Болезни Военный билет Призыв

Сокращение повести ася. Вывод: к сожалению, влюбленность не всегда перерастает в любовь. История создания тургеневской повести «Ася»

Иван Сергеевич Тургенев

«Ася»

Н. Н., немолодой светский человек, вспоминает историю, которая приключилась, когда ему было лет двадцать пять. Н. Н. тогда путешествовал без цели и без плана и на пути своём остановился в тихом немецком городке N. Однажды Н. Н. , придя на студенческую вечеринку, познакомился в толпе с двумя русскими — молодым художником, назвавшимся Гагиным, и его сестрой Анной, которую Гагин называл Асей. Н. Н. избегал русских за границей, но новый знакомый ему понравился сразу. Гагин пригласил Н. Н. к себе домой, на квартиру, в которой они с сестрою остановились. Н. Н. был очарован своими новыми друзьями. Ася сначала дичилась Н. Н., но скоро уже сама заговаривала с ним. Наступил вечер, пришла пора ехать домой. Уезжая от Гагиных, Н. Н. почувствовал себя счастливым.

Прошло много дней. Шалости Аси были разнообразны, каждый день она представлялась новой, другой — то благовоспитанной барышней, то шаловливым ребёнком, то простенькой девочкой. Н. Н. регулярно навещал Гагиных. Какое-то время спустя Ася перестала шалить, выглядела огорчённой, избегала Н. Н. Гагин обращался с ней ласково-снисходительно, а в Н. Н. крепло подозрение, что Гагин — не брат Аси. Странный случай подтвердил его подозрения. Однажды Н. Н. случайно подслушал разговор Гагиных, в котором Ася говорила Гагину, что любит его и никого другого не хочет любить. Н. Н. было очень горько.

Несколько следующих дней Н. Н. провёл на природе, избегая Гагиных. Но через несколько дней он нашёл дома записку от Гагина, который просил его прийти. Гагин встретил Н. Н. по-приятельски, но Ася, увидев гостя, расхохоталась и убежала. Тогда Гагин рассказал другу историю своей сестры.

Родители Гагина жили в своей деревне. После смерти матери Гагина его отец воспитывал сына сам. Но однажды приехал дядя Гагина, который решил, что мальчик должен учиться в Петербурге. Отец противился, но уступил, и Гагин поступил в школу, а затем в гвардейский полк. Гагин часто приезжал и однажды, уже лет в двадцать, увидел в своём доме маленькую девочку Асю, но не обратил на неё никакого внимания, услышав от отца, что она сирота и взята им «на прокормление».

Гагин долго не был у отца и лишь получал от него письма, как вдруг однажды пришло известие о его смертельной болезни. Гагин приехал и застал отца умирающим. Тот завещал сыну заботиться о своей дочери, сестре Гагина — Асе. Скоро отец умер, а слуга рассказал Гагину, что Ася — дочь отца Гагина и горничной Татьяны. Отец Гагина очень привязался к Татьяне и даже хотел на ней жениться, но Татьяна не считала себя барыней и жила у своей сестры вместе с Асей. Когда Асе было девять лет, она лишилась матери. Отец взял её в дом и воспитывал сам. Она стыдилась своего происхождения и поначалу боялась Гагина, но потом его полюбила. Тот тоже к ней привязался, привёз её в Петербург и, как ему ни было горько это делать, отдал в пансион. Там у неё не было подруг, барышни её не любили, но теперь ей семнадцать, она закончила учиться, и они вместе поехали за границу. И вот… она шалит и дурачится по-прежнему…

После рассказа Гагина Н. Н. стало легко. Ася, встретившая их в комнате, внезапно попросила Гагина сыграть им вальс, и Н. Н. и Ася долго танцевали. Ася вальсировала прекрасно, и Н. Н. долго потом вспоминал этот танец.

Весь следующий день Гагин, Н. Н. и Ася были вместе и веселились, как дети, но через день Ася была бледна, она сказала, что думает о своей смерти. Все, кроме Гагина, были грустны.

Однажды Н. Н. принесли записку от Аси, в которой она просила его прийти. Скоро к Н. Н. пришёл Гагин и сказал, что Ася влюблена в Н. Н. Вчера весь вечер её била лихорадка, она ничего не ела, плакала и призналась, что любит Н. Н. Она желает уехать…

Н. Н. рассказал другу о записке, которую прислала ему Ася. Гагин понимал, что его друг не женится на Асе, поэтому они договорились, что Н. Н. честно с ней объяснится, а Гагин будет сидеть дома и не подавать виду, что знает о записке.

Гагин ушёл, а у Н. Н. голова шла кругом. Другая записка известила Н. Н. о перемене места их с Асей встречи. Придя в назначенное место, он увидел хозяйку, фрау Луизе, которая и провела его в комнату, где ожидала Ася.

Ася дрожала. Н. Н. обнял её, но тут же вспомнил о Гагине и стал обвинять Асю в том, что она все рассказала брату. Ася слушала его речи и вдруг зарыдала. Н. Н. растерялся, а она бросилась к двери и исчезла.

