Болезни Военный билет Призыв

Рассказать о государстве селевкидов. Политическая история государства селевкидов. Обострение социальных противоречий

<...> История показала, что идеальных правителей не бывает. Не был таким и Алексей Михайлович. Но в историю России он вошел как человек и монарх, который, кажется, делал все необходимое для жизнеобеспечения страны и ее развития так, как это понимало большинство российского общества. Причем проводил свою политику осмотрительно, осторожно, не предпринимая резких движений, неподготовленных шагов.
К исходу жизни (а умер он на 47-м году) Алексей Михайлович - уже не тот порывистый, забавлявшийся охотой и прочими развлечениями человек. За его спиной война, крупные народные бунты, борьба с Никоном и раскол Церкви.
Это был высокий полный человек с русой шевелюрой и синими глазами, с величавыми манерами правителя огромной и могучей страны, которую он привел в состояние стабильности, военных успехов, международного признания и процветания. <...>
Его основной чертой характера оставалась искренность и твердость в вере и огромное чувство долга по отношению к своей стране и ее народу. Кажется, этому он подчинил всю свою жизнь. Своим помощникам Алексей Михайлович любил повторять: "Идите путем средним, праведным, не уклоняйтесь ни вправо, ни влево". Этот "средний путь", которого он придерживался всю жизнь, стал основой всей его внутренней и внешней политики. Вспыльчивый, но отходчивый, он охотно шел на компромиссы, если понимал, что добиться желаемого удастся только так: он легко отступился от завоеваний в Прибалтике, учитывая, что сил у России в одновременной борьбе с Польшей и Швецией не хватит, все внимание перенес на войну с Речью Посполитой.
Так же Алексей Михайлович строил отношения с людьми. Обидев кого-либо резким словом, он готов был позднее загладить свою вину: действовал и по велению сердца, и по христианским заповедям. Вера для него - не формальный, пустой звук. Главная его забота заключалась в спасении души. Этим объяснялись многие его поступки и решения. Он неустанно повторял, что все люди смертны, что все из земли вышли и в землю уйдут. И человек призван на этом свете лишь выполнять Божью волю. И монархи, и последний нищий равны перед Всевышним.
Христианские заповеди он чтил свято и истово.
Но жизнь была сложна, противоречива и жестока, и Алексей Михайлович пытался в ее страшных хитросплетениях найти свою христианскую линию. Так, при подавлении восстания Степана Разина именно по указу царя казнили десятки тысяч повстанцев. И тем не менее расправы определялись не волей монарха, зверством воевод, а регламентировались тогдашними законами, в частности Уложением 1649 года. Государство и царь выступали за порядок, созданный с таким трудом в России в течение десятилетий XVII века. Правы те, кто утверждает, что Алексей Михайлович никогда не поступал более жестоко, чем требовал действующий закон.
В то же время во многих случаях он проявлял свою истинно христианскую сущность. Именно при нем в России широкую практику получила система выкупа воинов, захваченных в плен крымцами, турками, поляками. Если выкупленными были крепостные крестьяне и холопы, то они отпускались на волю. Во время русско-польской войны, когда ему сообщили об одном из сражений, в ходе которого лишь несколько человек было убито и ранено, а остальные бежали с поля боя, царь в ответном письме своему корреспонденту, сетовавшему на неудачу, заметил: "Радуйся, что люди целы".
Широко известна благотворительная деятельность царя. Он жертвовал большие деньги на лечение увечных и больных, на содержание богаделен, на одаривание деньгами нищих. Во дворце постоянно обитали разного рода неимущие люди, которые кормились милостью царя.
Проезжая по Москве, Алексей Михайлович мог остановиться около какого-нибудь убогого человека и распорядиться о покупке для него одежды и обуви. По его приказу по Москве регулярно развозили продовольствие, хлеб и бесплатно раздавали нуждающимся. В этом смысле он повторял христианские благотворительные традиции своего предка - Великого Киевского князя Владимира I Святославича.
Алексей Михайлович в еще большей степени, чем его отец, был человеком разносторонних знаний, интересов и увлечений. С отрочества и до конца дней любил чтение. Обладал хорошим для своего времени стилем письма и собственноручно создал историю русско-польской войны.
Он увлекался хоровым пением, и не только церковным, но и светским. Во дворце постоянно обитали певчие, совместно с другими музыкантами услаждавшие семью царя домашними концертами. Впервые при Алексее Михайловиче в Москве начались театральные представления. Царь был до них большой охотник.
Как и в молодости, он увлекался охотой, особенно соколиной, с удовольствием играл в шахматы; его постоянным "хобби" было коллекционирование часов (как у отца) и зеркал.
В облике Алексея Михайловича все более определенно выступал тип человека, находившегося под влиянием общеевропейских культурных процессов. Он стал переходной фигурой от правителя старомосковской патриархальной, закрытой для остального мира Руси к монарху уже нового рождающегося европейского Российского государства. Здесь он проложил дорогу Петру I. Царь все шире открывал Россию западным обычаям и традициям. Кремлевский дворец украшался европейской мебелью и обоями. Из-за границы регулярно поступали газеты. Своих детей, в том числе наследника престола Федора (1661-1682) и царевну Софью (1657-1704), сыгравших позднее заметную роль в истории России, он приказал обучать латыни и польскому языку. Их наставником стал один из выдающихся деятелей славянской культуры второй половины XVII века Симеон Полоцкий - писатель, мыслитель, педагог.
Близкими к царю людьми были широко образованный деятель боярин Ф. М. Ртищев, блестящий дипломат <...> А. Л. Ордин-Нащокин, а также А. С. Матвеев. Многие из тех, с кем проводил время в беседах царь, к чьим советам он прислушивался, - люди весьма скромного происхождения, но блестящих дарований и глубокого ума. В этом смысле Алексей Михайлович был настоящим предшественником своего сына Петра I, ценившего людей не за "породу", а за способности и труд во имя Российского государства.
Немало рядом с царем было выходцев из других стран - военных, переводчиков, врачей, торговцев. Алексей Михайлович широко открыл двери в Россию иностранным специалистам разных направлений и ценил их труд. <...> При нем расцвела на окраине Москвы так называемая Немецкая слобода - Кокуй, где жили немцы, голландцы, шведы, англичане, швейцарцы, шотландцы. Здесь позднее Петр I найдет своих преданных друзей и советчиков.
Алексей Михайлович был первым русским царем, который проявил интерес к созданию русского флота. Он попытался начать его строительство на Оке, а суда переправлять по Волге в Каспийское море. В Астрахани на воду был спущен многопушечный фрегат "Орел". Однако он сгорел во время восстания Степана Разина. Этот интерес отца к морю унаследовал его сын Петр - неистово, страстно влюбленный в мореходство, в кораблестроение, флот, добившийся выхода России в мировой океан.
Но в Алексее Михайловиче было и немало патриархального, старомосковского. Например, в конце жизни, видимо под влиянием церковников, он стал сворачивать контакты с Западом, ввел строгости в одежде и наказывал за коротко стриженные на западный манер волосы и за короткое платье. Не одобрял он и бритье бород.
В собственных царских селах он был рачительным и бережливым хозяином, скопидомом. Щедрый для других, он порой не решался купить приглянувшуюся ему вещь, так как считал ее дорогой. В этом смысле Петр I, скромный в своих личных потребностях, во многом повторил отца.
Алексей Михайлович не терпел пьянства и пьяниц. Это нашло отражение в строгих наказаниях за пьянство, отмеченных в Уложении 1649 года. В этом смысле отец и сын, часто и много пьющий, отличались полностью.
В личной жизни Алексей Михайлович испытал немало счастливых часов. Царская семья была большая, дружная. Но горе не обошло ее стороной - наследники умирали один за другим, похоронил он и одну из дочерей. А затем из жизни ушла и его верная спутница жизни - Мария Ильинична Милославская.
Через два года Алексей Михайлович женился вторично - на красавице, смоленской дворянке Наталье Кирилловне Нарышкиной. В 1672 году она родила ему сына Петра, а затем двух дочерей. Теперь вокруг стареющего и все чаще болеющего царя началась борьба двух мощных семейных кланов - Милославских и Нарышкиных. Пока царь был жив, он умел умиротворять страсти. Но после его смерти это противоречие очень скоро вылилось в драматические страницы российской истории.
Умер Алексей Михайлович в начале 1676 года. Предчувствуя кончину, он приказал выпустить из тюрем всех узников, освободить всех сосланных, заплатить из своей казны все частные долги и простить людям долги казенные. Затем он причастился, соборовался и отошел в мир иной.

Вторым царем из династии Романовых на российском престоле стал сын Михаила Федоровича и его второй жены Евдокии Стрешневой – Алексей Михайлович, отец одного из крупнейших в истории России реформаторов Петра Великого. Более чем тридцатилетнее правление Алексея Михайловича было наполнено бурными событиями: многочисленными войнами и мятежами, воссоединением с Украиной и присоединением Сибири, восстанием Степана Разина и расколом в Русской Православной Церкви.

