Болезни Военный билет Призыв

Куда обратиться поступления в суворовское училище. Как поступить в суворовское училище


Здравствуйте, я мама и хотела бы узнать принимаете ли вы на обучение ребят из стран СНГ (Молдова, Гагаузия) и на каких условиях?? Сын в этом году оканчивает 8 классов, на следующий год мы хотим поступать! Учимся отлично, занимаемся спортом (боксом) чемпион Молдовы, бронзовый призёр Европы! Какие нужны документы и хотелось бы больше узнать информации?? Спасибо!

Учусь в 8 классе. Хорошо. Хочу стать военным офицером. Защищать Родину. Помогите мне, пожалуйста. Как поступить к вам? С чего начать?

Проходные баллы в 2016 году? Добрый день. Мой ребенок поступал в том году, набрал достаточно высокие баллы, однако, он не был зачислен! Набрал 27,5 баллов, насколько я понимаю, из 30 возможных. Физо сдал - средний балл - 4. (5 - подтягивание, 5 бег 1 км, 3 - бег на короткую дистанцию). Какой проходной балл - выяснить не удалось. Хотелось бы понимать, в чем же причина, и можно ли поступить "по-честному"?

Хочу поступить в МС СВУ! Московское Суворовское военное училище. 12 лет, Карина Герман, 7 класс. Все нормативы по физ-ре на отлично, история 5, русский 4+.

Я, Трифан Димитрий, гражданин республики Молдовы, желаю поступить в Московское Суворовское Военное Училище. Имею я право поступить в СВУ или подскажите, как мне получить военное образование РФ?

Здравствуйте! Моему сыну пока 3 года. Подскажите, пожалуйста, со скольки лет берут в СВУ? Тел.: 89261969658.

Добрый день! Хотелось бы узнать, возможно ли поступление девочки 12 лет в 2015 г. в 6-ой класс училища? Заранее спасибо за ответ.

Добрый день! Хотелось бы узнать, возможно ли поступление в 2015 г. в 7-ой класс училища? Заранее спасибо за ответ.
2015-03-29


Доброго времени суток. Сын решил поступать в МС СВУ, с учебой у него все в порядке (участник разнообразных олимпиад) и физ подготовка на хорошем уровне. Прочел много отзывов как положительных так и отрицательных. Кто учится или поступал расскажите как это все происходит? На, что обратить внимание и сделать упор? Да и вообще реально поступить?

Многие семьи военных считаются приверженцами потомственности и преемственности, поэтому молодежь практически всегда знает, куда будет поступать. Несомненно, суворовское военное училище – это показательное учебное заведение подобного типа. Более 65 выпусков подтверждают высокий уровень знаний специалистов военного дела, СВУ в городе Москва участвует во всех военных парадах на Красной площади, многие выпускники стали героями, отмеченными наградами государственного уровня, большая часть действующих генералов тоже учились в нем. Эта статья раскроет особенности поступления в 2015 году.

Общие положения

На территории России несколько учебных заведений, но в основном обучение кадетов начинается после 4 класса. В остальных училищах автономно устанавливают, со скольких лет начинать прием учащихся. В городе Москве на конкурсной основе решался прием 80 учеников в этом году. Документы должны были подавать родители или лица, исполняющие попечительскую функцию. Как и в каждом учебном заведении, предусмотрена категория желающих поступить, имеющая льготный приоритет:

  • сироты;
  • дети родителей, служащих по контракту;
  • те, у кого родители погибли при исполнении военных обязанностей;
  • младшее поколение героев российской федерации;
  • дети, родители которых работают в органах внутренних дел, или кто умер при исполнении служебных обязанностей;
  • желающие поступить, чьи родители были работниками прокуратуры, и те, кто получил увечья, находясь на рабочем месте или в связи с ним.

Это не все категории, более подробно можно ознакомиться на официальном сайте. Принимается молодое поколение будущих офицеров после экзаменов, соответствующих их уровню общеобразовательного развития. Также необходимо заключение медицинской комиссии и сданные и заверенные родителями антропометрические данные, на каждого кандидата на поступление.

Чтобы поступить в суворовское училище, необходимо сдать тесты по русскому и иностранному языку и математике. Также обязательна проверка на физическую готовность к обучению и психологическую устойчивость будущего кадета. Все эти испытания проходят в течение одного дня, после специально установленной даты для каждого претендента на место.

Практически следует, что прием документов для формирования личных дел происходит до первых чисел июня, но только с 1 июля начинаются тесты, после того как приемная комиссия составит список и оповестит родителей о датах проводимых тестирований.

Обучение

Педагогами разработана новая программа обучения на основании запроса Министерства обороны, что привело к модернизации процесса и созданию центра информационно-коммуникативных технологий. Этот прорыв в образовательной программе училища позволит подготовить специалистов с высокой планкой в научно-исследовательской деятельности.

Упор на всестороннее развитие будущих офицеров всегда был приоритетом главного военного училища страны. Не остается в стороне и нравственный показатель, включающий такие понятия, как расовая терпимость, послушание законным представителям власти, взаимоуважение.

Пространство учебного заведения построено из следующих составляющих:

  • база знаний, основанная на наличии всей необходимой информационной техники, аудио и видеоаппаратуры;
  • преподавательский состав, обладающий высшей квалификацией;
  • единая система конференцсвязи во всем училище.

Необходимо также отметить, что программа развития будет улучшаться почти до 2020 года, постепенно сравнивая показатели обучения.

