Болезни Военный билет Призыв

Проект по обществознанию на тему человек личность. Сильная личность: примеры. такие качества характера

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Понятие: Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Родовая сущность человека: Родовая сущность человека проявляется у всякого индивидуума всегда особым образом. Выявление особенностей проявления социальной сущности у каждого человека находит свое отражение в персоналистическом подходе философии. И это не случайно, ибо человек как представитель рода или общества, есть индивид - элементарная часть, определяемая соотношением с целым (природой, обществом). А что же он представляет собой вне этого целого или даже в рамках этого целого, можно ли говорить о каждом конкретном человеке самом по себе, со всеми только ему присущими свойствами? Решение этой задачи и обусловило появление персонализма, который стремился развести понятия "человек" и "личность". Обычно все философы-персоналисты разделяют положение о том, что человек есть одновременно и личность. При этом они всегда подчеркивают, что человеческий индивидуум и личность - это не два разных существа человека, а как бы две разные его силы, два качествования. В этой связи понятия "человек" и "личность" рассматриваются ими, как правило, во взаимосвязи общего и единичного. Человек - родовое, общее, а личность - единичное, особое, индивидуальное начало, которое пробивается через родовой тип. Кстати, даже этимологически термины "человеческий индивидуум" (individuum - от латинского слова "неделимое") и "личность" (личина, persona - маска) ориентируют исследовать единичное и неповторимое в человеке. Однако значит ли это, что понятие "личность" всецело должно связываться с индивидуальностью человека, индивидуально-особенным в его отношениях с другими людьми, а понятие "человек" - только с родовым, общим, объединяющим началом всех людей? Иными словами, можно ли оперировать понятием "личность" на основе противопоставления индивидуального (единичного) и общественного (общего)? В ответе на этот вопрос, а следовательно, в определении содержания понятия "личность" в философии существуют разные решения. Здесь многое зависит от того, какой методологический подход лежит в основании решения вопроса о сущности (определении) человека.

Слайд 13

Описание слайда:

Простая правильная жизнь Козлов Николай Иванович

Личность: проект, который вам предстоит всегда

– Я себя ищу…

– А я себя – делаю.

Пожелаем им успеха!

Ты сегодняшний – это твое прошлое. Ты таким стал, верно. Но ты, смотрящий на себя сегодняшнего, – можешь больше, потому что у тебя есть твое будущее. А свое будущее, как и свою личность, творишь ты: можешь творить, если создашь такой замысел. Ты не заготовка, но в работе над собой ты можешь стать другим человеком: таким, каким построишь себя в соответствии со своим замыслом. Человек – это замысел о человеке, это его будущее. Ты будущий – это твой замысел о себе, и в этом смысле личности нет, потому что наша личность всегда впереди нас, как наше «Завтра».

Все знают, что такое «Завтра», а ведь его – нет. Когда наступает «Завтра», это самое «Завтра» оказывается снова впереди, и его снова невозможно поймать за хвост. «Завтра» никогда не существует сегодня, сегодня его нет – но именно наличие нашего «Завтра» делает нас людьми с будущим.

Ты сегодняшний – это твое прошлое. Твои сегодняшние мысли – это не совсем ты, а то, что к тебе пришло из твоего «Вчера». Это то, что ты принимаешь как свое прошлое и можешь изменить, поправить, уточнить.

К тебе пришли ненужные, лишние мысли – ты их прогнал. Правильно. Мысли – это не всегда ты.

Твои чувства – это также еще не ты, у тебя есть твое отношение к твоим чувствам. Можно радоваться своим красивым чувствам и сердиться на чувства глупые и неуместные. Ты был таким, потому у тебя и чувства такие. Эти чувства пришли из твоей личной истории, продиктованы твоими прошлыми мыслями, воспоминаниями и позициями. Ты станешь другим, и к тебе придут другие чувства.

Я – это я, а чувства – не я, а у меня.

