Болезни Военный билет Призыв

Стресс и стрессоустойчивость. Стрессоустойчивость как фактор эффективности профессиональной деятельности руководителя. стресс профессиональный эмоциональный мотивация

Одним из наиболее распространённых в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Поэтому важным фактором качественной жизнедеятельности является стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость – человека - умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, проявляя выдержку и такт. Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Факторы, влияющие на устойчивость к стрессу

Эффекты стресса зависят от индивидуальных особенностей челове­ка. Некоторые люди могут противостоять разрушительному действию стресса гораздо лучше, чем другие. Почему? Существует несколько факто­ров, смягчающих воздействие стресса на наше психическое и физическое здоровье. Мы рассмотрим некоторые из них.

Социальная поддержка

Социальная поддержка включает все виды помощи, предоставляемой человеку людьми, с которыми он связан какими-либо социальными свя­зями.

Оценивая степень социальной поддержки, Гоур установил, что у тех людей, кото­рым оказывалась относительно большая социальная поддержка со стороны друзей и родственников, обнару­жились: 1) менее выраженная эмоциональная реакция на фрустрацию и 2) меньше симптомов телесного нездоровья.

В одном недавно проведенном исследовании обнаружили, что у людей, которые указывали на более сильную социальную поддержку, выше уровень антител в крови, что играет ключевую роль в защите организма от респи­раторных инфекций.

Социальная поддержка яв­ляется хорошим лекарством не только для тела, но и для души. В боль­шинстве исследований выявлена связь и между социальной поддержкой и психическим здоровьем. В периоды тяжелого стресса социальная поддер­жка является для нас буфером, смягчающим негативное воздействие стрес­са.

Социальная поддержка делится на четыре вида:

Эмоциональная поддержка - выражение участия и заинтересован­ности, которые показывают нам, что мы небезразличны людям. Примером такого поведения может служить внимательное, участливое выслушива­ние рассказа о проблемах. Возможно, это повышает наше самоуважение.

Оценочная поддержка - помощь человеку в оценке и осмыслении его проблем. Этот вид поддержки заключается в попытках прояснения сути проблемы и ее значимости.

Информационная поддержка - совет о том, как справиться с про­блемой. Она может состоять в обсуждении возможных решений проблемы или в рассмотрении достоинств различных стратегий ее преодоления.

Инструментальная поддержка - материальная помощь или по­мощь конкретными действиями. Сюда входит широкий спектр возмож­ных действий, таких, как предоставление временного жилья, одалживание денег, препровождение в центр социальной помощи, поиск работы и мно­гое другое.

Следует также отметить, что социальные отношения и социальная поддержка - это не одно и то же. Некоторые друзья или члены семьи могут критиковать, создавать чувство вины, предъявлять излишние требования, провоцировать на ненуж­ные споры, а также многими другими способами мешать нам справлять­ся со стрессом.

Стойкость

Стойкость - это совокупность определенных личностных черт, а именно, ответственности, стремления к преодолению трудно­стей и внутреннего локуса контроля, которые способствуют высокой со­противляемости к стрессу.

Внутренний локус контроля - это черта лич­ности, характеризующая веру людей в то, что все их достижения, успехи и неудачи, явля­ются результатом их собственных действий. Личности с внешним локусом контроля полагают, что их успехи или неудачи определяются главным образом внешними факторами, такими, как судьба, случай или везение. Обнаружено, что более стойкие люди чаще демонстрируют внутренний локус контроля, тогда как менее стойкие к стрессу склонны ощущать себя марионеткой в руках судьбы.

По нашему мнению, стойкость смягчает эф­фекты стресса, изменяя его оценку. Стойкие люди чаще оценивают потенциально стрессовые события как менее угрожающие и менее неже­лательные.

Оптимизм

Определяя оптимизм как общую тенденцию к ожиданию благопо­лучных исходов, ученые обнаружили корреляцию между оптимизмом и хорошим физическим здоровьем. В ходе последующих исследований они нашли, что оптимис­ты и пессимисты по-разному справляются со стрессом. В стрессовой ситу­ации оптимисты в большей степени ориентированы на действия и анализ проблемы. Они с большей охотой, чем пессимисты, ищут социальной под­держки и в своих оценках стрессовой ситуации больше склонны подчерки­вать позитивные аспекты. Пессимистам же более свойственно концентри­роваться на негативных аспектах стресса. Согласно этому, опти­мизм способствует более адаптивным способам борьбы со стрессом, а пессимизм ведет к пассивным стратегиям преодоления стресса и беспечности по отношению к своему здоровью.

Реактивность вегетативной нервной системы (ВНС)

Учитывая то, что в ответ на стресс всегда происходит физиологичес­кая реакция, разумно предположить, что физиологические особенности будут влиять на устойчивость к стрессу. Рассуждая таким образом, мож­но придти к выводу, что на людей с относительно менее возбудимой ВНС стресс воздействует слабее, чем на тех, чья ВНС обладает высокой реак­тивностью.

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы стрессоустойчивости как фактора, влияющего на отношение студентов к учебной деятельности 11

1.1. Комплексное исследование стрессоустойчивости в современной науке.. 11

1.2. Отношение студентов к учебной деятельности как предмет изучения педагогической психологии 39

1.3. Факторы, влияющие на развитие позитивного отношения к учебной деятельности и стрессоустойчивости у студентов 54

Выводы по I главе 67

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния уровня стрессоустойчивости студентов на развитие их позитивного отношения к учебной деятельности 69

2.1. Психолого-педагогическая технология развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности путем повышения уровня их стрессоустойчивости 69

2.2. Организация и внедрение психолого-педагогической технологии развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности путем повышения уровня их стрессоустойчивости 90

2.3. Анализ результатов эмпирического исследования влияния уровня стрессоустойчивости студентов на развитие их позитивного отношения к учебной деятельности 120

Выводы по II главе 129

Заключение 131

Список использованной литературы 135

Приложение 156

Введение к работе

Актуальность исследования. В рамках модернизации системы высшего образования России, в связи с динамичными изменениями, происходящими в нашей стране и в мире, осуществляется подготовка конкурентоспособного специалиста, важной профессиональной характеристикой которого является позитивное отношение к деятельности, эмоциональная стабильность, прогнозируемость развития его личности (Т.В. Габай, В.А. Зобков, В.Я. Ляудис, В.В. Рубцов, В.А. Якунин и др.).

У современных студентов, испытывающих высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки в процессе обучения в вузе, сегодня часто наблюдается отрицательная динамика отношения к учебной деятельности. Одной из причин такого положения является снижение уровня их стрессоустойчивости в учебной деятельности, что выражается в нарушении когнитивной, эмоциональной, мотивационной и поведенческой сфер деятельности личности студента (В.А. Бодров, Е.А. Корсунский, О.В. Лозгачева, А.А. Реан, Ю.В. Щербатых, и др.).

Современное состояние проблемы свидетельствует о необходимости
проведения комплексного исследования влияния уровня

стрессоустойчивости студентов на улучшение их отношения к учебной деятельности, а также необходима разработка психолого-педагогической технологии, формирующей позитивное отношение студентов к учебной деятельности путем повышения их стрессоустойчивости.

Состояние и степень разработанности проблемы. В современной научной отечественной литературе проблему отношения к учебной деятельности рассматривали такие ученые, как A.M. Акбаева, И.Г. Антипова, Т.Д. Дубовицкая, С.А. Захарова, Н.Г. Левандовский и др.

