110 вузов из различных регионов России. Москву и Московский регион представило порядка 13% вузов от общего числа принявших участие в опросе, Центральный округ – 20%, Южный федеральный – 12%, Приволжский и Сибирский федеральный – по 14%, наконец, Уральский, Дальневосточный, Северо-западный и Санкт-Петербург – оставшиеся 25%. В целом можно сказать, что нам удалось охватить все регионы в репрезентативном количестве. По типам вузов можно отметить, что 76% вузов отнесли себя к категории государственных учреждений и около 18% - коммерческих. Также в опросе прияло участие несколько ссузов и кадровых агентств.

Что касается работодателей, то в этом году в опросе приняло участие более 200 компаний, также из различных регионов России. Приблизительно 43% из них представляют Москву и Московский регион, 10% – Санкт Петербург, и еще 47% - другие крупные города и регионы России – Казань, Новосибирск, Ульяновск, Нижний Новгород, Тольятти, Тюмень, Якутск, Челябинск и т. д. Здесь можно отметить, что, в отличие от вузов, активные компании все-таки сосредоточены в Москве и Московской области , а кадры готовятся равноценно по всей России. Наибольшее количество работодателей было представлено небольшими компаниями – 53%, крупные компании составили 15%, иностранные – 13%, и 9% - государственный сектор .

Основные вопросы, которые мы осветили в данном исследовании:

Как изменилась ситуация с трудоустройством выпускников?

Насколько велика потребность в молодых специалистах?

Какие позиции востребованы на рынке молодых специалистов?

Также хотелось бы отметить, что мало внимания уделяется достаточно востребованной среди работодателей зоне, а именно работе по развитию личностных компетенций среди выпускников. Хотя она по-прежнему носит вторичный характер (около 33% вузов занимаются подобной работой), следует помнить, что в большинстве своем работодатели заинтересованы как в квалифицированных, так и в личностно компетентных молодых специалистах.

Можно отметить положительную динамику в области проведения профориентационных мероприятий в вузе. Зачастую многие студенты заинтересованы в профориентации, особенно карьерного типа (куда и кем пойти работать), однако в силу разных причин не проявляют активно эту потребность. Наличие такой возможности в вузе дает им шанс на более грамотное и целенаправленное трудоустройство. Открытым остается вопрос об инструментах и технологиях, которые используют вузы в профориентационной работе, и мы поднимем его в следующих исследованиях.

В связи с тем, что 2009 год был объявлен годом молодежи, мы решили выяснить, какие реальные шаги были предприняты по содействию трудоустройству выпускников со стороны государства. Около 66% процентов опрошенных вузов не смогли выделить какие-либо реальные действия и решения в этой области.
Среди 34% ответивших можно выделить несколько категорий мнений:

· Реальная помощь: программы стажировок, трудовых отрядов, занятости в государственных организациях, повышение стипендии и т. п. (около 30%)

· «Будущая помощь»: создание различных программ по содействию выпускникам, которые пока не запущены (около 30%)

· «Фиктивная помощь»: декларации о намерениях, дальше которых ничего не идет.

Таким образом, можно увидеть, что наличие реальных программ по содействию студентам и выпускникам на данный момент могут выделить около 10-15% опрошенных. Возможно, в будущем это процент будет больше, так как без содействия со стороны государственной власти некоторые насущные проблемы в области трудоустройства выпускников вряд ли могут быть решены.

В дополнение некоторые вузы указывали на некоторые проблемы и решения, нерассмотренные в рамках опроса. Интересно, что мнения сводились к следующим основным тезисам:

· Проблема – отсутствие грамотного взаимодействия между вузом и местной властью.

· Проблема – отсутствие федерального и регионального финансирования центров содействия трудоустройству.

· Проблема – недоверие работодателя вузу, желание получать от него на выходе «личность, управленца и специалиста», а не только «специалиста».

· Решение – организация совместных обучающих программ с работодателем, целенаправленная подготовка выпускников.

· Решение - организация программ поддержки молодежного предпринимательства.

· Решение – улучшение коммуникаций между центрами содействия трудоустройству вузов, обмен опытом.

Возможно, что указанные проблемы можно будет переформулировать в решения, а предложенные решения использовать на практике (тем более, что некоторые вузы уже ими пользуются).

ВЫВОДЫ

Проведенные нами опросы показывают, что между вузами и компаниями-работодателями зачастую имеется определенная согласованность во мнениях относительно ситуации на рынке трудоустройства студентов и выпускников. Однако, вузы в значительной степени склонны занижать возможные трудности при трудоустройстве или в целом более инертно относятся к ситуации на рынке.
В частности, можно сказать, что:

· Вузы переоценивают количество трудоустраиваемых выпускников относительно мнения компаний.

· Вузы переоценивают потребности компаний–работодателей в молодых специалистах.

· Вузы переоценивают роль крупных российских компаний как ресурсов для трудоустройства студентов.

· Вузы не имеют четкой картины относительно основных требований работодателей по отношению к выпускникам, недооценивают роль специализированной и компетентностной подготовки выпускников.

Не исключена возможность, когда сами компании могут быть склонны слишком «сгущать краски» на рынке труда и трудоустройства. В таком случае, реальное положение дел может быть где-то между мнениями вузов и мнениями работодателей.

Тем не менее, по ряду моментов вузы и работодатели очень близки друг другу:

· Вузы и работодатели одинаково оценивают зарплатные возможности выпускников.

· Вузы и работодатели одинаково оценивают структуру востребованных профессиональных позиций на рынке труда.

· Вузы и работодатели имеют одинаковое представление о личностных компетенциях, важных в работе и трудоустройстве.

