Болезни Военный билет Призыв

Наука изучающая процессы происходящие в грунтах. Назовите, какая из географических наук изучает: процессы, происходящие в Мировом океане; население Земли; процессы, происходящие. Физическая география и её структура

Материал содержит информацию о территории, которую занимает Юго-Западная Азия. Статья рассказывает о составе населения региона, преобладающей религии и экономическом потенциале основного числа государств. Указывает на специфику и особенности географического положения территории.

Юго-Западная Азия

Регион географически относится к районам Азии.
В его состав включены:

  • Закавказье;
  • Копетдаг;
  • Малоазиатское нагорье,
  • Армянское нагорье;
  • Иранское нагорье;
  • Месопотамия;
  • Аравийский полуостров.

Юго-Западная Азия в своем составе содержит также полуостров Аравию, Сирийско-Палестинские горы и равнины Месопотамии.

Общую площадь территории составляет цифра равная 6,8 млн. км. кв.

Рис. 1. Регион на карте.

Специфика географии региона заключается в особенном геологическом строении — регион является обломком Африканской платформы.

По мнению некоторых исследователей это спорный регион по его локализации и принадлежности стран Юго-Западной Азии и их территорий. Часть исследователей относит некоторые государства к Юго-Западной Азии, а часть ученых эти же державы ориентирует в сторону Ближнего Востока.

Список стран, которые входят в состав региона:

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

  • Афганистан;
  • Бахрейн;
  • Кипр;
  • Иран;
  • Ирак;
  • Израиль;
  • Иордания;
  • Кувейт;
  • Ливан;
  • Оман;
  • Катар;
  • Саудовская Аравия;
  • Сирия;
  • Турция;
  • Йемен;
  • Палестина;
  • Армения;
  • Азербайджан.

С антропологической точки зрения население Юго-Западной Азии практически полностью относится к южным группам расы европеоидного типа.

Население по территории региона размещается неравномерно. Значительные области охватывают пустыни и полупустыни. Однако для прибрежных участков омывающих территорию морей, в долинах рек Тигра и Евфрата, и прилегающих оазисов свойственна повышенная плотность населения.

Многие столицы стран региона представляют собой крупнейших экономических и политических гигантов на мировой арене.

Эта часть суши, как никакая другая на планете, может похвастаться государствами, обладающими высоким ресурсным потенциалом в плане добычи нефти, драгоценных металлов и камней, пригодных для использования в ювелирном производстве. Список стран региона постоянно меняется в экономическом плане - все чаще перечень пополняют развивающиеся страны.

Основная масса народов Юго-Западной Азии пользуется языками трех лингвистических групп:

  • семитской;
  • иранской;
  • тюркской.

Доминирующая религия региона - ислам.

Рис. 2. Мечеть Харам.

Эти культурно-исторические объекты служат местами обязательного паломничества для миллионов мусульман.

Климат Юго-Западной Азии

Климатические условия здесь достаточно засушливы. Этим объясняется влияние на территорию тропического и субтропического климатических поясов. В областях центральной и южной локализации Аравийского полуострова температурный максимум поднимается до +55° С.

Рис. 3. Пустынные участки территорий региона.

Только на Черноморском и Средиземноморском побережьях находится зона твердолиственных лесов и кустарников.Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 147.

Видеоурок позволяет получить интересную и подробную информацию о странах Юго-Западной Азии. Из урока вы узнаете о составе Юго-Западной Азии, особенностях стран региона, их географическом положении, природе, климате, месте в данном субрегионе. Преподаватель подробно расскажет вам об одной из главных стран Юго-Западной Азии - Турции.

Рис. 1. Юго-Западная Азия на карте ()

Южная Азия - культурно-географический регион в Азии, включающий в себя, с географической точки зрения, Закавказье, Копетдаг, Малоазиатское, Армянское и Иранское нагорья, Месопотамию, Аравийский полуостров и Левант. С политической точки зрения, к Юго-Западной Азии относят Ближний Восток, Закавказье и Средний Восток.

Состав :

1. Афганистан.

2. Бахрейн.

6. Израиль.

7. Иордания.

8. Кувейт.

12. Саудовская Аравия.

14. Турция.

17. Палестина.

18. Армения.

По форме правления Бахрейн, Иордания, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия - монархии. По форме административно-территориального устройства ОАЭ - федерация.

