Болезни Военный билет Призыв

Риторика грамотная речь для детей. Риторика для детей: рабочие программы, тетради, учебники. Детская риторика «Чтение — повтор»

Мы стремимся к тому, чтобы наши дети комфортно чувствовали себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации, чтобы они легко вступали в диалог, были внимательными слушателями и доброжелательными собеседниками, чтобы они владели невербальными средствами общения.

Маленький человек очень восприимчив ко всему, что его окружает. Он покоряет нас своей искренностью и непосредственностью. Ч ем раньше начнется знакомство его с правилами общения, тем более осознанными и естественными будут те речевые средства, которые ребенок сможет использовать в конкретной ситуации общения.

Занятия, игры, упражнения с детьми призваны как можно раньше знакомить детей с вопросами культуры речевого поведения, что, несомненно, окажет благотворное влияние на результаты последующей работы в этом направлении.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ТЕМА: «ДЕТСКАЯ РИТОРИКА. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5-7 ЛЕТ»

ЦЕЛЬ: РАЗВИТИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ОЦЕНКЕ РЕЧЕВОГО ПОСТУПКА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

ЗАДАЧИ: УЧИТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ ВИДЕТЬ В СЛОВЕ НЕ ТОЛЬКО СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ, НО И СПОСОБ ВЛИЯТЬ НА СОБЕСЕДНИКА УЧИТЬ ДЕТЕЙ ОБЩАТЬСЯ С СОБЕСЕДНИКОМ В РАЗНЫХ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ВЕРБАЛЬНЫЕ (РЕЧЕВЫЕ) НЕВЕРБАЛЬНЫЕ (НЕРЕЧЕВЫЕ) СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ: МИМИКА, ЖЕСТЫ ЗАКРЕПИТЬ С ДЕТЬМИ ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ ОБОГАЩАТЬ И АКТИВИЗИРОВАТЬ РЕЧЬ ДОШКОЛЬНИКОВ, РАЗВИВАТЬ КУЛЬТУРУ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ.

Планируемые результаты: Ребенок 5-6 лет оценивает собственное речевое поведение и речевое поведение другого (так можно говорить-так говорить нельзя); Ориентируется в разных ситуациях общения; Владеет своим голосом, понимает, когда нужно говорить громко-тихо, быстро-медленно; Внимательно слушает собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего; Соотносит речевые и неречевые средства общения; Знает и употребляет слова приветствия, прощания, благодарности, извинения, просьбы.

медленно Тема: «Для чего нужна речь?» Загадки Эзопа Что может быть на свете лучше языка! При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, выражать радость. А что на свете хуже языка? При помощи языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, обманывают Хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, вносить в нашу жизнь горе и зло, может оскорблять. А что ты думаешь о языке?

Какие пословицы о языке и речи ты знаешь? Назови и объясни Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит Хорошее слово всегда к месту Слово скажет – рублем подарит Недоброе слово больней огня жжет От худого слова – да навек ссора Худое слово доведет до дела злого

тишина Что такое общение? Для чего люди общаются? Тема: «Общение»

молвит Правила общения Не кричите слишком громко. Тише можно говорить! За твоим языком не поспеешь босиком. Объясни это правило общения Упражнения Что и как говорит тишина? Произнеси эти слова Доброй ночи - Доброй ночи – молвит тишина, Каждому она сейчас слышна; Говорит бесшумными словами: - Спите, я всю ночь останусь с вами А. Кондратьев Внимательно слушать собеседника

Произнеси стихотворение так, Чтобы все услышали, как грохочет гром Гром Скажи погромче Слово «гром» – Грохочет слово, Словно гром. А. Барто Научись произносить эти чисто-скороговорки м едленно и быстро У Ивашки рубашка, У рубашки кармашки Коси, коса, пока роса. Роса долой, и мы – домой.

м Средства общения (несловесные) Мимика Скажи, с кем бы ты хотел общаться? Почему? Объясни. Из какой сказки эта картинка?

Жесты Игра «Я и дедка, я и репка, я и Жучка, я и внучка » Взрослый просит ребенка изобразить жестами, движениями героев выбранной сказки, стараясь передать их характер. Можно обсудить с малышом характер изображаемых героев. Поиграем!

Тема: «Речевой этикет» Приветствие. Какие ты знаешь приветствия? Здравствуйте! Рад видеть Вас! Привет! Добрый день (вечер)! Какие приветствия звучат теплее? Привет девчонкам! Привет дяденькам! Здравствуй, Настенька! Здравствуй, Фёдор! Рада тебя видеть! Доброе утро!