Эти данные говорят о том, что вузы во многом обладают информацией как о том, какие специальности нужны работодателям, так и том, каких выпускников с точки зрения деловых качеств готовы видеть работодатели.

Что касается ситуации содействия в трудоустройстве выпускников и молодых специалистов, то тут тоже можно выделить ряд положительных и отрицательных тенденций:

· Сами выпускники несколько озадачены сложившейся ситуацией, но пока не проявляют большого беспокойства, хотя и снижают свои зарплатные ожидания.

· Улучшаются количественные показатели по профориентационной работе в вузах.

· Уменьшаются количественные показатели по работе в содействии трудоустройству внутри вуза, что несколько странно с учетом возрастающих трудностей для самих выпускников.

· Государственные программы по содействию по-прежнему слабо представлены.

Исходя из всего перечисленного, можно сказать, что текущая ситуация в целом выглядит достаточно потенциальной для выхода из круга сложившихся проблем, хотя и имеет ряд своих сложностей. Вузам по-прежнему может не хватать как поддержки со стороны государства, так и собственной инициативы в налаживании контактов и совместных программ с работодателями. Работодатели могут предъявлять завышенные требования к вузам (по улучшению качества подготовки выпускников, как профессиональной, так и личностной), но в чем-то их мнение вполне обоснованно и достижимо со стороны вузов. Как таковая платформа для сотрудничества и одинакового видения ситуации существует.

Задать дополнительные вопросы по данному опросу и методическому инструментарию (тестам и упражнениям) для оценки молодых специалистов можно по адресу: *****@***ru

Также Вы можете ознакомиться с информацией о наших семинарах, посвященных работе со студентами, выпускниками и молодыми специалистами: http:///modules/sections/

C уважением и благодарностью за проявленный интерес к данному опросу,

Выходные данные сборника:

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Валеренко Анна Александровна

преподаватель Котласский филиал Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет морского флота имени адмирала С.О. Макарова », РФ , г . Котлас

FUNDAMENTAL PROBLEMS OF GRADUATES’ EMPLOYMENT STATUS VOCATIONAL SECONDARY EDUCATION INSTITUTIONS

Anna Valerenko

lecturer of Kotlassky branch of Federal State-Funded Educational Institution of Higher Professional Education “Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping”, Russia, Kotlass

АННОТАЦИЯ

Рынок труда для выпускников профессиональных учебных образовательных учреждений реализующих программы СПО - представляет собой довольно проблемную среду. Образование получено - что дальше? Способны ли выпускники СПО сами решить проблему с трудоустройством?

ABSTRACT

The labor market for graduates of vocational educational institutions implementing programs of vocational secondary education is quite problematic environment. If education is received, what is next? Can graduates of vocational secondary education institutions solve the problem of employment by themselves?

Ключевые слова : сфера образования; занятость; рынок труда; выпускники СПО; студенты СПО; среднее профессиональное образование.

Keywords : education sphere; employment; labor market; graduates of vocational secondary education institutions; students of vocational secondary education institutions; vocational secondary education.

Сфера образования всегда является, в той или иной мере, сферой наибольшего социального интереса. Все понимают, что образование всегда должно быть в развитии, так как обращено в будущее. В настоящее время наблюдается недооценка важности системы среднего профессионального образования (СПО) для становления различных сфер социальной жизни.

По средним статистическим данным, приводимым в качестве базовых показателей при оценке системы образования в РФ, около 90 % родителей советуют своим детям поступление в высшие учебные заведения. Откуда же брать специалистов среднего звена в разных сферах производства региона?

Рабочие кадры - основа предприятий любой формы собственности и видов деятельности.

Кадровый кризис - фактически вопрос государственной безопасности. В разных слоях руководства государством стоит вопрос о поднятии престижа обучения в среднем и начальном профессиональном звене. Однако лишь небольшой процент современных школьников мечтает стать рабочими. Многие факторы влияют на выбор будущих абитуриентов. Это и желание родителей, потенциальная возможность карьерного роста, размер заработной платы специалистов. Кроме того, многие школы сегодня ставят во главу угла достижение 100% выпускников поступающих в вузы после школы.

В то же время запросы современных производственной и социальной сфер, работать в которых сориентированы выпускники СПО, крайне противоречивы. Состояние вышеуказанных сфер должно давать возможность выпускникам СПО видеть свою востребованность, а так же возможную перспективу профессионального роста. На деле все обстоит иначе.

В службах занятости любого города всегда есть свободные вакансии. В чем же проблема? Имеющиеся вакансии, как правило, требуют от специалистов, желающих их заполнить, практически невозможного: они должны быть достаточно компетентными в определенной области; обладать широким спектром знаний в самых различных сферах, обязательно иметь опыт работы; почти в 65 % требуется наличие высшего профессионального образования. Одновременно с этим выпускники должны быть готовы приспосабливаться к новым, непривычным условиям, а также постоянно совершенствоваться; иметь высокую мотивацию и приверженность к потенциальному месту работы, но, в то же время, постоянно быть готовыми к поиску нового места работы.

Значительная проблема в кадровом вопросе и в вопросе организации системы поддержки трудоустройства и занятости молодых специалистов состоит в том, что ни одно образовательное учреждение напрямую не заинтересовано в качественном трудоустройстве своих выпускников. В лучшем случае учебные заведения ведут сбор статистических данных по трудоустройству, но эта информация не влияет ни на структуру учебных дисциплин, ни на взаимоотношения между учебным заведением и потенциальными работодателями. Происходит большой разрыв существующей цепочки между производителем специалиста (образовательным учреждением) и его потребителем (работодателем).

