Болезни Военный билет Призыв

Сериал "Алхимик. Эликсир Фауста" описание серий. Пауло Коэльо: Алхимик Алхимик роман краткое содержание

«Алхимик» - один из популярнейших романов за последние двадцать лет. Пауло Коэльо поведал читателю историю о необходимом преследовании счастья, которая впечатлила тысячи его поклонников со всего мира. В далеком 1988 году это произведение увидело свет впервые, после чего успешно переиздавалось еще множество раз.

Пауло Коэльо, «Алхимик»: краткое содержание романа

В центре событий находится пастух Сантьяго, который страстно мечтает отыскать невообразимой ценности сокровище. Предначертанный ему жизненный путь сулит множество новых открытий, одним из которых является познание самого себя. Он учится прислушиваться к себе, своим мыслям, желаниям, а главное - к своему сердцу. В один прекрасный момент Сантьяго осознает, что его мечта не принадлежит лишь ему - она является частью Души Вселенной. Примечательно, что книги Пауло Коэльо «Алхимик» краткое содержание не в состоянии передать читателю постепенное осознание пастухом непрерывной связи между потребностью реализации человеческих желаний и духовностью.

Сантьяго был всего-навсего скромным пастухом, желания которого были довольно скромны - все, что ему требовалось в этой жизни, так это свобода воли для него и его овец, немного вина и увлекательная книга, которую бы он носил в своей сумке. Но ему иной путь в виде непредвиденных странствий в поисках бесценных сокровищ, спрятанных в фундаменте Когда Сантьяго встречает мудрого короля Мелхиседека, подтолкнувшего пастуха на более решительные действия, пастух отправляется на поиски. На следующий день он продает своих овец и покидает родные места, следуя за мечтой всей своей жизни - молодой человек уезжает в Африку.

Не стоит забывать о том, что роман Пауло Коэльо «Алхимик» - книга, которая является одним из важнейших литературных явлений 20-ого века. Прежде всего потому, что история пастуха Сантьяго - это своего рода духовная исповедь, которая может быть использована в повседневной человеческой жизни любым рационально мыслящим человеком, вне зависимости от его

Следующим эпизодом поразившей мир книги является прибытие Сантьяго в Африку. Уже здесь главный герой понимает, что его жизненный путь не будет так легок, как представлялось ему ранее. В первый же день бедный пастух был ограблен, и, оставшись в полном одиночестве, он был не в состоянии даже заговорить с кем-то, так как не знал арабского языка. После таких событий пастух был в полнейшей растерянности, и уже было собирался вернуться назад, подальше от своей мечты. Но он вспомнил беседу с мудрецом Мелхиседеком, царем Салимским, который повстречался ему еще на родине, и сомнения его понемногу стали рассеиваться. Стоит заметить, что книга «Алхимик» Пауло Коэльо - краткое пособие по реализации собственных желаний, другими словами, жизнь Сантьяго - это руководство, не позволяющее человеку преждевременно угаснуть, не успев дойти до своей цели, своей мечты.

Устроившись в торговую лавку, пастух зарабатывает достаточно денежных средств для покупки нового стада овец. У Сантьяго появляются мысли о возвращении домой, но все же в последний момент он решает рискнуть всеми заработанными деньгами и отправиться реализовывать свою мечту - искать сокровище.

В пустыне Сантьяго встречает путешественника английского происхождения, который поведывает ему о тайнах алхимии, а также об известном в здешних местах алхимике. Новые знакомые проводят вместе много времени за беседами о духовном естестве, но вскоре они слышат известие о приближающейся племенной войне.

В ряду самых значимых событий книги Пауло Коэльо «Алхимик» краткое содержание может выделить основные точки сюжетной конструкции: прибытие в оазис, познание истинного чувства любви, видение о предстоящем сражении и важный разговор с алхимиком, который в состоянии привести Сантьяго к сокровищам.

Дальнейшие приключения Сантьяго оборачиваются для него настоящим испытанием, причем как духовным, так и испытанием веры. Невероятное магическое перемещение, спасшее ему и алхимику жизнь, в который раз доказывает существование Души Вселенной, которая способна вершить великие дела.

В конце книги читатель найдет для себя множество открытий, способных перевернуть все его нынешнее представление о мироздании. Книга Пауло Коэльо «Алхимик» (краткое содержание, к сожалению, не может подчеркнуть все тонкости и глубокий смысл данного произведения) способна пробудить читателя к мыслям, которые, возможно, в обычной жизни не смогли бы обратить на себя должного внимания.

Пауло Коэльо, известный бразильский писатель, рассказывать о котором с одной стороны просто, а с другой очень тяжело. Просто, потому что вся его философия говорит нам о том, что счастье человека зависит только от него самого. Это философия силы и уверенности в завтрашнем дне. Тяжело, потому что передавать своими словами мысли этого великого человека весьма неблагодарное занятие. Без сомнения лучше один раз прочитать книгу самого Коэльо, чем в сотый раз читать то, что пишут о нем другие.

Пауло Коэльо, великий мастер, учит нас о том, что в жизни нужно не только брать, но и отдавать. Меняя свое восприятие мира посредством книг, фильмов и музыки, мы берем от этого мира самое важное. Очень хорошо, что в нашем мире есть люди, готовые отдать часть себя, чтобы помочь другим сделать их жизнь лучше. Философия Коэльо заключается в том, что жить только ради себя глупо, не интересно и бездарно. Главное – это уметь помогать другим и быть полезным обществу.

В первую очередь Пауло Коэльо – это известный писатель, «алхимик слова», написавший не один бестселлер, которые разошлись многомиллионными тиражами. Его книги читают на 70 языках в 150 странах мира. А всего романы Коэльо были изданы в количестве более 100 млн. экземпляров!

«Алхимик» стал настоящим рекордсменом, попав в книгу рекордов Гиннеса как писатель, книга которого еще при жизни была переведена на самое большое количество языков, а именно 67. Он также стал автором самой продаваемой книги за всю историю Бразилии.

Вы не найдете имя Пауло Коэльо в списке Форбс, в отличие от Стивена Кинга и Даниэлы Стил. Но именно его цитируют президенты, а это и есть настоящее признание для талантливого писателя. Во время своего визита в Рио-де-Жанейро Барак Обама говорил словами Коэльо из знаменитого романа «Валькирии»: «Силой нашей любви и нашей воли мы можем изменить нашу судьбу и судьбы многих других людей».
Талант Пауло Коэльо был оценен по достоинству еще при жизни писателя. Он стал членом Бразильской литературной академии и был удостоен множества почетных наград.

Успех Коэльо стал настоящим феноменом массовой культуры. Его трудами зачитываются люди всех возрастов, обоих полов и самого разного уровня достатка. Сам Коэльо считает для себя главной наградой то, что его книги объединяют людей, делают их жизнь лучше и ярче.

