Болезни Военный билет Призыв

Участники и стороны конфликта. Субъекты (участники) конфликта

Важный аспект структурного анализа социальных конфликтов – выявление «действующих лиц и исполнителей» конфликтных отношений. Как утверждает Ю.Г. Запрудский, наряду с понятием «сторона конфликта», сюда могут быть отнесены и такие понятия, как «участник», «субъект», «посредник». При этом не следует отождествлять участников и субъектов социальных конфликтов, так как это может привести к путанице в понимании выполняемых в конфликте ролей. Так, участником этнического конфликта может быть любая группа лиц, которая принимает участие в конфликте, но не отдает себе отчета в целях конфликтного противоречия. Участником могут быть также сторонние лица, случайно оказавшиеся в зоне конфликта и не имеющие своего интереса. Субъектом этнического конфликта является этническая группа, способная создать конфликтную ситуацию, т.е. прочно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение и положение других групп, вызывать те или иные изменения.

Такой специалист в области теории конфликтов, как Р. Дарендорф к субъектам конфликтов относит три вида социальных групп:

Первичные группы – непосредственные участники конфликта, которые находятся в состоянии субъективно несовместимых целей;

Вторичные группы – те, кто стремится быть незамешанным непосредственно в конфликт, но вносит вклад в его разжигание;

Третичные группы – силы, заинтересованные в разрешении конфликта.

Конфликтантов можно различать по следующим объективным характеристикам.

Роли - некая идеальная модель, совокупности прав и обязанностей. Роли различаются по включенности в конфликт, которая может быть:

· прямой и активной, по которой можно определить субъектов (или оппонентов) конфликта;

· косвенной и вспомогательной, по которой можно определить тех, кто их явно или неявно поддерживает, - это участники конфликта.

Участники конфликта делятся на прямых и косвенных. Между прямыми участниками выделяют инициатора (или зачинщика) конфликта. Косвенные участники конфликта характеризуются ролевым поведением , т.е. косвенные участники конфликта могут:

· провоцировать конфликт (подстрекатель, провокатор), его цель - спровоцировать конфликт для достижения собственных интересов;

· содействовать уменьшению остроты или полному прекращению конфликта (посредник, медиатор, судьи);

· поддерживать ту или иную сторону или обе стороны одновременно (пособник, союзник или группа поддержки);

· планировать и руководить протеканием конфликта (организатор);

· быть жертвой конфликта.

Алан Турен считает, что определение социальных оппонентов и их ценностных ориентаций является ключевым моментом в анализе конфликта. В чем же здесь проблема? В реальном конфликте действительные оппоненты могут не проявлять свое участие, а скрываться за второстепенными участниками (подмена, маскировка субъекта). Кроме того, трудность с определением участников и субъектов конфликтного взаимодействия связана с динамичностью этого процесса: на одном этапе человек или группа может выступать инициатором конфликта, а к концу переместиться в категорию жертв. Поэтому имеет смысл согласиться с французским исследователем: эта процедура не так проста, как выглядит на первый взгляд.



Кроме ролей, субъекты и участники конфликта характеризуются рангом, социальным статусом, потенциалом.

Ранг - позиция, занимаемая одной из сторон по отношению к противоборствующей стороне:

· оппонент 1 ранга - человек, выступающий от своего собственного имени и преследующий собственные интересы;

· оппоненты 2 ранга - отдельные индивиды, преследующие групповые интересы;

· оппонент 3 ранга - структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп;

· оппоненты 4 ранга - государственные структуры, выступающие от имени закона.

Социальный статус - общее положение личности или группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав или обязанностей.

Потенциал (сила) - возможность и способность сторон конфликта реализовать свои цели вопреки противодействию оппонента; вся совокупность потенциальных и актуальных средств и ресурсов стороны конфликта.

Элвин Тоффлер выделяет, согласно западным стандартам, три наиболее важных источника силы: насилие, богатство и знание. Насилие он считает низкокачественной силой. Оно может быть использовано как позитивно, так и негативно. Оно гораздо гибче, чем принуждение силой. Поэтому богатство есть сила среднего качества.

Сила наивысшего качества исходит из применения знаний. При этом ложные и двусмысленные факты, наряду с правдивыми фактами, научными законами, религиозными взглядами, являются оружием силовой игры и выступают формами знания. Знание выступает наиболее демократическим источником силы.

Знание, насилие и богатство, взаимоотношения между ними определяют силу в обществе.

Политический же вектор ресурсов вытекает из взаимодействия следующих факторов .

1. Фактор власти. Устойчивость и действенность властных структур и их легитимность в глазах населения или отдельных социальных групп.

2. Фактор человеческих ресурсов . Число людей, поддерживающих, сотрудничающих или оказывающих особое содействие властным структурам, их число относительно всего населения, а также форма и устойчивость их организаций.

3. Фактор знаний и навыков (технологической оснащенности). Умения, знания и возможности этих людей, их способности удовлетворять потребности политических структур.

4. Скрытые факторы . Фундаментальные основания деловой культуры и архетипов, психологические и идеологические факторы, такие, как привычки, отношение к повиновению и подчинению, наличие или отсутствие общественного доверия, идеология, чувство долга. По М. Веберу, дисциплина есть возможность того, что в силу привычки команда получит быстрое и автоматическое исполнение в стереотипизированных формах от данных групп или личностей.

5. Материальные ресурсы и политика . Собственность, естественные и финансовые ресурсы, экономическая система, система связи и транспорта.

6. Санкции. Характер и силы принуждения и наказания, которые имеются в распоряжении властных структур.

Сила есть способность к эффективному действию и противодействию. Но ее мощь зависит от взаимоотношений с другой стороной, проявляется во взаимодействии социальных групп. Коротко говоря, действие и противодействие являются свойствами силы; они констатируют силу в действии.

Любой ресурс, выступающий основанием силы, эффективен только в том случае, если индивиды подтверждают этот ресурс, и ресурс индивида только тогда дает силу, когда он имеет некоторый вес в контексте тех отношений, где он используется (Э. Тоффлер).