Н. Н. метался по городу в поисках Аси. Его грызла досада на себя. Подумав, он направился к дому Гагиных. Навстречу ему вышел Гагин, обеспокоенный тем, что Аси все нет. Н. Н. искал Асю по всему городу, он сто раз повторял, что любит её, но нигде не мог её найти. Однако, подойдя к дому Гагиных, он увидел свет в Асиной комнате и успокоился. Он принял твёрдое решение — завтра идти и просить Асиной руки. Н. Н. был снова счастлив.

На другой день Н. Н. увидел у дома служанку, которая сказала, что хозяева уехали, и передала ему записку Гагина, где тот писал, что убеждён в необходимости разлуки. Когда Н. Н. шёл мимо дома фрау Луизе, она передала ему записку от Аси, где та писала, что если бы Н. Н. сказал одно слово — она бы осталась. Но, видно, так лучше…

Н. Н. всюду искал Гагиных, но не нашёл. Он знал многих женщин, но чувство, разбуженное в нем Асей, не повторилось больше никогда. Тоска по ней осталась у Н. Н. на всю жизнь.

Главный герой рассказа, некий Н.Н., вспоминает свои молодые годы. Однажды, путешествуя по разным городам, судьба привела его в тихий немецкий городок N. Там, на одной из вечеринок, он подружился с русским художником Гагиным и его сестрой Анной, которую сам художник называл Асей. Н.Н. старался держаться подальше от русских, но эти двое ему сразу понравились.

Гагин пригласил в гости нового знакомого. Ася немного побаивалась Н.Н., но потом привыкла, и сама заговаривала с ним. Вечером, когда нужно было уезжать, Н.Н. с грустью покидал новых друзей. Прошло время. Ася вела себя каждый день иначе, то она воспитанная барышня, то простая девочка, то маленький капризный ребенок. Н.Н. частенько навещал Гагиных. Глядя на обращение Гагина с Асей, Н.Н. подозревал, что никакие они не родственники. Случайно подслушанный разговор, подтвердил догадки Н.Н., Ася действительно любила Гагина, и от этого Н.Н. чувствовал себя раздавленным. Некоторое время он провел в одиночестве. Затем получил приглашение от Гагина прийти в гости. Он рассказал историю Аси.

Мать Гагина умерла, мальчиком занимался отец. Дядя Гагина настоял на том, чтобы парень уехал на учебу в Петербург. Приезжая к отцу, он увидел маленькую девочку, отец сказал, что та сирота, и он взял ее на содержание. Позже оказалось, что это дочь отца и горничной. Когда девочке исполнилось девять, мать умерла, и отец взял ее на воспитание. После смерти отца, Асю забрал к себе Гагин в Петербург. Ася призналась Н.Н. в любви, прислав ему записку. Н.Н. и Гагин договорились, что он честно объяснится с девушкой. После очередной встречи с возлюбленной Ася обиделась на Н.Н.. Он повсюду искал девушку, но вернувшись к дому Гагиных, убедился, что она дома. Он решил, что завтра же попросит руки Аси. Утром оказалось, что Гагин увез сестру, считая, что так будет лучше.

Ася оставила послание Фрау Луизе, в котором девушка писала, что осталась бы, если бы Н.Н. только захотел. Н.Н. искал Асю, но все было безуспешно. Чувства, испытанные с этой девушкой, больше никогда не повторились.

Сочинения

Анализ 16 главы повести И. С. Тургенева «Ася» Анализ XVI главы повести И. С. Тургенева «Ася» Ася как пример тургеневской девушки (по одноимённой повести И.С. Тургенева). Виноват ли господин Н. в своей судьбе (по повести Тургенева «Ася») Идея долга в повести И.С.Тургенева «Ася» Как мы понимаем фразу «У счастья нет завтрашнего дня»? (по повести И. С. Тургенева «Ася») Место образа Аси в галерее «тургеневских девушек» (по одноименной повести И.С. Тургенева) Мое восприятие повести И. С. Тургенева «Ася» Мое любимое произведение (сочинение - миниатюра) Моё прочтение повести "Ася" Мои размышления о повести "Ася" Новый тип героя в русской литературе второй половины 19 века (по повести И. Тургенева «Ася») О повести И.С.Тургенева "Ася" Образ тургеневской девушки в повести "Ася" Образ Аси (по повести И. С. Тургенева «Ася») Образ Аси в одноименной повести И. С. Тургенева Образ тургеневской девушки Образ тургеневской девушки (по повести "Ася") Почему главный герой обречён на одиночество? (по повести И. С. Тургенева «Ася») Почему не сложились отношения между Асей и господином N? (по повести И. С. Тургенева «Ася») Субъектная организация в рассказе И. С. Тургенева «Ася» Сюжет, герои и проблематика повести И. С. Тургенева "Ася" Тема тайного психологизма в повести И. С. Тургенева «Ася» Характеристика Аси по одноименной повести И. С. Тургенева Сочинение по повести И. С. Тургенева «Ася» Анализ повести И. С. Тургенева «Ася» Смысл названия Название повести «Ася» Творчество Ивана Сергеевича Тургенева имеет свои неповторимые и необычные особенности. Известно, что еще в молодости юный писатель отличался и умом, и высоким уровнем образованности, но вот только его художественное дарование имело некую пассивность, которая проявлялась в его нерешительности и долгому тщательному самоанализу.