Вторая половина XVII века, на которую пришлось правление Алексея Михайловича, интересна историкам, прежде всего, как т.н. «допетровская» эпоха, подготовительная к крупным политико-экономическим преобразованиям, социокультурным нововведениями заимствованиям с Запада.

Это было время сосуществования двух культурных течений в жизни российского государства, принадлежавшее как «стародумам» – таким, как первые расколоучители, так и новаторам «западникам» – сторонникам просвещения, иностранных заимствований, торговых и дипломатических сношений с Европой. Целое поколение предшественников Петра выросло и прожило среди борьбы старых понятий с новыми веяниями, и вопрос об образовании и заимствованиях с Запада, по общему убеждению историков, определенно родился еще при отце Петра I. В этой связи сама личность царя Алексея Михайловича, его психологический портрет и жизненный уклад неоднократно становились предметом исследований многих известных ученых.

Выдающийся русский историк В.О. Ключевский писал, что Алексей Михайлович «вырос вместе с поколением, которое нужда впервые заставила заботливо и тревожно посматривать на еретический Запад в чаянии найти там средства для выхода из домашних затруднений, не отрекаясь от понятий, привычек и верований благочестивой старины».

Царевич Алексей родился 19 (29) марта 1629 года и до пятилетнего возраста рос в тереме московского дворца, окруженный многочисленными «мамками». На шестом году он был передан на попечение «дядьки» – боярина Бориса Ивановича Морозова, под надзором которого прошел полный курс древнерусского обучения: вначале учился по букварю, специально составленному для него патриаршим дьяком по заказу дедушки, Патриарха Филарета; затем перешел к чтению часовника, псалтыри, изучал Деяния апостолов, в семь лет научился писать, а на девятом году с регентом дворцового хора начал разучивать «Октоих» – нотную богослужебную книгу, от которой перешел к изучению «страшного пения», т.е. церковных песнопений страстной седмицы, особенно трудных по своему напеву.

Царевич не был лишен и забав: среди игрушек будущего царя были конь «немецкого дела», детские латы, музыкальные инструменты, санки и салазки, любопытная для того времени новинка – «немецкие печатные листы», т.е. выгравированные в Германии картинки, которые использовались в качестве наглядного учебного материала Борисом Морозовым – одним из первых русских бояр, начавших проявлять интерес к западному просвещению. Вероятно, последний ввел и более смелое новшество в московский государев дворец: одел царевича Алексея и его брата Ивана в немецкое платье.

К 12 годам у царевича уже образовалась собственная маленькая библиотека из 13 томов – преимущественно подарков дедушки, дядек и учителей. Большей частью это были книги Священного Писания и богослужебные, но были среди них и изданные в Литве «Лексикон» и «Грамматика», а также «Космография». В целом образование Алексея Михайловича носило традиционный характер. Однако по окончании обучения он не утратил интереса к книгам и в дальнейшем уже по собственному желанию занимался самообразованием, много и постоянно читал, так что вскоре вошел в ряды тогдашних немногочисленных московских интеллектуалов.

К десяти годам царевич мог бойко прочесть в церкви Часы и не без успеха петь с дьячком на клиросе по крюковым нотам стихиры и каноны; при этом он до мельчайших подробностей изучил чин церковного богослужения, в чем мог поспорить с любым монастырским и даже соборным уставщиком.

На 14-м году жизни царевича торжественно «объявили» народу и боярам. Обряд «объявления» означал, что наследник престола, до того тщательно оберегаемый от чужих взоров и злых умыслов, представал перед придворными и народом как человек, достигший совершеннолетия и получивший право публичного участия в церемониях и государственных делах; это служило и гарантией от самозванства в любых его проявлениях. А в 16 лет, после смерти отца Михаила Федоровича, Алексей Михайлович взошел на российский престол. Едва молодому царю была принесена присяга, за которой должно было последовать венчание на царство, на Алексея обрушился новый удар: немногим пережив своего супруга, скончалась благоверная царица Евдокия Лукьяновна.

Григорий Седов. Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем

В начале своего правления осиротевший юный царь находился под сильным влиянием своего бывшего наставника боярина Морозова, который, по сути дела, руководил всей работой государственного аппарата. Впоследствии, когда царь возмужал и из мальчика превратился в человека с определенным и даже оригинальным мировоззрением и сложившимися политическими взглядами, его царствование, по словам современников и общему мнению историков, характеризовалось еще более самодержавным правлением, чем у его отца.

Однако осознание самодержавности своей власти смягчалось набожной кротостью, глубоким смирением царя. «Лучше слезами, усердием и низостью перед Богом промысел чинить, чем силой и славой», – писал он одному из своих воевод. В письме князю Никите Одоевскому в 1652 г. он сообщал: «А мы, великий государь, ежедневно просим у Создателя и у Пречистой Его Богоматери и у всех святых, чтобы Господь Бог даровал нам, великому государю, и вам, боярам, с нами единодушно люди его световы управить вправду всем ровно».

Свое нахождение на престоле России Алексей Михайлович понимал, прежде всего, как ответственность за судьбу царства перед Богом, царское служение для него было сродни суровому святительскому служению.

Стремление укрепить царство и защитить веру, утишить «многи скорби праведных», по его словам, объяснялось не поиском неувядающей славы земного правителя, а необходимым условием для собственного спасения, «широким бо путем вводится душа грешных во врата лютого ада и узким душа праведных во врата в Царство Небесное». «Добиваюсь… чтобы быть не солнцем великим, а хотя бы малым светилом, малою звездою там, а не здесь», – писал царь.

Вскоре после восшествия на престол 17-летний Алексей Михайлович объявил о своем намерении жениться. По обычаю были собраны лучшие невесты, из которых царь выбрал Евфимию Федоровну Всеволожскую, дочь касимовского помещика, по словам современников, красавицу необыкновенную. Однако, когда ее впервые наряжали в царские одежды, то слишком туго затянули волосы, и она упала перед царем в обморок. За то, что «скрыли» болезнь, невесту и ее семью сослали в далекую Тюмень. Царь был крайне опечален, и, спустя некоторое время, не забыв о своей первой невесте, вернул ее из ссылки.

Народная молва объясняла случившееся кознями боярина Морозова, якобы нарочно опорочившего невесту перед государем из боязни, что новая царская родня оттеснит его от власти. Во всяком случае, боярин вскоре устроил женитьбу царя, сумев при этом еще более упрочить свое положение. У его помощника, Ильи Милославского, человека малородовитого, но не лишенного бойкости и способностей, были две красивые дочери. Морозов расхвалил их перед царем и устроил так, чтобы Алексей Михайлович смог их увидеть. 16 января 1648 года царь женился на приглянувшейся ему Марии Ильиничне Милославской. Сам же Морозов, человек по тогдашним понятиям старый, поскольку ему шел 58-й год, взял в жены годившуюся ему во внучки младшую сестру, Анну Милославскую, став, таким образом, царским свояком.

Заключенный по любви брак царя оказался счастливым. За 21 год замужества Мария Милославская родила Алексею Михайловичу 13 детей: пять царевичей и восемь царевен. Правда, царевичи рождались слабенькими и скоро сходили в могилу: первенец Дмитрий не прожил и года; Алексей, с которым были связаны большие надежды, умер, не достигнув 16 лет; Симеон – в 5 лет; ставшие царями Федор и Иван прожили дольше – Федор почти до 22 лет, Иван – до 29. Последний, Иван Алексеевич, соправитель Петра I, кроме телесной слабости, вероятно, страдал и умственной расслабленностью.

В.А. Лейбен. Царская невеста

Дочери Алексея Михайловича, напротив, отличались крепким здоровьем и относительным долголетием, правда, ни одна из них не вышла замуж. Что касается четы Морозовых, то у них, по едкому замечанию придворного врача, англичанина Самюэля Коллинза, бывшего в курсе многих дворцовых сплетен, вместо детей родилась ревность, которая «произвела на свет ременную плеть в палец толщиной».

Если об Алексее Михайловиче в его молодые годы имеются весьма скудные сведения, то о зрелом царе и московском дворе в более поздний период его правления современники оставили многочисленные свидетельства и многословные описания, из которых наибольший интерес для историков, как правило, представляют донесения и воспоминания иностранцев – австрийского посла Августина Мейерберга («Донесение Мейерберга», 1663 г. и «Путешествие в Московию», 1663 г.), секретаря германского императорского посольства Адольфа Лизека («Донесение о посольстве», 1670 г.), английского врача при царском дворе Самюэля Коллинза («О нынешнем состоянии России, 1671г.), курляндского путешественника Якова Рейтенфельса («Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии», 1676 г.). Также обширный материал дает сочинение перебежавшего в Швецию чиновника русского Посольского приказа Григория Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича».

