Болезни Военный билет Призыв

Исторические этапы возникновения государства российского. Этапы развития российской государственности. Характеристика подходов. Петр I. Его внутренняя и внешняя политика

Долгое царствование Екатерины II (1762--1796) наполнено значительными и весьма противоречивыми событиями и процессами. «Золотой век русского дворянства» был вместе с тем веком пугачевщины, «Наказ» и Уложенная комиссия соседствовали с гонениями на Н.И. Новикова и А. Н. Радищева. И все-таки это была целостная эпоха, имевшая свой стержень, свою логику, свою сверхзадачу. Это было время, когда императорская власть пыталась осуществить одну из самых продуманных, последовательных и успешных в истории России программ реформ (А. Б. Каменский). Идейной основой реформ стала философия европейского Просвещения, с которой императрица была хорошо знакома. В этом смысле ее правление нередко называют эпохой просвещенного абсолютизма. Историки спорят о том, чем был просвещенный абсолютизм -- утопическим учением просветителей (Вольтер, Дидро и др.) об идеальном союзе королей и философов или политическим феноменом, нашедшим свое реальное воплощение в Пруссии (Фридрих II Великий), Австрии (Иосиф II), России (Екатерина II) и др. Эти споры небеспочвенны. Они отражают ключевое противоречие теории и практики просвещенного абсолютизма: между необходимостью радикально менять сложившийся порядок вещей (сословный строй, деспотизм, бесправие и др.) и недопустимостью потрясений, нуждой в стабильности, невозможностью ущемить ту социальную силу, на которой этот порядок держится, -- дворянство. Екатерина II, как, быть может, никто другой, понимала трагическую непреодолимость этого противоречия: «Вы, -- пеняла она французскому философу Д. Дидро, -- пишете на бумаге, которая все стерпит, я же, бедная императрица, -- на коже человеческой, столь чувствительной и болезненной». Весьма показательна ее позиция в вопросе о крепостном крестьянстве. Нет сомнений в отрицательном отношении императрицы к крепостному праву. Она не раз задумывалась о способах его отмены. Но дальше осторожных размышлений дело не пошло. Екатерина II ясно осознавала, что ликвидация крепостничества с негодованием будет воспринята дворянами, а крестьянская масса, невежественная и нуждающаяся в руководстве, не сумеет использовать дарованную свободу себе во благо. Крепостническое законодательство было расширено: помещикам разрешили на любой срок ссылать крестьян на каторгу, а крестьянам запрещалось подавать жалобы на помещиков.

Наиболее значительными преобразованиями в духе просвещенного абсолютизма были:

  • -- созыв и деятельность Уложенной комиссии (1767--1768). Цель состояла в разработке нового свода законов, который был призван заменить Соборное уложение 1649 г. В Уложенной комиссии работали представители дворянства, чиновничества, горожан, государственных крестьян. К открытию комиссии Екатерина II написала знаменитый «Наказ», в котором использовала труды Вольтера, Монтескье, Беккариа и других просветителей. В нем говорилось о презумпции невиновности, об искоренении деспотизма, о распространении просвещения, о народном благосостоянии. Деятельность комиссии не принесла желаемого результата. Новый свод законов выработан не был, депутаты не сумели подняться над узкими интересами сословий и особого рвения в выработке реформ не проявили. В декабре 1768 г. императрица распустила Уложенную комиссию и более подобных ей учреждений не создавала;
  • -- реформа административно-территориального деления Российской империи. Страна была поделена на 50 губерний (300--400 тыс. душ мужского пола), каждая из которых состояла из 10--12 уездов (20--30 тыс. душ мужского пола). Учреждалась единообразная система губернского управления: губернатор, назначаемый императором, губернское правление, осуществлявшее исполнительную власть, Казенная палата (сбор налогов, их расходование), Приказ общественного призрения (школы, больницы, приюты и др.). Создавались суды, построенные по строго сословному принципу, -- для дворян, горожан, государственных крестьян. Административные, финансовые и судебные функции, таким образом, были четко разделены. Губернское деление, введенное Екатериной II, сохранилось до 1917 г.; -- принятие в 1785г. Жалованной грамоты дворянству, которая закрепила все сословные права и привилегии дворян (освобождение от телесных наказаний, исключительное право владеть крестьянами, передавать их по наследству, продавать, покупать деревни и др.);
  • -- принятие Жалованной грамоты городам, оформившей права и привилегии «третьего сословия» -- горожан. Городское сословие делилось на шесть разрядов, получило ограниченные права самоуправления, избирало городского голову и членов городской Думы;
  • -- принятие в 1775г. манифеста о свободе предпринимательства, согласно которому для открытия предприятия не требовалось разрешения правительственных органов.

Конечно, эти преобразования имели ограниченный характер. Самодержавный принцип управления, крепостное право, сословный строй оставались незыблемыми. Крестьянская война Пугачева (1773--1775), взятие Бастилии (1789) и казнь короля Людовика XVI (1793) не способствовали углублению реформ. Они шли с перерывами, в 90-е гг. и вовсе прекратились. Преследования А. Н. Радищева (1790), арест Н. И. Новикова (1792) не были случайными эпизодами. Они свидетельствуют о глубинных противоречиях просвещенного абсолютизма, невозможности однозначных оценок «золотого века Екатерины II». И тем не менее именно в эту эпоху появилось Вольное экономическое общество (1765), работали вольные типографии, шла горячая журнальная полемика, в которой лично участвовала императрица, были основаны Эрмитаж (1764) и Публичная библиотека в Петербурге (1795), Смольный институт благородных девиц (1764) и педагогические училища в обеих столицах. Историки говорят и о том, что усилиями Екатерины II, направленными на поощрение социальной активности сословий, прежде всего дворянства, заложены основы гражданского общества в России.

