Болезни Военный билет Призыв

Путь к изобилию от бенджамина франклина. Бенджамин франклин. журналист и издатель

Американские просветители. Избранные произведения в двух томах. Том 1 Франклин Бенджамин

Путь к изобилию, ясно указанный в предисловии к старому пенсильванскому альманаху «Бедный Ричард»

Любезный читатель,

Я слышал, что ничто не доставляет автору столь большого удовольствия, как то, что на его работы многие ссылаются с уважением. Судите в таком случае, какое удовольствие доставит мне происшествие, о котором я собираюсь вам рассказать. Недавно я остановил свою лошадь там, где большая толпа собралась на публичный торг. Час продажи еще не настал, и люди разговаривали о том, что наступили плохие времена, а один из них обратился к просто, но опрятно одетому старику с седой головой: «Послушай, отец Авраам, что ты думаешь о наших временах? Разве эти высокие налоги не разорят страну? Как мы их сможем платить? Что ты нам посоветуешь?» Отец Авраам встал и ответил: «Коли хотите знать мой ответ, то я скажу вам очень коротко, потому что умному - намек, глупому - толчок , как говорит Бедный Ричард». Собравшиеся захотели, чтобы он растолковал им, и окружили его, а он продолжал следующим образом.

«Друзья, - сказал он, - налоги действительно очень высокие, и, если бы налоги, установленные правительством, были единственными, которые нужно платить, мы могли бы легко их выплатить; но у нас есть много других налогов, гораздо более высоких для некоторых из нас. Мы платим в два раза больший налог за свою праздность, втрое больше за свою гордость и вчетверо больше за свою глупость; и члены королевской парламентской комиссии не могут, соглашаясь на снижение, облегчить или освободить нас от этих налогов. Тем не менее давайте послушаем хороший совет и что-нибудь придумаем для себя. На бога надейся, а сам не плошай , как говорил Бедный Ричард.

I. Правительство, которое со своего народа взимало бы налог, равный одной десятой времени, потраченного на труд, считалось бы жестоким, а праздность берет с нас гораздо больше, - лень приводит к болезням, и это, конечно, укорачивает нашу жизнь. Лень, как ржавчина, разъедает быстрее, чем труд изнашивает; ключ же, которым пользуются, всегда блестит , как говорит Бедный Ричард. Если любишь жизнь, не трать время зря, потому что жизнь состоит из времени. На сон мы тратим гораздо больше, чем нужно, забывая, что спящая лиса не ловит кур и что в могиле можно будет отоспаться , как говорит Бедный Ричард.

Если время - самая драгоценная вещь, то растрата времени , как говорит Бедный Ричард, есть самое большое мотовство ; и он нам в другом месте говорит, что потерянное время нельзя вернуть и того, что мы называем достаточным временем, всегда оказывается мало . Давайте поэтому тратить время с толком, и если будем стараться, то без затруднения добьемся гораздо большего. Всякое дело лень делает трудным, а трудолюбие легким; и тот, кто поздно встает, должен целый день бегать и только к ночи еле-еле кончит свои дела, а лень плетется так медленно, что бедность вскоре догонит ее. Подгоняй свои дела, чтобы они тебя не подгоняли. Кто рано ложится и рано встает, тот всегда здоров, богат и умен , как говорит Бедный Ричард.

Что значит желать и надеяться на лучшее будущее? Мы сами можем улучшить жизнь, если как следует примемся за дело. Трудолюбив не нуждается в желаниях; надеяться и ждать - одураченным стать. Без усилий ничего не приобретешь; руки, помогайте мне, потому что у меня нет земли, а если даже есть, то она обложена большим налогом. У кого ремесло, у того имущество; у того, кто чему-то обучен, выгодная служба и почет , как говорит Бедный Ричард. Но нужно работать, иначе ни имущества, ни денег не хватит, чтобы уплатить налоги. Если мы трудолюбивы, мы никогда не погибнем от голодной смерти. В дом рабочего человека голод заглядывает, но не смеет войти. Судебный пристав и полицейский тоже не войдут, потому что трудолюбие уплачивает долги, а отчаяние увеличивает их . Если ты не нашел клада и у тебя нет богатых родственников, которые оставили тебе наследство, то усердие - мать удачи, и без труда нет добра . Поэтому паши землю глубоко, пока спит лежебока, и у тебя будет достаточно зерна для продажи и для себя . Работай сегодня, потому что ты не знаешь, что тебе может помешать завтра. Один сегодняшний день стоит двух завтрашних , как говорит Бедный Ричард; и дальше: никогда не откладывай на завтра того, что можешь сделать сегодня . Если ты слуга, разве тебе не будет стыдно, если добрый хозяин заметит, что ты ничего не делаешь? А ты разве сам себе не хозяин? Стыдитесь своего безделья, когда так много можно сделать для себя, для своей семьи, для своей страны, для своего короля. Снимай рукавицы, бери в руки свои инструменты; помни, что кот в перчатках мышь не поймает , как говорит Бедный Ричард. Это правда, что нужно много сделать, а у тебя, возможно, слабые руки; по берись как следует за дело, и ты добьешься многого, потому что капля по капле камень долбит, а терпение и труд все перетрут. Небольшими ударами можно большие дубы свалить.

Кажется, я слышу, что кто-то из вас сказал: „Разве человеку нельзя иметь досуг?“ Я скажу тебе, мой друг, что говорит Бедный Ричард: как следует используй свое время, если хочешь, чтобы у тебя был досуг; и если ты не уверен в минуте, не трать понапрасну целый час . Досуг - это время для того, чтобы делать что-нибудь полезное; старательный человек добьется такого досуга, а ленивый человек никогда, потому что жизнь без дела и праздная жизнь - это одно и то же. Многие хотели бы схитрить и прожить без труда, да ума не хватает , тогда как трудолюбие дает покой, достаток и уважение. Избегай удовольствий, и они сами придут к тебе. У старательной пряхи длинная рубаха; и теперь, когда у меня есть овца и корова, все мне желают доброго здоровья.

II. Но и обладая трудолюбием, мы должны быть настойчивы, спокойны и внимательны и сами следить за своими делами, не слишком доверяя другим, потому что, как говорит Бедный Ричард,

Я никогда не видел, чтобы дерево, которое часто пересаживали,

Или семья, которая часто переезжала,

Процветали так же, как те, которые не трогались с места.

И еще: трехкратные переезды с места на место все равно что пожар ; и еще: заботься о своей лавке, и она позаботится о тебе; если хочешь, чтобы твое дело было сделано, иди сам; если не можешь, пошли другого.

Тот, кто хочет разбогатеть с помощью плуга,

Должен либо сам идти за плугом, либо погонять.

И еще: хозяйский глаз сделает больше, чем обе руки; и еще: недостаточные заботы наносят больший вред, чем недостаточные знания; и еще: не наблюдать за работниками - значит оставить им открытым свой кошелек . Слишком доверять чужой заботе - значит испортить дело, потому что в делах этого мира люди спасаются не благодаря доверию, а благодаря его недостатку. Своя же забота человеку полезна, потому что, если хочешь иметь верного слугу, которым ты был бы доволен, служи себе сам. Небольшая небрежность может привести к большому несчастью; из-за того, что не было гвоздя, пропала подкова; из-за того, что пропала подкова, лошадь пропала; из-за того, что лошадь пропала, всадник пропал, потому что он, был застигнут врасплох и убит врагами; и все это из-за того, что не позаботились о маленьком гвоздике в подкове.

III. Вот как важно трудолюбие, друзья мои, и внимание к собственному деду; но к этому мы должны прибавить умеренность, если хотим, чтобы наше трудолюбие принесло большой успех. Если человек не знает, как сохранить то, что он заработал, он всю жизнь может работать без отдыха и умереть, не оставив даже четырех пенсов. Богатый стол оставляет скудное завещание и

Много тратится на то, чтобы приобрести,

Если женщина из-за чая отказывается прясть и вязать,

А мужчины из-за пунша отказываются рубить и колоть дрова.

Если хочешь быть богатым, то думай и о сохранении, а не только о приобретении. Вест-Индия не обогатила Испанию, потому что ее расходы больше, чем ее доходы.

Отбрось свои дорогостоящие причуды, и у тебя не будет так много причин жаловаться на трудные времена, высокие налоги и семью, которые требуют больших забот, потому что

Женщина и вино, игры и обман

Уменьшают богатство и увеличивают нужду.

И далее, тех средств, которые удовлетворяют один порок, достаточно, чтобы воспитать двух детей. Вы думаете, наверное, что немного чая или немного пунша, более дорогая пища, более красивые платья и немного развлечений-это пустяки; но помните, с миру по нитке - голому рубашка . Остерегайтесь мелких расходов; маленькая течь может потопить большой корабль , как говорит Бедный Ричард; и еще: кто любит лакомство, будет нищим ; и еще: дураки устраивают пиры, а умные едят на них .

