Болезни Военный билет Призыв

Как есенин относится к животным. А в ощур сочилась тихо кровь. " Древесные мотивы" лирики С. Есенина

Он спешил к Свидригайлову. Чего он мог надеяться от этого человека — он и сам не знал. Но в этом человеке таилась какая-то власть над ним. Сознав это раз, он уже не мог успокоиться, а теперь к тому же и пришло время. Дорогой один вопрос особенно мучил его: был ли Свидригайлов у Порфирия? Сколько он мог судить и в чем бы он присягнул — нет, не был! Он подумал еще и еще, припомнил всё посещение Порфирия, сообразил: нет, не был, конечно, не был! Но если не был еще, то пойдет или не пойдет он к Порфирию? Теперь покамест ему казалось, что не пойдет. Почему? Он не мог бы объяснить и этого, но если б и мог объяснить, то теперь он бы не стал над этим особенно ломать голову. Всё это его мучило, и в то же время ему было как-то не до того. Странное дело, никто бы, может быть, не поверил этому, но о своей теперешней, немедленной судьбе он как-то слабо, рассеянно заботился. Его мучило что-то другое, гораздо более важное, чрезвычайное, — о нем же самом и не о ком другом, но что-то другое, что-то главное. К тому же он чувствовал беспредельную нравственную усталость, хотя рассудок его в это утро работал лучше, чем во все эти последние дни. Да и стоило ль теперь, после всего, что было, стараться побеждать все эти новые мизерные затруднения? Стоило ль, например, стараться интриговать, чтобы Свидригайлов не ходил к Порфирию; изучать, разузнавать, терять время на какого-нибудь Свидригайлова! О, как ему всё это надоело! А между тем он все-таки спешил к Свидригайлову; уж не ожидал ли он чего-нибудь от него нового , указаний, выхода? И за соломинку ведь хватаются! Не судьба ль, не инстинкт ли какой сводит их вместе? Может быть, это была только усталость, отчаяние; может быть, надо было не Свидригайлова, а кого-то другого, а Свидригайлов только так тут подвернулся. Соня? Да и зачем бы он пошел теперь к Соне? Опять просить у ней ее слез? Да и страшна была ему Соня. Соня представляла собою неумолимый приговор, решение без перемены. Тут — или ее дорога, или его. Особенно в эту минуту он не в состоянии был ее видеть. Нет, не лучше ли испытать Свидригайлова: что это такое? И он не мог не сознаться внутри, что и действительно тот на что-то ему давно уже как бы нужен. Ну, однако ж, что может быть между ними общего? Даже и злодейство не могло бы быть у них одинаково. Этот человек очень к тому же был неприятен, очевидно чрезвычайно развратен, непременно хитер и обманчив, может быть, очень зол. Про него ходят такие рассказы. Правда, он хлопотал за детей Катерины Ивановны; но кто знает, для чего и что это означает? У этого человека вечно какие-то намерения и проекты. Мелькала постоянно во все эти дни у Раскольникова еще одна мысль и страшно его беспокоила, хотя он даже старался прогонять ее от себя, так она была тяжела для него! Он думал иногда: Свидригайлов всё вертелся около него, да и теперь вертится; Свидригайлов узнал его тайну; Свидригайлов имел замыслы против Дуни. А если и теперь имеет? Почти наверное можно сказать, что да. А если теперь, узнав его тайну и таким образом получив над ним власть, он захочет употребить ее как оружие против Дуни? Мысль эта иногда, даже во сне, мучила его, но в первый еще раз она явилась ему так сознательно ярко, как теперь, когда он шел к Свидригайлову. Одна уже мысль эта приводила его в мрачную ярость. Во-первых, тогда уже всё изменится, даже в его собственном положении: следует тотчас же открыть тайну Дунечке. Следует, может быть, предать самого себя, чтоб отвлечь Дунечку от какого-нибудь неосторожного шага. Письмо? Нынче утром Дуня получила какое-то письмо! От кого в Петербурге могла бы она получать письма? (Лужин разве?) Правда, там стережет Разумихин; но Разумихин ничего не знает. Может быть, следует открыться и Разумихину? Раскольников с омерзением подумал об этом. «Во всяком случае Свидригайлова надо увидать как можно скорее, — решил он про себя окончательно. — Слава богу, тут не так нужны подробности, сколько сущность дела; но если, если только способен он, если Свидригайлов что-нибудь интригует против Дуни, — то...» Раскольников до того устал за всё это время, за весь этот месяц, что уже не мог разрешать теперь подобных вопросов иначе, как только одним решением: «Тогда я убью его», — подумал он в холодном отчаянии. Тяжелое чувство сдавило его сердце; он остановился посредине улицы и стал осматриваться: по какой дороге он идет и куда он зашел? Он находился на — ском проспекте, шагах в тридцати или в сорока от Сенной, которую прошел. Весь второй этаж дома налево был занят трактиром. Все окна были отворены настежь; трактир, судя по двигавшимся фигурам в окнах, был набит битком. В зале разливались песенники, звенели кларнет, скрипка и гремел турецкий барабан. Слышны были женские взвизги. Он было хотел пойти назад, недоумевая, зачем он повернул на —ский проспект, как вдруг, в одном из крайних отворенных окон трактира, увидел сидевшего у самого окна, за чайным столом, с трубкою в зубах, Свидригайлова. Это страшно, до ужаса поразило его. Свидригайлов наблюдал и рассматривал его молча и, что тоже тотчас же поразило Раскольникова, кажется, хотел было вставать, чтобы потихоньку успеть уйти, пока его не заметили. Раскольников тотчас сделал вид, что как будто и сам не заметил его и смотрит, задумавшись, в сторону, а сам продолжал его наблюдать краем глаза. Сердце его тревожно билось. Так и есть: Свидригайлов очевидно не хочет, чтоб его видели. Он отвел от губ трубку и уже хотел спрятаться; но, поднявшись и отодвинув стул, вероятно, вдруг заметил, что Раскольников его видит и наблюдает. Между ними произошло нечто похожее на сцену их первого свидания у Раскольникова, во время сна. Плутовская улыбка показалась на лице Свидригайлова и всё более расширялась. И тот и другой знали, что оба видят и наблюдают друг друга. Наконец Свидригайлов громка расхохотался. — Ну, ну! входите уж, коли хотите; я здесь! — крикнул он из окна. Раскольников поднялся в трактир. Он нашел его в очень маленькой задней комнате, в одно окно, примыкавшей к большой зале, где на двадцати маленьких столиках, при криках отчаянного хора песенников, пили чай купцы, чиновники и множество всякого люда. Откуда-то долетал стук шаров на биллиарде. На столике пред Свидригайловым стояла початая бутылка шампанского и стакан, до половины полный вина. В комнатке находились еще мальчик-шарманщик, с маленьким ручным органчиком, и здоровая, краснощекая девушка в подтыканной полосатой юбке и в тирольской шляпке с лентами, певица, лет восемнадцати, которая, несмотря на хоровую песню в другой комнате, пела под аккомпанемент органщика, довольно сиплым контральтом, какую-то лакейскую песню... — Ну и довольно! — прервал ее Свидригайлов при входе Раскольникова. Девушка тотчас же оборвала и остановилась в почтительном ожидании. Пела она свою рифмованную лакейщину тоже с каким-то серьезным и почтительным оттенком в лице. — Эй, Филипп, стакан! — крикнул Свидригайлов. — Я не стану пить вина, — сказал Раскольников. — Как хотите, я не для вас. Пей, Катя! Сегодня ничего больше не понадобится, ступай! — Он налил ей целый стакан вина и выложил желтенький билетик. Катя выпила стакан разом, как пьют вино женщины, то есть не отрываясь, в двадцать глотков, взяла билетик, поцеловала у Свидригайлова руку, которую тот весьма серьезно допустил поцеловать, и вышла из комнаты, а за нею потащился и мальчишка с органом. Оба они были приведены с улицы. Свидригайлов и недели не жил в Петербурге, а уж всё около него было на какой-то патриархальной ноге. Трактирный лакей, Филипп, тоже был уже «знакомый» и подобострастничал. Дверь в залу запиралась; Свидригайлов в этой комнате был как у себя и проводил в ней, может быть, целые дни. Трактир был грязный, дрянной и даже не средней руки. — Я к вам шел и вас отыскивал, — начал Раскольников, — но почему теперь я вдруг поворотил на — ский проспект с Сенной! Я никогда сюда не поворачиваю и не захожу. Я поворачиваю с Сенной направо. Да и дорога к вам не сюда. Только поворотил, вот и вы! Это странно! — Зачем же вы прямо не скажете: это чудо! — Потому что это, может быть, только случай. — Ведь какая складка у всего этого народа! — захохотал Свидригайлов, — не сознается, хоть бы даже внутри и верил чуду! Ведь уж сами говорите, что «может быть» только случай. И какие здесь всё трусишки насчет своего собственного мнения, вы представить себе не можете, Родион Романыч! Я не про вас. Вы имеете собственное мнение и не струсили иметь его. Тем-то вы и завлекли мое любопытство. — Больше ничем? — Да и этого ведь довольно. Свидригайлов был, очевидно, в возбужденном состоянии, но всего только на капельку; вина выпил он всего только полстакана. — Мне кажется, вы пришли ко мне раньше, чем узнали о том, что я способен иметь то, что вы называете собственным мнением, — заметил Раскольников. — Ну, тогда было дело другое. У всякого свои шаги. А насчет чуда скажу вам, что вы, кажется, эти последние два-три дня проспали. Я вам сам назначил этот трактир и никакого тут чуда не было, что вы прямо пришли; сам растолковал всю дорогу, рассказал место, где он стоит, и часы, в которые можно меня здесь застать. Помните? — Забыл, — отвечал с удивлением Раскольников. — Верю. Два раза я вам говорил. Адрес отчеканился у вас в памяти механически. Вы и повернули сюда механически, а между тем строго по адресу, сами того не зная. Я, и говоря-то вам тогда, не надеялся, что вы меня поняли. Очень уж вы себя выдаете, Родион Романыч. Да вот еще: я убежден, что в Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всем. Но не в том теперь дело, а в том, что я уже несколько раз смотрел на вас сбоку. Вы выходите из дому — еще держите голову прямо. С двадцати шагов вы уже ее опускаете, руки складываете назад. Вы смотрите и, очевидно, ни пред собою, ни по бокам уже ничего не видите. Наконец, начинаете шевелить губами и разговаривать сами с собой, причем иногда вы высвобождаете руку и декламируете, наконец, останавливаетесь среди дороги надолго. Это очень нехорошо-с. Может быть, вас кое-кто и замечает, кроме меня, а уж это невыгодно. Мне, в сущности, всё равно, и я вас не вылечу, но вы, конечно, меня понимаете. — А вы знаете, что за мною следят? — спросил Раскольников, пытливо на него взглядывая. — Нет, ничего не знаю, — как бы с удивлением ответил Свидригайлов. — Ну так и оставим меня в покое, — нахмурившись, пробормотал Раскольников. — Хорошо, оставим вас в покое. — Скажите лучше, если вы сюда приходите пить и сами мне назначали два раза, чтоб я к вам сюда же пришел, то почему вы теперь, когда я смотрел в окно с улицы, прятались и хотели уйти? Я это очень хорошо заметил. — Хе-хе! А почему вы, когда я тогда стоял у вас на пороге, лежали на своей софе с закрытыми глазами и притворялись, что спите, тогда как вы вовсе не спали? Я это очень хорошо заметил. — Я мог иметь... причины... вы сами это знаете. — И я мог иметь свои причины, хотя вы их и не узнаете. Раскольников опустил правый локоть на стол, подпер пальцами правой руки снизу свой подбородок и пристально уставился на Свидригайлова. Он рассматривал с минуту его лицо, которое всегда его поражало и прежде. Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно еще густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице. Одежда Свидригайлова была щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельем. На пальце был огромный перстень с дорогим камнем. — Да неужели же мне и с вами еще тоже надо возиться, — сказал вдруг Раскольников, выходя с судорожным нетерпением прямо на открытую, — хотя вы, может быть, и самый опасный человек, если захотите вредить, да я-то не хочу ломать себя больше. Я вам покажу сейчас, что не так дорожу собою, как вы, вероятно, думаете. Знайте же, я пришел к вам прямо сказать, что если вы держите свое прежнее намерение насчет моей сестры и если для этого думаете чем-нибудь воспользоваться из того, что открыто в последнее время, то я вас убью, прежде чем вы меня в острог посадите. Мое слово верно: вы знаете, что я сумею сдержать его. Второе, если хотите мне что-нибудь объявить, — потому что мне всё это время казалось, что вы как будто хотите мне что-то сказать, — то объявляйте скорее, потому что время дорого и, может быть, очень скоро будет уже поздно. — Да куда вы это так торопитесь? — спросил Свидригайлов, любопытно его разглядывая. — У всякого свои шаги, — мрачно и нетерпеливо проговорил Раскольников. — Вы сами же вызывали сейчас на откровенность, а на первый же вопрос и отказываетесь отвечать, — заметил Свидригайлов с улыбкой. — Вам всё кажется, что у меня какие-то цели, а потому и глядите на меня подозрительно. Что ж, это совершенно понятно в вашем положении. Но как я ни желаю сойтись с вами, я все-таки не возьму на себя труда разуверять вас в противном. Ей-богу, игра не стоит свеч, да и говорить-то с вами я ни о чем таком особенном не намеревался. — Зачем же я тогда вам так понадобился? Ведь вы же около меня ухаживали? — Да просто как любопытный субъект для наблюдения. Мне понравились вы фантастичностью вашего положения — вот чем! Кроме того, вы брат особы, которая меня очень интересовала, и, наконец, от самой этой особы в свое время я ужасно много и часто слыхал о вас, из чего и заключил, что вы имеете над нею большое влияние; разве этого мало? Хе-хе-хе! Впрочем, сознаюсь, ваш вопрос для меня весьма сложен, и мне трудно на него вам ответить. Ну вот, например, ведь вы пошли ко мне теперь мало того что по делу, а за чем-нибудь новеньким? Ведь так? Ведь так? — настаивал Свидригайлов с плутовскою улыбкой, — ну, представьте же себе после этого, что я сам-то, еще ехав сюда, в вагоне, на вас же рассчитывал, что вы мне тоже скажете что-нибудь новенького и что от вас же удастся мне чем-нибудь позаимствоваться! Вот какие мы богачи! — Чем это позаимствоваться? — Да что вам сказать? Разве я знаю чем? Видите, в каком трактиришке всё время просиживаю, и это мне всласть, то есть не то чтобы всласть, а так, надо же где-нибудь сесть. Ну, вот хоть эта бедная Катя — видели?.. Ну был бы я, например, хоть обжора, клубный гастроном, а то ведь вот что я могу есть! (Он ткнул пальцем в угол, где на маленьком столике, на жестяном блюдце, стояли остатки ужасного бифштекса с картофелем). Кстати, обедали вы? Я перекусил и больше не хочу. Вина, например, совсем не пью. Кроме шампанского, никакого, да и шампанского-то в целый вечер один стакан, да и то голова болит. Это я теперь, чтобы подмонтироваться, велел подать, потому что я куда-то собираюсь, и вы видите меня в особом расположении духа. Я потому давеча и спрятался, как школьник, что думал, что вы мне помешаете; но, кажется (он вынул часы), могу пробыть с вами час; теперь половина пятого. Верите ли, хотя бы что-нибудь было; ну, помещиком быть, ну, отцом, ну, уланом, фотографом, журналистом... н-ничего, никакой специальности! Иногда даже скучно. Право, думал, что вы мне скажете что-нибудь новенького. — Да кто вы такой и зачем вы сюда приехали? — Я кто такой? Вы знаете: дворянин, служил два года в кавалерии, потом так здесь в Петербурге шлялся, потом женился на Марфе Петровне и жил в деревне. Вот моя биография! — Вы, кажется, игрок? — Нет, какой я игрок. Шулер — не игрок. — А вы были шулером? — Да, был шулером. — Что же, вас бивали? — Случалось. А что? — Ну, стало быть, вызвать на дуэль могли... да и вообще, оживляет. — Не противоречу вам и притом не мастер я философствовать. Признаюсь вам, я сюда больше насчет женщин поскорее приехал. — Только что похоронили Марфу Петровну? — Ну да, — улыбнулся с побеждающею откровенностию Свидригайлов. — Так что ж? Вы, кажется, находите что-то дурное, что я о женщинах так говорю? — То есть нахожу я или нет дурное в разврате? — В разврате! Ну вот вы куда! А впрочем, по порядку прежде отвечу вам насчет женщины вообще; знаете, я расположен болтать. Скажите, для чего я буду себя сдерживать? Зачем же бросать женщин, коли я хоть до них охотник? По крайней мере, занятие. — Так вы здесь только на разврат один и надеетесь? — Ну так что ж, ну и на разврат! Дался им разврат. Да люблю, по крайней мере, прямой вопрос. В этом разврате, по крайней мере, есть нечто постоянное, основанное даже на природе и не подверженное фантазии, нечто всегдашним разожженным угольком в крови пребывающее, вечно поджигающее, которое и долго еще, и с летами, может быть, не так скоро зальешь. Согласитесь сами, разве не занятие в своем роде? — Чему же тут радоваться? Это болезнь, и опасная. — А, вот вы куда! Я согласен, что это болезнь, как и всё переходящее через меру, — а тут непременно придется перейти через меру, — но ведь это, во-первых, у одного так, у другого иначе, а во-вторых, разумеется, во всем держи меру, расчет, хоть и подлый, но что же делать? Не будь этого, ведь этак застрелиться, пожалуй, пришлось бы. Я согласен, что порядочный человек обязан скучать, но ведь, однако ж... — А вы могли бы застрелиться? — Ну вот! — с отвращением отпарировал Свидригайлов, — сделайте одолжение, не говорите об этом, — прибавил он поспешно и даже без всякого фанфаронства, которое выказывалось во всех прежних его словах. Даже лицо его как будто изменилось. — Сознаюсь в непростительной слабости, но что делать: боюсь смерти и не люблю, когда говорят о ней. Знаете ли, что я мистик отчасти? — А! призраки Марфы Петровны! Что ж, приходить продолжают? — Ну их, не поминайте; в Петербурге еще не было; да и черт с ними! — вскричал он с каким-то раздражительным видом. — Нет, будемте лучше об этом... да впрочем... Гм! Эх, мало времени, не могу я с вами долго остаться, а жаль! Было бы что сообщить. — А что у вас, женщина? — Да, женщина, так, нечаянный один случай... нет, я не про то. — Ну, а мерзость всей этой обстановки на вас уже не действует? Уже потеряли силу остановиться? — А вы и на силу претендуете? Хе-хе-хе! Удивили же вы меня сейчас, Родион Романыч, хоть я заранее знал, что это так будет. Вы же толкуете мне о разврате и об эстетике! Вы — Шиллер, вы — идеалист! Всё это, конечно, так и должно быть и надо бы удивляться, если б оно было иначе, но, однако ж, как-то все-таки странно в действительности... Ах, жаль, что времени мало, потому вы сами прелюбопытный субъект! А кстати, вы любите Шиллера? Я ужасно люблю. — Но какой вы, однако же, фанфарон! — с некоторым отвращением произнес Раскольников. — Ну, ей-богу же, нет! — хохоча отвечал Свидригайлов, — а впрочем, не спорю, пусть и фанфарон; но ведь почему же и не пофанфаронить, когда оно безобидно. Я семь лет прожил в деревне у Марфы Петровны, а потому, набросившись теперь на умного человека, как вы, — на умного и в высшей степени любопытного, просто рад поболтать, да, кроме того, выпил эти полстакана вина и уже капельку в голову ударило. А главное, существует одно обстоятельство, которое меня очень монтировало, но о котором я... умолчу. Куда же вы? — с испугом спросил вдруг Свидригайлов. Раскольников стал было вставать. Ему сделалось и тяжело, и душно, и как-то неловко, что он пришел сюда. В Свидригайлове он убедился как в самом пустейшем и ничтожнейшем злодее в мире. — Э-эх! Посидите, останьтесь, — упрашивал Свидригайлов, — да велите себе принести хоть чаю. Ну посидите, ну я не буду болтать вздору, о себе то есть. Я вам что-нибудь расскажу. Ну, хотите, я вам расскажу, как меня женщина, говоря вашим слогом, «спасала»? Это будет даже ответом на ваш первый вопрос, потому что особа эта — ваша сестра. Можно рассказывать? Да и время убьем. — Рассказывайте, но я надеюсь, вы... — О, не беспокойтесь! Притом же Авдотья Романовна даже и в таком скверном и пустом человеке, как я, может вселить только одно глубочайшее уважение.