Какое выбрать

На территории России насчитывается 8 ныне действующих военных училищ. Кроме Московского и Питерского, большой интерес поступающих к Уссурийскому, Северокавказскому и Казанскому. Также именно в 2015 году с 1 сентября откроет свои двери для учащихся новое Пермское суворовское училище. Поступить в него можно на основании все тех же тестов, обусловлен прием 240 воспитанников.


Проба пера | Родом из военной юности

КАК ПОСТУПИТЬ В МОСКОВСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ?

Носить суворовскую форму – большая честь, о которой мечтают многие мальчишки. Но, к сожалению, желающие учиться в МСВУ зачастую имеют весьма неясные представления о порядке поступления.

  • Кто имеет право поступать в суворовское училище?
  • В соответствии с инструкцией (Приложение №1 к приказу министра обороны РФ от 15.01.01 №29) в суворовские военные училища и кадетские (морские кадетские) корпуса могут поступать несовершеннолетние граждане РФ мужского пола в возрасте не старше 15 лет (по состоянию на 31 декабря года поступления), окончившие 8-й класс общеобразовательного учреждения соответственно в год поступления, отвечающие требованиям профессионального психологического отбора и физической подготовленности.
  • Мальчик решил стать суворовцем. Куда ему обратиться в первую очередь?
  • В местный военкомат. Там ему и его родителям помогут правильно составить заявление и примут необходимые документы.
  • Какие документы и в какие сроки надо представить, чтобы быть допущенным к экзаменам?
  • Подается заявление (рапорт) родителей (лиц, их заменяющих) о желании кандидата поступить в училище, в котором оговаривается их согласие на направление юноши по окончании СВУ для дальнейшего обучения в один из военных вузов Министерства обороны. К заявлению прилагаются следующие документы:
  1. Личное заявление кандидата на имя начальника училища;
  2. Заверенная копия свидетельства о рождении;
  3. Автобиография;
  4. Табель успеваемости учащегося с оценками за три четверти текущего учебного года, заверенный гербовой печатью школы, с указанием изучаемого иностранного языка;
  5. Педагогическая характеристика за подписью классного руководителя и директора школы, заверенная гербовой печатью;
  6. Медицинское заключение о состоянии здоровья и пригодности учащегося к поступлению в СВУ, выданное военно-врачебной комиссией при военкомате
  7. Четыре фотокарточки размером 3 х 4 (без головного убора, с местом для оттиска печати в правом нижнем углу);
  8. Копия страхового медицинского полиса, заверенная нотариально;
  9. Справка с места жительства родителей с указанием состава семьи и жилищных условий;
  10. Справка с места работы о характере трудовой деятельности родителей (лиц, их заменяющих);
  11. Документы, подтверждающие право кандидата на льготное зачисление в училище (если таковое имеется).

Все эти документы необходимо представить в период с 15 апреля по 15 мая года поступления.

Подлинное свидетельство о рождении и табель успеваемости за восьмой класс предъявляются кандидатом в приемную комиссию училища по прибытии для сдачи вступительных экзаменов.

  • Кто имеет право на льготное поступление в СУ?
  • Несовершеннолетние граждане – сироты, а также несовершеннолетние граждане, оставшиеся без попечения родителей, поступающие в училище, зачисляются без экзаменов по результатам собеседования и медицинского освидетельствования.

Вне конкурса при положительной сдаче экзаменов в училище зачисляются:

  1. Дети военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
  2. Дети граждан, уволенных в запас по достижении ими обязанностей военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более;
  3. Дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), либо заболеваний, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы;
  4. Дети военнослужащих, проходящих службу в зонах военных конфликтов;
  5. Дети военнослужащих, воспитывающихся без матери (отца)

  • Когда начинаются вступительные экзамены в МСВУ и какие испытания ждут абитуриентов?
  • Экзамены проходят с 1 по 15 августа. Кандидаты пишут диктант по русскому языку, контрольную работу по математике, проходят медицинское освидетельствование и проверяются на психологическую и физическую готовность к обучению. Те, кто получил положительные оценки на экзаменах и прошел комиссию, должны набрать определенное количество баллов (кроме льготных категорий кандидатов, о которых мы уже говорили). Абитуриенты, окончившие 8 классов средней школы на “отлично” и сдавшие установленный комиссией экзамен на “пятерку”, от дальнейших экзаменов освобождаются.

Выдержавшие все испытания зачисляются приказом начальника МСВУ.

  • Должны ли родители сопровождать сына к месту сдачи экзаменов?
  • По желанию вы можете поехать с ним. Но в любом случае с группой кандидатов направляется специальный сопровождающий от военкомата.
  • Где живут абитуриенты и кто берет на себя дорожные расходы, а также расходы на жилье и питание?
  • Кандидаты получают в военкомате требование на бесплатный воинский перевозочный документ к месту назначения и обратно. Живут они в расположении суворовского училища и обеспечиваются бесплатным питанием.

Как видите, для абитуриентов созданы самые благоприятные условия. А дальше – все зависит только от них самих.

