Реки по географии. Реки евразии. Что такое исток и устье реки, речная долина
Практическая работа Описание реки по плану 6 класс Цели и задачи: продолжить работу по формированию умений: определять географические координаты; определять направления по карте; определять характер течения рек в зависимости от рельефа. работать в соответствии с предложенным планом. сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Безногова О.Н. учитель географии МОУ "Приваленская СОШ" Омской области
Выход образец План описания реки: 1.Название реки; 2.Положение реки на материке; 3.Местоположение и географические координаты истока; 4.Общее направление течения; 5.Крупнейшие левые и правые притоки; 6.Характер течения реки; 7.Куда впадает река, географические координаты устья; 8.Использование реки человеком. подсказка
ПланКонспект 1. Название рекиОбь 2. Положение реки на материкеНа севере Евразии 3. Местоположение и географические координаты истока От слияния двух рек Бия и Катунь, которые берут начало с гор Алтая (52° с.ш. 85° в.д.) 4. Общее направление теченияС юго-востока на северо-запад, а потом на север. 5. Крупнейшие левые и правые притокиСамый крупный левый приток Иртыш. 6. Характер течения рекиВ верхнем течении бурная и быстрая, так как протекает в горах. В среднем и нижнем течении - тихое и спокойное, так как протекает по равнине. 7. Куда впадает река, географические координаты устья. В залив Карского моря (66,5° с.ш. и 70 в.д.). 8. Использование реки человекомВодоснабжение, орошение в верхнем течении, судоходство, рыбная ловля, отдых и туризм, ГЭС на Иртыше в Казахстане. Описание реки выход назад
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока: сформировать знания о реках земного шара. Показать их различия и общие черты.
Задачи урока:
- Начать формирование у учащихся представления о реках.
- Познакомить учащихся с основными понятиями, терминами, определениями.
- Продолжить формирование умения работать с географической картой.
- Продолжить формирование умения составлять описание географического объекта – реки.
- Формирование способности опознавать, анализировать, сопоставлять явления и факты, работать с текстом.
Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. География. Землеведение. 6 класс. – М.: Дрофа, 2012.
Оборудование: карта полушарий, физическая карта России, физическая карта Краснодарского края, атласы, контурные карты, компьютер, мультимедийная установка, презентация по теме: «Реки».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного материала.
Задание: Из списка географических объектов выберите только те, которые относятся к внутренним водам.
Ответ: к внутренним водам не относятся море, океан, залив.
Загадка
Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит (Река).
Определение с учащимися темы, задач и цели урока.
III. Изучение нового материала.
– Какая река протекает по территории нашего края? Опишите реку Кубань.
– Что такое река? (Это природный водный поток, протекающий в выработанном им углублении – русле). В этом определении отмечены самые важные признаки реки. Это естественный, а не созданный руками человека (канал, водохранилище), текущий в заданном природой направлении, которое резко не меняется.
Из каких частей состоит река?
- Русло – главная часть реки, которая располагается на дне речной долины.
- Пойма – часть речной долины, заливаемая водой во время разливов рек.
- Речная долина – более широкое понижение в рельефе.
– Где начинаются реки? Какими бывают истоки рек? Формируется понятие исток – начало реки. Приводятся примеры рек, которые берут начало в горах или истоком являются болота, озера.
– Где заканчиваются реки? (Анализ учебника стр. 149, рис 132)
- Устье – место впадения реки в другую реку, озеро, водохранилище, море, океан.
– Какими бывают типы устьев рек?
- Дельта – устье реки с протоками;
- Эстуарий – воронкообразное устье реки.
Слайд 9
Реки, впадающие в другие реки, называются притоками . Они могут быть левые и правые.
– Как определить, где у реки левые или правые притоки? (Привести пример по карте). Назовите левые и правые притоки реки Кубань.
- Речная система – это главная река со всеми притоками;
- Водораздел – граница, разделяющая соседние речные бассейны;
- Бассейн реки – участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку.