Возможно, корни такой сдержанности уходят в детство, когда он, будучи ребенком-барином, зависел от властной матери, которая была просто деспотом. Но не только такая черта его характера мешала талантливому писателю заниматься литературной деятельностью. Исследователи жизни и творчества Тургенева обнаружили, что писатель был необязателен. Он никогда никуда не спешил.

Но, несмотря на такие отрицательные качества своего характера, человек он был мягким и щедрым. Он никогда не держал зла, не старался больно ударить словцом. Современники писателя утверждали, что он был еще и очень скромным. А самым прекрасным его качеством было то, что он был очень талантлив.

История создания тургеневской повести «Ася»

Уже начиная с середины лета 1857 года, известный писатель начал работать над своей новой повестью, и работал над ней по ноябрь этого же года. Медленный темп написания нового произведения, был обусловлен болезнью автора. В «Современнике» его произведение ждали намного раньше.

Как говорил о замысле своей повести сам писатель, то он возник у него неслучайно. В одном из немецких городов он увидел обычную картину: одна пожилая женщина вдруг выглянула из окошка, расположенного на первом этаже. Тут же появилась головка юной и прекрасной девушки, но уже из окна, расположенного выше. И как утверждал автор, в тот момент он решил представить, как может складываться судьба этих женщин. Вот так и появился замысел его повести. Но все-таки прототипы героев были. Исследователи считают, что среди них была судьба и самого автора, а также в Аси они легко узнавали незаконнорожденную дочь автора.

Известно, что Полина Брюэр, незаконнорожденная дочь писателя, находилась в таком же странном положении, как и героиня. Рожденная крестьянкой, она попадает в мир дворян, который не принимает ее так же, как она не может его принять. Но есть и другие мнения: некоторые исследователи тургеневского творчества утверждали, что прототипом главной героини является Варвара Житова, сестра Тургенева, чья судьба была очень схожа с судьбой дочери писателя. Вероятнее всего, что образ Аси собирательный.

Сюжет тургеневской повести


Повествование идет от лица господина Н.Н., который услышав какую-то знакомую мелодию, вдруг вспоминает свои молодые годы, когда он был в какое-то мгновение счастлив. И это счастье он почувствовал в небольшом городе, который расположился на берегу Рейна.

Тогда он тоже, услышав музыку, переправился на лодке на другой берег, где познакомился с двумя отдыхающими из России. Это был начинающий художник Гагин и молодая прекрасная девушка Ася, которая представилась сестрой молодого человека. Их прогулки по развалинам старинного замка становится все чаще, и в душе господина Н. закрадывается подозрение о том, что молодые люди совсем не брат с сестрой. Вскоре происходит разговор с художником, где он узнает историю Аси. Девушка действительно сестра художника. И её судьба печальна.

Гагин до 12 лет жил в семье отца, который был помещиком. Потом мальчика отправили в петербургский пансион. Во время его обучения пришла печальная весь - умерла мать. Когда же умер и отец, то Гагин узнал, что у него есть сводная сестра. На тот момент девушке было всего лишь тринадцать лет, а ее мамой была горничная в доме отца. Гагин не смог заниматься девочкой в то время, поэтому отдает ее на некоторое время в пансион, но там Асе приходится непросто. Поэтому Гагин решил забрать сестру и отправиться с ней за границу.

Господину Н. становится жалко девушку, он влюбляется в нее. Неожиданно от Аси приходит письмо, где она просит о свидании. В сомнениях и метаниях рассказчик решает отвергнуть любовь девушки. Встреча произошла в доме бургомистра, и Ася оказалась невольно в объятиях господина Н., Тот стал обвинять девушку, что об их любви знает брат, который уже с ним беседовал. Таким образом, он отказывает девушке. Ася, разочаровавшись, убегает. А Гагин и господин Н. ищут ее. Только на другой день рассказчик начинает осознавать, что он любит.

Вдруг он решается отправиться к Асе, чтобы просить у ее руки. Но выясняется, что молодые люди уехали из города. Он пытался их догнать, но след затерялся. Так никогда он больше их и не видел. Были в жизни рассказчика и другие женщины, но Асю он не смог забыть, потому что любил только ее. Эта девушка подарила ему самые яркие чувства и самые эмоциональные минуты жизни.

Образ Аси в тургеневской повести


Тургеневская повесть «Ася» поражает своим лиризмом и задушевность. Его поэтичность уже на протяжении многих лет притягивает читателей, которые вновь и вновь его перечитывают.

Главная героиня тургеневской повести – Ася, юная и тонкая, красивая и полная жизненных сил. Ася – удивительная девушка, поэтому, когда ее встречает господин Н., вскоре уже не может забыть. Очаровательная девушка мечтает о подвиге, чтобы быть полезной людям и общественной жизни. Она много думает и ее мечтания никогда не сможет понять основной персонаж. Девушка думает, что жизнь медленно исчезает, а она ничего не сделала, ничего еще не свершила. Это один из тех образов, который дал основания называться «Тургеневской девушкой».

