Болезни Военный билет Призыв

Социально психологический подходы в исследовании проблем образования. Предмет, задачи и методы социальной психологии образования. Методы социально-психологического воздействия

Все население страны можно разделить на две группы: экономически активное и экономически неактивное население.

Экономически активное население - это часть населения, которая предлагает свой труд для производства товаров и услуг.

Экономически активное население (называемое также рабочей силой) включает две категории - занятых и безработных.

К занятым относятся лица обоего пола в возрасте от 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

    выполняли работу по найму за вознаграждение, деньги или с ними расплачивались в натуральной форме, а также иную работу, приносящую доход; временно отсутствовали на работе по причине: болезни или травмы; выходных дней; ежегодного отпуска; различного рода отпусков как с сохранением содержания, так и без сохранения содержания, отгулов; отпусков по инициативе администрации; забастовки и других причин; выполняли работу без оплаты на семейном предприятии .

При отнесении или неотнесении того или иного лица к числу занятых используется критерий одного часа. В России при обследовании занятости к числу занятых относятся лица, работавшие один час и более в обследуемую неделю. Использование данного критерия связано с тем, что необходимо охватить все виды занятости, которые могут существовать в стране, - от постоянной до краткосрочной, случайной и других видов нерегулярной занятости.

К безработным относятся лица от 16 лет и старше, которые в течение рассматриваемого периода:

    не имели работы (либо занятия, приносящего доход); искали работу; готовы были приступить к работе.

Данное определение соответствует методологии Международной организации труда (МОТ). При отнесении того или иного лица к категории безработных должны учитываться все три критерия, указанные выше.

Экономически неактивное население - это население, которое не входит в состав рабочей силы. Сюда включаются: учащиеся и студенты; пенсионеры; лица, получающие пенсии по инвалидности; лица, занятые ведением домашнего хозяйства; лица, которые прекратили поиски работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать; другие лица, которым нет необходимости работать независимо от источника дохода.

Рассмотренные выше категории экономической активности населения не предполагают, что однажды попав в какую-либо группу, человек остается там навсегда. Рынок труда обладает высокодинамичной природой, поэтому следует рассматривать не только численность каждой группы на определенный период времени, но и перемещение (потоки) людей между различными группами. Представленная ниже схема иллюстрирует динамическую модель рынка труда.

Потоки, формирующие рынок труда

На схеме стрелками представлены направления перемещения людей из одной категории в другую. Стрелки, идущие от категории "занятые", показывают уменьшение данной группы за счет того, что люди по каким-либо причинам оставляют свою прежнюю работу, но не могут мгновенно найти другую (стрелка к категории "безработные") или вообще прекращают трудовую деятельность, выходя на пенсию, либо руководствуясь иными причинами (стрелка к категории "экономически неактивное население"). Занятость увеличивается, если часть добровольно неработающего населения устраивается на работу (стрелка от категории "экономически неактивное население"), либо если, часть безработных находит работу (стрелка от категории "безработные"). Часть безработного населения может отчаяться найти работу и выбыть из состава рабочей силы (стрелка от "безработных" к "экономически неактивному населению"), либо наоборот, часть добровольно незанятых решит работать и начнет поиск (стрелка от "экономически неактивного населения" к "безработным").

В краткосрочном периоде , когда предложение капитала фиксировано, объем национального производства напрямую зависит от количества используемого труда. Очевидно, что чем большее количество людей занято в производстве, тем больший объем может быть произведен. Из схемы видно, что в создании национального продукта участвует не все население страны, а лишь некоторая его часть. Возникает вопрос, какое наибольшее число работников может быть использовано в экономике страны, чтобы объем национального производства был максимальным. Данный показатель называют полной занятостью .

Полная занятость - это существующая в течение длительного времени ситуация, при которой рынок труда находится в равновесии. Это означает, что все люди, желающие работать, заняты в производственном процессе и увеличить число работающих ненасильственными методами невозможно. Тем самым можно говорить и о максимальном объеме производства, поскольку все доступные в данный момент экономические ресурсы используются на полную мощность.

В плановой экономической системе под полной занятостью понималось такое состояние экономики, когда в общественном производстве были задействованы все трудовые ресурсы. В мировой экономической теории и практике полная занятость считается достигнутой тогда, когда все желающие работать имеют работу при сложившемся уровне заработной платы . Полной занятости соответствует определенный уровень «естественной безработицы » - не более 3,5-6,5% от общей численности рабочей силы.

Занятые

К занятым в экономике относятся лица, которые в отчетном периоде выполняли работу по найму за вознаграждение, а также приносящую доход работу не по найму, работу на семейном предприятии без оплаты, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации, для которых эта работа является основной. Сюда относятся также лица, которые временно отсутствовали на работе по разным причинам (ежегодный отпуск, учебный отпуск, болезнь, выходные и праздничные дни, отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации и др.).

Коэффициент занятости

Коэффициент занятости показывает соотношение числа занятых человек в экономике к числу экономически активного населения.

Занятые лица включают:

    наемных работников в трудоспособном возрасте лиц, работающих на себя работников семейных предприятий (включая работу без оплаты) работодателей членов кооперативов колхозников и лиц занятых в домашнем хозяйстве наемных работников пенсионного возраста работающих лиц младше трудоспособного возраста

Безработные

К безработным относятся лица в возрасте экономически активного населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно трем критериям:

    не имели работы (другого доходного занятия); занимались поиском работы в любой форме; были готовы приступить к работе.

Пенсионеры, студенты, учащиеся и инвалиды относятся к безработным, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к работе. Понятие безработного соответствует стандартам Международной организации труда (МОТ).

Статистика определяет численность безработных по полу, возрасту, семейному положению, в городской и сельской местности, по уровню образования, по наличию опыта трудовой деятельности (имеет опыт трудовой деятельности или не имеет), по причине потери работы (ликвидация предприятия , окончание срока временной или сезонной работы, по собственному желанию, другим причинам).

В общей численности безработных отдельно учитывается численность безработных, зарегистрированных в государственных органах службы занятости по данным Министерства труда и социального развития Российской Федерации. На конец ноября 2000 г. из общей численности безработных только 1037 тыс. чел. (что составляет 14,8%) было зарегистрировано в органах службы занятости. Органы государственной службы занятости ведут статистику обратившихся по вопросу трудоустройства и численности трудоустроенных. Статистика о численности и составе безработных необходима для разработки социальных программ по повышению занятости экономически активного населения, улучшению и стабилизации состояния на российском рынке труда.

Информационной базой для исчисления показателей занятости и безработицы являются текущая (месячная, квартальная, годовая) статистическая отчетность по труду организаций, данные отчетов малых предприятий, материалы выборочных обследований населения по проблемам занятости, отчетность служб занятости о численности и составе безработных и другая информация.

Коэффициент безработицы

Соотношение количества безработных к числу экономически активного населения.

Сумма коэффициента занятости и коээффициента безработицы равна единице.

Показатели состава занятых лиц в экономике

Российская статистика имеет большой опыт изучения состава занятых лиц. В статистических ежегодных сборниках публикуется информация о распределении занятых лиц по различным признакам.

Учет занятых лиц по полу

По состоянию на конец ноября 2000 г. из числа занятых в российской экономике 64686 тыс. чел. мужчины составляли 33375 тыс. чел., или 51,6%. По регионам, отраслям экономики эти показатели существенно различаются.

Распределение занятых лиц по возрасту

Средний возраст занятых лиц на конец ноября 2000 г. составлял 40,6 лет, среди них средний возраст мужчин - 39,2; женщин - 41,8 года. Почти половина всех занятых (48,9%) имеет возраст от 20 до 39 лет включительно; 30,4% имеют возраст от 40 до 49 лет включительно; в возрасте старше 50 лет - 19,1% (от 64686 тыс. занятых лиц).

Распределение занятых по образованию

высшее профессиональное - 21,7%; неполное высшее профессиональное - 4,5; среднее профессиональное - 28,7; начальное профессиональное - 11,0; среднее (полное) общее - 23,5; среднее общее и начальное - 10,7%.

Систематически статистические органы изучают распределение занятых по отраслям экономики : по каждой отрасли экономики определяют число занятых и удельный вес в общей численности занятых. Из общей среднегодовой численности занятых лиц в 2000 г. (64600 тыс. чел.) было занято: в промышленности - 22,7%; в сельском хозяйстве - 13,0; в строительстве - 7,9; в оптовой и розничной торговле и общественном питании - 14,6%. За годы рыночной экономики произошли значительные изменения в распределении занятых по отраслям на российском рынке труда. Снизился удельный вес занятых в промышленности (29,6% в 1992 г.), а также занятых в строительстве (11,0% в 1992 г.). Увеличился удельный вес занятых лиц в торговле и общественном питании (7,9% в 1992 г.), в управлении (с 1,9 до 4,5%).