Обычно выделяют и рассматривают три категории участников конфликта в зависимости от присущих им ролей:

Участники: атакующие и защищающиеся;

Управляющие конфликтом;

Нейтральные.

Каждая категория объединяет, в свою очередь, несколько групп. Так, категория «управляющие конфликтом» включает группы: правительственные лица, бюрократические институты, ассоциации. Развернутую типологизацию участников конфликта предложил А.А. Белов. Им выделены и описаны 11 групп участников конфликта в зависимости от степени их вовлеченности в конфликт и ролевого участия в нем.

1. Непосредственные участники – это те, кто сходится в прямом противоборстве за свои интересы. Это сами участники, их союзники, помощники, которые подыскиваются как в самой организации, так и вне ее.

2. Манипуляторы – те, кто пытается достичь своих целей, не принимая явного участия в конфликте, «руками других», используя их как марионеток.

3. Подстрекатели – те, кому выгоден конфликт, но не потому, что в нем достигаются их цели, а потому, что «можно ловить рыбу в мутной воде», кому выгодно обоюдное ослабление сторон, чьи услуги (продукция), в частности, будут пользоваться повышенным спросом в условиях конфликта, кто хочет занять вследствие конфликта лидирующее положение.

4. «Спонсоры». Их цели в конфликте непосредственно не достигаются. Интересы «спонсоров» не связаны с проблемой и результатом. За оказанную помощь в конфликте они получают какие-либо «проценты» (это могут быть материальные блага, льготы, должность, просто благодарность, наконец). Такой тип участников может быть назван еще «ростовщиками».

5. Арбитры – те, кто могут своим волевым решением остановить конфликт, кто управляет конфликтом – «третейские судьи», руководители, авторитетные люди, профессиональные арбитры.

6. «Жертвы» – те, кто страдают от конфликтных действий, не участвуя в них, кто испытывает неудобства от конфликта. Такие субъекты, хотя и не преследуют целей, связанных с содержанием конфликта, могут включаться в него для самозащиты или мести обидчикам.

7. Посредники (медиаторы) – те, кто принимают непосредственное участие в конфликте, но, сохраняя нейтралитет, не преследуют своих целей, а стараются смягчить «трения» сторон, облегчить их коммуникацию, привести стороны к компромиссу.

8. Зрители – те, для кого конфликт – развлечение. Они могут интересоваться ходом, наблюдать, одобрять или осуждать (и сам конфликт, и действия сторон), но активные действия не принимают.

9. «Общественные контролеры» – следят за ходом конфликта, чтобы соблюдались «правила честной игры». В целом сохраняют нейтралитет, но могут вмешиваться, если эти правила нарушаются.

10. «Болельщики» – группы поддержки конфликтующих. Обеспечивают необходимый эмоциональный фон, оказывают моральную поддержку. Никаких интересов не преследуют (могут рассчитывать на благодарность «своих» участников). Действия основаны на личных симпатиях и взаимоотношениях.

11. Наблюдатели – сохраняют нейтралитет, наблюдают за ходом конфликта, чтобы вовремя отреагировать, если будут затронуты интересы групп, которые они представляют.

Обоснование определения участников конфликтного взаимодействия, их роли в конфликте, степени вовлеченности в него позволяет установить реальный «вклад» в развертывание конфликта, цели, преследуемые ими в конфликте, причины и мотивы вступления в него. Знание этих параметров дает возможность сконцентрировать усилия по разрешению конфликта на его «ядре», а не распылять их, что, безусловно, повышает эффективность противоконфликтных мер.

Например, по данным социологических опросов, проведенных в течение последних десяти лет в организациях г. Белгорода, конфликтные роли среди их руководителей и сотрудников распределились следующим образом (в % к числу опрошенных).

Таблица 1

Распределение участников конфликтного взаимодействия

Подстрекатель – это лицо или группа (государство, организация), которые подталкивают другого участника к конфликту. Задача подстрекателя – спровоцировать конфликт между другими сторонами.

Сложность в выявлении подстрекателей:

Его истинные мотивы могут быть скрыты,

Он подставляет под удар кого-то третьего,

Невозможно предугадать все возможные последствия действий пострекателя.

Пособник – лицо, содействующее конфликту советами, личной помощью. Пособники бывают активными и пассивными. Активные пособники предпринимают определенные действия, прилагают усилия к развитию конфликта. Пассивные пособники – наблюдатели, которые только своим вниманием, сочувствием и присутствием побуждают противоборствующие стороны к эскалации конфликта.

Организатор – это лицо, планирующее конфликт, намечающее его развитие и последствия, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников, собственности и т.д.

Стадия познания и персонализации в конфликте. Коммуникативные барьеры

Любое восприятие характеризуется определенным искажением (проблемы социальной перцепции, восприятия человека человеком). В основе этого лежит субъективное отражение отражение реальности, основанное на индивидуальных особенностях, жизненном опыте, уровне образования, направленности личности, коммуникативных барьерах.

Коммуникативные барьеры представляют собой различия в однороных особенностях личностей участников контакта, препятствующие полноценному общению между ними.

Коммуникативные барьеры:

· Смысловой

· Моральный

· Мотивационный

· Интеллектуальный

· Ригидностный эмоциональный

· Эстетический

Теория когнитивного диссонанса л. Фестингера.

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера утверждает, что положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.

Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями.

В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.

Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к тому, что в качестве эмоциогенных факторов стали рассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер эмоционального переживания.