Самостоятельно найти работу выпускнику в таких условиях очень сложно. Учебное заведение, работники центров занятости, другие службы не осуществляют целенаправленной психологической подготовки студентов для поиска работы перед окончанием учебы. В итоге - выпускник, не имеющий навыков поиска работы и не нашедший работу по специальности вынужден вставать на учет в службу занятости как безработный фактически сразу по окончании обучения.

Студенты дневных отделений учреждений СПО, желающие найти себе подработку, также выпадают из системы трудоустройства, так как не могут быть признаны безработными органами службы занятости населения с одной стороны, а образовательное учреждение не заинтересовано в том, чтобы его студенты посвящали себя еще какому-нибудь виду деятельности, кроме учебы. Следовательно, данной проблемой им придется заниматься опять же самостоятельно.

Еще одной нишей, уводящей от получения полноценного средне специального образования, является призыв в армию молодых людей, выбравших обучение по программам СПО. Отсрочка предоставляется только до 20 лет и зачастую приходится на 3-4 курс обучения. Отслужив в армии, ребята зачастую предпочитают не возвращаться к учебе и остаются только с базовыми 9 классами.

В ходе освоения образовательных программ в учреждениях СПО, особенно подведомственных не Министерству образования, а профильным министерствам, наблюдается недостаточность подготовленности выпускников в применении современных производственных технологий в связи с имеющейся проблемой кадрового обеспечения. Последнее связано с тем, что профильные министерства, не поддерживают средний заработок педагога на уровне Министерства образования и в связи с низким уровнем заработной платы учебные заведения не могут обеспечиваться высококвалифицированными специалистами и специалистами, имеющими опыт работы в реальных производственных секторах или секторе экономики.

Становится вполне очевидно, что этот дисбаланс, хотя бы частично, необходимо уравновесить. В качестве рычагов воздействия на ситуацию можно предложить ряд мер. Например, ввести в качестве критерия (и причем основного) результативности деятельности учебных заведений системы СПО - процент трудоустроенных, по полученной специальности, выпускников. При этом мониторинг должен проводиться не самим учебным заведением а, а например службой занятости населения. Так же актуальна какая-нибудь принципиально новая структура, которая возьмет на себя функции по защите прав дипломированного специалиста СПО и будет представлять его интересы на рынке труда. Структура, которая будет реально содействовать трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования. Все более становится актуальным возвращение прямого государственного распределения выпускников СПО, обучавшихся на бюджетной основе.

В целях решения проблем с трудоустройством, в отношении выпускников учреждений работающих по программам СПО, во многих областях, на сегодня, уже предприняты ряд мер. К ним относится, реализация региональных комплексных программ развития профессионального образования. В рамках реализации этих программ, уже произведена реорганизация части учреждений профобразования, сформированы образовательные кластеры (по программам одного профиля) для укрепления материально технической базы, идет развитие механизмов взаимодействия учреждений профобразования с работодателями, в частности привлечение работодателей для участия в промежуточной и итоговой аттестации выпускников, участие в попечительских советах, в разработке содержания ОПОП, привлечение к преподавательской деятельности.

В качестве еще одного шага в решении проблемы изменено определение объемов подготовки квалифицированных кадров с начальным профессиональным образованием и средним профессиональным образованием. Сегодня расчет осуществляется на основе:

порядка формирования и исполнения государственного регионального заказа на подготовку квалифицированных кадров в государственный учреждениях НПО и СПО. Формирование идет на основе среднесрочного прогноза потребности в кадрах для экономики и социальной сферы соответствующего региона;

распределения контрольных цифр приема - на конкурсной основе (выполнение контрольных цифр приема прошлого года, отсев, трудоустройство выпускников).

Таким образом, рынок труда для выпускников профессиональных учебных образовательных учреждений реализующих программы СПО - представляет собой довольно проблемную среду. Недоразвитие этой сферы создаёт объективные трудности работодателям, и самим выпускникам, Действующие государственные программы, необходимость возвращения прямого государственного распределения выпускников СПО, обучавшихся на бюджетной основе, различные инновации помогут решить их проблему трудоустройства.

1

В условиях инновационного развития национальной экономики достаточно остро обозначена проблема трудоустройства выпускников высших и средне-специальных учебных заведений. Особенно серьезной данная проблема является на региональном уровне. Регионы страны различаются, прежде всего, по уровням экономического развития и жизни населения. Именно данный факт, на наш взгляд, и определяет главные проблемы трудоустройства выпускников. В статье рассматриваются причины затруднений при трудоустройстве, а также возможности содействия трудоустройству выпускников. Для успешного трудоустройства выпускников необходимо, прежде всего, взаимодействие учебных заведений с работодателями, которое предполагает: встречи студентов с потенциальным работодателем; организация экскурсий студентов на предприятия; организация практик и стажировок на предприятиях; заключение договоров о трудоустройстве выпускников.

выпускник

трудоустройство

рынок труда

вакансии

работодатели

1. Информационный портал Государственной службы занятости населения Пензенской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.58zan.ru (дата обращения: 12.09.2014).

2. Официальный сайт Территориального органа Федеральной государственной статистики по Пензенской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pnz.gks.ru (дата обращения: 13.09.2014).

3. Официальный сайт Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://trud.pnzreg.ru (дата обращения: 13.09.2014).

4. Попова Н.В., Бочкова Н.В. Роль государства в регулировании регионального рынка труда // Человек и труд: научно-практический журнал. – 2010. – № 5. – М., 2010. – С.39-41.