Статистика изучает распределение занятых лиц по формам собственности . За период с 1992 по 2000 г. на российском рынке труда произошло существенное перераспределение занятых лиц по формам собственности. Удельный вес занятых лиц в организациях государственной и муниципальной собственности снизился с 68,9 до 38,1%, а доля занятых на предприятиях частной формы собственности возросла с 19,5 до 45,0%, смешанная российская собственность возросла с 10,5 до 14,1%, собственность общественных и религиозных организаций не изменилась и осталась на уровне 0,8%, иностранная, совместная российская и иностранная увеличилась с 0,3 до 2,0%, но составляет очень незначительную долю.

Группы занятий

В зависимости от вида выполняемой работы или занятия работника, его квалификации и в соответствии с Общероссийским классификатором занятий (ОКЗ) занятые лица распределяются по следующим основным группам занятий :

    руководители (представители) органов власти и управления, включая руководителей организаций, учреждений и предприятий; специалисты высшего уровня в области различных наук (естественных, инженерных, биологических, сельскохозяйственных и др.); специалисты среднего уровня квалификации по различным видам деятельности (в сфере образования, здравоохранения, в области финансово-экономической, административной и социальной деятельности и др.); служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации и учетом; служащие сферы обслуживания; рабочие жилищно-коммунального хозяйства ; квалифицированные работники сельскохозяйственного производства, лесного, охотничьего хозяйства , рыбоводства и рыболовства, производящие продукцию для личного потребления; рабочие металлорежущей и машиностроительной промышленности; профессии рабочих транспорта и связи; неквалифицированные рабочие, занятые в промышленности, строительстве, на транспорте, в связи, геологии и разведке недр.

Приведенный неполный перечень групп и подгрупп занятий дает представление о важности такого изучения занятых лиц. Общероссийский классификатор занятий разработан на базе Международной стандартной классификации занятий (МСКЗ), что позволяет использовать информацию о распределении по занятиям для международных сравнений по вопросам занятости экономически активного населения.

По статусу занятости

По статусу занятости все занятое население распределяется на две группы: работающие по найму и работающие не по найму.

Работающие по найму (наемные работники) - это лица, деятельность которых осуществляется под непосредственным контролем работодателя (или уполномоченных работодателем лиц). Об условиях труда и его оплаты они заключают трудовой договор (контракт) с руководителем организации любой формы собственности или отдельным лицом.

Работающие не по найму - это лица, занятые на собственных предприятиях. Они отвечают за состояние дел на предприятии. Их вознаграждение зависит от финансовых результатов деятельности.

В составе работающих не по найму следующие группы:

    работодатели (нанимают работников самостоятельно или с деловыми партнерами, это может быть юридическое лицо или предприниматель без образования юридического лица, но использующий труд наемных работников); самостоятельно занятые (работают самостоятельно без привлечения наемных работников на постоянной основе); члены производственных кооперативов (каждый член кооператива на равных правах участвует в решении производственных и управленческих вопросов); неоплачиваемые семейные работники (деятельность этих лиц возглавляет живущий в этом домашнем хозяйстве родственник, степень их участия в предпринимательской деятельности различна по времени, участию в решении различных вопросов).

Любой человек, если только он не принял аскетизм и не живёт жизнью отшельника, является частью социума. Он взаимодействует с другими людьми и выполняет свою социальную роль. И, как правило, общение разных людей друг с другом всегда различается. Все люди разные и они могут относиться к различным социальным группам, занимать разное социальное положение, иметь разный статус и т.д. На общение и отношения людей влияют многие факторы и нашей задачей, как людей, стремящихся к саморазвитию и лучшему пониманию природы человека, является разобраться в том, что же это за факторы и каковы вообще особенности взаимодействия людей и их поведения. И в этой теме нам поможет разобраться социальная психология, которой мы посвящаем очередной урок нашего курса.

В представленном уроке мы разберёмся в том, что такое прикладная социальная психология, знания из области которой мы сможем успешно применять на практике. Мы узнаем, на чём основываются взаимоотношения людей, разберёмся в том, каковы задачи и проблемы социальной психологии, поговорим о её предмете, объекте и методах. И начнём мы с объяснения самого понятия социальной психологии.

Понятие социальной психологии

Это раздел психологии, который посвящён изучению поведения человека в обществе и различных группах, его восприятия других людей, общения с ними и влияния на них. Знание основ социальной психологии представляется очень важным для психологически правильного воспитания человека и организации взаимодействия личности и коллектива.

Социальная психология является наукой, которая находится на стыке психологии и социологии, поэтому и изучает социальная психология аспекты, характерные для этих обеих наук. Если быть конкретнее, то можно сказать, что социальная психология изучает:

  • Социальную психологию личности
  • Социальную психологию групп людей и общения
  • Социальные отношения
  • Формы духовной деятельности

Социальная психология имеет и свои разделы:

По мнению Галины Андреевой - человека, с именем которого связывают развитие социальной психологии в СССР, данная наука разделяется на три основных раздела:

  • Социальная психология групп
  • Социальная психология общения
  • Социальная психология личности

Исходя из этого, можно описать круг проблем социальной психологии.

Проблемы, предмет и объект социальной психологии

Социальная психология, рассматривая, главным образом, личность в социуме, ставит своей задачей определить, в каких условиях личность усваивает социальные влияния и в каких условиях она реализует свою социальную сущность. Выявляется то, каким образом формируются социально-типические черты, почему в одних случаях они проявляются, а в других появились какие-то новые. При изучении в расчёт берётся система межличностных отношений, поведенческая и эмоциональная регуляция. Кроме этого, поведение и деятельность личности рассматриваются в конкретных социальных группах, изучается вклад отдельного человека в деятельность всей группы и причины, влияющие на величину и ценность этого вклада. Главным ориентиром в исследовании личности для социальной психологии является взаимоотношения личности и группы.

Предмет социальной психологии - это закономерности возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на микро-, среднем и макроуровнях, а также в разных областях и условиях. Но это больше относится к теоретической стороне науки. Если же говорить о практической стороне социальной психологии, то её предметом будет выступать совокупность закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в области социально-психологических явлений.

К объектам социальной психологии относятся сами носители социально-психологических явлений:

  • Личность в группе и системе отношений
  • Взаимодействие человека с человеком (родственники, коллеги, партнёры и т.п.)
  • Малая группа (семья, класс, компания друзей, рабочая смена и т.п.)
  • Взаимодействие человека с группой (лидеры и ведомые, начальники и подчинённые, учителя и ученики и т.п.)
  • Взаимодействие групп людей (соревнования, дебаты, конфликты и т.п.)
  • Большая социальная группа (этнос, социальный слой, политическая партия, религиозная конфессия и т.п.)

Чтобы было понятнее, чем занимается социальная психология и что она изучает, вы можете задаться вопросами на тему того, почему, например, одни ученики в классе ведут себя одним образом, а другие - другим? Как влияет на становление личности человека, к примеру, то, воспитывают его родители-алкоголики или родители-спортсмены? Или почему одни люди склонны давать указания, а другие склонны их выполнять? Если вам интересно узнать психологические детали общения людей или взаимодействия групп людей друг с другом, то ваши потребности в этом вопросе как нельзя лучше удовлетворит именно социальная психология.

И, конечно же, чтобы изучение предмета и объекта социальной психологии было наиболее эффективным, и чтобы исследования давали максимальные результаты, социальная психология, как и любая другая наука должна иметь в своём арсенале определённый набор методов. О них мы и побеседуем ниже.

Методы социальной психологии

Вообще, о конкретных методах социальной психологии нельзя сказать, что они являются независимыми от общих методов психологии . Поэтому, использование любого метода должно быть обусловлено спецификой представленной науки, т.е. любой метод должен применяться в определённом «методологическом ключе».

Сами же методы социальной психологии имеют свою классификацию и подразделяются на четыре группы:

  • Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, аппаратурные методы, социометрия, анализ документов, тесты, опрос, групповая оценка личности);
  • Метод моделирования;
  • Методы управленческо-воспитательного воздействия;
  • Методы социально-психологического воздействия.

Рассмотрим каждую группу методов вкратце.

Методы эмпирического исследования

Метод наблюдения. Под наблюдением в социальной психологии подразумевается сбор информации, который осуществляется путём непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрирования социально-психологических явлений в лабораторных или естественных условиях. Основной материал по вопросу наблюдения содержится в нашем втором уроке , из которого вы можете узнать о том, какие виды наблюдения существуют и чем они характеризуются.

О том, как работает метод наблюдения, вы можете узнать, проверив его на своём личном опыте. Например, вы хотели бы узнать, что вызывает наибольший интерес у вашего подрастающего ребёнка в процессе обычной жизни. Чтобы это выяснить, нужно всего лишь наблюдать за ним, его поведением, настроением, эмоциями, реакциями. Более всего внимание стоит обращать на речевые акты, их направленность и содержание, физические действия и их выразительность. Наблюдение поможет вам выявить какие-то отдельные интересные черты в своём ребёнке или, наоборот, увидеть, что происходит закрепление каких-либо тенденций. Главной задачей во время организации наблюдения является точное определение того, что вы хотите увидеть и зафиксировать, а также умения выявить факторы, оказывающие на это влияние. При необходимости наблюдение можно проводить систематически, использовать для него определённые схемы, оценивать результаты по каким-либо системам.

