Болезни Военный билет Призыв

Эссе по истории критерии. ЕГЭ: пишем историческое сочинение. Из чего состоит эссе по истории

КРИТЕРИИ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЧИНЕНИЯ В ЕГЭ 2018

Так как написать хорошее сочинение? Прежде всего, необходимо учитывать те критерии, которые содержатся в самом ЕГЭ. Ниже они приведены с небольшими пояснениями. Итак, в сочинении необходимо:

- указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории. Таким событием в зависимости от периода может являться: война, битва, революция, проведение какой-либо политики, принятие того или иного закона, образование или развал государства, формирование политического движения и т.п. Диапазон исторических событий очень широк. Главное не ошибиться и выбрать именно те события, которые входят в выбранный вами временной период, иначе они не будут оценены.

- назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах). При этом авторы ЕГЭ поясняют, что при характеристике личности необходимо указать конкретные действия этой личности (принятие закона, проведение политики, присоединение той или иной территории и т.п.), в значительной степени повлиявшие на ход и/или результат указанных событий (процессов, явлений).

Иными словами, недостаточно просто назвать личность (правителя, государственного, культурного или общественно-политического деятеля) и перечислить его заслуги. Необходимо, показать, как именно эта личность или ее действия повлияли на указанные Вами события и какую роль она сыграла в указанных Вами процессах.

- указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период. То есть при характеристике события нужно не просто назвать его (например, Октябрьская революция в России), но и указать его причины (например, усталость народа от войны, нерешённость национальных конфликтов, падение авторитета Временного правительства и др.). При этом, для того, чтобы лучше выделить причинно-следственные связи в Вашем тексте, используйте приведенные ниже (и подобные им) конструкции:

1) Это было обусловлено рядом причин, а именно…

2) К этому привело…

3) На (данное событие) оказало большое влияние…

4) Причинами (события) являются…

6) В результате (данного события) произошли следующие изменение в..

7) Итогом преобразований стало…

8) (Данное событие) явилось началом…

- используя знания исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России. В данном случае Вас просят вписать выбранный Вами период в общий исторический контекст т.е. показать, как именно данный период повлиял на последующие.

Пример:

«В результате монгольского нашествия русские земли попали политическую и экономическую в зависимость от Золотой Орды, которая продолжалась более двухсот лет и оказала, по мнению историка Карамзина, решающее влияние на характер власти в Российском государстве.»

Также немаловажным критерием исторического сочинения является внешний вид текста. Тест должен содержать последовательное и связное изложение материала, представлять полноценную работу, а не отрывочные положения.

ШАБЛОН И ПЛАН ИСТОРИЧЕСКОГО СОЧИНЕНИЯ ПО ИСТОРИИ

При написании исторического сочинения мы рекомендуем Вам придерживаться следующего шаблона, что существенно упростит Вам жизнь и сделает написание сочинения более понятным.

Введение

Во введении напишите название периода (например, эпоха дворцовых переворотов, смутное время и т.д.), укажите правителя или правителей. В нескольких словах опишите ситуация в стране в начале периода, здесь же отметьте основные события, явления и процессы.

    Основная часть

    Укажите один, из названных Вами во введении, исторических процессов. Используя вводные конструкции укажите, его причины, а также особенности развития.

    Выберите исторического деятеля, участвовавшего в указанном Вами процессе и раскройте его роль, помня о критериях сочинения. Не забывайте приводить как можно больше исторических фактов и дат (но только, если Вы в них абсолютно уверены!)

    Укажите к чему привело, описанное Вами событие, процесс или явление, а также как оно повлияло на другие события, явления или процессы.

    Повторите пункты 1-3 для описания второго исторического процесса.

Заключение

В заключении, основываясь на фактах, указанных Вами в эссе, сделайте вывод о значении данного периода для истории России. Укажите, как историки оценивали данный период и/или, опираясь на факты, дайте собственную оценку его роли в истории.

Не забудьте после написания еще раз проверить свое сочинение на соответствие всем критериям!

ПРИМЕР ИСТОРИЧЕСКОГО СОЧИНЕНИЯ В ЕГЭ ПО ИСТОРИИ 2018 ГОДА

Период 1598-1613 (Смутное время)

Период конца XVI века и начала XVII в отечественной истории носит название Смутного Времени. В это время российскому государству пришлось столкнуться с политическим, экономическим и социальным кризисами, приведшими страну на грань краха.

