Болезни Военный билет Призыв

Этапы становления российского государства. Основные этапы развития Российского государства. После этого, вплоть до середины XIX века, особо серьёзных изменений в устройстве армии не происходило

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

НОУ ВПО "ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА"

Контрольная работа

по дисциплине "Отечественная история"

Белова Артёма Геннадьевича

г. Жуковский

Содержание

  • 1. Первобытная история: предпосылки формирования , в озникновение и развитие древнерусского раннефеодального государства
  • 4. Опыт парламентаризма в царской России
  • 5. Превращение русского государства в многонациональную державу
  • 6. Опричнина
  • 7. Формирование принципов и органов защиты государства (от древности до Петра I )
  • 8. Либерализм в России
  • 9. Идеи конституционной монархии в России (XIX - XX вв.)
  • 10. Казачество в царской России
  • 11. Первая мировая война в России
  • 12. Политические лагери и партии в первой российской революции 1905 - 1907 гг.
  • 13. Белое движение в России и его судьба
  • 14. Международное положение страны в 20-30 гг.
  • 15. Послевоенный мир: противостояние двух систем

1. Первобытная история: предпосылки формирования, возникновение и развитие древнерусского раннефеодального государства

В IX веке оформились два крупнейших центра образования древнерусского государства - Новгород (столица славян, кривичей и части финно-угорских племен) и Киев (центр полян, северян и вятичей), между, которыми шла напряжённая борьба за лидерство в объединении всех восточнославянских земель. Победил в этой борьбе Север в лице Новгорода. Перенесение политического центра созданного древнерусского государства Киев в 882 году в результате победоносного похода новгородского князя Олега - выходца из варягов (норманнов) считается годом основания древнерусского государства. Роль варяжского фактора в образовании Киевской Руси была на протяжении нескольких веков предметом острых научных и политических дискуссий. Одни считали, что сами славяне не могли создать собственного государства и государственность на Русь привнесли варяжские князья и дружинники во главе с Олегом. Другие полагали, что славяне к моменту прихода варягов уже имели государственность, причем стояли на более высоком уровне её развитии. Следует иметь в виду, что варяги, скорее всего, сыграли роль ускорителя процессов образования древнерусского государства. Они были приглашены в Новгород первоначально в качестве наемной дружины самими местными жителями, а затем захватили власть и использовали её для распространения своего влияния на Юг. Причины же образования древнерусского государства связаны не с личностью того или иного человека, а с объективными процессами проходившими в экономической и политической эволюции восточных славян. Установив свою власть в Киеве, Олег сумел в короткий срок привести покорности древлян, северян, радимичей, а его преемник князь Игорь - уличей и тиверцев. Сын Игоря Святослав воевал против вятичей, покорил Волжскую Булгарию, предпринял ряд удачных походов на Византию. В ходе этих многочисленных походов и войн в основных чертах оформилась территория, подвластная киевскому князю.

Важным явлением хозяйственной и политической жизни Древней Руси было появление большого числа городов. Основными по численности и экономическому положению категориями населения в них были ремесленники и торговцы.

На первом этапе существования древнерусского государства, несмотря на усиливавшуюся зависимость от власти князя и бояр, сохранялось традиционно высокая роль свободных общин в сельской местности и вечевых органов власти в городах. Городское вече, к примеру, ведало вопросами войны и мира, объявляло созыв ополчения, порой даже меняло князей. Однако право голоса в вечевых структурах принадлежало боярам, иерархам церкви, богатым горожанам и купцам. Крещение Руси, начатое Владимиром Святославичем, князем новгородским, киевским, встретило сопротивление народа и языческого жречества. В 988 - 989 годах христианство стало основной государственной религией.

Своего расцвета древнерусское государство достигло при Ярославе Мудром (1019-1054). По его инициативе был введен первый из дошедших до нас кодекс законов древнерусского государства - "Русская правда". При Ярославе заметно укрепились и международные позиции Руси: его дети были связаны родственными узами с крупнейшими европейскими королевскими дворами. Широко шло каменное строительство. В Киеве по образцу Константинополя был построен Софийский собор. Была поострена первая на Руси школа в Новгороде для детей священнослужащих, специальная школа по подготовке кадров для государственной службы. Достаточно спокойным было и внешнеполитическое положение Древней Руси - борьба с печенегами, а затем и половцами хотя и шла непрерывно, но победа была всегда на стороне Руси. К числу крупнейших достижений следует отнести строительство и расширение городов Древней Руси. Были созданы крупнейшие для того времени каменные сооружения: Софийский собор в Новгороде, Золотые ворота, Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве. Приметой Новгорода стали деревянные мостовые, появившиеся здесь раньше, чем в Париже. Были открыты первые школы - в Новгороде и Киеве. Ярославом Мудрым была собрана богатейшая библиотека, включавшая не только современные для того времени рукописи, но и часть дошедших древнегреческих источников. Были заложены начала летописания - введение ежегодных записей крупнейших событий по годам, с включение документов и их оценок. Зародилась и древнерусская литература, представленная такими произведениями, как "Житие Бориса и Глеба", "Поучение детям" В. Мономаха, "Слово о законе и благодати" Иллариона, былинами. Особенностью древнерусского эпоса было то, что его героями выступали не князья и бояре, а простые люди с их проблемами и заботами. Большое влияние на культурное развитие Древней Руси оказала христианство. Кроме каменного строительства и грамотности оно принесло иной, отличный от прежнего, взгляд на нравственность. Вместо славянских имен вводились имена святых православной церкви. Таким образом, культура Древней Руси явилась сокровищницей единой древнерусской народности. В условиях начинающегося удельного периода развития Руси она стала не только основой для развития и расцвета культуры отдельных земель, но и фактором, позволяющим наряду с единым языком говорить о русских территориях как о едином целом.

2. Основные этапы внешней политики России в ХIХ веке

Начало нового века характеризовалось двумя важнейшими международными обстоятельствами для России. Во-первых, несмотря на все попытки прежнего монарха ограничить французскую экспансию в Европе и на ближнем Востоке, она продолжалась и даже усиливалась. Союз Павла с Наполеоном не привел к ее ограничению и в тоже время лишил Россию традиционных довольно тесных отношений с Англией. Во-вторых, расширение русского влияния на Кавказе вызывало объективное противостояние России с Турцией и Ираном. Сохранялись напряженные отношения со Швецией, грозившие разразиться новой войной. Резкие выпады Павла I против Пруссии поставили Россию на грань войны и с этой державой. Напряженными были и отношения с Австрией, которая после неудачной борьбы с Наполеоном была вынуждена заключить с ним в 1801г. Мир, по которому закреплялись интересы и позиции Франции в Италии, Бельгии, на левом берегу Рейна. Все это объективно требовало от нового императора "смены вех" во внешней политике.

Сразу после переворота Александр возобновил торговлю с Англией. Были немедленно отозваны казачьи части, направленные на покорение Индии. 5 июня 1801 года Россия и Англия заключили конвенцию "О взаимной дружбе", направленную против Наполеона. В начале Александр опасался идти на открытый разрыв с Францией. В сентябре 1801 г. в Париже был заключен франко-русский договор и секретное соглашение, которые носили компромиссный характер и на время отсрочили открытый разрыв. Он последовал лишь в 1804 г. К июлю 1805 г. Россия и Англия завершили формирование третьей антифранцузской коалиции.

В 1801 г. в состав России вошла Восточная Грузия. В 1803 г. была завоевана Мингрелия. В 1804 г. русскими владениями стали Имеретия, Гурия и Гянджа. В 1805 г. были завоеваны Карабах и Шивран. В 1806 г. была присоединена Осетия. Такое стремительное проникновение России в Закавказье не только обеспокоило Турцию и Иран, но и великие Европейские державы, несмотря на их занятость борьбой с Наполеоном. В июне 1807 г. на плоту на самой середине Немана в районе Тильзита, проходила встреча двух императоров. Она привела к заключению 25 июня мирного договора между двумя странами. Он носил компромиссный характер. Согласно этому документу Россия признавала все завоевания Наполеона. Она заключила с Францией союзнические отношения и обязалась вступить в войну с Англией в том случае, если та и впредь будет проводить прежний курс. Несмотря на компромиссный характер договора, более всего от Тильзитского мира выиграл Наполеон. Французская экспансия так и не была остановлена. Присоединение Александра к континентальной блокаде больно ударило не только по Англии, но и по самой России понесшей от этого большой экономический ущерб. Наконец резкий поворот во внешней политике привел нашу страну к международной изоляции, а также к падению авторитета самого Александра. Международное положение России после Тильзита было чрезвычайно сложным. С одной стороны, Россия утратила дружественные отношения с традиционными союзниками по антифранцузской коалиции - Англией, покоренными и разбитыми Австрией и Пруссией. С другой стороны - секретные договоренности в Тильзите о сферах влияния Франции и России в Европе открывали для Александра возможности раздвижения границ империи за счет соседних стран и благополучного завершения затянувшихся конфликтов с Турцией и Ираном. Эти направления и стали главными во внешней политике России.

3. Политическая смена государственного строя. Падение Советской власти

К середине 1980-х гг . в СССР наступил экономический, социальный и политический кризис. Он выражался в падении темпов роста промышленного и сельскохозяйственного производства, снижении уровня жизни населения, усилении коррупции, развитии теневой экономики, нарастании социальной апатии. В общественном сознании зрело понимание необходимости глубоких перемен. Их желали все слои общества - от рядовых граждан до определенной группы партийных и государственных чиновников.