Говоря об успехе, каждый из нас в первую очередь представляет себе миллиардеров и олигархов. Пауло Коэльо нельзя отнести к их числу, и все же изучение истории его жизни способно помочь тем, кто стремится к достижению своих целей.

Для многих людей мерилом успеха являются деньги. Чем их больше, тем более успешным считается их обладатель. Но это в корне неверно. Для того чтобы считаться успешным, вовсе не обязательно быть самым богатым человеком на земле. Пауло Коэльо, например, человек довольно обеспеченный, но его успех в первую очередь связан с тем, что он смог найти свое призвание по жизни, хотя далось это совсем нелегко. Популярность пришла к писателю уже в довольно зрелом возрасте, и только после того, как ему прошлось пройти через множество нелегких испытаний. Вера Коэльо в собственные силы не раз проходила проверку на прочность. И каждый раз он упорно шел к своей цели несмотря ни на что и уже этим заслужил право на уважение.

Многие богатые и успешные люди достигают высот за счет окружающих их людей. Они идут по головам, не задумываясь над тем, что своими поступками нередко разрушают чьи-то судьбы. Пауло Коэльо выбрал для себя совсем иной путь. Путь, на котором движущей силой стало желание помогать людям, делать их жизнь лучше.

В чем секрет Коэльо? Возможно, он сумел разгадать смысл бытия? Отнюдь. Сам писатель считал жизнь величайшей загадкой, которую нужно просто принять и не тратить свое время на поиск ответа на вопрос, какой в ней смысл. Каждый из нас должен сам наполнить свою жизнь смыслом и тем, что важного именно для него.

Возможно, Коэльо удалось открыть какую-то алхимическую формулу, которая позволяет превратить трудности в настоящую удачу? А вот это уже похоже на правду. Ведь весь жизненный путь писателя был полон испытаний и преград: он лечился в психиатрической клинике, был наркоманом, его даже пытали. И тем не менее, ему удалось добиться успеха. Сам Коэльо, оглядываясь назад, или читая о себе в интернете, не перестает удивляться: «Неужели я и есть этот человек?»

Биография Пауло Коэльо

Все началось в далеком 1947 году, когда 24 августа в Рио-де-Жанейро в семье инженера Педро и его жены Лижии родился мальчик по имени Пауло. Маленький Пауло уже в семь лет точно знал, что хочет стать писателем, что очень удивило его родителей. Примерно в это же время он пошел в иезуитскую школу Святого Игнатия Лойолы.

В 2006 году Коэльо написал роман под названием «Подобно реке», в котором мать одного из героев, маленького мальчика, предлагала тому сначала выучиться на инженера, а книги писать в свободное от работы время. А мальчик на это отвечал:

« - Нет, мама, я хочу быть только писателем, а не инженером, пишущим книги».

Похоже, так говорил и сам Пауло когда-то. Он мечтал стать писателем с 7 лет и остался верен своей мечте на протяжении всей жизни. Хотя воплотить ее смог только через 30 лет. Для такого долгого ожидания были свои причины.

Бразилия 60-х годов была страной с жесткой военной диктатурой. Для того чтобы выжить в таких условиях нужна была реальная профессия – инженера или юриста. Родители приложили массу усилий, чтобы отговорить своего сына от идеи стать писателем. И им это удалось. Пауло поступил в университет Рио-де-Жанейро на юридический факультет. Но ничего хорошего из этой затеи не вышло. Коэльо бросил учебу, причем очень быстро.

Пауло был совершенно неуправляемым и даже асоциальным, постоянно нарушая принятые нормы поведения. В попытке помочь своему сыну родители приняли решение положить его в психиатрическую лечебницу с весьма жестким подходом к лечению. Пауло было всего 17 лет, а он уже на собственной шкуре испытал, что такое электрошок. Он убежал из клиники, но его вернули обратно. Он снова сбежал. Вторая попытка оказалась более удачной. Молодой Коэльо примкнул к любительскому театру, но совсем ненадолго.

Отсутствие денег вынудило его вернуться в родительский дом, после чего он снова угодил в «психушку». Всего Пауло пришлось пройти три курса лечения. После последнего из них родители смирились с тем, что их сын никогда не будет таким как все. Сам Коэльо признавался, что не держит зла на своих родителей и не хочет тратить свою жизнь на обиды и обвинения. Пауло примирился со своим прошлым, считая его неотъемлемой частью своего пути. Ведь без него он вряд ли бы оказался там, где хотел.

То, что Коэльо пришлось пережить за эти годы, помогло ему в работе над романом «Вероника решает умереть», который вышел в 1998 году. Чувства главной героини были описаны настолько умело, что каждый читатель буквально чувствовал ту боль, которую ей приходилось переживать. Через год на пленарном заседании конгресса Бразилии были зачитаны отрывки из романа, что помогло, наконец, завершить многолетнее обсуждение закона «О запрещении насильственной госпитализации» его успешным принятием.

Роман был экранизирован в 2009 году. Режиссером проекта стала Эмили Янг, а главную роль сыграла Сара Мишель Геллар.

Познавая окружающий мир

Получив долгожданную свободу, Коэльо присоединился к движению хиппи, начал принимать наркотики, зачитывался трудами английского оккультиста Алистера Кроули и нелегально выпустил целых два выпуска журнала о вопросах духовности под названием «2001».

В это время Коэльо позналвал не только себя, но и окружающий мир. Он посетил Мексику, Боливию, Перу и Северную Африку, объехал всю Европу всего со 100 долларами в кармане.

На родину Пауло вернулся в 1972 году и занялся тем, что писал песни для бразильских исполнителей. С 1973 по 1982 году он активно работал с рок-певцом Раулем Сейхасом, который стал благодаря этому настоящей звездой.

В то время в Бразилии действовала организация «Альтернативное общество», в которой практиковалась черная магия. Члены общества верили в право каждого человека на самовыражение и полностью отрицали идеи капитализма. Коэльо примкнул к организации в 1973 году. Тогда же власти страны признали деятельность общества вредительской и в 1974 арестовали его членов, в том числе Коэльо, его жену и Сейхаса.

Тюрьма стала для Коэльо настоящим испытанием, которое он, по словам самого писателя, не смог пройти с достоинством. Постоянные пытки сломили его силу воли. Даже проходя мимо камеры совей жены, Пауло не мог найти в себе силы и ответить на ее просьбы сказать хоть слово. Женщина не смогла простить своего мужа, брак распался, и она даже запретила Коэльо произносить ее имя.

«Самое плохое то, что, когда ты зол, ты начинаешь реагировать, когда тебе страшно, ты не реагируешь, ты просто принимаешь. Мне понадобилось много лет, чтобы преодолеть этот страх» , – вспоминал позже писатель.

