Болезни Военный билет Призыв

Сообщение о никитине. Иван Саввич Никитин — интересные данные и факты из жизни. Последние годы жизни поэта

Древнерусская литература

Иван Саввич Никитин

Биография

Воронеже, в семье мещанина, торговца свечами. В 1839 г. Никитин поступил в воронежскую семинарию. Во время пребывания в ней Никитина торговые дела его отца пошатнулись, и он стал пить и проявлять свой крутой характер. Под влиянием его пьянства и деспотизма начала пить и мать Никитина. В доме создалась крайне тяжелая атмосфера, и Никитин совсем забросил занятия. В 1843 г. он был уволен «по малоуспешности, по причине нехождения в класс». Но, обращая мало внимания на учебные занятия, Никитин в семинарии горячо отдался чтению. Полюбившему литературу, увлеченному Белинским, наполненному высокими стремлениями и поэтическими грезами, Никитину пришлось тотчас же после выхода из семинарии окунуться в самую тяжелую житейскую прозу и засесть за прилавок в свечной лавке отца. В это время тот стал пить еще более. Его дом, свечной завод и лавка были проданы. На вырученные деньги отец Никитина завел постоялый двор. Никитин стал там хозяйничать, сам выполняя все обязанности дворника. Несмотря на тяжелую жизненную обстановку, Никитин не опустился духовно. Окруженный средой, которая не могла понять его, он замкнулся в самом себе. В ноябре 1853 г. Никитин послал три стихотворения в «Воронежские Губернские Ведомости». Одно из них - патриотическое «Русь» - доставило поэту популярность в Воронеже. Стоявшие тогда во главе «Воронежских Губернских Ведомостей» Н. И. Второв и К.О. Александров-Дольник, приняли живое участие в Никитине и ввели его в группировавшийся около них кружок местной интеллигенции. С 1854 г. стихотворения Никитина стали появляться в «Москвитянине», «Отечественных Записках», «Библиотеке для чтения». Печать отнеслась к поэту очень сочувственно. Успех, масса новых впечатлений, теплое, дружеское отношение Второва и членов его кружка, ободряюще подействовали на Никитина, отчужденность и нелюдимость пропали, он был настроен бодро, много работал. Но жизнерадостное настроение омрачалось расстройством здоровья. В 1856 г. появился сборник стихотворений Никитина, к которому критика отнеслась холодно или отрицательно. Наиболее отрицательно отозвался о сборнике Чернышевский в «Современнике». Выступив на литературное поприще, Никитин не переменил жизненной обстановки, продолжая и после 1853 г. содержать постоялый двор. Отец его продолжал пить, но семейные отношения в 1854 - 56 годы несколько улучшились; обстановка постоялого двора теперь уже не так угнетала поэта, вращавшегося в кругу искренне расположенных к нему интеллигентных людей. В 1854 - 56 годы Никитин серьезно работал над своим самообразованием, много читал, занялся изучением французского языка. После отъезда в 1857 г. из Воронежа Второва, который стал самым близким другом Никитина, и после распадения Второвского кружка поэт с чрезвычайной остротой почувствовал вновь тяжесть жизненной и семейной обстановки, пессимистическое настроение с большей силой захватило его, творческое возбуждение сменилось резким упадком творческих сил, сомнением в своем даровании. В 1858 г. вышла большая поэма Никитина - «Кулак». Критика встретила «Кулака» очень сочувственно; с большой похвалой отнесся к поэме между прочим Добролюбов; такой же успех «Кулак» имел и у публики: менее чем через год после его выхода он уже разошелся, принеся Никитину довольно значительный доход. Несмотря на угнетенное настроение и болезненное состояние Никитин в 1857 - 58 годы по-прежнему продолжал внимательно следить за русской литературой, знакомиться с иностранной, читая Купера, Шекспира, Гюго, Гёте, Шенье, стал заниматься немецким языком, переводя Шиллера и Гейне. В 1857 - 58 годы поэт сотрудничал в «Отечественных Записках» и «Русской Беседе». При содействии В. А. Кокорева, давшего Никитину взаймы 3000 р., он открыл в 1859 г. книжный магазин и библиотеку для чтения. В 1859 г. Никитин выпустил новый сборник стихотворений, встреченный критикой гораздо холоднее, чем «Кулак». Весь 1859 г. поэт проболел; небольшое улучшение здоровья чередовалось с ухудшением. Сначала 1860 г. его здоровье стало поправляться, настроение сделалось более жизнерадостным, литературная производительность поднялась, интерес к общественной жизни снова повысился. Летом 1860 г. поэт побывал в Москве и Петрограде. Книжная торговля Никитина шла довольно успешно. Во второй половине 1860 г. Никитин чувствовал себя хорошо, много работал, написал большое прозаическое произведение «Дневник семинариста», напечатанный в «Воронежской Беседе на 1861 г.» и вызвавший сочувственные отзывы критики. Расстроившееся к концу 1861 г. здоровье Никитина к началу 1861 г. снова улучшилось, наступил опять подъем сил. Он принимает деятельное участие в собраниях сгруппировавшегося около М.