Ася рано поняла и осознала, какое же все-таки место она занимает в этом непростом мире. Рожденная все браки, в деревенской избе, но, зная, что ее отец – помещик, она мучилась и страдала, и ее дальнейшее положение, непонятное и неясное, продолжает ее мучить все время. Но про себя она уже давно решила ничем не отличаться от светских женщин, которые родились и выросли в богатых семьях. В то же время слепо следовать за толпой она не желала. У нее уже был свой, сформированный, взгляд.

На протяжении всей повести читатель видит, как внимательно и заботливо, с огромной любовью относится рассказчик к Асе. Он смог полюбить ее не за внешнюю прелесть, а за прекрасную душу. Она только в начале тургеневского сюжета оказывается загадкой для всех, но постепенно автор раскрывает ее вутренний мир. Воспитание у девушки было немного странное. Но при этом Ася не была лишена хороших манер, была хорошо образована, прекрасно разговаривала на двух иностранных языках. Совсем другое воспитание было у Гагина.

Интересен был и характер главной героини, так о ней можно было сказать, что ей была присуща и лиричность, и нежность, и эмоциональность. Поэтому, когда она влюбляется, то чувствует себя довольно противоречиво. Внутри героини просто разыгралась настоящая борьба. Именно господину Н. она и пытается раскрыть свое сердце. И автор постоянно по-разному изображает девушку. Например, в начала повести она романтична и очень загадочна. Но потом, раскрываясь, удивляет и своей храбростью, неуязвимостью, и силой духа.

Автор интересно описывает, как первое чувство приходит к этой прекрасной девушке. Ее поведение часто невозможно объяснить, но зато читатель может увидеть духовную эволюцию главной героини. Прямо на глазах читателя девушка взрослела и училась доверять людям. Но результат этого взросления печален: она разочаровалась в человеке, которого полюбила, поэтому многим ее надеждам не суждено сбыться. Зато появились силы, чтобы жить дальше. Ей сложно было общаться с внутренним миром господина Н., который был холоден и равнодушен. Ася оказывается выше своего друга, духовно и нравственно.

Да, Ася пытается бежать от своей любви, но это ее совсем не спасает. Судьба Аси в конце повести остается неизвестной, но ее прекрасный образ навсегда запоминается читателю.

Анализ тургеневской повести


По сюжету произведения читатель может заметить, что повествование ведется от самого автора, который как раз и является рассказчиком. Но по ходу развязки всего сюжета имя его ни разу не называется.

Главных героев в тургеневской повести «Ася» немного:

✔ Гагин
✔ Господин Н.Н.


В жизни рассказчика совершенно случайно появляется прекрасная девушка, которая впервые полюбила. Поэтому тургеневская повесть, прежде всего, о любви, хотя и печальной. Рассказчик время от времени возвращается в свое прошлое, пытаясь понять те чувства, которые он когда-то пережил и, сравнивая их с тем, что могла пережить девушка. Поэтому в тексте так много монологов рассказчика.

Автор внимательно наблюдает за своей героиней и подмечает любые изменения в ее поведении. Узнает рассказчик и историю девушки, поэтому начинает относиться к ней совсем по-другому. Встреча с господином Н.Н. меняет девушку, но вот только сам герой не понимает своего счастья. Он отталкивает Асю, отказывается от ее любви, потом жалеет, но вернуть уже ничего нельзя.

Критическое восприятие тургеневской повести «Ася»


Еще при жизни писателя его прекрасная и печальная повесть была переведена на многие мировые языки. О тургеневских героях было много споров и критических статей. Так, Чернышевский целую статью посвятил главной героине, когда про главного героя он сказал всего лишь несколько слов, посчитав его не только эгоистом, но и человеком нерешительным, который не смог свои мечты в этой жизни реализовать и, соответственно, не нашел своего места в жизни. По утверждению Чернышевского, автор показал в своем интересном сюжете «лишнего человека».

Вывод, который может сделать любой читатель в конце повествования прост - у любви нет завтра. Любить нужно сегодня, сейчас, сразу и навсегда.


  1. Ася (Анна) главная героиня, дочь помещика и горничной. Когда она стала сиротой, ее на воспитание к себе взял ее сводный брат по отцовской линии, Гагин. Обладает переменчивым характером и непосредственностью.
  2. Н.Н. — молодой человек, склонный к мечтательности и возвышенным чувствам. Добрый, но нерешительный. В него влюблена Ася и он испытывает к девушке взаимные чувства.
  3. Гагин — сводный брат Аси, военный, который когда-то хотел заниматься живописью. Когда он вышел в отставку, начинает путешествовать вместе с сестрой.

Другие герои

  1. Молодая вдова — о ней известно только со слов самого Н.Н. Легкомысленная особа, разбила сердце главному герою, отдав свое предпочтение другому.
  2. Фрау Луизе — старенькая вдова, очень добрая, сильно привязана к Асе.

Н.Н. рассказывает о своей несчастной любви и знакомстве с Асей

Господину Н.Н. 45 лет и он рассказывает историю, которая с ним случилась 20 лет назад. Тогда он был молод, красив, обеспечен и уже успел влюбиться. Правда, его первое чувство осталось без ответа: молодая вдова предпочла ему другого. В поисках утешения, он уезжает из страны и останавливается в одном городке.