Благодаря исследованиям отечественных (Л.М. Аболин, В.А. Бодров, Б.Х. Варданян, П.Б. Зильберман, Н.В. Суворова и др.) и зарубежных (Ли Канг

Хи, N. Haan, S. Hobfall, S. Kobasa, A. Lehtonen и др.) ученых накоплен обширный материал по проблеме стрессоустойчивости. Выявлены и описаны различные типы поведения человека в зависимости от наличия у него психологических защитных механизмов и копинг-стратегий, присутствующих в тех или иных стрессовых ситуациях (Л.Р. Гребенников, С.К. Нартова-Бочавер, Е.С. Романова, В. Fletcher, S. Folkman, R. Lazarus, J. Suls и др.).

Отдельные исследования (А.А. Баранов, Л.В. Карапетян,

А.А. Напримеров, А.А. Реан, СВ. Субботин и др.) посвящены стрессоустойчивости в рамках проблем педагогической психологии, но они в основном направлены на изучение и развитие устойчивости к стрессу у педагогов. Формирование стрессоустойчивости в учебной деятельности студентов является малоизученной проблемой, хотя некоторые ее аспекты отражены в работах ряда авторов (О.В. Лозгачева, Т.В. Середа, М.Л. Хуторная, Е.Г. Щукина, D. Mechanic и др.).

Вышеизложенное свидетельствует о недостаточной разработанности проблемы взаимосвязи стрессоустойчивости и учебной деятельности у студентов в педагогической психологии.

Пока еще остаются не полностью решенными следующие противоречия:

Комплексное исследование стрессоустойчивости в современной науке

Популярность концепции стресса обусловлена тем, что она претендует на объяснение многих явлений жизни: реакций человека на психотравмирующие ситуации, природу различных конфликтов и причины заболеваний.

Изначально публикации, посвященные проблеме стресса, были в основном по физиологической и медицинской тематике, но в последние годы все больше работ посвящены психологической проблеме стресса.

В библиотеке Интернационального института стресса собрано более 150 тысяч публикаций, посвященных стрессу .

Термин «стресс», получивший в наши дни столь широкое распространение, впервые был введен в научное употребление применительно к техническим объектам. В XVII в. английский ученый Роберт Гук применил этот термин для характеристики объектов (например, мостов), испытывающих нагрузку и сопротивляющихся ей. Эта историческая аналогия интересна тем, что понятие «стресс» в современной психологии, физиологии, медицине включает в себя представления о связях стресса с нагрузкой на сложные системы (биологические, психологические, социально-психологические, психолого-педагогические) и с сопротивлением этой нагрузке.

Как отмечал Ф.Е. Василюк «непроясненность категориальных оснований и ограничений более всего сказалась на понятии стресса. Означая сначала неспецифический ответ организма на воздействие вредных агентов, проявляющийся в симптомах общего адаптационного синдрома, это понятие относят ко всему, что угодно... к таким совершенно разнородным явлениям, как реакция на холодовые воздействия и на услышанную в свой адрес критику, гипервентиляция легких в условиях форсированного дыхания и радость успеха, усталость и унижение» . По замечанию Р. Люфта, «многие считают стрессом все, что происходит с человеком, если он не лежит в своей кровати» . Г. Селье полагает, что «даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс» . А СВ. Касл вообще утверждает, что понятие стресса настолько неопределенно, что от него следует отказаться.

В переводе с английского языка стресс (stress) означает давление, нажим, напряжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Впервые этот термин в научный тезаурус ввел создатель концепции стресса, канадский ученый физиолог Ганс Селье .

По определению Селье, «стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование» . Автор также ввел понятия дистресса - стресса, вызывающего негативные эмоции и эустресса - вызывающего положительные эмоции. Была показана независимость процесса приспособления организма человека от характера воздействия или экстремальности. Воздействующие факторы (стрессоры) могут быть самыми различными, но независимо от своих особенностей они вызывают в организме человека однотипные изменения, обеспечивающие адаптацию, что позволило автору ввести понятие «общего адаптационного синдрома» (ОАС), состоящего из трех стадий:

Стадия тревоги (фаза шока), выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма, в первую очередь, физиологических и биохимических, способствующих быстрому проявлению оборонительной реакции («реакции борьбы или бегства»). Е. Черепанова считает, что на этой стадии человек находится в «предстартовой готовности», физически и психологически чувствует себя приподнято;

Стадия адаптации (резистентности, сопротивления), когда организму удается успешно справиться с воздействующими на него факторами. На данной стадии организм всегда стремится обеспечить постоянство и равновесие состава своей внутренней среды и уровней функционирования всех систем. Но когда организму предъявляются новые требования, происходит перестройка, которая через цепь преобразований восстанавливает прежнее равновесие, но уже на ином уровне. При этом новые условия могут определяться не только физическими раздражителями, но и психологическими причинами; если же действие стрессоров не приостанавливается, и продолжает действовать длительное время, то наступает:

Стадия истощения, когда приспособительные возможности организма снижаются, накапливается усталость и наступает утомление. В это время необходима помощь «извне»: либо устранение стрессоров, либо, если это невозможно, поддержка систем адаптации (психологическая и психотерапевтическая).

В настоящее время исследователями однозначно доказано, что стресс более сложное явление, чем было первоначально рассмотрено Г. Селье. Позднее сам Селье выделил в ОАС эмоциональный компонент, что в последующем позволило включить данный феномен в психологические исследования.

Наглядность подходов Г. Селье к пониманию сущности целого ряда патофизиологических феноменов и эффективность его терапевтических реакций побудили многих ученых применить концепцию стресса к психическим реакциям человека, возникающим в критических условиях.

Факторы, влияющие на развитие позитивного отношения к учебной деятельности и стрессоустойчивости у студентов

Научные исследования, проведенные в психолого-педагогической литературе, показывают, что на отношение студентов к учебной деятельности влияют различные факторы, такие как организация учебного процесса , уровень развития коллективов групп , производственная и педагогическая практика и др.

Можно отметить, что во всех вышеизложенных исследованиях выявлены определенные особенности направленности личности, условия воспитания, оказывающие существенное влияние на формирование положительного отношения учащихся и студентов к учебной деятельности.

В.Н. Косырев, В.А. Сластенин, М.И. Старов выделяют систему факторов, влияющих на отношение студентов к учению. Данная система представляет собой четыре группы: в I группу вошли - деятельность педагогического коллектива вуза в целом, педколлектива факультета, коллектива учебной группы, актива группы, а также отдельных личностей (кураторов, преподавателей, товарищей по институту); ко II группе относятся так называемые «факторы-стимулы» - поощрения, наказания, стипендия (исходящие или зависящие от первой группы); III группа - факторы, представляющие систему деятельностей: учебные занятия в институте, производственная и педагогическая практика, научно-исследовательская деятельность студентов, их самостоятельная работа; и IV группа представлена факторами, связанными с личностными особенностями студентов, такими как гражданская позиция, удовлетворенность выбранной специальностью, самооценка и уровень притязания в учебной деятельности. Влияние данных факторов на формирование у студентов ответственного отношения к учению авторы оценивали по трем параметрам: качеству (позитивное - негативное); силе (слабое - сильное) и устойчивости (устойчивое - неустойчивое).

На основании вышеизложенной системы, мы выделяем следующие группы факторов, влияющих на отношение студентов к учебной деятельности:

- «педагогическое воздействие» - к нему относится педколлектив вуза в целом, педколлектив института (факультета), отдельные преподаватели, куратор учебной группы;

- «мемсличностное взаимодействие» - взаимодействие в коллективе учебной группы;

- «факторы-стимулы» - входит система поощрений и наказаний (моральных и материальных), таких как стипендии (в том числе именные), премии, грамоты, дипломы; мы относим сюда также и систему рейтинга, которая вводится в современных вузах. По нашему мнению, помимо контрольно-оценочной функции, данная система, а именно ее рейтинговая структура, также способствует стимулированию отношения студентов к учебной деятельности;

- «система деятелыюстей в вузе» - учебные занятия в вузе (лекции, семинарские занятия, лабораторные работы), производственная и педагогическая практика, научно-исследовательская деятельность студентов, самостоятельная работа. Также к данному фактору мы вносим зачетные и экзаменационные сессии, являющиеся очень действенным фактором отношения студентов к учебной деятельности.