Ф. Де-Пуле кружка, в местной культурной работе, в организации в Воронеже общества распространения грамотности и в учреждении воскресных школ. В 1859 - 1861 годы Никитин помещал свои произведения в «Отечественных Записках», «Народном Чтении», «Русском Слове» и «Воронежской Беседе». В мае 1861 г. Никитин сильно простудился. Эта простуда, обострив туберкулезный процесс, оказалась роковой. За все время продолжительной болезни поэт испытывал самые тяжелые физические страдания. К ним прибавились нравственные, причиной которых был отец, продолжавший, несмотря на тяжелую болезнь сына, вести прежний образ жизни. Скончался Никитин 16 октября 1861 г. Самые ранние, из сохранившихся произведений Никитина, относятся к 1849 г. Обособленность и сосредоточенность, развитые тяжелыми жизненными условиями, наложили отпечаток на творчество Никитина 1849 - 1853 годов. Его поэтическая сфера была ограничена; он, главным образом, вращался в области личных переживаний, окружающая жизнь привлекала мало внимания. Игнорируя ее, поэт иногда рисовал то, чего никогда не видел, например, море («Ночь на берегу моря», «На западе солнце пылает», «Когда Невы, окованной гранитом…»). В поэзии Никитин за этот период времени ярко проявились стремление осмыслить жизнь, чувство неудовлетворенности ею, страдание от несоответствия ее с мечтами и стремлениями; успокоение поэту давали природа и религия, которые примиряли его на время с жизнью («Поле», «Вечер», «Когда закат прощальными лучами…», «Когда один, в минуты размышленья…», «Новый Завет» и др.). Но Никитин все-таки в 1849 - 1853 годы не замкнулся всецело в сфере личных ощущений и переживаний, в его творчестве этого времени уже заметны зачатки интереса к окружающей жизни, народу, уже звучат общественные мотивы («Тишина ночи», «Оставь печальный твой рассказ», «Певцу», «Мщение», «Нужда»). Никитин еще не разобрался тогда в общественных вопросах, был казенно-патриотически настроен («Русь»), но уже видел зло в общественной жизни, негодовал на него, возмущался, уже призывал поэта бороться с ним («Оставь печальный твой рассказ…», «Певцу»). В 1849 - 1853 годы Никитин находился всецело во власти литературных влияний. Наиболее сильно было влияние Кольцова, особенно в отношении формы («Весна на степи», «Русь», «Жизнь и смерть», «Успокоение», «Песня», «Наследство» и др.). Никитин прекрасно овладел Кольцовской формой и стихом, и некоторые его стихотворения в этом отношении не уступают Кольцову («Весна на степи», «Русь»). Наряду с влиянием Кольцова, в поэзии Никитина 1849 - 1853 годов обнаруживается влияние Лермонтова («Ключ», «Когда закат прощальными лучами…», «Юг и Север», «Засохшая береза», «Я помню счастливые годы…», «Наскучив роскошью блистательных забав…» и др.), Пушкина («Лес», «Война за веру» и др.) и др. поэтов. Воздействие литературных источников сильно проявляется в мыслях и идеях, высказываемых Никитиным в стихотворениях с философским элементом, которые занимали довольно видное место в его поэзии 1849 - 1853 годов. В этих стихотворениях много искусственности, риторики («Дума», «Развалины», «Кладбище», «Наскучив роскошью блистательных забав…» и др.). Личные переживания играют видную роль в творчестве Никитина и после 1853 г., но наряду с ними, обнаруживается большой интерес поэта к окружающей жизни, к народному и мещанскому быту и психологии. После 1853 г. в поэзии Никитина стали также проявляться в известной степени местный колорит, этнографический элемент, интерес к истории местного края. Казенно-патриотическое настроение, захватившее Никитина еще до 1854 г., проявляется и после («Новая борьба», «Донцам», «Уж как был молодец…», «На взятие Карса»), но к 1856 г. оставляет поэта. Религиозная настроенность, обнаруживающаяся в творчестве Никитина 1849 - 1953 годов, довольно сильно проявилась в 1854 г. («Моление о Чаше», «Сладость молитвы», «С.