Явление и самой большой ошибкой является его игнорирование, стремле- ние представить ситуацию таким образом, что всё идёт гладко. Но лучшей стратегией решения конфликтов является та, которая вовлекает в решение сложной ситуации как можно большее количество сторон с целью выяв- ления всех мотивов и позволяет сделать тот или иной выбор наиболее оптимальным. Это должна быть стратегия сотрудничества, так как именно она делает чаще всего конфликты функциональными. 2.3. СТРУКТУРА КОНФЛИКТА Для дальнейшего анализа конфликта необходимо определить его со- ставные части, или элементы структуры конфликта, которые при всём многообразии конфликтных взаимодействий, тем не менее, задают некий скелет, устойчивую форму, присущую любому конфликту. Каждый кон- фликт имеет более или менее чётко выраженную структуру, включаю- щую: сторону, предмет, объект, цели, причины и окружающую среду конфликта (рис. 3). 1. Стороны конфликта. В любом конфликте есть конфликтанты – как минимум две конфликтующие стороны, к которым относятся отдель- ные индивиды и группы. Конфликты могут быть и многосторонними, ко- гда во взаимодействии участвуют более двух сторон. Конфликтантов можно различать по следующим объективным характеристикам: − по ролям; − по рангам оппонентов; − по социальному статусу; − по потенциалу (силе); − по интересам; − по позиции. Структура конфликта Стороны Цели конфликта конфликта Предмет Объект конфликта конфликта Причины Окружающая среда конфликта конфликта Рис. 3. Структура конфликта 21 По ролям (совокупности прав и обязанностей). Роли различаются по включённости в конфликт, которая может быть: − прямой и активной, по которой можно определить субъектов (или оппонентов) конфликта; − косвенной и вспомогательной, по которой можно определить тех, кто их явно или неявно поддерживает, это участники конфликта. По рангам оппонентов: − оппонент 1 ранга – человек, выступающий от своего собственного имени и преследующий собственные интересы; − оппонент 2 ранга – отдельные индивиды, преследующие группо- вые интересы; − оппонент 3 ранга – структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп; − оппонент 4 ранга – государственные структуры, выступающие от имени закона. По социальному статусу – общему положению личности или группы в обществе, связанному с определённой совокупностью прав или обязан- ностей. По потенциалу (силе) – возможностью и способностью сторон кон- фликта реализовать свои цели вопреки противодействию оппонента; это вся совокупность потенциальных и актуальных средств и ресурсов сторо- ны конфликта. Американский социолог Элвин Тоффлер выделяет, соглас- но западным стандартам, три наиболее важных источника силы: насилие, богатство, знание. Насилие – низкокачественная сила, может быть ис- пользована только негативно. Богатство может быть использовано как позитивно, так и негативно. Оно гораздо гибче, чем принуждение силой. Поэтому богатство есть сила среднего качества. Сила наивысшего качества исходит из применения знаний. При этом ложные и двусмысленные факты, наряду с правдивыми фактами, научны- ми законами, религиозными взглядами, являются оружием силовой игры и выступают формами знания. Знание выступает наиболее демократиче- ским источником силы. По интересам – эмоциональное состояние, связанное с осуществле- нием познавательной деятельности и характеризующееся побудительно- стью этой деятельности, преимущественной её направленностью на ка- кой-либо объект. По позиции – то, о чём заявляют друг другу стороны конфликта. Ин- тересы от позиции отличаются наличием побуждения. Помимо сторон конфликта выделяют и иные структурные элементы. Прежде всего, это зона разногласий, или предмет конфликта. 2. Предмет конфликта – то, из-за чего возникает конфликт, объек- тивно существующая или воспринимаемая в качестве таковой проблема, служащая основой конфликта; это то противоречие, ради разрешения ко- торого стороны и вступают в конфликт. 22 3. Объект конфликта – конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Это материальная (ресурс), духовная (идея, норма, прин- цип и т.д.) или социальная (власть) ценность, к обладанию или пользова- нию которой стремятся оба оппонента. Условием конфликта является притязание одной из сторон на неделимость объекта, владение им. Существует три типа объектов конфликта: 1) объекты, которые не могут быть разделены на части, владеть ими совместно с кем-нибудь невозможно; 2) объекты, которые могут быть разделены на части в различных пропорциях; 3) объекты, которыми участники конфликта могут владеть совмест- но (это ситуация мнимого конфликта). 4. Цели конфликта – субъективные мотивы его участников, обу- словленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами; 5. Причины конфликта – у всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, представлениях и ценностях, манере поведения, уровне образования и т.д. Причины конфликтов необходимо знать для их устранения и предупреждения, преодоления или конструктивного разре- шения. 6. Окружающая среда – совокупность объективных условий кон- фликта. Среда конфликта оказывает большое влияние на причины его возникновения и его динамику. С точки зрения уровней социальной сис- темы различают макро- и микросреду. Макросреда – это совокупность условий взаимодействия людей, влияющих на большие социальные группы и государства. Микросреда влияет на малые группы, внутриличностное самочувствие и межличностное взаимодействие. По природе составляющих её компонентов можно выделить физическую (гео, климатическую, эколо- гическую и пр.) и социальную (социальные условия, в которых развивается конфликт, включая его косвенных участников) среду. Поэтому можно гово- рить о том, что каждый конфликт имеет характеристики: − пространственные: географические границы, сферы возникнове- ния и проявления конфликта, условия и повод возникновения, конкретные формы проявления, средства и действия, которыми пользуются субъекты, результат конфликта; − временные: длительность, частота, повторяемость, продолжи- тельность участия каждого субъекта, временные характеристики каждого из этапов; − социально-пространственные: количество и интересы людей, втя- нутых в конфликт. Конфликт неустраним до тех пор, пока существуют все перечислен- ные элементы структуры конфликта (кроме повода). 23 2.4. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА КОНФЛИКТА Важно различить следующих действующих лиц (участников) кон- фликта (зачинщик, субъект, сторона конфликта) (рис. 4). Участником конфликта может быть любой человек, а также органи- зация или группа лиц, которые принимают в нём участие, не обязательно отдавая себе отчёт о целях и задачах конфликтного состояния. Участники конфликта делятся на прямых и косвенных. Зачинщик конфликта является прямым участником конфликта. За- чинщик конфликта – это инициатор выяснения противоречивых отно- шений. Субъектом конфликта выступает та личность, организация или груп- па, которая способна создавать конфликтную ситуацию, т.