Коэльо нашел способ освободиться из заключения. Он начал вести себя настолько неадекватно, что его признали сумасшедшим и отпустили. Но писателю понадобился не один год, чтобы воспоминания о пережитом ужасе отступили. Даже будучи физически свободным, он продолжал терзаться теми же самыми страхами, что и в заключении. Сегодня Коэльо, будучи посланником ООН, делает все от него зависящее, чтобы добиться запрета пыток по всему миру.

Пауло удалось победить свои страхи, год за годом взращивая в себе смелость и уверенность. Именно это, по его мнению, и есть его главная добродетель.

В поисках вдохновения

Коэльо решил оставить все испытания в прошлом и начать жить «обычной» жизнью. Он устроился на работу в фирму звукозаписи «Полиграм» и даже женился на девушке по имени Сиссу. В поисках писательского вдохновения он вместе с супругой отправился в Лондон. Это было в 1977 году. Но уже через год они вернулись в Бразилию, поскольку попытка Пауло создать что-то стоящее так и не увенчалась успехом.
Коэльо снова идет на работу в фирму звукозаписи. В «CBS Records» он занимается созданием сюжетов для фильмов и сериалов. Но вскоре Пауло увольняют без всяких объяснений.

В это же время второй брак писателя дал трещину, и он развелся со своей второй женой. Но после встречи со старой знакомой Кристиной Оитисией, Кэльо делает третью попытку построить семейную жизнь, которая, похоже, увенчалась успехом, ведь супруги по-прежнему вместе. Пауло считает, что их секрет заключается в том, что они остаются свободными и при этом полностью доверяют друг другу.

Когда Коэльо вместе с третьей женой путешествовал по Голландии, случилось то, что изменило всю его последующую жизнь. Он встретил своего будущего учителя, члена католической группы RAM, который вернул Пауло в христианство. Роман под названием «Валькирии», вышедший в 1992 году, стал описанием этого периода жизни писателя. А его учитель там представлен в роли загадочной личности по имени «Джей» (от лат. J).

В 1986 году Коэльо решил пройти по дороге средневековых паломников к могиле апостола Иакова, пролегающей по Северной Испании, известной также как «Путь Сантьяго». Именно об этом путешествии и будет написана первая книга Коэльо – «Дневник Мага», которая вышла в 1987 году.

Алхимик Пауло Коэльо

Второй роман писателя «Алхимик» увидел свет в 1988 году. Именно в нем он сказал всему миру, что «Только одно делает исполнение мечты невозможным - это страх неудачи». Сразу после своей публикации книга Коэльо особого интереса у читателей не вызвала. Тираж оказался более чем скромным. Но Пауло верил в то, что его роман достоин большего и начал действовать: вместе с женой они рассылали книги представителям бразильских СМИ, сам Коэльо читал лекции и давал интервью направо и налево. Ему удалось заключить контракт с крупным издательством «Рокко» и это дало свои плоды. Первый же тираж романа в этом издательстве расступился очень быстро. Искренность и умение затронуть по-настоящему важные темы сделало Коэльо одним из самых любимых автором современности.

Пауло не побоялся исполнить свою детскую мечту, не смотря на свой довольно зрелый возраст. Секрет его успеха – вера в мечту и отсутствие страха. Коэльо стал писателем, и еще каким.

Многие ли из нас имеют смелость воплотить свои мечты? Да и вообще, у многих ли они вообще есть? Мы просто боимся осуществлять свои мечты, мы даже не пытаемся. Родители Пауло хотели видеть его инженером. Они были готовы объявить его сумасшедшим, лишь бы добиться своей цели. А сколько родителей выбирают такой же путь. Слава богу, не все из них пытаются упечь своих отпрысков в психушку, но ведь вполне достаточно и других, менее радикальных методов, направленных только на одно – «вырезать» будущее своего ребенка по своему лекалу. Отпрыск сопротивляется? Ничего, сломаем его, прогнем. В конце концов, это же для его пользы. Да, поистине, благими намерениями…

Даже у тех из нас, у кого есть мечта, очень часто просто не хватает воли для ее воплощения. Достаточно небольших трудностей, чтобы отказаться от заветной цели.

Уникальность Коэльо как писателя заключается в том, что он никогда не прописывает своих героев детально, до мелочей. Это дает читателям большой простор для «творческого чтения», а сам автор считает их своими соавторами.

В своих книгах писатель затрагивает вещи, которые никого не оставляют равнодушным. Но критики нередко называют творчество Коэльо примитивным и считают, что его популярность – это всего лишь мода, которая очень скоро пройдет.

Ответом Коэльо стал роман «Подобно реке», в котором автор в шуточно форме написал портрет «настоящего» писателя. Он всегда остается непонятым современниками и никогда не употребляет те 3 тысячи слов, которые есть в словарном запасе каждого простого смертного, ведь в словаре есть еще 189 тыс. слов специально для таких особенных людей.

Такая критика никак не отразилась на популярности писателя ни в Бразилии, ни за ее пределами. Сама Мадонна так отзывается об «Алхимике»: «Прекрасная работа о магии, мечтах и сокровищах прямо за порогом».

«Алхимик» – это не только супер успешная книга. Роман был поставлен на театральных сценах по всему миру. А в 2011 году экранизацией произведения занялся большой поклонник Коэльо, актер Лоуренс Фишборн, который сыграл Морфиуса в знаменитой трилогии «Матрица».

После выхода «Алхимика» в 1988 году, Коэльо вместе со своей женой отправился в 40-дневное паломничество в пустыню Мохаве, США. На это путешествие его сподвиг духовный учитель «Джей».
В последующие годы книги Коэльо выходят одна за одной: «Брида» (1990), «Мактуб» (1994), «На берегу Рио Пьедра села я и заплакала» (1994), «Пятая гора» (1996), «Книга Воина света» (1997).

Общественная деятельность

В 1996 Коэльо занял пост особого советника программы ЮНЕСКО «Духовные точки соприкосновения и межкультурные диалоги». Тогда же он вместе с женой основал Институт Пауло Коэльо, финансирование которого осуществляется исключительно за счет гонораров писателя. В задачи Института входит помощь пожилым людям и нуждающимся детям в Бразилии.

В 1998 году журнал «Лире» признал Коэльо вторым по продаваемости автором в мире. И тогда же писатель совершил турне по странам Азии и Восточной Европы. А в 1999 году Пауло стал кавалером Национального ордена Почетного легиона. Эта высокая награда была присвоена ему французским правительством.
В мае 2000 года Коэльо впервые с 1979 года, будучи немусульманским писателем, посетил Иран с официальным визитом. Но в 2011 году в этой стране его книги все-таки запретили, причем без объяснения причин.

В 2008 году свет увидел еще один роман писателя – «Победитель остается один». Книга, главным героем которой стал русский бизнесмен, написана в жанре детективного триллера с элементами гламура. Форма подачи для автора весьма нестандартна, а вот содержание вполне в духе Коэльо. Книга рассказывает о том, как мы сами усложняем свою жизнь и позволяем другим манипулировать нашими мечтами.