В. Чистяковой»), но потом пропала. В поэзии Никитина в 1854 - 1856 г., так же, как и прежде, видно влияние других поэтов: Кольцова («Измена», «Не широк мой двор…», «Бобыль», «Уж как был молодец…», «Отвяжися, тоска…», «У кого нет думы…»), Лермонтова («Друг»), Пушкина («Кулак», «Новая борьба») и др., но в гораздо меньшей степени, чем ранее, все более обнаруживается стремление пойти своей дорогой. Изучение рукописных текстов Никитина, сохранившихся о нем материалов с несомненностью устанавливает, что в его творчестве 1854 - 1856 годов большую роль сыграло влияние Второва и членов его кружка. К 1857 г. Никитин уже вполне определился как поэт. В его поэзии после этого года общественные мотивы занимали видное место, но не исчерпывали всего ее содержания, он по-прежнему уделял значительное внимание личным переживаниям и природе; общественный элемент не подавил художественного. Развивавшиеся постепенно поэтические силы Никитина к 1861 г. стали пышно расцветать, но смерть прервала этот расцвет; они не успели обнаружиться вполне. Никитин не выявил всех таившихся в нем возможностей. Наиболее значительное место в поэзии Никитина занимают стихотворения, посвященные обрисовке народного быта. В них ярко выразилась самая искренняя, глубокая любовь к народу, горячее сочувствие его тяжелой доле, страстное желание улучшения его положения. Но вместе с тем Никитин трезво смотрел на народ, не идеализировал его, рисовал его правдиво, не замалчивая темных сторон, отрицательных черт народного характера, например, грубости, семейного деспотизма («Упрямый отец», «Порча», «Дележ» и др.). Никитин был в полном смысле слова городской житель; хотя он и бывал в окрестностях Воронежа, но гостил в имениях помещиков; в настоящей деревне, среди крестьян, в условиях их быта он никогда не жил. Материал для обрисовки народного быта и психологии давали Никитину, главным образом, извозчики, останавливавшиеся на его постоялом дворе, и вообще приезжие в Воронеж крестьяне. Ограниченность поля наблюдения народной жизни сказалась в поэзии Никитина, он не нарисовал широкой, всеобъемлющей картины жизни народа, не выявил во всей полноте и многообразии народной психологии, но дал ряд хотя и разрозненных, отрывочных, но живых картин, в которых правдиво обрисованы социально-экономическое положение народа, народные печали и скорби, некоторые стороны народного быта, верно подмечены характерные черты народной психологии и нравов («Мщение», «Старик-другоженец», «Ссора», «Жена ямщика», «Упрямый отец», «Купец на пчельнике», «Бурлак», «Порча» («Болезнь»), «Рассказ крестьянки», «Дележ», «Выезд ямщика», «Староста», «Полночь», «Темно в горенке…», «Нищий», «Деревенский бедняк», «Пряха», «Ехал из ярмарки ухарь-купец…», «Мертвое тело», «Старый слуга», «За прялкой баба в поняве сидит…»). Наряду с крестьянством, Никитин уделил значительное внимание мещанству, посвятив ему поэму «Кулак». Она слишком растянута, некоторые типы обрисованы бледно, но герой поэмы - мещанин-кулак, очерчен прекрасно, дана верная и яркая характеристика мещанства, его психологии. В развитии общественного элемента в творчестве Никитина известную роль сыграл Некрасов, но его влияние не являлось той главной силой, которая дала направление поэзии Никитина, определила ее, и в общем не было очень значительным. Несмотря на сходство мотивов и настроений, в ней почти отсутствуют такие характерные черты Некрасовской музы, как сатира и ирония. (Восторженное поклонение Некрасову, увлечение его поэзией в 1857 г. сменилось в Никитине в 1960 г. резко отрицательным отношение к нему, выразившимся в стихотворении «Поэту-обличителю».) Поэт-общественник, Никитин дал несколько стихотворений, которые высоко стоят по искренности, глубине общественных чувств, по силе гражданской скорби, творческого подъема («Разговоры», «Опять знакомые виденья!..», «Постыдно гибнет наше время!..»). В изображении субъективных переживаний Никитину удавалось достигать большой прочувствованности, силы и красоты, как, например, в