Урок по литературе в 5 классе.
Тема урока: «Образы животных в лирике С.А. Есенина»
Цели урока: формирование знаний о творчестве С. А. Есенина,
развитие умения анализировать поэтический текст,
формирование собственного мировоззрения.
Задачи.
. Воспитательная: — воспитание доброты, сострадания, понимания неразделимости человека и природы.
. Образовательная: — продолжение обучения выразительному чтению и анализу поэтических произведений в единстве формы и содержания.
. Развивающая: — осуществление преемственности обучения путем развития эмоционального восприятия художественных текстов; понимания авторской позиции, умения выражать свою точку зрения.
Оборудование:
портрет поэта,
рисунки учащихся,
тексты стихотворений «Лисица», «Корова», «Песнь о собаке»,
план анализа лирического стихотворения.
Ход урока
1. Оргмомент.

1. Обсуждение с учащимися смысла темы урока — Тема нашего урока – «Образы животных в лирике С.Есенина». Как вы думаете, чему или кому будет посвящен этот урок? Кто такие «наши меньшие братья»?
2. Беседа. — В каких произведениях среди персонажей вы встречали животных? (На доске после ответов учащихся А.Куприн «Слон», А.Платонов «Волшебное кольцо», И.Тургенев «Муму», К.Паустовский «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы», «Голуби», Б.Заходер «Вредный кот».),.
— Какие качества по отношению к животным проявляли герои этих произведений? Приведите примеры.
— С какими произведениями С.Есенина вы уже знакомы?
2. Вступительное слово учителя.
Сергей Есенин — самый популярный, самый читаемый в России поэт. Поэзия Есенина отличается необыкновенной силой искренности и непосредственности в выражении чувств, напряжённостью нравственных поисков. Его стихи — это всегда чистосердечный разговор с читателем, слушателем. «Мне кажется, что я свои стихи пишу только для своих добрых друзей», — говорил сам поэт. Мы с вами сегодня на уроке будем знакомиться с творчеством С.Есенина, учиться анализировать стихотворения.Начнём с небольшой разминки.
3. Разминка.
Написать все ассоциации, возникающие при слове корова (собака, лисица). Подобрать эпитеты, олицетворения, сравнения. Полученный набор перевести в предложение или небольшой текст.
4. Сообщение учащегося «Животный мир в лирике Есенина».
В поэзии Есенина присутствует мотив «кровного родства» с животным миром, он называет их «братьями меньшими»:
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверьё, как братьев наших меньших
Никогда не бил по голове.
(«Мы теперь уходим понемногу», 1924 г.)
У него наряду с домашними животными мы находим образы представителей дикой природы. Из 339 стихотворений в 123 упоминаются животные, птицы, насекомые, рыбы.
С.Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика. С древних времён конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелёгком труде, делили с ним и радости, и беды.Новаторство и своеобразие С.Есенина-поэта проявилось в том, что рисуя или упоминая животных в бытовом пространстве (поле, река, деревня, двор, дом и тому подобное), он не является анималистом, то есть не ставит цель воссоздать образ того или иного животного. Животные, являясь частью бытового пространства и окружения, предстают в его поэзии в качестве источника и средства художественно-философского осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.
5. Выразительное чтение. Работа со стихотворением С.Есенина «Песнь о собаке».
1. Словарная работа. (На обратной стороне доски) Ржаной закут – часть избы, чулан для хранения зерна. Рогожа – грубая ткань домашнего изготовления. Ощенила – родила. Шесток – жерди для кур в сарае.
2. Чтение стихотворения наизусть (подготовленный ученик).
3. Определение восприятия прочитанного: — Понравилось ли стихотворение? — Что запомнилось больше всего? — Какие мысли и чувства вызвало стихотворение? (Жалость, обида, стыд, сострадание) — Что же помогло поэту заставить нас испытать эти чувства? Попробуем все вместе ответить на этот вопрос.
4. Чтение и анализ стихотворения.
. — Определение темы стихотворения (запись вариантов ответов на доске и выбор совместно с детьми наиболее удачной формулировки). — Какое ключевое слово помогает понять то, что собака счастлива, став матерью? («Ласкала») — Как долго продолжалась эта счастливая пора? (С утра до вечера) — С каким чувством описал Есенин горе собаки, потерявшей своих детей? (Сострадание, жалость) — В чем же поэтический замысел автора, т.е.какова главная мысль стихотворения? (Мать, потерявшая детей, всегда вызывает сострадание) — Какие средства выразительности помогают почувствовать это горе собаки, передать сострадание ей? Групповые задания.
I группа.
Определение лексических средств выразительности (синонимы «бежала, поспевая» — «плелась»)
II группа.
Определение тропов (эпитеты «хмурый (хозяин)», «(месяц) тонкий»; метафора «покатились глаза собачьи золотыми звездами на снег»; сравнение «как от подачки…»)
Каково значение многоточия в четвертой строфе? — Ответы представителей групп с объяснением своего выбора. — Какова же позиция автора? (Он сочувствует собаке, ее материнскому горю, осуждает ее хозяина). — Почему Есенин назвал стихотворение «Песнь о собаке»? Ведь слово «Песнь» говорит о том, что героя произведения воспевают. Чем вызвана такая торжественность? (Тема материнской любви, ее горя – это вечная тема, достойная сопереживания, преклонения) — Как же надо читать это стихотворение, чтобы передать и настроение, и авторскую позицию, и свое отношение к героям произведения? — Чтение стихотворения учащимся. — Как вы считаете, удалось ли чтецу передать при чтении все то, о чем мы говорили?
6.Анализ стихотворений «Корова», «Лисица», «Песнь о собаке».
На столе у учащихся текст одного из стихотворений, план анализа стихотворения, заготовленные клише. Задача: сначала записать все наблюдения, затем составить текст.