Кроме воспоминаний очевидцев до нас дошла значительная часть литературных сочинений самого царя Алексея – он очень любил писать, его одинаково занимала и польская война, и болезнь придворного, и хозяйство умершего патриарха, и вопрос о том, как петь многолетие в церкви, и садоводство, и мелкие ссоры в его любимом монастыре. Помимо большого числа писем как делового, так и личного характера, он сочинял стихи, составил подробный наказ своим сокольникам «Уложение сокольничья пути», пробовал писать мемуары и, по выражению историка С. Ф. Платонова, «имел даже привычку своеручно поправлять текст и делать прибавки в официальных грамотах, причем не всегда попадал в тон приказного изложения».

Современники описывают царя как человека весьма приятной наружности, пышущего здоровьем, добродушного, веселого нрава и даже склонного к озорству. Внешность государя сразу располагала к себе: в его голубых глазах светилась редкая доброта, взгляд этих глаз никого не пугал, но ободрял и обнадеживал.

Лицо государя, полное и румяное, окаймленное русой бородой, было добродушно, приветливо и в то же время серьезно и важно, а полная фигура всегда сохраняла чинную осанку, которую царю придавало осознание значимости и святости своего сана.

Царь отличался благочестием, ревностно соблюдал все религиозные запреты и предписания, не был склонен к питию, слыл примерным семьянином. Любил охоту, лето почти постоянно проводил в живописном селе Коломенском. Алексей Михайлович ценил красоту в ее старомосковском понимании: постоянно строил и перестраивал свой деревянный дворец в Коломенском, стараясь придать ему совершенный вид, любил торжественную обрядность царских выходов, обедов, богомолья.

Валдайский монастырь. Москва. Конец XVII века

На протяжении всей своей жизни царь Алексей представлял образец набожности и благочестия: с любым иноком мог он поспорить в искусстве молиться и поститься. По сообщению С. Коллинза, в Великий и Успенский пост по воскресеньям, вторникам, четвергам и субботам царь кушал раз вдень, и кушанье его состояло из капусты, груздей и ягод – все без масла; по понедельникам, средами пятницам во все посты он не ели не пил ничего.

В церкви он стоял иногда «часов по пяти и по шести сряду, клал по тысяче земных поклонов, а в иные дни и по полторы тысячи». Даже болезнь не всегда могла нарушить строгий порядок.

Ежедневные молитвенные упражнения, суровое постничество, горячее покаяние и неустанный душевный труд составляли значительную часть жизни царя. По мнению В. О.Ключевского, «это был истовый древнерусский богомолец, стройно и цельно соединявший в подвиге душевного спасения труд телесный с напряжением религиозного чувства».

Большинство современников отмечали кротость и милостивость царя, мягкость характера, уважение к человеческому достоинству в подданных. Так, австрийский посол Августин Мейерберг с удивлением писал о том, что этот царь при беспредельной власти своей над народом не посягнул ни на чье имущество, ни на чью жизнь, ни на чью честь. Иногда даже считают, что именно личные качества заслужили Алексею Михайловичу прозвание «Тишайшего», хотя в действительности «тишайший»(лат. clementissimus) – это почетный титул латиноязычного происхождения, впоследствии замененный в дипломатии французским«всемилостивейший» (фр. tresgracieux).

Но доброта, веселость и легкость характера и в самом деле отличали второго представителя Романовых на российском престоле. Алексей Михайлович первым начал ослаблять строгость заведенного при московском дворе чопорного этикета, делавшего столь тяжелыми и натянутыми придворные отношения. Он снисходил до шутки с придворными, ездил к ним запросто в гости, приглашал их к себе на вечерние трапезы, интересовался их домашними делами. Умение входить в положение других, понимать и принимать к сердцу их горе и радость было одной из лучших черт в характере царя. В пример этому часто приводятся его утешительные письма к князю Н.И. Одоевскому по случаю смерти сына и к А. Л. Ордину-Нащокину по поводу побега сына за границу.

Сын князя Одоевского, служивший воеводой в Казани, умер от горячки в 1652 году почти на глазах у царя. Царь сообщил об этом в письме старику отцу, подробно рассказывая о неожиданной смерти. Наряду с многочисленными словами утешений, он писал: «И тебе бы, боярину нашему, черезмеру не скорбеть, а нельзя, чтобы не поскорбеть и не поплакать, и поплакать надобно, только в меру, чтобы Бога не прогневить». Письмо завершалось припиской: «Князь Никита Иванович! Не горюй, а уповай на Бога и на нас будь надежен».

В 1660 г. сын видного дипломата и государственного деятеля Афанасия Ордина-Нащокина совершил тяжкое преступление – бежал из России в Польшу, а затем во Францию, прихватив с собой важные государственные документы и деньги. Отец беглеца был страшно сконфужен и убит горем, сам уведомил царя о своем несчастии и просил отставки. В такой ситуации он мог ожидать опалы и даже казни, но Алексей Михайлович прислал ему сочувственное письмо, утешая в постигшем горе: «Просишь ты, чтобы дать тебе отставку; с чего ты взял просить об этом? думаю, что от безмерной печали. И что удивительного в том, что надурил твой сын? от малоумия так поступил. Человек он молодой, захотелось посмотреть на мир Божий и его дела; как птица полетает туда и сюда и, налетавшись, прилетает в свое гнездо, так и сын ваш припомнит свое гнездо и свою духовную привязанность и скоро к вам воротится». Как ни странно, слова царя оказались вещими: «блудный сын» вернулся и покаялся. В 1665 году он получил в Риге царскую грамоту, в которой Алексей Михайлович уведомлял его о разрешении вернуться и о прощении: «Челобитье твое приняв милостиво, прощаем и обнадеживаем целу и без навету быти. Родитель же твой, зря нашу милость, близ нас пребывают». По мнению ряда исследователей, именно эти события вдохновили Симеона Полоцкого на создание одного из памятников древнерусской литературы – «школьную драму» для зарождавшегося театра под названием «Комедия притчи о Блудном сыне», пользовавшуюся особенным успехом.

При всей отзывчивости характера и природного благодушия Алексей Михайлович, тем не менее, отличался также вспыльчивостью, легко терял самообладание, часто давал излишний простор языку и рукам. На всех портретах царя присутствует некая суровость: сведенные брови, взгляд исподлобья. С. Коллинз, сообщая о взыскательности и требовательности государя, пишет, что царь порой гневен и недобр, потому что его окружают доносчики и бояре, «которые направляют ко злу его добрые намерения» и препятствуют ему стать «наряду с добрейшими государями».

В своем гневе Алексей Михайлович был легко отходчив, быстро и искренне переходя от брани к ласке. Даже тогда, когда раздражение государя достигало высшего предела, оно скоро сменялось раскаянием и желанием мира и покоя. Так, на одном из заседаний Боярской думы, вспыхнув от бестактной выходки своего тестя боярина Ивана Милославского, царь изругал его, побил и пинками вытолкал из комнаты. Однако добрые отношения между тестем и зятем от этого не испортились: оба легко забыли происшедшее.

В другой раз царь вспылил, когда один из придворных, Родион Стрешнев, отказался по старости «отворить» себе кровь вместе с царем (государь, почувствовав облегчение от кровопускания, предложил придворным последовать его примеру). Отказ показался Алексею Михайловичу проявлением высокоумия и гордости, за что он, вспылив, ударил старика: «Твоя кровь дороже, что ли, моей? или ты считаешь себя лучше всех?». После же он не знал, как задобрить и утешить почтенного придворного, просил мира и слал ему богатые подарки.

Двор при Алексее Михайловиче обрел невиданное прежде величие. Жизнь царя была подчинена исполнению тщательно продуманной, глубоко символичной обрядовости.

Вставал он рано – в четыре часа утра, молился, с особым тщанием поклоняясь иконе того святого, чья память отмечалась в этот день. Затем шел на церемониальное свидание с царицей. После заутрени занимался государственными делами: «сидел» с боярами. В определенный час вместе с ними шествовал к обедне.

Если на этот день приходился церковный праздник, царская одежда менялась – Алексей Михайлович надевал золóтное платье вместо бархатного. После обедни царь выслушивал доклады бояр и приказных людей. Пополудни дела оставлялись – начинался царский обед, как правило, довольно продолжительный. Отобедав, царь, как всякий русский человек, должен был поспать до вечерни. После ужина он проводил время в кругу семьи и друзей, за игрой в шахматы или слушая рассказы бывалых людей о старине и неведомых странах. Иноземцы также сообщают о склонности царя работать по ночам: «Царь по ночам осматривает протоколы своих дьяков. Он проверяет, какие решения состоялись и на какие челобитные не дано ответа».