Прощание. Какие слова прощания ты знаешь? До свидания Всего хорошего! До завтра! Всего доброго! До встречи! Доскажи словечко! Катя пупсика Игнатку У ложила спать в кроватку – Больше он играть не хочет, Говорит… («Спокойной ночи!») Спокойной ночи! Встречая друзей и знакомых, С улыбкой в глаза им гляжу, Быть вежливым очень легко мне, Я… («здравствуйте») первым скажу.

Благодарность. Извинения. Просьба. Поздравление. «Это слово говорят, Если вас благодарят…» Какое это слово? Спасибо! Большое спасибо! Благодарю! Чрезвычайно признателен! Озвучь рисунок

Методические рекомендации педагогам: - Игры и упражнения с детьми – это общение педагога с детьми. Воспитатель – собеседник детей, он должен делиться своими мыслями, знаниями, прислушиваться к мнению детей, советовать, как лучше поступить и что сказать в конкретной речевой ситуации. Он должен радоваться успехам вместе с детьми, огорчаться, если у них что-то пока не получается. - Во время игр должен быть визуальный контакт с детьми. - Играя и занимаясь с детьми, можно использовать р азличные виды театров и театральных кукол для включения дошкольников в конкретную ситуацию общения и речевую д еятельность. - Предлагая определенный вид заданий, использовать такие формы организации деятельности, как работа в парах, в группах. - Игры и упражнения с детьми должны проводиться еженедельно

Вывод Мы стремимся к тому, чтобы наши дети комфортно чувствовали себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации, чтобы они легко вступали в диалог, были внимательными слушателями и доброжелательными собеседниками, чтобы они владели невербальными средствами общения. Маленький человек очень восприимчив ко всему, что его окружает. Он покоряет нас своей искренностью и непосредственностью. Ч ем раньше начнется знакомство его с правилами общения, тем более осознанными и естественными будут те речевые средства, которые ребенок сможет использовать в конкретной ситуации общения. Занятия, игры, упражнения с детьми призваны как можно раньше знакомить детей с вопросами культуры речевого поведения, что, несомненно, окажет благотворное влияние на результаты последующей работы в этом направлении.

Литература З.И. Курцева Программа дошкольной подготовки по риторике «Ты – словечко, я – словечко…» Баласс 2001 Г.И.Сорокина И.В. Сафонова Н. В. Ладыженская Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах. Просвещение 1995


Развитие детской речи – важнейшая задача, стоящая перед родителями. Очень важно не упустить момента, в противном случае наверстать будет очень нелегко. Бесценную помощь окажет риторика для детей – такие занятия можно проводить с дошкольного возраста. Предлагаем познакомиться с их особенностями и правилами проведения.

Что такое риторика и зачем она детям?

Под риторикой, или ораторским искусством, понимается умение четко и правильно излагать свои мысли, высказываться таким образом, чтобы у собеседников не возникало вопросов. Такое умение очень пригодится в дальнейшей жизни – в учебном процессе, на работе.

Выполнять упражнения для развития способности хорошо говорить можно с 5 лет. К счастью, разработаны специальные методики, которые окажутся полезными малышам, но не сильно утомят их.

Кроме того, возможность четко излагать свои мысли сделает любого ребенка приятным собеседником, у него появится много новых друзей и знакомых, что благоприятным образом скажется на самооценке. Некоторые приемы риторики помогают овладеть наукой убеждения, что в современной жизни просто бесценно.

Многие родители могут сомневаться в целесообразности занятий по риторике, полагая, что дошкольники и младшие школьники еще не должны постигать основ красноречия, что это умение придет само с возрастом, а небольшой словарный запас все равно не позволит превзойти Цицерона.

Однако такая позиция считается неверной. И причин тому несколько:

  • Чем раньше начнется знакомство крохи с богатствами родного языка, тем более грамотной и гармоничной личностью он вырастет.
  • Овладение приемами риторики поможет ребенку в процессе обучения, избавит от стрессов и волнений, станет помощником в получении отличных оценок. Нередки ситуации, когда ребенок знает ответ на вопрос, но не может его сформулировать. Учитель недоволен, обвиняет ученика в том, что тот не готов, а такая несправедливость вдвойне обидна. В результате из-за неспособности управлять своей речью ребенок может утратить интерес к учебе.
  • Из-за неумения разговаривать ребенок может стесняться общаться с ровесниками, заслужит репутацию нелюдимого буки, у него не будет друзей.

Не стоит думать, что занятия не подходят по возрасту. Есть множество упражнений, которые вполне по силам дошкольникам и младшим школьникам, их можно смело использовать.