Ты сегодняшний – это твое прошлое

Твое тело – тем более не полностью ты: мало ли что хочет твое тело, у тебя есть твои планы, намерения и обязательства. Я знаю очень смелых людей с трусливым телом: в ситуации опасности такое тело холодеет и трясется, но человек действует смело и решительно, потому что человек – это не его тело. Тело – твое ближайшее окружение, твой друг и союзник, хотя, когда-то, и источник проблем. Можно подчинить себя своему телу, а можно его подчинять себе, как минимум – с ним договариваться… Твое тело может стареть, но ты можешь оставаться молод. Твое тело – это твое прошлое, удачное или трудное, красивое или больное, а каким ты себя сделаешь завтра, решаешь ты – решаешь каждый следующий миг, каждую следующую секунду.

Конечно, это правда только в том случае, если ты выбираешь, что ты – это собственный проект и личный замысел. Если ты выбираешь жить своим будущим и учишь себя жить будущим.

Из книги НИЧЕГО ОБЫЧНОГО автора Миллмэн Дэн

Сознательное Я всегда несчастливо Люди задают мне очень много общих вопросов, но основной интерес, который их переполняет, вертится вокруг собственной личности: «Как мне наладить свои отношения с окружающими?», «Какова ситуация с моей жизнью, с моей работой, в моей семье,

Из книги Открытая книга мудрости автора Ray X

Как всегда побеждать Добиться Победы - это значит добиться нужных Вам результатов, ни больше, ни меньше. Добиваться каких-то результатов не для себя, а для кого-либо есть ни что иное, как ложь: Вы можете думать, что Вы покупаете цветы для любимой девушки, но на самом деле Вы

Из книги Я и мир объектов автора Бердяев Николай

1. Я и личность. Индивидуум и личность. Личность и вещь. Личность и объект Проблема личности есть основная проблема экзистенциальной философии. Я говорю «я» раньше, чем сознал себя личностью. «Я» первично и недифференцированно, оно не предполагает учения о личности. «Я»

Из книги Христианство и философия автора Карпунин Валерий Андреевич

2. Личность и общее. Личность и род. Личное и сверхличное. Монизм и плюрализм. Единое и множественное Проблема личности связана также с традиционной проблемой реализма и номинализма, проблемой общего и частного. Принято думать, что для защиты личности благоприятен

Из книги По законам логики автора Ивин Александр Архипович

3. Личность и общество. Личность и масса. Личность и социальный аристократизм. Социальный персонализм. Личность и общение. Сообщение и общение (коммунион) Проблема отношения личности и общества не есть только проблема социологии и социальной философии, это есть основная

Из книги Око духа [Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира] автора Уилбер Кен

4. Личность и изменение. Личность и любовь. Личность и смерть. Старый и новый человек. Заключение Уже было сказано, что личность есть изменение и имеет неизменную основу. В реализации личности кто-то вечно меняется, но этот кто-то остается все тем же, сохраняется тождество.

Из книги Откройся Источнику автора Хардинг Дуглас

Всегда ли мы знаем, что для нас лучше? У великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена есть сказка «Калоши счастья». В ней рассказывается о том, как самонадеянная фея Счастья решила облагодетельствовать людей, подкинув им специальные калоши. Эти калоши

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

«БЫТЬ ОЗАДАЧЕННЫМ ВСЕГДА…» Итак, существуют высказывания, говорящие о своей собственной истинности или ложности. Идея, что такого рода высказывания не являются осмысленными, очень стара. Ее отстаивал еще древнегреческий логик Хрисипп.В средние века английский философ

Из книги Командующее Я автора Шах Идрис

12. ВСЕГДА УЖЕ

Из книги Я познаю мир. Философия автора Цуканов Андрей Львович

60 ВСЕГДА ДОСТУПНОЕ Видение того, Кто ты, есть суть.В моем опыте оно лишено качеств. Оно обнажённое, абсолютно обнажённое, и потому такое ценное – ценное, независимо от твоего состояния. Тебе не обязательно находиться в приподнятом настроении. Возможность расслабиться,

Из книги Открой самого себя [Сборник статей] автора Коллектив авторов

2. Личность субстанциальная и личность атрибутивная В нашей настоящей работе мы часто употребляем термины"личность"и"безличие", которые могут вызвать сомнение в случаях отсутствия полной договоренности относительно смысловой направленности этой терминологии. При