Во время одной из своих прогулок, Н.Н. услышал музыку. Заинтригованный, он переправляется на другой берег. Там молодой человек заводит знакомство с русскими, которые оказываются братом и сестрой. Гагин сразу произвел приятное впечатление на Н.Н. своим благожелательным видом. Ася произвела впечатление очаровательной девушки. Они пригласили нового знакомого на ужин. Вернувшись к себе, Н.Н. пребывает в радостном настроении.

Ася на развалинах

В гости к герою приходит Гагин и они душевно беседуют. Когда они пришли к Гагину, им сообщили, что Ася на развалинах. Н.Н. был удивлен, что девушка хотела привлечь их внимание таким детским способом. Позже, она решает навестить фрау Луизе. Н.Н. испытывает сомнения в том, что Ася и Гагин являются родственниками.

Внезапное признание

Н.Н. все больше узнавал Асю. Несмотря на то, что она была хорошо образована, он замечал небольшую «диковатость» в ее манерах. Юношу продолжал сомневаться в их родственных отношениях. Однажды Н.Н. случайно услышал, как Ася говорит о любви брату.

Тайна происхождения Аси

После этого случая, отношения стали натянутыми. Гагин рассказывает Н.Н. семейную историю. Ася — его сводная сестра, дочь помещика и горничной. Девушка стыдилась своего происхождения и чувствовала себя неловко с братом. Но постепенно она привыкает к нему. После того, как Гагин закончил военную карьеру, он, взяв с собой сестру, отправился путешествовать. Н.Н. неожиданно понимает, что в Асе его привлекает не только ее необычный характер, но и ее светлая душа.

Н.Н. влюбляется в Асю

Молодые люди все больше проводят времени друг с другом. Ася рассказывает Н.Н., что хотела бы быть Татьяной Лариной. Когда они вальсируют, молодой человек замечает проявление женственной натуры у девушки. Н.Н. испытывает противоречивые чувства — беспокойство и счастье одновременно. Настроение у девушки становится переменчивым, она боится показаться легкомысленной. Н.Н. пытается понять, что она к нему чувствует. Когда он приходит в гости к Гагиным, Ася говорит, что она нездорова. Когда Н.Н. в одиночестве прогуливался, ему принесли записку от девушки, в которой она писала о своем желании с ним встретиться.

Н.Н. узнает правду о чувствах Аси

К нему приходит Гагин и рассказывает о том, что сестра призналась ему в том, что она любит Н.Н. Ася боится, что узнав об ее происхождении, юноша будет презирать ее. Брат и сестра принимают решение уехать из города. Гагин уверен, что Н.Н. не возьмет Асю в жены. Тот признается, что она ему небезразлична и просит время на размышление. Молодой человек приходит к фрау Луизе, в доме которой его ждет девушка, с твердым намерением не жениться на ней и не рассказывать о своей любви.

Свидание и его последствия

Н.Н. говорит Асе, что ее брату все известно и им нужно расстаться. Девушка падает на колени и плачет, но потом внезапно убегает. Молодой человек долго ходил по городу и винил себя за то, что он сказал ей. Он осознает как дорога она ему и идет к Гагиным. Но девушки не оказывается в доме, и они с ее братом отправляются на ее поиски. Н.Н. зовет Асю, кричит ей слова любви, но она так и не появилась. Он решает снова пойти к Гагиным.

Решение жениться и внезапный отъезд

Н.Н. видит, что в комнате Аси горит свет. Гагин говорит ему, что с ней все в порядке. Молодой человек решил сделать девушке предложение, он был счастлив. На другой день ему сообщают, что они покинули город, и Гагин оставил для него письмо. Он просит не обижаться за их отъезд и пишет, что понимает, почему Н.Н. не смог поступить иначе.

Фрау Луиза передает ему записку, написанную Асей. В отчаянии, Н.Н. пытается их найти, добирается до Лондона, но обнаружить их так и не смог. Потом в его жизни было увлечения, но того чувства, которое у него было к Асе, он больше не испытал.

Тест по повести Ася

Мне было тогда лет двадцать пять, – начал Н.Н., – дела давно минувших дней, как видите. Я только что вырвался на волю и уехал за границу, не для того, чтобы «кончить мое воспитание», как говаривалось тогда, а просто мне захотелось посмотреть на мир божий. Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились, заботы еще не успели завестись – я жил без оглядки, делал, что хотел, процветал, одним словом. Мне тогда и в голову не приходило, что человек не растение и процветать ему долго нельзя. Молодость ест пряники золоченые, да и думает, что это-то и есть хлеб насущный; а придет время – и хлебца напросишься. Но толковать об этом не для чего.

Я путешествовал без всякой цели, без плана; останавливался везде, где мне нравилось, и отправлялся тотчас далее, как только чувствовал желание видеть новые лица – именно лица. Меня занимали исключительно одни люди; я ненавидел любопытные памятники, замечательные собрания, один вид лон-лакея возбуждал во мне ощущение тоски и злобы; я чуть с ума не сошел в дрезденском «Грюне Гевёлбе». Природа действовала на меня чрезвычайно, но я не любил так называемых ее красот, необыкновенных гор, утесов, водопадов; я не любил, чтобы она навязывалась мне, чтобы она мне мешала. Зато лица, живые, человеческие лица – речи людей, их движения, смех – вот без чего я обойтись не мог. В толпе мне было всегда особенно легко и отрадно; мне было весело идти, куда шли другие, кричать, когда другие кричали, и в то же время я любил смотреть, как эти другие кричат. Меня забавляло наблюдать людей… да я даже не наблюдал их – я их рассматривал с каким-то радостным и ненасытным любопытством. Но я опять сбиваюсь в сторону.

