Болезни Военный билет Призыв

Конспект индивидуальной беседы с учащимися начальной школы. Беседа на тему: Взаимоотношения с одноклассниками. Изучение личности школьника и составление его

Тематика бесед и методика их проведения.

Тематика бесед и методика их проведения с учащимися начальной школы.

Трубина Татьяна Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9, с углубленным изучением восточных языков и культуры г. Южно-Сахалинска
Описание: Предлагаемый в этой работе материал, может быть полезен учителям начальных классов, классным руководителям, организаторам внеклассных, воспитательных работ для младших школьников.
Цель: усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить учащиеся, т.е. выводы, которые будут сделаны.
Задачи:
- дать новые знания, углубить уже имеющиеся
- расширить и конкретизировать представления по теме
- вызвать интерес детей к беседе
- расширить словарный запас учащихся
- способствовать повышению интереса
Содержание:
Огромную роль в воспитании детей, в формировании их духовного облика играют беседы. В жизни нашего класса они занимали очень большое место и в значительной степени способствовали повышению интереса.
Беседы позволяют удовлетворить любознательность ребенка, дать массу сведений об окружающей действительности, держать его в курсе последних событий в нашей стране. Они учат любить природу, понимать цену человеческого труда, дают примеры выполнения людьми своего долга перед Родиной.
Обязательно нужно продумывать варианты изложенной темы, в зависимости от ее сложности, с тем, чтобы она была доступна, заинтересовала всех детей.
Во–первых, беседы должны по своей форме и интонации отличаться от конкретных уроков. Это уже не что-то обязательное, а вид отдыха детей. Поэтому лучше, если они будут носить характер дружеского собеседования, в котором доля участия учителя то увеличивается, то уменьшается, в зависимости от цели беседы и ее темы.
Во–вторых, если беседа преимущественно носит характер сообщения, то она должна обладать значительной степенью занимательности. Именно своим умением сделать беседу занимательной учитель и привлечет к ней детей разного возраста.
Так, самый сухой факт можно сделать доступным для восприятия сообщением сопутствующих сведений, вызывающих определенные эмоции.
Это метод не новый. Им, например, очень широко пользуются писатели – натуралисты. В частности, в книге Е. Спангенберга «Записки натуралиста» (М., 1964) изложение фактического материала связано с рассказами о различных смешных или грустных событиях. Поэтому он хорошо запоминается, а произведения писателя читаются с неослабевающим интересом.
Следует обратить внимание и на вступление к теме. Так, начиная беседу у географической карты, можно предложить: «Давайте, путешествовать!» Это сообщение неизменно привлекает внимание детей. Потом, найдя по карте Южно - Сахалинск, все садятся в воображаемый поезд и едут в тот пункт, который является темой беседы. Ехать можно с пересадками и не только по железной дороге, но и водным путем. Здесь очень важен сам факт использования географической карты.
Имеет значение и название беседы. Например, с успехом такие, как «Точка на карте» или «Детки на ветке». Привлечь внимание детей можно с помощью наглядных пособий. К первым словам беседы прислушается не каждый ребенок, а вот рассмотреть предложенную иллюстрацию сбегутся все. Поэтому большинство тем хорошо начинать с просмотра иллюстраций из журналов, книг, подборок. Постоянным наглядным пособием являются фотомонтажи.
Это далеко не все способы повышения интереса детей к беседе, но они уже позволяют в равной мере заинтересовать детей.
Еще более важно, чтобы дети поверили, что с учителем можно обо всем поговорить, что он всегда может что-нибудь интересное рассказать.
Эффективность бесед зависит от некоторых условий :
1. Не допускать того, чтобы беседа превращалась в лекцию.
2. Беседа должна иметь проблемный характер.
3. Не допускать того, чтобы беседа развивалась по заранее составленному сценарию.
4. Проработать все точки зрения учащихся.
5. Помочь ученикам самостоятельно придти к выводу.
По своей продолжительности беседы могут быть самыми разными: от 3 – 5 до 20-30 минут, в зависимости от их содержания. Поэтому и проводятся они в разной обстановке. Часть бесед может быть вынесена перед или после динамической паузы; другие предложены во время мытья рук и в столовой. Значительное время бесед удобно проводить на перемене, прогулке.
В выборе тем или бесед необходимо ориентироваться на тематический план школы, а также на те события, которые происходят в нашей стране. Желательно держать детей в курсе последних научных, трудовых достижениях нашего народа, новостях.
Ориентировочные темы бесед распадаются на четыре вида:
1. Темы актуальные, отражающие события, которые происходят в стране и мире каждый день.
2. Темы, опирающиеся на тематический план школы.
3. Темы, знакомящие детей с прошлым и настоящим нашей Родины, явлениями природы, с жизнью птиц и животных.
4. Темы, основанные на вопросах детей.
По своей неосведомленности и неопытности дети не могут сами правильно оценить то или иное явление. Они смотрят телевизор, играют в компьютер, присутствуют при разговоре взрослых. Все это дает колоссальную пищу детскому уму, и они задают учителю множество вопросов. Уклонятся от них он не имеет права. Он должен привести в систему все сведения, полученные детьми. Чтобы быть к этому готовым, необходимо консультироваться с учителями – предметниками, а также достаточно читать.