1.План анализа стихотворения.
— Что это за стихотворение (автор, название) и какова его тема?
— Настроение стихотворения.
— Как выражается настроение в стихотворении?
А. Как оно построено?
Б. Как звучит стихотворение? (Размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы).
В. Какие приёмы использует автор? (Метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, цветопись, повторы; употребление слов одной семантической группы, определённой части речи; использование предложений определённой конструкции.)
— Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения?
— Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателя?
— Ассоциации, которые вызывают образы, созданные поэтом.
— Личное впечатление от стихотворения.
2. Заготовленные клише.
В стихотворении: (автор, название) говорится о: . Стихотворение пронизано:. настроением. Настроение этого стихотворения: . Настроение меняется на протяжении стихотворения. Стихотворение можно разделить на: части, так как: . Звучание стихотворения создаёт: ритм. Короткие (длинные) строки подчёркивают: . В стихотворении мы словно слышим звуки: . Поэт хочет запечатлеть словами: . Для создания настроения автор (поэт) использует: . С помощью: поэт даёт нам возможность увидеть(услышать) : . Используя:, поэт создаёт образ: . Лирический герой этого стихотворения представляется мне: . : ассоциируется с: . Образ: вызывает ассоциации с: .
7. Выставка рисунков.
8. Итоги урока: в чем новаторство и своеобразие С.Есенина-поэта? Какие мысли и чувства вызвали стихотворения? Какие приемы использовал автор для создания образов животных?
9. Домашнее задание: выразительное чтение стихотворений, написать стихотворение про животных или сочинение- миниатюру о животных.

Образы животных в лирике С. Есенина.

Образы животных в литературе – это своего рода зеркало гуманистического сомосознания. Подобно тому, как самоопределение личности невозможно вне отношения ее к другой личности, так и самоопределение всего человеческого рода не может свершаться вне его отношения к животному царству."

Культ животных существует очень давно. В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что у диких животных и человека общие прародители. У каждого племени был свой тотем, то есть священное животное, которому племя поклонялось, полагая, что именно оно и есть их кровный родственник.

В литературе разных времен всегда присутствовали образы животных. Они послужили материалом для возникновения эзопова языка в сказках о животных, позднее в баснях. В литературе " нового времени " , в эпосе и в лирике животные приобретают равноправие с человеком, становясь объектом или субъектом повествования. Часто человек "проверяется на человечность" отношением к животному.

В поэзии 19 века преобладают образы домашних и хозяйственных животных, прирученных человеком, разделяющих его быт и труд. После Пушкина бытовой жанр становится преобладающим в анималистической поэзии. Все живое помещено в рамки домашнего инвентаря или хозяйственного двора (Пушкин,

Некрасов, Фет). В поэзии 20 века получили распространение образы диких животных (Бунин, Гумилев, Маяковский). Исчезло преклонение перед зверем. Но

"новокрестьянские поэты" вновь вводят мотив "братства человека и животного". В их поэтическом творчестве преобладают домашние животные – корова, лошадь, собака, кошка. Отношения обнаруживают черты семейного уклада.

В поэзии Сергея Есенина также присутствует мотив " кровного родства " с животным миром, он называет их "братьями меньшими".

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших

Никогда не бил по голове.

("Мы теперь уходим понемногу". , 1924 г.)

У него наряду с домашними животными мы находим образы представителей дикой природы. Из 339 рассмотренных стихотворений в 123 упоминаются животные, птицы, насекомые, рыбы.

Конь (13) , корова (8), ворон, пес, соловей (6), телята, кошка, голубь, журавль (5), овца, кобыла, собака (4), жеребенок, лебедь, петух, сова (3), воробей, волк, глухарь, кукушка, лошадь, лягушка, лиса, мышь, синица (2), аист, баран, бабочка, верблюд, грач, гусь, гориллы, жаба, змея, иволга, кулик, куры, коростель, осел, попугай, сороки, сом, свинья, тараканы, чибис, шмель, щука, ягненок (1).

С. Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика. С древних времен конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелегком труде, делили с ним и радости, и беды.

Конь был помощником при работе в поле, в перевозке грузов, в ратном бою. Собака приносила добычу, охраняла дом. Корова была поилицей и кормилицей в крестьянской семье, а кошка ловила мышей и просто олицетворяла домашний уют.

Образ коня, как неотъемлемая часть быта, встречается в стихотворениях

"Табун" (1915 г.), "Прощай, родная пуща…" (1916 г.), "Этой грусти теперь не рассыпать…" (1924 г.). Картины деревенской жизни меняются в связи с происходящими в стране событиями. И если в первом стихотворении мы видим "в холмах зеленых табуны коней", то в последующих уже:

Покосившая избенка,

Плач овцы, и вдали на ветру

Машет тощим хвостом лошаденка,

Заглядевшись в неласковый пруд.

("Этой грусти теперь не рассыпать…", 1924 г.)

Деревня пришла в упадок и гордый и величественный конь "превратился" в

"лошаденку", которая олицетворяет собой бедственное положение крестьянства в те годы.

Новаторство и своеобразие С. Есенина – поэта проявилось в том, что рисуя или упоминая животных в бытовом пространстве (поле, река, деревня, двор, дом и тому подобное), он не является анималистом, то есть не ставит цель воссоздать образ того или иного животного. Животные, являясь частью бытового пространства и окружения, предстают в его поэзии в качестве источника и средства художественно – философского осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.

В стихотворении "Корова" (1915 г.) С. Есенин использует принцип антропоморфизма, наделяя животное человеческими мыслями и чувствами.

Автор описывает конкретную бытовую и жизненную ситуацию – старость животного дряхлая, выпали зубы, свиток годов на рогах… и его дальнейшую участь, "скоро… свяжут ей петлю на шее // и поведут на убой " , он отождествляет старое животное и старого человека.