В этот период можно выделить немало политических деятелей, чьей основной задачей было удержать власть в своих руках в условиях голода, частых восстаний и иностранной интервенции. После кончины последнего государя из династии Рюриковичей, Фёдора Иоанновича, страной правил, избранный Земским собором, Борис Годунов (1598-1605), влиятельный боярин и ранее ближайший советник царя Федора.

С началом его правления многие историки связывают на начало Смуты. Последствия политики опричнины, проводимой Иваном IV, а также голод 1601-1603 годов сильно ослабили экономику и вызвали волну недовольства среди населения, которая привела к смертям, грабежу и многочисленным восстаниям, например, восстанию Хлопка (1603). Все вышеуказанные события так или иначе способствовали росту недовольства правлением Бориса и усилению его соперников.

Ситуация ухудшилась с появлением на территории Российского царства Лжедмитрия I, предъявившего свои права на престол от имени «чудом спасшегося» наследника Дмитрия Иоанновича. Заручившись поддержкой части крестьян, некоторых отрядов казаков и бояр, Лжедмитрию вместе с польским отрядом удалось закрепиться в Москве.

К этому времени уже умер Борис Годунов, его жена и сын были убиты в результате боярского заговора. Царствование самозванца было недолгим и характеризовалось курсом на сближение с Польшей и проведением множества реформ, которые одобрили далеко не все слои населения. Подтверждение указов, закрепощающих крестьян, венчание по католическому обычаю - всё это подрывало сложившийся образ «правильного» царя и надежду на лучшее будущее при новом государе.

Очередной боярский заговор, организованный Василием Шуйским, одним из самых влиятельных бояр, покончил с правлением Лжедмитрия. Россия при Шуйском и последующим правлением бояр (Семибоярщина) столкнулась новыми крестьянскими волнениями (восстание Ивана Болотникова), а также с польско-шведской интервенцией.

В итоге Русь ещё долго не могла восстановиться после Смутного Времени. Первый шаг к восстановлению русской государственности был положен в 1613 году, когда на Земском соборе Михаил Фёдорович Романов был избран и приглашен на царство. Завершилась же Смута лишь в 1618 году после подписания Столбовского мира со Швецией и Деулинского перемирия с Речью Посполитой.

Смута начала XVII века – одна из самых тёмных эпох в истории российского государства. Многочисленные кризисы, нестабильность власти и слабость на политической арене привели к иностранным вторжениям и потере некоторых территорий на западе и северо-западе Руси. С другой стороны, в условиях Смутного Времени оказалось, что страна оказалась способна противостоять оккупации, голоду и кризису власти, ведь в итоге члены Земского Собора пришли к компромиссу и выбрали нового государя.

Критерии оценивания:

К1 Указание событий (явлений, процессов) - 2 балла

  • Правильно указаны два события (явления, процесса) 2 балла.
  • Правильно указано одно событие (явление, процесс) 1 балл.
  • События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно 0 баллов.

К2 Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории - 2 балла

  • Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России - 2 балла.
  • Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России (или одного события (явления, процесса)) - 1 балл.
  • Правильно названы одна-две исторические личности, роль каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована / охарактеризована неправильно. ИЛИ Правильно названы одна-две исторические личности, при характеристике роли каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России. ИЛИ Исторические личности названы неверно. ИЛИ Исторические личности не названы - 0 баллов.

К3 Причинно-следственные связи - 2 балла

(По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)

  • Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период - 2 балла.
  • Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период - 1 балл.
  • Причинно-следственные связи указаны неверно / не указаны - 0 баллов.

К4 Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России - 1 балл

  • Дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков - 1 балл.
  • Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России не дана - 0 баллов.

К5 Использование исторической терминологии - 1 балл

  • При изложении корректно использована историческая терминология - 1 балл.
  • Все исторические термины, понятия использованы некорректно. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы 0

К6 Наличие фактических ошибок - 2 балла

(1 или 2 балла по критерию может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов)

  • В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки - 2 балла.
  • Допущена одна фактическая ошибка - 1 балл.
  • Допущено две или более фактические ошибки - 0 баллов.

К7 Форма изложения - 1 балл

(1 балл по критерию может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов)

  • Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) - 1 балл.
  • Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений - 0 баллов.