На вопрос Расцвет дворянской империи при Екатерине 2. краткое описание заданный автором Susie Roxy лучший ответ это Расцвет дворянской империи в годы правления Екатерины II
Россия в первое время правления Екатерины II. Раздача дворянам государственных земель, населенных крестьянами. Правление Екатерины II - противоречивая борьба между идеалами просвещенного абсолютизма и российской реальностью. Наступление на права крестьян. Личность Екатерины II. Уложенная комиссия. «Наказ» Екатерины II.
От либерализации к централизации власти. Усиление центральной власти. Расцвет дворянской империи.
Восстание Пугачева. Предпосылки восстания. Личность Е. И. Пугачева. Армия восставших. Ход восстания. Причины поражения и значение восстания.
Укрепление дворянского государства. Отказ Екатерины II от либеральных попыток облегчить участь крестьян. Реформа местного управления 1775 г. Создание единообразной для всей империи судебной системы. Городская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам.
Экономика и население России во второй половине XVIII в. Рост территории и населения. Превращение России в самое большое государство мира. Вмешательство государства в экономику. Крепостничество как тормозящий фактор развития России. Рост промышленности. Изменения в сельском хозяйстве. Факторы влияния на рост российской торговли. Состояние финансов.
Жизнь и хозяйство народов России. Вхождение новых народов в состав России. Разные стадии цивилизационного развития народов страны. Общие черты развития национальных районов России. Формирование национальной политики правительства: уважение национальных особенностей народов, представление полной свободы для их вероисповедания, установление определенных налоговых льгот для местного населения по сравнению с русскими переселенцами, освобождение от ряда повинностей.
Внешняя политика России.
Проблемы внешней политики России: борьба с Польско-Литовским государством за древние русские земли, обеспечение выхода к Балтийскому морю, выход к Черному морю и пути их решения.
Русско-турецкие войны. А. В. Суворов. Г. А. Потемкин. Ф. Ф. Ушаков. Освоение Новороссии и Крыма.
Разделы Польши.
Культура и быт россиян во второй половине XVIII в.
Особенности российской культуры. Взаимопроникновение достижений русской культуры былых времен и новых культурных веяний. Влияние культуры на формирование российского общества, пробуждение национального самосознания. Интернациональный характер новых культурных ценностей в условиях многонациональной России. Влияние иностранцев на становление российской цивилизации.
Образование и просвещение народа. Сеть общеобразовательных школ. Введение системы народного образования в 1780-е гг. Московский университет. М. В. Ломоносов. Наука. Техническая мысль. И. И. Ползунов. Научные экспедиции.
Литература и искусство. Все более светский характер литературы. Формирование русского литературного языка. Классицизм. Г. Р. Державин. Понятие реализма в искусстве. Д. И. Фонвизин. Барокко и классицизм в архитектуре. В. И. Баженов. М. Ф. Казаков. В. В. Растрелли.
Переход от условности иконописи к реалистическим полотнам в живописи. А. П. Антропов. Ф. С. Рокотов. Скульптура. Э. М. Фальконе. Ф. И. Шубин.
Появление профессионального драматического театра. Ф. Г. Волков. Музыкальное искусство. Д. С. Бортнянский.
Новое в быту россиян XVIII в.

Эпоха Екатерины II (1762-1796) составляет значительный этап в истории Рос­сии. Данный период российской истории всегда вызывал живой интерес исследо­вателей. Представители советской исторической науки отмечали противоречивость периода, характеризовавшегося эволюцией феодально-экономической формации, в рамках которой вызревает капиталистический уклад. Начинается разложение фео­дально-крепостнического строя, что заставляет самодержавие лавировать^ приспо­сабливаться к запросам растущей буржуазии. Для большинства советских истори­ков политика просвещенного абсолютизма носила поверхностный характер. Совет­ские историки период правления Екатерины II делят на два этапа: 1) политика «просвещенного абсолютизма» (1767-1775) - от созыва Комиссии для составления нового свода законов до восстания под предводительством Е Пугачева; 2) открытая дворянская реакция (1775-1796).

Либеральная литература более разнопланова и в целом положительно оцени­вает деятельность Екатерины II. Именно во второй половине XVIII века идеи ли­берализма начинают приобретать значение в России. Екатерина старается сделать уголовное право более гуманным, открыть пути для частной инициативы в эко­номической жизни, привить обществу веротерпимость. Эпоха характеризовалась переходом на путь постепенной ликвидации всеобщего закрепощения населения (первоначально данный процесс коснулся дворянства),

Екатерину в действительности звали Софья-Фредерика-Августа, она роди­лась в прусской Померании, в городе Штеттине, в 1729 г. До восшествия на пре­стол Екатерина 17 лет прожила в России, старательно изучая историю, традиции и обычаи страны. Императрица была привлекательной внешне и слыла прекрасным собеседником.

Период правления Екатерины II называют «просвещенным абсолютизмом». В качестве исторического понятия «просвещенный абсолютизм» («просвещенное царствование») вошел в научный оборот примерно в 1830-е гг. К просвещенным монархам принято относить также Фридриха II Прусского, Иосифа II Австрийского, Карла III Испанского. Эти монархи перед Французской революцией 1789 г. использовали абсолютную власть для осуществления преобразований, основан­ных на идеях Просвещения.

Важной частью внутренней политики Екатерины II явилась реформа органов государственного управления. В 1763 г. был реформирован Сенат: он был разде­лен на 6 департаментов со строго определенными функциями под руководством генерал-прокурора, назначаемого монархом. Сенат был лишен законодательной власти, за ним сохранились функции контроля и высшего судебного органа. Вся законодательная власть сосредоточилась в руках императрицы, что характерно было для усиливающегося абсолютизма.

При Екатерине II была реформирована система управления территориями ог­ромной Российской империи. Вместо прежних обширных 23 губерний было обра­зовано 50. Размеры новых губерний определялись количеством населения; в каж­дой из них проживало от 300 до 400 тысяч душ, губерния делились на уезда по 20-30 тысяч жителей в каждом. Областную администрацию возглавлял наместник или генерал-губернатор, управляющий 2-3 губерниями, во главе которых стояли губернаторы. Исполнительным органом губернатора являлось губернское правле­ние, осуществлявшее надзор за деятельностью учреждений и должностных лиц. Среди них важнейшим была Казенная палата, ведавшая промышленностью и фи­нансами. К новым учреждениям относился Приказ общественного призрения, в ведении которого находились школы, больницы И приюты, а также сословные су­дебные учреждения: Верхний земский суд, Губернский магистрат, рассматривав­ший тяжбы между горожанами, и Верхняя расправа для суда над государствен­ными крестьянами. Реформа вводила дворянские уездные собрания, на которых избирались предводители дворянства. Уездные дворяне раз в три года избирали из своей среды высшее должностное лицо уезда - капитан-исправника. В каждом уезде должны были существовать такие же сословные учреждения, как и в губер­ниях: для дворян (уездный суд), для горожан (нижняя расправа). Областная ре­форма осуществила давнишнюю мечту дворян о создании своих корпораций и со­словных учреждений. В рамках проводившейся политики централизации была ликвидирована Запорожская Сечь, упразднена или ограничена автономия других районов. Созданная система местного управления в основных чертах сохранилась до 1864 г., а введенное ею административно-территориальное деление - до 1917 г.