  • Наконец все испытания позади, и мальчик стал суворовцем. Имеет ли он возможность встречаться с родителями и как часто?
  • Родители не просто продолжают общаться со своими детьми, а являются активными участниками воспитательного процесса. У нас, как и в обычных школах, проводятся родительские собрания. Если родные суворовца живут в другом городе, то их также информируют о том, как учится их ребенок: в случае необходимости пишутся письма, ведутся телефонные разговоры. Когда воспитанник убывает в очередной отпуск (по окончании учебной четверти), ему выдается табель успеваемости, в котором обязательно должны расписаться родители. Кроме четырех отпусков, соответствующих школьным каникулам, учащимся полагается еженедельное увольнение (с 17.00 субботы до 16.00 воскресенья для живущих или имеющих родственников в Москве и Подмосковье, а для остальных – с 17.00 до 21.30 субботы и с 9.00 до 16.00 воскресенья). Также воспитанники имеют возможность провести дома или у родных праздничные дни. Помимо этого, суворовец всегда может встретиться с друзьями и родственниками в комнате для посетителей.
  • Может ли воспитанник получить внеочередное увольнение в случае хорошей успеваемости и примерного поведения? И напротив: может ли он быть лишен увольнения за какой-либо проступок?

Безусловно, возможно и то, и другое. Хотя лишение увольнения за плохую учебу и нарушение дисциплины – скорее исключение, чем правило. Кроме того, в качестве наказания может быть объявлен выговор (строгий выговор), назначен наряд вне очереди (не более 2-х в месяц). Провинившегося могут лишить ранее полученных: нагрудного знака отличника учебы, поощрительной стипендии, звания вице-сержанта (старшего вице-сержанта). Отчисление из училища, производимое по рекомендации педагогического совета, - мера крайняя и применяется редко.

  • Какие поощрения предусмотрены для суворовцев?
  • Примерные суворовцы поощряются: объявлением благодарности, похвальным отзывом в письме к родителям и в школу, где ранее учился воспитанник, а также его личной фотографией у знамени МСВУ. Учащиеся могут быть награждены грамотой, ценным подарком, нагрудным знаком отличника учебы, поощрительной стипендией. Достигшие наивысших результатов в учебе и общественной жизни училища заносятся в Книгу почета МСВУ. Фамилии окончивших суворовское с золотой или серебряной медалями заносятся на Доску почета.

Как видите, поощрительных мер гораздо больше, и мы их любим применять. Хочется пожелать всем поступающим в МСВУ пройти все испытания и стать в дальнейшим достойными суворовцами.

Средние военные учебные заведения не позиционируют себя как источник достаточного образования для профессионального военного. Одну из основных своих задач они видят в подготовке курсантов к поступлению в военные вузы.

Особенности образования в военных училищах

Довузовские образовательные учреждения Минобороны дают первичные знания и навыки военного дела, необходимые для более точного выбора военной специализации. Среднее военное образование развивает в молодых людях собранность и дисциплинированность, организаторский талант, выносливость и стойкость - все эти качества потребуются и в дальнейшей профессиональной подготовке, и в жизни. Плюс выправка!

Если мальчишки и девчонки с детства мечтают о профессии военного, они могут поступить в кадетские корпуса, куда берут ребят не старше 11 лет, и тогда военное образование само по себе станет учебным профилем. Вообще девочек берут не во все средние военные учебные заведения, а если принимают, то по квоте - не более 25% от общего состава. Барышни, решившие посвятить себя военной карьере, могут учиться в Пансионе воспитанниц Министерства обороны РФ.

Профили военного среднего образования:

  • морской;
  • сухопутные войска;
  • железнодорожные войска;
  • воздушно-десантные войска;
  • ракетные войска;
  • казачий;
  • военно-технический;
  • военная юстиция;
  • военно-музыкальный.

Что такое Суворовское училище

Суворовское училище - это специальное учебное заведение для детей школьного возраста, в котором они учатся по программе среднего образования и параллельно готовятся к поступлению в высшие командные училища сухопутных войск. Первые специализированные военно-учебные учреждения появились во время Великой Отечественной войны, в 1943 году, и получили название в честь великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Выпускников суворовских военных училищ называют суворовцами.

Подробнее о суворовских училищах можно прочитать .

Требования к кандидатам

На момент поступления в довузовское военное учебное заведение школьник не должен быть старше определенного возраста, допустимые рамки могут меняться от года к году и устанавливаться конкретным училищем, поэтому информацию лучше уточнять на сайте выбранного учреждения. Ограничения строгие, изучать их стоит внимательно.

Менее требовательны к поступающим кадетские корпуса, которые принимают на учебу самых младших. Такие организации, несмотря на военные премудрости, которым они обучают, приравниваются по статусу к общеобразовательным школам, которые не имеют права проводить экзамены для поступления. В практике приема в кадетские корпуса вступительные испытания для детей часто заменяют предварительными летними сборами: если ребенок не выдерживает заданного режима, то стоит задуматься, годен ли он к последующему «полувоенному» образованию?

Подробнее о .

Экзамены

Если военное учебное заведение проводит вступительные экзамены, то по русскому ждет диктант, по математике - контрольная. Для школьных отличников число экзаменов может сократиться до одного, но его обязательно нужно сдать на пять. При меньшем балле - экзамены на общих основаниях.

Проверит приемная комиссия и физическую подготовку. Мягкий вариант: внимательное изучение оценок по физкультуре за последний год учебы и грамот о победах на спортивных соревнованиях, если они есть. Жесткий вариант: кросс 1000 м, бег 100 м, подтягивание (на отлично - 11 раз). По результатам вынесут вердикт: «готов к обучению» или «не готов к обучению». Также потребуется заключение психолога с рекомендацией к зачислению.