Беседа как форма воспитательной работы в отечественной школе очень распространена. Но с точки зрения методики осмыслена недостаточно. Каждый педагог провёл со своими воспитанниками не одну сотню бесед. Но кто из учителей скажет достаточно исчерпывающе: как эти беседы следует вести, какие правила соблюдать, какие слова необходимо произнести? Наконец, какую из бесед можно считать удачной, результативной? Очень трудно ответить на эти вопросы в полной мере. А ведь учителя вступают в контакт с детьми постоянно, часто - без подготовки, нередко - в состоянии возбуждения, обиды, раздражения. Кто из учителей не испытывал чувства сожаления, даже вины, после словесного столкновения с учеником именно потому, что неправильно выбрал тон разговора, слова, место или время? И в результате надолго, если не навсегда, испортил отношение с воспитанником...

Воспитательная беседа с учеником - в высшей степени не простая процедура. Ведь надо учесть бесконечное разнообразие детей, их жизненный опыт, каким бы малым он ни был, принять во внимание внутренние, невидимые постороннему глазу проблемы и защиты, традиции и установки, унаследованные от родителей, формы поведенческих реакций, обусловленные типом нервной системы и моторикой.

Есть общие правила, которые должны иметь в виду педагоги, и частные правила - алгоритмы, которые целесообразно учесть классному руководителю, беседующему с ребёнком.

«Общие правила» - это вполне определённые принципы техники взаимодействия педагога с воспитанником, образующие психологический, нравственный фон, на котором происходит любая беседа. Сердцевина этого фона - личность педагога, его авторитет в глазах воспитанника, педагогическая позиция.

Принципы поведения людей в межличностных контактах, сформулированные Д. Карнеги, - это азбука поведения здравомыслящего культурного человека. Это жизненно необходимые этические нормы, которыми должен владеть социально развитый гражданин современного общества. И где же этому учить, как не в школе?
Принципы взаимодействия педагога и воспитанника:


  1. Человек должен искренне интересоваться другими людьми.

  2. Понять, что хочет ваш собеседник.

  3. Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника.

  4. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

  5. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей.

  6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.

  7. Задавайте собеседнику вопросы, тем самым добиваясь, чтобы воспитанник сам оценил собственный поступок или поведение.

  8. Пусть ваш собеседник считает, что эта мысль принадлежит ему.

  9. Чаще выражайте детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. Будьте чистосердечны в своей оценке

  10. Создайте детям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.

  11. Давайте людям возможность спасти свой престиж.

  12. Взывайте к более благородным мотивам.

  13. Драматизируйте свои идеи, задевайте за живое, подавайте их эффектно.

  14. С самого начала беседы придерживайтесь дружелюбного тона.

  15. Единственный способ одержать верх в споре - это уклониться от него.

  16. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.

  17. Начинайте беседу с похвалы и искреннего признания достоинства собеседника.

  18. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь. Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда.

  19. Имя человека - самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
Принципы Д. Карнеги тонко диктуют требования к педагогической позиции воспитателя, методику индивидуальной беседы с ребёнком. Каждый такой разговор - очень нежное и в то же время ответственное «прикосновение к душе» (В.А Сухомлинский), проникновение во внутренний мир школьника.
Некоторые рекомендации к проведению индивидуальной беседы

Будем помнить: на разных возрастных этапах проблемы детей разные, и поэтому беседу следует проводить дифференцированно. В школе три главные возрастные группы: младшие школьники, подростки, юноши и девушки. Особенность их поведения связана с ведущими базовыми психосоциальными потребностями, с доминантами, которые определяют мотивацию, структуру внутренних проблем и, следовательно, способы их устранения (формы самопомощи).

Невозможно понять поведение ребёнка, а тем более изменить его, если мы не узнаем характер его потребностей и не удовлетворим их. Потребность - как жажда, как голод: пока не удовлетворена, ребёнок не будет вести себя правильно, социально приемлемо.
Структура потребностей человека такова:

младший возраст - потребность в защищённости, безопасности;

подростковый - потребность в признании, уважении, определённом социальном статусе среди сверстников;

юношеский возраст - потребность в смыслах жизни (т.е. жизненных целях, ценностях, идеалах, ради которых стоит жить);

взрослый - потребность в самореализации, самоосуществлении.
Кроме того, человек во все времена испытывает потребность в здоровье, в радости (удовольствии), в счастье. Естественной базовой потребностью является потребность в познании, деятельности. Другие многочисленные потребности вторичны и вытекают из базовых.