5. Попова Н.В.. Бочкова Н.В., Круглова А.В. Образование и структурное неравновесие на региональном рынке труда // Человек и труд: Научно-практический журнал. – 2011. – № 5. – М., 2011. – С.39-42.

6. Попова Н.В. Безработица на рынке труда г. Пензы // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе: научно-информационный журнал. – 2013. – № 3(7). – С. 56-62.

7. Трудоустройство молодых специалистов: опыт, проблемы, перспективы: сборник трудов Международной научно-практической видеоконференции. – Уфа: БИСТ, 2011. – 156 с.

8. Юрасов И.А., Попова Н.В. К вопросу оптимизации отношений между работодателями и системой высшего профессионального образования // Человек и труд: Научно-практический журнал. – 2009. – № 7. – М., 2009. – С. 47–48.

9. Yurasov I., Popova N., Alekhin E. Transformation of the Russian working class as the globalization process // Life Science Journal 2014; 11(11). – P. 124-126.

В условиях инновационного развития национальной экономики достаточно остро обозначена проблема трудоустройства выпускников высших и средне-специальных учебных заведений. Особенно серьезной данная проблема является на региональном уровне. Регионы страны различаются, прежде всего, по уровням экономического развития и жизни населения. Именно данный факт, на наш взгляд, и определяет главные проблемы трудоустройства выпускников. Известно, что через пять лет квалификация опытного специалиста, не будучи востребованной, полностью утрачивается. Что же касается вчерашних выпускников, которым не нашлось применения в экономике, то фактически специалистами, готовыми к самостоятельно полноценной профессиональной деятельности, их считать нельзя вообще.

Следует учитывать, что несоответствие образования потребностям рынка труда может выражаться в двух формах. Оно может быть структурным, когда количество выпускников тех или иных профессий не соответствует заявленному работодателями спросу на эти профессии. Либо несоответствие может быть качественное, когда уровень образования не соответствует уровню знаний, умений и навыков, необходимых для участия в конкретном процессе труда. Говорить в целом о российском образовании как образовании, не дающем требуемого уровня профессионально-квалификационной подготовки, в настоящее время преждевременно. Снижение качества образования на современном этапе во многом обусловлено бесконтрольными цифрами приема в образовательные учреждения различного уровня, отсутствием надзора за сектором платных образовательных услуг, нежеланием работодателей плодотворно сотрудничать с образовательным сообществом и устаревшей материально-технической базой ряда учебных заведений. В целом же сформировавшаяся целостная система образования при рациональной государственной политике способна обеспечить подготовку грамотных специалистов .

В условиях инновационного развития экономики страны следует обратить внимание на несоответствие структурное. Оно объясняется тем, что способности человека не могут быть универсальны и всегда имеют качественную определенность, поэтому предложение рабочей силы в конкретный период времени является неэластичным, что приводит к структурному неравновесию на рынке труда. Именно из-за несбалансированности объемов и направлений подготовки специалистов с потребностями рынка труда у выпускников образовательных учреждений возникают, по нашему мнению, проблемы с трудоустройством.

Следует отметить, что выпускникам ВУЗов в регионе довольно сложно найти работу по специальности, приобретённой в процессе обучения. Во-первых, это объясняется преобладанием на рынке труда специалистов (чаще экономического профиля) и недостатком лиц, владеющих рабочими специальностями. Кроме того, зачастую ВУЗы выпускают специалистов «низкого качества», фактически неготовых к реальной работе, но имеющих завышенные амбиции и требования к будущему месту работы. И, наконец, часто будущая профессия выбирается исходя из таких понятий, как «мода», «престиж». В результате этого на рынке труда происходит «перекос» в пользу отдельных специальностей, что в свою очередь порождает дисбаланс спроса и предложения. Как итог: условия работы по «модной» профессии могут снижаться с одновременным увеличением требований, предъявляемых работодателем к претенденту. В это самое время спрос на лиц, владеющих не столь популярными профессиями, становится выше предложения, что делает их трудоустройство более вероятным и лёгким .

Однако сложное положение также в Пензенской области и с трудоустройством выпускников профессиональных училищ и лицеев. Несмотря на то, что в органах службы занятости области имеется достаточно вакансий по рабочим профессиям, их не удается заполнить за счет выпускников профессионально-технической школы. Данный факт непосредственно связан с тем, что выпускникам присваивается III квалификационный разряд, а большинству предприятий требуются рабочие более высокой квалификации: IV-VI разрядов. Предприятия же не имеют средств, необходимых на дополнительное обучение непосредственно на рабочих местах.

Число выпускников ВУЗов и ССУЗов, не нашедших работу после окончания учебного заведения, в настоящее время достаточно велико. По данным Государственной службы занятости населения Пензенской области во втором квартале 2014 года за содействием в поиске подходящей работы обратились 910 граждан в возрасте 20-24 лет, что составляет 6 % от общего числа обратившихся .

Причины такого положения, на наш взгляд, в следующем:

1) Отсутствие опыта работы. Как правило, работодатели желают принять на работу специалиста с опытом работы 1-2 года. Проблема в том, что получить этот опыт негде, поскольку не трудоустраивают.

2) Несоответствие получаемых выпускниками профессий требованиям рынка труда. На рисунке 1 представлены наиболее востребованные в Пензенской области профессии по видам экономической деятельности по данным за второй квартал 2014 года.

Рис. 1. Распределение вакансий по видам экономической деятельности на рынке труда Пензенской области во втором квартале 2014 г.

