Болезни Военный билет Призыв

Что такое валидность методики. Основные требования к критериям. Валидность теста это

Валидность (от англ. valid - «действительный, пригодный, имеющий силу») - комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним.

В наиболее простой и общей формулировке валидность теста - это «понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает». В стандартных требованиях к психологическим и образовательным тестам валидность определяется как комплекс сведений о том, относительно каких групп психологических свойств личности могут быть сделаны выводы с помощью методики, а также о степени обоснованности выводов при использовании конкретных тестовых оценок или других форм оценивания . В психодиагностике валидность - обязательная и наиболее важная часть сведений о методике, включающая (наряду с указанными выше) данные о степени согласованности результатов теста с другими сведениями об исследуемой личности, полученными из различных источников (теоретических ожиданий, наблюдений, экспертных оценок, результатов других методик, достоверность которых установлена и т. д.), суждение об обоснованности прогноза развития исследуемого качества, связь изучаемой области поведения или особенности личности с определенными психологическими конструктами. Валидность описывает также конкретную направленность методики (контингент испытуемых по возрасту, уровню образования, социально-культурной принадлежности и т.д.) и степень обоснованности выводов в конкретных условиях использования теста. В совокупности сведений, характеризующих валидность теста, содержится информация об адекватности применяемой модели деятельности с точки зрения отражения в ней изучаемой психологической особенности, о степени однородности заданий (субтестов), включенных в тест, их сопоставимости при количественной оценке результатов теста в целом.

Важнейшая составляющая валидности - определение области изучаемых свойств - имеет принципиальное теоретическое и практическое значение при выборе методики исследования и интерпретации ее данных. Содержащаяся в названии теста информация, как правило, недостаточна для суждения о сфере его применения. Это лишь обозначение, «имя» конкретной процедуры исследования.

Виды валидности теста. Способы определения валидности

По определению американского текстолога А. Анастази, «валидность теста - понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает» . Валидность свидетельствует о том, пригодна ли методика для измерения определённых качеств, особенностей и насколько эффективно она это делает. Наиболее распространённым способом нахождения теоретической валидности теста (методики) является конвергентная валидность, то есть сопоставление данной методики с авторитетными родственными методиками и доказательство значимых связей с ними.

Сопоставление с методиками, имеющими другое теоретическое основание, и констанция отсутствия значимых связей с ними называется дискриминантной валидностью. Другой вид валидности - прагматическая валидность - проверка методики с точки зрения её практической значимости, эффективности, полезности. Для проведения такой проверки, как правило, используются так называемые независимые внешние критерии, то есть используется независимый от теста, внешний источник информации о проявлении в реальной жизни и деятельности людей измеряемого психического свойства. Среди таких внешних критериев могут быть успеваемость, профессиональные достижения, успехи в разных видах деятельности, субъективные оценки (или самооценки). Если, например, методика измеряет особенности развития профессионально важных качеств, то для критерия необходимо найти такую деятельность или отдельные операции, где именно эти качества реализуются.

Для проверки валидности теста можно использовать метод известных групп, когда приглашаются люди, про которых известно, к какой группе по критерию они относятся (например, группа «высокоуспешных, дисциплинированных студентов» - высокий критерий и группа «неуспевающих, недисциплинированных студентов» - низкий критерий, а студенты со средними значениями не участвуют в тестировании), проводят тестирование и находят корреляцию между результатами теста и критерием.

Здесь a - число испытуемых, попавших в высокую группу по тесту и по критерию, c - число испытуемых, попавших в высокую группу по критерию и имеющих низкие результаты теста. При полной валидности теста элементы b и c должны быть равны нулю. Меру совпадения, корреляции между крайними группами по тесту и критерию оценивают с помощью фи-коэффициента Гилфорда . Существует достаточно много разных способов доказательства валидности теста. Тест называется валидным, если он измеряет то, для измерения чего предназначен. Валидность внешняя - применительно психодиагностических методик означает соответствие результатов психодиагностики, проводимой посредством данной методики, независимым от методики внешним признакам, относимым к субъекту обследования. Означает примерно то же самое, что валидность эмпирическая, с той разницей, что здесь речь идёт о связи между показателями методики и самыми важными, ключевыми внешними признаками, относимыми к поведению испытуемого. Психодиагностическая методика считается внешне валидной, если, например, её посредством оцениваются черты характера индивида и его внешне наблюдаемое поведение согласуется с результатами проведённого тестирования .

Валидность внутренняя - применительно психодиагностических методик означает соответствие содержащих в ней заданий, субтестов; соответствие результатов психодиагностики, проводимой посредством данной методики, определению оцениваемого психологического свойства, использованному в самой методике. Методика считается внутренне не валидной или недостаточно валидной, когда все или часть включённых в неё вопросов, заданий и субтестов измеряют не то, что требуется данной методикой. Очевидная валидность - описывает представление о тесте, сложившиеся у испытуемого. Тест должен восприниматься обследуемым как серьёзный инструмент познания его личности. Очевидная валидность приобретает особое значение в современных условиях, когда представление о тестах в общественном сознании формируется многочисленными публикациями в популярных газетах и журналах того, что можно назвать квазитестами, с помощью которых читателю предлагается определить всё, что угодно: от интеллекта до совместимости с будущим супругом .

