Болезни Военный билет Призыв

Курсы живописи в государственном вузе. Принципы обучения в Академии. Рейтинг архитектурных и художественных вузов

  • Императорская Академия художеств, с 1757 по 1893 г.
  • ВХУ - Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств (ИАХ) в Петербурге - Петрограде. Возникло на базе Воспитательного училища при Императорской Академии художеств, основанного в 1764 году и просуществовавшего до 1840 года. Своё название носило до с 1893 по 1918 г. В 1918 г. училище стало называться Свободная художественная школа Отдела имуществ Наркомпроса РСФСР.
  • ПГСХУМ - Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские. Своё название получили в результате Постановления Совета народных комиссаров от 12 апреля 1918 года об упразднении Императорской Академии художеств и её последующего преобразования в Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские (ПГСХУМ). Их официальное открытие состоялось незадолго до празднования первой годовщины Октябрьской революции. Просуществовали до 1921 года.
  • ВХУТЕМАС - Высшие художественно-технические мастерские в Петрограде (1921-1922), а также в Москве (1920-1927). Название получили в результате преобразования ПГСХУМ при воссоздании в Петрограде Академии художеств. Просуществовало с 1921 по 1922 г.
  • ВХУТЕИН - в Петрограде - Ленинграде ( -) и Москве ( -). Название получил в результате реорганизации ВХУТЕМАС. В Ленинграде название носил с 1922 до 1924 года .
  • ЛВХТИ - Ленинградский высший художественно-технический институт, с 1924 по 1930 год.
  • ИНПИИ - Институт пролетарского изобразительного искусства ( -). Название получил в результате преобразования ВХУТЕИН после очередной реорганизации учебного заведения. Название носил с 1930 до 1932 года .
  • ИнЖСА - Институт живописи, скульптуры и архитектуры, с 1932 по 1933 год.
  • ЛИЖСА - Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры. Название получил в ходе преобразования Института пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ). Название носил с 1933 до 1944 года .
  • ЛИЖСА имени И. Е. Репина ВАХ (ИнЖСА) - Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Имя Ильи Ефимовича Репина институт получил в 1944 году . Название сохранялось с 1944 по 1947 год.
  • Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина АХ СССР (ИнЖСА), с 1947 по 1957 г.
  • Ордена Трудового Красного Знамени Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина АХ СССР (ИнЖСА), с 1957 по 1975 г.
  • Ордена Трудового Красного Знамени Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Ордена Ленина АХ СССР (ИнЖСА), с 1975 г. по 1992 г.
  • Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Российской Академии художеств, с 1992 по 2002 г.
  • Санкт-Петербургский Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, с 2002 г.

Который за год до смерти подписал указ «Об академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам знатным художествам». При его жизни Академия создана не была, но в годы правления Елизаветы Петровны просветители - ученый Михаил Ломоносов и фаворит императрицы Иван Шувалов - выступили с такой же инициативой.

Сенат учредил Академию художеств 6 ноября 1757 года. Занятия в ней начались спустя год. Отдельное здание к тому моменту построить не успели, поэтому студенты приходили в особняк Шувалова на Садовой.

Просветитель внес в развитие Академии большой вклад. Он приглашал педагогов из Франции и Германии, подарил учебному заведению свою художественную коллекцию, которая стала основой академического музея.

Новое здание

В 1764 году началось строительство специального каменного здания для Академии художеств на Васильевском острове . Его архитектурный ансамбль менялся на протяжении полутора столетий.

Первый проект главного здания разработал архитектор Жан-Батист Валлен-Деламот. Это было прямоугольное строение с круглым двором диаметром в 55 метров. Для сравнения, Пантеон в Риме имеет диаметр 43 метра.

Жан-Батист также спроектировал учебные и жилые помещения Академии, соединенные между собой прямыми коридорами. Главный фасад выходил окнами на Неву. Над интерьерами трудились около десяти архитекторов.

Академия художеств стала одним из первых в Санкт-Петербурге зданий, выстроенных в стиле раннего русского классицизма.

Принципы обучения в Академии

Занятия в Академии начались сразу по четырем направлениям. Студенты изучали живопись, скульптуру, медальерное искусство и архитектуру. Образование было линейное - от простого к сложному.

Открытие Академии художество совпало с расцветом классицизма в Европе, и за основу обучения были выбраны античные образцы. Ученики копировали классические изображения, совершенствуя свои навыки. Со временем следование за классическими образцами стало тормозить процесс обучения, это поняли сами студенты Императорской академии. В середине XIX века 14 учеников Академии, участвовавших в конкурсе на золотую медаль, предложили внести изменения в финальный проект: вместо картины на заданный исторический сюжет написать полотно на свободную тему. Когда учебный совет им отказал, студенты покинули Академию. Это событие вошло в историю как «бунт четырнадцати». Позднее молодые художники основали Товарищество передвижников.