Все вышеперечисленные факторы можно объединить в группу объективных факторов, влияющих на отношение к учебной деятельности. Следует отметить, что данная группа факторов, по нашему мнению, одновременно является для студентов и факторами-стрессорами.

Наряду с объективными факторами, выделяются также и «субъективные факторы», к числу которых относятся: удовлетворенность выбранной специальностью, гражданская позиция, уровень притязания в учебной деятельности и т.д. По нашему мнению, в группу субъективных факторов необходимо внести еще один немаловажный фактор, влияющий на отношение к учебной деятельности - это такое свойство личности как стрессоустоичивость. Ведь именно умение противостоять стрессу и адаптироваться в различных ситуациях учебной деятельности помогает студенту справиться с воздействующими на него факторами-стрессорами, приводит студента в психологическое равновесие, а это, в свою очередь, не только обеспечивает положительные результаты в успеваемости, но и сохраняет психологическое здоровье студента в целом.

Рассматривая адаптационную способность человека к стрессу, считаем необходимым вначале назвать факторы, провоцирующие развитие стресса в учебной деятельности.

Многие исследователи выделяют среди них внешние и внутренние.

Так, к внешним факторам вызывающим отрицательные психологические состояния и дезорганизующим деятельность студента, а также исключающим возможность его обычного, адекватного поведения относят те условия деятельности, которые могут быть определены как объективно существующие.

В научной литературе в качестве таких условий выделяют: перегрузку информацией, дефицит времени, сенсорную и социальную изоляцию, высокий темп поступления сигналов, временную неопределенность событий и т.п.

Однако, О.А. Конопкин отмечает, что необходимо иметь ввиду, что одни и те же внешние условия могут у различных субъектов вызывать различные по содержанию и качеству отношения, которые могут быть только отношениями деятельности и взаимодействия индивида с окружающей средой. Характер отношения зависит, в свою очередь, от различных индивидуальных особенностей человека, которые могут быть названы внутренними условиями и под которыми понимаются особенности высшей нервной деятельности, ее внутренние законы, вскрываемые физиологическими исследованиями, потребностными мотивами и установками человека, эмоциями, чувствами и способностями, всей системой навыков, привычек и знаний, отражающих внутренний мир человека.

В то же время С.Л. Рубинштейн говорил о том, что внутренние условия сами обусловливают тот специфический круг внешних воздействий, которым данное явление может подвергнуться.

По нашему мнению наиболее полной, представляющей в общем чрезвычайные условия, способствующие возникновению стресса, является классификация, приводимая В.Д. Небылицыным . Данный автор отмечает, что чрезвычайными условиями следует считать такие значения элементов ситуации, которые ощущаются и переживаются субъектом как источник дискомфорта. Он также разделяет факторы на внешние и внутренние.

Внешние характеризуются: определенным видом воздействия (его содержательными, специфическими особенностями), продолжительностью воздействия, интенсивностью, объективной трудностью работы или достижения цели, ограниченностью времени достижения цели, дефицитом информации или неопределенностью возможных исходов, физическими, микроклиматическими, гигиеническими и другими экологическими факторами, препятствующими деятельности. Эти объективные факторы могут действительно быть названы стрессорами.

Психолого-педагогическая технология развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности путем повышения уровня их стрессоустойчивости

Проблеме исследования влияния уровня стрессоустойчивости студентов на развитие их позитивного отношения к учебной деятельности, как показал проведенный теоретико-методологический анализ научных источников и наши наблюдения в современной науке не уделяется достаточного внимания. Это объясняет важность и актуальность изучения особенностей влияния уровня стрессоустойчивости на отношение студентов к учебной деятельности.

В настоящее время в научный лексикон психологии и педагогики прочно вошло понятие «технологии». Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

Технология (от греч. techne - искусство, мастерство, умение и...логия) - «совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т. д.; научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие приемы и способы. Технологией принято также называть описание производств, процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др. Задачей технологии как науки является выявление различных закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производств, процессов, требующих наименьших затрат времени и материальных ресурсов» .

В настоящее время достаточно хорошо известно понятие «педагогическая технология», рассматривающееся в различных контекстах: как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств ; как содержательная техника реализации учебного процесса ; как описание процесса достижения планируемых результатов обучения ; как продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя ; как системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (В.П.Беспалько, И.П. Волков, М.В. Кларин, В.М. Монахов, М.А., Г.К. Селевко, М.А. Чошанов, В.В. Юдин и ДР-)-

Таким образом, с одной стороны, технология - это способы материализации трудовых функций человека, его знаний, навыков и опыта в деятельность по преобразованию предмета труда или социальной реальности, а с другой технология - это практическая деятельность, которая характеризуется рациональной последовательностью использования инструментария с целью достижения качественных результатов труда. В широком смысле слова технология - это способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбором оптимальных средств и методов их выполнения.

Рассматривая понятие «Психологические технологии» некоторые авторы подразумевают определенные психологические подходы (личностно- ориентированные, когнитивно-поведенческие, суггестивно-эмоциональные и др.) ; другие - набор конкретных психотехник, направленных на развитие какого-либо личностного свойства (примером является книжная серия «Психологические технологии», выпускаемая издательством «Академический проект»).

Мы, в своем исследовании, исходя из вышеописанного понятия «технология», определяем, что психолого-педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических методов, техник, приемов, средств, используемых в рациональной последовательности, направленных на решение определенной психологической проблемы, на формирование и развитие определенных свойств личности. В данном исследовании решается психолого-педагогическая проблема развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов и предполагается развитие такого свойства личности как стрессоустойчивость.

Исходя из вышесказанного, мы выстраиваем разработанную психолого-педагогическую технологию развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности путем повышения у них уровня стрессоустойчивости на основе эклектического принципа (часто используемого на сегодняшний день в отечественной психологической практике, в основном, не скованной рамками каких-либо конкретных школ), определенного синтеза различных подходов в психологии, подбирая необходимые методы, приемы, психотехники, продумывая используемые средства и выстраивая схему проведения всей работы по повышению уровня стрессоустойчивости в учебной деятельности.

Рассмотрим понятие стрессоустойчивости в психологической науке. Ученый-психолог Б. Х. Варданян понимает стрессоустойчивость как процесс особого взаимодействия всех компонентов психической деятельности, в том числе и эмоциональных. В своих научных работах он отмечает, что стрессоустойчивость можно более конкретно обозначить как свойство личности, которое обеспечивает гармоническое взаимооотношение всех компонентов психики в экстремальной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности» .

В своих научных работах П. Б. Зильберман обращает внимание на одну из существенных сторон стрессоустойчивости, отмечая, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, аргументирующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. В своих научных трудах им предложено свое толкование стрессоустойчивости «Это интегративное свойство личности, которое характеризуется таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое способствует максимально успешному достижению цели деятельности в усложненной эмотивной обстановке».

Таким образом, стрессоустойчивостью называют самооценку способности, и возможности преодоления экстремальной ситуации, которая взаимосвязана с ресурсом личности или запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т. д.

Отметим, что понятие стрессоустойчивости рассматривается в основном, с функциональных позиций, как характеристика, которая влияет на продуктивность (успешность) деятельности.

Итак, стресс - это психофизиологическая реакция организма человека, которая является неотъемлемой частью нашей жизни. Избежать его в условиях нашей жизнедеятельности просто невозможно, да это не всегда и надо, т. к. стресс обладает способностью закалять психику человека и подготавливать его к более сложным ситуациям, которые могут произойти в будущем. У каждого человека есть свое собственное понимание стресса, каждый переживает то или иное происшествие по-разному, поэтому говорить о том, что «вот это» надо избегать, а «вот это» надо пережить, нецелесообразно.