Польза

Какие же коммуникативные навыки способны развить упражнения по риторике?

  • Задавать вопросы и четко формулировать ответы на них.
  • Использовать интонацию, мимику, жесты для того, чтобы более четко донести свою идею до слушателя.
  • Проработать дикцию.
  • Обрести уверенность в себе.
  • Улучшить навык выразительного чтения.
  • Делать публичные выступления более яркими и интересными.
  • Научиться общаться.

Таким образом, занятия по ораторскому мастерству не только ценны сами по себе, но и помогут формированию самодостаточной и духовно развитой личности. Тренировки речи вполне способны раскрыть творческий потенциал.

Как заниматься?

Такой предмет, как риторика, преподают отнюдь не во всех учебных заведениях, что не отменяет его важности. Именно поэтому проводить уроки можно и нужно дома. Кроме того, можно записать ребенка в театральный кружок, там также будет уделяться внимание развитию ораторских способностей.

Занятие должно включать в себя два блока:

  1. Общение. Детям следует рассказать о целях и задачах этого коммуникативного процесса, темпе и речевом тоне, роли мимики и жестов, позы. Также важно пояснить важность выслушивания собеседника.
  2. Речевые жанры. Это направление подразумевает рассказ о письменной и устной речи, различных жанрах (например, рассказе, заметке, статье).
  • Для младших школьников наиболее актуальным является отработка правильного и четкого произнесения звуков, поэтому им рекомендуется работать со скороговорками, считалками. Кроме того, полезно для них будет и обучение вежливому общению.
  • Детям постарше полезны будут тренинги по публичным выступлениям.

Все это поможет развитию риторических способностей детей.

Упражнения для красивой речи

Рассмотрим 7 основных видов упражнений для развития ораторского дара.

  • Подбор слов по теме. Родитель задает область – например, животные. Задача ребенка 7-8 лет – подобрать как можно больше подходящих слов. Если детей несколько, игра приобретает соревновательный элемент.
  • Поясни. Ребенок должен как можно подробнее описать загаданный родителем предмет.
  • Сделай словесную копию. Родитель зачитывает небольшое предложение из книги, подходящей по возрасту, задача ребенка – дословно повторить.
  • Подбор рифм к выбранному взрослым слову.
  • Разбор пословиц. Они учат меткости, образности, поэтому можно прочитать несколько подходящих по возрасту вариантов и обсудить смысл.
  • Найди перемену. Игра отлично развивает умение формулировать точные вопросы и доказывает их значимость. Суть такова: малыш осматривает комнату (или какую-то ее зону), стараясь по максимуму запомнить расположение предметов. Затем отворачивается, родитель вносит какое-либо изменение. Задача ребенка – при помощи наводящих вопросов вычислить, что же произошло.
  • Найди отличие. Ребенку дается задание – кратко и емко описать, чем отличаются два предмета, например воздушный шар и футбольный мяч.

Еще один эффективный прием – составление рассказа по картинке. Подойдет он для детей 10-12 лет и даже для ребятишек помладше. Задание простое – мама показывает иллюстрацию, ребенок должен как можно более подробно и точно ее описать. При необходимости можно задавать вопросы, чтобы подтолкнуть ребенка. Допустимо несколько отойти от рисунка, поинтересовавшись, что думает ученик по тому или иному фрагменту картинки.

Не стоит ругаться, если у ребенка пока получается плохо. С каждым занятием результат будет все лучше и лучше, словарный запас расширится, умение подбирать слова улучшится.

Чтобы домашние уроки действительно пошли во благо, необходимо учитывать советы специалистов:

  • Очень важно вызвать у ребенка неподдельный интерес к обучению, а не насильно заставлять его учиться.
  • Следует обращать внимание на характер и темперамент ученика. Если холерики и сангвиники сами нередко «рвутся в бой», то флегматикам и меланхоликам нужна поддержка.
  • Необходимо активно использовать современные приемы, в частности ролевые игры, тренинги, для детей помладше идеально подойдет кукольный театр.
  • Нужно постоянно репетировать дома публичные выступления, периодически меняясь с ребенком ролями – становясь то оратором, то публикой.
  • Стать живым примером. Авторитетом для младшего школьника выступают его родители, поэтому можно показать ребенку, как они владеют своей речью, прочитав выразительно небольшой текст.
  • Побольше импровизации. Следует включить в ритм жизни своей семьи домашние концерты, где каждый выступит со своим номером. Такие вечера не только сплотят родственников, но и помогут раскрепоститься, проявить творческое начало, поупражняться в умении работать на публику.
  • Следует предоставить ученику свободу в выборе материала. Если он хочет, пусть читает выразительно сказку. Если нет – пусть декламирует стихотворение.
  • Использовать средства записи. Многие смущаются, если приходится прослушивать или смотреть собственные выступления, а меж тем это отличный прием, позволяющий со стороны посмотреть на собственные ошибки и понять, как можно было их избежать.
  • Для полной достоверности мама или папа должны внимательно слушать выступление малыша, а не просто присутствовать. В противном случае интерес юного оратора быстро угаснет.