Как видно из рисунка 1, вакансии есть в сельском хозяйстве, строительстве, производстве, торговле и здравоохранении. Однако молодых людей данные вакансии обычно не привлекают, так как все они или характеризуются довольно тяжелыми условиями труда и не соответствующим им уровнем заработной платы, или высоким уровнем квалификации по заявленным вакансиям, или просто низкой оплатой труда. К тому же выпускники желают найти работу по полученной профессии. Но большинство выпускников, испытывающих затруднения на рынке труда, имеют специальности экономиста, бухгалтера, юриста, которые мало востребованы. В результате возникает ситуация структурной безработицы.

3) Низкий уровень оплаты труда. Работодатели предлагают специалистам без опыта работы довольно низкую заработную плату. Кроме того, некоторые работодатели берут на работу только после прохождения неоплачиваемой стажировки в течение 2-3 месяцев. Естественно, что молодых людей это не устраивает. При этом безработные выпускники имеют завышенную самооценку своих профессиональных качеств. Они, не имея профессиональных навыков, обладая низкой квалификацией, претендуют на высокий уровень заработной платы. Это также затрудняет трудоустройство.

4) Отсутствие высшего образования. Данная проблема существует для выпускников ССУЗов, так как большинство работодателей требуют наличия высшего образования. Вакансии, не требующие высшего образования, как правило, низкооплачиваемые и не привлекают молодых людей. Но данная проблема, в принципе, легко разрешима.

5) Неадекватное представление о профессиональной деятельности. Возникает из-за недостатка практики в процессе обучения. Выпускник имеет смутное представление о своих профессиональных функциях и обязанностях. В итоге может возникнуть нежелание работать по специальности.

С учетом обозначенных проблем явно обозначена необходимость помощи молодым людям в реализации их трудового потенциала и права на труд.

Вместе с тем в регионе наметилась тенденция снижения доли выпускников среди общего числа безработных. Уменьшение доли выпускников можно рассматривать двояко. С одной стороны, если снижение показателя вызвано тем, что большую часть выпускников, обращающихся в центр занятости, трудоустраивают (на постоянное место работы или временно по программе стажировки), то вполне можно говорить о том, что данное веяние положительно, и о росте результативности работы центра занятости в области трудоустройства выпускников образовательных учреждений. С другой стороны, спад в большей степени может быть вызван общим сокращением числа обращений выпускников в центр занятости или тем, что значительную часть их снимают с регистрационного учёта по другим причинам (в том числе и при направлении на проф. обучение). В таком случае можно говорить об ухудшении ситуации на рынке труда (в сфере трудоустройства выпускников) и о серьёзной проблеме занятости среди них .

Что касается структуры выпускников, являющихся безработными, то, начиная с 2008 года, среди них преобладают выпускники высших учебных заведений, несмотря на то, что их реальная численность снижается. Численность выпускников учреждений НПО и СПО, зарегистрированных в качестве безработных, также снизилась за исследуемый период .

Для успешного трудоустройства выпускников необходимо, прежде всего, взаимодействие учебных заведений с работодателями, которое предполагает:

Встречи студентов с потенциальным работодателем;

Организация экскурсий студентов на предприятия;

Организация практик и стажировок на предприятиях;

Заключение договоров о трудоустройстве выпускников.

Развитию контактов с работодателями, содействию в трудоустройстве выпускникам призвано способствовать также создание базовых кафедр в ВУЗах. Цель функционирования базовых кафедр состоит не только в повышении качества подготовки выпускников, но и в обеспечении их ранней адаптации к условиям совершенного производства.

Базовые кафедры призваны организовывать и проводить все виды практик студентов на предприятии, осуществлять целевую подготовку студентов с их последующим трудоустройством.

Помочь преодолеть остроту проблемы трудоустройства выпускников, по нашему мнению, может переход системы образования на ГОС третьего поколения, которые основаны на компетентностном подходе. Компетентностная модель варьируется в зависимости от отрасли, особенностей социально-экономического развития региона и конкретного предприятия. Если вузы не будут этого учитывать, то непонимание и дисбаланс в рынках образования и труда сохраняться. Таким образом, высшая школа должна опираться при составлении компетентностных профилей своих выпускников на требования конкретной отрасли, конкретного предприятия, для которых они готовят специалистов. Для оптимизации коммуникаций работодателей и вузов моделируется особая социальная технология, которая состоит из следующих этапов:

1. Формирование региональных и отраслевых кластеров.

2. Выделение инициативной единицы кластера (обособленного структурного подразделения вуза).

3. Разработка методики его деятельности по моделированию профилей компетенций абитуриента и выпускника.

4. Создание кадрового клуба с целью укрепления связей с работодателями.

5. Участие в ярмарках вакансий.

Практическое применение данной модели необходимо начинать со структурирования особого кластера. Можно предложить следующую форму создания регионально-отраслевого кластера. Она будет включать следующие элементы: предприятия отраслей экономики региона; обособленное структурное подразделение одного из наиболее развитых в технологическом и инновационном плане предприятий; высшие и средне-специальные учебные заведения. В случае этого кластера системнообразующим элементом становится обособленное структурное подразделение учреждения образования, которое выявляет требования практиков к компетенциям будущих специалистов, выявляет недостающие компетенции выпускников и организуют их корректировку и их практическую «доводку» под конкретного работодателя.

Помочь преодолеть остроту проблемы трудоустройства выпускников, по нашему мнению, может переход системы образования на ГОС третьего поколения, которые основаны на компетентностном подходе. Компетентностная модель варьируется в зависимости от отрасли, особенностей социально-экономического развития региона и конкретного предприятия. Если вузы не будут этого учитывать, то непонимание и дисбаланс в рынках образования и труда сохраняться. Таким образом, высшая школа должна опираться при составлении компетентностных профилей своих выпускников на требования конкретной отрасли, конкретного предприятия, для которых они готовят специалистов. Для оптимизации коммуникаций работодателей и вузов моделируется особая социальная технология, которая состоит из следующих этапов.