Самыми мощными экономиками в регионе обладают Турция и Иран. Из расчета ВВП на душу населения лидирует Катар (почти 100 000$).

Для всех стран Юго-Западной Азии характерен традиционный тип воспроизводства населения. Здесь одни из самых высоких показателей рождаемости в мире.

В большинстве стран распространена горнодобывающая промышленность, земледелие, кочевое скотоводство, нефтяная и газовая промышленности, нефтехимия, машиностроение. В Турции, ОАЭ, Саудовской Аравии, Израиле, Иордании активно развивается туризм.

Ресурсы: нефть (самые крупные запасы в мире) и газ, соли, сера, цветные металлы.

Турция. Полное название - Турецкая Республика. Образовалось в 1923 году в результате распада Османской империи. Основная часть территории страны приходится на Анатолийский полуостров и Армянское нагорье, меньшая - на Балканский полуостров между Черным и Средиземным морями. В 2000 г. приобрела официальный статус страны-кандидата в члены Евросоюза. Столица - Анкара.

Рис. 3. Флаг Турции ()

Площадь страны составляет 779,5 тыс. кв. км. Часть территории Турции - 97% - расположена в Азии и 3% - в Европе. Максимальная протяженность турецкой территории с запада на восток - 1600 км, с севера на юг - 600 км.

На территории Турции насчитывается более 100 видов полезных ископаемых. Страна располагает многими видами рудного, горно-химического, топливно-энергетического сырья. В первую очередь следует назвать хромовые, вольфрамовые, медные руды, бораты, мрамор, каменный уголь и др. На долю Турции приходится 25% общемирового запаса ртути.

Доля промышленности в экономике страны составляет около 28%, сельского хозяйства - 15%, строительства - 6%, услуг - 51%. В общем объеме промышленного производства наибольший вес имеет обрабатывающая промышленность (84%, включая строительство). Развиты текстильная, кожевенная, пищевая, химическая, фармацевтическая отрасли, энергетика, металлургия, судостроение, автомобилестроение и производство электробытовых товаров. Динамично развивающейся отраслью является туризм. В последние десятилетия всё большее значение в экономике Турции играет туризм. Турцию посещает более 20 млн иностранных туристов ежегодно. Больше всего туристов приезжает из Германии, России, Ирана, Болгарии, Греции, Грузии, Азербайджана. По данным Турецкого статистического управления, в 2011 году иностранные туристы пополнили бюджет государства на 23 млрд долларов, что на 10,6 процентов больше, чем в предыдущем году.

Рис. 4. Отель в Анталии ()

Население. Основное население страны - турки, на втором месте по численности населения - курды (по некоторым данным, их до 18% в пределах страны), значительная доля крымских татар, арабов. Большинство жителей Турции исповедуют ислам. Религия отделена от государства. Самый крупный город Турции - Стамбул, население которого, по некоторым данным, превышает 10 млн чел.

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Федеральный портал Российское Образование ().

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии / И.А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.

7. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 250 с.

8. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.

9. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

10. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Включает полуостров Аравию, Сирийско-Палестинские горы, равнины Месопотамии. Своеобразие в геологическом строении — обломок Африканской . Красное море и — глубоко опущенные северные участки Восточно-Африканской зоны разломов. Восточная часть — предгорный прогиб альпийского возраста (Месопотамия и Персидский залив). Своеобразие природы — с особенностями . Господствуют континентальные тропические массы воздуха. Высокие средние годовые , мало осадков — поэтому преобладают и пустыни. Древнейший очаг цивилизации, центр арабской культуры. Богатейшие запасы нефти (более 30% добычи капиталистических ), ряда рудных ископаемых.

Месопотамия . Месопотамская занимает область предгорного прогиба альпийского возраста с однообразным выровненным рельефом. Кристаллический фундамент на большой глубине, перекрыт мощной толщей аллювиальных отложений Тигра и Евфрата. Активная деятельность. Персидский залив за 5 тыс. лет отступил на 500 км (поступление терригенного материала). Самостоятельно впадавшие в залив реки слились в единую артерию -Шатт-эль-Араб.