Конкурентная валидность оценивается по корреляции разработанного теста с другими, валидность которых относительно измеряемого параметра установлена. П. Клайн отмечает, что данные о конкурентной валидности полезны тогда, когда есть неудовлетворительно работающие тесты для измерения некоторых переменных, а новые создаются для того, чтобы улучшить качество измерения. Но возникает вопрос: если уже существует эффективный тест, то для чего нужен такой же новый? Прогностическая валидность устанавливается с помощью корреляции между показателями теста и некоторым критерием, характеризующим измеряемое свойство, но в более позднее время. Например, прогностическая валидность какого-нибудь теста интеллекта может быть показана корреляцией его показателей, полученных у испытуемого в возрасте 10 лет, с академической успеваемостью в период окончания средней школы. Л. Кронбах считает прогностическую валидность наиболее убедительным доказательством того, что тест измеряет именно то, для чего он был предназначен. Основная проблема, с которой сталкивается исследователь, пытающийся установить прогностическую валидность своего теста, состоит в выборе внешнего критерия. В особенной степени чаще всего это касается измерения личностных переменных, где подбор внешнего критерия - чрезвычайно сложная задача, решение которой требует немалой изобретательности. Несколько проще обстоит дело при определении внешнего критерия для когнитивных тестов, однако и в этом случае исследователю приходится «закрывать глаза» на многие проблемы. Так, академическая успеваемость традиционно используется в качестве внешнего критерия при валидизации тестов интеллекта, но в то же время хорошо известно, что успехи в обучении далеко не единственное свидетельство высокого интеллекта. Инкрементная валидность имеет ограниченное значение и относится к случаю, когда один тест из батареи тестов может иметь низкую корреляцию с критерием, но не перекрываться другими тестами из этой батареи. В этом случае данный тест обладает инкрементной валидностью. Это может быть полезно при проведении профотбора с помощью психологических тестов. Дифференциальная валидность может быть проиллюстрирована на примере тестов интересов. Тесты интересов обычно коррелируют с академической успеваемостью, но по-разному для разных дисциплин. Значение дифференциальной валидности, так же как и инкрементной, ограничено .

Содержательная валидность определяется через подтверждение того, что задания теста отражают все аспекты изучаемой области поведения. Обычно она определяется у тестов достижений (смысл измеряемого параметра полностью ясен), которые как еже указывалось, тестами, собственно психологическими не являются. На практике для определения содержательной валидности подбираются эксперты, которые указывают, какая область поведения наиболее важна, например, для музыкальных способностей, а затем, исходя из этого, генерируются задания теста, которые вновь оценивают эксперты. Конструктная валидность теста демонстрируется полным, насколько это возможно, описанием переменной, для измерения которой предназначается тест. По сути дела, конструктная валидность включает в себя все подходы к определению валидности, которые были перечислены выше. Кронбах и Мил , которые ввели в психодиагностику понятие конструктной валидности, пытались решить проблему отбора критериев при валидизации теста. Они подчёркивали, что во многих случаях ни один отдельно взятый критерий не может служить для валидизации отдельного теста. Можно считать, что решение вопроса о конструктной валидности теста представляет собой поиск ответа на два вопроса:1) существует ли реально некоторое свойство; 2) надёжно ли измеряет данный тест индивидуальные различия по этому свойству. Вполне понятно, что с конструктной валидностью связана проблема объективности в интерпретации результатов по изучению конструктной валидности, однако эта проблема общепсихологическая и выходит за рамки валидности.

Валидность (от англ. valid – «действительный, пригодный, имеющий силу») – комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним.

В наиболее простой и общей формулировке валидность теста – это «понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает» А. Анастази , 1982). В стандартных требованиях к психологическим и образовательным тестам валидность определяется как комплекс сведений о том, относительно каких групп психологических свойств личности могут быть сделаны выводы с помощью методики, а также о степени обоснованности выводов при использовании конкретных тестовых оценок или других форм оценивания. В психодиагностике валидность – обязательная и наиболее важная часть сведений о методике, включающая (наряду с указанными выше) данные о степени согласованности результатов теста с другими сведениями об исследуемой личности, полученными из различных источников (теоретических ожиданий, наблюдений, экспертных оценок, результатов других методик, достоверность которых установлена и т. д.), суждение об обоснованности прогноза развития исследуемого качества, связь изучаемой области поведения или особенности личности с определенными психологическими конструктами. Валидность описывает также конкретную направленность методики (контингент испытуемых по возрасту, уровню образования, социально-культурной принадлежности и т. д.) и степень обоснованности выводов в конкретных условиях использования теста. В совокупности сведений, характеризующих валидность теста, содержится информация об адекватности применяемой модели деятельности с точки зрения отражения в ней изучаемой психологической особенности, о степени однородности заданий (субтестов), включенных в тест, их сопоставимости при количественной оценке результатов теста в целом.

2. Важнейшие составляющие валидности

Важнейшая составляющая валидности – определение области изучаемых свойств – имеет принципиальное теоретическое и практическое значение при выборе методики исследования и интерпретации ее данных. Содержащаяся в названии теста информация, как правило, недостаточна для суждения о сфере его применения. Это лишь обозначение, «имя» конкретной процедуры исследования. В качестве примера можно привести широко известную корректурную пробу. Область изучаемых свойств личности включает устойчивость и концентрацию внимания, психомоторную подвижность. Данная методика позволяет получать оценки выраженности этих психологических качеств у испытуемого, хорошо согласуется с показателями, полученными другими методами, и, следовательно, обладает высокой валидностью. Наряду с этим результаты выполнения корректурной пробы подвержены влиянию большого количества других факторов (нейродинамических особенностей, характеристик кратковременной и оперативной памяти, индивидуальной переносимости монотонии, развития навыка чтения, особенностей зрения и т. д.), по отношению к которым методика не является специфичной. В случае применения корректурной пробы для их измерения валидность будет невелика или сомнительна.