Думает грустную думу…

Если обратимся к тем произведениям, в которых встречается образ собаки, то например, в стихотворении "Песнь о собаке" (1915 г.). "Песнь"

(подчеркнуто "высокий" жанр) это своего рода гимнография, ставшая возможной благодаря тому, что предмет "воспевания" - святое чувство материнства, свойственное собаке в такой же степени, как и женщине – матери. Животное переживает о гибели своих детенышей, которых "хозяин хмурый" утопил в проруби.

Вводя образ собаки в стихотворения, поэт пишет о давней дружбе этого зверя с человеком. Лирический герой С. Есенина тоже крестьянин по происхождению, а в детстве и юности – сельский житель. Любя односельчан, он в то же время по внутренней сути совсем другой, чем они. В отношении к животным это проявляется наиболее отчетливо. Его ласка и любовь к "сестрам

Сукам" и "братьям - кобелям" - это чувства к равным. Именно поэтому собака "была моей юности друг".

Стихотворение "Сукин сын" отражает трагизм сознания лирического героя, который возникает оттого, что в мире живой природы и животных все выглядит неизменным:

Та собака давно околела,

Но в ту же масть, что с отливом в синь,

С лаем ливисто – ошалелым

Меня встрел молодой ее сын.

Кажется, что "сын" генетически воспринял от матери любовь к лирическому герою. Однако лирический герой рядом с этим псом особенно остро ощущает, как он изменился внешне и внутренне. Для него возвращение к себе юному возможно лишь на уровне чувства и на мгновение.

С этой болью я будто моложе

И хоть снова записки пиши.

Одновременно осознается невозвратность того, что миновало.

Еще одно животное, которое очень давно "сопровождает" человека по жизни, - это кошка. Она воплощает в себе домашний уют, теплый очаг.

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

(" В хате." , 1914)

В этом стихотворении мы также встречаемся и с другими представителями животного мира, которые тоже являются неизменным "атрибутом" крестьянской избы. Это тараканы, куры, петухи.

Рассмотрев бытовые значения образов животных, переходим к их символическим значениям. Символы, которыми наделяются животные, очень широко распространены в фольклорном и классическом поэтическом творчестве.

У каждого поэта имеется своя символика, но в основном они все опираются на народную основу того или иного образа. Есенин также использует народные поверья о животных, но в тоже время многие образы животных им переосмысливаются и получают новую значимость. Вернемся к образу коня.

Конь – в славянской мифологии одно из священных животных, атрибут богов, но одновременно с этим и хтоническое существо, связанное с плодородием и смертью, загробным миром, проводник на "тот свет". Конь наделялся способностью предвещать судьбу, прежде всего смерть. А. Н.

Афанасьев так объясняет значение коня в мифологии древних славян: " Как олицетворение порывистых ветров, бури и летучих облаков, сказочные кони наделяются крыльями, что роднит их с мифологическими птицами… огненный, огнедышащий… конь служит поэтическим образом то светозарного солнца, то блистающей молниями тучи…".

В стихотворении "Голубень" (1916 г.) конь предстает в образе "тихой судьбы" . Ничего не предвещает перемен и лирический герой живет тихой, размеренной жизнью, своими бытовыми заботами изо дня в день, так же, как жили его предки.

Погаснет день, мелькнув копной златою,

И в короб лет улягутся труды.

Но в истории страны происходят революционные события 1917 года, и на душе у героя становится тревожно за судьбу России, своего края. Он понимает, что теперь многое изменится и в его жизни. Лирический герой вспоминает с грустью о своем крепком, устоявшемся быте, который теперь нарушен.

…Моего увел коня…

Конь мой – мощь моя и крепь.

Он знает, что теперь его будущее зависит от будущего родины, старается вырваться из тех событий, которые происходят.

…он бьется, мечется,

Теребя тугой аркан…

("Отвори мне страж заоблачный". ,1918 г.),

но ему это не удается, остается только покорится судьбе. В этом произведении мы наблюдаем поэтический параллелизм между "поведением" коня и его судьбой и душевным состоянием лирического героя в "развороченном бурей быте ".

В стихотворении 1920 года " Сорокоуст " Есенин вводит образ коня, как символ старой патриархальной деревни, еще не осознавшей переход к новой жизни. Образом этого "прошлого" , которое пытается всеми силами бороться с переменами, является жеребенок, который предстает как составляющая в целом символическую ситуации "соревнования" между "чугунным конем - поездом " и "красногривым жеребенком".

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Борьба деревни за выживание оказывается проигранной, все большее предпочтение отдается городу.

В других произведениях конь становится символом прошедшей юности, символом того, что человеку вернуть не дано, это остается только в воспоминаниях.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

("Не жалею, не зову, не плачу…", 1921 г.)

"Проскакал на розовом коне" – символ быстро ушедшей, невозвратной юности. Благодаря дополнительной символике цвета предстает как

"розовый конь" – символ восхода, весны, радости жизни. Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца.

Суть этого стихотворения – благодарственная песня, благословения всего живого. Это же значение имеет конь в стихотворении "Эх вы, сани …" (1924 г.)

Все прошло. Поредел мой волос.

Конь издох.

Вспоминая юность, лирический герой обращается также к образу собаки.

Мне припомнилась нынче собака,

Что была моей юности друг

("Сукин сын". 1924 г.)

В этом стихотворении поэт вспоминает о своей юности, первой любви, которая ушла, но живет в воспоминаниях. Однако на смену старой любви приходит новая, на смену старшему поколению – молодое, то есть ничто в этой жизни не возвращается, но и жизненный цикл в то же время беспрерывен.

Та собака давно околела,

Но в ту ж масть, что с отливом в синь…

Меня встрел молодой ее сын.

Если мы обратимся к другим представителям животного мира, например, воронам, то увидим, что у Есенина они имеют такую же символику, как и в народной поэзии.

Понакаркали черные вороны:

Грозным бедам широкий простор.

("Русь". , 1914 г.)

В этом стихотворении ворон является вестником предстоящей беды, а именно войны 1914 года. Поэт вводит образ этой птицы не только как народный символ несчастья, но и для того, чтобы показать свое отрицательное отношение к происходящим событиям, переживания за судьбу Родины.

Многие поэты используют для создания образов различные типы переноса слов, в том числе и метафору, В поэзии метафора употребляется по преимуществу во вторичной для нее функции, внося в именные позиции атрибутивные и оценочные значения. Для поэтической речи характерна бинарная метафора (метафора – сравнение). Благодаря образу метафора связывает язык и миф с соответствующим способом мышления – мифологическим. Поэты создают свои эпитеты, метафоры, сравнения и образы. Метафоризация образов

– это черты художественного стиля поэта. С. Есенин также обращается в своих стихотворениях к помощи метафор. Он создает их по фольклорному принципу: берет для образа материал из деревенского мира и из мира природы и стремится охарактеризовать одно существительное другим.

Вот, например, образ луны:

" Луна, как желтый медведь, в мокрой траве ворочается ".

Своеобразно дополняется мотив природы у Есенина образами животных.

Чаще всего наименования животных приводятся в сравнениях, в которых с животными сопоставляются предметы и явления, часто не связанные с ними в действительности, но объединенные по какому-либо ассоциативному признаку, служащему основой для его выделения.("Как скелеты тощих журавлей, //

Стоят ощипанные вербы…"; "Синий сумрак, как стадо овец…").

По цветовому сходству:

По пруду лебедем красным

Плавает тихий закат.

("Вот оно глупое счастье…", 1918 г.) ;

по близости и сходству функций:

Как птицы, свищут версты

Из – под копыт коня…

("О пашни, пашни, пашни…", 1917-1918 г.) ;

по какому – либо ассоциативному, иногда субъективно выделенному признаку:

Я был, как лошадь загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым седоком.

("Письмо к женщине". , 1924 г.)

Иногда поэт использует и характерную для русской народной поэзии – песни форму параллелизма, в том числе отрицательную:

Не кукушки загрустили – плачет Танина родня.

("Хороша была Танюша…" , 1911 г.)

В произведениях С. Есенина анималистическое (изображение животных) сравнение или зооморфная метафора часто перерастает в развернутый образ:

Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.

("Осень". ,1914 – 1916 г.)