Выезд на богомолье

Алексей Михайлович находился в постоянном движении. Многие недели его жизни заполняли бесчисленные перемещения, переезды, походы – чаще всего, не особенно далекие, в подмосковные дворцовые села и охотничьи угодья Коломенское, Хорошево, Остров, Чертаново, Воробьево, Преображенское, Покровское, Измайлово; реже – более отдаленные богомольные походы в монастыри, куда добираться надо было несколько дней. Выезды царя обставлялись с необычайной торжественностью: даже если государь покидал Кремль на несколько часов, чтобы посмотреть на кулачные бои на Москве-реке, составлялся специальный указ, кому на время его отсутствия «государство ведать».

Правление Алексея Михайловича стало временем расцвета придворного и церковного церемониала Московского царства, который приобрел особую монументальность и знаковость. По мнению одного из биографов, Алексей Михайлович, будучи человеком долга и живой веры, смотрел на свое участие в церковных и придворных церемониях как на нечто, предначертанное ему свыше, как на прямое царское служение, не менее важное, чем охрана границ или справедливый суд. Непременный участник главнейших светских и церковных церемоний и праздников, царь придавал им особый блеск и торжественность, вмешивался в их ход, составлял речи, распределял роли и даже занимался их «оформлением». «Обыкновенные» царские выходы к обедне и богомольные выходы в праздничные дни Алексей Михайлович чаще всего совершал пешком. Иногда, в непогоду или зимой, ему подавали карету, сани, на которых он мог вернуться во дворец по окончании церемонии или добраться до места праздника, если тот происходил далеко от дворца. Само облачение царя и число смен платья свидетельствовали о «ранге события». В большинстве случаев именно по описанию светских торжеств и церковных служб с участием Алексея Михайловича историки могут воссоздать церемониал московского двора и предположить,каким он был в ранние времена.

По большим церковным праздникам, в канун царских именин и в поминальные дни случались царские выходы «с государевым жалованьем» к нищим, в богадельни и тюрьмы. Алексей Михайлович собственноручно раздавал деньги узникам и колодникам, а некоторых тут же отпускал на свободу.

Раздача обыкновенно начиналась очень рано: царь подымался за два-три часа до рассвета и в сопровождении нескольких лиц отправлялся с милостыней. Суммы затраченных средств и число «пожалованных милостью» людей при этом достигали очень внушительных цифр. Особенно крупными были раздачи в Великий пост, прежде всего, в Страстную неделю, а также на Пасху, когда отворялись двери острогов и тюрем и сидельцам объявляли: «Христос воскрес и для вас». От царского имени всех одаривали пасхальными яйцами, одеждой и милостынею для разговенья.

Вообще, для Алексея Михайловича, как и для всякого жителя средневековой Руси, Воскресение Христово являлось самым светлым праздником. В навечерие Светлого праздника царя, по воспоминаниям современников, не покидало приподнятое настроение, он был светел, добр и весел. По традиции Алексей Михайлович отправлялся слушать полунощницу в Престольную комнату Теремного дворца. Праздничная пасхальная заутреня завершалась христосованием, царь первым подходил к Патриарху поздравлять и христосоваться. Затем Алексей Михайлович христосовался с архиереями и жаловал к руке священнослужителей низшего ранга, при этом одаривая каждого пасхальными яйцами. Далее к царю строго почину подходили придворные.

Церемонию открывали ближние бояре и заканчивали московские дворяне, все одетые в золотные кафтаны. Алексей Михайлович, сообразуясь со знатностью, чином и личным отношением к каждому, давал куриные, гусиные или даже точеные деревянные яйца в разных количествах. По окончании церемонии царь шел в Архангельский собор и «христосовался с родителями», т.е. кланялся гробам предков и возлагал на гробницы пасхальные яйца. Затем он отправлялся в обход кремлевских соборов и монастырей, прикладывался к иконам и иным святыням, одаривая яйцами и тамошнее духовенство. По возвращении во дворец Алексей Михайлович христосовался с родными.

На Светлой неделе, чаще всего в среду, Алексей Михайлович принимал в Золотой палате Патриарха с властями, которые приходили к нему с приношением. Патриарх благословлял царя образом и золотым крестом, подносил кубки, дорогие материи, соболиные меха. Подарки получали и все члены царского семейства. Те из церковных иерархов, которые не могли участвовать в церемонии, и все крупные монастыри обязательно направляли из своих областей дары – образа святых, пасхальные яйца и т.н. принос – «великоденский мех меда» (мех – это сосуд, типа кожаного мешка. В мехах в старину хранили разные жидкие продукты – прим. автора) и золотые. В эти дни крестным ходом к царю приходило московское белое духовенство и монастырские власти с приносом – хлебом и квасами. С символической данью царю золотыми монетами у Алексея Михайловича появлялись также гости и торговые люди. Вообще, в продолжение пасхальных дней государя посещали сотни людей из разных сословий и чинов. В большинстве случаев они, торопливо кланяясь, прикладывались к руке и получали пасхальный подарок. По подсчетам исследователей, на Пасху одних только крашеных яиц для раздачи царю требовалось до 37 тысяч.

Важным праздником для русских подданных были царские именины. В этот день все работы были запрещены, торговые ряды замкнуты, а в церквях не играли свадеб и не отпевали покойников.

Современники оставили несколько описаний именин Алексея Михайловича. В день царских именин отмечался и праздник св. прав. Алексия, поэтому утро царя начиналось с поездки в Алексеевский девичий монастырь, где он с придворными и высшим духовенством присутствовал на праздничной Литургии. Выезд отличался богатством нарядов и многочисленностью участников. Алексей Михайлович ехал в высокой черной лисьей шапке и в кафтане, украшенном драгоценными камнями.

Просители в великом множестве протягивали царю челобитные, которые, «если он прикажет», принимали придворные. По возвращении во дворец царь угощал близких именинным пирогом. Поскольку это были дни Великого поста, именинный стол устраивался довольно редко. В знак особого уважения Алексей Михайлович иногда отправлялся с именинным пирогом к Патриарху. Боярам, придворными иностранным гостям именинные пироги раздавались в столовой или в передней Теремного дворца.

Частью придворного церемониала являлись и выезды царя на охоту – красочное и завораживающее действие. Алексей Михайлович был заядлым охотником, особенно любил соколиную охоту, на которую готов был отправляться на любое время. Царь овладел охотничьим ремеслом до тонкостей, с одного взгляда угадывал качество птицы, хорошо знал своих кречетников, сокольников и ястребников. Царский соколиный двор в селе Семеновском производил впечатление даже на иностранцев: одних сокольников насчитывалось около ста человек, число птиц превышало три тысячи. Здесь были соколы, кречеты, челиги, копчики, ястребы и, по всей видимости, даже орлы. В кречатне имелись экзотические красные и белые ястребы. Кроме хищных птиц, на дворе жили лебеди, гуси, журавли, цапли. В Семеновском же Алексей Михайлович расположил самый большой из своих зверинцев. Здесь было много медведей и прирученных, и диких, которых держали для боев, травли и иных увеселений.

Еще одним сильным увлечением царя было занятие хозяйством. Местом для его хозяйственных опытов служило подмосковное владение в селе Измайлово, где Алексей Михайлович завел образцовые поля и сады и выращивал виноград, арбузы и даже тутовые деревья. Кроме полеводства и садоводства царь завел в Измайлове обширное огородничество, скотные, птичьи, пасечные дворы. В хозяйственный комплекс входили разнообразные постройки, каменные риги для хранения урожая, семь мукомольных мельниц. Для постоянного напора воды была создана система из 37прудов. В довершение ко всему работали льняной и стеклянный заводы, а продукция последнего шла даже на продажу.

Увлечения Алексея Михайловича не исчерпывались охотой и интересом к хозяйствованию. Царь равно получал удовольствие и от чтения, и от шахмат, и даже от грубоватой и незамысловатой придворной потехи. Он очень любил слушать церковные песнопения, сам писал тексты распевов. Общая численность царского хора, куда было чрезвычайно трудно попасть, достигала 180 человек. При дворе звучал и орган.

В 1671 году овдовевший Алексей Михайлович женился во второй раз – на 19-летней Наталье Кирилловне Нарышкиной, воспитывавшейся в доме царского приближенного боярина Артамона Матвеева, где, как считается, ее и увидел царь. От этого брака родились две дочери и сын, в живых остались двое: будущий царь Петр I и дочь Наталья. Под влиянием своей второй жены и боярина Матвеева царь разрешил завести при дворе новинку – «комедийную хоромину». Так произошло рождение русского театра. Выстроенная театральная сцена представляла собой полукружие с декорациями, занавесом и оркестром, состоявшим из органа, труб, барабана, флейт, скрипки и литавр. Представление шло обычно несколько часов. Царь сидел на возвышении, его место было обито красным сукном. В духе азиатских обычаев молодая царица Наталья Кирилловна смотрела спектакль сквозь решетку закрытой от посторонних глаз галереи.

Таким образом, несмотря на доминирование в жизни второго царя из Дома Романовых старорусских традиций и векового церемониала, он все же жил в такое время, когда российское общество неотступно сближалось с европейской культурой. Вопрос о том, что, как и в какой мере следует заимствовать на Западе, и надо ли заимствовать вообще, приобретал характер общенациональной проблемы.