Слайд 10 -12
Самая протяженная река мира – Нил (6671 км), самая полноводная река мира – Амазонка. К числу величайших рек России относятся Обь, Лена, Енисей, Амур, Волга. Река Кубань – главная река нашего края.
Найдите и правильно покажите их на карте полушарий (реки показывают от истока до устья).
В контурных картах подпишите реки, обозначенные на карте:
- Нил, Конго (Африка);
- Обь, Енисей, Лена, Волга, Амур, Кубань, Янцзы, Инд (Евразия);
- Амазонка (Южная Америка);
- Миссисипи (Северная Америка).
– Как реки зависят от рельефа? Сравните характер течения горной и равнинной реки. Учащиеся рассматривают слайд и работают с учебником стр. 151-152.
Горные реки имеют:
- бурное и стремительное течение,
- относительно прямые русла,
- речные долины узкие и глубокие, их разрушительная работа направлена вглубь,
- дно почти все занято руслом,
- неблагоприятные условия для судоходства.
Равнинные реки имеют:
- плавное и спокойное течение,
- русло извилистое, речные долины широкие с плоским дном, ширина долин больше их глубины,
- разрушительная работа направлена вширь – на размыв берегов,
- русло занимает только часть плоского и широкого днища долины,
- развитое судоходство.
Одна и та же река на своем протяжении может иметь разный характер течения.
Слайд 15–16
– При каких условиях на реках образуются пороги и водопады? В чем их отличия?
Формируются понятия порог – каменная неровность, возникшая при пересечении рекой твердых скалистых пород в русле и водопады – крутые отвесные уступы твердых пород. При образовании порогов река бурлит и пенится, возникают водовороты.Водопад Анхель – самый высокий в мире, высота 1054 м (Южная Америка). Водопад был открыт в 1935 году с самолета летчиком Анхелем. Ниагарский водопад не самый высокий (51 метр), но он самый мощный. Он разрушает уступ, с которого спадает поток воды со скоростью 1 метр в год. Если разрушение не остановить, то через 20-30 тыс. лет он может достичь озера Эри, и оно будет спущено.
Как реки зависят от климата? Климат определяет густоту речной сети, полноводность рек и их поведение в течение года. В тех областях земного шара, где осадков много и рек много, они полноводны (Амазонка). Мало рек в пустынях, некоторые из них пересыхают.
- Питание – это способ поступления влаги в реку. В питании рек принимают участие дождевые, талые снеговые и ледниковые, также подземные воды. Рек, которые бы имели один источник питания, в природе не существует.
- Режим реки – поведение реки в течение года.
- Половодье – ежегодно повторяющийся в одно и то же время подъем уровня воды реке. Когда бывает половодье на реке Кубань?
– В чем значение рек? (ловят рыбу, развито судоходство, энергия падающей воды используется для строительства ГЭС, зона отдыха людей, по берегам рек всегда поселялись люди и т.д.)
IV. Закрепление материала.
- Укажите направление течения реки – с северо-запада на юго-восток;
- назовите номера всех истоков – 1, 2, 3,4;
- назовите номера всех устьев – 11, 5, 6, 7, 8;
- назовите номера всех правых притоков – 9;
- назовите номера всех левых притоков – 10, 12.
V. Подведение итогов.
Практическая работа: «Описание реки по плану».
1 вариант – Волга, 2 вариант – Амур.
- Название реки: 1 вариант – Волга, 2 вариант – Амур;
- На каком материке находится;
- Исток (начало реки);
- Устье (место впадения);
- Направление течения;
- Притоки (левые и правые);
- Питание реки;
- Хозяйственное использование.
VI. Домашнее задание.
§ 38-39, обозначенные на контурной карте реки, знать и уметь показывать на физической карте полушарий.
Литература:
- Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Землеведение. 6 класс. – М.: Дрофа, 2012.
- Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: «Вако», 2005.
- Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением (С.В. Долгорукова, Л.И. Елисеева и др.) – М.: Глобус, 2008.