Надо постараться с детских лет приучить ребенка к чтению, поскольку оно поможет обогатить лексикон и сделать речь более грамотной.

Упражнения для навыков общения

Согласно определению, риторика – это ораторское искусство. Поэтому недостаточно просто знать большое количество слов и уметь составлять из них предложения. Важно уметь говорить так, чтобы собеседник хотел слушать.

И научить ребенка живому общению на практике оказывается гораздо труднее, чем раскрыть перед ним богатство родного языка. Следует проработать с такие моменты:

  • извинение и ответ на него;
  • комплимент и как на него ответить;
  • неязыковые средства общения (жесты, мимика).

Добиться желаемой цели помогут регулярные занятия. Важно обратить внимание на 3 главных правила:

  1. Побольше практики. Следует репетировать с ребенком телефонные переговоры, публичные выступления, ведение диалога различной тематики и различных жанров.
  2. Проведение уроков должно войти в привычку, регулярность – залог успеха.
  3. Развитие творческого потенциала. Лучше всего предложить ученику самому написать текст, например сказку, короткий рассказ или стихотворение.

Такие уроки помогут развитию гармоничной личности ребенка, сделают его уверенным в себе, коммуникабельным и успешным.

Мы рассмотрели понятие риторики и ее роль в жизни современного человека. Очень важно с детских лет прививать любовь к слову, умение пользоваться им, общаться с ровесниками и взрослыми. Регулярные занятия, в том числе и в домашних условиях, ведут к избавлению от страха публичных выступлений, что поможет в дальнейшей учебной и рабочей деятельности.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста

«Риторика для малышей»

Направленность программы: коррекционно-развивающая

Подготовил:

Учитель-логопед:

Еще древний мудрец Аристотель сказал: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит» А Наполеон Бонапарт «Кто не умеет говорить, тот карьеры не делает» "Люди теряют уважение к тем, кто не может говорить, как следует, и они проникаются уважением к другим, кто манипулирует словами с необычайной легкостью" Т. Шибутани "Слово - самое сильное оружие человека" Аристотель В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками: ровесниками, младшими ребятами, взрослыми; родными, близкими; чужими, незнакомыми. Разумеется, в разных ситуациях речевое поведение ребенка должно быть неодинаковым. В любом из указанных случаев нужно решить, как поприветствовать, попрощаться, поблагодарить, обратиться с просьбой и т. д.

Можем ли мы всему этому обучать дошкольников? Предвидим возражения тех, кто считает, что все это - дело семьи. Конечно! Однако ритм сегодняшней жизни не позволяет большинству из нас проводить подобную работу целенаправленно и постоянно. Поэтому предлагаемый курс, надеемся, окажет немалую помощь в воспитании интеллигентного человека.

Пояснительная записка.

Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально - творческого потенциала личности. В основе развивающего обучения лежит развитие ребенка , обеспечивая становление его коммуникативной, духовно - нравственной сферы личности, нравственно - эстетическое становления, ориентирующего педагога на индивидуальные особенности. Данные задачи нашли отражение в программе «Риторика для малышей". Развивающий курс органически дополняет образовательную программу ДОУ, "Развитие речи", "Чтение художественной литературы ", "Азбука вежливости ", «Культура речи» а также является продолжением работы по обогащению внутренней духовно-нравственной жизни дошкольника, развитию восприятия, памяти, фантазии, внимания, воображения, а также могут развить в ребенке способность выразить себя не только словом, но и мимикой, жестом и др. Данная программа является образовательно-развивающей и направлена на речевое развитие ребенка, его творческих литературных способностей, а также формирование коммуникабельности дошкольника. Кроме того, представленная программа способна в своих планируемых действиях развернуть работу по развитию речи, голоса, темпа, громкости речи, расширению интереса к развитию речи ребенка. Занятия по программе позволят решить ряд проблем, касающихся детей 2-5лет (развитие речи, формирование коммуникабельности и др.). Программа построена с учетом основных принципов педагогики сотрудничества (гуманизация и индивидуализация педагогического процесса) и является значимой и актуальной в настоящее время, так как дошкольники, испытывают трудности в организации различных видов речевой деятельности, культуры речевого поведения, ведь культура речевого поведения - это проявление общей культуры человека. Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку. Все выше перечисленное подтверждает необходимость создания данной программы, которая направлена на достижение цели.