Страна стояла на пороге перемен. Начало перестройки связано с именем М.С. Горбачева, который в марте 1985 г . стал Генеральным секретарем ЦК КПСС. В апреле 1985 г. был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Предусматривалось усовершенствовать структуру управления народным хозяйством, за счет "Скрытых резервов” в короткий срок добиться подъема экономики, преодолеть застойные явления, значительно Улучшить материальное положение советских людей. Дальнейшее развитие событий не оправдало оптимистических прогнозов. Справиться с кризисом не удалось. По мере углубления перестроечных процессов выявилась необходимость политической реформы. Без обновления политических структур общества новые экономические методы хозяйствования не могли дать ощутимых результатов. Осознавая это, Горбачев и его единомышленники пошли на демократизацию политических структур. Главным ее инструментом стала гласность - объективное освещение всех сторон жизни общества. На Первом Съезде народных депутатов (май - июнь 1988 г .) Горбачев был избран главой государства - Председателем Верховного Совета СССР, а в марте 1990 г. - Президентом СССР с правом издавать указы и постановления, которые имели силу закона. В процессе дальнейшей демократизации общественной жизни в стране из Конституции СССР была исключена 6-я статья (о руководящей роли КПСС), ликвидирована однопартийная система руководства страной, стали возникать различные партии и общественные движения.

Начало перемен в политической системе России связано с избранием Б.Н. Ельцина Председателем Верховного Совета (май 1990 г .) и принятием Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации (июнь 1990 г .), что на деле означало возникновение в стране двоевластия. К этому времени народ все более отказывал в доверии, М.С. Горбачеву, стремительно падал авторитет КПСС. Перестройка, основывавшаяся на идеях демократического социализма, потерпела неудачу.

Убедительная победа Ельцина на президентских выборах в России 12 июня 1991 г . свидетельствовала о расшатывании основ старой государственной власти. Августовские события 1991 г . привели к кардинальному изменению ситуации в России. Все органы исполнительной власти Союза ССР, действовавшие на ее территории, перешли в непосредственное подчинение российскому президенту. По его указанию были закрыты и опечатаны здания ЦК КПСС, обкомов, райкомов, архивов. КПСС перестала существовать как правящая, государственная структура. Высшим органом власти в РФ стал Верховный Совет, реальная же власть все больше сосредоточивалась в руках президента.

Так, осенью 1991 г . все основные законодательные акты вводились в действие не постановлениями парламента, а его указами. К весне 1992 г . резко изменилось соотношение политических сил. Возникшая в парламенте оппозиция стремилась к ослаблению президентских структур, установлению контроля над правительством. Сторонники президента предложили распустить парламент и прекратить деятельность Съезда народных депутатов. Чтобы устранить достигшие, опасных пределов противостояние законодательной и исполнительной власти, Ельцин объявил об особом порядке управления страной. В России фактически вводилось президентское правление. На 25 февраля был назначен референдум о доверии президенту, и его проекту конституций. Хотя референдум упрочил позиции президента, конституционный кризис не был преодолен. Напротив, он принимал все более угрожающий характер. Оппозиция не скрывала своего намерения ограничить власть и полномочия президента. Тогда президент указом от 21 сентября 1993 г . " О поэтапной конституционной реформе в России” объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета и проведении 12 декабря референдума по вопросу принятия новой Конституции и проведения выборов в двухпалатное Федеральное Собрание (Государственную Думу и Совет Федерации). Последовавшее за этим противостояние президента и парламента закончилось трагическими событиями октября 1993 г . в Москве.

российское государство мировая война

4. Опыт парламентаризма в царской России

В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем понимании этого термина) было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название Государственная Дума. Дважды ее разгоняло правительство, но она просуществовала около 12 лет, вплоть до падения самодержавия, имея четыре созыва (первая, вторая, третья, четвертая Государственные Думы).

Во всех четырех думах (в разном, конечно, соотношении) преобладающее положение среди депутатов занимали представители поместного дворянства, торгово-промышленная буржуазии, городской интеллигенции и крестьянства. Они принесли в это учреждение свои представления о путях развития России и навыки общественных дискуссий. Особенно показательным было то, что в Думе интеллигенция использовала навыки, приобретенные в университетских аудиториях и судебных прениях, а крестьяне несли с собой в Думу многие демократические традиции общинного самоуправления. В целом работа Государственной Думы являлась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказывающим воздействие на многие сферы общественной жизни.

Чему учит опыт деятельности Государственной Думы? Анализ свидетельствует: до сих пор весьма актуальны по крайней мере два урока ее существования.

Урок первый. Парламентаризм в России был "нежеланным ребенком" для правящих кругов. Его становление и развитие происходило в острой борьбе с авторитаризмом, самодержавием, самодурством чиновничества и исполнительной власти.

Урок второй. В ходе становления российского парламентаризма был накоплен ценный опыт работы и борьбы с авторитарными тенденциями в деятельности властей, который не по-хозяйски забывать и сегодня.

Несмотря на ограниченность прав, Дума утверждала государственный бюджет, существенно влияя на весь механизм самодержавной власти дома Романовых. Она уделяла огромное внимание сирым и обездоленным, занималась разработкой мер социальной защиты малоимущих, других слоев населения. Ею, в частности, разработано и принято одно из самых передовых в Европе фабрично-заводское законодательство.

Предметом постоянной заботы Думы было народное просвещение. Она довольно задиристо настаивала на выделении средств на строительство школ, больниц, домов призрения, церковных храмов. Особое место уделяла делам религиозных конфессий, развитию культурно-национальных автономий, защите инородцев от произвола центральных и местных чиновников. Наконец, существенное место в работе Думы занимали внешнеполитические проблемы. Думцы постоянно бомбардировали российский МИД, другие инстанции запросами, реляциями, указаниями, формировали общественное мнение.

Крупнейшей заслугой Думы явилась безоговорочная поддержка кредитования на модернизацию потерпевшей поражение в войне с Японией русской армии, восстановление Тихоокеанского флота, строительство по самым передовым технологиям кораблей на Балтике и Черном море. С 1907 по 1912 год Дума санкционировала увеличение военных расходов на 51 процент.

Есть, конечно, и пассив, причем немалый. Несмотря на все старания трудовиков, постоянно будировавших в Думе аграрный вопрос, решить его она оказалась бессильна: слишком велика была помещичья оппозиция, да и среди депутатов присутствовало немало таких, кто, мягко говоря, не был заинтересован в его решении в пользу малоземельного крестьянства.

Опыт парламентаризма в царской России необычайно актуален. Он учит нынешних парламентариев боевитости, умению отстаивать народные интересы в условиях жесткого давления исполнительной власти, острой борьбе, изобретательности в формах деятельности депутатского корпуса, высокому профессионализму и активности.

5. Превращение русского государства в многонациональную державу

Процесс включения в состав русского государства разных регионов и народов имел неоднородную типологию. В середине XVI в. основным являлось восточное направление. Россия стремилась добиться присоединения Казанского ханства. Соседство с этим дочерним государством Орды создавало постоянную угрозу русским владениям. Нападениям подвергались Муромский, Костромской, Вологодский и другие уезды. Необходимость присоединения Поволжья определялась как экономическими причинами (плодородные земли, могучая река Волга - важнейший торговый путь), так и политическими. Несмотря на то, что народы Поволжья приняли подданство России, первые походы на Казанское ханство (1547 - 1548; 1549 - 1550) кончились неудачей. Штурм 2 октября 1552 г. закончился взятием Казани.

Через четыре года судьбу Казани разделила и Астрахань. Хан Дербыш-Али бежал из города. Еще год спустя российское подданство приняла Большая Ногайская Орда. Падение Казанского и Астраханского ханств создало условия для добровольного вхождения в состав Русского государства не только марийцев, мордвы и чувашей, но и Башкирии, ранее подвластной Сибирскому ханству. Западная часть Башкирии признала власть царя Ивана в 1650-е годы.

Против Крымского ханства Москва организовала ряд акций. Для защиты от набегов крымцев на южнорусские уезды была построена Тульская засеченная черта - линия крепостей, острогов, лесных завалов (засек) к югу и юго-востоку от Оки. Победы в Поволжье, оборонительно-наступательные мероприятия на юге заметно укрепили государство. Русское государство явилось важным шагом к продвижению на восток - в Сибирь, природные богатства которой издавна привлекали к себе внимание. Здесь, в Западной Сибири, по Иртышу, Тоболу, Оби и их притокам жили Сибирские татары, ханты и другие малые народности. Это были скотоводы (южные районы), охотники и рыболовы Но после нападения крымцев на Россию в 1572 г. новый хан Кучум порвал отношения с царем. Его воины стали совершать набеги на русские владения.

Русское правительство снова поставило задачу присоединения Сибири в конце XVI в. В конце 1581 - начале 1582 г. отряд Ермака (около 600 чел.) прошел с реки Чусовой, перевалив через Уральский хребет, на реку Туру. Далее двигался по Тоболу и Иртышу. В конце октября отряд подошел к Кашлыку - столице хана Кучума, недалеко от современного Тобольска. Здесь воинские отряды хана Кучума (из татар, хантов и манси) были разбиты и разбежались. Хан Кучум откочевал к югу, в степи. Местные жители стали платить дань Москве. К концу столетия Кучум, нападавший из глубины степей на русские отряды и остроги, терпит окончательное поражение. Сибирское ханство перестает существовать. Восточные пределы государства были сильно расширены.