- География. 6-10 классы. Библиотека электронных наглядных пособий. Мультимедиа издание по географии для общеобразовательных учебных заведений.
- www.cabri-volga.org/rus/VolgaMap.html
- ru.picscdn.com/domain/keldysh.ru/
- www.ecosystema.ru/07referats/slovgeo/252.htm
- www.skitalets.ru/water/karelia/keret_pushkin2003
Все мы знаем, что поверхность планеты, на которой мы живём, состоит из суши и океана.
Но на суше тоже встречаются водоёмы – это озёра и реки. О том, что такое река в географии, стоит поговорить подробнее, ведь речная система представляет собой довольно сложную структуру, функционирующую по своим законам.
Что такое река?
В географии рекой называют постоянный, т.е. текущий по одному и тому же руслу, естественный поток пресной воды достаточно большого объёма. При помощи рек происходит регуляция водного баланса на поверхности планеты: испаряющаяся с поверхности океана вода выпадает на сушу в виде дождя или снега, а затем с речными течениями возвращается в океан. Движение воды в реке происходит под действием силы тяжести: так как суша расположена выше, чем океан, то речная вода, используя естественные складки рельефа, стекает вниз, к морю или океану.
Так как наполнение большинства рек зависит от , их уровень претерпевает сезонные колебания: летом и зимой снижается (некоторые реки мелеют или даже пересыхают), весной и осенью поднимается. Эти колебания называются режимом реки. Каждая река собирает осадки с определённой площади, ограниченной возвышенностями, которые называются водоразделами. Площадь сбора влаги называется бассейном реки, и в него входят все притоки, ручьи и подземные источники, которые пополняют реку водой.
Реки распределены по поверхности суши неравномерно. Наибольшая густота сети рек наблюдается в экваториальном поясе с его частыми и обильными дождями. Умеренный и тропический пояса хуже обеспечены речной влагой: обширные площади здесь заняты пустынями, в которых реки текут лишь сезонно либо полностью пересохли.
Классификация рек
В географии реки принято классифицировать по размеру их бассейна, топографии местности, в которой они протекают, и некоторым другим признакам.
По размеру бассейна различают:
— большие реки с бассейнами, площадь которых превышает 50 000 квадратных километров, располагающиеся, как правило, в нескольких гидрографических зонах;
— средние реки с бассейнами, размеры которых варьируют в пределах 2 000 – 50 000 квадратных километров, протекающие по одной гидрографической зоне;
— малые реки с бассейнами, расположенными в одной гидрографической зоне и занимающими площадь менее 2 000 квадратных километров.
По топографическим особенностям различают горные реки, которые текут в горных местностях и отличаются бурным течением, и , русло которых проходит по равнинным местностям.
Строение реки
В состав большинства рек входят следующие части:
— исток – то место, откуда река берёт начало (ручей, ледник, озеро и т.д.);
— устье – то место, куда река впадает (другая река, море, озеро);
— – линейный вытянутый рельеф, по которому проходит её русло;
— пойма – часть речной долины, которая во время половодья или паводка обычно затопляется;
— плёс – глубокая часть русла;
— перекат – мелководная часть русла;
— стрежень – линия, на которой речная вода течёт с наибольшей скоростью;
— терраса реки – площадка в речном течении, не имеющая уклона либо имеющая минимальный угол уклона;
— притоки реки – более мелкие реки и ручьи, впадающие в реку и питающие её водой.
Полосы суши, окаймляющие реку, называются её берегами – правым и левым, по отношению к направлению течения. Устье закономерно располагается ниже, чем исток, и разница между этими высотами называется уклоном реки. Уклон аналогичным образом можно определить и для любого участка речного русла.
Использование рек человеком
Люди научились использовать преимущества, которые даёт река, с древнейших времён, располагая свои поселения рядом с крупными и небольшими реками. Сфера использования рек включает:
— добычу или производство продуктов питания (рыболовство, орошение земельных участков для выращивания сельхозпродукции, забор питьевой воды и др.);
— использование в качестве судоходной артерии, а также для сплава леса по течению;
— использование энергии течения реки (строительство водяных мельниц, а впоследствии – гидроэлектростанций);
— использование реки (базы отдыха, пляжи, санатории, водный туризм).