Из книги Логика. Учебное пособие автора Гусев Дмитрий Алексеевич

КОТОРЫЙ ЧАС В.: Почему вы используете цитаты из книг современных писателей и из газет, если суфийские идеи давным-давно были достаточно хорошо сформулированы?О.: Полагаю, современный анекдот будет наилучшей иллюстрацией. Жил один торговец наручными часами. Он заметил, что

Из книги Превращения смысла автора Смирнов Игорь Павлович

РАБ, КОТОРЫЙ ВСЕГДА БЫЛ СВОБОДНЫМ Эпиктет (60-138 гг.) родился в малоазийской части Римской империи. Мальчиком он был привезен в Рим на положении раба и продан вольноотпущеннику Эпафродиту, фавориту императора Нерона, который, кстати, потом «помог» Нерону покончить с собой.

Из книги автора

Для мечтателей. Души-близнецы всегда узнают друг друга. Птицы всегда находят свою Стаю Прежде чем коснуться этой трепетной темы, рассказывающей об одной из самых сокровенных тайн человеческой души, надо все-таки разрушить одну популярную иллюзию.Если у вас создается

Из книги автора

5.6. Всегда ли доказательство необходимо? Установление истинности или ложности тезиса путем подтверждения или опровержения представляет собой одну из наиболее важных операций мышления, которая, как и всякая другая логическая операция, подчиняется определенным правилам.

Из книги автора

II. «…Рим, который…» Старость дается только один раз. Молодость многими переживается дважды, разыгрывает, пусть и на короткий срок, свое возвращение. Но старость неповторима, она выпадает из космического круговорота, вырывает человека из единения с посезонно умирающей и

Мы все стремимся стать личностями. Но какой смысл вкладываем в это понятие? Обществознание как одна из человековедческих наук давно эту проблему рассматривает. И она пришла к некоторым обоснованным выводам. Нас они тоже интересуют.

Итак, в нашей статье мы постараемся понять, что такое личность: определение по обществознанию этого понятия, а также составляющие его. Может, именно этого не хватает нам, чтобы стать полноценными личностями - осознания себя таковыми.

Определяем понятие

Рассматривается через социальную структуру, связи человека с культурной и социальной жизнью общества.

Слово "личность" является производным от латинского слова "персона" - человек в маске, выступающий в театре в роли актера. Античные корни слова дают нам понять, что личностью не рождаются люди, а становятся. В настоящее время на основе знаний, предоставленных психологией и обществознанием, мы можем сказать, что личностью становятся, обрастая социально значимыми связями с другими людьми, собственными чертами в этой связке.

Личностью становятся через социализацию - процесс, посредством которого человек после своего рождения входит в общество. Длится он всю жизнь, видоизменяясь, подстраиваясь под обстоятельства динамичного мира.

После этого предисловия к понятию можем сказать, что такое личность. Определение по обществознанию говорит нам следующее: личностью является носитель свойств, черт и качеств, субъект социальной деятельности. Каждый из нас рождается человеком, но личностью становится лишь через социализацию.

Подходы к характеристике личности

Как одна из самых обсуждаемых уже много десятилетий проблема, вопрос определения личности рассматривается в науке через два подхода:

  1. Как набор ролей: личностью человек является, проявляя себя в различных ситуациях в разных ролях.
  2. Через сущностные характеристики: такими являются которые формируют его мировоззрение и самооценку. Индивидуальные личностные характеристики являются важнейшими для человека. Последний же становится активным участником в познании и изменении мира.

Характеристики личности

Современная не прекращает структурировать знания о личности человека. Мы уже рассмотрели, что такое личность (определение по обществознанию) кратко. А какие же характеристики личности сегодня выделяют?

  • Воля - способность человека желать чего-то и делать это, осознавая и полностью беря на себя ответственность.
  • Свобода - идейность, лежащая в основе совершаемых действий.
  • Разум - анализирование совершаемых человеком действий и их последствий.
  • Чувства - особые эмоциональные процессы, происходящие во время совершения сознательных действий.