6. Формирование региональных и отраслевых кластеров.

7. Выделение инициативной единицы кластера (обособленного структурного подразделения вуза).

8. Разработка методики его деятельности по моделированию профилей компетенций абитуриента и выпускника.

9. Создание кадрового клуба с целью укрепления связей с работодателями.

10. Участие в ярмарках вакансий.

Практическое применение данной модели необходимо начинать со структурирования особого кластера. Можно предложить следующую форму создания регионально-отраслевого кластера Она будет включать следующие элементы: предприятия отраслей экономики региона; обособленное структурное подразделение одного из наиболее развитых в технологическом и инновационном плане предприятий; высшие и средне-специальные учебные заведения. В случае этого кластера системнообразующим элементом становится обособленное структурное подразделения учреждения образования, которое выявляет требования практиков к компетенциям будущих специалистов, выявляет недостающие компетенции выпускников и организуют их корректировку и их практическую «доводку» под конкретного работодателя.

При этом инициатива по моделированию инновационных коммуникаций должна исходить от учреждений образования как от субъекта рынка труда, который может организовать на своей базе подразделение для более эффективного взаимодействия между работодателями.

Также успешному трудоустройству выпускников призваны содействовать центры и службы трудоустройства, функционирующие при учебных заведениях. Они осуществляют взаимодействие с работодателями и помогают подобрать подходящую работу выпускникам и студентам, желающим подработать. Приобретение опыта работы еще в процессе обучения существенно облегчает последующее трудоустройство.

Для молодых людей, которые по какой-либо причине не желают работать по специальности, существует возможность пройти переобучение. Данные услуги предоставляет Государственная служба занятости населения Пензенской области. За второй квартал 2014 года переобучение прошли 82 человека, впервые ищущие работу, и 11 из них успешно трудоустроились . К тому же проводится временное трудоустройство выпускников, что позволяет им получить стаж, необходимый для поиска постоянной работы.

Многие молодые люди проявляют интерес к предпринимательской деятельности. Государственная служба занятости оказывает и содействие самозанятости граждан. Во втором квартале 2014 года было оказано содействие 26 гражданам в возрасте 18-29 лет .

Также данная служба осуществляет и психологическую поддержку граждан, ищущих работу. Во втором квартале за психологической поддержкой обратились 441 человек в возрасте 16-29 лет . Специалисты службы помогают молодым людям адекватно оценить свои возможности, повысить мотивацию в поиске работы и адаптироваться к условиям труда. Кроме того, работники службы занятости, оказывая консультационные услуги, формируют у бывших студентов умение не просто справляться с проблемами, но и обогащаться новым опытом преодоления трудной ситуации.

Следует отметить, что Пензенская область вошла в состав победителей конкурса в сфере отбора региональных программ модернизации систем образования и науки РФ в 2011 году. По итогам конкурса региону из федерального бюджета выделены субсидии на усовершенствование учебных программ и укрепление взаимосвязи с предприятиями. По нашему мнению, это обстоятельство окажет благотворное влияние на качество работы учебных заведений и успешное трудоустройство их выпускников.

Рецензенты:

Дресвянников В.А., д.э.н., профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО Финансовый университет при Правительстве РФ, филиал, г. Пенза.

Юрасов И.А., д.с.н., профессор кафедры государственного управления и социологии региона ФГБОУ ВПО Пензенский государственный университет, г. Пенза.

Библиографическая ссылка

Попова Н.В., Голубкова И.В. ПРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15510 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Пути решения проблем связанных с трудоустройством выпускников профессиональных образовательных организаций

Рынок труда для выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования представляет собой проблемную среду. Образование получили - что делать дальше? Самостоятельно решить проблему трудоустройства выпускникам достаточно сложно. В современных условиях государственное распределение выпускников после окончания учебных заведений отсутствует. С одной стороны, это дает более широкие возможности для самореализации, поскольку молодой специалист сам выбирает свой дальнейший профессиональный путь. С другой стороны, человек должен самостоятельно прилагать усилия по поиску работы и трудоустройству в ситуации, когда количество вакансий ограничено, а желающих занять их значительно больше.

Для самих профессиональных образовательных организаций проблема трудоустройства выпускников является также актуальной, т.к. карьера выпускников - это составляющая репутации любой образовательной организации.
В связи с этим возникает необходимость решения данной проблемы профессиональными организациями совместно с выпускниками.
Изучая сложившуюся ситуацию, было выявлено, что чаще всего выпускники получают отказ при устройстве на работу в связи с отсутствием опыта работы и недостаточностью практики. Работодатели хотят видеть у себя кандидатов с обязательным опытом работы даже на те вакантные места на которых свои профессиональные функции прекрасно бы смог выполнить кандидат со средним профессиональным образованием. Да и согласно проф.стандартам к определенным профессиям предъявляются требования к опыту практической работы. Так, например, согласно Профессиональным стандартам утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.12.20014 года №1061н, к бухгалтеру предъявлены следующие требования к образованию и опыту практической работы: 1.Образование - среднее профессиональное, 2. Опыт практической работы - не менее трех лет.
В этом случае у выпускников колледжа возникает вопрос: «Где приобрести опыт работы?». Ведь работодатели обоснованно отказывают в приеме на работу. В связи с этим, появилась идея по созданию «Проф-площадки» для выпускников.
Цели создания «Проф-площадки» заключаются в предоставлении выпускникам возможности приобретения опыта работы согласно требованиям, прописанных в Профессиональных стандартах. А также, в предоставлении мест для прохождения практики студентам обучающимся в образовательном учреждении.