Кроме того, реки с глубокой древности используются в качестве естественной защиты от нападения неприятеля, разграничения регионов и т.д.
Класс: 6
Тема урока: Реки
Тип урока: урок изучения нового материала, практикум
Цели:
Сформировать представление о реке и ее частях, о крупнейших реках России с использованием
новых информационнокоммуникационных технологий;
Расширить и углубить знания о водах суши – реках;
Научить обучающихся находить и показывать реки на карте;
Развивать познавательную активность, умение наблюдать, рассказывать, делать выводы.
Задачи:
Образовательные
:
формировать представление о реках (части, состав, виды);
формировать умения работать с картой;
формировать умения составлять описание географического объекта;
формировать навыки по поиску информации, обработке ее, сравнению и описанию по теме «Реки».
Развивающие
:
развивать навыки работы с информационным материалом.
развивать аналитическое мышление, умение выявлять причинноследственные связи;
развивать познавательный интерес и географическое мышления обучающихся;
Воспитательные
:
воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов;
воспитывать бережное отношение к природе, Родине.
Планируемые результаты:
Предметные УУД
Научатся называтьи
показывать на карте
крупные реки мира и России.
Получат возможность
научиться определять устье,
исток, притоки реки и
речные системы;
Описывать ГП реки по плану
Метапредметные УУД
Познавательные: выделяют главные,
существенные признаки понятий; сравнивают
объекты, факты, явления, события по
заданным критериям, качественно и
количественно описывают объект.
Коммуникативные: участвуют в
коллективном обсуждении проблем;
обмениваются мнениями.
Регулятивные: прогнозируют результаты
уровня усвоения изучаемого материала и
сохраняют учебную задачу
Личностные УУД
Сохраняют мотивацию к
учебной деятельности;
проявляют интерес к новому
материалу; выражают
положительное отношение к
процессу познания, адекватно
принимаютпричины
успешности/неуспешности
учебной деятельности
Методы и формы обучения:
Наглядный, частичнопоисковый, практический, контроля
Индивидуальный, фронтальный, работа в парах, группах
Образовательные ресурсы:
Учебник «География» начальный курс: 6 класса /И.И.Баринова, А.А Плешаков.
Атлас и контурные карты 6 класс, раздаточный материал
Карта полушарий
Необходимое оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока.
Организационный момент
Проверяет готовность класса к уроку, приветствует обучающихся:
– Здравствуйте!
– Здравствуйте, скажем, мы нашим гостям!
Сегодня у нас много гостей, и я надеюсь, что мы с вами плодотворно
поработаем!
Вы готовы –все в порядке,
И учебники, тетрадки!
Вы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
На столе у каждого лежат листочки с заданиями, которые вы будете
выполнять по ходу нашего урока. На первом листочке – ваше «дерево
успеха», за каждое выполненное задание, вы ставите себе один балл, если
задание не смогли сделать 0 баллов
Давайте вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках.
Какую оболочку Земли мы изучаем? Что она в себя включает?
Выполним задание № 1.Из списка географических объектов выберите только
те, которые относятся к водам суши
Задание № 1.
Из списка географических объектов выберите и подчеркните только те,
которые относятся к водам суши.
Географические объекты: Болото, океан, ручей, подземные воды, река, залив,
родник, водохранилище, озеро, водопад, море.
Проверим задание. Правильно выполнили задание 1 балл.
Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об одном из указанных вами
объектов. О каком, вам поможет определить загадка:
Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.(Река)
Значит, какая будет тема урока? Ваше мнение
Сегодня мы разберем один из водных объектов суши – это реки.
Вы все были на побережье реки, вспомните, что представляет собой река?
Что вы знаете о реках?
А что бы вы хотели еще узнать о реках? Какие цели мы перед собой
поставим?
