Болезни Военный билет Призыв

Обучение на опыте других. Хождение по MOOCам: опыт обучения на онлайн-курсах. этап — Осмысление: ряд действий, которые связаны с узнаванием большего, - наблюдение, сбор данных, размышление об опыте и о существующих проблемах

Недавно в одной из бизнес-книг увидела анекдот о том, как два человека отправились в пешее сафари по Африке. Они бредут по саванне и видят, что к ним приближается лев. Один из них немедленно начинает натягивать кроссовки. Его приятель удивленно спрашивает: «Зачем ты надеваешь кроссовки? Тебе все равно не обогнать льва!» – на что тот отвечает: «Я не надеюсь обогнать льва, я хочу обогнать тебя!». Конечно, это шутка, но она натолкнула меня на мысль: чтобы обогнать кого-то в жизни, кроссовок недостаточно, необходимо четкое видение своей жизненной цели, стремление к самосовершенствованию, а также понимание инструментов, которые помогут вашему успешному развитию .

Что такое инструменты личностного развития? Научиться эффективно использовать свое время, развить мастерство коммуникации или эмоциональный интеллект – далеко не то же самое, что подкачать колесо на велосипеде или собрать шкаф с помощью набора инструментов для ремонта. Так существуют ли вообще инструменты, позволяющие сделать движение по пути саморазвития более комфортным? Однозначно существуют, кроме того эти инструменты достаточно универсальны и могут использоваться как для личностного, так и для профессионального развития .

Тренинги и обучающие программы

Являются одними из ключевых инструментов развития, которые воодушевляют на дальнейшее укрепление отрабатываемого навыка, позволяют осознать необходимость дальнейшего развития навыка, получить базовые знания в соответствующей области, а также приобрести или укрепить определенные навыки. Вместе с тем, необходимо учитывать, что участие в тренинге или обучающей программе не гарантирует незамедлительного укрепления навыка, требуется последующая отработка этого навыка на практике.

В настоящее время доступно огромное количество обучающих программ и курсов, которые помогут вам не только в личном, но и профессиональном развитии, причем часть этих курсов бесплатны. Например, можно обратиться к:

1. Coursera – это образовательная платформа, предлагающая бесплатные онлайн-курсы. Есть возможность выбора среди сотен курсов на разных языках, в том числе и русском, созданных ведущими образовательными учреждениями мира.

2. Универсариум – российская открытая система электронного образования, предлагающая бесплатное онлайн-обучение по различным направлениям.

3. Eduson.tv – это более 900 видео бизнес-курсов по продажам, менеджменту, личной эффективности, финансам.

4. City Business School предлагает пройти онлайн-обучение на профессиональных курсах по различным бизнес-тематикам.

Здесь приведены лишь те образовательные онлайн-ресурсы , которыми пользовалась лично и осталась удовлетворена результатом. Этот список можно продолжать практически до бесконечности, подбирая курс под свои потребности и интересы. И здесь уже не сработает отговорка, что обучение сегодня очень дорого и не все могут себе это позволить, или у меня нет времени этим заниматься, ведь в большинстве случаев интенсивность обучения вы выбираете самостоятельно и многие курсы абсолютно бесплатны. Значит, главное – желание и осознание необходимости развития, а обучающая программа найдется на любой вкус!

Литература и видеофильмы

Позволяют изучить на наглядном примере, как проявляется компетенция в поведении героя , а также дают возможность выделить для себя лучшие практики и подходы для их дальнейшего использования. Очень важно предварительно провести подготовительную работу по определению списка литературы или фильмов, которые могут содержать нужную именно вам информацию. Для этого можно использовать как обзоры книг и фильмов, нацеленных на развитие необходимого вам навыка, регулярно публикуемые на общедоступных интернет-ресурсах, так и следить за новинками от крупнейших издательств бизнес-литературы, например, «Манн, Иванов и Фербер » или «Альпина Паблишер ».

В последнее время все большее распространение получают ресурсы, предлагающие своим читателям сокращенные выжимки главных мыслей из книг, как, например, Smart Reading . Часто бывает, что человек просто не начинает читать книгу, считая, что у него нет достаточно времени для этого, именно с таким возражением эффективно работают подобные ресурсы.

Обратная связь от друзей и коллег

Очень ценный инструмент развития, который позволяет увидеть себя со стороны, оценить какое впечатление вы производите и как ваши слова и действия воспринимаются окружающими вас людьми. Данный инструмент предоставляет большие возможности для определения потенциала вашего развития только в том случае, если вы готовы принять обратную связь и конструктивно отреагировать на нее. В современной бизнес-практике активно используется опрос методом «360 градусов», который позволяет получить мнение непосредственного руководителя, подчиненных, коллег, внутренних и внешних клиентов, партнеров о вашем поведении на рабочем месте, сильных и слабых сторонах и возможностях для дальнейшего развития. Аналогичный подход можно использовать и в целях личностного развития, предложив вашим друзьям, знакомым или родным заполнить предварительно составленную вами анкету, содержащую вопросы, касающиеся тех компетенций, которые вы хотите оценить.

Обучение на опыте других

Можно условно разделить на следующие составляющие: менторинг, коучинг и профессиональное наставничество. Менторинг и наставничество подразумевают передачу знаний от более опытного сотрудника или руководителя менее опытному и, как правило, используются для целей профессионального развития в рамках конкретной организации. Коучинг подразумевает помощь в развитии потенциала подопечного через партнерские, равноправные отношения, необходимые для принятия творческих и нестандартных решений. Здесь следует отметить, что подобные коучинговые программы достаточно дорогостоящи, поэтому не стоит ограничивать себя только стандартными подходами. Наверняка в вашем окружении есть люди, с которых хочется брать пример. Поговорите с ними, попросите рассказать об их опыте и мотивации, постарайтесь понять, как им удалось добиться желаемого результата, проецируйте эту информацию на себя и начинайте действовать.

Развивающие задачи

Один из самых эффективных инструментов как личностного, так и профессионального развития. Под развивающими задачами понимаются ситуации, в которых требуются новые знания и подходы, а также направления деятельности, в которой вы не являетесь экспертом. Использование данного инструмента позволяет развивать уверенность в себе и дает возможность выявить скрытые таланты. В профессиональной деятельности примером развивающих задач могут служить различные кросс-функциональные или пилотные проекты. В контексте личностного развития такие задачи могут иметь место во всех сферах жизни и деятельности: спорт, здоровье, творчество, отношения с людьми и прочее. Все зависит от вашего желания и сферы интересов.

В заключение, хочу отметить, что недостаточно лишь говорить о личностном и профессиональном развитии, читать о нем в книгах или думать о нем. Недостаточно и только посещать тренинги, обучающие программы и занятия с коучем. Необходима каждодневная упорная работа, и наилучшее время для применения инструментов для развития и вашего роста – прямо сейчас!