Рыжий цвет осенних листьев вызывает ассоциацию с "рыжей кобылой". Но осень не только "рыжая кобыла" (сходство по цвету) , она

"чешет гриву": образ раскрывается через сравнение с животным зримо, в красках, звуках, движениях. Поступь осени сравнивается с поступью коня.

Возникают сопоставления явлений природы с животными: месяц –

"ягненочек кудрявый " , " жеребенок ", " золотая лягушка ", весна – " белка", тучи – "волки". К животным и птицам приравниваются предметы, например, мельница – "бревенчатая птица", печь – "верблюд кирпичный". На основе сложных ассоциативных сопоставлений у явлений природы появляются свойственные животным и птицам органы (лапы, морды, рыла, когти, клювы):

Чистит месяц в соломенной крыше

Обоймленные синью рога.

(" Гаснут красные крылья заката. " , 1916 г.)

Волны белыми когтями

Золотой скребут песок.

(" Небесный барабанщик." , 1918 г.)

Клен и липы в окна комнат

Ветки лапами забросив,

Ищут тех, которых помнят.

(" Дорогая, сядем рядом. " , 1923 г.)

Чисто символическое значение приобретают и цвета животных: " красный конь " – символ революции, " розовый конь " – образ молодости, " черный конь " – предвестник смерти.

Образное воплощение, четкая метафора, чуткое восприятие фольклора лежат в основе художественных изысканий Сергея Есенина. Метафорическое использование анималистической лексики в оригинальных сравнениях создает своеобразие стиля поэта.

Рассмотрев образы животных в поэзии С. Есенина, можно сделать вывод о том, что поэт по-разному решает проблему использования анималистики в своих произведениях.

В одном случае он обращается к ним для того, чтобы показать с их помощью какие-то исторические события, личные душевные переживания. В других – для того, чтобы точнее, глубже передать красоту природы, родного края.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Управление Образования Администрации Города Хабаровска.

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа №15 с углубленны м изучением отдельных предметов

Реферат

По литературе

«Образы животных в лирике С.Есенина»

Выполнил

Ученик 11В класса

Мокшин К.Э.

Проверила

Акишева В.Н

Хабаровск

2008 год

Введение

Основная часть

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Я считаю, что актуальность выбранной темы не ставится под сомнение, потому что животные с очень и очень давних времен присутствуют жизни людей.

В литературе разных времен всегда присутствовали образы животных. Они послужили материалом для возникновения эзопова языка в сказках о животных, позднее в баснях. В литературе "нового времени", в эпосе и в лирике животные приобретают равноправие с человеком, становясь объектом или субъектом повествования. Часто человек "проверяется на человечность" отношением к животному.

Среди прочих деятелей культуры, использующих в своих произведениях образы животных, С.Есенин выгодно отличается тем, что он «выходец и крестьянской семьи», он не понаслышке знает о значимости животных в этом слое общества.

В своем реферате я опираюсь на воспоминания современников, на анализ известных произведений Сергея Есенина, на основании которых я хочу раскрыть тему животных в лирике поэта.

Вот об этом, и о связи людей с окружающим миром посредством их отношения к животным, о важности взаимодействия человека с животными, о том, как поэт раскрывает образы животных, чтобы показать образ русского человека, отдельные этапы жизни русского человека и пойдет речь в моем реферате.

ОБРА ЗЫ ЖИВОТНЫХ В ЛИРИКЕ С. ЕСЕНИНА

“Образы животных в литературе - это своего рода зеркало гуманистического самосознания. Подобно тому, как самоопределение личности невозможно вне отношения ее к другой личности, так и самоопределение всего человеческого рода не может свершаться вне его отношения к животному царству”.

Культ животных существует очень давно. В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что у диких животных и человека общие прародители. У каждого племени был свой тотем, то есть священное животное, которому племя поклонялось, полагая, что именно оно и есть их кровный родственник.

В поэзии 19 века преобладают образы домашних и хозяйственных животных, прирученных человеком, разделяющих его быт и труд. После Пушкина бытовой жанр становится преобладающим в анималистической поэзии. Все живое помещено в рамки домашнего инвентаря или хозяйственного двора (Пушкин, Некрасов, Фет). В поэзии 20 века получили распространение образы диких животных (Бунин, Гумилев, Маяковский). Исчезло преклонение перед зверем. Но Сергей Есенин вновь вводит мотив "братства человека и животного". В его поэтическом творчестве преобладают домашние животные - корова, лошадь, собака, кошка.

Отношения обнаруживают черты семейного уклада.

В поэзии Сергея Есенина также присутствует мотив "кровного родства" с животным миром, он называет их "братьями меньшими".

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших

Никогда не бил по голове.

("Мы теперь уходим понемногу". , 1924 г.)

У поэта наряду с домашними животными мы находим образы представителей дикой природы. Упоминаются животные, птицы, насекомые, рыбы.

С. Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика. С древних времен конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелегком труде, делили с ним и радости, и беды.

Конь был помощником при работе в поле, в перевозке грузов, в ратном бою. Собака приносила добычу, охраняла дом. Корова была поилицей и кормилицей в крестьянской семье, а кошка ловила мышей и просто олицетворяла домашний уют.

Образ коня, как неотъемлемая часть быта, встречается в стихотворениях "Табун" (1915 г.), "Прощай, родная пуща…" (1916 г.), "Этой грусти теперь не рассыпать…" (1924 г.). Картины деревенской жизни меняются в связи с происходящими в стране событиями. И если в первом стихотворении мы видим "в холмах зеленых табуны коней ", то в последующих уже:

Покосившая избенка,

Плач овцы, и вдали на ветру

Машет тощим хвостом лошаденка,

Заглядевшись в неласковый пруд.

("Этой грусти теперь не рассыпать…", 1924 г.)

Деревня пришла в упадок и гордый и величественный конь "превратился" в "лошаденку", которая олицетворяет собой бедственное положение крестьянства в те годы.

Новаторство и своеобразие С. Есенина - поэта проявилось в том, что, рисуя или упоминая животных в бытовом пространстве (поле, река, деревня, двор, дом и тому подобное), он не является анималистом, то есть не ставит цель воссоздать образ того или иного животного. Животные, являясь частью бытового пространства и окружения, предстают в его поэзии в качестве источника и средства художественно - философского осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.

В стихотворении "Корова" (1915 г.) С. Есенин использует принцип антропоморфизма, наделяя животное человеческими мыслями и чувствами. Автор описывает конкретную бытовую и жизненную ситуацию - старость животного

дряхлая, выпали зубы,

свиток годов на рогах…

и его дальнейшую участь, "скоро… свяжут ей петлю на шее // и поведут на убой " , он отождествляет старое животное и старого человека.

Думает грустную думу…

Если обратимся к тем произведениям, в которых встречается образ собаки, то например, в стихотворении "Песнь о собаке" (1915 г.). "Песнь" (подчеркнуто "высокий" жанр) это своего рода гимнография, ставшая возможной благодаря тому, что предмет "воспевания" - святое чувство материнства, свойственное собаке в такой же степени, как и женщине - матери. Животное переживает о гибели своих детенышей, которых "хозяин хмурый" утопил в проруби.

Вводя образ собаки в стихотворения, поэт пишет о давней дружбе этого зверя с человеком. Лирический герой С. Есенина тоже крестьянин по происхождению, а в детстве и юности - сельский житель. Любя односельчан, он в то же время по внутренней сути совсем другой, чем они. В отношении к животным это проявляется наиболее отчетливо. Его ласка и любовь к "сестрам-сукам" и "братьям-кобелям" - это чувства к равным. Именно поэтому собака "была моей юности друг".

Стихотворение "Сукин сын" отражает трагизм сознания лирического героя, который возникает оттого, что в мире живой природы и животных все выглядит неизменным:

Та собака давно околела,

Но в ту же масть, что с отливом в синь,

С лаем ливисто - ошалелым

Меня встрел молодой ее сын.

Кажется, что "сын" генетически воспринял от матери любовь к лирическому герою. Однако лирический герой рядом с этим псом особенно остро ощущает, как он изменился внешне и внутренне. Для него возвращение к себе юному возможно лишь на уровне чувства и на мгновение.