Итак, лет двадцать тому назад я проживал в немецком небольшом городке З., на левом берегу Рейна. Я искал уединения: я только что был поражен в сердце одной молодой вдовой, с которой познакомился на водах. Она была очень хороша собой и умна, кокетничала со всеми – и со мною грешным, – сперва даже поощряла меня, а потом жестоко меня уязвила, пожертвовав мною одному краснощекому баварскому лейтенанту. Признаться сказать, рана моего сердца не очень была глубока; но я почел долгом предаться на некоторое время печали и одиночеству – чем молодость не тешится! – и поселился в З.

Городок этот мне понравился своим местоположением у подошвы двух высоких холмов, своими дряхлыми стенами и башнями, вековыми липами, крутым мостом над светлой речкой, впадавшей в Рейн, – а главное, своим хорошим вином. По его узким улицам гуляли вечером, тотчас после захождения солнца (дело было в июне), прехорошенькие белокурые немочки и, встретясь с иностранцем, произносили приятным голоском: «Guten Abend!» – а некоторые из них не уходили даже и тогда, когда луна поднималась из-за острых крыш стареньких домов и мелкие каменья мостовой четко рисовались в ее неподвижных лучах. Я любил бродить тогда по городу; луна, казалось, пристально глядела на него с чистого неба; и город чувствовал этот взгляд и стоял чутко и мирно, весь облитый ее светом, этим безмятежным и в то же время тихо душу волнующим светом. Петух на высокой готической колокольне блестел бледным золотом; таким же золотом переливались струйки по черному глянцу речки; тоненькие свечки (немец бережлив!) скромно теплились в узких окнах под грифельными кровлями; виноградные лозы таинственно высовывали свои завитые усики из-за каменных оград; что-то пробегало в тени около старинного колодца на трехугольной площади, внезапно раздавался сонливый свисток ночного сторожа, добродушная собака ворчала вполголоса, а воздух так и ластился к лицу, и липы пахли так сладко, что грудь поневоле все глубже и глубже дышала, и слово: «Гретхен» – не то восклицание, не то вопрос – так и просилось на уста.

Городок З. лежит в двух верстах от Рейна. Я часто ходил смотреть на величавую реку и, не без некоторого напряжения мечтая о коварной вдове, просиживал долгие часы на каменной скамье под одиноким огромным ясенем. Маленькая статуя мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзенным мечами, печально выглядывала из его ветвей. На противоположном берегу находился городок Л., немного побольше того, в котором я поселился. Однажды вечером сидел я на своей любимой скамье и глядел то на реку, то на небо, то на виноградники. Передо мною белоголовые мальчишки карабкались по бокам лодки, вытащенной на берег и опрокинутой насмоленным брюхом кверху. Кораблики тихо бежали на слабо надувшихся парусах; зеленоватые волны скользили мимо, чуть-чуть вспухая и урча. Вдруг донеслись до меня звуки музыки: я прислушался. В городе Л. играли вальс; контрабас гудел отрывисто, скрипка неясно заливалась, флейта свистала бойко.

– Что это? – спросил я у подошедшего ко мне старика в плисовом жилете, синих чулках и башмаках с пряжками.

– Это, – отвечал он мне, предварительно передвинув мундштук своей трубки из одного угла губ в другой, – студенты приехали из Б. на коммерш.

«А посмотрю-ка я на этот коммерш, – подумал я, – кстати же я в Л. не бывал». Я отыскал перевозчика и отправился на другую сторону.

Может быть, не всякий знает, что такое коммерш. Это особенного рода торжественный пир, на который сходятся студенты одной земли или братства (Landsmannschaft). Почти все участники в коммерше носят издавна установленный костюм немецких студентов: венгерки, большие сапоги и маленькие шапочки с околышами известных цветов. Собираются студенты обыкновенно к обеду под председательством сениора, то есть старшины, – и пируют до утра, пьют, поют песни, Landesvater, Gaudeamus, курят, бранят филистеров; иногда они нанимают оркестр.

Такой точно коммерш происходил в г. Л. перед небольшой гостиницей под вывескою Солнца, в саду, выходившем на улицу. Над самой гостиницей и над садом веяли флаги; студенты сидели за столами под обстриженными липками; огромный бульдог лежал под одним из столов; в стороне, в беседке из плюща, помещались музыканты и усердно играли, то и дело подкрепляя себя пивом. На улице, перед низкой оградой сада, собралось довольно много народа: добрые граждане городка Л. не хотели пропустить случая поглазеть на заезжих гостей. Я тоже вмешался в толпу зрителей. Мне было весело смотреть на лица студентов; их объятия, восклицания, невинное кокетничанье молодости, горящие взгляды, смех без причины – лучший смех на свете – все это радостное кипение жизни юной, свежей, этот порыв вперед – куда бы то ни было, лишь бы вперед, – это добродушное раздолье меня трогало и поджигало. «Уж не пойти ли к ним?» – спрашивал я себя…

– Ася, довольно тебе? – вдруг произнес за мною мужской голос по-русски.