Таким образом, очерчивая сферу применения методики, валидность отражает и уровень обоснованности результатов измерения. Очевидно, что при небольшом количестве сопутствующих факторов, влияющих на результат исследования, а значит, при их незначительном воздействии на результат теста достоверность тестовых оценок будет выше. Еще в большей степени достоверность данных теста определяется набором измеряемых свойств , их значимостью для осуществления диагностируемой сложной деятельности, полнотой и существенностью отражения в материале теста предмета измерения. Так, чтобы удовлетворить требованиям валидности, диагностическая методика, предназначенная для профотбора, должна включать анализ широкого круга нередко различных по своей природе показателей, наиболее важных для достижения успеха в данной профессии (уровеня внимания, особенностей памяти, психомоторики, эмоциональной устойчивости, интересов, склонностей и т. д.). Как видно из вышеизложенного, в понятие валидности входит большое количество самой разнообразной информации о тесте. Различные категории этих сведений и способы их получения образуют типы валидности .

Диагностическая (конкурентная) валидность отражает способность теста дифференцировать испытуемых по изучаемому признаку. Анализ диагностической валидности имеет отношение к установлению соответствия показателей теста реальному состоянию психологических особенностей испытуемого в момент обследования. Примером определения этого типа валидности может быть исследование по методу контрастных групп. Проведение теста интеллекта у нормально развивающихся детей и их сверстников с нарушениями в интеллектуальном развитии может выявить глубокие количественные и качественные различия в выполнении заданий сравниваемыми группами. Степень надежности дифференциации детей первой и второй групп по данным теста будет характеристикой диагностической валидности оценки умственного развития, получаемой с помощью данной методики.

Сведения, характеризующие степени обоснованности и статистической надежности развития исследуемой психологической особенности в будущем, составляют прогностическую валидность методики. Заключение об этом типе валидности может быть получено, например, путем сравнения тестовых оценок в одной и той же группе испытуемых спустя определенное время. Основой прогностической валидности является определение того, насколько важен исследуемый признак с точки зрения деятельности испытуемого в будущем с учетом закономерно изменяющихся обстоятельств, перехода на другой уровень развития.

Большинство методик, особенно тестов способностей и интеллекта, исследуется на предмет диагностической и прогностической валидности. Два этих типа валидности нередко объединяют в понятие эмпирической валидности. Здесь подчеркивается общность подхода к их определению, который осуществляется путем статистического коррелирования баллов (оценок) по тесту и показателей по внешнему параметру, избранному в качестве валидизации критерия (см. валидности критериальная). Критерий валидности выступает в качестве меры, показателя исследуемых психологических особенностей. Так, тесты специальных способностей проверяются путем сопоставления с результатами обучения по другим предметам, достижениями в музыке, рисовании и т. д. Тесты общих интеллектуальных способностей валидизируются сравнением с еще более широкими характеристиками школьных достижений (общей успеваемостью, овладением сложными системами знаний и навыков). Критерий валидности является независимым от теста показателем, обладающим непосредственной ценностью для определенных областей практической деятельности. Например, в области педагогической психологии это успеваемость, в психологии труда – производительность, в медицинской психологии – состояние здоровья и т. д. В качестве непосредственных критериев часто используются экспертные оценки и характеристики лиц, обследованных с помощью валидизируемого теста, данные педагогами, сотрудниками, руководителями.

Во многих случаях бывает сложно или невозможно подобрать адекватный критерий валидизации. При этом особую важность приобретает комплекс характеристик, входящих в тип теоретической валидности. При разработке и использовании теста может быть сформулирован ряд гипотез о том, как будет коррелировать исследуемый тест с другим тестом, измеряющим родственные или противоположные психологические характеристики испытуемых. Эти гипотезы выдвигаются на основании теоретических представлений об измеряемых свойствах как о психологическом конструкте. Подтверждение гипотез свидетельствует о теоретической обоснованности методики, т. е. о степени ее конструктной валидности . Этот тип валидности является наиболее сложным и комплексным. Для подтверждения соответствия получаемых с помощью теста результатов теоретическим ожиданиям и закономерностям используется самая различная информация, в том числе относящаяся к другим типам валидности.

Валидность содержательная (внутренняя, логическая) – комплекс сведений о репрезентативности заданий теста по отношению к измеряемым свойствам и особенностям. Одним из основных требований при валидизации методики в этом направлении является отражение в содержании теста ключевых сторон изучаемого психологического феномена. Если область поведения или особенность очень сложна, то содержательная валидность требует представления в заданиях теста всех важнейших составных элементов исследуемого явления. Так, при разработке теста вербального интеллекта необходимо ввести группы заданий (субтестов) для проверки довольно разнородных по своему операциональному составу навыков письма и чтения.

Наряду с перечисленными основными типами валидности (содержательной, критериальной и конструктной) на практике выделяют факторную , перекрестную (конвергентную) и дискриминантную валидности.

3. Основные типы валидности (диагностическая, прогностическая, эмпирическая, критериальная, конструктная, содержательная). Классификация типов валидности

Классификация типов валидности в достаточной мере условна, так как, с одной стороны, нередко для различных критериев валидности применяются общие методы определения, – а стороны, одни и те же исходные данные могут интерпретироваться с точки зрения различных типов валидности.

Классификация типов валидности:

1) конструктная;

2) дифференциальная;

3) конвергентная;

4) дискриминативная (дискриминантная);

5) факторная;

6) валидность по возрастной дифференциации;

7) критериальная;

8) диагностическая (конкурентная);

9) текущая;

10) прогностическая;

11) инкрементная;

12) синтетическая;

13) ретроспективная;

14) эмпирическая;

16) лицевая (очевидная).

Другие виды валидности:

1) иллюзорная;

2) экологическая.