Важнейшей задачей внешней политики России в XVII в. явилась борьба за воссоединение с Украиной. Большая часть Украины в начале XVII в. входила в состав Речи Посполитой. Особую прослойку среди населения Украины составляли запорожские казаки. В Запорожье не было официального землевладения, казаки имели свое самоуправление - выборного гетмана.

Понимая, что собственных сил для завоевания независимости и длительной борьбы с Речью Посполитой и Крымским ханством недостаточно, Б. Хмельницкий несколько раз обращался к русскому правительству с просьбой принять Украину в русское подданство. И все же Россия начала активно действовать. Земский собор в Москве 1 октября 1653 г. принял решение о воссоединении. На Украину было отправлено посольство во главе с боярином Бутурлиным, который привел депутатов Переяславской Рады к присяге на верность. Россия признала выборность гетмана, местный суд и другие органы власти, сложившиеся во время войны. Царское правительство подтвердило сословные права украинского дворянства. Украина получила право устанавливать дипломатические отношения со всеми странами, кроме Польши и Турции, и иметь реестровые войска до 60 тыс. человек. Налоги должны были поступать уже в царскую казну.

На Западе особый интерес для Российского государства к началу ХУШ в. представлял выход к Балтийскому морю, к которому оно стремилось веками. В 1700 г. Россия объявила войну Швеции. результате 30 августа 1721 г. в финском городе Ништадте был заключен мир между Россией и Швецией. За Россией закреплено побережье Балтики от Выборга до Риги: Ингрии, Карелии, Лифляндии и Эстландии. За приобретенные земли Россия выплатила 1,5 млн. руб. Финляндия возвращалась в состав Швеции. Ништадтский мир 1721 г. не только юридически оформил победу России, но и подтвердил оформление новой империи. Петр принял титул императора. Россия вышла на международную арену, стала великой европейской державой, ни один вопрос международной жизни не мог решаться теперь без ее участия.

В 1772 г. состоялся первый раздел Польши. Австрия ввела свои войска в Западную Украину (Галицию), Пруссия - в Поморье. Россия получила восточную часть Белоруссии до Минска и часть Латвии. В январе 1793 г. Россия воссоединялась с Правобережной Украиной и центральной частью Белоруссии, из которой позже была образована Минская губерния.

Второй раздел Речи Посполитой вызвал подъем в ней национально-освободительного движения. В 1794 г. польские патриоты под руководством Т. Костюшко подняли восстание. Осенью 1794 г. войска А.В. Суворова вошли в Варшаву. Восстание было подавлено, Костюшко взят в плен. В октябре 1795 г. состоялся третий раздел Польши, он положил конец ее существованию. К России отошли Литва, Курляндия, Волынь и 3ападная Белоруссия.

В рамках единого государства вновь объединились три братских славянских народа - русские, украинцы и белорусы. Судьба Эстонии и Латвии была решена при Петре I, когда в результате Северной войны 1700-1721 гг. они вошли в состав России, где и находились до октября 1917 года.

Финляндия была присоединена к России в 1809 г. по Фридрихсгамскому миру, который подвел итоги русско-шведской войны 1808 - 1809 гг. Она получила статус автономии в качестве Великого княжества Финляндского.

После окончания Северной войны Россия получила возможность активизировать свою внешнюю политику в Закавказье. На Кавказе интересы России сталкивались с притязаниями Турции и Ирана на эти территории.

По Георгиевскому трактату 1783 г., Кахетия была взята под покровительство России. В 1801 г. Александр I подписал Манифест о принятии в русское подданство Восточной Грузии. В 1803 - 1804 гг. к России вошли остальные части Грузии - Менгрелия, Гурия и Имеретия. Война закончилась Гюлистанским договором 1813 года. Иран признал русское владычество над большей территорией Закавказья.

В результате русско-турецкой и русско-иранской войн конца 20-х годов XIX в. завершился второй этап в присоединении Кавказа к России. Грузия, Восточная Армения, Северный Азербайджан стали частью Российской империи.

Северный Кавказ был заселен многими народами, отличавшимися по языку, обычаям, нравам и уровню общественного развития. В конце XVIII-начале XIX вв. русская администрация заключила с правящей верхушкой племен и общин соглашения об их вхождении в состав Российской империи.

Среднеазиатское направление - это три обособленные образования: Бухарский эмират, Кокандское и Хивинское ханства, а также несколько независимых племен. Для завоевания этого региона с середины XIX в. Россию подталкивает Великобритания. Первое столкновение произошло с Кокандским ханством. В 1864 г. русские войска М.Г. Черняева предприняли 1-й поход на Ташкент, но неудачно. Кокандское ханство переживало в тот момент острый кризис, оно было ослаблено борьбой с Бухарой. Этим и воспользовался М.Г. Черняев, в июне 1865 г. он фактически бескровно овладел Ташкентом. В 1866 г. Ташкент был присоединен к России. Через год из завоеванных территорий было образовано Туркестанское генерал-губернаторство. Процесс овладения Средней Азией завершился в 1885 г. добровольным вхождением Мерва (территория, пограничная с Афганистаном) в состав России. Таким образом, земли Средней Азии, в основном, были завоеваны Россией. На них устанавливался полуколониальный режим. С другой стороны, в составе России среднеазиатские народы получили возможность ускоренного развития.

Средняя Азия постепенно втягивалась во внутреннюю торговлю России, став источником сырья и рынком сбыта русского текстиля, металлических и других изделий. Иначе говоря, народы Средней Азии в составе России не утратили свои национальные, культурные и религиозные черты. Наоборот, с момента их присоединения начался процесс их консолидации и создания современных среднеазиатских наций.

6. Опричнина

В 1565 г. Царь Иван 4 внезапно выехал из Москвы, забрав с собой семью, казну, двор. Он обратился с посланиями к оставшейся в Москве Боярской думе и к горожанам, в которых обвинял бояр в измене и выставлял условия своего возвращения в столицу. Все условия были приняты, и вскоре царь возвратился, но он объявил об учреждении особого государственного удела - опричнины, в состав которой вошли наиболее экономически развитые территории. Все владельцы вотчинных земель выселялись в другую часть страны, оставшуюся под управлением Боярской думы - земщину. В опричном уделе царь приступил к формированию собственных органов государственной власти - думы, приказов, двора. Было организовано и собственное (опричное) войско, превратившиеся в инструмент политического террора и репрессий, проводившихся под руководством ближайшего помощника царя Малюты Скуратова - Бельского.

Вопрос о сущности опричнины является дискуссионным в отечественной исторической литературе. В последние годы пересмотрена прежде безраздельно господствовавшая точка зрения о том, что опричнина была необходима для укрепления центральной власти в борьбе с боярской оппозицией. Однако в своих работах В.Б. Кобрин показал, что в рамках централизации осуществлялись и реформы Избранный рады, причём именно они привели к весьма положительным результатам, имевшим долговременное значение. Опричный террор же в равной мере карал как представителей боярского сословия, так и дворян, а также и другие категории населения и потому не может быть оценён исключительно как антибоярская акеция. В результате был установлен деспотический режим личной власти Ивана 4, прозванного в эти годы Грозным, оказавшийся менее эффективным, чем реформы 50-х гг. В результате царь пошёл на отмену опричнины в 1572 году, но при этом сам деспотический режим сохранился.

Результатом опричнины стали экономический и политический кризис 70-80 гг., разорение крестьянских хозяйств, являвшихся основой экономической жизни страны и как, следствие, - серия поражений на полях военных сражений. В долгосрочной перспективе опричнина во многом обусловила кризис власти и Смуту начала 17 века.

7. Формирование принципов и органов защиты государства (от древности до Петра I)

На рубеже IХ и Х веков фактически стала складываться государственность на Руси. Одной из важнейших функций русского государства стала функция надежной охраны и защиты государственной территории, неприкосновенности государственных рубежей. Данный вид деятельности являлся прерогативой княжеской власти, которая, по образному выражению В.О. Ключевского, первоначально выступала в качестве "пограничного сторожа" и лишь затем, объединившись с торговой верхушкой городов, превратилась в структуру, заботившуюся об обороне границ страны и о поддержании безопасности торговых путей к заморским рынкам. По этому поводу известный русский историк С.Ф. Платонов совершенно справедливо подчеркивал, что "киевские князья явились в первый раз в русскую землю как защитники ее границ, и в этом отношении последующие князья не отличались от первых".

В Х-ХI веках древнерусская государственность достигла своего расцвета. Вместе с тем бесконечные вооруженные столкновения с соседями, и в первую очередь с кочевниками, побуждали Древнерусское государство заботиться об усилении вооруженной охраны собственных границ. В этих условиях на Руси была создана достаточно стройная, эшелонированная, взаимосвязанная приграничная сторожевая система военно-оборонительного характера, основными элементами которой были специальные инженерно-фортификационные сооружения - сторожевые линии, временно собираемые силы для несения службы по выявлению готовящихся соседями нападений на русские земли и заблаговременного оповещения об этом населения Руси и великого князя, а также силы дружины великого князя (а при необходимости и ополчения из числа местного населения). Но специального постоянного централизованного государственного органа, отвечавшего за обеспечение в пограничном пространстве безопасности государства (т.е., пограничной службы), создано в этот период истории не было.