Сейчас вы все собрались здесь на распродаже пышных нарядов и безделушек. Вы их называете хорошими вещами , но если вы не будете осмотрительны, то для многих из вас эти хорошие вещи обернутся злом. Вы ожидаете, что их будут продавать дешево, но, возможно, они дешевле той цены, по которой продаются; если же вам эти товары не нужны, то они дороги для вас. Помните, что говорит Бедный Ричард: купишь то, в чем не нуждаешься, и вскоре тебе придется продать все необходимое . И еще: когда продают по дешевке, призадумайся . Он хочет сказать, что, возможно, эта дешевизна мнимая или что сделка, в которую тебя втягивают, может принести тебе больше вреда, чем пользы. И по другому случаю он говорит: многие разорились из-за того, что купили по дешевке . Или еще: глупо тратить деньги на покупку, в которой потом раскаешься ; и все же эта глупость каждый день совершается на торгах, так как не хотят заглянуть в Альманах. Многие ради того, чтобы надеть пышный наряд, ходят голодные и заставляют голодать свою семью. Шелка и атласы, пурпур и бархат гасят огонь на кухне , как говорит Бедный Ричард.

Все это вовсе не предметы первой необходимости, и вряд ли их можно назвать удобствами; и все же только потому, что это хорошо выглядит, многие хотят купить эти вещи! Из-за этих и других излишеств дворяне доходят до бедности и вынуждены занимать деньги у тех, кого они раньше презирали, но кто благодаря трудолюбию и бережливости сохранил свое положение; и в этом случае вполне очевидно, что землепашец на своих ногах выше, чем дворянин на коленях , как говорит Бедный Ричард. Возможно, они получили небольшое состояние и не знают, как оно добывалось; они думают, что сейчас день и ночь никогда не наступит ; что если от большого количества взять немножко, то об этом не стоит беспокоиться; но если из ларя все время брать муку и ничего туда не класть, то скоро доберешься до дна , как говорит Бедный Ричард. И затем: когда колодец высохнет, тогда узнаешь цену воде . Но это могли бы они узнать раньше, если бы вняли совету. Если хочешь знать цену деньгам, то бери их в долг; тот, кто берет взаймы, будет горевать , как говорит Бедный Ричард. Не лучше приходится тому, кто дает в долг и пытается вернуть его. Бедный Дик, далее, советует:

Гордиться сверх меры своим нарядом - это глупо,

И прежде чем советоваться с прихотью,

Посоветуйся со своим кошельком.

И еще: гордость - такая же крикливая попрошайка, как и нужда, и даже более дерзкая. Если ты купишь одну хорошую вещь, ты должен купить еще десять, чтобы твоя внешность была образцовой; Бедный же Дик говорит: легче подавить в себе первое желание, чем удовлетворить все последующие . Для бедных подражать богатым такая же глупость, как лягушке раздуваться, чтобы сравниться с волом.

Большому кораблю большое плаванье,

А маленькая лодка должна держаться берега.

Однако это глупость, которая скоро наказывается, потому что, как говорит Бедный Ричард, гордость, у которой на обед тщеславие, имеет на ужин презрение. Гордость, которая обильно завтракает, обедает в бедности, а ужинает в бесчестии . Кроме того, какая польза гордиться внешностью, ради которой так много рискуют и так много страдают? Хороший внешний вид не может способствовать здоровью или облегчать боль, он не увеличивает достоинств человека, а лишь порождает зависть и приближает несчастье.

И что это за сумасшествие - влезать в долги ради таких излишеств? На этой распродаже нам предоставляют рассрочку на шесть месяцев, и это, возможно, побудило многих из нас прийти сюда, потому что мы не располагаем наличными деньгами и надеемся теперь обойтись без них. Но подумайте, что вы делаете, когда берете в долг,- вы даете другим людям власть над вашей свободой. Если вы не можете вернуть долг в срок, вам будет стыдно встречаться со своим заимодавцем, вы будете бояться с ним говорить, вы будете приносить несостоятельные, жалкие, трусливые извинения и постепенно потеряете правдивость и погрузитесь в низкую, явную ложь, потому что, как говорит Бедный Ричард, второй порок - лгать, первый - влезать в долги ; и еще по тому же поводу; ложь едет верхом на долгах ; между тем свободнорожденный англичанин не должен стыдиться или бояться говорить с любым человеком. Бедность же часто лишает человека всяких душевных качеств и добродетели. Пустой мешок стоять не будет .

Что бы вы подумали о государе или правительстве, которые издали бы указ, запрещающий вам одеваться как джентльменам и леди под страхом тюремного заключения или рабства? Не скажете ли вы им, что вы свободны, имеете право одеваться; как вам нравится, и что такой указ попирает ваши права, а такое правительство тираническое? И все же вы близки к тому, чтобы подпасть под такую тиранию, когда вы влезаете в долги из-за платьев! Ваш заимодавец имеет право по своему желанию лишить вас свободы и держать вас в тюрьме, пока вы не сможете заплатить ему. Когда вы сделаете выгодную покупку, вы, может быть, немного подумаете об уплате. Но, как говорит Бедный Ричард, долги помнит не тот, кто берет, а кто дает; заимодавцы чрезвычайно точный народ и зорко следят за установленным сроком платежа . День уплаты придет до того, как вы осознаете это, а требование будет предъявлено до того, как вы будете готовы удовлетворить его. Или, если вы помните о своем долге, то срок, который сначала казался очень большим, с течением времени покажется чрезвычайно коротким. Время как будто дает крылья его ногам. Великий пост очень короток для тех, кто занимает деньги до пасхи . Возможно, в данный момент вы считаете себя преуспевающим и поэтому можете позволить себе без всякого ущерба некоторое излишество, но,

Если можете, копите деньги на случай нужды и старости,

Утреннее солнце не будет сиять целый день.

Заработок может быть временным и неопределенным, но всегда, пока вы живы, расходы постоянны и определенны, и легче построить две печи, чем запастись топливом на одну , как говорит Бедный Ричард; поэтому лучше ложиться спать без ужина, чем вставать должником .

И когда ты получишь этот философский камень, будь уверен, тебе не придется жаловаться на плохие времена или на трудность уплаты налогов.

IV. Это учение, мои друзья, есть благоразумие и мудрость; но, кроме всего прочего, не будьте в слишком большой зависимости от вашего трудолюбия, бережливости и предусмотрительности, хотя все это прекрасные вещи, ведь без благословения неба все это может быть разрушено; и поэтому смиренно просите этого благословения и будьте милосердны к тем, кто в настоящее время нуждается в нем, утешьте их и помогите им. Помните, что Иов сначала страдал, а потом преуспевал.

А теперь в заключение скажу: опыт - это дорогая школа, но глупцы ни в какой другой не могут выучиться , как говорит Бедный Ричард, потому что верно, что можно дать совет, но нельзя совершать поступки вместо другого . Однако помните, что если человеку нельзя советовать, то ему нельзя и помочь ; и далее: если ты не внемлешь благоразумию, то оно обязательно тебе отомстит , как говорит Бедный Ричард».

Так старик закончил свою речь. Люди выслушали ее и одобрили, но немедленно поступили наоборот, так, как будто это было обычной проповедью; торг открылся, и они бойко начали покупать. Я обнаружил, что добрый человек внимательно изучал мои Альманахи и все, что было написано мною по этому вопросу в течение двадцати пяти лет. Он часто упоминал обо мне, и такое упоминание могло утомить каждого, но мор тщеславие этим было удивительным образом удовлетворено, хотя я понимал, что и одна десятая доля мудрости, которую он мне приписал, была не моей собственной мудростью, а скорее крупицами знаний, которые я собрал у всех народов во все времена. Однако я решил, что лучше следовать этой мудрости; и хотя вначале у меня было намерение купить материю на новое пальто, я ушел и решил поносить еще старое пальто. Читатель, если ты сделаешь то же самое, то получишь такую же выгоду, как и я. Остаюсь, как всегда, твой готовый служить тебе

Ричард Саундерс.