ЦЕЛЬ КУРСА:

Овладение конструктивными способами взаимодействия с окружающими людьми, адаптация дошкольника в социуме посредством развития речевых умений и навыков и природных задатков.

ЗАДАЧИ КУРСА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

выявление и развитие речевых способностей детей;

дать начальные представления об основных понятиях риторики повседневного и делового общения;

научить владеть основными элементами правильной точной речи;

формировать начальные умения анализировать и оценивать общение и речь.

формирование творческой личности через приобщение ребенка к риторической деятельности;

РАЗВИВАЮЩИЕ:

развитие речи детей через систему специальных продуктивных упражнений;

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм;

развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

развитие произносительно-импровизационных умений дошкольника;

развитие понятия уместности использования несловесных (невербальных) средств общения - жестов, мимики, телодвижений, интонации;

развитие основных свойств устной речи дошкольника: окраска голоса, громкость, темп и др.;

развитие умения взаимодействовать с партнером общения; анализировать свое речевое поведение;

развитие коммуникативных качеств ребенка.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

воспитание в детях потребности соблюдения речевого этикета , добра и позитивного мировосприятия;

воспитание чувства уважения и гордости родного языка;

создание детям условий для их духовно-нравственного роста.

Волшебная сила слова – показать детям, насколько речь влияет на чувства и поступки людей. Сила голоса, как можно развеселить словом, огорчить или утешить. Различать приятный голос и сердитый. Умение менять голос в зависимости от роли.

Вежливое приветствие, диалоги – учимся вежливо знакомиться и поддерживать беседу с друзьями. Разыгрываем диалоги между сказочными героями и в обычных ситуациях.

Как встречать гостей, поздравлять, благодарить – учимся произносить приветствия с различными интонациями, как приглашать в гости, вступать в разговор, участие в играх: «В гостях», «Новенький», «День рождения» и т. д.

Чистоговорки – произносим четко и правильно слова. Речевые игры, лото, скороговорки, считалки. Вырабатываем хорошую дикцию, учимся правильно расходовать воздух при произнесении слов и фраз.

Описание игрушки – узнавать по описанию и уметь самим описывать предметы, учимся задавать вопросы о назначении предмета, его характере и свойствах.

Пальчиковый театр – развитие мелкой моторики рук. (Помните: речевой центр находится в зоне двигательного центра в коре головного мозга. Развивая моторику рук – мы развиваем речь).

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования (игры с массажными мячиками, с крупными бигуди , с бусами, с прищепками, с шестигранными карандашами и т. д

«Теневой театр» способствует развитию жестов. Учимся рассказывать истории словами и «руками». У ребенка не будут руки зажаты в карманах, во время речи он научится ими пользоваться.

Учимся рассказывать и обыгрывать сказки – формируем умение последовательно рассказывать историю. Как иногда бывает – начал ребенок говорить и перескочил с одного на другое. Формируем умение выкладывать цепочку событий, держать связь в сюжете. Закрепляем навыки устной речи.

Наши сказки – формируем «копилку» наших сказок. Ролевые игры с известными сказками и сочинение собственных. Развиваем активный словарь. Используем жесты и мимику в рассказах. Умение продолжить и завершить сказку. Чему учит сказка?

Логопедические сказки для самых маленьких.

Уроки творчества – развиваем логическое мышление, развиваем воображение. Учим секретам сочинительства – как подбирать рифмы.

Конкурс стихов – учимся выразительно читать стихи, чтобы вас дети радовали, когда выступают на утренниках и на праздниках. Знакомство детей с темпом речи. Игра – «Угадай, кто говорит?» - узнавание голоса по тембру.

Помогаем Маше с Мише говорить:

Загадки на основе звукоподражания.

Рифмованные загадки на договаривание слов, рифмованные двустишия на договаривание слов, обозначающие действия.