Метод анализа документов - это одна из разновидностей способов анализа продуктов человеческой деятельности. Документом считается любая информация, зафиксированная на каком-либо носителе (бумага, фотоплёнка, жёсткий диск и т.д.). Анализ документов позволяет составить достаточно точную психологическую характеристику личности человека. Этот метод очень популярен среди психологов и простых людей. Например, многие родители, замечая некоторые отклонения в развитии своих детей и пытаясь выяснить их причину, обращаются за помощью к психологам. А те, в свою очередь, просят родителей, что бы они принесли рисунки, которые нарисовали их дети. На основе анализа этих рисунков психологи приходят к какому-то мнению и дают родителям соответствующие рекомендации. Есть ещё пример: как известно, многие люди ведут дневники. На основе изучения этих дневников опытные специалисты могут составить психологический портрет их владельцев и даже определить, какие факторы повлияли на то, что личность человека сформировалась конкретным образом.

Метод опроса , а в частности, интервью и анкетирование, широко распространены в современном обществе. Причём, не только в психологических кругах. Интервью берутся у людей из совершенно разных социальных слоёв с целью получения разного рода информации. Анкетирования проводятся аналогично. Если вы, к примеру, являетесь руководителем отдела в какой-нибудь организации и стараетесь найти возможность улучшить показатели работы своего отдела или сделать обстановку в коллективе более дружественной, вы можете провести среди своих подчинённых анкетирование, предварительно составив список вопросов. А подвидом интервью можно смело назвать собеседование при трудоустройстве на работу. Как работодатель, вы можете составить список вопросов, ответы на которые дадут вам объективную «картинку» соискателя, которая поможет принять верное решение. Если же вы соискатель, претендующий на серьёзную (и не только) должность, то это повод подготовиться к интервью, для чего сегодня есть множество полезной информации в Интернете.

Метод социометрии относится к способам социально-психологического исследования структуры малых групп и человека, как члена группы. С помощью данного метода изучают отношения людей между собой и внутри группы. Социометрические исследования могут быть индивидуальными и групповыми, а их результаты обычно представляют в виде социометрических матриц или социограмм.

Метод групповой оценки личности (ГОЛ) заключается в получении характеристики человека в определённой группе, основанной на опросе членов этой группы относительно друг друга. Используя этот метод, специалисты оценивают уровень выраженности психологических качеств человека, которые проявляются в его появлении, деятельности и взаимодействии с окружающими.

Метод тестов. Как и некоторые другие методы психологии, тесты уже рассматривались нами в одном из первых уроков и подробно ознакомится с понятием «тесты» вы можете там. Поэтому, коснёмся лишь общих вопросов. Тесты - это краткие, стандартизированные и, в большинстве случаев, ограниченные по времени испытания. При помощи тестов в социальной психологии определяют различия между людьми и группами людей. Во время выполнения тестов испытуемый (или группа таковых) выполняет определённые задания или выбирает из перечня ответы на вопросы. Обработка и анализ данных выполняются в соотнесении их с определённым «ключом». Результаты выражаются в тестовых показателях.

Шкалы , измеряющие социальные установки, относятся к числу тестов, которым всё же уделяется особое внимание. Шкалы социальных установок применяют с самыми разными целями, но чаще всего их используют для характеристик следующих направлений: общественное мнение, потребительский рынок, выбор эффективной рекламы, отношение людей к работе, проблемам, другим людям и т.д.

Эксперимент. Ещё один метод психологии, которого мы касались в уроке «Методы психологии ». Эксперимент подразумевает создание исследователем определённых условий взаимодействия между испытуемым (или группой таковых) и определёнными ситуациями с целью восстановления закономерностей этого взаимодействия. Хорош эксперимент тем, что позволяет моделировать явления и условия для исследования и воздействовать на них, измерять реакции испытуемых и воспроизводить результаты.

Моделирование

В предыдущем уроке мы уже касались метода моделирования в психологии и ознакомиться с ним вы можете, перейдя по ссылке. Стоит лишь заметить, что в социальной психологии моделирование развивается в двух направлениях.

Первое - это техническая имитация процессов, механизмов и результатов психической деятельности, т.е. моделирование психики.

Второе - это организация и воспроизведение какой-либо деятельности, посредством искусственного создания среды этой деятельности, т.е. психологическое моделирование.

Метод моделирования позволяет получить множество самых разных достоверных социально-психологических сведений о человеке или группе людей. Например, для того, чтобы узнать, как сотрудники вашей организации будут действовать в экстремальной ситуации, будут под воздействием панического состояния или станут действовать сообща, смоделируйте ситуацию возникновения пожара: включите тревогу, оповестите сотрудников о возгорании и наблюдайте за происходящим. Полученные данные позволят вам определить, стоит ли уделить внимание работе с сотрудниками по поведению на рабочем месте в чрезвычайных ситуациях, понять, кто является лидером, а кто - ведомым, а также узнать о тех качествах и чертах характера ваших подчинённых, о которых вы, возможно, не знали.

Методы управленческо-воспитательного воздействия

Под управленческо-воспитательными методами подразумевается совокупность действий (мыслительных или практических) и приёмов, выполняя которые можно достигнуть нужных результатов. Это своеобразная система принципов, которая даёт установку на организацию продуктивной деятельности.

Влияние методов воспитания проявляется через непосредственное воздействие одного человека на другого (убеждение, требование, угроза, поощрение, наказание, пример, авторитет и т.п.), создание специальных условий и ситуаций, вынуждающих человека проявить себя (выразить мнение, сделать какое-то действие). Также влияние оказывается через общественное мнение и совместную деятельность, передачу информации, обучение, получение образования, воспитание.

Среди методов управленческо-воспитательного воздействия выделяют:

  • Убеждения, формирующие определённые психические проявления (взгляды, понятия, представления);
  • Упражнения, организующие деятельность и стимулирующие позитивные мотивы;
  • Оценку и самооценку, определяющие поступки, стимулирующие деятельность и оказывающие помощь в регуляции поведения

Отличным примером управленческо-воспитательного воздействия является воспитание ребёнка его родителями. Именно посредством воспитания в человеке зарождаются и формируются основные черты и свойства его личности. Нетрудно догадаться, что, если вы желаете, чтобы ваш ребёнок вырос самостоятельным, уверенным в себе и успешным человеком, обладающим набором положительных качеств (ответственность, целеустремлённость, стрессоустойчивость, позитивность мышления и т.п.), то и воспитывать его следует должным образом. В процессе воспитания важно проводить доверительные беседы, уметь направлять деятельность ребёнка и его поведение, поощрять за успехи и давать понять, когда совершён какой-либо проступок. Нужно приводить веские доводы, аргументы, примеры. Ставить в пример авторитетных людей, выдающихся личностей. Также важно стараться всегда давать правильную оценку поведению, действиям, поступкам и результатам вашего ребёнка, формировать в нём адекватную самооценку. Это, конечно, лишь несколько примеров. Но важно понять, что только в случае правильного управленческо-воспитательного воздействия на личность человека становится возможным оказать на него положительное и конструктивное влияние.

И последней группой методов социальной психологии являются методы социально-психологического воздействия.

Методы социально-психологического воздействия

Методы социально-психологического воздействия - это совокупность приёмов, оказывающих воздействие на потребности, интересы, склонности человека, его установки, самооценку, эмоциональное состояние, а также социально-психологические установки групп людей.

При помощи методов социально-психологического воздействия можно оказывать влияние на потребности людей и их мотивацию, изменять их желания, стремления, эмоции, настроение, поведение. Умело используя данные методы можно менять взгляды людей, мнения и установки, а также создавать новые. Оказывая правильное социально-психологическое воздействие на человека, можно обеспечить максимально благоприятное положение человека в обществе, сделать его личность более устойчивой к воздействию различных факторов, сформировать у него здоровое мировоззрение и отношение к людям, миру, жизни. Иногда методы социально-психологического воздействия применяются с целью разрушения уже имеющихся свойств личности, остановки какой-либо деятельности, мотивации к поиску новых целей и т.п.

Как мы видим, методы социальной психологии - это одна из наиболее сложных тем в психологической науке. Чтобы детально разобраться в этих методах, нужно провести за их изучением не один месяц. Но, несмотря на это, можно сделать один точный вывод: учитывая все методологические трудности, в любом социально-психологическом исследовании должно присутствовать умение чётко обозначать и разграничивать решаемые задачи, выбирать объект, формулировать исследуемую проблему, уточнять используемые понятия и систематизировать весь спектр применяемых для исследования методов. Только так можно сделать социально-психологические исследования максимально точными и результативными.

Но для того, чтобы вы могли уже сейчас начать внедрять полученные знания в свою жизнь, не занимаясь углублённым изучением специализированных материалов, следует знать несколько важных законов и закономерностей социальной психологии, которые оказывают влияние на жизнь человека в обществе и его взаимодействие с этим обществом и другими людьми.

Люди всегда тем или иным образом воспринимают находящихся рядом людей.