знаменитом стихотворении «Вырыта заступом яма глубокая…», которое не только является лучшим созданием поэта, но и принадлежит к наиболее замечательным и трогательным произведениям русской поэзии. Никитин с детства полюбил природу, умел слиться с ней, чувствовать ее душу, различать оттенки ее красок и дал ряд прекрасных и ярких ее картин, в которых проявил себя талантливым пейзажистом («Вечер после дождя», «Буря», «Утро», «19 октября», «Рассыпались звезды, дрожат и горят…», «Смеркает день. В бору темнеет…», «В темной чаще замолк соловей…», «Помнишь? - с алыми краями…» и др.). «Дневник семинариста», оставшийся единственной попыткой Никитина попробовать свою силу в художественной прозе, показывает, что в этой области он мог бы занять видное место среди современных ему бытописателей-реалистов. «Дневник семинариста», напечатанный ранее знаменитых «Очерков бурсы» Помяловского, имел для своего времени большое общественное значение: Никитин осветил почти незатронутую тогда еще область. Творчество Никитина тесно связано с его жизнью и личностью, в нем много автобиографического элемента. Тяжелая, мрачная, лишь с небольшими и немногими просветами, жизнь Никитина, часто обострявшаяся и мучившая его болезнь наложили глубокий отпечаток на его творчество: в нем преобладают печальные тона, красной нитью проходят глубокая тоска и скорбь («Еще один потухший день…», «Я помню счастливые годы…», «С суровой долей я рано подружился…», «В лесу», «В саду», «Лампадка», «Незаменимая, бесценная утрата!..», «Детство веселое, детские грезы…», «Бедная молодость, дни невеселые…», «Вырыта заступом яма глубокая…» и др.). Источником скорби Никитина были не одни только личные жизненные условия, но и вся окружающая жизнь с ее непримиримыми социальными контрастами, с ее злом, ужасом и человеческими страданиями. Наряду с печалью и скорбью, другими характерными чертами поэзии Никитина являются: простота, искренность, прочувствованность, гуманность и драматизм. По своим художественным достоинствам произведения Никитина очень неравноценны: среди его стихотворений, особенно до 1854 г., есть довольно много слабых, являющихся скорее прозой, выраженной стихами, чем поэзией, но, наряду с этим, у него есть ряд стихотворений, облеченных в изящную художественную форму, полных поэтического чувства, написанных красивыми музыкальными стихами. В общем, Никитин по своему художественному дарованию не был очень крупной величиной, но его поэзия высоко стоит по проникающему ее гуманизму, по глубокой искренности, прочувствованности и высоте душевной настроенности. Эта сторона поэзии Никитина привлекла к нему общественные симпатии, создала широкую популярность: его сочинения выдержали много изданий, разошлись в громадном количестве экземпляров. - См.: Полное собрание сочинений и писем Никитина, под ред. А. Г. Фомина (3 т., Санкт-Петербург, 1913 - 15; 4 т. еще не вышел); под ред. М. О. Гершензона (М., 1912; 3-е изд., М., 1913); под ред. С. М. Городецкого (2 т., Санкт-Петербург, 1912 - 13); А. В. Дружинин «Сочинения» (т. VII, Санкт-Петербург, 1865); Н. Г. Чернышевский «Сочинения» (т. II, Санкт-Петербург, 1906); Н. А. Добролюбов «Сочинения» (под ред. М. К. Лемке, т. II и IV, Санкт-Петербург, 1912); М.Ф. Де-Пуле «Биография Никитина», приложение к 1 - 13 изд. его сочинений (Воронеж - М., 1869 - 1910); Ф. Е. Сивицкий «Никитин, его жизнь и литературная деятельность» (Санкт-Петербург, 1893); Н. К. Михайловский «Сочинения» (т. IV, Санкт-Петербург, 1897; 4-е изд., Санкт-Петербург, 1909); И. И. Иванов «Новая культурная сила» (Санкт-Петербург, 1901); Я. К. Грот «Труды» (т. III, Санкт-Петербург, 1901); В. И. Покровский «Никитин, его жизнь и сочинения» (Сборник статей, М., 1910); «История русской литературы XIX в.», под ред. Д.Н. Овсянико-Куликовского (т. III, М., 1911; статья Всев. Е. Чешихина); А. М. Путинцев «Этюды о жизни и творчестве Никитина» (Воронеж, 1912). Литература о Никитине указана в «Материалах для библиографии о Никитине и его сочинениях» А. М. Путинцева («Ученые Записки Юрьевского университета», 1906, кн. II, и отдельно, Юрьев, 1906); статья А. Г. Фомина в «Русском биографическом словаре», Санкт-Петербург, 1914, и редактированном им издании «Сочинения» Никитина.