Выделяют Нижнюю и Верхнюю Месопотамию. Первая (Вавилония) -однообразная аллювиальная низменность (не более 100 м высотой). Севернее Багдада уступ высотой 6-8 м — древняя береговая линия Персидского залива. Верхняя (Джезире) — ровное плато до 300-400 м с отдельными грядами до 30-50 м. сухие русла (вади) и небольшие холмы (телли).

Месопотамия — одно из самых жарких мест Евразии. В северной части черты средиземноморского климата, в южной — тропического. Средние июльские температуры от 30 до 34° (нередко повышение до 50°). Средние январские в Нижней Месопотамии +11,+12°, в Верхней +5, +7°. Зимний максимум осадков — их выпадает на севере 300-500 мм, на юге 60-100 мм.

Большая часть в тропическом, крайний север — в субтропическом поясе. Различия в температурах зимних месяцев (от +8° в до +25° в Адене, июльские от 26° на севере до 33° на юге). Аравия — одно из самых жарких мест мира, в отмечалось до 55°. Скудно увлажнение (100-300 мм в год). В северную часть осадки приносят средиземноморские циклоны в зимнее время, на юге максимум в летнее время с муссоном. В горах более 1000 мм. Почти нет внешнего . В рельефе древние русла рек (вади). С запада на восток — традиционные караванные пути.

Более 90% Аравии — тропические пустыни. Преобладают песчаные с развеваемыми песками и солончаками в понижениях.

Растительность бедна: солянки, тамариски, верблюжья колючка. В оазисах — финиковая пальма, акации, джидда.

К более влажным местам северной Аравии приурочены полынно-эфемеровые степи. В горах — редкостойные леса с фисташкой, рожковым деревом, миррой, драценой, драконовым деревом. Наиболее разнообразна растительность речных долин и наветренных склонов Йемена: фикусы, канделябровидные молочаи, сикиморы, много эндемиков. Фауна представлена копытными (антилопа, газели, онагр), грызунами, хищниками (шакал, гиена), пресмыкающимися.

Особые приметы: самый большой полуостров Евразии. Древняя кристаллическая глыба, приподнятая на западе, опущенная на востоке. Разнообразие рельефа: горы, равнины, куэсты, лавовые плато (харра) с конусами потухших вулканов. В Красном море и Аденском заливе цепочки потухших и действующих вулканов. Различие типов пустынь. Аравия — одно из самых жарких мест мира. На большей части полуострова отсутствие внешнего стока. Более 90% Аравии — тропические пустыни.

Комплекс гуманитарных наук, изучающих историю человечества.
Её объект (прошлое человечества во всём его многообразии) недоступен для непосредственного восприятия исследователем. В этом состоит основное отличие исторической науки от естественных наук, объект которых всегда доступен наблюдению, стабилен и независим от исследователя. Научное (т. е. достоверное и систематизированное) знание о прошлом историк может получить только путём специальных исследовательских операций с историческими источниками.
Исторический источник - любой продукт человеческой культуры, содержащий информацию о прошлом человечества. Как результат сознательной деятельности человека исторический источник отражает замысел, навыки и умения своего создателя. В то же время источник становится таковым только после обращения к нему специалиста-историка.
Этапы работы историка: выбор темы исследования; поиск и определение круга источников, пригодных для решения поставленной задачи (эвристика); проверка подлинности найденных источников (внешняя критика); сопоставление информации в рамках комплекса источников и проверка её достоверности (внутренняя критика); анализ информации, содержащейся в исторических источниках, методами исторической науки (интерпретация фактов, синтез); написание исследования (изложение результатов).

Историческая наука. Беда Достопочтенный.

Составные части (отрасли) исторической науки - источниковедение (теория использования исторических источников), историография (история исторической науки).
К специальным историческим дисциплинам относятся археология (изучает прошлое по материальным остаткам деятельности людей) и этнография (изучает происхождение, расселение, быт и культуру различных народов).
Историческая наука пользуется методиками вспомогательных исторических дисциплин. В их числе археография (собирание, изучение и издание письменных источников), архивоведение (история архивов, методика поисков архивных документов), генеалогия (история родов и семей), геральдика (изучение гербов и знаков отличия), дипломатика (изучение исторических актов), историческая география (география определённой территории в прошлом), историческая метрология (единицы измерения в прошлом), кодикология (история рукописной книги), нумизматика (история монет и денежного обращения), палеография (методы датировки памятников письменности), папирология (изучение документов на папирусе), сфрагистика (история печатей), хронология (история календаря у разных народов), филигранология (датировка документов по бумаге), эпиграфика (изучение надписей на твёрдых поверхностях). При работе с письменными источниками историки обращаются к методикам вспомогательной филологической дисциплины - текстологии (изучение истории текста, выявление позднейших вставок, установление авторства).