Вместе с тем первое известное летописное упоминание о государственных мерах по организации защиты границ Руси и их охране относится к 988 году, когда великий князь киевский Владимир обратился к населению с призывом встать на охрану рубежей Земли русской. Именно при Владимире Святом в Древнерусском государстве был проведен комплекс мероприятий по организации охраны его рубежей и обеспечению более надежной защиты его территории. Эти мероприятия носили преимущественно военно-оборонительный характер и включали в себя: введение на окраинных рубежах государства службы т. н. "богатырских застав"; строительство городов-крепостей (больших и малых), расположенных в самых удобных для обороны местах; возведение сторожевых линий на путях вероятного вторжения противника; широкое использование естественных препятствий (лесные массивы, реки, овраги и т.д.); мобилизацию необходимых сил и средств для несения порубежной службы; организацию службы оповещения и предупреждения о появлении врага; быстрое сосредоточение в стратегически важных пунктах необходимых военных сил из различных городов и княжеств в случае прямой военной опасности для государства.

С распадом во второй четверти XII в. Древнерусского государства на отдельные (часто враждующие) феодальные княжества распалась и единая система охраны его пограничных рубежей. Границы русских земель и княжеств в данный период исторического развития представляли собой по существу и по терминологии того времени рубежи их собственного владения, государственно-политического верховенства и экономического суверенитета. Фактически они устанавливались с целью "разъезда по пошлине". Так, в ряде договорных грамот XIII - XIV вв. Новгорода с соседями указывалось на обоюдные обязательства соблюдать "старый рубеж" или "рубеж по старине". Рубежи при этом назывались "правыми", т.е. обоюдно утвержденными, признанными, фактически узаконенными. При этом рубежи русских княжеств удельно-вечевого периода в истории Руси, говоря современным языком, носили прозрачный характер. Но это не означало, что они были вне контроля со стороны князей: любые попытки соседей изменить их прохождение нередко приводили к войнам. В остальных же случаях для людей устанавливалась полная свобода при их пересечении. И это было законом. Об этом свидетельствуют слова одной из договорных грамот: "А меж нас людем наших и гостем путь чист, без рубежа: а кто учинет рубеж или вывод, рубежника и выводщика выдати по исправе". Особое внимание уделялось проезду послов, для которых был "путь чист бес пакости". Вместе с этим о существовании рубежей русских княжеств твердо знали как русские, так и иноземные торговцы. Торговые люди, пересекая пределы княжества с товаром, были обязаны заплатить за это определенные пошлины: в первую очередь мыто и кости (костки).

Для сбора въездных пошлин князья назначали особых служилых людей - мытников (мытчиков), которые несли службу на рубежах в строго определенных им местах, "у завора" (заставы), на главных дорогах, соединявших княжества. Если торговые люди пытались объехать заворы, то мытники, задержав нарушителей, подвергали их денежному штрафу, который назывался промытом и многократно превышал мыт.

Фактически в XIII-XIV вв. рубежи русских княжеств и земель стали иметь не условное, а определенное конкретно-предметное значение. Они получили свое оформление на местности, что было подтверждено двусторонними письменными договорами о рубежах и межевыми грамотами. Именно сюда, на рубежи княжеств, стали выноситься не только задачи вооруженной защиты своих территориальных владений, но и задачи защиты экономических интересов княжеств.

В этот же период закладывались основы охраны как сухопутных, так и речных, озерных и морских участков границы. Так в этот период в приморских землях Руси существовала так называемая "морская стража" (обычно стража в устьях рек), которая выставляла особые дозоры с теми же обязанностями, что и у сухопутных приграничных сторожей. Например, посты (дозоры) морской стражи несли сторожевую службу на окраинах Новгородской земли в устьях Невы и Ижоры, на берегу Чудского озера у Вороньего камня и т.п. Их служба была достаточно эффективной. Победа в июле 1240 г. Александра Ярославовича, князя Новгородского (1236 - 1251), во многом была достигнута благодаря дозору морской стражи ижорян, которым руководил старейшина Пелгусий (Пелгуй). Дозорные своевременно обнаружили вторжение шведского войска в новгородские земли, провели его разведку и доложили об этом князю. А решительные действия Александра и неожиданный удар возглавляемого им войска обеспечили победу русичей над шведами, нарушившими северо-западные границы Руси.

И все же удельные князья, не имея достаточных сил, более того подчас активно выступая друг против друга, не смогли в XIII - XIV вв. обеспечить безопасность границ своих княжеств, их надежную защиту, отразить вторжения в свои пределы монголо-татар, венгров, поляков, литовцев.

Образование и усиление нового государственного образования - Московского великого княжества - создало условия для восстановления разрушенной монголо-татарским нашествием сильной русской государственности, а вместе с ней и новой системы охраны рубежей русского государства.

Во второй половине ХIV века служба по охране рубежей Великого Московского княжества сводилась к наблюдению за передвижением татарских орд и доставке об этом "вестей" (донесений) в Москву, которую осуществляли находившиеся далеко от московских рубежей "тайные караулы" и "скрытые притоны" (места несения службы добровольных слуг московского князя).

В ХV веке московским князьям удалось создать в русских приграничных городах так называемую сторожевую службу, задача которой заключалась в наблюдении за выдвижением войска противника (либо его отдельных грабительских отрядов) к русским рубежам, своевременном оповещении об этом пограничных воевод и Великого князя. Длительные годы данная служба была временной и организовывалась лишь на наиболее угрожаемых направлениях. Сторужи фактически представляли собой до полка русской рати во главе с князем или воеводой.

Объединив к началу XVI в. под своей властью практически все земли северо-западной и северо-восточной Руси, Московское государство вошло в непосредственное соприкосновение со Швецией, Польшей, немецкими землями, татарскими ханствами. Эти государства, включая и саму Москву, имели достаточно амбициозные устремления и далеко идущие планы, направленные на расширение своих прав на всё новые и новые территории, на укрепление экономического и военно-политического влияния в Центральной и Восточной Европе. В результате возникали бесконечные межгосударственные конфликты и споры, которые достаточно часто разрешались с помощью военной силы. Только в первой половине XVI в. крымский хан предпринял 48 грабительских военных походов на Русь.

В ХVI веке великие князья и государи всея Руси на западных участках границы государства обеспечивали его безопасность постоянным пребыванием вблизи границы полков русской рати, которые в определенной степени стали решать и задачи карантинного контроля в пределах приграничных территорий. На южных и юго-восточных рубежах России в летние месяцы основные силы русской рати несли в составе полков так называемую "береговую службу".

В последней четверти ХVI века с образованием и значительным укреплением Русского централизованного государства, с развитием в нем стройной системы государственного управления (в основе которой лежала деятельность различных Приказов), с развитием правовой системы (здесь мы в первую очередь говорим о двух знаменитых Судебниках) служба по охране "государевых рубежей" получила принципиально новое устройство.

Именоваться она стала сторожевой, станичной и полевой службой. В конце ХVI века она достигла своего расцвета. Служба имела военно-оборонительный, скрытный, разведывательно-поисковый характер. Сторожевая и станичная служба стала не только элементом обеспечения безопасности Русского государства, но и инструментом его активной пограничной политики, средством неуклонной земледельческой колонизации юго-восточных территорий.

В период "Смутного времени" в России служба на рубежах и границах России не неслась. Ее восстановление началось лишь с восшествием на русский престол династии Романовых. С некоторыми изменениями вся система организации системы охраны и обороны границ России в ХVII веке повторяла отечественный опыт в этой области накопленный к концу ХVI века.

Во второй половине XVII - начале XVIII веков с расширением территории государства в приграничье России началось активное строительство мощных пограничных укрепленных линий, на которых стали размещаться крупные контингенты войск государства. Широкое распространение получило привлечение на правовой основе к охране границы казачьих формирований. Упразднение в России приказной системы государственного управления и образование коллегий, принципиальное развитие правовой системы, создание регулярных полков русской армии и ряд других преобразований послужили тому, что прежняя сторожевая и станичная служба в стране была заменена форпостной службой, которую стали нести силы военного ведомства. На войска, которые несли эту службу, помимо задач военно-оборонительного характера были возложены и задачи карантинного надзора, упорядочения порядка пересечения государственной границы и рубежей государства исключительно через таможни, таможенные заставы и иные пункты, задачи задержания и поимки беглецов и дезертиров, встречи и сопровождения в пределах России послов и именитых иностранцев. Войска в этот период решали на границах страны широкий круг задач. Вопрос о создании специальной пограничной службы России не поднимался.

Помимо пограничных органов охраны также защищало государство постоянная армия. Углубляясь в историю IX-XIII веков, надо начать с того, что основной частью княжеского войска (армии) была дружина. В ней имелась чёткая классификация людей по уровню опытности и профессионализма. Она разделялась на старшую и молодшую. В состав старшей дружины входили не только славяне, но и различные скандинавы, которые внесли свой вклад в формирование древнерусского воинства. Младшая разделялась на три подгруппы: отроки (военные слуги, которыми могли быть люди различных народностей), гриди (телохранители князя) и детские (дети старших дружинников). Позднее в младшей дружине появились новые категории - милостники (вооружаемые за счёт князя) и пасынки (прообраз шляхты). Известна и система служебного положения - после князя шли воеводы, затем тысяцкие, сотники, десятские. К середине XI века старшая дружина превратилась в боярство. Численность дружин точно неизвестна, но она была небольшой. У одного князя - вряд ли больше 2000 человек. К примеру, в 1093 году у Великого князя Киевского Святополка было 800 отроков. Но, помимо профессиональной дружины, в войнах могли принимать участие и свободные общинники из простого народа и городское население. В летописях они упоминаются, как вои. Численность такого ополчения могла составлять несколько тысяч человек. При этом в некоторых походах женщины принимали участие наравне с мужчинами. Люди, жившие на границе, совмещали занятия ремеслом и сельским хозяйством с функциями пограничных войск. С XII века активно развивается конница, которая разделяется на тяжёлую и лёгкую. Русские не уступали никому из европейских народов в ратном деле.