Знание ведущих потребностей дает педагогу методический ключ к построению индивидуального взаимодействия с воспитанником, в том числе к методике индивидуальной беседы.


Беседа с младшим школьником

Младший школьник живёт в отношениях преимущественно эмоциональных, до конца неосознаваемых переживаний. Если отношения богаты, разнообразны, наполнены положительными эмоциями, то ребёнок полноценно развивается: он весел, активен, открыт, добр, незлобен. Если же отношения неполноценны и он чувствует отчуждение окружающих: его бранят, им недовольны, его не ласкают, и ребёнок, как цветок без влаги и солнечного тепла, сохнет, увядает, сжимается. В нём растут обида, боль, которые рано или поздно перейдут в злобность, агрессию, на первый взгляд - немотивированную.


Бесполезно давать многочисленные советы - малыш их не запомнит. Необходимо одно: медленно, терпеливо менять отношение ребёнка к самому себе - поднимать его самооценку, внушать ощущение силы, повышать уверенность в себе и одновременно - учить нужному, конструктивному способу поведения. Инструмент «воздействия» при этом - внушение. Упражнения (тренировка) с дальнейшей постоянной поддержкой. Примерный алгоритм действий таков:

Выявите проблемы ребёнка, его скрытые психические защиты. Безответственность, неуравновешенность нервной системы. Потребуется как можно тщательнее изучить условия воспитания в семье, стереотипы поведения, состояние здоровья.

Выявите препятствие (чаще всего оно связано с заниженной самооценкой) и начинайте корректировать самоотношение, внушать необходимую модель поведения.

Организуйте изменение отношения окружающих. У школьника появились товарищи, ребята взяли его в свою команду.

Поддерживайте конструктивное поведение: похвалите в нужное время, зафиксируйте внимание сверстников на успехе, пусть и незначительном. Вовлекайте в процесс коррекции родителей, товарищей по дому, подъезду, двору (с помощью социального педагога).

Давайте индивидуальные поручения, которые ребёнку посильны и которые отвечают его способностям, интересам, склонностям (это хорошая тренировка конструктивного поведения). «Организуйте успех» в сложном для ребёнка деле. Особенно - в учёбе. Учебный успех в начальных классах - это 99% успеха в воспитании!

Для «страховки» вовлекайте в кружок, секцию, клуб, где бы успех и умение закреплялись.
Беседа с подростком

В подростковом возрасте этап семейного развития пройден, поле социального самоутверждения расширяется, семейные ценности, формы самоутверждения подвергаются переоценке. Новые способы поведения приходится осваивать «на ходу», в победах и поражениях. Подросток - экспериментатор поневоле. Синяки и шишки (в том числе душевные) постоянны, и хотя не видны, но очень болезненны. Подросток часто ощущает себя ни на что не годным, беспомощным и одиноким.

Референтной группой, эталоном самоидентификации становятся сверстники - мир беспощадный и жестокий, отличный от семьи, с её любовью и поддержкой родителей. Здесь признание необходимо завоёвывать самому. Нужны воля, знания, физическая сила, а их не хватает. Понаблюдайте подростков в игре, как ожесточённо они спорят, кричат, обвиняют друг друга. Они всё время состя-заются, пробуя друг друга «на прочность». Развитие идёт трудно, болезненно. В подростке рождается субъектность, формируется «Я-концепция», самосознание. Значит, возникают собственные оцен-ки, нормы, критерии, эталоны и образцы.

Развитие переходит в стадию саморазвития, воспитание - в процесс самовоспитания. И это нормально, эти изменения необходимо поддерживать и стимулировать. В этом возрасте особенно недопустимо унижать, оскорблять, подрывать самооценку подростка: в нём вызревает чувство собственного достоинства, которое можно назвать совестью, честью, духовностью, что составляет стержень личности, её нравственность, социальную ценность. Такова общая закономерность развития подростка, которая указывает тактику поведения воспитателя.

Начало разговора с подростком сразу же должно снять смысловой барьер, установить доверие. Здесь ни в коем случае не должно быть угроз, обвинений. Выражение вашего лица, тон, первые фразы должны рассеять страх, напряжение. Дайте ученику понять, что отношение ваше к нему не изменилось в худшую сторону. Первыми словами могут быть: «Я тебя понимаю, ты защищал своё достоинство перед друзьями», «Ты правильно сделал, что не струсил, не промолчал, стал действовать...», «Со мной был аналогичный случай...»

Слова могут быть другими, но за ними всегда должна стоять ваша вера в добрые намерения ученика: «Я знаю, ты хотел справедливости...»

Постарайтесь, чтобы подросток рассказал вам о событии. В процессе рассказа задайте уточняющие вопросы, чтобы ученик назвал подлинные свои действия: «ударил», «взял без спросу (украл)», «ответил грубо, неуважительно», «урок был сорван» и т.д. Добиться такого рассказа - честными и прямыми словами передать случившееся, - это значит, что ученик оценил себя, наказал себя, признал вину. Это уже самовоспитание. Спросите: как ученик сам оценивает своё поведение? Вы идёте дальше - добивайтесь честной, объективной оценки - важнейшего смысла и цели беседы.