Максимальный балл 11

Решай по истории.

Здравствуйте друзья. На связи Иван Некрасов, тот самый, который не пишет блог неделю. Куда я пропал? Никуда. Готовим бомбезный материал для школы подготовки к ЕГЭ по истории и обществу. До закрытия набора остались считанные недели. Все силы и время уходит именно туда, поэтому немного некогда вам писать регулярные статьи, уж извините. Так же уже ждем старта основного этапа ЕГЭ 2017 года и результатов моих выпускников.

Записаться на курсы по истории

Записаться на курсы по обществознанию

В данной статье я развенчаю все Ваши сомнения по поводу задания 25 по истории, расскажу об обновленных критериях написания исторического сочинения, научу обманывать эксперта при написании своей работы и выполнении критерия К4 и так далее. Интересно? Тогда читай статью далее!

Историческое сочинение изменилось?

Итак, буквально вчера, мне в личные сообщения ВКонтакте отправили набросок сочинения такого типа по периоду 1125—1132 гг.:

1125—1132 гг.

Период истории Руси 1125—1132 гг. называют периодом феодальной раздробленности.
Основные причины феодальной раздробленности:
— княжеские междоусобицы, стремление князей укрепить и расширить свои владения;
— формирование местных княжеских династий;
— рост городов, превращение их в центры отдельных территорий;
— укрепление местного боярства, стремление бояр и местных князей укрепить и расширить свои владения.
Годы 1125—1132 гг. — приходятся на правление Мстислава Великого, сына знаменитого Владимира Мономаха, деятельность которого была связана с прекращением княжеских усобиц, зашита русских границ от набегов кочевников.

Проверим историческое сочинение онлайн

Давайте разберемся, т.к. в пяти сочинениях из шести были подобные вопросы и ошибки. Что необходимо сделать? Для начала — это скачать демоверсии ФИПИ ЕГЭ по истории 2017 года и обратиться к формулировке самого задания:

1) 1125–1132 гг.; 2) 1825—1855 гг.; 3) 1945—1953 гг.

В сочинении необходимо:
к данному периоду истории;
и, используя знание
истории.

Давайте проверим данную работу и выявим все ошибки + дадим ответ на вопрос о форме написания работы.

Работа с критериями

Смотрим К1 — все отлично, указано больше двух явлений и процессов. Проверить данный критерий всегда было очень просто - вам просто нужно найти в работе две исторические даты. Если они есть, вы ставите два балла.

К2 — Мономах и Мстислав на месте. В прошлом году данный критерий был бы зачтен, но сейчас в критериях есть поправка, гласящая, что деятели должны иметь комментарий, содержащий их роль в истории России. Как написать и выделить роль? Для это используется глагол, например издал, повелел, руководил, возглавил и т.д.

В данной работе роли деятеля нет - 0 баллов.

Пример причинно-следственной связи

К3 - Причинно-следственных связей в работе аналогично просто нет. Что это такое?

Причинно-следственные связи — это вообще положение, когда показывается влияние периода на последующие годы развития государства. То есть Вы берете итоги и продолжаете мысль, глядя уже за 1132 год. Ключевой вопрос: к чему привело? На своих курсах я рекомендую использовать перекрестную модель написания причинно-следственных связей, используя ключи ПРИЧИНА-СЛЕДСТВИЕ.

Пример причинно-следственной связи. Синим цветом выделена роль Василия Голицына:

Во внешнеполитической жизни страны особую роль играл Василий Голицын, являвшийся фаворитом Софьи. В 1686 г. Голицын выступил инициатором заключения «Вечного мира» между Польшей и Россией. Причиной данного события стала необходимость окончательного разделения Украины между сферами влияния России и Польши. Следствием данного мира окончательное признание Левобережной Украины и Киева за Россией. Кроме того, Россия вступила в антитурецкую коалицию с Польшей, Австрией и Венгрией. В этой коалиции России отводилась второстепенная роль: борьбы с Крымским ханством.