Историческая наука. Сыма Цань.

Историческая наука зародилась в 5 в. до н. э. в Греции Древней. Её корни лежат в ионийской философии (с 6 в. до н. э.), утверждавшей, что Вселенная в целом познаваема и человек-исследователь может открыть её универсальные законы. «Отцом истории» считается Геродот. Значимые античные историки: греки Фукидид (5 в. до н. э.), Ксенофонт (5-4 вв. до н. э.), Полибий (2 в. до н. э.), Плутарх (1-2 вв. н. э.); римляне Саллюстий, Варрон (оба - 1 в. до н. э.), Ливии Тит, Тацит, Светоний (1-2 вв. н. э.).
Античные историки предпочитали описывать события, произошедшие при их жизни или незадолго до них, поэтому полагались на собственные впечатления и свидетельства очевидцев. При описании более ранних событий использовались исторические сочинения предшественников. Документы служили лишь вспомогательным источником информации. Достойными внимания считались войны, политика, законодательная деятельность и биографии по¬литических лидеров. Для античных историков характерен и особый интерес к религии, обычаям соседних народов, происхождению имён, названий. Господствующей концепцией исторического процесса была циклическая теория.
В 4-15 вв. определяющее влияние на историков оказывало христианство, а основное внимание уделялось истории Церкви. Наибольший вклад внесли Евсевий Кесарийский (3-4 вв.), Павел Орозий, святой Августин Блаженный (оба 4-5 вв.), Иордан, Беда Достопочтенный, Павел Диакон (оба 8 в.), Эйнгард (8-9 вв.). Возросло значение письменных источников в историческом исследовании. Преобладала линейная концепция истории (от Сотворения мира до Страшного суда) и провиденциализм. Традиции античной исторической мысли нашли продолжение в сочинениях византийских авторов: Прокопия Кесарийского (6 в.), Константина Багрянородного (10 в.), Михаила Пселла (11 в.) и Георгия Акрополита (13 в.).
Историческая наука развивалась и в рамках других цивилизаций. В Китае, где первые исторические сочинения восходят к 3 в. до н. э., считалось, что история должна служить руководством для политических деятелей. Самые известные китайские историки: Сыма Цянь (2-1 вв. до н. э.), Лю Чжицзи (661-721) и Сыма Гуан (1019-86). Крупнейшим исламским историком считается Ибн Хальдун (1332-1406).
В эпоху Ренессанса у европейских историков вновь возникает интерес к политической истории: труды Л. Бруни (1374-1444), Н. Макиавелли (1469-1527) и др. Работы Лоренцо Баллы (1407-57) заложили основы текстологической критики средневекового документа. В 16 в. в условиях жёсткой полемики между католиками и протестантами (см. ст. Реформация) обязательными для научных трудов стали точные ссылки на источники и обильное их цитирование.
В 16-17 вв. осуществлялись масштабные публикации новых источников, разрабатывались методики их критики. Так, основатель дипломатики и палеографии Ж. Мабильон (1632-1707) сформулировал общие правила определения аутентичности средневековых документов и настаивал на комплексном анализе всех их черт для проверки идентичности.

Историческая наука. Э. Гиббон.