При таких обстоятельствах нежелание Алексея Михайловича делать однозначный выбор между стариной и новшествами, резко порвать с первой или категорически отказаться от последних, ставилось ему в вину последующими поколениями историков и вызывало обвинения в пассивности характера, недостатке таланта государственного деятеля, неспособности встать во главе реформаторского движения.

С другой стороны, неоспоримым является тот факт, что царь Алексей существенно способствовал успеху преобразовательного движения, дав возможность первым реформаторам почувствовать себя свободно, проявить свои силы, и открыл просторную дорогу для их деятельности.

По выражению В. О. Ключевского, Алексей Михайлович своими часто беспорядочными и непоследовательными порывами к новому и своим уменьем все сглаживать и улаживать «приручил пугливую русскую мысль к влияниям, шедшим с чужой стороны» и создал преобразовательное настроение.

Литература

Андреев И. Л. Алексей Михайлович. М., 2003.
Витсен Н. Путешествие в Московию 1664–1665. Дневник. СПб., 1996.
Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Т. I. Ч. II. М., 2000.
Забелин И. Е. Собрание писем царя Алексея Михайловича. М., 1856.
Заозерский А. И. Царская вотчина XVII века. М., 1937.
Иловайский Д. И. История России. Сочинения. Алексей Михайлович и его ближайшие преемники. М., 1905. Т. 5.
Ключевский В. О. Сочинение в девяти томах. Курс русской истории. Ч. 3. М., 1988.
Коллинс С. Нынешнее состояние России // Утверждение династии. История России и дома Романовых в мемуарах современников XVII–XX вв. М., 1997.
Костомаров Н. Русские инородцы. М., 1996.
Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича. СПб., 1906.
Мейерберг А. Путешествие в Московию // Утверждение династии. История России и дома Романовых в мемуарах современников XVII–XX вв. М., 1997.
Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 2. М., 1994.
Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Москву в XVII веке. СПб., 1898.
Платонов С. Ф. Царь Алексей Михайлович (Опыт характеристики) // Исторический вестник, 1886. Т. 24. № 5.
Преображенский А. А. Алексей Михайлович // Преображенский А. А., Морозова Л. Е., Демидова Н. Ф. Первые Романовы на Российском престоле. М., 2000.
Пресняков А. Е. Царь Алексей Михайлович // Российские самодержцы. М., 1990.
Рейтенфельс, Яков. Сказания герцогу Тосканскому о Московии // Утверждение династии. История России и дома Романовых в мемуарах современников
XVII–XX вв. М., 1997.
Сказание Адольфа Лизека о посольстве от императора Римского Леопольда к великому царю Московскому Алексею Михайловичу в 1675 году. СПб., 1837.
Соловьев С. М. Сочинения. М., 1991. Кн. VI.
Талина Г. В. Царь Алексей Михайлович: личность, мыслитель, государственный деятель. М., 1996.
Царь Алексей Михайлович. Сочинения // Московия и Европа. История России и дома Романовых в мемуарах современников XVII–XX вв. М., 2000.

В наше время 17 век не вызывает таких воспоминаний, как век, к примеру, восемнадцатый. Связано это с тем, что 18 век - век потрясений, обозначенный серьезными изменениями в жизни Российского царства, это век становления империи. Однако что был бы 18 век без предшествующего? Семнадцатый век создал все предпосылки, подготовил почву для петровских реформ и преобразований этой страны, так трудно идущей на нововведения. Это, как самое главное, и раскрывает автор в своей книге, пытаясь выказать всю существенность 17 века, основную опору делая, конечно же, на царствие Алексея Михайловича как личности, правящей государством.

Алексей Михайлович Романов как личность.

Раскрытие личности второго Романова происходит за счет выдержек из его личной переписки, написанных им самим указов, описания иностранцев, в том числе не только посольских приемов, но и внешности Алексея Михайловича. Некоторые события его царствования описаны действенно, что позволяет представить картину происходящего. Даже эмоции и внутреннее состояние царя волнует автора. Царь раскрывается в нескольких аспектах: как государственный деятель, как охотник ("Уложения сокольничья пути") и как человек, в том числе религиозный и добрый. Опять - таки период более тридцатилетнего царствования Алексея Михайловича делится автором на несколько крупных частей. Из них наиболее крупно можно выделить несколько периодов. Время, когда малодым еще царем "управлял" боярин Борис И. Морозов. Период становления Алексея Михайловича как царя и опора его на патриарха Никона. И последний период, характеризующийся правлением не малолетнего и неопытного государя, а могущественного государя, вникающего во все тонкости государственного правления. Если говорить о втором Романове как о личности, то нужно учитывать его характер, хорошо описанный в книге. Алексей Михайлович отличался необыкновенным миролюбием и набожностью. И.Л.Андреев отмечал у него не только доброту, отзывчивость и набожность, но и нерешительность помещика в своем селе Измайлово, устроителем которого он являлся. А требовательность у него часто доходила до таких пределов, что вызывала неудачи на военном фронте из-за того, что вместо наступления надо было ждать гонцов с приказаниями, чем упускалось так необходимое время. Необходимо также учитывать необычайную эмоциональность царя в совокупности с его молчанием на церемониях принятия послов, к примеру. По написанному им выявляется чувственная поэтическая натура. В общем целом Алексей Михайлович был умнейшим человеком своего времени в своей стране. Несмотря на то, что его знания были неплохими, они мало помогали ему для улучшения государства, поскольку были ориентированы на старину. Алексей Михайлович, в отличие от его сына - преобразователя, не получал образования за границей, но уже отправлял своих подданных на выучку военному делу. Главным вопросом внешней политики времени царствования Алексея Михайловича было присоединение Украины.

Церковь 17 века. Никон.

И.Л.Андреев утверждает, что скорее бы, если бы судьба не уготовила русскому царю участи быть царем, Алексей Михайлович наверняка стал бы митрополитом или, еще вернее, патриархом. Уж слишком знающим в этом деле был наш государь. Во время правления Алексея Михайловича приближенным и патриархом стал Никон. Со времени становления патриархом и до низложения его с этого сана он непрерывно был связан не только с делами духовными, но и немало со светскими, часто советовал царю. Царь уважал его за красноречивость и могущественность души и тела. Однако царь сам не редко вмешивался в дела церковные. Причем нельзя сказать однозначно, кто был не прав и кто превысил свои полномочия, поскольку в эпоху того времени православие и светская жизнь были очень тесно переплетены. Царь считал себя наместником бога на Земле и уже видел себя пятым православным патриархом вселенским. Само существование российского государство для него было олицетворением жизни праведной и благочестивой. Патриарх Никон видел все в своем ракурсе. Идею Российского государства как единого православного он представлял с главенствующей ролью патриарха. Именно в этом и разошлись царь и могущественный патриарх. А потому Алексей Михайлович осудил Никона вселенским собором. Никон до конца жизни так и не согласился с осуждением и так и не простил Алексея Михайловича, несмотря на то, что пережил его. Только после смерти царя он высказался о прощении, хотя царь просил его давно простить.

Внутренняя политика Алексея Михайловича .

Для жизни страны за годы своего правления Алексей Михайлович сделал довольно много. Чего только стоит организация новой армии на пример европейской. Его увлечение военным делом, несмотря на его "тихий" нрав, было очень серьезным. Иностранные источники даже утверждают о созданной самим царем легкой пушке. Нельзя говорить об этом с уверенностью, как и о написании книги о соколиной охоте, но не принимать это во внимание тоже не стоит. Ему же пренадлежит создание Верховного Тайного совета, намного пережившего его. Эта царская канцелярия позволяла следить за деятельностью остальных органов управления и решать наиболее серьезные задачи. Этот орган был принят только благодаря мелочности царя. Его меркантильность сделала немало для утверждения самодержавия. Его деятельность в написании приказов была колоссальной. В годы его правления было принято в 1649 году Соборное уложение. Алексей Михайлович поддерживал промышленность, у себя в Измайлово пытался посадить даже виноград и разводить шелкопрядов, но это было мало результативно. Во времена его царствования началось строение военных кораблей. Он еще до Петра Первого выхватил кусочек у Балтийского моря.

Внешняя политика Алексея Михайловича .