С этой болью я будто моложе

И хоть снова записки пиши .

Одновременно осознается невозвратность того, что миновало.

Еще одно животное, которое очень давно "сопровождает" человека по жизни, - это кошка. Она воплощает в себе домашний уют, теплый очаг.

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

(" В хате." , 1914)

В этом стихотворении мы также встречаемся и с другими представителями животного мира, которые тоже являются неизменным "атрибутом" крестьянской избы. Это тараканы, куры, петухи.

Рассмотрев бытовые значения образов животных, переходим к их символическим значениям. Символы, которыми наделяются животные, очень широко распространены в фольклорном и классическом поэтическом творчестве. У каждого поэта имеется своя символика, но в основном они все опираются на народную основу того или иного образа. Есенин также использует народные поверья о животных, но в тоже время многие образы животных им переосмысливаются и получают новую значимость. Вернемся к образу коня.

Конь - в славянской мифологии одно из священных животных, атрибут богов, но одновременно с этим и мифическое существо, связанное с плодородием и смертью, загробным миром, проводник на "тот свет". Конь наделялся способностью предвещать судьбу, прежде всего смерть. А. Н. Афанасьев так объясняет значение коня в мифологии древних славян: "Как олицетворение порывистых ветров, бури и летучих облаков, сказочные кони наделяются крыльями, что роднит их с мифологическими птицами… огненный, огнедышащий… конь служит поэтическим образом то светозарного солнца, то блистающей молниями тучи…".

В стихотворении "Голубень" (1916 г.) конь предстает в образе "тихой судьбы". Ничего не предвещает перемен, и лирический герой живет тихой, размеренной жизнью, своими бытовыми заботами изо дня в день, так же, как жили его предки.

Погаснет день, мелькнув копной златою,

И в короб лет улягутся труды.

Но в истории страны происходят революционные события 1917 года, и на душе у героя становится тревожно за судьбу России, своего края. Он понимает, что теперь многое изменится и в его жизни. Лирический герой вспоминает с грустью о своем крепком, устоявшемся быте, который теперь нарушен.

…Моего увел коня…

Конь мой - мощь моя и крепь.

Он знает, что теперь его будущее зависит от будущего родины, старается вырваться из тех событий, которые происходят.

…он бьется, мечется,

Теребя тугой аркан…

("Отвори мне страж заоблачный". ,1918 г.),

но ему это не удается, остается только покориться судьбе. В этом произведении мы наблюдаем, поэтический параллелизм между "поведением" коня и его судьбой и душевным состоянием лирического героя в "развороченном бурей быте ".

В стихотворении 1920 года "Сорокоуст" Есенин вводит образ коня, как символ старой патриархальной деревни, еще не осознавшей переход к новой жизни. Образом этого "прошлого", которое пытается всеми силами бороться с переменами, является жеребенок, который предстает как составляющая в целом символическую ситуации "соревнования" между "чугунным конем - поездом " и "красногривым жеребенком".

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Борьба деревни за выживание оказывается проигранной, все большее предпочтение отдается городу.

В других произведениях конь становится символом прошедшей юности, символом того, что человеку вернуть не дано, это остается только в воспоминаниях.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

("Не жалею, не зову, не плачу…", 1921 г.)

"Проскакал на розовом коне" - символ быстро ушедшей, невозвратной юности. Благодаря дополнительной символике цвета предстает как "розовый конь" - символ восхода, весны, радости жизни. Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. Суть этого стихотворения - благодарственная песня, благословения всего живого. Это же значение имеет конь в стихотворении "Эх вы, сани …" (1924 г.)

Все прошло. Поредел мой волос.

Конь издох.

Вспоминая юность, лирический герой обращается также к образу собаки.

Мне припомнилась нынче собака,

Что была моей юности друг

("Сукин сын". 1924 г.)

В этом стихотворении поэт вспоминает о своей юности, первой любви, которая ушла, но живет в воспоминаниях. Однако на смену старой любви приходит новая, на смену старшему поколению - молодое, то есть ничто в этой жизни не возвращается, но и жизненный цикл в то же время беспрерывен.

Та собака давно околела,

Но в ту ж масть, что с отливом в синь…

Меня встретил молодой ее сын .

Если мы обратимся к другим представителям животного мира, например, воронам, то увидим, что у Есенина они имеют такую же символику, как и в народной поэзии.

Понакаркали черные вороны:

Грозным бедам широкий простор.

("Русь". , 1914 г.)

В этом стихотворении ворон является вестником предстоящей беды, а именно войны 1914 года. Поэт вводит образ этой птицы не только как народный символ несчастья, но и для того, чтобы показать свое отрицательное отношение к происходящим событиям, переживания за судьбу Родины.

Многие поэты используют для создания образов различные типы переноса слов, в том числе и метафору, В поэзии метафора употребляется по преимуществу во вторичной для нее функции, внося в именные позиции атрибутивные и оценочные значения. Для поэтической речи характерна бинарная метафора (метафора - сравнение). Благодаря образу метафора связывает язык и миф с соответствующим способом мышления - мифологическим. Поэты создают свои эпитеты, метафоры, сравнения и образы. Метафоризация образов - это черты художественного стиля поэта. С. Есенин также обращается в своих стихотворениях к помощи метафор. Он создает их по фольклорному принципу: берет для образа материал из деревенского мира и из мира природы и стремится охарактеризовать одно существительное другим.

Вот, например, образ луны:

"Луна, как желтый медведь, в мокрой траве ворочается".

Своеобразно дополняется мотив природы у Есенина образами животных. Чаще всего наименования животных приводятся в сравнениях, в которых с животными сопоставляются предметы и явления, часто не связанные с ними в действительности, но объединенные по какому-либо ассоциативному признаку, служащему основой для его выделения. ("Как скелеты тощих журавлей, // Стоят ощипанные вербы…"; "Синий сумрак, как стадо овец…").

По цветовому сходству:

По пруду лебедем красным

Плавает тихий закат.

("Вот оно глупое счастье…", 1918 г.) ;

по близости и сходству функций:

Как птицы, свищут версты

Из-под копыт коня…

("О пашни, пашни, пашни…", 1917-1918 г.) ;

по какому - либо ассоциативному, иногда субъективно выделенному признаку:

Я был, как лошадь загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым седоком.

("Письмо к женщине". , 1924 г.)

Иногда поэт использует и характерную для русской народной поэзии - песни форму параллелизма, в том числе отрицательную:

Не кукушки загрустили - плачет Танина родня.

("Хороша была Танюша…" , 1911 г.)

В произведениях С. Есенина анималистическое (изображение животных) сравнение или зооморфная метафора часто перерастает в развернутый образ:

Осень - рыжая кобыла - чешет гриву.

("Осень". ,1914 - 1916 г.)

Рыжий цвет осенних листьев вызывает ассоциацию с "рыжей кобылой". Но осень не только "рыжая кобыла" (сходство по цвету), она "чешет гриву": образ раскрывается через сравнение с животным зримо, в красках, звуках, движениях. Поступь осени сравнивается с поступью коня.

Возникают сопоставления явлений природы с животными: месяц - "ягненочек кудрявый", "жеребенок", "золотая лягушка ", весна - "белка", тучи - "волки". К животным и птицам приравниваются предметы, например, мельница - "бревенчатая птица" , печь - "верблюд кирпичный ". На основе сложных ассоциативных сопоставлений у явлений природы появляются свойственные животным и птицам органы (лапы, морды, рыла, когти, клювы):

Чистит месяц в соломенной крыше

Обоймленные синью рога.

(" Гаснут красные крылья заката. " , 1916 г.)

Волны белыми когтями

Золотой скребут песок.

(" Небесный барабанщик." , 1918 г.)

Клен и липы в окна комнат

Ветки лапами забросив,

Ищут тех, которых помнят.

(" Дорогая, сядем рядом. " , 1923 г.)

Чисто символическое значение приобретают и цвета животных: "красный конь" - символ революции, "розовый конь" - образ молодости, "черный конь" - предвестник смерти.

Образное воплощение, четкая метафора, чуткое восприятие фольклора лежат в основе художественных изысканий Сергея Есенина. Метафорическое использование анималистической лексики в оригинальных сравнениях создает своеобразие стиля поэта.