4. Относительность деления валидности на типы. Понятие комплекса валидности. Обоснование необходимости периодической валидизации психодиагностических методик

В психологической диагностике не существует универсального подхода к характеристике валидности. Для валидизации каждого вида психодиагностических процедур и отдельных тестов могут применяться различные типы валидности. Сведения, входящие в комплекс валидности, можно оценить качественно и количественно (при помощи коэффициента валидности), нередко их можно описать. Однако в силу сложности, комплексности, ситуативности по отношению к конкретным условиям применения методики валидность в целом невозможно измерить, о ней можно лишь судить.

Реальная валидность раскрывается только в результате накопления значительного опыта работы с тестами. Получение новых, расширенных данных о валидности может радикально изменить представление о сфере применения и эффективности методики. Так, некоторые методики, разработанные для диагностики вербальных факторов интеллекта, с достаточной валидностью отражают лишь уровень осведомленности. Сфера применения теста в ходе его длительной валидизации может быть, напротив, расширена. В качестве примера можно привести прогрессивные матрицы Равена, которые были разработаны для изучения определенных сторон перцептивной деятельности, однако оказались в значительной степени насыщены фактором, общим для тестов интеллекта (см. фактор G). Реальная валидность ряда психодиагностических методик, особенно тестов интеллекта, достижений в обучении, профессиональной пригодности, личностных опросников, изменяется со временем. Это объясняется устареванием возрастных статистических норм, изменением социальных норм и образцов поведения, методов обучения и содержания заданий, требований к профессиям. Данное обстоятельство создает необходимость периодического контроля валидности методик.

ВАЛИДНОСТЬ - одна из важнейших характеристик психодиагностических методик и тестов, один из основных критериев их качества. Это понятие близко к понятию достоверности, но не вполне тождественно.

Проблема валидности возникает в ходе разработки и практического применения теста или методики, когда требуется установить соответствие между степенью выраженности интересующего свойства личности и методом его измерения. Валидность указывает, что именно тест или методика измеряет и насколько хорошо это делает; чем они валиднее, тем лучше отображается в них то качество (свойство), ради измерения коего они создавались. Количественно валидность может выражаться через корреляции результатов, полученных с помощью теста или методики, с другими показателями, - например, с успешностью выполнения соответственной деятельности. Валидность можно обосновать разными путями, чаще всего - комплексно. Применяются также дополнительные понятия валидности концептуальной, критериальной, конструктивной, и прочие виды валидности - со своими способами установления их уровня. Требование валидности весьма важно, и многие нарекания в адрес тестов или иных психодиагностических методик связаны с сомнительностью их валидности. Например, валидность измерения интеллекта зависит:

1) от определения понятия интеллекта, являющего ту или иную концепцию этого феномена;

2) от состава тестовых заданий, разрабатываемых согласно этой концепции;

3) от эмпирических критериев. Разные концепции требуют различного состава заданий, поэтому важен вопрос валидности концептуальной. Чем больше задания соответствуют данной авторской концепции интеллекта, тем увереннее можно говорить о валидности концептуальной теста. Корреляция теста с эмпирическим критерием указывает на его возможную валидность по отношению к данному критерию. Определение валидности теста всегда требует постановки дополнительных вопросов: валидность для чего? для какой цели? по какому критерию? Итак, понятие валидности относится не только к тесту, но и к критерию оценки его качества. Чем выше коэффициент корреляции теста с критерием, тем выше валидность. Развитие анализа факторного позволило создавать тесты, валидные по отношению к идентифицируемому фактору. Только проверенные на валидность тесты можно использовать в ориентации профессиональной, отборе профессиональном, в исследованиях научных.

ВАЛИДНОСТЬ: КРИТЕРИЙ - применительно методик означает независимые показатели и признаки, по коим можно судить о ее валидности. По этим критериям оцениваются результаты, получаемые при практическом применении методики. Критерии могут быть таковы:

1) поведенческие показатели - реакции, действия и поступки испытуемого в различных ситуациях жизни;

2) достижения испытуемого в различных видах деятельности - учебной, трудовой и пр.;

3) данные о выполнении различных контрольных проб и заданий;

4) данные, получаемые из других методик, валидность или же связь коих с проверяемой методикой считается твердо установленной.

ВАЛИДНОСТЬ ВНЕШНЯЯ - применительно методик психодиагностических означает соответствие результатов психодиагностики, проводимой посредством данной методики, независимым от методики внешним признакам, относимым к субъекту обследования. Означает примерно то же самое, что валидность эмпирическая, - с тою разницей, что здесь речь идет о связи между показателями методики и самыми важными, ключевыми внешними признаками, относимыми к поведению испытуемого. Методика психодиагностическая считается внешне валидной, если, например, ее посредством оцениваются черты характера индивида и его внешне наблюдаемое поведение согласуется с результатами проведенного тестирования.

ВАЛИДНОСТЬ ВНУТРЕННЯЯ - применительно методик психодиагностических означает соответствие содержащихся в ней заданий, субтестов и прочего общим цели и замыслу методики; соответствие результатов психодиагностики, проводимой посредством данной методики, определению оцениваемого психологического свойства, использованному в самой методике. Методика считается внутренне невалидной или недостаточно валидной, когда все или часть включенных в нее вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется данной методикой.

ВАЛИДНОСТЬ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ - понимается как обоснование с позиции соответствия авторским представлениям об особенностях диагностируемых свойств, как мера соответствия заданий теста авторской концепции этих свойств.

ВАЛИДНОСТЬ КРИТЕРИАЛЬНАЯ (валидность по критерию) - Понимается как обоснование корреляции между результатами теста и эмпирическим критерием. На возможную валидность теста по отношению к этому критерию указывает корреляция с ним теста; чем выше коэффициент корреляции, тем выше валидность. Развитие анализа факторного позволило создавать тесты, валидные по отношению к идентифицируемому фактору.

ВАЛИДНОСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ (валидность конструктивная, валидность понятийная) - применительно методик психодиагностических означает соответствие результатов психодиагностики, проводимой посредством данной методики, показателям тех психологических качеств, кои теоретически связаны с оцениваемым свойством. Определяется по соответствию показателей качеств, получаемых данной методикой, показателям, получаемым посредством других методик - при их теоретически обоснованной зависимости. Так, если методика изменяет уровень развития мотива достижения, то валидной теоретически она будет, если полученные показатели достоверно коррелируют с данными о самооценке, тревожности и уровне притязаний, связанных теоретически с мотивацией достижения.

ВАЛИДНОСТЬ ЭМПИРИЧЕСКАЯ (валидность практическая) - применительно методик психодиагностических означает соответствие результатов психодиагностики, проводимой посредством данной методики, опыту человека, его реальному поведению, а также наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. Определяется сравнением ее показателей с реальным жизненным поведением или результатами практической деятельности людей. Так, если оцениваются черты характера некоего испытуемого, то применяемая методика считается эмпирически валидной тогда, когда установлено, что испытуемый ведет себя в жизни именно так, как предсказывает методика.

(Головин С.Ю. Словарь практического психолога - Минск, 1998 г.)

ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА (англ. validity of test ) - важнейший критерий доброкачественности теста , характеризующий точность измерения исследуемого свойства; оценка адекватности теста исследуемой проблеме. В. т. определяется корреляцией его результатов с др. критериями измеряемого свойства (напр., В. т. способностей определяется корреляцией результатов по тесту с успешностью выполнения соответствующей деятельности). Проверка В. т. называется валидацией (валидизацией). Допускаются разные типы валидации и В. т.: 1) содержательная (content ); 2) по критерию (эмпирическая; criterion- related ): 3) понятийная (конструктная; construct ); 4) дискриминантная (discriminant ) и др. См. Психодиагностика , Психологическая диагностика . (В. И. Лубовский.)

(Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь - 3-е изд., 2002 г.)

Прежде чем психодиагностические методики могут быть использованы для практических целей, они должны пройти проверку по ряду формальных критериев, доказывающих их высокое качество и эффективность. К числу основных критериев оценки психодиагностических методик относятся надежность и валидность.

Большой вклад в разработку этих понятий внесли зарубежные психологи (А. Анастази, Е. Гизелли, Дж. Гилфорд, Л. Кронбах, Р. Торндайк, Е. Хаген и др.). Ими были разработаны формально-логический и математико-статистический аппарат (прежде всего корреляционный метод и фактический анализ) обоснования степени соответствия методик отмеченным критериям.

В традиционной тестологии термин «надёжность» означает относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых.

Надёжность методики – это критерий, который говорит о точности психологических измерений, то есть позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты.

Это согласованность результатов тестирования испытуемых в разные моменты времени, при первичном и вторичном тестировании и с использованием разных по эквивалентности, по содержанию заданий. Надежность характеризует тесты свойств, но не состояний. Свойства:

  1. Воспроизводимость рез-тов исследования.
  2. Точность измерения.
  3. Устойчивость результатов.

Степень надёжности методик зависит от многих причин. Среди негативных факторов наиболее часто называются следующие:

  1. нестабильность диагностируемого свойства;
  2. несовершенство диагностических методик (небрежно составлена инструкция, задания по своему характеру разнородны, нечётко сформулированы указания по предъявлению методики испытуемым и т.д.);
  3. меняющаяся ситуация обследования (разное время дня, когда проводятся эксперименты, разная освещённость помещения, наличие или отсутствие посторонних шумов и т.д.);
  4. различия в манере поведения экспериментатора (от опыта к опыту по-разному предъявляет инструкции, по-разному стимулирует выполнение заданий и т.д.);
  5. колебания в функциональном состоянии испытуемого (в одном эксперименте отмечается хорошее самочувствие, в другом – утомление и т.д.);
  6. элементы субъективности в способах оценки и интерпретации результатов (когда ведётся протоколирование ответов испытуемых, оценивают ответы по степени полноты, оригинальности и т.д.).

Одним из важнейших средств повышения надежности методики является единообразие процедуры обследования, его строгая регламентация: одинаковая обстановка, однотипный характер инструкций, одинаковые для всех временные ограничения, способы и особенности контакта с испытуемыми и так далее.

На характеристику надёжности методик большое влияние оказывает исследуемая выборка. Она может, как снижать, так и завышать этот показатель, например, надежность, может быть искусственно завышена, если в выборке небольшой разброс результатов, т.е. если результаты по своим значениям близки друг к другу. Поэтому в руководстве обычно делается описание выборки, на котором определялась надёжность методики.

В настоящее время надежность все чаще определяется на наиболее однородных выборках, т.е. на выборках, схожих по полу, возрасту, уровню образования, профессиональной подготовке и т.п.

Разновидностей надёжности методик так же много, как и условий, влияющих на результаты диагностических испытаний. Так как все виды надёжности отражают степень согласованности двух независимо полученных рядов показателей, то математико-статистический приём, с помощью которого устанавливается надёжность методики, - это корреляции (по Пирсону или Спирмену). Надёжность тем выше, чем больше полученный коэффициент корреляции приближается к единице, и наоборот.

К.М. Гуревич предложил толковать надёжность как:

  1. надёжность самого измерительного инструмента (коэффициент надежности);
  2. стабильность изучаемого признака (коэффициент стабильности);
  3. константность, т.е. относительную независимость результатов от Личности экспериментатора (коэффициент константности).