е. прочно и от- носительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение и положение других, вызывать важные изменения в социальных отношениях. Субъект кон- фликта заинтересован вовлечь в конфликт как можно больше участников, для этого им применяется тактическое действие, в результате чего инте- ресы этого участника также могут быть замешаны в данную конфликтную ситуацию, а впоследствии другая сторона для него станет противником. Сторона конфликта – новое единство, объединённое из распавшихся частей прежнего единства вокруг вновь возникающих интересов, способ- ное действовать в конфликте как самостоятельное целое. Действующие лица конфликта Прямые Косвенные Зачинщик конфликта Подстрекатель Субъект конфликта Пособник Организатор Сторона конфликта Медиатор Рис. 4. Действующие лица конфликта 24 Эпизодическая роль в конфликте может принадлежать косвенным участникам конфликта, которые характеризуются ролевым поведением. Выделяют следующих косвенных участников конфликта. Подстрекатель, провокатор – это лицо, организация или государство, подталкивающее другого участника к конфликту. Сам подстрекатель мо- жет затем в этом конфликте и не участвовать, его задача в том, чтобы спровоцировать, развязать конфликт между другими лицами. Пособник, союзник, группа поддержки – лицо, содействующее кон- фликту советами, технической помощью и другими способами. При груп- повых конфликтах, особенно если в них участвует толпа, многие присут- ствующие люди фактически выступают как пособники основных участ- ников. Кто-то выкрикивает лозунги, бросает камни, палки. Организатор – лицо, планирующее конфликт, намечающее его разви- тие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участни- ков и др. Медиаторы (посредник, судьи) – третья сторона в конфликте и его косвенные участники. Косвенные участники конфликта могут: − провоцировать конфликт (подстрекатель, провокатор, его цель – спровоцировать конфликт для достижения собственных интересов); − поддерживать ту или иную сторону или обе стороны одновремен- но (пособник, союзник или группа поддержки); − организовать конфликт (организатор конфликта – тот, кто его планирует и руководит его протеканием); − содействовать уменьшению остроты или полному прекращению конфликта (посредник, медиатор, судьи). 2.5. РОЛЬ МЕДИАТОРА В УРЕГУЛИРОВАНИИ КОНФЛИКТА Медиация (от лат. mediatio) – посредничество. Во всём мире медиа- ция является одной из самых популярных форм урегулирования споров. Медиация позволяет уйти от потери времени в судебных разбирательст- вах, от дополнительных и непредсказуемых расходов, процесс медиации является частным и конфиденциальным. Медиация – это процесс, в кото- ром нейтральная третья сторона, медиатор, помогает разрешить конфликт, способствуя выработке добровольного соглашения (или «самоопределе- ния») между конфликтующими сторонами. Медиатор облегчает процесс общения между сторонами, понимания позиций и интересов, фокусирует стороны на их интересах и ищет продуктивное решение проблемы, пре- доставляя возможность сторонам прийти к своему собственному согла- шению. Цель посредничества – добиться прекращения конфликта путём на- хождения компромисса между его оппонентами. 25 Роль посредника – это роль авторитетного помощника, призываемого субъектами конфликта для разрешения проблемы. В этой роли могут вы- ступать как отдельные лица, так и организации и государства. Важная черта посредника – это его авторитет, признанный обеими сторонами конфликта. Поэтому в качестве медиатора могут выступать только люди или организации, которые выбираются обоими субъектами конфликта. При этом в качестве посредника могут выступать как официальные лица и организации, так и неофициальные. Такими посредниками на самых раз- ных уровнях и в самом разном качестве могут быть: маги, колдуны, старейшины, «воры в законе», священнослужители, видные деятели культуры, государственные деятели, международные организации типа ООН и т.д. Необходимо выделить следующие принципы медиации. 1. Беспристрастность. Медиатор должен проводить медиацию бес- пристрастно и справедливо. Идея беспристрастности медиатора является центральной в процессе медиации. Медиатор должен проводить медиа- цию только тех дел, в которых он может оставаться беспристрастным и справедливым. В любое время, если медиатор не способен проводить процесс в беспристрастной манере, он обязан прекратить медиацию. Ме- диатор должен избегать такого поведения, которое давало бы повод по- чувствовать пристрастность по отношению к другой стороне. Качество процесса медиации повышается, когда у сторон есть уверенность в бес- пристрастности медиатора. Когда медиатор назначается судом или другим институтом, то такая организация должна приложить разумные усилия по обеспечению беспристрастности услуг медиатора. Медиатор должен ос- терегаться пристрастности или предубеждений, основанных на личност- ных характеристиках сторон, их социального происхождения или поведе- ния на медиации. Обратной стороной беспристрастности является отсутствие заинте- ресованности в конфликте. Медиатор должен раскрыть все имеющиеся или потенциальные собственные интересы в конфликте, в той или иной степени известные ему. После обнаружения таковых медиатор должен отказаться от медиации или же получить согласие сторон на её проведе- ние. Необходимость защиты от пристрастности медиатора в конфликте может влиять также на поведение сторон во время и после медиации. Ин- терес медиатора в конфликте порождает сделку или такие отношения, которые могут создать впечатление предубеждения. Основной подход к вопросу о заинтересованности медиатора в конфликте согласуется с поня- тием самоопределения. Медиатор несёт ответственность за обнародова- ние всех имеющихся или потенциальных конфликтов, которые в той или иной мере ему знакомы и которые могут породить вопрос о беспристра- стности. Если все стороны согласятся на медиацию после того, как были проинформированы о конфликте, медиатор может продолжить медиацию. 26 Однако если интерес в конфликте порождает ряд сомнений целостности процесса, медиатор должен отказаться от процесса. Медиатор должен из- бегать проявления заинтересованности в конфликте как во время, так и после медиации. Без согласия всех сторон медиатор не должен впоследст- вии устанавливать профессиональные отношения с одной из сторон по касающемуся или некасающемуся делу при условии, если это может под- нять законные вопросы целостности процесса медиации. 2. Конфиденциальность. Медиатор должен обеспечить разумные ожидания сторон в отношении конфиденциальности. Конфиденциаль- ность зависит от обстоятельств медиации и любого соглашения, к кото- рому придут стороны. Медиатор не должен разглашать ход и результаты медиации, если на это нет разрешения всех сторон или если этого не тре- бует закон. По отношению к конфиденциальности стороны могут разра- ботать свои правила, или заранее договориться с медиатором, или дейст- вовать на основе уже имеющихся определённых правил. Так как гарантия конфиденциальности является важной для сторон, медиатор должен обсу- дить её с конфликтующими сторонами. Если медиатор проводит приват- ные заседания со сторонами, содержание таких заседаний с точки зрения конфиденциальности должно быть обсуждено со всеми сторонами пред- варительно. В целях защиты целостности процесса медиации медиатор должен избегать передачи кому-либо информации о поведении сторон во время процесса медиации, качестве дела или предлагаемых решениях. Если это необходимо, медиатор может сообщить о причине неявки одной из сторон. Если стороны договорились, что вся или часть выявленной ин- формации во время процесса медиации является конфиденциальной, та- кое соглашение сторон должно являться для медиатора обязательным. Конфиденциальность не может быть истолкована как ограничение или запрет на мониторинг, научные исследования или оценку программ медиации ответственными людьми. При соответствующих обстоятельст- вах научным работникам может быть разрешён доступ к статистическим данным и с разрешения сторон к зарегистрированным делам, присутствие на процессе медиации, интервью с участниками медиации. 