Из книги Единственная автора Бах Ричард

Ричард и Лесли Бах Мы прошли долгий путь, Не так ли?Когда мы впервые встретились двадцать пять лет тому назад, я был летчиком, зачарованным пилотом, пытавшимся в показаниях приборов разглядеть смысл жизни. Двадцать лет назад крылья чайки распахнули перед нами совершенно

Из книги Заметки об инициации автора Генон Рене

Глава I. ПУТЬ ИНИЦИАТИЧЕСКИЙ И ПУТЬ МИСТИЧЕСКИЙ Смешение между эзотерической и инициатической областью и областью мистики, или, если угодно, между соответствующими им точками зрения, допускают сегодня особенно часто и, похоже, не всегда бескорыстным образом; в конечном Из книги Кочерга Витгенштейна. История десятиминутного спора между двумя великими философами автора Эдмондс Дэвид

Из книги Символика креста (сборник) автора Генон Рене

Глава I. Путь инициатический и путь мистический Смешение между эзотерической и инициатической областью и областью мистики, или, если угодно, между соответствующими им точками зрения, допускают сегодня особенно часто и, похоже, не всегда бескорыстным образом; в конечном

Из книги Дзен-буддизм и психоанализ автора Фромм Эрих Зелигманн

Ричард де Мартино

Из книги Том 26, ч.3 автора Энгельс Фридрих

[ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ] РИЧАРД ДЖОНС

Из книги История тайных обществ, союзов и орденов автора Шустер Георг

Из книги Ответы: Об этике, искусстве, политике и экономике автора Рэнд Айн

Ричард Никсон Дела в экономике настолько плохи, что при Никсоне нам не избежать экономической катастрофы?Не берусь судить. Ситуация такова, что экономическая катастрофа может произойти в любой момент, и у нас явно есть проблемы в экономике. Но никто не может сказать со

Из книги Пересборка социального. Введение в акторно-сетевую теорию автора Латур Бруно

Ричард Пауэре о том, что такое фирма В своем романе «Прибыль» Ричард Пауэре (1998 р.349-350) так рисует образ шефа крупной компании, готовящегося к накачке своих подчиненных:Извлекать выгоду. Постоянно извлекать выгоду. В конце концов, извлекать выгоду. Зарабатывать на жизнь.

Из книги Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке автора Джемаль Орхан

Бе́нджамин Фра́нклин (англ. Benjamin Franklin; 17 января 1706 года, Бостон, Провинция Массачусетс-Бэй - 17 апреля 1790 года, Филадельфия, США) - американский политический деятель, дипломат, полимат, изобретатель, писатель, журналист, издатель, масон. Один из лидеров войны за независимость США.

Бенджамин Франклин - единственный из отцов-основателей, скрепивший своей подписью все три важнейших исторических документа, лежащих в основе образования Соединённых Штатов Америки как независимого государства: Декларацию независимости США, Конституцию США и Версальский мирный договор 1783 года (Второй Парижский мирный договор), формально завершивший войну за независимость тринадцати британских колоний в Северной Америке от Великобритании.

Один из разработчиков дизайна Большой печати США. Первый американец, ставший иностранным членом Петербургской академии наук (с 1917 года - Российская академия наук).

Вопреки распространённому заблуждению, Франклин никогда не был президентом США.

Бенджамин Франклин родился 17 января 1706 года на улице Милк-Стрит в Бостоне 15-м из 17 детей в семье эмигранта из Англии Джосайи Франклина (1657-1745) - ремесленника, занимавшегося изготовлением мыла и свечей. Образование получил самостоятельно. Джосайя хотел, чтобы сын ходил в школу, но денег у него хватило лишь на два года обучения. С 12 лет Бенджамин начал работать подмастерьем в типографии своего брата Джеймса, а печатное дело стало его основной специальностью на многие годы.

В 1727 году основал в Филадельфии собственную типографию. С 1729 по 1748 год издавал «Пенсильванскую газету», а с 1732 по 1758 год - ежегодник «Альманах бедного Ричарда».

В 1728 году Бенджамин Франклин основал Филадельфийский дискуссионный кружок ремесленников и торговцев «Клуб кожаных фартуков» («Джунто»), превратившийся в 1743 году в Американское философское общество.

В 1731 году основал первую в Америке публичную библиотеку, в 1751 году Филадельфийскую академию, ставшую основой Пенсильванского университета. С 1737 по 1753 год исполнял должность почтмейстера Пенсильвании, с 1753 по 1774 год - ту же должность в масштабе всех североамериканских колоний.

В 1776 году был направлен в качестве посла во Францию с целью добиться союза с нею против Англии, а также займа. Был избран членом академий многих стран, в том числе и Российской академии наук (1789 год, первый американский член Петербургской АН).

Франклин был масоном и входил в величайшую масонскую ложу «Девять Сестёр». Он один из авторов американской Конституции (1787). Автор афоризма «Время - деньги» (из «Советов молодому купцу», 1748).

Франклин являлся фактическим духовным лидером новой американской нации во второй половине XVIII века и первой половине XIX века.

Франклин скончался 17 апреля 1790 года. На его похороны в Филадельфии собралось около 20 тысяч человек при том, что все население города в том году составляло 33 000 человек, включая младенцев.

На его надгробном камне выбита эпитафия: «Он вырвал у неба молнию, а затем у тиранов скипетры»

Автобиографией Бенджамина Франклина традиционно называют незавершенную запись о его собственной жизни, написанную в период с 1771 по 1790 год. Однако сам Франклин, вероятно, считал эту работу своими мемуарами. Публикация документа произошла после смерти автора.

В основе политических воззрений Бенджамина Франклина лежала концепция естественных и неотъемлемых прав человека, к которым он относил жизнь, свободу, собственность. Взгляды Франклина на политическое устройство североамериканских колоний с течением времени, однако, менялись. До 1765 года он рассматривал колонии как часть Британской империи. Затем пришёл к идее федерального устройства, на основе полного равенства всех колоний и метрополии под властью короля. Наконец, когда противоречия между Англией и колониями стали неразрешимыми, Франклин, убедившийся после провала составленного им обращения в Британском парламенте, что повлиять на политику Лондона с помощью петиций нет никакой возможности, ратовал за полное отделение колоний от метрополии и провозглашение политической независимости. Позднее выступал против усиления роли исполнительной власти, в частности, против предоставления Джорджу Вашингтону чрезвычайных полномочий, за установление всеобщего избирательного права, не ограниченного имущественным цензом, был решительным противником рабства.

По своим философским воззрениям Бенджамин Франклин примыкал к деизму. Ортодоксальной церковной догме противопоставлял идею «естественной религии», в которой роль Бога сводилась к акту сотворения мира. Сформулировал собственный вариант теории трудовой стоимости.

В соответствии с изложенным в своей «Автобиографии», Франклин разработал и пытался претворять в жизнь план по достижению морального совершенства и искоренению вредных привычек, который основывался на выработке навыка в 13 перечисляемых им добродетелях.

Из письма Робеспьера, адресованного Б. Франклину: «Вы знаменитейший учёный мира…».

Дейл Карнеги: «Если вы хотите получить превосходные советы о том, как обращаться с людьми, управлять самим собой и совершенствовать свои личные качества, прочтите автобиографию Бенджамина Франклина - одну из самых увлекательных историй жизни».

Решением Всемирного Совета Мира имя Франклина включено в список наиболее выдающихся представителей Человечества[источник не указан 1294 дня].

Ввёл общепринятое теперь обозначение электрически заряженных состояний «+» и «−»;
установил тождество атмосферного и получаемого с помощью трения электричества и привёл доказательство электрической природы молнии;
установил, что металлические острия, соединённые с землёй, снимают электрические заряды с заряженных тел даже без соприкосновения с ними и предложил в 1752 году проект молниеотвода;
изобрёл бифокальные очки (1784);
получил патент на конструкцию кресла-качалки;
в 1742 году изобрёл эффективную экономичную малогабаритную печь для отопления домов, получившую название печь Франклина (или «пенсильванский камин»), а в 1770 году принципиально её усовершенствовал и специально не стал ее патентовать для блага всех сограждан;
выдвинул идею электрического двигателя и продемонстрировал «электрическое колесо», вращающееся под действием электростатических сил;
впервые применил электрическую искру для взрыва пороха;
объяснил принцип действия лейденской банки, установив, что главную роль в ней играет диэлектрик, разделяющий проводящие обкладки;
принципиально усовершенствовал стеклянную гармонику для которой стали сочинять Моцарт, Бетховен, Доницетти, Р. Штраус, Глинка и Чайковский;
разработал собственную систему управления временем;
собрал обширные данные о штормовых ветрах (норд-остах) и предложил теорию, объяснявшую их происхождение;
при участии Бенджамина Франклина были проведены измерения скорости, ширины и глубины Гольфстрима, и это течение, название которому дал Бенджамин Франклин, было нанесено на карту (1770).

Будучи директором почт колоний, он обратил внимание на жалобы, что почтовые пакетботы, отправлявшиеся из английского порта Фалмут в Нью-Йорк, шли на две недели дольше, чем обыкновенные торговые суда из Лондона в Нью-Порт, находящийся несколько восточнее Нью-Йорка. Оказалось, что виной тому был Гольфстрим. Почтовыми судами командовали английские моряки, незнакомые с этим течением, а торговыми судами - американские моряки, которые смолоду принимали участие в морских промыслах у берегов Америки. По настоянию Франклина моряки стали наносить свои наблюдения на карты, результатом чего стала первая карта Гольфстрима.