Показатель, характеризующий измерительный инструмент, предлагается называть коэффициентом надёжности; показатель, характеризующий стабильность измеряемого свойства, - коэффициентом стабильности; а показатель оценки влияния Личности экспериментатора – коэффициентом константности. Именно в таком порядке рекомендуется осуществлять проверку методики: целесообразно сначала проверить инструмент измерения. Если полученные данные удовлетворительны, то можно переходить к установлению меры стабильности измеряемого свойства, а уже после этого при необходимости заняться критерием константности. (Надёжность: ретестовая, параллельных форм, частей тела, по внутренней согласованности, факторно-дисперсионная).

Определение надежности измерительного инструмента. От того как составлена методика, насколько правильно подобраны задания, насколько она однородна зависит точность, объективность измерения.

Для проверки надежности измерительного инструмента, говорящего о его однородности (гомогенности) используют метод расщепления. Задания делят на четные и нечетные (необходимо выполнение всех заданий), а затем результаты коррелируются между собой. Если методика однородна, то большой разницы в успешности по этим половинам не будет, коэффициент будет высоким. Можно сравнивать по частям, но лучше по четным и нечетным, т.к. этот способ не зависит от тренировки, утомления и т.д.

Методика надежна, если коэффициент не ниже 0,75 – 0,85, лучше 0,90 и выше.

Определение стабильности изучаемого признака. Также необходимо установить насколько устойчив, стабилен признак, который исследователь намерен измерять. Признак со временем может меняться, но колебания его не должны иметь непредсказуемый характер.

Для проверки используется прием, который называется тест-ретест. Он заключается в повторном обследовании испытуемых с помощью этой же методики. О стабильности судят по коэффициенту корреляции между результатами первого и второго обследования. Он будет свидетельствовать о сохранении или не сохранении каждым испытуемым своего порядкового номера в выборке.

На степень устойчивости влияет разнообразие фактора. Необходимо соблюдать единообразие процедуры обследования.

При определении стабильности признака большое значение имеет промежуток времени между 1 и 2 обследованиями. Чем короче этот промежуток, тем больше шансов, что этот признак сохраняет уровень первого испытания. Целесообразно проводить повторное тестирование через короткий срок после тестирования. Экспериментатор сам устанавливает этот срок, но чаще в психологической литературе указывают на интервал от нескольких месяцев (но не более полугода). Вопрос о стабильности измеряемого свойства решается не всегда единообразно. Решение зависит от сущности диагностируемого признака.

Если измеряемое свойство уже сформировано, то коэффициент должен быть не ниже 0,80.

Определение константности , т.е. относительная независимость результатов от Личности экспериментатора. Так как методика разрабатывается для дальнейшего использования ее другими психодиагностами, необходимо определить в какой мере ее результаты поддаются влиянию личности экспериментатора. Коэффициент константности определяется путем корреляции результатов двух опытов, проводимых на одной и той же выборке, но разными экспериментаторами. Коэффициент корреляции не должен быть ниже 0,80.

Вопрос о валидности решается после того, как установлена надежность, так как ненадежная методика не может быть валидной.

Валидность теста – понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает (А. Анастази). Валидность по своей сути – это комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова её действенность, эффективность, практическая полезность.

По этой причине не существует какого-то единого универсального подхода к определению валидности. В зависимости от того, какую сторону валидности хочет рассмотреть исследователь, используются и разные способы доказательства. Другими словами, понятие валидности включает в себя разные ее виды, имеющие свой особый смысл. Проверка валидности методики называется валидизацией.

Валидность – соответствие конкретного исследования принятым стандартам (безупречному эксперименту).

Валидность в первом ее понимании имеет отношение к самой методике, т.е. это валидность измерительного инструмента. Такая про-верка называется теоретической валидизацией. Валидность во втором ее понимании уже относится не столько к методике, сколько к цели ее использования. Это прагматическая валидизация.

При теоретической валидизации исследователя интересует само свойство, измеряемое методикой.

Так как для определения теоретической валидизации тяжело найти какой-нибудь независимый критерий, лежащий вне методики, и поэтому раньше принимались на веру голословные утверждения о валидности этой методики. Так как теоретическая валидизация направлена на доказательство того, что методика измеряет именно свойство, которое она должна измерить. Для теоретической валидизации кардинальной проблемой является отношение между психологическими явлениями и их показателями, по средствам которой эти психологические явления пытаются познать. Она показывает, что замысел автора и результаты методики совпадают.

Не столь сложно осуществить теоретическую валидизацию новой методики, если для измерения данного свойства уже имеется методика с известной, доказанной валидностью. Наличие корреляции между новой и аналогичной старой методиками указывает на то, что разработанная методика измеряет то же психологическое качество, что и эталонная.

Для проверки теоретической валидности важно, с одной стороны, установить степень связи с родственной методикой (конвергентная валидность), а с другой – отсутствие этой связи с методиками, имеющими другое теоретической основание (дискриминантная валидность).

Важную роль для понимания того, что методика измеряет, играет сопоставление ее показателей с практическими формами Деятельности. Важно чтобы методика была проработана в теоретическом плане.

Прагматическая валидизация

Проверяется практическая эффективность, значимость, полезность методики, так как методикой можно пользоваться только тогда, когда доказано, что измеряемое свойство проявляется в определенных видах Деятельности.

Для проверки прагматической валидности используется независимый внешний критерий – показатель проявления изучаемого свойства в повседневной жизни. В качестве такого критерия могут выступать успеваемость (для тестов способностей к обучению, тестов достижений, тестов интеллекта), производственные достижения (для методик профессиональной направленности), эффективность реальной Деятельности – рисования, моделирования и так далее (для тестов специальных способностей), субъективные оценки (для тестов Личности).