В 18 в. тон развитию исторической науки задавала философия. Философы-просветители рассматривали историю как единый всеобщий процесс, базирующийся на универсальных законах. Возник интерес к истории неевропейских цивилизаций. Крупнейшим представителем т. н. философской историографии стал Э. Гиббон (1737-94). Философ-просветитель И. Г. Гердер (1744-1803) считал, что развитие общества - естественный результат совокупного действия его национальных особенностей, природных условий и культурных традиций. Дух народа выражается в искусстве и народной поэзии. Их Гердер считал возможным рассматривать только в развитии-(сформулировал принцип историзма).
В 19 в. история превращается в самостоятельную научную дисциплину со своим объектом и методами исследования. Последние в значительной степени основываются на достижениях нем. классической философии: учениях И. Канта (1724-1804) и Г. Гегеля (1770-1831). Письменные источники прочно заняли место основных материалов для историка. Ведущим институтом по обучению методикам исследования средневековых документов стала Школа хартий (Франция, с 1821 г.). Теоретические основы совр. исторической науки заложены в трудах Л. Ранке (1795-1886). Он был убеждён в том, что истина содержится в архивных материалах, настаивал на объективности историка и сделал скрупулезное исследование источников основой исследовательской работы историка.
Формирование методик работы с историческими источниками напрямую связано с позитивизмом. Позитивисты полагали, что историческая наука должна отвечать только на вопрос о том, как (а не почему) происходят события. Прогресс - непреложный закон общественного развития. Историку следует лишь профессионально извлекать из источников достоверные факты и, систематизируя их, описывать изучаемые процессы. Классической работой, содержащей исчерпывающий обзор методов исторической науки, считается «Введение в изучение истории» Ш. Ланглуа и Ш. Сеньобоса (1898).
К крупнейшим историкам 19 в. относятся Ф. Гизо (1787-1874 гг., один из предшественников классовой теории исторического развития), Ж. Мишле (1798-1874), Ф. де Куланж (1830-89), С. Р. Гардинер (1827-1902), Т. Моммзен (1817-1903), В. Дильтей (1833-1911), Ф. Мейнеке (1862-1954) и др.
В 19 в. произошло становление специальных исторических дисциплин. Основатель египтологии Ж. Шампольон (1790-1832) разработал основные принципы дешифровки иероглифического письма. Археолог Г. Шлиман (1822-90) нашёл гомеровскую Трою, вёл успешные раскопки в Микенах, Орхомене и Тиринфе. Шлиман стал одним из создателей теории стратиграфии (сравнительного изучения культурных слоёв). Его исследования продолжили В. Дерпфельд (1853-1940) и А. Эванс (1851-1941). Последний открыл на Крите Кносский дворец и детально описал минойскую культуру 3-2 тыс. до н. э.
В 20 в. увеличивается специализация историков (сосредоточенность на занятии строго ограниченной областью науки). Масштабы исследования расширяются географически (распространяются на все цивилизации) и хронологически (от первобытного до постиндустриального общества). Эти процессы происходили на фоне распространения и конкуренции разных философских учений (исторический материализм, неокантианство, феноменология, философия жизни, структурализм, неопозитивизм, экзистенциализм и др.), становившихся методологической основой исторического исследования.
Приверженцы исторического материализма (основоположники К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) полагали, что материальные условия жизни определяют мировоззрение человека и социальных групп, и рассматривали историю как единый для любой цивилизации процесс закономерной смены общественно-экономических формаций (формационная теория исторического процесса).

Историческая наука. Ф. Гизо.