Как сделать процесс обучения более вовлекающим? Как создать разнообразие в обучении? Как заинтересовать уже опытных участников, не «мучая» их теорией?

Для этого есть решение – подход Experiential Learning (обучение на опыте)!

Experiential Learning — это обучение, которое начинается с опыта и трансформирует его в знание, навыки, отношения, эмоции, ценности, убеждения и чувства.

В подходе Experiential Learning участники выполняют задание без предварительного освоения теории. Участников сначала погружают в ситуацию , где они получают опыт, а затем воодушевляют на рефлексию полученного опыта с целью развития новых знаний, установок или новых способов мышления (Lewis, L.H. & Williams, C.J.).

Основной принцип Experiential Learning заключается в том, чтобы поощрять, подталкивать людей к тому, чтобы они обдумывали, узнавали и доходили до понимания самостоятельно. Тогда результат обучения становиться для них действительно актуальным, и формируется внутренняя мотивация для использования полученного знания

Наши деловые игры, бизнес-симуляции и некоторые задания в тренинге мы выстраиваем в соответствии с подходом Experiential Learning.

Как мы это делаем?

  • Тренинг в подходе «Обучение на опыте»
  • Интеллектуальный тимбилдинг (игры по станциям)

Тренинги в формате «обучение на опыте» наполнены большим количеством игровых активностей, которые актуализируют осознание участников о том, что у них получается хорошо, а что – нет. Создают большую мотивацию на освоение теоретического материала.

Интеллектуальный тимбилдинг – уникальный формат знакомой многим с детства «игры по станциям». Задания для станций подбираются под конкретный запрос клиента с учетом типичных проблем в командном взаимодействии. Участники объединяются в команды, посещают разные станции, выполняют задания и осмысляют полученный опыт. В этом формате удается достичь баланса между мощным командообразующим эффектом и глубоким анализом своих действий и их последствий у каждого из участников.

Для кого обучение на опыте дает наибольший эффект?

  1. Опытные участники, которые давно учились в классе и нуждаются в дополнительной мотивации
  2. Те, кто успешен в деятельности и не видит путей для своего развития
  3. Участники, имеющие большой опыт обучения на классическом тренинге и уставшие от этого формата.

Мы используем игровые решения собственной разработки и наших партнеров RSVP Design (Великобритания) и MTa Learning (Великобритания). Все наши бизнес-симуляции разработаны командой

Большинство тренеров-консультантов имеют сертификаты Experiential Learning (Обучение через опыт), MTa Learning (Великобритания).

Обучение на опыте других - это самый простой способ подготовиться к будущему..  

Классическим примером обучения на опыте является авиационная промышленность США, которая за годы Второй мировой войны удвоила свое производство, сократив численность занятой рабочей силы в среднем на 20%.  


Рассмотрим процесс поиска в случае стабильных возможностей , но сначала исключим возможность обучения на опыте, приобретаемом в ходе этого процесса. Введем следующие обозначения х - прибыль или полезность, которую сулит определенная возможность f(x) - плотность распределения вероятностей величины х X - прибыль или полезность, обеспечиваемая лучшей из открытых до сих пор возможностей с - затраты на открытие дополнительной возможности (для простоты мы пренебрегаем неопределенностью, существующей относительно этих затрат).  

Предложенная К. Эрроу в 1962 г. концепция обучения на опыте была основана на явлении, отмеченном в авиационной промышленности США. Число часов работы, необходимое для сборки одного самолета на определенном монтажном стенде, постоянно уменьшается по мере того, как растет число произведенных самолетов. Обучение на опыте приводит к выигрышу времени. В ре-  

Модель обучения на опыте характеризует адаптивные (реактивные) стратегии. Подобные стратегии формируются поэтапно, циклически, при доминирующем воздействии импульсов извне, со стороны окружающей маркетинговой среды , получаемых непосредственно в ходе рыночной активности . Стратегия как бы вылепливается стратегом, который должен быть достаточно чуток к сигналам среды и гибко менять выбранную линию поведения. В таком случае стратегия может формироваться как спонтанно, так и управляемо, однако при этом уровень контроля сравнительно невысок, вмешательство осуществляется лишь под воздействием необходимости, а прогнозы рыночной конъюнктуры не разрабатываются. В современной отечественной ситуации, когда правила игры на формирующемся рынке и его характерные черты изменяются как в калейдоскопе, трудно предсказуемы и противоречивы, по такой модели стратегии вынуждено работать огромное большинство  

В результате разыгрывания трех фиктивных партий получены такие приближенные смешанные стратегии для игрока А - (0, 1/2, 1/2) для игрока В - (1/3, 1/3, d/З). Процесс улучшения этих стратегий путем обучения на опыте может быть продолжен сколь угодно долго.  

Несмотря на всю важность формального обучения главной формой повышения управленческой квалификации является "обучение на опыте", т. е. в процессе восхождения от выполнения небольших заданий по контролю до принятия управленческих решений . Выпускники колледжей - главные представители новых кадров из них в среднем 75 % имеют инженерное образование, 15 % специализировались в области управления бизнесом и 10 % - по другим специальностям. Сразу же начинает работать механизм отбора. Чтобы выдвинуться в менеджеры, начинающие должны отвечать таким требованиям  

Когнитивные/интеллектуальные. Навыки, связанные с созданием, получением или использованием информации обучение на опыте объективный анализ данных или мышление через альтернативы для последующих действий. Использование концептов, концептуализация, аналитическое мышление, логическое и дивергентное мышление - все это когнитивные/интеллектуальные компетенции.  

Развив ресурсы, фирма активно экспериментирует далее (на самом деле процессы идут скорее параллельно) с различными рыночными и научно-техническими возможностями. (Качество поиска зависит при этом от заинтересованности и компетентности всего персонала, а не только от усилий высших руководителей.) Обнаружив перспективные направления , фирма быстро концентрирует свои ресурсы на этих возможностях и реализует их в коммерческих масштабах. (Приоритеты отбираются, таким образом, в ходе обучения на опыте.) При такой перевернутой логике планирования основные параметры деятельности определяются не априори (не умозрительно), а лишь после приобретения достаточной осведомленности в отношении рынков, продукции, конкурентов и пр.  

Потребность властвовать является третьей крупной потребностью, влияние на поведение человека которой было изучено и описано МакКлелландом . Данная потребность также, как и две предыдущие, является приобретенной, развивается на основе обучения, жизненного опыта и состоит в том, что человек стремится контролировать ресурсы и процессы, протекающие в его окружении. Основной направленностью данной потребности является стремление контролировать действия людей, оказывать влияние на их поведение, брать на себя ответственность за действия и поведение других людей. Потребность властвования имеет два полюса стремление иметь как можно больше власти, контролировать все и всех и, в противоположность этому, стремление полностью отказываться от каких-либо притязаний на власть, желание полностью избегать таких ситуаций и действий, которые связаны с необходимостью выполнять властные функции.  