Читайте об в военных училищах.

В 1943 году решением Советского правительства были созданы суворовские училища, «по типу дореволюционных кадетских корпусов» . Их создание являлось одной из мер по восстановлению народного хозяйства и несло в основном социальную функцию – устройство сирот, детей красноармейцев, краснофлотцев, партизан.

Детей принимали с 10-11-летнего возраста, срок обучения был семилетним. В 1956 году требование по приёму в СВУ преимущественно сирот было снято, срок обучения был значительно сокращён, и более полувека (с 1956 по 2008 годы) был двух-трехлетним. В СВУ в те годы поступали 15-летние юноши, которые уже достаточно понимали в жизни и «повесить им на уши лапшу» было проблематично. Как результат, 30-40% выпускников СВУ не связывало свою судьбу с военной службой (данные на 2008 год).

Когда стало очевидно, что СВУ в прежнем виде себя изжили, и вопрос реформы кадетского образования начал активно осуждаться. Предложения звучали разные. В 2008 году, под сурдинку военной реформы А.Э. Сердюковым и присными была предпринята попытка максимально демилитаризировать обучение в СВУ и передать всё это беспокойное хозяйство из Минобороны в Министерство образования. Но тут активно возмутилась общественность в лице отставного генералитета: письма Президенту, запросы в Госдуму, общественные слушанья – в общем, любимые занятия людей, у которых нет личной жизни.

Общественность была услышана. Осознав, что в российском обществе эта форма образования очень востребована и престижна, Минобороны России стало действовать в соответствии с принципом «если процесс нельзя остановить, его нужно возглавить». И вот уже создаются «президентские кадетские училища» и ежегодно открываются новые. Также Минобороны возвратило в свой состав ряд региональных общеобразовательных учреждений (Аксайский казачий и Омский кадетские корпуса, Северо-Кавказское СВУ).

Сейчас у Минобороны России 22 общеобразовательных учебных заведения (суворовские училища, кадетские корпуса, президентские кадетские училища), в которых обучаются 12,7 тысячи воспитанников. Это больше, чем во времена СССР, численность армии которого была в три раза больше Армии России. Срок обучения увеличили до семи лет. Ещё шесть СВУ в системе МВД, один кадетский корпус – в системе ФСБ России.

В 2008-2012 годах конкурса в СВУ практически не было, так как принимали только детей военнослужащих и гражданского персонала, и только Минобороны России. При этом Минобороны позиционировало суворовские училища как составную часть социального пакета военнослужащих, проходящих службу в отдалённых регионах.

В 2013 году, «по многочисленным просьбам трудящихся» был открыт приём всех желающих, и маятник качнулся в другую сторону: на младших курсах Московского СВУ учится 73% жителей Москвы и Московской области. Аналогичная картина в Санкт-Петербургском СВУ: две трети кандидатов – из г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Родители всеми правдами и неправдами пытаются устроить своих детей – и чтоб образование получил, и чтоб к дисциплине был приучен, и чтоб под дурное влияние не попал. Небольшая часть неисправимых романтиков мечтает, чтобы сын пошёл по стопам отца и продолжил офицерскую династию.

Конкурс высокий, 3-5 человек на место. Экзамены, психологическое тестирование, медкомиссия в значительной мере позволяют отобрать способных ребят, которые будут хорошо обучаться, успешно закончат СВУ и поступят в военные вузы. Например, в 2013 году у ребят, поступивших в Московское СВУ, средний балл за окончание 4 класса был не ниже 4,5.

В результате поступают ребята, чьи родители смогли подготовить их к поступлению – либо по причине того, что регулярно с ними занимаются, либо по причине высокого достатка. Но парадокс в том, что этим ребятам такие заведения в принципе не нужны – в своих семьях они получили бы и лучшее образование, и более разностороннее культурное развитие.

И самое печальное, что те категории населения, для которых в 1943 году создавались СВУ, при нынешних условиях поступить в них не могут: состояние здоровья, уровень образования и психологическая готовность чаще всего недостаточны, чтобы успешно пройти вступительные испытания.

Зачем это нужно Минобороны?

— Так-то оно так, — молвил солдат, — да вот что ты с меня за это запросишь, старая карга? Ведь не даром же ты для меня стараешься!

— Ни гроша я с тебя не возьму, — отвечала ведьма. — Только принеси мне старое огниво, его там позабыла моя бабка, когда спускалась туда в последний раз.

(Г.Х. Андерсен)

«Нашей стране нужны талантливые, образованные, неравнодушные люди, которые смогут ставить стратегические цели и добиваться их достижения. Именно такие навыки прививаются нашим суворовцам, нахимовцам, кадетам и воспитанницам. Наши довузовские учреждения, без сомнения, готовят интеллектуальную, творческую и управленческую элиту российского общества».

(Т.А. Фральцова)

«Образовательные учреждения подобного рода призваны обеспечить новый подход к воспитанию будущих защитников Родины. В стенах кадетских учреждений осуществляется воспитание в духе преданности Отечеству, формируется система нравственно-духовных ценностей и чувство долга, гражданской ответственности и патриотически-государственного мировоззрения, что делает их базисом для формирования будущей российской элиты не только военной, но и гражданской».


Министерству обороны Российской Федерации приходится выполнять стоящие перед ним задачи в области обороны страны в очень сложной социально-демографической ситуации.