Широко известен опыт Франклина по выяснению электрической природы молнии. В 1750 году он опубликовал работу, в которой предложил провести эксперимент с использованием воздушного змея, запущенного в грозу. Такой опыт был проведён 10 мая 1752 года французским учёным Томасом-Франсуа Далибардом (фр.)русск.. Не зная об опыте Далибарда, Франклин провёл свой собственный эксперимент с воздушным змеем 15 июня 1752 года в Филадельфии. Опыт Франклина был описан в работе Джозефа Пристли «История и теперешнее состояние электричества» (англ. History and Present Status of Electricity) 1767 года. Пристли говорит о том, что Франклин был изолирован в процессе эксперимента, чтобы избежать создания смертельно опасного контура протекания тока (некоторые исследователи погибли во время проведения подобных экспериментов: в 1753 году при исследовании атмосферного электричества незаземлённым прибором погиб российский учёный Георг Рихман). В своих записях Франклин говорит о том, что знал об опасности и нашёл альтернативный путь демонстрации электрической природы молнии, о чём говорит использование им заземления. Распространённая версия проведения опыта гласит о том, что Франклин не стал дожидаться, когда молния ударит в запущенного змея (это было бы смертельно опасно). Вместо этого он запустил змея в грозовое облако и обнаружил, что змей собирает электрический заряд.

Вебинар состоится 24 февраля 2018 г. в 20:00 (время московское) ведущая Ирина Дедюхова.

Зарегистрируйтесь для участия в вебинаре, заполнив следующую форму и оплатив участие. Обязательны для заполнения только поля Имя и E-mail.

Емейл в форме оплаты в форме регистрации должны совпадать. После оплаты и проверки администратором на этот емейл вам будет выслана ссылка для участия в вебинаре.

Подвернулся под руку текст трёхвековой давности «Путь к богатству», написанный тем самым Франклином, чей портрет украшает банкноту в 100 долларов - текст, написанный как учебник для читателей. Я решил не комментировать его, а просто выложить, как есть.

Недавно я остановил коня возле большой толпы, скопившейся по случаю распродажи различного товара. Час распродажи еще не наступил, собравшиеся беседовали о том, какие скверные нынче времена, и один из них обратился к старику с седыми кудрями, одетому бедно, но чисто:

«Отец Авраам, прошу вас, скажите, что вы думаете о нынешних временах? Неужели тяжкие поборы не погубят страну? Разве сможем мы их выплачивать? Что вы нам посоветуете?»

Отец Авраам поднялся и ответил:

«Если вам нужен мой совет, он будет коротким, ибо мудрецу достаточно одного слова, а словами торбу не наполнишь, как говорит Бедный Ричард».

Все остальные стали сообща выражать желание, чтобы он высказал, что думает, и столпились вокруг него, а он продолжил:

«Друзья, – сказал он, – и соседи, поборы действительно очень тяжелы, и если бы нам нужно было платить лишь те из них, которых требует правительство, мы могли бы с легкостью их выплачивать; однако с нас требуют множество других налогов, и для некоторых из нас они гораздо более тяжки. Вдвое больше требует с нас леность, втрое больше – гордость и вчетверо больше – глупость, и сборщики не могут облегчить нашу участь, снизив их или вовсе отменив. Однако прислушаемся к доброму совету, сделаем то, что мы в силах для себя сделать: Господь помогает тем, кто сам себе помогает, как говорит Бедный Ричард в альманахе за 1733 год.

Суровым сочтут такое правительство, которое потребует, чтобы его народ одну десятую своего времени уделял службе государству. Однако леность отнимает у нас гораздо больше, если мы присовокупим все, что тратится на полную праздность, на ничегонеделание, к тому, что расходуется на ненужные занятия и развлечения, которые тоже никчемны. Леность вызывает недуги и сокращает век как он есть. Леность, словно ржавчина, пожирает быстрее, чем труд истирает, ведь ключ, которым часто пользуются, всегда блестит, как говорит Бедный Ричард. Но коль любишь жизнь, не растрачивай время, ведь время – это вещество, из которого она состоит, как говорит Бедный Ричард. Насколько больше необходимого мы расходуем на сон! Забывая при этом, что спящая лиса не поймает дичи и что в могиле отоспимся, как говорит Бедный Ричард.

Если время – величайшая драгоценность, то тратить время, как говорит Бедный Ричард, – величайшее мотовство, поскольку, как он настойчиво нам твердит, потерянное время не найдешь, а когда говоришь, что времени достаточно, его всегда не хватает; так что давайте возьмемся за дело и будем стремиться к цели, так что усердие поможет нам больше сделать, меньше затрудняясь. Если лениться, все будет трудным, если трудиться, все станет легким, как говорит Бедный Ричард; кто поздно встает, весь день должен будет спешить и еле-еле все доделает к вечеру. Леность ползает так медленно, что бедность ее обгоняет, как мы читаем у Бедного Ричарда, который добавляет: подгоняй свои дела, чтобы они тебя не подгоняли, и рано в кровать, рано вставать, горя и хвори не будете знать.

Так что нет никакого смысла уповать на лучшие времена. Мы можем сделать так, что наши времена станут лучше, стоит лишь заставить себя взбодриться. Трудолюбию не нужны желания, как говорит Бедный Ричард, а кто надеждою живет, тот от голода умрет. Без труда не выудишь и рыбку из пруда, и помогайте мне, руки, ведь земли-то у меня нет, а если есть, она сплошь обложена налогами. Вдобавок, как опять же отмечает Бедный Ричард, у кого в руках ремесло, у того, считай, поместье, а тот, у кого есть призвание, уже занимает почетный и выгодный пост; но если у тебя есть ремесло, надо работать, а если есть призвание, надо ему следовать, иначе ни поместье, ни пост не помогут выплачивать налоги. Если мы будем прилежны, то никогда не станем голодать, ведь, как говорит Бедный Ричард, в дом работающего человека голод заглядывает, но войти боится. Бейлиф и констебль туда тоже не войдут, ведь трудолюбие платит долги, а отчаяние их лишь увеличивает, говорит Бедный Ричард.

Так что, даже если вы не нашли никакого клада и богатый родственник не оставил вам наследства, усердие – мать везения, как говорит Бедный Ричард, и трудолюбивому Бог дает все на свете. А также пока ленивцы спят, паши поглубже, и будет у тебя зерно и для себя, и на продажу, говорит Бедный Ричард. Работай сегодня, пока можешь, ведь неизвестно, кто и как помешает тебе завтра, – поэтому-то Бедный Ричард и говорит: одно сегодня двух завтра стоит, и далее: не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. Если бы вы были слугами, разве не стыдно было бы вам, если бы добрый господин застал вас праздными? А поскольку вы сами себе господа, стыдитесь, если застали себя за ничегонеделаньем, как говорит Бедный Ричард. Когда нужно столько сделать для себя, своей семьи, своей страны и своего милостивого короля, вставайте с рассветом, не позволяйте, чтобы солнце взглянуло вниз и сказало: «Вот лежит лентяй!» Беритесь за лопату без перчаток, помните, что кот в перчатках мышей не ловит, как говорит Бедный Ричард. Ведь сделать и вправду надо очень много, а вы, пусть и слабосильны, все равно трудитесь не покладая рук и увидите, как много вам удастся сделать, ведь капля камень точит и усердие и труд все перетрут, а также усердная мышь и доску прогрызет, как говорит Бедный Ричард в своем альманахе уж и не помню за какой год.

Мне кажется, кое-кто из вас говорит: разве человек не должен позволять себе немного досуга? Отвечу тебе, друг мой, то же самое, что говорит Бедный Ричард: если хочешь заслужить досуг, правильно используй время, а поскольку ты не уверен в минуте, не разбрасывайся часами. Досуг – это время, когда нужно делать что-то полезное; подобный досуг обретает усердный труженик, но не ленивец; ведь, как говорит Бедный Ричард, досуг и лень – это разные вещи. Неужели вы думаете, будто леность позволит вам жить приятнее, чем труд? Нет, поскольку, как говорит Бедный Ричард, от лености все беды, а ненужные послабления приводят к горестям и несчастьям. Многим удается жить без труда, одной лишь хитростью, но их ждет крах, поскольку запасов-то у них нет. А трудолюбие приносит уют, изобилие и уважение: беги от удовольствий, и они за тобой погонятся. У усердной пряхи и платье будет пышное, а теперь, когда у меня и коровка и овечка, у каждого найдется мне доброе словечко, – все это тоже сказал Бедный Ричард.

Но и в трудолюбии мы должны быть упорными, твердыми и бдительными и сами следить за своими делами, а другим не слишком доверять, ведь, как говорит Бедный Ричард:

Я никогда не видел, чтобы дерево, которое часто пересаживали,
Или семьи, которые часто переезжали,
Процветали так же, как те, которые сидят на месте.

Опять же, три переезда все равно что один пожар, и держи свою лавку, и лавка поддержит тебя, а также если можешь делать свое дело, делай, если нет – продай его.

Тот, кто хочет зарабатывать пахотой,
Пусть сам решает, когда налечь на плуг, а когда остановиться.