Обучение ускоренной сборке изделий, более эффективным приемам упаковки, конструированию более технологичного продукта, умению эффективно его складировать может существенно снизить издержки за счет сокращения затрат времени и труда и снижения запасов. Влияние обучения на сокращение издержек при производстве самолетов-истребителей было обнаружено еще во время Второй мировой войны, когда по мере обучения сокращалось время изготовления самолета. Объединенное влияние экономии вследствие масштабного эффекта и обучения на рост совокупного объема выпуска продукции называют кривой опыта (практики). Бостонская консалтинговая группа отметила, что каждый раз при удвоении совокупного выпуска продукта издержки сокращаются в среднем на 15 %. Это означает, что фирма с более высокой долей рынка будет иметь преимущество в издержках в результате смещения кривой опыта, если допустить, что соответствующие действия всех фирм на рынке одинаковы.  

На что обращать внимание в таком количестве информации Что вам нужно знать-так это что все новые идеи основаны на концепции совершенствования, а совершенствование происходит с помощью обучения на своем собственном опыте и на опыте других. Обязательно вступите в профессиональные ассоциации , которые предоставляют информацию о старых и новых идеях . Читайте профессиональные журналы, например "Гарвард бизнес ревю", который наверное, сегодня лучший из имеющихся, хотя есть еще много других специализированных журналов. Имея столько материалов, вам нужно быть избирательным и выбирать те материалы, которые дадут вам всесторонний, сбалансированный обзор современных взглядов на бизнес, личностное развитие, и вашу конкретную профессию.  

Непосредственное личное участие и обучение на собственном опыте - самый плодотворный путь приобретения и успешного применения новых навыков.  

Эта теорема рассматривается как логическая основа пересмотра суждений в зависимости от действительно происходящих событий, т. е. для обучения на базе опыта и, следовательно, постоянной корректировки стратегий управления.  

Обучение на опыте служащие будут обучаться путем вовлечения в реальные проекты инног5аций и коммерциализации.  

Для эволюционной теории характерен динамический микроподход, особое значение имеют сложившиеся правила и способы поведения на уровне фирм (Веблен называл их институтами, а Нельсон и Уинтер - рутинами). Эти рутины представляют собой специфические активы фирм и от старой рутины отказываются только тогда, когда новая позволит не только получить выгоду, но и возместить потери. Отбор рутин представляет собой длительный процесс, в котором сочетаются обучение на опыте (learning by doing) и естественный отбор - отбраковка тех, кто не смог обучиться на опыте.  

Если указанные условия не выполняются, то изложение философии, конечно, не гарантирует успеха. Правило Эйдай сангё - тихо уходить из компании - не основано на настоящем изучении успеха и не i ет важность приверженности к нововведениям. Ван кит, компания, выпускавшая спортивную одежду молодежи, тоже обанкротилась. Ее философия к лозунгу Наслаждайтесь работой, хорошо проводите время. Стиль руководства был ориентирован на моду. За философией не стояло никакого реального обучения на успешном опыте, и она не способствовала введению нужной структуры управления и системы.  

Следует однако подчеркнуть, что американский путь формирования менеджеров - не единственный в мировой практике. В Японии, например, существует всего лишь три школы бизнеса, главным образом, для подготовки тех, кто намеревается работать за границей. Руководителей готовят сами фирмы на основе концепции обучения посредством опыта, планомерно перемещая их по разным должностям. Это позволяет познать специфику различных аспектов бизнеса и досконально изучить свою фирму. Лишь в возрасте около 35 лет сотрудники имеют шанс получить первую руководящую должность. На японских фирмах учатся все - от рабочих до президента, и главная ответственность за это возлагается на руководителей каждого из подразделений, старшие учат младших. Направление практиков на обучение в сторонние учебные центры - дело не частое, хотя, например, на фирме Мацусита Дэнки существует Академия Мацуситы, где способных молодых людей с высшим образованием обучают еще целых пять лет. Но это исключение для элиты.  

Интересной темой может стать вопрос о карьерограмме преподавателя-консультанта внутрифирменного обучения . На наш взгляд, оптимальным является последовательная смена нескольких профессиональных позиций от позиции сотрудника организации (внутреннего консультанта), через позицию ассистента в консультационных проектах и позицию преподаватель в системе очного (внефирменного) обучения, к позиции внешнего консультанта , использующего в качестве одного из методов консультационной практики - участие в программах внутрифирменного обучения . Именно данный путь профессионального становления дает хорошие возможности для формирования необходимого дидактического и профессионального опыта.  

Затраты могут снижаться и за счет обучения. Например, люди обучаются быстрее выполнять сборку и упаковку, разрабатывать товары, которые легче производить, планировать улучшенные складские помещения , снижать затраты на перевозку и уменьшать необходимые вложения. Влияние обучения на затраты хорошо видны на примере производства военных самолетов во время второй мировой войны. По мере приобретения большего опыта уменьшалось время, необходимое для производства каждого самолета. Взаимовлияние экономии на масштабах и обучения по мере роста общего объема произведенной продукции называется кривой опыта. В соответствии с оценками консалтинговой фирмы Boston onsulting Group, затраты снижаются в среднем на 15-20 процентов при каждом удвоении общего объема произведенной продукции. Отсюда следует, что фирмы, которым принадлежит большая доля рынка , имеют преимущество по издержкам, обусловленное влиянием кривой опыта (в предположении, что работа всех компаний описывается одной и той же кривой). Однако переход к новой технологии производства может уменьшить кривую опыта для компаний, принимающих на вооружение новые технологии , давая им возможность обойти фирмы, работающие  

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА - мероприятия по внутриорганизационному, внеоргани-зационному обучению и спецподготовке позволяют полнее использовать собственные трудовые ресурсы без поиска новых квалифицированных кадров на внешнем рынке рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными материальными затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда и работник отрывается от повседневной работы. Важнейшие методы обучения вне рабочего места чтение лекций, проведение деловых игр, разбор конкретных производственных ситуаций , проведение конференций и семинаров, формирование групп по обмену опытом, создание кружков качества.  

Такая модель должна отражать волевой акт решения с той точностью, с которой это допустимо для мыслительных возможностей человека и допустимо для принятия решения . Такая оценка и анализ требуют соответствующего аппарата и критериев, которые вырабатываются в результате обучения и опыта. На этом этапе волевое вмешательство не предполагается1.  

Четырехэтапная цикличная модель Колба и Фрая с примерами из личного опыта, как полезный инструмент пониманиятого как обучаются взрослые люди

Чтобы лучше разобраться в абстрактных понятиях и применить эту модель в реальной жизни, я расскажу о каждом этапе на примере реального кейса из моего личного опыта.