После этого перескажите события. Говорите спокойно, бесстрастно, называя вещи своими именами: «развязал драку», «сорвал урок», «оскорбил учителя» и т.д. Затем дайте свою оценку случившемуся. Вплоть до перечисления статей Уголовного кодекса, под которые подпадает проступок ученика, если бы он был совершеннолетним.

Сопоставьте две оценки, ученика и вашу, что поможет окончательно выяснить суть дела. В этой части беседы ученик должен признать свою вину. Если же он не виноват и учитель неправ, признайте свою вину, иначе беседа не имеет смысла, а то и отрицательно скажется на воспитании, на ваших отношениях с ребёнком. Может быть, самый важный этап беседы - поиск вместе с учеником социально приемлемых моделей поведения. На этом этапе идёт обучение самоанализу, поиск оптимального поведения. И хоть это совместное действие, важно, чтобы подросток принял решение сам. А учителю останется похвалить его за мудрость и здравомыслие, дать поведенческую установку на будущее.

Как итог беседы - подчеркните ум, взрослость, подростка, выскажите уверенность в том, что в следующий раз он не совершит ошибки, ибо впредь будет думать, прежде чем что-нибудь предпринять.

Произнесите ключевую фразу: «Верю, что впредь подобного ты не допустишь и такого разговора больше не понадобится. Забудем о нём». Всё. Ваши отношения не разрушены, вы дали воспитаннику возможность сохранить свой имидж, высокую самооценку, чувство собственного достоинства. А это уже путь к созидательному, конструктивному поведению, образу жизни.
Беседа с учеником юношеского возраста

Ведущая потребность юношеского возраста - в смыслах жизни. Юноша ищет высшие ценности бытия: цели, идеалы, эталоны существования. Как жить? Для чего? Каким быть? Вот вопросы, на которые сознательно или неосознанно молодой человек ищет ответы. Перед собственным «Я» и перед людьми он должен сделать свой выбор.

Разговоры «про жизнь» хорошо вести с юношами в походе, у костра, по поводу умного кинофильма или книги. Взрослым они могут показаться абстрактными и ненужными, но молодым людям они нужны, как воздух.

По каким же правилам строить беседу со взрослым учеником?

Главная цель - привести собеседника к искреннему пересмотру тех целей и ценностей, ради которых было совершено действие. Доказательства искренности: переживание, раскаяние, слова извинения. Как всегда, беседу начните с признания достоинства, выражения доверия: «Я знаю, что ты искал справедливость, правду...», «Верю, что ты стремился действовать честно...», «Я благодарю тебя, что ты откровенно высказал то, что думаешь...», «Возможно, я бы на твоём месте действовал так же...»

Очень важно услышать от школьника слова: «Да», «Да, это правда», «Да, я хотел, как лучше». Это уже - точки соприкосновения, помогающие снять защитную реакцию.

Используйте и такой приём, как апелляцию к мнению окружающих.

Привлеките к беседе значимых для юноши лиц - родителей, друзей, юристов.

Диалог в беседе со взрослым учеником постарайтесь выстроить логично, аргументированно, вещи называть своими именами: подлость - подлостью, кражу - кражей. Постарайтесь добиться, чтобы юноша прямо и недвусмысленно оценил свой поступок. Честное признание и раскаяние - шаг к исправлению. Если молодой человек уклоняется от честной самооценки, то учитель сам должен прямо и недвусмысленно дать нравственную и общественную характеристику поступка. Это не значит, что после этого должно обязательно последовать наказание. Напротив, после столь напряжённой и трудной беседы необходима апелляция к разуму воспитанника: «Подумай на досуге...»

Иногда достаточно одного эмоционального аргумента. От этого зависит и продолжительность беседы, и количество слов.

Очень важно, как закончить беседу. Самое главное - дать юноше возможность «сохранить лицо», имидж среди друзей, родителей и в своих глазах. Нельзя, чтобы школьник чувствовал себя «побитым». Прозрение, очищение, торжество преодоления себя - вот состояние, которое должен ощущать ваш собеседник. Следуя заветам Д. Карнеги, педагогу следует всеми силами достигать то-го, чтобы юный воспитанник был рад делать то, что вы ему предлагаете, то, о чём вместе договорились делать.

Достижение выразительности педагогической техники - лишь одна из ступеней к педагогическому мастерству. Техника без осознания задач педагогического действия, без понимания мотивов деятельности учеников, истинной сути результатов взаимодействия останется пустой формой, бессодержательным непрофессиональным действием. А овладение её приёмами может осуществляться в контексте повышения общей педагогической культуры учителя.

Литература

Ершова А.П. Словесные воздействия в работе учителя: педагогам о мастерстве общения с классом / А. Ершова, В. Букатов. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Классное руководство и воспитание школьников». Вып. 1).