В первые годы своего правления Екатерина попыталась пересмотреть зако­нодательство Российской империи. Прежнее Соборное Уложение устарело. Сама императрица включилась в законотворческую работу. Двадцать две главы ее "На­каза" - особой инструкции для будущей комиссии по подготовке нового Уложе­ния - даваЛи представление о содержании и характере законов, которые надо бы­ло разработать. Екатерина была убеждена, что размеры территории России обу­словили для нее единственно приемлемую форму правления в виде абсолютной монархии.

Ей не всегда удавалось приспособить идеи просветителей к русской действи­тельности. "Наказ" провозглашал равенство всех граждан перед законом, что про­тиворечило сословным правам и обязанностям, записанным в этом же послании. В первоначальном варианте "Наказа" Екатерина говорила о желательности осво­бождения крестьян от личной зависимости за выкуп. В опубликованном послании императрица предлагала относиться к крестьянам так, чтобы "своими человеко­любивыми поступками предупредить грядущую беду". Прогрессивное значение имели статьи, определявшие экономическую политику правительства, включав­шие заботу о строительстве новых городов, развитии торговли и промышленно­сти.

30 июня 1767 г. в Грановитой палате Московского Кремля открылись заседа­ния комиссии. Каждый депутат имел наказ от группы населения, интересы кото­рой он представлял. Значительная часть дворянских депутатов выступала за рас­ширение прав дворянства и укрепление крепостнических отношений, за моно­польное право владения землей.

Наказы горожан тоже не отличались демократичностью. Они претендовали на дворянские привилегии: право владеть крепостными, покупать крестьян к ма­нуфактурам. Городские наказы требовали монополии горожан на занятия торгов­лей и лишения или ограничения этих прав для дворян и крестьян.

Общими у крестьянских депутатов были жалобы на обременительность по­душной подати.

Екатерининский "Наказ" практически не употреблялся депутатами. Полтора года продолжались дискуссии в Уложенной комиссии, -но практических результа­тов не дали. В конце 1768 г. началась русско-турецкая война, и под этим предло­гом Комиссия была распущена. Хотя очевидна и другая причина: Екатерина по­няла, что русское общество не готово для восприятия идей Просвещения.

В исторической литературе отношение к Уложенной комиссии скорее отри­цательное, чем положительное. Советские историки в оценке Уложенной комис­сии, как и всего царствования Екатерины, руководствовались высказыванием Ф.Энгельса об императрице, которой "настолько удалось ввести в заблуждение общественное мнение, что Вольтер и многие другие воспевали северную Семира­миду и провозглашали Россию самой прогрессивной страной в мире". В подав­ляющем большинстве работ Екатерина предстала в образе двуличной женщины, умевшей пускать пыль в глаза французским просветителям и действовавшая во­преки тому, 6 чём~им писала (М.Н.Тихомиров, А.В.Черепнин).

Уложенная комиссия не выполнила главной задачи, ради которой была со­звана: новый свод_законов не был составлен. Но впервые в истории на заседаниях выборного органа обсуждался крестьянский вопрос, звучала критика помещичье­го произвола, протесты против несправедливостей в судебных и административных учреждениях. К тому же Екатерина получила реальную кагянну настроений всех слоев общества и в дальнейшей своей деятельности должна была учитывать претензии, высказанные дворянством и горожанам и в Уложенной комиссии.

Деятельность Уложенной комиссии способствовала распространению в Рос­сии идей французского Просвещения. "Наказ" издавался не менее семь раз общим тиражом до пяти тысяч экземпляров. Он был доступен образованным людям.

В 1785 г. Екатерина издала сразу два документа: Жалованные грамоты дво­рянству и городам. Дворянство окончательно оформилось как привилегированное сословие. Грамота подтвердила старые привилегии: монопольное право на владе­ние крестьянами и землей; свободу от подушной подати, рекрутской повинности, телесных наказаний, конфискации имений за уголовные преступления, право на торговлю и предпринимательство. Дворяне могли служить или не служить по своему выбору, а также наниматься на службу в иностранные государства. "На­каз" читали в обязательном порядке в правительственных учреждениях.

Екатерининская эпоха вошла в историю как "золотой" век русского дворян­ства.

Второй документ - Жалованная грамота городам - завершил устройство го­родского общества. Это общество состояло из обывателей, принадлежавших к по­датным сословиям, т.е. купцам, мещанам и ремесленникам. Купцы делились на три гильдии по величине капиталов: лица, имевшие менее 500 рублей капитала, были названы мещанами. Ремесленники по разным занятиям разделились на «це­хи» по образцу западноевропейских. Появились органы местного самоуправле­ния. На Жалованной грамоте городам лежала печать крепостнических пережит­ков: деление горожан на сословные группы, предоставление каждой их них при­вилегий, хотя освобождение купцов от подушной подати и рекрутской повинно­сти благоприятно отразилось на развитии промышленности.

Был заготовлен проект Жалованной грамоты и для крестьян. Но сопротивле­ние дворянства помешало его утверждению. Более того, правление Екатерины считается апогеем крепостного права. Оно росло не только вширь, но и вглубь, путем расширения власти помещиков над крепостными крестьянами. По указу Д765 г. помещики получили право ссылать своих крестьян на Каторгу. Через два года крестьянам было запрещено жаловаться на своих господ под угрозой наказа­ния. Таким образом, правовое положение крестьян приближалось к рабству. Чис­ло крепостных значительно увеличилось.

Более прогрессивным было положение дел в экономической области. Здесь Екатерине II удалось в большей степени внедрить в жизнь передовые достижения западноевропейские мысли. Она выступала как сторонница свободной промыш­ленной и торговой деятельности: боролась с торговыми монополиями, отменила откупа.