Любое обучение эффективно, только если взрослый человек, во – первых,

самостоятельно стремится что – то узнать и это ему для чего – то очень надо и, во – вторых, если новые знания и размышления интегрированы в реальный повседневный опыт для получения обратной связи.

Конечно, речь идет о фактическом усвоении новых знаний так, чтобы они интегрировались с предыдущим опытом и стали, в конце концов, устойчивым навыком.

Есть ещё линейное приращение знаний, которые полезным опытом так и не становятся, а остаются лежать на полочках в голове на уровне концепций и ментальных конструкций. Это про то, когда вроде и знаешь, а применить на практике - не можешь.
Чтобы описать как происходит обучение, основанное на опыте, в 1975 году британские ученые (они, правда, британские)) Колб и Фрай, предложили четырехэтапную цикличную модель.

Модель универсальная и её полезно понимать при планировании любого обучения.

1 этап - Конкретный опыт: момент, когда вы осознаёте, что существует то, чего вы не понимаете или должны понять лучше.

Я давно работаю в качестве главного эйчара и, поначалу, методы мои были вполне традиционными. В какой-то момент я начала осознавать, что доступные мне подходы к формированию и вовлеченности людей уже не приносят прежних результатов, особенно, когда трудно выразить конечный результат в чётких цифрах или качественных характеристиках. Фактически, они вообще перестают работать. Я столкнулась с тем, что при проведении внутреннего обучения наши тренеры, которые одновременно были менеджерами, вели занятия без заинтересованности в конечном результате. А что касается обучающихся - там всё было совсем грустно. Материал сложный, огромное количество мелких деталей, уникальное ПО. Люди учились формально, несмотря на то, что ошибки вели к браку и, конечно, к снижению зарплаты.

Денежные премии тренерам, как основное средство мотивации, результата не приносили. Я попробовала всякие немонетарные способы поощрения, но кардинально переломить ситуацию не удавалось.

Я задумалась. Я начала размышлять о том, что должны быть какие-то другие, более эффективные способы влиять на поведение людей и мне нужно разобраться с этим.

2 этап — Осмысление: ряд действий, которые связаны с узнаванием большего, - наблюдение, сбор данных, размышление об опыте и о существующих проблемах.

Я начала значительно больше времени уделять беседам с людьми, стараясь понять, что именно мотивирует их в их жизни, как должна быть сформулирована задача и что должно происходить для того, чтобы они по-настоящему чем-то увлеклись. Я взглянула на организацию в целом, и начала размышлять о реальных ценностях, лежащих в основе корпоративной культуры и о поведении, которое всегда является отражением этих ценностей.

Я много наблюдала за поведением и думала о том, каким образом наши менеджеры предоставляют обратную связь и о том, какой реальной ценностью обладает работа каждого конкретного сотрудника и то, как мы сообщаем сотруднику об этой ценности.

И, конечно, о том, как чувствует себя сотрудник после того, как ему об этой ценности сообщили.

3 этап - Концептуализация: этап, на котором у вас начинают формироваться идеи, способные объяснить то, что вы стараетесь понять.

Я начала размышлять обо всех концепциях мотивации, начиная с Герцберга и заканчивая самодетерминацией Деси и Райана. Да, конечно, я знала о проектировании работы, целостности и важности, но это не получалось свести в стройную и понятную для меня модель, которую можно было бы реализовать в конкретной ситуации. В какой-то момент мне попался ролик с , который сильно меня впечатлил, так как всё, что говорил известный учёный в своей лекции, очень перекликалось с теми размышлениями над реальным конкретным опытом, которыми я была занята. Наверное, именно это выступление и было той последней каплей, которая упав, помогла мне глубоко понять какую роль в мотивации людей играют успех и признание их заслуг. Стало понятно, что работать нужно с общей культурой. Поскольку такая работа предполагает целый комплекс сложных и взаимосвязанных действий и занимает годы, а определенные результаты нужны были прямо сейчас, я выделила самые горячие точки и наметила план действий.

4-й этап - Проверка: этап, на котором вы видите, действительно ли вы достигли понимания и действуют ли ваши идеи на практике.

Я начала тестировать новую модель на практике. Это была одновременная работа с менеджерами для улучшения качества их обратной связи, с тренерами я использовала коучинговый подход и значительную часть своего времени и сил я потратила на комплекс мероприятий по изменению общей культуры.

Я начинала с не очень масштабных, локальных действий, чтобы иметь возможность в каждый момент скорректировать свои планы или конкретное поведение. Что касается конкретных результатов в этой ситуации - они были обнадеживающими и ситуацию с вовлеченностью людей в обучение удалось переломить. Что касается темы вовлеченности и мотивации, как основы — часть выводов подтверждалась практикой, что-то не срабатывало так, как я планировала заранее, и это снова становилось почвой для нового размышления и осознания.

Приходим к 1 этапу: Конкретный опыт: момент, когда вы осознаёте, что существует то, чего Вы не понимаете или должны понять лучше.

Весь цикл запускается снова.

Вот так работает модель Колба и Фрая. Надеюсь, эта информация была для вас полезной и поможет в реальной работе.

Данный материал (как текст, так и изображения) является объектом авторского права. Любые перепечатки полностью или частично только с активной ссылкой на материал.

Когда хорошую школу выбрать с ходу не удается, а недоверие к системе образования побороть никак не получается, многие склоняются к домашнему обучению своих детей. Но в этой форме есть свои трудности, для многих и вовсе непреодолимые. Если вы выбираете семейное обучение, приготовьтесь, что вы не столько спасете ребёнка от школы, сколько сами вернётесь в неё и заново погрузитесь в правила и уравнения. Опытом обучения сына на дому делится Варвара Оленченко.

Скажу сразу, я изначально рассматривала надомную форму обучения для своего сына как проект. И через три месяца решила этот проект закрыть. Я неадекватно оценила свои организаторские возможности, способности сына к самоорганизации, затраты на обучение и прочее.

Для тех, кто, как я, устав от сражений со школой и ребенком, рассматривает такую возможность как спасительный рывок к свободе, хочу рассказать о том, на какие «подводные камни» придется наткнуться.

Мое видение семейного образования было приблизительно таким: часть программы мы играючи пробежим дома, ничего заоблачного в этом нет. И (это очень важно) речь не идет о занятиях с ребенком, который в перерыве между кружками, хобби и собственными проектами листает учебники. А о ребенке, который найдет миллион способов, чтобы всего этого избежать. Второе важное примечание: речь идет о средней школе с большим набором предметов.