Зязюн И.А., Крамущенко Л.В., Кривонос И.Ф., Мирпшник Е.П, Семиченкп В.А., Тарасевич Н.Н. Педагогическая техника учителя // Школьные технологии. – 2005. - № 6. – С. 154–164

Калиниченко И.А. Индивидуальный стиль деятельности педагога // Справочник классного руководителя. – 2007. – № 8. – С. 68–76

Сазонов В. Индивидуальная беседа с учеником: советы воспитателю // Воспитательная работа в школе. – 2005. - № 6. – С. 93-102

/. Профессиональные намерения учащегося

1. Что собирается делать после окончания IX класса:

а) учиться в X классе, ПТУ, техникуме (записать полное на­
звание учебного заведения);

б) работать (записать полное название предприятия, цеха,

отдела, специальности).

2. Что знает о содержании избираемой профессии, об усло­
виях учебы, работы?

3. Знает ли о требованиях избираемой профессий к чело­
веку?

4. Что советуют делать родители после окончания IX класса?

Согласен ли учащийся с их мнением?

//. Интересы

1. Какие учебные интересы преобладают («любимые» и «не­любимые» предметы)?


2. Есть ли интересы, связанные с выбором профессии (чте-
\ ние специальной литературы, беседы о профессии со специа-
\листом, посещение учебных заведений)?

3. Как развивает интересы, связанные с выбором профессии?

4. Оказывают ли помощь родители в развитии учебных инте-
щ есов и интересов к профессиональной деятельности? В чем
ёто заключается?

III. Склонности

1. Какие склонности называет учащийся (в учебной деятель­
ности, в кружковой работе, в свободное от учебы время)?

2. Есть ли склонности, связанные с выбором профессии («про­
ба сил»)?

3. Как развивает склонности, связанные с выбором про­
фессии?

4. Оказывают ли помощь родители в развитии склонностей к
какой-либо профессиональной деятельности? В чем это заклю­
чается?

IV. Способности

1. Какие способности находит у себя учащийся (в учебной

деятельности)?

2. Есть ли профессиональные способности, т.е. способности,
необходимые для успешного освоения избираемой профессии?

3. Как развивает способности, связанные с выбором профес­
сии (тренирует память, внимание, улучшает физическую подго­
товку, углубляет знания о профессии)?

4. Совпадают ли интересы, склонности со способностями
учащегося (совпадают частично или совсем не совпадают)?

5. Знает ли учащийся мнение учителей и родителей о его
способностях? Согласен ли он с их мнением?

6. Как учащийся считает, оказывают ли ему учителя, родите­
ли помощь в развитии способностей?



V. Личные качества

1. Какие личные качества, по мнению учащегося, наиболее
ярко у него выражены (положительные или отрицательные)?

2. Какие качества, по его мнению, необходимо развить для
успешного освоения избираемой профессии?

3. Как развивает качества, необходимые для успешной про­
фессиональной деятельности?

4. Занимается ли самовоспитанием?

5. Оказывают ли помощь учителя и родители в развитии лич­
ных качеств?


VI. Готовность к выбору профессионального пути

1. Как учащийся оценивает достигнутые им успехи в учеб­ной деятельности?

1. По каким учебным предметам, по его мнению, будут нуж­ны знания в дальнейшей профессиональной деятельности?

3. Считает ли учащийся, что сможет осуществить свои про­
фессиональные намерения? Что этому может помешать?

4. В случае неосуществления основных планов есть ли запасные?

1. Литература для чтения.

2. Кружок, факультатив, углубленное изучение отдельных
предметов.

3. Тема доклада в классе об избираемой профессии.

4. Встреча со специалистом.

5. Советы по развитию, совершенствованию индивидуаль­
ных качеств.

6. Дата первичной профконсультации.
Предварительная беседа поможет психологу сориентироваться

в подготовке к первичной профконсультации для учащихся, их педагогов и родителей. Ему очень важно также разобраться в мотивах выбора профессии.

При выборе профессии человек руководствуется следующи­ми мотивами: общественной значимостью профессии, прести­жем, заработком, возможностью продвижения по службе и др. Знание того, почему человек избрал ту или иную профессию, позволяет предвидеть, насколько успешно он будет ею овладе­вать, насколько серьезно, увлеченно будет работать, насколько устойчивым будет интерес к избранной деятельности.

Для того чтобы лучше ориентироваться в большом разнооб­разии мотивов, можно разделить их на внутренние и внешние. Внутренние мотивы выбора той или иной профессии - ее об­щественная и личная значимость; удовлетворение, которое при­носит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мо­тивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления,

Внешняя мотивация - это заработок, стремление к прести­жу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. К положитель-

\ным мотивам относятся: материальное стимулирование, возмож­ность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, Т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.