Во-первых, за 15 лет XXI века качество жизни в России изменилось больше, чем за вторую половину века ХХ-го. Бум информационных технологий, цунами социальных сетей, глобализация. Сложившееся в России общество потребления агрессивно насаждает, с одной стороны, индивидуализм, превосходство над другими, стремление превратить жизнь в нескончаемую череду удовольствий и другие подобные «ценности», с другой стороны – страх перед болезнями, старостью, смертью. Под это выстроена вся система тотальной рекламы, направленная на максимальный рост потребления и фактический запрет на более осмысленные ценности.

Дивный новый мир предоставляет детям намного больше возможностей получения разностороннего образования и проведения досуга, чем было в своё время у их родителей. Нынешние школьники родились и живут в относительно благополучный период, когда экономическое состояние многих российских семей значительно выросло. Повысилась мобильность наиболее активной части населения, в результате чего растёт индустрия туризма и прочих развлечений.

Как бы не брюзжали представители старших поколений, нынешние молодые люди ничуть не хуже их самих в этом возрасте – они просто ДРУГИЕ. Многие работодатели, особенно в крупных городах, обеспокоены тем, что молодые специалисты предпочитают подстраивать условия работы под свою жизнь, но не наоборот. Они хотят большей отдачи от своей работы и большего участия в принятии решений, предпочитают «гибкий» график, склонны часто менять место работы. У них превалирует стремление к неформальному стилю общения, комфортному психологическому климату, свободному графику, наконец, к развлекательной составляющей в любой деятельности.

Они хотят получить от жизни максимум разнообразных впечатлений и удовольствия. Вместо того, чтобы карабкаться по единожды выбранной карьерной лестнице, многие молодые люди стараются получить более широкий опыт в нескольких сферах. Они намного меньше идеологизированы и, как правило, отказываются заниматься тем, что им неинтересно. И если какое-то занятие им не нравится, они тут же его бросают. В прошлом веке подобное непостоянство осуждалось, ценностью считались упорство и целеустремлённость, но сегодня это уже не так.

Очень сложно вписать эти социологические особенности в рамки воинской службы, связанной с тяготами и лишениями. В принципе, по всем соцопросам в любой стране всего 14–15% мужчин склонны к военной службе, дисциплине, существовании внутри четкой иерархии, где существует необходимость выполнять разные скучные, неприятные и даже опасные обязанности, а также беспрекословно исполнять любые бестолковые приказы. Налагаемые на военнослужащих строгие ограничения права выезда за границу также отталкивают наиболее образованную и мобильную часть молодёжи от пополнения рядов офицерского корпуса.

Во-вторых, произошла глубокая поляризация российского общества по имущественному положению, образовались явно выраженные полюса богатства и бедности, что повлекло за собой отчужденность значительной части населения и появление в массовом сознании негативного отношения к социальным нормам, в том числе – в сфере обороны страны.

СМИ кроме госпропаганды, рассчитанной на каких-то недоумков, не менее тупой рекламы и сериалов для престарелых домохозяек; заполнены набившими оскомину «скандалами, интригами, расследованиями»: тусовки в Куршавеле, яхты и виллы на Лазурном берегу; астрономическое воровство губернаторов и министров; шапито на Охотном Ряду, заполненное звёздами шоу-бизнеса, спортсменами и чьими-то любовницами; один министр обороны, как оказалось, «разваливал армию»©, другой (более эффективный) в армии вообще не служил – он сразу стал генералом и героем России; и прочая, прочая, прочая.

Нахождение в такой информационной среде каких-либо патриотических чувств не вызывает. В результате очень мало толковых ребят — выпускников сильных столичных школ, желают стать военными.

В-третьих, стоит отметить заметное ухудшение состояния здоровья и уровня физической подготовки современных школьников. Многие ребята почти никуда не ходят, зато много времени проводят за партой/компьютером/планшетом. Две трети детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически физической культурой и спортом. У многих развивается гиподинамия. По данным Минздрава, сейчас только один из десяти выпускников не имеет нареканий со стороны врачей. У половины – различные функциональные отклонения, более трети – болеют чем-то хроническим.

Одни говорят, что это школа так пагубно влияет: неудобная мебель, тяжелые портфели, непосильная учебная нагрузка. Другие уверяют, что и раньше подростки не были вполне здоровыми, просто тогда медицина не так щедро раздавала диагнозы. Истина где-то посередине. Но в результате, половина допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов общефизической подготовки.

В-четвёртых, Россия вместе со всей Европой сползает в очередную «демографическую яму». Стенания высших военачальников на тему «подвели нас бабы, товарищи» раздаются уже не первое десятилетие.

И где же Министерству обороны взять тех здоровых и интеллектуально развитых молодых людей, которые сделают защиту завоеваний капитализма делом всей своей жизни, и будут выполнять воинский долг «мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни»? Конкурса в военные вузы нет, особенно в те, где требуется ЕГЭ по физике/химии, а также в лётных и военно-морских. Причины: кандидаты на ЕГЭ не набирают нужного проходного балла; не проходят по состоянию здоровья; не укладываются в нормативы по физподготовке; на психологическом отборе получают IV группу.