Иногда на службу нанимались иностранцы. Чаще всего это были норманны, печенеги, потом половцы, венгры, берендеи, торки, поляки, прибалты, изредка даже болгары, сербы и немцы.

Основную часть войска составляла пехота. Но к тому времени уже имеется конница, сформированная для защиты от печенегов и других кочевников, с учётом венгерского опыта. Имелся и хороший флот, состоящий из ладей.

Вооружение различалось, в зависимости от стратификации. Мечи в основном применяли старшие дружинники и гриди. Очень активно применяли боевые топоры двух типов - варяжские секиры на длинных рукоятях и славянские пехотные топорики. Широко было распространено ударное оружие - булавы с бронзовыми или железными навершиями. Кистени так же очень использовали, но как дополнительное оружие, а не основное. Основным защитным снаряжением были щиты, каплевидные либо круглые. Шлемы на Руси всегда традиционно были куполообразной формы, исключение составляли лишь единицы.

На рубеже XIV-XVI веков в силу различных причин, основная из которых - влияние азиатских народов (особенно монголов), резко возрастает значение конницы. Вся дружина становится конной и к этому времени понемногу преобразуется в дворянское ополчение. На военную тактику так же большое влияние оказали монголы - возросла подвижность конницы и применение ей обманных приёмов. То есть основу войска составляет довольно многочисленная дворянская конница, а пехота уходит на второй план.

Огнестрельное оружие на Руси началось использоваться с конца XIV века. Точная дата неизвестно, но считается, что это произошло при Дмитрии Донском не позднее 1382 года. С развитием полевого огнестрельного оружия тяжёлая конница потеряла своё значение, но лёгкая могла эффективно ему противостоять, что, в частности, показала битва на Ворскле. В конце XV века от феодального ополчения переходят к постоянной общерусской армии. Её основу составляла дворянская поместная конница - государевы служилые люди, объединённая в полки под командованием великокняжеских воевод. Но поначалу они не имели огнестрельного оружия. Его использовали пушкари и пищальники, первые сведения о которых относятся к началу XV века.

При Иване Третьем была введена система воинского набора на временную службу. Из городского населения формировались отряды пищальников. Из сельского - вспомогательные пехотные отряды - посошная рать. Была разработана чёткая система сбора ратных людей. Воинским командованием являлись великокняжеские воеводы. Дворянская конница была снабжена ручницами, удобными для стрельбы при езде. При Иване Четвёртом появляется стрелецкое войско. Стрельцы - довольно многочисленная (несколько тысяч) пехота, вооружённая пищалями. Набиралась из числа городских и сельских жителей. Общая численность войск в середине XVI века могла быть доведена до 300 тысяч человек. Дворяне поставляли со ста четвертей хорошей земли по одному человеку с полным вооружением и лошадью. Для дальних походов - с двумя лошадьми и запасами на лето. Помещики поставляли одного человека с 50 дворов, или с 25 дворов в случае необходимости. Войско собиралось обычно к 25 марта. Не явившихся в назначенное место лишали поместья. Беспоместные (купцы, иностранцы, приказные и т.д.) получали за службу жалование - такие войска назывались кормовые.

Ещё в 30 годах XVII века появились "полки нового строя", то есть солдатские, рейтарские и драгунские полки, сформированные по западноевропейскому образцу. К концу века их число составило свыше половины численности всех войск, которые составляли свыше 180 тысяч человек (не считая более 60 тысяч казачества). Реформа армии была проведена при Петре Первом. В 1698-1699 годах были расформированы стрелецкие полки, вместо которых сформированы регулярные солдатские. Готовясь к войне со Швецией, Пётр велел в 1699 году произвести общий рекрутский набор и начать обучение новобранцев по образцу, заведённому у преображенцев и семёновцев. Этот первый рекрутский набор дал Петру 25 пехотных полков и 2 кавалерийских - драгунских. Поначалу он сформировал офицерство из своих друзей, в прошлом входящих в "потешные полки", а позднее - и из дворянства. Армия разделялась на полевую (пехота, кавалерия, артиллеристы, инженерные войска), местные (гарнизонные войска и ландмилиция) и иррегулярные (казачество и степные народы) войска. В сумме её численность превосходила 200 тысяч человек. В пехоте было примерно вдвое больше людей, чем в коннице. В 1722 введена система званий - Табель о рангах.

Вооружение так же было изменено на европейский лад. Пехота была вооружена гладкоствольными ружьями со штыками, шпагами, тесаками, гранатами. Драгуны - карабинами, пистолетами и палашами. У офицеров были ещё протазаны и алебарды, не лучшее оружие для боя. Аналогичным образом была изменена и униформа.

20 октября 1696 года Боярская дума постановила основать военно-морской флот. Корабли строились с помощью европейских инженеров, и уже к 1722 году у России был хороший флот из 130 парусных и 396 гребных кораблей.

После этого, вплоть до середины XIX века, особо серьёзных изменений в устройстве армии не происходило.

8. Либерализм в России

Либеральные идеи проникли в Россию в XVIII в., практически сразу после их появления и теоретического оформления в Европе, и неверно относить либерализм лишь к западному заимствованию, как считает большинство зарубежных исследователей. Либерализм является одной из интеллектуальных традиций русской общественной мысли, связанной с новыми условиями развития России, а именно - с ее "вхождением" в новый исторический цикл, появлением ростков буржуазной цивилизации, а значит, и со вступлением на путь общеевропейского развития, с подчинением тем же историческим законам, которые определяют развитие Европы. Идеи либерализма стали наиболее адекватной формой выражения этого процесса, что отмечали как выдающиеся русские мыслители, так и некоторые зарубежные исследователи.

Русский либерализм прошел три волны, три этапа в своем историческом развитии. Каждый из них имел свои особенности.

Первый этап - "правительственный" либерализм, инициируемый "сверху" - охватывал периоды правления Екатерины II и Александра I: по содержанию являлся либерально-просветительским, уповал на просвещенную ограниченную монархию (конституционные проекты М.М. Сперанского), вызвал оппозиционное самодержавию движение декабристов.

Второй этап (волна) - либерализм постреформенного периода, т.е. "охранительный", или консервативный либерализм отличается своими политико-социологическими и философскими теориями (концептуальные основы - К.Д. Кавелин, систематическая разработка - Б.Н. Чичерин, П.Б. Струве). Он повлиял на мировоззрение С.Л. Франка, С.Н. Булгакова в традиции либерального консерватизма. Он вызвал земское, а с начала 90-х годов - буржуазное либеральное движение.

Третий этап - "новый" либерализм начала века (до Октября 1917 г.), т.е. социальный либерализм, провозгласивший необходимость обеспечения каждому гражданину "право на достойное человеческое существование". Он дал толчок новому осмыслению проблем правового государства и "правового социализма" в обстановке идейной борьбы как с представителями консервативных, так и леворадикальных сил (Н.И. Кареев, П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, С.И. Гессен, М.М. Ковалевский, П.Н. Милюков, Л.А. Петражицкий, С.А. Муромцев и др.), подготовил, наряду со вторым направлением, образование либеральной партии кадетов, а впоследствии - ее раскол. Условно политико-социологическое и философско-правовое содержание идей либерализма первой волны можно охарактеризовать как официальный вариант. Второй волны - как более "правый" по сравнению с классическим либерализмом (синтез идей и ценностей либерализма и консерватизма), а третьей волны - как более "левый" вариант (синтез классического либерализма и некоторых социалистических и социал-демократических идей) по сравнению с "чистым" экономическим и политическим либерализмом.

...

Подобные документы

    Этапы создания и основные периоды существования Киевской Руси, причины ее распада, социально-политический строй. Россия в первой четверти XVIII века, реформы Петра и место в истории государства. Первая мировая война и ее влияние на ситуацию в России.

    курс лекций , добавлен 26.04.2010

    Возникновение древнерусского государства. Объединение русских земель и формирование централизованного государства. Становление абсолютной монархии. Социально-экономическое и политическое развитие страны (XIX-начало XX вв.). Россия в период 1917-2000 гг.

    учебное пособие , добавлен 04.04.2015

    Предпосылки перехода самодержавной монархии в конституционную. Обособление законодательной функции в России. Разгар революционного движения в начале ХХ века. Изучение деятельности земских органов местного самоуправления. Политический уклад думской России.

    контрольная работа , добавлен 10.07.2015

    История национально-государственной символики как отражение эволюции Российского государства. История появления герба централизованного Российского государства, Российской империи и СССР. Возрождение исторического флага России. Развитие гимна России.

    дипломная работа , добавлен 28.06.2011

    Модернизация России в начале ХХ века. Русско-японская война (1904-1905). Первая Мировая война. Октябрьская социалистическая революция. Сталинградская и Курская битвы. Реформы эпохи М.С. Горбачева. На новом переломе истории. Первый президент России.