А также глаз мастера делает больше работы, чем обе его руки, а также от беспечности больше бед, чем от невежества, а также не следить за своими работниками – все равно что оставить им свой открытый кошелек. Излишняя доверчивость погубила очень многих, ведь, как говорит альманах, в мирских делах людей спасает не вера, а ее недостаток; однако если человек сам заботится о своих делах, это очень выгодно, ведь, как говорит Бедный Ричард, знания – прилежным, а богатства – заботливым, так же как могущество – отважным, а Небеса – праведным. Далее, если хочешь найти верного слугу, который тебе понравится, служи сам себе. И снова он советует нам быть бдительными и осмотрительными, даже в мелочах, поскольку иногда небольшой недосмотр может привести к большой беде, добавляя, что не было гвоздя – подкова пропала, не было подковы – лошадь захромала, лошадь захромала – командир убит, конница разбита, армия бежит (1), а все потому, что вовремя не позаботились о гвозде для подковы.

Итак, друзья мои, мы поговорили о трудолюбии и о внимании к собственным делам; однако если мы хотим, чтобы наше трудолюбие привело к подлинным успехам, то должны прибавить к ним еще и бережливость. Если человек не умеет сохранить то, что получает, он может рыть землю носом всю жизнь и умереть без гроша за душой. От жирной кухни воля худеет, как говорит Бедный Ричард, и

Много состояний спущено на то, чтобы нажить богатства,
Потому-то женщины бросают ткать и вязать ради чая,
А мужчины бросают рубить и колоть ради пунша.

Если хочешь быть богатым, говорит Бедный Ричард в другом альманахе, думай не только о том, чтобы получать, но и о том, чтобы сберегать: Индии не сделали Испанию богатой, потому что ее расходы больше доходов. Так избавьтесь от своих дорогостоящих глупостей, и у вас не будет столько причин жаловаться на тяжелые времена, непосильные налоги и ненасытные семьи, ведь, как говорит Бедный Ричард:

Женщины, вино, охота и обман
Делают состояние маленьким, а запросы большими.

Далее, средств на один порок хватит на то, чтобы вырастить двоих детей. Возможно, вам кажется, будто иногда немного чая, иногда немного пунша, привычка питаться чуть дороже, одеваться чуть изящнее и иногда развлекаться – не беда, но помните, что говорит Бедный Ричард: здесь немножко, там немножко – будет бочка, а не ложка, и далее: осторожнее с мелкими расходами – маленькая течь потопит большой корабль, а также: кто любит лакомства, станет нищим, более того, глупцы устраивают пиры, а мудрецы на них угощаются.

Все вы собрались здесь, где продаются роскошества и безделушки. Вы называете их товарами, но если не остережетесь, для некоторых из вас они обернутся злом. Вы ждете, что их будут продавать дешево, и, возможно, они действительно достанутся вам дешевле, чем стоят на самом деле; но если они вам не необходимы, то наверняка обойдутся дорого. Помните, что говорит Бедный Ричард: покупай то, что не нужно, и скоро придется распродавать то, без чего не обойтись. Опять же видишь выгодную цену – подумай хорошенько: он имеет в виду, что дешевизна, возможно, лишь видимость либо такая сделка помешает в делах и принесет больше вреда, чем пользы. В другом месте он говорит: глупо вкладывать деньги в приобретение того, о чем потом пожалеешь, и все же подобную глупость совершают ежедневно на распродажах – потому, что плохо помнят альманах.

Мудрецы, как говорит Бедный Дик, учатся на чужих бедах, а дураки не могут научиться даже на своих, но felix quem faciunt aliena pericula cautum. Многие ради того, чтобы роскошно облачить спину, держат брюхо в голоде и морят голодом свои семьи; шелка и атласы, багрянец и бархат, как говорит Бедный Ричард, гасят кухонный очаг. Без всего этого легко обойтись, все это едва ли можно назвать удобствами, и тем не менее сколь многие хотят его получить – только потому, что оно прелестно выглядит. Таким образом, искусственные прихоти человечества превзошли числом естественные его желания, и, как говорит Бедный Дик, на одного бедного человека приходится сотня бедствующих. Эти и другие причуды довели знать до бедности и заставили их одалживаться у тех, кого они прежде презирали, но кто упрочил свое положение трудолюбием и бережливостью, а в этом случае представляется, что пахарь, стоящий на ногах, выше джентльмена, стоящего на коленях, как говорит Бедный Ричард.

Возможно, им досталось небольшое состояние, которым они не умели управлять; они думают: сейчас день, а ночь никогда не настанет; считают, будто если отнять от такого множества совсем немного, этого можно не замечать (дитя и дурак, как говорит Бедный Ричард, считают, будто двадцать шиллингов и двадцать лет никогда не кончатся), однако если всегда брать из кадки и ничего туда не класть, скоро доберешься до дна; затем, как говорит Бедный Ричард, когда колодец пересохнет, все сразу понимают, как драгоценна вода. Но это могли бы понять и раньше, если бы прислушались к его совету: если хочешь понять, насколько дороги деньги, иди и попробуй их занять, ибо кто идет просить в долг, пройдет горький путь, и то же самое можно сказать и о том, кто ссужает деньги подобным людям, а потом собирается получить их назад. Бедный Ричард дает новый совет:

Судить по платью – глупая затея:
По кошельку получится вернее.

Опять же гордость – такая же горластая попрошайка, как и нужда, только еще наглее. Купив одну роскошную вещь, вы вынуждены купить еще десяток, чтобы ваша внешность была гармоничной, но Бедный Ричард говорит: проще подавить первое желание, чем удовлетворять все те, которые оно повлечет за собой. И бедняки, которые подражают богачам, поступают так же глупо, как лягушка, которая раздувается, чтобы сравняться с быком.

Большой корабль плывет по океану,
Куда на лодочке я выходить не стану.

Это, однако, глупость из тех, которые скоро бывают наказаны; ведь гордость, которая обедает тщеславием, ужинает презрением, как говорит Бедный Ричард. А в другом месте он замечает: гордость, которая богато позавтракала, обедает бедностью и ужинает бесчестием. В конце концов, какая польза от подобной внешней гордости, ради которой столько ставят на кон, столько страдают? Она не обеспечивает здоровья, она не облегчает мук, она не прибавляет человеку заслуг, она вызывает зависть, она навлекает несчастья.

Что есть бабочка? В лучшем случае -
Нарядно одетая гусеница.
Щеголь точно такой же, -

как говорит Бедный Ричард.

Какое же безумие – делать в долги ради подобных излишеств! На этой распродаже нам предлагают рассрочку на полгода, и это, вероятно, и привлекло сюда некоторых из нас, поскольку мы не можем потратить наличные деньги и надеемся, что в дальнейшем они нам не понадобятся. Но – увы и ах! – подумайте, что вы делаете, когда одалживаете деньги: вы отдаете другому человеку право распоряжаться вашей собственной свободой! Если вы не можете вернуть долг вовремя, вам будет стыдно встречаться с кредитором; вам будет страшно даже говорить с ним, вы будете искать жалкие, ничтожные, жульнические оправдания и мало-помалу утратите правдивость и скатитесь к простой и откровенной лжи, ведь, как говорит Бедный Ричард, ложь – второй грех, а первый – долги. И с той же целью ложь скачет верхом на долгах.

Свободнорожденный англичанин не должен ни стыдиться, ни бояться видеться или говорить с кем угодно. Однако бедность зачастую лишает человека всякого достоинства и присутствия духа: пустому мешку трудно стоять прямо, как верно замечает Бедный Ричард. Что вы подумаете о том короле, о том правительстве, которое выпустит закон, запрещающий вам одеваться, как подобает джентльмену или леди, под угрозой тюрьмы или каторги? Разве вы не скажете, что вы свободны, имеете право одеваться как вам вздумается и подобный закон нарушает ваши привилегии, а подобное правительство – это тирания? Однако вы готовы подпасть под власть тирана, когда делаете долги ради покупки подобного платья! Ваш кредитор обладает властью по своему произволу лишить вас свободы, на всю жизнь заключить в тюрьму, продать вас в рабство, если вы не сможете с ним расплатиться!

Вероятно, заключая сделку, вы не задумываетесь о расплате, но у кредиторов, твердит нам Бедный Ричард, память лучше, чем у должников, а в другом месте он отмечает, что кредиторы народ суеверный, они пристально следят, когда настанет предопределенный день и час. Этот день настанет, а вы и не заметите, и долг потребуют с вас прежде, чем вы будете готовы его вернуть. А если вы станете постоянно помнить о нем, то срок, который поначалу покажется таким долгим, приближаясь, сделается необычайно коротким. Вам покажется, что время прицепило крылья не только к плечам, но и к пяткам. Великий пост покажется коротким тому, кто обещал вернуть долг на Пасху, изрекает Бедный Ричард. А поскольку, как он говорит, должник – раб кредитора, отбросьте кандалы, берегите свободу, храните независимость, будьте трудолюбивы и свободны, будьте бережливы и свободны. Поначалу, возможно, вам покажется, что вы процветаете и безо всякого вреда можете позволить себе кое-какие прихоти; однако

На старость деньги мне сберечь не лень:
Не может утро длиться целый день, -

как говорит Бедный Ричард.