Совокупность этих черт в человеке и их проявления являются основой для персонализации - становления личности.

В этой теме будет актуально затронуть понятие характера человека. Под характером в обществознании подразумевают те яркие которые проявляются в различных жизненных ситуациях.

Характер рассматривается как атрибут личности, но не отождествляется с нею. Он является той движимой силой, которая заставляет совершать определенные действия.

Определение личности - актуальная дискуссия

В философии и психологии определение личности - одна из важнейших и сложнейших проблем. Обществознание дает нам представление о личности кратко и достаточно четко очерчено, исходя из того, что человек - существо социальное.

У различных научных воззрений свое представление о личности. Остается актуальной тема формирования представления о личности, своей собственной и как абстрактного понятия. В школе на уроках обществознания учителям стоит уделять вопросу достаточно времени, чтобы получить от учеников рефлексии - проявление осознания темы.

Уроки, посвященные этой проблеме, могут быть проведены такие, как "Личность: определение" (обществознание, 6 класс). Основы понимания, что такое личность, желательно преподносить в виде обработанного материала и ранее. По мере взросления дискуссиям на тему личности с учениками в школе стоит придавать больше смысловой нагрузки. Так, в урок "Личность: определение" (обществознание, 8 класс) уже можно внести данные о различных концепциях личности.

Заключение

Проблема личности остается актуальной и сегодня. Ее определение берутся давать многие науки, центром изучения которых является человек.

В нашей статье мы рассматривали, что такое личность (определение по обществознанию): субъект социально-культурной деятельности, наделенный особыми чертами и качествами. Важно то, что личностью становятся именно через связи с социумом. Рождаемся же мы все людьми, готовыми к росту и новым открытиям каждый день.

На прошлом занятии мы говорили о том, что при рождении человек получает определенный набор признаков, а некоторые признаки он приобретает уже в процессе социализации, т.е. учится существовать среди людей. При нормальном и всестороннем развитии индивида он становится личностью.

Рис. 1. Мы постоянно находимся среди людей

2. Влияние среды на формирование личности

Давайте разберемся, что же такое личность и каков механизм ее формирования. Ответ на вопрос «как формируется личность?» достаточно прост: личность формирует среда, в которой эта личность развивается.

Но вопрос «как именно среда формирует личность?» уже более сложен. Человек рождается в семье, и она является окружающей средой для него, семья закладывает основы личности. Это не значит, что родившись в семье с определенным достатком, например, человек обречен прожить такую же жизнь. В истории человечества есть много примеров того, как люди благодаря своим особым качествам становились великими, или, будучи выходцами из одной социальной среды, переходили на качественно новый уровень. Особенно яркие примеры подобных переходов известны и вам: яркий пример – академик Ломоносов.

Михаил Юрьевич родился в семье помора – обычного рыбака – и стал первым профессиональным ученым России. Наверняка, вы можете вспомнить и другие примеры, когда люди меняются уже в быту. И все же семья откладывает на каждом человеке отпечаток. В процессе взросления окружение человека расширяется: сначала это детский сад и друзья во дворе, потом школа.

Часто школу воспринимают как детское учреждение, хотя это не совсем правильно, ведь приходят в школу, действительно, еще детьми, но к выпускному классу это уже вполне сформировавшиеся психологически, физиологически и интеллектуально взрослые члены общества. К этому времени старшеклассники уже приобретают определенные гражданские права и обязанности, вплоть до того, что парни могут с оружием в руках защищать честь Родины, т.е. они уже далеко не дети. Поэтому школа очень важный институт социализации. Дальше человека ожидает обучение в институте или профтехучилище, потом работа – все это среда окружения, которая и формирует нас как личность.

Обратимся к самому определению понятия личность.

3. Что такое личность?

Личность – это совокупность тех качеств, которые приобретает человек в процессе социализации.