Эксплуатируя стремление родителей переложить воспитание детей в наиболее сложном, переходном возрасте на казённые плечи, Минобороны пытается ориентировать детей в самом раннем возрасте на военную службу. А семилетний срок обучения, с точки зрения Минобороны, имеет неоспоримые преимущества. Дети легче поддаются воспитанию, развитию волевых качеств и формированию активной гражданской позиции. Многие личностные ценности формируются в возрасте от 10 до 15 лет. В этом возрасте человек ещё воспринимает уклад жизни и модель своего поведения как должные и не относится к ним критически. В этот период формируется система ценностей, с которой человек проживает всю жизнь.


Условия обучения в закрытом военно-учебном заведении характеризуются чёткой регламентацией распорядка дня, расписания занятий и регулярным питанием, что создаёт благоприятные предпосылки для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. На фоне негативных тенденций в состоянии здоровья учащихся общеобразовательных школ специалистами Военно-медицинской академии в результате многолетних наблюдений отмечается систематическое улучшение показателей функционального состояния организма у воспитанников СВУ-КК: у старшекурсников наблюдаются существенно более высокие значения показателей функции внешнего дыхания, динамометрии, функционального состояния сердечно-сосудистой системы, и даже умственной работоспособности по сравнению с первокурсниками.

Психологическое тестирование с момента поступления в училище до окончания обучения выявляет четкую тенденцию стабилизации самооценки воспитанников, рост самокритичности и требовательности к себе, принципиальности и целеустремлённости, повышения уровней нервно-психической устойчивости и адаптации воспитанников к учебе и военной службе. Вместе с тем, те же исследования выявляют у воспитанников старших курсов снижение самостоятельности, ответственности и осознания долга.

Зачем это нужно родителям?

Как себе представляют кадетскую систему образования родители, можно из следующих цитат Интернет-переписки. В личном общении родителями высказывались похожие суждения.

«Сестра собирается отдать своего сына в Суворовское училище, чтобы мужик вырос и всё в этом духе. Ну, я полностью «за» обеими руками в этом случае. Суворовское всё-таки это и самостоятельность, и хорошая физическая подготовка, и характер будет мужским. Выучка таких училищ превращает обычного сопляка в настоящего мужика. Представляете, их там так тренируют круто, они вот могут с вертолёта на лету выпрыгнуть с высоты второго этажа, а потом бежать, стрелять».

«Сколько помню своего отца, он постоянно «котировал» Суворовское и Нахимовское училища. Ну он бывший военный, поэтому знает в этом толк. Говорил, что даже самые хилые ребята с соплями по колено из этих учебных заведений выходят настоящими суровыми мужиками. Там дрессировка что надо! Но опять же, в рамках разумного, без жестоких издевательств».

«Самый высокий общий уровень подготовки по результатам обучения показывают «суворовцы» и прочие кадеты. Учатся они по «старым» лекалам, им позволено не соблюдать (точнее пренебрегать при необходимости) современные стандарты Минобрнауки при определении предметов и «почасовки». Почему? Потому что там стоит цель – подготовить потенциальных офицеров с достаточным багажом теоретических и практических знаний. Т.е. Суворовские училища не делают бизнес на детях. Им нужен результат. Если вы изучите их расписание дневное, то увидите, что у них всегда 6 уроков в день, вне зависимости от возраста учащегося. На выходе мы получаем физически и психически здоровых выпускников, общий уровень которых выше на пару порядков, чем у выпускников всяких лицеев и УВК. Аккуратное письмо, грамотная устная и письменная речь, отличное знание истории Отечества, самый высокий средний бал по техническим и математическим наукам в России. Дальнейшее (второй иностранный, латынь, правоведение) зависит только от них и от их выбора. Но самое главное – у них есть БАЗА. У школьников из обычных школ есть только бессистемный набор знаний «по верхам»».

Родители воспитанников считают, что СВУ-ПКУ-КК практически не отличаются от закрытой частной школы для мальчиков, но в отличии от частной школы, здесь всё бесплатно:

  • дети находятся под круглосуточным присмотром и охраной, а не шляются по улицам;
  • качественное образование, за выполнением домашних заданий следит воспитатель;
  • бесплатное 5-ти разовое питание;
  • физподготовка и занятия спортом (около 10 спортивных секций) — тоже бесплатно;
  • дети бесплатно ездят на экскурсии и в музеи, бесплатно занимаются в 20 кружках по интересам, бесплатно учатся танцевать и т.д.;
  • надежда на то, что из хлюпика там сделают настоящего сурового мужика;
  • престижно же!

В общем, зачем платить деньги за обучение сына в хорошей школе (особенно если их не хватает на выплату кредитов), если можно сделать это в СВУ-ПКУ-КК абсолютно бесплатно. Кроме того, многие родители не готовы в свободное время АКТИВНО заниматься воспитанием детей. По итогам опроса «Левада-Центра» (август 2014 года), активный отдых – удел меньшинства: только 8% участников опроса регулярно посещает спортивные залы и фитнесс-центры, ещё меньше играет в волейбол, баскетбол, футбол; лишь 9% посещают театры и музеи; всего 6% ходят на курсы, лекции или занимаются самообразованием.

В то же время 79% россиян проводят всё своё свободное время перед телевизором и смотрят, как правило, три главных государственных телеканала. Точно такие же цифры приводил и Институт социологии РАН в 2008 году в своём исследовании «Малообеспеченные и бедные в современной России».


В суворовские училища попадают дети, ненужные своим собственным родителям, которые стараются пристроить их в «добрые руки» на казенные хлеба. Многие даже готовы доплачивать за место для ребенка, очевидно, полагая, что отдают его в элитное учебное заведение, которое сделает из него настоящего мужчину. Кроме того, для некоторых родителей возможность отдать детей в заведения такого рода – это еще и дань традициям и богатой истории учебных заведений.