Иван Саввич Никитин - русский поэт, родился 3 октября 1824 года в Воронеже в семье свечного торговца. В 1839 году будущий поэт поступает в воронежскую семинарию. Несмотря на многие знания, полученные поэтом в семинарии, он презирает казенную и скучную систему образования. Во время обучения в семинарии отец Никитина покупает постоялый двор, но его буйный нрав вкупе с пьянством доводят дело до банкротства. Молодой поэт вынужден бросить семинарию и стать содержателем разоренного постоялого двора.

В 1853 году поэт дебютирует в прессе, отправив стихотворения в «Воронежские Губернские Ведомости», одно из которых – пронизанное любовью к Родине «Русь» – приносит ему успех.

Редактор журнала, Н.Второв, сводит знакомство с автором и вводит в его кружок местной интеллигенции. В 1854 году Никитин печатается в таких известных журналах как «Москвитянин» и «Отечественные записки». Однако следующий сборник стихов критики воспринимают холодно, особо едко сборник раскритиковал Чернышевский в своей заметке в журнале «Современник».

Оставаясь хозяином постоялого двора, молодой поэт продолжает писать стихи, занимается самообразованием, изучает иностранные языки. В 1857 году выходит крупнейшая работа автора – поэма «Кулак», которая повествует о судьбе разорившегося купца, который пытается существовать за счет мошенничества на рынке. Поэма в целом автобиографичная, так как главный герой имеет сходство с отцом автора. Критики благосклонно отнеслись к этой работе.

В 1859 году, при поддержке известного мецената Кокорева, Никитин открывает в центре Воронежа книжную лавку с читальней, которая вскоре становится центром культурной жизни города. Главными темами в поэзии Никитина являются родная природа, тяжелое положение крепостных, протест против социальной несправедливости и человеческих страданий. На слова поэта написано более 50 песен и романсов. Позднее творчество поэта выдержано в мрачных тонах, сквозь его стихотворения красной нитью проходит глубокая тоска, скорбь и боль.

В мае 1861 году Никитин переносит сильную простуду, которая вызывает обострение туберкулезного процесса. Иван Саввич Никитин скончался 28 октября 1861 года в Воронеже.

В истории отечественной словесности есть имена «негромкие», имена писателей и поэтов второго ряда, которые бывают заслонены то шумной «эстрадной поэзией», то модернистами с претензиями на гениальность. Проходит время и расставляет всех по своим местам. Оказывается, что в модерновости было, выражаясь по-есенински, много «изломанных и лживых жестов», а за шумом - ровным счетом ничего стоящего. Зато сила истинного дарования проходит через десятилетия и продолжает ощущаться еще долго. Особенно, когда само дарование художника идет от земли, от почвы, от глубинного осознания своей кровной связи с судьбой всего народа. Так было с нашим современником Николаем Рубцовым, и также, еще раньше, - с и Иваном Никитиным. Строки последнего о зиме мы учим еще с начальной школы…

Биография Ивана Никитина(1824 - 1861)

Воронеж… Земля, давшая миру и России двух великих сыновей - Алексея Кольцова и Ивана Никитина. Впрочем, здесь же отбывал ссылку в 30-е гг. прошлого века поэт , оставивший о том красноречивое признание: «Я около Кольцова, Как сокол, закольцован…» Речь - о внешней несвободе. Только и Кольцов с Никитиным едва ли были свободны до конца. Обоих угнетала необходимость заниматься ненавистным торгашеством, ибо иных источников дохода просто не было. Жить в России писателю на гонорары от своих произведений - роскошь, которая выпадает очень немногим избранным.

Никитин до конца своей недолгой жизни оставался сыном времени, века и представителем купеческого сословия. На последнем стоит остановиться особо. Не очень-то в советские годы любили афишировать то обстоятельство, что первое поколение русских купцов вышло из старообрядчества. А там были многодетные семьи, верность традициям, любовь к труду с младых ногтей. И не считали для себя зазорным первые русские купцы и пахать, и сеять, и косить, и водку пить с простолюдинами, ибо помнили всегда, с каких низов поднялись сами. В дальнейшем купцы превращались в буржуа, и связи с прошлым слабели.

Отцом будущего поэта был торговец свечами, разорившийся вследствие склонности к пьянству и буйного нрава. Системного образования Никитин не получил, вынужден был оставить обучение в семинарии и стать хозяином постоялого двора, приносившего пусть небольшой, но постоянный источник дохода. Недостатки образования Никитин пытался восполнять усиленным самообразованием, в чем немало преуспел. Уже ближе к концу жизни, на ссуду, полученную от местного мецената Кокорева, Никитин смог открыть в книжную лавку с читальней. Они быстро стали культурным очагом провинции.

Глядя на фотографию Никитина и зная, что он ушел из жизни в классическом, роковом для русского (и не только) поэта возрасте - 37 лет, трудно отделаться от мысли, что он выглядит гораздо старше своих лет. Старила его не только борода, но и перенесенные в детстве лишения, необходимость биться за каждый кусок хлеба. В те времена люди вообще взрослели и старились, видимо, гораздо быстрее, чем сейчас… Чахотка (она же - туберкулез) считалась болезнью неизлечимой. Она и свела Никитина в могилу. Он похоронен рядом с Кольцовым, в чем есть глубокая правда и символизм. Впрочем, об этом - ниже.