Императорская академия в ХХ веке

После Октябрьской революции Академию упразднили, но на ее основе открыли Свободные художественные мастерские. Однако в 1932 году Академия художеств возобновила свою работу. Ее возглавил Исаак Бродский, который прославился портретами политических лидеров XX столетия.

В 1990-х годах Академия получила новое название - Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина . Сегодня в Академии работают пять факультетов: живописи, графики, скульптуры, архитектуры, теории и истории изобразительного искусства.

Это самое крупное и авторитетное подразделение вуза пользуется особой популярностью среди абитуриентов из России и со всего мира. Здесь обучаются граждане Белоруссии, Украины, Грузии, Германии, Голландии, США, Японии, Китая, Южной Кореи и других стран ближнего и дальнего зарубежья. На протяжении всего существования факультета складывалась и оттачивалась уникальная методика преподавания живописи, рисунка и композиции, которая позволяет в пределах нескольких лет обучения приобрести глубокие знания в области изобразительного искусства и овладеть высотами профессионального мастерства. Образовательная система факультета, формировавшаяся в течение многих лет, продолжает развиваться с учетом актуальных потребностей нового времени. Уникальность сегодняшней академической школы заключается в объединении заветов великих мастеров русской классической живописи и современных технологий. Традиции обучения основаны на богатейшем наследии классиков русского искусства — А. К. Саврасова, В. Г. Перова, А. Е. Архипова, в. д. Поленова, А. М. Васнецова, В. А. Серова, К. А. Коровина, и. и. Левитана, К. Ф. Юона. На факультете преподавали такие видные живописцы, как И. Э. Грабарь, П. Д. Корин, А. А. Дейнека, С. В. Герасимов, Б. В. Иогансон, А. А. Осмеркин, К. Н. Истомин.

И сегодня практически все педагоги института — активно работающие художники, имена многих из них известны во всем мире. Они показывают свои произведения на российских и зарубежных выставках, принимают участие в реставрации памятников архитектуры, привлекая студентов.
Первый выпуск художников-живописцев состоялся в 1942 году в Самарканде, где в эвакуации, в тяжелейших условиях Великой Отечественной войны работал институт. Большинство выдающихся мастеров живописи второй половины ХХ века являются выпускниками факультета, среди них — Т. Т. Салахов, Т. Б. Назаренко, Н. И. Нестерова, П. Ф. Никонов, д. д. Жилинский, А. Д. Шмаринов, В. М. Сидоров, Б. М. Коржев, в. и. Иванов, С. Н. Андрияка, Э. В. Булатов, А. Б. Гросицкий и многие другие.

Основы академической школы предоставляют выпускникам института возможность работать в самых разнообразных направлениях и техниках. Картины выпускников факультета живописи можно встретить в галереях современного искусства, на престижных международных бьеннале, в частных собраниях и коллекциях музеев. Столь широкие возможности во многом обеспечиваются именно высоким авторитетом известного института, где молодые художники приобщились к классической школе.

Для всех мастерских разработаны учебные программы, включающие помимо основных занятий живописью, рисунком и композицией специальные и факультативные занятия. Основное внимание в мастерских уделяется работе с моделью.

Кроме мастерских станковой, монументальной и театрально-декорационной живописи нашего факультета с 2003 года в институте действует объединенная творческая мастерская под руководством выдающихся мастеров изобразительного искусства — З. К. Церетели, Президента Российской академии художеств, академика Французской академии изящных искусств, Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо (Испания), Т. Т. Салахова — вице-президента Российской академии художеств и Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо (Испания).

Первые два года обучение студентов проходит в мастерских рисунка и композиции, по окончании второго курса осуществляется переход в персональную мастерскую. Ядро факультета — несколько мастерских станковой живописи, их возглавляют В. М. Сидоров, Е. Н. Максимов, Т. Б. Назаренко, члены-корреспонденты РАХ Суховецкий А. Н. и Н. Н. Соломин. Каждый из мастеров наделен яркой творческой индивидуальностью, их работы представлены в крупнейших собраниях России, в том числе в Третьяковской галерее, Русском музее, зарубежных коллекциях. В мастерской монументального искусства студенты изучают технику фрески, мозаики, сграффито, витража, в театрально-декорационной — историю театра, костюма, сценографию, овладевают умением изготовления макетов. Руководитель монументальной мастерской, заведующий кафедрой живописи и композиции, академик Евгений Николаевич Максимов — создатель эскизов росписей купола и других элементов убранства храма Христа Спасителя в Москве. Работы над воссозданием величественного интерьера знаменитого храма были организованы и проводились Российской академией художеств во главе с президентом Академии З. К. Церетели. Над росписями трудились многие выпускники живописного факультета Суриковского института, что свидетельствуют о высоком уровне профессионализма, достигнутого ими в годы обучения. Творческий коллектив выпускников и студентов монументальной мастерской под руководством своего педагога осуществил также росписи кафедрального собора во имя Святителя Николая Чудотворца в Нью-Йорке (США). Обучаясь в мастерской монументальной живописи, студенты осваивают широкий спектр техник и технологий — от традиционных до самых новейших.