При этом училища остаются казармами, такими же закрытыми системами, как любая воинская часть, которая живет по своим законам. Поэтому, если ребенок столкнулся с трудной, неразрешимой для него ситуацией, ему просто некуда пойти – командование не будет его защищать, а родители выслушают, но все равно вернут обратно.

(В.Д. Мельникова, член Общественного

совета при Минобороны России)

Нужно ли это детям?

«Я вспомнил Киевский [кадетский] корпус, со всей его внешней дисциплиной, тяжелой моральной атмосферой и своеобразным нравственным «нигилизмом», закон которого «не пойман — не вор» означал почти то же, что и «все дозволено». […] Далеко стоял от нас и плаксивый болезненный ротный командир, полковник Матковский, всецело погруженный в дела цейхгауза. Что до воспитателей, то это были престарелые бородатые полковники, ограничивавшиеся дежурствами по роте, присутствием на вечерних занятиях и проведением строевых учений. Все они жили в стенах корпуса, были многосемейны и, казалось, ничего не имели общего ни с армией, ни вообще с окружающим миром. […]

Когда, через несколько лет, на полях Маньчжурии я ломал себе голову, силясь понять истинные причины наших поражений, то в числе других показательных примеров нашей военной системы передо мной неизменно вставала картина майского парада на Марсовом поле – эта злая насмешка, этот преступный самообман и бутафория, ничего общего с войной не имевшая ».

(А.А. Игнатьев. «50 лет в строю». М., Воениздат, 1986 г.)

«Как построена система образования в нашем престижном региональном кадетском корпусе, куда определяет своих отпрысков местная элита в расчете на их будущий карьерный рост. Подростки живут на полном государственном обеспечении, усиленно питаются и усваивают основы политической лояльности. Для более эффективного усвоения учебного материала кадеты разбиты на пятерки (почти по Достоевскому), которые борются между собой за баллы, отстающие испытывают двойной прессинг – со стороны воспитателей и своих сокурсников, которые слабости и недостатки не прощают. На выходе получается стерильный системный человек, разновидность мамелюка и хунвейбина. Как Вы думаете – кому нужен такой управленческий слой в России?»

Как только отменили право внеконкурсного поступления выпускников СВУ в высшие военно-учебные заведения, общественность сразу подняла вой – и неспроста. Ибо более высокий («на голову выше», «на 10-15 пунктов», «на два порядка») уровень общеобразовательной подготовки воспитанников оказался мифом. Желаемое за действительное выдавали либо начальники училищ, либо родители суворовцев (в основном мамы), но данные объективного контроля указывают на очень и очень средний уровень образования в СВУ.

Например, в интервью газете «Тверская, 13» (№ 40 от 02.04.2015, стр. 9) начальник Московского СВУ генерал-майор запаса Касьянов А.М. заявляет: «по итогам ЕГЭ по основным дисциплинам, учитываемым при поступлении в вузы, выпускники училища на 10-15 пунктов превышают средние общероссийские показатели» .

Представляете, на 10-15 пунктов выше! Однако, при подробном анализе результатов ЕГЭ в Московском СВУ за 2014 год (они изложены в Акте самообследования, который доступен на официальном сайте МсСВУ в разделе «Нормативно-правовая документация») выяснится, что профессор Касьянов А.М. попросту лукавит: по русскому языку, математике, физике, обществознанию баллы МсСВУ превышают среднероссийские всего на 1,5 – 3 балла по стобалльной шкале. Это в пределах статистической погрешности.


По истории, действительно, балл МсСВУ выше среднероссийского на 12,5, зато по иностранному языку – на 10 баллов ниже. Стобалльников в 2014 году в МсСВУ не было, лишь один выпускник набрал 98 баллов (по русскому языку). По другим предметам максимальный балл был 77. Медалистов в 2014 году в МсСВУ не было вовсе. В любом районе любого региона нашей необъятной Родины найдутся школы с гораздо лучшими результатами. Для сведения, Московское СВУ в 2014 году было признано лучшим довузовским образовательным учреждением Минобороны России.

Результаты ЕГЭ Санкт-Петербургского СВУ МВД РФ в 2014 году тоже практически равны среднероссийским: математика – 40,2 балла, русский язык – 61 балл, обществознание – 52,2. Из 44 школ Кировского района Санкт-Петербурга СВУ МВД находится на 37 месте. Интересующихся данными по другим СВУ-КК Санкт-Петербурга (там их шесть) отсылаю к сайту shkola-spb.ru, где приводятся сравнительные результаты ЕГЭ.

И, как уже говорилось, попытки сравнивать СВУ со средними российскими показателями некорректны в принципе. В СВУ-ПКУ-КК осуществляется конкурсный отбор, и сравнивать их нужно с теми общеобразовательными заведениями, в которые также осуществляется конкурсный отбор – с языковыми гимназиями и прочими физматлицеями.

Хотя ЕГЭ и подвергался критике, другой единой линейки в реальной жизни нет, а поступление и в военные вузы, и в гражданские, осуществляется по его результатам.

По опыту своей учёбы в военном училище, офицерской службы, бесед с однокашниками никакого превышения уровня общеобразовательной подготовки суворовцев не отмечалось. Несколько более высокий уровень начальной военной подготовки суворовцев ко 2 курсу высшего военного училища нивелируется. Особенно если училище – инженерное.