Коэльо в России

В 2006 году Коэльо совершил «паломничество по России», посетив Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Байкал, Владивосток и множество других городов. Вполне возможно именно это стало причиной такого выбора национальности главного героя.

Еще в 1982 году Коэльо загорелся мыслью посетить Сибирь. Он даже заказал билеты, но обстоятельства помешали поездке. И вот, спустя 14 лет писателю удалось проехать по Транссибирской магистрали и искупаться в Байкале, не смотря на то что температура воды была всего 4 градуса. Во время своей поездки Коэльо смог ощутить, насколько русские просторы «помогают душе открыться».

Страсть к путешествиям Пауло сохранил и по сей дней. Он даже обзавелся недвижимостью в нескольких странах мира, в том числе во Франции. Но Бразилию писатель по-прежнему считает самой удивительной страной, в которой люди все еще верят в духовное начало, а граница между мирским и священным практически отсутствует.

Коэльо получает большое удовольствие, делая свою жизнь как можно разнообразнее. Он постоянно изменяет ритм своих будней от «много людей» (встречи с читателями, издателями и журналистами), «отдельные встречи» (общение только со старыми друзьями в Бразилии) и до «почти никого» (жизнь в старой мельнице в маленьком селении в Перинеях почти в полном одиночестве).

«Я знаю, что знаменит. Может, в настоящее время я самый читаемый писатель в мире, но самую знаменитую книгу современности написал не я. Это книга о Гарри Поттере», - шутит писатель.

Денег, которые Коэльо заработал своим писательским трудом ему вполне достаточно. По словам самого автора, их хватит на целых три инкарнации. Поэтому он активно занимается благотворительностью: финансирует Институт своего имени, выделяет деньги на палеонтологические исследования в Бразилии, а также спонсирует перевод бразильских писателей на другие языки.

Свое свободное время Коэльо посвящает медитативной стрельбе из лука (кьюдо) и общению в интернете. Его странички есть в таких популярных соцсетях, как twitter и facebook. Читатели могут пообщаться с любимым автором и на страницах сайта www.paulocoelhoblog.com.

Против копирайта

Коэльо, в отличие от многих писателей, не имеет ничего против возможности бесплатно скачивать книги в сети. Когда его «Алхимик» был переведен на русский язык в 1999 году, Пауло полностью одобрил распространение своих книг через глобальную сеть. Жадность, считает Коэльо, никогда не приводит ни к чему хорошему. Если идея стоящая, ее не нужно защищать. Он считает, что каждый должен иметь возможность прочитать книгу бесплатно, а если она ему понравится, то купить ее на бумажном носителе. Любой настоящий писатель хочет только одного – чтобы его книги читали. И совсем не важно, где это будет: на стене, в газете, блоге или брошюре.

Своей главной задачей Коэльо считает заставить людей думать о самом важном в нашей жизни, в том числе и о смерти.

«Мне кажется, нет причины бояться старости, если ты ухаживаешь за своим внутренним садом - за своей душой. Возраст делает с человеком то же, что с вином - с годами они становятся только лучше». Так сказал Коэльо, которому в 2012 году исполнилось 65 лет.

Всей своей жизнью Пауло Коэльо доказывает нам, что считать что-либо невозможным – это настоящее преступление. В своем «Алхимике» он сказал, что «если ты чего-нибудь хочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твое сбылось».

Пауло Коэльо: цитаты

Где я посещал Зимние Олимпийские игры, у меня было много времени на чтение.

Краткое содержание романа "Алхимик" Коэльо
Повествование романа Паоло Коэльо "Алхимик" идет о молодом человеке по имени Сантьяго. Сантьяго - пастух овец. Вопреки родителям, которые хотели его видеть священником, Сантьяго ушел в пастухи, так как его манили путешествия. Однажды он остановился на ночлег в заброшенной церкви, и ему приснился сон, который снился уже ранее: в своем сне Сантьяго шел к егопетским пирамидам, чтобы найти сокровище.

Сантьяго пошел к цыганке, чтобы она растолковала его сон. Она разъяснила его сон в обмен на обещание отдать ей одну десятую сокровищ, которые Сантьяго обнаружит. Сантьяго ждет момента, пока он снова сможет увидеть дочь суконщика, которая ему понравилась в прошлый приход. До этого события остаются считанные дни. Незадолго до этого ему встречается чудесный старик, который называет себя царем Салима. Старик уговаривает его пойти за сокровищами и дает 2 волшебных камня, которые помогут найти ответ в сложной ситации. За свою помощь старик просит у Сантьяго одну десятую его стада.
Сантьяго колеблется, но все же решается поехать в Египет, получив и истолковав несколько знаков. Он продает стадо своему другу, который, оказывается, давно мечтал стать пастухом, и недождавшись встречи с дочерью суконщика, отправляется в путь.

Переплыв через Гибралтарский пролив, он оказывается в Танжере. Там к нему в доверие втирается мошенник и оставляет его без денег. Это обстоятельство не сбивает Сантьяго с пути: он устраивается в лавку, торующую хрусталем, и за короткое время помогает хозяину расширить бизнес и зарабатывать гораздо больше. Сам Сантьяго заработал гораздо больше, чем потерял, и, спустя какое-то время, снова отправляется в путь, к пирамидам. Он встречае англичанина, который также терпеливо следует по своему пути - он хочет стать алхимиком. Они присоединяются к каравану, идущему через пустыню. В пути Сантьяго роднится с пустыней и начинает ее чувствовать, как что-то живое. В оазисе, где они сделали долгую остановку, он влюбляется в дитя пустыни, красивую девушку по имени Фатима, которая обещает его ждать, пока он ходит по пустыне. Однажды Сантьяго почувствовал, что к оазису приближаются враги, и сообщил об этом вождям, которые ему поверили, но в случае его ошибки обещали его убить. Враги действительно напали, были побеждены, а Сантьяго стал советником вождей. После этого случая Сантьяго нашел Алхимик, которого так искал англичанин, сопровождавший караван.

Алхимик и Сантьяго едут к пирамидам, чтобы найти сокровища, которые Сантьяго видел во сне. В пути Сантьяго еще более совершенствуется и учится чувствовать себя, свой путь, пустыню. И когда их хватают враги, Сантьяго обращается в ветер, победив пустыню, солнце, ветер.

У самых пирамид на Сантьяго нападают разбойники, бьют его и отбирают все золото. Сантьяго рассказывает, что он следует за своей мечтой, по своему пути, который направлял его к пирамидам. Один из разбойников поднимает его на смех и рассказывает, что ему тоже снился сон, что он должен пойти в Андалусию (откуда Сантьяго родом) и найти сокровища в старой церкви (где ночевал Сантьяго).

Сантьяго возвращается домой и находит несметные сокровища в старой церкви.