Учим Машу и Мишу произносить звуки:

Артикуляционные «подражалки»

Звуки вокруг нас

Как животных я люблю

Игры со звучащими инструментами

Игры на координацию речи с движением

Все содержание работы по развитию риторических умений распределены
по четырем БЛОКАМ:
1. Нравственный аспект речевого поведения (развитие коммуникативных
способностей).
2. Речевой этикет в разных ситуациях общения.
3. Развитие вербального и невербального средств общения.
4. Культура слушания.
Все подобранные игры-занятия и речевой материал, включенные в
каждый из этих блоков, предлагаются детям постепенно по мере усвоения
предыдущего материала, содержание многих игр основывается на содержаниипредыдущих игр, т. е. присутствует вариативность и усложнение одного и того же вида игр. Реализация содержания блоков происходит во взаимосвязи одного блока с другим в соответствии календарно-тематическим планированием .

Теоретический курс обучения

№ п/п

Основные понятия
(разделы)

Темы занятий.
Инструментальные знания.

I.

Риторика повседневного общения

Вводное занятие.

Знакомство с риторикой.

Чему учит риторика.

II.

Общение. Виды общения

Устное и письменное общение. Словесное (вербальное) и несловесное (невербальное) общение.

Общение в быту (повседневное): по телефону, за столом, на прогулке и др.

Жесты, мимика, телодвижения, интонация в устной речи.

III.

Речевой этикет

В чем состоит вежливость. Вежливая речь (словесная вежливость).

Вежливо-невежливо-грубо.

Приветствие, прощание, благодарность, поздравление.

V.

Речевая деятельность

Слушание. Слушать и слышать.

Слушали - услышали. Правила для слушающего (учимся слушать друг друга, педагога и др.)

Слушаем и стараемся понять. Приемы слушания: фиксация заголовка и опорных слов.

V.

Правильная и хорошая речь

Речь правильная (соответствующая нормам литературного языка). Нормы - что это такое. Зачем нужны нормы

Выразительность речи. Богатство языка.

VI.

Речевые жанры. Текст.

Что такое текст.

Основная мысль и заголовок текста.

Ключевые (опорные слова).

Сжатый пересказ.

Подробный пересказ.

Описание предмета.

Практический курс обучения

№ п/п

Основные понятия
(разделы)

Темы занятий.
Инструментальные знания

I.

Общение. Виды общения

Риторический анализ словесного (вербального) и несловесного (невербального) общение.

А. Барто "Я люблю ходить вдвоем"

Выполнение речевых задач общение в быту (повседневное): по телефону, за столом, на прогулке и др. (К. Чуковский "Телефон")

Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд. (сказка К. Чуковского "Цыпленок")

II.

Речевой этикет

Аукцион вежливых слов.

Карусель поговорок. Речевые задачи по стихотворению В. Бокова "Доброе слово"

Анализ речевых ситуаций: приветствие, прощание, благодарность, поздравление.

III.

Речевая деятельность

Правила для слушающего(учимся слушать друг друга, воспитателя и др.)

Приемы слушания: фиксация заголовка и опорных слов. "Скрюченная песенка" (в пер. К. Чуковского)

IV.

Правильная и хорошая речь

Выразительность речи. Богатство языка. Сочини загадку. Рифма. (Д. Чиарди "Об удивительных птицах")

V.

Речевые жанры. Текст.

Что такое текст.

Основная мысль и заголовок текста. Ключевые (опорные слова). Составление текста по сюжетным рисункам.

Сжатый пересказ.

Подробный пересказ.

Описание предмета.

Курс обучения риторике построен на групповой форме работы с детьми. Занятия проходят на базе детского сада.

Процесс обучения должен идти совершенно естественно в соответствии с
возрастным развитием детей. Успешность занятий зависит от умения педагогасоздать комфортные условия, где каждый ребенок почувствовал бы себя благополучным, принятым, любимым, уверенным в себе.
Таким образом, благоприятная образовательно – развивающая среда будет
способствовать своевременному развитию у ребенка психических и творческих процессов.
В работе с детьми дошкольного возраста необходимо помнить о том, что
каждый ребенок (и даже самый маленький),- это Личность, которая имеет право на свой собственный, уникальный путь развития. И роль взрослого заключается в помощи раскрыться возможностям и способностям детей.
Педагог находится в позиции организатора развивающей среды. Он
исследователь и наблюдатель, который уважает право детей быть непохожими на взрослых и друг на друга, право на свою индивидуальность.
При обучении дошкольников необходимо использовать игровые технологии,
формы групповой и индивидуальной работы, методы наблюдения, обучения.