По итогам учебы выпускники готовят дипломные работы, в зависимости от интересов выбирая проекты оформления театров, гостиниц, ресторанов, банков, других общественных зданий или проекты росписей церковных сооружений.

Обучение в мастерской театрально-декорационной живописи под руководством действительного члена РАХ Чербаджи Дмитрия Афанасьевича начинается с 1 курса. В качестве диплома выпускники представляют оформление двух театральных постановок — эскизы декораций и костюмов, а также макет сцены. В процессе обучения студенты изучают историю театра, сценографии и театрального костюма.

Академик Валентин Михайлович Сидоров — выдающийся пейзажист и педагог, последователь классических традиций русской композиционной картины. Студенты его мастерской по итогам учебы представляют работы самых разных жанров — от пейзажа до большого сюжетного полотна.
Мастерская станковой живописи под руководством члена-корреспондента Российской академии художеств, народного художника РФ Алексея Николаевича Суховецкого продолжает традиции русского пленэрного искусства и станковой картины.

Приход в институт талантливого яркого живописца академика Татьяны Григорьевны Назаренко заметно раздвинул грани устоявшихся традиций. Самобытная творческая манера художницы, способности педагога-наставника оказали заметное влияние на активизацию образовательных процессов, повышение интереса студентов к освоению профессии.

Мастерская станковой живописи под руководством члена корреспондента РАХ Шишкова Юрия Алексеевича. Мастерская станковой живописи под руководством действительного члена РАХ, талантливого художника Салаховой Айдан Таировны.

На протяжении всех лет учебы студенты имеют возможность знакомиться и даже заниматься копированием в таких всемирно известных сокровищницах изобразительного искусства, как Государственная Третьяковская галерея и Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. В распоряжении молодых художников новые крупные музейно-выставочные комплексы — Московский музей современного искусства (Петровка, 25), его филиал в Ермолаевском переулке, 17, а также Галерея искусств Зураба Церетели (Пречистенка, 19), где помимо уникальных выставок в постоянной экспозиции находится множество слепков с прославленных античных скульптур. Это дает начинающим художникам возможность практиковаться в рисунке, без которого невозможно полноценное освоение мастерства.

Каждое лето студенты выезжают на практику в самые живописные уголки страны, где под руководством педагогов работают на пленэре.

В этом году на факультете открылась новая мастерская батальной живописи, которую возглавил член-корреспондент РАХ, опытный мастер Николай Николаевич Соломин. При формировании концепции мастерской в первую очередь учитывалась необходимость возрождения и развития традиций создания большой композиционной картины. Русская художественная школа имеет не только богатый опыт, связанный с этой формой изобразительного искусства, но и поистине уникальные методики обучения, открывающие художнику самые широкие возможности и перспективы.

Сегодня академическое художественное образование не только отвечает новым потребностям времени, но и обеспечивает каждому окончившему МГАХИ им. В. И. Сурикова широкий диапазон возможностей, необходимый для активной, уверенной жизни в большом искусстве и воплощение любых творческих идей.

Кандидат искусствоведения, консультант Научно-методического отдела
по вопросам художественного образования и эстетического воспитания
российской академии художеств М. В. Вяжевич

В 2004 году по инициативе Российской Академии художеств, для обучения молодых людей столь нужной, редкой и благородной профессии, как профессия реставратора, в составе факультета была создана мастерская реставрации станковой живописи. В настоящее время в мастерской, возглавляемой доцентом, художником-реставратором, искусствоведом А.А. Козьминым, собрана группа преподавателей — специалистов высокого уровня, представляющих научное и практическое направления реставрации произведений живописи.

Особенностью мастерской является углубленное и широкое изучение истории развития технологии и техники живописи. Кроме обучения по программе художника-живописца студенты мастерской осваивают мастерство реставрации произведений станковой масляной и темперной живописи, выполняют копии картин и икон в лучших музеях Москвы, получают знания в областях специальной химии, биологии, фотографии, изучают основы музееведения, палеографии, физических и химических исследований, более углубленно изучают иконографию произведений прошлого.

Студентам, также, дается курс теоретических и практических занятий по реставрации бумаги и картона.

Важным элементом обучения является проведение летних реставрационных практик в музеях Москвы и городов России, где будущим реставраторам под руководством педагогов доверяют выполнять ответственные реставрационные операции.

Студенты мастерской участвуют в различных творческих конкурсах, выставках и научных конференциях.

Во время обучения лучшие студенты отмечаются специальной стипендией имени основателя отечественной научной реставрации академика
И.Э. Грабаря.

Итогом обучения является защита дипломной работы: исследование и реставрация произведения станковой масляной и темперной живописи музейного уровня.

Студенты, показавшие особое трудолюбие, талант и освоенные навыки, рекомендуются руководством мастерской в лучшие музеи и реставрационные организации Москвы и других городов России.