Итог: 0 баллов

К4 - Следствие периода на будущую историю. В прошлом году историческое сочинение требовало знание историографии выпускником. Это историческая оценка от лица знаменитого историка, например Карамзина. В этом году подобного не требуют. Необходимо написать на что повлиял период в будущем

Пример правильно раскрытого К4:

Данный период весьма противоречиво оценивается в отечественной историографии. Например, Л. Кацва считает, что данный период был благоприятен для государства, но в то же время, в данные годы не учитывалось воля народа. Мне же кажется, что данный период- период весьма смелых преобразований, которые должны были свершиться рано или поздно. «Перестройка» в дальнейшем привела к распаду такого государства, как Советский Союз, и созданию России, в которой мы живем сегодня.

Как вы видите - тоже 0 баллов.

К5 - Использование исторического термина. В данном случае это междоусобица. Плюс один балл.

К6 подразумевает отсутствие фактических ошибок, как и критерий К7 - форму работы, как сочинение. Таким образом, отвечая на вопрос, писать ответ на задание 25 нужно, как сочинение по русскому языку и литературе без использования пунктов и подпунктов.

Здесь этого не соблюдено: 0 баллов.

Выступление Артасова - видео с курсов для экспертов ЕГЭ

Таким образом данное сочинение можно оценить на минимальное количество баллов, но это очень просто исправить. Сейчас я предлагаю выполнить Вам подобное задание и отправить его мне в личные сообщения ВКонтакте . Кроме того, настоятельно советую посмотреть комментарий составителя ЕГЭ-2017 года на предмет изменений в историческом сочинении - закрепите изученный материал.

Попрактикуйтесь самостоятельно!

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1237–1240 гг.; 2) 1881—1894 гг.; 3) 1953—1964 гг.

В сочинении необходимо:
– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России.
В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Комментируйте, ставьте лайки и подписывайтесь на обновления блога . На этом статью заканчиваю

Хотите разобраться со всеми темами курса истории? Записывайтесь на обучение в школе Ивана Некрасова с юридической гарантией сдачи экзамена на 80+ баллов!

С уважением, Иван Некрасов

Похожие материалы

Историческое сочинение в ЕГЭ появилось сравнительно недавно. С 2016 года абитуриентам предлагается написать работу по одному из трёх указанных периодов. Каждый из таких периодов относится к одной из трех эпох в истории России, которые условно градируются как «Древность и Средневековье» (IX-XVII) , «Новое Время» (XVIII-XIX) и «Новейшее Время» (1914-2008). Важно также отметить, что внутри эпохи выбираются периоды, которым в историографии дана оценка как целостным историческим периодам (Например, 1914-1917 или 1645-1676 гг.).

В таком «дорогостоящем» одиннадцатибалльном задании абитуриенту требуется соблюсти следующие критерии:
1. Указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к выбранному периоду истории (К1, за который максимально можно получить 2 балла);
2. Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль названных личностей в этих событиях, явлениях, процессах (К2, за который максимально можно получить 2 балла);
3. Указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории (К3, за который максимально можно получить 2 балла);
4. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дать одну оценку значения данного периода для истории России (К4, за который максимально можно получить 1 балл);
5. В ходе изложения использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду(К5, за который максимально можно получить 1 балл);
6. Не допускать фактических ошибок (К6, за который максимально можно получить 2 балла);
7. Написать ответ в форме последовательного, связного изложения материала (К7, за который максимально можно получить 1 балл).

Формат и разбалловка

Как будет выглядеть работа, ее логическое и смысловое содержание, эксперты оставляют право свободным за абитуриентом, пишущим ЕГЭ по истории. Специалисты ФИПИ не регламентируют и объем изложения работы – это вопрос времени на экзамене и вдохновения автора. Абитуриент должен помнить, что ему вряд ли зачтут баллы по критериям 6 и 7, если по критериям 1-5 он не смог набрать хотя бы 4 балла из 8 возможных. Как быть, если в работе указаны и верные процессы и явления, и неверные?

В своей статье журналу ФИПИ «Педагогические измерения» заместитель руководителя федеральной комиссии по разработке КИМ для ГИА по истории, И.А. Артасов приводит такой интересный пример:

«В период 1825–1855 гг. было создано Третье отделение императорской канцелярии, а также проведена реформа государственной деревни. Кроме того, в этот же период в России начинают создаваться военные поселения».

Артасов пишет, что в данном сочинении названы два события, относящиеся к выбранному периоду, поэтому выпускник за данный ответ получит по К1 два балла. Ошибки же по критерию К1 не учитываются, засчитываются только правильные положения, поэтому фактическая ошибка, касающаяся создания военных поселений, не приведёт к снижению балла по критерию К1.