Неокантианцы видели в истории науку о духе, занимающуюся индивидуальными явлениями. Социолог и историк М. Вебер (1864-1920) считал, что учёные сначала создают абстрактные мысленные конструкции исторического процесса (т. н. идеальные типы: капитализм, христианство и др.), а затем наполняют их эмпирическим материалом.
Представитель философии жизни О. Шпенглер (1880-1936) отрицал наличие единой общечеловеческой культуры и прогресса человечества: каждая культура - отдельный организм, выражающий душу народа. В мировой истории Шпенглер насчитывал 8 культур. Культура рождается, развивается и умирает, превращаясь в цивилизацию. Переход от культуры к цивилизации означает прекращение творческого процесса и окостенение всех форм жизни общества.
На основе этого учения А. Д. Тойнби (1889-1975) создал цивилизационную теорию исторического процесса. Единой истории человечества не существует. Есть разрозненные истории замкнутых цивилизаций, каждая из которых со временем погибает. Учёный насчитывал 13 цивилизаций, сумевших полностью раскрыть свой потенциал. Социальные процессы, последовательно происходящие в цивилизациях, аналогичны друг другу и потому доступны сравнительному изучению на основании эмпирических законов. Прогресс человечества заключается в его духовном совершенствовании, в стремлении создать единую синкретическую религию.
Цивилизационная теория господствует в совр. исторической науке. Одно из наиболее быстро развивающихся направлений - историческая компаративистика (сопоставление различных цивилизаций). Видный представитель этого направления Ш. Н. Эйзенштадт (род. в 1923) известен своими трудами по теории модернизации, цивилизации и революции.
В 1920-х гг. оформился структурализм - направление в гуманитарном знании, рассматривающее культуру как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама). Расцвет структурализма пришёлся на 1960-е гг. (К. Леви-Строс, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Дер-рида, Л. Гольдман), особые успехи были достигнуты в изучении истории первобытного общества, этнографии, истории культуры.
В 1929 г. вышел первый номер журнала «Анналы экономической и социальной истории» (ныне «Анналы. История, социальные науки»), основателями и редакторами которого были М. Блок (1886-1944) и Л. Февр (1878-1956), а в 1956-69 гг. - Ф. Бродель (1902-85). Журнал объединил вокруг себя группу учёных (школа «Анналов»). Приверженцы этого направления, занимая разные философские позиции, полагают, что предмет исторической науки - жизнь общества во всех (без исключения) её проявлениях; обращаться следует преимущественно к массовым явлениям.
Важные наблюдения были сделаны, например, в такой области, как влияние природной среды на социальные процессы. Родоначальники «Анналов» считали, что необходимо преодолеть недостатки узкой специализации исследователей, вернуться к постановке проблем всеобщего характера (концепция «глобальной истории»), шире использовать методы других наук. С нач. 1970-х гг. новое поколение школы «Анналов» (Э. Леруа Ладюри, Ж. Ле Гофф, Ф. Фюре, П. Шоню, М. Ферро, К. Клапиш, А. Фарди и др.) вернулось к более локальной проблематике.
На основании разработанных Ф. Броделем принципов комплексного исторического анализа И. Валлерстайн (род. в 1930) создал мир-системную теорию исторического процесса. История - развитие региональных мир-систем, представляющих собой сочетание мир-экономик (систем международных связей, основанных на торговле) и мир-империй (групп стран, объединённых политически, а не экономически). Развитие мир-экономик подчинено законам циклической теории рус. экономиста Н. Д. Кондратьева (1892-1938). После длительной конкуренции западноевропейская мир-экономика одержала победу над всеми прочими, превратившись в единственную мир-систему. Теория Валлерстайна хорошо объясняет процесс глобализации. Во 2-й пол. 20 в. грань между исторической и т. н. социальными науками (социологией, психологией, антропологией, экономикой) практически стёрлась, широко распространились междисциплинарные исследования. Новым направлением исторической науки стала контрфактическая (виртуальная) история, изучающая альтернативы исторических событий и социально-экономических процессов (Р. Фогель, Н. Фергюсон). Основной приём контрфактического моделирования - реконструкция определённого процесса, проходящего в иных, изменённых исследователем условиях (как развивалась бы экономика США в 19 в., если бы железные дороги не получили распространения и т. п.).

Наука изучает окружающую природу, действительность, реальность, воспринимаемую нами при помощи органов чувств и осмысливаемую интеллектом, разумом. Наука есть система и механизм получения объективного знания об этом окружающем мире. Объективного – то есть такого, которое не зависит от форм, способов, структур познавательного процесса и представляет собой результат, напрямую отражающий реальное положение дел. Наука обязана античной философии и становлением (открытием) величайшей формы логического познания – понятия.

Научное познание основано на целом ряде принципов, которые определяют, уточняют, детализируют формы научного познания и научного отношения к постижению действительности. Они фиксируют некоторые особенности научного миропредставления, достаточно тонкие, детализированные, своеобразные, которые делают науку действительно очень мощным, действенным способом познания. Можно выделить несколько таких принципов, лежащих в основании научного понимания реальности, каждый из которых играет в этом процессе значительную роль.

Во-первых, это принцип объективности. Объект – нечто, лежащее за пределами познающего человека, находящееся вне его сознания, существующее само по себе, имеющее свои собственные законы развития.

Принцип объективности означает не что иное, как признание факта существования независимого от человека и человечества, от его сознания и интеллекта, внешнего мира и возможности его познания. И это познание разумное, рациональное должно следовать выверенным, аргументированным способам получения знания об окружающем мире.

Второй принцип, лежащий в основании научного познания, – принцип причинности. Принцип причинности, или, говоря научно, принцип детерминизма, означает утверждение о том, что все события в мире связаны между собой причинной связью. Согласно принципу причинности событий, у которых нет реальной, фиксируемой теми или иными способами причины, не бывает. Не бывает также событий, не влекущих за собой каких-либо материальных, предметных следствий. Всякое событие порождает каскад, или, по крайней мере, одно следствие.