Творчество Ивана Никитина

Ранние стихотворения Никитина неизбежно носили подражательный характер и интересны сейчас разве что историкам литературы. В поисках своего голоса он обратился к фольклору и опыту предшественников. А среди них был не только земляк Алексей Кольцов. Жанр «русской песни» в отечественной словесности пытались укоренить еще А.И.Нелединский-Мелецкий и А.Ф.Мерзляков, затем лицейский друг Антон Дельвиг. Так что Кольцову уже было, чей опыт учитывать. Далеко не все из стихотворений, имевших заголовок «Русская песня», действительно стали песнями и пошли в народ. У последнего чуткое ухо, оно сразу и безошибочно улавливает малейшую фальшь, отступление от подлинности, безыскусности народного стихосложения.

При жизни Никитину удалось издать два стихотворных сборника. Они вызвали самые разноречивые отклики, что, впрочем, естественно - нашлись те, кто принимал творчество поэта, и те, кто отнесся к нему как к подражательному и даже слабому. Как уже отмечалось выше, в читательское сознание Никитин входит преимущественно как певец родной природы и уже во-вторых, как бытописатель тяжелой крестьянской доли, беспросветной нужды и изнурительного труда.

Природа в восприятии Никитина - неиссякаемый источник поэтического вдохновения, та самая сила, которая способна целить душевные и даже физические раны, примирять с глубоким социальным несовершенством и расслоением. Несомненно, на характер поэзии Никитина повлиял и его собственный характер. В отличие от куда более эмоционального Кольцова, Никитин был, если воспользоваться выражением философа И.Канта, «вещью в себе». Скупые выразительные средства, минимум метафор и прочих словесных «украшений», внешняя простота и даже безыскусность. Но они-то и воздействуют сильнее всего! Ибо за этой внешней сдержанностью нетрудно прозреть натуру страстную, мятежную, ищущую, неуспокоенную.

Мало кто из поэтов сравнится с Никитиным по какой-то физиологической точности описаний, по натуралистичности ощущений, как, например, в хрестоматийных строках стихотворения «Звезды меркнут и гаснут. В огне облака…» И какой воистину космический, вселенский размах в первом самобытном никитинском стихотворении «Русь», где и «шатер голубых небес», и «даль степей», и «цепи гор». Никитин неизменно шел к осознанию и постижению России через Воронеж, свою «малую Родину», пределы которого покидал лишь однажды, ради поездки в столицы.

  • Когда при Советской власти Митрофаньевское кладбище в Воронеже было срыто и ликвидировано, удалось отстоять лишь захоронения Кольцова и Никитина - своего рода провинциальные «Литераторские мостки».
  • На стихи Никитина написано немало песен, оторвавшихся от имени автора. До сего дня они воспринимаются как русские народные - настолько автору удалось проникнуться народным духом. Самая известная вещь этого рода - «С ярмарки ехал ухарь-купец…»

Сложный жизненный путь воронежского поэта Ивана Никитина.
Никитин Иван Саввич - русский поэт, который родился в обычном семействе. Его отца звали Савва Евтихиевич Никитин, в то время он торговал парафиновыми изделиями в Воронеже.
Мальчик проходил обучение в духовной семинарии своего города. Из нее он частично перенес в «Дневник семинариста» от 1861 года негативный опыт и несогласие с системой образования. Учиться ему было неинтересно и уныло.
После покупки отцом Никитина гостиницы на Кирочной улице в 1844 году, жизнь всей семьи изменилась не в лучшую сторону. Савва Евтихиевич был человеком со скверным характером и слабостью к спиртному, что позже принесло семейству немало неприятностей и лишений, вынудив Ваню оставить учёбу ради поддержания работы гостиницы. Несмотря на ответственность за дело отца, молодой человек находил время для самообразования. Так, он очень интересовался литературой разных стран и времён, иностранными языками. Под конец 50-х на деньги, взятые ссудой у известного в то время благотворителя Кокорина, открыл книжную лавку. Со временем лавка книг стала очень известным местом в городе.
Первым опубликованным стихотворением Ивана Саввича стало «Русь», созданное в начале пятидесятых, но вышедшее лишь пару лет спустя в «Воронежских губернских ведомостях». После этого произошло близкое знакомство с местными кругами литературной элиты, дружба с предводителем этого общества – Второвым Николаем Ивановичем. Также в кружке состоял Де-Пуле Михаил Фёдорович – близкий друг, будущий душеприказчик, биограф, а позже редактор многих изданий произведений Никитина.
Многие ранние сочинения, недошедшие до потомков, имели в себе черты подражания другим авторам. Большая же часть его творчества публиковалась в известных в то время журналах "Москвитянин" и "Отечественные записки". В 1856 году Иван Саввич выпустил свой первый сборник. Эта книга объединяла в себе сразу несколько различных тематик, и оставлял у народа двоякое впечатление после прочтения. Через три года был напечатан второй сборник, а спустя ещё два года в формате прозы был выпущен «Дневник семинариста» в «Воронежской беседе за 1861 год».
Никитин наиболее известен описаниями родных краёв и признан мастером поэтического пейзажа, однако, в своем творчестве он много внимания уделял невзгодам и тяготам нищих, тяжелой работе, беспросветному существованию низших сословий и несправедливости бытия.
16 октября 1861 года Никитин И.С. умер от чахотки в Воронеже. Кладбище, на котором был похоронен он, Кольцов А.В. и прочие, было ликвидировано, а на его месте построили цирк. Могилы были ограждены и провозглашены «Литературным некрополем».