Смысл
Вероятно, главной идеей "Алхимика" Пауло Коэльо является важность поиска и следования своему пути ("своей стезе"), которая, в отличие от судьбы, может меняться при желании и усилиях человека. Ведь, если человек хочет что-то, то "вся Вселенная этому помогает". Также Пауло Коэло подчеркивает, что основным сокровищем является познание себя и мира, а не материальные ценности.

Вывод
Книга совершенно не поразила. Но и плохой назвать ее не могу. Ничего особенного. Много образности и иносказательности, иногда это очень мешало пониманию. Поэтому книгу Пауло Коэльо "Алхимик" можно читать, а можно и пропустить. На всякий случай рекомендую :)

Copyrigt © 1988 by Paulo Coelho

© Перевод, А. Богдановский

© ООО «Издательство АСТ»


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Предисловие к русскому изданию

Получив экземпляр первого издания романа «Алхимик», я испытал искреннюю радость. В течение многих лет читатели-энтузиасты в России пытались распространять книгу самостоятельно – размещали в Интернете, передавали друг другу в виде книжек-самоделок, изготавливали фотокопии текста, который вы сейчас держите в руках. Однако, несмотря на все старания, никак не удавалось, в силу разных обстоятельств, добиться грамотного продвижения «Алхимика» на книжный рынок.

И вот наконец книгу издали и занялись профессиональным распространением «Алхимика» на российском рынке.

Ключевое понятие, которое лежит в основе повествования о путешествии пастуха Сантьяго, – это понятие «Своя Судьба». Что же такое Своя Судьба? Это наше высшее предназначение, путь, уготованный нам Господом здесь, на Земле. Всякий раз, когда мы делаем что-то с радостью и удовольствием, это означает, что мы следуем Своей Судьбе. Однако не всем достает мужества идти по этому пути, добиваясь встречи со своей заветной мечтой.

Почему же не у всех сбываются желания и мечты?

Этому мешают четыре препятствия. Первое состоит в том, что человеку с раннего детства внушают, что то, чего он в жизни больше всего желает, просто неосуществимо. С этой мыслью он вырастает, и с каждым прожитым годом его душа все больше обрастает коростой многочисленных предрассудков и страхов, переполняется чувством вины. И однажды наступает момент, когда желание следовать Своей Судьбе оказывается погребенным под тяжестью этого груза, и тогда человеку начинает казаться, что он окончательно утратил ощущение своего высшего предназначения. Хотя на самом деле оно, разумеется, по-прежнему живет в его душе.

Если человеку все же хватит мужества извлечь свою мечту из недр души и не отказаться от борьбы за ее осуществление, его ожидает следующее испытание: любовь. Он знает, чего хотел бы добиться или испытать в жизни, но боится, что, если бросит все и последует за своей мечтой, он тем самым причинит боль и страдания своим близким. Это значит, что человек не понимает, что любовь не преграда, она не мешает, а, наоборот, помогает идти вперед. И тот, кто действительно желает ему добра, всегда готов пойти ему навстречу, постараться понять и поддержать его в пути.

Когда человек осознает, что любовь не преграда, а подмога в пути, его подстерегает третье препятствие: страх неудач и поражений. Тот, кто борется за свою мечту, сильнее других страдает, когда у него что-то не получается, поскольку он не вправе прибегнуть к известной отговорке: «Ну и ладно, не очень-то и хотелось».

Как раз ему-то очень хочется, и он сознает, что на карту поставлено все. Он сознает и то, что путь, который определен Своей Судьбой, так же труден, как и любой другой, с той лишь разницей, что «там и будет сердце твое». Поэтому Воин Света должен обладать терпением, столь необходимым ему в трудные моменты жизни, и всегда помнить, что вся Вселенная способствует тому, чтобы его желание осуществилось, пусть даже самым непостижимым для него образом.

Вы спросите: а так ли необходимы поражения?

Необходимы они или нет, они случаются. Когда человек только начинает бороться за свои мечты и желания, он, по неопытности, совершает множество ошибок. Но в том-то и смысл бытия, чтобы семь раз упасть и восемь подняться на ноги.

В таком случае, спросите вы, зачем же нам следовать Своей Судьбе, если из-за этого нам предстоит страдать сильнее, чем всем остальным?

Затем, что, когда неудачи и поражения останутся позади – а в конце концов они непременно остаются позади, – мы познаем ощущение полного счастья и станем больше доверять самим себе. Ведь в глубине души мы верим, что достойны того, чтобы с нами произошло нечто необыкновенное. Каждый день, каждый час нашей жизни – это момент Славного Сражения. Постепенно мы научимся радостно воспринимать и наслаждаться каждым мгновением жизни. Сильное страдание, которое может обрушиться на нас нежданно-негаданно, проходит быстрее, нежели то, которое кажется нам более терпимым – такое страдание может длиться годами, оно постепенно и незаметно начинает разъедать нашу душу, пока неодолимое чувство горечи не поселится в ней окончательно, до последних дней омрачив нашу жизнь.

Итак, когда человек извлек свою мечту со дна души и многие годы питал ее силой своей любви, не замечая рубцов и шрамов, оставшихся на сердце после многотрудной борьбы за ее воплощение, он вдруг начинает замечать, что то, чего он так долго желал, уже совсем близко и вот-вот осуществится – возможно, уже завтра. Именно на этом этапе его ожидает последнее препятствие: страх перед исполнением мечты всей его жизни.

Как писал Оскар Уайльд, «люди всегда разрушают то, что любят сильнее всего». И это действительно так. Само сознание, что вот-вот сбудется то, о чем человек мечтал всю жизнь, случается, наполняет его душу чувством вины. Оглядываясь вокруг, он видит, что многим так и не удалось добиться желаемого, и тогда он начинает думать, что и он тоже этого не достоин. Человек забывает, сколько ему довелось пережить, перестрадать, чем пришлось пожертвовать во имя своей мечты. Я встречал людей, которые, следуя Своей Судьбе, оказывались буквально в двух шагах от заветной цели, к которой стремились всей душой, но в последний момент делали массу глупостей и в результате их цель, до которой, казалось, было рукой подать, так и оставалась недостигнутой.

Из всех четырех это препятствие самое коварное, поскольку овеяно своего рода жертвенной святостью – человек словно отрекся от радости свершения и наслаждения плодами победы. И только когда человек осознает, что достоин того, за что он так страстно боролся, он становится орудием в руках Господа, и ему открывается смысл его пребывания здесь, на Земле.

Обо всем об этом, в символической форме, и повествует роман «Алхимик».

Пауло Коэльо

июль 2000 г.

Предисловие

Считаю своим долгом предуведомить читателя, что «Алхимик» – книга символическая, чем и отличается от «Дневника мага», где нет ни слова вымысла.