Как-то вечером, придя с работы, я открыла учебник русского и со вздохом сказала: «Давай позанимаемся». Передо мной была тема про правописание одного или двух «н» в прилагательных, и там был разветвленный алгоритм, с помощью которого следовало определить, сколько в итоге будет «н». И вдобавок к этому слова-исключения. Помните? «Стеклянный, оловянный, деревянный». Вечер, который мы обычно тратим на беседы, шутки, чтение вслух, превратился в мои попытки впихнуть эти правила в ребенка. При этом ему бы хотелось смотреть свои ролики на ютьюбе, а мне — читать книгу.

Я открывала учебники по биологии, истории, географии, и на меня вываливался набор фактов. В отсутствие школьной системы предлагаемая ею система знаний теряла смысл.

Мне стало понятно, что изучение школьной программы при моей полной антипатии к ее содержанию и полной незаинтересованности ребенка превратится в войну с самой собой и с ним. Но ведь задача-то была уйти от войны за обучение и привести жизнь семьи в более гармоничное состояние.

Вот три вопроса, которые помогут вам понять, на правильном ли вы пути.

1. Сможете ли вы быть лучше школы?

Да, сейчас любой имеет не только неограниченный доступ к информации, но и может выбирать форму ее подачи. Можно смотреть увлекательные фильмы BBC, заниматься русским с помощью онлайн-тренажеров, английским — по скайпу, слушать лекции от лучших преподавателей мира.

Но это действует, если вы разрабатываете собственную систему домашнего обучения, подходящую для вас и вашего ребенка. Фактически вам придется взять на себя задачи, которые обычно исполняются целым коллективом. И это требует знаний, опыта и навыков. Если же вы планируете нарабатывать их в процессе, то ваш ребенок и его образование станут экспериментальной площадкой. Результаты могут быть как удачными, так и не очень.

2. Школьная социализация — это миф, но найдете ли вы альтернативу?

В статьях про семейное образование очень много верного написано про пресловутую школьную социализацию. Что это за социализация в коллективе, где собраны случайные люди, которые занимаются неинтересным им делом? А издевки и унижения, знакомые каждому школьнику, не способствуют формированию успешных моделей поведения.

Я согласна с каждым словом. Но не согласна с тем, что общение в кружках и секциях является способом научиться взаимодействовать с коллективом. Вероятно, где-то существуют такие кружки, где постоянный состав детей, талантливый увлеченный педагог, и ребенку повезет найти там друга или даже нескольких. Мы такой не отыскали.

Самый интересный курс по STEMу, где педагог так увлекал мальчишек, что они непременно выходили радостные от переполнявших их знаний, не был местом, где можно было практиковаться в создании социальных связей. На остальных занятиях было так же: дети приходили на пару часов, занимались, в процессе общались и расходились.

3. Сколько стоит ваше время?

Если вы не практикуете анскулинг, а планируете оставаться в рамках школьной программы, то стоит взять расписание и посмотреть, сколько часов тратится на тот или иной предмет в неделю и в год. Существует мнение, что школа ориентирована условно на самого глупого ученика, и поэтому многие предметы можно изучать гораздо быстрее. Правда, возможно, мы попадаем в ловушку, недооценивая значение методики, в которой заложено постоянное повторение пройденных тем, чтобы они закрепились в памяти.

Но даже если сократить количество часов вдвое или втрое, это все равно будут часы, которые вам придется потратить на обучение по школьной программе. За сколько ваш ребенок усвоит правило написания двух «н» в прилагательных — за час или за 10 минут, зависит от его интереса к учебе, способностей и старания. Но и вам придется погрузиться в эту тему.

Имеет смысл оценить, сколько стоит час вашего времени. Можно сделать это линейно, посчитав стоимость рабочего часа. Или с учетом перспектив: возможно, если вы потратите несколько часов в день на свое развитие, в будущем это принесет щедрые дивиденды как вам, так и вашей семье. Или просто сравнить: час, проведенный с детьми на прогулке, за игрой, за беседой, или час, проведенный за учебниками.

Похоже, как будто я веду к тому, что час с тетрадями и учебниками — это хуже всего. Для меня это действительно так.

Про обучение с использованием репетиторов могу сказать, что это будет стоить как обучение в частной школе. Достаточно взять среднюю ставку репетитора и умножить на количество школьных часов. И лучше сразу понять, что платить придется не по средней ставке, а по границе высшей. Количество людей, которые предлагают свои услуги по обучению, очень велико. Число тех, кто действительно умеет это делать, гораздо меньше, и неудивительно, что они требуют более высокой оплаты.

Этот длинный текст нужен не для того, чтобы сказать, что домашнее обучение — это плохо. Или сложно. Или невозможно. Это форма обучения, которая помимо положительных сторон имеет и свои трудности, и если возникла ситуация выбора или даже необходимости отказа от учебы в школе, стоит о них задуматься. Опыт семейного обучения, который наиболее доступен, — это опыт замечательных незаурядных людей. Но экстраполировать его на себя в моем случае было ошибкой.

так я хочу детей на семейное обучение именно потому что не согласен с те что нужно ли ему эти знания...
по крайней мере на данный момент..

15.02.2018 14:46:20, Арслан

В "интернет-уроке" есть такое понятие "домашняя школа". Там есть кураторы, учителя, которые проверяют домашнее задание, уроки расписаны на неделю. Стоит это очень не долрого, зато и таких проблем, как у автора статьи не возникает совсем. Все понятно и организованно.
Также есть школы-партнеры, которые результаты (оценки) из журнала домашней школы "интернет-урок" засчитывают и заносят в свой журнал.
Удачи всем!

Знаете, а я с автором соглашусь. Скорее всего почитала автор, как дома круто учить ребенка, решила попробовать.
Обычная среднестатистическая женщина, не семи пядей во лбу. Со средним достатком, вынужденная ходить на работу. У которой нет миллионов, нянек-бабушек, возможности целый день заставлять ребенка учиться.
К тому же практическая сторона вопроса: даже в школе мало всяких лабораторных работ и практики, что уж говорить про дом? Наверное, у каждого дома стоит мега-оснащенная лаборатория для химии, физики, для школьного труда. И каждая мама все это сама может преподать на высшем уровне?
Я без ложной скромности скажу, что могу большинство школьных предметов, включая технарские, рассказать ребенку с нуля. И то в школу отдала, потому что подтянуть знания мне проще, чем систематически из-под палки заставлять заниматься. Да и системы рассказать у меня нет.
Опять же, даже в школах маловато практических занятий, надо бы больше. Я тут хожу надеюсь, что практику в школах введут побольше, а на дому вообще не знаю, как быть.

Мы учимся на семейном обучении в Образовательном центре Радуга знаний. Берем обязательные предметы математику и русский язык. Все остальные предметы нам предлагают по выбору. Но обязательно их аттестуют в конце года. Пишем реферат или читаем и сдаем предметы. Присутствие ребенка на аттестации не обязательно. Сказали только в 9 и 11 классах. А так пишем все дома.