Прибыль может быть временной и ненадежной, но пока вы живы, расходы будут постоянными и надежными, и проще построить две печи, чем поддерживать огонь в одной, как говорит Бедный Ричард. Поэтому лучше лечь спать голодным, чем наделать долгов.

Что получил – храни уж до конца:
Так получают злато из свинца, -

как говорит Бедный Ричард.

Если вы раздобудете философский камень, вам, разумеется, больше не придется сетовать на тяжелые времена или на то, что трудно платить налоги.

Это учение, друзья мои, основано на мудрости и благоразумии; однако не надо слишком полагаться на собственное трудолюбие, бережливость и здравомыслие, – все это прекрасные качества, но без благословения небес они могут исчезнуть в мгновение ока; а посему смиренно молитесь об этом благословении и не будьте немилосердны к тем, кому сейчас его недостает, утешайте их и помогайте им. Помните, как страдал Иов – и как он затем процветал.

А в заключение добавлю, что опыт – отличная школа, но лишь глупцы учатся только в ней, да и то без прилежания, поскольку мы воистину можем дать совет, но не можем руководить, как говорит Бедный Ричард; однако не забывайте, что тому, кто не желает советоваться, нельзя помочь, и далее, если не желаешь слушать доводы здравого смысла, он наверняка задаст тебе трепку».

На этом старый джентльмен закончил свою речь. Толпа ее выслушала, одобрила его учение и тут же принялась по ступать вопреки ему, как будто это была простая проповедь; ибо началась распродажа, и они принялись в изобилии скупать товары, презрев все предупреждения старика и весь свой страх перед налогами. Я обнаружил, что добрый человек подробно изучил мои альманахи и усвоил все, что я говорил об этих предметах на протяжении двадцати пяти лет. Частое упоминание моей персоны любому другому, должно быть, надоело бы, зато чудесно потешило мое тщеславие, хотя я и понимал, что из всей той мудрости, которую старик мне приписывал, мне самому принадлежит едва ли десятая часть, – скорее я собрал ее крупицы у всех народов и возрастов. Однако я счел за лучшее ей соответствовать и, хотя поначалу твердо собирался купить материи на новый плащ, ушел прочь, решив еще немного поносить старый. Если, читатель, ты пожелаешь того же, то получишь такую же пользу, что и я. Я же, как всегда, остаюсь твоим верным слугой.

Франклин довольно решительно выступил против в той традиции. Из коммерческих соображений он не отказывался от печатания работ религиозного содержания. Так было, в частности, с историей секты квакеров, но он свел до минимума публикацию работ по религиозной тематике.

Для Франклина типография, издательское дело были не только бизнесом, средством существования. Он был человеком науки и использовал свою профессию в интересах развития и популяризации науки в Америке. В 1741 году в типографии Франклина был напечатан ранний американский медицинский трактат. Два первых в Америке памфлета против рабства также были напечатаны в его типографии. Франклин уже в первые годы своей издательской деятельности пошел на риск публикации двух небольших томов американской поэзии. Это действительно был определенный риск, так как колонии были страной не поэтов, а деловых людей, и нельзя было рассчитывать на хороший спрос таких изданий. Франклин перепечатал стихи и ряда европейских поэтов. В 1744 году Франклин опубликовал произведение Ричардсона «Памела» – первый роман, напечатанный в Америке. Еще в 1735 году Франклин издал первый в Америке перевод с латинского языка.

Самым большим успехом в издательской деятельности Франклина была публикация «Альманаха „Бедного Ричарда“. Это издание было начато в 1732 году и продолжалось двадцать пять лет. Франклин писал о нем; „Я старался сделать его одновременно занимательным и полезным“.

В «Альманахе» было все: календарь на предстоящий год, рассказы о знаменательных событиях, советы по хозяйству, медицинские рекомендации, география в самой популярной и занимательной форме, многочисленные пословицы и поговорки. Франклин писал, что эти пословицы и поговорки содержали мудрость многих поколений и народов. Ученые пришли к выводу, что авторство Франклина распространялось не больше чем на десять процентов этих пословиц и поговорок. Но его заслуга заключалась в том, что из фольклора многих стран и народов он сумел отобрать самое важное, интересное, привлекающее внимание самого широкого круга читателей.

Демократическая направленность этого издания подчеркивалась в самом названии – все повествование, все советы шли от имени «Бедного Ричарда», – простого человека из народа, не очень образованного, но умного и лукавого, умудренного большим жизненным опытом. Возникновение в Америке юмористической литературы было связано с авторской и издательской деятельностью Бенджамина Франклина. Все содержание «Альманаха», как солнечным светом, пронизано шуткой, юмором, оптимизмом, что также являлось важной причиной огромного успеха этого издания. «Альманах» расходился невиданными по тем временам тиражами, достигавшими 10 тысяч экземпляров в год, и приносил большой доход.

Франклин всегда стремился к тому, чтобы все, чем он занимался, давало практическую отдачу, приносило пользу. Таков был критерий его подхода к науке, общественной и государственной деятельности, к издательской и авторской работе. Он глубоко верил в то, что просветительская деятельность может сыграть важную роль в улучшении нравов, в решении проблем, важных для широких народных масс. Большую популярность «Альманаха» Франклин использовал, как он писал, «для наставления простого народа, который едва ли покупал какие-либо другие книги».

Через «Альманах» он популяризировал те добродетели, которые, по его мнению, могли решить все основные проблемы трудового человека: трудолюбие, бережливость как средство достижения благосостояния, трезвенность, честность и т. п. У Франклина выработался классовый, если так можно сказать, подход к вопросу о практическом применении этих добродетелей в жизни. Устами «Бедного Ричарда» он, например, заявлял, что человеку, испытывающему нужду, труднее поступать всегда честно: «Пустому мешку нелегко стоять прямо».

Стремление выбиться в люди, прочно стать на ноги, завести собственное дело – вот какие идеалы владели умами основной массы колонистов в те, да и в значительно более поздние времена. Жизненный путь Франклина был, с этой точки зрения, самым лучшим эталоном: от бедности, граничащей с нищетой, благодаря своему трудолюбию, бережливости и другим положительным личным качествам – к материальному благополучию, славе, почету и бессмертию. Правда, было одно существенное обстоятельство – Франклин был человеком редкостных дарований и целеустремленности. Такие личности во все времена и, как правило, при всех обстоятельствах добиваются того, что не дано простым смертным.

Во всяком случае, добившись столь многого в жизни, Франклин имел полное моральное право на поучение, на то, чтобы, основываясь на своем личной опыте, помочь другим в решении житейских проблем.

В 1757 году Франклин собрал и свел воедино все пословицы и поговорки, разбросанные в многочисленных изданиях «Альманаха». Это была квинтэссенция жизненной мудрости, евангелие делового человека, в юмористической форме изложенные советы, как добиться в жизни материального благополучия, счастья.

Все газеты Американского континента подхватили это издание. Сборник получил исключительно широкое распространение в Англии, его перепечатывали на больших листах и вывешивали в домах на видном месте для всеобщего обозрения. Два перевода были сделаны во Франции. Через двадцать пять лет это издание под названием «Учение добродушного Рихарда» вышло в России и неоднократно потом переиздавалось.

Пословицы и поговорки, собранные в этом сборнике, наглядно отражали взгляды автора, ту мораль, которую он хотел привить своим читателям. «Праздность подобна ржавчине, она изнуряет больше, чем труд. Ключ, находящийся в употреблении, всегда отполирован до блеска», «Лень движется так медленно, что бедность догоняет ее», «Кто хочет приобрести здоровье, богатство и благоразумие, должен ложиться рано и вставать с зарей», «Деятельность порождает благосостояние. Господь не отказывает тем, кто трудится», «Не оставляйте до завтрашнего дня то, что можно сделать сегодня», «Кошка в рукавицах мышей не ловит», «Вода, падая по капле, пробивает камень», «У работающей пряхи всегда есть рубашка», «Три переезда равны одному пожару», «Не смотреть за работником – равносильно тому, чтобы отдать в его распоряжение свой кошелек», «В делах мирских не вера спасает, а неверие», «Не спеши покупать дешевые вещи. Глупо тратить деньги на покупку раскаяния», «Умные учатся на ошибках других, а дураки не становятся умнее от своих собственных», «Земледелец на ногах – выше дворянина на коленях», «Большому кораблю – большое плавание. Маленькая лодка должна держаться берега», «Рассудок наказывает того, кто его не слушается».

Как свидетельствуют приведенные выдержки из высказываний «Бедного Ричарда», Франклин высмеивал бездельников, тунеядцев, болтунов. В этих афоризмах четко прослеживалась и мораль буржуазного общества, подчеркивались преимущества третьего сословия над дворянством, над привилегированной знатью.