Отдельно стоит отметить качественный состав командования и воспитателей училищ. В СВУ образца 1943 года большинство офицеров-воспитателей были фронтовиками, которые учили суворовцев первых наборов тому, что необходимо на войне.

«Сейчас качество учебы и уровень воинской дисциплины в ряде суворовских и нахимовских военных училищ, кадетских корпусов, мягко говоря, не отвечает современным требованиям и не удовлетворяет Минобороны. Только в прошлом (2007) году 739 суворовцев, нахимовцев и кадетов были отчислены из учебных заведений, в том числе 139 - из-за грубых нарушений уставных норм и личной недисциплинированности, включая дедовщину. При этом укомплектованность средних учебных заведений Минобороны офицерским составом сегодня (в 2008 году) составляет около 80%. Из них 20% не имеют опыта службы в войсках, не получили профессионального образования воспитателей, еще более 40% преподавателей не проходили даже курсы по усовершенствованию своих профессиональных навыков» («Интерфакс», 2008 г).

Что изменилось с тех пор? Только то, что все офицеры-воспитатели за это время были с военной службы уволены и продолжают работать на прежних должностях в качестве гражданского персонала Минобороны. Возраст их за то же время увеличился на семь лет. Командуют многими заведениями «лица преклонного возраста». Например, возраст начальников Московского СВУ и ППКК ФСБ России – под 70, Санкт-Петербургского и ряда других СВУ – под 60. Спешу заверить, что к каждому из них по отдельности я отношусь с величайшим уважением.

Но такое количество собранных вместе пенсионеров превышает критическую массу, в результате чего неумолимо срабатывает сформулированный Ф. Энгельсом закон природы – закон перехода количественных изменений в качественные. У всех них большущий стаж педагогической деятельности. Но когда они в последний раз командовали реальным армейским подразделением и видели живого солдата? Многие ли участвовали в боевых действиях последних лет? Уверен, что каждый из них отлично знает, как обустроить Россию, навести порядок на Украине и победить американский империализм.

Но ни один из них не способен поднять в атаку взвод контрактников. Стоит ли слушать таких воспитателей, когда они будут давать жизненные советы? Разве что, если хочется стать таким же, как они.

Высокий конкурс и психологическое тестирование при поступлении способствуют тому, что многие воспитанники СВУ-ПКУ-КК обладают высоким умственным потенциалом. Однако развитие способностей выше среднего уровня в большинстве случаев требует индивидуального подхода, а индивидуальность в военной среде поощряется крайне редко – здесь работают законы коллективного выживания. И ещё, многие отмечают непереучиваемость выпускников СВУ: если что-то было «вбито» в «кадетке» – это навсегда.

Вот характерный отзыв: «Со сроком службы эти различия на первый взгляд не заметны, но есть что-то такое, что не исчезает из их рогового отсека до седых волос. Такое ощущение, что их мозжечок превращается в дерево (только у одних это палисандр, а у других – банальный дуб)» .

В СВУ вроде бы физподготовка и занятия спортом (около 10 спортивных секций) – но занимается в них едва ли треть суворовцев, в Спартакиаде общеобразовательных учреждений Минобороны участвует и того меньше – всего 6% воспитанников. Физподготовка остальных в объёме трёх обычных уроков физкультуры в неделю.

Вообще, ценность формального образования невероятно завышена. В то время как практические знания, умения и навыки в самом деле очень важны, количество проведённых в казарме лет вряд ли принесёт сравнимую со стоимостью потраченного времени пользу. На последующих ступенях обучения и военной службы всем будет глубоко безразличен имеющийся в биографии факт окончания СВУ/КК, а также баллы ЕГЭ и оценки в аттестате. Они немного помогут при поступлении в военный вуз, и на этом их роль полностью завершена. И уж мало кому этот факт будет интересен после принятия свежеиспечённым лейтенантом первой офицерской должности. Скорее, это будет лишний повод для упрёков за упущения по службе.

Вроде бы, суворовское училище, как модель идеальной армии, даёт возможность воспитаннику испытать лично все прелести военной службы и сделать осознанный выбор – поступать в военный вуз, или нет. Но весь уклад жизни в СВУ, и тем более в ПКУ кардинально отличается от того, с чем воспитанникам предстоит столкнуться в реальной офицерской жизни, где гораздо больше не только свободы, но и ответственности и самодисциплины.

Распорядок же кадетского корпуса куда как больше похож на пребывание в воспитательной колонии. Заформализованность повседневной жизни, увольнения раз в месяц и другие, не подлежащие изменению, догмы превратились в наглую самодовлеющую силу. Такая система обучения лишает детей свободного времени, которое им необходимо для самостоятельного познания мира и реальной жизни. Вместо этого они учатся беспрекословно выполнять приказы и быть хорошо функционирующими винтиками военной машины.

Воспитанникам прививается гордость за принадлежность к своей касте, почтение по отношению к высшим чинам и презрение к низшим кастам («шпакам») , а также ценности армейской среды и основы поведения в ней. Всё это соответствует предназначению СВУ-ПКУ-КК – «подготовка к военной или иной государственной службе».

Настоящие знания даёт человеку реальная жизнь, путешествия и общение с другими людьми. Так ради чего юноше, который мечтает стать офицером, проводить СЕМЬ ЛЕТ своего единственного детства в казарме?