– Подождем еще, – отвечал другой, женский голос на том же языке.

Я быстро обернулся… Взор мой упал на красивого молодого человека в фуражке и широкой куртке; он держал под руку девушку невысокого роста, в соломенной шляпе, закрывавшей всю верхнюю часть ее лица.

– Вы русские? – сорвалось у меня невольно с языка.

Молодой человек улыбнулся и промолвил:

– Да, русские.

– Я никак не ожидал…. в таком захолустье, – начал было я.

– И мы не ожидали, – перебил он меня, – что ж? тем лучше. Позвольте рекомендоваться: меня зовут Гагиным, а вот это моя… – он запнулся на мгновенье, – моя сестра. А ваше имя позвольте узнать?

Я назвал себя, и мы разговорились. Я узнал, что Гагин, путешествуя, так же как я, для своего удовольствия, неделю тому назад заехал в городок Л. да и застрял в нем. Правду сказать, я неохотно знакомился с русскими за границей. Я их узнавал даже издали по их походке, покрою платья, а главное, по выражению их лица. Самодовольное и презрительное, часто повелительное, оно вдруг сменялось выражением осторожности и робости… Человек внезапно настораживался весь, глаз беспокойно бегал… «Батюшки мои! не соврал ли я, не смеются ли надо мною», – казалось, говорил этот уторопленный взгляд… Проходило мгновенье – и снова восстановлялось величие физиономии, изредка чередуясь с тупым недоуменьем. Да, я избегал русских, но Гагин мне понравился тотчас. Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят. У Гагина было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами. Говорил он так, что, даже не видя его лица, вы по одному звуку его голоса чувствовали, что он улыбается.

Практически каждый из известных русских классиков в своем творчестве обращался к такому литературному жанру как повесть, её главными характеристиками являются средний объем между романом и рассказом, одна развернутая фабульная линия, небольшое количество персонажей. Знаменитый писатель-прозаик ХIX века Иван Сергеевич Тургенев не раз на протяжении всей своей литературной деятельности обращался к данному жанру.

Одним из его самых известных произведений, написанном в жанре любовной лирики, является повесть «Ася», которое также часто относят к элегическому жанру литературы. Здесь читатели находят не только красивые пейзажные зарисовки и тонкое, поэтическое описание чувств, а еще и некоторые лирические мотивы плавно переходящие в сюжетные. Еще при жизни писателя повесть была переведена и опубликована во многих европейских странах и пользовалась большой полярностью читателей как в России, так и за рубежом.

История написания

Повесть «Ася» Тургенев начал писать в июле 1857 года в Германии, в городе Зинцег-на-Рейне, там же и происходят описываемые в книги события. Закончив книгу в ноябре того же года (написание повести немного затянулось по причине болезни автора и его переутомления), Тургенев отсылает произведение в редакцию российского журнала «Современник», в котором её давно уже ждали и опубликовали в начале 1858 года.

По признанию самого Тургенева на написание повести его вдохновила увиденная в Германии мимолетная картина: из окна дома на первом этаже выглядывает пожилая женщина, а в окне второго этажа виднеется силуэт молодой девушки. Писатель, задумываясь над увиденным, придумывает возможную судьбу для этих людей и так создает повесть «Ася».

По мнению многих литературных критиков, эта повесть носила для автора личный характер, поскольку в её основе лежали некоторые события, имевшие место в реальной жизни Тургенева, а образы главных героев имеют явную связь, как с самим автором, так и с его ближайшим окружением (прототипом для Аси могла стать судьба его незаконнорожденной дочери Полины Брюэр или его сводной сестры В.Н.Житовой, также родившейся вне брака, господин Н.Н., от лица которого ведется рассказ в «Асе» имеет черты характера и схожую судьбу с самим автором).

Анализ произведения

Развитие сюжета

Описание событий, происшедших в повести, ведется от лица некого Н.Н., имя которого автор оставляет неизвестным. Рассказчик вспоминает свою молодость и его пребывание в Германии, где на берегах Рейна он знакомится со своим соотечественником из России Гагиным и его сестрой Анной, которую тот опекает и называет Асей. Молодая девушка своей эксцентричностью поступков, постоянно меняющимся нравом и удивительной привлекательной внешностью производит на Н.Н. большое впечатление, и он хочет узнать о ней как можно больше.

Гагин рассказывает ему непростую судьбу Аси: она его незаконнорожденная сводная сестра, родившаяся от связи его отца с горничной. После смерти её матери отец забрал тринадцатилетнюю Асю к себе и воспитал, как подобает барышне из хорошего общества. Гагин после смерти отца, становится её опекуном, сначала отдает её в пансионат, потом они уезжают жить за границу. Теперь Н. Н., зная неясное социальное положение девушки, которая родилась у матери-крепостной и отца-помещика, понимает, чем вызвано нервное напряжение Аси и её немного эксцентричное поведение. Ему становится глубоко жаль несчастную Асю, и он начинает испытывать к девушке нежные чувства.