Обычно мы приписываем людям, с которыми контактируем, определённые свойства, которые относятся к социальным стереотипам. Стереотипы могут приписываться людям по антропологическому признаку, т.е на основе особенностей той расы, к которой принадлежит человек. Есть также социальные стереотипы - это образы, приписываемые людям, занимающим определённые должности, имеющие разный статус и т.п. Стереотипы могут быть и эмоциональными, т.е. связанными с физиологическими свойствами людей.

Поэтому, общаясь с разными людьми, вы должны понимать, что ваше их восприятие может быть подсознательно основано на стереотипах. Так, например, красивый человек может оказаться тем, с кем лучше не связываться, а непривлекательный внешне может поразить вас красотой и глубиной своей души. Если вы предвзято относитесь к людям определённой расы, это совсем не значит, что они таковы, как вы о них думаете. Ведь люди любого цвета кожи, пола, вероисповедания, мировоззрения могут быть как хорошими, так и плохими. Важно научиться воспринимать людей, не основываясь на стереотипах, а только на личном опыте. Как говорится, не судите по одёжке, а судите по уму.

Люди легко присваивают навязанные им социальные роли.

Человек, находящийся в постоянном взаимодействии с обществом, выстраивает своё поведение согласно тому, какую социальную роль присвоило ему это общество. Это легко прослеживается на примере человека, которого вдруг повысили в должности: он становится очень важным, серьёзным, общается с людьми с высока, те, кто ещё вчера были с ним на равных, сегодня ему уже не под стать и т.д. Навязанные социумом социальные роли могут сделать человека и слабовольным, бессильным что-то изменить. Люди, на которых оказано такое воздействие, могут «опуститься» до самых скверных поступков (даже убийства) или сами вознести себя до высот.

Нужно всегда помнить о том, что социальные роли, навязанные обществом, оказывают сильное влияние на человека. Чтобы иметь возможность не «прогнуться» под давлением социальной роли и остаться собой, необходимо быть сильной личностью, обладать внутренним стержнем, иметь убеждения, ценности и принципы.

Лучший собеседник - это тот, кто умеет слушать.

Беседа - это неотъемлемая часть человеческого общения. Встречаясь с другими людьми, мы начинаем разговор: о том, как у кого дела, о новостях, о переменах, интересных событиях. Беседа может быть дружеской, деловой, интимной, официальной или ни к чему не обязывающей. Но многие люди, если обратить на это внимание, гораздо больше любят говорить, чем слушать. Практически в каждой компании есть человек, который постоянно перебивает, хочет высказаться, вставить своё слово, никого не слушает. Согласитесь, это не очень приятно. Но это ярко выраженная потребность в разговоре. У других людей она может быть менее выражена, но, в любом случае, всегда существует.

Если человеку дать возможность говорить без умолку, то попрощавшись с вами, он будет испытывать только самые приятные эмоции от общения. Если же постоянно говорить будете вы, то ему, вероятнее всего, станет скучно, он будет кивать головой, зевать, и общение с вами станет для него непосильной ношей. Сильная личность - это человек, способный управлять своими эмоциями и желаниями. А лучший собеседник - это тот, кто умеет слушать и не говорить ни слова, даже если очень хочется. Возьмите это на вооружение и попрактикуйтесь - вы увидите, как приятно будет людям с вами общаться. К тому же, это будет тренировкой вашего самоконтроля, самодисциплины и внимательности.

Установки людей влияют на их восприятие действительности и окружающих.

Если у человека есть заранее сформированная предрасположенность реагировать на что-то определённым образом, то и делать это он будет в соответствии с ней. Вот, к примеру, вы должны встретиться с каким-то человеком и вам заранее рассказали о нём что-то очень нехорошее. При встрече вы будете испытывать к этому человеку острую неприязнь, нежелание общаться, негатив и отторжение, даже если этот человек на самом деле очень хороший. Любой, даже один и тот же человек, может предстать перед вами в совершенно разном свете, если перед этим вам будет дана определённая установка на его восприятие.

Не стоит брать на веру всё, что вы слышите, видите, узнаёте от кого-то другого. Главное всегда - это доверять только личному опыту и проверять всё самому, беря, конечно, во внимание всё, что вы узнали, но не основываясь на этом. Только личный опыт позволит вам узнать достоверную информацию и вынести объективные суждения по поводу других людей, событий, ситуаций, вещей и пр. В этом случае идеально подходит поговорка: «Доверяй, но проверяй!».

Поведение людей часто зависит от того, как их воспринимают другие.

В психологии это называется рефлексией. Это присуще, конечно же, не всем, но очень многим. Есть люди, которые всецело зависят от того, как их воспринимают окружающие. Гипертрофированное чувство важности чужого мнения приводит к тому, что человек начинает чувствовать постоянный дискомфорт, эмоциональное напряжение, зависимость от другого человека, неспособность отстоять свою позицию, выразить своё мнение и множество других довольно неприятных ощущений. Причём, проявляться эти ощущения могут по-разному: от небольших перепадов настроений в течение дня до затяжных и глубоких депрессий.

Чтобы избежать подобных ситуаций, нужно понимать, что чужое мнение - это всего на всего чужое мнение. Не зря успешные люди говорят, что чужое мнение никогда не накормит вас и ваших близких, не купит вам одежду, не принесёт успеха и счастья. Совсем наоборот, практически всегда чужое мнение заставляет людей опускать руки, переставать к чему-то стремиться, развиваться и расти. То, как вас воспринимают окружающие - это их лично дело. Вы не обязаны ни под кого подстраиваться и всегда должны оставаться самими собой.

Люди склонны к осуждению окружающих и оправданию себя.

Ситуации в жизни бывают разные, как и люди, которые в них попадают. Но реакции, вызываемые у людей, попавших в эти ситуации, могут восприниматься нами совершенно по-разному. Например, если вы стоите в очереди, чтобы совершить покупку и перед вами стоит человек, который очень долго что-то покупает, это вызывает негативные эмоции у вас, вы можете начать выражать недовольство, торопить впереди стоящего и т.д. В то же время, если вы по какой-то причине задержитесь на кассе, а стоящий за вами человек начнёт что-то вам выговаривать, вы начнёте приводить вполне разумные доводы по поводу того, почему вы так долго стоите. И будете правы. Люди попадают в подобные ситуации практически каждый день.

Существенным плюсом для вас в плане своего развития будет овладение навыком критической оценки ситуации и людей, в ней оказавшихся (других и себя). Всякий раз, когда вы чувствуете, что начинаете испытывать в силу каких-либо обстоятельств негативные эмоции, раздражение, желание выразить недовольство в сторону другого человека, абстрагируйтесь ненадолго. Взгляните на ситуацию со стороны, критически оцените себя и других, подумайте о том, виноват ли другой в сложившейся ситуации и как бы вы повели и чувствовали себя на его месте. Вероятнее всего, вы заметите, что ваша реакция не совсем верная и следует вести себя спокойнее, тактичнее, осознаннее. Если сделать такую практику систематической, жизнь станет гораздо приятнее, вы будете меньше раздражаться, начнёте испытывать больше положительных эмоций, станете позитивнее и т.д.

Люди часто идентифицируют себя с другими людьми.

В социальной психологии это называется идентификацией. Очень часто наша идентификация с другими происходит во время нашего общения с кем-то: человек рассказывает нам какую-то историю или описывает ситуацию, участником которой был, мы же подсознательно ставим себя на его место, чтобы почувствовать то, что чувствовал он. Также идентификация может происходить во время просмотра кинофильма, чтения книги и т.п. Мы отождествляем с себя с главным героем или другими участниками. Таким образом мы глубже погружаемся в ту информацию, которую изучаем (смотрим, читаем), понимаем мотивы поступков людей, оцениваем себя с ними.

Идентификацию можно производить осознанно. Это очень помогает и в нестандартных, сложных жизненных ситуациях, и в процессе обычной жизни. Например, если вы в какой-то ситуации затрудняетесь в принятии верного решения, не знаете как вам лучше поступить, вспомните героя своей любимой книги, фильма, человека, являющегося для вас авторитетом, и подумайте о том, как бы он поступил на вашем месте, чтобы он сказал или сделал. В вашем воображении сразу же появится соответствующий образ, который и натолкнёт вас на верное решение.

Люди составляют первое впечатление о человеке в течение первых пяти минут.

Этот факт уже давно доказан психологами. Первое впечатление о другом человеке мы составляем в течение первых 3-5 минут общения с ним. Несмотря на то, что первое впечатление может быть обманчивым, этому моменту следует уделять особое внимание. При встрече с человеком впервые, мы смотрим на его внешний вид, осанку, поведение, речь, эмоциональное состояние. Также на первое впечатление влияет то, не чувствуем ли мы, что человек превосходит нас по каким-то параметрам, насколько привлекательна его внешность, какое отношение проявляет человек по отношению к нам. Другие люди составляют впечатления о нас по этим же критериям.