Главным вопросом внешней политики времени царствования Алексея Михайловича было присоединение Украины. Левобережная Уаркина во главе с Богданом Хмельницким несколько раз просила о подданстве, ведя осторожную политику с Крымским ханством и войну с Речью Посполитой. О важности решения присоединения говорит собранный в 1651-3? году третий и последний раз за все правление Алексея Михайловича Земский собор. Присоединение Украины означало войну с Польшей, разрыв Поляновского мира. Но слишком хорошим предложением было и присоединение. Поэтому Москва долго колебалась с ответом. На войну с Польшей поехал сам Алексей Михайлович. Уже после первого похода успехи были явные: взяты Полоцк, Дорогобуж, Смоленск. Но походы эти показали неподготовленность войск, устарелость военного дела. А также Алексей Михайлович, пойдя в поход, совсем не позаботился о дипломатической стороне дела. А потому оказался по возвращении в Москву опять перед выбором, либо продолжение войны с Речью Посполитой, либо война со Швецией. Вопрос разрешился в сторону войны со Швецией, во время которой провалился план Алексея Михайловича взять Ригу. На эмоциональное состояние царя это так повлияло, что он больше никогда сам не ходил в военные походы. После нескольких лет войны в 1658 году подписалось трехлетнее перемирие с сохранением завоеванных земель. Однако вскоре война с Речью Посполитой началась снова и завершилась только в 1667 году Андрусовским перемирием, по которому России отходили Смоленские и Черниговские земли.

Заключение

Вследствии всего можно сказать, что "Алексей Михайлович " не ориентирован на царя, хотя и сохраняет рамки его царствования. Скорее можно говорить об оценке его деятельности в общем и характеристике всего "бунташного века", чем о конкретике царя как личности. Но скорее всего это связано не только с желанием автора передать читателю атмосферу общественной жизни того времени, что нельзя не увидеть, но и с недостатков документов о жизни царя. Автор сам указывает на это в некоторых местах книги, уповая на то, что некоторые события описаны только иностранцами.

Использованная литература

  • И.Л.Андреев "Алексей Михайлович", ЖЗЛ, Москва, 2003

Алексей Михайлович вполне соответствовал своему прозванию "Тишайший". Мало кто из монархов того времени обладал таким мягким характером, будучи однако способным к решительному действию. С. М. Соловьёв так описывает царя: "Новый царь добротою, мягкостью, способностью сильно привязываться к близким людям был похож на отца своего, но отличался большей живостью ума и характера и получил воспитание, более сообразное своему положению." Действительно, Алексей Михайлович старался поступать во всём так, как должно христианину. Сохранял простоту отношений со знатью: "Много прошло времени с тех пор, как старший князь в роде княжеском стал великим государем, царем московским и всея Руси, но простота первоначальных отношений его к окружающим, к ближним людям не исчезла. Около дворца великого государя, в самом Кремле, потом в других лучших частях Москвы, в Китае и Белом городе, в домах пообширнее других, окруженные бедными родственниками, знакомцами и многочисленною крепостною дворнею, живут знатные люди разных чинов, более или менее близкие к царю. Это старинная дружина княжеская; слово исчезло, но основной характер остался, характер военный: все это ратные люди, члены дружины, старшие и младшие; им поручаются, как и в старину, разные гражданские должности, но при этом они не теряют своего постоянного, военного характера".

Но Алексея Михайловича нельзя назвать нерешительным или слабым. Личность Царя полностью сформировалась во время тринадцатилетней войны, когда ему приходилось сталкиваться с непостоянностью военного успеха, самостоятельно руководить армией осаждающей Смоленск. Тогда-то и пришлось столкнуться Никону, находившемуся в незаконном положении государя, с проявлением государевой воли. Однако и тогда совесть не давала покою "Тишайшему" царю: " Когда дело кончилось, приговор был произнесён - и вместо святейшего патриарха, великого государя Никона, в воображении царя явился бедный монах Никон, ссыльный, в холодной пустыни Белозерской, гнев прошёл, прежнее начало пробуждаться, Алексею Михайловичу стало жалко, ему стало страшно... В религиозной душе царя поднимался вопрос: по-христиански ли поступил он? Не должен ли он искать примирения с Никоном, хотя и не был вправе изменять приговора соборного?"

" Бесспорно, Алексей Михайлович представлял самое привлекательное явление, когда-либо виденное на престоле царей московских. Иностранцы, знававшие Алексея, не могли высвободиться из-под очарования его мягкой, человечной, благодушной природы. Эти черты характера выставлялись еще резче, привлекали тем большее внимание и сочувствие при тогдашней темной обстановке. «Изумительно, - говорили иностранцы, - что при неограниченной власти над народом, привыкшим к совершенному рабству, он не посягнул ни на чье имущество, ни на чью жизнь, ни на чью честь». Простое, патриархальное обхождение русского самодержца с подданными тем более должно было поражать иностранцев, что в Западной Европе оно уже исчезало: там был век Людовика XIV! Особенную мягкость, особенную привлекательность природе Алексея, поступкам его сообщала глубокая религиозность, которая проникала все его существо.

Но, напоминая отца мягкостию природы, Алексей, с другой стороны, напоминал знаменитого сына своего живостию, восприимчивостью, страстностию, был очень вспыльчив, и когда человек, возбудивший гнев его, был к нему близок, то, по тогдашнему обычаю, Алексей расправлялся с ним собственноручно, смирял, и это, как мы видели, не считалось посягновением на честь; цесарский посол Майерберг, который так восхищается характером царя Алексея Михайловича, описывает следующие случаи. Когда узнали в Москве о поражении Хованского и Нащекина в 1661 году, царь созвал Думу и спрашивал, что делать? какими средствами отбиться от страшного врага? Начинает говорить тесть царский, боярин Илья Данилович Милославский: «Если государь пожалует, даст мне начальство над войском, то я скоро приведу польского короля пленником». Ничто так не раздражало царя Алексея, как хвастовство и самонадеянность; он вышел из себя: «Как ты смеешь, страдник, худой человечишка, хвастаться своим искусством в деле ратном? Когда ты ходил с полками? Какие победы показал над неприятелем? Или ты смеешься надо мною?» Словами дело не кончилось: гневный царь дал пощечину старому тестю, надрал ему бороду, выгнал его пинками из комнаты и захлопнул двери. "Здесь можно особенно выделить то, что соловьёв сближает Алексея Михайловича со своим великим сыном.

Что касается наружности, Алексей Михайлович имел кроткие черты лица, был бел, краснощёк, с красивою бородой, тёмно-русый, крепкого телосложения. Иногда ночи проводил в горячих молитвах, увлекался охотой, но был полон. Кроме того Алексей Михайлович был очень хорошо образован по тем меркам, любил читать и писать. Ещё одно его несомненное качество - умение выбирать людей.

Читая Соловьёва, можно заметить его однозначно положительную оценку Алексея Михайловича. Историк сравнивает его с Петром І, как бы забывая, на мой взгляд о том, что Алексей Михайлович почти ничего не сделал для преобразования, обновления культуры России, по-прежнему закрывая всё в старине. Давался отпор прогрессивным силам, обличавшим такие пороки, как пьянство, невежество, варварство, необразованность. Так за подобные обличения был сослан в Сибирь Юрий Крижанич. Случались и казни, подавления бунтов. Вообще очень интересным мне представляется сочетание понятий "бунташный век" и "Тишайший" царь. Однако всё же бесспорным мне представляется то, что "Тишайший" царь оказал замечательное воздействие на историю России.

Окружение молодого царя

"Воспитателем был боярин Борис Иванович Морозов, проведший при нем безотлучно тринадцать лет. Молодой Алексей сильно привязался к своему воспитателю; царь Михаил также очень любил и уважал Морозова и, умирая, поручил ему сына. Морозов был человек умный, ловкий, по тому времени образованный, понимавший новые потребности государства, но не умевший возвыситься до того, чтоб подчинить свои частные интересы общему. В самом начале царствования можно было видеть, что правление находится в руках человека, умеющего распоряжаться умно и с достоинством: немедленно были решены два тяжелых дела, оставшихся от предшествовавшего царствования: королевич Вальдемар был с честью отпущен в Данию, Луба - в Польшу. Самое сильное влияние после Морозова оказывал думный дьяк Назар Чистой, бывший прежде купцом в Ярославле. Морозов и Чистой пользовались, как говорят, советами заводчика Виниуса: первый пример иностранца, получившего влияние на государственные дела."

Здесь можно заметить, что первые годы царствования Алексей Михайлович не имел непосредственной власти, не распоряжался самостоятельно делами, но около него находились грамотные люди. в частности хороший управленец Морозов, к которому Алексей Михайлович был предан до смерти боярина в 1661 году. Кроме того, юный царь не оказался в положении Ивана Грозного, не был свидетелем борьбы за власть, а значит, его сердце не было ожесточено. Однако при таких обстоятельствах нашлось немало желающих нажиться, то были: И. Д. Милославский, судья земского приказа Леонтий Плещеев, пушкарского - Траханиотов. Это неизбежно вызвало волнения народа и "Соляной бунт", в ходе которого Алексею Михайловичу пришлось впервые себя проявить.

Ещё более царь проявил себя, когда не успокоился по прекращению бунта, а решил бороться с его причинами - вскоре появилось "Соборное Уложение".