Стрессоустойчивость - это совокупность личностных качеств человека, благодаря существованию которых он в состоянии переносить перегрузки (интеллектуальные, волевые и эмоциональные). Другими словами стрессоустойчивый человек в состоянии адекватно «пережить» гнев руководства, найти оперативное решение сложной производственной задаче и стерпеть несправедливые претензии клиента без особых негативных последствий для своего здоровья и окружающих его людей .

Индивидуально-психологические особенности и мотивационная ориентация личности определяет устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций. Отметим, что экстремальное воздействие далеко не всегда негативно влияет на эффективность выполняемой деятельности. В противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложнении условий. Однако работа в стрессогенной ситуации обязательно является причиной дополнительной активизации внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные последствия в будущем. Типичными болезнями “стрессовой этиологии” выступают сердечно-сосудистые патологии, а так же язва желудка, вместе с ними психосоматические расстройства, неврозы, депрессивные состояния, которые так же весьма характерны для современного человека.

Частые и длительные стрессы, оказывают негативное влияние не только на психологическое положение, но и на общее - физическое здоровье человека. Все это представляет собой самые главные «факторы риска» при появлении и обострении таких опасных заболеваний, как сердечно-сосудистые и проблемы желудочно-кишечного тракта.

Выходя из этого, нужно сказать, что прикладные исследования индивидуальной невосприимчивость человека к стрессу крайне важны, чтобы таким образом избежать развития патогенных состояний. В серии научных исследований М. Фридмана и Р. Ройзенмана был проведен анализ поведения обширного контингента лиц умственного труда (научные работники, инженеры, администраторы), занятых управленческой деятельностью. В своих научных работах ученые выделяют два основных типа: А -- подверженных стрессу, В -- устойчивых к стрессу лиц. Представители типа А характеризуются ярко очерченным поведенческим синдромом, на который влияет стиль их жизни. У них чаще наблюдается “выраженная склонность к конкуренции, стремление к достижению цели, агрессивность, нетерпеливость, беспокойство, гиперактивность, экспрессивная речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры, чувство постоянной нехватки времени и повышенной активности”. В результате этого у них наблюдается потеря здоровья, зачастую еще в молодом возрасте.

Люди склонны реагировать на экстремальные жизненные ситуации чувством страха, тревоги, чрезмерным возбуждением или наоборот состоянием ступора и заторможенности.

Однако некоторые люди являются эмоционально более стойкими и могут контролировать свои эмоции. Они умеют оптимально активизировать свои внутренние ресурсы и таким образом преодолевают стрессовую ситуацию без отрицательного влияния на свой организм. К сожалению, не все люди обладают высокой эмоциональной стойкостью. Ученые утверждают, что это умение является мало изменяемым качество личности.

Психологи установили, что количество эмоционально стойких людей, в таком специальном понимании этого понятия, ограничено - их в мире только одна четвертая часть от всего населения земного шара. Считается, что эмоционально стойкими должны быть люди различных экстремальных профессий: военные, пожарники, космонавты. Другие некоторое время могут выполнять эмоционально напряженную работу, но потом обычно теряют трудноспособность и здоровье .

Отношение к работе, рабочие стрессы и связанные с ними проблемы со здоровьем вызваны работой генов.

Отметим, что проявлением эмоциональной устойчивости является не только способность человека успешно преодолевать экстремальные обстоятельства, но и стремление вести себя эмоционально разумно в повседневной жизни. Эмоциональная разумность - это еще одно важное личностное свойство, которым, к счастью, можно овладеть, если приложить для этого усилия. В основе эмоционального интеллекта лежит умение человека понимать свои эмоции и причины, которые их порождают, умение понимать эмоции других людей и учитывать их в общении, умение регулировать волевые качества, настраивать себя на активную деятельность и поддерживать доброжелательные отношения с другими. Эмоциональный интеллект обладает так называемой стрессозащитной функцией.

Стрессоустойчивость как фактор эффективности

профессиональной деятельности руководителя

Стресс, выражаясь научным языком, это физическая, психическая, эмоциональная и химическая реакция тела на то, что пугает человека, раздражает его или угрожает ему.

На стресс современный человек реагирует точно так же, как и миллион лет назад, когда наши предки гонялись за мамонтом и сражались с соседними племенами.

Организм получает команду: «Будет драка» и в результате резко повышается артериальное давление, улучшатся свертываемость крови (на случай ранения), мобилизуется иммунная система (для защиты от микробов), выбрасывается в кровь сахар. Тело полностью готово в случае опасности бежать или обороняться, в кровь выбрасывается много гормонов стресса - адреналина. Но мы… остаемся на месте, никуда не бежим, мы лишь сжимаем пальцы в кулаки и нервно кусаем губы.

В итоге не происходит выхода накопленного внутри адреналина, который подготовил организм, и он начинает негативно действовать на человека изнутри. Это может проявиться в значительном повышении артериального давления, учащении пульса, в напряжении мышц, появлении головной боли, в расстройстве стула, нарушении сердечного ритма, ухудшении снабжения кислородом сердечной мышцы, что может привести к стенокардии.

Кроме того неизрасходованный адреналин держит в спазмированном состоянии мышцы, что может спровоцировать приступы шейного и поясничного остеохондроза, за счет ущемления нервов, проходящих сквозь толщу мускулов спины.

А сгущение крови (на случай ранений) приводит к ухудшению ее циркулирования по сосудам, в ней повышается содержание холестерина, сахара и мочевой кислоты, что плохо сказывается на работе сердца, мозга и внутренних органов.

Причины стресса

Стрессам подвержены и мужчины и женщины, но у каждого организма свои особенности. Если человек замечает у себя признаки стресса, то необходимо выявить его причины, что бы было проще бороться со стрессом .

Физиологические: психоэмоциональные:

шум, охлаждение неожиданное прикосновение,

или перегревание, неустойчивость опоры,

недостаток О2 , кровопотеря быстрое увеличение в размерах

травма, лишение пищи, нечетко различимого предмета

физические нагрузки. одиночество или перенаселение.

Бывают внешние причины стресса, например:

    смена места работы

    смерть родственника

    микробы и вирусы

    температура окружающей среды

Различают так же внутренние причины стресса , такие как:

    жизненные ценности и убеждения

    личная самооценка человека

Причиной стресса может быть по сути все, что угодно, что цепляет человека, что его раздражает.

Если вы стали замечать у себя признаки, говорящие о стрессовом напряжении организма, то в первую очередь необходимо выявить их причины. Вполне понятно, что устранить причины стресса намного легче, чем его последствия.

Признаки стрессового напряжения

    Невозможность сосредоточиться на чем-то.

    Слишком частые ошибки в работе.

    Слишком часто возникает чувство усталости.

    Очень быстрая речь.

    Мысли часто улетучиваются.

    Повышенная возбудимость.

    Потеря чувства юмора.

    Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.

    Пристрастие к алкогольным напиткам.

    Невозможность вовремя закончить работу.

    Повышение артериального давления, которое пациенты часто принимают за признаки гипертонии (шум в голове, приливы, жар, охватывающий лицо и шею).

    Мигренеподобные боли (боль охватывает не всю голову, а ее левую или правую часть), скованность в шее, боли в области сердца, «под ложечкой» могут способствовать постановке ошибочного диагноза язвенной болезни, сердечно-сосудистого расстройства.

    Одышка, «перехватывание» голоса являются одним из признаков нарушения функции щитовидной железы, но при нормальных анализах на гормоны – это один из симптомов стресса.

    Бессонница или постоянная сонливость, частые ночные пробуждения.

    Тошнота, расстройство работы ЖКТ.

    Приступы потливости, не связанной с жарой или физическими усилиями,

тремор, онемение конечностей.