Нужно уметь производить первое впечатление. А для этого необходимо учитывать все вышеизложенные факторы его формирования. Поэтому, всегда, когда знаете, что у вас планируется первая встреча с человеком (собеседование, встреча в дружеской компании, свидание и т.д.), вы должны подготовиться к этому: аккуратно выглядеть, уверенно держаться, уметь найти что сказать, соблюдать манеры приличия и правила этикета, внятно говорить и т.п. Запомните, что первое впечатление - это фундамент для выстраивания всех дальнейших отношений.

Человек притягивает в свою жизнь то, что соответствует его мыслям.

Это называют по-разному: законом притяжения, «подобное притягивает подобное» или «мы - это то, что мы думаем». Смысл таков: в течение жизни на пути человека встречаются такие люди и происходят такие события, которые находятся с ним в резонансе: соответствуют его мыслям, ожиданиям, убеждениям. Если человек излучает негатив, то и в его жизни происходит больше неприятностей, ему сопутствуют неудачи, встречаются плохие люди. Если же от человека исходят позитивные вибрации, то и жизнь его будет наполнена, по большей части, добрыми вестями, хорошими событиями, приятными людьми.

Многие успешные люди и духовные личности говорят о том, что всё в жизни зависит от того, как мы мыслим. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваша жизнь изменилась в лучшую сторону, происходило больше положительных событий, встречались хорошие люди и т.д., то, в первую очередь, вы должны обратить внимание на образ своего мышления. Перестройте его на нужный лад: с негатива на позитив, с позиции жертвы на позицию победителя, с ощущения неудачи на ощущение успеха. Не ждите мгновенных перемен, но старайтесь быть на позитиве - через некоторое время вы заметите изменения.

В жизни человека часто происходит то, чего он ожидает.

Вы, наверное, не раз замечали такую закономерность: то, чего вы опасаетесь больше всего, происходит с завидной регулярностью. Но дело здесь совсем не в том, что это что-то плохое, а в том, насколько сильную эмоциональную окраску вы этому придаёте. Если вы постоянно думаете о чём-то, переживаете об этом, ожидаете чего-то, то велика вероятность того, что это произойдёт. Любые ваши ожидания могут оказывать влияние и на людей, окружающих вас. Но отрицательные эмоции (страх, боязнь, опасения), как известно, в гораздо большей степени овладевают сознанием людей, нежели положительные. Поэтому и происходит то, чего мы не хотим, чаще, чем то, чего хотим.

Перестройтесь - перестаньте думать о том, чего вы опасаетесь, и ожидать этого, начните ждать от жизни и окружающих только самого лучшего! Но здесь главное не переусердствовать, чтобы не испытывать чувства разочарования. Создайте для себя привычку ждать только хорошего, но не идеализируйте свои ожидания. Отстранитесь от негатива и настройтесь на позитивный лад, но всегда оставайтесь реалистами и трезво смотрите на мир.

Закономерностей, которые действуют в общении между людьми, очень много, ведь психология - это наука, обладающая огромным количеством особенностей. Чтобы сделать свою жизнь лучше, а общение с другими людьми и взаимодействие с обществом приятнее и эффективнее, нужно развивать в себе внимательность ко всему, происходящему вокруг: поведению людей, их реакциям, причинам тех или иных ситуаций и событий. Никакая теория не изменит вас и вашу жизнь сама по себе. Только практическое применение новых знаний, оттачивание навыков своего общения и тренировка личных качеств смогут повлиять на вас и изменить то, что вы хотите изменить.

Что же касается непосредственно самого человека в социальной психологии, то можно с уверенностью заявить, что человек, как сформировавшаяся личность, играет здесь главную роль. Именно социальные и психологические особенности позволяют вообще существовать такой науке, как социальная психология. А знания о ней, которые мы теперь имеем, желаем углублять и стремимся применять на практике, дают нам возможность определить, осознать и понять факторы, влияющие на развитие личности, специфику взаимодействия людей между собой и в группах (а также этих групп). И уже это позволяет сделать нашу жизнь, как отдельных личностей, так и частей социума, более комфортной и осознанной, а результаты наших поступков и действий лучше и эффективнее. Именно по этим причинам мы должны осваивать азы социальной (и не только) психологии и делать их использование частью своей повседневной жизни.

Литература

Для тех, у кого есть желание глубже погрузиться в изучение темы социальной психологии, ниже мы представляем небольшой, но очень хороший список литературы, к которой есть смысл обратиться.

  • Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990
  • Андреева Г.М. Социальная психология М., 2003
  • Битянова М.Р. Социальная психология М., 2002
  • Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком М. МГУ, 1982
  • Бодалев А.А. Личность и общение М., 1995
  • Донцов А.И. Психология коллектива М., 1984
  • Леонтьев А.А. Психология общения М., 1998
  • Коломенский Я.Л. «Дифференциация социальной психологии и некоторые проблемы психологии развития» - Санкт-Петербург: Питер, 2000
  • Мясищев В.Н. Психология отношений Москва-Воронеж,1995
  • Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А.Бодалева, А.Н. Сухова М., 1995
  • Парыгин Б.Д. Социальная психология М., 1999
  • Психология личности и образ жизни / Отв. ред. Е.В.Шорохова М. Наука, 1987
  • Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология СПб., 1998
  • Робер М., Тильман Ф. Психология индивида и группы М., 1988
  • Секун В.И. Психология активности. Минск, 1996
  • Семенов В.Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях Л., 1983
  • Современная зарубежная социальная психология Тексты / Под ред. Г.М.Андреевой и др. М., 1984
  • Социальная психология / Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача М., 2001
  • Социальная психология и общественная практика /Под ред. Е.В. Шороховой, В.П. Левкович. М., 1985
  • Социальная психология классов / Под ред. Г.Г.Дилигенского М., 1985
  • Спивак Д.Л. Измененные состояния массового сознания СПб., 1996
  • Станкин М.И. Психология общения Курс лекций М.,1996
  • Стефаненко Т.Г, Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М., 1993
  • Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Вып. 1. М., 1998
  • Сухарев В., Сухарев М. Психология народов и наций. М., 1997
  • Фрейд 3. Групповая психология и анализ «ЭГО» М., 1991
  • Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании М., 1996
  • Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе М, 1985

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Цель модернизации – формирование инновационных механизмов развития образования и управления инновационными процессами. Проблемы, вызвавшие модернизацию: малоэффективное содержание всех ступеней образования, неэффективное управление образованием, устаревшая система социально-экономического обеспечения и подготовки педагогических кадров.

Задачи модернизации:

Создать эффективную систему образования;

Сформировать эффективную систему управления образованием;

Развивать устойчивые механизмы развития и обновления (инновационные процессы).

Направлениями обновления содержания образования (принятие стандартов, обновление содержания с ориентацией на потребности личности, стадии развития профильного образования, введение общественно-государственной оценки знаний, ЕГЭ).

Усиление социальной направленности в модернизации образовании (борьба с беспризорностью, ассоциативным поведением детей, социальным сиротством, оказание адресной помощи малообеспеченным семьям, детям-инвалидам, сиротам, оставшимся без попечения родителей, расширение доступности дошкольного образования, обеспечение равного доступа к качественному образованию, поддержка сельских и поселковых школ).

Институциональная перестройка профессионального образования (поддержка ведущих вузов и научных школ, создание многоуровневого многопрофильного профессионального образования, развитие системы образования и непрерывного образования).

Создание системы прогнозирования в профессиональных науках. Повышение статуса и государственной поддержки работников образования: (введение надбавок, интенсивная переподготовка).

Модернизация научно-методического обеспечения образования (перестройка педагогической науки, поддержка инноваций). Обновление нормативно-правовой базы. Закон «Об образовании» (2012г.).

Социологический и социально-психологический подходы в исследовании проблем образования.

Понятие подхода в педагогической науке. Социологический подход – это исследование и определение места и роли образования в обществе. Специфика социального подхода (взаимосвязь образования с эстетическими, политическими, социальными и культурными структурами общества). Образование как социальный институт, социальная система, социальный процесс. Образование как образ жизни людей: влияние жизни, труда, ценностных ориентаций. Выявление удовлетворенности образованием различных групп людей, развитие системы непрерывного образования. Личностно-групповой подход. Социальный подход в исследовании системы допрофессионального, профессионального и внепрофессионального образования.

Социально-психологический подход – исследования общественных групп людей, объединенных совместной деятельностью. Специфика социально-психологического подхода – влияние группы на сознание людей, понятие группы в психологическом плане, отношения людей через поведение и воздействие на личность конкретной социальной группой, исследование группы, ее психологические характеристики, группа как субъект социальной деятельности: интересы, потребности, нормы, ценности, мнения, цели. Идентификация личности с группой. Группа – посредник между личностью и обществом. Межличностные отношения в группе – как отражение общественных отношений, стилей общения, социального статуса членов группы.


Методы социального и социально-психологического исследования в образовании.

Развитие теории научно-исследовательской деятельности преподавателя педагогического вуза в контексте непрерывного педагогического образования.