Замечательный русский поэт жил во времена царской России в девятнадцатом веке в трудном дореформенном периоде. Это обстоятельство оказало огромное влияние на развитие его таланта и на все его творчество. С раннего детства ему была знакома наполненная лишениями и страданиями жизнь простого народа и крепостных крестьян. Во всех его творениях отражены в полной мере бесправность, безысходность, нужда и тяжкий труд людей из низших сословий, к которым принадлежала подавляюще огромная доля российского населения.

Представителям данных сословий поэт искренне сочувствовал и относился к ним в соответствии с христианскими традициями, поддерживая нуждающихся на только добрым словом, но и оказывая им реальную помощь. Основная часть творчества литератора представляет собой поэтическую пейзажную лирику, которая, помимо прочего, содержит религиозный уклон и имеет философскую направленность. По своему творческому стилю является преемником традиций, заложенных Кольцовым.

Поэт вышел из купеческой семьи

Иван Саввич Никитин родился 3 октября 1824 года в Воронеже в небогатой, но достаточно обеспеченной купеческой семье. Его отец был владельцем небольшого завода по производству свечей, который было бы правильнее назвать кустарной мастерской. У него была лавка, в которой он торговал свечами.

Грамоте его обучал сапожник

Грамоту маленький Иван освоил рано. Помог в этом ему сосед, который был сапожником. Только научившись складывать буквы, Иван начал сочинить свои первые стихи.

Учеба в семинарии

Когда Ивану исполнилось восемь лет, отец отправил его в духовное училище. После окончания училища он изъявил желание быть священником и поступил в духовную семинарию. Семинария сыграла большую роль в становлении поэта, но его не устраивала существовавшая система образования и принятые там порядки. Позже он об этом напишет в «Дневниках семинариста».

Учась в семинарии, Никитин всерьез увлекся поэзией и сам много сочинял. Увлечение литературой открыло перед ним новые горизонты, ему удалось вырваться за пределы мещанского мировоззрения и обрести внутреннюю свободу.

Владелец постоялого двора

Семинарию Иван Никитин так и не закончил. Тяжелый характер и пьянство его отца в конечном итоге закончились разорением. Потом умерла его мать. Сложившиеся обстоятельства вынудили Ивана забросить учебу и заняться содержанием постоялого двора, который был куплен вместо проданного завода. Больше десяти лет он постоянно проводит в общении с приезжающими людьми, которые представляли разные социальные группы и сословия.

Приходилось ему выполнять и черную работу, включая подметание двора. Потом еще долгое время пришлось выплачивать накопленные долги. Но несмотря ни на что начинающий поэт не забросил увлечения литературой и продолжал писать стихи. Поддержки и одобрения творчества у отца, который был приверженцем мещанских взглядов, он так и не нашел.

Первые публикации

Впервые Иван Никитин принял решение опубликовать свои стихи в 1853 году. Они были напечатаны в издававшейся в Воронеже газете «Губернские ведомости». Вскоре стихи патриотического содержания появились и на страницах других изданий, что было весьма актуально, так как в те годы была Крымская война. В 1856 году издается первый сборник стихов Никитина. Следующий сборник выходит в 1859 году. Критики поставили творчество Никитина на один уровень с Кольцовым и увидели в нем мастера пейзажа и воспевателя нелегкой доли простого народа.

В 1857 году поэт завершил работу над поэмой «Кулак», которая пользовалась большим успехом у читателей и получила признание и высокие оценки критиков. Ее главный герой, мещанин Карп Лукич, был разорившимся купцом, жил за счет мелкого обмана и не мог выйти из бедности. В семье он был настоящим деспотом и беспробудным пьяницей. Герой поэмы сильно напоминал по складу характера отца Никитина.

Открытие Никитиным в Воронеже книжного магазина

В 1859 году поэт благодаря содействию друзей берет ссуду на сумму три тысячи рублей, так как собственных гонораров для реализации его замысла было недостаточно. На эти деньги он открывает в Воронеже книжный магазин. При этом магазине была организована читальня, что позволило ему стать одним из главных центров культуры в Воронеже.