3. Добровольность. Процедура медиации является сугубо добро- вольной. Стороны никто не может заставить воспользоваться медиацией или хотя бы попытаться это сделать. Медиация – добровольный процесс, он основан на стремлении сторон достигнуть честного и справедливого соглашения. Добровольность выражается в том, что ни одну сторону нельзя принудить к участию в медиации; выйти из процесса на любом этапе или продолжать медиацию – личное дело каждого участника; согла- сие с результатом процесса медиации также сугубо добровольно; стороны сами контролируют своё будущее, а не подвергаются контролю третьей стороны, такой как судьи или арбитры, которые, конечно, не обладают полными сведениями и представлениями обо всех фактах и подоплёке 27 сторон и спора; услуги того или иного медиатора на какой-то части про- цесса или в течение всей процедуры принимаются обеими сторонами также добровольно. В принципе, в качестве медиатора может выступать кто угодно. Су- ществуют, однако, группы людей, которые в силу их статуса относятся к официальным медиаторам, неофициальным медиаторам, спонтанным ме- диаторам (рис. 5). Необходимо отметить, что если в роли медиатора выступают «спон- танные медиаторы», то в этом случае нельзя говорить о профессиональ- ной помощи. Выделяют пять типов медиаторов (с точки зрения стиля медиации): 1) «третейский судья» – обладает максимальными возможностями для решения проблемы, изучает проблему всесторонне, и его решение не обжалуется; 2) «арбитр» – то же самое, но стороны могут не согласиться с его решением и обратиться к другому; 3) «посредник» (нейтральная роль) – обладает специальными зна- ниями и обеспечивает конструктивное разрешение конфликта, но оконча- тельное решение принадлежит оппонентам; Медиаторы Официальные Неофициальные Спонтанные - межгосударственные - представители - все свидетели организации (ООН); религиозных конфликтов; - государственные правовые организаций; - друзья; институты - психологи; - родственники, (арбитражный суд, прокуратура); - социальные - неформальные - государственные педагоги; лидеры; специализированные комиссии - юристы. - коллеги по (по урегулированию забастовок); работе. - представители правоохранительных органов (участковый в бытовых конфликтах); - руководители структур по отношению к подчинённым; - общественные организации (профсоюзы); - профессиональные медиаторы- конфликтологи; - социальные психологи. Рис. 5. Классификация медиаторов 28 4) «помощник» – организует встречу, но не участвует в обсуждении; 5) «наблюдатель» – своим присутствием в зоне конфликта смягчает его течение. Первые два типа называют высокоавторитарными. Они выгодны, ес- ли требуется скорое решение. Если конфликт не слишком напряжен, предпочтительны последние три способа. Выделяют следующие тактики воздействия медиатора на стороны. 1. Тактика поочерёдного выслушивания – применяется для уяснения ситуации и выслушивания предложений в период острого конфликта, ко- гда разъединение сторон невозможно. 2. Директивное воздействие – акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов. Цель – склонение к примирению. 3. Сделка – посредник стремится вести переговоры с участием обе- их сторон. 4. Давление на одного из оппонентов – посредник доказывает одно- му из оппонентов ошибочность его позиции. 5. Челночная дипломатия – медиатор разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, согласуя их решения. Процесс медиации распадается на ряд стадий с применением харак- терных техник. Стадия 1 – Формирование структуры и доверия. Эта стадия заклады- вает ту основу взаимоотношений, которая будет соблюдаться на протяже- нии всего медиаторского процесса. Медиатор должен потратить значи- тельное количество времени и усилий для того, чтобы процесс медиации стал понятным и приемлемым для участников. Стадия 2 – Анализ фактов и выявление проблем. Для того чтобы приемлемое решение было принято, все участники должны иметь равный объём информации и хорошо понимать действительные проблемы. По- этому вторая стадия медиаторского процесса направлена на анализ зна- чимых фактов и выявление таких проблем. Ведь чтобы разрешить кон- фликт, его сначала надо хорошо осознать. Следует заметить, что данный процесс частично начинается уже на первой стадии медиации. Задача ме- диатора на второй стадии – выявить все имеющиеся проблемы, поскольку большинство конфликтов имеет, как известно, комплексный характер. Причём нужно добиться не только личных мнений о тех или иных про- блемах, но и совместного понимания и формулирования участниками су- щества конфликта. Стадия 3 – Поиск альтернатив. Данная стадия призвана дать ответ на вопрос: «Как вы можете сделать то, что вы хотите сделать, с наибольшим эффектом?» В поиск ответа вовлекаются все участники. При этом следует понимать, что, несмотря на обилие проблем, выявленных и зафиксиро- ванных медиатором к данному моменту, ключевое решение, возможно, кроется лишь в одной или нескольких базовых. Их нужно определить в 29 первую очередь. После обзора всех проблем и определения среди них главных медиатор приглашает участников высказаться по поводу путей их решения и фиксирует высказывания. Затем делается следующий шаг – анализ предложений на предмет их соответствия некоторым критериям. Стадия 4 – Переговоры и принятие решения. Главной задачей данной стадии является кооперация участников, нацеливание их на совместную работу. В целях реализации этой задачи полезно начать диалог сторон с наименее значимых вопросов, а затем сделать акцент на тех хотя бы не- больших компромиссах, которые были достигнуты в рамках такого диа- лога. В случае когда разговор всё же начинается с крупных проблем и предложений по их разрешению, важно в качестве позитивного фактора обращать внимание на то, что участники согласились обсуждать даже те проблемы, по которым ранее существовала высокая степень непримири- мости. Нужно помнить и ещё об одном: слишком длинный список пред- ложений для обсуждения и выбора в ряде случаев затрудняет принятие решения и, следовательно, должен быть максимально сокращён. Стадия 5 – Составление итогового документа. Функция этой стадии производство документа (плана или соглашения), в котором были бы чёт- ко изложены принятые участниками решения, их текущие намерения и варианты поведения в будущем. Чем занимается медиатор на данной ста- дии? Он организовывает составление плана, уточняет формулировки, за- писывает принятые решения и стимулирует внесение в итоговый доку- мент пунктов, которые говорили бы о возможности его корректировки в случае тех или иных изменений. В процессе выработки приемлемого со- глашения стоит помнить, что начинать путь к нему целесообразно с наи- более лёгких вопросов. Их решение оказывает положительное психологи- ческое воздействие на участников переговоров и демонстрирует принци- пиальную возможность достижения договорённостей. Столь же позитив- ное воздействие данный приём оказывает и на общественное мнение. Стадия 6 – Правовая процедура и утверждение соглашения. Доволь- но часто бывает, что конфликт между сторонами затрагивает и их внеш- нее окружение, а принятое соглашение или план нуждается в институциа- лизации, что предполагает правовое сопровождение и утверждение (ра- тификацию) ответственными инстанциями: комитетами и комиссиями представительных органов власти, исполнительными структурами, суда- ми и т.п. Таким образом, на медиаторской сессии следует определить, какие механизмы обеспечат наиболее быструю и эффективную ратифика- цию принятого документа, какие представители сторон будут этим зани- маться и какие ресурсы для этого потребуются. Стадия 7 – Выполнение, пересмотр и коррективы соглашения. Когда стороны начинают работать в соответствии с достигнутыми договорён- ностями, пункты этих договорённостей могут переосмысливаться, ситуа- 30