На психологическом уровне это значит, что с развитием личности формируется определенный набор эмоциональных реакций на ту или иную ситуацию. Если же какая-то ситуация является новой для человека, он использует ранее применяемые шаблоны поведения. Иногда они не совсем соответствуют ситуации, и мы понимаем, что нужно было поступить по-другому, это называют «задним умом» – правильной реакцией на ситуацию уже после того, как она произошла.

Человек обладает сложным набором эмоций, они не являются стандартными, каждая эмоция индивидуальна. Тот набор реакций, который у нас есть, и новые генерируемые реакции называются сознанием. Психология считает личность вершиной развития человека. Ведь только человек обладает сознанием – умением соизмерять свои знания, умения, навыки в соответствии с ситуацией.

Понятие сознания давно волнует человека. Еще античные философы, мудрые изречения которых вы могли не раз слышать, пытались дать определение сознанию. Например, Сенека говорил так:

«Не может быть душа одного цвета, а ум другого. Если душа здорова, если она спокойна, степенна и воздержанна, то и ум будет ясным».

То есть внутренний мир человека и его внешние проявления тесно взаимосвязаны, этот баланс и называется сознанием. Конечно, в психологии, в социальной психологии этот термин трактуют гораздо шире. В дальнейшем процессе обучения вы еще не раз столкнетесь с ним и познакомитесь лучше. Сейчас же мы определим его так:

4. Определение понятия «сознание»

Сознание – это совокупность знания о поведении, характере окружающего мира и определенной реакции на него.

Сознание – очень интересная вещь. Иногда умом мы понимаем, что поступаем нехорошо, но все же очень хочется сделать что-то неправильно. Примером может служить поведение школьников в отсутствие в классе учителя. Дети-подростки 11-16 лет прекрасно понимают, что стоило бы подготовиться к уроку в тишине и спокойствии, но чаще всего в классе стоит невероятный шум.

Человек очень сложен, и сознание сложный аппарат: мы можем знать, как поступить правильно, но все же действовать по-другому, и наоборот – не знать как действовать из-за того, что ситуация нам незнакома. В этом и заключается сложность формирования личности.

5. Типы личностей и формирование личности

Что касается классификации личностей, то это также достаточно сложный вопрос. С точки зрения психологии каждый человек является личностью, т.к. получая определенный набор качеств, умений, знаний мы формируемся как личность. Например, дети до трех лет очень часто говорят о себе в третьем лице, называя самого себя по имени: «Дай Маше кушать», «Степа хочет играть», и т. д. Использование такой формы обращения объясняется тем, что дети до определенного момента не осознают собственное я. Лишь когда ребенок минует кризис трех лет и начнет осознавать свою самость, он ощутит себя как личность и начнет говорить о себе в первом лице (я, меня, мною и т. д.). В синергетике такой излом называется бифуркация.

Бифуркационный излом – признание себя как личности, начало формирования личности.

В результате такого излома и появляется человеческая личность.

Само понятие личности многогранно. Личности бывают положительные и отрицательные, активные и пассивные, сильные и слабые. Из компонентов этих пар и формируется личность. Поскольку каждая личность индивидуальна, то и на жизненные ситуации мы реагируем по-разному, в зависимости от составляющих нашего эго. Попробуем представить себе ситуацию, когда все личности в одном обществе являются сильными. Можно предположить, что в таком мире было бы достаточно сложно жить. Описание подобных миров можно встретить в научно-фантастической литературе. Авторы показывают модель общества, в котором каждый хочет быть героем и из-за этого происходят постоянные столкновения, каждый из героев хочет оказаться сильнейшим. Такую ситуацию можно описать латинским изречением: Bellum omnium contra omnes – война всех против всех. Такое общество погибнет из-за постоянных распрей. Отсюда делаем вывод, что важны и нужны все люди, поскольку совокупно мы и представляем собой общество. Общество – сложная структура, в которой важна каждая ячейка, занятая определенной личностью со своими индивидуальными, нужными всему обществу чертами.

6. Итоги урока

Подводя итог урока, можем сказать, что личность формируется в процессе развития человека: обучения, игры, общения. Этот бесконечный процесс совершенствования и формирует индивида как уникальное существо – Человека. Именно потому, что мы учимся до конца жизни, мы обязаны совершенствоваться. В этой связи нельзя не вспомнить библейский миф о проклятии Адама при изгнании из Рая за первородный грех.