Исследования показывают, что преобладание внутренних мо­тивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. То же самое можно сказать и относительно положительной внешней мотивации. Приводи­мая ниже методика позволяет определить ведущий тип мотива­ции в процессе выбора профессии.

МЕТОДИКА «МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ»

Инструкция: ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту про­фессию, специальность.

Утверждения
Оценка
п/п

Тип мотивации

Требует общения с разными людьми

Нравится родителям

Предполагает высокое чувства ответственности

Требует переезда на новое место жительства

Соответствует моим способностям

Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием

Дает возможность приносить пользу людям

Способствует умственному и физическому развитию

Является высокооплачиваемой

Позволяет работать близко от дома

Является престижной

Дает возможности для роста профессионального

мастерства

Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах

Позволяет реализовать способности к руководящей работе

Является привлекательной

Близка к любимому школьному предмету

Позволяет сразу получить хороший результат труда для других

Избрана моими друзьями

Позволяет использовать профессиональные умения

вне работы

Дает большие возможности проявить творчество

Шкала оценок:

5 - очень сильно повлияло, 4 слабо, 1 - никак не повлияло.

Условные обозначения: «и» - внутренние индивидуально зна­чимые мотивы; «с» - внутренние социально значимые мотивы; «+» - внешние положительные мотивы; «-» - внешние отри­цательные мотивы.

Максимальная сумма указывает на преобладающий вид мо­тивации.

В профессиональной консультации психолог пользуется сис­темой методов и показателей, которые наглядно можно пред­ставить следующим образом:


Попытаемся дать характеристику отдельных методов проф-диагностики, способов анализа и представления диагности­ческих данных в виде дифференциально-диагностического обследования, психограммы, психологической характеристики школьника.

Для выявления личностных особенностей часто использует­ся многофакторный опросник Р.Кэттела. Опросник разработан автором на основе длительного исследования и предназначает­ся для получения полного представления о личности в корот­кое время .

В исследовании старшеклассников используется юноше­ский вариант опросника, который выявляет 14 личностных факторов.







Анкеты Интервью Беседы

1. Фактор А 2. Фактор В 3. Фактор С 4. Фактор D 5. Фактор Е 6. Фактор F 7. Фактор L 8. Фактор Н 9. Фактор J 10. Фактор G 11. Фактор Q 12. Фактор Q 2 13. Фактор Q 3 14. Фактор Q 4

Аффектотимия (сердечность, доброта,
общительность).

Шизотимия (обособленность, отчуж­
денность, замкнутость).

Схоластические умственные способ­
ности.

Эмоциональная стабильность (сила Я)
- (нестабильность).

Возбудимость - флегматичность (фак­
тор темперамента).

Доминантность, штстность - зависи­
мость, покорность.

Озабоченность - беспечность.

Сила сверх-Я - слабость сверх-Я.

Робость - смелость.

Жесткость - мягкость.

Коллективизм - индивидуализм.

Уверенность в себе - чувство вины.

Самодостаточность - приверженность
группе.

Высокий контроль Я - низкий конт­
роль Я.

Высокое рабочее напряжение - низ­
кое рабочее напряжение.

Текст опросника, методику интерпретации данных психолог может найти в книгах «Методы психодиагностики в спорте»,

«Введение в экспериментальную психологию», «Психологиче­ское тестирование» .

Для оценки профессионального личностного типа можно ис­пользовать методику Джона Голланда. Голланд, как представи­тель концепции индивидуальности, разработал методику для оп­ределения социальной направленности личности. Он выделял

1. Реалистический тип - несоциальный, ориентированный на
настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкрет­
ными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает
предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конк­
ретности. Развиты математические, невербальные способности.

2. Интеллектуальный тип - несоциален, аналитичен, рацио­
нален, независим, оригинален. Преобладают теоретические цен­
ности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышле­
ния, интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невер­
бальные способности.

Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, ма­тематик, физик.

3. Социальный тип - обладает социальными умениями,
нуждается в контактах. Черты его характера: стремление по­
учать и воспитывать, психологический настрой на человека, гу­
манность, женственность. Представитель данного типа стара­
ется держаться в стороне от интеллектуальных проблем; акти­
вен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы ре­
шает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает
хорошими вербальными способностями.

4. Конвенциальный тип - предпочитает четко структуриро­
ванную деятельность. Характер стереотипный, конкретный,
практический. Не проявляет критичность, оригинальность, кон­
сервативен, зависим, ригиден (не любит смену деятельности).
Слабо развиты организаторские способности, преобладают ма­
тематические способности.

Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и рас­четом.

5. Предприимчивый тип - избирает цели, которые позволяют
проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приклю-


чения. Представитель данного типа доминантен, любит при­знание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчи­вости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, ста­тусом и властью, агрессивен и предприимчив, обладает хоро­шими вербальными способностями.

Предпочтительна следующая деятельность: артист, журналист, телеоператор, заведующий, директор, дипломат и т.п.