Вскоре, после ухода Морозова на второй план, его место занял Никон - священник, на которого особое внимание обратил сам молодой царь, когда тот был в Москве. По своей молодости и религиозности Алексей Михайлович быстро подпал под сильное влияние Никона. В 1652 году Никон был избран в патриархи на своей правде, причём царь, лёжа на полу в Успенском соборе вместе с толпой и боярами, умолял Никона принять этот пост. Никон спрашивал: Будут ли почитать его как архипастыря и отца, и дадут ли ему устроить церковь?- Все клялись, что будут. Наверное здесь Никон впервые проявил перед всеми свой властный характер, что приведёт в дальнейшем к известному конфликту.

Сергей Михайлович Соловьёв определил первые девять лет царствования Алексея Михайловича - до тринадцатилетней войны, как молодость царя, время, когда его личность ещё не сформировалась, когда он был подвержен влиянию других людей. Он был аккуратен, скромен, предан, боялся обидеть кого-либо. Но многое изменится, когда его дух закалиться под стенами Смоленска, у границ польских земель.

Женитьба

В начале 1647 года царь задумал жениться; из 200 девиц выбрали шесть самых красивых, из этих шести царь выбрал одну: дочь Рафа, или Федора, Всеволожского; узнавши о своем счастье, избранная, от сильного потрясения, упала в обморок; из этого тотчас заключили, что она подвержена падучей болезни, и несчастную вместе с родными сослали в Сибирь, откуда уже в 1653 году перевели в дальнюю их деревню касимовского уезда. От первого брака, на Марье Ильиничне Милославской, царь имел шесть дочерей и пять сыновей; но все сыновья отличались болезненностию; двое царевичей - Димитрий и Алексей - умерли при жизни отца и матери; в марте 1669 года умерла царица Марья Ильинична; за нею в том же году последовал третий царевич, Симеон. 22 января 1672 года Алексей Михайлович женился в другой раз, на Наталье Кирилловне Нарышкиной, воспитаннице думного дворянина Артамона Сергеевича Матвеева.

Любопытно, что и здесь С. М. Соловьёв связывает "западничество" и склонность к преобразованиям Петра с личностью его деда по материнской линии - А. С. Матвеева: "В продолжение нашего рассказа мы часто встречались с Матвеевым, одним из самых приближенных людей к царю. Недостаточность источников неофициальных, именно записок (мемуаров), не дает нам возможности объяснить, каким образом дьячий сын Матвеев мог приблизиться к царю и сделаться его другом. Если можно догадываться, то, по всем вероятностям, это сближение произошло посредством Морозова. Матвеев, подобно Ордину-Нащокину, Ртищеву и другим видным лицам царствования Алексея Михайловича, отличался любовию к новизнам иностранным: дом его был убран по-европейски, картинами, часами; жена его не жила затворницею, сын получил европейское образование; из дворовых людей своих Матвеев составил труппу актеров, которые тешили великого государя театральными представлениями. "Это типично для великого историка, который определил поиск причин явлений в их связи главной задачей своего титанического труда.

Значение царствования Алексея Михайловича

Царствование Алексея Михайловича продолжалось тридцать один год (1645-1676). С. М. Соловьёв называет его знаменитым: "Издание Уложения, присоединение Малороссии, подвиги русских людей в Северной Азии, расширение дипломатических сношений от Западного океана до Восточного, от Мадрида до Пекина, Никоново дело, раскол, Разинское и Соловецкое возмущения - вот крупные явления, которые должны оправдать употребленное нами выражение знаменитое царствование. Но знаменитость была дорого куплена; Алексей Михайлович получил от отца тяжелое наследство". О каком же наследстве говорил историк? - В 1634 году был потерян Смоленск, что неотвратимо предопределяло новую войну с Речью Посполитой. Малочисленное население России находилось в бедственном положении, посему неудивительно, что бунт произошёл уже через три года после воцарения Алексея Михайловича, "когда появилась возможность обвинять в народных бедствиях не царя, но боярина-правителя." Огромные размеры земли русской делали собственно землю не слишком ценным ресурсом, в сравнении с людскими. Землёй жаловали за службу, но для её использования нужен был мужик. Учитывая уровень экономического развития России 17 века, можно сказать, что правительство могло только прикрепить работника к земле. Это обстоятельство и есть причина окончательного закрепощения крестьян в царствование Алексея Михайловича.

Впрочем, развитие права и экономики не стояло на месте. В отношении первого появилось Соборное Уложение, немевшее замены почти 200 лет, в отношении второго был принят протекционистский торговый устав, развивались мануфактуры, образовался всероссийский рынок, появился купеческий приказ. но и на мануфактурах использовался труд крепостных и ссыльных. Торговые люди были неграмотны, но появлялись на русской земле уже учителя - довольно образованные люди: Ордин-Нащокин, Юрий Крижанич.

Многое, пришедшее из старины спокойно доживало свой век при Алексее Михайловиче, поэтому Соловьёв считает конец его царствования концом Древней Руси: "здесь мы заканчиваем историю Древней России". Так, Россия при Алексее Михайловиче была ещё страной сословно-представительной монархии, поскольку созывались земские соборы, существовала сильная боярская дума, родовая знать, вотчины. Но в Сборном Уложении царь определялся как самодержавный и наследственный монарх. На примере раскола и конфликта патриарха с царём мы можем убедиться в том, что церковь уже не могла быть на первом месте в государстве. Это в будущем дало возможность приглашать у европейских учёных-иноверцев. Но уже во времена Алексея Михайловича происходил конфликт поколений, уже тогда имелись желавшие образования молодые люди, как, например, знаменитый при Петре Феофан Прокопович.

Смена эпохи охарактеризовалось "бунташным веком" - много крови пролилось во время царствования второго Романова. Перерождавшейся России нужно было бороться, как с внутренними опасностями, так и с внешними. Так описывает С. М. Соловьёв сложность положения России в то неспокойное время: "Бедное государство истощило свои средства, чтобы приготовиться к войне, и сначала успех оправдал пожертвования; но скоро за тем язва, шведская война, малороссийские волнения, на востоке поднимаются варварские народцы. Казна истощена вконец, ратные люди бегут от голоду и холоду; попробовали прибегнуть к кредиту, но медные деньги упали в цене и московская чернь опять подняла бунт. Андрусовское перемирие прекратило бедствия тринадцатилетней войны; но надолго ли успокоилось государство? В 1667 году заключено Андрусовское перемирие и в 1667 же году поднимается Разин, а в 1668-м поднимается Брюховецкий, в малороссийских городах козаки режут московских воевод и ратных людей, а на севере вспыхивает Соловецкое возмущение. В 1671 году задавлен был Разинский бунт, а в 1672-м турки взяли Каменец и держали Москву в постоянной тревоге до конца царствования. После этого мы не будем удивляться медленности, нерешительности правительственных распоряжений относительно движения войск, малочисленности последних, их дурного состояния, вследствие которого большая цифра была только на бумаге, а не на деле; надобно удивляться, как бедное государство могло выдержать такой ряд ударов, ряд войн?

Действительно, иностранцы удивлялись, как могло Московское государство так скоро оправляться после поражений, подобных конотопскому, чудновскому? Дело объяснялось сосредоточенностью власти, единством, правильностию, непрерывностию в распоряжениях. Медлили, уклонялись от исполнения, не умели что-нибудь исполнить; но жалоба на эту медленность, уклонение и неуменье шла в Москву, и отсюда повторялся указ великого государя однолично сделать не измотчав; отвечали, что негде взять чего-нибудь: шел указ искать там и там; опять медлили - шел указ с угрозою опалы и жестокого наказанья, и дело наконец делалось. Начали строить корабль, ничего не приготовивши; мы видели, как строили; но выстроили же!

При этом, однако, не должно забыть и счастливой случайности. Мы видели, что в царствование Алексея Михайловича Московское государство было поражаемо рядом ударов, один за другим следовавших. Но это-то и важно, что удары следовали один за другим: бунты новгородский и псковской произошли через год после Московского, когда в столице все уже было тихо и совершены были важные перемены, успокоившие народонаселение центральных областей, следовательно, правительство имело возможность сосредоточить свое внимание на северо-западе. Разин поднялся, когда была окончена война с Польшею; он поднялся в 1669 году; в следующем году поднялся Брюховецкий; но Разин в это время ушел на Каспийское море, дал Москве досуг устроить малороссийские дела и поднял второй бунт, когда уже в Малороссии было все спокойно, когда, следовательно, большая часть военных сил могла быть двинута на восток. Турки начали грозить, когда уже все было кончено с восточным козачеством."

Царствование Алексея Михайловича твёрдо поставило Россию на ноги, провальной Ливонской войны и опричнины, Смутного времени, тяжёлого царствования Михаила Фёдоровича и, облачённое ещё в старину, указало ей новое направление развития, на реформы, науку, что было уже делом нового богатыря, как называл его историк - Петра Великого.

 ГОСУДАРСТВО СЕЛЕВКИДОВ, крупнейшее эллинистическое царство, простиравшееся в период своего расцвета от Эгейского моря на западе до Сыр-Дарьи на востоке.