Одиннадцать лет жизни я отдал изучению алхимии. Уже одна возможность превращать любой металл в золото или найти Эликсир Бессмертия достаточно соблазнительна для всякого, кто делает первые шаги в магии. Моим воображением, признаюсь, в особенности завладел эликсир, ибо пока я не осознал и не прочувствовал существования Бога, сама мысль о том, что когда-нибудь все закончится навсегда, казалась мне непереносимой. Так что, узнав о возможности создать некую жидкость, способную на многие-многие годы продлить наше земное бытие, я решил всецело посвятить себя ее изготовлению.

Это было в начале семидесятых, накануне последовавших затем глубоких преобразований, когда еще не было серьезных работ по оккультным наукам. Подобно одному из героев этой книги, я тратил все свои скудные средства на приобретение книг по алхимии, изданных за границей, и все свое время – на изучение их сложного символического языка. В Рио-де-Жанейро мне удалось разыскать нескольких ученых, всерьез занимавшихся Великим Творением, но от встречи со мной они уклонились. Познакомился я и с теми, кто именуют себя алхимиками, владеют соответствующими лабораториями и готовы открыть каждому тайны своего искусства – только, разумеется, за баснословные деньги; сейчас для меня совершенно очевидно, что на самом деле они ровным счетом ничего не смыслят в том, в чем считают себя знатоками.

Мое усердие и рвение уходили впустую. Мне не удавалось ничего из того, о чем на замысловатом языке говорилось в учебниках алхимии, пестрящих символами на каждом шагу – солнцами, лунами, драконами и львами. И мне все время казалось, что я двигаюсь не в том направлении: ведь сам по себе символический язык открывает широчайший простор для неправильных толкований. В 1973 году, в отчаянии оттого, что не продвинулся в своих штудиях ни на пядь, я совершил чрезвычайно легкомысленный поступок. В ту пору департамент образования в штате Мату-Гроссу пригласил меня вести занятия по театральному искусству, и я решил поставить в студенческом театре-студии спектакль на тему Изумрудной Скрижали с участием моих студентов. Даром мне это не прошло, и подобные эксперименты вкупе с иными моими попытками утвердиться на зыбкой почве магии привели к тому, что уже через год я на собственной шкуре убедился в правдивости поговорки: «Сколь веревочке ни виться, а конец будет».

Следующие шесть лет все, что имело отношение к мистике, вызывало у меня лишь скептическую ухмылку. В этом внутреннем изгнанничестве я сделал для себя несколько важных выводов: мы принимаем ту или иную истину лишь после того, как вначале всей душой ее отвергнем; не стоит бежать от собственной судьбы – все равно не уйдешь; Господь взыскивает строго, но и милость Его безгранична.

В 1981 году в мою жизнь вошел RAM, и я познакомился с учителем, которому суждено было вернуть меня на предназначенную мне стезю. В дополнение к тем знаниям, которые я от него получал, я вновь, на собственный страх и риск, взялся изучать алхимию. Однажды вечером, после изнурительного телепатического сеанса, я спросил, почему алхимики выражаются так сложно и расплывчато.

– Существует три типа алхимиков, – ответил он. – Одни тяготеют к неопределенности, потому что сами не владеют своим предметом. Другие знают его, но знают также и то, что язык алхимии направлен к сердцу, а не к рассудку.

– А третьи? – спросил я.

– Третьи – это те, кто и не слышал об алхимии, но кто сумел всей своей жизнью открыть Философский Камень.

И после этого мой Учитель, относившийся ко второму типу, решил давать мне уроки алхимии. Вскоре я понял, что ее символический язык, столько раз сбивавший меня с толку и так меня раздражавший, – это единственный путь постичь Душу Мира, или то, что Юнг называл «коллективным бессознательным». Я открыл Свой Путь и Знаки Бога – те знаки истины, которые мой интеллект прежде отказывался принимать из-за их простоты. Я узнал, что задача достичь Великого Творения не есть удел горстки избранных – она адресована всему человечеству, населяющему эту планету. Не всегда, разумеется, Великое Творение предстает перед нами в виде яйца и флакона с жидкостью, но каждый из нас, несомненно, способен открыть Душу Мира и погрузиться в нее.

Вот почему «Алхимик» – книга символическая, и на ее страницах я не только излагаю все, что усвоил по этому вопросу, но и пытаюсь воздать должное тем великим писателям, которые смогли овладеть Всеобщим Языком: Хемингуэю, Блейку, Борхесу (сходный эпизод есть в одном из его рассказов, где действие происходит в средневековой Персии), Мальбу Тагану и другим.

В завершение чересчур, может быть, пространного предисловия и чтобы пояснить, кого относил мой Учитель к алхимикам третьего типа, приведу историю, которую он же поведал мне как-то в лаборатории.

Однажды Пречистая Дева с младенцем Христом на руках спустилась на землю и посетила некую монашескую обитель. Исполненные гордости монахи выстроились в ряд: каждый по очереди выходил к Богоматери и показывал в ее честь свое искусство: один читал стихи собственного сочинения, другой демонстрировал глубокие познания Библии, третий перечислил имена всех святых. И так каждый из братии, в меру сил своих и дарований, чествовал Деву и младенца Иисуса.

Последним среди них был смиренный и убогий монашек, который не мог даже затвердить наизусть тексты Священного Писания. Родители его были люди неграмотные, – бродячие циркачи, – и сына они только и научили, что жонглировать шариками и показывать всякие нехитрые фокусы.

Когда дошел черед до него, монахи хотели прекратить церемонию, ибо бедный жонглер ничего не мог сказать Пречистой Деве, а вот опозорить обитель мог вполне. Но он всей душой чувствовал настоятельную необходимость передать Деве и Младенцу какую-то частицу себя.

И вот, смущаясь под укоризненными взглядами братии, он достал из кармана несколько апельсинов и принялся подбрасывать их и ловить, то есть делать то единственное, что умел, – жонглировать.

И только в эту минуту на устах Христа появилась улыбка, и он захлопал в ладоши. И только бедному жонглеру протянула Пречистая Дева своего сына, доверив подержать его на руках.

Посвящается Ж. – Алхимику,

который познал тайну

Великого Творения


В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.

Евангелие от Луки 10:38–42

Пролог

Алхимик взял в руки книгу, которую принес кто-то из путников. Книга была без обложки, но имя автора он нашел – Оскар Уайльд – и, перелистывая ее, наткнулся на историю о Нарциссе.

Миф о прекрасном юноше, который днями напролет любовался своим отражением в ручье, Алхимику был известен: Нарцисс до того загляделся, что в конце концов упал в воду и утонул, а на берегу вырос цветок, названный в его память.

Но Оскар Уайльд рассказывал эту историю по-другому.

«Когда Нарцисс погиб, нимфы леса – дриады – заметили, что пресная вода в ручье сделалась от слез соленой.

– О чем ты плачешь? – спросили дриады.

– Я оплакиваю Нарцисса, – отвечал ручей.