6. Артистический тип - опирается на эмоции, воображе­ние, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вер­бальные способности. Для представителей данного типа ха­рактерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «я». Он несоциален в том смысле, что не придерживается условностей общества.

Предпочитает творческие занятия: музыку, рисование, лите­ратурное творчество и т.п.

Тест прост в проведении и обработке данных. Испытуемым

сии. В каждой паре профессий постарайтесь найти ту, которой вы отдаете предпочтение. Например, из двух профессий - поэт или психолог - вы предпочитаете вторую, тогда в листе отве­тов в графе 41(6) вы должны поставить знак «плюс».

Практически в каждом классе найдется такой ученик, который отличается от других как своими школьными способностями, так и поведением. Так, ни одно собрание не обходится без обсуждения следующей актуальной проблемы — плохое поведение ученика. Явление весьма распространенное и требует обязательного участия всех сторон, родителей, ученика и учителя, с целью разработки оптимальной стратегии, к примеру, беседа с учеником о плохом поведении.

Существуют некоторые причины, которые провоцируют плохое поведение ученика на уроке или в школе в целом. Так, основные причины упираются в: избалованность ребенка, социальную и психологическую атмосферу (в которой воспитывается ребенок), неблагоприятные ситуации в семье, а также определенные мотивы. Последние, в свою очередь, обусловлены тем, что ученик: стремится привлечь внимание, показать свою власть над остальными учениками, избежать возможных неудач. Каждый из этих мотивов воспринимается окружающими (родителями, учениками и учителями) как пример плохого и неадекватного поведения.

В целом, при плохом поведении ученика, у учителя формируется определенная реакция, поэтому он воспринимает это как нарушение дисциплины и реагирует соответственно. При этом, учитель может повысить голос на ученика, оставляя последнее слово за собой, или обращается к нему с сарказмом, что воспринимается другими учениками в классе иронически. Нередко поведение «виновника» сравнивают с другими учениками, втягивают в конфликт других лиц, например, родителей, завуча или даже директора.

Чтобы привлечь свое внимание, ученик начинает бить карандашом по столу, входит в класс не со звонком, может отвлечь учителя вопросом, который не относится к теме урока. С целью показать свою власть над другими учениками или даже над учителем, ученик с плохим поведением начинает задевать окружающих, бросает им вызов, не считается зачастую с требованиями учителя. Подобные действия вызывают у окружающих соответствующую реакцию, которая в большинстве случаях характеризуется агрессией, непониманием, вспышкой гнева, пререканиями, ругательством, криками и прочими.

Тем не менее, признано, что такая реакция не считается уместной, поскольку тем самым учитель либо ученики самоутверждают плохое поведение. Мнения специалистов сводятся к тому, чтобы разрабатывались определенные стратегии, направленные на понимание и компромисс. Так, плохое поведение ученика в школе подвергается контролю, если проводить с ним откровенные беседы на темы, позволяющие ученику раскрыться, объяснить причину подобного поведения. Нередко приходится использовать кардинально противоположные действия, игнорирующие присутствие ученика в классе, а также его действия.

В зависимости от ситуации, характера ученика, цели его поведения, может иметь успех та или иная стратегия. В целом, такие действия учителя, как выкрикивание, ругательства, принижение при других учениках, споры, издевательство и прочие не способствуют улучшению поведения. Наоборот, подобная реакция учителя является, своего рода, стимулом для того, чтобы ученик и в дальнейшем вел себя таким же образом.

Характеристика, ученика класса МАОУ «СОШ № », . . г.р. поступил в школу. .20 г., обучается по программе «Перспектива». До поступления в школу посещал «Школу развития личности». проживает в полной, благополучной семье. Мать работает воспитателем в детском саду, старается быть в курсе всех школьных дел сына, постоянно приходит в школу. Домашние задания чаще бывают выполнены частично, под контролем мамы. Домашнее задание в дневник сам не записывает, мама пользуется услугой «Электронный дневник». Задания по русскому языку сводятся к списыванию текста, грамматические задания не выполняет. характеризуется поведением, которое не соответствует возрастным нормам и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. На уроках не работает устно, письменные задания не выполняет.

О неадекватном поведении ученика на уроке физкультуры.

Привлечь к труду после уроков хулигана нельзя, пожаловаться некому (позиция администрации — это ваши проблемы как учителя, что в институте педагогику с психологией не проходили? Позиция многих родителей — мой ребенок вам нагрубил, значит, вы сами это заслужили). Опытные коллеги призывают «не принимать близко к сердцу» выходки ученика (собственно, с ним не жить, детей не крестить), игнорировать (какое дело, что ученик играет в телефон), относиться с юмором (очень смешно, когда пятиклассники на уроке высмеивают портреты историков, висящие в кабинете) или «ставить проказников на место» (разными способами, тут кто на что горазд – от высмеивания ученика, до того, чтобы воспользоваться камерой наблюдения или силой коллективного мнения).