Рассмотрев образы животных в поэзии С. Есенина, можно сделать вывод о том, что поэт по-разному решает проблему использования анималистики в своих произведениях.

В одном случае он обращается к ним для того, чтобы показать с их помощью какие-то исторические события, личные душевные переживания. В других - для того, чтобы точнее, глубже передать красоту природы, родного края.

Заключение

На основании проведенного мной анализа критических статей о творчестве С.Есенина, отзывов поэте современников, я задавшись целью изучить и раскрыть своеобразие лирики поэта о животных, собралво едино все данные по данному вопросу и могу с уверенностью говорить о том на сколько точно и довольно уникально Сергей Есенин изобразил важность взаимоотношений человека и живоотного, отдельных этапов жизни и образ русского крестьянина того времени.

Список использованной литературы

Сергей Есенин ; Собрание сочинений в двух томах; Том 1;Москва; Издательский дом - «Современник»; 1991 год.

Сергей Есенин; Собрание сочинений в двух томах; Том 2;Москва; Издательский дом - «Современник»; 1991 год.

«Жизнь Есенина»; Рассказывают современники; Москва; Издательский дом - «Правда»; 1988 год.

И.С.Эвентов; Сергей Есенин - Биография поэта; Москва; Издательский дом - «Просвещение»; 1987 год.

О Есенине; «Стихи и проза писателей современников поэта»; Москва; Издательский дом - «Правда»; 1990 год.

Подобные документы

    Уже в самых ранних стихотворениях природа для Есенина не застывший пейзажный фон: она вся в движении, в гармоническом единении с человеком. Образное воплощение, четкая метафора, чуткое восприятие фольклора лежат в основе художественных изысканий Есенина.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2003

    Мир народнопоэтических образов в лирике Сергея Есенина. Мир русского крестьянства как основная тематическая направленность стихотворений поэта. Крах старых патриархальных устоев русских деревень. Образность и мелодичность творчества Сергея Есенина.

    презентация , добавлен 09.01.2013

    Малая родина Есенина. Образ Родины в лирике Есенина. Революционная Россия в лирике Есенина: раскаты бушующего океана крестьянской стихии, мятежного набата. Природа в творчестве Есенина, приемы ее олицетворения как любимого героя поэта в произведении.

    презентация , добавлен 21.12.2011

    Описание основных фактов из жизни Сергея Александровича Есенина. Их отражение в творчестве и проявление в ведущих мотивах его произведений. Признание первого стихотворения поэта. Отношение Есенина к революции. Самобытность его поэзии. Образ жизни поэта.

    контрольная работа , добавлен 04.01.2012

    Искренность и непосредственность в выражении чувств, напряженность нравственных поисков в произведениях Есенина. Тема природы в творчестве Сергея Александровича Есенина. Роман поэта и Айседоры Дункан. Трагический финал жизни великого русского поэта.

    презентация , добавлен 22.01.2012

    Описания и картины в ранней лирике Сергея Есенина родного села Константиново, отражение в стихотворениях автора исконно русской природы и местности. Яркие образы погоды и времен года в есенинских стихах. Особенности родных мест в поздней лирике поэта.

    реферат , добавлен 17.11.2009

    Двойственность натуры поэта: стремление к духовному покою и мятежность, кротость и страстность. Семейные традиции, образование Сергея Есенина. Гениальный поэт ХХ века. Способность к воображению, интерес к народному творчеству. Образ Родины в лирике поэта.

    реферат , добавлен 12.03.2012

    Красота и богатство лирики Есенина. Особенности художественного стиля, метафоры. Поэтическая лексика, техника. Луна в поэзии Есенина. Тема деревни, родины, любви в лирике Есенина. Предшественники и последователи. Есенин и древнерусская литература.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2008

    Тематика произведений Сергея Есенина и фольклорные традиции в лирике поэта. Особенности изображения автором любви к русской природе и своей родине в целом. Рассмотрение стихов Есенина в контексте песен: частушки и романсы, современные музыкальные жанры.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2015

    Периоды жизни и творчества С. Есенина по Л.В. Занковской. Особенности стихов С. Есенина, посвященных России. Отношение писателей-эмигрантов к поэзии русского поэта. Взаимосвязь народного творчества и космических мотивов в творчестве С. Есенина.

Страница 1

Образы животных в литературе – это своего рода зеркало гуманистического сомосознания. Подобно тому, как самоопределение личности невозможно вне отношения ее к другой личности, так и самоопределение всего человеческого рода не может свершаться вне его отношения к животному царству."

Культ животных существует очень давно. В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что у диких животных и человека общие прародители. У каждого племени был свой тотем, то есть священное животное, которому племя поклонялось, полагая, что именно оно и есть их кровный родственник. Цена купить сайдинг под кирпич Краснодар http://msk.panelizodiac.ru/blog/54-sayding/ .

В литературе разных времен всегда присутствовали образы животных. Они послужили материалом для возникновения эзопова языка в сказках о животных, позднее в баснях. В литературе " нового времени " , в эпосе и в лирике животные приобретают равноправие с человеком, становясь объектом или субъектом повествования. Часто человек "проверяется на человечность" отношением к животному.

В поэзии 19 века преобладают образы домашних и хозяйственных животных, прирученных человеком, разделяющих его быт и труд. После Пушкина бытовой жанр становится преобладающим в анималистической поэзии. Все живое помещено в рамки домашнего инвентаря или хозяйственного двора (Пушкин, Некрасов, Фет). В поэзии 20 века получили распространение образы диких животных (Бунин, Гумилев, Маяковский). Исчезло преклонение перед зверем. Но "новокрестьянские поэты" вновь вводят мотив "братства человека и животного". В их поэтическом творчестве преобладают домашние животные – корова, лошадь, собака, кошка. Отношения обнаруживают черты семейного уклада.

В поэзии Сергея Есенина также присутствует мотив " кровного родства " с животным миром, он называет их "братьями меньшими".

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших

Никогда не бил по голове.

("Мы теперь уходим понемногу". , 1924 г.)

У него наряду с домашними животными мы находим образы представителей дикой природы. Из 339 рассмотренных стихотворений в 123 упоминаются животные, птицы, насекомые, рыбы.

Конь (13) , корова (8), ворон, пес, соловей (6), телята, кошка, голубь, журавль (5), овца, кобыла, собака (4), жеребенок, лебедь, петух, сова (3), воробей, волк, глухарь, кукушка, лошадь, лягушка, лиса, мышь, синица (2), аист, баран, бабочка, верблюд, грач, гусь, гориллы, жаба, змея, иволга, кулик, куры, коростель, осел, попугай, сороки, сом, свинья, тараканы, чибис, шмель, щука, ягненок (1).

С. Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика. С древних времен конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелегком труде, делили с ним и радости, и беды.

Конь был помощником при работе в поле, в перевозке грузов, в ратном бою. Собака приносила добычу, охраняла дом. Корова была поилицей и кормилицей в крестьянской семье, а кошка ловила мышей и просто олицетворяла домашний уют.

Образ коня, как неотъемлемая часть быта, встречается в стихотворениях "Табун" (1915 г.), "Прощай, родная пуща…" (1916 г.), "Этой грусти теперь не рассыпать…" (1924 г.). Картины деревенской жизни меняются в связи с происходящими в стране событиями. И если в первом стихотворении мы видим "в холмах зеленых табуны коней", то в последующих уже:

Покосившая избенка,

Плач овцы, и вдали на ветру

Машет тощим хвостом лошаденка,

Заглядевшись в неласковый пруд.

("Этой грусти теперь не рассыпать…", 1924 г.)

Деревня пришла в упадок и гордый и величественный конь "превратился" в "лошаденку", которая олицетворяет собой бедственное положение крестьянства в те годы.

Новаторство и своеобразие С. Есенина – поэта проявилось в том, что рисуя или упоминая животных в бытовом пространстве (поле, река, деревня, двор, дом и тому подобное), он не является анималистом, то есть не ставит цель воссоздать образ того или иного животного. Животные, являясь частью бытового пространства и окружения, предстают в его поэзии в качестве источника и средства художественно – философского осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.