Рис. 5. Доменикино «Адам и Ева» ()

Адам был проклят работать. Бог сказал Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю». Имеется в виду не только труд на земле, поскольку это не единственное, чем живет человек. Имеется в виду постоянная работа над собой по самосовершенствованию.

1. Ответьте на вопрос на стр. 12, задание 2 стр.16. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание 6 класс. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. – Просвещение, 2004.

2. Рассмотрите картину Доменикино «Адам и Ева». Постарайтесь охарактеризовать личность Адама.

3.* Составьте портрет собственной личности или личности кого-то из близких вам людей. Сравните положительные и отрицательные качества.

ПРОЕКТ

по теме: «УСПЕШНАЯ ЛИЧНОСТЬ»

Научный руководитель: Кандидат педагогических наук Доцент кафедры дошкольного и начального образования

Кондратьева Елена Порфирьевна

Выполнен: Борькиной Татьяной Степановной

Учителем СОШ №2, г. Шумерля

Шумерля 2009


  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА 3 стр.

  2. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 3 стр.

  3. АННОТАЦИЯ 4 стр.

  4. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ 4 стр.

  5. ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧЕНИЦЫ 7 стр.

  6. ПРИЛОЖЕНИЯ 15 стр.

  7. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ 31 стр.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА:


  1. Определить факторы развития успешной личности ученика.

  2. Выработать критерии успешной личности.

  3. Разработать и апробировать на практике программу индивидуального развития ребенка.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:


  1. Создание и оформление структуры программы индивидуального развития учащейся.

  2. Составление матрицы факторов развития успешной личности.

  3. Разработка списка критериев успешности личности.

  4. Возможная диссеминация результатов проекта.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:


  1. Фиксированные результаты личностного развития ученицы по методике «восьми шкал».

  2. Индивидуальная программа развития ученицы 3 «Б» класса Кулаковой Екатерины, разработанная классным руководителем.

  3. Личная программа развития «Проект программы собственной жизни» ученицы 3 «Б» класса МОУ СОШ №2 Кулаковой Екатерины на 2008-2009 гг.

  4. Выставка личных достижений учащейся в конце учебного года.

  5. Презентация портфолио на заключительном детско-родительском собрании в конце обучения в начальной школе.

АННОТАЦИЯ

Важной стратегической задачей модернизации российской школы является воспитание самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе.

Проект «Успешная личность» нацелен на определение факторов развития успешной личности ученика, выработку критериев успешной личности, разработку и апробирование индивидуальной программы развития личности, которая не противоречит его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам).

«Скажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай возможность действовать, и я научусь», - гласит китайская пословица. Совместная проектная деятельность помогает ученице создать свой «продукт» - «Проект программы собственной жизни» и таким образом научить анализировать качественные составляющие собственной деятельности.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:

I.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

(в течение первого класса)


  • Выявление учителем особенностей индивидуального развития детей.

  • Определение темы проекта.

  • Работа с учащимися по созданию «Папок успеха».

II ЭТАП: «РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНОГО ЗАДАНИЯ»

(второй класс)

ЗАДАЧИ:


  • Определение актуальности проблемы, поставленной темой проекта, уточнение целей.

  • Определение круга изучаемых вопросов.

  • Определение источников информации и выбор критериев оценки результатов.
ВЫБОР СОАВТОРА ПРОЕКТА ИЗ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.

УЧЕНИК получает творческое задание, определяет информацию, обсуждает задание с учителем и намечает план его выполнения.

МИКРОИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕНИКА:


  1. Задание-исследование: «Кого можно назвать успешным человеком

  2. Задание-исследование: «Каким должен быть успешный ученик?»

  3. Задание-исследование «Как стать успешным человеком?
УЧИТЕЛЬ: мотивирует учащегося, объясняет цели проекта, оговаривает сроки выполнения заданий, наблюдает и начинает разработку индивидуальной программы развития ребенка.