Следовательно, принцип причинности утверждает наличие во Вселенной естественных сбалансированных способов взаимодействия объектов. Только на его основе можно подойти к изучению окружающей действительности с позиций науки, используя механизмы доказательства и экспериментальной проверки.

Принцип причинности может пониматься и трактоваться по-разному, в частности, достаточно сильно различаются между собой его интерпретации в классической науке, связанной, прежде всего, с классической механикой Ньютона, и квантовой физике, являющейся детищем XX столетия, но при всех модификациях этот принцип остается одним из главных в научном подходе к пониманию действительности.


Следующий важный принцип – это принцип рациональности, аргументированности, доказательности научных положений. Любое научное утверждение имеет смысл и принимается научным сообществом только тогда, когда оно доказано. Типы доказательств могут быть разными: от формализованных математических доказательств до прямых экспериментальных подтверждений или опровержений. Но недоказанных положений, трактуемых как весьма возможные, наука не приемлет. Для того чтобы некое утверждение получило статус научности, оно должно быть доказано, аргументировано, рационализировано, экспериментально проверено.

С этим принципом напрямую связан следующий, характерный в основном для экспериментального естествознания, но в некоторой степени проявляющийся в теоретическом естествознании и в математике. Это – принцип воспроизводимости. Любой факт, полученный в научном исследовании как промежуточный или относительно законченный, должен иметь возможность быть воспроизведенным в неограниченном количестве копий, либо в экспериментальном исследовании других исследователей, либо в теоретическом дока­зательстве других теоретиков. Если научный факт невоспроизводим, если он уникален, его невозможно подвести под закономерность. А раз так, то он не вписывается в причинную структуру окружающей действительности и противоречит самой логике научного описания.

Следующий принцип, лежащий в основании научного поз­нания, – принцип теоретичности. Наука – не бесконечное нагро­мождение разбросанных идей, а совокупность сложных, замкнутых, логически завершенных теоретических конструкций. Каждую теорию в упрощенном виде можно представить в качестве совокуп­ности утверждений, связанных между собой внутритеоретическими принципами причинности или логического следования. Отрывоч­ный факт сам по себе значения в науке не имеет.

Для того чтобы научное исследование давало достаточно целостное представление о предмете изучения, должна быть построена развернутая теоретическая система, называемая научной теорией. Любой объект действительности представляет собой огромное, в пределе беско­нечное количество свойств, качеств и отношений. Поэтому и необходима развернутая, логически замкнутая теория, которая охватывает наиболее существенные из этих параметров в виде целостного, развернутого теоретического аппарата.

Следующий принцип, лежащий в основании научного познания и связанный с предыдущим, – это принцип системности. Общая теория систем является во второй половине XX века основанием научного подхода к пониманию реальности и трактует любое явление как элемент сложной системы, то есть как совокупность связанных между собой по определенным законам и принципам элементов. Причем эта связь такова, что система в целом не является арифметической суммой своих элементов, как думали ранее, до появления общей теории систем.

Система представляет собой нечто более существенное и более сложное. С точки зрения общей теории систем, любой объект, являющийся системой, – это не только совокупность элементарных составляющих, но и совокупность сложнейших связей между ними.

И, наконец, последний принцип, лежащий в основании научного знания, – это принцип критичности. Он означает, что в науке нет и быть не может окончательных, абсолютных, утвержденных на века и тысячелетия истин.

Любое из положений науки может и должно быть подсудно анализирующей способности разума, а также непрерывной эк­спериментальной проверке. Если в ходе этих проверок и перепро­верок обнаружится несоответствие ранее утвержденных истин реальному положению дел, утверждение, которое было истиной ранее, пересматривается. В науке нет абсолютных авторитетов, в то время как в предшествующих формах культуры обращение к авторитету выступало в качестве одного из важнейших механизмов реализации способов человеческой жизни.

Авторитеты в науке возникают и рушатся под давлением новых неопровержимых дока­зательств. Остаются авторитеты, характерные только своими гениальными человеческими качествами. Приходят новые времена, и новые истины вмещают в себя предыдущие либо как частный случай, либо как форма предельного перехода.