Таким образом, при оценивании по критерию К1 оценивается только указание событий (процессов, явлений), но не учитывается их связь между собой, последовательность изложения и т. п. От выпускника также не требуется указывать годы (даты) названных им событий.


Указание личности и ее роли в историческом периоде

При учете второго критерия работы, где вам требуется указать две личности и их роль в указываемом периоде. Необходимо помнить, что под ролью исторической личности понимается её деятельность, в значительной степени повлиявшая на ход и результат событий в данный период истории. Как отмечает Артасов, при выставлении баллов по критерию К2 учитывается количество указанных элементов ответа. Для выставления максимального балла по критерию К2 в ответе должны быть названы два исторических деятеля и роли обоих в названных событиях (явлениях, процессах). Исторические личности, указанные в сочинении, могут быть как деятелями истории России, так и деятелями историизарубежных стран.

Важно также не забывать, что общие формулировки, лишённые конкретного содержания, оценке экспертов ЕГЭ не поддаются. Поэтому когда вы будете описывать значимость роли Александра Невского на Ледовом Побоище в 1242 году, мы рекомендуем вам отметить его исключительность не общими фразами в стиле «это был отличный полководец», «хороший мужик», «настоящий патриот своей земли», а уточнить чем именно ему удалось обеспечить победу русскому войску. Например:

«Александр Невский вынудил немецких рыцарей, закованных в тяжёлую броню, принять бой в неудобном для них месте - на льду Чудского озера с крутым берегом, он удачно расположил войско, поставив в центре своего строя войска послабее, а с флангов - сильную конницу».

А поскольку вы пишите единый связный текст, вы должны помнить, что события (процессы, явления), в которых личность сыграла охарактеризованную в сочинении роль, обязательно должны быть названы. Это означает, что ответ по критерию К2 не может быть засчитан в качестве верного, если, например, выпускник написал «И.В. Сталин выдвинул план автономизации, но затем согласился с ленинским планом и поддержал его» , но никак не обозначил, что в этом заключалась роль И. В. Сталина в разработке проекта образования СССР.

Абитуриенты должны также учитывать, что характеристика роли личности не может быть подменена указанием статуса, титула, занимаемой должности и т. д. Поэтому роль М. И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г. не может быть охарактеризована так: «М.И. Кутузов был главнокомандующим русскими войсками».

Причинно-следственные связи

Поскольку третий критерий предполагает оценку причинно-следственных связей в историческом периоде, важным будет понять смысл данной формулировки. Под причинно-следственной связью, как правило, понимается связь между историческими событиями (процессами, явлениями), при котором одно событие (процесс, явление), называемое причиной, при наличии определённых исторических условий порождает другое событие (процесс, явление), называемое следствием. Например, поражение России в Крымской войне привело к нейтрализации Чёрного моря.

Поэтому необходимо учесть, что причинно-следственных связей между любыми событиями (процессами, явлениями), указанными в сочинении и относящимися к выбранному периоду должно быть хотя бы две. Также важно отметить, что при указании причинно-следственных связей могут быть использованы не только причины, но и предпосылки событий (явлений, процессов). Например, усиление иностранного влияния в экономической и культурной сферах в России в XVII в. не было прямой причиной преобразований Петра I, это, скорее, его предпосылка (т. е. условие, повлиявшее на начало данного события).

Эксперты засчитывают и вариант связи между поводом и событием, например: «Убийство эрцгерцога Франца Фердинанда стало поводом для начала Первой мировой войны».
Главное не забывать, что указанные причинно-следственные связи должны существовать в рамках данного периода. Это означает, что и причина, и следствие должны находиться в рамках этого периода. Например, если выпускник, который пишет о периоде 1801–1812 гг., укажет причинно-следственную связь между подписанием Россией Тильзитского мира и присоединением её к континентальной блокаде, то это будет принято в качестве правильного ответа. Но если выпускник при характеристике того же периода приведёт причинно-следственную связь между победой в войне 1812 г. и зарождением движения декабристов, то она не будет принята (хотя и не содержит фактической ошибки), т. к. создание первых декабристских организаций не относится к данному периоду истории.