    презентация , добавлен 22.12.2014

    Основные положения норманнской и антинорманнской теории возникновения древнего государства. Исторические предпосылки расселения и объединения восточных славян на территории Древней Руси. Исследование путей формирования древнерусского государства.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2010

    Вопросы развития России на рубеже XIX – XX веков в исследованиях историков. Анализ основных направлений внешней политики России в начале XX века. Русско-японская война. Причинно-следственные связи в исторических событиях, происходящих в России в ХХ веке.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2008

    Основные направления внешней политики Павла I. Основные черты внутренней политики Александра I в начале XIX века. Характеристика реформы. Основные направления внешней политики России в начале XIX века. Тайные общества.

    методичка , добавлен 02.07.2007

    Образование древнерусского государства. Борьба с монголо-татарами. Смутное время в истории России: причины, последствия. Политические и административные реформы Петра I. Революция 1905-1907 гг. Гражданская война в России. Новая экономическая политика.

    шпаргалка , добавлен 14.05.2011

    История России с древнейших времен до начала XXI века. Становление Древнерусского государства. Исторические сражения, развитие крепостничества. Создание Российской империи, реформы. Революции; события советского периода. Образование Российской Федерации.

Государства уникальна. Она наполнена огромным количеством разных событий. Безусловно, всю историю Российского государства невозможно описать в рамках одной статьи. Рассмотрим некоторые основные события.

Восточнославянские племена

Начало складывания государственности исследователи относят к VIII-IX векам. В этот период население переходит от присваивающего хозяйства к производящему. причиной возникновения имущественного неравенства.

В VIII-IX вв. стали возникать города-государства. Для обеспечения жизнедеятельности населения в них были сформированы:

  • Орган управления. Им мог быть совет старейшин или народное собрание.
  • Городская община. Это была территориальная организация, состоявшая не из кровных родственников, как раньше, а из соседей.
  • Дружина. Ее возглавлял князь. В задачи дружины входила защита территории от нападений, а также сбор налогов.

После неолитической революции с XI в. население стало использовать металл, началось разделение труда. В результате в обществе стали складываться разные социальные группы: ремесленники, дружинники, купцы, городская администрация.

Впоследствии отдельные города стали выделяться среди других. К примеру, высот экономического и социального развития достиг Новгород. Вокруг таких крупных городов начала складываться славянская государственность. Особую роль в этом процессе сыграло христианство, принятое в 988 г.

На начальных этапах развития государства хозяйство развивалось по экстенсивному пути: не за счет совершенствования производства, повышения качества труда, а за счет привлечения дополнительной силы и освоения новых земель.

Многие исследователи связывают начало Российского государства с освобождением от татаро-монгольского ига. Именно после этого, полагают историки, страна перешла на новый этап развития.

Территория Российского государства всегда привлекала завоевателей. Страна постоянно находилась под угрозой нашествия. В 16 в. Российское государство участвовало в сражениях в общей сложности 43 года, в 17 - 48, в 18 - 56 лет.

Социально-экономическая ситуация

К концу XV столетия сформировались условия для образования Российского государства .

В течение XIV-XV вв. возникли социально-экономические предпосылки для усиления феодального хозяйства. Огромное количество людей находились в разной зависимости от представителей высших слоев населения - светской и духовной знати, а также княжеской власти. После освобождения от татаро-монгольского ига начали восстанавливаться города. Однако большая часть территорий, кроме Новгородско-Псковской земли, находились на второстепенных позициях в социально-экономической системе.

Множество владений, находившихся в городах, принадлежало феодалам. В целом же городские территории подчинялись усилившейся власти князя. Под ее влиянием устранялись последние признаки городского самоуправления.

В торговле основную роль также играли феодалы. За счет полученной прибыли знать укрепляла свои хозяйства. Денежные средства, накопленные простыми горожанами, изымались князьями. Часть передавалась в Орду, часть шла на личные нужды правителя.

Все эти факторы обусловили формирование неблагоприятных условий для появления ранних буржуазных элементов. В Российском государстве укреплялся феодализм, устанавливались крепостнические отношения между знатью и простым населением.

Экономическое взаимодействие территорий было слабым. Торговые связи охватывали незначительную часть граждан. Крупные города, находясь в составе Российского государства , стали развиваться преимущественно как локальные центры политической и экономической жизни.

После освобождения страны от Орды основной политической силой стали московские князья.

Начало царствования Ивана III

В то время как русские земли находились в зависимости от Орды, европейские страны шли по пути интенсивного развития. Некоторые из них даже не знали ни о каком Российском государстве . После освобождения от Орды страны Европы были в прямом смысле огорошены внезапным возникновением колоссальной империи.

Отдельные зарубежные политики попытались воспользоваться созданием Российского государства для борьбы с Турцией. Сначала в Москву прибыл Николай Поппель - подданный Германской империи. Он предлагал Ивану III корону и брак племянника императора с дочерью русского правителя. Однако предложение принято не было.

Установить связи с Российским государством стремились и другие зарубежные державы. К примеру, Венгрии нужен был союз для облегчения борьбы с Польшей и Турцией, Дании - для ослабления Швеции. Сигизмунд Герберштейн побывал в Российском государстве в первой трети XVI в. дважды. Именно он впервые составил обстоятельные "Записки о делах в Московии".

Русское правительство также нуждалось в установлении связей с зарубежными странами. Однако внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. была направлена на реализацию особых сложных задач и отвлечение сил и ресурсов на борьбу с Османской империей могло только помешать их осуществлению.

В первую очередь необходимо было завершить объединение русских земель. Для этого в Молдавию и Венгрию был отправлен Федор Курицын. Он должен был договориться о совместных действиях против Польши и Литвы.

Отношения с Крымским и Казанским ханствами

Внешняя политика Российского государства конца XV в. была направлена в первую очередь на нейтрализацию Турции, которая становилась мощной державой. Кроме этого, необходимо было уничтожить остатки Орды, присоединить Казанское ханство. Все эти задачи были реализованы Иваном III.

Казанское ханство было присоединено силой в 1487 г. Однако позиции Российского государства были весьма непрочными. После вступления Василия III на престол казанский хан разорвал все отношения с Москвой.

Русское правительство предприняло попытку восстановить отношения. Однако поход Василия III в 1506 г. завершился неудачно. Только после смерти казанского хана в 1518 г. его место занял московский ставленник. Однако уже через три года он был свергнут, а власть перешла к Сагиб-Гирею, брату крымского правителя.

Летом 1521 г. крымский хан напал на русские земли. Он дошел до самой Москвы, опустошил территории и захватил множество людей в плен. Василию III пришлось дать грамоту о "вечном подданстве" крымскому хану. Но вскоре этот документ удалось вернуть.

На русскую землю нападали и с востока. Главными врагами были казанские татары.

В 1523 г. на р. Суре была создана крепость Васильград. Она стала опорным пунктом для борьбы с Казанским ханством. В 1524 г. Василию III удалось урегулировать отношения с Крымом. После этого начался поход на Казань. Город взят не был, однако были установлены мирные отношения. При этом казанские правители согласились на требование Василия III о переносе торговли в Нижний Новгород.

До конца первой трети XVI столетия с Казанью были сложные, но мирные отношения. Только в 1533 г. крымский и бывший казанский ханы объединились для похода на Российское государство . Однако, дойдя до Рязани, они встретили московское войско, которому удалось отбить нападение.

Балтийское направление

Оно определилось к концу XV в.

В 1492 г. была создана крепость Иван-город. Она располагалась напротив Нарвы.

Ливонский орден попытался воспользоваться противостоянием Литвы и России для нападения на последнюю. Однако в 1501 г. войска потерпели поражение у крепости Гельмед. Спустя 2 года Российское государство и Ливонский орден заключили перемирие. В соответствии с ним, епископ Дерпта (современного Тарту) обязан был выплачивать дань за владение этим городом.

Впоследствии из-за враждебной политики Ливонии и Литвы Россия не могла установить связи с западными государствами. Немаловажное значение имело влияние воинствующих церковников внутри страны. Они выступали против всякого "латинского".

После взятия Смоленска русские войска были разбиты Литвой. Конфликт стал затягиваться и перерос в войну 1518 г. В 1519 г. Василию III на помощь пришел крымский хан. Его войско совершило опустошительные набеги на украинские земли Литвы. После этого воины Ливонского ордена, с которым Москва установила союзные отношения, выступил против Польши. Однако противостояние завершилось перемирием с польским правителем. После этого начались переговоры России и Литвы. В 1522 г. было заключено пятилетнее перемирие, а Смоленск отошел к русским владениям.

Как видно, в истории Российского государства войны занимали далеко не последнее место. Зачастую только вооруженные конфликты могли обеспечить уважение к стране со стороны соседей.

Значение объединения земель

Устранение политических барьеров внутри территории Российского государства , прекращение феодальных конфликтов создали благоприятные условия для развития народнохозяйственного комплекса. Кроме того, объединенное государство имело больше возможностей дать отпор врагам, противостояние с которыми не закончилось свержением ига и победами над ливонскими и литовскими войсками.

Остатки Орды еще существовали на востоке и юге: Астраханское, Крымское, Казанское ханства, Ногайская орда. Достаточно сложными оставались отношения с западными государствами. Белоруссия и Украина были под властью литовского правителя. России необходим был выход к морскому побережью. Решить все эти проблемы позволило объединение земель.