Докладная записка о безобразном поведении ученика

Возможно, вам также пригодятся образцы докладных записок, написанных по другим поводам:

  • Об оскорблении на рабочем месте – образец;
  • О невыполнении трудовых обязанностей – образец;
  • Об отсутствии на рабочем месте – образец;
  • О нарушении трудовой дисциплины - образец.

Документ адресуется директору школы или завучу, их точную должность и ФИО следует указать в правом верхнем углу, ниже пишется ФИО и должность того лица, от которого пишется докладная записка. Далее в краткой форме излагается, в чем именно заключается хамское поведение ученика. Это может быть несоблюдение дисциплины на уроках, срыв уроков, оскорбление учителей и учеников, Следует подробно описать поведение ученика и предложить пути решения проблемы.


В качестве примера предлагаем скачать образец докладной записки на ученика внизу статьи.

Докладная записка на ученика за хамское поведение

Образец докладной на ученика о плохом поведении Образец характеристики предназначен для классных руководителей. Характеристика ученика состоящего на внутришкольном учете; 2 класс. В характеристике указаны трудности в обучении и поведении ребенка.


Ученики употребляют ненормативную лексику постоянно и не Но сейчас уже и поведение не такое ужасное, дети адаптировались к. Докладная на ученика, образец которой практически нереально найти в папке с шаблонами у школьного секретаря, на самом деле может быть написана в произвольной форме, но есть общие правила, такие, как написание заголовка документа или место написания даты и подписи. Где ознакомиться с образцом докладной записки на сотрудника.
Докладная записка о хамском поведении работника, как и любая. На моего ребенка ученика четвертого класса была написана докладная по проишествию (нарушение норм поведения -глупая шутка-разделся при.

Как написать докладную записку на ученика

Записки Если ученик плохо себя ведет, оскорбляет учителей, срывает уроки, нарушает дисциплину, мешает заниматься другим ученикам, то учитель этого ученика (классный руководитель) может написать руководству учебного заведения докладную записку. В данной статье предлагаем скачать образец докладной записки на ученика за хамское поведение. Докладная записка – это, как правило, крайняя мера. Когда беседы учителя с учеником не помогают, вызовы родителей в школу также не меняет поведения ученика, учитель может направить вышестоящему руководству докладную записку, в которой описывается хамское поведение учащегося и высказывается просьба принять меры по улучшению поведения школьника.
Докладная записка может быть направлена директору школы, завучу.

Характеристика ученика с неадекватным поведением

Внимание

Ребнку требуется больше помощи и внимания педагога для обучения, контроля и воспитания, чем это может дать учитель в общеобразовательном классе. Вторая характеристика имя поступила в МОУ Средняя общеобразовательная школа. До этого жила у бабушки и училась в сельской школе в.


Из характеристики 1 класса девочка своенравна, капризна, не всегда занимается в полную силу. За время обучения показала средние способности. Труднее девочке даются математика, английский язык. Особая сложность возникает с задачами. Техника чтения выше нормы.
На уроках труда и рисования несдержанна. Если что то в своей работе не понравилось, девочка е может выбросить и не доделать. На занятия физической культуры всегда опаздывает, так как одевается со звонком, не реагируя перед этим на предупреждение учителя об опоздании. На уроках бывает невнимательна.

Неадекватный ученик в начальной школе

Определенное поведение в определенных обстоятельствах. Это любая ситуация, которая повторяется регулярно. Один из учеников никогда не поднимет руку на уроке истории и не ответит, пока его не спросят. Другой ученик будет хамить учителю математики и вежлив со всеми остальными.

Инфо

И так постоянно. Вот тут стоит задуматься педагогу, как изменить, прежде всего, свое поведение, чтобы научиться взаимодействовать с учениками, а те, в свою очередь, ощутили выбор, как им себя вести дальше. Учителю же стоит задуматься и над тем, как сделать так, чтобы ученики захотели изменить свое поведение. 2 закон Цель любого поведения – чувствовать свою принадлежность к обществу, в данном случае к школьной жизни. То есть это – потребность в своей важности и значимости, чтобы занять свое место в школьном коллективе.

Докладная записка

По своему отсутствию пояснила, что была вызвана в школу классной руководительницей своего сына Ивана в связи с произошедшей дракой. Важно Аналитическая часть Смирнова Алевтина Николаевна на нашем предприятии работает более 1. По ситуации с прогулом готова предоставить контакты учителя, который подтвердит факт вызова Смирновой в школу.

Отсутствие технического работника в период с 1. Провести беседу о недопустимости таких ситуаций впредь. Образец докладной на ученика о плохом поведении Внимание Может заниматься посторонними делами и на замечания учителя не реагирует, или замечание вызывает агрессию. Если имя что то не понравилось или непонятно, она может устроить истерику кричать, топать ногами, бросать учебные предметы, визжать.

Замечания со стороны педагогов никакого влияния на не не оказывают, пока она сама не успокоится. Часто требует к себе особого внимания.