Актуальность исследовательского аспекта педагогической деятельности. Классификация педагогов по участию в исследовательском процессе по В. Остводу (выдающиеся исследователи в педагогике, педагоги, но не исследователи, выдающиеся исследователи и выдающиеся педагоги, исследователи, но не педагоги). Соотношение научной и педагогической деятельности. Зависимость качества преподавания от исследовательской деятельности. Инновационная педагогическая деятельность как проявление научного уровня педагога. Образовательная деятельность как объект исследования педагога в системах обучения, воспитания, развития. Научное обоснование педагогического опыта. Гностические способности педагога, критическое мышление, исследовательские компетенции как основа исследовательской деятельности педагога вуза. Продукты научно-исследовательской деятельности: статьи, доклады, учебные пособия, монографии и др.

Развитие научного потенциала педагога вуза (развитие абстрактного мышления, научной интуиции, умение оперировать научным аппаратом педагогики, многомерность мышления, умение проводить экспериментальное моделирование) в системе непрерывного образования –стажирование, участие в конференциях, обмен опытом, вебинары, курсы повышения квалификации и др.

Исследовательская деятельность педагога как индивидуальная форма творчества. Ведущие способы организации: рефлексия, концентрация на проблеме, саморегуляция. Научные школы и научные направления в системе развития научно-исследовательского потенциала педагогов вуза: научная новизна, глубина, аргументированность и доказательность теоретических и эмпирических данных, фундаментальность, практическая востребованность результатов исследований, культура исследовательской работы, внедрение результатов исследования в учебный процесс.

Любая научная дисциплина имеет свой предмет исследования. Однако выделить его бывает непросто. Так, например, отмечая тенденцию выхода в свет учебников и учебных пособий по социальной психологии образования, М.Ю. Кондратьев выражает сомнение в том, всегда ли идет в них речь о заявленной проблематике, или же они посвящены скорее социально-психологическим проблемам, с которыми сталкивается социальный психолог в рамках образовательного учреждения [Кондратьев, 2008, с. 9]. В последнем случае корректно говорить о социальной психологии в образовании и рассматривать ресурсы профессиональной деятельности психолога, обеспеченные средствами социально-психологической науки. Именно эти ресурсы могут быть полезными для решения исследовательских и психологопрактических задач, с которыми в рамках образовательного учреждения не всегда достаточно эффективно справляются средства возрастной и педагогической психологии. В то же время многие задачи системы образования, требующие социально-психологических подходов к их решению, выходят за рамки отдельных образовательных учреждений. Это, например, вопросы, связанные с внедрением компетентностного подхода в обучении, проблемы отношения учащихся и их родителей к таким актуальным аспектам образования, как ЕГЭ, профильное обучение, школьное или студенческое самоуправление. Без учета социально-психологических закономерностей сложно было бы построить и государственную систему образования.

Если же речь идет об оформлении новой отрасли социальной психологии, то эта задача предполагает разработку концептуального подхода, включающего обоснование ее необходимости, выделение предмета и методического обеспечения, построение структурного содержания, конкретизацию ее отношений с другими направлениями социальной психологии.

Выделение новой отрасли знания - процесс, требующий длительного периода научных дискуссий и многолетних усилий специалистов разных профессий. В данном случае следует вспомнить историю становления самой социальной психологии. Ее «рождение» условно относят к 1908 году, в котором вышли в свет две первые социально-психологические книги: «Введение в социальную психологию» английского психолога В. Макдугалла и «Социальная психология» американского социолога Э. Росса. Однако наука не возникает в одночасье, и первые формы социально-психологического знания (психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения) сложились еще в XIX столетии. В отечественной же науке дискуссия о предмете социальной психологии велась несколько десятилетий в XX столетии. Развитие в это время зарубежной социальной психологии как экспериментальной области знания привело к методологическому кризису 1960-1970-х годов и глобальному пересмотру ее теоретической базы.

Знакомство с историей становления социальной психологии позволяет предположить, что и ее «дочерняя отрасль» - социальная психология образования - продолжительное время будет развиваться, с одной стороны, достраивая свой концептуальный исследовательский аппарат и стремясь к целостности научного знания, а с другой - решая всё новые задачи, возникающие в связи с переменами в обществе и образовательном пространстве. Следовательно, о предмете социальной психологии образования сейчас можно говорить только в дискуссионном плане, обсуждая различные предложения по его форме и содержанию.

Каков же предмет социальной психологии образования? Какую проблемную область она должна рассматривать?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к предпосылкам формирования социальной психологии образования, а именно к новейшей истории применения социально-психологических знаний в образовании и соответствующим научным исследованиям.

В отечественной науке накоплен значительный опыт исследования социально-психологических проблем образования (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.И. Донцов, А.С. Залужный, И.И. Ильясов,

М.Ю. Кондратьев, А.С. Макаренко, А.В. Петровский, В.А. Петровский,

В.В. Рубцов, Д.И. Фельдштейн и др.). В течение многих десятилетий разрабатываются проблемы общения и взаимодействия учащихся и педагогов в образовательных учреждениях разного типа (дошкольные, школа, средне-специальные, высшие, учреждения дополнительного образования) как «по горизонтали» (отношения в системах «ученик - ученик», «студент - студент», «учитель - учитель» и др.), так и «по вертикали» («ученик - учитель», «учитель - представитель администрации» и др.). В частности, изучались социально-психологические функции управления педагогическим коллективом (Р.Х. Шакуров), среди которых были выделены целевая ориентация педагогического коллектива, его сплочение и организация, развитие самоуправления, активизация и совершенствование его деятельности. Рассматривались вопросы влияния личности воспитателя на процесс формирования личности ребенка ю

(Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, М.Ю. Кондратьев, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн и др.). Затрагивались важные аспекты психологического обеспечения воспитания коллектива (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.). Поднимались социально-психологические проблемы организации учебно-воспитательного процесса (Л.М. Фридман и др.). Многие педагоги и психологи обращались к проблемам формирования эффективной групповой учебной деятельности (Ш.А. Амонашвили, Х.И. Лийметс, И.Б. Первин, М.Д. Виноградова, В.В. Рубцов, М.П. Щетинин и др.), а также организации деятельности ученического «актива» (Л. И. Божович,

A. В. Киричук, Т.Е. Конникова и др.). Разрабатывается проблема синергетической самоорганизации учебных и профессиональных групп (А.Б. Купрейченко, С.В. Петрушин). Исследуется профессиональная адаптация личности к педагогической деятельности (А.В. Морозов), предложена новая концепция образования и технологического обеспечения инновационного образовательного процесса (В.М. Минияров), изучается социализация личности в этнокультурном образовательном пространстве (А.В. Сухарев).

Проблеме выявления путей эффективного общения и взаимодействия участников образовательного процесса посвящены работы М.Ю. Кондратьева, Г.С. Кожухарь, В.А. Орлова, Н.А. Хаймовской, О.Е. Хухлаева и др. Проблемы «значимого другого», статусно-ролевых отношений учащихся, а также авторитета, лидерства и руководства в образовательных учреждениях анализировались в работах И.Г. Дубова, М.Ю. Кондратьева, Ю.М. Кондратьева, А.В. Петровского,

B. А. Петровского, О.Б. Крушельницкой, М.Е. Сачковой и других исследователей. Широкий круг отношений учащихся к социально значимым явлениям (в том числе к экологическим проблемам, целям школьного образования и т.д.) представлен в исследованиях Н.В. Кочеткова, И.Н. Логиновой и др. Многие актуальные практико-ориентированные проблемы социальной психологии образования разрабатываются сотрудниками факультета социальной психологии МГППУ. Среди них особое внимание уделяется вопросам социально-психологических ресурсов повышения учебной мотивации школьников и студентов, закономерностей статусно-ролевых отношений учащихся (Ю.М. Кондратьев, О.Б. Крушельницкая, М.Е. Сачкова, М.Н. Расходчикова и др.), диагностики и коррекции системы межличностных отношений в закрытых образовательных учреждениях (М.Ю. Кондратьев), динамики взаимоотношений между студентами и преподавателями вуза (Ю.М. Кондратьев), путей гармонизации внутришкольного общения и взаимодействия субъектов образовательного процесса (В.А. Орлов), особенностей становления профессиональной идентичности личности (В.А. Ильин) и т.д.

Среди актуальных тем зарубежных социально-психологических исследований в образовании, представленных в публикациях журналов «Educational Research Review», «Journal of School Psychology», «Procedia - Social and Behavioral Sciences», «Aggression and Violent Behavior» и ряде других периодических изданий, - межэтнические проблемы взаимодействия школьных учителей с учениками и их родителями , повышение успеваемости студентов за счет организации качественной обратной связи от сверстников , влияние инклюзивного образования на детей с особыми учебными потребностями и без таковых ]Ruijs, Peetsma], влияние ученического состава класса на психологический комфорт и академическую самооценку учащихся , проблемы взаимоотношений учителя со школьниками с различными академическими результатами и мотивацией учения , влияние особенностей взаимодействия в системе «учитель - ученик» на отношения в системе «ученик - ученик» и на качество обучения , проблемы безопасности школьной среды , взаимосвязь агрессивности и популярности ученика в школьном классе и т.д.