Итак, сегодня мы должны узнать:
что такое река, ее части;
что такое речная система;
какие бывают реки;
зачем реки нужны человеку
Откройте тетради и запишите число и тему урока.
На Земле почти 20 млн. рек, но 53 из них имеют длину более 1000 км. А
России насчитывается более 200 тысяч, больших и малых рек.
бурно спускаются с высоких гор, придавая местности живописный вид.
Что такое река? (выслушиваются ответы детей и делается вывод)
Река – это поток воды, текущий в выработанном им углублении – русле
реки. Запись определения в тетрадь.
Схема реки. Каждая река, где бы она не находилась, имеет свое начало.
А откуда река может брать свое начало? (Одна река вытекает из озера,
другая из болота, третья из родника, четвертая начинается в горах)
Значит, что такое исток?
Исток – место, где река берет начало. Запись определения в тетрадь.
Течет река на десятки, а то и на сотни километров и кудато впадает.
Куда река может впадать? (в море, озеро, или в другую реку)
Как называют это место? (устьем)
Устье – место, где река впадает в море, озеро или другую реку. Запись
определения в тетрадь.
Задание: Найдите на карте России исток и устье реки Волга. Определите,
где они находятся.
Исток находится на Валдайской возвышенности, а устье – в Каспийском
море.
Работа с атласом
Работа в парах. Возьмите листочки с заданием № 2. Откройте физическую
карту Российской федерации на стр. 16.Ознакомьтесь с заданием: вам нужно
найти с помощью карты исток и устье рек, которые написаны в вашей таблице.
Внизу таблицы даны географические объекты, которые помогут вам
справиться с этим заданием.(Приложение 2).
Задание № 2
Устье реки
Название реки Исток реки
Волга
Ангара
Географические объекты:
Каспийское море, озеро Байкал.
Задание № 2Б
река Енисей, Валдайская возвышенность,
вам нужно найти с помощью физической карты Российской федерации атласа
исток и устье рек, которые написаны в вашей таблице. Внизу таблицы даны
географические объекты, которые помогут вам справиться с заданием.
Название реки Исток реки
Иртыш
Анадырь
Географические объекты: река Обь, восточные сколы хребта Монгольский
Алтай, Анадырский залив, Анадырское плоскогорье.
Устье реки
Задание № 2В
вам нужно найти с помощью физической карты Российской федерации атласа
исток и устье рек, которые написаны в вашей таблице. Внизу таблицы даны
географические объекты, которые помогут вам справиться с заданием.
Название реки Исток реки
Амур
Лена
Географические объекты: Охотское море, слияние рек Шилки и Аргуни,
озеро в Байкальском хребте, море Лаптевых.
Устье реки
Давайте проверим, как справилась с заданием ваша пара.
Ребята, у кого задание такое же проверим, правильно ли выполнили задание,
оцените работу.
Справились с заданием № 2 без ошибок, ставим 1 балл.
Прежде чем выполнять следующие задание,поработаем устно с понятиями
Как называется расстояние от истока до устья?
Значит, реки бывают длинными и короткими.
Работаем с физической картой Российской федерации стр. 16.
Приведите примеры длинных рек.
Приведите примеры коротких рек.
Многие реки являются притоками других рек. Притоки бывают правыми и
левыми. Как определить, где правый приток, а где левый?
Ответы детей
Обратимся к карте:
определим притоки (правый, левый) рек:
Лена (притоки Алдан, Вилюй)
Обь (приток Иртыш)
Волга (приток Кама).
Следующий вопрос Что такое речная система?
Продолжаем работу в прах. Приступим к выполнению задания №3
Схема реки. На листочке, изображена схема реки и задание.
Приложение 3.Схема реки
Задание № 3. Познакомьтесь со схемой реки. Подпишите части реки
Горы Озеро
Болото
Море
Словарик: исток, устье, правый приток, левый приток.
Проверка выполнения задания. На слайде показана схема. Проверяется
каждое пустое поле по парам. Если все задание выполнили правильно, ставим
1 балл.В России насчитывается более 200 тысяч, больших и малых рек.