09.06.2016 13:45:54, ЕленаКош

Этот год мы провели на СО, 4-й класс. Да, трудно. Но ребенок очень плохо учится, не хочет учиться в принципе. Три предыдущих года в школе мне катастрофически не хватало времени с ним заниматься. Выручали каникулы и болезни. Еле-еле дотягивали пройденный материал до его понимания и применения, как приходилось идти в школу, где все пошли дальше.
В этом году мы переехали, в ближайшей школе не оказалось мест в нужном классе, и я решилась. Репетиторы были по англ. языку 2 часа индивидуально и 2 часа групповое занятие в неделю, 2 часа математики в неделю. Математика у моей ещё школьной учительницы, а она математик от бога. К тому же она хорошо знала и любила моего сына, мы её регулярно проведывали и пили чай из самовара, и сын отвечал взаимностью. В общем, через полгода она отказалась с ним заниматься, поскольку не видела результатов и очень расстраивалась, ей становилось плохо со здоровьем. Дальше я справлялась сама. Учебники Татьяны Рик по русскому, много-много пособий по математике. Математику до конца года мы сдали в середине марта, на 4))) Просто целый день математики, изо дня в день. Мы так учились считать ранее двузначные числа. Моему сыну удобнее изучать предметы по очереди. Читать он любит, просто за пару дней прочел учебник чтения и мы с ним поговорили по всем вопросам, в результате по чтению 5. Но надо работать дальше в этом направлении, и летом он будет заниматься с учителем литературы.
Хуже всего оказалось дело с окр. миром во второй половине года - история от древних времен до наших дней. Улыбнули слова про заучивание учебника))) Да, он кое-что успел заучить в результате, даже начал цитировать учебник. Но я-то этого совершенно не хотела! Он ни на один вопрос не мог ответить, вплоть до того, кто основал Петербург - Екатерина или Петр (выбрал Екатерину!). Это была наша единственная тройка в четверти. В последней четверти исправил, но мне и ему это далось очень нелегко. Только ведь, когда он ходил в школу, всё было тоже очень печально, математику, русский, окр. мир еле дотягивал до 3х, по чтению тоже ни разу 5 не получилось. И это с моим активным участием и при очень хорошей учительнице начальных классов.
По поводу социализации. Сын ходит в муз. школу, флейта и хор, и на водное поло. Вместе с групповыми занятиями по англ. языку вполне достаточно для ознакомления с идеей, что люди разные, каждый чем-то интересен, и со всеми лучше ладить.

Ни о чем.
О каком "опыте" речь -то? 3 месяца попробовала, и то в качестве развлекухи после работы!

странная мама, которая не будучи ни супер разносторонним педагогом (который по всем предметам за пару часов все идеально вложит в голову) ни домохозяйкой (чтоб самой весь день заниматься и возить по кружкам-секциям-репетиторам) ни женой олигарха (чтоб репетиторов нанять на дом) решила запереть ребенка дома
похоже статья выдумана - автор сама этого не делала

Статья о том, что если родители появляются дома за полчаса до того, как ребенку пора спать, школа лучше. Можно сказать откровеннее: интернат тогда еще лучше.
Автор исходит из целого ряда ложных посылок, как то:
бабушек-дедушек нет или они не хотят заниматься ребенком;
сами родители по факту не имеют среднего образования;
родители не способны заставить ребенка выполнять домашние задания и вообще слушаться;
сам ребенок не мотивирован на учебу;
родители не мотивированы дать ребенку знания, им нужен атестат, в лучшем случае входной билет в институт.
"Скажу сразу, я изначально рассматривала домашнее обучение для своего сына как проект. И через три месяца решила этот проект закрыть."
Для начала забываем офисный язык и начинаем разговаривать по русски. Как проект она рассматривала, зла не хватает.
Далее перевожу все на русский:
"Я неадекватно оценила свои организаторские возможности, способности сына к самоорганизации":
Сын не хочет учиться, а заставить его я не могу.
Можно подумать, что он будет учиться в школе в таком случае. Не способности свои надо оценивать, а ребенка строить. Когда жрать хочется мы не оцениваем свои способности готовить, а варим картошку. Вот и тут так же надо.
"часть программы мы играючи пробежим дома, ничего заоблачного в этом нет. И (это очень важно) речь не идет о занятиях с ребенком, который в перерыве между кружками, хобби и собственными проектами листает учебники. А о ребенке, который найдет миллион способов, чтобы всего этого избежать. Второе важное примечание: речь идет о средней школе с большим набором предметов."
Перевод: за время после учебы в школе я забыла, сколько в ней там предметов. Оказалось, что очень много! Сын не листает учебник в перерывах между кружками и просмотром телевизора.
Какие на фиг кружки?! Если завтра я вернусь с работы и у тебя не будет отскакивать от зубов вот это.... дальше идут угрозы скорой расправы и все, что вы думаете о кружках и телевизорах в таком разрезе.
"Как-то вечером, придя с работы, я открыла учебник русского и со вздохом сказала: «Давай позанимаемся». Передо мной была тема про правописание одного или двух «н» в прилагательных, и там был разветвленный алгоритм, с помощью которого следовало определить, сколько в итоге будет «н». И вдобавок к этому слова-исключения. Помните? «Стеклянный, оловянный, деревянный»......"
Как-то раз я пришла с работа и сын, изучая эту тему, забыл исключение "оловянный". Почему у него такие красные ущи, спросил муж, когда вернулся домой.
"Я открывала учебники по биологии, истории, географии, и на меня вываливался набор фактов. В отсутствие школьной системы предлагаемая ею система знаний теряла смысл."
Вот это уже непереводимо! То есть даваемые школой знания, в отсутствии школьной системы, теряют смысл. Это как?! Они, знания, вообще для чего нужны то? Чтобы применять их во взрослой жизни (уже без школы) или??? Или ходим в школу для того, чтобы ходить в школу?
"Мне стало понятно, что изучение школьной программы при моей полной антипатии к ее содержанию и полной незаинтересованности ребенка превратится в войну с самой собой и с ним."
Так зачем ее изучать то??? Сдать экзамен по ненужному предмету не умственно отсталый ребенок может просто, прочтя и запомнив содержание учебника дня за три. Если же у автора антипатия, скажем, к алгебре за седьмой класс, то так сразу надо и писать. Никто бы и не читал дальше.
"Но ведь задача-то была уйти от войны за обучение и привести жизнь семьи в более гармоничное состояние."
Перевожу: но ведь задача то была не учиьться, а оказалось, что с тех, кто учится дома, спрашивают строже! В школе можно ничего не знать и получить три, а тут так не выходит.
"1. Сможете ли вы быть лучше школы?"
Автор статьи точно не сможет. Чтобы быть лучше школы, надо иметь как минимум среднее образование и минимальные педагогические навыки. Типа шоб дети слухались мать.
"2. Школьная социализация - это миф, но найдете ли вы альтернативу?"
Енто смотря что считать социализацией. Кому, как говорится, и кобыла невеста. Мы нашли, что понимает под социализацией автор, тайна велика есть.
"3. Сколько стоит ваше время?"
Вот тут мы и подошли к ключевому вопросу. Время ребенка для автора не стоит ничего. И живет он одним днем. Для меня время ребенка важнее и дороже своего времени. В этом вся разница. Поэтому хоумскулинг для нас.