Нередко, при видимом сходстве обозначений научных проблем, их содержание существенно различается в отечественной и зарубежной психологии. Порой различно даже значение терминов, применяемых исследователями. Так, например, подавляющее большинство зарубежных исследований девиантного поведения учащихся посвящено исключительно проблеме употребления психоактивных веществ, что сужает принятое в отечественной науке понимание девиантности. Групповая сплоченность зачастую рассматривается через характеристики отдельно взятых членов группы (агрессивность, тревожность, гендерная принадлежность, социальная идентичность, особенности самокатегоризации, демонстрация отношения к групповым нормам, мотивы конформности и т.д.). В зарубежных исследованиях не уделяется свойственного отечественной науке значительного внимания референтной группе и системе значимых отношений учащихся, а рассматривается, как правило, лишь группа сверстников или ровесников (peer group), а также их взаимоотношения (peer relations). Почти не представлена традиционная для отечественной социальной психологии тематика отношений межличностной значимости субъектов образовательного процесса. Зачастую зарубежные авторы не акцентируют внимание на различиях между понятием группы в общей психологии и социально-психологическим пониманием этого термина; в результате их исследования ограничиваются рассмотрением особенностей отдельно взятых людей, занятых индивидуальной, а не совместной деятельностью и не ощущающих себя единой группой. Многие зарубежные разработки имеют бихевиористский характер и посвящены изучению отдельных значимых для системы образования явлений, но не претендуют на поиск масштабных и устойчивых закономерностей; хотя, безусловно, уважения и внимания заслуживает сосредоточенность ученых на частных исследованиях, результаты которых могут послужить импульсом для рождения новых идей. Что же касается психологического мониторинга в системе образования, то работ, посвященных ему, в зарубежной литературе не много, а их наполнение не содержит существенных отличий от отечественного подхода к созданию мониторинговых систем в образовании.

Многие зарубежные работы выполнены в русле психологии социального познания (social cognition). Примером здесь могут служить исследования распределения оценочной информации в социальной среде (соотношение количества положительных и отрицательных взаимооценок членов малой группы, актов дружественного и недружественного поведения, хорошего и плохого настроения и т.д.). Измеренные таким образом акты внутригрупповых отношений рассматриваются затем с позиции теории социального познания (изучаются особенности атрибутивных процессов, формирования первого впечатления о человеке и т.д.) (J. Bruner, W. Doise, Н. Kelley, Н. Tajfel,

J. Turner, P. Oakes).

Также исследуются групповые нормы проявления креативности в специально созданных ситуациях с различными уровнями социальной идентификации. Сравнивается продуктивность реальных и условных групп на различных стадиях продуцирования идей в процессе выработки группового решения. Изучается влияние структуры группы на интеллектуальную успешность ее членов. Рассматриваются социально-психологические условия различного рода смещений группового решения. Распространены исследования эмоционального интеллекта, конформизма, эмпатии, социальной тревожности, коммуникативных качеств личности, формирования моральных суждений, рискованного поведения, связи детско-родительских отношений с проявлением девиантного поведения подростков и т.д. (I. Adarves-Yorno, Т. Postmes, S.A. Haslam, Т.М. Amabile, Н. Choi, L. Thompson и др.)

В этих и других публикациях зарубежных журналов практически не представлены исследования, в которых всесторонне изучался бы социально-психологический портрет малой группы участников образовательного процесса с помощью выявления специфических для контактного сообщества факторов. Кроме того, в представленных исследованиях отсутствует деятельностный подход, на котором основано понимание психологических и социально-психологических явлений в отечественной науке: в основном рассматриваются непосредственные межиндивидуальные контакты между людьми вне зависимости от их реальной деятельности.

Таким образом, несмотря на большой объем социально-психологических исследований проблем образования, зарубежная наука, видимо, не претендует на создание модели новой сферы знания, имеющей свою специфику, а также четко обозначенный круг рассматриваемых вопросов и методический арсенал.

Задача оформления новой отрасли социальной психологии предполагает разработку концептуального подхода, включающего обоснование ее необходимости, выделение предмета и методического обеспечения, построение структурного содержания, конкретизацию ее отношений с другими направлениями социальной психологии.

Анализируя опыт отечественных исследований, Г.В. Акопов определяет социальную психологию образования как новую предметную область научного знания на стыке социальной, возрастной и педагогической психологии [Акопов]. В качестве основного объекта исследования в рамках социальной психологии образования выступает, по его мнению, групповое сознание учащихся. Соответственно наиболее актуальными вопросами для исследования в этой предметной области Г. В. Акопов считает образовательные и профессиональные установки учащихся, закономерности их формирования и развития. Однако накопленный массив исследовательских данных, которые можно отнести к области социальной психологии образования, а также запрос на новые психолого-педагогические средства исследования образовательного пространства с целью оказания психологической помощи по повышению эффективности образовательного процесса и гармонизации взаимоотношений его участников требуют более широкого взгляда на предмет новой области знания.

Становление социальной психологии образования в нашей стране тесно связано с развитием других разделов социальной психологии, которые также в свою очередь являются междисциплинарными. Так, по мнению Я.Л. Коломинского, в науке можно выделить особую социально-психологическую дисциплину - возрастную социальную психологию, которая исследует «...возрастные закономерности формирования личности в коллективе и взаимодействия между ними, а также психологические особенности групп и коллективов на основных стадиях онтогенеза» [Коллектив и личность, с. 128]. Исследователь подчеркивает, что всесторонняя разработка данных проблем необходима для того, чтобы дать педагогам и психологам методы диагностики и управления при работе с учебными группами. Кроме того, сочетание социальнопсихологических знаний и информации о возрастных особенностях учащихся помогает также воплотить программы по оптимизации учебно-воспитательного процесса в целом.

Другой ветвью социально-психологической науки, активно разрабатываемой в последние десятилетия, стала социальная психология развития (В.А. Ильин, М.Ю. Кондратьев, Н.Н. Толстых и др.). Исследователи, работающие в рамках представленного направления, одну из главных задач данной научной области видят в разработке новых теоретических и методологических принципов, позволяющих 14

вскрыть особую взаимосвязь между личностью и группой, личностью и обществом, представляющими собой интегрированную систему взаимодетерминированных развивающихся субъектов [Ильин]. Таким образом, несмотря на то что все перечисленные специализированные разделы науки направлены в целом на решение одних и тех же проблем, что их делает, несомненно, близкими друг к другу, ракурс и аспекты рассмотрения социально-психологических феноменов, пути решения, способы и подходы к диагностике, консультационной и коррекционно-развивающей работе в образовательных учреждениях в рамках трех научных областей различаются.

Широта и объем социально-психологических и психолого-педагогических исследований в сфере образования позволяют вплотную подойти к разработке концепции новой отрасли знания. Это значит, что настал момент формирования предмета социальной психологии образования, круга рассматриваемых ею проблем, а также используемых для их решения методов и методик.

Таким образом, социальная психология образования изучает социально-психологические особенности людей, их поведения и деятельности, а также социальных групп, включенных в образовательное пространство, детерминирующие эффективность учебно-воспитательного процесса. Или можно сказать, что она изучает социально-психологические закономерности проявления личностного как группового, а группового - как личностного в контексте системы образования. Возможны и другие формулировки.

Понятно, что данное определение предмета социальной психологии образования не является единственно возможным и неизменным. Определение предмета новой научной области - это, как правило, время непростых дискуссий, в которых вероятно пересечение мнений и позиций специалистов разных профессий.

На наш взгляд, цель новой научной дисциплины - создание социально-психологическими средствами условий гармоничного и эффективного взаимодействия субъектов образовательного пространства. Предстоит обозначить и обсудить также задачи и круг проблем, решаемых средствами социальной психологии образования.

Многие из этих задач уже сейчас поставлены перед социальными психологами практикой образования. Так, например, в последние годы наиболее частыми запросами школьных педагогов, администрации, учащихся и их родителей становятся формирование гармоничной образовательной среды и развитие навыков эффективного общения [Личность и группа в образовательном пространстве, 2007-2009]. Запрашиваются также социально-психологические средства коррекции нежелательного поведения учащихся. Осознание того факта, что ведущей целью педагогического процесса является развитие личности в образовательном процессе, заставляет учителей искать профессиональные средства влияния на учащихся, которые помогли бы им получить не только знания, навыки, но и необходимые компетенции и средства эффективной социальной адаптации. Возможно, поэтому педагоги всё чаще адресуют психологам запрос на формирование «ученического коллектива», подразумевая под ним группу, направленную на учебную деятельность, сплоченную вокруг целей и ценностей образования. Поднимается вопрос о совершенствовании социально-психологического климата в ученических группах. Еще одной важной проблемой современного школьного образования является создание условий для повышения эффективности взаимодействия ученика и учителя.

Ученическое сообщество - это особый тип социальной контактной группы, в которой личность (ученик) находится в течение длительного периода своей жизни, по крайней мере на этапе своего взросления. В связи с этим знание и понимание социально-психологических закономерностей формирования и генезиса ученической группы, ее влияния на развитие личности становится необходимым условием реализации тех социальных, учебных, воспитательных, психологических задач, которые стоят перед современной школой или вузом. Если деятельность других групп направлена зачастую за пределы них самих, то есть в данном случае группы, скорее, выполняют инструментальную функцию (такое происходит, например, в спортивной команде или рабочем коллективе в организации), то в ученической группе деятельность направлена на самих ее членов. Кроме того, ученическая группа является частью большого учебно-воспитательного коллектива, куда также входят педагоги, администрация учебного заведения. Педагог при этом выступает не просто членом, а руководителем такой группы, регулирующим ее структуру и задающим нормы межличностных отношений.