Франклин никогда не боялся работы, не стремился переложить на плечи ближнего работу потяжелее. Когда они с Мередитом открыли собственную типографию, то Франклин взял на себя самую трудоемкую и ответственную часть работы – набор текста. Он набирал по листу в день, что было очень значительной нагрузкой. Причем не уходил из типографии, пока не выполнял установленной для себя нормы.

Такое трудолюбие было быстро замечено окружающими и в немалой степени способствовало укреплению авторитета молодого типографа в деловом мире Филадельфии. Вскоре после того, как Франклин стал единоличным хозяином типографии, он открыл небольшую лавочку писчебумажных принадлежностей и приступил к торговле всевозможными бланками, бумагой, пергаментом, книгами для торговых записей. «Чтобы показать, что я не брезгаю своим делом, – писал он в автобиографии, – я иногда привозил домой бумагу, купленную мной в магазине, на тачке. Я слыл трудолюбивым и преуспевающим молодым человеком, аккуратно платящим по счетам. Купцы, ввозившие канцелярские принадлежности, просили у меня заказов; другие предлагали снабжать меня книгами, и дела мои шли прекрасно».

«Диктатор недели» углубился в биографию человека, который нравится решительно всем (кроме его сгнившего в тюрьме сына), - отца-основателя США Бенджамина Фраклина, человека, чьё лицо украшает купюру в 100 долларов, и чья жизнь породила саму Американскую мечту.

«Я - младший сын младшего сына, который в свою очередь тоже был младшим сыном младшего сына, и так на протяжении пяти поколений».

У отца Франклина было семнадцать детей от двух жён, и Бенджи был семнадцатым.

Отец Бенджамина Франклина занимался изготовлением и продажей мыла и свечей и традиционно рассчитывал передать младшему сыну своё дело, поэтому держал его при себе, с раннего возраста обучая этому нехитрому ремеслу. Однако как только Бенджамин стал тинейджером, он взбунтовался против карьеры мыловара. Отец со скрипом согласился отдать его в подмастерья к одному из старших братьев, который работал книгопечатником. Отпуская сына, он заставил его подписать контракт, обязывающий находиться в ученичестве и подчинении у брата до двадцати одного года. Ремесло печатника пришлось Бенджамину по душе, и он быстро освоился, однако и этого ему вскоре стало мало, так что он решил попробовать себя в качестве автора в газетах, набором которых занимался. Брат точно зарубил бы такую инициативу, поэтому он решил писать истории от лица вдовы средних лет по имени Silence Dogood («Молчание Творитдобро»). В тётушкиных статьях он разумно и остроумно, насколько это возможно для хлебнувшей горя вдовушки, рассуждал обо всём на свете, от чисто практических советов по здоровью до вопросов спасения души и прогрессивных взглядов на место женщин в обществе.

В семнадцать лет Бенджамину стало совсем тесно на работе брата, он овладел ремеслом печатника и провёл первые пробы пера. Так что из родного Бостона он сбежал в Филадельфию, ставшую впоследствии его родным городом. Трудолюбивый и упрямый, он быстро нашёл в новом городе работу в типографии и привлёк внимание местного чиновника, который взялся за повышение квалификации Бенджамина-печатника и отправил его на обучение в Лондон. Америка в то время была провинциальной колонией великой Британской империи, а Лондон - самым горячим мегаполисом того времени. За два года молодой Франклин как губка впитал не только тонкости печатного дела и светский этикет, но и идеи Просвещения, тягу к науке и тайным обществам.

В двадцать лет Франклин вернулся в Америку новым человеком - теперь у него была чёткая этическая и практическая система, набор принципов и правил, которых он придерживался всю оставшуюся жизнь. Он составил тринадцатиступенчатую пирамиду из добродетелей , которые нужно культивировать в себе и овладевать ими одной за другой. В 1731 году он был посвящён в свою первую масонскую ложу и за три года превратился в её Великого Мастера.

Помимо нравственной системы Франклин обрёл мастерство и знания в печатном деле, позволившие ему стать ведущим специалистом и открыть одну из трёх основных типографий в Филадельфии. На базе издательства он почти сразу организовал книжный магазин и начал выпускать собственную «Пенсильванскую газету». В неё он вкладывал массу труда, продолжая традицию юности и печатая собственные статьи от имени читателей и выдуманных авторов, часто распускающих сплетни о горожанах и смакующих кровавые истории. Это был эдакий прототип современной жёлтой прессы.

В 1738 году он стал выпускать «Альманах бедного Ричарда», ежегодный календарь с народными мудростями на каждый день, а также плакаты с лучшими афоризмами, которыми можно украсить стены. К тридцати пяти годам Франклин был одним из самых богатых и влиятельных людей в Филадельфии.
Молодой преуспевающий издатель решил попробовать повторить опыт «чайных клубов» в Англии, где джентльмены встречаются и обсуждают насущные дела и разнообразные теории, помогают друг другу духовно, морально и интеллектуально. Он нашёл и объединил одиннадцать единомышленников, каждый из которых преуспевал в своём деле и стремился к совершенствованию как себя самого, так и - совместными усилиями - всего общества. Все члены тайного общества, которое Франклин назвал «Клубом кожаных фартуков» или «Джунто», должны был по очереди готовить доклады на научные, социальные, экономические или политические темы. Собрания проходили раз в неделю, участники делились полезной для души и дела информацией, помогали друг другу знакомствами и связями. Сам Франклин, будучи печатником, благодаря «Джунто» начал получать заказы на печать избирательных бюллетеней, бланков и анкет от всех крупнейших чиновников Филадельфии. В мемуарах Франклин вспоминает, что общество просуществовало несколько десятилетий - и если начинало оно со скромной взаимопомощи и небольших общественных инициатив, то закончилось всё созданием новых законов и курированием общегосударственных проектов.


Ближе к сорока годам Франклин, обладая собственным капиталом, самым влиятельным СМИ и издательством, а главное - авторитетом и влиянием среди всех публичных фигур и представителей власти, развернул активную общественную деятельность. Процесс выглядел следующим образом. Сначала Франклин придумывает, как можно улучшить растущий провинциальный город, и пишет об этом статью. В ней он выкладывает все за и против и выдвигает предложение по решению проблемы. Таким образом он подготавливает общественность. Затем он, часто в личном порядке, обрабатывает публичных деятелей и политиков, и, заручившись их поддержкой, обращается к общественности с проектом, например, пожарного общества. Начинается по сути краудфандинг-кампания, и каждый житель, которого через газеты настоятельно убедили в том, что грядут ужасы и беды от возможных пожаров, вносит посильную лепту деньгами или же вступлением в пожарные бригады. Со временем на собранные средства строилось здание, покупалось оборудование, а Франклин или кто-то из его приближённых людей становился почётным куратором этого общества.
Таким способом он организовал не только первое пожарное общество, но и первую публичную библиотеку, в которой можно было брать книги на дом, Американское философское общество, в которое вошли учёные со всего мира, в том числе из России, высшее учебное заведение и настоящую мини-армию для отпора испанцам, французам и индейцам.

В Америке того времени подобные публичные институты могли возникать двумя путями: вертикально, то есть по приказу или с благословения Британской короны; либо же горизонтально, то есть по инициативе граждан и чиновников на местах. Франклин вывел эту горизонтальную модель на новый уровень, с одной стороны стимулируя и координируя своих соотечественников, с другой стороны получая разрешение у англичан и их наместников. Со временем местные бизнесы и организации разрослись и стали возмущаться несправедливо высокими налогами, которыми Англия и богатые владельцы земель облагали частных предпринимателей и местное правительство. Родная для Франклина Филадельфия была крупнейшим городом в штате Пенсильвания, фактически принадлежавшем зажиточному английскому семейству Пеннов, которые собирали подати и не платили налогов. Франклин и его соратники многократно поднимали вопрос равноправия, свободной торговли и послабления колониальных налогов в прессе, публичных обсуждениях, кабинетах чиновников и на судебных заседаниях. В результате такой борьбы в 1757 году Франклина отправляют в Лондон, чтобы он представлял интересы американских граждан и предпринимателей не через посредников и почту, которая шла кораблями через океан целый месяц, а в личных разговорах и на приёмах у чиновников.

Перед отплытием в Англию Франклин начал проводить эксперименты с электричеством, извлечённым из простых приспособлений. Опыты с током демонстрировались в том числе на животных и на людях. Однажды Франклин на опытах зарядом тока убил индюка (которого он, кстати, впоследствии предлагал сделать символом США вместо орла), а также чуть не погиб сам, неправильно заземлившись. Этими экспериментами он ввёл в моду множество странных развлечений, в том числе человеческие электрические хороводы, когда множество великосветских любопытствующих брались за руки и подвергались воздействию электрических зарядов. Выводы из опытов Франклин оформил в серию статей, а также подтвердил их знаменитыми экспериментами с молнией, воздушным змеем, ключом и батареей. Помимо всего прочего он также изобрёл стеклянную гармонику, для которой писали музыку современники Франклина - Моцарт и Бетховен. Его открытия завоевали ему популярность не только в Америке, но и в Европе, так что по прибытии в Лондон он был на ура встречен в высшем обществе, общался с выдающимися учёными, в числе которых был и изобретатель универсальной паровой машины Джеймс Уатт, положивший своими изобретениями начало Промышленной революции.