Структура занятий состоит из компонентов, наиболее приемлемыми из которых являются:
1. Ритуал приветствие педагога с детьми.
2.Вхождение в тему.
3.Речевая гимнастика.
4.Погружение в тему.
5.Проведение риторических речевых игр.
7.Физкультминутка
8. Дополнительные задания, так называемые сквозные виды работ.
9.Закрепление изученного.
10.Итог занятия.
11.Ритуал прощание с детьми.
Поставленные задачи решаются в комплексе на каждом встрече с детьми через заявленные виды деятельности .

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. ознавательное развитие детей 4-5 лет. М., 2007

2. Скажи по-другому/ Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии/Под ред. . Самара, 2008

3. Ушакова дошкольников 3-7 лет с литературой. М., 2010

4. Виды работ по развитию речи. - М.: Министерство просвещения, 2003

5. , Мирясова игры. Для развития речи дошкольников. - М.: АСТ. Астрель, 2002

6. Львов: Учеб. пособие.- М.: Академия. 1995

7. , Анисимова педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. - Феникс, 2007

8. Капшук и сказкотерапия:развиваемся играя.-Ростов. Феникс 2011.

9. Ковалец эмоций.-М.: Владос,2004.

Новиковская зарядка для язычка:игры для развития речи.-СПб.:Апрель,2009

10. Чистякова. под редакцией.-М. Просвещение 1990

11. ,Лукина слушать и слышать. СПб.,2004.

12. Матвеева задержки речевого развития у детей 2-3 лет. М.,2005.

13. Савельева и жестовые игры в стихах для дошкольников –СПб:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2010

14. Боросенко говорить СПб Паритет 2004.

Пособие адресовано детям 5-6 лет, предназначено для развития культуры общения и является начальным звеном непрерывного курса риторики (автор концепции и программы курса - профессор Т.А. Ладыженская). Является составной частью комплекта пособий для дошкольников, реализующих комплексную Программу развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100».
Программа и описание занятий представлены в методических рекомендациях.
Пособие может использоваться для занятий с дошкольниками в детских садах, УВК, группах подготовки к школе, а также для индивидуальной работы родителей с детьми.

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ.
Попал Риторик в Подгорное царство, где жили царь, царица и маленькая царевна-дочка.
Продолжи стихотворные строчки, и ты узнаешь, как зовут обитателей дворца.
Во дворце он всем знаком,
Правит мудро царь...
«Приходи любой к нам гость!» -Приглашает...
«И для каждого есть сказка», -Говорит царевна...

Содержание
Знакомьтесь!
Что такое общение?
Для чего люди общаются?
Общение бывает разным
Устное общение
Говорит она беззвучно
Письменное общение
Зачем быть вежливым?
Здравствуйте!
До свидания!
Кто? Кому? Зачем? Как?
Твой голос
Тихо или громко?
Поспешишь - людей насмешишь
Не сломай язык
Каким тоном?
Благодарность
«От улыбки стало всем светлей...»
Можно ли общаться без слов?
Отгадай, что я сказал!
Как обратиться к собеседнику?
Как обратиться с просьбой?
В магазине
Не забудь извиниться!
Алло! Алло!
Ты - слушатель
Какой ты слушатель?
Правила общения
«День рожденья только раз в году»
Ты-зритель
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь
Человек без друзей что дерево без корней
Играем и вспоминаем.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Ты-словечко, я-словечко, Пособие по риторике для дошкольников 5-6 лет, Курцева З.И., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Ты-словечко, я-словечко, Методические рекомендации для педагогов и родителей по дошкольной риторике общения, Курцева З.И., 2014
  • Практикум по педагогике, Казимирская И.И., Торхова А.В., Бычковский П.М., 1999
  • Развитие читательских навыков у детей, Иншакова О.Б., Иншакова А.Г., 2014
  • Если Праздник, то Праздник-Праздник, Зима, Часть 3, Галянт И.Г., 2019

Следующие учебники и книги.

«Занимательная риторика» Использование риторики с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития речевых умений и навыков общения Подготовил: Клаптюх И.Л., воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида 7 г.Шебекино Белгородской области»




Принципы программы: 1)Развитие ребенка. 2)Уважение к свободе и достоинству каждого ребенка. 3)Бережное отношение к результатам детского творчества. 4)Научная обоснованность и практическая применимость и возможности реализации в массовой практике дошкольного образования с учетом возрастных и психологических особенностей детей при отборе содержания и методов обучения. 5)Сочетание развивающего компонента с обучающим. 6)Планирование и подбор тематики с учетом интересов, навыков и умений детей. 7)Интеграции речевой деятельности с другими видами деятельности (игра, наблюдения и др.).