Историческая оценка периода

Особого внимания в работе заслуживают выводы, которые эксперты ЕГЭ учитывают по критерию четвертому «оценка значимости периода». Не стоит забывать, что оценка представляет собой обобщающий вывод о значении данного периода для истории страны в целом, его влиянии на процессы, характерные для эпохи, в рамках которой выделен данный период. Необходимо обратить внимание, что в сочинении должна быть дана оценка именно периоду в целом, а не отдельным событиям в рамках этого периода.

Согласно критериям, оценка может быть дана с опорой на исторические факты и (или) мнения историков. Это означает, что указание мнений историков в работе не обязательно, выпускник может для оценки периода использовать только знание фактов. Например, при оценке периода 1928–1941 гг. можно указать, что социально-экономическая политика, проводимая в эти годы, позволила создать многоотраслевой военно-промышленных комплекс, что послужило одной из предпосылок победы СССР в Великой Отечественной войне. За этим обобщённым выводом стоят исторические факты, он опирается на них.

Для оценки значения периода выпускник может использовать мнения историков. Например, он может дать следующую оценку периоду 1689–1725 гг. (время правления Петра I): «По мнению В. О. Ключевского, Пётр завещал преемникам обильный запас средств, которыми они долго пробавлялись, ничего к ним не прибавляя». В данном случае оценка периода дана на основе мнения историка, но без непосредственной опоры на факты, и это вполне допустимо.

Важно учесть, если выпускник в ответе не упоминает конкретного историка, а пишет, например, так: «По мнению ряда историков…», то ответ также засчитывается в качестве правильного, если точка зрения, изложенная да- лее, действительно присутствует в историографии. Не может быть засчитана общая формулировка, лишённая конкретного содержания, например: «Это был плохой (хороший, трудный и т. п.) период в истории страны».


Знание терминов и понятий

Пятый критерий в развернутой работе абитуриента предполагает использование исторической терминологии. Термины и понятия исторической науки можно условно разделить на три группы:

1) термины и понятия письменных источников (например, «Русская Правда» содержит ряд терминов, без понимания которых невозможно понять смысл отдельных статей: рядович, закуп, вира и др.);
2) термины и понятия, применяемые для систематизации разнородного исторического материала (например, государственный переворот, цивилизация и др.);
3) понятия и категории, которые применяются не только в истории, но и в других социально-гуманитарных науках для определения общественных явлений (например, государство, общество и др.).

Для получения одного балла по критерию К5 выпускнику достаточно корректно использовать в историческом сочинении один исторический термин. Как видим, это будет не сложно. В работе эксперты допускают и тот факт, что исторический термин может быть использован некорректно. Например, выпускник может использовать термин «опричнина», но писать о земщине. Если в сочинении отсутствуют другие термины, использованные корректно, то выпускник в этом случае получит по критерию К5 0 баллов. Подобная ситуация маловероятна, но вполне ожидаема. В любом случае ошибка в терминологии будет учтена при проверке работы по критерию К6.

Сколько можно ошибаться?

При оценивании работы по данному критерию учитываются фактические ошибки любого характера, допущенные в любой части сочинения: неправильное указание событий (явлений, процессов), неправильное указание исторических деятелей, ошибки в фактах их биографий, неправильно указанные причинно-следственные связи, оценки значимости периода, ошибки в указании мнений историков и т.д.

Необходимо отметить, что речь идёт именно о фактических ошибках, стилистические, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные выпускником, не учитываются.

Сочинение или план — что лучше?

По критерию К7 оценивается форма изложения. У выпускника есть полное право отказаться от формата сочинения и дать ответ, например, в форме тезисного плана в соответствии с содержанием задания. В этом случае эксперт всё равно оценит ответ по всем критериям, но по К7 будет вынужден поставить 0 баллов.

Написание выпускного сочинения на ЕГЭ по истории дело непростое, но и не такое сложное, как это обычно принято представлять. А потому при домашней подготовке по такому заданию мы рекомендуем вам заранее избрать один из трех периодов истории и составлять планы ответов задолго до самого экзамена. Так вы сможете привести свои мысли и логику изложения в порядок, а в момент экзамена вспомнить структуру изложения вашего сочинения дома.

Удачи на экзаменах!

Задание №25 в ЕГЭ по истории в 2018 году будет заключаться в написании исторического эссе. Именно за качественное выполнение этого непростого задания все экзаменующиеся получат сразу 11 первичных баллов. Вот почему всем, кто хочет получить максимально высокий балл по ЕГЭ в этом году, просто необходимо знать, как писать эссе по истории.