Болезнь и смерть

В 1855 году Иван Никитин сильно заболел, простудившись при купании. Болезнь затянулась и переросла в чахотку. Весной 1861 года он снова серьезно простудился, что вызвало резкое ухудшение общего состояния здоровья. Туберкулезный процесс значительно ускорился. Уровень медицины тех лет практически не оставлял надежд на выздоровление. Скончался поэт 16 октября того же года в возрасте всего лишь 37 лет. Похоронили его в Воронеже, где поэт и прожил всю свою короткую жизнь.

Отражение творчества поэта в музыкальной культуре

Его произведения великолепно ложатся на музыку и послужили источником вдохновения для многих русских композиторов. На стихи Никитина было сочинено свыше 60 песен и романсов, среди которых многие стали популярными. Есть песни, которые превратились в народные. Пожалуй, самой известной из них является «Ухарь-купец». Тут, правда, следует отметить, что текст народной версии песни претерпел существенные изменения, повлиявшие на изначальное смысловое содержание.

Память о поэте

  • В честь Ивана Никитина названы улицы в Воронеже, Липецке, Новосибирске.
  • На Никитинской площади Воронежа в 1911 году был открыт памятник поэту, проект которого был разработан скульптором И.А. Шуклиным.
  • В 1924 году в Воронеже в доме, в котором Иван Никитин жил с 1846 года, был образован литературно-мемориальный Дом-музей Никитина.
  • Именем поэта названа одна из гимназий Воронежа.
  • В СССР выпускались почтовые марки с изображением Никитина, а в 2011 году почта России выпустила тираж открыток, на которых изображен упомянутый выше памятник поэту в Воронеже.

Иван Саввич Никитин (1824-1861) родился и вырос в весьма зажиточной купеческой семье. Юный отрок довольно рано освоил грамоту - любовь к чтению и прогулкам по живописным окрестностям позже проявится в гениальных стихотворениях в стиле пейзажной лирики.

Восьми лет от роду в 1833 году Иван поступает в духовное училище, которое успешно заканчивает, а вот семинарию ему закончить не удастся - из-за тяжелых семейных обстоятельств (смерть матери, пьянство и разорение отца) мальчик рано вынужден быть единственным кормильцем своей семьи. Поработав немного в свечной лавке, Иван продает семейный свечной завод и становится содержателем постоялого двора, странствующий люд и простонародная обстановка которого впоследствии приведут к народническим мотивам в его творчестве.

Первые серьезные попытки поэтического творчества были замечены еще во время учебы в духовной семинарии, правда первая публикация стихов состоялась только в 1853 году, в газете «Воронежские губернские новости». Первое напечатанное стихотворение «Русь» сразу принесло молодому поэту Ивану Никитину известность и популярность, его заслуженно сравнивали с известным поэтом А.В. Кольцовым. Также в семинарии все отметили особую музыкальность поэта, впоследствии более 60 стихотворений будут положены на музыку («Здравствуй, гостья-зима», «В темной роще замолк соловей», «Зашумела, разгулялась» и др.).

Очень ярко проглядывают в творчестве писателя религиозно-философские мотивы, их отголосок присутствует как в пейзажной лирике («Встреча зимы», «Утро»), так и в произведениях, описывающих тяжкую жизнь простого люда («Пахарь», «Нищий», «Мать и дочь»). Будучи глубоко верующим христианином, автор не раз обращался в своем творчестве к евангельско-духовной теме («Молитва», «Сладость молитвы», «Новый завет»).

Не обошла стороной творчество поэта и любовная лирика («Догорела свеча»). За год до своей смерти поэт влюбляется в прекрасную образованную девушку Наталию Антоновну Матвееву, настоящую ценительницу его яркого и в тоже время глубокого таланта.

Творческий путь поэта был далеко не безоблачным - первый сборник стихотворений подвергся разгромной рецензии Н.Чернышевского, что нанесло поэту тяжкую душевную травму. Расцвет творчества был совсем недолог - выпуск последнего сборника стихов датируется 1859-м годом. Далее поэт трудится над окончанием поэмы «Тарас» и повестью «Дневник семинариста». В 1861 году А. Некрасовым было предложено сотрудничество на любых условиях в литературном журнале «Современник». Это событие было большой творческой победой для молодого, но уже опытного писателя, но, в связи с тяжелой болезнью, реализовать себя до конца ему так и не удалось.

16 ноября 1861 года 37-летний поэт умирает от тяжелой формы чахотки. Похоронят его рядом с могилой поэта А.Кольцова на Ново-Митрофаньевском кладбище.

Пламенный патриот, печальник русского народа, искренне верующий христианин - Иван Саввич Никитин не только был примером для подражания своих современников, но и вдохновителем сонма последователей его гениального творчества - Плещеева, Сурикова, Минаева, Есенина, Твардовского.