– Неудивительно, – сказали дриады. – В конце концов мы ведь всегда бежали за ним вслед, когда он проходил по лесу, а ты – единственный, кто видел его красоту вблизи.

– А он был красив? – спросил тогда ручей.

– Да кто же лучше тебя может судить об этом? – удивились лесные нимфы. – Не на твоем ли берегу, склонясь над твоими водами, проводил он дни от зари до ночи?

Ручей долго молчал и наконец ответил:

– Я плачу по Нарциссу, хотя никогда не замечал, что он – прекрасен. Я плачу потому, что всякий раз, когда он приходил на мой берег и склонялся над моими водами, в глубине его глаз отражалась моя красота».

«Какая чудесная история», – подумал Алхимик.

Часть первая

Юношу звали Сантьяго. Уже начинало смеркаться, когда он вывел своих овец к заброшенной полуразвалившейся церкви. Купол ее давно просел и стал руиной, а на том месте, где была когда-то ризница, вырос огромный сикомор.

Там и решил заночевать Сантьяго, загнал через обветшавшую дверь своих овец и обломками досок закрыл выход, чтобы стадо не выбралось наружу. Волков в округе не было, но овцы порой разбредались, так что целый день приходилось тратить на поиски какой-нибудь заблудшей овечки.

Сантьяго расстелил на полу куртку, под голову подложил книгу, которую недавно закончил читать, и улегся. А перед тем как заснуть, подумал, что надо бы брать с собой книги потолще – и читаешь их дольше, и в качестве подушек они удобнее. Он проснулся, когда было еще темно, и над ним сквозь прорехи в остатках кровли сияли звезды.

«Еще бы поспать», – подумал Сантьяго.

Ему приснился тот же сон, что и на прошлой неделе, и опять он не успел досмотреть его до конца.

Он поднялся, выпил глоток вина. Взял свой посох и стал расталкивать спящих овец. Однако большая их часть проснулась в тот самый миг, когда и он открыл глаза, будто какая-то таинственная связь существовала между ним и овцами, с которыми он уже два года бродил с места на место в поисках воды и корма. «Так привыкли ко мне, что усвоили все мои привычки, – пробормотал он. – Знают даже мой распорядок дня».

Поразмыслив над этим еще немного, он сообразил, что, может быть, дело обстоит как раз наоборот – это он изучил их привычки и научился применяться к овечьему распорядку.

Однако иные овцы вставать не спешили, как ни подталкивал их Сантьяго кончиком посоха, окликая каждую по имени. Он вообще был уверен, что они отлично понимают все, что он им говорит, и потому иногда читал овцам вслух то, что ему особенно нравилось в книжках, или рассказывал, как одинока жизнь пастуха, как мало в ней радостей, или делился с ними новостями, услышанными в городах и селениях, по которым ему случалось проходить.

Впрочем, в последнее время говорил юноша только об одном: о девушке, дочке торговца, жившей в том городе, куда он должен был прийти через четыре дня. Видел он ее лишь однажды, в прошлом году. Лавочник, торговавший сукном и шерстью, любил, чтобы овец стригли прямо у него на глазах – так будет без обмана. Кто-то из приятелей Сантьяго указал ему эту лавку, и он пригнал туда своих овец.


«Хочу продать шерсть», – сказал он лавочнику.

У прилавка толпился народ, и хозяин попросил пастуха подождать до обеда. Сантьяго согласился, сел на тротуар и достал из заплечной котомки книжку.

Подняв голову, он увидел девушку – по виду истую андалусийку: волосы длинные, черные, гладкие, а глаза как у мавров, покоривших в свое время Испанию.

Так слово за слово они разговорились и провели в беседе целых два часа. Девушка рассказала, что лавочник – ее отец, что жизнь у нее скучная и дни похожи один на другой как две капли воды. А Сантьяго рассказал ей о полях Андалусии, о том, что слышал в больших городах, по которым пролегал его путь. Он рад был собеседнице – не все же с овцами разговаривать.

– Где все, там и я, – ответил юноша. – В школе.

– Отчего же ты, раз обучен грамоте, пасешь овец?

Вместо ответа Сантьяго заговорил о другом: уверен был, что она все равно его не поймет. Он все рассказывал ей о своих странствиях, и ее мавританские глаза то широко раскрывались, то щурились от удивления. Время текло незаметно, и Сантьяго хотелось, чтобы день этот никогда не кончался, чтобы лавочника осаждали покупатели и стрижки ждать пришлось бы дня три. Никогда прежде не случалось ему испытывать такого, как в эти минуты; ему хотелось остаться здесь навсегда. С этой черноволосой девушкой дни не были бы похожи как две капли воды.

Но тут из лавки вышел ее отец и отобрал для стрижки четырех овец из стада. Потом заплатил, сколько положено, и сказал:

– Приходи через год.

И вот теперь до назначенного срока оставалось всего четыре дня. Юноша радовался предстоящей встрече и в то же время тревожился: а вдруг девушка его уже позабыла? Много ведь пастухов гонят свои стада через их городок.

– Ну и пусть, – сказал он овцам. – Велика важность. И в других городах найдутся девчонки.

Но в глубине души он знал, что важность и в самом деле очень велика. И у пастухов, и у моряков, и у странствующих торговцев всегда есть один заветный город, где живет та, ради которой они готовы пожертвовать радостной возможностью свободно бродить по свету.

Уже совсем рассвело, и Сантьяго погнал отару в ту сторону, откуда поднималось солнце.

«Хорошо овцам, – думал он, – им ничего не нужно решать. Может быть, поэтому они и жмутся ко мне».

Им вообще ничего не нужно – были бы вода и трава под ногами. И покуда он знает лучшие в Андалусии пастбища, овцы будут его лучшими друзьями. Пусть день на день похож, пусть время от восхода до заката тянется бесконечно, пусть им неведомы книги и они не понимают языка, на котором люди в городках и селах пересказывают друг другу новости, – они будут счастливы, покуда им хватает воды и травы. А за это они радуют человека своим присутствием в его жизни, щедро одаривают его своей шерстью и – время от времени – своим мясом.

«Стань я сегодня диким зверем и начни убивать их одну за другой, они поняли бы что к чему лишь после того, как я перебил бы большую часть отары, – думал Сантьяго. – Они больше доверяют мне, чем собственным своим инстинктам, и только потому, что я веду их туда, где они найдут пропитание».

Он сам удивился тому, какие мысли лезут ему сегодня в голову. Может, это оттого, что над церковью, где в ризнице вырос сикомор и где он провел ночь, висит проклятие? Вначале ему приснился сон, который он уже видел однажды, а теперь вот разозлился на своих верных спутниц. Он глотнул вина, оставшегося после ужина, и плотнее запахнул куртку. Он знал, что всего через несколько часов, когда солнце достигнет зенита, начнется такая жара, что не под силу будет гнать овец через пустоши. В этот час вся Испания спит. Зной спадет лишь под вечер, а до этого весь день предстоит таскать на плечах тяжелую куртку. Но ничего не поделаешь: именно она спасает на рассвете от холода.