В 1764 т. Екатерина подписала указ о секуляризационной реформе. Церковь лишалась экономической мощи (земля и крестьяне, принадлежавшие духовенст­ву, переходили в государственное владение). Потеряв экономическую независи­мость и став своеобразным отрядом чиновников, духовенство теряло и политиче­скую власть.

Граф Сегюр, французский посол в России в 1785-1789 гг., обратил внимание на контрастные.черты быта населения Петербурга: «Петербург представляет уму двойственное зрелище; здесь в одно время встречаешь просвещение и варварство. Следы X и XVIII веков, Азию и Европу, скифов и европейцев, блестящее гордое дворянство и невежественную толпу. С одной стороны, модные наряды, богатые одежды, великолепные торжества, роскошные пиры, подобные тем, которые уве­селяют избранное общество Парижа и Лондона; с другой - купцы в азиатской одежде, извозчики, слуги и мужики в овчинных тулупах, с длинными бородами, с меховыми шапками и рукавицами и иногда топорами, заткнутыми за ременные пояса».

Итоги 34-летнего правления Екатерины II имели большое значение. Импе­ратрица наиболее последовательно и успешно после Петра Великого продолжила модернизацию страны. Россия превратилась в европейское государство, населе­ние страны за время ее правления увеличилось в два раза, в четыре раза выросли доходы государства, возникло одиннадцать новых губерний. Именно в екатери­нинскую эпоху была создана «единая и неделимая» империя с неисчерпаемыми людскими и экономическими ресурсами. В ней функционировала довольно со­вершенная для своего времени система государственного управления. Правление Екатерины было ознаменовано расцветом русской культуры, формированием на­ционального самосознания.

Влияние Запада проявлялось в либерализации экономической жизни и по­степенном вытеснении восточных традиций: в разрешении свободной торговли хлебом, уничтожении внутренних таможен, передачи государственных заводов в частные руки, секуляризации монастырских земель и отмене обязательной служ­бы дворянства. После «Манифеста о вольности дворянства» помещики перестали быть служилым сословием и превратились в свободных землевладельцев, как в Европе. Это был решающий акт, обозначивший победу западных традиций над восточными.

    Экономическая перестройка М.С. Горбачева: трудные поворот к рынку.

К концу 70-х гг. для части советского руководства стала очевидной невоз­можность сохранения без изменений существовавших в стране порядков.

На экономической ситуации неблагоприятно сказывались и внешние факто­ры. Усиление гонки вооружений, разорительная война в Афганистане и резкое понижение мировых цен на нефть к началу 80-х гг. - всё это поставило экономику СССР в крайне тяжёлое положение. Обозначился и кризис социальной сферы. B начале 80-х гг. по сравнению с 1966-1970 гг. темпы прироста национального дохода уменьшились в 2,2 раза, реальных доходов на душу населения - в 2,8 раза.

После смерти Черненко в Политбюро ЦК КПСС началась борьба за пост ру­ководителя страны. В марте 1985 г. Генеральным секретарём ЦК КПСС был из­бран М.С Горбачёв. Начиная свою деятельность в качестве реформатора страны, Горбачёв явно не мог предвидеть, насколько глубокими станут преобразования, на которые он пошел. Заранее подготовленной программы реформирования стра­ны у него не было.

В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС был намечен курс на ускорение соци­ально-экономического развития СССР, который предполагал активное использо­вание достижений науки и техники, осуществление децентрализации управления народным хозяйством, расширение прав предприятий, введение хозяйственного расчета, укрепление порядка и дисциплины на производстве. Эти шаги, поддер­жанные широкими массами, не могли не дать определённой отдачи. За 1985-1986 гг. темпы прироста производительности труда в промышленности и строительстве превысили среднегодовые показатели 11 пятилетки в 1,3 раза, в сельском хозяй­стве - в 3 раза. С 1985 г. началась широкомасштабная антиалкогольная кампания призванная в кратчайший срок сократить производство и потребление алкоголь­ной продукции.

В 1986 г. состоялся XXVII съезд КПСС, на котором Горбачёв объявил о но­вых подходах во внешней и внутренней политике - о новом политическом мыш­лении. Эта концепция исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. Провозглашалась невозможность решения международных проблем силовыми методами. В мае-июле 1986 г. термин «ускорение» постепенно вытесняется понятием «перестройка». Раскрывая его, Горбачёв подчёркивал, что перестройка охватывает не только экономику, но и социальные отношения, поли­тическую систему, духовно-идеологическую сферу, стиль и методы работы пар­тии, всех кадров. Генеральный секретарь поставил знак равенства между словами «перестройка» и «революция», подчеркнул, что «перестройка» - не разовый, од­номоментный акт, а процесс, который будет протекать в рамках определённого исторического периода.

В июне 1987 г. на пленуме ЦК КПСС была принята программа первой за годы перестройки экономической реформы. Целью её провозглашался переход от административных к преимущественно экономическим методам руководства.

В 1988 г. на 19-й Всесоюзной конференции КПСС впервые за годы советской власти был поставлен вопрос о необходимости реформы политической системы. Горбачёв и его окружение пришли к убеждению, что решение всех стоящих перед страной проблем упирается в неэффективность существующей в СССР политиче­ской системы. С этого времени её реформа рассматривается как главное условие поступательного движения советского общества. Был провозглашён курс на создание правового государства, отчасти - парламентаризма и даже разделения вла­стей. Принятая резолюция «О гласности» открывала пути к созданию нового ин­формационного порядка. Каждому гражданину гарантировался доступ к широкой информации, за исключением той, которая содержала государственную и воен­ную тайны.

Первым шагом политической реформы стало учреждение высшего законода­тельного органа в стране - Съезда народных депутатов. Выборы, которые теперь можно было назвать демократическими, проводились по новому избирательному закону. Состоялось пять Съездов народных депутатов, которые транслировались по телевидению и радио. На первом съезде М.С.Горбачёв был избран Председате­лем Верховного Совета СССР. Председателем Совета Министров СССР стал Н.И.Рыжков.