    Сложности с концентрацией внимания и принятием даже самых простых

решений, забывчивость, потеря интереса к занятиям, которые раньше радовали

и отвлекали от проблем.

Клинические наблюдения показали, что незначительные стрессы не вредны организму, а даже полезны . Они стимулируют человека к поиску выхода из сложившегося затруднительного положения.

Умеренные стрессы могут способствовать повышению настроения и работоспособности, обеспечивают обезболивающий эффект, что представляется важным в период повышенных требований к организму человека: на экзаменах, при выступлениях и т.д. Субъективное отражение таких стрессовых ситуаций описал А.С. Пушкин « Есть упоение в бою и бездны черной на краю « .

Положительный повышает настроение, а это положительным образом сказывается на организме: повышается иммунитет, человек ощущает прилив бодрости, превосходно выглядит и так же себя чувствует.

При положительном стрессе наблюдается равномерная нагрузка на весь организм, которая подразумевает под собой достижение поставленной задачи и желание ее исполнить, даже если при этом и придется напрячь силы организма.

Отрицательный на 90 % определяет болезни человечества, он причина ИБС, гипертонии, язвы, заболеваний бронхиальной астмы, опухолей.

Он ослабляет иммунитет, нарушает работу всех систем организма, просто сжигает тело изнутри.

При стрессе разрушаются многие необходимые витамины, происходит нарушение обменных процессов, что зачастую ведет к набору лишнего веса. Все это оказывает губительное воздействие, как на психику человека, так и на его физическое состояние.

Любой стресс, особенно вызванный бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые химические изменения; их накопление обуславливает признаки старения в тканях. Особенно тяжёлые последствия вызывает поражение мозговых и нервных клеток.

По данным опросов , проводимых страховыми компаниями, большая часть отлучек с рабочего места вызвана стрессами. 27% опрошенных работников заявили, что к большинству стрессов в жизни их привела работа. У 45% стрессы, связанные с работой, имеют очень высокий или чрезвычайно высокий уровень.

70% заявили , что стресс на работе снизил их физическое и умственное здоровье. Наиболее частые проявления стресса: повышенная нервозность, тревожность, повышение кровяного давления, гнев, раздражительность, усталость, подавленность и депрессия.

Представители разных полов реагируют на стресс по-разному - для женщин больше характерны апатия, раздражительность и тревожность, а для мужчин - агрессивность и злоупотребление алкоголем и никотином.

Как же защитить себя от стрессов?

Хотя Марк Твен говорил, что "Единственный способ сохранить здоровье - есть то, что не любишь, пить то, что не нравится. И делать то, чего не хочется делать."

Тем не менее медики предлагают нам несколько простых правил сохранения здоровья и стрессоустойчивости.

Выделяют три группы способов повышения общей устойчивости человеческого организма.

Первая группа – включает способы, использующие психологические факторы

воздействия на организм

Вторая группа – включает способы, использующие физические факторы воздействия

на организм

Третья группа способов повышения общей устойчивости организма связана с

биологически активными веществами.

Первая группа – аутогенная тренировка, психотерапия.

    Мудрость долгожителей заключается в том, что они довольны своей жизнью: "Все чем я обладаю, прекрасно, а если чего-то у меня нет, это не имеет значения".

В глубокой древности на Востоке люди говорили: "Господи, дай мне силы, чтобы смириться с тем, что я не могу изменить, дай мне мужества, чтобы бороться с тем, что я доложен изменить, и дай мне мудрость, чтобы суметь отличить одно от другого" .

    Смех: Улыбка дарит нам продление века, а злоба старит человека.

    Музыкальная фармакотерапия: Тихая и плавная музыка успокаивает а громкая и радостная – тонизирует.

    Цветовая культура человека:

Белый – улучшает психическое настроение, но быстро утомляет;

Серый – успокаивает;

Черный – давит, страшит, но в малых дозах помогает сосредоточиться;

Красный – возбуждает, воодушевляет, учащает дыхание и пульс;

Коричневый – защищающий, «Уютный « , но в больших дозах может вызвать апатию;

Зеленый и Синий - успокаивают, усыпляют, снижают АД, частоту дыхания;

Голубой – делает человека миролюбивым и безмятежным;

Фиолетовый – повышает внушаемость, выражает скрытую активность.

    Растения, цветы –

Раскидистая крона (дуб, тополь, акация) – активизируют, а овальная и зонтичная крона – успокаивает.

    Человеческое общение.

    Положительные эмоции. Организуйте на своем месте, если это допустимо в ваших условиях, оазис хорошего настроения: любимые фото или картинки, цветок в красивом горшочке, красивая статуэтка и т.д. в соответствии с вашим вкусом. Посматривайте туда время от времени, напоминая себе, что работа – это не сама жизнь и не самая важная.

Каждый человек носит в себе врача, важно помочь ему в работе. (Гиппократ)

Вторая группа – это физическая культура, закаливание организма, бег трусцой и т.д.

1. Двигайтесь…без движений.

    Опираясь то на пятки, то на носки, приподнимайте стопы от пола и делайте ими едва заметные движения наружу и внутрь.

    Напрягая стопы, подожмите под себя пальцы, затем распрямите их.

    Напрягая и расслабляя мышцы предплечья, сжимайте пальцы в кулак и распрямляйте их.

    Напрягая мышцы спины, прогнитесь в пояснице, сведите и разведите лопатки.

    Втягивайте и выпячивайте живот: при выпячивании – вдох, при втягивании – выдох.

    Напрягайте и расслабляйте ягодичные мышцы.

    Напрягая мышцы шеи, выполняйте едва заметные движения головой вправо – влево, вверх – вниз, по и против часовой стрелки Движения глазами вправо – влево, вверх - вниз, по и против часовой стрелки.

2. Сон - главная защита человека от различных неприятностей. Американский психиатр Крипке утверждал, что "лучший способ избавится от тяжелого беспокойства или умственной путаницы - преспать их." У людей, которые спят 7-8 часов смертность минимальна, а кто больше 10 часов- она выше в 1.5 раза. Во сне человек творит - Пушкин, Бетховен, Менделеев.

При отсутствии полноценного сна происходит общее снижение иммунитета и увеличивается риск возникновения различных заболеваний. Повышается утомляемость и понижается сопротивляемость организма различным внешним воздействиям. Иногда доходит до того, что начинается выпадение волос. А также может развиться гипертония, сахарный диабет и другие заболевания. Понижается стрессоустойчивость, преобладает плохое настроение, отношения с людьми зачастую становятся напряженными.

Также происходит ухудшение состояния кожи. Недосыпание является катализатором образования морщин. Еще одним следствием недосыпания является ухудшение зрения, снижение его остроты. Кроме того, может произойти отек зрительного нерва, что приведет к резкому ухудшению зрения.

И еще одним побочным эффектом, который может возникнуть при недостатке сна, является лишний вес. Происходит замедление обменных процессов, вследствие этого потребляемые нами калории благополучно начинают откладываться в жир. Кроме того, при замедлении обменных процессов происходит увеличение уровня сахара в крови, что также способствует увеличению веса.

Специалисты рекомендуют особенно внимательно относиться к поведению организма ночью: частые ночные походы в туалет могут сигнализировать о развивающейся почечной недостаточности, а повторяющиеся ночные боли в каком-либо участке тела (даже если днем вы о них и не вспоминаете) раньше любого диагноста укажут на необходимость обратиться за консультацией к врачу.

Днем у мозга слишком много отвлекающих факторов: шум, свет, напряженная мыслительная или физическая деятельность. Ночью создаются совершенно особые условия. Органы восприятия переведены в пассивное состояние, чтобы обеспечить две важнейшие функции: «ревизию» мозгом состояния всех внутренних органов и очищение организма. Сердцебиение замедляется, снижается артериальное давление (если по каким-то причи­нам этого не происходит, переход ко сну становится затруднительным), пищеварительная активность при­ближается к нулю. Что же в это время работает в полную силу?