«Надо быть готовым к сюрпризам погоды», – думал Сантьяго, радуясь, что куртка такая тяжелая и теплая. В общем, как у нее свое предназначение, так у Сантьяго – свое. Его предназначение в жизни – путешествовать, и за два года странствий по плоскогорьям и равнинам Андалусии он побывал во всех ее городах и селениях. Сантьяго собирался на этот раз объяснить дочке суконщика, как это так получилось, что простой пастух знает грамоту.

А дело было в том, что, пока ему не исполнилось шестнадцать, он учился в семинарии. Его родители мечтали, чтобы он стал священником – гордостью простой деревенской семьи. Они тяжело трудились, и все ради пропитания, подобно овцам.

Алхимия - средневековая наука, предшествующая химии. Изучая свойства различных веществ, ставила цель найти средство продления молодости и возможность превращения неблагородных металлов в золото и серебро.
Термин «алхимия» происходит либо от арабского слова Al-kimia - производится, либо от слова kemi, коптского названия Египта, либо от греческого слова, означающего жидкость, сок.

Краткая история алхимии

    Родиной алхимии считается Древний Египет. Началом науки считаются труды мифического Гермеса Трисмегиста. Жил такой человек или нет - утверждать сложно, но книги, хотя далеко не все, приписываемые ему известны
  1. Пэмандр
  2. Вселенское слово Гермеса Асклепию
  3. Священное слово Г. Трисмегиста
  4. Кратир, или Монада
  5. Невидимый Бог весьма явен
  6. Благо в одном Боге и нигде больше
  7. Величайшее зло для людей неведение Бога
  8. Ничто не исчезает
  9. О мысли и ощущении
  10. Ключ,
  11. Ум к Гермесу
  12. О всеобщем Уме
  13. О возрождении и о правиле молчания, тайная проповедь на горе
  14. Мудрость
  15. Посвятительная речь, или Асклепий

Существуют также три больших отрывка из книги «Дева мира» (или «Зрачок мира»); десять отрывков из разговора Гермеса с сыном его, Татом; восемь отрывков из книг Гермеса к Аммону; девять кратких отрывков без названия и, наконец, три «определения» Асклепия царю Аммону: о солнце и демонах, о телесных страстях и похвала царю. Средневековые алхимики приписывали Трисмегисту так называемую Изумрудную таблицу - отрывок загадочного содержания и неизвестного происхождения, где находили аллегорическое описание философского камня, они признавали этот отрывок основным текстом своего учения, которое и называли поэтому Герметической философией или Алхимией.

Усиленно и целеустремленно занимались алхимией греки, передавшие эстафету арабам в пору расцвета исламской цивилизации. От арабов восприняли идеи алхимии европейцы.

Знаменитые алхимики

  • Абу-Муза Джафара-аль-Софи. Жил в Севилье в конце VIII начале IX века. Предполагал, что металлы являются телами меняющейся природы, и состоят из меркурия (ртути) и серы, а потому к ним можно добавить то, чего у них недостает, и отнять то, что находится в избытке.
  • Альберт фон Больштедт (Альберт Великий) (1200, - 15 ноября 1280) - немецкий философ, и богослов. Жил в Париже, Регенсбурге, Кельне. Занимаясь в том числе алхимией впервые выделил мышьяк в чистом виде.
  • Роджер Бэкон (около 1214 - после 1292) - английский философ, ученый. Жил в Париже, Оксфорде. Занимаясь алхимией, делил её «теоретическую, которая исследует состав и происхождение металлов и минералов, и практическую, занимающуюся вопросами добывания и очистки металлов, приготовления красок и т. п. Считал, что алхимия может принести большую пользу медицине» (Википедия)
  • Арнольдо Вилланова (ок. 1235-1240 - 1311) - испанский врач, издал более 20 алхимических трудов, в том числе о ядах, противоядиях, лечебных свойствах различных растений и способах их употребления. Создатель так называемой медицинской алхимии
  • Раймунд Луллиус (1235 – 1315) - философ, богослов, писатель, путешественник. Жил в Испании, Франции, Италии, странствовала по Европе, Северной Африке, Ближнему Востоку. Написал несколько алхимических сочинений, наиболее известные из которых «Завещание», «Сборник правил, или путеводитель по алхимии», «Опыты».
  • Джованни Фиданца (Бонавентура) (1121-1274) - философ, теолог, католический священник. Жил в Париже, Лионе. В своей «Книге, составленной на основе многих опытов», писал о фармации и медицине; установил свойство азотной кислоты растворять серебро, отделяя его от золота.
  • Василий Валентин (1565-1624). Жил в Германии. В своих сочинениях по алхимии «Триумфальная колесница антимония», «О великом камне древних мудрецов», «Последнее завещание», «Раскрытие тайных приемов», «Трактат о естественных и сверхъестественных предметах металлов и минералов», «О микрокосме», «О тайной философии» приводит новые сведения о различных веществах, их свойствах и способах получения, в том числе впервые упоминает о соляной кислоте, даёт подробное описание сурьмы и её соединений.
  • Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина, или Авиценна (980-1037)
  • Абу Бакр Мухаммед ибн Закарийа Ар-Рази или Разес (864-925)
  • Абу-ар-Райхан Мухаммед ибн Ахмед Аль-Бируни (973 – 1048)
  • Абд ар-Рахман Ал Хазини (первая половина XII века)
  • Никола Фламель (1350 — 1413)
  • Альфонсо Десятый (1221 - 1284)
  • Пьер Добрый (1340 - 1404)

    Все они искали т. н. Философский камень или красный лев, или великий эликсир, или красная тинктура, панацея жизни, жизненный эликсир, с помощью которого серебро, а, возможно, и неблагородные металлы, превращались бы в золото, а раствор его, так называемый золотой напиток (aurum potabile), принятый внутрь в малых дозах, помогал исцелять болезни, возвращать молодость, продлевать жизнь до бесконечности

«Комната имела восемь футов в длину, шесть в ширину и столько же в высоту; три стены (были) увешанны шкафчиками, полными книг, над шкафчиками были устроены полки, вмещавшие множество колб, склянок и коробочек. Напротив входа, кроме колб и реторт, помещалась печь - с козырьком, мехами и колосниковой решеткой. На ней стоял раскаленный добела тигель с кипящей жидкостью, пар от которой выходил через трубу на крыше; среди склянок, коробок и книг, в живописном беспорядке разбросанных по полу, виднелись также медные щипцы, куски угля, мокнущие в каких-то растворах, чаша, наполовину налитая водой: с потолка на нитках свисали пучки трав - одни из них на взгляд казались свежими, другие, видимо, были собраны уже давно» (А. Дюма «Жозеф Бальзамо» )