В 1988 г. в стране появляются первые независимые общественно-политические организации и партии. В мае оппозиционной КПСС партией про­возгласил себя Демократический союз. С апреля возникают Народные фронты -первые массовые политические организации. Уже к середине 1989 г. Народный фронт Эстонии насчитывал 60 тыс., Народный фронт Латвии - 115 тыс., Саюдис (Литва) - 180 тыс. человек. В период становления многопартийности образова­лось несколько партий с названием «демократическая». Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) была основана в 1989 г. В числе других демократических партий образовались Демократическая партия России, Респуб­ликанская партия Российской Федерации, Социал-демократическая партия России и др. Все они выступали против КПСС, в целом поддерживали реформы в стране, но путь дальнейшего развития страны видели по-разному. Постепенно стали образовываться праворадикальные, националистические организации и партии.

Политический плюрализм затронул и КПСС, где выделились пять направле­ний, но в целом партия шла ещё за своим Генеральным секретарём.

При всём многообразии возникших организаций, движений и партий в цен­тре политической борьбы оказались «коммунисты» и «демократы». Последние выступали за решительные реформы: приватизацию государственной собственно­сти, создание полноценной парламентской системы и обеспечение политических прав. Горбачёв и «коммунисты» ратовали за «обновление социализма» и призы­вали преимущественно к развитию и реформированию общественной собственно­сти.

Начало разочарования масс в Горбачёве и его политике было связано с ощу­щавшимся народом разрывом между обещаниями лидера и отсутствием позитив­ных сдвигов в реальной жизни. Показателем кризисного состояния экономики и Щерившей в середине 80-х гг. бесхозяйственности стала авария на Чернобыльской атомной станции в апреле 1986 г. Советское правительство пыталось искать вы­ходы из кризиса. Была разрешена индивидуальная трудовая деятельность и созда­ны кооперативы. В ноябре 1989 г. был принят закон об аренде и арендных отно­шениях, что означало предоставление права брать землю в аренду, т.е. начало фермерского движения. Однако попытки возродить частное предпринимательство не изменили критическую ситуацию, сложившуюся на продовольственном рынке страны. Более того, в декабре 1989 г. началось абсолютное снижение объемов промышленного производства, которое продолжалось весь 1990 г. и ещё более ускорилось в 1991 г. Уменьшалось производство и потребление продуктов пита­ния. В большинстве районов СССР в 1990 г. по талонам распределялись основные.продукты питания - хлеб, сахар, крупы, яйца, мясо. В марте 1991 г. бастовало 542 предприятия. Только из-за забастовок шахтёров прямые и косвенные потери за этот месяц превысили 4 млрд. руб. Начался «парад суверенитетов» союзных республик, попытавшихся самостоятельно найти выход из углубляющегося кризиса. Инициа­тором «парада» стали прибалтийские республики. В ноябре 1988 г. Эстония первая из советских республик - объявила о своём государственном суверенитете. Идентичные решения были приняты Литвой, Латвией, Азербайджаном и Молда­вией. 12 июня 1990 г. была принята Декларация о российском государственном суверенитете, в которой закреплялся приоритет республиканских законов над со­юзными. Распад единого хозяйственного комплекса, стремление республик к са­мостоятельности вынуждало руководство Союза искать пути реформирования и разрабатывать новый союзный договор. Эта работа началась в мае 1991 г. в Ново-Огарёво. Предполагалось создать Союз суверенных государств, в который вошли бы девять бывших республик СССР. В этих условиях Верховный Совет принял постановление о переходе к рыночной экономике. Одной из альтернативных про­грамм перехода к рынку стала программа «500 дней», разработанная С.С.Шаталиным и Г.А.Явлинским. Однако под давлением консерваторов Горба­чёв отказался от поддержки этой программы.

Внутренняя оппозиция курсу радикальных реформ продолжалась. Она на­брала новые обороты в период предвыборной кампании по выборам Президента РСФСР (май-июнь 1991 г.). Около 57% участников выборов отдали свои голоса э£"; Ельцина и вместе с ним - за радикальную программу реформ. Для консерваторов, которые всё более сосредоточивались в руководящих структурах государства, КПСС и созданной в 1990 г. КПРФ, это был тревожный сигнал. На пленуме ЦК КПСС 24 апреля 1991 г. рядом его участников впервые публично был поставлен вопрос о недоверии Горбачёву и о необходимости введения в стране чрезвычай­ного положения. Горбачёв заявил о своей отставке с поста Генсека ЦК КПСС, од­нако после срочно созванного заседания Политбюро снял своё заявление. Стано­вилось очевидным, что политическая борьба вокруг содержания, темпов и мето­дов реформирования общества вступает в решающую фазу.

К лету 1991 г. в стране сложилась переломная ситуация. Центр во главе с Горбачёвым продолжал топтаться на месте, а либералы всё более активно высту­пали за радикальное реформирование общества. Нарастала угроза со стороны коммунистических консерваторов.

В августе 1991 г. противники перестройки предприняли попытку переворота. В историю нашей страны эти события вошли под названием «Августовский путч». Утром 19 августа группа государственных и партийных деятелей во главе с Г.И. Янаевым создала Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) и заявила о прекращении «по состоянию здоровья» президентских пол­номочий Горбачёва, который в это время находился на отдыхе в Форосе, в Крыму. В состав ГКЧП вошли 8 человек: вице-президент СССР Г.И Лнаев, премьер-министр В.С Павлов, председатель КГБ В.А.Крючков, министр обороны Д.Т.Язов, министр внутренних дел Б.К.Пуго, председатель Крестьянского Союза В.А.Стародубцев, заместитель Совета обороны О.Д.Бакланов, президент Ассоциации государственных предприятий А.И. Тизяков. ГКЧП объявил о введении в стране чрезвычайного положения на 6 месяцев. В «Обращении к советскому на­роду» сообщалось, что приостанавливается деятельность политических партий я" массовых движений, запрещается проведение митингов и забастовок. В Москве вводился комендантский час. В столицу были введены войска.

Сопротивление путчистам возглавил Б.Н.Ельцин, который объявил действия ^|£КЧП антиконституционным переворотом. Уже к вечеру 19 августа тысячи моск-И^^ьВчей заняли оборону вокруг Белого дома России. Ряд регионов страны, некото­рые воинские части отказались выполнять решения ГКЧП. После трёхдневного противостояния члены ГКЧП были арестованы. Указом Б.Н.Ельцина деятельность КПСС приостанавливалась, её имущество национализировалось* на её денежные средства накладывался арест, временно прекращался выпуск некоторых её газет. КПСС как государственная структура перестала существовать.