Одни плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, а другие
бурно спускаются с высоких гор, придавая местности живописный вид. Реки
бывают равнинные и горные.
Вопрос: по каким признакам отличаются равнинные реки от горных?
Выполним задание № 4 на листочка Приложение 4
Задание № 4
Рассмотрите фото рек. Установите соответствие между характером реки и
приведенными ниже характеристиками.
__________________ __________________
__________________ __________________
__________________ __________________
Характеристики: Спокойное течение, широкая речная долина
большая длина,извилистое русло,удобна для судоходства Бурное
течение,узкая долина, прямое русло, короткая река,неудобна для
судоходства
Проверка задания. Типы рек
Слайд №15Равнинные
Горные Слайд №16
Спокойное течение
Широкая речная долина
Большая длина
Извилистое русло
Удобна для судоходства
Бурное течение
Узкая долина
Прямое русло
Короткая река
Неудобна для судоходства
Работа в группах
Иногда на реке можно увидеть пороги.
Пороги – выходы твердых пород в русле реки.(учащиеся записывают
определение)
Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород.
Река размывает более мягкие породы, а выходы трудноразмываемых твердых
пород образуют пороги. Пороги бывают очень красивые, но сильно мешают
судоходству. При горизонтальном залегании твердых и мягких пород в русле
река размывает мягкие породы, в результате чего образуется ступень из
твердой породы. Если ступень высокая, река низвергается с нее в виде
водопада.
Что такое водопад?
Водопад – крутой уступ, с которого вода реки падает вниз.
Чаще водопады встречаются в горных районах или на границе гористой и
равнинной местности.
Как называется самый высокий водопад в мире, если его координаты 50с.ш. и
630 з.д.?(Анхель, показывают на карте у доски)
Самый высокий водопад на Земле – Анхель, которыйнаходится в Южной
Америке. Он назван по имени летчика Анхеля, который открыл его в 1935 г. с
самолета. Поток воды с шумом падает с высоты 1054 м на дно глубокого
ущелья.
А вот еще один водопад, о котором расскажет
Сообщение о Ниагарском водопаде.
Самый мощный водопад Ниагарский, расположенный в Северной
Америке.
Наибольшая высота водопада – 51 м., ширина 1200 м. Расположен водопад на
реке Ниагара, соединяющей озёра Эри и Онтарио в Северной Америке.
Учитель просит посмотреть на карту на север юг, запад восток. «Совершить»
кругосветное путешествие глазами по океанам из города Мурманск, начиная
по Северному Ледовитому океану через Тихий океан, Индийский и
Атлантический (при этом учитель может проводить указкой по карте, а
учащиеся следят глазами). Закрыть глаза сосчитать до десяти.
Ребята как вы думаете какое значение рек? В природе? В жизни человека?
Ответы детей
Мы ребята продолжаем работу и чтобы закрепить знания, которые мы
получили на уроке, выполним практическую работу.
Работаем в группе.
Возьмите листочки Задание № 5 Описание реки по плану. Название реки
вы выбираете самостоятельно (приложение 5)
Приложение 5
Задание № 5
Описание реки по плану. Название реки выбираете самостоятельно.
План описания реки ___________________
1. Материк, на котором находится река
2. Исток реки
3. Устье реки
4. Направление реки
5. Характер течения (равнинная, горная)
6. Притоки реки
7. К бассейну какого океана принадлежит река
Корректирует работу в группах.
Проверка практической работы по группам
Подведем итог урока, сегодня мы узнали:
что такое река, ее части;
что такое речная система;
какие бывают реки;
зачем они человеку;
Пусть каждый возьмет свое «Дерево успеха» и оценит свою работу на уроке.
Ребята оцените, кто сегодня хорошо поработал на уроке. Согласны?!
Знакомит с домашним заданием:
Для всех Параграф 23, вопросы в конце параграфа
На выбор:
1Ребята, какая крупная река протекает в Ростовской области?
2)Творческое задание: описать реку Дон согласно плану практической
работы.