«Проф-площадка» может быть создана или на базе учебного заведения или как самостоятельная организация по оказанию услуг населению. Особенности данной организации заключаются в том, что с выпускниками, направленными для трудоустройства на временную работу, работодатель заключает срочный трудовой договор сроком на 3 года, который может быть, досрочно расторгнут, по предложению выпускника или работодателя в установленном порядке. Преимущественное право трудоустройства предоставляется выпускникам конкретной образовательной организации. При наличии вакантных мест возможно трудоустройство также выпускников других образовательных учреждений профессионального образования.
Реализация проекта по созданию «Проф-площадки» позволит получить выпускникам трудовой стаж и опыт работы, что в сою очередь поспособствует дальнейшему трудоустройству и обеспечит сдерживание роста молодежной безработицы.

Преподаватель БУ "Югорский политехнический колледж"
Костоусова Е.Ю.

Социология как наука относительно молода, а в России её возраст исчисляется несколькими десятилетиями. С одной стороны, у науки есть масса возможностей для развития, но с другой, социологи и в научном мире зачастую вынуждены доказывать своё право на жизнь. Для людей, заканчивающих образование и заинтересованных в научной деятельности, это оборачивается непониманием своей функции в этом процессе, выводами об отсутствии перспектив и на ниве науки. В итоге новые специалисты-социологи покидают социологию, так и не отыскав себе в ней места.

На ситуацию существенно влияет неразвитость инфраструктуры, прежде всего, информационной на российском рынке труда. Спрос на социологов существует и даже медленно растет в последние годы, как в научной, так и в прикладной области. Фирмы набирают маркетинговые отделы, растущий постепенно спрос формирует предложение в виде исследовательских центров, растущий успех науки привлекает к ней все большее внимание, возрастает потребность в научных работах.

Отмечается увеличение спроса на квалифицированный персонал в среднем 25-40 %. Проблема лишь в том, что высшая школа не в состоянии обеспечить квалифицированными по этим направлениям кадрами рынок труда. Образовательные учреждения не ориентируются на рынок, а работодатели не вкладывают в человеческий капитал.

В итоге экономика одновременно страдает от двух несовместимых, казалось бы, болезней - нехватки работников, обладающих необходимыми производству профессиями и квалификацией, и безработицы. Но недостаточная осведомленность о существующем положении, неготовность к полноценному участию в происходящих на рынке труда процессах - все это не дает старшекурсникам и выпускникам социологических отделений вузов возможности быть полноценными участниками рынка, вузам - обеспечивать перспективы своим выпускникам, работодателям - получать кадры нужной специальности и квалификации.

Для исправления этой ситуации, однако, нужны не общие ее оценки, а конкретная информация о состоянии рынка труда в различных его сегментах и различных регионах страны. Для поиска такой информации и оценки инструментов ее получения студентами Государственного университета - Высшей школы экономики было проведено социологическое исследование.

С помощью метода анкетирования было опрошено 168 старшекурсников и выпускников факультетов социологии МГУ им. М.В. Ломоносова, ГУВШЭ, МГСУ, ГУГН, ГУУ, РХТУ. Основной целью являлся анализ перспектив трудоустройства старшекурсников и выпускников социологических факультетов столичных вузов в московских организациях.

На вопрос о том, в чем причина проблем с трудоустройством на работу по специальности, многие респонденты отмечали отсутствие энтузиазма у самого соискателя, безынициативность, неумение преподать себя, неуверенность в себе, а также завышенные требования к работодателям, особенно по зарплате. Личностные качества и глубокая заинтересованность в постоянном месте работы являются основными латентными факторами трудоустройства, определяющими в ходе дальнейшей карьеры и стратегию накопления человеческого капитала, и пути поиска работы.

Респондентами отмечается низкий уровень информированности работодателей относительно возможностей социологии. На этом фоне умение подать себя, продемонстрировать очевидные преимущества своих знаний и навыков, накопленных за долгие студенческие годы, является важнейшим умением для трудоустройства по специальности.

Продолжительность поиска работы социологов, опрошенных в ГУ ВШЭ, выглядит так. Доля занятых поиском работы составила 31,5% выборки. Из полученных данных следует, что те респонденты, которые ищут работу, в среднем потратили на это к моменту опроса уже 46 дней. То, что бoльшая часть ответивших уже ищет работу от одного до полутора месяцев, показывает, что они находятся в ситуации, когда с каждым днём вероятность нахождения работы падает: в ближайшем будущем они, вероятно, согласятся на работу, которая их, в общем, не устраивает или же оставят на время поиски. Согласно теории Грановеттера, неформальные связи дают быструю отдачу; те же, у кого нет таких контактов, обречены долго и безуспешно искать работу.

По мнению Т.И. Заславской, для России характерно скорее штучное трудоустройство. Заметная доля выпускников-социологов устраиваются не по специальности, хотя знания, безусловно, помогают. Наблюдается определенная сегментация рынка: академически-ориентированное меньшинство идет в науку, чуть большее количество студентов - в маркетинг, а остальные - куда придется.

Отмечена дифференциация и в установках студентов. Часть студентов считает, что ценность любого образования заключена в способности дать универсальные знания; другая попросту не умеет находить работу, а значит, не уделяет этой теме достаточного внимания. В институтах основам трудоустройства не учат, и студенты воспринимают получаемые знания как нечто избыточное, бесперспективное: все равно приходится учиться уже по ходу дела.