События 19-22 августа 1991 г. ускорили распад СССР, который окончательно был оформлен в результате подписания 8 декабря 1991 г. соглашений в Беловеж­ской Пуще. Лидеры трёх суверенных государств - России (Б.Н.Елышн), Украины (Л.М.Кравчук), Белоруссии (С.С.Шушкевич) провозгласили, 4toi СССР как субъ­ект международного права прекратил своё существование. Было также заявлено о создании Содружества независимых государств (СНГ). К подписанному соглаше­нию позже присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молда­вия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Устав СНГ предусматривает сферы совместной деятельности государств, обеспечение прав и свобод человека, решение внешнеполитических задач, вопросы социальной и иммиграционной полити­ки, сотрудничество в обороне и охране внешних границ. Органами СНГ являются: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Межгосударственный экономический совет, Межпарламентская ассамблея. Постоянно действующий орган СНГ - координационно-консультативный комитет в Минске. Попытка создания объединённых вооружённых сил СНГ не увенчалась успехом.

С распадом СССР, образованием независимой России в начале 90-х гг., с ухо­дом в декабре 1991 г. М.С.Горбачёва в отставку перестройка потерпела крах. К этому времени она, выработав весь свой ресурс, утратила значение как политиче­ская концепция развития общества.

Основные этапы в развитии российской государственности в IX – первой половине XIX вв.

Становление и развитие российской государственности насчитывают много веков. Начало этому процессу было положено в Древнерусском государстве и продолжается до сих пор.

Россия за всю свою историю прошла пять основных периодов государственного развития˸ Древнерусское государство, Московское государство, Российская империя, Советское государство и Российская Федерация. 1. Древнерусское государство с центром в Киеве возникло в середине IX века и существовало до середины XV века. Этот период отмечен утверждением основных начал государственности на Руси, слиянием северного и южного её центров, возрастанием военно-политического и международного влияния государства, наступлением закономерного для раннефеодальных монархий этапа ᴇᴦο раздробления и утраты централизованного управления. Духовным отцом и основателем Древнерусского государства суждено было стать князю Владимиру Святославовичу, нареченному Красным Солнышком. При нем в 988 году Русь приняла православие как государственную религию. После этого в стране стала распространяться грамотность, развиваться живопись и литература. Однако к концу XII века на Руси формируется ряд самостоятельных государств. Из-за их раздробленности в первой трети XIII века на русские земли постоянно начинают нападать враги. В результате в XIV веке Древняя Русь как государственная общность прекращает свое существование. С XIV века во Владимиро-Суздальской земле возрастает значение Московского княжества, выступившего центром ʼʼсобирания русских земельʼʼ. Особую роль в данном процессе сыграло правление великого князя Владимирского и Московского Ивана Даниловича Калиты. Его политические успехи в постепенном обретении независимости от Золотой Орды были закреплены победой князя Дмитрия Ивановича Донского на Куликовом поле. Однако понадобилось ещё почти сто лет для того, чтобы Москва окончательно закрепила свою роль как организующий и духовный центр формирующегося Российского государства. 2. Московское государство существовало с середины XV до конца XVII века. В эту эпоху произошло окончательное освобождение русских земель от вассальной зависимости Золотой Орды, завершился процесс ʼʼсобирания земельʼʼ вокруг Москвы, произошло оформление основных государственно-политических, социально-экономических и культурных начал российского самодержавия. Ярким проявлением повышения авторитета государя Московского явилось торжественное венчание Ивана IV на царство в 1547 году. За этим событием последовали важнейшие реформы органов государственного управления, судебной системы, армии, церкви. Становление российского самодержавия в XVI веке сопровождалось ᴇᴦο успехами в сфере централизации государства и активизацией внешней политики. Обеспечению роста международного авторитета Московского государства способствовало также значительное расширение ᴇᴦο территории за счёт успешных завоевательных походов и колонизации новых земель на востоке. Все это привело к образованию великорусской нации. В конце XVI - начале XVII века Россия вступила в полосу глубокого государственно-политического и социально-экономического структурного кризиса, получившего название ʼʼСмутное времяʼʼ. Наше Отечество оказалось на грани распада и утраты своей государственности. Однако благодаря всенародному патриотическому подъему кризис удалось преодолеть. Начало правления вновь избранной династии Романовых на русском престоле ознаменовалось восстановлением территориальной целостности страны и укреплением её международного престижа. На протяжении XVII века в стране формируются основные институты российского абсолютизма, создавшие предпосылки для превращения Московского царства в Российскую империю. 3. Государство Российская империя охватывает эпоху с конца XVII до начала XX века. За это время произошли становление, расцвет и крушение российской самодержавной монархии. Эпоха Петра I явилась переломным периодом в истории России. Его реформы охватили все сферы государственной и общественной жизни, определив на длительную историческую перспективу развитие нашей страны. Они были направлены на максимальную централизацию в управлении государством при ᴇᴦο решающем влиянии на жизнь всех слоев общества и жесткой регламентации всех её сторон. После смерти Петра I Российская империя вступила в эпоху дворцовых переворотов. За период с 1725 по 1762 год на российском престоле сменились шесть самодержцев, включая младенца-царя Ивана Антоновича. Огромное значение в управлении империей тогда приобрели всесильные временщики. Правление Екатерины II (1762 -1796 гг.) ознаменовалось декларированной политикой ʼʼпросвещенного абсолютизмаʼʼ, небывалым ростом привилегий дворянства как благородного сословия Российской империи и одновременно невиданным размахом крепостнического произвола. Попытки Павла I (1796 - 1801гг.) ограничить екатерининские вольности дворянского сословия привели к очередному дворцовому перевороту и убийству императора, раздражавшего высшее чиновничество и офицерство своими непредсказуемыми действиями. В XIX веке Россия вступила с блестящим фасадом имперского могущества и огромным грузом все нарастающих внутриполитических и социальных проблем. Александр I (1801 - 1825 гг.) начал свое правление с напряженного поиска путей реформирования доставшейся ему в наследство огромной империи. Однако этот процесс был прерван Отечественной войной 1812 года, которая как бы разделила царствование Александра I на два различных этапа˸ первый характеризовался ʼʼконституционными исканиямиʼʼ, а второй - укреплением полицейского государства - аракчеевщинои̌. Декабристское движение, вылившееся в вооруженное восстание в 1825 году на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, ярко продемонстрировало нарастание оппозиции центральной власти со стороны российской дворянской интеллигенции. Политика Николая I (1825 -1855 гг.) вопреки требованиям эпохи, препятствовавшая реформированию государственного и социального строя самодержавной России, привела страну к глубокому социально-экономическому, политическому и военному кризису середины XIX века. Сменивший Николая I Александр II (1855 - 1881 гг.) наконец-то осуществил ʼʼвеликую реформуʼʼ, декларировав отмену крепостной зависимости крестьянства (1861 г.). За этим последовали радикальные преобразования в сфере центрального и местного управления, городская и судебная реформы, реорганизация армии и флота, а также демократизация системы образования. Однако эти реформы не ликвидировали разрыв между центральной властью и обществом в целом, а лишь радикализировали общественное сознание революционно настроенной интеллигенции. Попытки Александра III (1881 -1894 гг.) стабилизировать государственно-политический строй самодержавной России путем проведения ряда контрреформ только увеличили разрыв между монархом и ᴇᴦο подданными.