Так вышло, что последние полгода мои дети учатся на семейной форме. Сразу скажу, что не по идейным соображениям, не из-за проблем с учёбой или здоровьем. Также мои дети не из тех, кому "знакомы издевательства". Сын спортсмен, а дочь решила с ним заодно поучиться дома. До этого сын благополучно отучился 6,5 лет, сначала в обычной школе, потом в лицее. Дочь в частной школе 3,5 года. Статья, конечно, довольно смешная. Понять, в чём цимес, можно только поварившись в этой каше. Если кратко. При наличии детей не уо и не 9 или 11-классников, репетиторы не нужны в принципе. Если в 3 четверти я пыталась дёргаться и контролировать сына, то после благополучной сдачи аттестации сын сказал "Мама, всё. Учусь я, а не ты. Ты увидела, что я могу, и я не подведу". Больше не лезу. Дочь в 3 четверти подвисала, нужно было немного ею руководить в плане контроля за временем, аттестацию сдала тоже хорошо, 4 четверть закончила за 2 недели. У сына в 7 , конечно, нагрузка больше, поэтому занимается, соответственно, больше. Задачи форсировать темп и выполнить пятилетку за 3 года у нас нет, он и так школу закончит в 16. В общем, повторю главную мысль: никакие репетиторы не нужны. Но находиться дома кому-то из взрослых надо. Потому что дети есть дети. Ну и обслужить-накормить-отвезти кому-то нужно. Учатся дети прекрасно сами.
Ну, вопрос социализации у нас закрыт в принципе: сборы и лагеря - это покруче школы. И коллектив разновозрастный, и тренеры - не мамки родные, и живут в гостиницах/ общагах без мам и пап, и вообще на другом конце страны, бывает. И постирушки делают, и готовить иногда приходится.
Кроме школьной программы сын изучает корейский, дочь японский. Сдают на уровни, всё по-взрослому. Дочь ещё поёт в доме пионеров и ходит на изо раз в неделю.
В общем, опыт пока у нас небольшой, но следующий год однозначно на семейном. Мы часто в разъездах, и пропусков в лицее было бы много. А так получается удобнее, по крайней мере пока. Я не исключаю, что дети вернутся в школы. Кстати, не советую верить тем, кто рассказывает о том, что появляется много свободного времени:))). Это неправда, учиться надо много, если нужны знания, а не только писулька с оценкой. Речь, конечно, не о началке, там точно нефиг делать.
А, ещё враки о том, что сдать аттестацию это проблема, что бедных семейников притесняют и мучают, ставят палки в колёса. Никто ничего плохого не делает, если знаешь - сдашь без проблем. Ну, это как везде.

Комментировать статью "Домашнее обучение: опыт мамы, которая разочаровалась"

Плюсы и минусы семейного образования. Обучение на дому: по необходимости и по желанию. Достоинства домашнего обучения: Возможность растягивать процесс обучения или наоборот проходить программу нескольких классов за один год.

Обсуждение

Мы в МШЗД на заочное перешли, тоже частная. Там раз в месяц контрольные по всем предметам онлайн, а приезжать только в конце года на итоговые аттестации.

В зависимости как договоритесь.
У меня сейчас ребенок тоже оформлен как на ИУП. ЧАсть предметов заочно, часть очно.
Школа получает деньги. Считаю, что это правильно, т.к. труд учителей должен быть оплачен. С другой стороны можно попросить о консультации при необходимости.

Я когда искала своему школу для аттестации, мне понравились школы при колледжах малокомплектные ТК 21 и 26 . Администрация школьных отделений очень доброжелательна. Мы в итоге прикрепились к 21. Была приятно удивлена уровнем педагогов.

индивидуальное обучение. Девочки! Подскажите, пожалуйста, плюсы и минусы индивидуального обучения. У нас дома никогда не было нытья "не хочу в школу". Потому, что всегда было - не хочешь не ходи. На СДВГ -форуме есть длинны=ая тема про индивидуальное...

Обсуждение

а школа "Ковчег" от вас далеко? у моей подруги сын-аутист именно ее заканчивал, там нормально относятся к детям, не сидящим за партами.

У моего очень хороший опыт надомного обучения. Его уже на подготовке в школу заметили и начали предлагать надомное. Индивидуально или в группе из 2-3 человек учился до 7 класса. В 7-8 классе стал говорить, что хочет в класс. Школа пыталась ввести в класс, но не совсем успешно. С 9 класса полностью в классе. Сейчас школу уже закончил.
Закончил хорошо.
У нас дома никогда не было нытья "не хочу в школу". Потому, что всегда было - не хочешь не ходи.
На СДВГ -форуме есть длинны=ая тема про индивидуальное или домашнее обучение. Там разный опыт описывается.

Минусы обучения на дому. Я неадекватно оценила свои организаторские возможности, способности сына к самоорганизации, затраты на обучение и прочее. Варианты обучения на дому: надомное образование, семейное образование, дистанционное обучение.

Обсуждение

Домашнее обучение лучший вариант для тех, кто умеет строить ребенка. Если в лексиконе есть фраза "уговорить сесть за уроки", ничего хорошего от домашнего обучения не ждите. Мама сказала сесть за уроки, значит сел и волнуется по поводу того, что не догадался сесть сам раньше.
И не надо списывать на индивидуальные особенности ребенка, в армии не уговаривают никого. Следовательно, существуют отработанные технологии, которые позволяют не уговаривать. И, заметьте, пришедшие из армии (а следовательно, самые ленивые экземпляры) в один голос расхваливают военную дисциплину и то, как она "сделала их людьми". То есть в конечном итоге им нравилось четко и быстро выполнять команды совершенно чужого им и весьма неприятного человека.
С каким же удовольствием нормальный ребенок должен делать то, что говорят родители!

А ребенок, хочет надомное? Если ребенок не против, а ответственность за качество образования будет попрежнему на учителях, а не на Вас (т.е. именно надомное по мед. показанием, а не семейная форма по желанию родителей), тогда можно пробовать. Опять же очень важно где будет находиться ребенок в свободное время, чем он будет занят. С другой стороны особого смысла торопиться нет. Можно перейти в 5 класс, а потом уже что-то решать. Проблемы с поведением для детей, тем более мальчиков, это вполне нормально, это не является тем показанием по которому медики могут назначить ребенку надомное обучение, но в жизни всё бывает и по разному договариваются. В любом случае еще раз внимательно изучите законодательную разницу между формами обучения, чтоб Вас просто не обманули. А главное действуйте в интересах ребенка, а то, что Вам говорят учителя не воспринимайте слишком серьёзно. Учителя часто драматизируют и конечно желают видеть только идеальных высокомотивированных на учёбу детей.