III ЭТАП: «РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА»

(третий класс)

ЗАДАЧИ: Сбор и уточнение информации, выполнение проекта.

УЧЕНИК: Самостоятельная работа по заданию, выполнение индивидуальных исследований, создание ученического проекта – программы собственной жизни.

МИКРОИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕНИКА - выявление мнений по вопросу:

1.«Кого можно назвать успешным человеком?»


  • беседы с администрацией школы;

  • беседы с учителями;

  • беседы с родителями;

  • работа в библиотеке с литературой (помощь и консультация библиотекаря).

  • Проведение опроса среди учащихся старших классов, достигших успехов в различных видах деятельности; встречи с отличниками учебы, активом школы.
2. «Умеешь ли ты общаться со сверстниками»;

  • анкетирование всех учеников начальной школы.
3.«Умеешь ли ты общаться со взрослыми».

  • тестирование
УЧИТЕЛЬ: наблюдает, консультирует, советует, подводит промежуточные итоги проделанной работы, создает индивидуальную программу развития ребенка.

ИТОГИ III ЭТАПА на основании проделанных микроисследований:


  • Определены основные критерии успешности личности;

  • Разработан «Проект программы собственной жизни ученицы 3 Б класса МОУ СОШ №2 Кулаковой Екатерины на 2008-2009 гг.»

  • Создана программа индивидуального развития ребенка.

IV ЭТАП: «РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА – ПОРТФОЛИО УЧЕНИЦЫ» (четвертый класс)

ЗАДАЧИ:


  • Продолжить сбор информации и на основе данных подготовить портфолио ученицы для перехода ее из начального звена в среднее.

  • Создать презентацию портфолио ученицы и представить ее на родительском собрании в мае 2010 года.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

1. Фиксированные результаты личностного развития ученицы по методике «восьми шкал».

2. Индивидуальная программа развития ученицы 3 Б класса Кулаковой Екатерины, разработанная классным руководителем.

3. Личная программа развития «Проект программы собственной жизни» ученицы 3 «Б» класса МОУ СОШ №2 Кулаковой Екатерины на 2008-2009 гг.

КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:

1. Создание портфолио ученицы (2009 - 2010 гг.)

ПРОГРАММА

индивидуального развития обучающейся 4 «Б» класса МОУ «СОШ №2»

Кулаковой Екатерины


Классный руководитель 4 «Б» класса,

Г. Шумерля, Чувашская Республика

2009 г.

СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


  1. Пояснительная записка.

  2. Цели.

  3. Этапы реализации программы.

  4. Сроки реализации программы.

  5. Содержание.

  6. Промежуточные результаты

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

От успешности ученика - к успешной личности

Родители, отдавая ребенка в школу, очень надеются, что он будет успешен и в учебе, и в отношениях с одноклассниками и учителями. Учителя, принимая первый класс, мечтают о том же: об успехах своих первоклашек. Дети, впервые переступив порог школы, тоже ожидают от новой жизни только всего хорошего. Но не все ожидания сбываются. Почему? Мы предполагаем, что если ребенок успешен в школе, то и во взрослой жизни он тоже будет успешен. Так ли это?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо сначала еще раз обозначить цель школьного обучения. Она состоит в том, чтобы реализовать те потенциальные возможности каждого ученика, как в интеллектуальной, так и в коммуникативной и эмоциональной сферах, которые заложены в нем природой. Реализовать их на благо обществу и самому учащемуся. Давайте определимся, что мы вкладываем в понятие «успешный ученик»:

Способность к усвоению образовательных программ, предлагаемых школой, т.е. тех, которые педагогика как наука на данном этапе своего развития готова дать детям – всему классу одну и ту же;

Способность продемонстрировать свои знания, умения и навыки (знать, понимать и уметь объяснить то, что ты понимаешь – это не одно и то же);

Высокие школьные отметки – чаще всего именно они являются основным критерием школьной успешности;

Способность использовать полученные ЗУН в жизни – это очень важно: знания, которые остаются лишь в стенах школы, никому не нужны;

Положительная динамика развития – мы видим рост нашего ученика;