Ася, подобно Пушкинской Татьяне, пишет письмо господину Н. Н. с просьбой о свидании, тот, неуверенный в своих чувствах, колеблется и дает обещание Гагину, не принять любовь его сестры, потому что жениться на ней он боится. Свидание Аси и рассказчика проходит сумбурно, господин Н.Н. упрекает её в том, что она призналась в своих чувствах к нему брату и теперь они не могут быть вместе. Ася в смятении убегает, Н.Н. осознает, что действительно любит девушку и хочет её вернуть, но не находит. На следующий день, придя в дом Гагиных с твердым намерением просить руки девушки, он узнает, что Гагин и Ася покинули город, он пытается их найти, но все его усилия тщетны. Больше никогда в своей жизни Н.Н. не встречает Асю и её брата, и в конце своего жизненного пути он осознает, что хотя у него и были другие увлечения, по-настоящему он любил только Асю и он до сих пор хранит высушенный цветок, который она ему когда-то подарила.

Главные герои

Главная героиня повести Анна, которую брат называет Асей, молодая девушка с необычной привлекательной внешностью (тонкая мальчишеская фигура, короткие вьющиеся волосы, широко распахнутые глаза в окаймлении длинных и пушистых ресниц), непосредственным и благородным характером, отличающаяся пылким темпераментом и непростой, трагической судьбой. Рожденная от внебрачной связи горничной и помещика, и воспитанная матерью в строгости и послушании, после её смерти она долго не может привыкнуть к своему новой роли барыни. Она прекрасно понимает свое ложное положение, поэтому не умеет себя вести в обществе, всех дичится и стесняется, и в то же время самолюбиво хочет, чтобы никто не обращал внимания на её происхождение. Рано оставшись одна без родительского вниманиея и предоставленная сама себе, Ася не по годам рано задумывается о жизненных противоречиях, её окружающих.

Главную героиню повести, как и другие женские образы в произведениях Тургенева, отличает удивительная чистота души, нравственность, искренность и открытость чувств, тяга к сильным чувствам и переживаниям, желание совершать подвиги и великие деяния на благо людей. Именно на страницах этой повести и появляется такое общее для всех героинь понятие тургеневская барышня и тургеневское чувство любви, которое для автора сродни революции, вторгающейся в жизнь героев, проверяя их чувства на стойкость и способность выживать в непростых жизненных условиях.

Господин Н.Н.

Главный мужской персонаж и рассказчик повествования, господин Н.Н., имеет черты нового литературного типа, который у Тургенева пришел на смену типажа «лишних людей». У этого героя напрочь отсутствует типичный для «лишнего человека» конфликт с окружающим миром. Он абсолютно спокойный и благополучный человек с уравновешенной и гармоничной самоорганизацией, легко поддается ярким впечатлениям и чувствам, все его переживания просты и естественны, без фальши и притворства. В любовных переживаниях этот герой стремится к душевному равновесию, которое бы переплеталось с их эстетической завершенностью.

После встречи с Асей его любовь становится более напряженной и противоречивой, в последний момент герой не может полностью отдаться чувствам, потому что они омрачены разглашением тайны чувств. Позже он не может сразу сказать брату Аси, что готов жениться на ней, потому что не хочет нарушать переполняющее его чувство счастья, а также опасаясь будущих перемен и ответственности, которую ему придется брать за чужую жизнь. Все это приводит к трагической развязке, после своего предательства он теряет Асю навсегда и уже поздно исправлять сделанные им ошибки. Он потерял свою любовь, отверг будущее и саму жизнь, которая могла бы у него быть, и расплачивается за это на протяжении всего своего лишенного радости и любви существования.

Особенности композиционного построения

Жанр данного произведения относится к элегической повести, основу которой составляют описание любовных переживаний и меланхолических рассуждений о смысле жизни, сожаления о несбывшихся мечтах и печали о будущем. В основе произведения лежит красивая история любви, которая завершалась трагической разлукой. Композиция повести построена по классическому образцу: завязка сюжета - встреча с семьей Гагиных, развитие сюжета — сближение главных героев, возникновение влюбленности, кульминация — разговор Гагина с Н.Н. о чувствах Аси, развязка — свидание с Асей, объяснение главных героев, семья Гагиных покидает Германию, эпилог — господин Н.Н. размышляет о прошлом, сожалеет о несбывшейся любви. Изюминкой данного произведения, является использование Тургеневым старинного литературного приема сюжетного обрамления, когда в повествование вводится рассказчик и дается мотивация его поступков. Таким образом, читатель получает «рассказ в рассказ», предназначенный для усиления смысла рассказанной истории.

В своей критической статье «Русский человек на рандеву» Чернышевский резко осуждает нерешительность и мелочный робкий эгоизм господина Н.Н, образ которого немного смягчен автором в эпилоге произведения. Чернышевский же наоборот, не выбирая выражений, резко осуждает поступок господина Н.Н и выносит свой приговор таким же, как и он. Повесть «Ася», благодаря глубине своего содержания, стала настоящей жемчужиной в литературном наследии великого русского писателя Ивана Тургенева. Великий писатель как никто другой сумел передать свои философские размышления и раздумья о судьбах людей, о той поре в жизни каждого человека, когда его поступки и слова могут навсегда изменить её в лучшую или худшую сторону.