Это задание не только самое «прибыльное» в отношении баллов, но и, пожалуй, самое сложное во всём экзамене. К его выполнению необходимо подготовиться заранее, тщательно изучив все вопросы, связанные с его написанием.

Как писать эссе по истории - особенности подготовки к ЕГЭ 2018

В 2018 году ЕГЭ по истории не претерпел каких-либо серьёзных изменений. Самым сложным во всём тесте по-прежнему остаётся последнее задание - написание краткого сочинения на историческую тему (эссе). Выполняя это задание, ученик должен будет продемонстрировать все свои знания по истории, полученные и усвоенные им во время обучения в школе. Приступая к выполнению 25 задания, он должен будет выбрать один из трёх исторических периодов, по которым нужно будет писать сочинение. Эти периоды относятся к разделам: «Древность и средневековье», «Новая история», «Новейшая история».

Об одном из этих периодов и нужно будет написать сочинение, при этом нужно строго соблюдать его хронологические рамки.

Например, выбран период «Древность и средневековье». К нему относятся исторические события, личности и даты, имевшие место быть в IХ-XVIII в. Экзаменуемый должен написать сочинение о значимом событии, произошедшем в то время. Это может быть эссе, посвящённое Куликовской битве, крещению Руси, основанию Москвы, битве на Чудском озере и т. д.

Для написания эссе нужно выбрать историческое событие

Если на экзамене был выбран период «Новая история», то, соответственно, нужно будет написать сочинение о событии, произошедшем с 1700 по 1914 годы. Это может быть воцарение Петра I, Полтавское сражение, Восстание декабристов, реформы Александра II, Революция 1905 года и т. д.

Если же темой для исторического эссе становится событие из периода «Новейшая история», то для его написания можно выбрать одно из событий, произошедших в промежуток между 1914 и 1991 годами. В этом случае написать сочинение можно об участии России в Первой мировой войне, Февральской революции, Гражданской войне в России, НЭПе, перестройке, коллективизации, индустриализации и т. д. Каждая выбранная тема требует детального описания и структуризации.

Структура и содержание

Правильно оформленное эссе по истории будет включать в себя следующие пункты:

  • введение;
  • основная часть;
  • заключение.

Каждый пункт должен нести в себе информацию, которая будет максимально раскрывать выбранную тему. При этом не стоит снабжать своё эссе пустыми, ничего незначащими предложениями.

Во введении необходимо указать название события и указать период, когда оно произошло. Например, Смутное время: 1598 - 1613 годы. Затем нужно упомянуть деятелей, живших и в то время и внёсших свой вклад в историю.

Если эссе о Смутном времени, то это могут быть Борис Годунов, Василий Шуйский, Лжедмитрий, Минин и Пожарский и т. д. После этого следует кратко описать ситуацию, которая сложилась на тот момент в стране, отметить основные моменты, явления и процессы, связанные с нею.

Вот пример краткого и достаточно информативного введения:

«Период с 1598 по 1613 годы в российской историографии принято называть Смутным временем. В это время Российское государство пережило большое количество политических, экономических и социальных кризисов. В этот период в России было много политических деятелей, которые желали заполучить в свои руки всю власть в стране.

После гибели последнего царя из династии Рюриковичей, Фёдора Иоанновича, в стране стал править избранный Земским собором Борис Годунов (1598 - 1605). Годунов был влиятельным боярином, приближённым к семье последнего русского царя - Фёдора.

Именно с периодом правления Бориса Годунова многие историки связывают начало Смутного времени. Царь Иван Грозный разорил страну своей опричниной, голод 1601 - 1603 годов привёл к массовому недовольству населения и постоянным восстаниям. Эти события способствовали усилению недовольства населения правлением Бориса Годунова, а также подстрекали его врагов начать борьбу за власть в Москве».

В основной части нужно упомянуть как минимум два исторических процесса, которые напрямую относятся к выбранной дате. Это может быть правление Бориса Годунова и воцарение после него Лжедмитрия I. Также нужно упомянуть других людей, прямо или косвенно повлиявших на ход этих событий.