Становление и развитие российской государственности насчитывают много веков. Начало этому процессу было положено в Древнерусском государстве и продолжается до сих пор.

Россия за всю свою историю прошла пять основных периодов государственного развития: Древнерусское государство, Московское государство, Российская империя, Советское государство и Российская Федерация.

Этап 1. Древнерусское государство с центром в Киеве возникло в середине IX века и существовало до середины XV века. Этот период отмечен утверждением основных начал государственности на Руси, слиянием северного и южного ее центров, возрастанием военно-политического и международного влияния государства, наступлением закономерного для раннефеодальных монархий этапа его раздробления и утраты централизованного управления.

Духовным отцом и основателем Древнерусского государства суждено было стать князю Владимиру Святославовичу, нареченному Красным Солнышком. При нем в 988 году Русь приняла православие как государственную религию. После этого в стране стала распространяться грамотность, развиваться живопись и литература.

Однако к концу XII века на Руси формируется ряд самостоятельных государств. Из-за их раздробленности в первой трети XIII века на русские земли постоянно начинают нападать враги. В результате в XIV веке Древняя Русь как государственная общность прекращает свое существование.

С XIV века во Владимиро-Суздальской земле возрастает значение Московского княжества, выступившего центром «собирания русских земель». Особую роль в этом процессе сыграло правление великого князя Владимирского и Московского Ивана Даниловича Калиты . Его политические успехи в постепенном обретении независимости от Золотой Орды были закреплены победой князя Дмитрия Ивановича Донского на Куликовом поле. Однако понадобилось еще почти сто лет для того, чтобы Москва окончательно закрепила свою роль как организующий и духовный центр формирующегося Российского государства.

Этап 2. Московское государство существовало с середины XV до конца XVII века. В эту эпоху произошло окончательное освобождение русских земель от вассальной зависимости Золотой Орды, завершился процесс «собирания земель» вокруг Москвы, произошло оформление основных государственно-политических, социально-экономических и культурных начал российского самодержавия. Ярким проявлением повышения авторитета государя Московского явилось торжественное венчание Ивана IV на царство в 1547 году. За этим событием последовали важнейшие реформы органов государственного управления, судебной системы, армии, церкви. Становление российского самодержавия в XVI веке сопровождалось его успехами в области централизации государства и активизацией внешней политики. Обеспечению роста международного авторитета Московского государства способствовало также значительное расширение его территории за счет успешных завоевательных походов и колонизации новых земель на востоке.



Все это привело к образованию великорусской нации.

В конце XVI - начале XVII века Россия вступила в полосу глубокого государственно-политического и социально-экономического структурного кризиса, получившего название «Смутное время». Наше Отечество оказалось на грани распада и утраты своей государственности. Однако благодаря всенародному патриотическому подъему кризис удалось преодолеть. Начало правления вновь избранной династии Романовых на русском престоле ознаменовалось восстановлением территориальной целостности страны и укреплением ее международного престижа.

На протяжении XVII века в стране формируются основные институты российского абсолютизма, создавшие предпосылки для превращения Московского царства в Российскую империю.

Этап 3. Государство Российская империя охватывает эпоху с конца XVII до начала XX века. За это время произошли становление, расцвет и крушение российской самодержавной монархии.

Эпоха Петра I явилась переломным периодом в истории России. Его реформы охватили все сферы государственной и общественной жизни, определив на длительную историческую перспективу развитие нашей страны. Они были направлены на максимальную централизацию в управлении государством при его решающем влиянии на жизнь всех слоев общества и жесткой регламентации всех ее сторон.

После смерти Петра I Российская империя вступила в эпоху дворцовых переворотов. За период с 1725 по 1762 год на российском престоле сменились шесть самодержцев, включая младенца-царя Ивана Антоновича. Огромное значение в управлении империей тогда приобрели всесильные временщики.

Правление Екатерины II (1762 - 1796 гг.) ознаменовалось декларированной политикой «просвещенного абсолютизма», небывалым ростом привилегий дворянства как благородного сословия Российской империи и одновременно невиданным размахом крепостнического произвола.

Попытки Павла I (1796 - 1801гг.) ограничить екатерининские вольности дворянского сословия привели к очередному дворцовому перевороту и убийству императора, раздражавшего высшее чиновничество и офицерство своими непредсказуемыми действиями.

В XIX веке Россия вступила с блестящим фасадом имперского могущества и огромным грузом все нарастающих внутриполитических и социальных проблем. Александр I (1801 - 1825 гг.) начал свое правление с напряженного поиска путей реформирования доставшейся ему в наследство огромной империи. Однако этот процесс был прерван Отечественной войной 1812 года, которая как бы разделила царствование Александра I на два различных этапа: первый характеризовался «конституционными исканиями», а второй - укреплением полицейского государства - аракчеевщиной. Декабристское движение, вылившееся в вооруженное восстание в 1825 году на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, ярко продемонстрировало нарастание оппозиции центральной власти со стороны российской дворянской интеллигенции.