Материал олимпиады подготовила учитель истории

Конобевцева Лилия Николаевна

I (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП

Обществознание

9 класс

(90 минут) 1 вариант

Блок1.

1. Право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой называется:

а) свободой слова

б) свободой совести

в) свободой веры

г) свободой передвижения

д) свободой собраний

3. Что пропущено в данном ряде: норма, дозволение, предписание, _____?

А) Закон

Б) Обряд

В) Запрет

Г) Право

3. Совокупность социальных институтов называется:

А) социальная стратификация

Б) социальная организация

В) социальная система

Г) социальная структура общества

4. Товар, способный своим трудом создавать другие товары-это

А) предметы труда

Б) средства производства

В) человек

Г) рабочая сила

5. К какой из подсистем общества (сфер общественной жизни) относится институт семьи?

а) Экономической

б) Социальной

в) Политико-правовой

г) Духовной

д) Ни к одной из выше перечисленных

6. Статус преимущественного развития в экономике современных развитых государств имеет:

А) рынок товаров Б) рынок идей в) рынок ценных бумаг в) рынок услуг

7. Мораль от права отличается тем, что:

А) регламентирует в основном имущественные отношения

Б) регулирует все межличностные отношения

В) регулятором ее исполнения выступает государство

Г) регулирует административные отношения

8. Способность лица, группы лиц, отдельных объединений, институтов или государства осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на поведение людей - это:

а) Плюрализм

б) Насилие

в) Эффективность

г) Власть

9. Как называется комплексная наука, изучающая свойства государства и права; совокупность правовых знаний и включающая в себя практическую деятельность юристов и систему их подготовки?

А) Право

Б) Политология

В) Экономика

Г) Юриспруденция

А) формы государства

Б) формы правления

В) формы народного представительства

Г) формы политических режимов

11.Процесс гуманизации образования предполагает:

а) соблюдение устава школы

б) обязательное среднее образование

в) учет потребностей и интересов учащихся

г) обучение в две смены

12. Деньги - это:

а) финансовый актив, используемый для совершения сделок

б) законное платежное средство для покупки товаров и услуг

в) запас ценности, единица счета, средство обращения и средство платежа

г) все ответы верны

итого 12 баллов, по 1 баллу за правильный ответ.

Блок 2.Напишите напротив утверждений, которые верны – «да», а напротив тех, которые неверны – «нет» .

1. Способ производства материальных благ (экономический способ производства) включает в себя средства и предметы труда, а также производственные отношения.

_______

2. Конституционные монархии делятся на абсолютные, ограниченные, дуалистические и парламентарные.

­_______

3. Индивид, личность, индивидуальность – понятия, не являющиеся тождественными.

_______

4.К признакам любого государства относится:

а) уважение к законам

б) наличие парламента

в) унитарное устройство

г) наличие публичной власти

Блок4. Заполните пропуски :

1. Обобщающий экономический показатель, который выражает совокупную стоимость произведенных внутри страны товаров и услуг в рыночных ценах, называется _________________________________________________________ .