Постарайтесь раскрыть каждый раздел сочинения

Здесь же нужно упомянуть причинно-следственные связи, применить историческую терминологию. Примером причинно-следственной связи может служить следующий текст из сочинения:

«Ситуация для Годунова серьёзно ухудшилась с появлением на территории Российского царства Лжедмитрия I, который предъявил свои права на московский престол, объявляя себя «чудом спасшимся» царевичем Дмитрием. Благодаря поддержке крестьян, казаков и бояр, ему удалось с польским отрядом закрепиться в Москве.

К этому времени уже умер Борис Годунов, его жена и сын были убиты в результате боярского заговора».

Помните, все исторические явления или события порождают другие явления и события, и сами они при этом были рождены какими-то более ранними событиями и явлениями.

К исторической терминологии можно отнести такие понятия, как: царь, бояре, царство, Смута, Земский собор, опричнина и т. д.

В основной части выберите исторического деятеля, который, по вашему мнению, оказал самое большое влияние на дальнейший ход событий. Раскройте его историческую роль. При этом старайтесь приводить как можно большее количество исторических фактов и дат, конечно, если вы твёрдо в них уверены.

Укажите, каковы были итоги описанного вами исторического события. Напишите, к каким последствиям оно привело, как оно повлияло на другие процессы.

Основываясь на вышеперечисленных принципах, кратко опишите вторую часть в своём сочинении (напрямую связанное с первым).

Например:

«Важный шаг к восстановлению государственности был сделан в 1613 году, когда Земский Собор избрал новым русским царём Михаила Фёдоровича Романова.

Члены Земского Собора смогли перебороть кризис и избрать твёрдую политическую власть в Российском царстве благодаря Смуте. В годы Смутного времени они убедились, что их страна и народ могут справиться с произволом, хаосом и коррупцией».

Основываясь на фактах, указанных в эссе, в заключении нужно сделать главный вывод о значении этого периода для истории всей России. Постарайтесь вспомнить, что историки из разных стран и эпох писали о вышеперечисленных событиях. Вы также можете дать своё оценочное суждение, но при этом необходимо опираться только на подтверждённые официальной наукой факты.

Как оформить

Сам текст сочинения должен быть написан аккуратным почерком и разделён на абзацы, каждый из которых может соответствовать определённому пункту эссе: введению, основной части и заключению.

Сочинение также может быть выполнено по заранее подготовленному шаблону. Он значительно облегчает подготовку к написанию этой непростой работы.

Необходимо потренироваться в написании эссе перед экзаменом - это поможет справиться с волнением непосредственно во время него

Фразы-клише

Чтобы написать эссе по истории было немного легче, существуют специальные фразы-клише. С их помощью выстраивать предложения в своём сочинении будет гораздо проще.

Ниже приведены примеры для некоторых разделов сочинения.

Для введения

  • Период [даты] относится к царствованию/правлению [личность];
  • Это время является частью эпохи […];
  • (дворцовых переворотов, революции, Гражданской войны, смуты и т.д.);
  • Для данного периода характерно […];
  • (быстрое развитие промышленности, упадок экономики, сильнейший политический кризис);
  • Фразы-клише основной части;
  • В [дата] произошло (вариации: вторжение, революция, реформа, война и т. д.);
  • Сложные предложения со словами: «так как», «из-за», «потому что», «причиной было» и т. д.;
  • (неудачи и отсталость русской экономики из-за крепостного права стали причиной проведения Крестьянской реформы).

Для заключения

  • Историки расходятся в оценках этого периода… (вариации: существует несколько точек зрения на описанные события/в исторической науке до сих пор ведутся споры о значении этих событий);
  • Чтобы получить наивысший балл по ЕГЭ, нужно хорошо подготовиться как к теоретической, так и к письменной части

    Экзаменаторы зачтут ваше сочинение и поставят за него максимально высокий балл, если оно будет соответствовать главным критериям:

    • в тексте будут указаны как минимум два процесса, которые относятся к выбранной дате;
    • будут упомянуты исторические деятели, повлиявшие на события, процессы, явления;
    • в сочинении будут представлены причинно-следственные связи, применена историческая терминология;
    • не будет допущено фактических ошибок.

    Несмотря на всю сложность и заманчивость последнего задания в ЕГЭ по истории 2018, не стоит забывать и про другие вопросы из этого экзамена. Они также требуют пристального внимания, подготовки и тренировки со стороны экзаменуемого. За полностью решённую экзаменационную работу вы можете получить 55 первичных баллов.