Варианты обучения на дому: надомное образование, семейное образование, дистанционное обучение. Обучение на дому: по необходимости и по желанию. Вот основные положения этого закона: Перейти на семейную форму образования можно на любой ступени общего...

Варианты обучения на дому: надомное образование, семейное образование, дистанционное обучение. В договоре подробно должно быть описано, какая роль отводится в обучении ребенка школе, какая - семье; когда и сколько раз будут проводиться, аттестации, а также на...

Обсуждение

У меня сын был в экстернате с 1 по 6-й класс включительно, потом поступил в Л2Ш (сейчас на 5-м курсе). На школьное обучение я потратила деньги в размере цены книг (свои учебники, чтобы в них можно было делать пометки + методички для учителей из Педагогической книги; книг для общего развития покупала много, но это уже к школьному обучению фактически не относится); предлагала платно заниматься английским, но день отказался категорически. Выбрала школу, где интенсив был не обязателен (26-ю). По всем предметам занималась с сыном дома сама. Осенью спрашивала у каждого предметника (в счет 1 бесплатного урока) по какому учебнику нужно заниматься, в каком объеме нужно знать предмет для сдачи, в чем заключается экзамен и тщательно записывала (устно или письменно, какие стихи наизусть, как записать задачу в контрольной на экзамене, что еще кто скажет), просила телефон для договора об экзамене. Протом приходили только на экзамен. Репетиторов у нас не было ни разу, ни за время экстерната, ни позже.
В экстернате виже сплошные плюсы без единого минуса (пока образование родителей позволяет курировать учебу: например, если бы сын собирался учиться по профилю биологии, химии или медицины, то и до выпускного экстернат подошел бы, а разбирать олимпиадную математику и физику старших классов моих знаний уже маловато). Минусы начались, когда сын пошел в школу. Проводы в школу (от момента побудки до выставления за дверь) у меня лично занимали столько же времени, сколько занятия по школьной программе с той лишь разницей, что занимались мы в удобное мне и сыну время, а утром мне значительно менее удобно (либо самой на работу бежать, либо могла бы выспаться). Далее в школе начинаются проблемы с необходимостью найти (с сегодня на завтра-послезавтра) незаявленные заранее учебники, книги, тетради и прочая, хоть ты тресни, выполнить дурацкие дз, найти нужную форму (для разных занятий, от учебных до уборки и походов) + еще родительские собрания. Ну, и вечная дилемма со слегка приболевшим: вызывать врача - это минус мой рабочий день ради бумажки в школу, а не вызывать - трех дней далеко не всегда хватало (и не всегда охотно записки принимали). ИМХО, школа - сплошной гемор.
В целенаправленной домашке никогда не видела смысла. Например, по устным предметам сын просто читал учебник, а потом мы обсуждали. Если видела, что как-то не очень, то читали вместе и обсуждали сразу (а потом он учил что-то для сдачи, даты, например). Математику делали, в основном, устно, открывая конец учебника. Что надо знать рассказывала независимо от учебника и не обязательно за столом. Потом отдельно сын писал контрольные из методичек на время. По русскому тоже читали вместе правила, потом сын вписывал в учебник нужные буквы в упражнения, попутно обясняя мне почему, до тех пор, пока начинал делать все безошибочно. Тогда переходили к следующему параграфу. Регулярно писал диктанты. Чистописанием занимались отдельно, не по принципу совмещения с математикой или русским языком. ИМХО, классическая домашка при отсутствии доминанты моторной памяти только вредна. Что не исключает заданий для самостоятельной работы, но не "ежедневно, для порядка, чтоб було, что писать" и заодно ненавидеть, а более осмысленно: в 5-м ребенку уже можно объяснить объем материала для сдачи за год (выучился решать задачи и примеры в объеме учебника - пошли и сдал, больше математикой прицельно по учебнику не занимается и штаны за писанием задач просиживать нечего; прочел нужные литературные произведения, выучил стихи, разобрали ответы на требуемые вопросы - пошли, деть сдал и усе, жирная точка; по всем предметам так). Конечно, от взрослого нужно следить за распределением времени по предметам. И заниматься можно не только в рамках школьной программы. Но для души - тем более без дз. Когда ребенок знает, что сдал, отстелялся и свободен (дальше читает желаемое, гуляет и т.п.) есть стимул стараться знать то, что сдавать. А когда знает или не знает - все равно домашка - какие уж стимулы к работе на результат?


Собственно поэтому семейное образование выцарапать сложнее, нужно искать школу, где оно прописано в уставе

Мой сын на экстернате, семейное организовать не получилось, но мы в Краснодаре, не в Москве, здесь это реже бывает. Ну и плюс в Москве (по отзывам мам) семейникам за год выплачивают около 20 тысяч рублей, у нас намного меньше, так что я не сильно бодалась.

Если есть вопросы - можно тут или в подник

Дочь 2 класс заканчивает на семейном обучении. Ислючительно по убеждениям. Очень довольны. Успеваемость отличная, по математике - на класс-полтора выше идет. Занимаюсь я, а в основном дочь сама. Можете прямо здесь расспросить, мой комп сейчас не работает, почту не читаю.

23.01.2008 23:01:38, Эль Нинья

Обсуждение

Никаких законодательных актов по вашему случаю, увы, нет. Я в свое время изучала этот вопрос, сын у меня болел целый год, в школу ходил в общей сложности четверть одну. И выкручиваться пришлось нам самим, сын учился дома, сам. Врачи делали круглые глаза, когда я спрашивала про домашнее обучение, хотя болел сын тяжело. Но увы:(
Но нам "повезло" больше, чем вам - он болел в 5-м классе, когда предметов еще мало, и не было физики-химии. С русским-математикой сын справился сам, по английскому нанимали репетитора, просили его же учительницу, упрашивали-уговаривали, чтобы позанималась. Она всего за 10 занятий смогла его подтянуть, потому что видела проблему.

Вот если бы Вам тоже с учителями договориться, по тем предметам, которые Вы сами не сможете осилить, не звери же они, может, за небольшую плату позанимаются индивидуально? Так было бы лучше всего, учителям лучше видно, где пробелы, не надо весь курс давать.
По химии Вам уже Майя предложила помощь, остаются физика-математика? А русский с литературой, может, дома осилите?

Я другого пути не вижу, совсем без денег не получится, ИМХО.

Может попробывать сделать справки в другой поликлинике? В Семашко, НИИ Педиатрии. Их возьмут?