При том что формально у Франклина не было даже среднего образования, Оксфордский университет присудил ему докторскую степень, а английские и европейские учёные до конца жизни американского патриарха поддерживали с ним связь и сообщали обо всех значительных научных открытиях.


Однако основной миссией Франклина в Лондоне было отстаивание интересов зарождающегося американского государства, которое в глазах имперских британцев было кучкой колониальных выскочек, внезапно начавших качать права и посмевших требовать что-то у Короны. Ничего конкретного в этот приезд Франклин так и не получил, англичане обещали подумать насчёт смягчения своей политики в Америке, но всё же напомнили своим колониальным потомкам, кто в доме хозяин.

Именно тогда Франклин стал самым популярным американцем в мире. Все, начиная с учёных кругов и заканчивая представителями Короны и светским обществом, были зачарованы простым и энергичным провинциальным самородком, который начинал с должности продавца в магазине, а теперь вызывал поклоны у королевских особ. Франклин стал первым прото-американцем, на чьих биографии и костях была впоследствии выстроена американская мечта. Он шагнул из грязи в князи, всех зайцев перестрелял и на всех стульях не то что уселся, а прямо-таки улёгся. В 1762 году Франклин покинул Лондон, сделав одного из своих сыновей, Уильяма Франклина, губернатором Нью-Джерси.

В Америку Франклин вернулся ненадолго, так как вскоре после его отбытия из Англии тамошние чиновники быстро позабыли о договоренностях с колониальным представителем и начали вводить новые налоги для американцев. Например, обязали покупать и клеить марки на все официальные документы, на каждый лист. Без таких акцизных марок никакой американский документ не мог считаться легитимным, налог был встроен в сам документооборот. В 1765 году Франклина снова откомандовали в Англию, на этот раз на целых десять лет, всё с теми же целями: отстоять интересы Америки, помочь колониям дышать свободно и упразднить явления вроде таких акцизных марок. Нужно заметить, что первое время Франклин пытался сгладить отношение соотечественников к этим злосчастным маркам, утверждая, что разоряют людей не налоги, а праздность, пьянство и лень. За такие конформистские взгляды Франклина в Америке подвергли лёгкому публичному остракизму, из-за чего он отплывал в Англию с удвоенным энтузиазмом и желанием доказать свой патриотизм.

Приплыв в Англию, Франклин взялся объяснять англичанам, что с такими резкими налоговыми прихватами те потеряют очень много выгод, которые может предоставить сотрудничество на равных с колониальными предпринимателями и местными правительствами. Так как разговаривать с Короной с позиции силы у колонистов не было возможности, Франклин использовал простую схему, которая также стала краеугольным камнем демократии. Не добившись никаких уступок со стороны чиновников, он начал в частном порядке склонять на свою сторону opinion maker’ов того времени: учёных, богачей, творческую элиту и в том числе жён чиновников. После продолжительной борьбы марочные налоги всё же отменили, а Франклину, казалось, удалось убедить англичан в самостоятельности американских колоний. Но вскоре после отмены одних налогов англичане вводят ещё больше других, и в «новой Англии» поднимается волна вооружённых восстаний против «старой». Самому же Франклину устраивают публичный разнос и унижение за то, что он с помощью своих связей и газет организовал серьёзный «wikileaks» того времени: опубликовал переписку одного из губернаторов, ставленников Короны в Америке. Из неё следовало, что Англия не то что не собирается послаблять давление на колонии, но наоборот, активно закручивает гайки.

Нужно отметить, что Франклин на протяжении десятилетней дипломатической миссии в Англию не отстаивал напрямую независимость американских колоний, а всего лишь пытался сгладить противоречия между единым народом, разделённым океаном. Большую часть жизни сам Франклин считал себя англичанином, однако в конце жизни им, как и большинством американцев, завладела идея независимости Штатов. За десять лет представления колониальных интересов в сердце Британской империи Франклин завоевал в США и родной Филадельфии еще больший авторитет и уважение, ну а пока возвращался на Родину, заодно открыл течение Гольфстрим.

В Штатах Франклин первым делом встретился со своим сыном-губернатором и насмерть с ним разругался: молодой Франклин всё ещё считал себя британцем и был предан Короне, в то время как старший Франклин уже предчувствовал приближение американской независимости и верил в неё. Вскоре после этой ссоры Франклина-младшего арестовали и до конца его дней поместили в тюрьму, а отец и пальцем не пошевелил, чтобы помочь отпрыску.

В Америке Франклин и на этот раз задержался ненадолго, помог своим единомышленникам составить черновик Декларации независимости и в семьдесят лет отплыл в Европу с новым дипломатическим заданием, на этот раз выполненным вполне успешно. В это время Америка уже открыто воевала с Британией, которая на то время была самой мощной военной силой в мире. Американские войска состояли из местных отрядов самообороны, как тот, который Франклин помог организовать в Филадельфии. Большая часть оружия, пушек и амуниции была получена у той же Короны, которая и не подозревала, что это оружие в конце концов обернётся против неё же самой. Французы столетиями воевали с англичанами и к концу XVIII века были державой номер два, так что Франклин небезосновательно полагал, что Людовик XVI воспользуется ситуацией и вставит большие палки в колёса Британской империи.

Однако французы не спешили помогать и вмешиваться в войну, которую Штаты месяц за месяцем проигрывали, так что Франклину пришлось опять идти обходными путями и охмурять всё высшее общество, по одному собирая единомышленников среди французов. Несмотря на свой преклонный возраст, он пользовался бешеной популярностью у женщин (однажды на вечеринке его окружили три сотни вздыхающих француженок), которые имели влияние на своих мужей и в самых положительных тонах нашёптывали им всё, что Франклин громогласно излагал в салонах. Кроме того в 1776 году он был посвящён во французскую масонскую ложу «Общество девяти сестёр», в которой сразу занял высокое положение и в том числе проводил обряд посвящения Вольтера. Эта ложа сыграла значительную роль в деле обретения независимости США, а после того как Франклин покинул Францию, его место в качестве посла и одного из руководителей ложи занял Томас Джефферсон, впоследствии ставший третьим президентом США.

Тогда Франклин провернул следующий манёвр. Из Парижа он отправился в Англию якобы для переговоров о перемирии, что привело французов в небывалое волнение, однако на самом деле он поехал к англичанам, чтобы просто в очередной раз высказать им свой протест против их политики (может быть, поболтать о погоде, но точно ни с кем не договариваться). Вернувшись после этой поездки в Париж, Франклин получил полную поддержку со стороны французов, которым, конечно, никто не докладывал о результатах переговоров и которые боялись, чтобы англичане не опередили их в поддержке наклёвывающегося государства.

Так был составлен и подписан Версальский мирный договор 1783 года, один из трёх основополагающих документов в истории США помимо Декларации независимости и Конституции. Франклин - единственный из отцов-основателей США, который участвовал в создании всех трёх основных документов.

Несмотря на ключевую роль, которую он сыграл в обретении Америкой независимости, новоиспечённые лидеры нации встретили семидесятидевятилетнего Франклина достаточно прохладно и даже отказались оплачивать его издержки за время пребывания во Франции. Возможно, другие отцы-основатели исходили из того, что, пока они воевали и сидели в окопах, Франклин рассекал по шикарным коврам, пил изысканные вина, наслаждался компанией самых выдающихся европейских умов, да ещё и продолжал изобретать - например, придумал бифокальные линзы, и, кроме того, вёл активную масонскую деятельность. В целом, радикальный демократ Франклин не очень хорошо ладил с главным героем военной части обретения американской независимости - Джорджем Вашингтоном. Франклин выступил против того, чтобы Вашингтона наделили чрезвычайными полномочиями, настаивал на регулярных и демократических выборах и в противовес всем остальным отцам-основателям считал необходимым отмену рабства. Франклин принимал активное участие в написании конституции нового государства и сделал так, чтобы в первых её строчках основополагающие истины демократии не восходили к данному богом праву, а считались «самоочевидными» и «неотъемлемыми». «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определёнными неотъемлемыми правами, к числу которых относятся право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью».

На церемонию подписания и принятия Конституции Франклина внесли на руках не только из-за его слабого здоровья, но и, конечно, в благодарность за всё то, что он сделал за свою жизнь для Америки. Он был самым известным американцем на протяжении десятилетий. Его обожали, несмотря ни на что, и в Англии, и во Франции, и, конечно, в самих Штатах. На его похороны в 1790 году пришли больше двадцати тысяч человек. Население Филадельфии в то время составляло всего тридцать тысяч.