Почки – едва ли не главный «ночной» орган. Это объясняется даже положением тела во время сна: когда мы лежим, кровь активнее поступает в зону поясницы, а значит, к почкам. В это время на них лежит важнейшая функция: переработать и вывести из организма все ненужные ему вещества. Но не только.

С правильным функционированием почек связаны и артериальное давление, и даже образование кальция (а значит, и состояние всей костной системы): ночью почки активнее выделяют гормон кальцитамин, укрепляя скелет и помогая преодолевать последствия дневных стрессов. Чтобы не усугублять нагрузку на почки, следует избегать чрезмерного (особенно вечернего) употребления соли, а тем более сочетания соли и жидкости. Иначе в попытке справиться с этим коктейлем выделительная система затребует помощи у сердца, что неизбежно приведет к сбою сна. Вы сразу ощутите проблемы с засыпанием, будете часто вставать ночью.

Не стоит пренебрегать великим значением сна для организма человека. Последствия жизни наперекор биоритмам далеко не радужны: повышается риск сердечнососудистых заболеваний, гипертонии, сахарного диабета. Поэтому медики настоятельно советуют: даже если объективные обстоятельства жизни и работы требуют ночных бдений, придерживаться такого режима не рекомендуется дольше трех-четырех лет. За это время организм изрядно изнашивается (даже если вам так не кажется). При первой же возможности следует вернуться к дневной жизни.

3 . РЕЛАССАЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Релаксация – это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.

Упражнения для мышц лица:

1- "маска удивления" (подъем бровей) ;

2 –"маска гнева" (предельно сводятся межбровные складки, лоб нахмурен);

3 –"зажмуривание" (напряжение круговых мышц глаз);

4 –"маска поцелуя" (губы постепенно сжимаются);

5 – "маска смеха" (глаза чуть прищурены, губы сжаты, поднимаются углы рта);

6 –"маска недовольства"(сжимаются губы, поднимаются мышцы подбородка, опускаются уголки рта).

4 . Дыхательная гимнастика

Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Дыхательные техники считаются одним из лучших средств от стресса. Контроль над дыханием помогает взять себя в руки и снизить уровень тревоги в экстремальной ситуации.

При возникновении тяжелой ситуации нужно:

    задержать дыхание на вдохе (на 10-15 секунд);

    сильно сжать руки в кулаки на несколько секунд и медленно опустить (2-3 раза);

    потянуться, помассировать пальцы, ушные раковины и шейно-затылочную зону;

    вдох через нос, выдох через рот;

    вдох через рот, выдох через нос;

    вдох через нос, выдох через нос толчками (кратковременно задерживая дыхание, выталкивая воздух маленькими порциями; несколько раз зевнуть и потянуться.

5. Китайцы еще тысячи лет назад знали , что одно из важнейших средств сохранения здоровья - это акупунктурный массаж.

1 . Разотрите хорошенько уши ладонями – вначале мочки, а потом целиком: вверх-вниз, вперед-назад, при этом поцокайте языком 15-20 сек.

2. Сложите руки в замок и обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Потяните голову к локтям, не сопротивляясь растягивайте шейный отдел позвоночника.

3. Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите. Сдавите изо всех сил основание ладони, чтобы руки задрожали. Втяните живот и потянитесь вверх, как будто вы опираясь о руки, выглядываете из окна. Всего 10 сек. – и стало жарко.

4. Интенсивно и ритмично зажмуривать глаза, а затем расслабить мышцы лица.

5. Говоря о способах саморегуляции нельзя не сказать о наших руках. Основные упражения : Растирание; Гармошечка; Догоняшки; Солдатики и Колечко на пальчик.

6 . Контрастный душ.

Третья группа способов повышения общей устойчивости организма связана с биологически активными веществами:

1. Рациональное питание.

Лучше вовсе не есть ничего, чем есть что попало; Лучше быть в одиночестве, чем с кем попало дружить». Омар Хайям

«Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить».Сократ

Пока мы живы, пища нам нужна, В ней сил исток, дает нам рост она. Когда же нужной пищи не хватает, Слабеем мы, и тело наше тает. Хвалы достойна пища, если вновь Она заменит и очистит кровь.Авицена

Науке стало ясно, почему дети, да и взрослые, любят мороженное: оно великолепно снимает стресс. Молоко и сливки содержат триптофан - эффективный природный транквилизатор, успокаивающий нервную систему, поднимающий настроение, помогающий справиться с бессонницей.

Чтобы понизить уровень эмоционального напряжения, нужно съесть шоколад. Ученые выявили, что у потребление в пищу 40 г горького шоколада каждый день на протяжении 14 дней способствует снижению уровня гормонов стресса.

При этом темный шоколад способен изменить в положительную сторону биохимические процессы в организме, которые происходят в стрессовых ситуациях. Поэтому смело берите с собой на работу 4 дольки горького шоколада.

Так же есть продукты, содержащие «гормон радости». Самые распространенные из них: гречка, овсянка, бананы, орешки ( о ни богаты питательными веществами, участвующими в выработке серотонина, витаминами В и Е, антиоксидантами, которые помогут вам побороть стресс).

Жирные кислоты омега3. и жирная рыба (тунец, лосось, сельдь, сардины) содержат много омега3 и помогают побороть стресс, беспокойство и депрессию. Старайтесь съедать по крайней мере 200 граммов жирной рыбы в неделю. Недолюбливаете рыбу? Выбирайте вместо рыбных блюд семена льна или льняное масло, семена чиа и грецкие орехи.

Витамин С. Он также поможет снять стресс. Мужчины должны получать около 90 мг витамина С ежедневно, а женщины - 75 мг. Это цитрусовые, шиповник, черная смородина (в них много витамина C), миндаль, сырые семена тыквы, овощ швейцарский мангольд в вареном виде, шпинат, растительные масла (особенно из зародышей пшеницы, оливковое, кокосовое, рыжиковое, конопляное). Последние 5 наименований продуктов богаты витамином E.

2. Успокаивающие растения.

В тибетской медицине растения, продлевающие человеческую жизнь, подразделяются на три группы:

    жизнедатели (валерьяна и розы),

    охранители (мята),

    восстановители (хвойные деревья и эвкалипт).

1. Мелисса

Данное растения проявляет мощный успокоительный эффект, не вызывая привыкания. Мелисса считается абсолютно безопасной и широко используется для снятия беспокойства. Ею лечат бессонницу, снижают уровень тревожности и устраняют стресс. Если в одном напитке соединить мелиссу и валериану, то такой тандем способен заменить лекарственные средства от стресса!

2. Валериана

Эта трава часто используется при сильной тревожности, когда приближается какое-либо ответственное событие, например, выступление перед многочисленной публикой либо экзамен. Валериана допускается к употреблению как на протяжении дня, так и непосредственно перед отходом ко сну.

3. Зверобой

Зверобой в виде настойки используют не только при стрессе, но при депрессивных состояниях. Он прекрасно снимает симптомы расстройства нервной системы и может быть показан к употреблению в период менопаузы и предменструального синдрома. Чтобы зверобой помог избавиться от стресса, настаивать его следует только на спиртовой основе. Это может быть как медицинский спирт, так и водка. Только спирт предварительно разводят до крепости в 40°.

4. Ромашка

Сушеная ромашка славится своим мощным седативным действием. Она хорошо снимает тревожность, прекрасно расслабляет все тело.

5. Мята

В составе этой травы присутствуют ментол, лимонен, кариофиллен, альфа-пинен, карвон и прочие химические соединения, которые работают сообща и помогают избавиться от последствий стресса. Мятный чай прекрасно расслабляет, уменьшает беспокойство и снимает раздражительность. Вследствие употребления такого напитка организм полностью восстанавливается и начинает функционировать правильно.