Американские исследователи Тиффин и Маккормик выделили 4-е типа внешнего критерия:

  1. Критерий исполнения (количество выполняемой работы, успеваемость, время, темп роста квалификации).
  2. Субъективные критерии (включают различные виды ответов, которые отражают отношение человека к чему-либо, его мнения, взгляды).
  3. Физиологический критерий (используется при изучении влияния внешней среды, влияющей на организм и психику).
  4. Критерий случайности (например, когда цель касается проблемы отбора для работы таких лиц, которые менее подвержены несчастным случаям).

Внешний критерий должен обладать 3 основными требованиями:

  1. Должен быть релевантным, то есть должна быть уверенность, что в критерии задействованы именно те особенности индивидуальной психики, которые измеряет диагностическая методика. Внешний критерий и диагностическая модель должны находиться во внутреннем смысловом соответствии.
  2. Должен быть свободным от помех (контаминации). Следует отбирать для исследования такие группы людей, которые находятся в более или менее одинаковых условиях.
  3. Должен быть надежен. Постоянство и устойчивость исследуемой функции.

Оценка валидности методики может носить количественный и качественный характер.

Для вычисления количественного показателя (коэффициента валидности) сопоставляются результаты, полученные при применении диагностических методик, с данными тех же лиц, полученные по внешнему критерию. Используются разные виды линейной корреляции (по Спирмену, по Пирсену).

Качественное описание сущности измеряемого свойства. Здесь не используют статистическую обработку.

Существуют несколько видов валидности , обусловленных особенностями диагностической методики, а также временным статусом внешнего критерия:

  1. Валидность «по содержанию» (используется в тестах достижения): 3 – 4 вопроса из большой темы могут показать истинные знания ученика. Для этого результаты диагностики сравнивают с экспертными оценками учителя.
  2. Валидность «по одновременности» или текущая валидность – собираются данные, относящиеся к настоящему времени: успеваемость, производительность и т.п. С ними коррелируют результаты успешности по тесту.
  3. «Предсказывающая» валидность («прогностическая»). Определяется по надежному внешнему критерию, но информация по нему собирается некоторое время спустя после испытания. Точность прогноза находится в обратной зависимости от времени, заданного для такого прогнозирования.
  4. «Ретроспективная» валидность. Определяется на основе критерия, отражающего события или состояние качества в прошлом. Может быть использована для быстрого получения сведений о предсказательных возможностях методики.

Человек пользуется различными методиками и инструментами, чтобы проверить или измерить какое-то качество. Насколько эта методика и инструмент способны качественно выдать результаты, обозначает их валидность. Что обозначает данное понятие в психологии? Какие существуют виды валидности? В психологии обычно данное свойство применимо к тестам и методикам, которыми пользуются специалисты.

Что такое валидность?

У рассматриваемого понятия существует много определений. Что такое валидность? Это пригодность и обоснованность применения какой-то методики или результата в конкретной ситуации. Прикладное значение данного слова – степень соответствия результатов и методик поставленным задачам.

Валидность – это измерение другого показателя, которое измеряет конкретные качества. Таким образом, методика направлена на измерение конкретного качества, например, интеллекта, а ее валидность должна показывать, насколько хорошо данная методика помогает в получении результатов.

Другим словом валидность можно назвать достоверностью. Она измеряет те тесты и методики, которые занимаются измерениями определенных психологических качеств. Чем лучше они измеряют те качества, которые измеряют, тем выше их валидность.

Валидность становится важной в двух случаях:

  1. Когда некая методика разрабатывается.
  2. Когда некая методика показывает результаты, и необходимо установить, насколько качественны данные результаты.

Таким образом, валидность – это характеристика, которая указывает пригодность конкретной методики для измерения какого-то качества и полезность, качественность, эффективность данной методики.

Обычно используется несколько видов валидности, чтобы провести проверку конкретного теста или методики. Здесь также происходит сравнение показателей, которые даются различными инструментами. Существует множество способов измерения того или иного психологического качества или характеристики. Чаще психологами будет использоваться та методика, которая дает более достоверные результаты. Это и будет показывать ее высокую валидность.

Вместе с валидностью часто рассматривается такое понятие, как надежность. Методики и тесты должны быть надежными, то есть они должны быть постоянными, достоверными. Экспериментатор должен быть уверен в том, что он рассматривает именно то качество, которое он желает рассмотреть. Вот почему надежность не всегда может быть валидной, однако валидность всегда должна быть надежной.

Валидность в психологии

Валидность используется во многих сферах жизни, где происходят измерения различных показателей. В психологии валидность также становится нужной, особенно в экспериментальной психологии. Валидность в психологии – это:

  • уверенность экспериментатора в том, что он измеряет нужное ему качество;
  • достоверность показателей, которые измеряют данное качество.

Если читатель хоть раз проходил психологические тесты, то он знает о внутреннем желании получить конкретный ответ на поставленный вопрос. Валидность теста показывает экспериментатору конкретный результат, которого он достигает путем тестирования. Здесь стоит конкретная задача, ответ на которую он должен получить после совершения всех нужных действий.

Методики и тесты должны быть полезными и достоверными, что и измеряется путем их валидности.

Существует три способа проверки на валидность:

  1. Оценивание содержательной валидности – соответствие результатам оценивания испытуемого реальным качествам, которые проявляются в действительности. Здесь используется такое понятие, как лицевая валидность – человек должен видеть реальную связь между содержанием самой методики и ее результатами и действительностью, в которой проявляется измеряемое качество.
  2. Оценивание конструктной валидности – определение того, что методика вычисляет научно обоснованные и заданные конструкты. Конвергентная валидизация позволяет использовать несколько методик, которые рассматривает схожие характеристики и дают более точные результаты рассматриваемого качества. Дискриминантная валидизация исключает другие методики, которые рассматривают качества, не имеющие корреляции с нужным качеством.
  3. Оценивание критериальной валидности – это соответствие результатам ожидаемым показателям, которые выявляются другими способами. Здесь используется прогностическая валидность, которая помогает спрогнозировать дальнейшее поведение.