Основано одним из диадохов Александра Македонского Селевком I Никатором, который в 312-311 , воспользовавшись серьезным ослаблением своего основного соперника Антигона после поражения при Газе, захватил Вавилонию, а затем Мидию, Сузиану, Персиду и другие «верхние сатрапии» (310-308). В 305-303 совершил поход на Восток, чтобы окончательно закрепить за собою территории, расположенные к северу от Гиндукуша. С основателем индийской империи Маурьев Чандрагуптой I (317-293) заключил мирный договор, по которому признал Гандхару, Паропамисады и Арахосию индийскими владениями, получив взамен 500 боевых слонов. После окончательного поражения Антигона в битве при Ипсе (Фригия) Селевку достались Сирия и восточная часть Малой Азии (301).

Сосредоточив в своих руках большинство сатрапий, некогда входивших в состав державы Александра Македонского, Селевк предпринял меры для укрепления их внутреннего единства. Он основывает многочисленные греческие города, видя в них главную силу своего государства. В их числе были западная и восточная столицы Селевкидов: Антиохия (Сирия) и Селевкия-на-Тигре, оттеснившая Вавилон на второй план.

В конце 80-х 3 в. до н. э. Селевк стал претендовать на все наследство Александра Македонского, что привело его к столкновению с царем Македонии и Фракии Лисимахом (281). В битве при Курупедии (Лидия) Селевк одержал победу и захватил все владения Лисимаха в Малой Азии. Однако попытка овладеть и европейскими землями завершилась для него собственной гибелью. Наследник Селевка I Антиох I Сотер (280-261) попал в крайне тяжелое положение: против него выступили Вифиния и Понт, в 280 о своей независимости от Селевкидов объявил наместник Пергама Филетер, а в 279 царь Египта Птолемей II Филадельф (285-246) овладел Милетом. Вслед за этим в центральные районы Малой Азии вторглись галаты (кельты). С огромным напряжением сил Антиоху удалось разбить варваров и оттеснить их на север (278-277). Противоречия между Селевкидами и Лагидами в Малой Азии и Келесирии стали причиной т. н. Сирийских войн, продолжавшихся целый век. В ходе первой Сирийской войны (274-271) Антиоху удалось отразить вторжение египетских войск в Сирию, однако южное побережье Малой Азии, Финикия и часть Келесирии остались за Египтом. Попытка же царя в 263-262 вновь подчинить Пергам потерпела полную неудачу.

Антиох II Теос (261-246), мобилизовав ресурсы восточных сатрапий и заключив союз с Македонией, возобновил борьбу с Египтом (258-253). Воспользовавшись поражением египетского флота при Косе (258) Антиох II овладел Милетом, а затем выбил египтян из Киликии и Памфилии. Войска Антиоха II также заняли всю Финикию к северу от Сидона. Птолемею II пришлось признать потерю этих территорий и заключить с селевкидским правителем мир, скрепив его династическим браком. Антиох II развелся со своей первой женой Лаодикой и вступил в новый брак с дочерью Птолемея Береникой. Однако через несколько лет Лаодика сумела добиться своего возвращения ко двору, отравила бывшего мужа и возвела на престол Селевка II Каллиника (246-226), но Береника и ее малолетний сын были убиты. Птолемей III Эвергет (246-222/221) использовал смерть своей сестры как повод для начала третьей Сирийской войны (245-243). Египетские войска захватили всю Сирию с Антиохией и Верхнюю Месопотамию, вынудив Селевка II бежать в Малую Азию. Наместник Бактрии Диодот, уже давно стремившийся к независимости, провозгласил себя царем. Казалось, что государство Селевкидов находится на пороге гибели. Однако успехи Птолемея III были крайне непрочны. Из-за восстаний в Египте ему пришлось вернуться домой, и Селевк II вновь овладел Сирией и Месопотамией (244). В результате третьей Сирийской войны Селевкиды вновь потеряли Милет и все свои предыдущие завоевания в Финикии. После завершения войны с Египтом против Селевка II выступил его родной брат Антиох Гиеракс, захвативший все селевкидские владения в Малой Азии. Попытка Селевка II вернуть эти земли закончилась неудачей: он был разбит в битве при Анкире (Анкара) в 238. Поражение Селевка II послужило сигналом для вторжения кочевников-парнов во главе с Аршаком в Парфиену. В 230-227 Селевк II совершил поход на Восток, разбил Аршака и вынудил последнего признать вассальную зависимость от Селевкидов. Однако встревоженный ростом влияния пергамского царя Аттала I (241-197) в Малой Азии Селевк II был вынужден, не успев восстановить свою власть над Бактрией, вернуться домой.

Попытку восстановить государство Селевкидов в полном обьеме предпринял Антиох III Великий, но она завершилась катастрофическим поражением от римлян при Магнезии (190). Селевкиды утратили все свои владения к северу от гор Тавра и ранг великой державы. Однако наследники Антиоха III смирились с этим не сразу. Антиох IV Эпифан (175-163) дважды (171, 168) вторгался в Египет и лишь под давлением Рима отвел войска в Палестину. В конце жизни он двинулся на Восток, собираясь вновь овладеть «верхними сатрапиями», но успел лишь захватить Армению.

После смерти Антиоха IV распад государства Селевкидов возобновился с новой силой: с востока наступали парфяне, отнявшие у Селевкидов Парфиену, Гирканию и Мидию, независимыми государствами стали Персида, Армения и Иудея, внутри государства усиливается борьба претендентов на трон. За последние сто лет существования государства Селевкидов в ней сменилось девятнадцать царей, причем никто из них не умер естественной смертью. После поражения и гибели Антиоха VII Сидета (138-129) в бою с парфянами Селевкиды окончательно потеряли все свои владения к востоку от Евфрата.

К концу 2 в. до н. э. в руках Селевкидов оставались лишь Финикия, Сирия и Киликия. В 83 армянский царь Тигран II захватил Сирию и сделал Антиохию одной из своих столиц. После поражения Тиграна II в войне с Римом (69), римский полководец Луций Лициний Лукулл провозгласил царем Сирии Антиоха XIII (69-64). Однако преемник Лукулла на посту главнокомандующего Гней Помпей обьявил Сирию римской провинцией и тем самым поставил точку в 250-летней истории державы Селевкидов.

323 - 316. Филипп Арридей

316 - 312. Александр IV

261 - 246. Антиох II Теос

225 - 223. Селевк III Керавн (Сотер) - царь Сирии из рода Селевкидов, правивший в 226- 223 гг. до Р.Х. Сын Селевка II Калинника. Селевк был больной, немощный и не умевший держать в повиновении войско. Его приближенные устроили против него заговор и отравили его (Аппиан: II; 66). По свидетельству Полибия, Селевк выступил походом против пергамского царя Аттала I, переправился через Тавр с большим войском, но пал жертвой коварства галата Апатурия и Никанора (Полибий: 4; 48).

163 - 162. Антиох V Эвпатор

150 - 145. Александр Велас

145 - 139. Антиох VI Эпифан

126. Клеопатра Тея

125 - 121. Клеопатра Тея и Антиох VIII

125. Селевк V Эпифан Никанор - царь Сирии из рода Селевкидов, правивший в 95 г. до Р.X. Сын Антиоха VIII Грипа. В 95 г. до Р.Х. Селевк начал войну со своим дядей Антиохом IX, победил его, захватил в плен и велел казнить. Немного спустя сын последнего, Антиох, прозванный Благочестивым, прибыл в Арад, провозгласил себя царем и пошел войною на Селевка, победил его и совершенно изгнал из Сирии. Тогда Селевк бежал в Киликию и, прибыв в город Монсуесту, вновь стал требовать от жителей денег. За это чернь города рассердилась на него, подожгла его дворец и умертвила его вместе с приверженцами (Флавий: «Иудейские древности»; 13; 13; 4).

121 - 96. Антиох VIII Грип

115 - 95. Антиох IX Кизикский

95. Селевк VI Эпифан Никанор

95 - 83. Антиох X Благочестивый

94. Антиох XI Филадельф

94 - 83. Филипп I Филадельф

87 - 84. Антиох XII Дионис

83 - 69. Тигран Армянский

69 - 64. Антиох XIII Азиатский

65 - 64. Филипп II

Литература:

Бикерман Э. Государство Селевкидов. М., 1985.

Bevan R. The House of Seleucus. London, 1902. Vol.1-2.

Sherwin-White S., Kuhrt A. From Samarkhand to Sardis: A new approach to the Seleucid empire. Berkeley; Los Angeles, 1993.

Здесь читайте:

Антиох I Сотер (324-261 гг. до н.э.), сын Селевка I Никатора, царь Сирии из династии Селевкидов.

Антиох III Великий (243-187 гг. до н.э.) - сын царя Сирии Селевка II Каллиника, сирийский царь