2. Не является ____________________________ действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Блок 5. Ответь на вопросы.

Вопрос 1
Евгений Р., когда ему исполнилось шестнадцать лет, вступил в брак с Надеждой Д. На момент вступления в брак Евгений находился на попечительстве своей тети Марины Михайловны.
Остается ли Евгений на попечительстве Марины Михайловны после вступления в брак? Ответ обоснуйте.

Вопрос 2
Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию:
Капитал, обмен, недра, предпринимательские способности.

Блок 6 .Из приведенных слов и словосочетаний составьте определения двух обществоведческих понятий. Одни и те же слова не могут использоваться дважды. В этом лингвистическом конструкторе вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр.

    Способность человека, переселение, критическая оценка собственных поступков, большие группы людей, переживание несоответствия своего поведения должному, перемещение.

1.-……………………………………………………………………………………………………………………………..

2.-……………………………………………………………………………………………………………………………..

2. Организация, политика, индивидуальные особенности, выражающая интересы социальных групп, личность, обеспечивающая ей успех, объединение, активная часть общества, легкость овладения ею. Участвующая в борьбе за власть, деятельность.

1-………………………………………………………………………………………………………………………………….

2.-………………………………………………………………………………………………………………………………..

Блок 7. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из
предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе,
прилагательные в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть
и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу.
Экономический ____(А) – это период колебания деловой активности. Он имеет
4 основные фазы: подъём, пик, ___(Б), дно. В период фазы подъёма резко
увеличиваются объёмы производства, растут цены и ___(В), ____(Г)
сокращается до естественного уровня. В точке пика экономика
«перегревается», ___(Д) переполнен товарами, а покупательская активность
населения низка. Предприятия же, не получающие ту ___(Е), на которую они
рассчитывали, оказываются неспособны погашать свои кредитные ___(Ж)
перед банками. Наступает период массового ___(З) фирм, растёт уровень
безработицы. Во время депрессии сокращается падение объёмов
производства

Список терминов: 1. банкротство 2. безработица 3. доход 4. издержки 5. инфляция 6. кризис 7. обязательство 8. падение 9. прибыль 10. фирма 11. производство 12. процентная ставка 13. рынок 14. спад 15. цена 16. цикл

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2017/18

I (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП

Обществознание

9 класс

(90 минут) 2 вариант

Блок 1.

1. Что является отличительной чертой индустриального общества?

а) приоритет ценностей коллектива

б) превращение науки в общественный институт

в) низкая социальная мобильность

г) широкое использование компьютерных технологий 2. К какому типу государства (по форме правления) относится современная Россия?

а) Смешанная республика

б) Парламентарная республика

в) Конституционная монархия

г) Дуалистическая монархия

д) Федеративное государство

е) Демократическое государство

3. Товар, способный своим трудом создавать другие товары- это:

А) предметы труда б) средства производства в) человек г) рабочая сила.

4. Понятие «классовая борьба» ввели в употребление:

А) французские историки конца 18 века

Б) английские экономисты начала 19 века

В) социалисты-утописты

Г) К. Маркс и Ф. Энгельс

5. Интуиция - это:

а) чувственное познание

б) познание сверхъестественного

в) способность предвидения

г) непосредственное схватывание сущности вещи

6. Единство территории, языка, культуры, экономического уклада жизни являются признаками:

А) нации б) государства в) класса г) племени.

    Поведение, которое не соответствует социальным нормам называется:

А) ненормальным б) аномальным, в) традиционным г) отклоняющимся.

    К основным видам экономических отношений относят

1)труд

2)предпринимательство

3)производство

4)распределение

5)творчество

6)обмен

9 Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Эволюция, революция, стагнация, прогресс, регресс.

10. высшим органом исполнительной власти в нашей стране является:

А) Министерство иностранных дел РФ

Б) Администрация Президента РФ

В) Верховный суд РФ

Г) Правительство РФ

11.Переход к постиндустриальному обществу характеризуется
А) формированием рыночной экономики
Б) ограничением социальной мобильности
В) расширением возможностей массовой коммуникации
Г) организацией массового промышленного производства

12. К числу социальных последствий НТР относится:
А) уменьшение среднего класса
Б) снижение затрат на образование
В) рост требований к подготовке специалиста
Г) увеличение продолжительности рабочего дня

Блок 2. Напишите напротив утверждений, которые верны – «да», а напротив тех, которые неверны – «нет» .

1. Российский парламент (Федеральное собрание) состоит из двух палат.

_______

2. Общество относится к саморазвивающимся системам.

_______

3. В случае невозможности личного участия в выборах допускается выдача доверенности на другое лицо с целью голосования за кандидата, указанного в доверенности._______

Блок3. Что объединяет приведённые ниже явления? Дайте максимально точный ответ.

Группы поддержки, медиаторы, подстрекатели, пособники, свидетели, стороны

Блок 4. Заполните пропуски :

1. Автором категорического императива – всеобщего нравственного закона, согласно которому каждый должен поступать «согласно только такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» является ________________ .

    Политическая __________________ - это система концептуально оформленных представлений, взглядов и воззрений на политическую жизнь, особый способ объяснения мира политики, в основе которого лежат ориентации на те или иные политические явления, процессы, институты.

Блок 5.Ответь на вопросы.

1. Что объединяет приведенные ниже страны с точки зрения формы государства? Дайте максимально точный ответ.
Россия, Германия, Бразилия, США, Мексика, Индия.
2.Что объединяет приведенные ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.
военно-морской флот, военно-воздушные силы, сухопутные войска, воздушно-десантные войска.

Блок 6. Из приведенных слов и словосочетаний составьте определения двух обществоведческих понятий. Одни и те же слова не могут использоваться дважды. В этом лингвистическом конструкторе вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр.

    Форма, денежные доходы, систематизация, роспись, законы, одна из областей, регулирующие, определенный срок, нормативные акты, государство, общественные отношения, расходы, иные, составляемая.