Специфика процесса

Внутренняя политика Российского государства основывалась на феодальных отношениях. Развитие страны опиралось преимущественно на усиление крепостничества и в городе, и в деревне. Основной движущей силой этого процесса стала церковь, пропагандировавшая консервативную идеологию.

Духовные и светские феодалы были вполне самостоятельными. Они являлись крупными землевладельцами, что и обеспечивало их постоянный доход. Горожане и представители дворянства как сословия были развиты слабо.

Единство управления в государстве достигалось исключительно феодальными способами. Великий князь обладал перевесом в материальных силах, что обеспечивало ему успех в борьбе с сепаратистскими настроениями. Помощь в этом ему оказывала церковь.

Вместе с тем политическое единство страны довольно продолжительное время находилось под угрозой. Это было связано с экономической раздробленностью, которая порождала стремление феодальных группировок удовлетворять свои собственные интересы.

История государства Российского в 1918-1920 гг.

В 1918 г., 23 сентября был утвержден Акт Уфимского совещания. Этим актом провозглашалось Российское государство "во имя восстановления независимости и государственного единства". Предпосылками для этих событий стала Революция 1917 г., установление власти Советов и подписание Брестского мира.

Неотложными задачами в Акте провозглашались:

  • Борьба с Советской властью.
  • Воссоединение разрозненных территорий страны.
  • Непризнание Брестского договора и прочих международных соглашений, которые были заключены и от имени России, и от имени отдельных ее регионов после Революции.
  • Продолжение борьбы с германской коалицией.

Централизация системы управления

В октябре 1918 г. Временное правительство перебралось в Омск из Уфы.

В начале ноября было выпущено обращение к областным правительствам о незамедлительной передаче полномочий Всероссийскому аппарату управления. Тогда же был сформирован Всероссийский Совет министров, главой которого стал Вологодский.

Благодаря всем этим действиям были упразднены казачьи, национальные и областные правительства на востоке государства. Формально это позволило консолидировать силы для сопротивления большевикам.

Адмирал Колчак

В 1918 г., 18 ноября были арестованы члены Директории, находящиеся в Омске. Совет министров принял на себя всю полноту власти, после чего постановил о передаче ее одному лицу - Верховному правителю. Им стал Александр Колчак.

После принятия звания адмирал сформировал новое правительство. Оно проработало до 4 января 1920 г.

Политическое устройство страны

Государство Колчака состояло из 3 разрозненных территорий. На некоторое время, однако, были соединены Архангельская и Омская части территории.

Законы, принимавшиеся Верховным правителем, являлись обязательными для исполнения во всем Российском государстве. Омское правительство предоставляло финансовую помощь южным территориям, а северное - осуществляло закупки в Сибири для решения вопросов поставки хлеба.

Система госуправления включала в себя временные органы госвласти. Они наделялись полномочиями на период военных действий и до восстановления в стране порядка.

Внешняя политика Верховного правителя

Колчак стремился установить связи с бывшими союзниками страны в Первой мировой. Он признал государственный долг России, прочие договорные обязательства перед другими государствами.

За границей интересы страны представлял опытный дипломат Сазонов. В его подчинении находились все посольства, оставшиеся с дореволюционного периода. При этом они сохраняли свое имущество, функции и аппарат управления.

Де-юре Российское государство признало на международном уровне только Королевство Сербов, Словенцев и Хорватов. Де-факто его признавали все страны-участницы Антанты, а также государства, возникшие после крушения Империи (прибалтийские страны, Польша, Финляндия, Чехословакия).

Колчак рассчитывал на участие в Правительством была сформирована специальная комиссия по подготовке к мероприятию. Колчак полагал, что государство Российское будет представлено на конференции как могущественная страна, которая понесла огромные потери в течение 3-х лет, держала второй фронт, без чего не было бы победы союзников.

Предполагалось, что если до начала мероприятия страны Антанты юридически не признают существование государства, представителем от него будет выступать кто-либо из дипломатов дореволюционной России по согласованию с белыми. Но вскоре союзники изменили свою позицию.

На конференции было принято решение перенести рассмотрение вопроса о международном статусе России до завершения Гражданской войны, т. е. до того, как на всей ее территории не будет установлена единая государственная власть.

Конец Российского государства

Колчак особенно не доверял союзникам, предполагая, что он будет ими предан. Так, собственно, и произошло.

Историки полагают, что главной причиной выдачи Колчака большевикам стали заявления адмирала о том, что весь золотой запас, также как и ценности, награбленные чехословаками в период пребывания в России, являются государственным достоянием, и он не позволит вывезти их за рубеж. Ускорил развязку приказ Колчака о проверке имущества, который вывозили легионеры из Владивостока. Это распоряжение стало известно чехословацкому командованию и вызвало гнев.

Адмирал был вынужден перебраться в Иркутск. Сделать это было решено поездом. Однако по прибытии в пункт назначения Колчак был передан местным властям. После этого начались многочисленные допросы. В 1920 г. ночью с 6 на Колчак без суда был расстрелян вместе с председателем Совета министров Пепеляевым по постановлению Иркутского ревкома. На этом история государства Российского завершилась. Страна вошла в новую эпоху - советскую. С этого момента началось изменение государственного устройства под руководством большевиков.

За более чем тысячелетнюю историю Русское государство прошло в своем развитии ряд этапов. Эти этапы оцениваются историками по разным основаниям. Так, выдающийся историк С.М.Соловьев выделяет следующие основные этапы:

1. От Рюрика до Андрея Боголюбского- период господства родовых отношений в политической жизни (IX-XII вв.).

2. От Андрея Боголюбского до начала XVII в. - период борьбы родовых и

государственных начал, завершившийся полным торжеством государственного начала. Этот период имел 3 стадии:

а) от Андрея Боголюбского до Ивана Калиты (XII-XIV вв.) - начальное

время борьбы родовых и государственных отношений.

б) от Ивана Калиты до Ивана III - время объединения Руси вокруг Москвы (XIV-XVI вв).

в) от Ивана III до начала XVII в.- период борьбы за полное торжество

государственного начала.

г) с начала XVII до середины XVIII в. - период вступления России в

систему европейских государств.

д) с середины XVIII в. до реформ 60-х годов XIX в. – новый период

русской истории.

Периодизация С.М. Соловьева отражает прежде всего историю государственности.

По другому подходит В.О. Ключевский, который определяет периоды развития России по размещению русского народа, колонизации территории:

1. VIII - XIII вв. - Русь Днепровская, городовая, торговая.

2. XIII - сер. XV вв. - Русь Верхневолжская, удельно-княжеская,

вольно-земледельческая.

3. Сер. XV - второе десятилетие XVII в. - Русь Московская,

царско-боярская, военно-землевладельческая.

4. Начало XVII - вторая половина XIX вв. - Всероссийский,

императорско-дворянский, период земледельческо-крепостного и

фабрично-заводского хозяйства.

В.О. Ключевский называл эти периоды: 1) днепровский, 2) верхневолжский, 3) великорусский, 4) всероссийский.

Эти выдающиеся русские ученые оценивали дореволюционный период развития России.

Большинство современных отечественных историков выделяют такую периодизацию:

1. IX в. – 1-я треть XII в. - Киевская Русь.

2. 1132- н. XVI в. – феодальная раздробленность.

3. XVI – XVII вв. – Русское централизованное государство (Московское царство).

4. XVIII в. - начало XX в. - Российская империя.

5. 1917 – 1991 гг. - Советская Россия.

6. 1991 - н. в. - Российская Федерация.

Тестовые задания:

1. Рассмотрение исторического процесса как результата проявления божественной воли, мирового духа характерно для …
a) теологического подхода
b) географического детерминизма
c) субъективизма
d) марксизма

2. Подход, в соответствии с которым ход истории определяют выдающиеся люди, получил название …
a) субъективизм
b) марксизм
c) рационализм
d) теологический


3. Методология, в соответствии с которой исторический процесс представлялся как последовательная смена в истории человечества общественно-экономических формаций, получила название …
a) субъективизм
b) объективизм
c) марксизм
d) волюнтаризм

4. Большую роль в разработке цивилизационной методологии сыграли…
a) С. Соловьев и В. Ключевский
b) В. Ленин и Г. Плеханов
c) К. Маркс и Ф. Энгельс
d) Н. Данилевский и А. Тойнби

5. Марксистский подход в истории человеческого общества определяет _________ общественно-экономические(х) формации(й).
a) две
b) пять
c) четыре
d) три

6. Сравнительный метод изучения истории заключается в…
a) описании исторических событий и явлений
b) сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени
c) классификации исторических явлений, событий, объектов

7. Типологический метод изучения истории заключается в…
b) описании исторических событий и явлений
d) последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события

8. Идеографический метод изучения истории заключается в…
a) классификации исторических явлений, событий, объектов
b) изучении последовательности исторических событий во времени
c) сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени
d) описании исторических событий и явлений

9. Проблемно-хронологический метод изучения истории заключается в…
a) раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития
b) классификации исторических явлений, событий, объектов
c) описании исторических событий и явлений
d) изучении последовательности исторических событий во времени

10. Классификация исторических явлений, событий, объектов – это метод…
a) типологический
b) ретроспективный
c) сравнительный
d) идеографический

Становление и развитие российской государственности насчитывают много веков. Начало этому процессу было положено в Древнерусском государстве и продолжается до сих пор.