6. Хмель

Шишки хмеля принято заваривать в тех ситуациях, когда человек не способен самостоятельно справиться со стрессом. Это растение отлично справляется с эмоциональным напряжением и снимает возбудимость. Важно! Отваром из хмеля нельзя злоупотреблять, так как это может привести к таким негативным последствиям, как тошнота, рвота, мигрень, головокружение и боли в области сердца

7 . Иван-чай

Это растение проявляет очень мягкое седативное действие, защищает от стрессов и проявляет противосудорожный эффект. Напиток из иван-чая поможет вам не только устранить тревожность, но и подарит организму способность в дальнейшем стойко переносить влияние факторов, вызывающих стресс.

3. Медикаментозные средства для снятия стресса

Существует несколько групп лекарственных средств, некоторые из которых специально разработаны для борьбы со стрессом, а другие обладают подобными свойствами в качестве «побочного» эффекта к основному действию.

    Классические сильнодействующие рецептурные препараты (антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики и т.д.) назначаются только врачом после предварительного обследования. Такие лекарства имеют направленные действия - они тормозят или активируют работу нервной системы, что важно при преодолении тяжелого стресса, угрожающего жизни пациента. Средства из этой группы назначаются при стрессовых расстройствах временно, до устранения тревожных симптомов. Один из самых известных препаратов группы - «Диазепам».

    Безрецептурные анксиолитики . Средства этой группы лишены недостатков, присущих классическим сильнодействующим препаратам: не вызывают привыкания, практически не имеют побочных эффектов, не вызывают сонливости, не притупляют чувства и реакцию.

К таким средствам можно отнести «Афобазол» - анксиолитик селективного действия, оказывающий не только успокаивающее, но и стимулирующее действие. Препарат способствует устранению тревожности (плаксивости, чувства беспокойства, бессонницы), напряженности, соматических (мышечное напряжение, сердечно-сосудистые и дыхательные симптомы) и вегетативных нарушений (потливость, головокружение). Помимо этого он активирует работу нервной системы, повышает концентрацию внимания, память.

Препараты с сопутствующим успокоительным действием (например, глицин, «Валокордин», «Корвалол» и другие) продаются без рецепта и часто пользуются популярностью среди людей, ощущающих последствия психологического стресса. Однако врачи советуют с осторожностью обращаться к таким лекарствам: так, «Корвалол» при длительном приеме способен вызывать зависимость и провоцировать развитие депрессии, в то время как другие «непрофильные» фармакологические средства могут отрицательно сказаться на работе печени.

В борьбе со стрессом крайне важно подойти к решению проблемы комплексно. Наибольший эффект оказывает терапия, предполагающая параллельное применение немедикаментозных подходов и прем лекарственных средств. Неконтролируемый прием даже самых безобидных препаратов может привести к негативным последствиям для всего организма!

    Витамины и минералы

Нехватка некоторых витаминов и минералов может усилить проявления стресса. В легких случаях бывает достаточно подобрать подходящий антистрессовый комплекс, чтобы дело пошло на лад. Такие комплексы содержат повышенные дозы витаминов, необходимых для работы нервной системы. В первую очередь это витамины группы В, витамин С, поддерживающий иммунитет, витамин Е, кальций, калий и магний.

Гомеопатические средства и БАДы

Существует немало биодобавок и гомеопатических средств (например, «Тенотен») для борьбы со стрессом, хотя оценить эффективность этой группы препаратов в целом сложно - их состав и действие разнообразны. Большая часть БАДов для борьбы со стрессом содержит вытяжки из тонизирующих (элеутерококк, женьшень) или успокаивающих (ромашка, мелисса) растений. Вряд ли такие средства можно рассматривать как основу терапии, однако в качестве дополнения она не принесет вреда.

Нам важны!:

1.В- нервы, психика, биостимуляторы мозга.

2.А - регулятор окислительных процессов в организме.

3. С - повышает живость ума, активизирует процесс мышления, в определенном смысле очищает спинномозговую жидкость, дезактивирует токсические вещества. Особо эффективен в сочетании с фолиевой кислотой, которая относится к витаминам группы В (это витамин В9) и участвует в процессах обмена веществ, в том числе в синтезе ДНК, отвечает за формирование клеток крови, необходима для формирования иммунитета, улучшает работу желудочно-кишечного тракта.

4.Е - витамин красоты, антиоксидант. (бобы, орехи, яйца).

5.Д - витамин солнца.

Для того, чтобы укрепить оболочки клеток, дабы необходимое для их нормального функционирования содержимое не выходило наружу, нужны витамины PP, B (вся группа), микроэлемент селен. Это помидоры и томатный сок, арахис, грецкий орех, фундук, орех кедра, отрубной хлеб, каши из злаковых культур, топинамбур, чеснок, авокадо, морковь, цуккини, фасоль, чечевица.

Из фруктов и ягод полезны: абрикос, персик, малина, шелковица, морошка. Уменьшите употребляемое количество, а лучше совсем исключите те продукты, которые стимулируют головной мозг. Это, в первую очередь, кофеин-содержащие продукты: кофе, черный чай, кола, шоколад. Во вторую очередь, это экстрактивные вещества, содержащиеся в мясных, рыбных и грибных бульонах, а также жареной рыбе, мясе. Эти продукты вызовут усиленную работу органов желудочно-кишечного тракта, которые из-за этого будут посылать большое количество импульсов в головной мозг, тем самым возбуждая его. Алкоголь и наркотики только усугубят ситуацию, поэтому их нужно исключить полностью .

Заключение

Стресс не только зло, не только беда, но и великое благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь стала бы похожа на какое-то бесцветное и безрадостное прозябание.

Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на действиях, на которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху. Ничто не обескураживает больше, чем неудача, ничто не ободряет больше, чем успех.

Со стрессом можно справиться, нужно лишь желание и немного свободного времени для себя любимого. Если же есть желание, но нет времени, кроме всего прочего поможет самовнушение – просто думайте о прекрасном, о том, что у вас все хорошо…

Назовите себя удачливым, и вы будете таким. Здоровье нельзя купить. Зато им можно расплатиться. сказал Марк Твен.

Думайте о себе, любите себя и тогда никакие стрессы Вам не будут страшны!

Психологический стресс можно определить как фено­мен осознавания, возникающий при сравнении требова­ний, предъявляемых к личности, с ее способностью справиться с этими требованиями. Стресс присущ самой нашей жизни, он неотъемлемый компонент существования. Каждый человек имеет свой уровень устойчивости к стрессам. На одинаковую ситуацию можно отреагировать по-разному, все зависит от внутреннего состояния человека. Современная жизнь - это постоянный стресс, и стрессоустойчивость просто жизненно необходима. Факторы стресса развивают в человеке много отрицательных эмоций и негативных качеств, которые с каждым днем накапливаются. Стрессоустойчивость бывает нескольких уровней, и характеризует каждого человека по-своему. Как же стрессоустойчивость определяется и какое влияние она имеет на условия жизни человека? Разберем более подробно понятие и все, что с ним связывают.

Стрессоустойчивость имеет несколько уровней

Определение стрессоустойчивости

Понятие стрессоустойчивости известно не каждому. Стрессоустойчивость – это набор разных качеств, благодаря которым наш организм реагирует на различные проблемы максимально спокойно. Человек занимается решением проблем, взвесив все «за» и «против». Это психологическая особенность к саморегуляции, так называемый ресурс терпения, умение сохранять спокойствие в любой ситуации.

Факторы

Различают внешние и внутренние факторы:

  1. Внешние: вредные привычки, чрезмерная нагрузка, потеря близких, развод, эмоциональные проблемы, экологические проблемы.
  2. Внутренние: болезни, плохой обмен веществ, плохое питание, аллергические заболевания, отсутствие или нехватка витаминов и минеральных веществ, а отсюда - депрессия.