1-…………………………………………………………………………………………………………………………………

2-……………………………………………………………………………………………………………………………….

    Группы населения, направленный, конкуренция, мотив, иностранная, истребление, расовый, другой, защита, национальный, государство, религиозный, отдельный, или, политика, экономический, национальная политика.

1-……………………………………………………………………………………………………………………………………….

2-……………………………………………………………………………………………………………………………………….

Блок 7. 15. Вставьте пропущенные слова.

В РФ свободное и добровольное участие граждан в выборах на основе всеобщего, _____ и _____ избирательного права при тайном голосовании.

А) Прямого

Б) Равного

В) Законного

Г) Народного

Ответы:

Вариант1.

Блок 1.

1-б, 2-в, 3-в, 4-г, 5-б, 6-б, 7-б, 8-г, 9-г, 10-г.11-в, 12-г(12 баллов) по 1 баллу за правильный ответ.

Блок 2. (6 баллов) по 2 балла за правильный ответ

    Нет, еще включает человека- производительные силы.

    нет.

    да.

Блок 3. (8 баллов) по 2 балла за правильный ответ.

    Формы правления

    Основания(ресурсы) власти

    Страты, стратификация

    Публичная власть

Блок 4. (2 балла) по 1 баллу за правильный ответ.

    Валовый внутренний продукт

    преступление

Блок 5. (по 2 балла за правильный ответ) 4 балла.

1-нет, так, как женитьба делает его полностью дееспособном гражданином(процедура эмансипации)

2.обмен, так, как не относится к факторам производства.

Блок 6. По 2 балла за термин и определение (8 баллов)

1. Миграция- переселение, перемещение больших масс людей

2.Совесть-способность человека к критической оценке своих поступков, переживание несоответствия своего поведения должному.

1. Политическая партия-организация, выражающая интересы социальных групп, активная часть общества, участвующая в борьбе за власть.

2. Способности- индивидуальные особенности личности, обеспечивающая ей успех в деятельности, легкость овладения ею.

Блок 7. Ответ: А Б В Г Д Е Ж З И К

16 14 3 2 13 9 7 1 12 15 (3 балла)

итого 47 баллов

Вариант2.

Блок1 . 1-б, 2-а, 3-г, 4-а, 5-б, 6-б, 7-г, 8-346, 9-стагнация, 10-г.11-в, 12-в(12 баллов) по 1 баллу за правильный ответ.

Блок2. (6 баллов) по 2 балла за правильный ответ

    да.

    нет.

Блок3. (8 баллов).

участники социального конфликта.

Блок 4.(4 балла) по 2 балла за правильный ответ.

    И. Кант

    идеология

Блок5. .(по 2 балла за правильный ответ) 4 балла

    федеративные государства

    вооруженные силы

Блок6. По 2 балла за термин и определение (8 баллов)

1. Бюджет-роспись денежных доходов и расходов государства, составляется на определенный срок.

2.Кодификация-форма систематизации законов и иных нормативных актов, регулируемых одну из областей общественных отношений.

    Геноцид- истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным или другим мотивам.

    Протекционизм- экономическая политика государства, направленная на защиту национальной экономики от иностранной конкуренции.

Блок 7. А, Б (3 балла)

Итого 45 баллов.

Победитель – 40-45 баллов

Призёр – 32-39

3 место -25-31

Субъекты - участники, стороны конфликта, это взаимно активно противоборствующие стороны социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта, или же скрытно и явно поддерживающие конфликт.

Роли участников конфликта неодинаковы. Все участники конфликта ведут себя по-разному в зависимости от интересов и роли, которую они выполняют в той или иной ситуации.

Современная конфликтология подразделяют всех участников конфликта на основных (прямых) и неосновных (косвенных).

Основные участники конфликта - это всегда прямые, непосредственные стороны, участвующие в противоборстве. Им принадлежит решающая и наиболее активная роль в его возникновении и развитии. Основные участники конфликта являются его главными действующими лицами, и противоречие именно их интересов лежит в основе противоборства. Поэтому основных участников именуют субъектами, или оппонентами конфликта.

В связи с тем потенциалом или мощью, которым обладают стороны, участвующие в конфликте, выделяют такое понятие, как ранг оппонента. Чем больше у участника конфликта имеется возможностей влиять на ход противоборства, тем выше его ранг. При этом ранжирование можно производить по разным основаниям: физической силе, политической и экономической мощи, ресурсному, административному или информационному потенциалу и т.д. Ранг участников конфликта непосредственно связан с их социальным статусом - положением, занимаемым в обществе в соответствии с профессией, возрастом, семейным положением и социальной ролью участника конфликта.

Ранг - позиция, занимаемая одной из сторон по отношению к противоборствующей стороне. Можно выделить следующие типы оппонентов, согласно рангу:

оппонент 1 ранга - человек, выступающий от своего собственного имени и преследующий собственные интересы;

оппоненты 2 ранга - отдельные индивиды, преследующие групповые интересы;

оппонент 3 ранга - структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп;

оппоненты 4 ранга - государственные структуры, выступающие от имени закона.

Группы поддержки . Сложность конфликта как социального явления состоит в том, что помимо основных участников конфликта могут быть силы (отдельные индивиды, группы), которые разделяют позиции противоборствующих сторон. Эти силы либо непосредственно, активно своими действиями поддерживают основных участников, либо своим присутствием и молчаливым согласием могут воздействовать на развитие конфликта. Несмотря на то, что отдельные инциденты происходят без свидетелей, исход конфликта во многом определяется существованием групп поддержки.

Другие участники . Данную группу составляют те субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Например, подстрекатели и организаторы конфликта. Подстрекатель - это субъект (лицо, организация и пр.) который подталкивает другого участника к конфликту. Сам подстрекатель может в этом конфликте и не участвовать. Его задача - спровоцировать, развязать конфликт и его развитие. Организатор - субъект, планирующий конфликт и его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников, и пр. В производственной организации это может быть формальный или неформальный лидер, профсоюз и т.д. и