Россия за всю свою историю прошла пять основных периодов государственного развития: Древнерусское государство, Московское государство, Российская империя, Советское государство и Российская Федерация.

1. Древнерусское государство с центром в Киеве возникло в середине IX века и существовало до середины XV века. Этот период отмечен утверждением основных начал государственности на Руси, слиянием северного и южного ее центров, возрастанием военно-политического и международного влияния государства, наступлением закономерного для раннефеодальных монархий этапа его раздробления и утраты централизованного управления.

Духовным отцом и основателем Древнерусского государства суждено было стать князю Владимиру Святославовичу, нареченному Красным Солнышком. При нем в 988 году Русь приняла православие как государственную религию. После этого в стране стала распространяться грамотность, развиваться живопись и литература.

Однако к концу XII века на Руси формируется ряд самостоятельных государств. Из-за их раздробленности в первой трети XIII века на русские земли постоянно начинают нападать враги. В результате в XIV веке Древняя Русь как государственная общность прекращает свое существование.

С XIV века во Владимиро-Суздальской земле возрастает значение Московского княжества, выступившего центром «собирания русских земель». Особую роль в этом процессе сыграло правление великого князя Владимирского и Московского Ивана Даниловича Калиты. Его политические успехи в постепенном обретении независимости от Золотой Орды были закреплены победой князя Дмитрия Ивановича Донского на Куликовом поле. Однако понадобилось еще почти сто лет для того, чтобы Москва окончательно закрепила свою роль как организующий и духовный центр формирующегося Российского государства.

2. Московское государство существовало с середины XV до конца XVII века. В эту эпоху произошло окончательное освобождение русских земель от вассальной зависимости Золотой Орды, завершился процесс «собирания земель» вокруг Москвы, произошло оформление основных государственно-политических, социально-экономических и культурных начал российского самодержавия. Ярким проявлением повышения авторитета государя Московского явилось торжественное венчание Ивана IV на царство в 1547 году. За этим событием последовали важнейшие реформы органов государственного управления, судебной системы, армии, церкви. Становление российского самодержавия в XVI веке сопровождалось его успехами в области централизации государства и активизацией внешней политики. Обеспечению роста международного авторитета Московского государства способствовало также значительное расширение его территории за счет успешных завоевательных походов и колонизации новых земель на востоке.

Все это привело к образованию великорусской нации.

В конце XVI - начале XVII века Россия вступила в полосу глубокого государственно-политического и социально-экономического структурного кризиса, получившего название «Смутное время». Наше Отечество оказалось на грани распада и утраты своей государственности. Однако благодаря всенародному патриотическому подъему кризис удалось преодолеть. Начало правления вновь избранной династии Романовых на русском престоле ознаменовалось восстановлением территориальной целостности страны и укреплением ее международного престижа.

На протяжении XVII века в стране формируются основные институты российского абсолютизма, создавшие предпосылки для превращения Московского царства в Российскую империю.

Еще по теме 2. Этапы развития российской государственности. Характеристика подходов.:

  1. ГЛАВА 1.ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГОФЕДЕРАЛИЗМА
  2. 1.1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  3. 4.3. История развития отечественного конституционализма и этапы конституционной реформы в Российской Федерации

Российская государственность имеет тысячелетнюю историю.

Основные этапы становления российской государственности.

1 этап - становление раннефеодальной монархии. IX- XIV вв.

2 этап - формирование сословной монархии. XV -XVII вв.

3 этап - становление и развитие абсолютной монархии. XVIII в. -XIX в.

4 этап - конституционная монархия. 1905 г. по февраль 1917 г.

6 этап - с октября 1917 г. до 1991 г.- Советская республика.

7 этап - с декабря 1993 г., когда была принята Конституция РФ до настоящего времени, строительство Президентской республики.

Современное Российское государство - это не СССР и не Российская империя до 1917 г., хотя оно и унаследовало от Российской империи свое название.

С распадом СССР не стало и России, существовавшей как единое могучее государство, великая держава на протяжении 500 лет.

Россия в современных границах образовалась на основе одной республики, РСФСР, потеряв при этом 50% территории населения, столько же экономического потенциала, 25% территорий в наиболее благоприятных южных широтах, которыми владела Россия до 1917 г. и СССР до 1991 г., потеряла основные порты в Балтийском и Черном морях.

Сегодня уже всем ясна оценка формирования новой Российской государственности - это итог борьбы в высших эшелонах власти. Никаких объективных причин необходимости распада СССР не было, более того процесс распада противоречил общемировым тенденциям экономической и политической интеграции.

В июне 1990 г. съезд народных депутатов РСФСР принимает Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. 31 октября 1990 г. - Верховный Совет РСФСР принимает закон «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР». (Фактически Закон разрушал Центр, переводил под юрисдикцию России все, что находилось на ее территории, объявлял раздел собственности, в том числе и золото- валютный, алмазный запас СССР, между республиками). В ноябре 1991 г. принимается решение о ликвидации министерств и ведомств Союза.

8 декабря 1991 г. три республики обнародовали соглашение о создании Содружества Независимых государств. Единогласно депутаты республиканских советов проголосовали за денонсацию Договора об образовании в 1922 г СССР, ратифицировали соглашение о создании СНГ.

С 1992 г. начинается парад суверенитетов. Тува, Татарстан, Краснодарский край, Дагестан, Чечня создавали свои силы безопасности, подписывали международные соглашения. Якутия ввела английский язык в качестве официального, Бурятия, Карелия Осетия приняли законы, дающие право введения Чрезвычайного положения. Башкорстан признал суверенитет грузинской обособившейся территории. Вопреки мировой практике государственного регулирования органы российского управления оставляли все сферы экономики, отпуская российскую экономику в свободное плавание стихийно формировавшихся рыночных отношений. В этот период началось проведение неподготовленной политики разгосударствления и приватизации. Все это способствовало сепаратизму, растаскиванию бюджетных средств, уклонения от налогов, незаконной приватизации государственной собственности.



В этих условиях наиболее оптимальной для России формой государственного устройства могла быть только Федерация. В марте 1992 г. подписан Федеративный договор. Его подписали все республики, кроме Чечни и Татарстана, и все края, области, автономии.

Федерацию образовали административно- территориальные и национально- территориальные единицы: республики, края, области. Города федерального значения, автономные области, автономные округа, которые стали субъектами РФ.

12 декабря 1993г. была принята Конституция РФ, которая закрепила принципы федеративного государства как единства правового поля. Она определила основные принципы федеративного устройства: верховенство Конституции РФ и федеральных законов, соответствие законов, конституций республик и уставов других субъектов Конституции РФ. Незыблемость территориальной целостности государства.

Недопустимость одностороннего изменения статуса субъекта, общность экономического пространства: система налогов, пошлин, таможенных границ и др.

После 1993г. был принят ряд законов, направленных на укрепление системы государственного управления. Однако федерация с самого начала строилась непоследовательно, больше подчиняясь политической целесообразности, без четкой стратегии. Поэтому современный федерализм имеет переходную форму:



Не преодолены последствия первых лет реформирования, которые ослабляли центральную власть.

Продолжают действовать факторы, угрожающие целостности РФ.

Наличие анклавных территорий (Анкла́в (лат. inclavatus - «закрытый, запертый», лат. clavis - «ключ») - часть территории государства, полностью окружённая территорией других государств. Части государства, полностью окружённые другой (одной) страной, называются по́лными анкла́вами. Понятие территории включает в себя как сухопутную территорию, так и территориальные воды. С точки зрения самого государства, которому принадлежит данная территория, она называется «эксклав», понятие «анклав» используется другими государствами.

Таких государств три: Ватикан и Сан-Марино внутри Италии, Лесото внутри ЮАР. Ряд признаков государственности имеет также Мальтийский орден, владеющий территорией-анклавом внутри Италии.

Сохраняется нестабильность в Чечне.

Сохраняется сложность внутреннего и внешнего экономического и геополитического положения.

Низкий уровень жизни у большинства населения.

Амбиции политических лидеров. В последние годы в научных и политических дискуссиях не однократно поднимался вопрос о создании Уральской, Дальневосточной Русской республик, о приобретении за долги дальневосточных территорий иностранными кредиторами, иностранцам были предоставлены полномочия по извлечению полезных ископаемых из недр.

В последние годы приведены в действие факторы, укрепляющие централизованное начало государственного управления. Что было сделано:

Устранены несоответствия между федеративными и региональными законами.

Указом Президента от 13 мая 2000 г. утвержден перечень семи федеральных округов. Создан институт полномочных представителей Президента в субъектах РФ с надзорными функциями, который преобразован в институт полномочных представителей Президента в федеральных округах.

Проведено лишение глав региональной исполнительной власти статуса законодателей.

Принятие правового механизма федерального вмешательства в деятельность глав региональной исполнительной власти и представительной власти.

Повышение доли средств, направляемой в федеральный бюджет.

Россия во многом повторила путь Европы послевоенного периода, когда для предотвращения возможной реставрации тоталитарных режимов в основу новой европейской государственности были положены принципы децентрализации власти, приоритетного развития местного самоуправления, становления гражданского общества. В настоящее время идет процесс централизации власти, а это значит и укрепление государственности.

Административная реформа, которая проводится в Российской Федерации в настоящее время, включает:

Реформирование высших органов государственного управления.

Распределение полномочий между уровнями власти

Реформирование государственной службы.