Положительная мотивация к обучению, положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса – ученика, который не любит школу и не хочет учиться, нельзя назвать успешным;

Социальная адаптированность – ему хорошо в школе, среди сверстников и учителей;

Позитивные отношения между учеником и учителем – ни о какой успешности не может быть и речи, если ученик не любит или боится учителя, а учитель не понимает и не принимает ученика;

Позитивные отношения с одноклассниками;

Хорошее физическое и психическое здоровье;

Адекватно-позитивная самооценка – ребенок сам должен чувствовать себя успешным;

Чувство благополучия, защищенности в семье и школе – тревожный, задерганный отличник не может быть назван успешным учеником.

Итак, успешность ученика – это не только объективный показатель высоких результатов познавательной деятельности, не только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка.

Индивидуальная программа развития ребенка необходима для того, чтобы осуществить личностно-ориентированный подход к его воспитанию, которое, с точки зрения педагогики, представляет собой сознательно организуемое взаимодействие педагога и воспитанника, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемого по овладению им социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данной программе подчеркивается активная деятельность объекта воспитания - школьника.

ЦЕЛИ:


  • Педагогическая: развитие в ребенке навыков выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации.

  • Здоровьесберегающая: формирование привычек здорового образа жизни, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.

  • Воспитательная: формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни и культуры поведения в общественных местах.

  • Психологическая: изучение и необходимая коррекция личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.

Программа планируется и реализуется на основе

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

I этап. Диагностический.

Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребёнка, выявление его индивидуальных особенностей.


  • Диагностика уровня сформированности личности ученика.

  • Анкетирование ученика. Анкеты для ребенка: «Самоанализ». «Мой характер». «Выявление качеств личности». «Школа и я» «Урок моими глазами». «Изучение учебной мотивации». «Свободное время». «Моя семья».

  • Анкетирование родителей. Анкеты для родителей: «Правильна ли ваша позиция по отношению к детям?» «Учебная нагрузка моего ребенка».

  • Тесты: «Ваши взаимоотношения с ребенком». «Все ли я знаю о своем ребенке?» «Как вы видите будущее своего ребенка?»

  • Подведение итогов диагностики и мониторинга.

II этап. Коррекционно – развивающий.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 4 года обучения ребенка в начальной школе (1-4 класс)

Проект «Учение»


  • Учиться на «5»;

  • Принять участие в олимпиадах по русскому языку и конкурсах «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Кенгуру – математика для всех»;

  • Активно работать в школьном научном обществе учащихся «Эврика»; подготовить научно-исследовательскую работу на тему: «Как вырастить дыню».

  • Посещать альтернативные уроки по английскому языку, по русскому языку.

  • Продолжить работу в качестве консультанта классной «Экстренной скорой помощи».
Проект «Здоровье»

  • Формировать убеждения, что при здоровом образе жизни у человека развивается не только красота тела, гармония движений, работоспособность, но и формируется характер, закаляется сила воли;

  • Учить использовать опыт и знания, полученные на занятиях физической культуры и в спортивных секциях в своей жизни и профессиональной деятельности

  • 2 раза в неделю посещать плавательный бассейн;

  • 2 раза в неделю в зимний период посещать городской каток;

  • В выходные дни устраивать семейные лыжные прогулки;

  • Соблюдать режим дня.

  • Делать утреннюю гимнастику ежедневно.
Проект «Творческая деятельность» Проект «Общение»

  • Воспитание потребности соотносить свои интересы и желания с интересами другого человека;

  • Формирование конструктивного поведения;

  • Воспитание стремления к достижению жизненного успеха, реализации своих умений и возможностей.

  • Формирование волевых качеств личности, ответственности и самоконтроля в общении.
Проект «Достижения»

  • Помочь ученице разработать «Проект программы собственной жизни».

  • Формирование навыков коллективной и личной состязательности, развитие инициативы, творчества, индивидуальности, эстетического совершенства своего мастерства в процессе подготовки и проведения мероприятий по расширению и углублению знаний базовых предметов, умений и практических навыков, полученных в школе.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