Неформальная структура отношений учащихся может оказать серьезное влияние на весь учебно-воспитательный процесс [Сачкова]. Например, В.Н. Антошкин и А.А. Ахмадеев утверждают, что в ряду ведущих факторов эффективности учебного заведения помимо содержания и методов обучения, мастерства педагогов, отношения к учебе учащихся особое место занимают межчеловеческие отношения [Антошкин, Ахмадеев]. Отношения авторы рассматривают через систему взаимодействия социально-психологических функций, ролей, качеств и статусов учеников. Исследователи подчеркивают, что учащиеся имеют два источника информации - процесс обучения и процесс общения, поэтому ученики, занимающие благоприятное положение в структуре межличностных отношений, получают возможность лучше сориентироваться и в процессе обучения. Вот почему как психологам, так и учителям необходимо особое внимание уделять процессу оптимизации межличностных взаимосвязей в рамках ученических объединений. Таким образом, особенности межличностных отношений, складывающиеся в системах «ученик - ученик» и «ученик - учитель», 16

являются непосредственной «визитной карточкой» образовательной среды конкретного учебного заведения, а также выступают одним из наиболее значимых факторов становления и развития личности каждого учащегося.

Проблемное поле социальной психологии образования включает достаточно широкий круг вопросов и связанных с ними задач. Среди них - психологические проблемы социальных институтов системы образования (семья, образовательные учреждения разного типа; социальная психология общего, профессионального, дополнительного и непрерывного образования). Важнейшими объектами исследования являются общение и другие виды деятельности в образовательном процессе, социализация личности учащегося в образовательном процессе, педагог и педагогический коллектив как субъекты образовательного процесса (профессиональная идентичность и профессиональная мотивация педагога, система отношения; личностное и профессиональное развитие), ученические группы (статусно-ролевые отношения, группообразование, неформальные внутигрупповые и межгрупповые отношения, влияние группы на учебную мотивацию и поведение учащихся), социально-психологическое сопровождение образовательного процесса (социально-психологическая компетенция психолога образования, индивидуальные и групповые социально-психологические методы работы, мониторинг системы отношений в образовательном учреждении, социально-психологические проблемы профессионального выгорания педагога и психолога), методы социально-психологического исследования личности и группы в образовательном процессе, социально-психологические средства инновационного образовательного процесса и т.д.

Необходимо изучение особенностей развития личности и группы в условиях становления обновленного российского образования. С этой целью следует изучать проблемы совершенствования системы психологического сопровождения образовательного процесса на всех уровнях образования и в различных типах учреждений как условия формирования и развития человеческого ресурса, подготовки кадров для системы образования и социальной сферы.

Актуальны исследование проблем, возникающих в связи с инновационными процессами в образовании и включающих готовность субъектов образовательного процесса к инновациям, поиск социально-психологических средств обеспечения эффективного внедрения инновационных технологий, повышение качества обучения за счет гармонизации и оптимизации общения и взаимодействия и т.д. Многие положения, высказанные отечественными и зарубежными исследователями, уже вошли в перечень компетенций, которыми должен обладать выпускник магистратуры, освоивший программу психолого-педагогического образования. Ряд компетенций относится непосредственно к области социальной психологии, и именно ее средствами предстоит их формировать. В частности, это такие требования к личности, как адаптивность, умение гибко реагировать на перемены в трансформирующемся мире, критически мыслить, эффективно работать с информацией, быть общительным, обладать социальной креативностью, проявлять способность к самосовершенствованию.

Еще одной масштабной задачей и сферой практического приложения социальной психологии образования должна стать научно выверенная система психологического сопровождения образовательных учреждений в период их модернизации, включая средства междисциплинарного и межведомственного взаимодействия психологов образования. Социальная психология образования может и должна обеспечивать прикладные разработки технологий оптимизации процессов образования, в частности реализации субъект-субъектного взаимодействия педагога и учащихся.

Вопрос о методах социальной психологии образования представляется наиболее разработанным. В связи с тем что социальная психология образования возникла на базе сложившихся психологических наук, ее арсенал может включать методические средства, свойственные социальной, педагогической и возрастной психологии, успешно апробированные в многочисленных исследованиях, направленных на изучение процессов общения и взаимодействия участников образовательного процесса, повышение эффективности обучения и воспитания школьников и студентов, а также системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

В исследовательской практике социальная психология образования базируется на общефилософских принципах системности, деятельностного подхода, развития, единства внешнего и внутреннего в развитии психологических явлений, гуманизма, детерминизма. Среди методологических оснований отечественных исследований в данной предметной области следует в первую очередь упомянуть культурно-историческую теорию (Л.С. Выготский), деятельностный подход в психологии (А.Н. Леонтьев), теорию отношений личности (В.Н. Мясищев), концепции стадиальности психического развития (Д.Б. Эльконин и др.), концепции стадиальности личностного развития (А.В. Петровский, Э. Эриксон и др.), теорию деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах разного типа и трехфакторную модель «значимого другого» (А.В. Петровский), концепцию персонализации (В.А. Петровский). Теоретическими основами исследований в области социальной психологии образования также выступают представления о формировании и развитии личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, М.Ю. Кондратьев,

А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

На уровне конкретных исследовательских методов и методик средствами социальной психологии образования являются такие традиционные инструменты, как наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, эксперимент, анализ документов, статистическая обработка данных и др. Среди них можно выделить методы сбора информации (наблюдение, изучение документов, опрос, тестирование, эксперимент и т.д.), методы обработки полученных данных, а также методы воздействия (социально-психологический тренинг, деловая игра, групповая дискуссия и т.д.). Другой классификацией методических средств социальной психологии образования, на наш взгляд, может быть предложенная А.Л. Свенцицким схема из трех составляющих: методы эмпирического исследования, методы моделирования, управленческо-воспитательные методы.

Программа работы секции №1
«Методологические проблемы социологических исследований в образовании».

Руководитель: Куракин Д.Ю., Центр фундаментальной социологии ГУ-ВШЭ, Москва.

Направление 1. Взаимосвязь социальной теории с методологическими решениями.

  • Куракин Д.Ю. (Государственный университет - Высшая школа экономики, Москва). Конфликт метафор и его индикаторы: проблема авторства и современный университет.
  • Абрамов Р.Н. (Государственный университет - Высшая школа экономики, Москва). Университетская автономия: борьба за метафору.
  • Вахштайн В.С. (Московская высшая школа социальных и экономических наук, Москва). Роль метафоры в исследованиях образования.
  • Зборовский Г.Е. (Гуманитарный университет, Екатеринбург). Образование в зеркале междисциплинарного изучения.
  • Рысакова П.И. (Институт телевидения, бизнеса и дизайна, Санкт-Петербург). Проблема определения теоретико-методологических подходов в социологии образования.
  • Юдин Г.Б. (Государственный университет - Высшая школа экономики, Москва). Задачи и проблемы построения типологии общеобразовательных учреждений.

Стендовые презентации:

  • Абрамова М.А. (Институт философии и права Сибирского отделения РАН, Новосибирск). Социологический и социально-психологический подходы в исследованиях проблем образования.
  • Фидря Е.С. (Северо-Восточный государственный университет, Магадан). Теория конвенций и концепция множественных форм капитала в анализе образовательных организаций.

Направление 2. Социология образования: методические проблемы и исследовательские приоритеты.

  • Осипов А.М. (Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Новгород). О приоритетах социологического изучения образования.
  • Орланов Г.Б. (Академия труда и социальных отношений, Москва). Методологические проблемы исследования государственного управления вузами.
  • Оберемко О.А. (Институт социологии РАН, Москва), Коваленко С.А. (Независимый аналитический центр «Социум-регион», Краснодар). Возможности методического фундирования «Мониторинга экономики образования».
  • Мараева И.В. (ГОУ ВПО Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Абакан). Метод социологического мониторинга в образовании: сквозь призму парадигм.
  • Прошкова З.В. (Социологический институт РАН, Санкт-Петербург), Коростышевская П.Р. (Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, Санкт-Петербург). Интернет-методы сбора информации в исследованиях образования и социологическом образовании.
  • Морозова О.Ф. (Академия труда и социальных отношений, Красноярск). Система образования в социокультурном пространстве.

Стендовые презентации:

  • Назарова А.М. (Уссурийский государственный педагогический институт, Уссурийск). Массив публикаций как индикатор состояния социологии образования.
  • Горбачева О.В. (Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева, Казань). Тематический репертуар научных публикаций по социологии образования.
  • Гаврята Е.Ю. (Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, Санкт-Петербург). Рефлексивные методы в изучении жизненных коллизий: учащиеся ПТУ перед проблемой осмысления репродуктивного поведения.