Любой человек независимо от статуса, внутренних ресурсов, гендерных особенностей, психологического портрета и образа жизни время от времени испытывает стресс и негатив. Уровень устойчивости человека к стрессам зависит от количества и сложности проблем, которые вызвали стресс. Убрать самостоятельно признаки негативной ситуации, такие как злость, обида или разочарования, невозможно, но можно поменять свое отношение к ней. Важно уметь сориентироваться в стрессовой ситуации и решить что важно для вас, а от чего можно отгородиться, не переживать по пустякам и защитить свою психику. Понятие стрессоустойчивость личности подразумевает правильное поведение человека в условиях стресса, помогающее его преодолеть без вредных последствий для человека, его личности, здоровья и окружающих.

Многие могли сталкиваться с такой ситуацией, когда от небольшого стресса появляется головная боль, наблюдается упадок сил, вялость, сонливость. Все это влияет на эффективность жизни в целом. Если рассматривать ситуацию с медицинской точки зрения, то в период переживаний поднимается уровень кортизола, гормона стресса.

Именно из-за увеличения уровня этого гормона случается срыв нервной системы. Те люди, у которых высокая стрессоустойчивость, имеют крепкое здоровье и практически не нервничают. Их психологическая особенность заключается в том, что они умеют контролировать свои эмоции, сохранять спокойствие и выходить из стрессовой ситуации без отрицательных последствий для здоровья.

Уровни

Существует несколько уровней стрессоустойчивого поведения, которые показывают психологическую выносливость человека в той или иной ситуации, его умение справиться со стрессом самостоятельно. Уровень стрессоустойчивости является индивидуальной характеристикой любого человека. Эффективность и механизмы решения проблем зависят от следующих уровней:

  • высокий;
  • средний;
  • низкий.

Отличительные черты высокого уровня: уверенность, твердость и быстрое принятие решения. Люди с высоким уровнем обладают твердым характером, обеспечивающим спокойствие и невозмутимость в любой ситуации и повышенную устойчивость к стрессу.

Основные отличительные качества среднего уровня включают в себя стойкость духа и способность нормально отнестись к возможным трудностям. Неприятности в жизни происходят у каждого человека, и к ним нужно относиться нормально, сказать себе: «было хорошо, а станет еще лучше». Люди со средним уровнем ищут лучший выход из сложившейся ситуации.

Ресурс низкого уровня наблюдается у людей, которые пережили какое-то сильное потрясение, они теряются даже в несерьезных проблемах. Такому человеку нужно сильно постараться, чтобы приспособиться к резким изменениям в жизни.

Необходимо выработать в себе резистентность к окружающим негативным факторам.

Стрессоустойчивый человек обладает крепким здоровьем и спокойным характером

Компоненты стрессоустойчивости

Стрессоустойчивость явление непостоянное. Ряд компонентов стрессоустойчивости представлен врожденными элементами (вполне могут передаться от родителей ребенку генетически, но такое «наследство» делает человека уязвимым), присущими каждому человеку в индивидуальном порядке. Другой ряд компонентов представлен приобретенными элементами, которые можно развивать и тренировать. Это понятие включает в себя следующие компоненты стрессоустойчивости:

  1. Способность прогнозировать развитие жизненных ситуаций.
  2. Способность контролировать эмоции, развитые волевые качества личности, владение навыками саморегуляции.
  3. Способность выдерживать более длительное и сильное напряжение.
  4. Способность выдерживать пиковые нагрузки в экстремальных условиях.

Типы

Психология подразделяет всех людей на типы, исходя из различия реакций на стресс:

  • Стрессонеустойчивые - не могут адаптироваться к внешнему миру, не меняют своего поведения, не могут быстро принять правильное решение. Любое событие или даже мысль о нем приводит таких людей к стрессу.
  • Стрессотренируемые - готовы к переменам, но к небольшим. Если решить проблему не получается, становятся раздражительными, депрессируют. Но по мере повторения аналогичных стрессовых ситуаций, привыкают, реагируют на них более спокойно.
  • Стрессотормозные - готовы меняться внезапно и однократно. Но если стресс имеет вялотекущий характер или стрессы следуют один за другим, падают духом и не контролируют свои эмоции.
  • Стрессоустойчивые - спокойно принимают перемены и умеют принять правильное решение в экстремальной ситуации. Стрессом для них являются только самые тяжелые события в жизни.

Как правильно развивать стрессоустойчивость

Повысить стрессоустойчивость можно, для этого существует несколько формирующих методик. Чтобы добиться высокого стрессоустойчивого уровня, необходимо выполнять некоторые рекомендации. Есть разные подходы к решению проблемы. Например, можно попробовать оценить происходящее. Нужно решить для себя:

  • «важно ли это для меня?»;
  • «сможет ли это поменять мою жизнь?»;
  • «чего я хочу от жизни».

Существует много жизненных фрустрационных ситуаций, на которые не нужно обращать внимание. Если личность волевая, она не будет обращать свое внимание на мелочи, а будет развивать устойчивость к стрессу. Человек должен понять что будет с его здоровьем и нервной системой, если поддаться негативным факторам.

Если вас что-то не устраивает в жизни, стоит начать изменять ее в лучшую сторону до тех пор, пока условия жизни не придут в норму.

Анализирование ситуации

Анализируя свою жизнь и особенности поведения, можно выделить такие факторы:

  • понимание и изменение ситуацию самостоятельно;
  • невозможность решить проблему.

Чтобы стресс закончился и повысилась устойчивость к нему, необходимо с пониманием относиться к любой ситуации или попробовать изменить ее в выгодную сторону. Наиболее эффективным методом, обеспечивающим подробный анализ стресса, является ведение дневника стресса. Проанализировав свои записи в дневнике можно просто и быстро определить, какие события или жизненные ситуации способствовали возникновению стресса.

Анализ ситуации поможет справиться со стрессом

Как отпустить проблему

Другой тип методики – дать возможность выйти отрицательным эмоциям, ведь личность волевая должна научиться контролировать свои эмоции.

  1. Решить проблему можно, дав выход эмоциям. Помогут занятия спортом или физкультурой. Например, можно боксировать грушу или заняться бегом.
  2. Многие люди идут в безлюдное место и кричат во все горло. Крик помогает снять напряжение и уравновесить нервную систему.
  3. А также можно завести личный дневник и записывать мысли о том, что накипело.
  4. Бассейн, различные спа-процедуры отлично укрепляют наше физическое и психическое здоровье.
  5. Нужно «выпустить пар»: можно побить кулаком подушку, порвать бумагу или просто выругаться.

Существует масса методов, которые помогают сохранить позитивное настроение и повысить стрессоустойчивость.

Плавание в бассейне отлично снимает стресс

Варианты решения проблемы

Упражнений, которые помогут развить это важное качество и подойдут абсолютно всем без исключения, нет.

  1. На стрессоустойчивость сильно влияют всевозможные болезни человека. Больные люди наиболее подвергаются стрессам, а вот здоровые имеют крепкий иммунитет и, соответственно, хорошую стрессоустойчивость. Поэтому стоит обеспечить себя обезболивающими, вдруг начнет болеть голова или любой другой орган.
  2. Обязательно наладить режим питания.
  3. Чтобы ресурсы стрессоустойчивости увеличились, можно заняться спортом. Занятия физическими упражнениями, например, бег по утрам или зарядка будут положительно влиять на устойчивость организма к стрессу.

Заключение

Оценка человеком своего состояния является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Сохранить устойчивость к стрессам, а также повысить ее уровень несложно. Положительные эмоции, питание и хороший отдых – все, что нужно человеку для спокойствия. А также саморегуляции своего состояния, выработке правильного стрессоустойчивого поведения помогут спорт или интересное хобби.