Образовательные задачи: 1) Выявление и развитие речевых способностей детей. 2) Дать начальные представления об основных понятиях риторики повседневного и делового общения. 3) Научить владеть основными элементами правильной точной речи. 4) Формировать начальные умения анализировать и оценивать общение и речь. 5) Формирование творческой личности через приобщение ребенка к риторической деятельности.


Развивающие задачи программы: 1) Развитие речи детей через систему специальных продуктивных упражнений. 2) Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи- диалогической и монологической форм. 3) Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. 4) Развитие произносительно-импровизационных умений дошкольника. 5) Развитие понятия уместности использования несловесных (невербальных) средств общения- жестов, мимики, телодвижений, интонации. 6) Развитие основных свойств устной речи дошкольника: окраска голоса, громкость, темп и др. 7) Развитие умения взаимодействовать с партнером общения; анализировать свое речевое поведение; 8) Развитие коммуникативных качеств ребенка.










2 компонент. Дыхательная гимнастика. Цель: приучать ребёнка контролировать своё дыхание, правильно дышать, укрепляя дыхательную мускулатуру, увеличивая «жизненный объём» лёгких. Это могут быть: - упражнения на развитие речевого дыхания по методике А.В. Ястребова, О.И.Лазаренко; - «Дыхательные» игры; - элементы дыхательной системы по Стрельниковой;


3 компонент. Артикуляционная гимнастика. Цель: - выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. - биоэнегропластика (это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки по методике А.В. Ястребова, О.И.Лазаренко); - сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка (упражнения для одновременной работы пальцев и языка).


4 компонент. Речевая гимнастика. Цель: -формирование умения управлять своим голосом, развитие дикции. - дикционные упражнения (скороговорки, чистоговорки, считалки и т.д.) -ортологическая гимнастика (упражнения на усвоение произносительных, словообразования и других норм литературного языка)


5 компонент. Пальчиковые игры. Цель: - формирование речи импульсами, идущими от рук. - упражнения для массажа (или самомассажа) рук (японская методика пальцевого массажа) - упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга; -упражнения без предметов; - упражнения с различными предметами; - гимнастика для пальцев; - упражнения, укрепляющие мышцы кистей рук.


6 компонент. Новая информация. Цель: - активизировать ценностно – смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентаций; - научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в культуре; - развивать умение чувствовать и понимать другого.


7 компонент. Моделирование речевых ситуаций. Цель: Решение, разыгрывание проблемных ситуаций с элементами театральных игр в соответствии с содержанием разделов «Азбука общения» и «Искусство спора и диалога». Сюда входят: коммуникативно – лингвистические игры, игры на развитие мимики, пантомимики, внешней культуры.






В качестве отдыха, физкультминутки используются координационно – подвижные игры. Ценность координационно – подвижных игр заключается в том, что они: - являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий; - дают возможность детям «играть» своим телом как инструментом, передающим творческую активность; - развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование;


Отражение и учет результативности идет через принципы совместной деятельности педагога и ребенка: - принцип развивающего обучения (Выготский Л.С., Эльконин В.А. и др.); - принцип воспитывающего обучения; - принцип доступности; - принцип постепенности, последовательности и систематичности; - принцип наглядности; - принципа эмоциональной насыщенности (подбор тематики зависит от способностей и успешного продвижения ребенка); - принципа мотивации к риторической практике; связи теории с практикой.




К основным видам деятельности на занятии относятся: - игровая деятельность; -познавательно-исследовательская деятельность; -показ воспитателем особенностей речевой деятельности; -риторический анализ текстов различных речевых жанров; -рассматривание изобразительного материала; -риторические игры; -пятиминутки речевой гимнастики; -ортологические разминки; -импровизационные игровые задачи;




Литература: Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. Для развития речи дошкольников/ А.Е.Белая, В.И.Мирясова. – М.: АСТ. Астрель, 2002 – 163 с. Гин А.Л. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя./А.Л.Гин. -М.: Вита Пресс, – 203 с. Гризик Т. Г. Познавательное развитие детей 4-5 лет/ Т.Г. Гризик. - М.: ТЦ Сфера, – 92 с. Ельцова О.М. Риторика для дошкольников. Программа и методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ О.М. Ельцова. – Санкт – Петербург,2009. – 208 с. Курцева З.И. Ты – словечко, я – словечко… Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей/ З.И. Курцева. – М. : – 64 с.


Используя в своей работе здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного занимаемся на массажных ковриках, расположенных по кругу. Воспитатель собеседник детей, который помогает им раскрепоститься; делится своими мыслями, знаниями; советует, как лучше поступить и что сказать в конкретной речевой ситуации.