Политика Николая I (1825 -1855 гг.) вопреки требованиям эпохи, препятствовавшая реформированию государственного и социального строя самодержавной России, привела страну к глубокому социально-экономическому, политическому и военному кризису середины XIX века. Сменивший Николая I Александр II (1855 - 1881 гг.) наконец-то осуществил «великую реформу», декларировав отмену крепостной зависимости крестьянства (1861 г.). За этим последовали радикальные преобразования в сфере центрального и местного управления, городская и судебная реформы, реорганизация армии и флота, а также демократизация системы образования.

Однако эти реформы не ликвидировали разрыв между центральной властью и обществом в целом, а лишь радикализировали общественное сознание революционно настроенной интеллигенции.

Попытки Александра III (1881 -1894 гг.) стабилизировать государственно-политический строй самодержавной России путем проведения ряда контрреформ только увеличили разрыв между монархом и его подданными.

Вступление на престол последнего российского самодержца Николая II (1895 -1917 гг.) ознаменовалось невиданным размахом революционного движения в России и неизбежным крахом монархического строя.

Этап 4. Советское государство существовало с февраля 1917 года до конца 1991 года и связано с оформлением основ советской государственности в эпоху революционного преобразования императорской России в Российскую республику. Этот этап развития нашего государства вобрал в себя кризис центральной государственной власти и разложение этнополитического единства страны, утрату Временным правительством демократической перспективы государственного развития и дальнейшую радикализацию революционного движения в стране, на волне которой к власти в результате революции пришли большевики во главе с В.И. Ульяновым (Лениным). В ходе Гражданской войны большевизм, ставший идеологическим стержнем нового строя, сформировал Союз Советских Социалистических Республик (СССР), который восстанавливал политическое и территориальное единство большей части бывшей Российской империи.

Во главе партийно-номенклатурной верхушки авторитарно-тоталитарного государства в течение 30 лет (с начала 1920 годов до 1953 года) бессменно находился «великий вождь и отец народов» И.В. Сталин.

Благодаря неисчислимым жертвам и беспримерному героизму нескольких поколений советских людей Советское государство в кратчайшие сроки приобрело могучий экономический потенциал и стало мощной индустриальной державой, что позволило СССР не только выстоять, но и разгромить фашизм в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945 .гг.).

Одновременно победа в войне стала началом широкомасштабного соперничества двух государственно-политических и экономических систем на международной арене - СССР и Соединенных Штатов Америки (США). В послевоенный период в условиях «холодной войны» развернулась беспрецедентная гонка вооружений, в основе которой лежало советско-американское соперничество.

Советские лидеры - наследники Сталина, осознавая необходимость и неизбежность реформирования устаревшей модели тоталитарного государства, но боявшиеся утраты партийной номенклатурной власти в стране, пытались провести преобразования, не меняя основ социалистического строя. Попытки реформ в период «оттепели» привели к отставке лидера Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) Н.С. Хрущева (1964 г.), а политика «перестройки» последнего Генерального секретаря Центрального Комитета КПСС М.С. Горбачева завершилась распадом СССР как единого тоталитарного государства и крушением партийно-советской системы.

Этап 5. Эпоха Российской Федерации началась в декабре 1991 года и продолжается по настоящее время. За прошедшее время в стране произошли принципиальные перемены. Была принята новая Конституция РФ 1993 года, которая позволила сформировать демократическую политическую систему. Стала реальностью многопартийность. Россияне избрали Президента РФ, депутатов Государственной Думы, губернаторов, мэров, органы местного самоуправления.

Новый - XXI век в становлении и развитии российской государственности начался с того, что 26 марта 2000 года в первом же туре президентских выборов исполняющий обязанности Президента Председатель Правительства РФ Владимир Владимирович Путин, получив почти 53% голосов, одержал убедительную победу.

Важнейшим направлением в деятельности нового Президента Российской Федерации стало осуществление масштабной административной реформы, так как сложившаяся структура власти требовала своего совершенствования.

В связи с этим 13 мая 2000 года в целях обеспечения реализации главой государства своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений Президентом РФ подписан Указ об образовании семи федеральных округов - структурных единиц нового политического деления России.

Также Президентом РФ был подписан Закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Изменение принципа формирования Совета Федерации поставило вопросы об организации постоянного диалога субъектов РФ и главы государства по основным проблемам государственной жизни, о форме участия регионов в подготовке и принятии важнейших общегосударственных решений. Такой формой стал Государственный Совет Российской Федерации. Указ об образовании Госсовета РФ был подписан Президентом Российской Федерации уже 1 сентября 2000 года.

Все вышеназванные меры были направлены на наведение порядка в органах власти. Но это была не конечная цель, а лишь начало государственной модернизации России, которая предполагала: совершенствование политической системы и строительство эффективного государства как гаранта стабильного общественного развития, гаранта соблюдения прав личности; фактическое выравнивание возможностей субъектов Федерации в целях обеспечения граждан страны всей полнотой политических и социально-экономических прав; создание правовых гарантий развития российской экономики как экономики свободного предпринимательства и деловой инициативы граждан, обеспечение точного и эффективного проведения экономической стратегии на всей территории России.

Прошедшая весной 2004 года реформа Правительства РФ и изменения в его структуре, продолжавшиеся до конца 2007 года, привели к сокращению количества министерств и созданию так называемой трехуровневой системы исполнительной власти (министерство, служба, агентство). Теперь Правительство РФ состоит из Премьер-министра, двух Первых заместителей, трех Вице-премьеров, федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Причем в структуре федеральных органов исполнительной власти существуют федеральные министерства, службы и агентства, руководство деятельностью которых осуществляет лично Президент Российской Федерации.

Изменения структуры органов исполнительной власти Российской Федерации произведены в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» в целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти.

Важную роль в развитии российской государственности играет Федеральное собрание РФ, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы, которые работают на постоянной основе. По сложившейся традиции Совет Федерации называется верхней палатой парламента, а Государственная Дума - нижней, хотя по своему положению они равны, и каждая выполняет свои функции, определенные Конституцией РФ. Обе палаты вырабатывают законы для всего общества, народного хозяйства России, для всех без исключения экономических укладов, основных сфер и отраслей, для всех социальных групп и каждого гражданина. Главная цель обеих палат, парламента в целом - обеспечение благополучия и процветания народов России, целостности и независимости государства, защита прав и свобод человека.