С точки зрения Р.В. Рывкиной, большинство студентов считают специальность, на которой они обучаются, бесперспективной уже с первого курса, они ценят в получаемом ими образовании только те знания, которые можно применить вне социологической области.

Студенты и выпускники социологических факультетов г. Москвы чаще всего устраиваются непосредственно на работу по специальности, используя информацию из неформальных источников (в первую очередь, личные профессиональные связи). Чаще всего социологи идут работать в организации, чьими направлениями деятельности являются маркетинг и реклама.

Результаты исследования показали, что около трети ответивших идут в маркетинг и рекламу; незначительное меньшинство занято в организациях, специализирующихся на проведении социологических исследований; многие пошли в науку и образование; политическая и государственная деятельность привлекает всего 3% респондентов; каждый седьмой социолог имеет опыт работы в компаниях, связанных с торговлей, производством и т.д.

Исследование в вузах Москвы показало, что устраивающиеся по блату на старте занимают более высокие должности, чем трудоустраивающиеся самостоятельно. Однако позже карьерный рост первых приостанавливается, а вторых ускоряется. Выяснилось, что работодатели не склонны принимать на работу молодых специалистов без опыта работы. Лучшие шансы трудоустроиться имеют те, кто начал подрабатывать еще в студенческие годы. Эмпирические данные свидетельствуют, что 45% респондентов трудоустроенных попали на работу потому, что «работодатели вышли на них сами», а 55% трудоустраивались самостоятельно. Для них наиболее эффективными способами являются поиск рабочего места через коллег, однокурсников и через друзей.

Бoльшая часть представлений молодых социологов о рынке труда расходится с реальным положением на рынке. Основной пункт рассогласования ожиданий с реальностью связан с недооценкой социологами важности неформальных связей, и особенно профессиональных контактов, для устройства на работу и карьерного роста. Ожидания молодых социологов соответствуют реальности в том, что касается приоритетности для работодателя практических навыков перед социологической квалификацией.

Достаточных знаний о рынке труда и возможностях будущего трудоустройства студенты не получают ни в вузе (хотя опрос проводился среди студентов самых престижных вузов России), ни из специализированных информационных источников.

Вероятно, одну из проблем могла бы решить деятельность по профориентации среди молодёжи: предоставляя знания о том, куда, кем, как и на каких условиях можно устроиться, она помогла бы выбирать эффективную стратегию. Ясно, что такая деятельность должна принимать современные формы и не сводиться к организации встреч между социологами и работодателями.

Надо помнить, что главное сегодня - информация. Тем не менее, все те, кто заинтересован в том, чтобы получившие образование по социологии находили работу, а их работодатели получали качественных специалистов, могут озадачить себя тем, как расширить сектор формального конкурентного взаимодействия между соискателями и работодателями. Представляется, что на сегодняшний день чрезмерно большая часть рынка (по объективным причинам) ушла в сферу конкуренции связей, а не конкуренции специалистов. И хотя в основном проблемы с трудоустройством всё же решаются, это может привести к возникновению препятствий в развитии специалистов-социологов.

Между тем государственные посредники должны заботиться о равных возможностях для всех категорий, а частные агентства вполне могут найти свой денежный интерес в деятельности в этом секторе. По всей видимости, их отворачивает низкая стоимость молодых социологов на рынке - а соответственно, и низкая доходность от таких сделок. Однако, как показывает данное исследование, вполне возможно, что на обочине остаются квалифицированные молодые специалисты, которые могли бы принести пользу работодателям (а соответственно, и агентствам, их устраивающим) и способны на быстрый профессиональный рост. В то же время они легко доступны для рекрутинга, в отличие от уже работающих менеджеров с именем, привлечение которых всегда стоит агентству больших усилий и не всегда оправданно. Институциональным посредникам стоит попытаться реорганизовать, реформировать эту сферу услуг так, чтобы и молодые кадры не гнушались своими правами обращения к данным институциона- лизированным формальным практикам.

Конечно, молодые специалисты во многом попадают в замкнутый круг: трудоустроен тот, у кого есть опыт работы. Но опыт работы всего лишь ярлык, за которым скрываются определенные знания и умения, который вполне можно получить и в рамках института. Институт в этом случае может выступить в виде полигона, здесь можно реализовывать свою самостоятельность. Рост самостоятельного ведения какого-либо дела только увеличивает вероятность трудоустройства, а цена ошибки будет ниже, чем на рабочем месте. Если человек ради своей идеи не смог объединить своих же друзей-сокурсников, то он не сможет это сделать и на рабочем месте среди незнакомых людей.

К тому же институт - единственный источник теоретических знаний, получить которые впоследствии будет очень сложно, а на самостоятельное изучение просто не будет времени. В конечном счете, чем выше стартовый «человеческий капитал», тем выше вероятность попасть на работу, и именно университет - неограниченный источник пополнения человеческого капитала во всех отношениях.

Таким образом, в результате анализа теоретической литературы по теме исследования, мы можем сделать следующие выводы:

В современных условиях рыночной экономики возрастает необходимость введения новых требований к процессу обучения и формированию эффективного работника, его ресурсных качеств в рамках всех ступеней образования.

Вследствие увеличения запроса на социологов в научной и в прикладной области, возрастает спрос на квалифицированный персонал. Несмотря на тот факт, что основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, готового к постоянному профессиональному росту, социально и профессионально мобильного, работодатели не склонны принимать на работу молодых специалистов без опыта и трудового стажа.