Виды валидности

Существует несколько видов валидности, которые рассмотрим ниже:

  1. Внешняя валидность – обобщение вывода ситуации, популяции, независимых переменных. Она делится на:
  • Операциональную валидность.
  • Конструктную валидность – объяснение поведения человека в момент прохождения теста.
  1. Внутренняя валидность – изменение в процессе эксперимента под влиянием неизменяемых факторов.
  2. Дифференциальная валидность.
  3. Инкрементная валидность.
  4. Экологическая валидность – показатель того, что человек способен к совершению различных действий, которые в одной ситуации могут быть успешными, а в другой нет.

Данная классификация используется экспериментальной психологией. Организационной психологией и психодиагностикой используется другая классификация:

  1. Конструктная валидность. Она делится на:
  • Конвергентную валидность.
  • Дивергентную валидность.
  1. Критериальная (эмпирическая) валидность – подсчет корреляции по баллу по тесту внешнему параметру, который был выбран в качестве валидного показателя. Она делится на:
  • Текущую валидность – изучение параметра в настоящем времени.
  • Ретроспективную валидность – состояние или событие, которое было в прошлом.
  • Прогностическую валидность – прогноз поведения, качества.
  1. Содержательная валидность – используется в экспериментах, где рассматривается некоторое взаимодействие, деятельность. Имеет подвид:
  • Очевидная валидность.

Другими видами валидности являются:

  • Априорная.
  • Конгруэнтная.
  • Сопутствующая.
  • Конструктивная.
  • Консенсусная.
  • Факториальная.
  • Теоретическая и пр.

Что такое валидность теста?

Многие люди проходят тесты. Есть специальные психологические тесты, применяемые психологами, и другие, бульварные тесты. Что такое валидность теста, которая является важным ее критерием? Это показатель соответствия характеристики, качества, свойства к тесту, который их измеряет.

Тесты бывают разными. Они используются для измерения психофизиологических параметров человека. Самым высоким показателем валидности остается 80%. Полезность применения тестов становится в том случае, когда они позволяют получить точные данные по тем или иным конкретным характеристикам. Существует несколько подходов при изучении валидности теста:

  1. Конструктивная валидность, которая позволяет более глубоко изучить качества человека в ситуации, деятельности, системе.
  2. Валидность за критерием – изучение параметра в настоящем времени и прогнозирование его в будущем.
  3. Содержательная валидность – соответствие психологических конструктов, их многообразие.
  4. Прогностическая валидность – предсказывает развитие конкретного качества в будущем, что является затруднительным, поскольку оно может развиваться по-разному у разных людей.

Пока надежность и валидность теста не определены, его не применяют в психологической практике. Многое зависит от того, в каких областях применяются тесты. Есть учебные, профессиональные и прочие тесты, которые применяются в отдельных учреждениях для прогнозирования и выявления характеристик претендентов.

На сайте психологической помощи сайт вы также можете пройти тесты, которые уже обладают высокой валидностью и показывают достоверные результаты.

Что такое валидность методики?

Что такое валидность методики? Это показатель, который обозначает, занимается ли рассматриваемая методика изучением того качества, характеристики, для которой она предназначена. При этом делается акцент на том, что испытуемый, который проходит тестирование, может иначе видеть и характеризовать самого себя. Вот почему не всегда результаты учитывают мнение людей, которые могут не замечать за собой определенных характеристик.

Валидизацией называется проверка валидности методики. Чтобы определить действенность, эффективность, практичность используемой методики, применяется внешний независимый показатель – качество, которое наблюдается в повседневной жизни. Здесь выделяют 4 типа внешних показателей:

  1. Критерий исполнения – затраченное время, количество работы, уровень успеваемости, рост профессиональных навыков и т. д.
  2. Субъективные критерии – мнение, взгляды, предпочтение, отношение испытуемого к кому- или чему-либо. Здесь применяются анкеты, интервью, опросники.
  3. Физиологические критерии – влияние внешнего мира на психику и организм человека. Здесь измеряются пульс, частота дыхания, симптомы утомления и пр.
  4. Критерий случайности – возможен ли, к примеру, подбор лиц, которые не склонны к несчастным случаям? Изучение влияния определенного случая.

Теоретический поход в измерении валидности методов позволяет распознать, действительно ли технология изучает именно то качество, для которого она была предназначена.

Валидность также определяется встречаемостью изучаемого качества. Хорошо, если оно является распространенным, что и делает методику нужной и полезной. Также важными становятся этические и культурные изменения общества.

Итог

В психологической практике часто используются тесты и методики, которые помогают в изучении личности человека. Здесь речь идет в частности о внутренних параметрах, которые не видны глазом. Качества характера, манера поведения, возможный прогноз на будущее, каким человек будет и какова будет его жизнь, — все это изучается различными тестами и методиками, которые преследуют единый итог – изучение человека.

Итогом успешного определения валидности того или иного инструмента является успешное познание каждого человека, несмотря на то, как он смотрит сам на себя. Люди часто не замечают за собой определенных качеств, редко смотрят на себя трезвым взглядом. Тесты и методики позволяют раскрыть в себе отдельные параметры.

Прогноз валидных тестов и методик – быстрое и качественное познание другого человека с возможностью ему помочь в решении любой психологической проблемы. Это достигается нескоро, однако имеющиеся инструменты уже показали свою эффективность. Обычно данный вопрос интересует лишь тех людей, которые занимаются определением качества тестов и методик. Однако и простым людям будет полезно знать, каким упражнениям следует доверять, а каким нет.